Биографии Характеристики Анализ

Представителей концепции множественности миров. VII

Введение

Логистические процессы, охватывающие как материальные и информационные процессы, так и отдельные элементы финансовых процессов, приводят к возникновению определенных затрат, которые в хозяйственной практике не всегда отождествляются с затратами в строгом понимании этого термина. Однако они оказывают воздействие на общие результаты деятельности предприятия, поскольку влияют на его финансовые показатели.

Проблема издержек? одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура издержек обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организации процесса? движения товаров из сферы производства в сферу потребления.

Основная цель работы - исследовать структуру логистических издержек, источники их возникновения и разработать рекомендации по управлению логистическими издержками предприятия. В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

  • ? сформулировать понятие логистических издержек;
  • ? раскрыть сущность издержек обращения и производства;
  • ? дать классификацию издержек в логистике;
  • ? выявить особенности учета логистических издержек;
  • ? указать пути оптимизации уровня логистических издержек

Понятие логистических издержек, их сущность и классификация

Логистические издержки составляют одну из самых больших статей расходов организации, уступая по своему объему только материальным затратам. Размеры логистических издержек зависят от сферы деятельности: в промышленности они составляют 10--15 % суммарных затрат на производство и реализацию продукции; в торговле -- 25 % и выше.

Основная задача логистики заключается в снижении затрат, связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Логистические издержки (logistical cost) - это сумма всех затрат, связанных выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. ?121 с.

Логистические издержки -- издержки, выделяемые в зависимости от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие общих логистических издержек: издержки на реализацию базовых логистических функций (снабжение, производство, сбыт), затраты на информационно-компьютерную поддержку и финансовые операции при реализации базовых логистических функций, издержки на логистическое администрирование, потери от связывания средств в запасах, ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса. Обычной практикой является выделение затрат на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузопереработку.

Логистические издержки формируются в результате функционирования и взаимодействия каналов снабжения, распределения и производственных процессов. В составе логистических издержек целесообразно учитывать затраты, связанные с движением финансового потока, обеспечивающего материальный поток затрат, на логистическое администрирование, а также потери от иммобилизации (замораживания) и материальных и финансовых ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, от недостаточного уровня качества снабжения, производства и сбыта готовой продукции.

По своему экономическому содержанию логистические издержки частично совпадают с издержками производства и издержками обращения.

Издержки обращения (distribution costs) -- выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителей. К издержкам обращения относят затраты на выполнение операций, связанных с реализацией товаров, точнее, с расходами по транспортировке, хранению, доработке, фасовке товаров, заработной плате торговых работников, отчислениями в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизацией ОС и нематериальных активов и др. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.

Важнейшие из них? это транспортные расходы, затраты на формирование и хранение запасов и издержки обращения торговли.

Транспортные издержки (transportation costs) - это часть транспортно-заготовительных расходов. Они составляют затраты на транспортировку продукции от мест производства до потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Транспортные издержки являются дополнительными расходами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Транспортные издержки включают: оплату транспортных тарифов, фрахта, различных сборов, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузо-разгрузочных работ, экспедирования грузов, зарплату на содержание персонала, затраты на горюче-смазочные материалы и энергетичекие ресурсы.

Издержки хранения (storage costs) - затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Издержки хранения являются дополнительными расходами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения, то есть носят производственный характер при условии нормативного объема запасов, необходимого для обеспечения непрерывности производства. В состав издержек хранения входят затраты по содержанию складского хозяйства, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли.

Издержки обращения торговли (distribution costs in wholesaling and retailing) - это затраты на движение товара от поставщика к потребителю, которые состоят из расходов на реализацию товаров в оптовой и розничной торговле. Они являются основным фактором, определяющим рентабельность торговых предприятий.

Следует отметить, что издержки обращения, взятые в целом, составляют довольно значимую величину в составе издержек предприятия: их доля в себестоимости промышленной продукции российских форм составляют от 5-6% до 50% и выше Аникин Б.А. Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин - М.: ИНФРА-М, 2002. - 220с.. Поэтому снижение этих затрат - важный резерв повышения рентабельности предприятий в производственной сфере.

Издержки производства или производственные издержки (manufacturing costs) -- совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта; включают стоимость потребленных средств производства и всю вновь созданную стоимость. Производственные издержки составляют технологическую (операционную) себестоимость изготовления изделий и полуфабрикатов.

В технологическую себестоимость включаются стоимость сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии на технологические цели, основная и дополнительная оплата труда производственного персонала, расходы на освоение производства, износ технологической оснастки, расходы на содержание и эксплуатацию производственного оборудования. Предельная сумма затрат на содержание управленческого персонала производственных подразделений включается в цеховые расходы, которые, в свою очередь, распределяются между изделиями пропорционально основной заработной плате или же пропорционально технологической (операционной) себестоимости.

Издержки в логистике классифицируют по различным признакам. Григорьев М. Н. Логистика. Базовый курс: учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. -- М.: Издательство Юрайт, 2011. -- 782 с. Рассмотрим наиболее общую классификацию.

  • 1. В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ материальным потоком они подразделяются на:
    • · Постоянные издержки -- не изменяются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельности.
    • · Переменные издержки -- изменяются пропорционально изменению объема деятельности.
  • 2. В зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают:
    • · Прямые (или операционные) издержки -- расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.
    • · Косвенные издержки (непрямые) -- не связаны непосредственно с объектом затрат.

Например, объект затрат -- грузовой автомобиль. Прямые издержки -- зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т.п. Косвенные -- содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы всей компании.

  • 3. В зависимости от восприимчивости к управленческому влиянию издержки подразделяют на:
    • · Регулируемые издержки -- издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения).
    • · Нерегулируемые издержки -- издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) ЛЦ.
  • 4. В зависимости от способа получения данных логистические издержки делятся на:
    • · Фактические логистические издержки - затраты, действительно приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.
    • · Нормальные логистические издержки - средние затраты, приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.
    • · Плановые логистические издержки - затраты, рассчитанные для определенной логистической операции или определенного объекта в определенный период при запланированной программе работ и заданной технологии.
  • 5. В зависимости от решаемых задач различают:
    • · Продуктивные затраты логистической деятельности - затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.
    • · Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.
    • · Затраты на контроль - затраты логистической деятельности на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.
  • 6. В зависимости от конкретных целей анализа затрат бывают:
    • · Убыточные затраты - затраты на работы, которые не дают полезных результатов (простой, ожидание).
    • · Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей) характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что ресурсы были использованы определенным образом, что исключило применение другого возможного варианта.
    • · Частичные затраты - это относимые на определенный продукт, заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по определенным признакам.
  • 7. В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяют на транспортные издержки, издержки хранения, распределения, снабжения, управления запасами и др.
  • 8. В зависимости от вида логистической операции выделяют издержки на погрузку, разгрузку, затаривание, перевозку и экспедирование грузов, приемку и отпуск товаров со склада, хранение и сортировку, комплектацию и маркировку товаров, сбор, хранение и передачу информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и потребителями, страхование грузов, оформление закупок (трансакционные издержки) и др.

Трансакционные издержки -- издержки экономического оборота, обусловленные социальной природой, т.е. теми отношениями между людьми, которые сложились по поводу данного объекта, а в конечном итоге -- теми институтами, которые структурируют эти отношения. Трансакционные издержки связаны с определенными действиями в процессе подготовки, заключения и исполнения сделки, а именно: поиском информации, ведением переговоров, заключением договоров, защитой прав собственности и другими.

Подобная классификация логистических издержек позволяет создать модель системы затрат предприятия, без которой трудно решать задачи планирования, учета, контроля и регулирования этих затрат. С целью разработки системы управления затратами необходимо классифицировать логистические издержки по различным признакам и определить их роль в указанной системе. Классификация логистических издержек по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно лежит в основе организации учета и анализа логистических затрат, а также калькуляции себестоимости обслуживания потребителей.

Производственная деятельность предприятий и фирм является процессом многосложным. Она состоит из разных этапов. Это, например, создание, хранение, распространение, транспортировка товаров. Каждое из этих звеньев товарно-производственной цепи сопряжено с рядом целым рядом трудностей, рисков и затрат. Как правило, их нужно выразить в денежном эквиваленте. Полученные цифры и называются логистическими издержками. Это показывает все финансовые аспекты функционирования фирмы, и по ним определяется рентабельность деятельности организации. Рассмотрим тему подробнее.

Логистические издержки

Эту тему лучше начать с понимания того, что подразумевает данный термин. Логистика насыщена профессиональными терминами, понимание которых позволит легче ориентироваться в теме. Итак, логистические издержки - это денежное выражение использованной рабочей силы, предметов труда, расходных материалов и сопутствующих средств, а также финансовые затраты, включающие в себя разнообразные нежелательные последствия из-за форс-мажорных ситуаций. К подобным затратам относятся также средства, которые тратятся для поддержания необходимого количества запасов на складе.

Характеристики затрат

Для более подробного анализа логистических издержек предприятия нужно понять, чем они выражены:

  • распределением по категориям затрат, которые классифицируются по видовым и количественным аспектам;
  • изменчивостью показателей величин в разные сезоны года;
  • распределением обязанностей за контролем их возникновения между звеньями предприятия и рабочими позициями;
  • трудоемкостью мероприятий, связанных с определением их общего объема и предполагающих выполнение большого количества учетных и расчетных операций.

В итоге все затраты распределяются по трем целевым направлениям:

  • на подсчет себестоимости, оценки запасов инструментария и материальных ресурсов, а также промежуточной продукции, в том числе ее составных частей, готовых изделий для определения прибыли;
  • принятия управленческих решений: планирование, прогнозирование, просчет рисков;
  • надзор и регулирование.

Группы затрат предприятий

К первой группе системы относятся, конечно, прямые затраты. Они отражаются при учете производственных затрат, но для их выделения необходима аналитическая работа, так как их роль очень важна.

Все производственные затраты, формирующие себестоимость продукции, делятся на следующие категории: материальные затраты; амортизационные затраты; финансы, выделяемые на оплату труда; социальные отчисления. Также сюда могут быть включены другие расходы, которые возникают у фирмы в процессе изготовления, доставки и реализации товаров и услуг.

Финансовые затраты на заработную плату сотрудников учитывают все виды заработных выплат, которые рассчитываются исходя из тарифных ставок, сдельных или иных принятых на заводе принципов оплаты труда. Сюда также добавляются все доплаты за переработку; бонусы и премии; работу в выходные и/или праздничные дни, которая начисляется по двойному и даже тройному тарифу; северные, южные и иные надбавки; совместительство.

Структура затрат по экономическому содержанию

В первую очередь нужно уточнить, что входит в структуру затрат. За отчисления на социальные нужды принимаются обязательные взносы по установленным законодательным нормам. А также форс-мажорные затраты, которые входят в структуру расчета логистических издержек, относящихся к позициям, связанным с финансовыми показателями деятельности предприятия.

Также учитывается вся упущенная прибыль, которая не отражается в балансе предприятия, но имеет значение для формирования торговой политики, расчета потенциальных рисков и возможной выгоды.

Затраты обращения

Кроме производственных затрат, которые возникают в процессе воспроизводства услуги или товара, важно учитывать еще и затраты на обращение. Это такой вид финансовых издержек, сопровождающих движение товара от места производства до места реализации или конечного потребления. К таким затратам причисляют:

  • затраты на выполнение операций, связанных с транспортировкой, хранением, доработкой, фасовкой, упаковкой товаров и их мерчандайзингом;
  • затраты на заработную плату торговых работников, включая отчисления в государственные внебюджетные фонды и фонды социального назначения;
  • амортизацию фондов и нематериальных активов.

Переменными логистическими издержками называют такие траты, которые возрастают или уменьшаются пропорционально с увеличением или снижением объемов товарооборота. К этой категории относятся затраты на перевозку товаров, хранение, сортировку, фасовку, упаковку, перепаковку и так далее. Если влияние от изменения объемов товарооборота оказывается минимальным, то такие издержки называют условно-постоянным. К ним, например, относятся амортизационные отчисления; расходы на содержание и ремонт зданий и сооружений; на выплату зарплат административно-управленческому аппарату и персоналу.

Связь логистических издержек и себестоимости товара/услуги

Термин "себестоимость" указывает на денежное выражение затрат на производственные факторы, необходимые для осуществления предприятием коммерческой и производственной деятельности, которая связана с выпуском и реализацией продукции и/или оказанием услуг.

Место логистических издержек в себестоимости товара понятно уже из приведенного выше определения. Так как подобные затраты будут напрямую влиять сначала на базовую производственную стоимость продукта, а затем и на его конечную цену. Так, например, процесс передвижения продукта от склада поставщика или самого предприятия (завода, фермерского угодья и т. д.) будет связан с определенными рисками, которые автоматически закладываются в цену товара.

Как формируется себестоимость?

Для Российской Федерации основными факторами формирования себестоимости продукта являются следующие категории:

  • расходы, связанные с производством и дальнейшей реализацией товаров и услуг;
  • затраты на персона-л, заработную плату, обучение, повышение квалификации;
  • расходы на содержание, управление и обслуживание самой организации и ее дочерних предприятий;
  • выплаты организациям, которые оказывают услуги, сопутствующие созданию продукции;
  • затраты на разработку и подготовку макетов новой продукции, пробников и освоение новых ниш и рынков.

Виды себестоимости

В зависимости от учтенных в себестоимости продукции категорий затрат, она может быть следующих видов:

  1. Цеховой, в которую включены все основные затраты и общие производственные расходы (показывает затраты на изготовление готовой продукции в нужном объеме).
  2. Производственной, которая формируется из цеховой себестоимости и общих хозяйственных расходов, но свидетельствует уже о затратах самого предприятия на выпуск продукции.
  3. Полной, которая, по сути, является той же производственной себестоимостью, с той лишь разницей, что она увеличена на размер коммерческих и сбытовых затрат. Этот показатель объединяет в себе и общие затраты предприятия, связанные как с созданием, так и все прочие затраты, без которых нельзя обойтись в процессе доставки товара до точки дальнейшего сбыта или конечного потребления.

Все это складывается в или услуги, которая, в свою очередь, зависит от общих логистических издержек. Это и будет ключевым фактором для формирования финансовой и товарной политики предприятия.

Логистические издержки (logistical costs) - это затраты на обслуживание сбыта готовой продукции и снабжения производства потребными для него материальными ресурсами, осуществляемые на выполнение логистических операций при движении:

  • - материальных потоков;
  • - информационных потоков, сопровождающих материальные потоки при заказе материальных ресурсов, учете запасов, контроле за выполнением заказов и других;
  • - транспортных потоков;
  • - финансовых потоков, складывающихся при расчете за материальные ресурсы.

В дологистических системах управления материальными ресурсами при снабженческо-сбытовом процессе, понимаемом традиционно, как процесс обращения, совершающийся в особой отрасли народного хозяйства, затраты на снабжение и сбыт определялись как издержки обращения.

Издержки обращения в нашей стране делили на несколько частей:

  • 1) расходы по завозу товаров на склад снабженческой организации;
  • 2) расходы по хранению товаров на данном складе;
  • 3) расходы по отправке продукции со склада ее потребителям;
  • 4) административно-управленческие расходы;
  • 5) непроизводительные потери.

Общая сумма издержек обращения делилась на две части: чистые и гетерогенные.

К чистым издержкам обращения относится та их часть, которая непосредственно связана с куплей-продажей товаров. Она не увеличивает стоимость продукции, а, напротив, характеризует вычет из стоимости общественного продукта. Таковыми являются затраты на учет, куплю и продажу товаров, потери и некоторые другие.

Гетерогенные издержки обращения - это иная часть затрат, необходимых для осуществления снабженческо-сбытового процесса: она означает расходы на выполнение производственных операции, осуществляемых в процессе обращения. Эта часть издержек обращения позволяет сохранить потребительскую стоимость товаров и увеличивать их на величину общественно-необходимых затрат, требуемых для данных целей.

Описанное распределение издержек обращения считалось в течение длительного времени каноническим. На практике это привело к тому, что чистые издержки обращения приравнивались почти что к непроизводительным. Их рост оценивался негативно, а мероприятия по их сокращению считались почти всегда позитивными. Главным было вовлечение динамики чистых издержек обращения и максимальное ограничение их роста, независимо от причин, вызывающих его.

Главным показателем издержек обращения часто считается их уровень на 1 тыс.руб. складского товарооборота. Поскольку оптовая цена 1т груза разная, то у дорогостоящей продукции издержки обращения на 1 тыс. руб. товарооборота ниже, а у дешевых товаров - выше. Это означает, что ассортимент товаров, хранящихся на складах, разновыгоден. Товары, трудоемкие при приемке, комплектации, отпуске, дешевы и выгодны потребителю, но повышают издержки обращения склада.

Реальная экономическая среда, сложившаяся в стране, заставляет снабженческо-сбытовые организации учитывать различия в выгодности купли-продажи дорогих, и дешевых товаров. Это привело к тому, что главная целевая функция снабжения и сбыта - обеспечение потребного покупателям ассортимента товаров в нужное для них время - отходит на задний план во всех тех случаях, когда для снабженческих организаций речь идет об их выгоде в части снижения издержек обращения. Для снабженческих организаций выгодно не полное обеспечение потребителей нужным им ассортиментом товаров, а сбыт дорогостоящей их части.

В логистических системах отношение к затратам на выполнение логистических операций иное. Главная цель данных систем - высокий уровень обслуживания при минимуме затрат на его осуществление.

Логистические затраты учитываются как единые по всему логистическому процессу. В логистике важно достижение сокращения общей суммы затрат на организацию товародвижения. Недопустимо для логистического процесса одно: нельзя снижать уровень обслуживания потребителей логистической системы, взятой в целом. Такая система должна обеспечивать выполнение всех заказов потребителей в полном объеме, заказанном ассортименте в заданные сроки и заданном месте с минимальными общими издержками на выполнение этих заказов.

Анализ показал, что при росте уровня обслуживания логистических систем до 0,96 уровень логистических издержек растет почти прямо пропорционально росту уровня обслуживания потребителей, а затем логистические издержки растут по экспоненциальной зависимости. Так логистические системы по сбыту запасных частей имеют уровень обслуживания 0,96 (выполняют 96% запрошенных потребителями поставок запасных частей по заказанному ассортименту в срок с доставкой в заданное место). При уровне обслуживания 0,98 выполняются 98% заказов потребителей, но при этом существенно дорожают логистические издержки из-за того, что надо расширить в 3 раза ассортимент запасных частей, хранящихся на снабженческо-сбытовом складе организации посредника, принимающей участие в осуществлении логистического процесса, что требует крупных инвестиций и ведет к росту цены обслуживания.

Измеряют издержки обращения в логистике с помощью ряда показателей:

  • 1) в процентах от суммы продаж товаров;
  • 2) в денежном выражении на единицу меры, объема, площади про данных товаров;
  • 3) в процентах от объема условно-чистой продукции;
  • 4) в процентах от валового объема национального продукта (по стране, взятой в целом).

Первые три из названных показателей существенно различны по различным видам материальных ресурсов.