Биографии Характеристики Анализ

Урок по астрономии " Звёздное небо". Звездное небо

Много интересного можно узнать, если наблюдать за звездным небом. На данном уроке мы поговорим с вами о звездах и созвездиях, рассмотрим карту звездного неба и познакомимся с некоторыми созвездиями поближе. Кроме того, мы узнаем с вами, что такое зодиак.

Тема: Природа

Урок: Звёздное небо

Наука, изучающая звезды, называется астрономия (от греч. астра - «звезда»). Чтобы наблюдать за звездами был изобретен специальный прибор - телескоп .

С греческого телескоп переводится как «далеко вижу». С их помощью астрономы на специальных станциях, обсерваториях, наблюдают и изучают звездное небо. Звезды - это огромные раскаленные светящиеся шары. Ближайшая к Земле звезда - Солнце.

Солнце во много раз больше земного шара. Если представить Землю в виде зернышка проса, то Солнце будет размером с крупный арбуз.

Когда на небе ослепительно сияет Солнце, мы не видим других звезд, потому что они светят не так ярко, как Солнце.

Помните, что нельзя смотреть на Солнце даже в темных очках, оно светит так ярко, что можно испортить себе зрение.

Огромное, по сравнению с Землей, Солнце на небе кажется совсем небольшим. Это потому, что оно находится очень далеко от Земли, а все остальные звезды находятся еще дальше, поэтому они кажутся совсем маленькими.

Рис. 4. Карта звездного неба ()

Давным-давно люди, рассматривая звездное небо, заметили, что некоторые скопления звезд напоминают фигуры людей, мифических героев, животных, предметы, и такие скопления звезд астрономы назвали созвездиями .

Рис. 7. Созвездия Большой и Малой Медведицы ()

Созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы хорошо известны всем потому, что видны на небе северного полушария круглый год. А ведь мы с вами живем как раз в северном полушарии, помните?

На конце ковшика Малой Медведицы находится Полярная звезда. Если вы станете к ней лицом, то таким образом определите направление на Северный Полюс Земли.

Знание созвездий - это азбука астрономии, но она необходима не только астрономам. По звездам часто ориентируются летчики, моряки, туристы, путешественники, разведчики.

Ученые-астрономы насчитали 88 созвездий. Каждое из них имеет свою историю, а иногда и легенду. С некоторыми из них мы с вами и познакомимся.

Созвездие Кассиопея можно найти на небе в любое время года. Его главные звезды образуют растянутую букву М. Весной и летом эта буква перевернута как на рисунке. Это созвездие назвали именем царицы Кассиопеи, героини древнегреческих мифов.

Созвездие Орион хорошо видно зимой. Оно очень красивое. А названо оно по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют 3 звезды, расположенные рядом. Их так и называют - Пояс Ориона.

Рис. 10. Лебедь

Созвездие Лебедь можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз к земле. Хвост Лебедя отмечен особенно яркой звездой, одной из самых ярких на небе.

Если бы звезды было видно днем, то мы бы заметили, что в течение года солнце гостит у каждого созвездия. В гостях у каждого созвездия оно бывает примерно месяц.

Это пояс из созвездий, вдоль которого в течение года движется Солнце. Пояс зодиака разбит на 12 созвездий. Путешествие по зодиаку начинается с созвездия Овна. Затем идут созвездия Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

Астрологи, наблюдая за движением планет, считают, что планеты влияют на характер человека, родившегося под определенным знаком зодиака. Так же, астрологи составляют прогнозы, или гороскопы, для каждого знака зодиака.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Астрогалактика ().
  2. Астрономический сайт «Галактика» ().
  3. Meteoweb.ru ().
  1. с. 30-33, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 15 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Посмотри на звездное небо возле своего дома и найди на нем Малую и Большую Медведицу. Какие еще знакомые созвездия ты можешь различить?

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

астрономия

«Звезды и созвездия. Звездные карты»

Используемый учебник

Название

Класс

Астрономия

Б.А.Воронцов - Вельяминов, Е.К.Страут

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

понимает какие астрономические понятия будут рассмотрены на уроке (выделяет астрономические понятия из художественного произведения); использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе; формулировать астрономические понятия, изучаемые на уроке; оценивать результаты достижения поставленной цели в учебной деятельности.

Формулирование темы и цели урока, развернуто излагает свою точку зрения; формулирует собственные задачи учебной деятельности, осуществляет информационный поиск; развернуто излагать собственную точку зрения; умение осуществлять познавательную рефлексию.

познавательный интерес, самообразование; способность к самооценке; проявлять уважительное отношение к своим одноклассниками; осуществлять выбор.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер,проектор, экран или интерактивная доска, у учащихся - персональные средства доступа в сеть Интернет (планшеты, смартфоны, телефоны).

http://www.sai.msu.su/EAAS/Universe_and_us/1num/v1pap20.htm- словарь астрономических терминов;

http://www.astronet.ru/db/map/?mode_glob – карта звездного неба (можно изменять место наблюдателя);

– интерактивная модель карты звездного неба;

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Организационный

Создание условий учебной деятельности.

Создание психологического микроклимата, привлечение внимания учащихся.

Самоорганизация на учебную деятельность.

Мотивационный

Метапредметные результаты: формулирование темы и цели урока, развернуто излагает свою точку зрения.

Предметные результаты: понимает какие астрономические понятия будут рассмотрены на уроке (выделяет астрономические понятия из художественного произведения).

Презентация. Слайд №2

Зачитывает стих «Зодиак» и задает вопросы: «О чем данное стихотворение?», «Какие новые понятия вы услышали при прочтении стихатворения?» « Каково тема и цель нашего занятия?»

Приложение №1

Прослушиваю стих, выделяют понятия: созвездие, пояс зодиака, звезда; формулируют тему и цели урока.

Первичное усвоение новых знаний.

Метапредметные результаты: формулирует собственные задачи учебной деятельности, осуществляет информационный поиск.

Личностные результаты: познавательный интерес, самообразование.

Предметные результаты:

формулировать астрономические понятия, изучаемые на уроке.

Изучить материал ЭФУ стр. 21,22,217; раздаточный материал приложения №2,;

http://www.sai.msu.su/EAAS/Universe_and_us/1num/v1pap20.htm- словарь астрономических терминов

Помогает организовать учебную деятельность в группах. Осуществляет контроль деятельности учащихся.

Выбирает и выполняет задание.

Приложение №3.

Первичная проверка понимания учебного материала.

Метапредметные результаты: развернуто излагать собственную точку зрения.

Личностные результаты: познавательный интерес.

Презентация. Слайд №4.

http://www.astronet.ru/db/map/?mode_glob – карта звездного неба (можно изменять место положение наблюдателя на Земле);

file:///G:/физика%202017-18%20%201%20четверть/2017-2018/уроки/астрономия/карта%20звездного%20неба%20подвижная.swf

Или подвижная карта звездного неба.

Устанавливает правильность и

осознанность усвоения нового учебного материала; выявляет

пробелы и неверные представления. Помогает сделать правильные обобщающие выводы.

Сообщают результаты работы групп. Фиксируют собственные недочеты учебной деятельности при поиске ответов на вопросы.

Первичное закрепление.

Метапредметные результаты: формулирование собственной задачи в образовательной деятельности.

Личностные результаты:

познавательный интерес.

Предметные результаты: использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе.

file:///G:/физика%202017-18%20%201%20четверть/2017-2018/уроки/астрономия/карта%20звездного%20неба%20подвижная.swf - интерактивная модель карты звездного неба.

Или подвижная карта звездного неба

Организовывает деятельность по применению новых знаний,

оценивает работу всех обучающихся.

Осуществляют учебную деятельность по работе с интерактивной картой звездного неба или с подвижной картой звездного неба. Используют инструкцию и задания (Приложение №4).

Рефлексия.

Метапредметные результаты:

умение осуществлять познавательную рефлексию.

Личностные результаты: способность к самооценке.

Презентация, слайд №5

Проводит рефлексию.

Осуществляют самооценку.

Используют слад презентации.

Итог урока.

Метапредметные результаты: развернуто излагать свою точку зрения.

Личностные результаты: проявлять уважительное отношение к своим одноклассникам.

Предметные результаты:

оценивать результаты достижения поставленной цели в учебной деятельности.

Презентация, слайд №6

Помогает формулировать итоги работы за урок, используя слайд презентации.

Отвечают на вопросы, представленные на слайде.

Домашнее задание.

Метапредметные результаты: находить способы решения задачи осуществлять информационный поиск.

Личностные результаты: осуществлять выбор.

Презентация, слайд №7

Комментирует содержание домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Приложение №1

Зодиак
(1961 г Валишин Ю.И.)

Взглянув на пояс зодиака

Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Соседка Льва по небу слева.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели
Но в марте страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и Девы уберег,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов.

Приложение №2

В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд - в котором кажется, невозможно разобраться.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО - видимое расположение звезд и других небесных светил на небесном своде. Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.

У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) - а всего видимых звезд около 6000.

Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.

Так:

4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.

18 век - Монголия - было 237 созвездий.

2 век - Птолемей ("Альмагеста") - описано 48 созвездий.

15-16 век - период великих морских путешествий - описано 48 созвездий южного неба.

В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.

Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690г и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).

Путаница с созвездиями прекращена в 1922г Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона).

Созвездия - область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ. Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство арабские).

Среди "звездных команд" особо выделяли 13 созвездий Зодиака. Зодиакальные созвездия, зодиак, зодиакальный круг (от греч. ζωδιακός, «звериный»). Действительно, большинство там - небесные животные, немного людей и один предмет - весы.

Считается, что знаков Зодиака 12. Созвездие Змееносца - 13-е, тайное. Оно накладывается на два соседних знака - Скорпиона и Стрельца. Одни думают, что 13 - несчастливое число, другие полагают иначе. Но все сходятся в том, что 12 - магическое число. В году 12 месяцев. За это время Луна 12 раз проходит полное изменение - от новолуния до полнолуния. У нас молодую Луну именуют Месяцем. Поэтому и время одного цикла изменений фаз ночного светила (оно длится от 28 до 31 дня) также называют месяцем. Для того чтобы, совершить полный оборот вокруг центра нашей галактики Млечный Путь, Земле необходимы миллионы лет. Вовремя передвижения нашей планеты в космическом пространстве смещается и точка наблюдения за звездным небом. Около 100 000 лет назад созвездие Большой Медведицы Выглядело совершенно иначе.

Приложение №3.

1 . Определите понятия: звезда, созвездие, звездный атлас.

2. С какой целью и по какому принципу в древности звезды объединялись в созвездия? В чем специфика современной карты звездного неба и звездных атласов древности?

3. Чем обусловлено и каковы особенности изменения вида звездного неба в течение суток?

4. Каков принцип построения карты звездного неба?

5. Рассмотрите карту звездного неба. Как на ней изображены границы созвездий, отдельные звезды? Почему некоторые звезды соединены сплошными линиями?

6. Изучив названия созвездий, представленных на звездных картах, а также познакомившись с собственными названиями некоторых звезд (см. приложение III учебника), сделайте вывод о причинах, обусловивших их появление.

Приложение №4.

У каждого на парте лежит ПКЗН. Рассмотрим принцип ее работы. На внешнем крае карты нанесены сектора с названиями месяцев, к ним примыкает шкала с цифрами, обозначающими даты. На внешнем крае накладного круга нанесены часы. Положите круг на карту так, чтобы совместить отметку «5 ч» на круге с датой 20 сентября на карте. Участок неба, который вы видите в «окне» – то, что вы можете наблюдать над горизонтом 20 сентября в 5 часов на широте Омской области. Край «окна» 54 0 на накладном круге – это линия горизонта для широты Омской области. Здесь обозначены стороны света. Объекты, находящиеся на востоке, восходят; на западе – заходят.

Задание 1. Найти созвездия, расположенные между севером и югом 10 октября в 21 час.

Задание 2.

Дружняева Л.Г. «Гимназия №69 им.Чередова и.М.» г.Омск 2018г. урок по астрономии «Звезды и созвездия. Звездные карты » 11 класс

Зодиак (1961 г Валишин Ю.И.) Взглянув на пояс зодиака Мы в январе увидим Рака, А в феврале заметим Льва. Хранителем его была В холодном марте злая Дева, Соседка Льва по небу слева. Весы купив себе в апреле, Они спокойно жить хотели Но в марте страшный Скорпион У них отнял покой и сон. Его убил Стрелец прекрасный, Отца июня сын несчастный, В июле ж братец Козерог Сон Льва и Девы уберег, А в августе на много дней Приехал дядя Водолей. Из Рыб уху он в сентябре Варил и кушал на дворе, Зажарил Овна в октябре, Тельца зарезал в ноябре А в декабре, в конце концов, Родилась пара Близнецов.

Задание №1 1 . Определите понятия: звезда, созвездие, звездный атлас. 2. С какой целью и по какому принципу в древности звезды объединялись в созвездия? В чем специфика современной карты звездного неба и звездных атласов древности? 3. Чем обусловлено и каковы особенности изменения вида звездного неба в течение суток? 4. Каков принцип построения карты звездного неба? 5. Рассмотрите карту звездного неба. Как на ней изображены границы созвездий, отдельные звезды? Почему некоторые звезды соединены сплошными линиями? 6. Изучив названия созвездий, представленных на звездных картах, а также познакомившись с собственными названиями некоторых звезд (см. приложение III учебника), сделайте вывод о причинах, обусловивших их появление.

Задание №2 Задание 1. Найти созвездия, расположенные между севером и югом 10 октября в 21 час. Задание 2. Будут ли видны созвездия Девы, Рака, Весов в полночь 15 сентября? Какое созвездие в это же время будет находиться вблизи горизонта на севере? Задание 3. Какие из перечисленных созвездий: Малая Медведица, Волопас, Возничий, Орион для данной широты будут незаходящими?

Рефлексия сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило…

Итог урока Вопросы: Что называется созвездием? Перечислите известные вам созвездия. Как обозначаются звезды в созвездиях? Назовите самую яркую звезду. Назначение звезд в древности. С чем связано изменение образов созвездий на небе?

Домашнее задание Параграф 3;ответить на вопросы: Запишите определение понятия « освещенность ». Сколько примерно звезд можно видеть на небе? Каким термином в астрономии обозначают освещенность? В чем она измеряется? 3. Кто и когда впервые разделил звезды по рассматриваемой характеристике на шесть звездных величин? 4 . Как зависит от яркости обозначение звезд в созвезди Найдите на ПКЗН зодиакальное созвездие, под которым вы рождены и ответьте на вопрос: когда вы его можете наблюдать и когда оно выходит из вашего поля зрения?


Тема . Предмет астрономии. Созвездия. Ориентирование по звездному небу.

Цели урока .

Учащиеся должны знать:

1) созвездие – это участок неба с установленными границами;

2) существует 88 созвездий;

3) все звезды в созвездиях обозначаются буквами греческого алфавита в порядке убывания яркости (наиболее яркие имеют ещё и собственные имена), затем буквами латинского алфавита и далее, если исчерпаны ресурсы алфавитов, нумеруются;

4) есть исключения из правила – первыми буквами алфавита названы не самые яркие звезды;

5) звезды в созвездиях находятся на различных расстояниях от наблюдателя;

6) семь основных звезд Большого Ковша;

7) причины изменения контуров созвездий;

8) положение созвездия изменяется в течение суток.

Учащиеся должны уметь:

1) находить на звездном небе Полярную звезду,

2) определять северное направление по положению Полярной звезды,

3) определять время наилучшей видимости созвездия, звезд;

4) определять время восхода и захода созвездий.

Основные понятия . Созвездия. Небесные объекты: звезды и планеты.

Демонстрационный материал . Подвижная карта звездного неба. Планетарий. Иллюстрации.

Самостоятельная деятельность учащихся. Выполнение поисковых заданий с помощью электронного планетария .

Мировоззренческий аспект урока. Развивать навыки логического мышления учащихся и научного подхода к изучению мира. Созвездия не имеют ничего общего с персонажами мифов и легенд; на самом деле в созвездия входят звезды (и другие объекты, о которых учащиеся узнают в дальнейшем), расположенные на границах определенного участка неба, причем звезды в созвездиях находятся на огромных расстояниях друг от друга, а их «соседство» кажущееся.

Использование новых информационных технологий . Работа с интерактивным электронным планетарием.

План урока.

Формы использования

планетария

Время, мин

Приемы и методы

1.1. Предмет астрономии

Объяснение учителя

1.2 Созвездия:

· определение,

· порядок обозначения звезд, расстояние до звезд,

изменение контура созвездия с течением времени

Иллюстрации

Объяснение учителя

1.3 Большой Ковш, нахождение Полярной звезды, ориентирование по сторонам горизонта. Малая и Большая Медведица.

Иллюстрации, планетарий

Объяснение учителя.

выполнение кратких поисковых заданий

1.4 Видимое изменение положения созвездий в течение суток.

Работа с планетарием

1.5 Определение по подвижной карте звездного неба времени лучшей видимости звезд, кульминации, восхода и захода светил

Самостоятельная работа учащихся

1.6 Самостоятельная работа с планетарием и подвижной картой

работа с подвижной картой и планетарием

1.7 Домашнее задание

Запись на доске учителя

Конспект урока.

На заре человеческого общества, когда впервые возникло примитивное производство, уже кочевым племенам необходимо было ориентироваться при переходах с места на место с тем, чтобы отыскать путь к прежним местам стоянок. При возникновении земледелия появилась необходимость вести хотя бы грубый счет времени для регулирования сельскохозяйственных работ. Единственное, что было, есть всегда с нами, а вернее над нами, - это звездное небо, по которому древние народы стали постепенно учиться ориентироваться на местности и вести счет времени.

Иллюстрация: звездное небо без контуров созвездий

Рис. Звездное небо в области созвездия Орион (зимнее небо).

«Не исключено, что более трех тысячелетий назад халдейский пастух знал звездное небо лучше, чем большинство из нас, хотя и считал, что земля плоская, а звезды – это фонарики». «Мы не часто смотрим в географический атлас, но легко найдем на карте десятки стран. Звезды видны каждую ясную ночь, они доступны для изучения и как бы бросают вызов нашей любознательности; однако не каждый из нас может найти и назвать десяток созвездий».

Как же можно ориентироваться по звездам, если их видно на небе великое множество? Легко запутаться в этом обилии ярких точек. Но, во-первых, звезд, видимых невооруженным глазом не так уж много – всего около 3000, а наиболее ярких и интересных – около 30, и то в нашем полушарии некоторые из них совсем не видны.

Во-вторых, человеческий мозг устроен так, что в кажущемся хаосе он хочет отыскать осмысленные фигуры. Сами того не желая, мы ищем и узнаем в контурах деревьев, облаков, гор знакомые очертания людей, животных, предметов. Это не просто игра, а глубоко укоренившееся свойство человеческого сознания. Есть основания полагать, что еще на заре человечества люди начали ориентирование среди множества звезд, видя мысленным взором фигуры, образуемые группами звезд, что облегчает задачу. Такие звездные фигуры или сочетания звезд называются созвездиями . На всех языках германской группы (кроме английского) понятие «созвездие» означает дословно «звездная картина». Например, на фоне этих звезд, (учитель обводит курсором область звездного неба, где находится созвездие Орион) древние рисовали охотника – Ориона.


Иллюстрация: созвездие Ориона из атласа Гевелия .

Но, логично, что все звезды должны быть «прописаны» по определенному адресу, поэтому желательно уточнить, где заканчивается одно и начинается другое созвездие. Современные границы и названия созвездий утверждены в 1922 году на первом съезде Международного астрономического союза. Все небо было разделено на 88 созвездий. В настоящее время под созвездием подразумевают не выделяющиеся группы ярких звезд, а участки звездного неба, так что все звезды (яркие и слабые) причислены к созвездиям.

Появляются современные границы созвездий на звездном небе.

Рассмотрим одну из наиболее ярких групп звезд в северном полушарии, которую выделили практически все народы в созвездие, астеризм «Большой Ковш». (см. статью «Астеризм Ковш Большая Медведица»)

https://pandia.ru/text/80/154/images/image005_36.jpg" width="241" height="178 src=">MsoTableProfessional" cellpadding="0 " width="571" style="width:428.4pt;border-collapse:collapse;border:none">

Название

Величина

m

Расстояние, пк

Бенетнаш

Обратим внимание, расстояние до звезд различно, например, расстояние до звезды Бенетнаш 101 св. г., а до Мицара 79, тем не менее, они проецируются в одну область неба и образуют одно созвездие.

Пошаговая анимация «Астеризм Большой Ковш Большой Медведицы»

Вообще говоря, все звезды находятся на различном расстоянии от наблюдателя и в определенный участок неба проецируются все звезды, находящиеся внутри «конуса» со сложной поверхностью, вершина которого совпадает с глазом наблюдателя.

Иллюстрация: расстояния до звезд Большого Ковша.

https://pandia.ru/text/80/154/images/image009_17.jpg" width="623" height="233 src=">

Пошаговая анимация «Движение звезд и изменение конфигурации созвездий»

Большой Ковш – составная часть созвездия Большая Медведица, которое имеет самые большие размеры из видимых в северном полушарии – 1280 квадратных градусов) и насчитывает 118 звезд, видимых невооруженным глазом. Чтобы проследить все созвездие, надо найти сначала Большой Ковш, затем, ниже, три пары неярких звезд, образующих лапы медведицы, и мысленно достроить остальное.

Звездное небо в области Большой Медведицы. Контуры созвездия Большой Медведицы.

По астеризму «Большой Ковш» легко определить северное направление:

2) продолжаете эту линию и замечаете довольно яркую звезду. Это и есть Полярная звезда. Не найти ее невозможно – в этом месте нет других ярких звезд.

Метод нахождения Полярной звезды.

https://pandia.ru/text/80/154/images/image015_13.jpg" width="420 height=387" height="387">

Вращение звездного неба. 88 созвездий

Если вы живете в северном полушарии в средних широтах, то вы встаете лицом к Полярной и впереди у вас – север, за спиной – юг, слева – запад, справа – восток.

Т. к. небесный свод вращается и за сутки делает полный оборот, то видимое положение созвездий изменяется со временем, одни созвездия восходят, другие заходят. Определить положение данного созвездия в данное время можно с помощью подвижной карты звездного неба либо планетария.

Возьмите «Подвижную карту». На внешнем крае карты вы видите сектора с названиями месяцев, к ним примыкает шкала с цифрами, обозначающими даты. Теперь посмотрите на накладной круг. На внешнем крае круга нанесены часы. Положите круг на карту так, чтобы совместить отметку «23 ч» на круге с датой 2 сентября на карте. Участок неба, который вы видите в «окне» – то, что вы можете наблюдать над горизонтом 2. 09 в 23 часа на широте Москвы. Край «окна» на накладном круге – это линия горизонта для широты Москвы. Здесь обозначены стороны света. Объекты, находящиеся на востоке, восходят на западе – заходят.

Задание учащимся. Выберите то же время и дату на планетарии и сравните вид звездного неба над горизонтом.

1. Какая звезда восходит на востоке в 6.00 утра 20 июля ? (a Малого Пса)

Проведите на подвижной карте мысленно линию, соединяющую точки севера и юга – это полуденная линия. Светила, которые в данный момент находятся на полуденной линии, занимают свое самое высокое положение над горизонтом в течение суток, говорят, что они кульминируют.

2. Определите время и дату кульминации b Ориона.

Если вращать накладной круг по карте, то имитируется суточное вращение небесной сферы.

3. Всегда ли видно созвездие Большой Медведицы полностью? Когда оно занимает наивысшее положение над горизонтом?

Самостоятельная работа.

1) На «слепой карте» обозначить контуры Большого Ковша, Малого Ковша, других любых двух созвездий. Проверить по планетарию.

2) Указать стороны горизонта на слепой карте.

Тест

1. Созвездием называется...

А) определенная фигура из звезд, в которую звезды объединены условно;

Б) участок неба с установленными границами;

В) объем конуса (со сложной поверхностью), уходящего в бесконечность, вершина которого совпадает с глазом наблюдателя;

Г) группа ярких звезд.

2. Если звезды в нашей Галактике движутся в разных направлениях, причем относительная скорость движения звезд достигает тысяч километров в секунду, то следует ожидать, что очертания созвездий заметно изменяются...

А) в течение одного года; Б) за века; В) за тысячелетия

Г) за время, равное средней продолжительности человеческой жизни;

3. Северный полюс мира в настоящее время...

А) совпадает с Полярной звездой;

Б) находится в 1°,5 от a Малой Медведицы;

В) находится около самой яркой звезды всего небосвода - Сириуса;

Г) расположен в точке, вблизи которой нет звезд видимых невооруженным глазом, поэтому обнаружить его можно только с помощью приборов.

А) Лебедь Б) Волопас В) Лев Г) Близнецы

5. Определите звезду, кульминирующую 1. 09 приблизительно в 21 час.

А) a Лиры - Вега Б) a Лебедя - Денеб В) a Орла - Альтаир Г) a Возничего - Капелла

6. Ниже перечислены созвездия, незаходящие за горизонт круглый год в наших широтах. Назовите исключение.

А) Дракон Б) Близнецы В) Малая Медведица
Г) Жираф Д) Кассиопея Е) Цефей Ж) Ящерица

7. Назовите яркую звезду, восходящую 5. 09 4-5 часов утра в Москве.

А) a М. Пса - Процион Б) a Льва - Регул В) a Орла - Альтаир

8. Назовите пару звезд, указывающую на Полярную звезду.

А) 2-1 Б) 5-4 В) 6-7 Г) 5-6

9. Ниже перечислены созвездия полностью находящиеся над горизонтом 22 часа 1. 01 кроме одного. Укажите это созвездие.

А) Дракон Б) Гончие Псы В) Большая Медведица Г) М. Лев

Д) Рысь Е) Рак Ж) Близнецы З) Орион

И) Персей К) Андромеда Л) Козерог М) Телец Н) Овен

10. Назовите яркую звезду, сияющую на западе 10. 09 в 20 часов.

А) a Орла - Альтаир Б) a Волопаса - Арктур

В) a Возничего - Капелла Г) a Девы – Спика

11. Ниже перечислены созвездия, невидимые на наших широтах. Назовите исключение.

А) Южная корона Б) Центавр Г) Паруса Д) Эридан

12. Назовите созвездие, восходящее 20. 09 примерно в 20 часов.

А) Дева Б) Возничий В) Телец

Ответы на тест