Биографии Характеристики Анализ

Проблем не существует, существуют только люди. Во время поста не "ешьте" людей

Экология жизни. Ты создаешь проблему, чтобы почувствовать себя сильной, потому что без них ты будешь чувствовать себя беспомощной

Вопрос: Я испытываю некоторое замешательство по поводу своих проблем. Когда я впервые пришла на группу, я осознала, что хочу быть человеком, - а теперь я даже не знаю, что такое человек, и существует ли он вообще. Мои проблемы меняются день ото дня, но когда их нет, это пугает меня еще сильнее. Сегодня утром я почувствовала сильный страх оттого, что не понимаю, в чем моя проблема! Я знаю, что просто придумываю проблемы, чтобы защититься от себя.

Это хорошо, что ты начала осознавать это. Так происходит со всеми.

Проблем не существует, существуют только люди, но мы создаем проблемы из наших неврозов, поскольку боимся остаться в одиночестве. Мы привыкли к постоянной занятости: одна проблема уходит, но еще до того, как она оставляет нас, мы создаем себе другую проблему. Мы немедленно заменяем одну проблему другой, чтобы всегда быть чем-то занятыми. В противном случае жизнь будет казаться такой пустой и такой огромной, что мы почувствуем себя потерянными.

Если ты не будешь занята решением проблем, то вся эта беспредельная огромность существования заполнит тебя до краев. Ты почувствуешь себя такой крохотной, почти пустым местом – и это пугает тебя. Когда же ты создаешь проблему, ты забываешь про весь мир, потому что фокусируешься на этой проблеме.

Ты - нечто большее, чем любая из твоих проблем, и с тобой все в порядке, поскольку ты понимаешь, что с этим нужно что-то делать. Ты чувствуешь себя очень сильной, раз продолжаешь играть с этим.

Тебе когда-нибудь приходилось наблюдать за кошкой, которая играет с мышью? Иногда она позволяет мыши убежать на небольшое расстояние, потом внезапно прыгает и хватает ее. И снова она отпускает мышь, а затем, прыгает и ловит ее, начинает с ней играть. Именно так ведет себя человеческий ум: он играет в кошки-мышки, и пусть у тебя нет настоящей мыши, зато у тебя есть пластиковый или резиновый мышонок, или мышонок из твоей фантазии, мышонок, созданный твоим воображением.

Ты создаешь проблему, чтобы почувствовать себя сильной, потому что без них ты будешь чувствовать себя беспомощной. Ты пытаешься разрешить свои проблемы – и ты знаешь, что тебе это по плечу, так как проблемы являются твоим творением. Если ты позволяешь им оставаться какое-то время нерешенными, это тоже хорошо, поскольку ты даешь им возможность посуществовать какое-то время; в противном случае ты могла бы покончить с ними немедленно. Кошка может разделаться с мышью в любой момент, но она дает ей немного свободы, чтобы поиграть с ней.

Когда у тебя нет проблем, тебе не на чем фокусироваться. А когда ты ни на чем не сфокусирована, ты вдруг начинаешь осознавать беспредельность существования, и эта беспредельность оказывает на тебя парализующее действие. Любой человек не прочь забыть про небеса и звезды, и наилучший способ для него сделать это - создать проблемы: мелкие, незначительные, глупые… например, какое платье одеть сегодня.

Итак, ты стоишь пред гардеробом и пытаешься решить, какое же платье сегодня надеть. Ты превосходно справляешься с этой игрой. Она предназначена исключительно для тебя, потому что твоим платьям до всего этого нет никакого дела. Ты можешь решить надеть любое из них, какое тебе нравится, никто не стоит у тебя на пути…

Ты можешь продолжать жить, беспокоясь о пустяках, но это всего лишь трюк – способ убежать от существования, от собственной ничтожности. Человек – очень крошечное существо, и пока ты не примешь этот факт, ты будешь продолжать дурачить себя своими проблемами. Но как только ты примешь факт, что человек очень мал, проблемы исчезнут. Ты чувствуешь свою ничтожность только потому, что не хочешь принять этого факта. Прими его, и ты увидишь, что ты не отделена от этого беспредельного целого; ты - часть целого, ты и есть это целое.

Так что все эти игры создаются тобой. Ты получила прекрасное прозрение, нечто очень важное и значительное. Если ты хочешь продолжать свои игры, продолжай. Но если ты больше не хочешь играть, ты можешь отбросить игры.

Если ты отбросишь игры, тогда впервые в жизни ты станешь по-настоящему живой. Если ты отбросишь их, ты впервые в жизни сможешь стать доступной для безграничной энергии, которая тебя окружает. Эта жизнь может быть совершенно изумительной, совершенно фантастической, а ты продолжаешь играть со всем этим ненужным шумом твоего воображения. Если ты видишь причину этого, остановиться очень просто. Не пытайся стать сильной; просто будь той, кто ты есть. Не пытайся бороться с существованием, убегать от него – просто принимай его.

Принимать – значит быть сильным. Принимать – значит быть религиозным. Принимать без каких-либо оценок, без каких-либо условий означает двигаться в совершенно другое измерение – называйте его «божественное» или как угодно. И эта возможность поджидает тебя на каждом углу, ты можешь отбросить свои проблемы в любой момент.

Я продолжаю отвечать на ваши вопросы, я продолжаю решать ваши проблемы, прекрасно зная, что у вас нет никаких проблем. Вы можете спросить меня, почему же тогда я продолжаю отвечать на ваши вопросы? Я могу просто сказать, что все это лишено всякого смысла. Но тогда вы ничего не сможете понять.

Вы приносите мне проблему, я ее решаю. Вы задаете мне вопрос, я отвечаю на него. Я стал частью этой игры. Если вы заинтересованы в этой иге, я буду играть. Постепенно вы начинаете осознавать, чем вы занимаетесь. И запомните: вы растрачиваете только свое время, не мое, потому что мне достигать нечего. Здесь не растрачивается ничего, кроме вашего времени. Как только вы поймете это, вы отбросите все проблемы и начнете наслаждаться и праздновать . Вместо того чтобы думать о своих проблемах, вы будете танцевать, петь, совершать длительные прогулки, плавать в реке.

Ты можешь войти в существование, используя многие способы; лишь через думание оно не доступно, поскольку думание – это способ избегать его.

Попробуй пережить этот проблеск прозрения и не бойся. Я знаю, что страх возникает, невероятный страх. Я знаю, как это трудно – жить без проблем. Я сам прошел через это.

Утром я очень сильно испугалась, поэтому у меня разболелась голова – и это была проблема.

Это была проблема, которую ты могла создать. Ты можешь создать себе тысячу и одну проблему. А когда у тебя есть проблема, жизнь больше не является проблемой – ты чем-то занята. Но во всей этой твоей занятости нет и намека на какую-то деятельность. Посмотри на это внимательно, и от одного того, что ты уделишь этому внимание, узел развяжется. опубликовано

© Ошо, из книги «Главное не раздумывай»

Чревоугодие - отношение к миру и людям как к средству

Выражение «есть людей» означает восприятие не только людей, а всего мира вокруг себя как места, которое существует для удовлетворения твоих желаний.

Когда святые отцы, в том числе преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, рассуждали о главных человеческих страстях и о смертных грехах, то наиопаснейшей, наиглавнейшей страстью называли чревоугодие. Почему?

Всем понятно, что человеку естественно любить вкусную пищу, не любить невкусную; понятно стремление приготовить изысканную еду, а не есть всякую бурду. И одним из наказаний для человека, в том числе в тюремном заключении, является баланда, которую ему выдают вместо нормальной человеческой пищи.

То есть хорошо питаться, есть вкусно для человека нормально. В этом нет чревоугодия, в этом нет ничего дурного. Чревоугодие - это когда ты ешь чрезмерно, когда еда становится чем-то главным в жизни и затмевает все остальные радости.

Но сразу возникает вопрос: неужели это так страшно? Неужели это можно серьезно считать самой опасной страстью человека, если существуют ненависть, блуд, гордыня, ложь, лицемерие и так далее, и тому подобное?

Под словом «чревоугодие» в христианстве понимается не только и не столько отношение к вкусной и здоровой пище, сколько отношение к миру и пространству жизни, которое человека окружает. Если ты воспринимаешь мир вокруг себя как средство, которое ты поглощаешь, которым питаешься, и этот процесс пожирания мира, пожирания всего вокруг себя является для тебя основной жизненной функцией, — это страшный, ужасный порок.

Когда строжайшее взыскивают за каждый проступок с другого и постоянно оправдывают самого себя; когда ставят высочайшую планку для другого и снижают для себя - это и есть поедание людей

Собственно говоря, проблема потребительского общества в большей части заключается в том, что человек существует как машина потребления пространства. Тогда всякий человек и всякая живая душа, находящаяся в окружении такого человека, рассматривается им как средство.

А великий Кант четко сказал: «Человек никогда не может быть средством, он может быть только целью». Когда для тебя человек становится средством, то тогда ты его и употребляешь в свое удовольствие. А потом выплевываешь от него косточки какие-нибудь. Иногда что-то в зубах застревает.

Отзвуки такого людоедского отношения к миру и ближнему можно услышать и в выражениях вроде «она мне всю жизнь заела».

Некоторые признаки людоедства

Когда строжайшее взыскивают за каждый проступок с другого человека и постоянно оправдывают самого себя; когда ставят высочайшую планку для другого и снижают для себя - это и есть поедание людей.

Это касается и отношений в семье (супругов друг к другу, родителей и детей), и отношения к работе, отношения к друзьям, и отношения человека к Церкви, и отношения к любому пространству. «Вот ты такой, ты сякой. Ты такая, ты сякая». Человек не видит себя, но зорко видит другого, выискивает недостатки в другом, потому что так приятнее чувствовать себя невинным и безответным.

Человек не должен ставить какую-то высокую планку для других, даже если он ставит высокую планку себе. Надо всегда поступать по любви, потому что человек все-таки призван любить ближнего, как самого себя, а не требовать с ближнего. Планку надо занижать для другого, завышая ее для себя.

Здесь вспоминается случай из патерика. Один монах, который, видимо, ставил такие высокие планки для себя и для других, обращается к старцу: «Отче, что мне делать, если я увижу брата моего, спящего за бдением. Не дать ли мне ему пинка?». Авва ему отвечает: «Если бы я увидел другого брата, спящего за бдением, я положил бы его голову себе на колени и покоил бы его».

Таких историй в патерике очень много. Это одна из самых прекрасных книг, которую хорошо читать во время любого поста. Она смягчает сердце, задает верный тон душе.

Что делать, если занимаешься самоедством?

Нередко можно услышать мнение, что самоукоры, самопопреки - это очень смиренно, и вообще единственно подобающее христианину отношение к самому себе. Но к здоровой духовной жизни это не имеет никакого отношения.

Бесконечное самоедство, самопопрекание, отношение к себе как к «убогому», который не признает за собой никакой ответственности, а живет только чувством вины, — без всякого сомнения вещь духовно опасная. Самоедство - болезнь души.

Самоедство не имеет отношения к смирению в его истинном смысле. Есть, как говорят, смиренномудрие, а есть смиреннословие. Самоедство и смиреннословие наблюдается тогда, когда человек пытается за маской смирения (не всегда осознанной) прятать свое нежелание жить в свободе, свое нежелание жить ответственно, как-то вот действовать, меняться.

Кстати, есть отличный маркер для проверки себя: если вы самоедствуете, попрекаете сами себя и вдруг вам кто-то со стороны говорит то же самое и вы этот упрек, совершенно согласившись сердцем, примите, - это будет и правда смирение. Но если вы только самому себе разрешаете себя упрекать, а если кто-то попробует сказать вам то же самое, вы взрываетесь - вы обычный самоед-смиреннослов.

Обычное самоедство - это огромное недоверие Богу, потому что человек никак не может понять, поверить, что Бог любит его таким, какой он есть. А человек пытается быть тем, кем он не является. Он пытается из себя что-то выкаблучивать, пытается придумать для себя какую-то особую маску, в которой он мог бы быть принят. Человеку страшно быть самим собой. И все это самопоедание происходит потому, что человеку никак не удается стать лучше, и он так самооправдывается.

А когда эта маска слетает, когда человек оказывается в глазах других не тем, кем хочет представиться, тогда он испытывает чувство сильной досады. Чувство досады совсем не похоже на чувство покаяния. Чувство досады — это чувство уязвленной гордыни. И именно поэтому человек начинает себя поедать. И так - по кругу, вместо того, чтобы остановиться, признать свою немощь и начать движение от себя недостойного к такому себе, каким тебя задумал Господь.

Как не даться людоеду на зубок

Человеку нельзя позволять «есть» себя и другим людям. Человек не должен быть объектом для манипуляций. И вообще человек не должен соглашаться с тем, что он объект, с тем, что его используют, с тем, что его унижают, с тем, что его постоянно терроризируют. В этом нет никакого смирения. Надо уметь это пресекать, уходить от этих отношений. Уходить умело, с достоинством, не озлобляясь.

Надо уметь сопротивляться. Это то, что мы, по большому счету, не умеем. Мы сразу впадаем в ненависть, противостояние, злобу, вражду, войну, а вот сопротивляться по-хорошему, по-доброму, с достоинством мы пока не научились. Это очень важная христианская наука.

Что сдержит людоедский порыв?

С вашего позволения, я приведу еще одну цитату из патерика: «Брат пришел к авве Пимену и при некоторых тут бывших хвалил одного брата за то, что он ненавидит зло. «А что значит ненавидеть зло?» — спросил у него авва Пимен. Брат смутился и не нашел, что ответить. Потом встал, поклонился старцу и говорит: «Скажи мне, что есть ненависть к злу?» Старец отвечал: «Ненависть к злу — это если кто возненавидел свои грехи, а ближнего своего почитает праведным».

Людоедству надо сопротивляться. Не впадать в ненависть, противостояние, злобу, вражду, войну, а сопротивляться по-хорошему, по-доброму, с достоинством

Остановиться на пути поедания мира человеку всегда может помочь Евангелие. Когда человек открывает для себя слова Христа, когда начинает по-настоящему искать в Евангелии голос Божий, обращенный к нему лично, когда человек вдруг, совершенно неожиданно для себя, на какой-то евангельской притче или истории, или на каком-то слове Христовом вдруг ощутит, что сердце его сжалось оттого, что эти слова - про него. А все Евангелие - про каждого из нас, просто это надо научиться слышать.

А когда человек отстраненно читает Евангелие, как некое домашнее правило, упражнение в Священном писании, то он не воспринимает Слово Божие как личное обращение. Он может разобрать Евангелие на цитаты, или какие-то понятия перетолковать в удобном для себя контексте.

Перетолковывали слова закона книжники и фарисеи для себя, пытались найти лазейку. Именно законник перед Христом озвучил самое важное, самое главное, что потом стало центром евангельской главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всеми мыслями твоими, всеми помышлениями твоими» и ближнего своего как самого себя». Но тут же спросил: «А кто мой ближний?».

1) Если человек принимает себя за единого, никакая борьба не может развиваться внутри него. Если никакая борьба не развивается внутри него, он не может измениться.

Почему это так?

2) Если человек полагает, что имеется только одна вещь, которая действует, думает и чувствует в нем, то есть, одно «я», то он не может понять, что должна быть одна вещь, которая приказывает, и другая, которая повинуется.

Это значит, что если человек рассматривает себя как единство, ничто не может измениться в нем. работа говорит: «Если только человек не разделит себя надвое, он не сможет сдвинуться оттуда, где он находится в самом себе», то есть, он не сможет быть другим в себе.

Гурджиев: Человек не есть Единство

3) Если человек настолько загипнотизирован и, следовательно, настолько спит, что думает, будто он един, он не может воспринимать идеи работы. Что же является целью практической стороны работы, то есть, идей и инструкций, относящихся к работе над собой? Этой целью является заставить человека работать над собой путем деления себя на Рабочую сторону и на Механическую сторону, то есть, наблюдать себя под углом зрения идей работы. В этом случае наблюдающая сторона смотрит в сторону, которая должна быть наблюдаема. Поэтому человек становится двумя: наблюдающей стороной и наблюдаемой стороной.

4) Если человек думает, что он един и единство, и что это всегда одно и то же «Я», которое действует, думает и делает, как он может наблюдать себя? Он не может этого, так как он воображает, что он сам является единым и поэтому ничто не может быть наблюдаемо относительно его самого. В таком случае человек часто верит, что наблюдение означает наблюдение чего-то вне себя: автобусов, улиц, людей, пейзажей и т.д. Но самонаблюдение не производится через внешние чувства, которые показывают только то, что не есть «Я», то есть, внешний мир.

5) Если только работа не является установленной в человеке посредством Наблюдающего «Я» , ничто не может измениться в нем. Наблюдающее «Я» является более внутренним, чем жизнь или чувство. Но если Наблюдающее «Я» не поддержано некоторой глубиной непрестанного и обновленного понимания работы, оно ослабляется и в напряжении обстоятельств внешней жизни постепенно исчезает - тогда человек находит себя просто позади в жизни, а если жизнь благоприятна в данный момент его эгоизму, он не страдает.

6) Установление Наблюдающего «Я» служит, чтобы сделать кое-что более внутренним в человеке, так что оно может наблюдать то, что является внешним в нем (внешним не в смысле наружной внешней жизни, но в нем, в его личности, в Джонсоне, если имя его Джонсон). Если только это Наблюдающее «Я» не установлено, то есть, если только человек не хочет наблюдать себя, если только он не может начать это внутреннее дело, ничто не может измениться в нем. Он останется тем же лицом.

7) После долгого времени пребывания в работе внутренняя система, которая отправляется от желания Само-Наблюдения -то есть, от желания Наблюдающего «Я», начинает действовать и контролировать механического человека. Она делает это посредством собирания вокруг него всех «я» в Личности, которая хочет и может работать. Эта стадия обретения организованного помощника - Заместителя Управляющего. ЕСЛИ это продолжается, несмотря на соблазны, начинает происходить нечто очень странное. Соблазны на первой стадии работы являются целиком борьбой против сомнений, дурных толкований, злословия, колебаний, нахождения недостатка, создание требований и т.д., ибо никаких других соблазнов не существует для нас на этой стадии. Именно здесь человек должен быть сперва искушен на этом пути, чтобы стать каким-либо хорошим для любого дальнейшего пробуждения. Наблюдающее «Я» собирает вокруг себя «я», которые могут работать и понимать работу. Они образуют небольшую группу «я», называемую Заместитель Управляющего, которая должна бороться и воевать не только с Ложной Личностью, но с неразвитой Сущностью. Если Заместитель Управляющего, несмотря на бесконечные неудачи, становится достаточно "сильным, «Управляющий» подтягивается ближе. «Управляющий» принадлежит к чему-то выше человека. Он приходит сперва как проблески и часто, когда он подтягивается близко, люди имеют большие затруднения, либо внешние, либо в борьбе с отрицательными состояниями в форме болезни и т.д. «Управляющий» приходит с другого уровня.

Чтобы принять, так сказать, «Управляющего», человек должен подвергнуться новому становлению себя, новому направлению своего ума или даже мозговых клеток. Но это всегда имеет место наилучшим образом для индивидуума и может быть выдержано. работа состоит в том, чтобы войти в соприкосновение с более высокими центрами. Но они работают своим собственным образом, поэтому в человеке должны иметь место изменения. Человек не может произвести этих изменений сам, ибо он ничего не знает о новых необходимых связях. Только через его личную борьбу и борьбу Заместителя Управляющего в нем они осуществляются -то есть то, что пытается войти свыше, человек осуществляет, когда условия правильны. Раз это осуществлялось, человек становится другим. Его чувство «Я» иное. Его идеи и мысли, его рассуждения и его поступки другие. Он испытал саму эволюцию, скрытую в нем. Он «вновь родился», как выражает (это) фраза в Евангелиях.

Но все это невозможно, если человек не устанавливает прежде всего наблюдающего «Я» и не имеет помощи настоящей работы путем понимания этого для себя, что означает собирания других «я» в нем вокруг Наблюдающего «Я», так что небольшая группа «я» формируется в хаосе его внутренней жизни, называемая «Заместитель Управляющего».

Но, конечно, если человек остается в самомнении, что он един и может быть только един и что имеется всегда одна вещь, которая действует, чувствует, думает, говорит в нем, все то, о чем было сказано выше, остается невозможным осуществить.