Биографии Характеристики Анализ

Поощрение и стимулирование учебной деятельности. Методы стимулирования учебной деятельности


Мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий Клиническое обследование детей (выявить и диагностировать зубочелюстные аномалии, устранить предрасполагающие факторы их развития). Определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы).


Своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение. Контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий. Организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.


Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним преддошкольным и дошкольным возрастом ребенка.


Внутриутробные и постнатальные факторы риска 1. Внутриутробный период: 1. Внутриутробный период: генетическая обусловленность (полная или частичная адентия, сверхкомплектные зубы, индивидуальная микро -или макродентия. нарушение структуры эмали зубов, микро- или макрогнатия, про- или ретрогнатия, аномалии величины и прикрепления уздечек языка, губ)


Механические (травма, ушиб беременной женщины) Химические (алкоголизм и курение будущих родителей) Профессиональные вредности (работа с лаками, красками, химическими реактивами) Биологические (перенесенные заболевания беременной женщиной: туберкулез, сифилис, краснуха, эпидемический паротит, некоторые формы гриппа, токсоплазмоз) Психические (стрессовые ситуации у матери)


Постнатальные факторы риска Нарушение правильного искусственного вскармливания ребенка. Вредные привычки – сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза. Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава. Травмы зубов и челюстей. Рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления новообразований полости рта и челюстей.


Кариес зубов и его последствия. Недостаточная физиологическая стираемость временных зубов. Преждевременная потеря временных зубов. Преждевременная потеря постоянных зубов. Задержка выпадения временных зубов. Задержка прорезывания постоянных зубов. Отсутствие трем и диастемы к 5-6-летнему возрасту ребенка.






Родовая травма (перинатальный период) - насильственное извлечение плода за нижнюю челюсть - при этом страдает зона роста - мыщелковый отросток + перенесенные заболевания – рахит - следствием которого могут быть деформации как верхней, так и нижней челюсти.


Гематогенный остеомиелит - возбудитель данного заболевания оседает в основном в зонах роста - на верхней челюсти скуловой и лобный отростки, на нижней челюсти - в суставных отростках. Дыхание через рот в силу недостаточной очишенностй носовых ходов от корочек или вследствие частичной или полной атрезии.


Профилактические мероприятия: - Естественное вскармливание - акт сосания является мощным стимулятором для роста костной ткани. Правильное искусственное вскармливание (соска на бутылочке должна быть физиологичной формы, быть эластичной, упругой, иметь несколько маленьких отверстий) Оптимальное время для высасывания порции еды из бутылочки емкостью 200,0 мл не менее 15 минут. Меньшая продолжительность приводит к недоразвитию нижней челюсти.






Пользование соской-"пустышкой" - не более минут после еды, во время сна, бодрствования - пользование соской- "пустышкой" не рекомендуется. Длительное применение соски- пустышки (более 1-1,5 лет) приводит к формированию открытого прикуса. Критическое время использования пустышки составляет 6 часов в сутки.


Правильное положение ребенка во время сна. Новорожденный должен спать без подушки на ортопедическом матрасе. Также необходимо переворачивать ребенка на левый, правый бок и выкладывать на живот для предупреждения западения (профилактика дистальной окклюзии) и смещения нижней челюсти вправо или влево (перекрестный прикус).


Дети 2-го и 3-го года жизни (период формирования временной окклюзии) : Этиологические факторы: Вредные привычки (сосание пальцев, пустышки, различных предметов, прием пищи с помощью соски) Рахит - недостаток витамина Д Отсутствие в рационе ребенка жесткой пищи. Затрудненное носовое дыхание.




Профилактическая вестибулярная пластина «Стоппи», разработанная для отвыкания от сосания пустышки или пальца, регулярное использование в течение 1–2-х часов днем, а также во время сна позволяет исправить прикус естественным образом, т.к. конструкция пластинки не мешает смыкаться резцам и предотвращает попадание языка между верхними и нижними зубными рядами.


Дети в возрасте 3-6 лет (период сформированного молочного прикуса) Этиологические факторы: Нарушение функции носового дыхания - проявляется в виде смешанного или ротового дыхания. В зависимости от сочетания с другими факторами способствует формированию различных аномальных прикусов. Нарушение функции глотания - инфантильное глотание. Нарушение функции жевания. Нарушение физиологической стираемости временных зубов.


: Профилактические мероприятия: Регуляция функции дыхания. Профилактика кариеса зубов или его осложнений. Подшлифовывание бугров молочных зубов (особенно клыков) Зубное протезирование при наличии дефектов зубного ряда. Выявление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов.



Дети 7-13 лет (период сменного прикуса) Этиологические факторы: Функциональные нарушения (дыхания, глотания, жевания, речи) Задержка стирания бугров молочных зубов. Нарушения в порядке смены зубов. Наличие сверхкомплектных зубов. Низкое прикрепление уздечки верхней губы, короткой уздечки нижней губы, языка и мелкого преддверия полости рта. Наличие дефектов осанки, искривление позвоночника.


: Профилактические мероприятия: Профилактика кариеса зубов и его осложнений. наблюдение за прорезыванием постоянных зубов (сроки, последовательность, количество, симметричность, форма, положение, тип смыкания) Удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов. Восстановление разрушенных коронок первых постоянных моляров и/или резцов путем протезирования.




Период формирующейся постоянной окклюзии (12-18 лет), профилактика Профилактика кариеса зубов и его осложнений. Профилактика болезней пародонта. Удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям. Удаление прорезавшихся или ретинированных сверхкомплектных зубов, одонтом, кист. Рациональное протезирование. Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка, губ, углубление мелкого преддверия полости рта. Лечение челюстно-лицевых аномалий с целью снижения их степени тяжести.




Что делать, чтобы прикус у ребёнка (смыкание челюстей) был правильным и не проявлялся в виде лицевых нарушений, даже уродств, чтоб лицо ребёнка было красивым? Часто такие нарушения формирования челюстей видны только специалисту, врачу-стоматологу, и лишь при заметном проявлении их видят окружающие и сам ребёнок, насколько он это может понять.

Видим некрасивое лицо за счёт чрезмерного развития нижней челюсти, она наглядно выдвинута вперёд (лицо старого человека) или недоразвита, западает назад, поэтому верхняя челюсть кажется больше, выглядит как клюв (птичье лицо). Может быть и недоразвитие верхней челюсти, тогда зубы нижней челюсти, выступая вперёд, перекрывают верхнюю как у бульдога. Нередко видим ребёнка с постоянно открытым ртом: он им и дышит. Видим смещённые вправо или влево челюсти одну по отношению к другой (перекошенный рот). И это только наиболее часто встречающиеся нарушения или аномалии.

А неправильное произношение звуков (картавая речь)? Причём не у малыша, который ещё не всё может, а у ребёнка- школьника. Здесь уже и психика страдает, ровесники подсмеиваются. Нередко родители таких детей уверенно оправдывают это наследственной предрасположенностью иногда и гордятся этим. Что вот у дедушки так было у неё, мамы, и у ребёнка. Вот такие мы особенные.

Это, конечно, психологически случай непростой, оправданный незнанием (невежеством) родителей и недостатком их воспитания. А ведь чаще всего причина "картавости" в короткой уздечке языка. Это мышечный тяж, который виден при поднятии языка. Когда этот тяж (уздечка) короткий, язык мало подвижен (держит его уздечка) и некоторые звуки не могут получиться, например "Р". А решается в этом случае всё просто: хирургом - стоматологом короткая уздечка языка подрезается (подсекается), он приобретает необходимую подвижность, ребёнок самостоятельно или с помощью логопеда легко устраняет дефекты речи.

Но неправильное произношение - это самое малое, что может быть нарушено (подробнее позже), когда просмотрели в раннем возрасте, у новорождённого. Кроме таких ярких, но неприятных проявлений, зубо-челюстные аномалии (ЗЧА) включают в себя нарушение количества прорезавшихся зубов: их больше или меньше, нарушение формы, размеров, расположения и изменения сроков прорезывания. От чего все эти нарушения? Причина не одна!

Принято выделять внутренние факторы риска. Это наследственная обусловленность, нарушение внутриутробного развития, болезни детей раннего возраста, нарушающие минеральный обмен, эндокринные заболевания. Правда, следствием этих нарушений чаще бывают более тяжёлые патологии, однако и те, о которых говорилось вначале и наружные факторы риска.

Здесь надо обратить внимание родителей, прежде всего, на метод вскармливания новорождённого, как естественный, так и искусственный. Ребёнок рождается с недоразвитой нижней челюстью (это норма), она выглядит запавшей назад. Природа предоставила ей возможность доразвиться сразу после рождения путём нагрузки на неё во время сосания груди матери, это тяжёлый труд и он необходим. Здесь активно работает язык, мышцы, расположенные под языком (мышцы дна полости рта), мышцы губ. Любой работающий орган растёт и развивается. К моменту прикорма 6-8 месяцев нижняя челюсть достаточно развита.

Если ребёнок родился с короткой уздечкой языка, сосать ему больно и он бросает (но есть и другие причины этого отказа). Поэтому, прежде чем перевести на искусственное вскармливание, убедитесь, проконсультировавшись у стоматолога, ни короткая ли уздечка тому причиной. Если это так, то быстрое решение этой проблемы вернёт ребёнка к естественному вскармливанию и беды не будет, челюсть разовьётся в срок. В случае, когда ребёнок всё же вскармливается с помощью соски, важно обеспечить ему необходимую нагрузку, чтобы пища не лилась из неё, а высасывалась с определёнными усилиями. Тогда развитие челюсти пройдёт полноценно. То есть не делать больших отверстий в соске.

Кроме этого, на развитие зубочелюстных аномалий влияют вредные привычки малыша: длительное сосание пустышки, пальца, языка, щёк, неправильная осанка, положение головы во время сна (запрокинута или высоко поднята), подкладывание кулачка под щёку. Эти помехи помогают формированию прикуса, при котором рот открыт или перекошен. При попытке ребёнка постоянно находиться с незакрытым ртом, надо понять: это - просто привычка или нездоров нос и трудно дышать.

Дома без врача можно проверить так: предложите ребёнку набрать в рот немного воды и чем-нибудь займите, например рисованием. Если он тут же глотает и открывает рот - ведите к ЛОР-врачу (нос нездоров, не дышит), если сидит и рисует с закрытым ртом, значит с носом всё в порядке, просто привычка держать рот открытым. Избавляйтесь от неё, иначе в обоих случаях формируется вытянутое, удлиненное лицо с открытым ртом, что придаёт ему глуповатый вид, Да и просто некрасиво.

В 3-5 лет просьба к родителям обратить внимание на речь. К 5-и годам она должна быть полноценной, а при нарушениях вспомните о короткой уздечке языка или губ. Это всё поправимо. О нормальном росте челюстей в возрасте 6-7 лет говорит появление промежутков между зубами (стали более редкими), они не меняются в размерах, а челюсти выросли и промежутки, естественно, увеличились. И это хорошо и правильно. А вот если зубки стоят плотно друг к другу, да если ещё и не начали меняться, то нарушение кальциевого обмена налицо. Это отнюдь не безразлично и очень важно для развития скелета в целом.

Небесполезны и старинные игры с детьми ("Сорока-ворона кашку варила…), так как вращение пальца по ладони массирует и этим развивает мышцы руки и речь ребёнка. Её развитию помогает и тренировка языка: когда он "цокает" им, изображая "как делает лошадка при ходьбе. Цоканье копыт, игра на трубочке, губной гармошке - это развивает мышцы языка, а значит и речь. Любите своего ребёнка, занимаясь с ним, вкладывайте во всё определённый смысл. Проще говоря, делайте всё с любовью и умом!

1 слайд

2 слайд

Зубочелюстные аномалии (ЗЧА) – состояния, которые включают наследственные нарушения развития зубочелюстной системы и приобретенные аномалии, выражающиеся в аномалиях зубов, челюстных костей и соотношении зубных рядов различной степени тяжести.

3 слайд

Мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий клиническое обследование детей (выявить и диагностировать зубочелюстные аномалии, устранить предрасполагающие факторы их развития; определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы);

4 слайд

своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение; контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий; организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.

5 слайд

Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним преддошкольным и дошкольным возрастом ребенка. В период сменного прикуса профилактические мероприятия становятся менее эффективными. У детей с постоянным прикусом диагностируются сформированные зубочелюстные аномалии, требующие трудоемкого лечения.

6 слайд

Внутриутробные и постнатальные факторы риска. 1. Внутриутробный период: Эндогенные: - генетическая обусловленность (полная или частичная адентия, сверхкомплектные зубы, индивидуальная микро -или макродентия. нарушение структуры эмали зубов, микро- или макрогнатия, про- или ретрогнатия, аномалии величины и прикрепления уздечек языка, губ)

7 слайд

Экзогенные: механические (травма, ушиб беременной женщины; тесная одежда будующей матери) химические (алкоголизм и курение будущих родителей); профессиональные вредности (работа с лаками, красками, химическими реактивами); биологические (перенесенные заболевания беременной женщиной: туберкулез, сифилис, краснуха, эпидемический паротит, некоторые формы гриппа, токсоплазмоз); психические (стрессовые ситуации у матери); радиационнные факторы

8 слайд

Постнатальные факторы риска Нарушение правильного искусственного вскармливания ребенка; Нарушения функций зубочелюстной системы – жевания, глотания, дыхания и речи; Вредные привычки – сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза; Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава; Травмы зубов и челюстей; Рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления новообразований полости рта и челюстей;

9 слайд

Кариес зубов и его последствия; Недостаточная физиологическая стираемость временных зубов; Преждевременная потеря временных зубов; Преждевременная потеря постоянных зубов; Задержка выпадения временных зубов (ориентир – сроки прорезывания постоянных зубов); Задержка прорезывания постоянных зубов (ориентир – сроки прорезывания постоянных зубов); Отсутствие трем и диастемы к 5-6-летнему возрасту ребенка.

10 слайд

Мероприятия по пренатальной профилактике проводятся в женской консультации путем оздоровления организма беременной женщины: Устранение профессиональных вредностей Установление рационального режима дня и питания Лечение инфекционных заболеваний, борьба с токсикозом Санация полости рта Стоматологическое просвещение

11 слайд

Постнатальная профилактика зависит от возраста ребенка Дети первого года жизни: Этиологические факторы: искусственное вскармливание – при этом не требуется значительных усилий мускулатуры и состояние младенческой ретрогении сохраняется, создается тенденция к дистальной окклюзии, преобладает глотательная, а не сосательная функция. неправильно проводимое искусственное вскармливание -использование жесткой и длинной соски, которая может вызвать травму слизистой полости рта или очень мягкой с одним большим отверстием на конце - не требует от ребенка усилий при кормлении; когда оставляют ребенка одного с бутылочкой - при этом она горлышком оказывает давление на альвеолярный отросток, деформируя его;

12 слайд

родовая травма - насильственное извлечение плода за нижнюю челюсть - при этом страдает зона роста - мыщелковый отросток; перенесенные заболевания – рахит - следствием которого могут быть деформации как верхней так и нижней челюсти

13 слайд

гематогенный остеомиелит - возбудитель данного заболевания оседает в основном в зонах роста - на верхней челюсти скуловой и лобный отростки, на нижней челюсти - в суставных отростках; гнойничковые заболевания кожных покровов дыхание через рот в силу недостаточной очишенностй носовых ходов от корочек или вследствие частичной или полной атрезии

14 слайд

Профилактические мероприятия: Естественное вскармливание - акт сосания является мощным стимулятором для роста костной ткани. При сосании нижняя челюсть изменяет положение в передне-заднем направлении за счет сокращения мышц. Давление передается костным балкам и кровеносным сосудам, питающим их. В результате зоны роста получают импульс и происходит физиологический процесс роста. В период естественного вскармливания на небо оказывается давление, что обеспечивает рост и увеличение в объеме верхней челюсти.

15 слайд

Правильное искусственное вскармливание соска на бутылочке должна быть физиологичной формы, быть эластичной, упругой, иметь несколько маленьких отверстий. Оптимальное время для высасывания порции еды из бутылочки емкостью 200,0 мл не менее 15 минут. Меньшая продолжительность приводит к недоразвитию нижней челюсти. При кормлении нужно держать ребенка под углом, как при грудном вскармливании. Бутылочку располагают также под углом, чтобы она не давила на нижнюю челюсть малыша

16 слайд

Плоская часть соски обеспечивает правильное положение языка, идентичное естественному во время кормления грудью Благодаря широкому основанию соски губы ребенка широко раскрыты, как при естественном вскармливании

17 слайд

Правильное положение ребенка во время сна. Новорожденный должен спать без подушки на ортопедическом матрасе Также необходимо переворачивать ребенка на левый, правый бок и выкладывать на живот для предупреждения западения (профилактика дистальной окклюзии) и смещения нижней челюсти вправо или влево (перекрестный прикус) профилактика рахита (проводиться врачами-педиатрами) предупреждение гнойничковых заболеваний кожных покровов соблюдение правил гигиены челюстно-лицевой области;

18 слайд

С 5-6 месячного возраста вводится прикорм обязательно с ложки, чтобы во время захвата пищи происходило перемещение нижней челюсти вперед, а также напряжение мышц подбородочной, нижнечелюстной и шейной области, что в дальнейшем обеспечит нормальную функцию глотания, передвижения нижней челюсти и движений в ВНЧС. Начиная с 6 мес. возраста, в рацион ребенка необходимо вводить более грубую пищу (мясо, овощи), что позволяет сформировать навыки откусывания, пережевывания и равномерного распределения пищи по полости рта. При этом губы должны быть сомкнуты, язык расположен за зубами и во время глотания не должны напрягаться мышцы околоротовой полости.

19 слайд

своевременное удлинение укороченной уздечки языка; пользование соской-"пустышкой" - не более 15-20 минут после еды, во время сна, бодрствования - пользование соской-"пустышкой" не рекомендуется. Длительное применение соски-пустышки (более 1-1,5 лет) приводит к формированию открытого прикуса. Критическое время использования пустышки составляет 6 часов в сутки. профилактическая пустышка с максимально тонкой шейкой (1) и плоской головкой (2), модели «Дентистар».

20 слайд

Дети 2-го и 3-го года жизни (период формирования временной окклюзии) Этиологические факторы: Вредные привычки (сосание пальцев, пустышки, различных предметов, прием пищи с помощью соски); Рахит - недостаток вигамина "Д"; Отсутствие в рационе ребенка жесткой пищи; Затрудненное носовое дыхание;

21 слайд

Профилактические мероприятия: Устранение вредных привычек Сбалансированное питание, использование при жевании жесткой пищи Педиатрическая коррекция рахита Пластика уздечки языка с целью правильного формирования функции речи; Формирование навыков по гигиене полости рта.

22 слайд

профилактическая вестибулярная пластина «Стоппи», разработанная для отвыкания от сосания пустышки или пальца, регулярное использование в течение 1–2-х часов днем, а также во время сна позволяет исправить прикус естественным образом, т.к. конструкция пластинки не мешает смыкаться резцам и предотвращает попадание языка между верхними и нижними зубными рядами. Пластинка рекомендована детям от 2 до 5 лет

23 слайд

Дети в возрасте 3-6 лет (период сформированного молочного прикуса) Этиологические факторы: Нарушение функции носового дыхания - проявляется в виде смешанного или ротового дыхания. В зависимости от сочетания с другими факторами способствует формированию различных аномалий - открытого, прогенического, глубокого, прогнатического прикусов и аномалий зубного ряда. Нарушение функции глотания – инфантильное глотание Нарушение функции жевания - - является активным фактором формирования открытого, перекрестного, прогенического и других видов патологического прикуса.

24 слайд

25 слайд

Нарушение физиологического стирания молочных зубов Стираемость временных зубов обусловлено функциональными нагрузками в связи с развитием функции жевания и изменением структуры и свойств эмали временных зубов, вызванных резорбцией их корней. Первые признаки физиологического стирания появляются на резцах в 3-х летнем возрасте, к 4-5 годам оно распространяется на клыки и моляры. Благодаря стиранию бугорков временных зубов обеспечивается плавное скольжение нижнего зубного ряда по отношению к верхнему, создаются оптимальные условия для полноценного жевания и формирования правильного прикуса.

Глава 13. ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ. ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ В ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Глава 13. ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ. ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ В ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

13.1. Особенности профилактики зубочелюстных аномалий

Зубочелюстные аномалии представляют собой один из сущест-венных факторов развития кариеса и заболеваний пародонта. Поэтому профилактику ЗЧА необходимо рассматривать как составную часть комплексной профилактики стоматологических заболеваний. Вместе с тем она имеет ряд особенностей.

1. Возможности профилактики ЗЧА ограничены определенными возрастными рамками. По данным отечественных ученых, она эффективна в преддошкольном (до 3 лет), дошкольном (от 3 до 7 лет) и раннем школьном (до 10 лет) возрасте. После 10 лет эффективность профилактических мероприятий значительно снижается.

Это объясняется тем, что роста челюстей в переднем участке (наиболее уязвимом для формирования различных аномалий) в этом возрасте не происходит, а негативное влияние этиологиче-

ских факторов минимально. Наиболее важным является преддош-кольный период, который характеризуется интенсивным ростом и развитием зубочелюстной системы, а также формированием основных ее функций - глотания, жевания, речи. В этом возрасте на организм ребенка действует максимум неблагоприятных факторов, которые могут нарушить нормальное формирование зубочелюст-ной системы. Однако высокие компенсаторные возможности детского организма в этом возрасте позволяют рассчитывать на нормализацию роста и развития зубочелюстной системы при условии своевременного устранения факторов риска.

2. Учитывая мультифакториальную природу ЗЧА, их профилактика должна проводиться в тесном сотрудничестве ортодонта с другими специалистами - оториноларингологом, педиатром (неонато-логом), окулистом, логопедом, эндокринологом и т. д.

3. В отличие от кариеса и заболеваний пародонта, в профилактике которых большую роль играют популяционный и групповые (коллективные) методы, в профилактике ЗЧА основным является индивидуальный метод. Принцип индивидуального подхода заключается в том, что в каждом конкретном случае врач-ортодонт определяет объем и содержание профилактических мероприятий с учетом возраста пациента и наличия имеющихся факторов риска.

4. В профилактике ЗЧА исключительно важную роль играет повышение медицинской грамотности родителей, педиатров, работников дошкольных учреждений и педагогов начальных классов. По нашему мнению, главным действующим лицом в работе с детьми является педиатр. Именно ему должна принадлежать инициатива в разъяснении родителям таких проблем, как правильный выбор сосок и режим пользования ими, своевременное выявление вредных привычек сосания, воспитание навыков носового дыхания, контроль прорезывания временных зубов, формирование навыков ухода за зубами, способы интенсификации функции жевания и т. д.

Практический опыт показывает, что относительно небольшие трудовые затраты за счет времени, отведенного на санитарно-про-светительную работу с родителями и персоналом, обслуживающим детей в яслях, предотвращают гораздо более трудоемкую и менее успешную работу по устранению стойких преданомалий зубочелюст-ной системы у дошкольников (Разумеева Г. А. и др., 1987).

Такой же точки зрения придерживаются Т. Ф. Виноградова и др. (1987), которые считают, что своевременная диагностика симптомов, причин и факторов риска в возникновении аномалий прикуса в период, когда ни ребенок, ни его родители еще не знают и не предполагают об их существовании, является очень важной, ибо дает основания для устранения этих симптомов и факторов риска, не прибегая

Схема 2. Основные направления профилактики зубочелюстных аномалий

к сложным ортодонтическим методам лечения. Этот подход чрезвычайно важен в наше время, поскольку далеко не все родители имеют возможность выделить из семейного бюджета большие денежные суммы для исправления аномалий брекет-системами.

В организации профилактики ЗЧА необходимо уметь четко определять перечень профилактических мероприятий применительно к конкретному возрасту и с учетом имеющихся факторов риска. Основные направления профилактики представлены на схеме 2.

13.2. Врачебные ошибки. Осложнения в ортодонтической практике

По выражению И. А. Кассирского (1970), ошибки - неизбежные и печальные издержки врачебной деятельности. Трагедия врачебных ошибок состоит в том, что они таят в себе риск возникновения осложнений, опасных как для успеха лечения, так и для здоровья пациента. Поэтому одной из главных задач врача любой специальности является исключение условий и причин, способствующих появлению ошибок.

В ортодонтической практике врачебные ошибки могут быть допущены на всех этапах ведения пациента, включая ретенционный период.

Осложнения в зависимости от вызвавшей их причины мы подразделяем на следующие группы:

1. Осложнения, связанные с профессиональной лечебно-диагностической деятельностью врача и обусловленные:

Ошибками диагностики (неполное обследование, ошибочная постановка диагноза, неправильная трактовка результатов исследований и т. д.);

Ошибками планирования лечения (отсутствие санации полости рта, неправильное определение показаний к удалению зубов, включение в план лечения нереальных или трудно выполнимых задач, неправильный выбор конструкции аппарата, отсутствие комплексности и т. д.);

Ошибками реализации плана лечения (неправильная установка брекетов, форсированное перемещение зубов путем приложения больших сил, чрезмерное повышение высоты прикуса, несоблюдение последовательности этапов лечения, нарушение правил и сроков активации, необоснованное удаление зубов и т. д.);

Неправильным ведением ретенционного периода (ошибочный выбор конструкции ретенционного аппарата, несоблюдение сроков продолжительности ретенционного периода, отсутствие мероприятий по достижению множественных фиссурно-бугорковых контактов, отсутствие рентгенологического контроля результатов лечения и т. д.);

Ошибками технического характера (дефекты изготовления аппаратуры, использование некачественных и несертифицирован-ных материалов и др.).

2. Осложнения, обусловленные неадекватным отношением пациента к лечению:

Несоблюдением правил гигиены полости рта и ухода за аппаратом;

Несоблюдением режима пользования аппаратом и небрежным обращением с ним;

Нарушением сроков явки на прием и несоблюдением рекомендаций врача;

Необоснованным прекращением лечения безведома врача.

3. Осложнения, обусловленные индивидуальными особенностями организма:

Невозможностью полной адаптации к аппарату в связи с несовершенством адаптационных механизмов;

Плохой приспособляемостью пациента;

Склонностью к аллергическим реакциям на пластмассу и другие материалы.

Особого внимания заслуживают ошибки, не имеющие непосредственного отношения к возникновению осложнений, но несущие опасность утраты доверия к врачу и возникновения конфликтных ситуаций. Эти ошибки касаются ведения документации, в частности медицинской карты стоматологического больного. Наиболее частыми ошибками подобного характера являются:

Отсутствие записи о направлении пациента на рентгенологическое или другое исследование;

Отсутствие описания результатов рентгенологического и других исследований;

Отсутствие записи об отказе пациента в проведении дополнительного обследования;

Сокращения специальных терминов, слов и фраз;

Отсутствие диагноза;

Незаполненная зубная формула;

Наличие исправлений и записей, сделанных задним числом.

Пропедевтическая ортодонтия: учебное пособие / Ю. Л. Образцов, С. Н. Ларионов. - 2007. - 160 с. : ил.

Под профилактикой зубочелюстных аномалий подразумевают комплекс оздоровительных мероприятий по предупреждению и устранению причин патологических факторов, вызывающих возникновение и развитие аномалий. Профилактика зубочелюстных аномалий - неотъемлемая часть общей комплексной профилактики стоматологических заболеваний.

А. И. Бетельман в профилактике и раннем лечении деформаций жевательной системы выделил четыре возрастных периода:

  • 1) внутриутробный;
  • 2) первого года жизни - лактационный;
  • 3) от года до конца молочного прикуса;
  • 4) период сменного прикуса.

Д. А. Калвелис, X. А. Каламкаров выделяли общую и стоматологическую (местную) профилактику зубочелюстных аномалий. А. И. Рыбаков создал комплексную систему профилактики, а Г. Н. Пахомов выделил из комплексной системы профилактики первичную профилактику.

Ф. Я. Хорошилкина для выполнения основных задач профилактики выделила десять возрастных периодов формирования жевательной системы с учетом ее морфологических, физиологических и функциональных изменений. При этом разработаны на каждый период комплексы профилактических мероприятий, определены ответственные лица за их осуществление.

В профилактической работе по организации оптимального режима жизни (труд, учеба, питание, отдых) , обеспечению диспансеризации (помещения для осмотров, оборудование и др.) участвует администрация предприятий, детских и лечебных заведений.

Целевую диспансеризацию по предупреждению аномалий осуществляют акушеры-гинекологи, педиатры, стоматологи всех профилей при активном участии оториноларингологов, ортопедов, эндокринологов, педагогов-логопедов и др.

Основные профилактические мероприятия по периодам формирования жевательной системы : обеспечение нормальных условий труда и быта будущей матери, диспансеризация беременной в женской консультации, полноценное питание, гигиена и санация полости рта беременной. После рождения ребенка необходимо обеспечивать рациональное полноценное питание матери и ребенка, надлежащий гигиенический уход, правильный режим кормления и сна, пребывание на свежем воздухе, рациональное вскармливание, а при необходимости - правильное искусственное вскармливание, рассечение укороченной уздечки языка. В лактационном периоде (с появлением первых зубов) и до трехлетнего возраста кроме проводимых ранее мероприятий устраняют вредные привычки с применением накистевых, налоктевых повязок, проводят психотерапию, лечебную гимнастику, нормализуют смыкание губ, носовое дыхание, осанку. Наблюдают также за правильной очередностью прорезывания молочных зубов, проводят активизацию жевания (добавляют в рацион твердую пищу), обучение правильной артикуляции. При необходимости применяют вестибулярную пластинку, пращевидную повязку с внеротовой тягой для задержки роста одного из альвеолярных отростков или челюсти. Выявленных при плановых осмотрах детей с зубочелюстными аномалиями, нарушением дыхания через нос, осанки направляют на консультацию и лечение к специалистам. При расщелинах неба, множественной врожденной адентии, потере зубов проводят протезирование пластинчатыми протезами, применяют несъемные профилактические аппараты.

В период молочного прикуса необходимо соблюдение гигиены полости рта, ее своевременное санирование.

В период сменного прикуса дополнительно к перечисленным мероприятиям проводят наблюдение за последовательностью прорезывания постоянных зубов, сошлифовывают бугорки молочных зубов или удаляют зубы по показаниям. Выявляют макродентию, мезиальный сдвиг боковых зубов и обусловленные ими аномалии прикуса, обнажают коронки постоянных зубов при их ретенции, протезируют при ранней потере молочных зубов, восстанавливают коронки разрушенных постоянных зубов, проводят плановую санацию полости рта.

В период постоянного прикуса при плановых осмотрах выявляют заболевания слизистых оболочек полости рта и пародонта, направляют больных на лечение в пародонтологические кабинеты. Там проводят шинирование зубных рядов при пародонтите и пародонтозе, устраняют парафункции, привычное смещение нижней челюсти, аномальное положение отдельных зубов и их групп с последующим рациональным протезированием.

В профилактике зубочелюстных аномалий большую роль играет плановая санация полости рта детей и подростков в дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях, а также активная санитарно-просветительная работа среди населения.

Своевременная и правильная профилактика способствует самоустранению отдельных аномалий жевательной системы в детском возрасте без применения более сложных ортодонтических мероприятий.