Биографии Характеристики Анализ

Устройство общества в средневековой индии. Особенности государственного развития индии в средние века

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский юридический институт

Контрольная работа

по дисциплине « История государства и права зарубежных стран »

Особенности государственног о развития Индии в средние века

Выполнила:

студентка группы № 143-юуз

Мусатова Н.В.

Вариант 27

Проверил: к.и.н., доцент

А.В. Минжуренко

ОМСК 2013

  • Введение
  • 1.Особенности государственного развития Индии в средние века
  • 1.1 Раджпутский (доисламский) период (VII--XII вв.)
  • 1.2 Делийский султанат (XIII -- нач. XVI вв.)
  • 1.3 Государство Великих Моголов в ХVI - сер. ХVII вв.
  • Заключение

Литература

Введение

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Загадочная страна, в которой сложилась высокоразвитая культура, оказавшая немалое влияние на культуру многих народов Востока.

В данной работе я проведу анализ процессов, которые происходили в Средние века, проследить особенности становления цивилизации, наложившие отпечаток на ход истории Индии в средневековье. Какие бы особенности развития тех или иных обществ мы не отмечали, каждая из них в определённой степени подчиняется общему ритму истории человечества, ведь история всегда была всемирной.

Научное изучение истории и науки Индии началось в конце 18 века. В самой же Индии интерес к изучению ее истории и культуре стал заметин в конце 19 - начале 20 веков.

По мнению автора книги «Средневековая Индия» Алаева Л.Б. выделение «средневекового периода», в истории стран Востока, в данном случае Индии, проблематично и вызывает много споров Алаев Л.Б. Средневековая Индия. - СПб.: Алетейя, 2003. - стр.3. . Принято считать, что индийское средневековье началось с VI века. Концом средневекового периода принято считать начало распада Могольской державы - 1707год.

В нашей стране изучение средневековой истории Индии описано в работах Антоновой К.А., Котовского Г.Г., Алаева Л.Б, Ашрафян К.З., Ваниной Е.Ю., информация из которых легла в основу раскрытия темы данного реферата. Учёные исследуют средневековое индийское общество и оценивают стадии его эволюции исключительно на основании сведений об экономических, социальных и административно-политических институтах.

1.Особенности государственного развития Индии в средние века

Как уже было отмечено выше, четкую границу перехода стран Востока от эпохи древнего мира к Средневековью провести почти невозможно, в отличие от стран Европы. В странах Востока не было таких огромных изменений, как в Европе. Развитие этих стран формировалось, как и в предыдущие века, в своих традиционных рамках.

Большинство советских индологов считают VII-XVIII века временем господства феодального строя в Индии. Но данный факт многими учеными оспаривается, поскольку социально-экономическая система средневековой Индии отличалась от европейского средневекового строя, который первоначально и назывался феодализмом. Некоторые историки отмечают, что в странах Востока в «средние века» не было феодализма в его классическом, марксистском понимании, не было античности. Развитие восточной цивилизации характеризуется цикличностью: периоды расцвета сочетаются здесь с периодами спада.

Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Династии и государства возникавшие в Средневековый период были кратковременными да и слабыми.

Средневековая Индия была политически раздроблена. Раздробленность сопровождалась бесконечными междоусобными войнами, временным возникновением крупных государств.

Государственное развитие Индии в средние века делится на несколько периодов:

I. Раджпутский (доисламский) период (VII--XII вв.)

II. Делийский султанат-(XIII -- нач. XVI вв.)

III. Государство Великих Моголов в ХVI - сер. ХVII вв.

1.1 Раджпутский (доисламский) период (VII--XII вв.)

Раджпутский период очень трудно изложить, поскольку государства возникали и исчезали. Границы политического развития каждого из них били краткими.

Политическая история Индии данного периода характеризуется сохранением традиционного деления на дравидийский Юг и арийский Север. Причем уровни развития в культурной сфере и социально-экономической между ними существенно отличался. Так же этот период характеризуется постоянной неустойчивостью в политической сфере в обеих частях полуострова. Стремительными возвышениями и падениями государств из-за их внутренней слабости и дисбаланса сил между ними, разорения из-за внешних войн и внутренних конфликтов; чередованием длительных эпох децентрализации и кратковременных периодов централизации и относительной стабильности Говоров Ю. Л. История стран Азии и Африки в средние века. - Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1998. .

Эпоха Гуптов (IV-VI вв. н. э), воспринимая как золотой век Индии, сменилась в VII-XII вв. периодом феодальной раздробленности.

Пришедшие из Центральной Азии племена завоевателей гуннов-эфталитов осели на северо-западе страны, а появившиеся вместе с ними гуджараты расселились в Пенджабе, Синде, Раджпутане и Мальве. В результате слияния эфталитов и гурджаров с местным населением возникла компактная этническая общность раджпутов (детьми раджи), которая в VIII в. начала из Раджпутаны экспансию в богатые области долины Ганга и Центральной Индии. Наибольшую известность имел клан Гурджара-Пратихаров, образовавший государство в Мальве. Здесь и сложился наиболее яркий тип феодальных отношений с развитой иерархией и вассальной психологией Всемирная истори Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с . .

В этот период в Индии складывается система устойчивых политических центров, борющихся друг с другом под знаменем разных династий.

Первым сильным государством была династия Гурджара-Пратихаров. Она возникла как небольшое княжество в западном Раджастхане в начале VIII в., но затем охватила всю Северную Индию. На востоке Гурджара-Пратихаров имела могущественного соперника - государство Палов (750г.). На юге соперниками для этих государств были Раштракуты. В Х в. ведущие державы страны пришли в упадок. Династия Чалукьев (государство Дакана) сменила династию Раштракут. Государство Палов ослабев с середине Х в больше не вмешивалось в политическую борьбу за Северную Индию. А государство Гурджара-Пратихаров сохранило формальное верховенство и распалось на княжества.

Юг Индии отставал в своем развитии от Севера. Это связано с тем, что на Юге было очень много племен, но и здесь возникали самостоятельные государства - княжества. Так, например, еще в III-IV вв. складывается государство Палавов, а в VII в. в южной части Махараштры - княжество Чалукьев, в IX - княжество Чолов, контролировавшее некоторое время всю южную Индию.

Южными государствами Индии были более крупные, устойчивые, внесшие заметный вклад в развитие индусской Индии и ее культуры. Эти государства - государства «зародыши» национальной Индии. Были попытки создания мини-империй, но внутридинастийные войны подрывали тенденцию к национальной консолидации.

Политическая раздробленность страны оказалась особенно трагичной для Индии в этот период. Начиная с XI Северная Индия регулярно подвергается набегам войск Махмуда Газневида (998-1030), правителя обширной империи, включавшей территории современных государств Средней Азии, Ирана, Афганистана, а также Пенджаб и Синд. К началу XIV в. Южная Индия становится легкой добычей для Делийского султаната, который к этому моменту достиг своего величия.

Государства Раджпутского периода были устроены весьма просто: двор был сведен к минимуму, основным институтом государства была армия, состоявшая из отрядов вассалов. Наемная армия была неизвестна. Основным родом войск была пехота, конница составляла незначительную часть армии. Использовались, как и прежде, слоны.

Социально-экономическое развитие Индии в раджпутскую эпоху характеризовалось ростом феодальных владений. Наряду с правителями индусские храмы и монастыри были так же богатыми. Если первоначально феодалам жаловались только необрабатываемые земли, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако индийская община в это время все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем, но торговые операции с землей общинной администрацией контролировались.

Городская жизнь, замершая после VI в., начала возрождаться лишь к концу Раджпутского периода. Быстрее развивались старые портовые центры. Новые города возникали возле замков феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Так же, как и в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более низким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы.

На этапе феодальной раздробленности индуизм окончательно взял верх на буддизмом, победив его силой своей аморфности, что как нельзя лучше соответствовало политическому строю эпохи Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. - Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с . .

1.2 Делийский султанат-(XIII -- нач. XVI вв.)

Как уже отмечалось на территории Индостана за многотысячную историю не существовало сильной власти. Одни государства выделялись и стремились подчинить себе другие. Однако, исчерпав свой потенциал в войнах против соседей, она гибла и вновь распадалась.

Начиная с XI в. Индия становится ареной разорительных набегов тюркский завоевателей - мусульман. Поскольку в Индии была феодально раздробленной, индийские княжества не смогли противостоять этим нашествия. Значительные изменения в жизни Индии начались с XII века, когда ее северные области были покорены мусульманами. Они стремились подчинить Индия с VIII века, но их действия не увенчались успехом. Так постепенно на севере Индии утвердилось новое государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название - Делийский султанат Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард - Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. Стр.175. . Правителем этого государства стал наместник султана Кутб-ад-дин Айбек. С конца XIII в. султанат довольно быстро увеличивал свою территорию и к началу XIV в. захватил почти весь полуостров Индостан. Возникновение Делийского султаната , оказало значительное влияние на всю историю Индии.

Делийский султанат был относительно централизованным государством. Эта централизация держалась на силе делийских правителей, которые поддерживали свою власть методами жестокого подавления народного сопротивления и мятежей отдельных феодалов

В период Делийского султаната одна династия сменяла другую. Рассмотрим особенности правления этих династий.

Династия Гулямов (1206--1290 гг.).

Как говорилось выше, первым правителем султаната был провозглашен один из тюркских рабов, начальник гвардии, полководец и наместник Севера Индии Кутб-уд-дин Айбек (1206--1210 гг.). Главной опорой для него было его войско.

Государственной религией в этот период становится ислам суннитского направления, официальным языком - персидский. Только христианам и иудеям, «людям Писания», разрешалось сохранять свою веру на условии признания себя подданными, выплачивающими харадж (поземельный налог) и джизью (подушный налог). Позднее, по мере распространения ислама и роста числа его последователей, разница в обложении поземельным налогом мусульман и не мусульман исчезла, и универсальным поземельным налогом становится харадж.

После смерти Айбека тюркская знать посадила на престол Шамс-уд-дина Ильтутмыша (1210-1236 гг.)

Многолетние войны Шамс-уд-дина привели к расширению пределов Султаната и к относительному усилению султанской власти. Слава Дели вышла далеко за пределы Индии. В 1229 г. султан Дели получил инвеституру (признание в качестве такового) от багдадского халифа Логинов А.Н. История стран Азии и Африки в Средние века Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. - 106с. .

Из-за постоянных угроз и нашествий монгольских завоевателей мусульманская знать объединилась вокруг делийского трона. Военная знать в этот период состояла в основном из среднеазиатских тюрок, сплотившихся в сильную организацию, называемую «Сорок» по числу ее основателей. Чиновники и духовные деятели были хорасанцами (т.е. таджиками и персами). Ислам суннитского направления стал государственной религией, индусы считались презренными, неверными («зим-ми»).

Первые два делийских султана избирались мусульманскими военачальниками, Ильтутмыш стремился сделать монархию наследственной и назначил преемником свою дочь Раззийю, которую считал «лучшим мужчиной», чем его сыновья, но она смогла править только 4 года. Начались раздоры между приближенными и военачальниками-гулямами; в государстве воцарилась анархия

В 1246 г. на трон был возведен младший сын Ильтутмыша, Насир-уд-дин. Однако вся власть была в руки его способного советника Гийяс-уд-дина Балбана. Заняв после смерти Насира престол (1265--1287 гг.), Балбан сумел отогнать монголов и построить на северо-западной границе цепь крепостей как опорных пунктов. Его правление прошло в борьбе за укрепление своей власти.

При Балбане в Делийском султанате были созданы сильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из среднеазиатских, афганских и иранских наемников. Вся власти была в руках султана. Его ближайшим помощником являлся главный визирь, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств. Основными ведомствами были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей. Для управления ими султан назначал наместников (вали) из высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Области, в свою очередь, делились на налоговые округа, во главе которых стояли начальники, также из мусульман.

После смерти престарелого султана между феодальными группировками снова начались распри. В этой борьбе одержали верх военачальники из тюркского племени хилджи. На престол вступил 70-летний Джалал-уд-дин Фируз (1290--1296 гг.).

Правление Хилджи

При первом представителе династии Хилджи в Индию опять вторглись монгольские войска. Джалал-ад-дин Фируз был мягким и милосердным султаном.

В 1296 г., убив своего тестя, правителем Дели становится Ала-ад-дин Хилджи (1296--1316 гг.). Жестокий и решительный Ала-ад-дин был способным военачальником и талантливым администратором.

Для пополнения казны султан забирал земли духовенства и богатых военачальников и обложил их налогом. Налог с индусов был повышен с 1/6 до 1/2 урожая. Им было запрещено носить оружие, богато одеваться, ездить верхом. Во избежание заговоров султан создал систему шпионажа и разослал повсюду своих шпионов. Запретил вельможам употреблять спиртные напитки и сам перестал пить. Но потом знатным людям разрешил пить, но только дома. Браки между знатными людьми были разрешены только с согласия султана.

Предметом специальной заботы Хилджи была армия. Он ввел денежную оплату иктадаров вместо существовавшей до этого раздачи наделов. Жалование воинам было повышено. Эти меры дали Ала-ад-дину возможность создать огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. Затем султан организовал большой поход в Декан и в течение трех лет (1308--1311 гг.) завоевал его.

Под прямым контролем султана была только большая часть Северной Индии. Империя Ала-ад-дина не была централизованным государством. Всюду вспыхивали мятежи. И после смерти Хилджи началась борьба за трон.

Династия Туглак (1320 - 1414 )

В 1320г один из самых известнейших военачальников Ала-ад-дина, Малик Гази свергает и убивает последнего султана династии Хилджи. Делийская знать провозглашает его султаном под именем Гийяс-уд-дина Туглака.

Новый султан провел ряд мероприятий, стремясь устранить недостатки, являвшиеся следствием реформ Ала-ад-дина. Земельный налог был снижен до 1/10 урожая, и на государственные средства была осуществлена постройка ирригационных каналов.

Подобно своим предшественникам, Гийяс-ад-дин проводил активную внешнюю политику. Он подчинил Восточную Бенгалию, а правителя Западной Бенгалии заставил признать себя вассалом Дели. Его сын по этому поводу устроил в Дели пышную встречу, но во время шествия слонов рухнул деревянный павильон, и Гийяс-уд-дин погиб под его обломками.

На престол взошел Мухамад-шах (1325--1351 гг.). Мухаммад Туглак был способным полководцем. Для своего времени Мухаммад Туглак был способным полководцем, хорошо образованным человеком. Но он был чудовищно жесток. Мухаммад носился с фантастическими планами покорения Персии и Китая и своими непродуманными действиями привел государство в хаотическое состояние.

Страну погубили его безумные планы и тяжелые налоги. Начался голод, а затем и восстания. За жестокость расправ султан получил прозвище Хуни, то есть Кровавый. В 1351 г. султан, преследуя мятежных эмиров, прибыл в Тхатту (Синд), где и умер от лихорадки. Тут же, в Синде, знать возвела на трон двоюродного брата покойного султана -- Фируза Туглака (1351-1388 гг.). государство индия средний век

Фирузу пришлось принять решительные меры для ликвидации пагубных последствий правления Мухаммада. Абвабы больше не взимались, земельный налог был уменьшен, для поднятия урожайности в Доабе были сооружены пять оросительных каналов, отменены высокие рыночные пошлины, военачальникам розданы «деревни, селения и города», издан приказ о запрещении пыток. Мусульманским военачальникам пришлось предоставить ряд привилегий, но это лишь поощрило их сепаратистские тенденции Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. C 180 .

сохранить целостность своего государства Фирузе так и не удалось. Отделившуюся еще при Мухаммаде Туглаке Бенгалию, присоединить вновь не удалось. Декан фактически откололся от империи, походы на Ориссу и Синд закончились провалом. Когда престарелый султан умирает, разгорается борьба между могущественными группировками феодалов, каждая из которых поддерживала своего ставленника на престол.

Окончательный удар распадающейся империи нанесло нашествие войск Тимура, правителя Самарканда (1398 г.). В Индии после его нашествия начались голод и болезни. Империя распалась.

Династия Сайидов и Лоди

В 1414 г. Хизр-хан Сайид, бывший правитель Мултана, присоединившийся к Тимуру и оставленный им в качестве наместника Мултана и Пенджаба, захватил Дели и взял власть в свои руки. 1414 год считается началом правления династии Сайидов.

Хизр-хан (1414--1421 гг.) и его родственники продержались у власти до 1451 г.. В стране продолжалась разруха, земельный налог взимали только с помощью войск, а казна пополнялась за счет военной добыча. Его сын и наследник Мубарак-шах (1421--1434 гг.) в последний год своего правления отказался подчиняться тимуридам и стал чеканить монеты со своим именам.

В 1451 г. престол захватывает пуштун Бахлул Лоди (1451--1489 гг.), способный военачальник. При нем султанат политически усилился и расширился.

Сын Бахлула Сикандар-шах (1489--1515 гг.) расширил границы государства на востоке - вплоть до границ Бенгалии, подавлял восстания, пытался афганскую власть сделать более послушной. Восстановил шпионаж. Возобновил проверки налоговой отчетности, казни за растраты и хищения. При его правление несколько оживилась экономика страны. Он основал Агру (1504г.), которая стала одной из столиц Индии.

Си-кандар проявил себя как ревностный, фанатичный мусульманин. Он яростно преследовал индусов, разрушая храмы, разбивая статуи и т. п.

Его сын Ибрахим (1517--1525 гг.) пытался продолжить политику своего отца по укреплению власти, но проявил при этом излишнюю прямолинейность. Самыми крупными военными мероприятиями Ибрахима были его походы против Джаунпура и Гвалиура, закончившиеся подчинением обоих княжеств. Однако его деспотическое правление и попытки сломить власть афганских военачальников приводили к мятежам. Феодальные распри и недовольство феодалов не прекращались. Тогда знать пригласила в Индию Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. Бабур воспользовался этим приглашением. Он и сам стремился захватить богатые индийские земли. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате и занял Дели.

Начался новый период Индийской истории. Так зародилась Могольская империи, господство которой определило историю Индии на двести лет.

Следует отметить ряд государств, существовавших на территории Индии с середины XIV по середину XVI вв. некоторые из них сыграли немаловажную роль в истории Индии, чем Делийский султанат.

В то время как Делийская держава клонилась к упадку, в Декане возникли два государства. Одно на юге, названное по имени своей столицы Виджаянагар и находившееся под властью индусских правителей (1336 г.). И государство Бахмани. (1347 г.) в северной части Декана.

Политическая жизнь государства Бахманидов определялась войнами с Виджаянагаром и внутренними распрями между двумя группировками мусульманских феодалов -- декани (т. е. потомками мусульман, издавна живущих в Декане) и афаки (т. е. чужеземцами, недавно прибывшими из Персии и других стран).

Свирепый правитель Ахмад-шах Бахмани (1422--1435 гг.) беспощадно грабил земли Виджаянагара и вырезал индусское население. Столицу государства он перенес в Бидар. Феодальные распри и междоусобицы ослабляли государство, и в XVI в. империя Бахманидов распалась.

Из возникших на развалинах государства Бахманидов пяти княжеств (Биджапур, Голконда, Ахмаднагар, Бидар и Берар) самым крупным был Биджапур. История Декана этого периода заполнена войнами этих княжеств, как с Виджаянагаром, так и между собой. Хотя правители данных государств были ревностными мусульманами и беспощадно уничтожали на захваченных территориях индусское население, войны с Виджаянагаром определялись не религиозными, а политическими соображениями.

В 1565 г. все пять деканских государств заключили союз против Виджаянагара. В битве при Таликоте на реке Кришна Виджаянагар потерпел поражение.

Вторым крупным деканским султанатом была Голконда, занимавшая по существу территорию древнего государства Телинганы. Голконда была богатым государством

Богатым государством, где правила мусульманская династия, был также Гуджарат, расположенный на западе Индии и не входивший в число деканских государств. Гуджарат был одним из самых экономически развитых районов Индии.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций - Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д"Альбукерки (1510-1511) - португальцы захватывают остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное пожалование - амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов - сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

1.3 Государство Великих Моголов в ХVI - сер. ХVII вв.

Заключительным этапом средневековой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. новой мощной мусульманской Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Индии. Основателем державы был тимурид Бабур (1483-1530).

В 1526 г. Тимурид Бабур (внук Тимура), вторгается в Индию. Его войско (мушкеты, пушки) разгромило в решающей битве при Панипате 40.000 армию последнего из делийских султанов (Ибрагим Лоди) и ополчение раджпутов и заняло большую часть долины Ганга. Так появились в Индии Великие Моголы. Завоевание Индии Великими Моголами объясняется слабостью Делийского султаната и господствовавшей в Индии феодальной раздробленностью и заинтересованностью разных слоев сельского и городского населения (купечества, связанного с транзитной караванной торговлей) в прекращении междоусобиц, мешавших развитию земледелия, ремесла и торговли.

Бабур правил недолго, в 1530 г. его сместил сын Хумаюн, но борьба с братьями за власть привела к тому, что правитель Бихара и Бенгалии Фарид Шер-хан (афганские племя сур) захватил власть в Дели, а Хумаюн должен был искать убежища в Иране. В 1540 г. Шер-хан стал шахом (1540-1545) и стал укреплять центральную власть. Провел магистральные дороги с караван-сараями, связавшие Дели с Бенгалией, Раджпутаной, Индом и т.п.; упорядочил земельные отношения (начато было составление генерального кадастра земель), систему налогов (1/3 урожая - средний размер поборов), характер землевладения военачальников - джагирдов, повысил статус некоторых индусов, предоставив им ряд влиятельных должностей. Смерть Шех-шаха использовал Хумаюн, который в 1555 г. вернул себе власть. Но в 1556 г. Хумаюн погиб в результате несчастного случая, а власть перешла в руки его 13-летнего сына Акбара (1556-1605).

Период правление этого падишаха - «золотой век» империи Великих Моголов. Произошло расширение территории - Гондвана, Раджпутана, Бенгалия, Гуджарат, Кашмир, Орисса. В стране сложилась централизованная система управления. Шах обладал неограниченной властью. Делами управления ведали первый министр - вакиль и главы нескольких подчиненных ему ведомств, наиболее важным из которых было финансовое ведомство (дивани). Оно занималось налогообложением и распределяло джагиры (земельные пожалования на условиях несения военной службы). Второе по значимости ведомство возглавлял главный интендант и казначей войска, который следил за выполнением джагирдарами их военных повинностей и сдачей в казну захваченной ими военной добычи. Функции хозяйственного ведомства ограничивались контролем над казенными мастерскими и надзором за дворцовым имуществом и строительством. Специальное ведомство ведало назначением церковнослужителей, судей, а также раздачей земель мусульманскому духовенству. Войско состояла из отрядов джагирдаров. Все государство было разделено на управлявшиеся губернаторами провинции, которые в свою очередь делились на области и округа. При этом параллельно существовали гражданское и военное управления, действовавшие независимо друг от друга. В отличие от правителей Делийского султаната Великие Моголы нередко назначали на административные и военные должности индусов.

Акбар завершил реформы Шер-шаха - все земли были объявлены государственными, закончил кадастр земель, определены суммы налогового сбора с каждого из районов (в пользу государства взималась 1/3 урожая с пахотных земель, причем все обрабатываемые земли делились на 3 категории: земли, возделываемые ежегодно, засеваемые после пятилетнего перерыва и целина; при сборе налогов с последних двух категорий делались скидки; в центральных областях государства натуральный оброк был заменен денежным; только на окраинах и в землях, заселенными афганскими племенами, этот налог взимался натурой, кроме выплаты налога крестьянин должен был отбывать трудовую повинность); часть земель была отдана на условиях условного ненаследственного служебного владения военачальникам - джагирдарам. Джагирдары должны были содержать войско в соответствие с размерами джагира. Но от того, чтобы заменить джагиры денежным вознаграждением пришлось отказаться, так как джагирдары были против. А система джагиров создала условия для злоупотреблений, с чем пытались бороться и Шер-шах и Акбар, но безрезультатно. Так, в 1580-1582 гг. джагирдары подняли восстание против Акбара. Усмирить феодалов удалось лишь после новых указов о пожаловании джагиров.

Существовали владения вассальных князей - заминдаров, плативших в казну дань и самостоятельно распоряжавшихся всеми остальными доходами. Со временем заминдары стали частнособственническими. Наследники вводились во владение землей специальной грамотой. Заминдары военной службы не несли.

Около 3% земли было у мусульманского духовенства, некоторое количество земли было и у индусских храмов. Эти пожалования именовались сойюргалами . Земли такого типа обладали налоговым иммунитетом.

Акбар стремился укрепить государственную собственность на землю. Не позволяя придворным группировкам в какой бы то ни было степени влиять на управление государством, он разделил огромный штат своих придворных на 3 отдельных разряда.

При Акбаре был проведен ряд мер, направленных на поощрение ремесла и торговли: отменены сборы с ремесел и дополнительные пошлины на продажу различных товаров, снижены внутренние пошлины на переездах и речных пристанях. Были введены единые денежные единицы и единая система меры и веса, были улучшены караванные дороги, построены караван-сараи и рынки.

Большое значение придавал религии. Пытался создать синтетическую религию («один государь - одна религия»), призванную ликвидировать религиозные разногласия в среде его подданных. Акбар отменил джизью. Взяв за основу ислам, Акбар использовал идею сикхов о беспрекословном подчинении учеников своему верховному наставнику - гуру, от бхакты - призыв к примирению мусульман и индусов, от ортодоксального индуизма - ношение брахманских знаков и запрещение есть говядину, от огнепоклонников (парсов) - поклонение солнцу и огню, от махдийцев - учение о праведном правителе и т.д. Придерживался принципа веротерпимости. Поддержки многие нововведения (особенно религиозная политика) Акбара среди феодалов не встретили.

Сын Акбара Джахангир (1605-1627) продолжал активную внешнюю политику отца, начал войны в Декане, выступил против сикхов в Пенджабе. Но были и неудачи, например, в Ассаме, были проблемы в Бенгалии. При шахе Джахане (сыне Джахангира) (1627-1658) были подчинены Ахмаднагар, Биджапур, Голконда, которые стали вассалами, т.е. вся Индия оказалась под властью империи Великих Моголов. Но этот период был началом упадка империи.

Шаха Джахана сменил сын Аурангзеб (1658-1707), деспот, отца посадил в темницу. Правил долго, но не талантливо. Будучи суннитом Аурангзеб преследовал как индусов, так и шиитов. Делал попытки ввести отмененную Акбаром подушную подать для немусульман. Постоянно обирал джагирдаров. Часты волнения крестьян. При нем идет падение хозяйственного ритма жизни, в начале XVIII в. Индия пережила голод, имел место сепаратизм на окраинах.

В XVII в. усилилось проникновение европейцев в Индию - англичан, голландцев, французов, датчан. После смерти Аурангзеба обширная империя Великих Моголов распалась на ряд отдельных феодальных владений, правители которых постоянно враждовали между собой.

Воспользовавшись распадом империи и вытеснив французов, англичане в 60-е гг. XVIII в. расширили свои владения в Индии и затем превратили ее в свою колонию.

Заключение

Первое, что хотелось бы отметить, проанализировав учебную литературу, я пришла к выводу, что выделение Средневековой Индии практически в истории не рассматривается.

В целом можно отметить следующее. Средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально-политических устоев, этнических культур, религиозных традиций. Изучение Индии привлекает своей сказочностью, экзотикой, тайнами, богатством. Если сравнивать Индию в этот период с Европой, в которой в это время формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. В Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны.

Проведя анализ работ известных медиевистов, можно сделать вывод.В Индии в этот период очень медленно проходило развитие производства, производительность труда, увеличивалась продуктивность земли, государственный строй становился более оформленным и зрелым, культура претерпевала перестройку, связанную с развитием национального самосознания. Из-за этого Индия в период Средних веков отстала в своём экономическом, политическом и духовном развитии от стран Западной Европы, вырвавшихся вперёд. Л.Б. Алаев, исследовавший основные закономерности индийской цивилизации, в качестве главной характеристики выделил крайнюю умеренность темпа движения ее истории: она выглядит "как один сплошной переходный период".

С годами интерес к изучению индийского Средневековья не пропадает. До настоящего времени существует две группы квалифицированных историков: одна рассматривает доколониальное индийское общество как феодальное, другая группа, не менее многочисленная и квалифицированная, является противником концепции феодализма. Обе группы строят свои аргументы на анализе широкого круга источников, причём зачастую одни и те же тексты служат для подтверждения противоборствующих точек зрения. Я с интересом изучила работы некоторых учёных, которые посвятили многие годы своей жизни анализу процессов, происходивших в индийском Средневековье.

Литература

1. Алаев Л.Б. Средневековая Индия. - СПб.:Алетейя, 2003г - 304 с.

2. Антонов К.А. История Индии (краткий очерк). /К.А. Антонов, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. М., «Мысль», 1973. 558 c

3. Всемирная истори я: Учебник для вузов/ Под ред. Г .Б. Поляка, А. Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с

4. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашени нниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. - 480 с.

5. Логинов А.Н. История стран Азии и Африки в Средние века: Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. - 106 с.

Электронные источники

1. История (П.С. САМЫГИН И ДР.) 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -- 480 с. http://studlib.com/content/category/4/9/13/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности общественного и государственного устройства Римской империи в период домината. Основные изменения в уголовном праве и процессе в XX века. Сословно-представительная монархия во Франции, специфика общественного строя, государственного механизма.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2018

    Исторический вектор формы государственного устройства. Выявление характерных черт унитаризма и федерализма современных государств. Рассмотрение основных принципов и особенностей федеративного устройства. Конфедеративная форма государственного образования.

    дипломная работа , добавлен 12.09.2014

    Управление городами от Древней Руси до XVI века. Модели государственного устройства. Городское самоуправление в XIV-XVI вв. Принципы государственного управления при Петре I, Екатерине II, Александре I, Николае I. Особенности реформ Александра II.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Исследование государственного устройства и реформ последней четверти XIX века. Описания новелл вещного и наследственного права, уголовных наказаний, городской, судебной и военной реформ. Изучение истории государственных учреждений дореволюционной России.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2011

    Определение федерализма как государственно-правового явления, политические, исторические и естественно-географические причины его развития. Взаимосвязь между федеративным государственным устройством и национально-этническим составом населения страны.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Законы Ману как ценный источник для изучения социально-экономической и правовой истории и культуры Древней Индии, рассмотрение основных особенностей. Анализ видов преступлений. Общая характеристика общественного и государственного строя Древней Индии.

    реферат , добавлен 18.04.2013

    Значение государственного устройства в истории государства. Определение формы государственного устройства. Виды государственного устройства. Различия между унитарной и федеративной формами. Значение федерации как формы государственного устройства.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Изучение основ конституционного права и государственно-правовых отношений зарубежных стран. Отличительные особенности государственного устройства США, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Польши, КНР, Индии, Бразилии, Мексики и некоторых других.

    курс лекций , добавлен 02.02.2011

    Теоретические аспекты понятия сущности государства, его признаки и классификация. Характеристика, особенности и отличительные черты унитарного и федеративного государственного устройства, их преимущества и недостатки. Россия как федеративная страна.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2011

    Исследование административно-территориального устройства РБ. Анализ принципов построения государственной власти, создания высших органов государства. Характеристика особенностей унитарной, федеративной и конфедеративной форм государственного устройства.

1. Средневековое государство Индии.

2. Основные черты права средневековой Индии.

1. Средневековое государство Индии

Замедленный и неравномерный характер развития индийского общества в средние века делает крайне слож­ным периодизацию его истории. Еще в Древней Индии мож­но найти некоторые социальные институты, напоминаю­щие феодальные: крупное частное землевладение, эксп­луатация зависимого земледельца с характерной для Ин­дии кастовой неполноценностью значительных групп населения и пр., а рабовладение продолжало существовать не только в средневековье, но и позже.

Средневековая Индия была политически раздроблена. Раздробленность сопровождалась бесконечными междуусобными войнами, временным возникновением крупных госу­дарств, как, например, империи Харши (VII в.), пришед­шей на смену империи Гуптов (IV-V вв.) и просущество­вавшей всего 40 лет.

В V-VI вв. в северо-западную часть Индии проникают племена белых гунов и гурджаров, которые оседают и ос­ваиваются в Синде, Раджастхане, Гуджарате. В результа­те смешения завоевателей с местным населением, находя­щимся на более высокой стадии культурного развития, здесь образуется новая каста воинов-землевладельцев-раджпутов, образовавших сначала княжество в Гуджарате, а затем в начале VIII в. - государство Пратихаров.

Юг Индии с его многочисленными племенами заметно отставал в своем развитии от Севера, но и здесь возникали самостоятельные государства - княжества. Так, например, еще в III-IV вв. складывается государство, Палавов, а в VII в. в южной части Махараштры - княжество Чалукьев, в IX - княжество Чолов, контролировавшее некоторое время всю южную Индию.

Ожесточенная междуусобная борьба значительно облегчила вторжение мусульманских завоевателей в север­ную часть Индии на рубеже XII-XIII вв. Разбив раджпутов и подчинив раджпутских князей, главную боевую силу Индии того времени, они образовали на завоеванных тер­риториях Делийский султанат (1206-1526 гг.), на смену которому пришла империя Великих моголов (1526-1707 гг.).

Несмотря на политическую децентрализацию, в Ин­дии в V-VII вв. происходили важные процессы, которые дают основание выделить этот период в истории страны. Эти процессы прежде всего были связаны с внутренней перестройкой неизменно существовавшей и сохранившей при всех политических перипетиях свой статус-кво варновой системы, с созданием на значительной части террито­рий Индии за счет влияния Севера обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, с ростом религиозно-культур­ного самосознания индийцев, которое на протяжении ве­ков выступало важным фактором их объединения, несмотря на этническую разобщенность и отсутствие государствен­ного единства.

Сословно-классовое деление. Начиная с первых веков новой эры усиливается процесс закабаления крестьянских общин, прикрепление их к налоговому тяглу, набирают силу формы феодальной эксплуатации, связанные с ростом ча­стного землевладения. Факторами, ускоряющими дальней­шее расслоение индийского общества, были углубление имущественной дифференциации среди общинников-крес­тьян, пожалования правителями в индивидуальное или групповое владение представителям высших каст земель и права на эксплуатацию крестьян. В первых веках новой эры увеличилась, прежде всего за счет пожалований, земель­ная собственность индусских храмов и буддийских монас­тырей. Храмы и монастыри вели собственное хозяйство, эксплуатируя закабаленных крестьян, наемных работни­ков, рабов.

Следствием многочисленных войн было перераспреде­ление земли, непосредственно сказавшееся на варново-кастовой системе. Старая система варн сохранилась, но сами варны не остались неизменными. Они трансформировались под влиянием нового кастового деления. Кастами станови­лись этнические и профессиональные группы, кланы вои­нов-завоевателей, религиозные секты и пр. Вне зависимо­сти от первоначального происхождения касты по мере уг­лубления разделения труда «выстраивались» в иерархии варнового общества в соответствии с социально-экономи­ческим положением их членов, с их отношением к земле. Превращение раджпутов в доминирующую кшатрийскую касту было прямо связано с приобретением ими права на ренту-налог с завоеванного населения, на реальное распо­ряжение землей.

Общая схема кастовой иерархии, связанная с правами землевладения, строилась следующим образом. Брахманы-землевладельцы, правящие династии индусских княжеств, представители административно-налогового аппарата, вои­ны-землевладельцы, наконец, полноправные общинники - раджпуты и джайны в ряде областей северной и северо­западной Индии входили в высшие брахманские и кщатрийские касты, которые якобы вели свою родословную от брахманских и кшатрийских родов Древней Индии. Варна вайшиев стала обозначать в основном сословную организа­цию купцов и ремесленников. Касты шудр состояли из обед­невших землевладельцев, держателей земли от общины, а также ремесленников. Последняя, самая низшая группа «неприкасаемых» каст включала бесправных арендаторов и слуг общины, лишенных каких-либо владельческих прав, находившихся в полурабской, полукрепостной зависимос­ти от полноправных общинников.

Процесс классового расслоения протекал в Индии весь­ма своеобразно. Он характеризовался длительным сохране­нием крайней мозаичности и господствующего, и эксплуа­тируемых социальных слоев. Общинник, уплачивающий ренту-налог, сам мог выступать эксплуататором наемных и зависимых от него работников. Кабальная эксплуатация неполноправных членов общины или внеобщинного крес­тьянства из «неприкасаемых» каст применялась в хозяй­ствах как крупных землевладельцев, так и рядовых об­щинников.

Утверждение власти мусульманских правителей при­вело к значительному изменению» состава высшей правя­щей верхушки Индии. Значительная часть крупных индийских князей была истреблена, их земли вошли в террито­риальный состав султаната. Некоторые более мелкие ин­дийские князья (раджи), признав власть султана, попали в вассальную зависимость от него. Они были обязаны выпла­чивать султану дань.

Вся земля султаната объявлялась государственной соб­ственностью. Фактически земля оставалась в руках общин­ников-крестьян, обязанных выплачивать налоги в пользу завоевателей, которые исчислялись в значительно боль­шем объеме, чем раньше, и по иной схеме. Все землевла­дельцы облагались налогами в форме хараджа, то есть той же ренты-налога, но немусульмане выплачивали еще по­душную податьджизъю. Оба налога достигали часто поло­вины урожая.

Часть государственного неразделенного зе­мельного фонда была приписана непосредственно к казне. Это земли «.голисэ», доход с которых шел на содержание самого султана и его двора, государственного аппарата, чиновников, воинов. Другая часть была разделена на слу­жебные наделы «икта» и роздана в условное держание за службу военную, чиновничью и пр. Условное должностное землевладение было и кратковременным и пожизненным, но часто икта передавалась за службу сыну или зятю иктадара. Владельцы икты (иктадары) собирали налоги сами или через своих слуг с пожалованных деревень или облас­тей, присваивая лишь часть налоговых поступлений. Боль­шая часть налогов продолжала идти в фонд государства, которое определяло размеры, форму их изъятия.

Наряду с государственной собственностью существовала в султанате и частная собственность (мулък). Своеобразный вид частной собственности составляли земли мусульманских религиоз­ных учрежденийвакуфы и наследственные земли мусуль­манских духовных лиц (имамов). Владельцы мульков пла­тили лишь десятину. Это была их привилегия.

Для Делийского султаната были характерны три ярко выраженные тенденции в развитии землевладения:

1) по­степенное превращение земель икта в земли мульк;

2) со­кращение земель халиса за счет расширения двух первых видов земель;

3) увеличение непосредственной доли слу­жилой верхушки в общей сумме ренты-налога, получае­мой с государственных земель. Уже во второй половине XIV в. часть иктадаров приобретает налоговый иммунитет, а икта становится во многих случаях наследственной.

Государственная собственность на землю сохранилась и в Могольской Индии. Более того, она была в значительной мере упорядочена, в том числе за счет создания земельного кадастра, составление которого было начато при Шер Хане (1540-1545 гг.) и закончено при Акбаре (1556-1605 гг.), во­шедшем в историю в качестве великого правителя, отме­нившего, в частности, джизью с местного населения и чет­ко определившего суммы налогов с каждого района.

Значительная часть земли в Могольской Индии была передана в качестве условного пожалования {джагира) круп­ным мусульманским военачальникам джагирдарам, Джагир-дар был обязан содержать соответствующий величине его джагира и чину отряд войск (от 100 до 5 тыс. воинов), из которых и состоял основной костяк армии правителя. Вла­дельческие права джагирдара или находящегося в зависи­мости от падишаха местного князя-раджи реализовывались в праве взимания налогов с общинников-крестьян и удер­жании определенной их части в свою пользу. Кроме джагиров существовали и владения вассальных индийских кня­зей заминдаров, плативших дань падишаху.

В зависимости от форм эксплуатации земледельца вся территория Могольской Индии делилась на две части: раяти изаминдари. На территориираяти налоги с общинни­ков-крестьян взимались непосредственно через государствен­ный аппарат. Падишах следил за тем, чтобы джагирдары не обладали никакой ни административной, ни самостоятель­ной налоговой властью на своих землях.

На территории за­миндари налоги собирались самими заминдарами. Заминдар сам устанавливал в соответствии с обычаем размер плате­жей с крестьян и формы их получения. Эти платежи, та­ким образом, носили характер феодальной ренты.

К заминдарам - «господам земли» примыкали и так называе­мые первичные заминдары - полноправные общинники, которые были хозяевами собственных участков земли. Эти участки, как правило, сдавались в аренду издольщикам или обрабатывались зависимыми людьми. Значительная часть общинной земли находилась в бессрочной аренде, не име­ющей правовой защиты. Практически же арендаторы, не­полноправные крестьяне-общинники, не могли быть согнаны со своих участков. Арендаторы находились в личной и по­земельной зависимости от слоя полноправных общинников, оказывали им всякого рода услуги. Самый эксплуатируемый слой сельского населения состоял из безземельных крестьян.

По мере распада Могольской Индии, ослабления по­зиций могольских правителей усиливается власть местных заминдаров - и индусов, и мусульман. Складывается вассально-ленная система отношений. Иерархия прежних во­енных и гражданских чинов, получающих свою долю при­бавочного крестьянского продукта через налоговый аппа­рат государства, начинает вытесняться иерархией феодаль­ных землевладельцев.

Государственный строй. Центральное управление. Индия VI-XII вв. представляла собой совокупность много­численных государств-княжеств, экономически не связан­ных между собой. В раннеклассовых, так называемых пле­менных государствах сохранялись значительные пережит­ки родоплеменных отношений. К таким государствам отно­сятся многочисленные территориальные образования, возникшие в результате завоеваний раджпутских кланов, в которых власть князя опиралась на военную силу сопле­менников, воинов-раджпутов.

Возникающие время от времени в результате войн бо­лее крупные политические общности: Харши (VII в.), Ча-лукьев (VII в.), Гурджара-Пратихаров (VIII в.) и другие - были примитивными государственными образованиями, представляющими собой конгломерат тех же племенных княжеств с крайне подвижными границами, с несложив­шимся административным аппаратом. Во главе таких госу­дарств стояли махараджи - главные князья. Княжеский трон наследовался сыном или передавался преемнику по воле правителя. В некоторых мелких княжествах князья избирались, Махарадже помогали советники, входящие в совещательный органмантрипаришад. В государственном аппарате значительное место принадлежало воинам и сбор­щикам налогов.

Отсутствие на протяжении веков государственного единства Индии восполнялось в определенной мере рано начавшим складываться религиозно-культурным единством ее многоязычного, этнически разнородного населения. Об­щества, как показала история Индии, связанные религи­озно-культурным единством, обнаруживают высокую сте­пень устойчивости в периоды государственных дроблений, завоеваний и массовых переселений народов.

Эта характерная черта истории страны объясняется в значительной мере спецификой самого индуизма, представ­ляющего собой не только религиозно-философскую, но и социально-экономическую, социально-правовую систему, связанную с огромным фондом культурных ценностей, ко­торые создавались индийским народом в течение тысяче­летий (мифы, эпос, религиозная, правовая, научная лите­ратура и пр.).

Ни одна религия, пожалуй, не была так тесно связана со всеми областями духовной и материальной культуры на­рода, как индуизм. Это огромное хранилище древнейших исторических сведений об обычаях, традициях страны.

Традиционная политическая раздробленность, слабость центрального государственного аппарата - как характер­ная черта средневековой Индии - восполнялись и крепос­тью общинной организации индийского общества, стабиль­ное существование и саморазвитие которой мало зависе­ло от побед и поражений того или иного стремящегося к власти правителя.

Определенное государственное единство было достиг­нуто вследствие завоевания Индии мусульманами. Захват­нические войны мусульман в Индии начались еще в XII в. Завоеванные индийские земли включались вначале в со­став государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, полу­чившее название Делийского султаната. В 1229 году Де­лийский султанат был признан багдадским халифом в ка­честве независимого государства. Однако тесная связь пра­вителей Дели с остальным мусульманским миром не пре­рывалась. Султаны Дели продолжали быть ставленниками тех или иных чужеземных правителей: среднеазиатских тюрков, таджиков, персов.

В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюрко-афганских завоевателей - моголов. Империя Великих моголов достигла своего расцвета в конце XVI-XVII в. Вместе с тем следует отметить, что мусульманские пра­вители, в том числе и Великие моголы, несмотря на мощ­ный политический потенциал ислама, не смогли создать в Индии ни сильной государственности, ни эффективно дей­ствующего центрального аппарата.

При монархической форме правления в системе орга­нов государственной власти и Делийского султаната, и Могольской Индии было много общего, так как государ­ственное управление строилось здесь в соответствии с ис­ламской религиозной доктриной государства мусульман. Согласно этой доктрине все верующие мусульмане долж­ны иметь одного главу, который в своей власти ограничен только законом, проистекающим от Аллаха. Фактический объем полномочий мусульманских правителей определялся соотношением сил в непрекращающейся борьбе за власть между правителем и знатью. Так, всесилие мусульманской знати при делийском правителе Насир-уд-дин Махмуде (1246-1265 гг.) сменилось последующим укреплением по­зиций султанов. Мухаммед Туглак (1325-1351 гг.) уже пи­сал на своих монетах: «Султан - тень бога», а основатель империи Моголов Бабур (1526-1530 гг.) присвоил себе зва­ние падишаха, наделенного якобы божественными пра­вами.

Власть главы государства (султана, падишаха) была наследственной, он сам мог назначать наследника престола. В Коране содержится перечень обязанностей правителя. На первом месте среди них была охрана ислама, в том числе поддержание религиозных обрядов и преследование ере­тиков и «лжеучителей». Эти требования не всегда могли быть соблюдены мусульманскими правителями в завоеван­ной Индии, где сама жизнь часто заставляла их идти на уступки, проводить политику веротерпимости.

Мусульманским правителям принадлежала высшая законодательная и судебная власть. Толкуя нормы мусуль­манского права, они не могли, однако, не считаться с об­щепризнанным его толкованием (иджмой).

Высшим чиновником в мусульманском государстве, считавшимся вторым лицом после государя, был визирь, руководитель военного и финансового ведомства. Его ос­новная обязанность состояла в том, чтобы проводить в жизнь приказания султана. Нередко вазиры сосредоточивали всю полноту власти в своих руках.

Центральное управление и в Делийском султанате, и в Могольской Индии осуществляли специальные правитель­ственные ведомства - диваны, призванные, в частности, вести особые книги, содержащие различные сведения, статистические данные общегосударственного значения.

Военное ведомство, ведущее учет военной силы, численности наемного войска, личной охраны султана или падишаха, земельных и денежных пожалований, мест распо­ложения гарнизонов, занимало особое место в мусульман­ском государственном механизме. Главный интендант и каз­начей этого ведомства осуществлял контроль над выдачей джагиров в Могольской Индии, проверял на смотрах состо­яние войска, его снаряжение. Финансовое ведомство кон­тролировало учет и сбор поступлений в государственную казну: налогов, пошлин, выкупных сумм за военноплен­ных, податей с покоренного населения.

Особое ведомство располагало сведениями о назначе­нии всех чиновников, о суммах, получаемых ими из госу­дарственной казны, земельных пожалованиях. Во главе этого ведомства в XVI в. стоял мирсамана. Он ведал также мастерскими и складами падишаха. Ведомствосадр-ус-садура было своеобразным главным духовным и судебным управлением, которое мог возглавлять сам государь или доверенное ему лицо. В его ведение входило назначение судей.

Ни в Делийском султанате, ни в Могольской Индии не было четкого разграничения функций между придворны­ми сановниками и государственными чиновниками. Двор Делийского султана был центром политической жизни и управления империи. При дворе особую роль играл вакил-и-дар, дворцовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, за султанской кух­ней и столом. Все слуги при дворе в Могольской Индии имели воинские звания и ранги, они часто осуществляли контроль за деятельностью государственных чиновников. Большую роль в центральном управлении играли личный секретарь падишаха и особый чиновник, который просмат­ривал его указы.

Общие черты государственного механизма Делийско­го султаната и Могольской Индии не исключали разли­чий между ними, которые выражались не столько в на­званиях государственных органов и должностей, сколько в характере политического режима. Правители Дели ус­танавливали свою власть в завоеванной стране методами жестокого подавления народного сопротивления и мятеж­ных индусских правителей. Султаны, опирающиеся на во­енную силу, конфисковывали имущество, непокорных уби­вали. Ислам в его суннитском толковании стал государ­ственной религией, а персидский язык (фарси) - языком судебного, производства. Правление моголов в Индии нача­лось в другой внутриполитической обстановке, когда был завершен процесс «исламизации» правящей верхушки, а индусские князья и князьки признали в той или иной мере свою зависимость от мусульманских правителей. На поли­тику падишахов стал оказывать определенное влияние ин­дийский город.

Из могольских правителей наиболее заметный след в истории средневекового государства Индии оставил Акбар (XVI в.). В это время произошла определенная «либерали­зация» политического режима, показателями которой мо­гут служить, например, и некоторое ослабление, налогово­го тягла, и отмена при Акбаре подушной подати - джизьи, а также проводимая политика веротерпимости. Боль­шое количество земель в это время передавалось в собственность не только мусульманского духовенства, но и индусских храмов. Произошло и некоторое изменение политики в отношении городов.

Так, например, в целях раскола зревшей торгово-ре-месленной оппозиции, начиная с Акбара, на высшие дол­жности в административном и налоговом аппарате стали назначаться торговцы, ремесленники и другие «низкорож­денные» лица. Могольские правители были последователя­ми ханифитской школы (Школа названа по имени ее основателя Абу Ханифы ибн Са-бита (699-767 гг.)), одной из главных отличительных черт и требований которой был учет местных условий в управлении и судопроизводстве.

Местное управление. Введение административного деления еще в Древней Индии было прямым следствием складывающейся системы эксплуатации податного общин­ника-крестьянина. Империи Гуптов и Харши, например, были разделены на провинции, управляемые начальника­ми пограничных областей или наместниками. Провинции делились на округа. Самой мелкой административной еди­ницей оставалась сельская община.

Мусульманские правители ввели новое административ­но-территориальное деление. Делийский султанат был раз­делен на 23 провинции. Крупные провинции делились на улики (области). Следующей административно-налоговой единицей былапаргана (район), включающая ряд деревень, ипатта - одну-две деревни. Могольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками(хаки-мами). В каждую область назначались такжефоуджары - военные начальники,гомашты - сборщики налогов икотвалы - начальники городов.

Наличие полуавтономного механизма общинного са­моуправления во главе с брахманско-кшатрийской вер­хушкой осталось характерной чертой и Делийской, и Могольской Индии. Ни сломить, ни в должной мере подчи­нить себе индийские общины, особенно крупные, мусуль­манские правители так и не смогли. Так, например, моголы не признавали владений местных правящих кланов. Одна­ко на практике такие административно-налоговые еди­ницы, как паргана и патта, совпадали с клановыми владе­ниями.

Во главе индийских общин стояли муккадамы, чаудхри (вожди) - главы доминирующих каст,хута - главы деревень. Они были не должностными лицами центрально­го аппарата, а представителями общины налогоплательщи­ков в их отношениях с центральной властью. Эти отноше­ния были сродни данническим обязанностям побежденных победившему государству. Общинные должности передава­лись по наследству и, более того, делились среди наслед­ников. Продолжали существовать и общинные советы - панчаяты, состоящие из представителей доминирующей касты в округе, деревне.

Армия. Прочность мусульманского правящего режима определялась боеспособностью его армии. Конница, состоя­щая из мусульман, была основной силой армии. Особое место отводилось дворцовой страже и другим отборным войскам. Армия в Делийском султанате была организована по десятичной системе. Военный и гражданский чин зави­сел от числа воинов, находящихся под командованием оп­ределенного лица; эмир командовал 100 всадниками, мелик - 1 тыс. всадников, хан - 10 тыс. всадников. В Могольской Индии была значительно увеличена численность войск за счет наемных отрядов, оплачиваемых непосредственно из казны. Особо привилегированное положение занимали наемные воины, подчиненные непосредственно падишаху. Весьма характерно, что главы мощных земледельческих каст имели свои воинские контингенты, состоящие из за­висимых от них людей. Крупные индийские общины коллективно защищали с оружием в руках свою территорию и свои права.

Суд. Отправление правосудия во всех мусульманских государствах строилось на положениях Корана, согласно которым суд отделялся от администрации и вершился спе­циально назначенными главой государства судьями-кадия­ми. В судебной системе отсутствовала иерархия судебных должностей, как и различия в гражданском и уголовном судопроизводстве. Судьи были единоличными. Стабильность местных общин (деревенских, кастовых) определяла суще­ствование особых панчаятых судов, которые обладали зна­чительными полномочиями. Они были распорядителями об­щинной земли, регулировали межкастовые отношения, следили за соблюдением кастовых и семейных правил, пра­вопорядком.

Раскройте содержание особенностей экономической и политической систем, духовной жизни арабо-мусульманской цивилизации.

Исл.цив. возникла на Аравийском полуострове. В 630 году на этом месте возникает Арабский Халифат (до 1258г)

Исламский мир ближний восток и северная Африка (арабы), Иран (персы), центральная Азия (тюркоязычные народы)

Экономические признаки:

Верховный правитель главный собственник земли и имущества;

Возрастание значения городов;

Развитие частной торговли и предпринимательства, которые ограничиваются запретом на ростовщичество;

Обязанность платить налог а пользу бедных.

Политические признаки:

Власть сосредоточена в одних руках(Халиф)

Политика и религия не конкурируют

Духовные признаки :

Арабский алфавит

Особенности развития:

1)Государственность появилась на основе только что зародившейся религии (религия зародилась в 622 году). Везде религии зарождались после возникновения гос-ва. Религия в арабо-мусульманской цивилизации сразу была приспособлена к нуждам зарождавшегося гос-ва. Эта религия была очень конкретной.

2) Исламизация народов шла быстро. Большинство были солидарны с арабами-мусульманами и видели в них своих освободителей.

3) С точки зрения ислама проводилась разумная экономическая политика (ушр, харадж)

4) они не подвергали гонению ни иудеев, ни христьян, они преследовали язычников.

5) Шла арабизация. Арабы расселялись на захваченных землях и брали в жены представительниц этого населения.

6) Религия и политика не конкурировали.

7) Собственником земли было гос-во (формально земля принадлежала Аллаху, но от его имени Халиф распоряжался землей.

8) Рабы были, но только пленники.

Причины распада:

1)На пиренейском полуострове был создан Кордовский Халифат, который не принял аббасидов.

2) Огромная территория, разный менталитет и традиции.

3) 1055 году был взят Багдад турками. Халиф при турках тярет светскую власть и остается с духовной властью.

4) в 1258 году монголо-татары захватывают Багдад, казнят первосвященника и Арабский Халифат перестаёт существовать.

Халифат как институт духовного руководства арабов просуществовал до 1517 года.

Вывод: закономерный этап исторического развития, в котором государственность возникла на основе только что зародившейся религии.

Деление на варны по основным занятиям и обязанностям – жрецы(брахманы), воины и правители (кшатрии) и скотоводы (вайшьи).

Обязанности каждой варны были записаны в законах Ману. Это сборник, устанавливавший правила поведения.

Основой общества была не гос-ть, а общинно кастовая система. Касты-объединение людей по специальности.

Наиболее богатыми были правители, индусские храмы, монастыри.

Буддизм в Индии особо не прижился, духовную составляющую Индии составляет индуизм

Земля принадлежит гос-ву, правитель дарует чиновнику, но в его собственность земля не входит. В более поздний период средневековья землёй распоряжались хранители гробниц (шейхи), поэты, чиновники и купцы.

На территории средневековой Индии было несколько десятков крупных и мелких гос-в, которые враждовали между собой

С 1206-1526 на территории Индии существовал Делийский султанат

В 1526 году военачальник Бабур положил начало Могольской империи.

Вывод: в средневековой Индии не было единой гос-ти, но самобытность сохранялась.

Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжавшие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политические изменения не затронули внутреннюю структуру общества: здесь по-прежнему доминировало государство, имеющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов.

Социально-экономическое развитие Индии в эпоху средневековья характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов, наряду с правителями, были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непременном согласии владевшей ими общины, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако в это время индийская община все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем.

Возле дворцов феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца, возникают новые города. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Как и в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более низким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы.

В начале XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство - Делийский султанат (1206-1526), окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Политико-административная организация государства - типично исламская. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком - персидский. Войска султанов совершают завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены признавать себя вассалами Дели и платить султану дань.

Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана). Здесь была основана новая династия Сайидов. Представители этой династии правили уже как наместники от лица тимуридов. В период существования Делийского султаната началось проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли побережья Западной Индии. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие.

Система экономических отношений претерпевает в мусульманскую эпоху изменения. Возрастает государственный земельный фонд за счет владений покоренных индийских феодальных родов. Основная его часть раздавалась в условное служебное пожалование - «икта» (небольшие участки) и «мукта» (крупные «кормления»). Их держатели - иктадары и муктадары - собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на содержание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельными собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были мечети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чиновники и купцы.

В 1526 г. военачальник тимурид Бабур положил начало Моголъ-ской империи , просуществовавшей почти двести лет. Ислам был объявлен государственной религией. В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В государственный земельный фонд поступали все завоеванные территории. Из него раздавались «джагиры» - условные военные пожалования, продолжавшие считаться государственной собственностью.

Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и прилегающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индийского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии.

Таким образом, средневековая Индия олицетворяет собой синтез разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций, этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна стала легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала естественный ход исторического развития.