Биографии Характеристики Анализ

Япония. Как стало сейчас

Существуют такие мужчины-политики, которые считают, что за счет активного участия женщин в общественной жизни и ухода от семьи и появилась проблема снижения рождаемости, что женщина должна вернуться в семью. Я считаю, что это мнение глубоко ошибочно. По моему убеждению, чтобы преодолеть создавшуюся ситуацию и остановить снижение рождаемости, в первую очередь, нужно создать такие условия труда, когда женщина и мужчина смогли бы совмещать работу с воспитанием детей. Необходимо прийти к действительному равенству мужчины и женщины, как на рабочем месте, так и в семье, в различных областях общественной жизни.

Ивао Сумико, начальник отдела по основным вопросам Комитета гендерных проблем при Администрации премьер-министра Японии

Ассоциативный ряд понятий, возникающий при упоминании Японии, довольно широк: автомобили, самураи, бонсаи, оригами, борьба сумо, театр кабуки, аниме, игра судоку, современная электроника и цветы сакуры. А также японская поэзия, гейши и традиционный японский брак.

На протяжении истории японского общества характер отношений между мужчиной и женщиной менялся в соответствии с принятым социальным укладом общества и положением женщины. Вплоть до первой половины XIV века Япония была матриархальным обществом, в котором женщина обладала правами наследования собственности семьи. В среде земледельцев, рыбаков и купцов, составлявших подавляющую часть населения, женщины, работая наравне с мужчинами, были равноправными членами общества и пользовались одинаковой степенью свободы, включая вопросы любви и брака.

Наиболее важным событием в средневековой Японии стало принятие системы иэ, в которой главные позиции в политике и обществе занимали мужчины. Иэ буквально означало «дом» и имело несколько значений: здание, которое используется как жилье; семья, домочадцы или домашнее хозяйство; группа, состоящая из членов семьи, определяемых в соответствии с древним гражданским кодексом Японии; семейная линия, которая ведет начало от чьих-либо предков и продолжится в будущем.

Патриархат - одна из главных отличительных особенностей системы иэ. Вся власть в системе иэ принадлежала старшему мужчине, отцу или деду, все права наследования получал старший сын. Согласно семейному законодательству, глава семейного клана мог решать вопросы бракосочетания, развода и усыновления в своей семье, а также наделять участком или домом своих домочадцев. Глава иэ имел право исключать членов семьи из семейного регистра в случаях неповиновения его распоряжениям. То есть в семейном законодательстве в деталях были расписаны права главы дома.

Японцев с самого детства приучали к этой системе и пониманию своего места в жесткой иерархии иэ. Глава дома всегда рассчитывал на привилегированное положение, и его обычно обслуживали другие члены семьи. Его должны были всегда приветствовать, когда он приходил домой, его еда должна была быть сытнее, и его место за столом всегда было выше, чем у остальных членов семьи. Вдобавок глава семейного клана полностью контролировал состояние семьи через право прямого наследования, что давало ему значительную экономическую власть.

Японское общество того времени существовало как развитая сословно-классовая система, при которой женщинам отводилась важная связующая роль: посредством слияния разных кланов достигалось и поддерживалось политическое могущество самураев. Тем не менее положение женщин в системе иэ было зависимым, так как считалось, что они существа низшего порядка по сравнению с мужчинами. Даже успешно выйдя замуж, женщины не обретали прочного положения, и их могли отослать обратно в родительский дом по любому поводу. Жены должны были приспосабливаться к обычаям иэ в семье мужа и усердно трудиться, стараясь угодить его родителям. Но самой главной обязанностью было рождение детей, и, если брак оказывался бесплодным, женщин часто принуждали к разводу.

Иногда самурай из высшего сословия кроме официальной жены мог иметь много наложниц для продолжения фамильной родословной. Принятое в 1898 году брачное право действовало еще и после Второй мировой войны. В нем содержались многие статьи, характеризующие систему иэ. Закон рассматривал систему иэ бывших самураев в качестве образца семейного уклада, поскольку именно самураи стали бюрократами в эпоху Мэйдзи. Несмотря на существенные различия в хозяйственно-семейном укладе у различных классов, в разных местностях и в разные исторические отрезки времени, система иэ оказала огромное влияние на японское общество и формирование семейных традиций японцев.

Наиболее существенные изменения взаимоотношений между мужчинами и женщинами произошли в период Эдо. Конфуцианство, ставшее официальной религией, оказало огромное влияние на формирование японского национального характера. Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья считалась основой общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельно взятой личности.

Брак заключался по желанию родителей; главным было выполнение супругами своего социально-семейного долга, который выражался в соблюдении интересов семьи. Жизненный уклад женщин, принадлежащих к классу элиты, на протяжении многих веков определялся конфуцианской этикой, которая предписывала женщине «три покорности»: в молодости - отцу, после замужества - мужу, в старости - детям, а также предполагала другие ограничения, узаконив положение «мужчина вне и женщина внутри», которое и сейчас наблюдается в японском обществе.

Дошедшие до нас старые японские пословицы наиболее точно передают настроения того времени: «Женщины - исчадия ада», «Женское мнение переменчиво, как весенняя погода», «Собравшись вместе, три женщины производят ужасную трескотню», «Даже если женщина родила тебе семерых детей - не верь ей».

В структуре японского языка четко отражены все нюансы отношений между мужчиной и женщиной. Обращаясь к мужу, большинство жен используют слово сюдзин, которое состоит из двух иероглифов, буквально означающих «хозяин; главный человек». С другой стороны, по отношению к своей жене мужчины довольствуются словом канай - «внутри дома». Эти выражения очень хорошо иллюстрируют устойчивые традиционные понятия японцев о семье, в которой муж выше жены. Даже в сложных словах, определяющих разнополые группы: дандзе (мужчина и женщина), фуфу (муж и жена) - везде «мужской» иероглиф стоит на первом месте.

Значительные перемены в отношениях полов начались с введением системы обязательного образования для мужчин и женщин в период Мэйдзи, когда в Японию стали проникать западные идеи. Однако образование для мужчин и женщин было далеко не равноценно, отчасти потому что обучение в женских школах велось только по двум направлениям - «хорошие жены и мудрые матери». То есть занятия были ориентированы главным образом на ведение домашнего хозяйства, в котором женщинам надлежало помогать мужьям и быть способными воспитать и научить всему необходимому своих детей.

Только после Второй мировой войны все японцы, независимо от пола, получили равные права, гарантированные новой конституцией страны. С предоставлением женщинам избирательного права связан интересный факт: в 1946 году 39 женщин избрали в национальный парламент, что стало большим событием в жизни страны. Правда, большинство женщин, пришедших на избирательные участки, были уверены, что голосовать они имеют право только за лиц своего пола.

Кроме того, в 1986 году был принят Закон о равных возможностях найма, целью которого стало устранение дискриминации женщин при найме на работу. Таким образом, положение японских женщин в обществе постепенно укрепилось. В результате видоизменилась и японская семья. До Второй мировой войны для Японии были характерны большие семьи, состоявшие из нескольких поколений. Семейные отношения регулировались жесткой иерархической системой. Авторитет родителей был очень высок и непререкаем, а от замужних женщин ожидалось безоговорочное повиновение мужу и его родителям. Однако уже упоминавшийся процесс послевоенных демократических преобразований в значительной степени трансформировал и жизнь японской семьи, отменив прежде всего ее старый патриархальный характер.

До сегодняшнего времени в Японии сосуществуют два способа заключения браков - договорные и «браки по любви». Разница между ними очень важна для понимания отношения японцев к супружеству. В древние времена браки заключались в пределах одной деревни между живущими по соседству, со временем браки приняли характер союзов, заключаемых между семейными кланами. Глава семьи имел решающее слово при выборе брачного партнера для всех членов семьи, причем особое внимание уделялось социальному положению семьи. Договорные браки рассматривались больше как связь между разными семьями, чем личные отношения между мужчиной и женщиной. В современной Японии положение семьи молодоженов все еще играет важную роль при заключении договорного брака. В прошлом именно так сочетались браком большинство мужчин и женщин, которые никогда не встречались ранее.

Договорной брак, называемый в Японии о-миаи, продолжает быть на удивление популярным среди японцев, причем процедура заключения брака по сей день остается неизменной. В браках по договоренности лицо, занимающее определенное социальное положение, выступает посредником. Сначала обмениваются подробными историями семей, обязательно с приложением фотографий. Через посредника можно выяснить, насколько предложенная кандидатура соответствует требованиям семьи, узнать о характере и жизненной установке человека, что помогает впоследствии избежать семейных конфликтов. Если обе стороны согласны, посредник организует встречу семей и представляет мужчину и женщину друг другу.

Обычай устраивать браки по сговору возник из желания родителей сохранить социальный статус семьи. Некоторые родители до сих пор желают устроить брак своих детей сами, но в наши дни молодые люди имеют право решить вопрос брака самостоятельно. Большинство японцев, вступивших в брак по сговору, утверждают, что при встрече они понравились друг другу, какое-то время встречались, пока не приняли окончательного решения пожениться. Во время помолвки жених обычно преподносит подарки своей невесте и ее семье, в том числе свадебное кольцо и определенную сумму денег. Чаще всего свадьба играется через несколько месяцев после помолвки, обычно по синтоистским обрядам, реже бывают буддистские и христианские свадьбы.

Несмотря на существенные изменения, происходящие в японском обществе, брак по договору - это один из немногих шансов для японцев познакомиться и узнать друг друга в стремительной современной жизни. В Японии очень большое распространение получили брачные агентства, где можно получить профессиональную консультацию в отношении будущего брака. Стоимость услуг брачных агентств обычно выше, чем у свах, но их услугами активно пользуются работающие люди старше 35 лет. Согласно социологическим исследованиям, уровень разводов в Японии значительно ниже, чем в большинстве стран Европы и Америки. Причем наиболее низок он именно в браках по договору.

С увеличением процента браков по любви из года в год возрастает и процент разводов, но возрастание это идет довольно медленно.

В каждой культуре представления о браке проявляются в том, как встречаются мужчина и женщина. В браке по договоренности, характерном прежде всего для стран Азии, партнеров выбирают родители или родственники. В браке по любви, типичном для США и Европы, мужчина и женщина находят друг друга сами. В Японии в XVII–XIX веках обе формы брака существовали одновременно. Среди представителей класса самураев браки, как правило, заключались семьями без участия жениха или невесты. Люди незнатного происхождения в основном женились и выходили замуж по любви. Однако с началом эпохи Мэйдзи браки по договоренности распространились среди всех классов японского общества.

Лишь с середины прошлого века общественной нормой в Японии стали браки по взаимной любви. Исследование Министерства здравоохранения и социального обеспечения Японии показало, что количество «браков по любви» ежегодно увеличивается. В 1990 году их было уже в пять раз больше, чем браков по договоренности. Это отражает изменение взглядов на брак и на то, что считать более важным при окончательном решении о браке - желание родителей или свой собственный выбор. Другая тенденция последних лет заключается в том, что все большее число японцев предпочитает оставаться одинокими.

Социологи называют три причины роста числа одиноких людей. Одна из них связана с тем, что у большинства японцев слишком мало возможностей познакомиться с потенциальным партнером вне их работы, на это не хватает времени. Второй причиной является существующая общественная система, которая не приспособлена для женщин, делающих карьеру. Если японка берет даже краткосрочный отпуск по беременности и родам, ей бывает трудно вернуться на прежнюю должность. Третья причина - большое расхождение во взглядах на брак мужчин и женщин.

В отличие от большинства женщин многие одинокие мужчины рассматривают брак как долг перед обществом, что позволяет им обрести доверие окружающих и оправдать ожидания своих родителей. В то же время многие японские мужчины придерживаются традиционных взглядов на женщину, жены нужны им прежде всего для выполнения домашней работы. В таком подходе к браку нет места женщинам, совмещающим заботу о семье с работой по найму. Переоценка взглядов на брак привела к ряду новых социальных явлений: вырос средний возраст выходящих замуж, снизилась рождаемость, увеличилось число одиноких людей. Однако традиционные понятия типа «мужчина снаружи, женщина внутри» все еще живы в обществе и поддерживаются многими в Японии.

Почему же японские женщины не решаются вступать в брак? Причин достаточно много, но одной из главных является экономическая самостоятельность женщины, а также возможность проявить себя в работе. Из-за учебы и карьеры она пропускает возраст вступления в брак. Нельзя сказать, что есть много женщин, которые категорически не желали бы выйти замуж, но почему бы не сделать это попозже? Что касается среднего возраста вступления в брак у японок, то в 1975 году он составлял 23 года, а уже в 2000 году средний показатель был около 27 лет. В больших городах, например в Токио, многие молодые люди не вступают в брак до 30 лет.

В современном японском обществе родители перестали вмешиваться в личную жизнь своих детей, предоставляя им возможность самим решать вопросы, связанные с браком и рождением детей. В японской семье стало мало детей, и родители приветствуют нежелание выросших детей уходить из дома.

Удивительно, но в Японии практически не существует явления, называемого «мать-одиночка». Процент детей, рожденных вне брака, оставался стабильным на протяжении последних 25 лет и составляет немногим более 1 %.

С древности в Японии почиталась «великая, священная богиня, сияющая на небе» Аматэрасу Омиками, в японской мифологии - богиня солнца и прародительница японских императоров. Но со времен легендарных японских императоров в сознании людей многое изменилось.

Фотограф Кимико Есиды, известная по циклу фотографий «Одинокая невеста», сказала в интервью:

Каждая моя фотография говорит, что замуж выходить не надо. Есть одна работа, она называется «Невеста, которая сказала нет ».

Для меня это самый близкий образ. Нет, это не феминизм, это - просто свобода. Разве это не прекрасно - жить без мужа, без детей, быть абсолютно свободной?! По-моему, прекрасно!

Кимико Есиды называет Аматэрасу своим идеалом - «она была свободна, у нее были дети, но не было мужа, и ее свобода была божественна». Приходится признать, что стереотип традиционной японской женщины очень изменился. Мысль о браке все чаще вызывает у молодых японских женщин негативную реакцию. Женщины сознательно избегают раннего замужества, потому что воспринимают брак как отказ от личной свободы. Известный японский социолог Ивао Сумико считает, что «самая главная особенность нынешнего положения японской женщины в том, что перед ней сейчас открылся очень широкий выбор возможностей для самореализации». И японские женщины реализуют это право, выбирая работу по своему усмотрению.

Проведенный в Токио в 1991 году опрос показал, что 76 % от всех 20-летних незамужних женщин проживают в доме своих родителей. Считается, что именно работа и родительская поддержка обеспечивают молодым японкам полную свободу действий. Чаще всего они не утруждают себя работой по дому и денежным вкладом в бюджет родительской семьи.

Как только японка выходит замуж и решает завести ребенка, она уже не может позволить себе работать полный рабочий день. Среднестатистический японский муж не имеет возможности помогать жене по хозяйству, поскольку проводит на работе и в транспорте иногда по 12 часов в день. Ивао Сумико утверждает: до тех пор, пока в японском обществе «не будет пересмотрено отношение к работе, пока на рабочем месте будет преобладать первичность работы перед семьей, пока муж не начнет помогать в домашнем хозяйстве и воспитании детей, число детей не увеличится. Вообще время, отводимое японскими мужчинами на домашнее хозяйство и воспитание детей, очень мало. Работающая женщина тратит на воспитание ребенка в среднем в день 4 часа 12 минут. Японский мужчина - всего 20 минут». Но, несмотря на то что японцы действительно любят своих детей и ценят свои семьи, многие женатые японцы живут там, где есть работа, иногда далеко от дома, и своих близких не видят годами.

В Японии существует постоянная конфронтация между женщинами, отстаивающими различные жизненные ценности. Есть конфликт между домохозяйками и работающими женщинами, между женщинами, имеющими детей и отказавшимися от деторождения в пользу работы и личной свободы.

В стране ежегодно сокращается количество зарегистрированных браков. Сегодня 54 % японок, встречающих свое тридцатилетие, отложили вступление в брак на неопределенное время, а около половины незамужних японок в возрасте от 35 до 54 лет совсем не собираются замуж. Еще одной причиной нежелания вступать в брак является то, что семейным парам приходится проживать с детьми, а часто и с родителями в маленьких квартирках с раздвижными бумажными перегородками между комнатами, практически не оставляющими шанса на личную жизнь.

Сексуальная свобода и интимные отношения вне брака перестали быть осуждаемыми в обществе. Следствием всех этих тенденций стало ежегодное сокращение рождаемости. В 2003 году в Японии родилось только 1,1 миллиона младенцев, хотя в среднем в японской семье до сих пор было более одного ребенка. Этого недостаточно даже для простого воспроизводства населения, вполне возможно, что в скором времени ожидается резкое сокращение численности населения Японии.

Вообще, основные события человеческой жизни стали происходить гораздо позже, и здесь сказывается тенденция к получению хорошего высшего образования и к поздним бракам. Что касается гражданского брака, то в больших городах это явление получило свое распространение. Можно даже сказать, что сейчас родителей радует, когда их дети начинают жить гражданским браком. Ведь существует надежда, что в скором времени они поженятся. Если в гражданском браке появляется возможность родить ребенка, то эта пара достаточно быстро приходит к регистрации брака.

Интересную статистику приводит Ивао Сумико:

«Что касается незамужних женщин по возрастным категориям, то в 1975 году в возрастной группе 20–29 лет процент незамужних женщин составлял 20 %. Таким образом, 80 % было замужем. А в 2000 году процент незамужних женщин составил 54 %. Таким образом, более половины всех женщин в этой категории оказались не замужем. Средняя продолжительность жизни у женщин в 1975 году составляла 78 лет. А на сегодняшний день продолжительность жизни японской женщины составляет 85,7 года. Говорят, что в 2010 году средняя продолжительность жизни японской женщины составит 90 лет. Трудно сказать - радоваться ли этому показателю или, наоборот, расстраиваться?»

Женщины не выходят замуж чаще всего потому, что у них нет подходящей кандидатуры на место супруга. Большинство женщин, стремящихся найти себе пару, на первое место ставят человеческие качества будущего супруга. Если раньше выбор определяли образование мужчины, его место работы и доход, то сейчас это не первостепенно. На второе место в настоящее время вышел такой показатель: желание и возможность мужчины вести домашнее хозяйство. «Главная причина в том, что японские женщины не спешат становиться служанками мужчин», - так считает Ясухико Юсава, специалист из столичного Университета Очаномису.

В современной Японии взгляды на взаимоотношения мужчин и женщин, нормы сексуального поведения и брачные обязательства довольно сильно изменились. Сексуальные отношения между мужчиной и женщиной в Японии времен матриархата были свободными. Но уже с периода Эдо половая жизнь женщины жестко контролировалась мужчинами семьи.

Во времена, когда установки Конфуция обосновали абсолютную власть мужчин, женщина, вступившая в интимные отношения с чужим мужчиной, жестоко наказывалась, хотя мужчинам открыто позволялось заводить наложниц, чтобы иметь сыновей и поддерживать систему иэ. Традиционный японский образ жизни и мышления, истоки которого лежат в конфуцианской морали периода Эдо, все еще легко просматривается в семейных отношениях. В Японии мужчина играет важнейшую роль в семье, муж и жена не являются равноценными партнерами. Однако это не означает, что замужние женщины всего лишь подчиняются мужчинам.

Отношения между японскими мужчинами и женщинами претерпевают в последнее время быстрые изменения. Ивао Сумико считает, что «все зависит от того, кто работает. Если работают и муж и жена, то у них равные права. Если деньги приносит муж, то главный он. Хотя он и советуется с женой, но право принятия решения по таким важным вопросам, как, например, покупка недвижимости, принадлежит ему. Если же в семье работает женщина, а мужчина не работает, то, естественно, все права остаются за женой. То есть главный тот, кто приносит больше денег».

Все больше женщин работают вне дома, изменились взгляды на нормы отношений полов, видоизменился сам институт брака. В действительности современным женщинам отводится значительная роль в управлении семьей. Японские женщины научились достаточно свободно проявлять свои способности в области воспитания детей, составления бюджета семьи, ведения домашнего хозяйства. В некоторых японских семьях мужья заняты исключительно финансовым обеспечением родных и близких, тогда как основная работа по дому выполняется женщиной. Положение японских женщин в обществе все еще остается более зависимым, чем в большинстве западных стран. Причина, по-видимому, связана с влиянием конфуцианства, которое продолжает оказывать сильное воздействие на японцев.

В результате послевоенных демократических преобразований статус женщины в японском обществе, несомненно, значительно повысился. Конституция 1946 года провозгласила равенство и отсутствие дискриминации, в том числе по признаку пола, а также гарантировала возможность заключения браков по взаимному согласию сторон. Особенно большое значение имел пересмотр в 1947 году Гражданского кодекса, предоставившего японской женщине одинаковые юридические права с мужчиной во всех жизненных сферах. Но изменившийся образ жизни японского общества, японской женщины, изменившаяся система ценностей стали оказывать на политику и бюджет Японии сильное влияние. Особенное значение в настоящее время имеет женская позиция.

В Японии до этого признавали, что мужчина является лидером, и раньше именно мужчины определяли бюджет и политику. Сейчас же очень большое воздействие на такие важнейшие сферы жизни стали оказывать и женщины. В Японии, как подчеркивает Ивао Сумико, равенство женщины с мужчиной является не столько основополагающим принципом демократического общества, сколько инструментом, которым женщина может воспользоваться при желании.

Идеи феминизма проникли и в японское общество. Последним завоеванием японских феминисток стало введение в эксплуатацию лифтов и вагонов метро, в которых будут ездить только женщины. Женщины отстояли свое право не терпеть «случайные» прикосновения мужчин в часы пик.

Из послушной и терпеливой японская женщина превратилась в полноправного члена общества, способного принимать самостоятельные решения. Ивао Сумико говорит о том, что «сейчас в Японии принято считать, что мужчины потеряли силу, мужественность, энергию. Разнообразие жизненного пути, то есть возможность выбора различных вариантов, шире представлено именно у женщин».

Недавнее исследование супружеской жизни в Японии, проведенное министерством здравоохранения, выявило, что треть супружеских пар не занимаются сексом, причем среди этих пар не только те, кто собирается оформить развод. Среди самых распространенных причин отказа от секса называется усталость после трудового дня. Термин sexless (без секса) пришел в Японию в начале 1990-х годов. Сейчас так называют пару, которая занимается сексом менее одного раза в месяц. Многие пары, проповедующие sexless, считают секс лишь помехой хорошим отношениям в браке. Отсутствие возможности уединения, когда за бумажной перегородкой спят дети или престарелые родители, тоже не способствует повышению количества сексуальных контактов.

Часто пары так и не возобновляют занятия сексом после рождения ребенка. Супруги начинают обращаться друг к другу «мама» и «папа», чтобы подчеркнуть, что теперь они родители, а не любовники.

Отношение японцев к интимной стороне жизни никогда не было однозначным. С одной стороны - традиционная японская сдержанность и святость брачных уз, с другой - кварталы «красных фонарей» и невероятное количество отелей любви. Отношения в семье продолжают изменяться и развиваться в соответствии с теми тенденциями, по которым развивается японское общество в целом.

Русско-японская война возникла из-за амбиций осуществлять экспансию Манчжурии и Кореи. Стороны вели подготовку к войне, понимая, что рано или поздно, они перейдут к сражениям, чтобы решить между странами «дальневосточный вопрос».

Причины войны

Основной причиной войны стало столкновение колониальных интересов доминирующей в регионе Японии и претендовавшей на роль мировой державы России.

После «Революции Мэйдзи» в Империи Восходящего Солнца вестернизация шла форсированными темпами, а вместе с тем Япония все больше территориально и политически росла в своем регионе. Выиграв войну с Китаем в 1894-1895 гг., Япония получила часть Манчжурии и Тайвань, а также пыталась превратить экономически отсталую Корею в свою колонию.

В России же в 1894 году взошел на престол Николай II, авторитет которого среди народа после «Ходынки» не был на высоте. Ему требовалась «маленькая победоносная война», чтобы снова завоевать любовь народа. В Европе не было государств, где бы он мог легко победить, а Япония со своими амбициями идеально подходила на эту роль.

У Китая был арендован Ляодунский полуостров, строилась военно-морская база в Порт-Артуре, проводилась железнодорожная ветка до города. Попытки через переговоры разграничить сферы влияния с Японией не дали результатов. Было понятно, что дело идет к войне.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Планы и задачи сторон

В начале ХХ века у России была мощная сухопутная армия, но основные ее силы дислоцировались западнее Урала. Непосредственно на предполагаемом театре военных действий был немногочисленный Тихоокеанский флот и около 100000 солдат.

Японский флот строился при помощи англичан, подготовка кадров так же велась при наставничестве европейских специалистов. Армия Японии составляла порядка 375000 бойцов.

Русскими войсками был разработан план по оборонительной войне до скорой переброски из европейской части России дополнительных воинских подразделений. После создания численного превосходства армия должна была перейти в наступление. Главнокомандующим был назначен адмирал Е. И. Алексеев. Ему подчинялся командующий Маньчжурской армией генерал А. Н. Куропаткин и принявший должность в феврале 1904 года вице-адмирал С. О. Макаров.

Японский штаб рассчитывал использовать преимущество в живой силе для ликвидации русской военно-морской базы в Порт-Артуре и перенесении военных действий на территорию России.

Ход русско-японской войны 1904-1905 гг.

Военные действия начались 27 января 1904 года. Японская эскадра атаковала русский Тихоокеанский флот, стоявший без особого охранения на Порт-Артурском рейде.

В тот же день в порте Чемульпо были атакованы крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Корабли отказались сдаваться и приняли бой против 14 кораблей японцев. Противник оказал почести героям, совершившим подвиг и отказавшимся отдавать свой корабль на радость врагам.

Рис. 1. Гибель крейсера Варяг.

Атака на русские корабли всколыхнула широкие народные массы, в которых и до этого формировались «шапкозакидательские» настроения. По многим городам проводились шествия, даже оппозиция на время войны прекратила свою деятельность.

В феврале-марте 1904 года в Корее высадилась армия генерала Куроки. Русская армия встретила ее в Маньчжурии с поставленной задачей задержать противника, не принимая генерального сражения. Однако 18 апреля в бою при Тюречене восточная часть армии была разбита и создалась угроза окружения русской армии японцами. Между тем японцы, имея преимущество на море, проводили переброску военных сил на материк и взяли в осаду Порт-Артур.

Рис. 2. Плакат Страшен враг, но милостив Бог.

Первая Тихоокеанская эскадра, блокированная в Порт-Артуре, трижды принимала бой, но адмирал Того не принимал генерального сражения. Вероятно, он опасался вице-адмирала Макарова, который первым применил новую тактику ведения морского сражения «палочка над Т».

Большой трагедией для русских моряков стала гибель вице-адмирала Макарова. Его корабль подорвался на мине. После гибели командующего, Первая Тихоокеанская эскадра перестала вести активные действия на море.

Вскоре японцам удалось стянуть под город крупную артиллерию и подтянуть свежие силы в количестве 50000 человек. Последней надеждой оставалась Маньчжурская армия, которая могла снять осаду. В августе 1904 в битве при Ляояне потерпела поражение, и это выглядело вполне реально. Японской армии большую угрозу создавали казаки-кубанцы. Их постоянные вылазки и бесстрашное участие в боях наносили вред коммуникациям и живой силе.

В японском командовании начали говорить о невозможности далее вести войну. Если бы русская армия перешла в наступление, то так бы и случилось, однако командующий Кропоткин отдал абсолютно глупый приказ об отступлении. У русской армии и далее было множество шансов развить наступление и выиграть генеральное сражение, но Кропоткин всякий раз отступал, давая противнику время на перегруппировку.

В декабре 1904 года погиб командующий крепостью Р. И. Кондратенко и вопреки мнению солдат и офицеров Порт-Артур был сдан.

В компании 1905 года японцы опередили наступление русских, нанеся им поражение при Мукдене. Общественные настроения начали выражать недовольства войной, начались волнения.

Рис. 3. Сражение под Мукденом.

В мае 1905 года в воды Японии вошли сформированные в Санкт-Петербурге Вторая и Третья Тихоокеанская эскадра. В ходе Цусимского сражения обе эскадры были уничтожены. Японцами были применены новые типы снарядов, начиненные «шимозой», расплавляющие борт корабля, а не пробивающие его.

После этого сражения участники войны решили сесть за стол переговоров.

Подведя итог, сведем в таблицу “События и даты русско-японской войны”, отметив, какие сражения произошли в русско-японской войне.

Последние поражения русских войск имели тяжкие последствия, вылившиеся в Первую Русскую революцию. Ее нет в хронологической таблице, но именно этот фактор спровоцировал подписание мира против истощенной войной Японии.

Итоги

За годы войны в России было разворовано огромное количество денежных средств. Казнокрадство на Дальнем Востоке процветало, что создало проблемы со снабжением армии. В американском городе Портсмут при посредничестве президента США Т. Рузвельта был подписан мирный договор, по которому Россия передавала южный Сахалин и Порт-Артур Японии. Также Россия признавала за Японией господство в Корее.

Поражение России в войне имела огромное значение для будущей политической системы в России, где будет ограничена власть императора впервые за несколько сотен лет.

Что мы узнали?

Говоря кратко о русско-японской войне, следует отметить, что признай Николай II за японцами Корею, войны бы не было. Однако гонка за колониями породила столкновение двух стран, хотя еще в XIX веке отношение к русским у японцев было в целом более положительное, чем к многим другим европейцам.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 453.

В условиях формирования после холодной войны новой конфигурации международных отношений, появилось осознание важности иметь в лице России серьезного партнера в мировых делах, в том числе в целях реализации стратегической внешнеполитической цели повышения роли Японии на международной арене, а также в интересах обеспечения стабильности и безопасности.

Стало очевидным, что в отличие от эпохи холодной войны, когда Япония воспринимала Советский Союз как угрозу своим национальным интересам, теперь оснований для подобных опасений не существует. С 1997 года из аналитических прогнозов Управления обороны Японии был снят тезис о «потенциальной угрозе со стороны России».

В японских деловых кругах по мере осуществления в России экономических реформ и становления рыночной экономики усиливалось внимание к новым перспективам японо-российского сотрудничества в экономической сфере.

Было признано нецелесообразным жестко ставить развитие с Россией в практических областях в зависимость от решения территориальной проблемы на японских условиях.

Россия в не меньшей степени, чем ее сосед - страна Восходящего солнца, заинтересована в том, чтобы иметь в лице Японии надежного, дружественно настроенного партнера. Это позволяет более успешно, с меньшими затратами решать проблемы обеспечения безопасности, стабильности, экономического и социального развития своих дальневосточных районов, более уверенно вести дело к активному подключению России к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Успешно развивается взаимодействия двух стран на международной арене, поскольку позиции по многим актуальным проблемам мировой политики близки. Это касается ближневосточного урегулирования, иранской ядерной проблемы, ядерной проблемы на корейском полуострове» глобальных экономических проблем, разоруженческой тематики, признании сторонам центральной роли ООН в решении глобальных и региональных проблем современности.

Налажен устойчивый диалог между оборонными ведомствами, что было немыслимо в эпоху холодной войны. За короткий срок российско-японские контакты и обмены по военной линии, начав фактически с «нуля», достигли уровня, когда не вызывает сенсации участие военных кораблей военно-морских «сил самообороны» Японии в учениях Тихоокеанского флота России. Регулярно проводятся совместные учения по поиску и спасению на море с участием кораблей и авиации двух стран. В 1999 году между Министерством обороны России и Управлением обороны Японии был подписан Меморандум о развитии диалога и контактов, в котором закрепляется договоренность осуществлять интенсивные регулярные контакты на всех уровнях и в самых разных формах.

Поддерживаются устойчивые контакты между погранслужбой России и японским Управлением безопасности на море, включая взаимодействие в преследовании браконьерских судов и судов-нарушителей. Налажены обмены между правоохранительными и таможенными службами.

Россия и Япония стали союзниками-партнерами по антитеррористической коалиции. В соответствии с совместным заявлением по борьбе с терроризмом проводятся соответствующие двусторонние консультации, осуществляется совместное противодействие наркоугрозе, исходящей из Афганистана.

По мере выхода японской экономики из рецессии и в связи с энергичным экономическим ростом России на рекордные показатели вышла двусторонняя торговля. С 2003 года товарооборот вырос в 5 раз и в 2007 году составил 20 млрд.долл. - прирост по сравнению с 2006 годом - 65%. На. конец 2007 г. объем накопленных японских инвестиций в России превысил 3 млрд.долл. Прямые японские инвестиции в российскую экономику достигли 323 млн.долл.

На российском рынке приступили к работе крупнейшие японские кредитно-финансовые учреждения; банки «Токио-Мицубиси - ЮЭФ Джей», «Мидзухо», инвестиционные компании «Номура секэн» и «Дайва секэн».

В декабре 2007 года под Санкт-Петербургом начал выпуск автомобилей модели «Камри» автозавод компании «Тоета». Идет строительство автозаводов фирмами «Нисан», «Судзуки», «Исудзу». Планируют организовать производство в России компании «Мицубиси моторе» и «Комацу». Российские компании Транстелеком и Ростелеком совместно с японскими фирмами «Энтити» и «Кэй Ди Ди Ай» реализуют совместные проекты по расширению информационных потоков через территорию России в Европу.

Осуществляется взаимодействие в реализации нефтегазовых сахалинских проектов. В 2006 г. начались поставки нефти с Сахалина в Японию, которые в2007 г. составили 6,8 млн.тонн на сумму в 3,7 млрд.долл. Японские компании проявляют интерес к подключению к реализации второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Летом 2007 года японское правительство выступило с инициативой по налаживанию японо-российского взаимодействия в регионах российского Дальнего Востока и Восточной Сибири по восьми направлением: энергетика, транспорт, связь, охрана окружающей среды, здравоохранение и медицина, совершенствование торгово-инвестиционного климата, развитие межрегиональных обменов. Налаживание такого взаимодействия может внести существенный вклад в реализацию принятой в августе 2007 года Правительством России Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Многократно возросли контакты и объемы между общественностью двух стран. На регулярной основе проводятся масштабные фестивали культуры - японской в России и российской в Японии.

Вместе с тем было бы неоправданным не видеть и те объективные и субъективные проблемы, которые сдерживают и даже тормозят поступательное движение.

Хотя цифры товарооборота впечатляют, с соседним Китаем Япония торгует в 10 раз больше - на 238 млрд.долл. в год. Столь же велика и разница в отношениях японских инвестиций в китайскую и российскую экономики, В общем объеме иностранных инвестиций в российскую экономику на японские приходится всего 1,4%.

Со времен Советского Союза не меняется товарная структура российского экспорта в Японию. Как и прежде в нем доминируют цветные и драгоценные металлы, морепродукты, минеральное топливо, лесоматериалы.

В импорте из Японии, которые почти в 2 раза в стоимостном выражении превосходит экспорт, преобладает машинно-техническая продукция - автомобили, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, средства связи.

Для Японии Россия - малозначимый экономический партнер. Российская доля в товарообороте Японии не достигает и 1%. Японские деловые круги все еще проявляют немного интереса к работе на российском рынке, специфика которого скорее настораживает, чем привлекает японских бизнесменов.

В свою очередь в России ограничен круг предпринимателей, готовых работать на сложном японском рынке. Нет у них соответствующих навыков, знаний, а главное - терпения, так как для продвижения иностранных товаров в Японию требуются годы настойчивых усилий.

Нередко от японских представителей можно услышать тезис о том, что хотя теперь «нерешенность территориального вопроса не является главным сдерживающим фактором, но все же побуждает японские деловые круги принимать во внимание это обстоятельство».

Аргумент не нов, но не очень убедителен. В 70-е годы прошлого века, когда Советский Союз не признавал наличие в двусторонних отношениях территориальной проблемы, советско-японская торговля бурно росла, и были реализованы крупнейшие экономические проекты, в том числе по освоению ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

В Японии по-прежнему сохраняется настороженное, а порой и критическое отношение к России, далеко не преодолено восприятие России на основе стереотипов эпохи холодной войны. Потому считается преждевременным идти на более глубокое политическое и торгово-экономическое взаимодействие с Москвой с тем, чтобы не попасть в зависимость от России в сфере, например, поставок энергоносителей.

В этой связи наличие территориальной проблемы как нельзя кстати. Это своего рода «регулятор» двусторонних отношений. В период, когда интересы Японии диктуют потребность улучшения отношений с Россией, этот регулятор можно ослабить или на время отложить в сторону. Когда же возникает намерение занять более жесткий курс на российском направлений, то объяснение тому долго искать не придется - территориальная проблема.

Проблема территориального размежевания между Россией и Японией имеет длительную историю обсуждение которой, однако, не в состоянии вывести на вариант ее урегулирования.

В 1956 году не удалось зафиксировать границу между Россией и Японией в международно-правовом плане. Вместе с тем в статье 9 Декларации Советский Союз согласился на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что их фактическое передача Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией. россия япония отношения декларация

Советские руководители в последствии не признавали обязательства, зафиксированные в девятой статье. До 2001 года не делало этого и российское руководство. В Иркутском заявлении (25 марта 2001 года) президента В.Путина и премьера Е.Мори зафиксирована договоренность вести переговоры о заключении мирного договора на основе, в том числе и Декларации 1956 года. Это был совершенно логичный, но потребовавший от российского руководства немалого политического мужества шаг - готовность вести переговоры на основе «территориальной статьи» Декларации. Россия - продолжатель Советского Союза, а среди обязательств Советского Союза есть Декларация 1956 года.

Однако, если до этого шага российской стороны, японская сторона настойчиво настаивала на признании Москвой действенности девятой статьи, то когда это свершилось, последовали заявления - «этого недостаточно, т.к. Япония будет обсуждать судьбу островов Хабомаи и Шикотан только в едином пакете с островами Кунашир и Итуруп».

Историческая справка

Характер отношений между мужчиной и женщиной в Японии менялся в соответствии с доминирующим в данный период социальным укладом общества и определяемым им положением женщины. В далеком прошлом Япония была матриархальным обществом, в котором женщина обладала правами наследования собственности семьи. Те времена выдвинули много лидеров среди женщин. В повседневной жизни мужчины и женщины, по-видимому, пользовались равными общественными, политическими и экономическими правами.

Даже после того как в периоды Нара и Хэйан мужчины стали занимать главенствующие позиции в обществе, среди простых людей еще сохранялись относительно равноправные отношения, тогда как в аристократической среде мужчины обычно имели большую власть над женщиной. К концу периода Хэйан права женщин на наследование значительно ослабли, что ускорило их экономическое подчинение мужчинам.

Наиболее важной отличительной чертой Средневековья, известного как периоды Камакура и Муромати, стало развитие системы иэ, при которой главенствующая роль в политике и обществе отдавалась мужчинам. Иэ буквально означает «дом» в двояком значении - как жилое здание, постройка, и как семья, сообщество людей, живущих вместе, а также их хозяйство. Уклад иэ предполагал семейную систему расширенного объема, охватывающую не только членов одной семьи, но и их слуг, наемных работников, помогающих по хозяйству и т.п. В такой системе старший мужчина (т.е. отец или дед) имел огромную власть, и другие члены семьи были обязаны исполнять его распоряжения. Обычно от женщин, выходивших замуж за главу семьи, ждали сына, так как в системе патриархального уклада иэ первый сын получал права наследования и ему отводилась важная роль в поддержании и сохранении рода. Такая концентрация власти в семье помогала заботиться обо всех ее членах и отражала аналогичную структуру государственного правления. Японское общество того времени характеризовала развитая сословно-классовая система, при которой самураи отводили женщинам в рамках иэ важную связующую роль: посредством породнения разных фамилий [кланов] достигалось и поддерживалось их политическое могущество. Женщинам надлежало не только повиноваться своим мужьям, но и быть сильными, как подобает женам воинов, чтобы стать опорой для мужей и вести дом, когда те уходят на войну.

Взаимоотношения между мужчинами и женщинами начали существенно меняться в период Эдо, когда конфуцианство, ставшее официальной религией сёгуната Токугава, оказало огромное влияние на формирование японского национального характера. Получили широкое распространение многие идеи учения Конфуция, в т.ч. положение «мужчина вне и женщина внутри», которое и сейчас наблюдается в японском обществе (мужчина занимается всеми делами внешнего окружения: политикой, работой, обязанность женщины - дом и семья).

Следующая стадия перемен в отношениях полов началась с введением системы обязательного образования для мужчин и женщин в период Мэйдзи, когда Япония ускоренно и усердно заимствовала и усваивала западные идеи. Однако образование для мужчин и женщин было далеко не равноценно, отчасти потому что главная задача женских школ заключалась в целенаправленном воспитании рёсай-кэмбо (буквально: «хорошие жены и мудрые матери»). Занятия в женских школах были ориентированы главным образом на ведение домашнего хозяйства, в котором женщинам надлежало помогать мужьям и быть способными воспитать и научить всему необходимому своих детей. Только после Второй мировой войны все японцы, независимо; от пола, получили равные права, гарантированные новой конституцией страны. Кроме того, в 1986 году был принят Закон о равных возможностях найма, целью которого стало устранение дискриминации женщин при найме на работу. Таким образом, положение женщин в обществе постепенно укрепилось, но правда и то, что дискриминация все еще распространена, несмотря на изменения в законе.

Отношения между японскими мужчинами и женщинами претерпевают в последнее время быстрые изменения. Больше, чем когда-либо ранее, женщин работает вне дома; изменились взгляды на нормы отношений полов, так же как и на институт брака. Эти перемены заметны с разных точек зрения, которые мы рассмотрим ниже, используя термины японского языка, отражающие изменения подхода к браку и супружеским отношениям.

Японские выражения, относящиеся к женщинам.

Положение японских женщин в обществе все еще остается более зависимым, чем в большинстве западных стран. Это все более заметно на фоне растущей интернационализации мира. Причина, по которой женщины сталкиваются с трудностями в утверждении своих социальных позиций, по-видимому, связана с влиянием конфуцианства, которое продолжает оказывать сильное, хотя и не всегда осознаваемое, воздействие на японцев. К примеру, старое конфуцианское изречение гласит, что женщина в юности должна повиноваться матери, в зрелые годы - мужу, в старости - своему сыну. В структуре японского языка четко отражены эти нюансы отношений между мужчиной и женщиной. Обращаясь к мужу, большинство жен используют слово сюдзин, которое состоит из двух иероглифов, означающих «хозяин; главный человек». С другой стороны, по отношению к своей жене мужчины довольствуются словом канай, что буквально означает «внутри дома». Эти выражения очень хорошо иллюстрируют устойчивые традиционные понятия японцев о семье, по которым мужья главнее жен, а последние всегда должны быть дома, вести хозяйство и повиноваться мужьям. Подобные концепции также прослеживаются в порядке иероглифов, образующих сложные слова, определяющие разнополые группы: дандзё (мужчина и женщина), фу:фу (муж и жена) и т.д. - везде «мужской» иероглиф стоит на первом месте.

В японском языке очень много выражений, которые используются только применительно к женщинам, высмеивают их или указывают, как им следует себя вести. Приведем лишь три примера: отоко-масари, отэмба и хако-ири-мусумэ. Отоко-масари означает женщину, которая физически, духовно и интеллектуально превосходит мужчину. Но буквальное значение выражения «женщина, которая превосходит мужчину» зачастую на японском приобретает негативный оттенок, так как несет и дополнительное значение отсутствия женственности (сравните русское выражение «бой-баба»), а таких женщин обычно недолюбливают. Отэмба можно перевести на русский как «девушка-сорванец», так называют живых и подвижных девочек-подростков. Родители часто говорят отэмба о дочке, которая настолько энергична, что они не могут справиться с ней. От такой девочки, однако, ждут, что с возрастом она станет скромнее и покладистей. Хако-ири-мусумэ может быть переведено как «дочь в коробке»- Это выражение относится к дочери, с которой родители обращаются очень бережно, как с неким сокровищем. В прошлом многие ценили хако-ири-мусумэ за их кристальную репутацию, но в последнее время это выражение означает скорее чересчур простодушную «мамину дочку». Что касается брачных отношений, то в японском языке есть два выражения, как бы оказывающих психологическое давление на одиноких женщин. Тэкирэйки (брачный возраст) имеет неприятный подтекст, так как используется для оказания давления на женщину с целью побудить ее выйти замуж. Если она перешла брачный возраст и не вышла замуж, ее могут назвать урэнокори, словом, которое обычно означает непроданный, залежалый товар. Это очень жесткие, обидные выражения, и в наши дни к ним почти не прибегают. Но они еще живы в сознании людей, хотя сегодня каждая японка имеет право самой решать, когда и за кого выходить замуж.

Перемена в сознании мужчин и женщин, в их взглядах на взаимоотношения полов.

В современной Японии растет число высокообразованных людей, в их сознании происходит переоценка многих моральных критериев. Общепринятые взгляды на взаимоотношения мужчин и женщин в наши дни уже не столь актуальны, нормы сексуального поведения и взгляды на брак довольно сильно изменились. Сексуальные отношения между мужчиной и женщиной в Японии издавна были свободными, естественными и здоровыми (ResearchGroupforaStudyofWoman`sHstory, 1992, с. 106). Но половая жизнь женщин контролировалась мужчинами со времени периода Эдо, когда установки Конфуция обосновали абсолютную власть мужчин над женщинами. В те времена женщина, вступившая в интимные отношения с чужим мужчиной (не собственным мужем), жестоко наказывалась, хотя мужчинам открыто позволялось заводить наложниц, чтобы иметь сыновей и поддерживать систему иэ. Более того, правительство официально разрешило существование публичных домов и других мест, где мужчины встречались с проститутками. В эпоху Мэйдзи в обществе доминировало убеждение что незамужние женщины должны быть девственницами и молодые девушки воспитывались в большой строгости (там же, с. 193).

В наши дни под воздействием средств массовой информации отношение молодых людей к проблемам секса сильно изменилось. По сравнению с предыдущими поколениями молодые люди более свободно заводят друзей или подруг в свои 14 или 20 лет, и добрачные половые отношения, беременность и даже сожительство без брака менее подвергаются критике в сегодняшней Японии.

Можно выделить два вида браков в Японии - договорные (о-миаи) и «браки по любви». Разница между ними очень важна для понимания отношения японцев к супружеству. Договорные браки рассматривались больше как связь между разными семьями (фамилиями, родами), чем личные отношения между мужчиной и женщиной. В прошлом именно так сочетались браком большинство мужчин и женщин, которые никогда не встречались ранее. Традиционно представители обеих семей сами выбирали партнеров для будущего супружества. Сегодня система договорных браков претерпела существенные изменения, но и поныне это один из немногих шансов для японцев познакомиться и узнать друг друга в стремительной современной жизни. Нередко договорная встреча со временем приводит к созданию хороших отношений, и все заканчивается успешным браком.

«У меня нет желания докучать Японии». В апреле 2017 года Путин встретился с Абэ в Кремле тет-а-тет только в присутствии переводчиков. Это был ответ президента Путина японскому премьеру, который призвал принять надлежащие меры в отношении северокорейской проблемы.

Абэ потребовал отменить регулярный паром, курсирующий между Владивостоком и северокорейским Расоном. Стало известно о проекте , который ранее использовался для незаконной отправки денег и контрабанды, в связи с чем распространились опасения по поводу нарушения санкций. «Этот вопрос решен в рабочем порядке», — заявил Путин, проигнорировав требования Абэ.

Путин и Абэ провели 20 встреч. Среди них были встречи тет-а-тет, о которых просил Абэ. Японский лидер пытается сдвинуть с мертвой точки проблему «северных территорий», основываясь на личных отношениях. В свою очередь глава России рассматривает Абэ сквозь призму мировой стратегии с учетом США. Он надеется на экономическое сотрудничество с Японией на российском Дальнем Востоке, однако с точки зрения мировой стратегии польза страны восходящего солнца сомнительна для Путина.

Контекст

Российская нефть под японским прицелом

«Нихон кэйдзай» 15.01.2018

Япония пригласит Путина обсуждать Курилы?

Japan Today 09.01.2018

СМИ Японии: «северные территории» все дальше

ИноСМИ 26.12.2017

Москва и Токио держат эти переговоры в секрете

The National Interest 13.12.2017 У руководителей, с которыми российский лидер находится в близких отношениях, много общего. Глава КНР Си Цзиньпин, . Все они являются патриотами и сильными руководителями, уделяющими особое внимание практической выгоде.

Дзюдоист Путин, любящий Японию, симпатизирует Абэ, который старается находиться во главе страны как можно дольше. Однако что касается ядерной и ракетной проблемы КНДР, то глава Японии придерживается жесткого курса, как и президент США Дональд Трамп.

Между Абэ и Путиным, который находится в конфронтации с США и который относится к санкциям негативно, есть противоречия. Даже украинская проблема, вылившаяся в окончательную конфронтацию между Россией и Западом, лишь показала, что Япония является неотъемлемой частью развитых стран.

В декабре 2017 года прошла Генассамблея ООН, на которой , аннексированном Россией. По информации дипломатического источника, Путин предложил сотрудничество не Абэ, а президенту РК Мун Чжэ Ину и президенту Филиппин Родриго Дутерте. Они возглавляют страны, являющиеся союзниками США, однако во время голосования РК воздержалась, а Филиппины проголосовали против.

Непосредственно перед принятием резолюции в Москве встретились секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев и секретарь Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти (Shyotarou Yachi). Япония дождалась окончания этой встречи и присоединилась к совместной резолюции, заняв прозападную позицию. Путин видит Абэ насквозь.

Глава России также не забыл инцидент, произошедший в мае 2015 года. В Москве прошла церемония, посвященная 70-летию победы над фашистской Германией. Главы западных стран бойкотировали мероприятие по причине агрессии на Украине, однако Путин думал, что Абэ приедет, как и на церемонию открытия Олимпиады в Сочи. Глава Японии до последнего момента зондировал почву на предмет визита в Россию, однако в конечном итоге проявил заботу о США.

Для Путина, провозгласившего возрождение сильной России, Япония представляет ценность с точки зрения экономики и козыря в отношении США. Сейчас Путин, находящийся в жесткой конфронтации с Западом, сосредоточен на том, чтобы расшатать союзнические отношения США.


© РИА Новости, Григорий Сысоев

Он пытается использовать Абэ в качестве антиамериканского козыря, однако глава Японии производит впечатление человека, который не может проводить независимую от США дипломатию, как это было в случае с 70-летием победы над Германией.

После встречи в Москве, которая прошла в апреле 2017 года, состоялась совместная пресс-конференция. Абэ называл Путина по имени — Владимир, однако российский лидер говорил «премьер Абэ» или «г-н Абэ». Путин дистанцируется от Абэ и при этом ищет свою выгоду.

Наметилась тенденция к сокращению времени встреч Путина и Абэ. По информации японской стороны, в апреле 2017 года она длилась 50 минут. Сентябрьские переговоры во Владивостоке длились 20 минут; ноябрьская встреча во Вьетнаме завершилась через 15 минут.

Возможно, Путин озабочен президентскими выборами, которые пройдут в марте. После своего переизбрания Путин будет находиться у власти шесть лет. Ему нет смысла торопиться с переговорами с Японией.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.