Биографии Характеристики Анализ

Чтоб мы так жили! Блог обо всём на свете! PR в Античной мифологии

Дедал был знаменитым скульптором Афин, а его племянник Тал унаследовал мастерство своего дяди и превзошел его в искусстве зодчества. Дедал стал завидовать Талу и решил избавиться от него, столкнув племянника со скалы. Совершив убийство, Дедал поспешил зарыть тело несчастного, но за этим занятием его застали афиняне, и за содеянное Делал был осужден к смерти.

Спасаясь от возмездия, Дедал очутился у царя Крита Миноса, с радостью приютившего великого скульптора. Дедал построил для Миноса такой дворец Лабиринт, что войдя в него, нельзя было найти выход. В этом дворце Минос поселил Минотавра, чудовища с бычьей головой и человеческим телом.

Хитрый Минос никуда не отпускал Дедала, чтобы единолично пользоваться его талантом. Дедал тяготился такой зависимостью и решил бежать от Миноса по воздуху.

Из перьев с помощью воска Дедал смастерил четыре огромных крыла.

Когда работа была закончена, Дедал обратился к сыну Икару:

— Мы с тобой улетаем. Ты не должен спускаться низко к морю, чтобы не смочить перьев и не поднимайся высоко, чтобы не растопился воск и не разлетелись перья. Лети только за мной.



Дедал с сыном Икаром на фото и картинках выше:

Надев крылья, они полетели. Миновав острова Делос и Парос, Икар осмелел и перестал следовать за отцом. Стремительно взмахнув крыльями, Икар поднялся в самую высь, к Солнцу. И случилось то, о чем предупреждал его отец. Воск, скреплявший перья, растаял, перья разлетелись, а Икар упал в морскую пучину и погиб.

Падение Икара на фото ниже:




Когда Дедал обернулся, он увидел перья на морских волнах и понял, что сына больше нет, Дедал проклял свой талант и тот день, когда он решился на бегство с Крита с помощью крыльев.

Море, в котором погиб Икар, впоследствии стало называться Икарийским.

Миф о Дедале и Икаре показывает стремление людей завладеть не только сухопутными и водными путями передвижения, но и покорить воздушное пространство.

Мифом мы теперь называем нечто фантастическое, вымышленное, такое, чего не было в реальной исторической действительности. Наше слово «миф» происходит от древнегреческого слова «мютхос». У или эллинов, как они сами себя называли, это в переводе означало «слово, речь или разговор, намерение, пословицы, слух, ведомость, рассказы, перевод, байка, содержание рассказа». Следовательно, слово имело больше значений, чем современное «миф». Когда мы хотим сказать, что на самом деле в подтвержденной документами истории чего-то не было, то употребляем прилагательное «мифический». Например, знаменитый Геракл (или Геркулес, как его называли римляне) - это мифическая личность, герой многих древнегреческих мифов. Есть еще слово «мифология» (тоже греческого происхождения). Им мы называем как совокупность мифов того или иного народа, так и отрасль знания, науку, изучающую мифы.

Отношение к мифам в Древней Греции

Почти у любого народа с древнейших эпох хранятся предания, в которых историческое переплетается с вымышленным, действительность с фантазией. В этих сказаниях действуют не только одни люди, но и удивительные существа - плоды творчества. Это бессмертные боги и полубоги, невиданные создания. Происходят удивительные чудеса. В древние времена человек воспринимал мифы как достоверные рассказы о том, что было прежде. Но шли века, и они плавно превращались в обыкновенные бабушкины сказки. Уже лишь малые дети верили в их реальность. Сказания начинали толковать уже не в прямом, а в переносном смысле. Мифы были воплощениями человеческих мечтаний. Например, в произведении «Дедал и Икар» явно отражается стремление к полету. Однако здесь имеется и своя мораль. Миф «Дедал и Икар» учит тому, что даже с недосягаемых высот можно быть ниспровергнутым вниз.


Мифы как основа древнегреческой культуры

В Древней Греции (или Элладе) мифы были основой скульптуры, литературы, живописи, театрального искусства. Они складывались еще задолго до того, как там распространилось письмо - греческая азбука. Одно и то же сказание о каком-то боге или герое могло существовать в различных вариантах и интерпретациях: местных, временных (возникших в разное время) и авторских (все зависело от того, кто придумал или пересказал). Исключением не стало и произведение «Дедал и Икар». Похожие мифы были у разных племен и народов. Дело здесь не только в том, что одно племя могло позаимствовать у другого то или иное сказание. Чаще всего это бывало тогда, когда разные народы стояли на аналогичной степени развития, жили в похожих условиях. Порой сходство мифов различных племен объясняется первоначальным родством, общим происхождением этих общностей, например греков, римлян, кельтов, германцев, славян, иранцев, индийцев. Очень интересным является древнегреческое сказание "Дедал и Икар". Картинки и скульптуры, посвященные ему, а также краткое изложение его можно найти в данной статье.

Древнегреческий Пантеон

Между младшими богами (Зевсом, Посейдоном, Герой, Гестией, Деметрой и другими) и старшими - титанами - произошла ужасная десятилетняя война. Наконец, первые с помощью выпущенных из подземного мира сторуких и циклопа победили последних и поселились на Олимпе. Очень много было мифов о деяниях богов - полезных, а порой губительных для смертных людей. Они подобны людям с их достоинствами и недостатками.


Мифические существа

Часто в мифах действуют фантастические существа - чудовища. Например, древнегреческий миф «Дедал и Икар» рассказывает, наряду с основной сюжетной линией, и об ужасном Минотавре - звере Фантазия древних греков создала кентавров - полулюдей-полуконей, грозных Горгон со змеями вместо волос, семиглавую гидру трехглавого пса Цербера, охранявшего подземное царство Аида, и т. д.

Мифы и астрономия

Названия почти всех созвездий так или иначе связаны с древнегреческими мифами. вызывает в нашей памяти сказание о Персее, а сам он также дал имя скоплению звезд, как и родители Андромеды - Кефей и Кассиопея. Пегас - это тот крылатый конь, на котором герой Беллерофонт выступил против химер. Большая Медведица - нимфа Каллисто (мать Аркада, родоначальника аркадян), Малая Медведица - нимфа Киносура. Овен - баран, на котором Фрикс и Гелла летели в Колхиду. Геракл также превратился в Орион - охотник, который был спутником Артемиды. Лира - это кифара Орфея т. п. Даже планеты солнечной системы своими именами обязаны мифам. Далее будет рассказана легенда о Дедале и Икаре. Это поучительная история.

"Дедал и Икар": краткое содержание. Завязка событий

Когда-то, в глубокой древности, в Афинах жил талантливый художник, резчик и строитель Дедал - отпрыск царского рода. Считалось, что сама Афина научила его различным ремеслам. Дедал строил большие дворцы и храмы, которые поражали всех своей стройностью. Для них он сам вырезал из дерева фигуры бессмертных богов, такие красивые, что люди потом веками их бережно хранили.

Учеником Дедала стал его племянник Тал, еще подросток. Как-то парень взглянул на рыбью кость, внимательно присмотрелся к ней и вскоре смастерил пилу - новую вещь для людей. Он же выдумал чтобы было проще лепить посуду. Тал также изобрел циркуль.

Гибель Тала и изгнание

Афиняне узнали о чрезвычайной способности Дедалова ученика и справедливо полагали, что вскоре последний превзойдет своего учителя. И как же страшно поразила Афины весть о том, что Тал, гуляя с Дедалом по Акрополю, споткнулся и упал с высоты. В его смерти афиняне обвинили учителя и приговорили художника к изгнанию. Дедал уплыл на Крит, где царствовал Минос. Там он женился. У него родился сын Икар. Однако Дедал сильно тосковал по родным краям. Потом у царя случилась беда. Жена родила ему вместо сына чудовище - Минотавра. Мастер же построил лабиринт для монстра, чтобы скрыть его от глаз людей.

Дедал и Икар (изложение): дорога домой

Прошли годы. Дедал и Икар засобирались в Афины. Однако Минос не отпустил мастера. Дедал вышел из данного положения и сделал себе и сыну крылья, как у птиц, чтобы улететь по небу, если уж море для них закрыто. Мастер учил своего отпрыска летать и наказывал не подниматься слишком высоко, иначе солнце растопит воск (компонент конструкции крыльев). Низко над морем тоже парить было не велено, чтобы вода не намочила летательное приспособление. Мастер учил сына придерживаться золотой середины. Однако так и не нашли общий язык Дедал и Икар (картинки с крыльями можно увидеть в данной статье).


Гибель Икара

На следующий день они снялись в безоблачную лазурь. Никто во дворце правителя этого не видел. Наблюдали полет лишь пахари в поле, пастух, который гнал стадо, видел рыбак. Все они думали, что это парят бессмертные боги. Поначалу Икар послушно следовал за отцом. Однако чувство полета, неизвестное и удивительное, наполнило его невыразимой радостью. Ведь огромное счастье - взмахнуть, как огромная птица, большими крыльями и почувствовать, что они уносят тебя еще выше.

В неописуемом восторге Икар запамятовал предостережение родителя и поднялся очень высоко - до золотого солнца. Неожиданно он с великим ужасом начал ощущать, что крылья уже не так крепко держат его, как раньше. Жаркие солнечные лучи растопили их воск, и перья осыпались вниз. Теперь уже напрасно юноша пытался махать бескрылыми руками. Он призвал на помощь отца, но не услышал его Дедал. Потом долго и отчаянно искал он своего сына. Но нашел лишь перья на волнах. Поняв произошедшее, он обезумел от горя. Тело Икара было похоронено Гераклом, а море, в которое он упал, названо было Икарийским.

Сам же Дедал долго находился в Сицилии, а затем перебрался в Афины, где стал основателем рода художников Дедалидов.

Давным-давно в греческом городе Афины жил замечательный скульптор, художник, строитель и изобретатель. Звали его Дедал. Поговорим о легенде о Дедале и Икаре.

Это был мастер на все руки. Дедаль расписывал стены удивительными картинами, лепил статуи, строил дома и дворцы, изготовлял инструменты для различных ремёсел.

Статуи и работы Дедал выглядели как живые, и поэтому люди привязывали их, чтобы они не сбежали; кони ржали перед его картинами, словно узнавали на них своих живых собратьев; люди оказывали ему чуть ли божеские почести.

Однако при всей своей гениальности он не был лишен человеческих слабостей. Так, когда великий мастер понял, что его племянник Талое еще более одарен, он из зависти убил его, сбросив со скалы.

Спасаясь от смертного приговора, он решил бежать из родного города. Через некоторое время он вместе со своим сыном Икаром добрался до острова Крит. Здесь мастер вновь занялся своими ремёслами. Вновь люди поверили’ в беспредельную силу его искусства.

Царь Крита Минос решил не отпускать от себя Дедала. Он стерёг его, словно пленника. Он сильно тосковал по родине и мечтал вернуться. Работая по ночам, он смастерил две пары больших птичьих крыльев -- для себя и своего сына.

В день, когда крылья были готовы, он поднялся с их помощью в воздух. Он научил летать и своего сына. Но прежде чем пуститься в далёкий путь, он сделал сыну наставление: оказавшись в небе, Икар не должен приближаться к Солнцу, иначе горячие лучи растопят воск, скрепляющий крылья.

И вот они в небе. Плавно рассекая воздух удивительными крыльями, полетели они вперёд к любимой родине. Дедал летел впереди, за ним следовал его сын. Вскоре быстрый полёт словно опьянил юношу.

Как диковинная птица, парил сынок в воздухе, наслаждаясь свободой. Ему хотелось подняться выше, ещё выше.

В каком-то радостном порыве взметнулся он навстречу Солнцу - и в ту же минуту, опалённый его горячими лучами, упал вниз, в тёмные воды бурного моря.

На карте современной Греции можно найти остров Икария. Он получил своё название в память об этом великом изобритателе. Историю молодого безумца люди запомнили, не особенно допытываясь, достоверна она или нет. Вот такая от небольшая легенда и история о Дедале и Икаре.

Полет Икара

  1. Это не только мечта человека подняться в небо, но и противопоставление мечты унылой расчётливости, примирению с неволей, внешнему благополучию.
  2. 500 лет назад в трудах Леонардо да Винчи появились первые наброски летательных аппаратов.
  3. 250 лет назад русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов занимался чертежами и построением летательных машин.
  4. 200 лет назад воздушный шар братьев Монгольфье, поднявшись в небо, осуществил заветную мечту человечества- летать подобно птице.
  5. 150 лет назад в небе появились первые управляемые дирижабли.
  6. 100 лет назад по воздуху был пересечён Ла-Манш; совершён перелёт через Альпы; скорость полёта достигала 200 км в час; высота полёта - 2 000 м.
  7. 80 лет назад открылись регулярные линии гражданской авиации.
  8. 55 лет назад Чкалов совершил перелёт через Северный полюс.
  9. 50 лет назад родилась реактивная авиация.
  10. 35 лет назад ТУ-104 открыл эпоху пассажирской реактивной авиации.

Дедал и Икар

Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы, так, были изобретены им топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале.

У этого-то великого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Завидовал Дедал племяннику и решил убить его. Однажды стоял Дедал с племянником на высоком афинском акрополе у самого края скалы. Никого не было видно кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул со скалы племянника. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упал со скалы Тал и разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Открылось злодеяние Дедала. К смерти присудил его ареопаг.

Спасаясь от смерти, бежал Дедал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы. Охотно принял Минос под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт, с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, невозможно было найти выхода. В этом дворце заключил Минос сына жены своей Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовище с телом человека и головой быка.

Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпустить его царь с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника держал Минос Дедала на Крите. Долго думал Дедал, как бежать ему, и наконец нашел он способ освободиться из критской неволи.

– Если не могу я, – воскликнул Дедал, – спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!

Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Беспечно резвился мальчик, его забавляла работа отца. Наконец кончил Дедал свою работу, готовы были крылья. Привязал Дедал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Спустился Дедал на землю и сказал сыну:

– Слушай, Икар, сейчас улетим мы с Крита. Будь осторожен во время полета. Не опускайся слишком низко к морю, чтобы не смочили соленые брызги волн твоих крыльев. Не подымайся и близко к солнцу. Жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.

Легко понеслись на крыльях отец с сыном. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже Делос и Парос, все дальше летят они.

Забавляет Икара быстрый полет, все смелее взмахивает он крыльями. Забыл Икар наставления отца, не летит уже он следом за ним. Сильно взмахнув крылами, взлетел он высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Растопили палящие лучи воск, скреплявший перья крыльев, выпали перья и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.

Обернулся Дедал, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына:

– Икар! Икар! Где ты? Откликнись!

Нет ответа. Увидал Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!

А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое стало называться по имени погибшего, Икарийским. Наконец прибили его волны к берегу острова, там нашел его Геракл и похоронил.

Дедал же продолжал свой полет и прибыл наконец в Сицилию. Там поселился он у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы выдал ему Кокал Дедала. Не хотели дочери Кокала лишиться такого художника, как Дедал. Они придумали хитрость. Уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворец. Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды, и умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провел он на родине, в Афинах, там стал он родоначальником дедалидов, славного рода афинских художников.

В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.

Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять - камнем на нитке, - правильно ли кладут они стены.

У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду - горшки, кувшины и круглые чаши.

Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.

Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.

Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.

До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.

Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.

Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»

И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.

И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.

Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.

Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару.

И вот рано утром они улетели с острова Крита.

Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.

День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.

А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

Литература:
Смирнова В. Дедал и Икар//Герои эллады,- М.:"Детская литература", 1971 - c.86-89