Биографии Характеристики Анализ

Свет и цвет в творчестве есенина. Цветная лирика С

Красота родной природы, деревенский быт, широта души русского человека воспитали Есенина как поэта - лирика. Его поэзия многоцветна и очень гармонично сливается с его внутренним миром. В его первых стихах преобладают голубые, алые, зеленые тона. Есенин воспевает Русь, деревенское бытие.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Его ранняя поэзия в этот период спокойная, безмятежная.

Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где - то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.

В 1911 году Есенин переезжает в Москву. Но город привлекает его как место, где можно заняться литературным образованием и опубликовать свои стихи. Он чужд поэту. «Москва, - писал он, - это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга. Здесь нет ни одного журнала. Положительно ни одного. Есть, но которые только годны на помойку, вроде «Вокруг света», «Огонек».

В этот период в его стихах появляются резкие, контрастные цвета.

…Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи, кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясь, двигались из груди,

Что чешуя скорузлых рыб.

Цвет революции и войны в стихах поэта

Благотворное действие оказало пребывание в московской рабочей среде. Есенин знакомится с наборщиками, печатниками, переплетчиками, среди которых было не мало потомственных пролетариев. Сам устраивается на работу в типографию. В марте 1913 года Есенин участвует в забастовке протеста против гонений на пролетарскую печать. Была закрыта властями большевистская газета «Наш путь». События эти отразились в поэзии Есенина. В стихотворении «Кузнец» он призывает рабочих сбросить с себя постыдный страх, «…разогнать черные тучи, хмурые дни…», за которыми для всех «…засияет блеск солнца в голубом сиянье дня…».

Душно в кузнице угрюмой,

И тяжел несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Взор отважный и суровый

Блещут радугой огней,

Словно взмах орла, готовый

Унестись за даль морей…

Куй, кузнец, рази ударом,

Пусть с лица струится пот.

Зажигай сердца пожаром,

Прочь от горя и невзгод!

Закали свои порывы,

Преврати порывы в сталь

И лети мечтой игривой

Ты в заоблачную даль.

Там вдали, за черной тучей,

За порогом хмурых дней.

Реет солнца блеск могучий

Над равнинами полей.

Тонут пастбища и нивы

В голубом сиянье дня,

И над пашнею счастливо

Созревают зеленя.

Взвейся к солнцу с новой силой,

Загорись в его лучах.

Прочь от робости постылой,

Сбрось скорей постыдный страх.

В одном из писем образным языком, но достаточно прозрачно говорится о настроениях поэта, вызванных террором властей, и о том, что можно ждать впереди.

«Печальные сны охватили мою душу. Злой рок обманул, и деспотизм еще будет владычествовать, пока не загорится заря. Сейчас пока меркнут звезды, и расстилается тихий легкий туман, а заря еще не брезжит, но всегда перед этим или после этого угасания владычества ночи, всегда бывает так. А заря недалека, и за нею светлый день….»

Началась война 1914 года. Есенин видел, какое опустошение приносит она России, русской деревне. На сенокосе не хватало мужских рук, часть урожая погибала под дождем. А когда стало известно о разгроме русских войск в Восточной Пруссии, о многих тысячах жертв, он легко вообразил себе трагедию женщин, потерявших на фронте мужей, кормильцев, отцов своих детей. В его творчестве появляются седые черные краски, красная - цвет крови, белые, печальные тона.

Понакаркали черные вороны:

грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

В стихотворении «Узоры» он рисует трагедию этих лет.

Девушка в светлице, вышивает ткани,

На канве в узорах конья и кресты.

Девушка рисует мертвых на поляне,

На груди у мертвых - красные цветы.

…В трепетном мерцанье, в белом покрывале

Девушка, как призрак, плачет у окна.

Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение. Однако еще А.Блок писал в своей статье «Краски и слова», что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи . В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях: «В прозрачном холоде заголубели долы», «Голубизна презримой гущи». Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Несказанное, синее, нежное…». Поэт даже саму Россию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то». Хотя в другом стихотворении Есенин «одел» Русь в алые одежды и зеленую шаль.

Следующий цвет, которым поэт умело окрашивал свое поэтическое творчество, — это желто-золотой : «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота». Для поэта это не цвет осени и увяданья — кстати, желтой палитрой поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи». Однако в некоторых стихах желтый цвет становится цветом горечи и беспросветности: «Весной и солнце на лугу/ Обвита желтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога.…». Мрачными грязно-желтыми красками насыщена и поэма «Пугачев»: «Желтые кошки казацких голов», «Зари желтый горб».

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет : «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». Хотя этот насыщенный сочный цвет не очень присущ поэзии Есенина, и поэт чаще пользуется другими красками: «Выткали на озере алый свет зари», Красной водой поливает восход», ««На закат ты розовый похожа…».

Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. Это нашло свое отражение в поэме «Черный человек», где злые силы поэт выделил только этой краской. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина — как «белоснежное перо».

Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в стихотворении «Дымом половодье» общим фоном является желтый («Жёлтые поводья/ Месяц уронил»), который затем переходит в рыжий («Церквами у прясел/ Рыжие стога»), а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах: «Чёрная глухарка/ К всенощной зовет/ Роща синим мраком/ Кроет голытьбу». В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: «красный конь» как символ революции или «черный конь», всегда несущий смерть.

К творчеству Сергея Есенина я обратилась не случайно. В связи с празднованием в 2005 году 110 летия со дня рождения большое внимание общественности было обращено на личность поэта, на историю его жизни и смерти, на творчество. Мы смогли увидеть по центральному телевидению многосерийный художественный фильм режиссера В. Безрукова «ЕСЕНИН», документальные фильмы «Дети Есенина», «Тайна смерти С. Есенина». В книжных магазинах появились новые издания стихотворений Есенина и книги о его жизни. По мнению библиотекарей и продавцов книжных магазинов, книги о Есенине стали очень популярны, интерес к творчеству поэта возрос. Есенин также является моим любимым поэтом. Он выдающийся мастер в использовании цвета.

Каждый человек воспринимает мир по–своему, пытаясь выразить мысли и чувства и через цветовосприятие. Случайно ли люди отдают предпочтение тому или иному цвету? Взаимосвязаны ли выбор цвета и характер человека, его настроение, мысли и чувства? Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство. Примером цветовой картины мира можно считать поэзию Есенина. Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель Цель:

Доказать, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.

1. изучить имеющийся научный материал по теме исследования;

2. выявить все цветообозначения в поэзии Есенина (1910 -1925)годов;

3. осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить особенности их функционирования;

4. установить преобладающий, любимый цвет поэта;

5. соотнести преобладающий цвет с личностью поэта.

При анализе языкового материала мы используем следующие методы и приёмы исследования:

1) описательный (проводится путем сплошной выборки лексических единиц со значением цвета);

2) метод компонентного (статического) анализа: число выявленных фактов, их функциональную нагрузку - количество словоупотреблений той или иной языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по всему объёму материала и т. д.

Решение данных задач должны подтвердить гипотезу: Если Есенин в своих стихах и в жизни отдает предпочтение синему цвету и его оттенкам, то это можно связать с личностью самого поэта, или, по мнению Марка Шагала, «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям».

Объектом моего исследования стала лирика С. Есенина (1910 -1925) годов.

Предметом исследования являются цветообозначения в стихотворениях Есенина.

Основным источником для сбора материала послужили книги: книга Н. И. Шубниковой-Гусевой «Сергей Есенин в стихах и жизни»:Стихотворения,. В которую вошли стихотворения на основе которых были проведены исследования. Книга Бахилиной Н. Б. «История цветообозначений в русском языке. »1975. 287с. о значения цветов.

Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.

В своей работе, рассматривая большое количество стихотворений Есенина, я пытаюсь практическим путем доказать, что преобладающими цветами в стихотворениях поэта являются синий и его оттенки, золотой и его оттенки, белый, красный и его оттенки.

Есенин и цвета.

Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он ставил богатое поэтическое наследие. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца, пленяя яркими чудными звуками, красками, необыкновенными запахами. В 1905 г. А. Блок написал статью “ Краски и слова ”, где сетовал что современные “ взрослые писатели ” “ отупели к зрительным восприятиям ”. “ Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов ”. Блок, предсказал неизбежность появления поэта, который, “ схватив радугу ”, принесёт в русскую поэзию русскую природу, “ населённую многими породами существ ”, со всеми её конкретными “ далями ” и “ красками ” – “ не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте ”.

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Как справедливо заметил И. Сельвинский, “ такого глаза наша “ поэтическая живопись ” ещё не знала ”.

Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и преливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Недаром на рабочем столе Есенина, как рассказывала сестра поэта, всегда стояли букет голубых цветов или веточка сирени, настольная лампа с абажуром зеленого цвета, цвета весенней природы. Такая обстановка помогала художнику творить, рождать на свет настоящие шедевры.

Я уверена, что цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным.

Изучив критическую литературу о цветописи в лирике Есенина, я попытаюсь провести своё наблюдение об использовании этого средства в стихотворениях поэта

Цель: определить, какие цвета использует поэт в своих стихотворениях.

Оборудование: Сборник стихотворений 1910 – 1925 годов 372 стихотворениях Есенина.

стихотворение год цитаты цвет

«Там, где капустные грядки» 1910 Красной водой поливает восход, красный

Зеленое вымя сосет. зеленый

«Поет зима – аукает» 1910 Седые облака седой

«Подражанье песне» 1910 Я смотрел из окошка на синий платок, синий

Кудри черные змейкой трепал ветерок. черный

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй алый

«Выткался на озере алый цвет зари» 1910 Выткался на озере алый цвет зари алый

Есть тоска веселая в алостях зари. алый

«Дымом половодье» 1910 Желтые поводья желтый

Рыжие строга рыжий

Черная глухарка черный

Роща синим мраком синий

«И. Д. Рудинскому» 1911 Солнца луч золотой золотой

Ход эксперимента:

1. Богата и ярка цветовая палитра лирики Есенина. Все цвета в ней - живые, природные. Золото солнца, красный цвет зари, черный сумрак ночи, зелень- полей, белизна снега и березовых стволов, серебро лунного цвета - вот живое многоцветье есенинских стихов. Но самый любимый его цвет – синий и его оттенки он составляет 34% от всех цветов.

Цель: определить, какие цвета являются преобладающими в ранней и поздней поэзии. Дать анализ цветовой палитры ранних стихотворений Есенина до1917г. (115 стихотворений) и поздних (после 1917г.) стихов

1. В ранней поэзии, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым "снегом черемухи". Сама Русь, величавая и неторопливая, шагнула страницы есенинской лирики. Она еще спящая, безмятежная, освещенная золотыми лучами месяца. Русская земля - храм, небо и рай поэта. Золотой, серебряный, малиновый звон наполняет его ранние стихи.

2. Знакомство с городом приносит в позднюю поэзию Есенина иные краски - серую и черную, золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета. Город чужд поэту с его любовью к шири и простору необъятных полей. На смену безмятежной юности пришла зрелость, опыт и первые горькие разочарования. Отныне в его стихах будут преобладать цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года.

В поздних стихотворениях Есенин почти полностью отходит от былой многоцветности. Почти все стихи этого цикла насыщены трепетным дыханием синевы.

3. Соотнесем полученные результаты с исследованиями о значении цвета

Синий и голубой – символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому. Символ неба, воздуха, целомудрия, верности, духовности, веры. Символизирует мечтательные размышления. Означает и свободу, тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности.

Золотой – символизировал изначальный свет, божественный свет, из которого все возникает и в котором все растворяется. Символическое значение, как на древнерусской иконе. Небо и небесный свет. Храм и рай поэта.

Красный – (общеслав. ;ср. :красивый-красный; красный-краса). Цвет любви, горения, страсти, отваги, веры и бедных людей, героизма, великодушия, самопожертвования, огня. Это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Белый – (индоевроп. ;ср. :bha-«светить, блестеть», латышек, bals «бледный»; арм. bal«бледность», др. -инд. bhalam «блеск», греч. phalos «белый»). Символ чистоты, мира, благородства, совершенства, невинности, праздника.

Итак, в поэзии Есенина самые частые синий, золотой, красный, белый. Значит, поэзия Есенина в цветовом решении – это: небо, воздух, свобода; божественный свет; цвет любви, горения; символ чистоты, благородства.

Цель: Рассмотреть любимый цвет Есенина, выделив его оттенки. Определить основные образы, связанные с этим цветом.

Оборудование: Исследование №1 «Любимые цвета в лирике Есенина»

Ход эксперимента:

СИНИЙ, ГОЛУБОЙ символизирует и сознание, мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Он означает и свободу - светлый синий как бы свободен от земного притяжения, он парит, мысли человека свободны при созерцании этого цвета. Но он означает и тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности.

Стихотворение год цитаты цвет

«Подражанье песне» 1910 Я смотрел из окошка на синий платок синий

«Дымом половодье» 1910 Роща синим мраком синий

«Восход солнца» 1911-1912 В небе темно – голубом, темно – голубом

Небеса уж голубые голубой

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха» 1912 Я играю на тальяночке про синие глаза синий

«Лебедушка» 1913-1915 А кругом цветы лазоревые лазоревый

«Кузнец» 1914 В голубом сиянье дня голубой

1. Любимый цвет в лирике Сергея Есенина - синий, и его оттенки (голубой, серебряный, лазоревый, темно голубой, седой, серый). Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Голубыми в поэзии Есенина бывают небеса и воды, дали и глаза, васильки и сама Русь - "голубая Русь". Этот цвет настолько пронзительный и живой, что он "сосет глаза". Есенин считает, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: “ Россия! Какое хорошее слово И “ роса ”, и “ сила ”, и “ синее ” что-то! ”. (см. диаграмму №5)

2. Сергей Есенин использует синий цвет, чтобы, во-первых, подчеркнуть необъятность России, сравнивая ее с синим небом. Иногда синий похож на серый цвет, он не ярок, а тусклый. Голубой - холодный. Рядом с этим цветом метель, вьюга.

3. В мире Есенина мы выделяем образы, связанные с эпитетами синий, голубой которые встречаются и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.

Синие и голубые: небо, глаза, вечер, вода, цветы, река, мрак, Русь, край, руки, день, ставни дома, сад, долина, свет, родина, страна, огонь, море, мгла, голубь, рога, май, платок, лязг, рюмка, залив, ткань, брызги, сумрак, воздух, степь, туман ночи, роса, ширь, вьюга, дали, куща, полушалок, осень, час, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, счастье, овечка, гать, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол, звон, рюша, рты, гуща, высь, водопад, лужи, пыль, облака, губы, душа, струна души, метели, песня, окна, пашня, жерн, простор, сёла, лон, свечка, горы, покой, двери дня, твердь, темя, ливень, затоны, месяц, живот, роща, конница, рожь, степь, чащи, поле, осина, июнь, солома, деревня, накрап, дым, пожар, дрожь, свет небес, несказанное - нежное, прохлада, годы, погода, звезда, туман, кофта, отсвет лунный, шелест сирени, цветень мая, очи.

4. Я заметила, что в стихах 1910-1913 г. Прилагательное синий (цветовой эпитет) встречается редко, начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина.

Цель: выяснить, как связано преобладание в лирике Есенина синего цвета и его оттенков с личностью поэта.

1. Характеристика синего и голубого цвета;

2. Знак зодиака;

4. Фамилия;

5. Цвет глаз.

СИНИЙ. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если он нравится, это свидетельствует о и меланхоличности, такому человеку крайне важны чувство уверенности в себе, благожелательность окружающих. Синий - цвет мира и высшей гармонии. Символизирует внутреннюю уверенность, интерес к мировоззренческим вопросам, верность традициям, мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Он означает и свободу - светлый синий как бы свободен от земного притяжения, он парит, мысли человека свободны при созерцании этого цвета. Но он означает и тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности. Голубой и синий тона – символ неба, океана, бескрайности, неподвижности и холода. Он строг и таинственен. (32)

Знак Сергей Есенин родился под знаком весов.

зодиака Стихия знака: воздух

ВЕСЫ Цвет принадлежащий весам: тёмно-синий, темно-голубой, голубой, белый, морской волны

Счастливые цвета - голубой.

Камень: лазурит, лунный камень.

Цветы: фиалки, сирень.

Отличительная черта Весов - артистизм и художественный вкус. Они не любят ярких цветов.

Характеру весов лучше всего соответствует два сезона осень и весна, своими неопределенностью, непостоянством, ожиданием перемен. Ценят, любят к свободу.

Благоприятные условия: жить надо на открытых ветреных местах, где масса свежего воздуха - сады, поля.

Обожают гармонию звуков, пенье птиц, поэзию.

Имя - Сергей – «высокочтимый»(лат).

СЕРГЕЙ Цвет имени: серебристо – серый.

Знак зодиака имени Сергей – весы

Качества: внутренняя жилка, любовь к музыке, кино, часто становятся актерами, композиторами, художниками, научными работниками, писателями, способными охватить проблему в целом. Интуиция Сергея сравнима с воображением великих поэтов и изобретателей. Чрезвычайная чувствительность.

Фамилия В Рязани есений значит – осенний. Видимо, корень этого слова идет от «осени».

ЕСЕНИН Есенин. Древнерусское инициальное «е» сменилось на «о»; един – один; елень – олень; езеро – озеро; есень – осень (основа фамилии Есенин по лексическому значению в одном ряду с основами фамилий Замянин, Весенин, т. е. предками их носителей были Земяня, Весеня, Есеня) .

Сергей Есенин хотел взять псевдоним Ясенин, так как он считал, что его фамилия происходит от слова ясный.

Цвет глаз «Светло – синие глаза» (Г. Ф. Устинов «Мои воспоминания о Есенине» (1926)), Сияние «небесных» глаз поэта(И. Эренбург). Светились его синие глаза. «Как васельки во ржи цветут в лице глаза» («Исповедь хулигана»,1920). Синеглазый (С. М. Городецкий «О Сергее Есенине» (1926)). Только светились глаза яркой лазурью из-за индевелых ресниц (М. П. Мурашев «Сергей Есенин»). В лирике Есенина они выражают полноту душевной жизни:

«глаза синее дня» («Алый мрак в небесной черни»,1915).

Люди с голубыми глазами - никогда не сомневаются в себе, настойчивы и импульсивны, уверенно идут к намеченной цели и успеха добиваются почти всегда. Мечтательность в них видимая.

Вывод к исследованию № 4.

1. Цвет весов тёмно-синий, темно-голубой, голубой, белый, морской волны – соответствует преобладающим цветам в лирике Есенина

2. Значение и характеристика цвета имени приближена к любимому цвету поэта.

3. Природа подарила Есенуну голубой цвет глаз

4. Все характеристики Есенина можно соотнести с его любимым цветом.

«Моя лирика, - отмечал Есенин, - жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

«Есенин говорил, что все его творчество – о России, что Россия – главная тема его стихов.

Без этой темы я не был бы поэтом. Мои стихи национальны!»

Закономерно, что основные цвета в лирике Есенина - это цвета его Родины, цвета российского флага.

Значение цветов российского флага переплетается с символикой цветов у Есенина.

Заключение

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

Считаю что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Я подтвердила, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.

Общие выводы:

Изучив раннюю и позднюю лирику Сергея Александровича Есенина я определила цветовые предпочтения поэта, и сделала вывод:

1. Преобладающие цвета в лирике Есенина: синий, золотой, красный, белый;

2. Любимый цвет Есенина – синий и его оттенки;

3. Этот цвет соответствует личности поэта (по гороскопу, по имени, даже по цвету глаз).

4. Есенин считал, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он говорил: Россия! Какое хорошее слово И «роса», и «сила», и «синее» что – то!»

Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему национальную красочную гамму (золотой, синий, красный, белый).

В процессе выполнения работы я узнала много нового, интересного о творчестве Есенина, о значении цветов, улучшила навыки по составлению научно – исследовательской работы, расширила умение работы с разными источниками. Данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.

Гипотеза моей работы - «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям» доказана на примере творчества и личности Сергея Есенина, так как любимый цвет Есенина соответствует его астрологическим данным, имени, фамилии и цвету глаз, его характеру и, самое главное, его отношению к России.

Сергей Александрович Есенин - яркий и талантливый поэт. В своем творчестве он разрабатывает поэтическую концепцию человека в этом огромном и пестром мире. Поэзия Есенина многоцветна, но не просто наделена красками, а органически слита музыкальностью и цветом с внутренним миром поэта и тем окружающим пространством, в котором он живет и творит.

В его ранней поэзии, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым «снегом черемухи». Сама Русь, величавая и неторопливая, шагнула на страницы есенинской лирики. Она еще спящая, безмятежная, освещенная золотыми лучами месяца.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге,

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

Но знакомство с городом приносит в поэзию Есенина иныбл краски - серую и черную, золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета. Город чужд поэту, с его любовью к шири и простору необъятных полей.

Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясь, двигались их груди.

Что чешуя скорузлых рыб.

Как об ножи стальной дорогой

Рвались на камнях сапоги,

И я услышал зык от Бога:

«Забудь, что видел, и беги»

Вновь в поэзии Есенина звучат деревенские мотивы, дорогие с детства картины всплывают в его душе. Но уже другие цвета появляются в его стихотворениях. Действительность отрезвила поэта, показала разные стороны жизни. На смену безмятежной юности пришла зрелость, опыт и первые горькие разочарования.

Отныне в его стихах будут преобладать красно-бордовые оттенки, цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом.

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Временами поэта заполняет «половодье» воспоминаний, возвращаются в его лирику зелено-голубые краски, нежность переполняет его стихи. Он безмерно любит свою «убогую» Русь, не надо ему другой земли, но как истинный художник и патриот он хочет перемен к лучшему. Прогресса не остановить, что бы он ни нес с собой. Поэт с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину, привычную, безмятежно дремлющую, но уже погибающую под напором прогресса.

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя.

На лапах чугунный поезд?

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужелъ он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Повзрослевший поэт смотрит на окружающий мир мудрыми, все понимающими глазами. Его охватывает грусть от быстротечности времени. «Все мы, все мы в этом мире тленны», но бег времени не остановить, и поэт принимает данность такой, какая она есть. Ему жаль времени, растраченного впустую, может быть, поэтому краски в его стихах резко поменяли свои цвета. Отныне бордово-красный и золотой будут основными в его стихах. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года. Это красивая и яркая пора, но она грустна, так как за ней идет зима - старость с контрастными белым и черным цветами. Нет уже того буйства цвета и «половодья чувств».

В 1925 году как-то очень трагично и безысходно зазвучала поэзия Есенина. Он старается достойно завершить начатое, но грусть прорывается в каждом стихотворении. Неизбежность ухода почти фатальная. Поэт как бы видит свой конец, ничего не предпринимая, чтобы остановить неизбежное.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель.

Синь очей утративший во мгле.

Эту жизнь прожил я словно кстати.

Заодно с другими на земле.

И еще безысходнее звучат эти строки:

До свиданья, друг мой, без руки, без слова.

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Но для читателей Есенин остался все же молодым и необычайно лиричным поэтом. Его стихи, наполненные любовью к России, учат нас быть преданными ей, стране, которую он так любил. Поэт завещает нам нести эту любовь и преданность России - великой стране, нашей общей Родине.

Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт - это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то «синью, упавшей в реку», то кроткой и безмятежной, то мятущейся и гордой, но всегда бесконечно любимой. Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. Есенину сродни необозримые просторы России, он мыслит космическими масштабами, включая в свои стихи землю и небо. Дух захватывает от образов, которыми мыслит поэт, от эпитетов, которыми награждает все сущее. Любимым приемом автора является олицетворение. Он обращается к деревьям и травам, рекам и озерам, степям и полям, как к близким друзьям, включая их в свой доверительный разговор. Отсюда особое родство поэта с окружающим миром, полное слияние с природой, к которым постоянно стремится автор. Если нет этой гармонии, поэт испытывает тоску, грусть, дискомфорт. Его друг - природа чутко реагирует на состояние автора, или наоборот. Есенин прекрасно видит настроение окружающего мира, умеет чутко передать его в красках. Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льнет благодать. Серым веретьем стоят шалаши, Глухо баюкают хлюпь камыши. Красный костер окровил таганы, В хворосте белые веки луны. Контрастные цвета создают внутреннюю напряженность повествования, психологизм присутствует в каждом двустишье. Удивительно точно и драматично передана поэтом тоска, звучащая в русской народной песне, ее лирическая красота. Зеленый и голубой - традиционные цвета России в поэтическом мире Есенина. Автор часто соединяет их, давая как оттенки один другого. С детства воспитанный в православной семье, Есенин не мог не знать, что голубой цвет - это покровительство девы Марии, заступницы Руси, и цвет непорочности, чистоты. Такою он видит свою родину - возвышенной и прекрасной. За темной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый - месяц Гуляет в голубой траве. Позже появится серый, вместо золотистого - лимонно-желтый. Таким представляется автору бездушный город, со зданиями- скелетами, улицами- «каменными пещерами». Нет гармонии в окружающем мире, и в поэтике слышится диссонанс: «визжат дроги», «стонет коровий рев теней»... Совсем иное видится поэту на родных просторах; он ощущает радость, путешествуя по отчему краю. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. Поэтический дух Есенина напрямую связан с настроением поэта, общим состоянием окружающего его мира. Со зрелостью и мудростью он связывает багрово-красные и золотисто-оранжевые тона. Отговорила роща золотая, Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Не обагрят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Удивительно нежная, напевная и красочная поэзия Есенина оставляет в душе читателя неизгладимый след, учит быть преданным, самоотверженным и верным сыном великой и многострадальной страны - России.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Роль цвета в поэтическом мире С. Есенина . И в закладках появилось готовое сочинение.

1. Теплота золотисто-желтой осени.
2. Цветовые образы бабочек и березы.
3. Ароматная оставляющая картины.

Природа — это единственная книга с великим содержанием на каждом листе.
И. В. Гете

Когда входишь в картинную галерею, то твоему взору предстает множество различных полотен, на которых художник выразил свое видение мира. Это могут быть пестрые и яркие картины природы или тихие и спокойные лица людей, обремененных какими-то неведомыми нам заботами. Но всех их объединяет одно — цветовая палитра. Каждый художник, прежде чем написать образ, который запал ему в душу, сначала берет в руки краски и кисть и лишь потом начинает творить. Так перед нами рождаются полотна чувств и эмоций, тревог и печалей, радостей и побед. Но подобные картины может создавать не только художник, но и поэт. Его лирические произведения с помощью словесной кисти передают все оттенки размышлений творческого человека о мире, в котором он живет. Таким даром обладал С. А. Есенин, постаравшийся в своей лирической книге выразить цветовую гамму чувств и эмоций. А за помощью он обращается к природе, которая дарит множество оттенков цветов для передачи внутреннего мира самого поэта.

Так при чтении стихотворений С. А. Есенина о природе складывается впечатление, что мы попадает в картинную галерею. И хочется при чтении музыкальных стихотворных строк закрыть глаза, чтобы воображение нам рисовало мгновенные и прекрасные природные пейзажи, которые с помощью слов мог донести до нас С. А. Есенин.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду...

Так начинается стихотворение «Закружилась листва золотая...». И наше воображение рисует прекрасную осень, желтую, золотую, еще не тронутую проливными дождями. Хоть и в природе наступает увядание, она приносит не тревогу или печаль. Наоборот, кажется, что уходящее лето в память о себе украсило все деревья новым убором, чтобы запечатлеть в нашей памяти то тепло, которое оно дарило нам всего несколько месяцев. И эта золотая листва делиться с прудом своим теплом. Она словно отдает частичку себя и своей энергии воде. Так пруд становится не зеленым, темным и заросшим, каким он и должен быть осенью. Он приобретает другие краски и оттенки — розовый. Этот цвет весьма загадочный. Возможно, он „бледный оттенок красного, алого. То есть если такие пестрые цвета разбавлены, то значит, нет никакой угрозы: все тихо и спокойно не только в этом пруду, но и во всем мире. В тоже время розовый цвет получается тогда, когда мы только касаемся кистью бумаги. То есть он символизирует нежное прикосновение к чему-либо, без нажима и всякого давления. Так лирический герой всего в двух строчках нарисовал красочную и спокойную картину осеннего вечера. В следующих строках в стихотворении появляются образы бабочек. Именно с ними лирический герой сравнивает золотые листья. Но тем самым он подчеркивает не только их легкость. Герой также хочет нам показать, что по своей окраске они очень разные, как сами насекомые.

Свой оттенок имеет и пруд. Возможно, что розоватость — это не только отблески уходящего солнца, но и та красная листва, которая начала отдавать часть своего пламенного цвета воде.

Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

И лирический герой не может молчать в такой прекрасный вечер. Он не хочет просто остаться сторонним наблюдателем. Поэтому сам вторгается в повествование, чтобы еще раз выразить свою любовь к такой прекрасной картине природы. Он говорит о том, что ему близок этот желтеющий дол.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.

Он использует в своем признании другие цвета палитры. Осеннюю красоту герой не называет золотой. Он дает другое определение — желтая. И этот оттенок намного нам ближе и роднее. Золотистый цвет красивый, но он в какой-то степени холодный, так как больше ассоциируется с металлом — золотом. Но вот желтый непременно соотносится с цветом солнца, то есть тепла и добра.

Однако лирический герой использует не только прямое обозначение того или иного цвета. Он берет в качестве образов такие, которые в нашем сознании ассоциируются с определенной цветовой гаммой. Например, береза. Она всегда была символом искренности и простоты русского народа и воспевалась во многих народных песнях. Поэтому, произнося слово «береза», мы подразумеваем белое, прекрасное и непорочное.

Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И ветер словно нам помогает. Он старается внести в картину природы, описываемую лирическим героем, как можно больше белого цвета.

Тогда в такое теплое и светлое полотно художник добавляет новые краски — оттенки синего. Лирический герой показывает, что в его душе царит та же прохлада, что и в самой долине. Следовательно, они являются настолько родственными, что могут существовать лишь в нераздельном единстве. При этом переход от белоснежной березы к синему сумраку достаточно плавный. У нас не складывается ощущение, что из тепла мы попали в какую-то мрачную долину. Поэтому ключевым образом является слово «прохлада». Это легкая дымка, появляющаяся вечером над прудом, который весь день дышал оставшимся теплом осеннего дня. И именно через нее и показан переход от белоснежной березы к синему сумраку. Белое полотно словно тает и приоткрывает нам оттенки нового образа — сумрака.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

В последних двух строчках этой строфы лирический герой не добавляет новых красок. Наверное, он считает, что их уже достаточно. Поэтому оставляет нас наедине с той цветовой палитрой, которую уже составил на своем словесном полотне. Единственное, что он решил добавить, так это звуковое оформление, чтобы сделать свою природную картину более законченной.

Но сам лирические герой снова не желает оставаться в стороне от этого великолепия. Его душа, наполненная красками осеннего вечера, сама хочет стать частью этой великолепной картины. И подчиняясь своему внутреннему голосу, герой хочет тоже, как ива, прикоснуться к живительной розовой воде на пруду. Так через цвет в стихотворение входят и запахи. Подобное впечатление создается потому, что розовость ассоциируется с розовой водой, то есть не столько с цветом, сколько с жидкостью, с ароматом розы. Так получается, что лирический герой хочет прикоснуться не только к живительной воде, но и прекрасному неуловимому запаху, который хочет запечатлеть в своей памяти.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Таким образом в поэтическом полотне происходит взаимозаменяемость образов. Через образ березы в стихотворение входил белый цвет, а через розовую воду в нем постепенно чувствуется легкий аромат прекрасной розы.

И снова в стихотворении появляются образы, а не краски. Кажется, что лирический герой постепенно уходит от своей первоначальной картины и хочет не только оставить там различные цветовые мазки, но и запечатлеть на картине определенные жизненные облики. С другой стороны, вместе с ними входят вновь узнаваемые очертания — стог сена, месяц. Таким образом картина в своей цветовой гамме словно замыкается. Ведь и стог сена, и месяц в нашем сознании связан именно с желтой гаммой, то есть цветом осени.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя ничего не желать?

Стихотворение заканчивается знаком вопроса. Лирический герой потерял дорогого для него человека. И мы понимаем, что само стихотворение является описанием любовного чувства. Так, в одной поэтической картине происходит двойное наслоение. Внутренний душевный трепет лирического героя воплощается через краски, оттенки и образы. Они помогают создать наиболее гармоничную картину, воплощенную в поэтических красках на большом полотне. И каждый цветовой оттенок передает нам один из аккордов душевного волнения. И мы не через слова или образы, а с помощью красочных сочетаний в картине принимаем оттенки чувств лирического героя в золотистый теплый осенний вечер.

Цветовая палитра в творчестве С. А. Есенина является не только выразителем внутреннего состояния лирического героя. Она позволяет через особенности цветового перехода вводить в произведение новые посторонние характеристики, такие как запахи. Также поэт используется знакомые нам образы, которые ассоциируются с определенным цветом (береза, сумрак), для того чтобы добавить в свое полотно новые необычные краски. Таким своеобразным отношением к природному пейзажу можно только любоваться и все пристальнее вглядываться в особую цветовую гамму, чтобы понять, что мы не упустили из нее какой-нибудь очень важный элемент, добавляющий в прекрасную картину иной оттенок, а значит, и новое толкование образов.