Биографии Характеристики Анализ

Рыцарский орден определение. Рыцарские ордены

Но их деятельность не ограничивалась одной лишь войной, ибо рыцарь - это не только войн, но и человек высокой духовности и моральных качеств. Быть рыцарем - значило чтить «Рыцарский кодекс чести» (своеобразное включающее в себя свод негласных правил поведения, как в обществе, так и на войне). Но давайте поговорим о том, что же собой представляли рыцарские ордена.

Тамплиеры

Первый и самый популярный рыцарский орден, возникший ещё во времена крестовых походов из тех солдат, которые участвовали в захвате «святой земли» Иерусалима. Их так и называли - Орден Иерусалимских что говорило о явной принадлежности к духовно-религиозной основе христианства того времени. Знаменем организации стал красный крест на белом фоне а стягом, зачастую вывозившимся на огромной колеснице, - золотой считавшийся символом силы веры и воодушевлявший простых солдат на ратные подвиги. К сожалению, через пару столетий распался и был уничтожен. В пятницу 13 числа 1307-го года по приказу все тамплиеры были обвинены в ереси, поклонении Бафомету и, как следствие, арестованы и убиты. Это произошло потому, что тамплиеры, развиваясь и наращивая мощь, превратились из духовной организации в очень мощную экономико-политическую машину, что было неугодно ни власти, ни религиозным лидерам. Конечно, большинство обвинений было попросту сфальсифицировано, но на духовно-рыцарские ордена в целом это особого влияния не возымело.

Госпитальеры

Рыцарские ордена, как правило, зарождались на Святой Земле, именно там, где христианам для их паломничеств требовалась помощь и поддержка. Одним из таких «вспомогательных» формирований и стал орден святого княжества Антиохия, названый по имени занятого города (неподалёку от Иерусалима). Их отличительной чертой был белый крест на чёрном фоне, состоял орден в основном из французов и занимался помощью пилигримам. Рыцарские ордена этого типа, хоть и не были столь могущественны, но пережили своих собратьев. К примеру, те же госпитальеры в наше время - Обществом Красного Креста, которое до сих пор оказывает посильную медицинскую помощь в странах, задетых теми или иными военными конфликтами. Правда, религиозная основа несколько исказилась, и мало кто знает, что, наряду с этой организацией работает и ее ответвление, именуемое Орденом Красного Полумесяца.

Рыцарские ордена в мировой культуре

Так зачем же вообще нужны рыцари и почему они «вымерли»? Дело в том, что появление рыцарей-воинов, было закономерным явлением в тот период, когда сила одного человека могла быть противопоставлена силе многих, благодаря опыту, мастерству и умению. Но уже через столетие (с появлением пороха и даже арбалетов, пробивающих доспех и являющихся «бесчестным» оружием) популярность рыцарства пошла на убыль, а сами представители орденов "переквалифицировались" в военно-аристократическую элиту эпохи Ренессанса. Но это уже совсем другая история!

Западноевропейские рыцари обычно побеждали мусульман, не только когда действовали смело и решительно – этими-то качества они славились всегда, – но ещё и организованно, причем именно организованности-то им как раз и не хватало. Ведь каждый рыцарь-феодал в условиях ведения натурального хозяйства ни от кого не зависел, а в личной доблести мог запросто превосходить любого герцога, а то и самого короля! Прекрасную картину независимости такого вот феодального сеньора, представил Сюгер, настоятель Сен-Дени в описании «Жизни Людовика VI, прозываемого Толстым», в котором он рассказывает о том, как этот монарх в 1111 году решил наказать некоего Гуго дю Пюизе и осадил его замок в Босе за то, что он откровенно грабил местное население. Несмотря на большие потери, замок Гуго все-таки был взят, а самого его отправили в изгнание. Вернувшись, Гуго так искреннее раскаивался, что Людовик VI его помиловал. Но тот вновь отстроил донжон и опять принялся за старое, и королю пришлось собираться в поход опять. Донжон сожгли. Но наказанный, а затем вновь помилованный Гуго повторил все то же самое и в третий раз! На этот раз чаша королевского терпения переполнилась: донжон его сожгли до основания, а сам Гуго стал монахом-отшельником и умер во время путешествия в Святую землю куда он поехал каяться. И вот только после этого жители Босе вздохнули спокойно.

Подобным же своеволием, если не сказать самоуправством, отличались рыцари-феодалы и на полях сражений, которые сплошь и рядом проигрывались потому, что какой-нибудь рыцарь раньше всех прочих бросался грабить вражеский лагерь, или напротив – обращался в бегство, когда надо было всего лишь стойко стоять на месте и сражаться!


Заставить рыцарей повиноваться дисциплине было заветной мечтой многих военачальников, однако сделать этого долгое время никому не удавалось, вплоть до первых крестовых походов на Восток. Именно там, познакомившись с восточной культурой и узнав ее поближе многие военные и религиозные деятели Запада заметили, что тем самым «камнем» на котором можно построить «здание» рыцарской дисциплины и послушания является сама церковь. А для этого нужно было всего лишь… превратить рыцарей в монахов!

Вот так и возникли первые духовно-рыцарские ордена, объединившие под своими знаменами рыцарей-крестоносцев в их борьбе против мусульман. Причем важно отметить, что такие ордена, созданные крестоносцами в Палестине, также существовали и у тех же мусульман! В конце XI – начале XII века у них были созданы военно-религиозные ордена Раххасийа, Шухайнийа, Халилийа и Нубувийа, большинство из ко-торых в 1182 году халиф ан-Насир объединил в общесульманский духовно-рыцарский орден «Футувва». Обряд посвящения в члены «Футувва» включал опоясывание мечом, затем кандидат пил «священную» соленую воду из чаши, надевал специальные шаровары и получал символический удар по плечу рукой или же плоской стороной меча. Практически те же самые обряды совершались и при посвящении рыцари или при вступлении в один из европейских рыцарских орденов!

«Крестоносцы идут через лес» – миниатюра из «Большой хроники св. Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

Впрочем, кто у кого первым позаимствовал идею духовно-рыцарского ордена это ещё вопрос! Ведь задолго до всех этих орденов на землях Африки, в Эфиопии, существовал… орден св. Антония который справедливо считается самым старым рыцарским орденом в мире.

По преданию он был основан негусом – правителем Эфиопии, известным на Западе как «Пресвитер Иоанн», в 370 году после смерти св. Антония в 357 или же 358 году. Тогда многие его последователи ушли в пустыню, приняли правила монашеской жизни св. Василия и основали обитель «с именем и наследием св. Антония». Из текстов того времени мы знаем, что орден был основан 370 году от Рождества Христова. Хотя считается более вероятным не столь древнее происхождение этого ордена.

Ордена с этим же именем в более позднее время существовали в Италии, Франции и Испании, являясь ответвлениями ордена находящегося в Константинополе, причем эфиопский орден существует до сих пор. Сюзереном ордена сейчас является его гроссмейстер и генерал-капитан Его Императорское Высочество Эрмиас Сале-Селассие Хайле-Селассие, Президент Королевского Совета Эфиопии. Новых членов принимают крайне редко, а их обеты истинно рыцарские. У ордена-знака есть две степени – Большой рыцарский крест и компаньон. Кавалеры ордена имеют право указать в официальном титуловании инициалы ордена KGCA (Knight Grand Cross – Рыцарь Большого Креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony – Компаньон ордена святого Антония).

1 – герб Добринского ордена, 2 – герб ордена меченосцев, 3 – крест Алькантары, 4 – крест Калатравы, 5 – крест Монтесы, 6 - крест ордена Сантьяго, 7 - Крест ордена Святого Гроба Господня, 8 – крест ордена Христа, 9 – крест тамплиеров, 10 – крест Ависа, 11 – крест госпитальеров, 12 – Тевтонский крест.

Знак ордена изготовлен в виде золотого эфиопского креста, покрыт синей эмалью, а сверху увенчан императорской короной Эфиопии. Нагрудная звезда – крест ордена, но без короны, который наложен на серебряную восьмиконечную звезду. Лента-перевязь ордена из муарового шелка, с бантом у бедра, черного цвета с синими полосками по краям.


Осада Антиохии. Крест на щите только лишь у одного из воинов. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

Рыцарям ордена полагались черные с синим мантии с синим трехконечным крестом на груди. У старших рыцарей были двойные кресты этого же цвета. Штаб-квартира ордена находилась на о-ве Мерое (в Судане), в резиденции аббатов, однако в Эфиопии повсюду орден имел женские и мужские монастыри. Годовой его доход составлял не менее чем два миллиона золотых. Так что впервые родилась эта идея даже не на Востоке, и не в Европе, а в Эфиопии!

Начальная буква «Р» изображающая султана Дамаска Нур-ад-Дина. Интересно, что султан изображен с голыми ногами, но в кольчуге и шлеме. Его преследуют два рыцаря: Годфри Мартел и Хьюг де Луизиньян-Старший в полных кольчужных доспехах и шлемах аналогичных изображениям в «Библии Мациевского». При этом обращает на себя внимание стеганый наколенник, надетый у Годфри поверх его кольчужных шоссов. Миниатюра из « Аутремера». (Британская библиотека)

Ну, а если вести речь о самых известных рыцарских орденах, то здесь пальма первенства принадлежит иоаннитам, или госпитальерам. Традиционно его основание связывают с первым крестовым походом, но почва для его создания была подготовлена значительно раньше, буквально сразу же вслед за признанием христианства официальной религией в Риме. Тогда в Иерусалим приехал император Константин, пожелавший найти здесь (и нашедший!) тот самый крест, на котором римляне распяли Иисуса Христа. Вслед за этим в городе нашли и множество других святых мест, так или иначе упоминавшихся в Евангелии, причем на их месте тут же начали строиться храмы.


Печать тамплиеров.

Именно так Палестина и стала тем местом, с которым любой христианин связывает свои надежды на получение благодати и спасение души. Но для паломников путь в Святую Землю был полон опасностей. Пилигримы добирались до Палестины с большим трудом, а если потом он покидать эту святую землю, то мог остаться, приняв монашеские обеты, и творить добро при монастырских больницах. Все это мало изменилось и после 638 года, когда Иерусалим захватили арабы.

Когда в X веке Святая земля сделалась центром христианского паломничества, Константине ди Пантелеоне – благочестивый купец из итальянской республики Амальфи – в 1048 году попросил у египетского султана разрешение построить в Иерусалиме приют для заболевших христиан. Название ему дали Иерусалимский Госпиталь Святого Иоанна, а его эмблемой стал белый крест Амальфи с восемью концами. С этих пор братство служителей госпиталя и стали называть обществом иоаннитов, а его членов - госпитальерами (от. лат. hospitalis - «гостеприимный»).


Карл Великий в бою. Понятно, что сам Карл Великий никакого сюрко не носил. Не было в его время такой моды. То есть изображение на миниатюре современно написанию манускрипта. Но обращает на себя внимание сюрко одного из воинов. Оно оранжевого цвета с белым крестом госпитальеров. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

Почти 50 лет их жизнь текла вполне мирно – они молились и ухаживали за больными, но тут осада Иерусалима крестоносцами прервала их покой. Согласно легенде, христиане, как и все прочие жители осажденного города должны были помогать армии египетского калифа его защищать. И вот тогда хитроумные иоанниты придумали бросать на головы рыцарей вместо камней свежий хлеб! За это мусульманские власти обвинили их в измене, но тут случилось чудо: прямо на глазах у судей хлеб этот чудесным образом обратился в камень, и иоаннитов пришлось оправдать! 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим, наконец-то пал. И вот тогда один из вождей похода герцог Готфрид Бульонский щедро наградил иноков, а многие из его рыцарей вступили в их братство, и поклялись защищать паломников во время их путешествий. Статус ордена был утвержден сначала правителем Иерусалимского королевства Бодуэном I в 1104 году, а потом, спустя девять лет, и римским папой Пасхалием II. И хартия Бодуэна I и булла папы Пасхалия II сохранились до сегодняшнего времени и хранятся в Национальной библиотеке острова Мальта в Ла-Валлетте.


Восьмой крестовый поход 1270 г. Крестоносцы Людовика IX высаживаются в Тунисе. Одна из немногих средневековых миниатюр, на которой восточные воины изображены с саблями в руках. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

В статусе ордена о военных братьях не упоминалось вплоть до 1200 года, когда, вероятно, и сложилось их деление на три категории: военных братьев (получивших благословение носить и пользоваться ), братьев-лекарей, занимавшихся врачеванием, и братьев-капелланов, выполнявших в ордене религиозные обряды.

Что касается своего положения, то орденские рыцари приравнивались к монахам и подчинялись только папе римскому и своему гроссмейстеру (главе ордена), имели собственные земли, церкви и кладбища. Они были освобождены от налогов, и даже епископы не имели права отлучить их от церкви!

Первым великим магистром ордена, избранным госпитальерами в сентябре 1120 года, стал Раймон Дюпюи. Именно при нем орден стал называться Иерусалимским орденом рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна, и тогда же к обычному монашескому одеянию для рыцарей был добавлен черный плащ с белым восьмиконечным крестом на левом плече. В поход рыцари надевали сюрко алого цвета с большим белым полотняным крестом с расширяющимися концами, который нашивался у него на груди. Толковали этот знак так: четыре креста обозначают, мол, христианские добродетели, а восемь углов на нем – это добрые качества христианина. Одновременно белый крест на красном фоне должен был символизировать безупречную рыцарскую честь на кровавом поле войны. Знамя ордена представляло собой прямоугольное красное полотнище с простым белым крестом.

В 1291 году, рыцари ордена перебрались сначала на Кипр, а 20 лет спустя – на остров Родос, где находились вплоть до нападения турок в 1523 году. Ещё через 42 года орден обосновался на острове Мальта из-за чего крест ордена как раз и стали называть «мальтийским крестом». Больницы же основанные орденом во многих странах Европы, долгое время являлись подлинными центрами врачебного искусства.

В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, и это обстоятельство положило конец пребыванию ордена на острове и началу рассеяния его членов по всему миру. Павел I приютил рыцарей в России, но после его смерти они вынуждены были уехать в Рим. Сейчас орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Интересно отметить, что на полях сражений в Палестине госпитальеры постоянно соперничали с рыцарями ордена тамплиеров, поэтому в походе их обычно ставили в арьергард, а тамплиеров в авангард, разделяя их между собой другими войсками.

Рыцарские ордены - организации аристократов (рыцарей) в Западной Европе, созданные в период XIV- XV вв.

После неудач крестовых походов, крестоносные военные ордены стали идеализировать и романтизировать, и в результате в позднее Средневековье появилась идея рыцарства . У них были разные цели - борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или иного короля или сеньора. Эти ордена, отличавшиеся один от другого не только задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время, объединялись или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались, не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов, как тамплиеры (храмовники), тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки отличия, изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и жемчугом. Этим знакам отличия суждено было пережить рыцарские ордена, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться орденами.

При вступлении нового члена в состав ордена проводился т. н. обряд посвящения.

  • Монашеские ордены - в католицизме сообщества монашествующих, объединённых общей духовностью и уставом.
  • - ордены, появившиеся в период Крестовых походов . Наиболее известны и .
  • Светские рыцарские ордены - ордены европейских стран, возникшие в позднее Средневековье.
  • Государство-орден (нем. Ordenstaat ) - в ряде политических учений XX века, прежде всего тоталитарных, положение о государстве, управляемым организацией - Орденом. Историческим примером такого государства является Государство Тевтонского ордена.

Первоначально ордена появились в средневековье и представляли собой формы образования группировок дворянства и духовенства. Одна из функций ордена - цветографическая идентификация членов для определения в системе свой- чужой, путем ношения одинаковой одежды, знаков и т. д. Закрепилась в названии орденом называется и организация и определяющий ее членов знак - орден. Позднее членство в отдельных орденах особенно приближенных к монарху стало рассматриваться как награда, поскольку вступление в члены ордена требовало определенного происхождения и совершения героических и благородных поступков, а членство в таком ордене сопровождалось значительными привилегиями их внешним проявлением был знак принадлежности - орден. Вместе с тем следует отметить, что рыцарские и духовные ордена были источником разного рода оппозиционных движений, в связи с чем возникли тайные ордена т.е. Организации, члены которых не афишировали свое членство. По мере укрепления абсолютизма в Западной Европе большая часть некогда могущественных орденов была уничтожена.

Возникновение рыцарских орденов , обусловлена с появлением крестовых походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них - это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.

Тевтонский орден

Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века .
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года . В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле , где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также священнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена, состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи .
В 1212-1220 гг . Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию , в город Эшенбах , принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться немецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись без великого магистра Германа фон Зальца . В Западных государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау . C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, присоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году , которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий , попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232 , когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг . Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск . Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье . Русский государь Александр Невский , в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере . Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

Орден Калатравы

Орден Калатравы являлся самым первым рыцарским и католическим орденом Испании с XII века. Основали орден, монахи-цистерцианцы в Кастилии в 1157 году . А в 1164 году , орден был официально закреплён папой Александром III . Cамо название "Калатрава " берёт начало у названия мавританского замка, находившегося в землях Кастилии и удержанного в боевых схватках королём Альфонсом VII в 1147 году . На существующий замок, постоянно покушались враги. Поначалу его обороняли тамплиеры, а позднее, по настоянию аббата Раймонда , на подмогу пришли монастырские рыцари крестьянского происхождения во главе c Диего Веласкесом . После постоянных стычек с врагами, орден Калатравы , получил новое рождение в 1157 году под предводительством короля Альфонса.
Позднее, после 1163 года влияние ордена значительно расширилось, что позволило осуществлять атакующие рейды. Многим рыцарям не понравилась новая милитаризация и они покинули сообщество. В дисциплинарный распорядок включились новые правила. Воины должны были ложиться спать в рыцарских доспехах и носить белую материю, с символом крестообразного цветка в виде красной лилии.
В ордене Калатравы, организовывался ряд военных походов c успешными боевыми вылазками. Король Кастилии вознаграждал рыцарей, где победоносная слава, разогрела в воинах понести службу Арагону. Но после славных побед, последовала полоса поражений. Непримиримая вражда с маврами из Африки, заставило воинов ордена, сдать позиции и крепость Калатраву в 1195 году . После этого, орден начал накапливать новые силы в новом, построенном замке Сальватьерре . Туда были приглашены новые воины. Но в 1211 году и этот замок сокрушительно пал перед маврами. Вернуть утраченную Калатраву рыцарям, помог Крестовый поход в 1212 году . Под таким давлением мавры ослабели и их господство потеряло значимость. Орден Калатравы в целях безопасности, перенёс свою резиденцию на новое место. Расстояние от старого местонахождения, составляло около 8 миль. Под новым влиянием, было организовано 2 новых ордена: Алькантара и Ависа.
В XIII веке орден Калатравы стал крепким и могучим. В военные участия, сообщество могло выставить огромное число рыцарей. Но дальнейшее богатство и могущество, заставило проявить к нему, зависть королевской знати и породить новые конфликты.

Орден Ависа

Появление обусловлена сообществом Калатравы , когда бывшие участники в момент крестового похода 1212 года , для надёжности организовали в новых землях, португальский орден Ависа для защиты от мавров. В интересах королей возникала идея, содержать на службе рыцарей-крестоносцев для противоборства с неверными. Огромное влияние на орден Ависа оказали тамплиеры, которые обитали ранее на португальских землях. В 1166 году рыцарским сообществом, был успешно освобождён восточный город Эвора . В честь такого знаменательного события, государь одарил руководство ордена существующими землями. В XV веке , королевским советом Португалии, был организован поход в Северную Африку. Cамым первым предводителем Ависа, стал Педру Афонсу . Главным центром ордена сделали Ависcкий замок. Здесь принимали важные решения и духовные уставы. В конечном итоге, рыцари ордена Ависа, стали полноправными землевладельцами с собственными колониями. Португальский орден заполучил финансовое могущество, которое позволило управлять политическими и экономическими решениями.

Орден Сантьяго

Орден Сантьяго являлся испанским, рыцарским орденом, который был образован приблизительно в 1160 году . Словом "Сантьяго" было названо в честь священного покровителя Испании. Главной задачей ордена, заключалась защита дороги паломников, к покоям апостола Иакова. Орден возник сразу в двух городах, Леон и Куэнка . Эти 2 городские земли соперничали между собой, тем самым, отбирая в свои руки господствующее влияние. Но после их объединения кастильским королём Фердинандом III , проблема успешно решилась. Орден перенесли в город Куэнка.
В отличии от других рыцарских сообществ и Калатравы, распорядок Сантьяго был намного мягче остальных. Все члены ордена имели право вступать в брак. Благодаря этому, орден Сантьяго, был намного крупнее в численности его обитателей и в своём соразмерном объёме. Он имел 2 города, cто с лишним деревень и 5 монастырей.
Численность войска составляла в 400 всадников и 1000 пеших рыцарей. Орден Сантьяго активно участвовал в битвах с мусульманами и крестовых походах. Устав требовал новичкам, прежде чем вступить в ряды воинов, отслужить гребцами в полугодовом периоде. Все предки данного крестоносца, должны были быть благородными и дворянской крови.
Управляющих руководителей ордена постоянно меняли на других. За несколько веков сменилось 40 магистров. Весь XV век , прошёл в первенстве за правообладательное влияние над орденом.

Орден Святого Лазаря

Орден Святого Лазаря возник в Палестине под влиянием крестоносцев и госпитальеров в 1098 году . Поначалу, cообщество представляло из себя больницу для посетителей. В её покои, принимали рыцарей болевших лепрой. Позднее, она превратилась в мощный, военизированный боевой орден. В нём присутствовала греческая идеология, которая отвечала за духовные решения. Cимволикой Лазаря являлся зелёный крест на белом фоне. Такое изображение наносилось на гербах и на одежде из светлой материи. В самом начале исторического периода, орден Лазаря не был признан церковным руководством и считался неофициально существующим.
"Cвятой Лазарь " принимал участие в военных действиях против мусульман, в Иерусалиме. Это был период Третьего крестового похода в 1187 году . А в 1244 году орден Лазаря проиграл битву в Форбии , которая произошла 17 октября . Такое поражение, закончилось изгнанием рыцарей из Палестины. Орден был перенесён во Францию, где начал заниматься медицинским ремеслом.
В 1517 году произошло объединение сообщества с орденами Святого Маврикия. Несмотря на это, орден Лазаря, всё равно продолжил своё существование.

Орден Монтегаудио

Орден Монтегаудио - это испанский, рыцарский орден, который основал граф Родриго Альварес в 1172 году . Этот основатель являлся членом ордена Сантьяго. Название Монтегаудио, участники дали в честь одного холма, из которого крестоносцы обнаружили Иерусалим. Таким образом, на данной возвышенности была построена крепость, а вскоре образован и сам орден. В 1180 году сообщество официально признало церковное руководство и католическим папой Александром III . Cимволикой Монтегаудио являлся красно-белый крест, который был закрашен наполовину. Его носили на всех атрибутах экипировки, в том числе на одежде из белой материи. Все члены сообщества вели отчуждённый образ жизни. Их жизненный распорядок походил на цистерианцев.
В 1187 году многие участники ордена Монтегаудио, приняли участие в кровопролитной схватке при Хаттине с мусульманскими армиями. Исход поединка закончился полным поражением Монтегаудио, где большинство рыцарей было убито. Оставшиеся в живых, нашли убежище в Арагоне. Здесь в 1188 году , в городе Теруэль , участники бывшего рыцарского сообщества организовали медицинский госпиталь Святого Искупителя .
В 1196 году , орден Монтегаудио был распущен из-за нехватки рыцарей в ряды пополнения. Бывшие его участники объединились с тамплиерами и с орденом Калатравы .

Орден Меченосцев

Орден Меченосцев был немецким, рыцарским орденом c католической идеологией, образованный в 1202 году монахом Теодорихом . Он также являлся заместителем епископа Альберта Буксгевдена из Латвии, который проповедовал в Ливонии. Орден официально утвердила католическая церковь в 1210 году . Главным, символизирующим рисунком являлся красный крест, нарисованный поверх алого меча на белом фоне.
Меченосцы подчинялись руководству епископа. Все действия выполнялись только с его одобрения. Весь распорядок поддерживался уставом тамплиеров. Сообщество ордена разделялось на рыцарей, священников и служащих. Рыцари были выходцами мелких феодалов. Cлужащих, набирали из простых горожан, которые становились оруженосцами, cлугами, посыльными и ремесленниками. Магистр стоял во главе ордена, а капитул решал его важные дела.
Как и во всех других орденах, на захваченных территориях сооружались и укреплялись замки. Большая часть захваченных земель, передавалась в господство ордена. Остальная, передавалась епископу.
Орден меченосцев враждовал с Литвой и земгалами. Военные походы осуществлялись как той, так и другой стороной против друг друга. На стороне литовцев, нередко участвовали и русские князья. В феврале 1236 года состоялся крестовый поход против Литвы , который закончился полным поражением ордена и убийством магистра Волгуина фон Намбурга . Остатки меченосцев присоединились к Тевтонскому ордену 12 мая 1237 года .

Добринский орден

Добринский орден Польши , был организован в качестве защиты от прусских вторжений. Его основателями являются польские князья и епископы, которым захотелось создать прототип Тевтонского ордена. 1222 год , знаменательная дата его создания. Символика сообщества была очень схожа с меченосцами. Распорядок и дисциплина в точности походили на них и на орден тамплиеров.
На изображениях был виден тот же красный меч, но только за место креста, наносилась алая звезда. Она характеризовала, обращение Иисуса к язычникам. Рисунок можно было увидеть на всей рыцарской атрибутики сего сообщества.
Орден нанимал 1500 немецких рыцарей для своей свиты, которые собирались в польском городе Добрыне. Во главе "добриничей " встал Конрад Мазовецкий .
Cлава и подвиги Добринского ордена были безуспешными. Сообщество просуществовало около 20 лет и лишь в 1233 году , в битве при Сиргуне рыцари отличились, победив 1000 с лишним пруссов . Дальше, орден соединился с тевтонцами, с благоволением папы. Позднее, в 1237 году Конрад Мазовецкий хотел заново собрать Добринский орден в польском замке Дорогичин, но Данил Галицкий разбил их. Окончательное прекращение существования произошло в XIV веке , когда умерли абсолютно все предводители ордена.

Орден Монтесы

Орден Монтесы являлся испанским, рыцарским орденом, который образовался в XIV веке . Был организован в 1317 году, в Арагоне. Он продолжил идеологию тамплиеров и примерно соблюдал традицию крестоносцев. Испанская корона сильно нуждалась в защите от мавров с юга, поэтому всегда была рада поддержке последователей тамплиеров. Новый указ католического папы 1312 года , который угнетал права тамплиеров, обязал их, перевестись в ряды сего ордена Монтесы c повеления короля Сицилии Хайме II .
Орден назвали в честь крепости Святого Георгия в Монтесе . Здесь же он был впервые образован. В 1400 году произошло слияние с орденом Сан-Хорхе де Альфама , увеличив существующую силу вдвое. В 1587 году королевство Испании подчинило собственность Монтесы и орден стал зависеть от него. Такое положение продолжилось вплоть до XIX века , пока все владения рыцарского сообщества, не были конфискованы Испанией.

Орден Христа

Орден Христа являлся рыцарским орденом в Португалии, который продолжил ремесло тамплиеров. В 1318 году португальский король Даниш , официально воспринял и учредил данное сообщество. Все члены ордена, получили от папы Иоанна господствующие земли и замок Томар . Эта каменная защита, выдержала грозный натиск враждующих мавров.
В 1312 году орден оказался распущенным и для многих, знатных руководителей такое положение не устраивало. В 1318 году король Даниш собирает всех былых рыцарей в новое сообщество под названием "Христово ополчение". Местом обитания стал новый замок Кастро-Марим на юге Альгавры. После беспокойного времени в боевых участиях с маврами, рыцари вновь оказались под угрозой распада. Принц Генрих, настроил орден против правителей Марокко, для того, чтобы собирать сборы с продукции Африки на восстановление замка Томар.
Многие участники ордена принимали участие в мореплавательных путешествиях, в том числе с Ваской да Гамой . На парусах кораблей красовалась символика ордена, в виде большого, алого креста. Некоторые члены ордена начинали противоречить правилам и распорядку, связанным с безбрачием. Поэтому папе Александру Боржду, пришлось внести значительные изменения во внутренний распорядок дисциплины, в пользу её участников.
Король Мануэль опирался на постоянную поддержку ордена и в конечном итоге, такая зависимость привела к изъятию церковной собственности в пользу государства. Окончательный переход ордена Христа от церковного влияния к королевству, произошёл в 1789 году .

Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского

Основание данного ордена относится Готфриду Бульонскому . Этот знаменитый предводитель, возглавил Первый крестовый поход , а после его окончания, cоздал сообщество в 1113 году с благословения Папы Римского . У Готфрида была прекрасная возможность, взять предложенную власть в свои руки по правлению Иерусалимского королевства. Но благородный нрав рыцаря, избрал путь отказа от престола, выбрав при этом статус главного защитника Господнего Гроба.
Главная цель всех участников ордена, состояла в защите христианских паломников от агрессивных чужеземцев и распространения веры в земляных округах Палестины. Многие из пилигримов в конечном итоге, принимали решения вступать в рыцарское сообщество. Пополнение в ряды священных воинов, мог осуществляться наёмниками из Палестины.
В 1496 году орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского был перенесён из Иерусалима в Рим . Такая позиция, способствовала возглавить сообщество Папой Александром IV в качестве Великого магистра.

Орден Святого Георгия

Орден Святого Георгия - это рыцарский орден Венгрии , созданный королём Карлом Робертом в 1326 году. Причиной создания такого ордена, послужило укрепление позиции короля, которая подвергалась угрозе со стороны венгерской аристократии. Вся заваруха, переросла в вооружённые противостояния истинного государя с баронами. В этой борьбе, Карлу Роберту приходилось стойко придерживаться своей титульной позиции, на которую покушалась сторонняя знать. Множество дворян поддержало короля и его взгляды.
Демонстрационным мероприятием, выделяющим официальное начало открытие ордена, послужил рыцарский турнир. Количество рыцарей Святого Георгия не превышало 50. Они принимали клятвенную присягу служить верой и правдой своему королю, оберегать церковное ремесло от еретиков и язычников, а также защищать слабых от подлых врагов и захватчиков. Новых воинов, принимали только с соглашением всех членов сообщества. Орден в отличии от многих, не имел Великого магистра. Зато у Святого Георгия имелся канцлер, а также светский и духовный судья.
Символикой ордена, служил красный щит с нанесённым на нём белым, двойным крестом.

1

Современное официальное название — Суверенный Военный, Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. Официальная резиденция находится в Риме (Италия).
Свое название получил от госпиталя и церкви св. Иоанна Крестителя, где располагался созданный в 1113 году монашеский орден со временем превратившийся в военно- духовную организацию. По своим боевым качествам и воинской доблести иоаниты по праву считались лучшими воинами Европы. После изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры переправились на Кипр, где построили флот и в 1309 году захватили о.Родос. В 1522 г. после шестимесячной осады Родоса турками флот рыцарей перебазировался на о.Мальта, где орден правил до 1798 года. В нынешнее время орден занимается благотворительной и милосердной деятельностью.

2


Официальное название — орден рыцарей Соломонова Храма, также орден рыцарей Христа. Возник в 1119 г. в Иерусалиме из рыцарей ранее состоявших на службе у храма Гроба Господня. Наряду с госпитальерами занимался охраной паломников и защитой христианских владений в Палестине. Занимался также торговлей, ростовщичеством и банковскими операциями, за счет чего накопил огромные богатства. После изгнания из Палестины орден почти полностью переключился на финансовую деятельность. В 1307 году по приказу папы Климента V и французского короля Филиппа IV начались аресты членов ордена по обвинениях в ереси и конфискация имущества. После казни нескольких членов, включая великого магистра, в 1312 году орден был распущен буллой папы.

3


Официальное название — Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Основан в 1190 году на базе больницы основанной немецкими паломниками в Акре. В 1196 реорганизован в духовно-рыцарский орден во главе с магистром. Цели — защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. В начале XIII века перенес свою деятельность в Пруссию и Прибалтику, где принял участие в крестовых походах против славян и прибалтов. На завоеванных землях сформировалось фактически государство тевтонских рыцарей — Ливония. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г. В настоящее время орден занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира находится в Вене.

4


Духовно рыцарский орден Калатравы (Calatrava la Vieja) был основан в Испании 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена. Рыцарский орден получил свое название от завоеванной у арабов крепости Калатрава. Отличительным знаком членов ордена стала белая и черная одежда с красным крестом. Орден принимал активное участие в отвоевании земель захваченных маврами на Пиренейском полуострове (Реконкисте). Прекратил существование в 1873 году.

5


Официальное название — Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Основан в Испании около 1160 года. Назван в честь святого - покровителя Испании. Принимал участие в крестовых походах и войнах с мусульманами. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.

6


Духовно рыцарский орден Алькантара был основан в 1156 году в Испании. Первоначально это было военно-религиозное братство рыцарей, носивших название Сан-Хулиана де Перейро. В 1217 году рыцари ордена Калатравы с разрешения короля передали город Алькантара и все владения ордена Калатравы в Леоне ордену Сан-Хулиана де Перейро. После чего орден Сан-Хулиана де Перейро был переименован в рыцарский орден Алькантара. Орден принимал участие в Реконкисте. В 1830-х гг. орден был национализирован и прекратил свое существование.

7


Официальное название — Орден Святого Беннета Авишского. Орден был создан в 1147 г. для защиты недавно отбитого у мавров г.Эворы. В 1223 году
резиденцию ордена перенесли в подаренный королем Португалии и укрепленный рыцарями город Авис. Орден участвовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. Распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

8


Орден меченосцев — немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся «Братья Христова воинства». Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов, при этом треть захваченных земель закреплялась за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы остатки ордена в 1237 г. присоединились к Тевтонскому ордену.

9


Духовно — рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с мусульманами. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена - Томарский. Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Как и Ависский орден распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

10


Официальное название — Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. Основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Символом ордена был зелёный крест на белом плаще. После захвата Салах ад-Дином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял весь свой личный состав (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). После изгнания крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.