Биографии Характеристики Анализ

Технология управления здоровьесберегающего пространства школы. Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения


Особенности ЗПШ позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся; инновационно - творческая основа формирования и реализации всех усилий направленных на повышение эффективности здоровьесбережения; направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства.






Характеристика экологического пространства ориентирован на качественную оценку воздействия всей совокупности однородных факторов; в центре внимания – субъекты педагогического процесса и сами эти процессы; в педагогическом пространстве существует немало элементов, которые или пока не регламентированы, или не могут быть регламентированы и каталогизированы




Загрязняющее веществоБиологические очистители Оксид углерода(iv)Все растения Фенол Спатифиллум ФормальдегидХлорофитум, драцена, спатифиллум СтиролВсе растения Бензол, толуол, ксилол, этилбензол Хлорофитум, драцена, сансивьера полосатая,плющ обыкновенный Ацетон, этилацетатЛистья и корни всех растений АцетамидВсе растения ВинилхлоридВсе растения ПерборатыВсе растения ГексахлорофенВсе растения Трихлорэтилен Фикус Бенжамена, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая Болезнетворные бактерии Диффенбахия пестрая, гибискус, фикус карликовый, каланхое, цитрусовые ПыльВсе растения, особенно опушенные Источники загрязнения воздуха закрытых помещений и возможности биологической очистки.


Лимон(Citrus limon) –декоративное, вечнозеленое плодовое дерево. Лимон можно вырастить из семян, но их необходимо прививать для плодоношения. Вырастить плоды бывает Слишком трудно, так как лимон очень чувствителен к недостатку влаги в воздухе. Лекарственным действием обладают и листья лимона. Запах лимонных листьев оказывает бодрящее действие, стимулирует вегетативную нервную систему, помогает при ВСД. Листья лимона содержат во много раз больше витамина С, чем плоды: в 100г плодов содержится до 80мг витамина С, а в листьях- до 880мг. Эфирные масла лимона являются противовирусным средством, они помогают при гриппе, ветрянке, герпесе, кори, паротите, вирусном гепатите, стимулируют иммунную систему


Хлорофитум хохлатый- лучшее растение в загрязненных помещениях. Оно уникально по способности очищать воздух от химических загрязнений. Возможности растения изучены не полностью. В ходе эксперимента за 24 часа хлорофитум уничтожил 80% всех микроорганизмов. По подсчетам специалистов, десяти таких растений достаточно, чтобы очистить воздух 20- метровой комнаты от патогенных частиц. Хлорофитум выращивают в комнатных условиях уже более 200 лет. Он быстро растет, редко болеет. Мебель, отделка помещений, теплоизоляция нередко сделаны из синтетических материалов, которые выделяют вредные вещества, например, формальдегиды. По последним данным московских ученых, концентрация этих веществ в воздухе может в 1,5- 4 раза превышать уличную, хлорофитум- поглощает не только формальдегид, но и угарный газ, и выделяет фитонциды, очищающие воздух от вредоносных бактерий. Без него не обойдется ни одна цветочная компания. Простенький, но своей зеленой непосредственностью способен украсить любой интерьер.


Фикус каучуконосный. Для помещений, где в отделке и интерьере применены многочисленные синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества, в том числе формальдегиды, подходят фикусы. Большинство фикусов – это быстрорастущие растения, они поглощают ядовитые для человека вещества, содержащиеся в воздухе (бензол, трихлорэтилен, фенолы), и превращают их с помощью ферментов в аминокислоты и сахара.


Драцена душистая. Из-за одревесневшего, безлистного, неветвистого стебля с пучком листьев на верхушке называют ложными пальмами, но к настоящим пальмам они не имеют отношения. Драцена способна накапливать токсины, поглощать через листья и корни такие яды, как ксилол, бензол, формальдегид, толуол, этилбензол, трихлорэтилен - оказывает терапевтический эффект.


Каланхоэ. Все каланхоэ устойчивы к болезням и вредителям. Обладают антивирусной активностью, на 31% уничтожают стафилококк и на16% сарцины. Циперус зонтичный. Используется для оформления аквариумов, искусственных водоемов, фонтанов. Циперус в 2-3 раза снижает количество болезнетворных бактерий в воздухе и увлажняет его.


Спатифиллум. При соблюдении минимума требований наряден в любой сезон, хорошо зимует в отапливаемых помещениях, любит свет, но терпеливо перенесет и его недостаток. Его широкие листья- отличные помощники в уборке помещений, притягивают на себя пыль, поэтому любит смывать с себя пыль. Имеет фитонцидную активность и обладает терапевтическим эффектом.


Алоэ древовидное. Вечнозеленое, многолетнее растение. Широко распространено по всему миру в комнатной культуре, в России известно под названием «столетник» или «доктор». Стебель прямостоячий, ветвистый. Листья очередные, Мясистые, сочные, темно-зеленые с матовым налетом. В медицине используют сок листьев алоэ, он содержит производные антрацена, ферменты, витамины, противомикробные вещества. Сок алоэ обладает слабительным действием, а также бактериостатическим и бактерицидным действием, снижает в воздухе количество вредных микроорганизмов на 38%.


Герань или пеларгония. Это самое древнее, комнатное, многолетнее растение. Листья герани покрыты волосками, в которых имеются пузырьки с эфирным маслом, поэтому пахнут у герани не цветы, а листья. Растение выделяет пары эфирного масла, чтобы защитить себя от перенагревания или переохлаждения. Герань, благодаря выделению эфирных масел способна убивать болезнетворные и патогенные организмы в воздухе помещений. Ее эфирные масла препятствуют возникновению заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем. Кроме того, эфирные масла герани успокаивающе действуют на нервную систему, предотвращая стрессы, налаживают здоровый сон.


Эмоционально-поведенческое ЗПШ Характеристики пространства: -уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов; -характеристики эмоционально- психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы; -стиль поведения учащихся и учителя на уроке; -формы и характер поведения учащихся на переменах; -забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.





1

Статья посвящена актуальному вопросу формирования образовательного пространства школы в свете реализации ФГОС ООО через призму гуманистического направления в педагогике и здоровьесберегающих технологий. В статье рассмотрен такой аспект проблемы, как направления формирования здоровьесберегающего образовательного пространства образовательной организации во взаимодействии с микросоциумом. Авторы представляют результаты научного исследования реализации здоровьесберегающей работы в образовательной организации с учетом различных аспектов образовательной деятельности. Авторы предлагают для реализации в пространстве образовательной организации модель формирования здоровьесберегающей среды образовательной организации в совокупности различных объективных и субъективных факторов, раскрывают содержание компонентов образовательного пространства. Подробно рассматриваются возможные направления деятельности педагогов образовательной организации по реализации задач формирования всех компонентов здоровьесберегающего образовательного пространства.

образовательное пространство

здоровьесберегающая среда

образовательная организация

микросоциум

формирование здоровьесберегающего пространства

1. Башмакова Е.А. Здоровье педагога: аксиологический аспект: монография / Е.А. Башмакова, О.И. Жданова. – Саратов: Издательский Центр «Наука», 2017. - 168 с.

2. Безруких М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.

3. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / ред. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. – 191 с.

4. Баныкина С.В. Методика апробации и внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательную практику / С.В. Баныкина, Е.А. Башмакова и др. – М.: ГОУ «Педагогическая академия», 2008. - 60 с.

5. Здоровьесберегающие технологии в школе. Теория и практика внедрения (методическое пособие) / сост. Гусаченко О.И., под общ. ред. С.В. Баныкиной. – М.: ГОУ «Педагогическая академия», 2008. – 200 с.

6. Технология здоровьесбережения младших школьников: методическое пособие. – АСОУ, 2015. – 112 с.

В настоящее время происходит становление новой модели образования, стержнем которой является формирующаяся личностная парадигма. Гуманистическая парадигма в образовании предполагает целостное развитие личности, то есть развитие не только профессиональных навыков обучающихся, но и общей культуры мышления, целостного мировоззрения и нравственных качеств человека. В процессе обучения основным ориентиром для учителя становится личностное начало. Каждый человек через понимание смысла своего существования, реализацию своих возможностей в учебе, в труде приходит к общим представлениям о человеческом предназначении и ценностях общественной жизни и находит свое место в этом природном и социальном мире.

Кроме того, сегодня при реализации образовательного процесса актуальной остается опора на традиционные национальные ценности. По-прежнему важны высокие требования к нравственным социальным идеалам, а также коллективное начало, характерные для русского менталитета. Реальная действительность диктует необходимость предъявления подрастающему поколению привлекательного образа будущего как для страны, так и для каждого человека. Эта проблема широко дискутируется в обществе и ждет своего решения.

В этой связи системообразующим и ключевым элементом гуманистического направления в педагогике являются теория и технологии здоровьесберегающего и здоровьеформирующего обучения. Рассматривая здоровье как триединство духовно-нравственного, психического и физического начал, можно представить характеристики востребованной сегодня социумом личности и предложить в качестве цели образовательного процесса образ такой личности. Это образ личности образованной и способной к самообразованию и саморазвитию, целеустремленной, обладающей ключевыми компетенциями (информационной, социальной, политической, коммуникативной, а также толерантностью), активной, имеющей гражданскую ответственность и готовую к профессиональному и социальному творчеству.

Однако реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в современном образовательном пространстве школы сталкивается с рядом противоречий, а именно:

  • между усложнением социальной среды, в которой работает школа, и низким уровнем компетентности педагогов в создании здоровьесберегающего пространства образовательной организации во взаимодействии с микросоциумом по формированию навыков здорового образа жизни субъектов образовательного процесса;
  • между деятельностью школы в условиях социально-экономического кризиса и поликультурности, с одной стороны, и недостаточной технологической оснащенностью учителей в формировании толерантных отношений в диадах «ученик-ученик», «учитель-ученик», «учитель-родитель» и «ученик-родитель»;
  • между возрастающими требованиями к качеству и результативности образования, с одной стороны, и недостаточной компетентностью педагогов в реализации требований ФГОС НОО и ООО, с другой, в том числе в работе с разными группами обучающихся (одаренными, детьми группы риска, детьми с ОВЗ);
  • высокими учебными нагрузками и отсутствием способов социально-психологической адаптации школьников к современным условиям образовательного процесса.

Необходимость разрешения названных противоречий, степень разработанности поднятых вопросов и актуальность темы предполагают поиски психолого-педагогических условий формирования здоровьесберегающего пространства образовательной организации во взаимодействии школы и микросоциума по сохранению и развитию здоровья всех субъектов образовательного пространства и повышению качества образовательных результатов по овладению ими навыками здорового образа жизни.

В связи с этим организовано исследование на базе образовательной организации Московской области, которое призвано выяснить проблемы формирования здоровьесберегающего пространства обычной школы и пути их решения. В своей деятельности мы опирались на образовательное пространство МБОУ «СОШ № 6» г. Железнодорожного (в настоящее время МБОУ «СОШ № 6» г.о. Балашиха, мкр. Саввино).

Важность проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения и овладение школьниками навыками самосбережения здоровья, воспитания у них культуры здорового образа жизни требует концептуальных подходов и технологической оснащенности ее решения. Указанное исследование опирается на концепцию ортобиоза, разрабатываемую на кафедре человековедения и физической культуры ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» , а также представленные в литературе варианты работы школы по проблеме культуры ЗОЖ детей .

Объект исследования: процесс формирования здоровьесберегающего пространства образовательной организации.

Предмет исследования: выявление психолого-педагогических условий создания здоровьесберегающего пространства образовательной организации во взаимодействии школы и микросоциума и их реализация.

Цель исследования: создание здоровьесберегающего пространства образовательной организации во взаимодействии школы и микросоциума, разработка технологий, направленных на сохранение и развитие здоровья субъектов образовательного процесса и повышение качества образовательных результатов по овладению ими навыками здорового образа жизни.

В связи с этим представляется необходимым определить образовательной организации и создать образовательную модель, направленную на формирование навыков здорового образа жизни всех субъектов образовательного процесса. Также важно разработать соответствующие технологии, развивающие социально-психологическую адаптацию школьников в урочной и внеурочной деятельности, учитывающие различные группы учащихся.

Под образовательным пространством образовательной организации понимается совокупность специальным образом организованных, структурированных, социализированных образовательных сред, выполняющих функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры . Для развития у субъектов образовательного процесса навыков здорового образа жизни необходимо, чтобы все составляющие этого пространства своим содержанием и функционированием способствовали решению поставленной задачи.

Под микросоциумом обычно понимается среда непосредственного окружения человека, малая социальная группа (семья, производственная бригада и т.д.). Мы же предполагаем рассматривать микросоциум как непосредственное окружение образовательной организации.

Экспериментальная работа концептуально строится с опорой на гуманистический, деятельностный и системный подходы. Основными принципами гуманистической педагогики, на которых строится работа, являются:

1. Природосообразности (основной принцип гуманистической педагогики). Осуществляется в образовательном процессе, организуемом в соответствии с индивидуальностью учащегося.

2. Сотрудничества. Осуществляется в процессе выстраивания конструктивных отношений между всеми субъектами образовательного процесса, организации взаимоподдержки, создания комфортного психологического климата в педагогическом коллективе.

3. Педагогизации среды. Реализуется в процессе влияния педагогов образовательной организации на всю воспитывающую среду.

Не только педагогическая система должна быть открыта для социального окружения, но и сама социокультурная среда должна быть открыта для школы, должна быть понята, изучена педагогическим коллективом и использована в образовательных целях.

4. Связи обучения с повседневной жизнедеятельностью учащихся. Формирование компетенций (знаний в действии) в соответствии с ФГОС НОО и ООО.

5. Открытости новым научным подходам.

6. Жизненного оптимизма. Реализуется в процессе укрепления веры учащегося в себя, свой жизненный путь, формирования социальных идеалов.

Экспериментальная деятельность осуществляется согласно концептуальным разработкам кафедры человековедения и физической культуры ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», в частности с опорой на разработанную здесь базовую модель здоровьесбережения , представленную ниже на рисунке.

Модель здоровьесбережения в образовательной организации

Таким образом, мы можем выделить две группы психолого-педагогических условий реализации здоровьесберегающей работы: первая связана с организацией и реализацией образовательного процесса в образовательной организации, вторая - с деятельностью и состоянием субъектов образовательного процесса. В данной статье мы предлагаем трактовку первой группы условий. Кроме того, необходимо раскрыть и направление взаимодействия школы и микросоциума как ресурса повышения эффективности здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности для всех составляющих образовательного пространства.

Раскроем содержание каждой позиции, исходя из задачи формирования здоровьесберегающего пространства образовательного пространства во взаимодействии школы и микросоциума. В предлагаемых ниже таблицах 1 и 2 раскрыто содержание составляющих здоровьесберегающего пространства, объективных и субъективных, а также возможные и необходимые направления работы в их области с целью решения заявленных задач.

Таблица 1

Составляющие здоровьесберегающего пространства образовательной организации

(комплекс условий здоровьесбережения в организации)

Составляющие здоровьесберегающего пространства

Направления работы

Образовательная организация и комплекс реализуемых в ее деятельности условий здоровьесбережения

Организационно-управленческие условия

Оптимизация менеджмента, управленческой коммуникации, развитие способов и путей коммуникации в ОО, внедрение эффективных и здоровьесберегающих приемов тайм-менеджмента. Сохранение старых и создание новых традиций. PR-деятельность

Социально-экономические условия

Поддержание здания школы в рабочем состоянии, эффективное использование финансирования для обновления материальной базы, стимулирования педагогов. Способствование сохранению стабильно спокойной ситуации в микросоциуме

Экологические условия

Забота о пришкольном пространстве. Экологические проекты, выходящие в микросоциум

Санитарно-гигиенические условия

Следование нормам СанПиН, соблюдение норм гигиены

Медицинские условия

Регулярные медицинские обследования, мониторинги, плановые мероприятия. Доступность мед. помощи

Психолого-педагогические условия

Психологические обследования. Доступность помощи психолога для детей, их родителей и педагогов. Постоянное расширение психологических знаний педагогов, навыков применения психологических технологий. Педагогика сотрудничества

Дидактические условия

Использование в учебном и воспитательном процессах здоровьесберегающих технологий. Регулярное обучение педагогов здоровьесберегающим приемам и техникам. Внедрение современных педагогических технологий

Помимо вышеописанных, необходимо подробнее рассказать об остальных составляющих образовательного пространства, каковыми являются субъекты образовательного процесса и компоненты микросоциума.

Таблица 2

Составляющие здоровьесберегающего пространства образовательной организации (в деятельности субъектов образовательного процесса)

Составляющие здоровьесберегающего пространства

Направления работы

Субъекты образовательного процесса, состояние их менталитета и характер взаимодействия

Ценность здоровья, мотивация на ведение ЗОЖ

Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций путем обучения ортобиотике (с учетом триединства здоровья - физического, психического и духовно-нравственного), пропаганда ЗОЖ. Личный пример, влияние авторитетных людей. Вовлечение в занятия физической культурой и спортом. Кружковая работа, факультативы, соревнования. Туризм. Краеведение. Историческое и культурное просвещение

Знания в области здоровьесбережения

Постоянное расширение знаний по анатомии, деятельности систем организма и способах поддержания здоровья. Уроки, мероприятия, проектная деятельность

Экологичность поведения

Профилактика поведения, несущего вред окружающей среде. Воспитание толерантности. Уроки, внеурочная деятельность, мероприятия

Эффективная, малоконфликтная коммуникация

Обучение приемам эффективного общения. Толерантность. Управление конфликтами. Уроки, тренинги, игры. Возможно - создание специализированного органа для управления конфликтами

Компоненты микросоциума и характер взаимодействия ОО с ними

Образовательные организации дополнительного образования детей

Использование ресурса образовательных организаций дополнительного образования для образования детей, организации досуговой деятельности, внеурочной деятельности

Жители микрорайона

Привлечение жителей к совместным мероприятиям. Школа - культурный центр микрорайона

Бизнес-среда

Привлечение спонсорской помощи. Организация профессиональных проб с помощью местных предприятий и фирм. Взаимовыгодное сотрудничество

Властные структуры

Оптимизация коммуникации. Привлечение к проведению совместных мероприятий

Таким образом, предложены составляющие здоровьесберегающего образовательного пространства образовательной организации, психолого-педагогические условия создания указанного пространства во взаимодействии школы и микросоциума, определены основные направления работы по их реализации.

Библиографическая ссылка

Башмакова Е.А., Жданова О.И. НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И МИКРОСОЦИУМА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27226 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Радикальные изменения приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы ХХ века, затронули действие всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к появлению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Здоровье и качество жизни детей признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года. Здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны. От того, какими будут выпускники школ, вузов, во многом зависит будущее России. В зарубежной педагогике в начале 90-х гг. доказано, что формирование культуры здоровья и позитивное изменение образа жизни воспитанников связано с оздоровлением всего образовательного пространства школы.

В этих условиях актуализируются задачи создания здоровьесберегающего пространства в образовательных учреждениях, и в средней школе в частности, как возможной альтернативы в воздействии на сознание подрастающего поколения, формирования иерархии ценностей, созидательного, конструктивного отношения к окружающей действительности.

Следует отметить, что отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что образовательный процесс в учебных заведениях был и остаётся в минимальной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения обучающегося к своему здоровью. Здоровье и качество жизни учащихся признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года. К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащихся, российские исследователи Э.Н. Вайнер, Н.К. Иванова, А.М. Куликов, и др. относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и студентов, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др.

Целостное восприятие человека диктует адаптационный подход в решении проблемы сохранения его здоровья. В современных условиях развития отечественной средней школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепление здоровья студентов во многом зависит от интеграции усилий всех участников учебно-воспитательного процесса.

Анализ научной психолого-педагогической литературы, собственный педагогический опыт, результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы позволяют выделить следующий комплекс организационно- педагогических условий, обеспечивающий педагогическое содействие реабилитации детей, больных сахарным диабетом, научно-организационное обеспечение адаптационного и здоровьесберегающего подходов к процессу реабилитации детей, больных сахарным диабетом: 1) установление гуманистического взаимодействия субъектов образовательного процесса в процессе совместной деятельности; 2) создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения для достижения максимальной эффективности физиологических, психических функций и поведенческих реакций личности в образовательном процессе; 3) включение в образовательный процесс реабилитационного курса «Школа диабета».

Вторым организационно-педагогическим условием является создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения для достижения максимальной эффективности физиологических, психических функций и поведенческих реакций личности в образовательном процессе.

Проблема педагогического содействия реабилитации детей, больных сахарным диабетом, аккумулирует в себе не только проблему здоровья с точки зрения медицины, но также предполагает психическое здоровье, социальное, физическое, духовно-нравственное. Медико-психологические, социальные и педагогические исследования (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева, О.И. Ковалева, О.В. Рихтер, У.Л. Семенова и др.) содержат убедительные доказательства ухудшения состояния здоровья детей больных сахарным диабетом, за период обучения в образовательных учреждениях. Следует отметить, что отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что образовательный процесс в учебных заведениях был и остаётся в минимальной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения обучающегося к своему здоровью.

С позиции адаптационного подхода здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Существует множество определений феномена «здоровье». Наиболее общее определение, сформулированное в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., основано на тех положениях, которые выдвинул Г. Сигерист: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Эксперты ВОЗ в 80-х г. ХХ столетия определили, что здоровье человека на 15–20% определяется генетическими факторами, на 20–25% зависит от состояния окружающей среды, на 10–15% – от медицинского обеспечения и на 50–55% зависит от образа жизни.

На основе контент-анализа психолого-педагогической литературы (Н.П. Абаскалова, Л.С. Елькова, В.К.Зайцев, В.В. Колбанов, С.В.Попов, Л.Г.Татарникова и др.) под здоровьесберегающим пространством образовательного учреждения мы понимаем систему управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на сохранение и укрепление социального, физического, психического здоровья и адаптации учащихся на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий.

Воспитательная ценность здоровьесберегающего образовательного пространства состоит в том, что при ее реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое, в том числе каникулярное время, создаются условия для укрепления, сохранения и восстановления их здоровья, с учетом их запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы.

К основным показателям здоровьесберегающего образовательного пространства средней школы можно отнести: гуманистическую направленность эмоционально-поведенческого пространства; учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых; всемерное развитие творческой личности; организацию лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий; содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; коррекцию нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса; оздоровительную систему физического воспитания; разработку и реализацию дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.

Традиционные формы сохранения и укрепления здоровья учащихся – это консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, классные часы, беседы со специалистами и др. Наиболее приемлемыми и продуктивными в процессе сохранения и укрепления здоровья являются интерактивные формы, которые носят здоровьесберегающий характер и предусматривающие:

Воздействие на эмоциональную сферу ученика, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений здоровья;

Пробуждение творческого начала, способности стратегического и критического мышления;

Представление в сознании обучающегося мира культуры, природы и образования как живого организма. Учащийся должен почувствовать естественность и закономерность здоровьесберегающих, здлоровьеформирующих, культурных и образовательных процессов.

Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в рамках социума образовательного учреждения - это управляемый педагогический процесс. Рычаги управления этим процессом должны находиться в руках общественности – координационного совета по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни детей, в который должны войти представители местных органов исполнительной власти, общественных и коммерческих организаций, СМИ, действующих в радиусе педагогического влияния общеобразовательного учреждения, а также, учитывая ограниченные возможности здоровья детей, больных сахарным диабетом, представители специализированных медицинских учреждений и фармацевтических компаний.

Здоровье - это состояние, которое позволяет вести активную, полноценную жизнь: иметь хорошие душевные, физические качества, материальное и социальное благополучие.

Е. А. Кошеляева

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

« Забота о здоровье -

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Здоровье - это состояние, которое позволяет вести активную, полноценную жизнь: иметь хорошие душевные, физические качества, материальное и социальное благополучие.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в ФГОС в виде взаимосвязанных блоков: (направлений)

  • создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
  • рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
  • эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
  • реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Старинная легенда гласит: - Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

В наших руках наше здоровье. Об этом мы должны постоянно напоминать детям, постараться дать понять причины ухудшения здоровья, получить мотивацию на здоровый образ жизни, включиться в активную деятельность по сохранению и формированию своего здоровья посредством правильного питания, соблюдения правил личной гигиены, отрицательного отношения к вредным привычкам.

Здоровьесберегающее пространство рассматриваю как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения младших школьников без ущерба их здоровья.

Самым главным в начальной школе является воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Здоровьесберегающее пространство должно быть нацелено на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Цель здоровьесберегающего пространства: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи здоровьесберегающего пространства: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.

В деятельности нашего образовательного учреждения это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий.

Таким образом, в сфере деятельности нашего педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что следует обратить внимание, - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя - это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Это обязательно нужно учитывать при подготовке к уроку. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

1. 5 - 25-я минута — 80%;

  1. 25 - 35-я минута — 60-40%;
  2. 35 - 40-я минута — 10%.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических (освещенность, оборудование, проветривание, растения) и психолого-педагогических условий проведения урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения необходимо проводить физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части обучающихся класса). Кроме этого желательно фиксировать психологический климат на уроке, организовывать при необходимости эмоциональную разрядку; постоянно обращать внимание за соблюдением обучающимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.

Особое внимание необходимо уделять профилактике зрительных функций у младших школьников. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.

Использование информационно-комуникативных технологий на уроках способствует не только разнообразить учебный процесс, но и разнообразить форму проведения гимнастики для глаз. Электронные физкультминутки для глаз с музыкальным оформлением нравятся детям. В последние годы, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, письма и развития речи, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.

Кроме этого, на уроках используются разнообразные приемы работы, чтобы обучающиеся не утомлялись. Введение и закрепление материала проводятся в игровой форме с использованием яркого наглядного материала.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя является работа по формированию здорового образа жизни обучающихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.

Чтобы сохранить и укрепить здоровье обучающихся мною проводятся учебные занятия и внеклассные мероприятия, которые способствует рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения и, в конечном итоге, усвоению программного материала.

Традицией стало проводить каждую осень и весну «День здоровья» (общешкольное мероприятие), «Веселые старты». «А можно ли это детям» по профилактике вредных привычек, практическое занятие «Чистота - залог здоровья», «Урок Чистой воды» - беседа с просмотром презентации. В конце каждого месяца проходят инструктажи по технике безопасности «Дорожная азбука», «Улица полна опасностей». В ноябре 2014 года на базе нашей школы проходил районный семинар учителей начальных классов, где мной было представлено мероприятие «Цветок здоровья».

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении ребенок должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия обучающихся.

Список используемой литературы:

  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М: Вако 2008г.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М: АПК ПРО 2009г.
  • ФГОС Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра

// «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

  • Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.
  • Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
  • Сайт www.kengyru.ru
  • Сайт www.tyt-skazki.ru/photo/basni_krylova
  • Сайт images.yandex.ru

В условиях реализации ФГОС нового поколения

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только духовном благополучии, возникает необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (Н.Амосов). Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая ранее система школьного образования имела здоровьезатратный характер.
Проблема сохранения и развития здоровья приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании проходит красной нитью национального проекта «Образование» ФГОС.

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт. С 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новые Стандарты общего начального образования. В чем же отличие новых стандартов от ныне действующих, с точки зрения формирования здоровьесберегающего пространства?

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. «Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, а также целевая программа Здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое замечено всеми участниками образовательного процесса, это появление внеучебной деятельности в учебном плане. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появилась возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.

Структуру системной работы по формированию здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС на ступени начального общего образования можно представить в виде следующей схемы:

Формирование здоровьесберегающего пространства

Какова же основа формирования здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС? На мой взгляд, это соблюдение педагогом следующих принципов:

  1. Учет возрастно-половых особенностей.
  2. Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.
  3. Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.
  4. Использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (оптимальная плотность урока, чередование видов учебной деятельности, наличие физкультурной пуазы, наличие эмоциональных разрядок, правильная рабочая поза, положительные эмоции)
  5. Осуществление системного подхода:

Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу, если не работать с душой и нравственостью ребенка.

Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

  1. Использование деятельностного подхода (необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути).
  2. Принцип «не навреди!»

Предусматривается использование в работе только безопасных приемов оздоровления, апробированных тысячелетием опытом человечества и официально признанных.

  1. Принцип гуманизма.
  2. Принцип альтруизма - «Научился сам – научи друга».
  3. Принцип меры - Для здоровья хорошо то, что в меру.

Работая в условиях реализации новых Стандартов общего начального образования, педагог должен знать основные типы технологий:

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, закаливание, гимнастика, массаж)
  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

  • Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания и т.п.
  • Предполагающие пассивную позицию учащегося: массаж, офтальмотренажеры и т.п.

В начальной школе применяются следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Соблюдение норм Сан Пин при проведении урочных и внеурочных мероприятий;
  • Индивидуальность домашнего задания;
  • Проведение перед первым уроком зарядки;
  • Проведение на уроки физкультурной минутки;
  • Проведение гимнастики для глаз;
  • Организация достаточной двигательной активности;
  • Смена видов деятельности на уроках;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Построение учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей здоровья обучающихся;
  • Прогулки на свежем воздухе с включением подвижных игр.

В нашей школе созданы и успешно функционируют социальная, коррекционно-оздоровительная, медицинская службы. Имеются социальные педагоги, мед персонал, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся. В школе открыты и успешно работают стоматологический кабинет, тренажерный и спортивные залы. Проводится системное оздоровление детей в ШОРЦе (школьный оздоровительный реабилитационный центр). В начальной и средней школе педагогами освоен комплекс упражнений, которые они используются при проведении физкультминуток и гимнастики для глаз. Преподавателями нашей школы широко используется метод проектов, как в урочное, так и внеурочное время. Широко используются интегрированные уроки, где аспекты здоровья рассматриваются во взаимосвязи с другими науками. Школа ведет большую работу с родителями учащихся. На родительских собраниях им дается информация о диспансеризациях, а также о сезонных эпидемиях и инфекционных заболеваниях и путях борьбы с ними. Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

Осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, это те задачи, которые успешно решаемы в нашей школе, при правильной организации здоровьесберегающих технологий.

Главное, что приобретает школа в процессе формирования здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС - стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.