Биографии Характеристики Анализ

Жизнь соло или отношение к одиночеству. Поведение при сексуальных отношениях

Экология жизни. Психология: Отношение к одиночеству в современном обществе стремительно меняется. Жизнь по одиночке нам гораздо удобнее. Индивидуализм - не тенденция, это уже реальность.

Отношение к одиночеству в современном обществе стремительно меняется. Жизнь по одиночке нам гораздо удобнее. Индивидуализм - не тенденция, это уже реальность.

Нас долго приучали к тому, что каждый из нас – часть семьи, клана, коллектива, что наше предназначение – жить ради других и вместе с другими. Но сегодня индивидуальная жизнь отдельного человека становится все более ценной. Свобода и личностное развитие оказываются важнее любых ограничений и даже привязанностей. Жизнь соло явно становится тенденцией. И это не новая идеология, это – новая реальность.

В мире все больше людей предпочитают жить сами по себе, одни, и эту тенденцию уже невозможно не замечать. Но книга американского социолога Эрика Кляйненберга «Жизнь соло: Новая социальная реальность» наверняка изменит представления многих из нас о современном феномене «одиночек».

Основываясь на десятках авторитетных исследований и сотнях собственных интервью, Кляйненберг показывает, что мы все меньше хотим делить свой дом с другими людьми. И хотя в России есть планы закрепить чуть ли не законодательно понятие «традиционной семьи», в мире этот идеал остался в прошлом. Сегодня живут одни более половины американцев, примерно треть домохозяйств состоит из одного человека в Японии, наиболее быстрый рост числа «одиночек» отмечен в Китае, Индии и Бразилии.

В мировом масштабе число тех, кто живет один, за десять лет с 1996 по 2006 год увеличилось на треть *. Все больше россиян, когда у них появляется возможность иметь собственное жилье, выбирают преимущества свободной жизни в одиночку. Как отмечает психотерапевт Виктор Каган, «мы можем ратовать за традиционные семейные ценности, но не можем не считаться с происходящими изменениями». Понять их пытается Эрик Кляйненберг. Собранный им материал и выводы, к которым он приходит в книге «Жизнь соло», опровергают главные мифы о тех, кто выбрал одиночество.

Миф первый: Мы не приспособлены к жизни соло

Это заблуждение было истиной на протяжении тысячелетий. «Тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном плане существо, либо сверхчеловек», – писал Аристотель, понимая под государством коллектив, общность людей. И эта категоричность вполне объяснима. Веками человек физически и экономически не способен был выживать в одиночку. Это может прозвучать цинично, но святость семьи и социальных уз (родственных, племенных, каких угодно еще) веками была обусловлена задачами выживания. Сегодня такой необходимости нет. Во всяком случае, в западном мире. «Множество обеспеченных граждан в развитых странах используют свои капиталы и возможности именно для того, чтобы отгородиться друг от друга», – пишет Кляйненберг. И выводит четыре основных социальных фактора, обусловивших нынешнюю популярность жизни в одиночку.

Жизнь соло – ценный ресурс для творчества и развития личности. И это касается как мужчин, так и женщин.

Изменение роли женщины – она может сегодня работать и зарабатывать наравне с мужчиной и не обязана считать своим предназначением семью и деторождение.

Революция в средствах коммуникации – телефон, телевидение, а затем и интернет позволяют не чувствовать себя отрезанными от мира.

Массовая урбанизация – выжить одному в городе намного легче, чем в сельской глубинке.

Увеличение продолжительности жизни – многие вдовы и вдовцы сегодня не торопятся вступать в новый брак или перебираться к детям и внукам, предпочитая вести активную самостоятельную жизнь.

Иными словами, эволюция человека и общества преодолела многие негативные аспекты жизни в одиночестве. На передний план вышли позитивные, которых оказалось немало. «Ценности продолжения семейных традиций уступают место ценностям самореализации», – считает Виктор Каган.

В условиях стремительного развития цивилизации мы можем реализовать себя, только если будем социально активными, профессионально мобильными, открытыми к переменам. Возможно, люди и не были созданы для одиночества. Но и для общения в интернете или вождения автомобиля они тем более созданы не были. Однако же неплохо (в целом) справляются. То же происходит, вероятно, и с жизнью соло.

Миф второй: жить одному – значит страдать

Одиночки – те, кто живет один, а не те, кто страдает от одиночества, подчеркивает Кляйненберг. Оговорка принципиально важна, потому что два этих понятия в большинстве языков и культур синонимичны – раз живешь один, значит, тебе непременно одиноко. Недаром ведь пожизненное заключение в одиночной камере считается во многих странах наказанием даже более суровым, чем смертная казнь.

Но всем ли так страшно одиночество? «Тот, кто недостаточно развит как личность, кто не способен вступать в отношения с миром один на один, в уединении действительно страдает. Он лишается связей с другими людьми и не находит в самом себе достойного собеседника, – считает психолог Дмитрий Леонтьев. – А выдающиеся люди – духовные учителя, писатели и художники, ученые, полководцы – очень ценили одиночество как важнейший ресурс творчества и саморазвития». Судя по всему, число таких людей постоянно растет. И растет в равной степени среди мужчин и женщин.

Правда, никаким историческим переменам не под силу отнять у женщины функцию матери. И поэтому одинокая женщина, приближаясь к возрастному пределу, за которым рождение ребенка уже невозможно, не может не испытывать беспокойства. И тем не менее женщины все реже вступают в брак только ради возможности стать матерью.

«У моего любимого поэта Омара Хайяма есть знаменитые строчки: «Ты лучше голодай, чем что попало ешь, и лучше будь один, чем вместе с кем попало », – говорит 38-летняя Евгения, химик-технолог.

– Зачем я должна мучиться с нелюбимым человеком, если я прекрасно живу сама по себе? Ради ребенка? А вы уверены, что он вырастет счастливым в семье, где родители не любят друг друга? Мне кажется, в таких семьях люди и страдают от одиночества – неважно, сколько там народу вместе под одной крышей».

Это наблюдение почти дословно повторяет тезис социального психолога Джона Качиоппо (John T. Cacioppo): «Ощущение одиночества зависит от качества, а не от количества социальных контактов. Здесь важен не тот факт, что человек живет один, важно, ощущает ли он себя одиноким. Все, кто развелся со своим супругом или супругой, подтвердят, что нет жизни более одинокой, чем жизнь с человеком, которого вы не любите ».

Так что жизнь соло совсем не обязательно оказывается мучением , и не стоит думать, будто одиночка непременно одинок и несчастен. «Одним из проявлений бегства от одиночества служит устойчивый массовый спрос на тренинги общения, – не без иронии замечает Дмитрий Леонтьев. – Представляется, что тренинги одиночества, обучение использованию одиночества как ресурса развития были бы гораздо более продуктивны».

Миф третий: одиночки бесполезны для общества

Даже если оставить в стороне легендарных отшельников и философов, чьи наставления и откровения стали серьезной частью духовного опыта человечества, этот тезис не выдерживает критики.

Современный городской образ жизни во многом сформирован именно одиночками и их потребностями. Бары и фитнес-клубы, прачечные и службы доставки еды возникли прежде всего потому, что в их услугах нуждались люди, живущие в одиночестве. Как только их число в городе достигало некой «критической массы», город, отвечая их потребностям, создавал все новые услуги, которые пришлись очень кстати и семейным людям.

32-летний Павел работает экономистом. Постоянной девушки у него нет, и создавать семью он пока не стремится. Живет один и вполне этим доволен. «Мне часто приходится ездить в командировки, – говорит он. – Работать допоздна или в выходные. Вряд ли семье все это будет на пользу, но мне нравится моя работа, и я чувствую, как становлюсь настоящим профессионалом высокого класса».

На нехватку общения Павел не жалуется, друзей у него хватает. Он регулярно помогает волонтерам в поисках пропавших людей, да еще и консультирует время от времени по экономическим вопросам муниципальных депутатов. Так что и с точки зрения социальной вовлеченности Павла никак не назовешь «отрезанным ломтем».

Его образ жизни – подтверждение мировой статистики, согласно которой одинокие люди в среднем в два раза чаще ходят в клубы и бары , чем те, кто состоит в браке, чаще едят в ресторанах, посещают музыкальные и художественные классы и участвуют в волонтерских проектах.

«Есть все основания утверждать, – пишет Кляйненберг, – что живущие в одиночестве люди компенсируют свое состояние повышенной социальной активностью, превышающей активность тех, кто проживает совместно, а в городах, где много одиночек, бурлит культурная жизнь». Словом, если кто-то и стимулирует сегодня развитие общества, то это как раз в первую очередь одиночки.

Миф четвертый: мы все боимся остаться одни в старости

Опровержение этого мифа – возможно, одно из самых удивительных открытий книги «Жизнь соло». Как выясняется, пожилые люди, которым веками приписывали неспособность жить в одиночку, все чаще выбирают именно такую жизнь .

«Пространство общения стало неизмеримо шире, чем было даже всего полвека назад, оберегая от одиночества, но избавляя от «трения боками», – объясняет Виктор Каган. – Это может привлекать даже пожилых людей.

«Мы разные, – сказал мне 65-летний друг, – мне утром нужны моя чашка кофе и трубка, на обед кусок мяса, нравится полный дом гостей и к порядку в доме я равнодушен, а она мою трубку не переваривает, ортодоксальная вегетарианка и целыми днями готова снимать пылинки с вещей, но мы любим друг друга – вот и стали жить в разных домах, ездим друг к другу в гости по выходным или вместе к детям, вместе путешествуем и совершенно счастливы».

Но и лишившись по тем или иным причинам партнера, пожилые люди вовсе не спешат обзаводиться новым или перебираться к выросшим детям. Главная причина – устоявшийся уклад жизни. В него трудно «вписать» нового человека. И еще труднее самому «вписаться» в чужой дом, даже если речь идет о семье собственных детей.

Многие пожилые люди отмечают, что не хотят быть свидетелями проблем в семьях детей или ощущать себя обузой для них, а общение с внуками из радости слишком часто превращается в нелегкую работу.

Словом, аргументов множество, но вывод один: старики тоже хотят быть одни и все чаще предпочитают жизнь соло . И если в 1900 году лишь 10% престарелых вдов и вдовцов в США жили в одиночестве, пишет Кляйненберг, то в 2000-м их было уже заметно больше половины (62%).

Еще в 1992 году живущие в одиночестве люди старшего возраста были в большей степени довольны жизнью, имели больше контактов с социальными службами и имели не больше нарушений физических или умственных способностей, чем их сверстники, которые жили с родственниками.

К тому же те, кто живет в одиночестве, оказывались более здоровыми, чем жившие с другими взрослыми людьми – за исключением супруга/супруги (а в некоторых случаях – даже и тех, кто живет вместе с партнером).

Стоит ли удивляться, что пожилые люди во всем мире – от Америки до Японии, где семейные ценности традиционно сильны, – сегодня все чаще предпочитают жить соло, отказываясь переезжать к детям и тем более – в дома престарелых?

Возможно, многим из нас нелегко смириться с мыслью о наступлении «эпохи одиночек». И наши родители, и бабушки с дедушками исповедовали совсем другие ценности, которые передали и нам. Теперь нам предстоит сделать выбор: жизнь вместе с родными или одним, общие планы или личное удобство, традиция или риск ? Освободившись от мифов, мы сумеем лучше понять себя и более трезво взглянуть на тот мир, где будут жить наши дети. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

Новость о выходе книги Эрика Кляйнберга «Жизнь соло» (не одиноких, уточняет он, а предпочитающих жить в одиночку) вернула меня ко многим разговорам последних лет. Мне это интересно по нескольким причинам: я вырос, когда так жить было исключением из правила; постоянно сталкиваюсь с сетованиями на то, что взрослые дети не хотят обзаводиться семьями, и просьбами о помощи; мне интересна жизнь моих молодых друзей.

Условия жизни становятся все более обустроенными, требующими меньших усилий, роль семьи как средства выживания становится меньше. Ценности продолжения семейных традиций уступают место ценностям саморазвития и самореализации в их взаимодействии с неизбежными при быстром развитии цивилизации требованиями социальной и профессиональной гибкости, мобильности. Индивидуальная свобода, предполагающая не просто принятие от семьи эстафетной палочки жизненных и моральных ориентиров, а выработку собственной позиции в жизни и возможности ее развития, требует все большего уважения к себе – сегодня даже дошколята настаивают на нем больше, чем некогда могла позволить себе молодежь. Изменились представления о готовности к браку. Раньше в него можно было прыгнуть, как в реку, и выплывать то вдвоем, то за переборкой в и без того полной лодке родительских семей. Сегодня брак перестал быть условием сексуальности, а женщину, рожающую в 30–35 лет, не назовут, как раньше, старородящей. Он требует личностной и социальной зрелости, материальной готовности, на достижение которых уходит больше времени и усилий, чем раньше. Да и в требованиях к браку индивидуальная свобода жизнетворчества (понятие Д.А. Леонтьева) занимает все большее место. Это может вызывать возражения, но давайте посмотрим, имеет ли смысл лобовое противопоставление такой свободы и, скажем, родительства: разве жизненная самостоятельность и, как говорят корабелы, остойчивость вместе с переживанием полноты самореализации не делают нас более счастливыми и уже поэтому лучшими родителями, чем если бы мы не снимали каблук с «горла собственной песни»?

В сегодняшней жизни можно жить одному, не будучи одиноким: пространство общения стало неизмеримо шире, чем было даже всего полвека назад, оберегая от одиночества, но избавляя от «трения боками». Это может привлекать даже пожилых людей. «Мы разные, – сказал мне 65-летний друг, – мне утром нужны моя чашка кофе и трубка, на обед кусок мяса, нравится полный дом гостей, и к порядку в доме я равнодушен, а она мою трубку не переваривает, ортодоксальная вегетарианка и целыми днями готова снимать пылинки с вещей, но мы любим друг друга – вот и стали жить в разных домах, ездим друг к другу в гости по выходным или вместе к детям, вместе путешествуем и совершенно счастливы». А людям молодым такая раздельная жизнь помогает проверить отношения на истинность и прочность, лучше притереться друг к другу.

Ты выступаешь в роли адвоката дьявола – говорят мне. Я отступаю: хорошо, молчу, делайте как знаете. И слышу в ответ – а что мы можем поделать?! У людей постарше всегда есть возможность попытаться понять детей и не растрясти на ухабах конфликтов вокруг традиционных ценностей отношения с ними. Людям помоложе имеет смысл вглядеться и вслушаться в себя, чтобы не сталкивать лбами мысли и чувства, а прийти к осмысленным чувствам и прочувствованным мыслям о том, как строить свою жизнь сейчас и дальше. Это не мороженое съесть, но игра стоит свеч. Мне остается только пожелать читателю счастливой встречи с книгой Эрика Кляйнберга, чтобы в тишине и без спешки сделать ее из книги для всех книгой для себя.

Об этом:

Эрик Кляйнберг «Жизнь соло», Альпина нон-фикшн, 2013

FURFUR продолжает публиковать по воскресеньям отрывки только что изданных книг, произведения молодых авторов, научные и философские эссе, открытые письма и другие интересные тексты, на которые не жаль потратить вечер. В этом выпуске рубрики - отрывок из книги социолога Эрика Кляйненберга о том, как современные американцы живут поодиночке и к чему всё это ведёт.

Вслед за послевоенным поколением беби-бумеров западную цивилизацию накрыла волна одиночек. Молодые профессионалы, разведённые мужчины и женщины, пожилые - всех этих людей объединяет тот факт, что сегодня они предпочитают жить отдельно. Жизнь соло - это новый виток в развитии общества, утверждает профессор социологии Нью-Йоркского университета Эрик Кляйненберг.

В 1950-е только 22 % взрослых американцев можно было назвать одинокими, сегодня же таких почти 50 %. 31 миллион из этих 50 % - практически каждый седьмой - живёт в одиночку. Всего в США 28 % одиноких домохозяйств, то есть таких домов, где живёт всего один индивид. Подобная цифра более чем впечатляет - очевидно, что социальный опыт этих людей скоро начнёт структурировать города и изменять экономику. Скорее всего, это уже происходит.

В своей книге 2012 года Going Solo профессор Кляйненберг со всех сторон исследует этот гигантский демографический сдвиг. Опираясь на более чем 300 интервью и бесчисленные научные работы, он выясняет историю вопроса, даёт рецепты жизни в одиночку и объясняет, что в таком способе существования нет ничего плохого - жить одиноко совсем не значит чувствовать себя подобным образом.

На русском языке эта книга выходит в феврале в издательстве «Альпина нон-фикшн». FURFUR публикует внушительный фрагмент из её «Вступления».

Эрик Кляйненберг

профессор социологии в Нью-Йоркском университете. Автор статей в журналах New Yorker, Rolling Stone, Time Magazine и др.

«Жизнь соло»

ЭРИК КЛЯЙНБЕРГ

Введение

В начале Ветхого Завета описано, как Бог день за днём создавал мир - небо и землю, воду, свет, день и ночь, самых разных живых существ. И видел Бог, что все его творения хороши. Однако, создав Адама, Бог заметил: «Плохо, когда человек один» - и сотворил Еву.

Со временем запрет на жизнь в одиночестве перекочевывает из теологии в философию и литературу. В трактате «Политика» Аристотель вывел следующее умозаключение: «...человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живёт вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек...» Греческий поэт Феокрит заявлял: «Человеку всегда будет нужен человек», а убежденный стоик, римский император Марк Аврелий дал следующее определение: «Люди - это социальные животные».

Впрочем, это свойство отнюдь не выделяет человека из среды других животных. (Аристотель, увы, был прав только наполовину.) Звери предпочитают жить в одиночку лишь при определённых обстоятельствах, например при нехватке пищи. В обычных же условиях большинство видов животных лучше выживает в группах. В коллективной жизни идёт борьба за положение и статус, время от времени возникают конфликты и даже жестокие столкновения. Тем не менее такие преимущества, как защита от хищников, возможности совместной охоты, улучшенные условия воспроизводства и другие, значительно перевешивают недостатки жизни в коллективе. Даже орангутанги, которые, как широко известно, предпочитают «отшельнический» образ жизни, первые семь-восемь лет после рождения живут со своей матерью. По мнению Карела ван Шайка - специалиста-приматолога Университета Дьюка, обитающие в богатых пищей болотистых джунглях Суматры орангутанги так же «социальны и общительны», как и их родственники шимпанзе.

Орангутанги - далеко не единственные представители животного мира, о которых у людей сложились не совсем правильные представления. Оказывается, очень общительны и крабы-отшельники - они не могут существовать в одиночку и лучше всего выживают в популяции, насчитывающей до сотни особей. В инструкции одного зоомагазина рекомендуется «держать в аквариуме не менее двух особей каждого вида». Причина очень простая: одиночество для краба-отшельника чревато стрессами и болезнями. Тела одиноких крабов в буквальном смысле отказываются служить своим владельцам, в результате чего животное может потерять ногу или клешню.

Во все исторические эпохи властители прекрасно понимали, насколько пагубно для людей состояние изоляции. В древние времена ссылка считалась самым страшным после смертной казни наказанием. (Заметим, что находились и такие, кто ставил ссылку на первое место.) В конце XVIII в. и на протяжении XIX в. в системе тюремного наказания заметно усиливалась роль одиночного заключения. Английский юрист Уильям Пейли отмечал, что одиночное заключение «усиливает боязнь наказания» и, следовательно, становится фактором, сдерживающим рост преступности. В наши дни в США приблизительно 25 000 заключённых содержатся в тюрьмах категории «супер-макс». Один известный психолог подчеркивал, что в подобных тюрьмах «заключённые живут в такой тотальной и антигуманной... изоляции, которая ранее никогда не существовала». И критики, и сторонники одиночного заключения как меры наказания используют для его описания одни и те же слова - «смерть заживо».

Но самым ярким свидетельством тяги людей к жизни в коллективе является, разумеется, создание семьи. На протяжении всей истории человечества во всех культурах именно семья, а не отдельный индивид составляют основу общественной и экономической жизни. Такое положение вещей объясняется рядом причин. Как утверждают эволюционные биологи, представителям ранних человеческих сообществ жизнь в коллективе предоставляла конкурентные преимущества в вопросах обеспечения безопасности, добывания пищи и возможности воспроизводства. Специалисты в области общественных наук Николас Кристакис и Джеймс Фаулер утверждают, что в результате процесса естественного отбора у людей появилась генетическая предрасположенность к созданию тесных социальных связей.

В 1949 г. антрополог из Йельского университета Джордж Мёрдок составил обзор почти 250 «репрезентативных культур» самых разных уголков планеты и самых разных исторических эпох. В этом обзоре он, в частности, отмечал: «Нуклеарная семья является универсальной формой объединения людей, представляет собой базовую основу, на которой строятся более сложные семейные формы. Семья - это высокофункциональная и чётко выраженная группа, которая встречается во всех известных нам обществах. Для этого правила я не смог найти каких-либо исключений».

С тех пор некоторые учёные пытались опровергнуть аргументацию Мёрдока, ссылаясь на отдельные формы организации жизни и быта (например, кибуц), которые никак не попадают в классификацию нуклеарной семьи. Аргументация оппонентов Мёрдока всегда сводилась к наличию альтернативных коллективов, превышающих по численности обычную семью. Этот научный спор так и не закончен, однако обе стороны могут сойтись в одном: во все времена и по всей планете человек организовывал свою жизнь так, чтобы находиться не в одиночестве, а с себе подобными.

Средний возраст вступления в первый брак «поднялся до самой высокой планки и за последние полвека увеличился на пять лет».

Однако сегодня ситуация изменилась.

В последние полвека человечество приступило к осуществлению уникального социального эксперимента. Впервые в истории значительное число жителей планеты самых разных возрастов, придерживающихся самых разных политических взглядов, начали жить одиночками (В этой книге я использую термин «одиночка» (singleton) для описания людей, которые живут одни. Одинокие (singles) могут жить, а могут и не жить одни (у некоторых есть сексуальные партнеры, дети или соседи по совместно арендуемой квартире). Не все одинокие являются одиночками. - Прим. авт. ). До недавнего времени большинство рано связывали себя узами брака с твёрдым намерением не расставаться до смертного часа. В случае ранней кончины одного из партнеров второй быстро вступал в новый брак; если же партнер умирал в преклонном возрасте, то оставшийся в живых воссоединялся со своей семьёй. Сейчас принято жениться / выходить замуж гораздо позже, чем это делали наши предки. Согласно результатам исследований, проведенных Исследовательским центром Пью (PewResearchCenter), средний возраст вступления в первый брак «поднялся до самой высокой планки и за последние полвека увеличился на пять лет». Иногда за браком следует развод, после которого человек на годы, а то и десятилетия остаётся одиноким. Вдовец или вдова, пережившие супруга или супругу, делают все возможное для того, чтобы не жить с другими родственниками, в частности с собственными детьми. Иными словами, человек на протяжении всей жизни предпочитает чередовать условия проживания: один, вместе, вместе, один.

До недавнего времени многие рассматривали жизнь в одиночестве как переходный период между более устойчивыми формами организации жизни и быта, будь то нахождение нового партнера или переезд в дом престарелых. Теперь такой подход остался в прошлом - впервые за всю историю страны большинство американских взрослых являются одинокими. Среднестатистические американцы проведут большую часть взрослой жизни не в браке и большую часть «внебрачного периода» будут жить в одиночестве. Мы привыкаем к такой ситуации. Мы осваиваем жизнь соло и вырабатываем новые способы существования.

Сухие цифры никогда не в состоянии отразить полную картину происходящего, но в данном случае статистика просто поразительна. В 1950 г. 22 % американцев были одинокими; 4 млн человек жили отдельно, что составляло 9 % всех домохозяйств. В то время одинокую жизнь вели в основном люди в отдалеённых и обширных по территории штатах страны - на Аляске, в Монтане и Неваде, то есть там, где была работа для одиноких мужчин, которые относились к своей ситуации как к короткому переходному периоду, за которым следует обычная семейная жизнь.

В наши дни одинокими являются более 50% взрослых американцев; 31 млн человек - приблизительно один из семи взрослых - проживают в одиночестве. (В эту статистику не входят 8 млн обитателей частных и государственных домов престарелых и тюрем). Одинокие составляют 28 % всех американских домохозяйств. Одинокие и бездетные супружеские пары - самые распространенные категории и по числу домохозяйств «обгоняют» такие формы организации проживания, как нуклеарная семья, семья из нескольких поколений, живущих под одной крышей, соарендаторы квартир или определённая группа людей, живущая в специально для неё снятом или построенном доме. Возможно, вы удивитесь, но жизнь в одиночестве является одной из самых жизнестойких форм организации домохозяйства. Исследования, длившиеся пять лет, выявили, что одинокие люди не склонны менять свой образ жизни, равно как место жительства. Именно эта группа населения по сравнению со всеми остальными группами, за исключением категории женатых пар с детьми, является наиболее стабильной в том, что касается формы проживания.

Современные одиночки, собственники или арендаторы квартир - это главным образом женщины, которых в общей сложности насчитывается 17 млн. Число одиноко живущих мужчин составляет 14 млн. Из общего количества взрослых представителей обоих полов 15 млн принадлежат к возрастной группе 35–64 года, около 10 млн составляют престарелые (В этой книге я применяю определения «старый» и «престарелый» к лицам старше 65 лет - именно такой возрастной порог используется в статистике. При этом я не стремлюсь как-либо описать социологический аспект старения. Многие люди старше 65 лет не чувствуют и не называют себя престарелыми. - Прим. авт. ). Число молодых взрослых (между 18 и 34 годами) достигает 5 млн по сравнению с 0,5 млн в 1950 г. Молодые взрослые представляют собой наиболее быстро растущий сегмент одинокой части населения.

В отличие от своих предшественников наши одинокие современники проживают в определенных районах крупных городов по всей стране. Городами с наибольшим числом проживающих в одиночестве людей являются Вашингтон, Сиэтл, Денвер, Миннеаполис, Чикаго, Даллас, Нью-Йорк и Майами. Более половины обитателей Манхэттена проживает в квартирах, рассчитанных на одного человека.

Несмотря на распространённость «жизни в одиночестве», этот феномен мало обсуждают и он малопонятен. Повзрослев, мы стремимся переехать в собственные стены, но сомневаемся, стоит ли долго вести такой образ жизни, даже если он полностью нас устраивает. Мы переживаем за судьбу не нашедших своей «половинки» друзей и родственников, даже если те твердят, что все у них в полном порядке и они встретят кого-нибудь, когда придёт время. Мы стараемся поддержать престарелых родителей, а также вдовствующих дедушек и бабушек, проживающих отдельно, и теряемся, когда те заявляют, что никуда не хотят переезжать и собираются коротать век в одиночестве.

Распространяясь все шире и шире, феномен одиночества перестаёт быть делом сугубо личным и приобретает общественное значение. К сожалению, его чаще всего рассматривают однобоко - как следствие человеческой самовлюбленности, серьёзную социальную проблему, вызванную растущей фрагментацией общества и индивидуализацией его членов. Подобные нравственные оценки, в сущности, не выходят за крайне узкие рамки романтических идеалов сериала «Отец знает лучше» и гламурных соблазнов «Секса в большем городе». На самом деле жизнь в одиночестве гораздо более разнообразна и комфортна, чем кажется со стороны. Становясь все более популярным, этот феномен изменяет «социальную ткань» и представление о человеческих взаимоотношениях, влияет на особенности градостроительства и развития экономики. Феномен одиночества оказывает значительное воздействие и на процесс личного взросления, старения и умирания. Это явление так или иначе затрагивает все социальные слои населения и почти все семьи, вне зависимости от их социального положения и состава в данный конкретный момент.

Это явление гораздо шире, чем большинство из нас себе представляет. Можно, конечно, пытаться объяснить растущее число живущих в одиночестве людей исключительно американской спецификой, следствием того, что литературный критик Гарольд Блум назвал национальной «религией самообеспечения». Ведь американцы издавна гордятся своей независимостью и самодостаточностью. Томас Джефферсон назвал индивидуализм величайшим символом американской жизни, а историк Дэвид Поттер подчеркнул, что американцы рассматривают это понятие, как святыню. В книге «Склонности сердца» (HabitsoftheHeart) социолога Роберта Беллы и его соавторов описаны две традиции американского индивидуализма. «Утилитарный индивидуализм», ярким выразителем которого является Бенджамин Франклин, основан на вере в то, что общество процветает тогда, когда каждый его член преследует в первую очередь свои собственные цели. Именно это понимание индивидуализма породило такие либертарианские черты американского общества, как свобода личности и широкий спектр гражданских прав. Представителем «экспрессивного индивидуализма» является Уолт Уитмен, прославляющий торжество индивида (что очевидно из текста первой строчки первого издания сборника «Листья травы»). Вдохновленная Уитменом Америка и по сей день продолжает заниматься поисками самой себя и смысла своего существования. Несмотря на различие в целях и декларируемых ценностях, эти два понимания индивидуализма представляют собой культурное обоснование того, что личность необходимо ставить выше общества. Для нас, американцев, такое понимание жизненных ценностей является основополагающим.

Давайте вспомним одного из виднейших мыслителей и общественных деятелей Ральфа У. Эмерсона. В известном эссе «О доверии к себе» он предупреждал о том, что «общество повсеместно плетёт заговор против своих собственных членов», а также дает совёт, как такой ситуации избежать. «Оправдайте себя перед самим собой - и вы получите одобрение всего мира». Сосед Эмерсона - Генри Д. Торо - выступил за идею самообеспечения и расчёта исключительно на собственные силы более драматичным способом: он демонстративно переселился в хижину около Уолденского пруда. «Там, где я живу, так же уединённо и одиноко, как в прериях, - писал он. - Иногда даже кажется, что в моём маленьком мире звёзды, солнце и луна светят только для меня». Торо считал, что в таких идеальных условиях нет места одиночеству. «Чёрная меланхолия не посещает того, кто живёт на Природе и усмирил свои страсти и чувства... Лишь один-единственный раз в течение одного часа я ощущал, что меня угнетает чувство одиночества. Я начал думать о том, что человеческое соседство необходимо для ведения спокойной и здоровой жизни. Я был один, и в этом было что-то неприятное...» Но через некоторое время «я снова увидел свежесть и красоту Природы... которые оттенили и сделали незначительными надуманные радости человеческой близости, после чего я никогда больше не вспоминал о них».

Мудрость аргументов Эмерсона и Торо вдохновляла поколения американских индивидуалистов, которые прокладывали свой собственный путь в этом мире. Это были одинокие покорители необъятных территорий на западе страны. Детективы с поднятыми воротниками пальто в тёмных городских переулках. Любители приключений, которые, чтобы познать себя, ехали в необжитые районы. Такие одиночки стали символом американской поп-культуры и живым воплощением романтических представлений об абсолютно свободном человеке. Было бы логично сделать вывод о том, что современные городские одиночки продолжают эту традицию.

Однако этот вывод оказался бы ошибочным.

Американцы так и не приняли индивидуализм окончательно, потому что скептически относятся к его экстремальным формам.

Алексис де Токвиль указывал на существование двух понятий: инертного индивидуализма, «приводящего к тому, что каждый гражданин стремится изолироваться от всех остальных, ограничивая своё общение кругом семьи и друзей» и одновременно обязательного кодекса морального поведения, объединяющего граждан в самых разных сообществах и организациях. Хотя такие трансценденталисты, как Эмерсон и Торо превозносили добродетели одиночества, уход от мира для них всегда был временным явлением. Они воспринимали одиночество как путь к вдохновению, способ подпитаться мудрыми мыслями, которые послужат общему благу по возвращении назад в общество.

На самом деле героический индивидуализм трансценденталистов сильно преувеличен. Ключевые фигуры этого движения - уже упомянутые Эмерсон и Торо, а также Бронсон Олкотт, Элизабет Пибоди и Маргарет Фуллер - активно участвовали в общественной и политической жизни. Однако тот же Торо в период своего двухлетнего (1845–1847 гг.) затворничества в хижине у Уолденского пруда редко находился в одиночестве и во всех смыслах был крайне далек от ведения натурального хозяйства и достижения самодостаточности. Его «хижина», как прекрасно знают нынешние её посетители, стояла на принадлежавшей Эмерсону земле, менее чем в трёх километрах от города Конкорд. Имея возможность дойти до города за полчаса, Торо частенько наведывался туда к семье и друзьям. Зачастую он часами просиживал в местном пабе. В своём домике Торо принимал гостей и всегда был рад их видеть, особенно свою мать, которая приносила ему домашнюю еду.

И кто бы мог её за это упрекнуть? Обратной стороной американского индивидуализма и стремления полагаться на собственные силы всегда оставалась тревога, которую близкие родственники и друзья испытывают за судьбы одиноких людей, живущих отдельно. В городах Новой Англии в эпоху ранней колонизации власти запрещали молодым мужчинам жить в одиночестве, опасаясь, что такой образ жизни может привести к порочности. Как отметил историк Дэвид Поттер, «в нашей литературе любое повествование о полной психологической или физической изоляции человека от своих собратьев, какой, например, является история Робинзона Крузо до того, как он заметил следы людей на пляже, воспринимается, как „ужастик“».

Точно такое же отношение к одиночеству прослеживается в книгах, описывающих упадок одного из самых дорогих американскому сердцу явлений - групп людей и общностей, объединённых по географическому признаку, интересам или каким угодно другим критериям. Даже названия самых популярных в США книг по социологии - «Одинокая толпа» (The Lonely Crowd), «Стремление к одиночеству» (The Pursuit of Loneliness), «Падение публичного человека» (The Fall of Public Man), «Культура нарциссизма» (The Culture of Narcissism) и «Склонности сердца» (Habits of the Heart) - подсказывают, что индивидуализм может привести к печальным последствиям. Точно такие же мысли присутствуют и в недавно появившейся популярной научной работе Роберта Патнэма «Боулинг в одиночку: упадок и возрождение американской общности» (Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community). Автор доказывает, что причиной многих проблем современности - болезней, недостатков системы образования, недоверия между людьми и даже отсутствия ощущения счастья - является крах социальной общности. Американцам нравятся такие аргументы, потому что в глубине души они стремятся соединяться, а не разъединяться. В этом смысле мало что изменилось с тех пор, как Токвиль почти два столетия назад посетил США. Сама по себе американская культура не является причиной стремительного роста числа людей, которые хотят жить в одиночку.

Если эти аргументы вас всё ещё не убедили, вот следующий факт - современные американцы на самом деле в меньшей степени склонны жить в одиночестве, чем граждане Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии - стран, имеющих один из самых высоких уровней жизни, где приблизительно 40 % домохозяйств состоит всего из одного человека. Скандинавы инвестируют в социальную защищённость и общества взаимопомощи, что одновременно избавляет их от необходимости делить друг с другом жилплощадь. Такой подход распространён не только в Скандинавии. В Японии, где вся жизнь традиционно была организована вокруг семьи, из одного человека состоят около 30 % домохозяйств, причём их процент гораздо выше в городах, чем в сельской местности. Культура и традиции во Франции, Германии и Англии очень различны, но процентное соотношение домохозяйств, состоящих из одного человека, ещё выше, чем в США. То же самое можно сказать о Канаде и Австралии. Сегодня наиболее быстрый рост домохозяйств, состоящих из одного человека, наблюдается в Китае, Индии и Бразилии. По данным исследовательской компании Euromonitor International, во всём мире число людей, проживающих в одиночестве, резко увеличилось - со 153 млн в 1996 г. до 201 млн в 2006 г., то есть за 10 лет количество таких людей возросло на 33 %.

В чем же причина столь масштабного роста? Бесспорно, ему способствуют накопление богатства, созданного вследствие экономического развития, и развитие системы социального страхования. Грубо говоря, сегодня одиночество стало более доступным экономически, но экономический фактор - всего лишь фрагмент общей картины. Сам по себе он не даёт ответа на вопрос: почему такое множество обеспеченных граждан в развитых странах используют свои капиталы и возможности не как-нибудь иначе, а именно для того, чтобы отгородиться друг от друга? Помимо экономической независимости и социальной защищённости резкое увеличение числа одиноко живущих людей объясняется общемировыми культурными и историческими изменениями, которые один из основателей социологии Эмиль Дюркгейм называл «культом индивида». По Дюркгейму, культ индивида явился результатом перехода от традиционных сельских общин к современным индустриальным городам, где индивид постепенно стал «своего рода предметом поклонения», чем-то более священным, чем группа. Большую часть своих трудов Дюркгейм написал в конце XIX в., ещё не имея представления об идеях радикального экономического индивидуализма, выразителями которых стали Милтон Фридман, Айн Рэнд и Маргарет Тэтчер (последней принадлежит известное высказывание: «Общества не существует»). Дюркгейм, напротив, не считал, что освобождение индивида от гнёта государства является самым эффективным способом накопления богатства и достижения всеобщего блага. Впрочем, он и не отвергал этой идеи. Дюркгейм полагал, что современное разделение труда станет фактором органического соединения граждан. Ведь каждый индивид в состоянии достичь «свободы» и «независимости» только при поддержке ключевых общественных институтов, семьи, экономики и государства. Следовательно, объединение индивидов служит интересам всеобщего блага.

Австрийский экономист Йозеф Шумпетер не считал, что сами индивиды будут придерживаться такой точки зрения. В своей вышедшей в 1942 г. книге «Капитализм, социализм и демократия» Шумпетер отмечал, что современный капитализм выступает за «рационализацию всего в жизни» и прогнозировал, что культура холодного расчёта приведет в конечном счёте к «распаду» коллектива. «Как только люди получат урок утилитаризма и откажутся воспринимать традиционную организацию своего социального окружения как данность, как только они научатся взвешивать конкретные преимущества и недостатки любого возможного плана или действия... они обязательно заметят тяжкие личные жертвы, которые несут семейные связи и в особенности отцовство и материнство...» Шумпетер предсказывал постепенный «распад буржуазной семьи», потому что свободолюбивые мужчины и женщины выберут «комфорт, свободу от забот и возможность наслаждаться выбором и радостью разнообразия».

Переход к новому мышлению требовал времени, потому что индивидуализм должен был победить укоренившиеся культурные связи и обязательства. На протяжении большей части XX в. в большинстве современных обществ господствовало мнение о том, что их члены непременно должны жениться или выходить замуж. «Отказников» ждало суровое общественное осуждение. Шумпетер мог считать, что одинокие люди ведут себя вполне рационально, однако более половины участников проведённого в США в 1957 г. опроса населения назвали неженатых или незамужних людей «больными», «аморальными» или «невротиками», и только треть опрошенных воспринимала таких людей нейтрально. Однако впоследствии ситуация изменилась. При проведении подобного опроса в 1976 г. выяснилось, что негативно к одиноким людям относится только треть американцев, а половина нейтрально. Каждый седьмой опрошенный даже поддерживал тех, кто не связан узами брака. В наши дни, когда одиноких взрослых людей стало больше, чем состоящих в браке, вопроса о том, одобряют американцы одинокий образ жизни или нет, вообще никто не задает. Хотя «позорное клеймо» одинокой жизни ещё не окончательно исчезло, наши культурные представления о людях-одиночках и семейной жизни сильно изменились.

Сейчас бытует мнение о том, что счастье и успех скорее зависят не от того, связывает ли один человек себя с другим, а с открытием целого мира возможностей для того, чтобы индивид мог выбрать лучший для себя вариант. Свобода, гибкость, личный выбор - именно эти ценности считаются сегодня приоритетными. Эндрю Черлин, учёный, специализирующийся на изучении семьи и семейных отношений, отмечает, что сегодня «главное обязательство человека - это обязательство по отношению к самому себе, а не по отношению к собственному партнеру и детям». Это означает, что в наши дни культ индивида достиг таких масштабов, каких Дюркгейм и вообразить не мог.

Ещё не так давно человек, недовольный своим супругом или супругой и желающий развода, должен был обосновывать своё решение. Сейчас всё ровно наоборот. Если несчастливый брак мешает человеку реализовать свои жизненные планы, тот должен обосновать, почему не разводится. Вот насколько далеко простирается стремление заставить людей заботиться исключительно о своих собственных интересах!

Усиление роли женщин, революция в средствах коммуникаций, массовая урбанизация и скачок средней продолжительности жизни.

Мы уже не привязаны к какому-либо конкретному месту жительства. Мы переезжаем так часто, что социологи называют современные жилые районы «районами ограниченной ответственности», обитатели которых знакомы друг с другом, но не ожидают того, что их связи окажутся долгими и серьёзными. Точно такая же ситуация сложилась и на рынке труда. Компании больше не заключают пожизненных контрактов даже с наиболее ценными сотрудниками. Каждый из нас прекрасно понимает: чтобы выжить, следует исходить только из своих интересов и уметь «вертеться». Немецкие социологи Ульрих Бек и Элизабет Бек-Гернсхайм пишут о том, что «впервые в истории индивид становится базовой единицей социального воспроизводства общества». И всё вращается вокруг этого.

Культ индивида постепенно распространялся на Западе на протяжении XIX и начала XX вв. Однако наибольшее влияние на общество он начал оказывать только во второй половине ХХ в. В этот период в общественной жизни четко обозначились четыре социальных фактора: усиление роли женщин, революция в средствах коммуникаций, массовая урбанизация и скачок средней продолжительности жизни. Всё это создало условия для настоящего расцвета индивида.

Начнем с усиления роли женщин. Они стали получать хорошее образование, массово вышли на рынок труда, взяли под собственный контроль свою сексуальную, репродуктивную жизнь, а также домашнюю, бытовую сторону своего существования. Например, в 1950 г. в американских университетах обучалось в два раза больше мужчин, чем женщин. Сейчас большинство студентов, а также тех, кто получает степень бакалавра, - представительницы прекрасного пола. Согласно данным Бюро трудовой статистики Министерства труда США, с 1950 по 2000 г. число работающих женщин увеличилось с 18 млн до 66 млн, а доля занятых в экономике страны женщин увеличилась с 33 % до 60 %. В большинстве других экономически развитых стран за последние полвека наблюдались схожие изменения, поэтому в наши дни среди студентов и наёмных работников примерно равное число мужчин и женщин, чего никогда не было ранее.

Женщины теперь сами решают, рожать детей или нет, а если рожать, то когда. Это принципиально изменило современные отношения между полами и привело к тому, что люди вступают в брак в более позднем возрасте. Период взросления становится длиннее, а количество разводов и случаев раздельного проживания супругов увеличивается. Число разводов в США неуклонно росло с середины XIX в., а в 60-х гг. прошлого века резко увеличилось. К 2000 г. шансы любого брака закончиться разводом были в два раза выше, чем в 1950 г. В наши дни ни развод, ни статус одиночки отнюдь не обрекают человека на сексуальное воздержание. Огромное число молодых взрослых не спешит обзаводиться семьей, а свободно пользуется преимуществами, предоставляемыми доступом к средствам контрацепции и отсутствием семейного надзора. Социолог из Стэнфордского университета Майкл Розенфельд считает, что нынешние представители среднего класса в возрасте от 20 до 40 лет хотят пережить «вторую юность», ищут новых ощущений, стремятся часто менять партнеров, попробовать секс с представителями других национальностей или партнером своего пола. Они себя ничем не связывают до тех пор, пока не встретят «настоящую любовь». «Новая распущенность» и сексуальная свобода характеризуют, как выражается Розенфельд, наш «век независимости». Жизнь в одиночку даёт людям время и пространство для открытия радостей узнавания друг друга.

Вторая причина возникновения культа индивида - это революция в средствах коммуникации, которая позволила людям во всём мире пользоваться вышеупомянутыми радостями общения, не говоря уже о получении доступа к развлечениям, не выходя из дома. Самое распространенное средство общения - это телефон. Телефоны появились в США в конце XIX в., но в те времена большинство американцев не хотели или не могли себе позволить установить их у себя дома. В 1940 г. всего лишь треть всех домохозяйств имела телефоны. После окончания Второй мировой войны спрос на телефонную связь резко увеличился, и к 1950 г. телефоны были установлены в 62 % домохозяйств. Сейчас телефонную связь имеют приблизительно 95 % домохозяйств. Ещё быстрее американские дома завоевали телевизоры. В книге «Боулинг в одиночку» Роберт Патнэм сообщает, что за период с 1948 г., когда ТВ-аппараты появились в продаже, и до 1959 г. число домов, в которых есть телевизор, увеличилось с 1 % до 90 %. Головокружительные темпы распространения ТВ несравнимы с распространением какой-либо другой коммуникационной технологии, будь то радио, видеопроигрыватель, персональный компьютер или мобильный телефон. За последнее десятилетие интернет в ещё большей степени изменил процесс нашего общения, совместив активные, соединяющие людей функции телефона с более пассивными функциями такого массового средства коммуникации, как ТВ. В любое время дня и ночи пользователи могут мгновенно обмениваться сообщениями с друзьями и незнакомцами, выступать в блогах, выложить сделанное в домашних условиях видео на YouTube или в социальную сеть. Для тех, кто хочет жить в одиночестве, интернет предоставляет новые, широкие возможности всегда быть на связи.

Впрочем, спектр современных возможностей отнюдь не исчерпывается интернетом: можно просто выйти из дома и принять участие в активной социальной жизни города. Массовая урбанизация является третьим условием появления в обществе одиночек. В наши дни сложилась целая субкультура одиноких людей, которых объединяют одинаковые ценности, интересы и образ жизни. Субкультуры развиваются в городах, а города, в свою очередь, привлекают нонконформистов, не желающих жить по общепринятым, навязанным нормам. В густонаселённом городе им легче найти единомышленников (именно поэтому мы часто связываем географическое место с представителями определенной субкультуры, например богема из Гринвич-Виллидж или сёрферы из Малибу). «Пустив корни», субкультура может стать достаточно сильной для того, чтобы повлиять на культуру в целом или даже изменить её. Историк Говард Чудакофф считает, что в конце XIX - начале XX вв. одинокие мужчины в Чикаго и Нью-Йорке создали новый коллективный стиль жизни. Его признаки - популярность питейных заведений, клубов и организаций, многоквартирных домов и распущенного сексуального поведения. К концу XX в. то, что раньше являлось характерной субкультурой холостяков, превратилось в огромный пласт городской культуры в целом - в результате само понятие холостяцкой субкультуры потеряло какой-либо смысл. Одиноким людям теперь нет необходимости ограничивать себя отдельными зданиями, клубами, городскими районами или городами. Во многом специально для них был создан целый ряд заведений (спортзалы, кофейни, клубы, жилые комплексы) и услуг (уборка, доставка на дом, приготовление еды). Практически везде одинокие люди способны найти единомышленников. Итан Уотерс в книге «Городские племена» (Urban Tribes) пишет о том, что, объединив усилия, одинокие люди в состоянии помочь друг другу жить по отдельности.

Четвёртый фактор, способствующий развитию культа индивида, также является коллективным достижением, хотя зачастую многие не замечают связь этих двух явлений. Речь идет о значительном увеличении продолжительности жизни. Женщины на годы, а зачастую и десятилетия переживают своих усопших супругов, следовательно, им приходится жить в одиночестве. В 1900 г. всего 10 % престарелых вдов и вдовцов в США жили в одиночестве, а в 2000 г. эта цифра увеличилась до 62 %. В наше время женщины довольно часто проводят в одиночестве от четверти до трети своей жизни. То же самое можно сказать и про мужчин, которые всё большую часть жизни проводят одни.

Везде - от Японии до Германии и от Австралии до Италии престарелые предпочитают жить в одиночестве, даже там, где, казалось бы, традиции предписывают нескольким поколениям жить под одной крышей.

Стареть в одиночестве - занятие не самое приятное. В этом случае все обычные тяготы старения - привыкание к жизни на пенсии, борьба с болезнями, уход друзей и близких - только усиливаются. Однако не всё так мрачно, как может показаться на первый взгляд. Результаты проведённого в Англии опроса показали, что живущие в одиночестве престарелые были в большей степени довольны жизнью, имели больше контакта со службами, оказывающими помощь людям преклонного возраста, и у них не наблюдалось больше нарушений или ослаблений физических и умственных способностей, чем у престарелых, которые жили с родственниками. Современные исследования, посвящённые старению, выявили, что «те, кто живёт в одиночестве, оказываются более здоровыми, чем те, кто живет с другими взрослыми, за исключением супруга/супруги и в некоторых случаях даже тех, кто живет с супругой/супругом». В последние десятилетия пожилые люди однозначно предпочитают жить одни, а не переезжать к родственникам, друзьям или в дом престарелых. И эта тенденция наблюдается далеко не только в Америке. Везде - от Японии до Германии и от Австралии до Италии престарелые предпочитают жить в одиночестве, даже там, где, казалось бы, традиции предписывают нескольким поколениям жить под одной крышей. Далеко не все считают старость в одиночестве идеальным решением жизненной ситуации, однако по мере старения одинокие люди делают все возможное для того, чтобы сохранить собственную жилплощадь.

Почему так много людей выбирает жизнь в одиночестве, а не какой-либо другой из возможных вариантов существования? Почему эта тенденция стала обычной в развитых и богатых странах? И что в таком образе жизни привлекает молодых, людей среднего возраста и престарелых?

Массы людей решились на этот социальный эксперимент потому, что, в их представлении, такая жизнь соответствует ключевым ценностям современности - индивидуальной свободе, личному контролю и стремлению к самореализации, то есть ценностям, которые важны и дороги многим с подросткового возраста. Жизнь в одиночестве даёт возможность делать то, что мы хотим, когда мы этого хотим и на условиях, которые мы сами устанавливаем. Такое существование освобождает нас от необходимости учитывать требования и желания нашего партнера, позволяет сконцентрироваться на том, что важно для нас самих. В эпоху цифровых СМИ и растущих, как на дрожжах, соцсетей жизнь в одиночестве даёт дополнительные преимущества, в первую очередь - время и пространство для отдыха и восстановления сил. Кроме того, когда человек живёт один, у него больше шансов понять, кто он такой на самом деле и в чем смысл его жизни.

Парадоксально, но пребывание в одиночестве может быть необходимо для воссоединения с другими. В конечном счёте для большинства людей одиночество является не постоянным, а проходящим или цикличным состоянием. Многие, хотя далеко не все, одиночки принимают решение о том, что им необходима близость партнера - любовника или любовницы, члена семьи или друга. Но хорошо известно, что в наши дни ни одна из договоренностей ни является окончательной или постоянной. Мы оторваны от традиции и порой не знаем, как изменить собственную жизнь к лучшему, поэтому в современном обществе люди обычно переходят из одного состояния в другое: одиночка, одинокий, в браке, в разводе, в отношениях, после чего цикл начинается сначала. Единственный общий знаменатель в этом процессе - это мы сами.

Это означает, что одиноко живущий человек порой испытывает сильные сомнения в том, что он живёт правильно. Однако это совершенно не означает, что одинокие люди обречены на изоляцию и одиночество, и не делает справедливым утверждения Associated Press и газеты USA Today о том, что Манхэттен, где проживает огромное число одиноких людей, является «самым одиноким городом страны». Как раз наоборот, есть все основания утверждать, что живущие в одиночестве люди компенсируют свое состояние повышенной социальной активностью, превышающей активность тех, кто проживает совместно, а в городах, где много одиночек, бурлит культурная жизнь.

© Eric Klienenberg, 2012
Алексей Андреев, перевод на русский язык, 2014
© ООО «Альпина нон-фикшн», 2014


Независимо от наших желаний и усилий, стремимся ли мы к этому или сознательно избегаем, жизнь преподносит на блюдце много сюрпризов. И один из самых коварных и неожиданных даров судьбы – состояние одиночества. Такой презент может являться закономерным следствием неудавшихся и изживших себя отношений или быть ужасным итогом затяжной болезни, лишившей нас привычной активности. Одиночество человека может быть скорбным результатом гибели родного человека либо финалом многолетней дружбы с лицемерным приятелем-предателем.

Непредвиденное, поглотившее весь разум чувство одиночества большинство из нас воспринимает как крайне пугающую шутку, как истинно адское испытание. Проблема одиночества проникает в наш мозг так глубоко, что парализуется воля, пропадает желание жить. Однако, действительно ли так страшны происки дьявола – одиночество, либо наше изуродованное мышление не умеет по-иному трактовать это состояние? Попробуем разобраться в самой сути одиночества.

Суть одиночества
Из-за чего нас так пугает жизнь в одиночестве? Из-за навязанных нам человеческим сообществом искусственных стереотипов: быть одному вне толпы означает стать проигравшим. В социуме, существующем на принципах коллективной созидательности и конкурирующей соревновательности, порицается одиночество. Государство, церковь, социальные институты неустанно изобретают способы, как не допустить отдаленности отдельных элементов и создать иллюзию общности, тождественности, цельности. Отдельные фрагменты человечества собираются в целостную картину не по собственному праву выбора, а путем законотворчества, нравственных канонов, профессиональных правил, религиозных верований. Человеческая стая быстро формируется благодаря активному стимулированию в виде массовых «зазываловок и развлекаловок», а попытки жить вне стада пресекаются на корню.

Новорожденный потомок впитывает с материнским молоком необходимость принадлежности к какой-то группе. Взрослея, персона получает немало подкреплений в преимуществах присутствия в окружении братьев по разуму: это и комплименты, и звучание собственного имени, и дружеская помощь, и возможность поплакаться в жилетку. Действительно, как тут сохранить уединенность, когда тебя друзья хлопают по плечу, а враги ставят подножки. Вот и сформировалась привычка: находить умиротворение, окружая себя пусть не совсем сопереживающими особами, но хотя бы людьми, которые создают неравнодушный вид.
Свалившееся на голову одиночество вовсе не соответствует нашему мировоззрению и требует затрат для адаптации к новому статусу, то есть настаивает на активных коренных переменах в мышлении, которые мы просто проводить не желаем. Вот и охватывает ленивую персону убийственное уныние, и пропадают жизненные силы.

Еще одна причина, почему у нас сносит башню от наступившего нежданно одиночества, также кроется в выгодах принадлежности к стаду. Когда вокруг шумят, травят бодягу, диспутируют, перетирают косточки, все внимание индивида приковано к внешним событиям. Эти внешние раздражители отвлекают нас от исследования своих внутренних демонов, которыми современник обзавелся по собственной воле. Как только наступает момент затишья у окружающей бури и выпадают часы для уединения, все это исчадие ада покидает свою комфортную обитель и начинает нас изводить непривычными раздумьями.
Мы так страшимся жить в одиночестве, потому что не обучены наводить порядок в своей душе и заботиться о внутренней гармонии. Нам проще и привычнее загонять свои страхи поглубже, не обращать внимания на требования сердца: разобраться, кто ты есть на самом деле, какого твое предназначение на Земле. Мы отмахиваемся от собственных переживаний, и врожденная толстокожесть позволяет сдержать накал страстей.

Для создания преграды попрочнее, мы заводим тысячи друзей в социальных сетях, участвуем в бесполезных товарищеских попойках, ходим с плакатами на митинг. Такое строительство социальной паутины создает мнимую уверенность в осмысленности нашего бытия. Но такая защита сразу рухнет, как только мы окажемся в непредвиденном одиночестве. И наступает настоящий ужас.
Еще одним фактом, поясняющим, почему мы так сильно страдаем в одиночестве, и нам сложно пережить расставание с любимым человеком, является глупая вера, вернее: «розовая мечта». Нам с детства вбивали в голову, что существует настоящая дружба, в мире обязательно бродит твоя вторая половинка, а на жизненном пути обязательно встретится родственная, все понимающая душа. Эти сказки о крепкой дружбе и божественной любви становятся мерилами человеческого счастья, а одиночество в них – страшный порок.

Люди и начинают сражаться с собственным одиночеством за счет присутствия других людей. Однако одиночество – естественное состояние любого живого существа. Любое дышащее творение приходит на белый свет в одиночестве и покидает этот мир тоже само. Родители, друзья, мужья и жены, дети – всего лишь попутчики на нашем жизненном пути, которых мы приглашаем в свой уникальный мир, но они не могут разделить наш изолированный мир.
Никто, даже самый близкий и родной человек, не способен думать, чувствовать, переживать, как мы. Каждый существует в своей реальности и видит мир своими глазами. Ведь никто из когда-либо живущих людей не смотрел на действительность чужими глазами, поэтому и не способен полностью понять уникальную сущность другого человека. Адресуемое нам близкими людьми понимание – всего лишь их выражение чувств, которые не могут быть идентичные нашим ощущениям.

Такое осознание собственной единственности, понимание того, что в принципе невозможно иметь рядом человека, способного полностью тебя воспринимать и отражать, вызывает необычные ощущения. Наверняка, такое открытие одаривает грустью и сожалением. Однако со временем внутренний мир преобразовывается, заполняясь ощущением истинной свободы и независимости. Ведь теперь нет необходимости добиваться чужого понимания, нет нужды доказывать свою правоту, нелогично укорять себя за непонимания других людей. Отныне отпадает надобность страдать от своего одиночества, стремиться любыми способами разрешить проблемы в отношениях, лишь бы удержать любимого. Ты понимаешь, что можно жить после смерти супруга полноценно и счастливо. Это откровение возможно благодаря осознанию, что ты никому ничего не должен, ты сам несешь ответственность за свою реальность.

Как переосмыслить свое одиночество: практические шаги
Одиночество – время для себя. И если такое состояние пришло после безвозвратной потери близкого человека, не стоит замыкаться в себе и зацикливаться на переживании горя. Конечно, понимание истинной сути одиночества не придет сразу: требуется время для принятия себя в новой роли. Что делать после смерти супруга или развода с мужем: руководствуемся пошаговой инструкцией.

Шаг 1
Необходимо однозначно и безоговорочно признать собственное право испытывать чувства страдания столько, сколько необходимо для ослабления интенсивности горя. Существует подтвержденный факт: любому человеку, расставшемуся или потерявшему самого близкого партнера, требуется определенный срок, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам. Такая необходимость существует независимо от возраста, жизненного опыта, социального статуса и состояния здоровья. Время для адаптации нужно абсолютно всем.
В этот период окружающим не следует настойчиво переубеждать пострадавшего субъекта прекратить рыдать, оплакивать, сожалеть, обвинять себя. Человек должен сам «созреть» для принятия решения, как он будет дальше жить в одиночество. В такой ситуации следует проявить искреннее внимание, оказать поддержку, а не донимать человека ненавязчивыми советами.

Шаг 2
Чтобы избавиться от страданий и начать стоить новую жизнь, нам необходимо очистить душу от разъедающих эмоций. Мы можем изложить свои переживания вслух, громко прокричать их где-то в уединенном месте. Мы можем изложить свою боль на листе и затем сжечь написанную исповедь. Нам доступно выплеснуть негатив путем изнуряющей пробежки, энергичных танцев или длительной пешей прогулки по лесу.

Шаг 3
Память человека не оснащена кнопками включения и выключения. Поэтому невозможно одним движением руки запретить воспроизведение сохраненной информации. Не стоит делать резких движений, стремясь удалить все воспоминания о партнере. Бывший спутник жизни имеет полное право занимать почетное место в личной истории. Однако, возвращаясь к воскрешению воспоминаний, четко понимаем, что это прошлое, оно не существует в настоящем, не будет возможным в будущем.

Шаг 4
Прекрасный способ избавиться от удручающего одиночества – избрать новую цель и отыскать свежие ориентиры. Даже тем, кому далеко за 40, не следует бояться попробовать себя в новом амплуа. Не отказывайтесь от заманчивых предложений, раскрывайте свой потенциал на разных поприщах. Даже если первая попытка не принесет желаемого успеха, новый опыт подарит свежие ощущения и улучшит настроение.

Шаг 5
Полезная мера спустя некоторое время после смерти спутника жизни: расширить свой круг общения. Не стоит запираться в монашеской келье, нужно стремиться к людям: завести новые знакомства, найти оптимистичных собеседников, бывать в позитивных компаниях.
Встречи и общение не только отвлекают человека от гнетущих переживаний, но и увеличивают багаж личного опыта, дают возможность получить новые навыки и стать мудрее. В результате преобразуется образ мышления, пессимистический взгляд изменяется на позитивное восприятие реальности.

Шаг 6
Разумным выходом после расставания с любимым будет перемена окружающей обстановки. Очень часто болезненное переживание нагрянувшего одиночества возникает из-за того, что атмосфера, в которой пребывает особа, так и излучает напоминания о бывшем спутнике жизни. Для устранения таких «знаков из прошлого» необходимо кардинальным образом преобразить окружающее пространство.

Шаг 7
Идеальный метод для переоценки собственного положения: отправиться в длительное путешествие. Туры по прославленным местам или пребывание на экзотическом курорте дарит ряд очевидных выгод: яркие впечатления, отсутствие времени для скуки, новые знакомства и встречи, ощущения полноты жизни. Даже если путешествие не завершается обретением второй половинки, оно наверняка поможет вернуться в отличное расположение духа и позволит свежим взглядом взглянуть на суть одиночества.

Помним, одиночество не подразумевает добровольное заточение собственной личности в тюрьме строгого режима. Одиночество – время для изучения и преобразования своего уникального мира.