Биографии Характеристики Анализ

Составить подробный план рассказа васюткино озеро. Cочинение «Анализ рассказа В

Анализ произведения

Жанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи – мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, – снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.

Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа – поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря

на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге – так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова – отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

План

1. Неудачи на рыбном промысле.

2. Охота на глухаря.

3. Васютка заблудился.

4. Жизнь в лесу.

6. Удачное спасение.

Глоссарий:

  • план рассказа Васюткино озеро
  • план васюткино озеро
  • план к рассказу васюткино озеро
  • план по рассказу васюткино озеро
  • васюткино озеро план

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Васютка Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, мальчик лет тринадцати, сын бригадира рыбаков Григория Шадрина. Это храбрый и смекалистый мальчик, который...
  2. В самом начале рассказа описывается озеро, получившее свое название в честь мальчика по имени Васютка. Именно он нашел озеро и показал его остальным людям. В...
  3. План пересказа 1. Озеро, памятное Васютке. 2. Жизнь рыбаков в ожидании путины (времени, когда особенно удачен лов рыбы). 3. Васютка в лесу. 4. Мальчик заблудился....
  4. Что помогло Васютке выжить в тайге Тайга – это бескрайние леса, в которых трудно выжить обычному человеку, тем более, если он не знаком с таежными...

Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа - поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге - так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова - отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

Неудачи на рыбном промысле.
Охота на глухаря.
Васютка заблудился.
Жизнь в лесу.
Озеро.
Удачное спасение.

Сочинение

Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа - поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге - так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова - отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

Неудачи на рыбном промысле.
Охота на глухаря.
Васютка заблудился.
Жизнь в лесу.
Озеро.
Удачное спасение.

Открытый урок по литературе в 5 классе. Тема:«В. Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу.»Дата 18 марта 2015 г.

Учитель:Ябанжи Л.И.

Цель: знакомство с творчеством В, Астафьева; обучение пересказу художественного текста; контроль за знанием текста;комментированное чтение; расширение словарного запаса, знаний по теории литературы; воспитывать правила поведения в лесу, правила по ТБ, развивать творческие способности учащихся, артистизм.

Оформление:

Портрет В.П. Астафьева

Текст повести

Видеофильм «Таинственный лес»

Презентации, слайды

Атрибуты для инсценирования эпизодов

Ход урока

    Слово учителя об Астафьеве. Много произведений, посвящено проблемам человека и природы. Какие примеры из литературы и жизни вы можете привести? (Робинзон Крузо, Заячьи лапы, Дед Мазай и зайцы, Тёплый хлеб и др.)

А) Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь, ответив на простые и в то же время мудрые вопросы:

Она величественна и похожа на океан

Она щедра и сурова

Она таит в себе загадки и вопросы

Она учит человека и наказывает за легкомыслие

Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

(Да, это тайга. Посмотрим видеофильм»Таинственный лес»)

Что скрывает в себе тайга?(тайну, силу, мощь, величие, загадку).

Б) – Он маленький, как песчинкка в океане, как звезды во Вселенной

Он беззащитный и в то же время сильный

Он сын и хозяин

Он по-детски легкомыслен и по-взрослому мудрый

Он совершает ошибку и исправляет её.(Да, это главный герой рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»)

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае в с. Овсянка, что на Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. Позже В.П. писал:»Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте».

Мальчику было всего 7 лет, когда утонула его мать. Её он любил безгранично.. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство.

Однако удалось ему быть и беспризорником, узнать, что такое детский дом

Осенью 1942 года ушел на фронт, был тяжело ранен, контужен

После войны поселился на Урале, сменил много профессий. А с 1951 года стал писать и печатать свои рассказы, повести, романы.

В,П, Астафьев сравнительно недавно ушел из жизни, но произведения, которые он оставил навсегда запомнятся, как книгио добре и зле, где добро чаще держит верх.

    Слайды

    Сообщения учащихся «Из биографии писателя». Звучит песня.

    Инсценирование фрагментов из биографической справки.

    Игра. Работа с текстом. Блиц-опрос по прочитанному произведению. Учитывается скорость и правильность ответа.Стр.349 (пос).

5. Биографический характер повести. Работа с учебником. Стр.-124

6 Инсценирование эпизода «Проводы Васютки в тайгу». Стр. - 126

7. Беседа:

Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял краюшку хлеба?

Почему Васютка заблудился? (погнался за глухарём, нарушил Закон тайги)

Законы тайги:

Собираясь в лес, необходимо брать с собой хлеб и спички

Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться

Беречь патроны

Быть наблюдательным, осторожным, внимательным

Уметь ориентироваться по сторонам света

Гудок парохода откликается на ближайшем водоёме

Не терять веры в свои силы.

8. Работа по теории литературы . Стр. -225 «Справочные материалы. Литература». Запись на доске определения «Эпизод».

Что такое эпизод?

Как пересказать эпизод художественного произведения?

Почему его пересказать сложно? (Необходимо сохранить особенности авторского повествования, индивидуальность речи писателя, героев, передать эмоциональное отношение автора к героям и событиям, соблюдать последовательность, полноту повествования.)

9. Работа с текстом . Эпизод с мухой. Стр. - 132

10. Памятки: «Советы идущему в лес».

Продумай тщательно маршрут

Не забудь взять компас

Возьми спички для костра

Одежда должна быть тёплой

Приготовьте запас еды.

10. Словарная работа. Обращаю внимание на слова и выражения, характерные для стиля В. Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; затеси;отрешенно подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.. Объяснение значения некоторых и попросить использовать их в своём пересказе.

Язык повести очень красочный. Здесь множество эпитетов, сравнений, метафор.

Узнайте по эпитетам , о че говорится:

-«Неподвижно тихий,сплошь хвойный, чужой, унылый,полуголый…»(Лес)

- «»Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая….(Тайга)

-«»Небольшое, унылое, подёрнутое ряской…(озеро)

-«Молочный, клейкий, неподвижный…»(туман)

-«Далёкие, неподвижные, мерцающие…»(Звёзды)

Встречаются в повести и сравнения: («В лес бесшумно,как сова , влетела ночь; густая, как смоль , темень начала редеть;с высоты тайга казалась оромным тёмным морем ; голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох;показался маленький, похожий на ноготок месяц »).

11. Обучение составлению аналитического комментария .

А) Работа с текстом .СТР 132. Учащиеся делят текст на части и озаглавливают их.

Б)Работа в тетрадях с последующей самопроверкой в парах . Пункты плана оформляются на 1/3 листа.

1. Открытие Васютки

1. Как и любой ребёнок, Васютка испугался

2.Его охватило отчаяние

2. Вначале природа пугала его

3. Слова дедушки и отца, которые вспомнил мальчик

3. Отец и дедушка оказывали на Васютку большое влияние

4.Васютка разжёг костер

4.У костра он вел себя как взрослый рыбак

5.Как мальчик приготовил себе еду?

5. Когда он готовил ужин, оценил наставления матери

6.»Живём!»

6. Мальчик понял, что не пропадёт

Г) Запись главной мысли в правой части листа в тетрадях

В) Пересказ каждой части с включением элементов анализа (Выделение главной мысли.)

12. Итоговая беседа:

Назовите запомнившиеся события из жизни писателя

Происходили ли свами подобные истории в лесу?

Какой совет выживания самый важный?

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Что вы будете делать, если заблудитесь?

Д/З. 1. Пересказ по тексту стр. 132 с использованием таблицы с элементами анализа

2. Т.Л. «Эпизод», эпитет, сравнение, метафора(Памятка. Повторить).

3.Ответы на вопросы. Кроссворд по произведению В. Астафьева.

4. Письмо Васютке: »Чему я научился у Васютки»

Кроссворд по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»:

    «Нету нынче фарту»- ворчал дедушка ……

    Далеко ушли рыбаки, в низовья….. и наконец остановились

    «….-наша кормилица, хлипких не любит!»- вспомнились ему слова деда.

    Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу -…..

    Заночевать решил Васютка на берегу ….

    Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел….

За работу на уроке получили оценки:……. Спасибо всем за урок.

Сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний

1) - Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
- Что рассказывает писатель о рыбной ловле?
- Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить?
- Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?

Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?

Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?

Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?

2) Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста

«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».

Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

  1. Подготовка к написанию сочинения

Давайте вместе составим план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки».

План
1. Васютка - главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
- Напоминаю, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

  1. Написание сочинения
  2. Д/з читать П. Мериме «Маттео Фальконе»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.Класс предварительно...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику под редакцией Курдюмовой, тема урока "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро"".Форма работы на уроке- индивидуально-групповая с ис...