Биографии Характеристики Анализ

Принцип систематичности обучения. Принцип последовательности обучения

Принцип последовательности имеет важнейшее значение для тех, кто изучает финансовые отчеты. Принципы организации бухгалтерского учета требуют, чтобы хозяйствующий субъект из года в год придерживался неизменных правил бухгалтерского учета. Это дает аналитику возможность сравнивать текущие результаты с результатами прошлых периодов. Цель данного принципа, как и других, представленных ранее, – свести к минимуму жонглирование данными, к которому любят прибегать предприниматели для сокрытия плохих результатов. Согласно принципу последовательности, компания обязана год за годом одинаковым способом проводить инвентаризацию. Основными методами, используемыми при этом, являются FIFO (First-In-First-Out, определение стоимости выбывающих запасов по стоимости запасов, поступивших раньше других) и LIFO (Last-In-First-Out, определение стоимости выбывающих запасов по стоимости запасов, поступивших позже других). При использовании метода ФИФО затраты на приобретение самых старых запасов признаются первыми как стоимость выбывающих запасов. При использовании метода ЛИФО в качестве стоимости выбывающих запасов признаются сначала затраты на приобретение самых «свежих» товаров. Метод учета не зависит от физического перемещения запасов. Это всего лишь метод учета. Представьте, что можно по своей воле вносить изменения в методы учета, – тогда любой сообразительный бухгалтер сумеет каждый год составлять финансовые отчеты так, как нужно ему или компании. Принцип неизменности предусматривает применение каждый год одного и того же метода инвентаризации. В качестве примера использования методов ФИФО и ЛИФО рассмотрим ситуацию с дилером, который торгует монетами. На данный момент у него в витрине выставлены две идентичные золотые монеты. Одну он купил в 1965 г. за $50, а другую – в 2000 г. за $500. В магазин приходит нумизмат и за $1000 покупает одну из монет. Если исходить из метода ФИФО, владелец магазина должен отразить в своем журнале операцию продажи на сумму $1000, стоимость выбывших запасов, равную $50, и прибыль – $950. В запасе останется одна монета стоимостью $500, эквивалентной фактическим затратам на нее во время приобретения. Стоимость монеты, купленной первой, была записана как стоимость проданного товара. Если же использовать альтернативный метод ЛИФО, то владелец должен записать стоимость выбывших запасов, равную $500, и прибыль в размере всего $500. Оставшимися у владельца магазина запасами будет одна монета стоимостью $50. В данном случае стоимость выбывших запасов была определена по стоимости запасов, поступивших позже других. Не имеет значения, какая именно монета – купленная в 1965 г. или в 2000 г. – была продана. Важен только метод учета. Однако от выбранного компанией метода резко изменяются размер прибыли и стоимость запасов. И это важно. Если изменение метода учета необходимо по уважительной причине, в финансовых отчетах, а именно в примечаниях в конце отчета, эта причина должна быть указана. В примечании указывается также суть и обоснование изменения, как это изменение повлияло на размер прибыли и стоимость активов за отчетный год. Вы можете прибегнуть к манипуляции, но от бухгалтеров вам не скрыться.

Еще по теме Принцип последовательности:

  1. Принципы и последовательность формирования инвестиционных портфелей
  2. Принципы и последовательность разработки инвестиционной стратегии предприятия.
  3. Сравнение позитивных и негативных последовательностей
  4. Принципы оценки объектов недвижимости – это свод методических правил, на основании которых определяется степень воздействия различных факторов, влияющих на стоимость объекта недвижимости. Поскольку в процессе оценки объектов недвижимости наблюдается взаимодействие трех элементов – субъекта, объекта и рыночной среды – то специалистами, занимающимися оценкой объектов недвижимости выделено три группы принципов: 1. Принципы, основанные на представлениях пользователя; 2. Принципы, связанные с объекто

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принцип систематичности и последовательности в обучении проводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически - это значит, при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.

В учебнике Ю.М. Колягина сказано, что систематичность в обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики.

Принцип систематичности ориентирует учителя на достижение системности знаний в сознании учащихся путем установления теснейшей связи между элементами изучаемого материала, раскрытия единства элемента и структуры, части и целого. Следовательно, смысл принципа систематичности заключается в том, что учащиеся осознают приобретенные знания как элементы целостной, единой системы.

Р.С. Черкасов в свою очередь пишет, что систематические знания характеризуются как знания о научных основах учебного предмета. Они формируются на основе усвоения понятий и фактов в определенной логической последовательности. Наиболее полное свое выражение этот принцип находит в систематических курсах математики. Можно выделить три вида систематизации учебного материала: целевая, логическая и психологическая . В качестве методов систематизации широко применяются индуктивные и дедуктивные методы, аналогия, обобщение, конкретизация и др. Встречаются попытки "ревизии" принципа систематичности, которые выражаются в отказе от изложения в среднем звене обучения основ науки (такая идея высказана, например, М. М. Постниковым). В отдельных странах (например, в Англии, Швеции, Финляндии), по существу, отказались от систематического курса геометрии. Это обстоятельство не замедлило отрицательно сказаться на уровне логического развития учащихся, на их возможностях в усвоении курса математики.

Различают еще системные знания . Они характеризуются, прежде всего, как методологические знания основ научной теории. Одним из средств формирования системных знаний является включение в учебник сведений о математической теории и способах ее построения.

В пособии Ю.М. Колягина говорится, что последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному; г) от представлений к понятиям; д) от знания к умению, а от него к навыку.

Учитель реализует этот принцип, если обучение математике представляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых последовательно дополняет известные учащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.

Обучение во многом зависит от того, какое значение придается учителем межпредметным связям в обучении, как скоординированы требования к учащимся между преподавателями различных учебных предметов, соблюдается ли преемственность в изучении отдельных тем и учебных предметов. При этом важное значение приобретает преемственность обучения в младших, средних и старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Подготовка к ГИА.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным и последовательным подчинением). Подготовка к ГИА.Методическое сопровождение – УМК под редакцией В.В. БабайцевойЦел...

Изучение основ науки должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших их применений в промышленности, сельском хозяйстве и общественной жизни. При этом основы науки не должны подменяться ее приложениями.

Использование в обучении математических моделей реальных ситуаций, отбор содержания обучения, отвечающего поставленной цели, представляют собой основные средства реализации принципа связи обучения с жизнью. Важной составной частью этих средств являются задачи и примеры прикладного характера.

Принцип систематичности и последовательности

Нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе. В такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и творческие способности учащихся без строго продуманной системы их обучения и воспитания.

" Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловливается и логикой самих наук, изучаемых в школе, и особенностями познавательной и практической деятельности учащихся. протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физического развития. Принцип систематичности и последовательности в обучении лежит в основе построения учебных программ, определяет систему работы учителя и деятельность учащихся в процессе обучения"

Принцип систематичности и последовательности в обучении проводится во всей системе учебной работы. Излагать знания систематически - это значит при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.

Важное значение принцип систематичности и последовательности приобретает в выработке у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с книгой, в воспитании у них навыков организованности и последовательности в приобретении знаний.

Систематичность в обучении математике предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала н постепенное овладение основными понятиями школьного курса математики.

Принцип систематичности ориентирует учителя на достижение системности знаний в сознании учащихся путем установления теснейшей связи между элементами изучаемого материала, раскрытия единства элемента и структуры, части и целого. Следовательно, смысл принципа систематичности заключается в том, что учащиеся осознают приобретенные знания как элементы целостной, единой системы.

Сказанное позволяет утверждать, что научность обучения немыслима без систематичности, а с систематичностью тесно связан вопрос о преемственности в обучении. Ее характеризует опора на пройденное, дальнейшее развитие имеющихся у учащихся знаний, умений н навыков, установление связей между немыми и ранее приобретенными знаниями. В результате этого знания становятся прочными и глубокими.

Систематичность имеет место и в организационных приемах работы учителя - в системе его требований к учащимся. Систематичность должна быть также в учебной деятельности учащихся, в системе методов работы над каждым учебным предметом, в последовательности выполнения домашних заданий и т. п.

Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному; г) от представлений к понятиям; д) от знания к умению, а от него к навыку.

Учитель реализует этот принцип, если обучение математике представляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых последовательно дополняет известные учащимся знания, умения и навыки разумной дозой новых знаний, умений и навыков.

В заключение отметим, что успешная реализация принципа систематичности и последовательности в обучении во многом зависит от того, какое значение придается учителем межпредметным связям в обучении, как скоординированы требования к учащимся между преподавателями различных учебных предметов, соблюдается ли преемственность в изучении отдельных тем и учебных предметов. При этом важное значение приобретает преемственность обучения в младших, средних и старших классах.

Систематические знания характеризуются как знания о научных основах учебного предмета. Они формируются на основе усвоения понятий и фактов в определенной логической последовательности. Наиболее полное свое выражение этот принцип находит в систематических курсах математики. Можно выделить три вида систематизации учебного материала: целевая, логическая и психологическая. В качестве методов систематизации широко применяются индуктивные и дедуктивные методы, аналогия, обобщение, конкретизация и др. Встречаются попытки "ревизии" принципа систематичности, которые выражаются в отказе от изложения в среднем звене обучения основ науки. (Такая идея высказана, например, М. М. Постниковым.) В отдельных странах (например, в Англии, Швеции, Финляндии), по существу, отказались от систематического курса геометрии. Это обстоятельство не замедлило отрицательно сказаться на уровне логического развития учащихся, на их возможностях в усвоении курса математики.

Различают еще системные знания. Они характеризуются, прежде всего, как методологические знания основ научной теории. Одним из средств формирования системных знаний является включение в учебник сведений о математической теории и способах ее построения.

Все мы стремимся соответствовать (в своих глазах и в глазах окружающих) тому, что мы уже сделали. Коль скоро мы сделали выбор или заняли определенную позицию, мы будем стремиться вести себя в соответствии с принятыми на себя обязательствами и стараться оправдать ранее принятое решение - вот в чём заключается принцип последовательности. С помощью самовнушения мы часто убеждаем себя, что то, что мы сделали, является правильным, даже если это и не так. Мы спорим с нашим другом, но даже если мы уже поняли, что мы не правы - мы можем продолжать гнуть свою линию, просто потому что отступать уже некуда. Так любят поступать многие политики - они никогда не позволяют себе публично признаться в том, что идеи, высказываемые ими раньше, оказались ложными.

Психологи давно поняли, какую важную роль играет принцип последовательности в управлении людьми. Известные теоретики Леон Фестингер, Фриц Хайдер и Теодор Ныокомб считают стремление к последовательности главным мотиватором человеческого поведения. Действительно ли стремление к последовательности способно вынудить нас делать то, что мы в душе не хотим делать? Без сомнения! Желание быть (и выглядеть) последовательным представляет собой чрезвычайно мощное орудие социального влияния, часто заставляющее нас действовать явно вопреки собственным интересам.

Общество ценит людей, которые стабильны в своих суждениях и ценностях. Жестокость этого мира вынуждает людей искать надежные направления движений и действий. Обычно, если что-то приносит нам успех, мы стремимся повторять эту схему снова и снова. Мы находим то, что работает для нас, и придерживаемся этого. В то же время, в этом можно увидеть неплохой способ влияния на людей, если показать им знакомую успешную схему, но организовать все так, чтобы результат выполнения такой схемы был иным.

Чалдини приводит технику, которую он называет "Шаг на порог". Это нечто похожее на методику «отказ - затем - отступление», о которой мы говорили выше, но протекающее в совершенно противоположном направлении. Суть этой техники в том, чтобы попросить человека выполнить небольшую просьбу, а затем попросить выполнить более значительную. Чалдини отмечает, что если ты получил согласие от человека выполнить небольшую просьбу, на которую ему легко согласиться, позднее попросив его о большем, ты имеешь больше шансов получить желаемый результат. Практически все мошенничество мира основывается на этой технике. Мошеннику всегда нужно втянуть человека в процесс, в активное взаимодействие и чаще всего это бывает посредством маленькой просьбы.

В межличностной сфере это правилом можно использовать, к примеру, когда ты знаешь, что человеку нравится с тобой общаться и ты можешь получить от него признание в этом - в дальнейшем, ты сможешь апеллировать к этому признанию, и инициировать общение с этим человеком, даже когда ему этого не хочется или неудобно по времени. Классическим примером может служить рекомендация Росса Джеффриса (известного любителя женщин, одного из основателей движения, ныне известного как “пикап”) по проведению телефонных звонков, где он предлагает спросить девушку, хочет ли она общаться и, получив ее согласие, вынуждать ее назвать точное время, когда она готова встретиться.

«Легче сопротивляться в начале, чем в конце»

Леонардо да Винчи.

Глядя на эту технику, можно объяснить, почему так замечательно работают конструкции нейролингвистического программирования (НЛП) вида: "Знаешь, когда ты встречаешь незнакомца, о котором ничего не знаешь, ты можешь судить о нем по его внешности, манере говорить, его взгляде и заметить что-то, что тебе действительно нравится в этом человеке, и когда ты думаешь об этом, тебе становится еще интереснее его слушать и общаться с ним..." Такие конструкции содержат в себе набор утверждений, многие из которых немного смутные, но интерпретируются человеком, как истинные. Когда ты вставляешь утверждение, которое в данном случае - "заметить что-то, что тебе действительно нравится в этом человеке", человек начинает принимать это утверждение на веру и следовать ему.

Одно из самых важных свойств обязательств, это их свойство изменять мнение человека о себе. Например, мы в знак солидарности рассказываем знакомому, что нас сильно заботим какая-то проблема, которая является для него важной (даже если нам нет до этого никакого дела.) В дальнейшем мы продолжаем придерживаться образа человека, которого и правда сильно заботит эта проблема. Мы узнаем о ней, говорим всем, что нас это волнует, и в результате, во избежание когнитивного диссонанса, мы и правда начинаем воспринимать себя как человека, которого это волнует. Всем известно, что многие из нас часто непроизвольно перенимают на себя различные качества окружающих нас людей, возможно их мысли, идеи, или, к примеру, манеру говорить. И в дальнейшем, озвучивая эти мысли, или говоря таким голосом - мы привыкаем, а значит, что это уже становится частью нас.

Мы выяснили, что большинство людей стремятся быть и выглядеть последовательными в своих словах, мыслях и делах. В основе этой склонности к последовательности лежат три фактора. Во-первых, последовательность в поведении высоко оценивается обществом. Во-вторых, последовательное поведение способствует решению самых разных задач в повседневной жизни. В-третьих, ориентация на последовательность создает возможности для формирования ценных стереотипов в сложных условиях современного существования. Также мы поняли, что можем использовать различные обязательства в своих целях, чтобы например, изменять представление людей о самих себе, превращать граждан в «слуг общества», потенциальных клиентов - в «постоянных покупателей», пленных - в «коллаборационистов». И как только представление человека о себе станет таким, как нам нужно, он начнет автоматически подчиняться всем вашим требованиям, которые соответствуют его видению самого себя. Как только человек принимает на себя обязательство, на него начинает с двух сторон давить стремление к последовательности - изнутри будет действовать сила, заставляющая приводить представления в соответствие с поступками, а извне будет действовать тенденция подгонять это представление под восприятие окружающими. Видимо единственный способ защиты от влияния такого рода - остановиться и задуматься, стоит ли в этом случае быть последовательным и к чему может привести такой подход. Возможно, перед тем, как совершить ответной действие, может быть полезно задать себе вопрос: «Если бы можно было вернуться во времени назад, взял бы я на себя то же самое обязательство?»

Включает в себя 4 основных положения:

1. знание есть отражение человеком предметов, явлений окружающего мира;

Развитие совершается не хаотично, не в беспорядке, а по определенной системе. Иногда ученикам довольно представить те реальные отношения мира, на основе которых возникает система явлений. Первое требование принципа систематичности обучения состоит в том, чтобы видеть первоисточник учебных знаний, чтобы ученик в системе учебного материала мог представить реальные отношения, связи.

2. учебный материал представляет специально обработанные основные части;

Система знаний в обучении и система в науке полностью не совпадают. Ученики изучают менее глубоко то, что выражает современная наука. Однако система учебного предмета формируется и под воздействием других факторов.

Второе требование принципа систематичности- хорошо понимать систему знаний в науке, которая ложится в основу школьного учебного материала.

3. система усвоения учебного материала школьниками зависит от способов объяснения учителя;

Одно и тоже содержание может быть изучено различными путями, методами. Учитель определяет план построения объяснения, предусматривает последовательность изложения теоретических сведений, упражнений.

Третье требование состоит в том, чтобы найти систему изучения программного материала, которая наиболее соответствовала бы возрастным возможностям усвоения знаний.

4. понимание системы в знаниях включает функции развития учащихся.

В учебной деятельности проявляются черты личности школьника, такие как работоспособность, трудолюбие.

Четвертое требование- система обучения на каждом уроке должна быть продуктивной, что выражается в глубоком понимании программного материала.

Принцип наглядности обучения .

На ранних этапах развития человеческого общества, обучение осуществлялось за счет подражания взрослым, копирование детьми практических действий взрослого человека. С накоплением человеком знаний, появлением книг, развитием производства, содержание обучения значительно усложнилось. В настоящее время ученику бывает трудно совместить содержание книги со своими представлениями

Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить познавательный труд школьников. Однако не было такой педагогической теории, принципа их использования.

В XVII веке Я.А.Каменский обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения. И.Г. Пестолоции превратил этот принцип в основное средство обучения.

Значительным шагом вперед в разработке наглядности обучения являются научные и учебные труды К.Д. Ушинского. Он дал более глубокое психологическое обоснование принципу наглядности. Он писал, что «ребенок мыслит конкретными образами, поэтому опора на чувственное познание является необходимым условием обучения.


Современная трактовка принципа наглядности включает следующие основные положения:

1. под наглядностью понимается организация чувственного познания ученика.

2. одной из сторон организации чувственного познания в учебном процессе является использование наглядных пособий.

Требования к учителю:

1. понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала.

2. определить характер использования чувственных образов на уроке, как самостоятельную сторону в развитии учащегося или как средство формирования абстракций.

3. решить, с помощью каких наглядных пособий или технических средств, будут формироваться и воспроизводиться на уроке чувственные образы.

4. создавать тенденции в познавательной деятельности ученика к представлениям.

4. Принцип научности обучения . Процесс познания окружающего мира сложен, противоречив, включен в различные этапы формы, виды. Научное познание заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета к его внутреннему строению. Например, от внешнего вида дерева к его внутреннему строению, размножению, обмена веществ.

Принцип научности раскрывает место научных знаний в учебном процессе.. познание окружающей действительности может быть верным и неверным.

Если учебный материал вводит ребенка в мир законов, понятий, такие знания называются научными. Они имеют главенствующее значение в умственном развитии. Только они позволяют усвоить научное содержание предмета. Учителю необходимо понимать последовательность введения новых признаков дополнений. Особенно важно не допустить упрощенчество и примитивности на первом этапе овладения понятиями.

В процессе обучения успешно используются сказки, фантастические произведения, легенды и мифы.

Существует другой вид знаний- антинаучный или лженаучный. Эти знания противоречат идеям воспитания.

Систематическое усвоение научных знаний начинается со школы. Принцип научности обучения сосредоточил внимание учителя на поиск педагогики основанных путем формирования научных знаний.

Требования к учителю:

1. Приступая к научному обучению, нужно хорошо понимать, какую сторону опыта человечества усваивает ученик и как правильно ограничить переход мыслей от явления к сущности, от внешних, наблюдаемых свойств к внутренним.

2. Понимать влияние на развитие школьников научных и других видов знаний.

3. Видеть в программном учебном материале возможности более или менее глубокого объяснения деятельности. Это дает основание творческого поиска, индивидуального подхода.

4. Знать пути систематизации и обобщения представлений ребенка в процессе формирования первоначальных научных понятий.