Биографии Характеристики Анализ

Все о ленинградской блокаде. Прорыв блокады Ленинграда

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 января ежегодно в Российской Федерации отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944). Первоначально был установлен федеральным законом "О днях воинской славы (победных днях) России" от 13 марта 1995 года и назывался Днем снятия блокады города Ленинграда (1944 год). 2 ноября 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым дата стала именоваться Днем полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год). Новое название праздника вызвало недовольство горожан, в особенности ветеранов и блокадников, так как, по их мнению, не отражало роль и вклад гражданского населения в оборону города. 1 декабря 2014 года Путин подписал закон "О внесении изменений в ст. 1 федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России", установивший нынешнее название даты 27 января.

Блокада Ленинграда

Ленинград (ныне - Санкт-Петербург) - единственный в мировой истории крупный город, который смог выдержать почти 900-дневное окружение.

Захват Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов являлся одной из важнейших стратегических и политических задач немецкого командования. В ходе Ленинградской битвы (июль - август 1941 года) германские войска прорвались через станцию Мга, 8 сентября заняли Шлиссельбург и отрезали Ленинград от остальной территории СССР с суши. В дальнейшем немцы заняли ленинградские пригороды - Красное Село (12 сентября), Пушкин (17 сентября), Стрельну (21 сентября), Петергоф (23 сентября); советским войскам удалось удержать Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм. Финские союзники немцев, наступавшие на Карельском перешейке и в Северном Приладожье, блокировали ряд маршрутов (Кировская железная дорога, Беломоро-Балтийский канал, Волго-Балтийский водный путь) для поставки грузов в Ленинград и остановились приблизительно на линии советско-финской границы 1918-1940 годов.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. В директиве ставки верховного главнокомандующего вермахта Адольфа Гитлера "Будущее города Петербурга" от 22 сентября 1941 года указывалось: "...Фюрер принял решение стереть Петербург с лица земли. (...) В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения...". 10 сентября летчикам люфтваффе удалось разбомбить Бадаевские склады, в результате пожара которых город лишился значительных запасов продовольствия. Постепенно в городе иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. Осенью 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих к 20 ноября 1941 года опустились до 250 г в день, для остального населения - до 125 г.

За время блокады на Ленинград было сброшено более 107 тыс. зажигательных и фугасных авиабомб и свыше 150 тыс. артиллерийских снарядов, были разрушены около 10 тыс. домов и строений.

Несмотря на осаду в городе продолжали работать свыше 200 предприятий, в том числе семь судостроительных заводов, выпустивших 13 подводных лодок. Промышленность осажденного Ленинграда производила 150 образцов военной продукции. Всего в годы блокады ленинградские предприятия произвели около 10 млн снарядов и мин, 12 тыс. минометов, 1,5 тыс. самолетов, были изготовлены и отремонтированы 2 тыс. танков. Несмотря на бомбежки, даже зимой 1941-1942 годов в городе шли спектакли и музыкальные представления. В марте 1942 года по городу вновь начали ходить трамваи, а 6 мая на стадионе "Динамо" на Крестовском острове прошел первый футбольный матч.

"Дорога жизни"

Снабжение осажденного города с сентября 1941 года по март 1943 года осуществлялось по единственной военно-стратегической транспортной магистрали, проходившей через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки проводились по водной трассе, в период ледостава - по ледовой дороге на автотранспорте. Ледовая трасса, названная ленинградцами "Дорогой жизни", вступила в действие 22 ноября 1941 года. По ней подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, топливо, эвакуировали больных, раненых и детей, а также оборудование заводов и фабрик. Всего за время функционирования магистрали по ней были эвакуированы около 1 млн 376 тыс. человек, перевезено 1 млн 615 тыс. т грузов.

Снятие блокады

12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов приступили к операции под кодовым названием "Искра", цель которой состояла в разгроме группировки германских войск южнее Ладожского озера и восстановлении связи Ленинграда с Большой землей.

18 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты при поддержке Балтийского флота в районе Шлиссельбургско-Синявинского выступа разорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь города с Большой землей. В тот же день был освобожден город-крепость Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. В течение 17 дней через образовавшийся коридор были проложены железная и автомобильная дороги, и уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый железнодорожный состав.

14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. К 20 января советские войска разгромили Красносельско-Ропшинскую группировку противника. 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют (1-й степени), проведенный не в Москве.

К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тыс. жителей из 3 млн, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тыс. до 1 млн ленинградцев. Были ранены почти 34 тыс. человек, без крова остались 716 тыс. жителей. Всего в 1941-1942 годах по "Дороге жизни" и по воздуху были эвакуировано 1,7 млн человек.

Увековечение памяти

В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Ею награждены 1,5 млн человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тыс. солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Всего на северо-западном направлении (Ленинградский, Волховский и Карельский фронты) звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек (из них восемь человек - дважды).

1 мая 1945 года в приказе Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина Ленинград был назван в числе первых городов-героев.

20 апреля 1944 года в помещении бывшего ленинградского Кустарного музея заработала выставка "Героическая защита Ленинграда". 27 января 1946 года она была преобразована в музей (ныне - Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда).

8 мая 1965 года Ленинграду было официально присвоено звание "Города-героя", он был награжден орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда".

В 1989 года решением исполкома Ленсовета был учрежден знак "Житель блокадного Ленинграда".

Ежегодно 27 января в России отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Согласно информации администрации Санкт-Петербурга, по состоянию на январь 2017 года в городе проживали 102,4 тыс. жителей и защитников блокадного города (8,8 тыс. человек, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и 93,6 тыс. человек, награжденных знаком "Житель блокадного Ленинграда"). Еще около 30 тыс. блокадников проживали в других городах и странах.

Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Это День воинской славы России, который был установлен в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года. 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся на протяжении 872 дней. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников.

Битва за Ленинград стала одним из важнейших сражений Второй мировой войны и самым продолжительным в годы Великой Отечественной войны. Она стала символом мужества и самоотверженности защитников города. Ни страшный голод, ни холод, ни постоянные артиллерийские обстрелы и бомбардировки не смогли сломить волю защитников и жителей блокадного города. Несмотря на ужасные лишения и испытания, которые выпали на долю этих людей, ленинградцы выстояли, спасли свой город от захватчиков. Беспримерный подвиг жителей и защитников города навсегда остался в российской истории символом отваги, стойкости, величия духа и любви к нашей Родине.


Упорная оборона защитников Ленинграда сковала крупные силы германской армии, а также практически все силы финской армии. Это, несомненно, способствовало победам Красной Армии на других участках советско-германского фронта. При этом, даже находясь в блокаде, предприятия Ленинграда не прекращали выпуск продукции военного назначения, которая использовалась не только при обороне самого города, но и вывозилась на «большую землю», где также использовалась против захватчиков.

С первых дней Великой Отечественной войны одним из стратегических направлений согласно планам гитлеровского командования, было ленинградское. Ленинград входил в перечень важнейших объектов Советского Союза, которые необходимо было захватить. Наступление на город вела отдельная группа армий «Север». Задачами группы армий были захват Прибалтики, портов и баз советского флота на Балтике и Ленинграда.

Уже 10 июля 1941 года немецкие войска начали наступление на Ленинград, захвату которого гитлеровцы придавали важное стратегическое и политическое значение. 12 июля передовые части немцев вышли к Лужскому оборонительному рубежу, где их наступление было задержано советскими войсками на несколько недель. В сражение здесь активно вступили тяжелые танки КВ-1 и КВ-2, которые прибыли на фронт прямо с Кировского завода. Гитлеровским войскам не удалось взять город с ходу. Гитлер был недоволен складывающейся обстановкой, он лично совершил поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата города к сентябрю 1941 года.

Немцы смогли возобновить наступление на Ленинград лишь после перегруппировки войск 8 августа 1941 года с плацдарма, захваченного у Большого Сабска. Несколькими днями позже Лужский оборонительный рубеж был прорван. 15 августа немецкие войска вошли в Новгород, 20 августа захватили Чудово. В конце августа бои шли уже на ближних подступах к городу. 30 августа немцы захватил поселок и станцию Мга, перерезав тем самым железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. 8 сентября гитлеровские войска овладели городом Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под свой контроль исток Невы и полностью блокировав Ленинград с суши. С этого дня началась блокада города, которая продлилась 872 дня. 8 сентября 1941 года были разорваны все железнодорожные, автомобильные и речные коммуникации. Сообщение с осажденным городом можно было поддерживать только по воздуху и водам Ладожского озера.


Еще 4 сентября город впервые подвергся артиллерийским обстрелам, немецкие батареи вели огонь со стороны оккупированного город Тосно. 8 сентября в первый день начала блокады на город был совершен первый массированный налет немецких бомбардировщиков. В городе вспыхнуло порядка 200 пожаров, один из которых уничтожил крупные Бадаевские продовольственные склады, что только ухудшило положение защитников и населения Ленинграда. В сентябре-октябре 1941 года немецкая авиация совершала в день по несколько налетов на город. Целью бомбардировок было не только помешать работе предприятий города, но и посеять панику среди населения.

Убежденность советского руководства и людей в том, что противнику не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы проводимой эвакуации. В блокированном немецкими и финскими войсками городе оказалось более 2,5 миллионов мирных жителей, в том числе порядка 400 тысяч детей. Продовольственных запасов, чтобы прокормить такое количество людей в городе не было. Поэтому практически сразу же после окружения города пришлось серьезно экономить продовольствие, снижая нормы потребления продуктов и активно развивая использование различных пищевых суррогатов. В разное время блокадный хлеб на 20-50% состоял из целлюлозы. С начала введения в городе карточной системы нормы выдачи продовольствия населению города снижались много раз. Уже в октябре 1941 года жители Ленинграда почувствовали явную нехватку продовольствия, а в декабре в городе начался настоящий голод.

Немцы прекрасно знали о бедственном положении защитников города, о том, что в Ленинграде от голода гибнут женщины, дети и старики. Но именно в этом и заключался их план блокады. Не сумев войти в город с боями, сломив сопротивление его защитников, они решили заморить город голодом и разрушить его интенсивными артиллерийскими обстрелами и бомбардировками. Немцы сделали основную ставку на истощение, которое должно было сломить дух ленинградцев.


В ноябре-декабре 1941 года рабочий в Ленинграде мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики - всего 125 граммов хлеба, знаменитые «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам» (строчка из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц). Когда 25 декабря впервые была сделана прибавка хлебного пайка - на 100 граммов рабочим и на 75 граммов остальным категориям жителей, изможденные, истощенные люди испытали хоть какую-то радость в этом аду. Это несущественное изменение норм выдачи хлеба вдохнуло в ленинградцев пусть очень слабую, но надежду на лучшее.

Именно осень и зима 1941-1942 годов были самым страшным временем в истории блокады Ленинграда. Ранняя зима принесла массу проблем и выдалась очень холодной. В городе не работала система отопления, не было горячей воды, чтобы согреться жители жгли книги, мебель, разбирали на дрова деревянные строения. Практически весь городской транспорт встал. Люди тысячами умирали от дистрофии и холода. В январе 1942 года в городе умерло 107 477 человек, в том числе 5636 детей в возрасте до одного года. Несмотря на страшные испытания, выпавшие на их долю, а помимо голода ленинградцы той зимой страдали от очень сильных морозов (среднемесячная температура января 1942 года была на 10 градусов ниже средних многолетних значений), они продолжали работать. В городе работали административные учреждения, поликлиники, детские сады, типографии, публичные библиотеки, театры, продолжали свою работу ленинградские ученые. Работал и знаменитый Кировский завод, хотя линия фронта проходила от него на расстоянии всего четырех километров. Он ни на один день не прекращал своей работы во время блокады. Работали в городе и 13-14 летние подростки, которые встали к станкам, чтобы заменить ушедших на фронт отцов.

Осенью на Ладоге из-за штормов судоходство было серьезно осложнено, однако буксиры с баржами все-таки пробивались в город в обход ледяных полей до декабря 1941 года. Какие-то объемы продовольствия удавалось доставлять в город самолетами. Твердый лед на Ладожском озере долго не устанавливался. Лишь 22 ноября началось движение автомобилей по специально построенной ледовой дороге. Эта важная для всего города магистраль получила название «Дорога жизни». В январе 1942 года движение машин по этой дороге было постоянным, при этом немцы обстреливали и бомбили трассу, но у них не получалось остановить движение. Тогда же зимой по «Дороге жизни» из города началась эвакуация населения. Первыми Ленинград покидали женщины, дети, больные и старики. Всего из города удалось эвакуировать порядка одного миллиона человек.

Как позднее отмечал американский политический философ Майкл Уолцер: «В блокадном Ленинграде погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки вместе взятых». За годы блокады, по различным оценкам, погибло от 600 тысяч до 1,5 миллионов мирных жителей. На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Лишь 3% из них погибли от артиллерийских обстрелов и бомбежек, 97% стали жертвами голода. Большая часть умерших во время блокады жителей Ленинграда похоронена на Пискарёвском мемориальном кладбище. Площадь кладбища 26 га. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, только на этом кладбище было похоронено примерно 500 тысяч ленинградцев.

Прорвать блокаду Ленинграда советским войскам удалось только в январе 1943 года. Это произошло 18 января, когда войска Ленинградского и Волховского фронтов встретились южнее Ладожского озера, пробив коридор шириной 8-11 километров. Всего за 18 дней по берегу озера была сооружена железная дорога протяженностью 36 километров. По ней в осажденный город снова пошли поезда. С февраля по декабрь 1943 года по этой дороге в город прошло 3104 железнодорожных состава. Пробитый по суше коридор улучшил положение защитников и жителей осажденного города, но до полного снятия блокады оставался еще год.

К началу 1944 года немецкие войска создали вокруг города глубокоэшелонированную оборону с многочисленными деревоземляными и железобетонными защитными сооружениями, прикрытыми проволочными заграждениями и минными полями. Для того чтобы полностью освободить город на Неве от блокады советское командование сосредоточило крупную группировку войск, организовав наступление силами Ленинградского, Волховского, Прибалтийского фронтов, поддержку им оказывал Краснознаменный Балтийский флот, чья корабельная артиллерия и матросы серьезно помогали защитникам города на протяжении всей блокады.


14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию, основной целью которой был разгром группы армий «Север», освобождение территории Ленинградской области и полное снятие блокады с города. Первыми удар по врагу утром 14 января нанесли части 2-й ударной армии. 15 января из района Пулково в наступление перешла 42-я армия. Преодолевая упорное сопротивление гитлеровцев - 3-го танкового корпуса СС и 50-го армейского корпуса, Красная Армия выбила противника с занимаемых оборонительных рубежей и к 20 января возле Ропши окружила и уничтожила остатки петергофско-стрельненской группировки немцев. В плен удалось взять порядка тысячи солдат и офицеров противника, было захвачено более 250 артиллерийских орудий.

К 20 января войска Волховского фронта освободили от противника Новгород и начали вытеснять немецкие части из района Мги. 2-й Прибалтийский фронт сумел овладеть станцией Насва и захватил участок дороги Новосокольники - Дно, которая являлась основой линией коммуникаций 16-й армии вермахта.

21 января войска Ленинградского фронта начали наступление, главной целью удара был Красногвардейск. 24-26 января советские войска освободили от гитлеровцев Пушкин, отбили Октябрьскую железную дорогу. Освобождение Красногвардейска утром 26 января 1944 года привело к развалу сплошной линии обороны гитлеровских войск. К концу января войска Ленинградского фронта в тесном взаимодействии с войсками Волховского фронта нанесли тяжелое поражение 18-й армии вермахта, продвинувшись вперед на 70-100 километров. Был освобожден ряд важных населенных пунктов, в том числе Красное Село, Ропша, Пушкин, Красногвардейск, Слуцк. Были созданы хорошие предпосылки для дальнейших наступательных операций. Но главное была полностью снята блокада Ленинграда.


Еще 21 января 1944 года А. А. Жданов и Л. А. Говоров, которые уже не сомневались в успехе дальнейшего советского наступления, обратились лично к Сталину с просьбой в связи с полным освобождением города от блокады и от артобстрелов противника разрешить издать и опубликовать приказ войскам фронта, а также в честь одержанной победы произвести в Ленинграде 27 января салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. Вечером 27 января практически все население города вышло на улицы и с ликованием наблюдало за артиллерийским салютом, который возвестил собой очень важное исторические событие в истории всей нашей страны.

Родина по достоинству оценила подвиг защитников Ленинграда. Более 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были представлены к различным орденам и медалям. 226 защитников города стали Героями Советского Союза. Медалью «За оборону Ленинграда» было награждено порядка 1,5 миллионов человек. За стойкость, мужество и невиданный героизм в дни блокады город 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание «Город-герой Ленинград».

По материалам из открытых источников

Осада города на Неве началась 8 сентября 1941 г., когда гитлеровцы окружили нашу северную столицу и сомкнули кольцо. Со стороны противника действовали объединенные силы немецких, испанских («Голубая дивизия») и финских войск.

План Гитлера был таков: Ленинград следовало не только захватить, но и разрушить полностью. Во-первых, воцарение на этой территории давало возможность Германии властвовать по всему Балтийскому морю. Естественно, в случае удачи был бы уничтожен наш флот. Во-вторых, падение Ленинграда имело огромное значение для укрепления духа немецкой армии и для осуществления попытки морального давления на все население Советского Союза: Ленинград всегда был второй столицей, поэтому, если бы он попал руки врага, духовные силы советских воинов могли оказаться сломленными. После Ленинграда значительно упрощалась задача расправы с Москвой.


Ленинград был совершенно не готов к осаде. Никаких особых запасов продовольствия не имелось, так как город снабжался привозными продуктами. Вдобавок гитлеровцы постоянно совершали артобстрелы, стараясь попасть в склады, где хранились мука и сахар.

Для ленинградцев началась тяжелейшая жизнь: уже в середине осени в город пришел страшный голод. Паек для работающих постоянно уменьшался, в результате дошел до цифры 250 г хлеба в день. Детям и иждивенцам полагалось и того меньше – по 125 г. Что это был за хлеб! Жмых, опилки, желуди и пыль, оставшаяся от запасов муки… Больше никакой еды.


Конечно, на таком пайке люди умирали массово. Абсолютно нормальным стало явление, когда человек медленно шел по улице и вдруг падал от истощения. Проходящие мимо констатировали смерть. Трупы убирали своими силами те, кто еще мог как-то передвигаться. От голода и его последствий скончались более 630 тысяч человек. Немало погибло при бомбежках.

Удивительно и непостижимо для нашего поколения: на таком питании люди умудрялись не только выжить, но и трудиться. Работали заводы, выпуская боеприпасы. Действовали школы, больницы, не закрывались театры. Дети и подростки работали наравне со взрослыми, обучались тушить сброшенные бомбы. Немало жизней спасли 10-12 летние мальчишки и девчонки.

Единственным средством сообщения с «большим миром» оставалась «Дорога жизни» — тоненькая артерия, по которой в город поступала «кровь»: питание, медикаменты. По этой же дороге эвакуировали всех, кто лишался сил.

Несколько раз наши войска пытались прорвать блокаду. Еще в 1941 г. предпринимались попытки, не увенчавшиеся успехом, так как силы противника были неизмеримо больше. И вот 18 января 1943 – блокадное кольцо прорвано! Город воспрял духом. У жителей словно появились новые силы. 27 января 1944 блокада окончательно была снята.

Пережить то, что довелось пережить жителям блокадного Ленинграда, — это настоящий подвиг. Об этом необходимо помнить всем нам. И рассказать последующим поколениям. Люди обязаны хранить вечную память о той страшной войне со всеми ее ужасами – чтобы она никогда не повторилась.

Блокада Ленинграда краткая информация.

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В сентябре‑октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах ‑2004 г.г. ISBN 5 ‑ 203 01875 - 8)

Осенью на Ладожском озере из‑за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни" . В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады , но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов . Долгожданная победа пришла в ходе операции «Искра», которая началась 12 января. Красной армии, наступавшей вдоль берега Ладожского озера, удалось пробить в немецкой обороне коридор шириной около 10 км. Это позволило возобновить снабжение города. Полностью блокада была прорвана 27 января 1944 года.

В июле 1941 года немецкие войска вступили на территорию Ленинградской области. К концу августа гитлеровцы заняли город Тосно, в 50 км от Ленинграда. Красная армия вела ожесточённые бои, но противник продолжал стягивать кольцо вокруг северной столицы.

В складывающейся обстановке Верховный главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР Иосиф Сталин направил телеграмму находящемуся в то время в Ленинграде члену ГКО Вячеславу Молотову:

«Только что сообщили, что Тосно взято противником. Если так будет продолжаться, боюсь, что Ленинград будет сдан идиотски глупо, а все ленинградские дивизии рискуют попасть в плен. Что делают Попов и Ворошилов? Они даже не сообщают о мерах, какие они думают предпринять против такой опасности. Они заняты исканием новых рубежей отступления, в этом они видят свою задачу. Откуда у них такая бездна пассивности и чисто деревенской покорности судьбе? В Ленинграде имеется теперь много танков, авиации, эресы (реактивные снаряды) . Почему такие важные технические средства не действуют на участке Любань - Тосно?… Не кажется ли тебе, что кто-то нарочно открывает немцам дорогу на этом решающем участке?… Чем, собственно, занят Ворошилов и в чём выражается его помощь Ленинграду? Я пишу об этом, так как очень встревожен непонятным для меня бездействием ленинградского командования...».

Молотов ответил на телеграмму следующее: «1. По приезде в Ленинград на совещании с Ворошиловым, Ждановым и членами Военного совета Ленинградского фронта, секретарями обкома и горкома подвергли резкой критике ошибки, допущенные Ворошиловым и Ждановым… 2. В течение первого дня при помощи приехавших с нами товарищей мы занимались приведением в ясность дел в отношении имеющихся здесь артиллерии и авиации, возможной помощи со стороны моряков, особенно по морской артиллерии, вопросам эвакуации, выселения 91 тысячи финнов и 5 тысяч немцев, а также вопросами продовольственного снабжения Ленинграда».

По мнению историков, оснований обвинять Ворошилова в измене нет. В июле и первой половине августа 1941 года, будучи главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, Ворошилов провёл несколько успешных контрударов, регулярно выезжал на фронт. Причины, по которым один из первых маршалов СССР неожиданно потерял контроль над ситуацией, остаются до сих пор неясными, считают эксперты. 11 сентября Ворошилова отстранили с поста командующего Северо-Западным направлением и Ленинградским фронтом. Новым командующим стал Георгий Жуков.

2 сентября немцы перерезали последнюю железную дорогу, соединявшую город с «большой землёй». Плотное вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось 8 сентября 1941 года. Теперь связь с северной столицей можно было поддерживать только по Ладожскому озеру и по воздуху.

В первые дни ленинградцам о блокаде ничего не сообщали. Более того, об осадном положении города местное командование решило не докладывать и в Ставку, надеясь в течение двух недель прорвать блокаду.

Газета «Ленинградская правда» опубликовала 13 сентября сообщение руководителя Совинформбюро Лозовского: «Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением».

О блокаде ленинградцы узнали только в начале 1942 года, когда из города начали массово эвакуировать население по «Дороге жизни».

* * *

В осаждённом Ленинграде оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе .

Воспоминания о первом дне блокадного ада оставил в своих записях юный ленинградец Юра Рябинкин: «И тогда-то началось самое жуткое. Дали тревогу. Я и внимания не обратил. Но затем слышу, на дворе поднялся шум. Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел… 12 «юнкерсов». Загремели разрывы бомб. Один за другим оглушительные разрывы, но стекла не дребезжали. Видно, бомбы падали далеко, но были чрезвычайно большой силы. … Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города. Настала ночь. В стороне Кировского завода виднелось море огня. Мало-помалу огонь стихает. Дым проникает всюду, и даже здесь ощущаем его острый запах. В горле немного щиплет от него. Да, это первая настоящая бомбежка города Ленинграда».

Запасов продовольствия в городе не хватало, было решено ввести систему распределение продуктов по карточкам. Постепенно хлебные пайки становились всё меньше. С конца ноября жители осаждённого города получали 250 граммов хлеба по рабочей карточке и вдвое меньше по служащей и детской.

«Сегодня утром Ака вручила мне мои 125 гр. хлеба и 200 гр. конфет. Хлеб я уже почти весь съела, что такое 125 гр., это маленький ломтик, а конфеты эти мне надо растянуть на 10 дней.… Положение нашего города продолжает оставаться очень напряженным. Нас бомбят с самолетов, обстреливают из орудий, но это всё еще ничего, мы к этому уже так привыкли, что просто сами себе удивляемся. Но вот что наше продовольственное положение ухудшается с каждым днём, это ужасно. У нас не хватает хлеба», - вспоминала семнадцатилетняя Лена Мухина.

Весной 1942 года учёные Ленинградского Ботанического института выпустили брошюру с рисунками кормовых трав, растущих в парках и садах, а также сборник рецептов из них. Так на столах жителей блокадного города появились котлеты из клевера и мокрицы, запеканка из сныти, салат из одуванчиков, суп и лепешки из крапивы.

Согласно данным управления НКВД по Ленинградской области от 25 декабря 1941 года, если до начала войны в городе ежемесячно умирало менее 3500 человек, то в октябре цифра увеличилась до 6199 человек, в ноябре - до 9183 человек, а за 25 дней декабря скончались 39 073 ленинградцев. В следующие месяцы за сутки умирали не менее 3 тыс. человек. За 872 дня блокады погибло около 1,5 млн.

Однако, несмотря на чудовищный голод, осаждённый город продолжал жить, работать и бороться с врагом.

* * *

Советские войска четырежды безуспешно пробовали разорвать вражеское кольцо. Первые две попытки были предприняты осенью 1941 года, третья - в январе 1942 года, четвёртая - в августе-сентябре 1942-го. И лишь в январе 1943 года, когда основные немецкие силы были стянуты к Сталинграду, блокаду удалось прорвать. Сделано это было в ходе операции «Искра».

По легенде, во время обсуждения названия операции Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе пятой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, сказал: «И пусть из «Искры» разгорится пламя».

К моменту начала операции в распоряжении 67-ой и 13-ой воздушной армии Ленинградского фронта, 2-ой ударной армии, а также части сил 8-ой армии и 14-ой воздушной армии Волховского фронта находилось почти 303 тыс. человек, около 4,9 тыс. орудий и миномётов, более 600 танков и 809 самолетов. Командование Ленинградским фронтом было поручено генерал-полковнику Леониду Говорову, Волховским - генералу армии Кириллу Мерецкову. За координацию действий двух фронтов отвечали маршалы Георгий Жуков и Клим Ворошилов.

Нашим войскам противостояла 18-ая армия под командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. У немцев насчитывалось около 60 тыс. человек, 700 орудий и миномётов, около 50 танков и 200 самолетов.

«В 9 часов 30 минут утреннюю морозную тишину разорвал первый залп артиллерийской подготовки. На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и миномётов обоих фронтов. Два часа бушевал огненный ураган над позициями противника на направлениях главного и вспомогательных ударов советских войск. Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рев, и трудно было разобрать, кто и откуда ведёт огонь. Впереди вздымались чёрные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх бревна блиндажей противника. На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и минометных снаряда», - писал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Жуков.

Хорошо спланированная атака принесла плоды. Преодолевая сопротивление врага, ударные группировки обоих фронтов сумели соединиться. К 18 января солдаты Ленинградского фронта прорвали немецкую оборону на 12-километровом участке Московская Дубровка - Шлиссельбург. Соединившись с войсками Волховского фронта, они сумели восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной по узкой полосе южного берега Ладожского озера.

«18 января - день великого торжества двух наших фронтов, а вслед за ними всей Красной Армии, всего советского народа. … 18-я дивизия волховчан на юге и 372-ая дивизия на севере вместе с героическими защитниками Ленинграда прорвали фашистское кольцо. Сверкание «Искры» превратилось в финальный фейерверк - салют 20 залпами из 224 орудий», - вспоминал Кирилл Мерецков.

В ходе операции погибли 34 тыс. советских солдат. Немцы потеряли 23 тыс.

Поздно вечером 18 января Совинформбюро оповестило страну о прорыве блокады, и в городе прозвучали залпы праздничного салюта. В течение следующих двух недель по отвоеванному коридору инженеры проложили железную и автомобильную дороги. До окончательного снятия блокады Ленинграду оставалось чуть больше года.

«Прорыв блокады Ленинграда - одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Это вселило в бойцов Красной армии веру в окончательную победу над фашизмом. Также не следует забывать, что Ленинград - колыбель революции, город, имевший особое значение для Советского государства», - отметил кандидат исторических наук, преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачёв.