Биографии Характеристики Анализ

Все возможные пути выхода из экологического кризиса. С точки зрения эколога, всякая хозяйственная деятельность может рассматриваться как деятельность по негативному преобразованию ОС

Экологический кризис ¾ это такая стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, а возможности сохранения потенциального гомеостаза, т. е. способности саморегуляции экосистем в условиях антропогенного воздействия, серьезно подорваны.

Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен как у нас в стране, так и в других странах мира комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимают потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами.

Выход из глобального экологического кризиса ¾ важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например, технологическими (очистные сооружения, безотходные технологии и т. д.), принципиально неверны и не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» (Жданов, 1995) на путях устойчивого развития общества (Конференция ООН, Рио-де-Жанейро, 1992 г.), комплексного подхода к решению природоохранных проблем.

Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экологического кризиса (Петров, 1995, рис. 19.1). При этом необходим комплексный подход в решении этой проблемы, т. е. одновременно должны использоваться все пять направлений.

Рис. 19.1. Пути выхода России из экологического кризиса
(по В. В. Петрову, 1995)

В качестве первого направления названо совершенствование технологии ¾ создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов и др.

Второе направление ¾ развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды.

Третье направление ¾ применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения (административно-правовое направление).


Четвертое направление ¾ гармонизация экологического мышления (эколого-просветительское направление).

Пятое направление ¾ гармонизация экологических международных отношений (международно-правое направление ).

Определенные шаги по выходу из экологического кризиса по всем указанным выше пяти направлениям в России предпринимаются, однако впереди всем нам предстоит пройти самые трудные и ответственные участки пути. Они-то и решат, выйдет ли Россия из экологического кризиса или погибнет, погрузившись в пучину экологического невежества и нежелания руководствоваться фундаментальными законами развития биосферы и вытекающими из них ограничениями.

Контрольные вопросы

1. Какой смысл вкладывается в понятие «охрана окружающей среды»?

2. Чем отличается рациональное природопользование от нерационального?

3. Что понимают под «экологической безопасностью»?

4. Каковы общие принципы и правила охраны окружающей среды?

5. Назовите основные направления, по которым Россия должна выходить из экологического кризиса.

Выход из глобального экологического кризиса - важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например, технологическими (очистные сооружения, безотходные технологии и т. д.), принципиально неверны и не приведут к необходимым результатам.

Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» на путях устойчивого развития общества, комплексного подхода к решению природоохранных проблем.

Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым мир должен выходить из экологического кризиса. При этом необходим комплексный подход в решении этой проблемы, т. е. одновременно должны использоваться все пять направлений.

В качестве первого направления названо совершенствование технологии - создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов и др.

Применение экологически чистых технологий способствует обеспечению охраны окружающей среды. Эти технологии являются менее загрязняющими, предполагают более рациональное использование всех ресурсов, позволяют рециркулировать больше отходов и продуктов, образующихся в результате их использования, и обеспечить более приемлемую обработку остаточных отходов по сравнению с технологиями, которые они заменяют.

Экологически чистые технологии являются малоотходными или безотходными «технологиями переработки и получения готового продукта» и благодаря этому способствуют предотвращению загрязнения окружающей среды. К ним также относятся «технологии переработки в конце производственного цикла» или технологии очистки, предназначенные для устранения имеющего место загрязнения.

Экологически чистые технологии являются не просто отдельными технологиями, а представляют собой комплексные системы, предполагающие наличие специальной научно-технической информации, процедур, товаров, услуг и оборудования, а также методики соответствующей организационной и управленческой деятельности. Исходя из этого, при обсуждении вопросов передачи технологии необходимо учитывать ее потенциальное воздействие на аспекты развития людских ресурсов и создание местных потенциалов, а также на положение женщин. Экологически безопасные и чистые технологии должны отвечать национальным социально-экономическим, культурным и экологическим приоритетам.

Необходимо создать благоприятные условия для обеспечения доступа к экологически чистой технологии и для ее передачи, особенно развивающимся странам, посредством принятия вспомогательных мер, направленных на оказание содействия развитию сотрудничества в области технологии и на обеспечение возможности передачи необходимой научно-технической информации, а также создания экономических, технических и управленческих потенциалов для эффективного использования и дальнейшего совершенствования полученной технологии. Сотрудничество в области технологии предполагает совместные усилия предприятий и правительств, являющихся как поставщиками, так и получателями этой технологии.

Для извлечения максимальной пользы от передачи технологии такое сотрудничество должно осуществляться на постоянной основе и при участии правительств, частного сектора и учреждений, занимающихся исследованиями и разработками. Успешное долгосрочное партнерство в рамках такого сотрудничества неизменно требует обеспечения непрерывной систематической подготовки кадров и наращивания потенциалов на всех уровнях на протяжении длительного периода времени.

Внедрение новых и эффективных технологий является необходимым условием расширения возможностей, в частности развивающихся стран, в плане достижения устойчивого развития, поддержания стабильных темпов развития мировой экономики, обеспечения защиты окружающей среды и уменьшения масштабов нищеты и человеческих страданий. Неотъемлемой частью этой деятельности является совершенствование применяемых технологий, а там, где это необходимо, их замена на более доступные и экологически более безопасные и чистые.

Второе направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды.

Методы административно-правового механизма управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

Экономический механизм охраны окружающей среды является составной частью общего механизма регулирования отношений в сфере «общество - природа». Таким образом, это, прежде всего, система, инфраструктура (правовая, организационная, институциональная), необходимая для направления действия указанных экономических фактов в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества.

Суть действующей системы экономического стимулирования охраны окружающей среды в России сводится к системе экологических платежей за загрязнение окружающей природной среды.

Основной проблемой существующей системы является несопоставимость экологических платежей, производимых предприятиями, с реальным ущербом, наносимым окружающей среде, и затратами, которые нужно нести в случае установки различных очистных сооружений. Следствием этого является хроническое недофинансирование природоохранных мероприятий, которые вынуждено на себя брать государство.

Третье направление - применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения (административно-правовое направление).

Четвертое направление - гармонизация экологического мышления (эколого-просветительское направление).

Экологическое мышление - это система взглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия Человечества и Природы в аспекте их гармонизации и оптимизации.

Пятое направление - гармонизация экологических международных отношений (международно-правое направление).

Гармонизация международных экологических отношений - один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию. Например, если промышленные предприятия ФРГ или Англии выбрасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит значительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран. Понятно, что не признают государственных границ и все другие компоненты природной среды (речной сток, морские акватории, мигрирующие виды животных и т. п.).

Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических и других ресурсов недр планеты, и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия государств. Есть все основания полагать, что в XXI в. экология будет в ряду высших приоритетов глобальной системы международных отношений. Уже сейчас некоторые государственные деятели считают целесообразным создание такого надгосударственного органа, который бы управлял охраной и рациональным использованием окружающей среды во всех государствах и регионах.

Есть несколько путей борьбы с загрязнениями атмосферы углекислым газом, вызывающими парниковый эффект: техническое совершенствование двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем подачи топлива; повышение качества топлива, снижение содержания токсичных веществ в выхлопных газах в результате применения дожигателей топлива, каталитических катализаторов; использование альтернативных видов топлива. Избавит население от выхлопных газов электрический транспорт.

Введение новых технологий снизит накопление углекислого газа в атмосфере, поможет создать альтернативное сырьё для синтеза органических веществ, а значит решить важные экологические проблемы.

Стратегия управления потреблением природных ресурсов с позиции устойчивого развития. Поскольку уровень антропогенного воздействия человека на природную окружающую среду достиг опасных пределов, следует перейти от несбалансированной экономики к сбалансированной.

Рассматривая вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, нужно:

сдерживать рост населения;

исключить расточительное уменьшение природных ресурсов;

достигать уровня и темпов экономического развития по возможности за счет возобновляемых природных ресурсов (а это в свою очередь должно привести к снижению загрязнения окружающей среды, защите и сохранению «экологического капитала» - природных ресурсов);

пересмотреть экономические решения, которые приводят к сведению лесов, опустыниванию, пагубным воздействиям на растительный и животный мир, загрязнению атмосферы и водных ресурсов;

изменить политику в отношении сельского хозяйства: вместо «помощи» в виде поставок излишков сельхозпродукции развивающимся странам следует оказывать им финансовую поддержку, которая способствовала бы проведению в них важных внутренних реформ, нацеленных на увеличение производства и замедление разрушения их сельскохозяйственной ресурсной базы;

принять закон о безопасности пищевых продуктов - это приведет к разумной технологии выращивания сельскохозяйственной продукции с целью получения экологически чистого продукта;

стимулировать рынок лесной продукции таким образом, чтобы потребности рынка в ней сократить путем замены строительного материала и сберечь лесные, особенно тропические ресурсы;

самым важным условием сбалансированного экономического развития является совместное рассмотрение экономических и экологических проблем в процессе принятия решений между развитыми и развивающимися странами, чтобы экологические и экономические системы стали полностью взаимосвязаны;

принимать только экологически сбалансированный бюджет.

«Общество и окружающая среда» - это не только международная, межгосударственная, но и междисциплинарная проблема. В ее решении в той или иной мере участвуют едва ли не все гуманитарные, естественные и технические науки. Они исследуют различные компоненты этой проблемы - природные, технические, экономические, медицинские, социальные, политические, географические, архитектурно-планировочные и другие.

Выход из глобального экологического кризиса - важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например, технологическими (очистные сооружения, безотходные технологии и т. д.), принципиально неверны и не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними. Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» на путях устойчивого развития общества, комплексного подхода к решению природоохранных проблем.

Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым мир должен выходить из экологического кризиса. При этом необходим комплексный подход в решении этой проблемы, т. е. одновременно должны использоваться все пять направлений.

В качестве первого направления названо совершенствование технологии - создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов и др.

Применение экологически чистых технологий способствует обеспечению охраны окружающей среды. Эти технологии являются менее загрязняющими, предполагают более рациональное использование всех ресурсов, позволяют рециркулировать больше отходов и продуктов, образующихся в результате их использования, и обеспечить более приемлемую обработку остаточных отходов по сравнению с технологиями, которые они заменяют.

Экологически чистые технологии являются малоотходными или безотходными «технологиями переработки и получения готового продукта» и благодаря этому способствуют предотвращению загрязнения окружающей среды. К ним также относятся «технологии переработки в конце производственного цикла» или технологии очистки, предназначенные для устранения имеющего место загрязнения.

Экологически чистые технологии являются не просто отдельными технологиями, а представляют собой комплексные системы, предполагающие наличие специальной научно-технической информации, процедур, товаров, услуг и оборудования, а также методики соответствующей организационной и управленческой деятельности. Исходя из этого, при обсуждении вопросов передачи технологии необходимо учитывать ее потенциальное воздействие на аспекты развития людских ресурсов и создание местных потенциалов, а также на положение женщин. Экологически безопасные и чистые технологии должны отвечать национальным социально-экономическим, культурным и экологическим приоритетам.

Необходимо создать благоприятные условия для обеспечения доступа к экологически чистой технологии и для ее передачи, особенно развивающимся странам, посредством принятия вспомогательных мер, направленных на оказание содействия развитию сотрудничества в области технологии и на обеспечение возможности передачи необходимой научно-технической информации, а также создания экономических, технических и управленческих потенциалов для эффективного использования и дальнейшего совершенствования полученной технологии. Сотрудничество в области технологии предполагает совместные усилия предприятий и правительств, являющихся как поставщиками, так и получателями этой технологии. Для извлечения максимальной пользы от передачи технологии такое сотрудничество должно осуществляться на постоянной основе и при участии правительств, частного сектора и учреждений, занимающихся исследованиями и разработками. Успешное долгосрочное партнерство в рамках такого сотрудничества неизменно требует обеспечения непрерывной систематической подготовки кадров и наращивания потенциалов на всех уровнях на протяжении длительного периода времени.

Внедрение новых и эффективных технологий является необходимым условием расширения возможностей, в частности развивающихся стран, в плане достижения устойчивого развития, поддержания стабильных темпов развития мировой экономики, обеспечения защиты окружающей среды и уменьшения масштабов нищеты и человеческих страданий. Неотъемлемой частью этой деятельности является совершенствование применяемых технологий, а там, где это необходимо, их замена на более доступные и экологически более безопасные и чистые.

Второе направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды.

Методы административно-правового механизма управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

Экономический механизм охраны окружающей среды является составной частью общего механизма регулирования отношений в сфере «общество - природа». Таким образом, это, прежде всего, система, инфраструктура (правовая, организационная, институциональная), необходимая для направления действия указанных экономических фактов в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества.

Суть действующей системы экономического стимулирования охраны окружающей среды в России сводится к системе экологических платежей за загрязнение окружающей природной среды.

Основной проблемой существующей системы является несопоставимость экологических платежей, производимых предприятиями, с реальным ущербом, наносимым окружающей среде, и затратами, которые нужно нести в случае установки различных очистных сооружений. Следствием этого является хроническое недофинансирование природоохранных мероприятий, которые вынуждено на себя брать государство.

Третье направление - применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения (административно-правовое направление).

Четвертое направление - гармонизация экологического мышления (эколого-просветительское направление).

Экологическое мышление – это система взглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия Человечества и Природы в аспекте их гармонизации и оптимизации.

Пятое направление - гармонизация экологических международных отношений (международно-правое направление).

Гармонизация международных экологических отношений - один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию. Например, если промышленные предприятия ФРГ или Англии выбрасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит значительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран. Понятно, что не признают государственных границ и все другие компоненты природной среды (речной сток, морские акватории, мигрирующие виды животных и т. п.).

Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических и других ресурсов недр планеты, и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия государств. Есть все основания полагать, что в XXI в. экология будет в ряду высших приоритетов глобальной системы международных отношений. Уже сейчас некоторые государственные деятели считают целесообразным создание такого надгосударственного органа, который бы управлял охраной и рациональным использованием окружающей среды во всех государствах и регионах.

Есть несколько путей борьбы с загрязнениями атмосферы углекислым газом, вызывающими парниковый эффект: техническое совершенствование двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем подачи топлива; повышение качества топлива, снижение содержания токсичных веществ в выхлопных газах в результате применения дожигателей топлива, каталитических катализаторов; использование альтернативных видов топлива. Избавит население от выхлопных газов электрический транспорт.

Введение новых технологий снизит накопление углекислого газа в атмосфере, поможет создать альтернативное сырьё для синтеза органических веществ, а значит решить важные экологические проблемы.

Стратегия управления потреблением природных ресурсов с позиции устойчивого развития. Поскольку уровень антропогенного воздействия человека на природную окружающую среду достиг опасных пределов, следует перейти от несбалансированной экономики к сбалансированной.

Рассматривая вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, нужно:

сдерживать рост населения;

исключить расточительное уменьшение природных ресурсов;

достигать уровня и темпов экономического развития по возможности за счет возобновляемых природных ресурсов (а это в свою очередь должно привести к снижению загрязнения окружающей среды, защите и сохранению «экологического капитала» – природных ресурсов);

пересмотреть экономические решения, которые приводят к сведению лесов, опустыниванию, пагубным воздействиям на растительный и животный мир, загрязнению атмосферы и водных ресурсов;

изменить политику в отношении сельского хозяйства: вместо «помощи» в виде поставок излишков сельхозпродукции развивающимся странам следует оказывать им финансовую поддержку, которая способствовала бы проведению в них важных внутренних реформ, нацеленных на увеличение производства и замедление разрушения их сельскохозяйственной ресурсной базы;

принять закон о безопасности пищевых продуктов – это приведет к разумной технологии выращивания сельскохозяйственной продукции с целью получения экологически чистого продукта;

стимулировать рынок лесной продукции таким образом, чтобы потребности рынка в ней сократить путем замены строительного материала и сберечь лесные, особенно тропические ресурсы;

самым важным условием сбалансированного экономического развития является совместное рассмотрение экономических и экологических проблем в процессе принятия решений между развитыми и развивающимися странами, чтобы экологические и экономические системы стали полностью взаимосвязаны;

принимать только экологически сбалансированный бюджет.

«Общество и окружающая среда» – это не только международная, межгосударственная, но и междисциплинарная проблема. В ее решении в той или иной мере участвуют едва ли не все гуманитарные, естественные и технические науки. Они исследуют различные компоненты этой проблемы – природные, технические, экономические, медицинские, социальные, политические, географические, архитектурно-планировочные и другие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

НА ТЕМУ: «ПУТИ ВЫХОДА ИЗ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

Работу выполнил:

Михайлова М.В.

Работу проверил:

Бронников С.В.

Санкт-Петербург2017

Введение

1. Понятие экологического кризиса

2.1 Основные принципы управления качеством окружающей среды и экологическая политика

2.2 Концепция эколого-экономического регулирования природопользования

2.3 Пути выхода России из экологического кризиса

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность данной работы велика, так как мы, живя в современном мире, напрямую сталкиваемся в повседневности с экологическим кризисом и его последствиями. Наше поколение наиболее сильно испытывает на себе последствия экологического кризиса: всевозможные мутации, заболевания, неизвестные раннее, и многое другое. Поэтому проблема решения экологического кризиса является одной из главнейшей для всего человечества.

Цель работы - рассмотреть подробнее проблемы, связанные с экологическим кризисом, и всевозможные пути его разрешения. Задачи работы:

· описать проблемы экологического кризиса;

· попытаться дать наиболее оптимальный вариант для разрешения экологического кризиса.

1. Понятие экологического кризиса

Экологическим кризисом называют сложившееся в настоящее время состояние взаимоотношений между человеческим обществом и окружающей природной средой, в которой человек живет, в которой до предела обострены противоречия между экономическими интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения сохранности, качества этой среды для выживания самого общества.

В структуре экологического кризиса, выделяют две стороны - естественную и социальную . Естественная сторона объединяет в себе признаки деградации, разрушения природной среды:

· глобальное потепление климата, парниковый эффект;

· общее ослабление озонового слоя Земли; появление озоновых дыр;

· загрязнение атмосферы, образование кислотных дождей, фотохимические реакции с образованием озона, перекисных соединений из CnHm;

· загрязнение мирового океана, захоронение в нем высокотоксичных и радиоактивных отходов (дампинг), загрязнение нефтью, нефтепродуктами, пестицидами, ПАВ, тяжелыми металлами, тепловое загрязнение;

· загрязнение и истощение поверхностных вод, нарушение баланса между поверхностными и грунтовыми водами;

· загрязнение поверхности земли всем комплексом загрязнителей: ТБО, тяжелыми и радиоактивными элементами, изменение геохимии земли и грунтовых вод;

· сокращение лесных площадей (сведение лесов) в результате пожаров, промышленных рубок, потерь уже заготовленной древесины, кислотных дождей, незаконных порубок, вредных насекомых и болезней, поражений промышленными выбросами (в том числе - ядерные аварии);

· деградация почв, опустынивание в результате сведения лесов, нерационального землепользования, засухи, перевыпаса скота, нерационального орошения (заболачивание, засоление);

· освобождение существующих и возникновение новых экологических ниш, заполнение их нежелательными живыми организмами;

· нарушение экологического баланса в глобальных и региональном масштабах, общее перенаселение планеты и высокая плотность населения в различных регионах, ухудшение качества среды жизни в городах.

Социальная сторона экологического кризиса проявляется в следующих социальных явлениях:

· В неэффективности работы специальных органов по охране окружающей среды, охране и использованию лесов, рыбных ресурсов, животного мира, недр.

· В противостоянии представительных и исполнительных органов власти, местного самоуправления, что усугубляет неэффективность работы.

· В неспособности правоохранительных органов обеспечить контроль и надзор за выполнением законов об охране окружающей среды.

· В массовом эколого-правовом нигилизме, неуважение эколого-правовых требований, нарушение и невыполнение их.

2. Принципы и пути разрешения современного экологического кризиса

До сих пор действия в таких областях как экологический мониторинг, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, экологический контроль не были системно сорганизованы, и, как следствие, экологическая ситуация продолжает ухудшаться. Организация природоохранной деятельности на принципах системы управления качеством окружающей среды (ОС) повысит ее эффективность и обеспечит устойчивое, экологически безопасное, развитие.

Жизнь на Земле сформировалась и существует в течение нескольких миллиардов лет благодаря тому, что в естественных условиях биосферы все живые организмы включены в определенные локальные и глобальные круговороты химических элементов, которые отличаются замкнутостью, то есть тем, что в этих круговоротах начальные и конечные формы нахождения химических элементов в природе совпадают. Они являются одновременно и следствие, и условием непрерывности жизни на Земле и поддерживают постоянство как существования различных организмов, населяющих Землю, так и химического состава среды их обитания.

Однако естественное состояние биосферы, основанное на функционировании биогеохимического круговорота химических элементов и постоянстве химического состава среды обитания, в современных условиях объективно нарушается в результате производственной деятельности человека. В результате постепенно, но неизбежно и непрерывно меняется естественный, природный химический состав атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод, и нарушаются биогеохимические циклы, к которым на протяжении миллионов лет эволюционным путем приспособились животные и растения, населяющие нашу планету.

Научное понимание причин и механизмов, вызывающих объективно опасную для человека деградацию ОС, дает надежду на то, что, осознав свою огромную мощь, человечество перейдет к жесткому самоограничению, отвечающему требованиям соблюдения условий экологически безопасного развития, и, провозгласив принцип «охраны окружающей среды и человека в ней от последствий хозяйственной или иной деятельности человека» как главный принцип своего дальнейшего существования, спасется само и вместе с собой спасет биосферу и планету Земля от катастрофы, способной завершить «психозойскую эпоху» в истории Земли.

2.1 Основные принципы управления качеством окружающей среды и экологическая политика

Угроза ухудшения состояния окружающей среды (ОС) до критических пределов в настоящее время рассматривается как угроза национальной безопасности любой страны.

Качество среды определяется степенью соответствия природных условий потребностям людей или других живых организмов. При оптимальном качестве среды возможно устойчивое существование и развитие экологической системы, сложившейся или преобразованной человеком в регионе; отсутствуют неблагоприятные последствия для любой популяции, находящейся в данном месте постоянно или временно. Возможно условное определение качества среды в единицах (баллах), характеризующих в сумме все критерии качества.

При этом большое значение имеет определение нулевой точки отчета, то есть того природного показателя качества, после которого он изменяется под влиянием антропогенных факторов. Этот показатель качества среды называется фоновым. Фоновый показатель рекомендуется устанавливать на территориях с отсутствовавшим раннее антропогенным воздействием в биосферных заповедниках или станциях. Сеть этих станций необходимо разместить на всей территории страны и включить в систему мониторинга.

Фоновые значения содержания загрязняющих веществ в природе незначительны. Однако эти параметры под влиянием деятельности человека меняются, содержание загрязнений увеличивается. Для нормального, устойчивого функционирования экосистем и всей биосферы необходимо, чтобы значения загрязнения не превышали предельный уровень, допустимый с точек зрения необратимых изменений в экосистеме или временного нарушения нормального функционирования экосистемы.

В управлении качеством ОС субъектом управления выступает государство в лице органов, специально уполномоченных на осуществление такого управления, а объектом управления - качество ОС.

Управлять качеством ОС можно только воздействуя на факторы и процессы, создающие это качество. Такие факторы и процессы могут быть естественными, но в основном они связаны с осуществляемой или осуществлявшейся раннее хозяйственной деятельностью.

С точки зрения эколога, всякая хозяйственная деятельность может рассматриваться как деятельность по негативному преобразованию ОС. Поэтому одним из важнейших направлений - государственной экологической политики является регулирование хозяйственной деятельности в целях минимизации экологически негативных последствий этой деятельности.

Для эффективного осуществления государственных функций по обеспечению экологической безопасности необходимо создание, поддержка функционирования и постоянное совершенствование специальных систем управления качеством ОС разного уровня.

Источником воздействий, непосредственно влияющих на качество ОС, являются хозяйственные субъекты, производящие в ходе своей деятельности выбросы газов и твердых веществ в атмосферу, сбросы сточных вод со взвешенными и растворенными веществами, акустические, электромагнитные и другие излучения, отходы производства и потребления.

Центральное место в системе занимает «экологическая политика» - заявление уполномоченных на то представителей государства о намерениях в области сохранения и оздоровления ОС, поставленных целях, принципах, путях, методах и этапах достижения этих целей, включая связь экологической политики с государственной политикой в экономической, финансовой, налоговой, промышленной, научной, социальной, образовательной и других сферах.

Исходя из намерений и целей, сформулированных в экологической политике, осуществляется первый этап практических действий по управлению качеством ОС - экологическое нормирование качества ОС, под которым понимается установление набора показателей, характеризующих качество ОС, и плановых значений этих признаков. Особенностью экологически нормативов качества ОС, отличающейся от санитарно-гигиенических, рыбохозяйственных и иных ПДК, является их принципиальная лабильность - они могут вводится в действие, изменяться, отменяться, иметь в разных местах различные значения, быть общефедеральными, региональными, местными, локальными и т.д.

По результатам экологического нормирования качества ОС формируется и реализуется программа экологического мониторинга, под которым понимается систематический контроль значений тех показателей качества ОС, для которых установлены экологические нормативы.

В случае обнаружения нарушений запланированного качества ОС автоматически должны включаться механизмы оценки масштабов нарушения и его возможных последствий, а также разработки и реализации мер по устранению выявленного нарушения качества ОС, в том числе, таких как выявление и наказание виновных, очистка загрязненных территорий и акваторий, внесение изменений в экологическую политику, в экологические нормативы качества ОС, экологические нормативы воздействий на ОС и другое. экологический кризис окружающий природопользование

Экологические нормативы воздействия на ОС устанавливаются, исходя из заявленных целей экологической политики с таким расчетом, чтобы при их соблюдении качество ОС не испытывало негативных изменений. Они доводятся до сведения всех заинтересованных лиц и подлежат соблюдению при разработке проектов хозяйственной деятельности и в ходе деятельности хозяйствующих субъектов.

Проверку соблюдения хозяйствующими субъектами установленных экологических нормативов воздействий на ОС и экологических нормативов качества ОС в зоне ответственности предприятий осуществляет государственный экологический контроль.

2.2 Концепция эколого-экономического регулирования природопользования

Экологическое регулирование должно стать не чем иным, как использованием органами государственной власти системы активных мер и инструментов воздействия на поведение природопользователей в целях предотвращения, ограничения или устранения загрязнений или других форм ухудшения качественных параметров и нанесения вреда окружающей человека среде - природной и техногенной.

Основы концепции косвенного экологического регулирования сводятся к следующим положениям:

главная причина неконтролируемого загрязнения среды - это пробел в ценообразовании на природные ресурсы, игнорирование их подлинной ценности, а в некоторых случаях предоставление в бесплатное пользование. Не получая соответствующую их стоимости денежную оценку на рынке, они не входят в сферу действия рыночных механизмов, которые оказываются неспособными регулировать оптимальное распределение и использование этих ресурсов, а потому и охранять их источник - природу - от загрязнения;

неэффективное функционирование рыночных регуляторов в системе природоохранной деятельности объясняется отсутствием надлежащим образом определенных прав собственности на такие основные природные компоненты, как вода и воздух. Они, являясь объектами конкурентного спроса, в то же время представляют собой свободные блага и услуги;

в результате нормальный рыночный механизм деформируется, возникает неконтролируемые экологические последствия хозяйственной деятельности, приводящие к социальному ущербу. И, как следствие, негативная деятельность природопользователей как бы субсидируется в размере, равном этим социальным издержкам, поскольку предприятия экономят на затратах по предотвращению загрязнений.

Общие выводы из сформированных положений, положенные в основу косвенного экологического регулирования, таковы:

· для восстановления рыночных отношений в сфере охраны природы государство должно взять на себя роль распределителя ресурсов окружающей среды как всеобщего блага;

· для каждого загрязнителя и вида загрязнений должна быть создана система цен в виде налога или платы на загрязнение;

· плата за загрязнение позволит подчинить процесс средопользования обычному механизму рынка и реализовать характерный для такого механизма автоконтроль над этим процессом.

В совокупности метод косвенного экологического регулирования исходит из принципа, что дорогостоящее для индивидов и бизнеса загрязнение окружающей среды побудит их осуществлять деятельность по его ликвидации.

Экологический кризис, затронувший весь мир, заставил наиболее развитые страны перейти от методов пассивного косвенного регулирования к прямому регулированию. Задача последнего состояла в практической реализации целевой установки на последовательное снижение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Принципы регулирования и области их применения :

Принцип эффективности с точки зрения достижения средоохранных целей. Он контролирует выбор таких регуляторов, которые не допускают отчуждения средств у предприятий - источников загрязнения в таких размерах, которые ведут к ограничению природоохранных работ.

Эффективность затрат на природоохранную деятельность . Он, в сочетании с первым принципом, способствует не только снижению социальных издержек, вызванных загрязнением окружающей среды, но и обеспечивает более высокие темпы природоохранной деятельности. Социальная значимость экологического регулирования требует, чтобы при учете эффективности природоохранных мероприятий принимались во внимание последствия их воздействия как на микро-, так и на макроэкономику. Поэтому практика исчисления уровня оптимальных затрат в зависимости от нанесенного ущерба была сразу же отменена, так как в этом случае затраты предприятия на возмещение ущерба становились нереально большими и практически подрывали его природоохранную деятельность.

Принцип «загрязнитель платит» . Его значение сохраняется и при прямом регулировании, однако в этом случае он выступает как средство, способное, отражаясь на цене производимых товаров, предоставлять преимущество предприятиям, проводящим эффективную экологическую политику. Для эффективного использования платы за загрязнение используются перераспределительные системы двух типов: концентрирование сумм в экологических фондах и передаче их предприятиям, активно проводящим природоохранную политику перераспределение средств от экономически сильным предприятий к экономически слабым. При этом денежные средства должны возвращаться предприятиям пропорционально их инвестициям в природоохранную деятельность. Неотчуждаемость средств предприятий - основа эффективности системы экологических налогов. При этом перераспределение средств способствует сокращению затрат на природоохранную деятельность, так как позволяет сосредоточить их в тех местах, где они наиболее эффективно расходуются.

Использование принципа «загрязнитель платит» в качестве инструмента экономического побуждения кроме налога за нарушение природоохранного законодательства может выступать еще в трех формах: ценовая дифференциация, специальный налог и залоговые системы. Ценовая дифференциация представляет собой обложение дополнительными налогами продуктов и изделий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, и, напротив, освобождение незагрязняющих объектов от уплаты части налогов на добавленную стоимость.

Специальным налогом облагаются некоторые товары, приводящие к загрязнению окружающей среды, например бионеразлагаемые пакеты, тара, не пригодная для утилизации. Залоговые системы применяются для стимулирования утилизации и повторного использования изделий и материалов, например: бутылки, кузова автомашин, аккумуляторы, ртутные лампы, алюминиевые банки из-под напитков.

Социально справедливое распределение природоохранных затрат . Население, являющееся жертвой загрязнения, выступает основным источником финансирования экополитики. Поэтому государства, отвечающие за социально справедливое распределение расходов, организовывали проведение исследований макроэкономических последствий экополитики с целью установления ее влияния на основные параметры экономики и того оптимального уровня общенациональных затрат, при котором одновременно осуществлялись необходимые природоохранные мероприятия и сохранялось оптимальное равновесие национальных экономических систем.

2.3 Пути выхода России из экологического кризиса

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды основными принципами охраны окружающей среды являются:

· приоритет охраны жизни и здоровья человека;

· научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

· рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

· платность природопользования;

· соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

· гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;

· международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен как у нас в стране, так и других странах мира комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами. Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экологического кризиса.

Первое направление - совершенствование технологии - создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных, малоотходных производств, обновление основных фондов и др.

Второе направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды.

Третье направление - применение мер административного пресечения мер юридической ответственности за экологические правонарушения (административно-правовое направление).

Четвертое направление - гармонизация экологического мышления (эколого-просветительское направление).

Заключение

Выход из глобального экологического кризиса - важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-то средствами, например технологическими, принципиально неверны и не приведут к необходимым результатам. Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятии антагонизма между ними.

Наиболее общим принципом, или правилом окружающей среды, необходимо считать глобальный исходный природно-ресурсный потенциал, который в ходе исторического развития непрерывно истощается, что требует от человечества научно-технического совершенствования, направленного на более широкое и полное использование этого потенциала.

Из этого закона следует другой основополагающий принцип охраны природы и среды жизни: «экологичное - экономично», то есть чем, рачительнее подход к природным ресурсам и среде обитания, тем меньше требуется энергетических и других затрат. Воспроизводство природно-ресурсного потенциала и усилия на его воплощение должны были сопоставимы с экономическими результатами эксплуатации природы.

Еще одно важнейшее экологическое правило - все компоненты природной среды - атмосферный воздух, воды, почву и др. - охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые природные экосистемы биосферы. Только при таком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр, генофонда животных и растений.

Список литературы

1. Голубев А. Разрушения озонового слоя//Зеленый мир, 1998, № 24.

2. Горелов А.А. Социальная экология, - М., 2004.

3. Данилов-Данильян В.И., Лосева К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие, - М., 2001.

4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология, - Ростов-на-Дону, 2003.

5. Малофеев В.И. Социальная экология,- М., 2002.

6. Мельников А.А. Проблемы окружающей среды и стратегия ее сохранения, - М., 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Глобальные проблемы изменения климата и загрязнение окружающей среды. Истощение сырьевых и энергетических ресурсов. Неконтролируемый прирост населения. Основные принципы управления качеством окружающей среды. Пути выхода России из экологического кризиса.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2012

    Исторический обзор развития человечества и экологические последствия его деятельности. Флуктуации в биосфере под воздействием антропогенного фактора. Основные направления развития цивилизации и выхода из современного глобального экологического кризиса.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2010

    Проблемы глобального экологического кризиса. Глобальное потепление климата, разрушение озонового слоя Земли, сокращение площади лесного покрова, опустынивание территорий, обеднение генетического фонда. Формы международного экологического сотрудничества.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Причины исчезновения растительных и животных видов, генофонда флоры и фауны Земли. Пути преодоления экологического кризиса. Классификация экологических факторов по природе источников и характеру действия. Влияние состояния среды на здоровье людей.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2015

    Определение смыслового значения понятий охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности. Характеристика экологического кризиса как угрозы человечеству. Анализ принципов международного сотрудничества в области охраны природы.

    реферат , добавлен 19.02.2011

    Основные элементы и особенности экологического кризиса, его последствия. Химическое, физическое и биологическое загрязнение. Концентрация нефтепродуктов в районах Мирового океана. Характеристики источников вибраций. Пути выхода из экологического кризиса.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2013

    Понятие и виды природопользования. Основные принципы экологического законодательства Республики Казахстан. Механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Принципы природопользования и охраны окружающей среды в Беларуси. Общее понятие о методах и методике экологического исследования. Государственное управление природопользованием: сущность, методы и функции. Правовое регулирование охраны окружающей среды.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2012

    Современные проблемы природопользования. Классификация природных ресурсов и их экономическая оценка. Сырьевая база промышленности Казахстана. Пути экологического развития страны. Виды загрязнений окружающей среды. Методы управления природопользованием.

    курс лекций , добавлен 13.11.2011

    Сущность, объект, предмет, основные меры и средства рационального природопользования. Классификация и характеристика природных ресурсов. Принципы экологического нормирования. Состав показателей и нормативы качества окружающей среды и пределы их изменений.

Современный этап общественного развития характеризуется обострением противоречий во взаимодействии человека и природы. Использование новейших технологий превратило человеческую деятельность в силу соизмеримую и даже превосходящую действие стихийных сил природы. Человечество вступило в качественно новый период своего развития. Как утверждает основатель и первый президент Римского клуба Аурелио Печчеи, при решении любых проблем человеку всегда придется считаться с «внешними пределами» планеты, «внутренними пределами» самого человека, полученным им культурным наследием, которое он обязан передать тем, кто придет после него; с мировым сообществом, которое он должен построить, экосредой, которую он должен защитить любой ценой, и, наконец, сложной и комплексной производственной системой, к реорганизации которой ему пора приступить.

Развивая производительные силы, человек в орбиту своей деятельности вовлекает все новые и новые вещества природы, используя их с нарастающей интенсивностью. Человек эксплуатирует 55 % суши, использует 50 % прироста леса, добывает около 150 млрд. т. полезных ископаемых. Эти показатели постоянно растут, и это не может не сказываться на характере протекания экологических процессов.

За всю историю своего существования человек оказывал влияние на природу. Однако ранее степень этого влияния была незначительной. Совсем другое дело – современное индустриальное производство, которое привело к возникновению кризисных явлений в жизни, обусловленных отрицательными последствиями научно-технического развития. Среди особенно тревожных тенденций основными являются: а) происходящие планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биологического разнообразия, рост «парникового эффекта» и грядущее изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности); б) резко растущая социальная дифференциация как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения; в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты; г) расточительный режим расходования невозобновимых природных ресурсов, без учета в деятельности современников интересов будущих поколений людей.

Вместе с тем, при нынешней численности населения Земли не обойтись без достижений научно-технического прогресса (НТП). Возврат к примитивным, устаревшим формам материального производства невозможен, так как это обречет человечество на вымирание. Поэтому только разумное использование достижений НТП и бережное отношение к природе есть залог существования человека на Земле.

Научно-техническая мощь человеческой цивилизации с особой силой ставит задачу ответственности человека перед природой. По своим последствиям воздействие человека на окружающую среду превосходит силу воздействия на нее мощных геологических и космических процессов. При этом, расширяются пространственные границы освоения природы человеком, распространяясь вширь и вглубь. Происходит интенсивное использование природных ресурсов и все возрастающее загрязнение природной среды. Природа уже не в состоянии утилизировать отходы. В результате, человеческая активность по отношению к природе все больше превращается в силу, грозящую уничтожить человечество.

Производя невиданные ранее изменения в природной среде, человек все ощутимее испытывает на себе отрицательную, ответную реакцию со стороны природы. Вместо матери природа оказывается злой мачехой, как это происходит, например, в зоне аварии Чернобыльской АЭС. Использование атомной энергии даже в мирных целях представляет реальную опасность для человека и других живых существ. Авария на Чернобыльской АЭС в полной мере обнаружила эту опасность, нанеся ущерб здоровью людей. Там, как ранее до аварии, на деревьях щебечут птицы, бродят животные, леса полны грибов и ягод, но жизнь человека поставлена под угрозу, а дары природы стали для него смертельно опасны.

В современных условиях человеческая жизнь оказывается под угрозой не только в регионах типа зоны вокруг Чернобыля. Перед человечеством в целом все более и более зримо разрастается экологический кризис среды обитания.

Естественное загрязнение окружающей среды, вызываемое извержениями вулканов, лесными пожарами, выветриванием горных пород существенно оказывает влияния на характер протекания природных процессов. Масштабы современного индустриального производства многократно превосходят действие геологических процессов. Не до конца осознанным является и воздействие животных на экологию. Так, ежегодно травоядные домашние животные выделяют в атмосферу более 80 миллионов тонн метана. Это почти одна третья часть всего объема метана, который выбрасывается в воздух при прямом или косвенном участии человека. Если при этом верны данные японских исследователей о том, что в процессе получения одной семейной порции жаркого выделяется столько же парниковых газов, сколько выбрасывает автомобиль за 300 км пути, то рост численности домашних животных создает серьезные экологические загрязнения. Ведь, как свидетельствует статистика, спрос на мясо в мире постоянно растет.

В результате воздействия указанных выше факторов уже в настоящее время значительно нарушен естественный баланс планеты, который определяет характер климатических процессов и представляет большую опасность для существования жизни. Изменение климата может привести гибели всего живого на Земле, так как в ходе своей эволюции оно приспособилось к строго определенным факторам внешней среды.

В условиях, когда негативное воздействие на природу становится все более ощутимым, человечество постепенно начинает осознавать, что наша планета не механический набор элементов, не индифферентная система, а целостный организм, в котором все взаимоувязано. Преобразования в нем человек может осуществлять только в строго определенных пределах. Их нарушение ведет к резкому изменению функционирования всей системы и переходу ее в новое качественное состояние, катастрофически неблагоприятное для существования человечества. Образно говоря, наша планета это тот же космический корабль, но корабль с существенным недостатком - у него нет отсека для удаления отходов. За загрязнения окружающей среды расплачиваться ныне живущим и последующим поколениям людей.

Осознание этого актуализирует борьбу с загрязнением и нарушением экологического равновесия в природной среде. Не однажды эти проблемы обсуждала ООН. В июне отмечается Международный день защиты биосферы, а в апреле День окружающей среды.

К сожалению, до настоящего времени наука не может дать четкого ответа на вопрос о путях выхода их экологического кризиса. Нередко ученые утверждают, что выход - в безотходной технологии. Однако это не совсем так. Современное производство, перейдя к безотходной технологии (эту схему подсказала природа, у которой отходы одного процесса служат основой для другого) сможет замедлить, но не предотвратить экологический кризис, ведь промышленность нередко использует не возобновляемые ресурсы: уголь, нефть, сланцы. Значит безотходное производство, несмотря на всю его привлекательность, не может быть панацеей от всех экологических бед.

Экологические проблемы - это проблемы глобальные. Для их решения необходимо объединение усилий всего человечества и мирное сосуществование, необходимо так же дальнейшее развитие науки, техники и новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Некоторые исследователи перед лицом грозящего человечеству, экологического кризиса проповедуют тезис: «Назад к природе». Эту позицию принято называть руссоистской или неоруссоистской, так как этот тезис провозглашен выдающимся просветителем XVIII в. Ж.-Ж.Руссо, хотя был известен уже в глубокой древности.

Во все века тезис «Назад к природе» был утопичным, нередко реакционным, а в современных условиях он и антигуманистичен. Дело в том, что человек не может обойтись без применения техники, развития производственных сил. Без этого он обречен на гибель. Ограничивая прогресс человечества, ссылками на необходимость сохранения природы, фактически высказывается недоверие к человеку, его творческим силам и разуму и осуществляете выходящее за разумные пределы, преклонение перед природой.

Человек является в этот мир творцом, а не сторожем. Он не может окружающую его природу превратить в первозданный, нетронутый заповедник. Его задача в ином. В древнем мире идеалом достойным мудреца считалось жить в согласии с природой. И в этом плане, более правильным была бы проповедь тезиса: «Вперед к природе».

Природу не нужно завоевывать, не следует ее и преобразовывать в соответствии со своим (на каждом историческом этапе весьма ограниченном) пониманием этого преобразования, а необходимо научиться жить и творить в гармонии с природой, необходимы новые подходы к пониманию роли природы в жизни человечества.

Современный человек, в силу условий своего бытия, все более и более отодвигается, отгораживается от «первой» природы. Все больше и больше он начинает жить в преобразованной им «второй» природе. Однако эта природа не должна входить в конфликт с «первой», для чего должна быть создана здоровая для жизни человека среда, создана обстановка обеспечивающая максимальные возможности для его развития.

Экологические проблемы в начавшемся столетии будут обостряться. Нередко их решение потребует сокращения реализации социальных программ и отодвинет их на второй план. Становится очевидным, что существуют пределы эксплуатации природных экосистем, а переход за эти пределы ведет к их разрушению и деградации. В соответствии с этим формирование нового отношения к природе, основанного на сохранении важнейших характеристик биосферы. Человек должен научиться жить (мыслить и действовать) в гармонии с природой, не нарушая естественно сложившегося равновесии в природной среде. От решения этого вопроса зависит будущее. Только гармоничное взаимоотношение с природой предоставит человечеству возможность дальнейшего существования на планете. Объективные условия, в которых приходится действовать челове­ку в ХХI в., диктуют новые формы мышления, поведения и сотрудничества людей.


Похожая информация.