Биографии Характеристики Анализ

Стояние на угре произошло в 1480 г. Стояние на Угре

Угра является левым притоком Оки, она течет по территории Калужской и Смоленской областей. В 1480 году этой реке было суждено прославиться благодаря сражению, которое так и не состоялось. Говорят, что причиной тому послужила нерешительность великого князя московского Ивана III Васильевича, прятавшегося во время военной кампании в Коломне, пока русским войском руководил его сын – Иван Молодой.

Планы хана Ахмата

Стояние на реке Угре продолжалось с 8 октября по 11 ноября 1480 года. Хан Ахмат привел огромную армию, чтобы заставить Русь вновь платить дань монголо-татарам. Ему навстречу выдвинулись войска Великого княжества Московского. Обе ратные силы простояли друг напротив друга больше месяца, но дальше небольших стычек дело не пошло. Опасаясь поражения, практически одновременно две армии разошлись миром, так и не вступив в решающую битву.

Такой исход противостояния был на руку Ивану III, поскольку с этого момента Русь освободилась от монголо-татарского ига. Впрочем, к тому времени Золотой Орды уже не существовало. Когда-то могучее государство распалось на несколько отдельных стран. Крымское и Казанское ханства объявили о своем суверенитете, ногайцы тоже перестали подчиняться бывшим правителям. В низовьях Волги и предгорьях Кавказа еще существовала так называемая Большая Орда. С 1471 года этот осколок прежде великого государства единолично возглавил Ахмат – младший сын хана Кичи-Мухаммеда.

Новый правитель планировал вернуть утерянные земли и былое величие, восстановив Золотую Орду. В 1472 году он предпринял первый поход на Русь, который завершился провалом. Войска московского княжества не позволили захватчикам переправиться через Оку, остановив наступление. Хан Ахмат понял, что пока не готов к большому сражению. Он решил собрать силы и потом вернуться на русскую землю.

Затем все внимание правителя Большой Орды переключилось на Крымское ханство, которое он пытался подчинить себе. И лишь летом 1480 года хан Ахмат двинулся в сторону Москвы, заручившись обещанием военной помощи со стороны Казимира IV, который одновременно являлся королем Польши и великим князем литовским.
Еще одним обстоятельством, поспособствовавшим нападению на Русь, стала междоусобица, начавшаяся между Иваном III и его братьями: Андреем Большим и Борисом Волоцким. Татары собирались воспользоваться тем, что между русскими нет единства.

Династическая борьба

Большинство историков положительно оценивают итоги деятельности Ивана III Васильевича (1440-1505 гг.), при котором страна освободилась от монголо-татарского ига, а Москва утвердилась в статусе столицы русских земель. Этот правитель провозгласил себя государем всея Руси. Впрочем, такое возвышение князя не понравилось его братьям.

Первая жена Ивана III – тверская княжна Мария Борисовна – умерла в молодости, родив супругу законного наследника, который остался в истории как Иван Молодой (такое прозвище он получил, поскольку являлся тезкой своего отца). Через несколько лет после смерти первой супруги великий князь московский женился на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора Константина XI. Новая великая княгиня родила супругу пятерых сыновей, а также четыре дочери.

Естественно, в правящих кругах образовались две партии: одна ратовала за Ивана Молодого, а другая – за Василия, который был старшим сыном второй супруги великого князя. Летописи разных русских городов даже упоминают троих высокопоставленных сторонников Софьи Палеолог: княжеских окольничих Григория Мамона и Ивана Ощеру, а также конюшего Василия Тучко.

Убежище в Коломне

Будучи искусным дипломатом и переговорщиком, умело подбирая кадры, Иван III не отличался личным мужеством. Во время первого похода хана Ахмата на Русь в 1472 году великий князь отсиделся в Коломне с личной гвардией. Он не только не почтил своим присутствием войска, но и оставил Москву, поскольку полагал, что татары одержат победу, а затем разорят непокорную столицу. Свою безопасность князь ценил превыше всего.

Вот и в июне 1480 года, только услышав о походе, готовящемся в Большой Орде, Иван III – уже по привычке – решил пересидеть военные действия в Коломне. Жители Москвы надеялись на своего князя, который должен был возглавить борьбу против захватчиков. Но тот занял лишь выжидательную позицию. Войска навстречу татарам повел наследник правителя – Иван Молодой, которому помогал его дядя – удельный князь Андрей Меньшой.

В сентябре 1480 года войска хана Ахмата переправились через Оку в районе Калуги, захватчики решили пройти по землям, находившимся тогда во власти литовской короны. Татары беспрепятственно добрались до берегов Угры, за которой начинались владения московского князя. Узнав об этом, Иван III подумал, что в Коломне оставаться небезопасно, и 30 сентября вернулся в Москву под официальным предлогом срочного совещания с боярами. Вышеупомянутые сторонники Софьи Палеолог – Василий Тучко, Иван Ощера, Григорий Мамон и ряд других бояр – стали убеждать правителя в том, что победа над татарами невозможна. Они считали, что лучшим в данной ситуации будет бегство ради спасения собственной жизни. Иван III прислушался к советам бояр. Он обосновался в Красном сельце, расположенном к северу от Москвы, а свою супругу с детьми и казной отправил еще дальше – на Белоозеро, где правил удельный князь Михаил Верейский. Москвичей такое поведение их правителя огорчило.

Иван III побеспокоился и о своем старшем сыне, повелев ему покинуть район возможных боевых действий, чтобы избежать гибели. Но Иван Молодой ослушался отца. Он заявил, что должен быть со своим войском и дать отпор врагу.

Тем временем народ начал требовать от князя решительных шагов с целью защиты русских земель. Известно, что примерно 15-20 октября Иван III получил послание от ростовского архиепископа Вассиана с призывом проявить мужество и крепость духа. В итоге князь все же покинул свое убежище, но до района предполагаемой битвы так и не добрался, оставшись со своими охранниками в городке Кременец (село Кременское Калужской области).

Постояли и разошлись

Хан Ахмат не предпринимал никаких активных действий, поскольку ожидал подхода польско-литовской армии Казимира IV. Но тот так и не выполнил своего обещания, поскольку был занят отражением войск крымского хана Менгли I Гирея, атаковавшего Подолье по договоренности с русскими. К тому же на помощь армии московского княжества поспешили дружины мятежных братьев Ивана III – Бориса Волоцкого и Андрея Большого. Забыв о личных разногласиях в лихую годину, удельные князья объединили войска ради общего дела.

Зная, что вся армия хана Ахмата стоит на Угре, острожный и расчетливый Иван III отправил в тыл врагу мобильную диверсионную группу. В нее вошли звенигородские войска под командованием воеводы Василия Ноздреватого, а также отряд крымского царевича Нур-Девлета, отправленный его отцом на подмогу русским союзникам. В такой ситуации хан Ахмат не отважился на битву. Он увел свою армию восвояси, по пути разграбив и разорив 12 городов, принадлежавших литовской короне: Мценск, Козельск, Серпейск и другие. Это была месть Казимиру IV за невыполнение данного слова.

Так Ивану III досталась слава собирателя земель русских. А вот судьба Ивана Молодого оказалась печальной. Законный наследник умер в 1490 году при невыясненных обстоятельствах. Ходили слухи, что он был отравлен сторонниками Софьи Палеолог. Династическую борьбу выиграл ее сын Василий Иванович.

Великое стояние на реке Угра (Калужская область) состоялось в 1480 году и считается окончанием монголо-татарского ига.

В 1480 году войска хана Большой Орды Ахмата расположились по одну сторону реки, а русские войска, возглавляемые великим князем московским Иваном III, по другую сторону реки Угра. Ахмат не решился напасть на русских и ушел восвояси. Так закончилось 300-летнее монголотатарское иго.

Памятный камень в честь Великого стояния на Угре установлен возле реки Угра у села Дворцы Калужской области. (GPS-координаты: 54.62373912334442, 35.98668336868286).

Найти это место не так просто. Если ехать на машине, то заранее много знаков, сообщающих, что скоро будет место Великого стояния на Угре. Но, когда вы подъедете к самому месту, никаких знаков нет и вы можете проехать мимо. Нужно ехать до села Дворцы и проехав его по грунтовой дорожке выехать к реке Угра.

Здесь установлен памятный камень и деревянный забор, украшенный скрещенными мечами и щитами.

Место живописное, вокруг широкое поле, рядом река Угра.

Поклонный крест в память Великого стояния на реке Угре расположен рядом с памятным камнем (примерно в 300 м.) у реки Угра. Поклонный крест установлен 2002 года в честь покровительства Пресвятой Владычицы нашей Богородицы земли Русской. В основание креста заложена земля с Куликова поля.

Владимирский скит монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь расположен недалеко от памятного камня (примерно в 700 м.) в селе Дворцы. К нему ведет асфальтированная автомобильная дорога, рядом устроена бесплатная автомобильная стоянка.

На территории Владимирского скита расположен музейный комплекс-диорама «Великое стояние на Угре». Диорама была создана группой художников студии им. М.Б. Грекова под руководством Павла Рыженко. Полотно высотой 6 метров и длиной 26 метров Павел Рыженко написал за два месяца.

В здании музейного комплекса также устроена смотровая площадка, с видом на Угру.

На территории комплекса находится Храм в честь «Владимирской» иконы Божией матери (верхний). Нижний предел Храма освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. Храм освящен в 2011 году.

Памятник Великому Стоянию на Угре

Калужская область, федеральная трасса М3-Украина, немного недоезжая до моста через Угру (при движении из Москвы).

В этом месте в 1980 году, на пятисотлетний юбилей, был установлен памятный знак. Современную скульптурную композицию установили в 1988 году. Скульптура установлена на насыпном холме и представляетсобой группу из четырех вооруженных русских воинов, с копьями и мечами, которые стоят, сомкнув щиты. Высота памятника - 6 метров. Памятник изготовлен из декоративного бетона с мраморной крошкой на Калужской скульптурной фабрике.

Примечательное рядом

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь. Адрес: 249842 Калужская область, Дзержинский район, с. Льва Толстого, ул. Советская, 19. Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем.

Завершающим этапом в свержении ордынского ига, продолжавшегося практически 2 века, послужило Великое стояние на реке Угре . Однако, в современной литературе этому противостоянию уделяется малое внимание. Гораздо более известной является Куликовская битва , но именно стояние на реке Угре завершилось полным свержением ордынского ига.

Причины и предпосылки стояния на Угре 1480 года

В 1480 году произошло Великое стояние на реке Угре . Решающие события этого противостояния случились в октябре-ноябре месяце, но подготовительная работа, особенно со стороны ордынцев, началась гораздо раньше. По сути весь 1480 год был для России годом военным, когда вся страна готовилась в решающей битве для свержения ордынского ига.

Очевидность того, что ордынцы затевают крупный поход на Москву, стала понятной еще в начале марта 1480 года. Именно в это время недалеко от реки Ока, которая на тот момент была приграничной юго-западной территории российского государства, был замечен небольшой отряд ордынцев, который был разбит воеводами из Москвы. Но это появление монголо-татар было верным знаком того, что хан Ахмед собирает силы для похода на Русь.

На тот момент знаменитая Золотая Орда потеряла свой прежний статус и целостностью. Она была разорвана местными ханами на множество отдельных синдикатов внутри страны. Каждая самостоятельная территория получала сохраняла название Орда, но к ней прибавлялась еще и географическое местонахождение этого ханства. Самым крупным осколком великой Золотой Орды, была Большая Орда. Именно ею и управлял хан Ахмед. Летописцы говорят о том, что для похода на Москву Ахмед собрал все имеющиеся у него войска. Буквально все мужское население Орды было созвано для похода на Москву.

Почему же случилось противостояние, которое ознаменовало великое стояние на реке Угре ? И почему это случилось именно в 1480 году? Ответ на эти вопросы прост. Лучшего момента для похода на Москву у хана Ахмеда могло больше и не быть. Ведь именно в это время князь московский Иван 3 находился в ссоре со своими братьями Андреем и Борисом, которые угрожали уходом своего войска на службу к князю литовскому Казимиру. В это же время Казимир со своим войском вторгся на территорию Пскова. В результате в случае нападения хана Ахмеда, князь Иван 3 грозился увязнуть не только в войне с ним, но и с князем литовским, и со своими братьями, желавшими укрепить свою власть в стране.

Подготовка сторон к сражению 1480 года

С весны 1480 года по всей земле русской стали собирать сильно е войско, которое бы смогло противостоять численности войска хана Ахмеда. Иван 3, понимая что воевать придется не только с ханом Ахмедом, но и с князем казимиром, занялся поисками союзника. Таким стал хан крымский Менги-Гирей. Он обещал, что в случае нападения на Русь ордынцев и литовцев, хан крымский введет свои войска на территорию Литовского княжества, тем самым вынудив Казимира вернуться в свои владения. После этого Иван 3 заключил мир с братьями, которые предоставили ему свои войска, для совместной борьбы с ханом Ахмедом. Случилось это 20 октября, когда уже шло.

Ход великого стояния на реке Угре

В августе 1480 года по Руси прошла весть о том, что Ахмед с огромным войском движется к южным границам Руси, но оно двигалось не на север, а западнее, что говорило о намерении хана Ахмеда атаковать Русь со стороны литовцев, чтобы те могли помочь ему войсками.

Только в начале октября 1480 года войско ордынцев подошло к границам Руси и началось великое стояние на реке Угре . Русское войско находилось в районе Калуги, в городке Кременец, откуда могло своевременно реагировать на все передвижения врага, а также перекрывало путь на Москву. Такое положение войск позволяло воеводам князя Ивана 3 оперативно реагировать на любые маневры легкой конницы хана Ахмеда.

Стояние на реке Угре 1480 года продолжается. Русские войска не стремятся перейти в атаку. Войска Большой Орды ищут, но до определенного времени безуспешно хорошие броды для форсирования реки. Большинство бродов, которых было на реке Угре достаточное количество, не были пригодны для форсирования реки конницей, поскольку пологие берега давали явное преимущество русской армии. Для перехода подходило только место недалеко от устья Угры, где и стояли противник. Иван 3 не торопит битву еще и соображениям того, что с каждым днем у армии Ахмеда заканчивается продовольствие и сено для лошадей. Кроме того приближалась зима, что также должно было сыграть за русских.

В течение октября 1480 года войско хана Ахмеда несколько раз пыталось перейти в брод реку Угру, но безрезультатно. Главным образом это было связано с тем, что монголы использовали старую тактику – закидать врага стрелами, а потом изрубить в конной атаке. Стояние на реке Угре 1480 года возможности ордынцам так атаковать не дало, поскольку мощная броня русских пехотинцев и большая дальность между берегами, делали стрелы безопасными для русских войск. А конные атаки вброд, были легко отбиты русскими за счет хорошего оружия, а также применения артиллерии, которая главным образом состояла из пушек и пищалей. Эта артиллерия носила название «броня».

После неудачных попыток перейти Угру вброд хан Ахмед стал ждать холодов, чтобы перейти реку по льду. В результате практически весь октябрь 1480 года продлилось великое стояние на реке Угре . Но уже к 22 октября река Угра стала покрываться коркой льда. Зима в тот год наступила раньше обычного. Князь Иван 3 принял решение отойти к городу Боровск и там дать врагу решительный бой.

26 октября 1480 года Угра встала. Русские ждали атаки ордынцев в любой момент, но она все так и не последовала. 1 ноября 1480 года русские разведчики принесли в Боровск весть о том, что армия хана Ахмеда отступила и отправилась назад в степь. Так завершилось великое стояние на реке Угре . Вместе с ним завершилось и ордынское иго на Руси.

На высоком живописном берегу, близ слияния рек Угры и Оки, над широкими речными просторами в начале 16 века, в память о великом Стоянии на Угре, был основан Спасо-Преображенский Воротынский монастырь. На выбор места для обители, вероятно, повлияли события «Великого Стояния на Угре». Народная память сохранила воспоминание о великом подвиге русского народа в борьбе с иноземным игом.

Это было то удивительное время, когда Великий князь Московский Иван III, объединивший русские земли в единое мощное государство, пугавшее Европу своим могуществом, стал государем Всея Руси.

О значении Великого стояния на Угре Н. М. Карамзин писал в своем труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой или Золотой Орды».

После Куликовской битвы в течение ста лет татары не раз разоряли Русскую землю, сжигали города, уводили русских людей в полон. Русь продолжала платить позорную дань Орде. Но вот на Великокняжеский Московский стол восшел Иван III, мудрый и осторожный политик, собиратель русских земель. Он был первым из русских Великих князей, который никогда не приезжал к хану. Более того — он был первым, кто сел на великое княжение без прямой санкции ханской власти. Понимая неизбежность столкновения с Ордой, князь Иван, со свойственной ему предусмотрительностью, вел переговоры с Крымским ханом Менги-Гиреем, договариваясь, в случае нападения ордынцев, о поддержке. Иван III перестал платить дань Орде. Хан Ахмат должен был наказать непокорного данника. К этому его склонял и литовский король Казимир, ссылаясь на усобицу между Великим князем и его братьями.

Летом 1480 г. «вся ордынская сила» двинулась на Русь. Узнав о готовящемся походе, Иван III направил войска под управлением своего сына Ивана «Молодшего» к хорошо укрепленному Серпухову. Сам же Великий князь «ста на Коломне», заняв переправы через Оку на дороге из Орды на Русь. Но Ахмат не решился идти на открытый бой без своего союзника короля Казимира Литовского. Он обошел Оку по Литовской территории и вышел к Угре, «ожидая Казимировой помощи». Узнав об этом, Великий князь послал русскую рать к Угре. Войска растянулись по Оке и Угре на 60 верст: «и пришедше и сташа на Угре, и броды и перевозы отъяша». В начале октября татары подошли к границе с Московским государством, которая проходила по реке Угре.

«А сам же князь еха с Коломны на Москву к Всемилостивому Спасу и Пречистой Госпоже Богородице и ко всем чудотворцам, прося помощи и заступления православному христианству и на совет и думу ко отцу своему и митрополиту Геронтию, и ко своей матери великой княгине Марфе, и к своему дяде князю Михаилу Андреевичу и к духовному своему отцу архиепископу Вассиану Ростовскому и ко всем своим боляром: вси бо тогда быша в осаде на Москве. И молиша его великим молением чтобы стоял крепко за православное христианство противу бесерменства».

Получив благословение на битву, Великий князь оставил основные силы на Угре, а сам отправился с малым войском к Кременцу. Его положение осложнялось тем, что его родные братья, обиженные на него за несправедливый, по их мнению, раздел имущества, «отложились» от Москвы и просили покровительства у литовского короля. Великий князь Иван, ввиду опасности от татар, старался загладить свою вину перед братьями. Он попросил свою мать, инокиню Марфу, примирить с ним братьев, обещая выполнить все их условия. Братья согласились присоединить свои силы к русскому войску. На «украину» же литовских земель напал крымский хан Менгли-Гирей, «служа Великому князю».

В начале октября начались ожесточенные бои на переправах через Угру.

«А наши стрелами и пищалями многих побиша; а их стрелы межи наших падаху и никого же уязвляху и отбиша их от берегу». В этих боях на стороне русских было удачно применено огнестрельное оружие. Сражения длились четыре дня, но татары так и не смогли переправиться через Угру. Татарские мурзы попытались «перелести Угру» в районе Опакова, «не чая туто силы Великого князя». Но и здесь натолкнулись они на твердое сопротивление русских войск.

Мудрость Ивана III, как государственного мужа, ответственного за судьбу вверенных ему Богом людей, проявилась в том, что он не искал генерального сражения с татарами, не хотел подвергать людей опасности, но желал добиться победы над Ордой малой кровью. Он всегда предпочитал терпение и осторожность. Великий князь начал переговоры с Ордой. По мнению многих историков, это было сделано только для того, чтобы оттянуть время. Переговоры видимого результата не дали, но позволили выиграть время, дождаться примирения с мятежными братьями.

Весть о переговорах обеспокоила духовника Великого князя архиепископа ростовского Вассиана. Он направил пламенное послание своему духовному сыну, стремясь укрепить в нем желание твердо стоять за православное христианство «противу безбожному бессерменству». Война эта воспринималась им как священная, как брань за веру Христову против нечестия. И воистину блажен человек, «иже положит душу свою за други своя». Поэтому, пишет архиепископ Вассиан: «Аще ли убо ты, о крепкий царю и храбрый, и еже о тебе христолюбивое воинство до крове и до смерти постраждут за православную Христову веру, яко истиннии присныя чада церковная, в ней же породишася духовною и нетленною банею, святым крещением, яко же мученицы своею кровию блажени бо и преблажени будут в вечном наслаждении, улучившее сие крещение, по нем же не возмогут согрешить, но восприимут от Всесодетеля Бога венца нетленныя и радость неизреченную, иже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде…».

Заверяя Великого князя в усердной молитве о победе русского оружия, архиепископ Вассиан свидетельствовал: «Святому митрополиту, вкупе же и нам, богомольцам вашего благородства, со всеми боголюбивыми соборы молитву непрестанно сотворяющим, по всем церквам всегда молебны и святую службу во всей вашей отчине о вашей победе совершающим, и всем христианом, непрестанно Бога молящим, дабы даровал тебе победу на сопротивныя враги, еже надеемся улучити от всемилостивого Бога». Всю надежду старец Вассиан понуждал возлагать на Господа, Который «гордым противится, смиренным же дает благодать», Который «мертвит и живит, и даст крепость князем нашим, и вознесет рог Христа Своего», наставлял искать милости Божией через покаяние: «точию нашего ради согрешения и неисправления к Богу, паче же осияния, еже не уповати на Бога, попусти Бог на преже тебе прародительству их и на всю землю нашу окаянного Батыя… Ныне же той же Господь, аще покаемся вседушевно престати от греха, восставит нам Господь тебя, государя нашего…Тако глаголет Господь: «Аз воздвигох тя, царя правды, призвах тя правдою и прият за руку десную, и укрепих тя, да послушают тебя языцы. И крепость царем разрушу, отворю ти двери и грады, да не затворятся. Аз пред тобою пойду и горы поровняю, и двери медяные сокрушу, и затворы железныя сломлю». «Таковое же послание бысть на укрепление и на пользу многим, якоже самому благочестивому самодержцу, тако и всему его воинству».

Карамзин писал: «Никто ревностнее Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу Отечества и за необходимость утвердить оную мечом». Горячая молитва духовенства и всех русских людей возносилась ко Господу, сила Божия вдохновляла послание архиепископа Вассиана, чтобы загорелся дух народный любовью к своему Православному Отечеству, чтобы в едином порыве устремился русский народ к освобождению от иноверного рабства: «И тако Божиим промыслом без всякого сомнения единодушно охрабришася все Русское воинство и по многи дни бияхуся с погаными, стояще лето все и осень».

И внял Господь слезным прошениям всего русского народа. Сбылись пророческие слова послания архиепископа Вассиана. Летописцы писали: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию». В тот год морозы начались необычайно рано. Еще до их наступления Ахмат похвалялся: «Реки станут, и много дорог будет тогда на Русь». Когда Угра начала «ставитися», Великий князь предусмотрительно решил отойти к Боровску со всеми своими силами, «глаголаше, яко на тех полех бой с ними поставим». И вот в канун Михайлова дня (когда празднуется память святого Архистратига Божия Михаила, покровителя христолюбивого воинства) «бысть преславное чудо Пресвятыя Богородицы. Егда отступиша от брегу наши, тогда татарове страхом одержимы побегоша, мняще яко берег даяху им Русь и хотят с ними битися, а наши мняху татар за ними реку перешедших и за ними женут… и бе дивно тогда совершися Пречистыя чудо: едини от других бежаху и никто же женяше. Царь же бежа в Орду, и прииде на него нагайский царь Ивак и Орду взя и его уби…».

«Прииде тогда князь Великий из Боровска на Москву, и с сыном своим Великим князем Иваном, и с братиею, и со всеми силами и похвалил Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев и всех святых».

«Взрадоваша же ся и взвеселишася вси люди радостию велию зело и похвалиша Бога и Пречистую Богородицу, и великих русских чудотворцев о преславнем спасении, избавльшеся от поганых татар»

«В граде же богоспасаемем Москве от того времени уставиша праздник праздновати Пречистой Богородицы и хожение с кресты июня 23»

Известный историк Ю. Г. Алексеев, глубоко изучавший события Великого стояния на Угре, писал: «Борьба на Оке и Угре летом-осенью 1480 г. закончилась полной победой. Русская земля спасена от огромного по размаху и замыслам ордынского нашествия. Однако в ноябре 1480 г. даже самые проницательные и дальновидные люди едва ли отдавали себе полный отчет в действительном значении происшедших событий. Победа на Угре осенью 1480 г. относится к тем подлинно великим историческим феноменам, реальное значение которых с течением времени возрастает, и осознание их истинного смысла и масштабов приходит только впоследствии… В целом действия русского командования в 1480 г. представляются образцовыми как пример стратегической оборонительной операции в сложных военно-политических условиях, проведенной на самом высоком уровне и с самыми положительными результатами. Успешное завершение этой операции в ноябре 1480 г. означало коренной перелом во всей военно-политической обстановке и благополучное разрешение самого серьезного и опасного кризиса, перед лицом которого стояло молодое Русское государство… Бескровная победа на Угре — крупнейшее событие эпохи, а воскресенье 12 ноября 1480 г. — первый день полностью независимого Русского государства — одна из важнейших дат в истории нашего Отечества».

Именно на калужской земле в 1480 году Великим стоянием на реке Угре окончилось почти трёхсотлетнее отдынское иго. "И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщальми и отбиша их от брега..."

Где находится: Калужская область, федеральная трасса М3-Украина, недалеко от моста через Угру.

GPS-точка: 54.566307, 36.048960

Великое стояние на реке Угре между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в 1480 году положило конец Монголо-татарскому игу, господствовавшему на Руси почти три столетия. Шесть долгих месяцев войска стояли друг против друга, разделенные рекой, не решаясь на серьезную атаку. «Ничейный» исход противостояния вполне устраивал Ивана III, в то время как для Ахмата - инициатора военных действий – такой исход был равносилен поражению. В итоге войска разошлись, не доведя дело до сражения. Современники приписали это чудесному заступничеству Богородицы. Видимо, поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Вскоре в ознаменование победы над монголо-татарами на Угре был основан Спасо-Воротынский женский монастырь , сохранившийся доныне. Многие историки считают, что Великое стояние на реке Угре имело даже большее значение для независимости Московского государства, чем Куликовская битва. В 1980 году, на пятисотлетний юбилей, на берегу легендарной реки был открыт памятник в честь знаменательного события российской истории. Первоначально был установлен небольшой памятный знак, в честь юбилея великого события. Современная скульптурная композиция появилась только в 1988 году.

Что собой представляет: На насыпном холме установлена скульптурная группа из четырех фигур вооруженных русских воинов, с копьями и мечами, которые стоят "сомкнув щиты". Высота памятника - 6 метров. Он изготовлен из декоративного бетона с мраморной крошкой на Калужской скульптурной фабрике. Авторы скульптуры - В. Фролов и М. Неймак из Москвы и главный архитектор Калужской области Е. Киреев.

К 2017 году рядом с памятником построена часовня.