Биографии Характеристики Анализ

Тоннели брестской крепости. Светлана Семашко

Опубликовано: 29.10.2017

Калькулятор предоставлен Службой эвакуации автомобилей «7184» СКОРОХОД

Владелец транспортного средства Класс транспортного средства Разрешенная макс. масса Возраст транспортного средства

{{displayed}} рублей

{{result}} базовых величин

* ставка 1 базовой величины – 23 руб c 01.01.2017.

С автомобилей до 10 лет – взимают транспортный налог в двойном размере за 2 года (кроме автобусов и грузовиков)

Госпошлина за мотоциклы уплачивается за 2 года в независимости от года выпуска. Исключение составляют только те ТС, в техпаспорте которых указано “год выпуска не определён”.

Ставки для физических лиц и ИП: Максимально разрешенная масса кол-во б.в. Цена за год Легковой автомобиль не более 1,5 тонны 3 базовых 69 руб более 1,5 тонны, но и не более 2 тонн 6 базовых 138 руб более 2 тонн, но не более 3 тонн 8 базовых 184 руб более 3 тонн 11 базовых 253 руб Прицеп не более 0,75 тонны 2 базовых 46 руб Прицеп-дача (караван) 5 базовых 115 руб Грузовой автомобиль не более 2,5 тонны 8 базовых 184 руб более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 17 базовых 391 руб более 3,5 тонны, но не более 12 тонн 22 базовых 506 руб более 12 тонн 25 базовых 575 руб Прицеп и полуприцеп более 0,75 тонны 11 базовых 253 руб Автобус с числом посадочных мест до 20 включительно 12 базовых 276 руб от 21 до 40 включительно 17 базовых 391 руб свыше 40 22 базовых 506 руб Прочее Мотоцикл 2 базовых * 2 года 46*2 = 92 руб

Максимально разрешенная масса – иными словами это полная масса автомобиля, которая определяется заводом для обозначения максимально допустимой нагрузки. Данная масса должна быть указана в техпаспорте автомобиля.

Ставки для юридических лиц: Максимально разрешенная масса кол-во б.в. Цена за год Легковой автомобиль не более 1 тонны 7 базовых 161 руб более 1 тонны, но и не более 2 тонн 9 базовых 207 руб более 2 тонн, но не более 3 тонн 11 базовых 252 руб более 3 тонн 14 базовых 322 руб Прицеп не более 0,75 тонны 5 базовых 115 руб Прицеп-дача (караван) 7 базовых 161 руб Грузовой автомобиль не более 2,5 тонны 12 базовых 276 руб более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 17 базовых 391 руб более 3,5 тонны, но не более 12 тонн 22 базовых 506 руб более 12 тонн 25 базовых 575 руб Прицеп и полуприцеп более 0,75 тонны 12 базовых 276 руб Автобус с числом посадочных мест до 20 включительно 12 базовых 276 руб от 21 до 40 включительно 17 базовых 391 руб свыше 40 22 базовых 506 руб Прочее Мотоцикл 3 базовых * 2 года 69*2= 138 руб

Сломался автомобиль? Есть необходимость доставить его на СТО? Заказать – можно в службе “7184″ СКОРОХОД!



Как рассчитать налог на машину в 2018 году по мощности двигателя: калькулятор транспортного налога

Каждый автовладелец должен зарегистрировать свое транспортное средство (ТС) в установленном законом порядке, и регулярно платить соответствующий транспортный налог. Тонкости исчисления этого обязательного платежа регламентируют региональные законы о транспортном налоге, уточняющие сроки, льготы и базовые ставки в пределах, очерченных положениями. Возникает вопрос «Как рассчитать налог на машину?».

Контролировать правильное начисление транспортного налога, а также своевременно предоставлять изменения сведений, касающихся владения автомобилем, и документы, подтверждающие право на налоговую льготу, обязаны сами собственники транспортных средств.

Расчет транспортного налога на машину

Величина автомобильного транспортного налога определяется по стандартной формуле. Указанное в техническом паспорте машины количество лошадиных сил (л. с.) последовательно умножается на действующую ставку налога, а затем на коэффициент, исчисляемый как отношение числа полных месяцев владения машиной к общему количеству месяцев в году, то есть к 12.

Пример 1.

Допустим, мы владельцы автомобиля Renault Logan, мощность двигателя составляет 75 лошадиные силы и мы проживаем в Московской области. Ставка транспортного налога по Москве и МО на сегодня составляет 12 рублей. Тогда стоимость транспортного налога за 1 год составит:

12 рублей х 75 лошадиные силы = 900 рублей.

Пример 2.

Допустим, мы владеем автомобилем ВАЗ Приора 9 месяцев и проживаем в Москве. Ставка по Москве составляет 12 рублей за л.с. Мощность автомобиля составляет 98 лошадиные силы. Тогда стоимость транспортного налога за 9 месяцев составит:

12 руб. х 98 л.с. х ((9 месяцев владеем авто) / (12 месяцев в году)) = 882 руб.

Автомобильный налог уплачивают только за тот период, в котором машина была зарегистрирована на конкретного владельца. За месяц перехода транспорта от одного собственника к другому платит только один владелец.

Месяц владения автомобилем, при вычислении коэффициента, считают полным, если машина

Зарегистрирована в ГИБДД с 1-го по 15-е число; или снята с учета после 15-го числа.

В остальных случаях месяц регистрации авто или его снятия с регистрационного учета будет учтен при исчислении транспортного налога для другой стороны сделки купли-продажи ().

НА ЗАМЕТКУ! Если требуется пересчитать киловатты мощности двигателя машины в лошадиные силы, используется равенство: 1 кВТ = 1,35962 л. с., итог округляется до сотых.

Транспортный налог 2017 - 2018 онлайн калькулятор расчета по РФ

моментальный расчет
и сравнение цен

Транспортный налог 2017 и 2018 года рассчитать используя онлайн калькулятор транспортного налога 2018 года легко, он учитывает ставки налога за 2016, 2017, 2018 г. Быстрой узнай какой транспортный налог 2017 и 2018 год на авто нужно заплатить, чтобы проверить себя и ИФНС.

Наш онлайн калькулятор транспортного налога на автомобиль 2017 - 2018 года может рассчитать его быстро и точно, поскольку из региональных Налоговых инспекций после апреля текущего года всем владельцам транспортных средств и другой самоходной техники приходят уведомления об уплате транспортного налога.

Каждый год ставки транспортного налога за 2016, 2017, 2018 год изменяются по регионам (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Московская область, Саратовская область, Самарская область, Волгоградская область и т.д.), в случае смены места жительства, поскольку в разных уголках России налог на использование автомобиля разный.

Используя наш калькулятор легко рассчитать онлайн транспортный налог 2017 - 2018 для любого транспортного средства, например, автомобиля, мотоцикла, грузовиков, автобусов, моторных лодок и т.д. Онлайн калькулятор транспортного налога рассчитает его за 2016, 2017, 2018 года.

Мы сделали расчет интеллектуально понятным и не вызывающим сложности, просто необходимо ввести данные в поля калькулятора транспортного налога. Если у вас возникнут затруднения в его использовании, оставьте свой комментарий, мы обязательно на него ответим.

Онлайн калькулятор транспортного налога 2017 - 2018 года

Транспортный налог

«Транспортный налог», «Налог на авто» так Беларуси называют обязанность собственников автотранспортных средств оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Юридически такое положение было оформлено Законом Республики Беларусь № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» от 31 декабря 2013 года. В этой связи в республике появился новый объект обложения госпошлиной. Соответствующие изменения были внесены в статью 249 Налогового кодекса.

Целью нововведения было заявлено финансирование строительства новых и ремонта существующих дорог. 50% суммы от госпошлины поступают в 50% – в местные бюджеты.

Уплата пошлины является обязательным условием выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Физлица уплачивают пошлину через или почтовые отделения, организации – в отделениях банков. Индивидуальные предприниматели пользуются ставками для физлиц.

Пошлина за каждое транспортное средство оформляется отдельным платежным документом. Документ, подтверждающий факт оплаты предъявляется сотрудникам УП «Белтехосмотр», оформляющим выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Следует помнить, что оплата госпошлины не является платой за прохождение техосмотра, за него придется платить отдельно.

Расчет транспортного налога для юридических лиц в 2017 году

Налог на транспортные средства для организаций и юридических лиц в 2017 году, как и прежде, уплачивается на каждое зарегистрированное транспортное средство.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер.

Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Это быстро и бесплатно!

Формула расчета налога на транспортные средства юридических лиц включает в себя повышающие либо понижающие коэффициенты. В зависимости от региона возможная ставка может быть выше или ниже по отношению к стандартным величинам, указанным в п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации .

Стоит отметить, что в п. 2 ст. 361 Налогового кодекса РФ указывается, что базовые ставки в субъектах РФ не могут быть выше более чем в 10 раз .


К автомобилям, стоимость которых свыше 3 млн. рублей, применяются повышенные коэффициенты . Узнать их можно изучив п. 2 ст. 362 НК РФ . Величина коэффициента будет зависеть не только от цены транспортного средства, но и срока использования после выпуска. Стоимость элитных транспортных средств изменяется каждый год, с обновлениями можно ознакомиться на официальном сайте Минпромторга.

В соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ местом для предоставления деклараций и уплаты транспортного налога в отношении автомототехники и воздушных ТС считается место регистрации самого налогоплательщика.

Юридические лица , в отличие от физических, обязаны самостоятельно производить расчет налога и отправлять отчет Федеральной налоговой службе. Важно, что КБК для организаций в 2017 году остался прежним. Отправлять декларацию необходимо не позднее первого рабочего дня февраля, который следует за отчетным. В некоторых регионах предусмотрен авансовый платеж по транспортному налогу юрлиц, в таком случае в течение года производятся платежи каждый квартал, расчеты по ним не отправляются ФНС. Суммы авансовых платежей учитываются при определении суммы налога, который подлежит оплате до конца налогового периода.

Согласно таблице кодов бюджетной классификации КБК транспортного налога для юридических лиц 2017 году следующий: 182 1 06 04011 02 1000 110 , это стоит учитывать при самостоятельной уплате.

Транспортный налог в Беларуси 2015: изменения, ставки, оплата и льготы

Уже в декабре 2014 стало известно о грядущих изменениях в величине транспортного налога в Беларуси. Многие автовладельцы интересовались, насколько поднимутся ставки, сохранятся ли некоторые льготы. Теперь стало известно, что базовая величина с приходом 2015 поднимется на 20% .

Если раньше она равнялась 150 тысячам белорусских рублей (это примерно 580 российских рублей). То теперь базовая величина госпошлины за вождение автомобиля в Беларуси будет равняться 180 тысячам белорусских рублей (это примерно равно 700 российских рублей).

Новые ставки транспортного налога в Беларуси 2015

Новые ставки будут, как и прежде, разными для физических лиц и для юридических.

Физическим лицам

Самый распространенный случай - легковой автомобиль будет иметь ставку в зависимости от массы.

Менее или равно 1,5 тонны - 3 базовые величины (540 000 белорусских рублей, 2 100 российских руб.) от 1,5 до 2-х тонн - 6 базовых величин (1 080 000 белорусских рублей, 4 200 руб.) от 2-х до 3-х тонн - 8 базовых величин (1 440 000 белорусских рублей, 5 600 руб.) более 3-х тонн - 11 базовых величин (1 980 000 белорусских рублей, 7 700 руб.)

Владельцы прицепов (будь то так называемый караван (прицеп-дача) или обычный двухколесный прицеп) с 2015 года должны будут оплачивать транспортный налог по следующим ставкам:

Прицеп массой до или равно 0,75 тонн - 2 базовые величины (360 000 белорусских рублей, 1 400 руб.) прицеп массой более 0,75 тонн - 11 базовых величин (1 980 000 белорусских рублей, 7 700 руб.) прицеп-караван - 5 базовых величин (900 000 белорусских рублей, 3 500 руб.)

Такая разница в тарифах на прицеп объясняется тем, что прицеп более 0,75 тонн скорее всего используется для занятия бизнесом.

Калькулятор расчет штрафов и пени

2018 год

2017 год

С 1 октября 2017 года Пени для Организаций(для ИП и физ.лиц - нет) будут считать по новым правилам. С 1 по 30 день они как и прежде будут 1/300 от ставки рефинансирования, а с 31-го дня 1/150(вырастут в 2 раза)(30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ).

2016 год

С 2016 года пени вырастут на 33,33%! С 1 января 2016 года ставку рефинансирования(с 14 сентября 2012 г. - 8,25%) отдельно считать не будут и приравнивают к ключевой ставке(сейчас она 11%).

Калькулятор

Калькулятор расчет штрафов и пени полностью бесплатный. Регистрация и отправка СМС не нужна. Результат сразу.

Результат расчёта

Пеня за неоплаченный налог(взнос) составит: 53.83 рублей
Порядок расчета:
(сумма налога: 23153.33 * дней неоплаты: 9 * ставка рефинансирования(в среднем): 7.75 / 300 / 100 = 53.83)

Для организаций

Для организаций(не ИП и не физ.лиц - для них выше был) расчет будет иным(новые правила с 1 октября 2017 года - ФЗ от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ).

Пеня за неоплаченный налог(взнос) составит: 179.44 рублей

Первые 30 дней:

(сумма налога: 23153.33 * дней неоплаты: 30 * ставка рефинансирования(в среднем): 7.75 / 300 / 100 = 179.44)

Последующие 30 дней:

(сумма налога: 23153.33 * дней неоплаты: -21 * ставка рефинансирования(в среднем): 0 / 150 / 100 = 0)

Итоговая сумма:

Итого: 179.44 + 0 = 179.44

КБК транспортный налог 2018 для юридических лиц, пени, штрафы

На этой странице:

Для юридических лиц

КБК для уплаты транспортного налога для юридических лиц и организаций

НАЛОГ КБК Транспортный налог с организаций 182 1 06 04011 02 1000 110

КБК для уплаты пени по транспортному налогу для юридических лиц и организаций

ПЕНИ, ПРОЦЕНТЫ, ШТРАФЫ КБК Пени, проценты, штрафы по транспортному налогу с организаций пени 182 1 06 04011 02 2100 110 проценты 182 1 06 04011 02 2200 110 штрафы 182 1 06 04011 02 3000 110

Для физических лиц

КБК для уплаты транспортного налога для физических лиц

НАЛОГ КБК Транспортный налог с физических лиц 182 1 06 04012 02 1000 110

КБК для уплаты пени по транспортному налогу для физических лиц

ПЕНИ, ПРОЦЕНТЫ, ШТРАФЫ КБК Пени, проценты, штрафы по транспортному налогу с физических лиц пени 182 1 06 04012 02 2100 110 проценты 182 1 06 04012 02 2200 110 штрафы 182 1 06 04012 02 3000 110

ФАЙЛЫ

Особенности КБК при уплате транспортного налога

Транспортный налог оплачивают все владельцы транспортных средств: юрлица, организации и физлица. Его размер зависит от количества лошадиных сил, заложенных в мощность двигателя автосредства. Это – региональный сбор, поэтому уплачивать его надо в бюджет того региона, где зарегистрировано авто. А вот налоговую декларацию надо подавать по месту регистрации налогоплательщика.

Какой КБК написать физлицу

Получив уведомление о транспортном сборе из ФНС, его нужно оплатить по указанным реквизитам, при этом код КБК в поле 104 платежного поручения имеет такую комбинацию: 182 1 06 04012 02 1000 110.

Как платят этот налог юридические лица

За каждое зарегистрированное на организацию транспортное средство нужно уплатить налог, который можно вычислить, умножив ставку налогообложения на значение налоговой базы.

ВНИМАНИЕ! В отдельных случаях в формулу добавляются различные коэффициенты (региональные, на стоимость автомобиля и т.п.)

Отличия в оплате транспортного налога для организаций

Для организаций платеж нужно производить авансовым способом, если на региональном уровне не закреплено иначе. Аванс вносится каждый квартал после сдачи отчетности за предыдущий. Сумма налога, которая должна быть заплачена после 1 февраля, вычисляется путем вычитания из общей суммы транспортного налога всех произведенных авансовых платежей.

Код КБК на транспортный налог для юрлиц не изменился с прошлого года.Если вы опоздали с уплатой налога, то придется уплатить и пени за просрочку. Недоимка или неуплата налога влечет неминуемый штраф.

Калькулятор ОСАГО 2018 онлайн

моментальный расчет
и сравнение цен

Уважаемые читатели нашего автомобильного портала!

Мы предлагаем вам рассчитать свой полис ОСАГО 2018 году по новым тарифам. Наш онлайн калькулятор страхового полиса составлен с учетом последних поправок в законодательстве, а именно указания Банка России от 20 марта 2015 г. № 3604-У, которое действует для всех страховых компаний. Очень важно предварительно знать, что цена полиса ОСАГО является фиксированной и рассчитывается по месту регистрации владельца транспортного средства.

Для вас расчет полиса ОСАГО 2017 производится по всем регионам РФ и является верным для любой страховой компании. Например, вы можете рассчитать онлайн стоимость полиса ОСАГО 2018 для Росгосстрах, Ингосстрах, АльфаСтрахование, Югория, СОГАЗ, МАКС-М, ЖАСО, РЕСО-Гарантия, Тинькофф Страхование, Ренессанс страхование и другие.

Отметим что, онлайн калькулятор ОСАГО 2018 рассчитывает точную стоимость полиса на 2018 год, поскольку изменений в стоимости базовых коэффициентов до настоящего момента не производилось. После проведенной калькуляции страхового полиса, вы сможете отправить расчет на свою электронную почту.

Напоминаем, если ваш автомобиль старше трех лет, вам необходимо получить диагностическую карту. У нас вы можете пройти техосмотр и получить диагностическую карту для этого заполните бесплатную заявку.

Хотите быстро купить полис ОСАГО 2018, быстро и удобно, без лишних проволочек? Приобретите электронный страховой полис или закажите полис ОСАГО на нашем сайте, успейте воспользоваться акцией «получи Техосмотр бесплатно».

Если вы по каким-то причинам не знаете свой КБМ, то чтобы узнать значения вашего Класс- бонуса, перейдите на нашем сайте в

Оформить электронный полис ОСАГО 2018

Для расчета

Размер транспортного налога при продаже автомобиля

Транспортный налог при продаже автомобиля - вопрос его уплаты волнует многих автовладельцев. В данной статье мы расскажем, как продажа авто влияет на размер транспортного налога.

Какой налог с продажи транспортного средства платят организации

Продажа транспортного средства приносит его владельцу экономическую выгоду - а значит, у него возникает налогооблагаемый доход. Посмотрим, какие налоги платятся с продажи в зависимости от того, кто продает ТС - юридическое или физическое лицо. Начнем с организаций.

У налогоплательщиков-организаций при продаже автомобиля в общем случае происходит выбытие основного средства. Организации, которые находится на ОСНО, учитывают доход от продажи для целей налогообложения прибыли (ст. 248, 249 НК РФ). При этом сумму полученного дохода они могут уменьшать.

Много разговоров сейчас ведется о самой известной городской достопримечатель ности старых времён - Бернардинском монастыре. Совсем недавно здесь смонтировали металлическое ограждение и приставили круглосуточную охрану. Это понятно - нужно сделать всё для сохранности того, что ранее составляло единственный в Беларуси уникальный ансамбль культовых строений. Да, некогда здесь находились сооружения бернардинцев: костёл и здания монастырей.

Немало загадок хранят сохранившиеся руины Бернардинского монастыря. Говорят, до сих пор там видят призраков и слышат женское средневековое пение и громыхание цепей. А ещё ходят слухи, что именно оттуда ведёт подземный ход в забытый подземный Брест.

Легенды об уникальном подземном городе складывают и по сей день. Существует ли он, таинственный город?

Если и существует, то находится он на территории Брестской крепости. Брестская крепость, состоящая из цитадели и защищавших её трех укреплений, была построена в самом центре города, некогда расположенного здесь.

Конечно, подземные туннели стали строить ещё в старом городе. И бернардинцы, которые очень любили подземелья, возможно, были первыми брестскими копателями такого рода. В Минске есть старый подземный ход под площадью Свободы, связывающий Иезуитский костел с монастырем бернардинцев. Почему же у нас, в Бресте, не может быть подобного?

К сожалению, у нас не сохранилось никаких документов. Поэтому доказать существование подземного города непросто. Ни на одной из карт и схем нет ни одного подземного перехода. Другим городам Беларуси повезло. Так, например, существует чертеж минских подземных ходов, сделанный рукой известного художника Валентия Ваньковича (180 0-1842).

Ну и, конечно же, подземные ходы были построены в 19 веке вместе со строительством нашей Крепости. Ведь часть Крепости недоступна для обозрения и находится она под землёй. Говорят, что катакомбы Цитадельного острова имели пять уровней в глубину. Четвёртый и пятый из них не имели явного сообщения с первыми тремя. И попасть в них можно было через колодцы, в которые при помощи специальных механизмов осушались и вслед за этим обнажался путь дальше.

А брестчанин Евгений Беласин, который провел журналистское исследование «Подземные ходы Бреста, Крепости и...», утверждает, что все подземные ходы Брестской области были связаны между собой и общая протяженность подземелий составляет более 20 километров. Это похоже на сказку. А вдруг?

Париж и Неаполь, Рим и Харьков, Москва и Одесса... Что объединяет все эти города? Наличие разветвленной системы подземных ходов и тоннелей под ними, построенных в разное время и с разными целями. А если бы в этом списке был наш тысячелетний Брест? Ведь подземные города существуют не только в романах и фильмах. Они вполне реальны.

Подземные города строились для защиты от врагов, диких животных, погодных условий, для культовых целей и даже для ведения незаконной деятельности. Всё это для Бреста подходит!

Как глубоко тянутся туннели Брестской Крепости? Где искать входы в подземный город? Сохранился ли он до наших дней? Ответить на эти вопросы сейчас не может уже никто.

Остается надеяться, что в обозримом будущем будут проводиться целенаправленные работы в Бресте и Брестской крепости в поисках подземелий. И тогда земля расскажет нам о Бресте такое, о чём мы даже не догадываемся.

«Атлантида» Брестской крепости. Миф или реальность? Многие журналисты и простые любители пытались провести расследования в поисках ответов на эти вопросы, но до сих пор никто так и не приблизился к ответу.

Городские легенды.

В начале прошлой было упомянуто, что легенды о подземельях крепости появились в послевоенное время, и одними из тех, кто эти легенды распространял, были дети. В свободное время брестские мальчишки то и дело гуляли по крепости в доступных местах, играли в «войнушку», обследовали казематы и пытались залезть, куда только можно. Детские впечатления особенно ярки, и потому частенько ошибочно выдают желаемое за действительное. Поколение 60-х, 70-х давно подросло, и теперь это — состоявшиеся мужчины, серьезные начальники, бизнесмены или простые рабочие.

Многим не один раз приходилось слышать те или иные истории о том, что в детстве, гуляя в крепости, ребятня находила подземные ходы и по ним выходила совсем в другом месте. Либо возвращались мальчишки обратно, т.к. заканчивались спички или садились батарейки в фонарике. Порой сами взрослые находили нечто похожее на подземелья, после чего рассказывали об этом. Тут хотелось бы прояснить один момент. В 60-е, и последующие годы, в свободном доступе была часть Кобринского укрепления, плюс район деревянных ДНС на Волынском. Собрав большое количество легенд, мы стали тщательно проверять каждую.

В большинстве случаев концы было найти невозможно, т.к. многие пересказывали подобные истории с чужих слов, а сами ничего не видели. При этом, что-то упуская из виду, добавляя или называя те или иные вещи по-своему. Но главное одно — во всех рассказах это были подземные ходы! В нескольких случаях удалось найти первоисточник и побеседовать лично. Более того, объективности ради, выехать на место и указать, что конкретно видел в крепости человек, о чем потом рассказывал всем, как о подземном ходе.

Легенда №1. Подземные ходы длиной в несколько километров.

Николай Владимирович (имя изменено). «Мы в детстве часто любили гулять в крепости, благо жили не так далеко. Казаки-разбойники, войнушка, да и просто поискать немецкие автоматы (смеется). Один раз, зайдя в один из казематов, увидели обвал песка и туннель, уходящий в темноту. С собой были только спички. Стало интересно, что там? Полезли. Одного друга оставили на входе, чтобы, в случае чего позвал помощь. Сначала шли согнувшись, потом ползли на четвереньках пока не дошли до большой комнаты. Пещера, как мы ее тогда назвали. Из нее уходили еще два хода в разные стороны. Как нам показалось на несколько километров вперед. Решили проверить один, полезли. Вскоре оказался завал, да и спички стали заканчиваться. Под землей показалось, что преодолели метров 300-500. Решили вернуться и через некоторое время повторить попытку с фонарями и веревками. Но так и не собрались».

Он некоторое время ходил и не мог сориентироваться, где это было. «Давно не был в крепости, времени нет, да и что тут смотреть». Через некоторое время после начала прогулки Николай начал вспоминать. Он подвел нас к Северным воротам, вышел из них в сторону города и свернул направо. «Вот!» сказал торжествующе, «Здесь! Точно здесь!» указывая на капонир под Северными воротами.

Капонир под Александровскими (Северными) воротами был построен в 1871 году, и что он представляет из себя, показано на плане. В данный момент действительно частично засыпан, но кое-где еще остались доступны потерны и казематы. Т.е. детские впечатления Николая, плюс незнание того, где он находился, привели к возникновению у ребят полной уверенности, что они нашли подземные ходы! Но теперь миф проверен и развенчан.

Легенда №2. Ход в Польшу.

Леонид Михайлович (имя изменено). Отставной офицер, который в послевоенное время служил в артиллерийском полку на территории Северного острова Брестской крепости, утверждал, что знает о наличии подземного хода из крепости, который ведет в сторону государственной границы и далее в Польшу. Он долго не шел на контакт, но помог случай. Нашлись общие знакомые, которые поручились и он все-таки согласился в обмен на полную конфиденциальность показать место, где, по его словам, существует вход в подземелье. Выехав на местность, Леонид Михайлович повел нас уверенно по территории бывшей военной части. Мы подошли к Северо-Западным воротам и повернули налево, вдоль вала, прошли порядка 300 метров, где в толще вала был вход. «Вот, ребята, тот самый ход, две телеги тут разъедутся смело. Там через метров 50 будет стена, это тупик. Ход заложен. Дальше было запрещено ходить, да и зачем оно нам? Дальше граница».

Наш отставной военный не знал, что перед ним проход сквозь крепостной вал, за которым находится первый капонир Брестской крепости. Да и зачем ему это было знать, меньше знаешь - лучше спишь. В чем он был прав, так это в том, что действительно, за капониром, недалеко проходит река Буг и граница с сопредельным государством, а ширина прохода в валу позволяет разъехаться двум телегам. Еще один миф проверен и развенчан!

Легенда №3. Ход под водой реки Буг.

Удалось также выйти на одного отставника, который служил в крепости еще в 50-х годах. Тут было сложнее всего, т.к. человек был в возрасте. На место мы не выезжали по причине его плохого самочувствия, но Всеволод Михайлович (имя изменено) пошел навстречу и зарисовал подробно, где находится вход в подземелье. «Выходите из Тереспольских ворот к Бугу, подойдете к бывшей опоре моста, там и увидите вход в подземелье. Те самые, которые солдаты во время войны использовали. Правда немцы их потом затопили».

На местности оказалось, что Всеволод Михайлович указал на выход ливневой канализации, о которой мы писали в части I. Миф проверен и развенчан!

Легенда №4. Форты соединены с крепостью.

Очередная легенда гласит, что форты соединены подземными ходами с крепостью, и пороховые погреба являются отправными точками. Наш источник указывал на пороховой погреб Волынского укрепления Брестской крепости. По его словам, именно там можно увидеть вход в подземелья.

Погреб построен из кирпича во 2-й половине XIX века, но в 1912-1915 годах его модернизировали, укрепив каждый из входов коленчатым бетонным сквозником. Погреб представляет собой большой зал с двумя входами с торцов. По полному периметру зал окружён узкой галереей, связанной с ним многочисленными окошками.На чертеже показана перестройка погреба.

Пустыми контурами обозначены старые кирпичные стены, серым — новые бетонные входы со сквозниками. Кроме того, показано увеличение обваловки (сплошные линии против пунктирных). Всё это было призвано лучше защитить боезапас от вражеской артиллерии. При модернизации погреб был накрыт сверху толстой бетонной подушкой.

В послевоенное время в погребе утилизировали найденные боеприпасы, вследствие чего в полу появилась дыра, под которой оказалось пространство размером с основной зал, заканчивающееся тупиком…Сторонники версии существования подземелий именно это и выдают за вход в потайные лабиринты крепости, который был засыпан в послевоенное время.

Если внимательно посмотреть на чертеж, то видно, что строение пороховых погребов крепости предполагало наличие подпола, который по замыслу инженеров защищал помещение от сырости. Проверено и развенчано!

Теперь о конкретике.

Можно с небольшой долей вероятности сказать, что возможно на центральном острове когда-то имелись подземные ходы между культовыми зданиями. Покойный настоятель Свято-Николаевского храма крепости Игорь Умец в одном из интервью упоминал, что существует подземный ход из церкви в сторону бывшего коллегиума Иезуитов (монумент Мужество). Правда, эту версию проверить до сих пор не удалось. Что именно имел ввиду покойный настоятель, остается загадкой.

Сохранившиеся здания ордена Иезуитов во многих других городах имеют несколько уровней подвалов, где имеются подземные коммуникации. Это говорит о том, что, возможно, таковые могли быть и у нас, в старом Бресте. Напомним, на руинах бывшего монастыря ордена Иезуитов в Брестской крепости, в данный момент "сердце" Мемориала — Вечный огонь и монумент Мужество. Основная часть подвалов не доступна.

Из фортификационных сооружений в крепости существуют потерны внутри Западного и Восточного форта, позволяющие скрытно перемещаться внутри периметра форта. Подвал здания Арсенала полностью проходной. Подвалы оборонительной казармы (Цитадель) не сообщаются и представляют собой замкнутое пространство каждый, за исключением отдельных случаев, где между несколькими отсеками имелись сообщения и спуск с первого этажа. По большому счету это технические помещения обеспечивающее приток воздуха в системе вентиляции.

Подземные потерны в фортах на нашей территории существуют в фортах 5, 8 и литеры А. Сквозь толщу вала Северного острова имеются проходы в три капонира и проход в валу во второй равелин (бывший кемпинг). Это и можно считать реальными подземельями Брестской крепости. И которые, в свою очередь, воспринимались, как подземные ходы.

Апологеты версии о существовании подземелий всегда аргументируют свою точку зрения тем, что планы таковых существуют, но они скрыты за семью печатями и никогда не будут обнародованы. Что все подземные ходы засыпаны были в свое время поляками и потом советами. Также звучат слова в адрес писателя С.С.Смирнова, что ведь он врать не стал бы! Но, повторюсь, Сергей Сергеевич не писал конкретику про подземелья, а только лишь с чьих-то слов, как и всю легендарную книгу о подвиге защитников крепости.

Итог.

На сегодняшний день не выявлено наличие полноценных потерн - подземных коммуникаций, предназначенных для тайного прохода за периметр крепости и далее. Возможно потому, что их просто не существует и никогда не было. Увы, реальность часто сильно отстаёт от красочного вымысла приключенческих романов, а «сарафанное радио» приукрашивает и рождает все новые легенды для тех, кто абсолютно не разбирается в фортификации. Но, как ни крути, истина ценится во все времена превыше всего остального. Как говорится, «лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Нами проверено и развенчано!

Олег Полищук, Реальный Брест

«Атлантида» Брестской крепости. Миф или реальность? Многие журналисты и простые любители пытались провести расследования в поисках ответов на эти вопросы, но до сих пор никто так и не приблизился к ответу.

Городские легенды.

В начале прошлой было упомянуто, что легенды о подземельях крепости появились в послевоенное время, и одними из тех, кто эти легенды распространял, были дети. В свободное время брестские мальчишки то и дело гуляли по крепости в доступных местах, играли в «войнушку», обследовали казематы и пытались залезть, куда только можно. Детские впечатления особенно ярки, и потому частенько ошибочно выдают желаемое за действительное. Поколение 60-х, 70-х давно подросло, и теперь это - состоявшиеся мужчины, серьезные начальники, бизнесмены или простые рабочие.

Многим не один раз приходилось слышать те или иные истории о том, что в детстве, гуляя в крепости, ребятня находила подземные ходы и по ним выходила совсем в другом месте. Либо возвращались мальчишки обратно, т.к. заканчивались спички или садились батарейки в фонарике. Порой сами взрослые находили нечто похожее на подземелья, после чего рассказывали об этом. Тут хотелось бы прояснить один момент. В 60-е, и последующие годы, в свободном доступе была часть Кобринского укрепления, плюс район деревянных ДНС на Волынском. Собрав большое количество легенд, мы стали тщательно проверять каждую.

В большинстве случаев концы было найти невозможно, т.к. многие пересказывали подобные истории с чужих слов, а сами ничего не видели. При этом, что-то упуская из виду, добавляя или называя те или иные вещи по-своему. Но главное одно - во всех рассказах это были подземные ходы! В нескольких случаях удалось найти первоисточник и побеседовать лично. Более того, объективности ради, выехать на место и указать, что конкретно видел в крепости человек, о чем потом рассказывал всем, как о подземном ходе.

Легенда №1. Подземные ходы длиной в несколько километров.

Николай Владимирович (имя изменено). «Мы в детстве часто любили гулять в крепости, благо жили не так далеко. Казаки-разбойники, войнушка, да и просто поискать немецкие автоматы (смеется). Один раз, зайдя в один из казематов, увидели обвал песка и туннель, уходящий в темноту. С собой были только спички. Стало интересно, что там? Полезли. Одного друга оставили на входе, чтобы, в случае чего позвал помощь. Сначала шли согнувшись, потом ползли на четвереньках пока не дошли до большой комнаты. Пещера, как мы ее тогда назвали. Из нее уходили еще два хода в разные стороны. Как нам показалось на несколько километров вперед. Решили проверить один, полезли. Вскоре оказался завал, да и спички стали заканчиваться. Под землей показалось, что преодолели метров 300-500. Решили вернуться и через некоторое время повторить попытку с фонарями и веревками. Но так и не собрались».

Он некоторое время ходил и не мог сориентироваться, где это было. «Давно не был в крепости, времени нет, да и что тут смотреть». Через некоторое время после начала прогулки Николай начал вспоминать. Он подвел нас к Северным воротам, вышел из них в сторону города и свернул направо. «Вот!» сказал торжествующе, «Здесь! Точно здесь!» указывая на капонир под Северными воротами.

Капонир под Александровскими (Северными) воротами был построен в 1871 году, и что он представляет из себя, показано на плане. В данный момент действительно частично засыпан, но кое-где еще остались доступны потерны и казематы. Т.е. детские впечатления Николая, плюс незнание того, где он находился, привели к возникновению у ребят полной уверенности, что они нашли подземные ходы! Но теперь миф проверен и развенчан.

Легенда №2. Ход в Польшу.

Леонид Михайлович (имя изменено). Отставной офицер, который в послевоенное время служил в артиллерийском полку на территории Северного острова Брестской крепости, утверждал, что знает о наличии подземного хода из крепости, который ведет в сторону государственной границы и далее в Польшу. Он долго не шел на контакт, но помог случай. Нашлись общие знакомые, которые поручились и он все-таки согласился в обмен на полную конфиденциальность показать место, где, по его словам, существует вход в подземелье. Выехав на местность, Леонид Михайлович повел нас уверенно по территории бывшей военной части. Мы подошли к Северо-Западным воротам и повернули налево, вдоль вала, прошли порядка 300 метров, где в толще вала был вход. «Вот, ребята, тот самый ход, две телеги тут разъедутся смело. Там через метров 50 будет стена, это тупик. Ход заложен. Дальше было запрещено ходить, да и зачем оно нам? Дальше граница».

Наш отставной военный не знал, что перед ним проход сквозь крепостной вал, за которым находится первый капонир Брестской крепости. Да и зачем ему это было знать, меньше знаешь – лучше спишь. В чем он был прав, так это в том, что действительно, за капониром, недалеко проходит река Буг и граница с сопредельным государством, а ширина прохода в валу позволяет разъехаться двум телегам. Еще один миф проверен и развенчан!

Легенда №3. Ход под водой реки Буг.

Удалось также выйти на одного отставника, который служил в крепости еще в 50-х годах. Тут было сложнее всего, т.к. человек был в возрасте. На место мы не выезжали по причине его плохого самочувствия, но Всеволод Михайлович (имя изменено) пошел навстречу и зарисовал подробно, где находится вход в подземелье. «Выходите из Тереспольских ворот к Бугу, подойдете к бывшей опоре моста, там и увидите вход в подземелье. Те самые, которые солдаты во время войны использовали. Правда немцы их потом затопили».

На местности оказалось, что Всеволод Михайлович указал на выход ливневой канализации, о которой мы писали в части I. Миф проверен и развенчан!

Легенда №4. Форты соединены с крепостью.

Очередная легенда гласит, что форты соединены подземными ходами с крепостью, и пороховые погреба являются отправными точками. Наш источник указывал на пороховой погреб Волынского укрепления Брестской крепости. По его словам, именно там можно увидеть вход в подземелья.

Погреб построен из кирпича во 2-й половине XIX века, но в 1912-1915 годах его модернизировали, укрепив каждый из входов коленчатым бетонным сквозником. Погреб представляет собой большой зал с двумя входами с торцов. По полному периметру зал окружён узкой галереей, связанной с ним многочисленными окошками.На чертеже показана перестройка погреба.

Пустыми контурами обозначены старые кирпичные стены, серым - новые бетонные входы со сквозниками. Кроме того, показано увеличение обваловки (сплошные линии против пунктирных). Всё это было призвано лучше защитить боезапас от вражеской артиллерии. При модернизации погреб был накрыт сверху толстой бетонной подушкой.

В послевоенное время в погребе утилизировали найденные боеприпасы, вследствие чего в полу появилась дыра, под которой оказалось пространство размером с основной зал, заканчивающееся тупиком…Сторонники версии существования подземелий именно это и выдают за вход в потайные лабиринты крепости, который был засыпан в послевоенное время.

Если внимательно посмотреть на чертеж, то видно, что строение пороховых погребов крепости предполагало наличие подпола, который по замыслу инженеров защищал помещение от сырости. Проверено и развенчано!

Теперь о конкретике.

Можно с небольшой долей вероятности сказать, что возможно на центральном острове когда-то имелись подземные ходы между культовыми зданиями. Покойный настоятель Свято-Николаевского храма крепости Игорь Умец в одном из интервью упоминал, что существует подземный ход из церкви в сторону бывшего коллегиума Иезуитов (монумент Мужество). Правда, эту версию проверить до сих пор не удалось. Что именно имел ввиду покойный настоятель, остается загадкой.

Сохранившиеся здания ордена Иезуитов во многих других городах имеют несколько уровней подвалов, где имеются подземные коммуникации. Это говорит о том, что, возможно, таковые могли быть и у нас, в старом Бресте. Напомним, на руинах бывшего монастыря ордена Иезуитов в Брестской крепости, в данный момент "сердце" Мемориала - Вечный огонь и монумент Мужество. Основная часть подвалов не доступна.

Из фортификационных сооружений в крепости существуют потерны внутри Западного и Восточного форта, позволяющие скрытно перемещаться внутри периметра форта. Подвал здания Арсенала полностью проходной. Подвалы оборонительной казармы (Цитадель) не сообщаются и представляют собой замкнутое пространство каждый, за исключением отдельных случаев, где между несколькими отсеками имелись сообщения и спуск с первого этажа. По большому счету это технические помещения обеспечивающее приток воздуха в системе вентиляции.

Подземные потерны в фортах на нашей территории существуют в фортах 5, 8 и литеры А. Сквозь толщу вала Северного острова имеются проходы в три капонира и проход в валу во второй равелин (бывший кемпинг). Это и можно считать реальными подземельями Брестской крепости. И которые, в свою очередь, воспринимались, как подземные ходы.

Апологеты версии о существовании подземелий всегда аргументируют свою точку зрения тем, что планы таковых существуют, но они скрыты за семью печатями и никогда не будут обнародованы. Что все подземные ходы засыпаны были в свое время поляками и потом советами. Также звучат слова в адрес писателя С.С.Смирнова, что ведь он врать не стал бы! Но, повторюсь, Сергей Сергеевич не писал конкретику про подземелья, а только лишь с чьих-то слов, как и всю легендарную книгу о подвиге защитников крепости.

Итог.

На сегодняшний день не выявлено наличие полноценных потерн - подземных коммуникаций, предназначенных для тайного прохода за периметр крепости и далее. Возможно потому, что их просто не существует и никогда не было. Увы, реальность часто сильно отстаёт от красочного вымысла приключенческих романов, а «сарафанное радио» приукрашивает и рождает все новые легенды для тех, кто абсолютно не разбирается в фортификации. Но, как ни крути, истина ценится во все времена превыше всего остального. Как говорится, «лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Нами проверено и развенчано!

«Атлантида» Брестской крепости. Миф или реальность? Многие журналисты и простые любители пытались провести расследования в поисках ответов на эти вопросы, но до сих пор никто так и не приблизился к ответу.

Кому из нас в детстве, вдохновленных «Островом сокровищ», «Кортиком», «Полесскими Робинзонами», снедаемых жаждой приключений, не хотелось найти что-то таинственное, невероятное? Полазить с фонариками в казематах Брестской крепости в поисках секретных ходов, вообразив себя героем со страниц книги или приключенческого кинофильма? В детстве все воспринимается по- иному.

Подземелья Брестской крепости — это тема, про которую уже неоднократно и писали, и снимали документальные фильмы. В итоге, вопросов всегда оставалось больше, чем ответов. В обществе сложилось мнение, что подземелья существуют и ведут они из крепости в Польшу, из крепости — в Брест и на железнодорожный вокзал. Некоторые рассказывают, что подземные коммуникации не ограничиваются тремя направлениями, а распространяются дальше. Подземельями протяженностью в десятки километров связаны между собой все форты Брестской крепости, более того, центром подземного лабиринта является Цитадель.

Но откуда взялась эта идея? Откуда эти сведения? И есть ли истина в подобных предположениях? Многие журналисты и простые любители пытались провести расследования в поисках ответов на эти вопросы, но до сих пор никто так и не приблизился к ответу. Город наполнен легендами о подземельях. Фактов, увы, нет. Может просто до сих пор не там искали? В этом материале Реальный Брест попробует провести свое расследование и дать объективную оценку, отвечая на вопрос: на самом ли деле существует «Атлантида» Брестской крепости…?

Полевые выходы с фонариком интересны, информативны и познавательны, но искать подземную крепость надо не в казематах, а в библиотеке. Пока мы не поймем назначение скрытых под землёй коммуникаций, систему строительства и назначение каждого объекта в крепости, мы будем долго искать черного кота в темной комнате, продолжая плодить городские легенды. При поиске ответов на вопрос о подземельях, важно понимать, в какие года, как и для чего строились те или иные крепостные объекты. Подойдя с накопленным багажом знаний к вопросу о существовании подземного мира под крепостью, лишнее отсеивается и остаются факты. Факты, против которых не устоит ни одна легенда.

Начать хотелось бы с прояснения вопроса: что мы имеем в виду, говоря о подземных ходах? Это — проход под землей для свободного перемещения между фортификационными сооружениями крепости или опорными пунктами укрепленных районов. Изнутри — длинный коридор с переборками на входе и выходе, высотой и шириной позволяющий свободно перемещаться взрослому человеку. Все это подходит под фортификационный термин - ПОТЕРНА. Значит, это и является целью наших поисков. Потерна, ведущая под землей за пределы крепости.

Территория Брестской крепости очень богата на технические коммуникации, такие как канализационные и ливневые стоки, которые строились одновременно с крепостью. Именно их зачастую и принимают за подземные ходы. Отчасти это так. Высота и ширина таких коммуникаций были соблюдены при строительстве таким образом, чтобы позволить взрослому человеку проползти по ним на четвереньках и в случае засора добраться до него и очистить магистраль. За последние 8 лет такие канализационные магистрали встречались на Кобринском, Волынском укреплениях и на Центральном острове.

Это действительно большая и разветвленная сеть, где при желании человеку средней комплекции можно перемещаться, ощущая лишь некоторые неудобства. Тут можно с уверенностью говорить о том, что в архивах существует план этих «подземелий». Но, при всем желании, это не потерна для перемещения живой силы в полной амуниции. Это — канализация 19 века, система отвода нечистот. Т.е., это совсем не то, что мы ищем. Кстати, на одном из крепостных планов такая система обозначена, вопреки заявлениям, что подобные документы скрыты от общественности. На плане выделена пунктирной линией.

В 2010 году, после ураганного ветра, повалившееся дерево на Госпитальном острове подняло корнями часть грунта. Таким образом, удалось увидеть, что из себя представляет старая канализация, воспринятая многими апологетами существования подземелий, как самый настоящий подземный ход.

Следующие объекты для рассмотрения на звание «подземных ходов» — горжевые казематы главного крепостного вала, казематированный траверс за постом милиции, кафе «Цитадель», казематы в толще главного вала входа «Звезда» (горжевые казематы), перед капониром Гаврилова и т.д. Не используется специализированная терминология, да простят меня квалифицированные историки и знатоки фортификации, т.к. этот материал предназначен для широкого круга читателей.

Итак, эти казематы не были подключены к общей системе отвода нечистот. Поэтому вышеупомянутые магистрали к ним не подводили. Да и строились они в разное время с основными крепостными объектами. Здесь имелись стационарные уборные в крайних казематах, от которых шел пятиметровый туннель за периметр здания, заканчивающийся камерой-накопителем (выгребная яма) с отверстием в потолке, через который уже с улицы производился забор нечистот. Т.е. снова не то, что мы ищем. На данном плане все четко показано.

Но и тут не обошлось без сюрпризов. В 2011 году по многим белорусским СМИ прогремел материал, что в Брестской крепости найден подземный ход!!! Который на поверку оказался… канализацией, о чем написано чуть выше.

Никто из вас не задумывался, а когда вообще начали появляться легенды про подземелья в крепости? Разбирая этот вопрос, удалось выяснить, что все слухи про некие подземные ходы появились в послевоенное время, сначала в литературе, в воспоминаниях защитников, потом и от детей, гуляющих в крепости. Дети рассказывали взрослым, те своим знакомым. Потом дети подросли и продолжали при случае вспоминать об этом. Так город наполнялся слухами о подземельях. Мы постараемся разобрать несколько таких случаев, попытаемся понять, что имел в виду тот или иной человек, рассказывая о подземных ходах. И начнем пожалуй с официальных источников, опубликованных воспоминаний защитников крепости.

Стоит обратить внимание, что на момент начала боевых действий в Брестской крепости, гарнизон насчитывал порядка 30 (+ -) представителей различных национальностей. Некоторые из которых не то что были неграмотными, но даже по-русски плохо понимали. Более того, человеку, прожившему всю жизнь в провинции и впервые оказавшемуся в фортификационном объекте, любой проход в валу казался подземным ходом. К сведению, перед началом войны вся крепость была поделена на сектора, в которых размещались подразделения и проход на территорию другой части был запрещен. Т.е. не было разброда и шатаний по всей крепости бойцов из одних частей на участок соседей. Следовательно, знать, как устроена вся крепость, они не могли.

РОМАНОВ АЛЕКСЕЙ ДАНИЛОВИЧ, сержант, командир пулеметного отделения, секретарь комсомольского бюро полковой школы 455-сп. Сражался в Цитадели на участке Брестских ворот и Белого дворца. Из его воспоминаний, в ночь на 2 июля вместе с группой товарищей выбрался из крепости.

… Трудно достались нам какие-то сотни метров от Белого дворца до Мухавца: из 27 человек мы потеряли 20, и лишь ночью на 29 июня, лавируя среди трупов, переплыли Мухавец метрах в 150-200 от моста, вверх по течению.
На противоположном берегу реки в зарослях камыша и лозняка мы обнаружили узкий сводчатый проход, ведущий в подземелье. Абсолютно темный коридор в начале вел на подъем, потом под уклон и оканчивался сводчатым тесным помещением с тремя амбразурами, выходящими на дорогу, ведущую к Центральному острову. Наблюдая в амбразуры за дорогой, мы увидели быстро передвигавшихся немцев.

Если внимательно проследить путь Романова, то получается, что он с товарищами оказались в шлюзе, который поддерживает уровень воды в крепостном водяном рву (в народе — обводной канал). Правильное название — «Каменная труба», там действительно есть выход в реку Мухавец. Это вполне широкий лаз, с подъемом наверх, где и будет технический колодец с устройством для поддержания уровня воды, что Романов описывает, как амбразуру.

Тут небольшое отступление. В этой истории Романов ссылается на Гребенюка, как на командира этой группы, с которым они пересекли Мухавец. С фактами не поспоришь, у Гребенюка в карточке военнопленного стоит дата пленения 24 июня…

О подземных ходах вспоминал и А. Леонтьев, сражавшийся в Цитадели.

Ночью, переплыв Мухавец в районе 455 сп, проползя через весь Северный остров, ему удалось выйти из крепости через «подземный лазарет» в главном валу:

«Лабиринты мы очень хорошо знали, так как дело старое (иногда без увольнительных ходили в город не через ворота)».

Однако, судя по всему, Леонтьев ушел через хорошо знакомый ему ветеринарный лазарет (т. н. «гавриловский капонир»), где действительно имеется проход через вал.

Генерал-полковник Л.М.Сандалов «Пережитое». В июне 1941 г. — полковник, начальник штаба 4-й армии:

«Брестская крепость была построена русскими в 1842 году. Основу ее составляла цитадель, расположенная на острове, омываемом с юго-запада Бугом, с юго-востока рекой Мухавец, а с севера — рукавом Мухавца. По внешней окружности цитадели проходила сплошная кирпичная двухэтажная казарма, которая в то же время являлась и крепостной стеной. Казарма имела 500 казематов для размещения войск, под казематами находились подвалы, а еще ниже — сеть подземных ходов».

Нижний уровень под подвалами здания Арсенала. Действительно в одном из отсеков этого подвала существуют некие ступени, которые как-бы ведут чуть ниже уровня пола, что в свою очередь и выдается за, якобы, вход в подземелья. На самом деле, это обычный «ледник». Т.е. небольшое, вымощенное помещение для хранения льда. В настоящий момент засыпано мусором и затоплено. Откуда там вода? Предположительно в леднике подорван пол, через дыру которого поднялись грунтовые воды. Это — намеренный подрыв, вследствие зачистки немцами казематов, во время которой в каждый темный угол летели гранаты. Отсюда рождение мифа о том, что немцы затопили нижний уровень подвалов под крепостью. По другой версии, дыра в полу могла оказаться следствием пробивки колодца защитниками, во время осады, т.к. это самая нижняя точка в подвале.

Давая описание крепости, фразу про 500 казематов генерал Сандалов подчерпнул скорее всего из С. С. Смирнова. "Пережитое" опубликовано в 1961 г. У Смирнова про подземные ходы впервые было написано в 1956 г. в "Крепости на границе". Причем, именно у НЕГО. Ни у М. Л. Златогорова, ни у Т. К. Никоновой годом ранее про подземные ходы ничего не было. Причем, в описании строительства крепости Никонова перечисляет основные сооружения вплоть до валов и каналов, а о подземельях там ни слова.

Т.К.Никонова. "…в начале XIX века начинается строительство крепости. На острове между Бугом и Мухавцом было выстроено кольцо оборонительной казармы, севернее, южнее и западнее возведены форты и бастионы, насыпаны земляные валы, вырыты обводные каналы" . 1955 г. (фактически подписано в печать в конце 1954-го)

Впрочем, никакой конкретики по этому поводу и у Смирнова никогда не было, общие фразы. Более того, он сам признается, что все это упомянуто"по слухам"

"Еще не вскрыты многие крепостные подземелья и подземные ходы, которые, по слухам , в разных местах проложены под крепостной территорией".

"Защитники крепости спускались в глубокие подземелья и по неизвестным немцам подземным ходам покидали занятые врагом участки крепости, продолжая борьбу уже на другом месте".


Под это описание очень хорошо подходит огромный подвал здания Арсенала, по которому можно пересечь территорию Цитадели от Тереспольских ворот, до казармы 455 сп. Также это применимо к Восточному и Западному фортам, где потерны соединяли основную часть форта с контрэскарпными галереями (в народе «подкова»). Что позволяло скрытно перемещаться обороняющимся по территории форта.

Из воспоминаний:

«…Проход в Восточных воротах был заблокирован. Одну из машин, покидающих крепость немцы подорвали, и в проезде ворот бушевал пожар. Нам пришлось покидать крепость через подземных ход , который был расположен чуть левее Восточных ворот и вел в сторону Бреста».

Когда человек оказывается в стрессовой ситуации на грани жизни и смерти, восприятие меняется. Ты оказываешься в незнакомом месте, и единственная возможность выжить — покинуть это место опасности. В данном случае описан проезд сквозь вал. Т.е. по сути подземный ход, шириной в две телеги, ведущий в сторону города Бреста.

А. А. Гребенкина "Живая боль. Женщины и дети Брестского гарнизона":

"Женщины пытались найти выход из крепости. Им даже показалось, что нашли подземный ход. Проползли несколько метров и обнаружили завалы. Разобрали их, однако вскоре убедились, что подземного хода нет."

Здесь речь идет о женщинах и детях, укрывавшихся в горжевых казематах 98 ОПАД (вход «Звезда»). О том, что из себя представляли подобные казематы, говорилось выше. Казарма в толще вала, состоящая из 12 казематов, в крайних из которых были устроены туалеты с уходящими туннелями к выгребным ямам. Что и было обнаружено.

Анализируя каждый упомянутый случай, можно с большой долей вероятности сказать, что ни в одном из них речь не идет о полноценных потернах, скрытых ходах за пределы крепости. Все эти случаи носили локальный характер и ошибочно воспринимались людьми в стрессовой ситуации, как подземелья.

Форты

Форт — отдельное долговременное укрепление, полевая артиллерийская позиция в системе крепостных сооружений. Строительство фортов началось в 1869 г. с постройки форта «Граф Берг» в километре к северо-западу от крепости с целью контроля над участком железной дороги Варшава-Москва и железнодорожным мостом через реку Буг. От форта к крепости вела, так называемая, скрытая дорога. Что имелось ввиду? Дорога, прикрытая с обеих сторон насыпью (глассис). Т.е. укрытая или скрытая дорога, которая и принимается некоторыми исследователями, как потайной ход от форта в крепость.

18 ноября 1878 г. был утверждён план, по которому предполагалось строить форты на расстоянии 3-4 км друг от друга и на таком же расстоянии от главной ограды крепости. Каждый получил номерное обозначение, и в каждом можно было разместить до 200 солдат и 20 орудий.

Что из себя представлял в то время форт? Это позиция посреди поля, с правильным профилем вала, кирпичными казематами для убежища пехоты и склада с боеприпасами. Сохранившийся в первозданном виде на сегодняшний день Форт I, демонстрирует нам яркий пример фортов Брестской крепости до их модернизации. Могли ли между ними быть подземные ходы, и были ли они соединены с крепостью? За комментарием мы обратились к ведущему специалисту по истории строительства русских крепостей, автору многочисленных работ по истории русской фортификации Владимиру Ивановичу Калинину.

«Наличие ходов, соединяющих форты между собой нелогично именно с военной точки зрения. Форты — это автономные опорные пункты, обстреливающие промежутки между ними и тем самым содействующие пехоте, защищающей эти промежутки.

Кроме того, крепостная позиция превратилась из сплошной ограды в реденькую цепочку фортов прежде всего по экономическим соображениям, поскольку увеличение размеров этой ограды привело бы к ее немыслимому удорожанию. Копка подземных ходов между фортами, помимо нелепости в военном отношении, была бы настолько дорогим удовольствием, что это обессмыслило бы выгоду, полученную от рассредоточения крепостной ограды.

Так образом, исходя из общетеоретических соображений, а также из практики строительства всех без исключения аналогичных крепостей в мире, можно уверенно утверждать об отсутствии таких ходов в Бресте.

В истории фортификации известен только один серьезный пример строительства подземных ходов между отдельными опорными пунктами — это Мезерицкий УР на границе Германии и Польши. Говорят, что Адольф Алоизиевич, увидев его даже в сильно недостроенном виде, бился в истерике и говорил, что это не фортификация, а убежища для дезертиров! И ведь прав оказался, поскольку эта система с гипертрофированной подземкой и недоразвитыми боевыми частями рухнула под ударами Красной Армии за четыре дня.»

При последующей модернизации фортовых укреплений, между объектами внутри самих фортов были проложены подземные коммуникации, потерны. До сих пор такие подземные ходы можно увидеть и пройтись по ним в фортах литеры А, 8 и 5, которые находятся на территории Республики Беларусь. К сведению, подземная потерна форта литеры А, имеет протяженность в 98 метров и это самая большая по протяженности подземная коммуникация в фортах Бреста, имеющаяся на сегодняшний день!

Лейтенант А. И. Махнач вспоминал:

«Перед тем, как получить подразделения, нас направили (16 человек) в 1-й батальон 455 сп в целях проверки внутреннего распорядка взводов. Батальон находился в пяти километрах от центра крепости, в одном из ее фортов. Наших фортов за крепостью, по рассказам бойцов, было несколько. Они были соединены ходами под землей с крепостью. Во время своего пребывания в форту я проходил вместе с другими офицерами в подземные ходы на метров 300, где была уже вода и сырость».

В своих воспоминаниях о «ходах, ведущих в крепость» А.И.Махнач ссылается на рассказы бойцов. Самому же, как видно из рассказа, до крепости дойти не удалось — за ведущий в нее ход он принял, вероятно, одну из потерн, соединявших жилую казарму с капонирами и полукапонирами форта 8 (Б), где и располагался перед войной один из батальонов 455 стрелкового полка.

Плюс ко всему, описывая это, Махнач упоминает, что освещали путь спичками, которые уже начинали подходить к концу, тогда и было принято решение вернуться. Т.е., тут сложно поверить в то, что они могли пройти 300 метров, освещая дорогу лишь спичками, рассчитав их на дорогу назад. На приведенном плане форта, о котором пишет Махнач, достаточно много коммуникаций, но не одна из них не выходит и не выходила за его периметр.

Даже не будучи специалистом, посмотрев на запутанные комуникации форта видно, что с коробком спичек его не обойти.

Олег Полищук, Реальный Брест