Биографии Характеристики Анализ

4 кто создал службу фискалы. Фискальная служба в петровской россии - контрольная работа

был издан Указ «О должности фискалов», в котором были определены полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности.

Петром I впервые в России был создан орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов. В его обязанности входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Позже институт фискалов был преобразован в прокуратуру.

22 февраля (5 марта) 1711 г. Петром I был издан Указ об учреждении Сената . Указами от 2 (13) и 5 (16) марта 1711 г. в Российской империи с целью осуществления тайного надзора за исполнением распоряжений главы государства был учрежден фискалитет, а в 1713 г. введена должность генерал-фискала.

На основании указа от 17 (28) марта 1714 г. в каждой губернии государства была учреждена территориальная фискальная служба, в которой состояло четыре человека, в том числе провинциал-фискал, наблюдавший за деятельностью городовых фискалов и один раз в год проводивший ревизию. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах.

К фискалам предъявлялось высокие профессиональные требования. В их обязанность входило тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления как низших, так и высших чиновников; преследовать и пресекать казнокрадство, взяточничество и хищения чиновниками, а также другие преступления, носящие антигосударственный и антиобщественный характер. «Во всех тех делах фискалам надлежит только проведывать и доносить, и при суде обличать, а самим ни чем ни до кого также и в дела глас о себе имеющия, отнюдь ни тайно, ни явно не касаться под жестоким штрафом, или разорением и ссылкою…»

Фискалы должны были также надзирать за исполнением законов. Они принимали доносы от частных лиц, имели право являться во все учреждения, заведения и другие места и требовать на просмотр все дела и документы. Они обязательно присутствовали при отобрании денег в доход государства.

О проделанной работе, обо всём, что фискалам удалось узнать в процессе своей деятельности, они доносили в Сенат. Если донос оказывался верным, то половина штрафа, взимаемого с нарушителя, шла в пользу казны, четверть отдавалась «тому фискалу, чрез чьё изыскание штрафные деньги взяты будут», а оставшиеся отдавались «на раздел общий» провинциал-фискалу.

В случае неправильного доноса указом предписывалось «…в вину ему [фискалу] не ставить, (ибо невозможно о всём оному аккуратно ведать)», если же все доносы фискала были не верны, но учинил он их «ни для корысти или злобы: то взять штраф с него лёгкой, дабы впредь лучше осмотряся доносил». За заведомо ложный донос фискал мог подвергнуться судебному преследованию.

Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении и слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счёт «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.

В соответствии с Указом Петра I от 12 (23) января 1722 г. «О должности Сената» в России появилась прокуратура - государственно-правовой институт, орган наблюдения за законностью действий должностных лиц и охраны государственных интересов, возглавлявшаяся генерал-прокурором . Цель учреждения прокуратуры состояла в осуществлении гласного контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти, предупреждение возникновения преступлений в среде чиновников.

По мере развития органов прокуратуры должность фискалов постепенно была упразднена.

Лит.: Копылова О. П. Прокурорский надзор. Тамбов, 2007; Платонова Н. В. Государственный контроль (фискалитет) в России и русское общество в первой четверти XVIII века. Автореф. дис. … к. ист. н. М., 2000; Полиевктов М. А. Проект бар. Гюйсена об учреждении в России фискал-коллегии (1713). М., 1914.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года.СПб., 1830. Т. 5 (1713-1719). № 2786. С. 89 ;

Фискалы // Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 36. СПб., 1902. С. 41-42 .

в 1711-29 государственный служащий для надзора за деятельностью (главным образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер-Ф. (с 1723 генерал-Ф.), подчиненным генерал-прокурору. (В переносном смысле - ябедник, доносчик.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИСКАЛ

лат. fiscalis - относящийся к казне, от fiscus - гос. казна) - гос. чиновник в России 18 в. в системе органов, осуществлявших адм.-финансовый и суд. надзор. Должность Ф. учреждена в 1711, что было связано с формированием абсолютизма, ростом бюрократии и необходимостью борьбы со злоупотреблениями. Надзор Ф. распространялся на все гражд., воен. и церк. учреждения. Во главе Ф. стоял обер-Ф. (с 1723 - генерал-Ф.), назначавшийся царем и ему подчинявшийся. С учреждением должности генерал-прокурора Ф. были подчинены ему. По мере развития органов прокуратуры Ф. постепенно ликвидировались в ведомстве Синода (1727), в гражд. учреждениях (1729) и в армии (нач. 30-х гг. 18 в.). Ф. помогли раскрыть ряд крупных хищений, хотя многие из них сами были замешаны в злоупотреблениях. Слово "Ф." стало синонимом слова "доносчик". Лит.: ПСЗ, т. 4, СПБ, 1830, No 2331; Барсов Т., О светских фискалах и духовных инквизиторах, ЖМНП, 1878, февраль, с. 307-400; Стешенко Л. A., Фискалы и прокуроры в системе Гос. органов России перв. четв. XVIII в., "Вестн. МГУ. Серия XII. Право", 1966, No 2 (лит.).

Фискалат

Как указывалось выше, одновременно с организацией в 1711 году Сената была созданы должности фискалов. Впоследствии рядом указов была организована целая система фйскалата, завершенная в 1717 году. Фискалат первоначально должен был бйть органом тайного надзора.

В указе 5 марта 1711 г. предлагалось Сенату «выбрать обер-фискала , человека доброго и умного (из какого чина ни есть)». Здесь содержалось и определение его обязанностей: «должен он над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, також в сборе казны и прочего, и кто неправду учинит, должен фискал позвать его пред Сенат (какой высокой степени ни есть) и там его уличить». При успешности уличения половина штрафа с обвиненного шла в пользу фискала, неуличение не должно было «фискалу в вину ставить, ниже досадовать, под жестоким наказанием и разорением имения».

Под ведением обер-фискала должны были состоять провинциал-фискалы, а под ними «несколько нижних», которые «во всем таку ж силу и свободность имеют, как и обер-фискал, кроме одного, что вышнего судью или генерального штаба на суд без обер-фискала позвать не могут».

В начале 1712 года было указано, что фискалы ставятся под ведомство Сената, утверждалась их самостоятельность по отношению к губернаторам.

Петр угрожал сенаторам казнью, если они не будут рассматривать «фискальских доносов».

Не довольствуясь этим, Петр передавал эти доносы на рассмотрение и для производства о них розысков доверенным лицам, а именно - в так называемые «майорские канцелярии», позднее в тайную канцелярию

Указ 1715 года о «должности» фискала устанавливал более точно круг ведения и состав фискалата. При обер-фискале, а также при губернских (провинциальных) и городских фискалах учреждались по четыре должности помощников, из которых двое от купечества, «дабы могли тайно ведать купеческое сословие». Функции фискалов были определены так. «Действие же их сие есть - взыскание всех безгласных дел, то есть: 1) всякие преступления указов; 2) всякие взятки и кража казны и прочее, что ко вреду государственному интересу быть может, каково б оное имени ни было; 3) також и прочие дела народные, за которых нет челобитчиков, например, ежели какого приезжего убьют или наследник последний своей фамилии во младенчестве умрет без завету духовной предков его и прочие тому подобные безгласные дела, иже не имеют челобитчика о себе».

Этим указом значительно ограничивалась безнаказанность фискальских донесений. Сумма штрафа, идущая в пользу фискала, уменьшается до ^четверти. Теперь фискалы должны были проведывать о всех делах не только тайно, но и явно.

С учреждением коллегий все фискальские дела перешли из Сената в юстиц-коллегию, при которой состоял и обер-фискал. Согласно Генеральному регламенту при каждой коллегии также учреждались фискалы.

Генеральный регламент устанавливал, что в случае, «если он (фискал) за президентом (коллегии), или «то внебытность его. управляет, что противное увидит, о том должен донести генеральному фискалу».

Однако в это время и вплоть до 1723 года при Сенате не было генерал-фискала. С 1723 года генерал-фискал состоял при Сенате и числился в более высоком служебном ранге, чем ранее состоявший при сенате обер-фискал

При создании прокуратуры органы фискалата были подчинены надзору генерал-прокурора. Однако после назначения генерал-фискала последовал указ о том, чтобы все фискальские доношения направлялись этому последнему. До конца царствования Петра оба института существовали параллельно, причем в ряде случаев деятельность органов прокуратуры основывалась на фискальских материалах.

Фискалат в целом был упразднен Верховным тайным советом в 1729 г. путем увольнения наличных фискалов без назначения новых. Впрочем, остались фискалы «для купецких дел», а также военные фискалы.

Прокуратура как орган надзора

В январе 1722 года был назначен генерал-прокурор при Сенате, а в апреле того же года была издана «должность генерал-прокурора».

В ней точно перечислены функции генерал-прокурора Сената и обязанности его помощника, обер-прокурора. Здесь в первом же пункте подчеркивалось, что генерал-прокурор должен осуществлять надзор за деятельностью Сената. «Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил, и во всех делах, которые сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял...».

Тут подчеркивалась и необходимость проверки исполнения. Генерал-прокурор должен «накрепко смотреть, чтобы в Сенате не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись, в чем он должен спрашивать у тех, кто на что указы получил, исполнено ль по них в такое время, в которое начало и совершенство оного исполнено быть может; и буде не исполнено, то ему ведать надлежит, для какой причины, невозможность ли какая помешала, или по какой страсти, или за леностью, и о том немедленно Сенату предлагать должен, для чего повинен иметь книгу, в которой записывать на одной половине, в которой день какой указ состоялся, а на другой половине записывать, когда, что по оному указу Исполнено, или не исполнено, и для чего, и прочие обстоятельства нужные вносить».

Пункт 2 предписывал в случае установления неисполнения Сенатом своих обязанностей «в тот же час... предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили; а ежели не послушают, то должен в тот час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донесть нам, если весьма нужное...».

Закон предостерегает генерал-прокурора, что «ежели (он) какое неправое доношение учинит по какой страсти, то будет сам наказан по важности дела».

Закон устанавливает: «генерал и обер-прокуроры ничьему.суду не подлежат, кроме нашего». Однако у Сената остается право ареста при отлучке государя этих чинов и учинения над ними розыска в случае их измены (п. 9).

Генерал-прокурору принадлежит важное право законодательной инициативы в случае отсутствия «ясных указов» по каким- либо вопросам.

Пункт 11, как бы резюмируя все сказанное об обязанностях генерал-прокурора, указывает, что «сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных», должен во всем «верно поступать». В противном случае, «перво на нем взыскано будет, и ежели в чем поманит, или инако каким образом ни есть должность свою ведением или волею преступит, то, яко преступник указа и явный разоритель государства, наказан будет».

Как бы опасаясь, что генерал-прокурор ввиду такой угрозы будет воздерживаться в сомнительных случаях от донесений, законодатель устанавливает безнаказанность всего, сделанного им не умышленно, а по ошибке: «понеже лучше доношением ошибиться, «ежели молчанием»

Генерал-прокурору была подчинена сенатская канцелярия и все делопроизводство.

Как было указано выше, органы фискалата должны были подчиняться генерал-прокурору. «Генерал-прокурор должен от фискалов доношения, о чем их должность есть... примать и предлагать сенату и инстиговать; также за фискалами смотреть и ежели что худо увидит - немедленно доносить сенату» (п. 4 «должности генерал-прокурора»)

В такое же отношение к прокурорам, состоящим при коллегиях и других учреждениях, ставились состоявшие при тех же учреждениях фискалы. В случаях бездействия прокуроров фискалы обязаны были доносить о том обер-фискалу, а тот - генерал-прокурору.

В 1722 году Сенату было велено выбрать, кроме генерал-прокурора также обер-прокурора для нахождения при нем и прокуроров, состоявших при всех коллегиях. При этом было разрешено выбирать кандидатов «из всяких чинов, понеже дело нужно есть».

В этом же году были назначены прокуроры при надворных судах, а затем при губернских учреждениях.

Прокуроры обязаны были следить за исполнением законов со стороны присутственных мест, напоминать судьям о их обязанностях и останавливать их несправедливые распоряжения. Для этого они присутствовали в заседаниях тех учреждений, при которых находились.

Прокуроры своим протестом останавливали решения присутственных мест и обязаны были доносить об этом генерал- прокурору не позже трех дней.

Состоя при отдельных учреждениях и наблюдая за законностью их действий, прокуроры не имели своей особой сферы деятельности. Надо подчеркнуть, что вне компетенции прокуроров лежало уголовное преследование как особый акт правительственной власти. Прокуроры наблюдали за течением уголовных дел таким же образом, как и за всеми другими делами, производившимися в различных учреждениях.

До упразднения фискалата можно еще говорить о некотором руководстве прокурорами «обвинительной» деятельностью фискалов, обязанных доносить о всяких преступлениях. Но с упразднением фискалата и прокуроры перестали в какой-либо мере влиять на возбуждение уголовного преследования. Оно находилось в руках полиции и судей-следователей.

Все чины прокуратуры не стояли в иерархической зависимости друг от друга, они непосредственно подчинялись генерал- прокурору. Они являлись как бы «оком генерал-прокурора» на местах, от него получали указания. Он обязан был «смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали, а ежели кто в чем преступит, то оных судить в Сенате»

Помимо Сената, ни присутственные места, ни даже генерал- прокурор не могли подвергать прокуроров взысканиям. На практике эта независимость иногда нарушалась удержанием жалованья у провинившихся, но Сенат рассматривал это, как уклонение от законного порядка и подтверждал привилегированную подсудность прокуроров.

За взятки или другое нарушение закона прокуроры подлежали строжайшему взысканию. За умышленные преступления в зависимости от тяжести вины они подлежали или смертной казни, или ссылке на каторгу с вырезанием ноздрей и конфискацией всего имущества. За неумышленные нарушения законов первые два раза прокуроры подвергались штрафу, а в третий раз - конфискации половины имущества и каторжным работам.

ФИСКАЛ

ФИСКАЛ

(лат. fiscalis - казенный). 1) должность учрежденная Петром 1-м для тайных наблюдений за правительственными лицами. 2) стряпчий, законный надзиратель, наблюдающий за исполнением законов в Лифляндии и Курляндии. 3) доносчик, наушник, шпион.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ФИСКАЛ

должность для надзора за чиновниками, учрежденная Петром I ; ф-ы должны были доносить о всех неправильностях в применении закона должностными лицами и о всех злоупотреблениях власти, за что получали известную часть денежного взыскания, налагаемого на виновных. Эта должность была упразднена императрицей Екатериной II .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ФИСКАЛ

лат. fiscalis , от fiscus , фиск. а) Шпион, доносчик. b ) Чиновник, ходатайствующий по казенным делам в Курляндии.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Фиска́л

(лат. fiscalis казенный)

1) должностное лицо в России в 18 в., в обязанности которого входило тайное наблюдение за исполнением правительственных распоряжений;

2) доносчик, ябедник.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Фискал

фискала, м. [от латин. fiscalis – казенный ]. 1. В эпоху Петра 1 – должностное лицо, надзиравшее за законностью действий правительственных учреждений и лиц, гл. обр. в области финансовой и судебной (истор.). 2. перен. Доносчик, ябедник (разг. презрит.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Фискал

а, м. , одуш. ( польск. fiskał юрист, прокурор лат. fiscālis казенный).
1. ист. При Петре I: чиновник, наблюдавший за законностью действий учреждений и лиц, гл. обр. в области финансовой и судебной.
2. перен. , разг. неодобр. Ябедник, доносчик.
Фискалить (разг. неодобр. ) - быть фискалом, ябедничать.
Фискальный - относящийся к фискалу 1, 2, фискалам.
|| Ср. сикофант .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ФИСКАЛ" в других словарях:

    Чиновник, доказчик, изветчик, осведомитель, наушник, соглядатай, ябеда, ябедник, доносчик, доноситель Словарь русских синонимов. фискал см. доносчик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Ал … Словарь синонимов

    ФИСКАЛ, в 1711 29 государственный служащий для надзора за деятельностью (гл. образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер фискалом (с 1723 генерал фискал), подчинённым генерал прокурору. (В переносном… … Русская история

    В России в 1711 1729 гг. государственный служащий для надзора за деятельностью (главным образом финансовой) учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер Ф. (с 1723 г. генерал Ф.), подчиненными генерал прокурору … Юридический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    ФИСКАЛ, фискала, муж. (от лат. fiscalis казенный). 1. В эпоху Петра I должностное лицо, надзиравшее за законностью действий правительственных учреждений и лиц, гл. обр. в области финансовой и судебной (ист.). 2. перен. Доносчик, ябедник (разг.… … Толковый словарь Ушакова

    ФИСКАЛ, а, муж. 1. При Петре I: чиновник, наблюдавший за законностью действий учреждений и лиц, гл. обр. в области финансовой и судебной. 2. перен. Ябедник, доносчик (разг.). | жен. фискалка, и (ко 2 знач.). | прил. фискальский, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

    Муж. фискалка жен., лат. пристав, законный надзиратель; прокурор, стряпчий; | шпион, лазутчик, переносчик, наушник. Фискальное дело, фискальство ср. фискальные доходы, сбор, по обложенью внутреннего производства, напр. с вина, с соли, табаку.… … Толковый словарь Даля

    В России в 1711 29 государственный служащий для надзора за деятельностью (главным образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц. Возглавлялись обер фискалами (с 1723 генерал фискалы), подчиненными генеральному прокурору. В… … Политология. Словарь.

    Фискал - (от лат. fiscalis казенный; англ. fiscal) 1) в России с 1711 г. должность чиновника в системе органов, осуществлявших административно финансовый и судебный надзор, введенная Петром I для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц в гос ном… … Энциклопедия права

    ФИСКАЛ - в России в 1711 1729 гг. государственный служащий, осуществлявший надзор за деятельностью (главным образом финансовой) государственных учреждений и должностных лиц … Юридическая энциклопедия



Фискалы - должность, учреждённая Петром Великим.

В последнем из параграфов указа, данного 2 марта 1711 г. Сенату, говорится: «учинить фискалов по всяким делам, а как быть им пришлется известие» . Через 3 дня, 5 марта, новым указом повелевалось учредить должность обер-Ф. ; он должен был иметь тайный надсмотр над всеми делами; ему надлежало следить за тем, не учинялся ли где-либо неправый суд, не совершалось ли незаконного «в сборе казны и прочего» ; «кто неправду учинит» , на того обер-фискал должен был донести в Сенат, и если он действительно уличит виновного, то половина штрафа идёт в пользу казны, половина в пользу Ф.

Обер-фискал был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами; в губерниях были «провинциал-фискалы» , по одному для каждой отрасли управления; они имели «под собой» «низших», городских. Обо всех них говорится, что они «имеют во всём такую же силу и свободность, как и обер-фискалы».

Высокое положение отнюдь не гарантировало от тайного надзора и вызова в Сенат; ему подлежали все, «какой высокой степени ни есть» . Высокопоставленные лица могли привлекаться только обер-Ф.; это было единственным различием в степени власти обер-Ф. и Ф.

С учреждением коллегий появились коллежские Ф. , по одному при каждой коллегии.

В августе 1711 г. Зотов назначен был государственным Ф. , то есть «надсмотрителем, дабы никто от службы не ухоранивался и прочего худа не чинил» .

Но злоупотреблений чинилось очень много, и простор для них был большой. Провинциальные Ф. не зависели от местных властей и подчинены были своему начальству, обер-Ф. Обязанные доносить, они не преследовались за доносы неверные; в указе прямо сказано: «буде же не уличить (виновного, перед Сенатом), то отнюдь Ф. в вину не ставить ниже досадовать, под жестоким наказанием и разорением всего имения» .

Известна выходка Стефана Яворского против этого учреждения. 17 марта 1712 г. он в проповеди сделал очень ясные намеки на него: «закон Господень непорочен, а законы человеческие бывают порочны; а какой-то закон, например, поставити надзирателя над судами и дати ему волю кого хочет обличити, да обличит, кого хочет обесчестити, да обесчестит…» и т. д. Его слова не остались без влияния. 17-го марта 1714 г. вышло новое распоряжение, в котором сфера действий Ф. была определена гораздо точнее. Они должны были разоблачать всякие преступления указов, всякие взятки и кражи казны и все то, что может повести «ко вреду государственного интереса» , должны были возбуждать дела, на которые нет челобитчиков. За вмешательство в судные дела, возбужденные какой-либо из сторон, Ф. подвергаются наказанию. Преследуют их и за доносы, сделанные в корыстных целях; если донос окажется несправедливым, Ф. несет то наказание, какое понесло бы оговоренное им лицо, если бы было действительно виновно; наказывается Ф. и в тех случаях, когда не донёс по своим корыстным соображениям.

Власть провинциальных Ф. трудно поддавалась контролю; обязанные раз в год объезжать города по губернии и ревизовать действия низших Ф., провинц. Ф. были облечены властью смещать их, подвергать взысканиям и т. п., что давало опять-таки повод к злоупотреблениям. В 1722 г. власть их была в значительной степени стеснена учреждением по всем губерниям прокурорских должностей. Прокуроры - этот уже открытый надзор за судом - не только ограничивали их контроль над судебными делами, но являлись и вообще посредствующей инстанцией между ними и обер-Ф.

Институт Ф., дискредитированный действиями своих должностных лиц, в особенности был подточен злоупотреблениями своих высших чиновников, обер-Ф. Не помогло делу и учреждение при Екатерине I должности генерал-Ф. Верховный совет при Петре II занят был разбирательством не только преступлений обер-Ф., но и корыстных деяний генерал-Ф.

При Анне Иоанновне фискалы были упразднены (1730). Особой пользы учреждение, имевшее целью тайный надзор за всеми жителями и всеми учреждениями, принести не могло; фискалы были всем ненавистны. Второй по времени обер-Ф., Желябужский, и его помощник А.Нестеров вскоре по вступлении в должность обратились к царю с жалобой на Сенат, говоря, что там им приходилось очень плохо: сенатор Гр. Племянников их иначе как «уличными судьями» и не называл, а кн. Яков Долгорукий прямо величал антихристами и плутами .

Но долю пользы Ф. несомненно принесли. Знаменитые разоблачения Нестерова (относит. кн. М.П.Гагарина, того же Долгорукова и др.) пролили свет на такие злоупотребления и преступления, которые без Ф. совершенно ускользнули бы от возмездия. Нестеров обратил также внимание на эксплуатацию богатыми купцами мелких торговцев; были назначены купеческие Ф. , обязанные тайно надсматривать за делами в этом сословии. Однако и Нестеров, этот самый деятельный и умный из высших должностных Ф., не устоял в конце концов против искушения и был уличён во взяточничестве и укрывательстве.


Фискалы (воен.) - Вслед за учреждением Ф. в гражданском ведомстве они по табели 1711 г. были введены в войсках. По Воинскому Уставу 1716 г. в полках и крепостях должны были состоять Ф., при дивизиях - обер-Ф. в ранге майора, при армии - ген.-Ф. в ранге подполковника. По определению Воинского Устава Ф. «есть смотритель за каждым чином, так ли всякой должности истиной служит и в прочих делах, вручённых ему, поступает» . Ф. обязаны были проведывать и доносить о преступлениях, поддерживать обвинение на суде и наблюдать за соблюдением судами положенных в законе для рассмотрения дел сроков; о нарушениях казенного интереса Ф. должны были только сообщать комиссариату. В тех случаях, когда взведённое Ф. обвинение оказывалось неосновательным, они могли подлежать только лёгким наказаниям за неосмотрительность. Указом 22 февраля 1723 г. ген.-Ф. и обер-Ф. были повышены в рангах ввиду того, что в первое время Ф. выбирались «из самых нижних людей без свидетельств» и из числа обер-Ф. некоторые оказались виновными «в великих преступлениях и злодействах» . Полковым фискалам по штатам 1720 г. ранга вовсе не было назначено, а по окладу содержания они были поставлены ниже прапорщика и несколько выше полкового аудитора.