Биографии Характеристики Анализ

План-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему: от добрых правил – добрые слова и поступки. План-конспект урока по орксэ на тему "от добрых правил - добрые слова и поступки" (4 класс)

Всегда будьте чуть добрее, чем необходимо.

Луций Анней Сенека.

Смой злое с сердца твоего.

(Иеремия 4:14)

Дороже всех титулов - доброе сердце.

Доброжелательность ко всем существам — это истинная религия; лелейте в ваших сердцах безграничную доброжелательность ко всему сущему.

Сияя любовью и добром,

мы все становимся немного волшебниками!

Будь хорошим. Плохих и так достаточно.

Я знаю только одно волшебство - Любовь.

Шри Рави Шанкар


Как хорошо, что доброта

Живёт на свете вместе с нами.☺


Надуешь мыльных пузырей и мир становится добрей))



И совсем не важно какое время года за окном, если мысли твои о чём-то теплом и хорошем...

Доброта и искренность - признак силы.

Не каждый может себе это позволить.

Пусть свет добра вашей души освещает все вокруг! Аня Скляр

Доброта - она не увядает и не ждёт взаимности в ответ,
Никогда не жжёт, а согревает, оставляя в душах яркий свет.
Доброта не судит, не калечит - от неё не стоит ждать вреда.
Лишь она от злобы мир излечит, не завысив цену никогда...

Запомните: за всё, что вы совершаете недоброе, придётся расплачиваться той же монетой… Не знаю, кто уж следит за этим, но следит, и очень внимательно.

Фаина Раневская


Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе, не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает ему большую радость.

Луций Сенека


Желаем вам улыбок и любви,

Пусть в семьях ваших мир продлится вечно!

Пусть излучают свет все ваши дни

И дарят радость жизни бесконечно!)

Не делайте никому назло, делайте СЕБЕ на СЧАСТЬЕ...

Для добрых дел не надо серебра... Не надо ни богатства и ни злата... А надо, чтоб душа была щедра... И добротой и верою богата...


Творите добро — это прекрасно

Чуть больше любви, чуть меньше сражений,

— и мир будет в порядке.


Не стоит нести людям добро, если они этого не просят. Вам это дорого обойдется. Лучшее, что можно сделать - положить добро на видное место и тихонько отойти.

Кому надо - тот сам возьмет.

Излучайте добрые чувства, и Вселенная ответит Вам тем же.

Просто в жизни мне всегда тепло

Оттого, что есть ЦВЕТЫ и ДЕТИ.

Просто делать ДОБРОЕ на свете

Во сто крат приятнее, чем зло.

Эдуард Асадов


Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение,

что ты сделал людям хоть каплю добра.


Добро творите. Рук не опускайте.

Цените каждый миг и каждый час.

Живите радостно. И просто знайте,

Что многое зависит лишь от нас!



Надуешь мыльных пузырей - и мир становится добрей))

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Милостивые государи и милостивые государыни, выращивайте в душе своей, в самом светлом её уголке, такие прекрасные цветы, как добродетель, скромность, честность, справедливость и любовь.

Виктор Гюго.



Мечтайте, надейтесь, планируйте - доброта должна быть большой пушистой и позитивной!

Добром окутай всех, кто рядом,

Хоть капельку, но подари.

Пусть даже добрым своим взглядом

Сердца людские ты зажги.

Все люди для меня учителя,

Все встречи - моя награда...

Учусь у злого - как нельзя,

У доброго учусь - как надо...​


Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему.

Генри Дэвид Торо

Для того чтобы бороться с чудовищным злом, требуется чудовищное добро.

Если каждый делает добро в пределах своих возможностей, возможности добра становятся беспредельными.

Ф.Искандер


Окружить сердце ласкою и укутаться в нежность

Акварелью раскрасить в цвет свою безмятежность

Прикасаться с любовью

как ребёнок с лепетом

И ценить всё то, что имеешь

бережно, с лёгким трепетом.


Твори добро и станет жизнь прекрасна,

Твори добро и будет веселей,

Твори добро, забудь про все ненастья,

Твори добро для всех вокруг людей.

Когда-нибудь тебе внушит, что о твою доброту вытирают ноги - не верь. Оставайся добрым. Ведь добро — это просто, и оно спасает мир.


Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром)

Может, лучше не уничтожать зло, а растить добро?

Aня Скляр

Сделай мне добрость!
- Давай я чаю тебе налью.
- Не, так не считается.
- А с конфеткой?
- Воооот... уже добрость пошла ツ

Раньше дефицитом считалась черная икра и импортные джинсы. Сегодня же в дефиците искренность, порядочность, доброта...

Будьте чисты душой и добры сердцем. Красота души словно свет маяка привлекает в вашу жизнь счастье, которого вы заслуживаете.

Всем - светлых мыслей и доброты в сердце!)

Красив не тот, кто внешне получился, а тот, кто с добротой в душе родился.

Красота лишь привлекает внимание, Доброта завоевывает Сердце...

Это я исполнен доброты и лени

Приучи себя при первом взгляде на человека всегда от души желать ему добра!

Антоний Сурожский


Что такое добро? Это счастья кусочек, Это свежего воздуха, ветра глоточек. Ты его подари, и оно развернется, У кого-то сильней просто сердце забьется. Не купить это слово и не продать, Подарить его можно иль просто отдать…

Любовь нужно в себе постоянно поддерживать. Добрыми эмоциями и поступками, любимыми местами, книгами, людьми, уединением, животными. Эльчин Сафарли - Расскажи мне о море

Многие пытаются раскрасить свою жизнь развлечениями, но единственный источник радости - доброта.

Пусть каждый день будет добрым!

Глупо надеяться совершить что-то глобальное, например, установить мир во всём мире, устроить счастье для всех, но каждый может сделать какое-нибудь маленькое дело, благодаря которому мир станет хоть чуточку лучше.

Твори добро не для чего-то,

А от сердечной чистоты)



Не упускайте случая делать добро)

Не держите зла! Держите шарики!

В конце жизни будет не важно сколько машин у тебя в гараже и в каких клубах ты был. Важно сколько жизней ты изменил, на скольких людей повлиял и кому помог. Делай добро! Это приятно!

Всем лучи добра!!)))))))

Пожелай добро любимой и добро к тебе вернется,
Пожелай добро ты другу и вдвойне к тебе вернется,
Пожелай добро соседу и втройне к тебе вернется,
Пожелай добро врагу ты и в пять раз к тебе вернется,
Пожелай добро всем людям, в десять раз к тебе вернется,
Пожелай добро Земле ты и в сто раз к тебе вернется,
Пожелай добро Вселенной и Вселенная ответит,
Так что все Добро Вселенной тебе Счастьем обернется!

Не задумывай добрых дел, а делай добро. Роберт Вальзер


Капля добра лучше целой бочки философии...

Лев Толстой ---

Тщательно охраняйте внутри себя это сокровище - доброту. Умейте дарить без колебаний, терять без сожаления, приобретать без скупости.

Отдай миру лучшее, что есть в тебе...
и к тебе вернется лучшее, что есть в мире!

В народе говорят, что человек,
Когда он что-то доброе свершает,
То свой земной, свой человечий век
Не менее чем на год продлевает.

А потому, чтоб жизнь не подвела
И чтоб прожить вам более столетия,
Шагайте, люди, избегая зла,
И помните, что добрые дела —
Вернейшая дорога в долголетие!

Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров,
Тем больше вернется тепла.

Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше.

Думай при каждом пробуждении: «Какое добро совершить мне сегодня? Зайдет солнце и унесет с собой часть моей жизни».

Индийская поговорка

Что такое добро?

Добро - это чудо, которое может сотворить каждый!

(Задумывайтесь о том что вы делаете и как вы это делаете)


А вы забудьте — и станет легче.
А вы простите — и будет Праздник.
А вы стремитесь — и вам удастся…
Не поскупитесь — и вам воздастся!
И вам вернётся — вознаградится...
А вы поверьте — и будут верить!
Начните сами — кругом начнётся!
А вы ЛЮБИТЕ! И вам зачтётся!

Они говорят тебе гадости, а ты отвечаешь добром.

Это мне?
- Тебе...
- А за что?
- Просто так!

Просто так

Это вам. Просто так:)

Моя религия очень проста. Мне не нужны храмы. Мне не нужна какая-то особенная, сложная философия. Мое сердце, моя голова - вот мой храм. Моя философия - доброта. Далай Лама

Доброта в словах рождает доверие.
Доброта в мыслях улучшает отношения.
Доброта в поступках рождает любовь.

Какая разница, тепло на улице или холодно, когда в твоей комнате целый день живёт маленькая радуга?

Элинор Портер "Поллианна" ---

Мы в детстве были намного откровеннее...
- Что у тебя на завтрак?
- Ничего.
- А у меня хлеб с маслом и вареньем. Возьми немного хлеба моего...
Года прошли, и мы иными стали, теперь никто не спросит никого:
- Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли? Возьми немного света моего.

Когда вы улыбаетесь, счастье испытываете не только вы. Вы вносите луч света и в жизни других.

Земля всегда полна чудес. Только большинство людей не знает об этом, отчего и происходят все их несчастья. И самое первое чудо заключается в том, что, заняв свой ум доброй мыслью, мы не оставляем в нем места для злой.

Фрэнсис Элиза Бернетт

Когда душа начнет мерзнуть - сварите какао.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшение человека…

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые дела. Лев Николаевич Толстой

Этот мир - как эхо в горах: если мы бросаем в него гнев, возвращается гнев; если мы отдаем любовь, возвращается любовь.

И это естественное явление, о нем не нужно думать. Можно ему довериться - все случится само собой. Это закон кармы: что посеешь, то и пожнешь - к вам вернется все, что вы отдадите. Не нужно об этом думать, все происходит автоматически.

Любите и будьте любимы!..

Ошо ---

Добейся, чтобы у тебя внутри не было Сопротивления, не было ненависти, негатива. "Любите врагов ваших", — говорил Иисус, и это, разумеется, означает: "Не имейте врагов".

Экхарт Толле

Пусть неблагодарность многих не отпугивает вас от того,

чтобы делать людям добро;

ведь помимо того, что благотворение само по себе

и без всякой другой цели - дело благородное,

но делая добро, встречаешь иной раз в ком-нибудь

одном столько благодарности,

что это вознаграждает за всю неблагодарность других.

Франческо Гвиччардини

Сколько времени вы думаете о хорошем?
Именно столько хорошего вы и получите.

Если каждый делает добро в пределах своих возможностей, возможности добра становятся беспредельными.

Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем.

Александр Грин, "Алые паруса" ---

Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше.
Отвечайте добром или не отвечайте никак.
Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше.

Не верь тому, кто говорит красиво, в его словах всегда игра.
Поверь тому, кто молчаливо, творит красивые дела.

Сколько в человеке доброты, света, любви - столько в нем и жизни!

Ты можешь по собственному желанию наполнить свой мир:

добром или злом,
алчностью или бескорыстием,
агрессией или миром,
равнодушием или милосердием;

помни только - что оставляешь на пути своем, то и встречается на нем.

Каждое наше действие оставляет след в душе и участвует при формировании нашего характера и судьбы. Когда вы поймёте этот принцип, то будете тщательнее следить за тем, чтобы в ваших делах заключалось только добро.

Побеждай гнев мягкостью,
Зло - добром,
Жадность - щедростью,
Ложь - правдой.

Быть может, времена уже не те… Условия диктует век спешащий… Но сердце так грустит о доброте… Не модной…Искренней…И настоящей…

Когда не знаешь, как поступить, поступи по-человечески.

Чем за общее счастье без толку страдать -

Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.

Лучше друга к себе привязать добротою,

Чем от пут человечество освобождать.

Омар Хайям

Вы можете закидать другого человека. Камнями или цветами. В зависимости от того, что у вас имеется в наличии. Если в душе камни, то камнями. Если цветы....то цветами. И дело не в этом человеке. Дело в вас!

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей:

«Сегодня мне повезло, — я проснулся.
Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить её впустую.
Я направлю всю свою энергию на внутреннее развитие,
Чтобы раскрыть свое сердце другим
И достичь просветления во благо всем существам.
Я буду питать лишь добрые помыслы о других.
Я не стану сердиться или думать о них дурное.
Всеми силами буду я приносить пользу другим».

Всё блаженство мира происходит от желания блаженства другому; Всё страдание людей мира - от желания своего личного блаженства. Шантидэва

Наша самая большая сила заключается в доброте и нежности нашего сердца...

Сколько же нужно мудрости, чтобы никогда не терять доброты!

М. Эбнер-Эшенбах

Мы становимся счастливыми, здоровыми и успешными, когда перестаем жаловаться и браниться.

Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром.

Для чего действительно нужна смелость, так это для искренности.

Попробуй стать радугой в чьей-то туче.

Это невозможно и не нужно - постоянно радоваться. Но всегда можно сесть рядом с дорогим человеком, положить ему руку на плечо (или обнять его) и разделить его тучу пополам. В просвет между двумя дождевыми облаками хлынет твое солнце и осветит падающие капли. Именно так и получается радуга, верно?

Спросите у себя: были ли вы добры сегодня? Сделайте доброту вашим ежедневным неотъемлемым атрибутом и мир вокруг вас изменится.

Если хочешь, чтобы твои ноги не болели от колючек, покрой всю землю цветочным ковром. Абу-ль-Фарадж

Знаешь, сейчас так хочется хотя бы на часок такую маленькую карманную фею, как из старого диснеевского мультфильма про спящую красавицу. Чтобы она сказала «бибиди-бабодибум» и все-все сложилось, разгладилось.

Эльчин Сафарли - Мне тебя обещали ---

Крошечный добрый поступок лучше, чем самые торжественные обещания сделать невозможное.

Томас Маколей ---

Когда совершишь добро, оно не прекращается, а желает продолжаться. Багаж из добрых поступков приносит истинное счастье.

Важны не столько рассуждения о добре, сколько добрые дела. М. Монтескье



Я убежден, что душа каждого человека радуется, когда он делает добро другому. Т.Джефферсон

Чтобы в нашиx руках оказался целый мир, надо всего лишь перестать сжимать кулаки и раскрыть ладони.

Шри Шри Рави Шанкар ---

Если сердце чисто,

чудо произойдет.

Доброту трудно раздать, потому что она все время возвращается.


Как не будет у нас приятного жилья, пока мы не впустим в свои комнаты свежий воздух и солнечный свет, так и тело наше не будет сильным, а лицо счастливым и ясным, пока наш разум не будет открыт добрым мыслям. Джеймс Аллен


Живи так, чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись.
А общаясь с тобой стали чуточку счастливей...


Я читал о бесчинствах, бессмысленности и отвратительности, подозрении и цинизме. …Мне кажется, я одинок в своих настойчивых заявлениях о реальности добра, порядочности, великодушия, все остальные хранят молчание. В мире существуют добро и зло, они сражаются между собой, и битве этой нет конца. Однако если добрые люди сдадутся, сражение будет проиграно .

Они говорят тебе всякие пакости, а ты отвечаешь добром?!
- Каждый расходует то, что у него есть.

Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, — попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо — увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне. Максим Горький

Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека — не стараться светить, но стараться очищать себя. Лев Николаевич Толстой

Всем тем, кто мне желает зла...Добра Вам, слышите?! Добра!!!)))

Если случайности неслучайны, то и обычности необычны.

Счастливыми я считаю тех, кто пользуется всеми видами добра без примеси зла. Цицерон

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека... Федор Михайлович Достоевский

Истинный Свет — тот, что исходит изнутри человека и открывает тайны сердца душе, делая ее счастливой и согласной с жизнью. Джебран Халиль Джебран

Если не знаешь, как поступить, то старайся поступать так, чтобы количество добра в мире хотя бы не стало меньше. Владимир Федоров

Чем больше человек отдаёт добро, тем больше места он освобождает для получения новой энергии добра. Откройте себя навстречу добру. Вячеслав Панкратов, Людмила Щербинина Улыбнись на счастье!

Часто, сами того не замечая, мы меняем жизни людей, которые нас окружают, к лучшему. Это почетно и совсем не сложно. Просто прислушивайся к себе и берись за любую возможности помочь - и словом, и делом. Пусть мы этого никогда не узнаем, но наш добрый поступок может обернуться для человека удивительным образом.

Особенное добро (Христианская притча)

Один брат сказал некому старцу:
— Если увижу брата, о котором я слышал что-нибудь худое, то не могу никак принудить себя, чтобы впустить его в мою келью. Если же увижу хорошего брата, то впускаю его охотно.
Старец ответил:
— Если делаешь добро доброму брату, то этого мало — сделай особенное добро тому, кто подвержен немощи.

Надо любить всех.
Но если не можешь, хотя бы желай всем добра.
Духовные наставления старца Гавриила (Ургебадзе)

Практикуйте доброту весь день ко всем окружающим вас людям, и вы поймете, вы уже сейчас на небесах.

Для доброго дела не может быть поздно.

Вежливые поступки и слова.

Цели:

1. Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

3. Развивать речь.

4. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Задачи урока:

1. Привитие интереса к чтению, литературе.

2. Развивать познавательную активность, актерские способности.

3. Способствовать развитию речи учащихся.

Оборудование: слайды, карточки со словами и словосочетаниями, интерактивная доска, диск с музыкой, диск с мультфильмом.

Литературный ряд:

    стихи “Ежели вы вежливы”, И. Никольская “Невежливая вежливость” , О. Дриз “Добрые слова”,мультфильм В. Сутеева «Мешок с яблоками», стихотворение «Четыре глаза»,рассказ, стихотворение Л. Николаенко «Доброта» Музыкальный ряд: музыка Шаинского.

Ход урока.

Презентация

I. Организационный момент.

1. Вступление. Пригласительный билет.

2. Учитель: Много интересного ждет вас сегодня на классном часе . Сегодня мы отправимся в страну “Доброты и вежливости”. Мы поплывем туда на корабле. Слайд 1 (корабль)

Но чтобы попасть на корабль мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.

Дети: называют вежливые слова и садятся. Слайд 2 (слова)

(здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)

Учитель: А что такое вежливость? Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Первое море, которое мы должны переплыть – “Море милосердия”.

Слайд3 (море)

Учитель. Пока мы будем плыть посмотрим мультфильм, который называется «Мешок с яблоками». (просмотр мультфильма)

Беседа по прочитанному.

Учитель . Зачем заяц пошел в лес? Кому он нес яблоки? Велика ли семья у зайца? Кого встретил заяц на обратном пути? Как он отнесся к зверям? Что так рассмешило ворону? Что вы можете сказать о зайце? (добрый, милосердный)

Учитель. Вот какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов в словаре русского языка : " Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь, из сострадания, человеколюбия". (на слайде3 слова)

1 ученик : Будь милосердным. Помогай тому, кто находится в беде, кому нужна твоя помощь. Не отказывай тем, кто в тебе нуждается. Забудь о себе, чтобы помочь другому. Дари добро, не надеясь на благодарность. Человек живет не для одного себя, а для тех, кто рядом с ним. БУДЬ МИЛОСЕРДНЫМ.

Мы переплыли море и оказались неожиданно в «Заливе «зла». Телеграмма! СОС с залива Добра. “Подумай-ка” Слайд4.

Текст телеграммы “Помогите! Будьте добры! Наш залив захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас пожалуйста замените противоположными словами её служителей.” Слайд 5

ГРУБОСТЬ

НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА

ЖЕСТОКОСТЬ

ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ

ДЕРЗОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ

Учитель: Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро

А теперь послушайте стихотворение "Четыре глаза".

Сквозь стекла Саша посмотрел -
И день как будто посветлел.
Но только снял он стекла,
Как все кругом поблекло.
В очках и небо голубей,
Просторнее и выше,
И виден каждый воробей,
Усевшийся на крыше.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат: - Скажи, зачем
Тебе четыре глаза?

Учитель. Ребята, а в вашем классе были подобные случаи? Кому должно быть действительно стыдно в этом стихотворении? Почему? Вот мы с вами и определили следующее правило человеческих отношений.

2 ученик : Ненависть – сродни убийству. Убить можно и словом, взглядом, молчанием. Если сердишься на другого человека и хочешь сказать ему грубое слово – заглуши в своей душе злобу и помирись с ним. Неблагородно за обиду платить обидой. НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА.

Учитель Ребята, мы освободили залив от зла, теперь он стал «Заливом добра!»

Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста

Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится быстрей земля

Если рядом будет доброта

Доброта с годами не стареет

Доброта от холода согреет

Если доброта живет на свете

Счастливы и взрослые и дети!

Учитель. А теперь давайте послушаем стихотворение Л. Николаенко "Доброта".

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

Учитель: Многим в жизни мы обязаны своим родителям. И сколько бы вам ни было лет, вам всегда нужны родители. И чем больше ваша любовь к ним, тем радостнее и светлее становится жизнь. Скажите. А учителя и окружающие вас взрослые люди похожи на ваших родителей? Чем? Какое же правило вы должны еще всегда помнить?

3 ученик : Люби, уважай и помогай своим родителям. Словами и делами старайся радовать их. Уважай взрослых. Будь терпеливым и снисходительным к пожилым людям. УВАЖАЙ РОДИТЕЛЕЙ.

Учитель: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

Физминутка «Рыбки плавали».

Рыбки плавали, ныряли

В теплой светленькой воде

То сожмуться, разожмуться

То зароются в песке

Учитель . Наш корабль подплыл к берегу острова, где находится наша Страна «Добра и вежливости» Слайд 7.

Мы попали сразу на аллею “ Аллея приветствий ” Слайд8. Мы выходим на берег, под ногами горячий песок, идем по песку, выходим и слушаем стихотворение.

Ученик читает стих.

Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.

Стих “Добрые слова” О. Дриз (читает ученик).

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
“Добрый вечер!” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

. Блиц-вопрос "Доскажи словечко".

Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…

Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 4 класс !
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова…. (здравствуй)
А слово - то какое –
Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он "как торпеда"
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова… (извините)
А слово - то какое –
Очень дорогое!

Он про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо)
Слово – то какое –
Очень дорогое!

Учитель : мы вспомнили слова приветствия.

Перед нами дворец «Вежливости» Слайд9.

Ученики читают стихотворение “Невежливая вежливость ” И. Кульская

Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:
- С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Иринку,
Да как дернет за косынку;
- Ты куда, Ирина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты, – вожатый закричал, -
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

Вопросы:

1. Какие вежливые слова произносил Петрусь?

2. Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?

3. Что бы вы ему посоветовали?

Мы продолжаем наше путешествие по “Дворцу вежливости” Перед нам зал «Извинений» Слайд 10.

Стих. Юсупова “Простите!” (читает ученица)

Вопрос учителя. Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?

Игра “Вежливо-невежливо”.

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете.

Учитель:

1. Поздороваться при встрече

2. Толкнуть и не извиниться

3. Свистеть. кричать, шуметь в школе.

4. Уступить место старшим.

5. Не вставать на обращение учителя.

6. Помочь подняться по лестнице.

7. Попрощаться уходя.

“Гостиная правил” Слайд 11.

Давайте послушаем рассказ Л. Н. Толстого (читает учитель).

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: "Кто разбил?"

Мальчик затрясся от страха и сказал: "Я". Отец сказал: "Спасибо, что правду сказал".

Почему папа не наказал мальчика? Давайте представим, что мальчик скрыл правду от отца. Как бы происходили события дальше? Как можно озаглавить этот рассказ? (Правда всего дороже)

4 ученик : Не лги. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи. Правда всего дороже. НЕ ЛГИ.

Учитель. Следующее правило мы сможем с вами вывести, если найдем ошибки в рассказе.

Проверь себя. Читает ученик.

После соревнований Игорь сказал Виктору: "Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Видик посмотрим". "Ладно, - ответил Виктор, - приду".Часов в 7 Игорь уже перестал ждать товарища. Вдруг резко и сильно зазвенел звонок. Виктор прошел в комнату. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола. "Это отцу подарили. На память". "Здорово сделано". А мачты из дерева что ли? – Виктор нажал посильнее и мачта слабо хрустнула. Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полу исписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам. Туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате."Ну, я пошел, пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку надо обстругать. Отдам как-нибудь". И гремя сапогами, он помчался по лестнице.

Вопросы.

Какие ошибки вы заметили? (дети перечисляют) С этим рассказом можно соотнести следующее правило.

5 ученик : Нельзя брать того, что дано другому, что тебе не принадлежит. Довольствуйся тем, что у тебя есть. Никто не может иметь всего. Если хочешь взять чужую вещь, спроси разрешения. НЕ БЕРИ ЧУЖОГО.

Учитель. Вам нравится играть? Тогда давайте немного отдохнем и поиграем. Мне нужен самый смелый и решительный ученик из класса.

Задание: нужно расхвалить себя перед зеркалом. (ученик выполняет задание)

Учитель. Скажите, почему вашему другу было так сложно выполнить это задание? А почему вы так смеялись, когда ваш друг пытался расхвалить себя перед зеркалом?

И это не случайно. В вашей жизни существует еще одно негласное правило, с которым нас познакомит …….

6 ученик : Будь скромным. Не надо считать себя выше другого человека, не хвастайся. Всегда осуждается тот, кто страдает себялюбием, гордыней. НЕ ГОРДИСЬ.

Наш классный час подошел к концу. Слайд 12.

Подведем итоги: -

Итак, свод законов человеческих отношений прост:

1.Будь милосердным.

2.Не делай зла.

3.Уважай родителей.

5.Не бери чужого.

6.Не гордись.

Надеюсь, вы не забудете эти правила, которые помогут вам чувствовать себя по-настоящему счастливыми. В заключении послушаем стихотворение

Ручаюсь, ребята
Что хватит вам дел,
Творите добро,
Кто еще не успел –
Любите животных,
Людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте
Своей доброты.
Парадность, безделье –
Гоните их прочь!
Планета в беде! –
Вы должны ей помочь.

Мы побывали с вами в стране «Добра и вежливости». Вы смогли правильно ответить на все вопросы. Так давайте всегда оставаться в такой стране. Будем вежливыми, добрыми и честными

Слайд 13. Давайте произнесем клятву

Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту
Клянемся добрыми мы быть.

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему «От добрых правил –добрые слова и поступки»(4 класс)

Подготовила: Подгородецкая Людмила Ивановна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «ТСШ № 9»

г. Тирасполь

  • Цели урока:
  • Образовательные:
  • - изучить основные этические понятия «добро и зло»;
  • - научить сопоставлять добро и зло;
  • - научить устанавливать взаимосвязь между сдовами и поступками;
  • Воспитательные:
  • - воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.
  • . Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу этики?
  • а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
  • б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
  • г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
  • 2.Почему в жизни важно соблюдать золотое правило этики?
  • а) Потому что это закон государства.
  • б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.
  • в) В этом правиле заключается добро человеческих
  • отношений.
  • г) Все варианты верны.
  • 3.Что необходимо для того, чтобы золотое правило этики действовало в твоей жизни?
  • а) Задуматься о своих поступках.
  • б) Любить самого себя.
  • в) Все варианты верны.
  • г) любить людей как самого себя
  • 4.Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?
  • а) Потому что даёт людям добро и радость.
  • б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.
  • в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.
  • г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.
  • 5.Какие словосочетания связанны с золотым правилом этики
  • а) Играть на пианино.
  • б) Поддерживать товарища.
  • в) Бегать по дороге
  • г) Делиться с другом.
  • д) Ходить на рыбалку.
  • е) Отзываться на чувства окружающих.

Догадались что это? Сердец …

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это? Сердец доброта.

  • ПРАВИЛ СЛОВА ОТ ПОСТУПКИ - ДОБРЫЕ И ДОБРЫХ
  • Тема: «От добрых правил – добрые слова и поступки».
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». Что такое добро?

«Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, полезное»

С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». Что такое зло?

трусость

безжалостность

предательство

Зло-все плохое, жестокое, обидное.

Каждый знает, этот мир Словно кто-то разделил: На хорошее, плохое – В нас живут вот эти двое.

Они борются с годами В сказках, фильмах и в нас с вами. Каждый вправе выбирать Кому в этом помогать.

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило, Вот, кажется, Добро уж победило, Мы воспоем победу храбреца, Но живо зло, оно лишь затаилось, Оно не умирает до конца. И что поделать, им не примириться, Никто из них не может победить. Менялись их доверенные лица, Добро и Зло – их некем заменить Притча о добре и зле Притча о добре и зле Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  • «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»
  • (В.О.Ключевский)
Изречения мыслителей «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим». Ж.Лафонтен «Между добрыми л юдьми – всё доброе».Цицерон Ну, а если ты с улыбкой И хорошим делом тоже Помогаешь всем на свете, То добро всегда поможет

Составь пословицы, соединяя правую и левую часть.

Проверка выполненных работ

Копилка добрых слов

Игра «Доскажи словечко» - Растает даже ледяная глыба От слова теплого…. - Зазеленеет старый пень, Когда услышит.. - Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь…. Когда нас бранят за шалости, Говорим … И во Франции, и в Дании На прощанье говорят …

Добрый день

Здравствуйте

Извините, пожайлуста

До свидания!

Правила доброты.

  • Помогать людям.

Правила доброты.

2) Защищать слабого.

Правила доброты.

3) Делиться последним с другом.

Правила доброты.

4) Не завидовать.

Правила доброты.

5) Прощать ошибки другим.

Правила доброты.

6) Беречь природу.

Правила доброты.

7) Уважать старших.

Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта - она от века Украшенье человека…

Как бы жизнь не летела

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело

Тем живем на земле.

Рефлексия

Прикрепите цветную бабочку к ромашке, если вы узнали что-то новое и интересное сегодня на уроке, и белую, если вам было не интересно.

А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.

Домашнее задание (по выбору).

1)Продолжи сказку. «На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2) Опиши свой добродетельный поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил.

Нравственность человека видна через его отношение к слову. Для учителя воспитание нравственности – тема благодатная.

Форма предметного классного часавиртуальная экскурсия в галерею. С помощью технических средств и презентации постараемся осуществить это путешествие. Цель классного часа: выработать систему нравственного отношения к миру через связь Мысль–Слово–Дело.

На основе разных по содержанию, но схожих по нравственной ориентации текстов, которые были даны каждой группе, обучающиеся оценят нарушения моральных норм и предложат аргументированные ответы о необходимости выполнения этих самых норм. Через проблемные вопросы (значок вопроса-проблемы) обучающиеся читают текст, обсуждают, принимают решение: можно или нет поместить портрет героя в нашу галерею. Почему?

Оценка героев важна, но не менее важна самооценка и рефлексия, так как оценить себя и свою работу на уроке порой сложно, а на внеклассных мероприятиях и классных часах это сделать не так трудно. Тем более, что речь не идёт об отметке, а оценка происходит через сигнальные карточки-образы. Мы предложили сердечки двух цветов, но могут быть и улыбки, и ключи.

Нельзя не сказать о создании «ситуации успеха» (уверена, всё получится, мы проведём замечательно время), и в конце – аплодисменты, словесное "поглаживание".

Дети мотивированы на работу в группах, они и в начальной школе групповую форму использовали активно. Во внеклассных мероприятиях, на классных часах для меня она наиболее предпочтительна, наравне с круглым столом. И здесь, конечно, проявляются умения работать в команде, умения договариваться, высказывать и отстаивать свою точку зрения (без конфликтов).

Познавательные УУД формировались во время самостоятельной формулировки темы классного часа (в конце мероприятия с помощью разрезных карточек, реставрируя тему). По мнению авторов Образовательной системы "Школа 2100", формулировка темы учащимися может быть сделана и в конце урока или внеклассного мероприятия (как и исследовательская, проблемно-поисковая составляющая).

Здоровьесберегающие технологии представлены не прямо, а опосредованно: через просьбу занять расслабленную позу при прослушивании песни, покачаться в такт, обняться, поднять сердечки повыше, повернуться.

Сценарный план классного часа

1. Приветствие

Добрый день, дорогие друзья! Я уверена, что наша сегодняшняя встреча подарит нам радость от общения друг с другом, знаю точно, что у вас всё получится.

Вы сегодня являетесь представителями четырёх групп, объединённых общим делом. Давайте вспомним законы работы в группах.

Кодекс работы в группах:

  • быть тактичным и доброжелательным,
  • выбрать лидера группы,
  • согласовывать действия с командой,
  • подавать сигнал об окончании работы,
  • помнить о "правиле трёх мушкетёров" .

3. Песня

Предлагаю послушать хорошую песню, а припев в конце песни (он выделен в тексте) спеть вместе. Не хотите обняться или взяться за руки? Попробуем? Мне очень хотелось бы, чтобы вы внимательно вслушались в слова.

В это время на слайде слова (доброта, милосердие, доброжелательность, отзывчивость, душевность, верность, честность, совесть, сопереживание) и цитаты:

"Нет ничего сильнее слова". (Л.Н. Толстой)

"Сила слова беспредельна". (А.П. Чехов)

"Слово дело великое, потому что словом можно соединить людей". (Л.Н. Толстой)

Звучит песня "Добрые слова" (исполнение: Любава ЛАД).

А надо мною вьются, вьются такие добрые слова.

Они потоком свыше льются,

Что просто кругом голова.

От этих слов, как лучей солнца,

необычайно и светло

И в каждом сердце остаётся

От слова доброго тепло.

Припев:

Добрый день, добрый вечер,

хороший мой свет, поющий словом во мне.

эру света, даруя земле.

В нём живу и пою, и сейчас

Согреваю весь мир и всех нас.

Слова всегда наружу рвутся,

Они ведь тоже жить хотят.

И мудрость ту, что им даётся,

Они спешат нам передать.

От них в душе сияет солнце, восторг и вдохновение.

Какое счастье, что удаётся мне быть их продолжением.

Припев:

Добрый день, добрый вечер,

хороший мой свет, поющий словом во мне.

Добрый мир людям всем открываешь свой,

эру света, даруя земле.

Ясный свет слова доброго я храню,

В нём живу и пою, и сейчас

Добрым словом , искренним, ласковым,

Согреваю весь мир и всех нас.

4. Беседа о песне

Какое слово постоянно повторяет певица? На чём делает акцент?

Обратите внимание на экран. Какие слова там представлены?

Что их объединяет?

Скажите, о чём мы будем сегодня говорить?

А что помогает человеку становится лучше?

Конечно, вы абсолютно правы. Мы будем говорить и о нравственности и, конечно, о возможности слов делать душу человека чище, благороднее, лучше.

5. Приглашение в галерею

Мы начали нашу дружескую встречу с песни. А как ещё можно интересно провести время с друзьями?

Я хочу вас пригласить на экскурсию в необычную галерею – виртуальную, экспонаты там будут не совсем привычные.

Начнём путешествие по залам галереи?

У галереи нет названия, но мы в конце нашей встречи, я думаю, дадим ей имя.

6. Первый зал галереи «МЫСЛЬ»

А что предшествует любому слову?

Итак, первый зал нашей виртуальной галереи – МЫСЛЬ.

"Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки". (Л.Н.Толстой)

А что значит "думать хорошо"? (Ответы)

А плохо? (Ответы)

7. Анкетирование

Я буду задавать вопрос, а вы поднимать сердечки, в зависимости от ответа: если вы согласны и ваш ответ «да», то оранжевое, если нет – белое, будьте внимательны, действуйте слаженно, ведь вы работаете вместе. Каждый раз оглядывайтесь друг на друга, смотрите на цвета сердечек.

Часто ли вы думаете о хорошем?

О плохом?

Умеете ли вы отличать хорошие поступки от плохих?

Завистливые мысли – это плохие мысли?

Мысли о помощи кому-либо посещают вас при просмотре передачи или выпуска новостей?

Замечательно! Каких мыслей больше у вас – хороших или плохих?

По-другому и быть не могло. А почему?

8. Рабочие листы «СОПОСТАВЛЕНИЕ»

В этом зале есть ещё одна словесная картина.

"Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли".

(Л.Н. Толстой)

А всегда ли мысли и слова других людей нам ясны? Давайте проведём эксперимент.

Перед вами рабочие листы. Попробуйте сопоставить русские пословицы из правого столбика с высказываниями известных зарубежных писателей из левого. Может, некоторые портреты вы узнаете, а имена этих великих писателей покажутся вам знакомыми.

У вас две минуты. Подайте мне сигнал, когда закончите совместную работу.

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Сопоставьте по значению русские пословицы с высказываниями зарубежных писателей. Объясните свой выбор. Что вы помните о жизни и творчестве этих людей?

Кто уже справился? Каково значение пословиц?

Есть ли что-то общее в мыслях зарубежных писателей и в русских пословицах?

Как вы видите, добрые слова свойственны и близки людям разных стран, национальностей. И доброе слово вне времени.

9. Второй зал «СЛОВО»

Настало время перейти во второй зал – Слово.

Металл узнаётся по звону, а человек по слову.

Можем ли мы по тому, как и что человек говорит, что-то сказать о его характере?

Какой это будет портрет?

Речевой портрет . Знакомо ли вам это понятие? Что оно значит?

Я хочу показать вам несколько речевых портретов в нашем экскурсионном зале.

10. Фрагмент "Почему мы так говорим?" из киноальманаха "ЕРАЛАШ"

Итак, портрет первый, внимание на экран…

Почему мы так говорим? Что мы можем сказать о мальчике? Можем ли мы его портрет поместить в нашу галерею? Почему?

11. Работа с сигнальными карточками

Часто ли употребляете жаргонные словечки?

Если да – белый, если нет – оранжевый.

А вы всегда задумываетесь над тем, что сказать?

Подбираете ли слова в споре, чтобы не обидеть человека?

Зависит ли ваша речь от того, с кем вы говорите?

12. Загадка-книга

Какой предмет формирует речевой портрет?

Какой предмет помогает нам хорошо мыслить и узнавать много хороших и добрых слов?

(Учитель достаёт из шкатулки книгу).

Чему учит книга?

Книга – это то, что учит нас мудрым мыслям, хорошим и правильным словам, добрым делам и поступкам.

13. Работа в группах (задание)

Предлагаю вам несколько историй, описанных в книгах. Вам предстоит прочитать текст и выполнить задание. Не забывайте о распределении ролей в группе. И тексты, и задания на оборотной стороне ваших рабочих листов.

Задание для первой группы: В одной замечательной книге есть такой рассказ. Хочу предложить поразмышлять над ним и вам.

Таня – примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, красиво и правильно говорит, возвышенно рассуждает об идеалах. Она никогда не грубит учителям или одноклассникам. Но давайте посмотрим на девочку у порога её квартиры. Как требовательно она звонит! Да ещё кричит:

– Заснули, что ли?

Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать:

– Танечка, разве можно так стучать?

– А ты что, оглохла? – Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.

– Опять платье не выстирала? – доносится оттуда её грубый, озлобленный голос.

– Не успела, доченька, ты же знаешь, я больна.

– У тебя вечно так …

Прочитайте текст. Подумайте и скажите, можем ли мы поместить портрет Тани в нашу галерею? Почему?

Задание для второй группы: Прочитайте рассказ. Обсудите его. Докажите, используя текст рассказа, что красивы не красивые слова, а красивые дела. Портрет какого мальчика мы можем поместить в нашу галерею?

Среди поля стоит маленький домик. Его построили для того, чтобы в ненастье люди смогли спрятаться и пересидеть в тепле. Однажды, среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл дождь. В лесу было в это время трое мальчиков. Они успели спрятаться от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к домику бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего посёлка. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал: «Не повезло тебе. Мне жаль тебя...»

Второй мальчик сказал: «Наверное, страшно было бежать по полю под проливным дождём. Я сочувствую тебе…»

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Задание для третьей группы: Почитайте рассказ. Можем ли мы поместить портрет Гали в нашей галерее? Почему?

Переехала Таня на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе девочка никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Она присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем. Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

– Ты ещё ни с кем не дружишь?

– Нет, – ответила Таня.

– И я ни с кем не дружу, – вздохнула Галя. Давай дружить вместе, а то я смотрю: ты всё одна и одна. Я тебе сочувствую. Конечно, ведь плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитрая, Надя – врунья, а Полина – задира.

Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

– Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?! – сказала Галя.

– Не волнуйся, – ответила Таня. – С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

Задание для четвертой группы: Прочитайте текст. Чей портрет мы можем поместить в нашу галерею? Почему?

Увидела девочка Люда малыша, громко плачущего на улице, и спрашивает:

– Чего ты расплакался?

– Я маму потерял.

– Какой ужас, какой кошмар, – заохала Люда. – Несчас­тный малыш потерял маму и на глазах у всех плачет, а некому его утешить, некому его пожалеть, кроме меня.

Стала девочка, плача, гладить малыша, а он от этого еще сильнее разрыдался.

Услышал Петя о том, что случилось у малыша, побежал в информационную службу магазина, находившегося рядом, вскоре возвратился с мамой мальчика – она, оказывается, малыша по всему магазину ищет, уже с ног сбилась. Сразу же успо­коился мальчик, перестал плакать, и все вокруг стали Петю хвалить и благодарить.

А девочка Люда очень обиделась и рассер­дилась на Петю. Ведь она хотела до самого вечера доброе дело делать и жа­леть, и гладить малыша, а этот противный Петька вместо жалости взял, да и всё испортил.

Так какой же вывод мы можем сделать?

Да, важны не красивые слова, а красивые дела.

14. Третий зал «ДЕЛО»

Настало время перейти в Третий зал – Дело.

"Слова обязывают к делам". (Л.Н. Толстой)

15. Беседа о великих

У некоторых героев наших историй слова расходятся с делами.

А чьи портреты можно было бы поместить в нашу галерею?

В вашей жизни есть люди (из вашего окружения), чьи слова никогда не расходятся с делом?

Наша российская история и литература знает немало таких примеров:

А. Суворов , великий полководец, храбрый и отважный человек, обладал силой слова, его слова никогда не расходились с делами. Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.

Л.Н. Толстой – писатель, мастер слова, создатель школы для крестьянских детей в своём имении Ясная Поляна.

Патриарх Кирилл , чьи речи подвигают нас на добрые дела, он сам пример милосердия и доброты.

Лео Бокерия , детский кардиолог, хирург, который и словом, и делом спасает жизни детей, даёт надежду.

В.Г. Распутин , ушедший от нас 14 марта 2015 года, писатель, обладающий мощным талантом и потрясающей честностью. Словом он воскрешал в людях совесть. Какие произведения вам известны? Какое произведение Распутина вы читали летом?

16. Беседа о нравственности

Как вы видите, люди разных времен, разных поколений разных сфер деятельности совершают дела не в разрез со словами.

А как называются такие дела?

Нравственными.

Что такое нравственность?

Нравственность (по С. Ожегову) - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

17. «Реставраторы»

О чём мы говорили сегодня? Я предлагаю вам подсказку.

В любой галерее, даже такой необычной, как сегодняшняя, есть реставраторы.

Реставратор – это...

Я предлагаю сегодня побыть в роли реставраторов фразы. Помогут вам в этом конвертики, которые лежат на столах. Из разрезанных карточек нужно составить фразу – картину.

"Нравственность человека видна через его отношение к слову". (Л.Н. Толстой)

Какая фраза получилась? Можно ли её поместить в нашу галерею?

18. Тема классного часа

Какое высказывание может быть темой нашей встречи?

Как, исходя из нашего разговора, можно формулировать тему нашу классного часа?

Давайте вспомним, какие залы мы сегодня посетили в нашей галерее?

Как связаны Мысль–Слово–Дело в жизни каждого из нас?

Какие высказывания, представленные в нашей экспозиции, и каких авторов вам запомнились?

Понадобится ли вам сегодняшняя информация в жизни? В каких ситуациях?

19. Как назовём галерею?

Предлагаю такое название: ГАЛЕРЕЯ ВЫСОКИХ МЫСЛЕЙ, КРАСИВЫХ СЛОВ И ХОРОШИХ ДЕЛ.

20. Рефлексия

Вернёмся к нашим сигнальным карточкам. Белая – не согласен, оранжевая – согласен.

Мне было всё понятно.

Мне было неинтересно.

Мне было скучно.

Мне было интересно.

Я ничего не понял.

Я всё понял, могу рассказать другим.

Сегодняшнюю встречу я запомню надолго (моя карточка).

21. Стихотворение о словах

М. Лисянский

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз сегодня убедились сами,
А может не слова, дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

22. Пожелание классу

Желаю, чтобы сегодня, завтра и всегда вас окружали только хорошие люди и добрые слова. Желаю вам, чтобы после посещения нашей галереи сегодня ваши мысли были высокими, слова – красивыми, а дела, поступки – хорошими. Всего доброго!

Литература

1. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Том 2. / Под общ.ред. Л.И. Семиной. – М.: «Бонфи», 2002.

Технологическая карта классного часа

  • Высказываем мнение Высказываем мнение