Биографии Характеристики Анализ

Что говорить маленькому ребенку когда умерла мама. Что дети могут спросить? Нередко возникают вопросы

Родители, стремясь оградить ребенка от чувства утраты, а часто, и просто не зная как об этом сказать, скрывают от малыша смерть близкого человека. Как объяснить ребенку - почему любимый дедушка больше не приходит? Почему важно не скрывать от ребенка правду о смерти близкого, и как грамотно ему об этом рассказать, объясняет в своей статье кандидат психологических наук, детский и семейный психотерапевт Могилева Вера Николаевна.

Почему нам страшно

Наше отношение к смерти зависит от той культуры, в которой мы живем и того, какое отношение к смерти нам в свое время транслировали родители. Часто взрослым эта тема кажется ужасной. Но для ребенка она может выглядеть совсем иначе.

Например, во многих культурах (Индия, Латинская Америка) смерть воспринимается как радостное событие, т.к. человек прошел свой жизненный путь в этом мире, выполнил свое предназначение, решил определенные эволюционные задачи и ушел в иной мир. Даже смерть ребенка не воспринимается как трагедия - он родился чистым и потому быстро ушел из этого мира.

Во многих древних религиях отражена идея эволюционного развития души через перерождения и возвращения на Землю (индуизм, иудаизм, буддизм и т.д.). Это порождает иное отношение к смерти, нежели в атеистических или позднехристианских обществах.

Раньше (до революции) в России было принято к смерти готовиться. Осуществлялась как духовная, так и бытовая подготовка. Умирать было принято дома, предварительно завершив все дела, попрощавшись с родными и достигнув состояния прощения и умиротворения, принимая факт своего умирания, как данность. К умирающему приглашали и детей. Они общались с ним, выслушивали напутствие и понимали, что смерть - это такая же часть жизни, как и рождение. При этом не возникало такого панического страха перед этим явлением.

В более поздних формах религий возникли ритуалы, вызывающие ужас перед смертью (плакальщицы, черные одежды и т.д.). Тема смерти приобретала все более ужасающий смысл. В 60-е годы XX века возникла практика помещения умирающего в больницу, что лишало его поддержки и опоры близких, более того, врачи перестали сообщать умирающему о его смертельном диагнозе. В результате человек жил в иллюзорной надежде, что он не умрет и ему так и не удавалось прийти к состоянию принятия факта своей смерти. В обществе нарастала иллюзия отсутствия смерти. Эта иллюзия транслировалась детям уже с ранних лет.

Почему важно сказать ребенку правду

Даже если не рассматривать смерть, как аспект какой-либо из религий, то в любом случае - физическая смерть - это реальность. Все люди рано или поздно умирают. Это неоспоримый факт. Поэтому скрыть это явление от ребенка, создав иллюзию, что смерти не существует - это нанести ему серьезную психологическую травму в будущем. Он понимает, что если тема запретна и заставляет так переживать и расстраиваться взрослых - значит смерть - это что-то страшное. Постепенно он начинает жить под неосознанным страхом смерти.

Взрослые скрывают от детей факт смерти близкого часто из своего собственного эгоизма - они не готовы встретиться с чувствами утраты и горя у малыша, помочь пережить ему это и поддержать его, т.к. их в это время одолевают собственные чувства.

Примечательно, что для детей эта тема очень важна, и она имеет свои возрастные этапы развития. Так, в возрасте 4-х лет у детей начинается сенситивный период, в котором они начинают осознавать конечность жизни. Сначала это понимание связанно с осознанием конечности жизни близких людей, и только потом - конечности своей жизни. Если в этом возрасте скрыть от ребенка факт смерти близкого или неграмотно донести до него эту информацию, то это, действительно, может стать для ребенка травмой на всю жизнь. Факт естественности смерти будет вытеснен из сознания навсегда, и его место займет страх смерти.

Принятие же этого явления, как данности приводит к тому, что качество жизни меняется. Появляется ответственность за свои действия, и жизнь наполняется иным содержанием.

Как же грамотно поступить в этом случае?

Во-первых , взрослому необходимо понять и осознать свой собственный страх смерти. Тоска и чувство утраты у оставшихся в этом мире во многом связанны с тем, что они не представляют свою жизнь без умершего. Часто причиной тому является отнюдь ни любовь, а страх за себя, чувство вины перед умершим и т.д. В случае, если между близкими людьми была не болезненная зависимость, а здоровая привязанность, они смогут «отпустить» друг друга. И живущие сохранят тепло и позитив от имевшихся отношений.

Во-вторых , это тепло и позитив можно протранслировать ребенку , например, сказав ему: «Дедушка умер. Когда люди умирают, они не возвращаются. Но он всегда будет с тобой, и всегда будет поддерживать тебя». В этих словах нет никакой мистики или религиозной подоплеки. Даже если Вы человек не верующий, то Вы всегда сможете обратиться к образу умершего в вашем сердце, спросить его о чем-то , получить ответ и поддержку. Этому Вы можете научить и своего ребенка.
Малышу не нужно слышать и знать все подробности и факты (например, о течении болезни, или автоаварии) - он ещё очень маленький, не может все понять.

Конкретные слова


Дети, от которых не скрывали факт болезни близкого, воспримут информацию проще и им будет ситуация гораздо понятнее.
Важно сразу объяснить все аспекты смерти ребенку, которые могут вызвать у него страхи или чувство вины.

  • Если смерть произошла в результате болезни, пояснить, что не все болезни приводят к смерти, чтобы потом, заболев, ребенок не боялся умереть.

«Бабушка сильно болела, и врачи не смогли ее вылечить. Давай вспомним, ты же болел в прошлом месяце и поправился. И я болела недавно, помнишь? И тоже поправился. Да, существуют болезни, от которых еще нет лекарств, но ты ведь можешь вырасти, стать доктором и найти лекарство против самой опасной болезни».

  • Если смерть произошла в результате несчастного случая, нужно объяснить факт смерти, не обвиняя в ней никого. Чтобы у ребенка не появился страх потери оставшихся близких, нужно сказать ему, что остальные хотят жить долго и не хотят оставить его одного.

«Да, мама умерла, но я хочу жить очень долго, я хочу быть с тобой все время, я буду заботиться о тебе, пока ты не вырастешь. Не бойся, ты не один».

  • Взрослый должен блокировать возникающее у ребенка чувство вины.

«Ты не виноват, что мама умерла. Как бы ты не вел себя, это все равно случилось бы. Поэтому давай лучше поговорим о том, как нам жить дальше».

  • Здесь же уместно дать ребенку понять, что сейчас очень важный момент для переоценки отношений с оставшимися близкими.

«Ты очень любил папу, и я не смогу тебе его заменить, но я очень постараюсь оказывать тебе такую же поддержку, как это делал он.» «Ты всегда доверяла свои секреты только маме. Я не смогу заменить ее в этом. Но я очень хочу, чтобы ты знала, что можешь рассказать мне о любых своих трудностях и я помогу тебе. Ты не одна, мы вместе.»

Важно помнить, что дедушка был близким человеком не только для Вас, но и для Вашего ребенка. Скрывая от малыша факт его ухода, Вы берете на себя право решать, как дальше развиваться их отношениям, а отношения продолжают развиваться и после смерти близкого человека (например, многие могут понять и простить близкого лишь после его ухода).

Автор: кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, детский психолог-консультант , семейный психотерапевт, Монтессори-педагог AMI диплом (Association Montessori International) 2,5-6 +, руководитель Детского Монтессори-центра «Алиса» Могилева В.Н.

Скрывать ли от ребенка, что кто-то из близких умер, или же сказать ему правду? Почему дети часто не понимают ценности жизни? Как объяснять ребенку, что такое смерть? На эти вопросы отвечает психолог и многодетная мама .

С ребёнком можно и нужно говорить о потере

Тема , как и тема рождения, вызывает у детей большой интерес. Возраст появления страха смерти – это 4-5 лет, когда ребёнок осознаёт, что смерть есть. Он начинает опасаться, что умрут родители и что он умрёт сам.

Страх смерти может проявляться не напрямую, а в скрытых формах – в неотпускании мамы или в сложности засыпания, например. К страху смерти может подвинуть смерть домашнего питомца или кого-то из близких.

Очень важно, если кто-то из близких скончался, не утаивать смерть, иначе это ещё больше усиливает детские страхи. Не нужно говорить, что человек ещё в больнице или уехал куда-то далеко, потому что эти ответы неправдивы, искажают то, что произошло, вызывают кучу страхов. Опасения, которые есть у ребёнка, это хуже, чем то, что есть на самом деле. Всегда очень сложно сказать ребёнку правду для людей не церковных, им кажется, что они что-то рушат. Но то, что ребёнок может надумать, – это хуже. Нужно говорить правду.

Ребёнка можно взять в церковь на отпевание, но не надо брать на процесс похорон. А если похороны гражданские, то стоит десять раз подумать, потому что такие похороны – очень тяжёлая процедура, гораздо более беспросветная по сравнению с православным обрядом. И очень важно, если умер кто-то из близких, определить, что ребёнок может сделать для этого человека: поставить свечку, написать записку, покормить птиц, подать милостыню…

Вопрос посещения кладбища – это вопрос, который каждая семья решает сама. Многие дети – дошкольники, младшие школьники – имеют большие страхи после этого. Живое воображение, детский фольклор, сказки-пугалки, связанные с кладбищем, – по сумме факторов посещение кладбища может быть довольно травматично.

Тут всё очень зависит от верования семьи. У людей верующих понятно, куда человек ушёл. Но мне кажется, что всерьёз неверующих людей нет, и как раз тема смерти сталкивает человека с тем, что невозможно не верить . Всё протестует против того, что всё так кончится и ничего после смерти не будет. И дети, имея чистую душу, не согласны, что всё вот так оборвётся – с цветочком, кошечкой, бабочкой. Дошкольник – существо верующее.

Надо определить культуру горевания, культуру траура в семье, то есть вспоминать умершего или лучше о нём вообще не говорить. Хорошо, когда есть церемония воспоминания, портреты в рамках, альбомы с фотографиями, дни памяти, когда собираются люди, говорят хорошие слова о человеке. Тогда человек никуда не исчезает, он остаётся здесь же, в этом семейном сообществе, просто он не рядом.

С ребёнком можно и нужно говорить о потере. Если семья верующая, у ребёнка, безусловно, есть травма, особенно, если это очень близкий человек, но нет слома. Ребёнок верит, что мы все встретимся на том свете, он может ждать. Мы все встретимся – вот, что важно.

Но в семьях верующих людей у ребёнка может возникнуть слишком плотное, насыщенное представление о небесной жизни, и ему может становиться не в радость эта жизнь, он может захотеть сразу на небеса к бабушке или, не дай Бог, к маме.

Здесь нужно, если умер очень близкий человек, а семья очень религиозна, сделать описание загробного мира не таким пленительным. Если изо дня в день рассказывать, как в раю хорошо, как там хорошо бабушке или кому-то из близких, и как там прекрасно, как там ничего не болит, ребёнок может сказать: я не хочу быть здесь, хочу туда.

Игра с компьютером, когда убивают

Я как специалист и как человек – большой противник стрелялок . Ребенок думает, что хотя это и убийство, но у меня-то четыре жизни! В результате, ребёнок может совершить что-то неосторожное в реальной жизни. По-настоящему неосторожное, считая, что у него как будто бы в запасе несколько жизней.

– Даже взрослый ребёнок так считает?

Да, это смещение координат. Эти зрелища делают смерть чем-то нереальным, чем-то, на что не стоит обращать внимания. Подумаешь, двадцать раз убит. И если ты по два часа «мочишь» фашистов, ты не будешь к этому чувствителен.

Надо стараться, насколько можно долго, не давать детям играть в компьютерные игры, где убивают. И если ваш неконтролируемый подросток находится в поле стрелялок , надо сказать все возможные слова, чтобы он понимал, чем грозит такое увлечение.

Я считаю, что игры, в которых присутствуют убийства, многие внутренние координаты у ребенка смещают в неправильную сторону, обесценивают эти страшные события, искажают границы возможностей. Игры со смертью, игры с жестокостью в компьютерах и приставках делают возможным рост детской преступности. Если на экране ты «мочишь» чужаков, почему тебе не побить какого-нибудь кавказца? Где предел? Ребёнок плохо чувствует грань между реальностью и нереальностью.

От смерти виртуальной – к реальной

– Детские : я сделаю назло, пусть они посмотрят?

Это очень страшно – детский суицид. Ребёнок не понимает, что всерьёз умрёт, а думает, что будет сверху смотреть, как, например, все будут плакать. И у него нет ощущения окончательности, потому что оно сдвинуто медийными штучками. Это никогда не бывает самоубийством от депрессии, это от желания отомстить, проучить, обратить на себя внимание.

Момент необратимости смерти не присутствует в сознании ребенка. И потому, в том числе, что родителями вовремя не сказаны какие-то правильные слова на эту тему. Ведь большинство детских самоубийств происходят от ощущения обратимости: я немножко умру. Но если в семье есть контакт с детьми, хотя бы какой-то, не говорю уж – оптимальный, то с ребёнком вряд ли это произойдёт.

– Как правило, дети это сначала озвучивают?

Да. Озвучивают прямо или косвенно. Если ребёнок попал в какое-то подростковое сообщество, где идеология смерти, идеализирование смерти, нужно быть очень внимательным, заранее обсуждать какие-то вещи. Особенно надо быть внимательным, если такой трагический опыт уже есть в семье.

Беседовала Амелина Тамара

Многие отцы, потерявшие своих любимых не знают, как правильно это сделать. Ребенок не знает, что его мама умерла, а сказать все-таки нужно? Как это сделать не навредив психике малыша, или же с минимальными для нее потерями?

Вот пример из жизни. Все чаще молодые женщины умирают от рака. Не исключение и мама семилетнего Артема. Мальчик проживал вместе с бабушкой на даче, когда его мама умерла. Произошло это всего неделю назад. Похороны провели без мальчика, решив, что так будет лучше. Хотя диагноз был поставлен давно, мама Артема на семейном совете все же настояла на необходимости купить квартиру, взяв ипотеку. По этой причине, она работала практически до последнего – нужно было платить по счетам. Но когда ей стало намного хуже, вынуждена была лечь в больницу. Артемка вместе с папой посещал ее в больничной палате.
Близких не покидало чувство, что мальчик догадывается о смерти матери, он даже не расстается с ее фото, хотя ранее никогда не проявлял подобного стремления. А после известия о том, что мама умерла, малыш в буквальном смысле слова впал в состояние временной депрессии: долго плакал и искал в чем причина ее смерти. Он то утверждал, что «все мы довели маму, потому что не слушались ее», то вдруг говорил, о том, что здоровые люди кушают много фруктов, а вот маме их не хватало. Уже после похорон было принято решение сказать малышу об утрате, но как?

В каждом конкретном случае нужно опираться на самочувствие малыша, на состояние его психики, на конкретные обстоятельства. Но все же есть несколько универсальных советов, которые помогут облегчить психологические последствия данного сообщения для малыша.

Памятка для членов семьи, которым нужно поддержать ребенка после смерти близкого человека.

  • Помните, как в детстве нам говорили «Поплачь и все пройдет». Данный совет актуален и в данном случае. Малыш должен проплакаться, вернее выплакаться. Слезы снимают напряжение и облегчают психологические страдания. Малышу неподвластно выражать свое горе так же как взрослому. Его печаль носит несколько иной характер в силу фазы психологического развития и степени выраженности травмирующих переживаний, которые ему пришлось пережить. Интенсивность и цикличность – вот основные характеристики переживаний дошкольника. Кроме того, для них характерна долговременность.
  • Скрывать от ребенка собственные переживания из-за смерти близкого также не стоит. Пусть ваш ребенок видит: он не одинок в своих переживаниях. С воспитательной точки зрения нельзя упустить возможность еще раз убедить малыша в достойности жизни ушедшего близкого. Если ваш малыш не научится переживать смерть, то ему будет не подвластно и понимание ценности жизни, ведь жизнь и смерть соединены воедино.
  • Обращение за помощью к религии в трудную минуту – вполне приемлемый вариант для семей в которых принято обращение к Богу. Принять случившееся горе вместе со всеми членами семьи поможет вашему малышу легче перенести боль утраты.
  • Пренебрежение помощью близких родственников не лучший выбор в данный момент. Дедушки и бабушки – вот где кладезь житейской мудрости и добросердечности. Они умеют вовремя промолчать и вовремя поддержать. Нахождение рядом с людьми и в их окружении помогает малышу легче перенести боль утраты.
  • Расспросы об умершем родственнике со стороны ребенка не простой шаг для него. Если вы отмахнетесь от них за кучей повседневных дел малыш перестанет видеть в вас поддержку в трудную минуту. Подумайте, что если малыш готов расспрашивать вас, значит он доверяет вам, а с каждым разом доверие будет уменьшаться. Выслушайте его и ответьте на все его вопросы, не отмахивайтесь от него пока он готов говорить с вами. Знайте, дошкольнику нужно несколько раз услышать ваши объяснения, чтобы принять случившиеся. Осознание необходимости проводов умершего – даже важнее необходимости выражения радости от рождения нового члена семьи. Только сменой процветания и увядания стоит объяснять цикличность жизни. Пусть ваш малыш знает об их неразрывности.
  • Неадекватные реакции ребенка (необоснованное веселье, смех, приподнятое настроение) появившиеся после сообщения об утрате не должны оставаться без внимания. Они могут быть вызваны надеждой и ожиданием на возвращение мамы. Причем, данные ожидания могут сохранятся очень длительное время. Наблюдение за играми малыша как ничто другое укажет на его настоящее состояние. Причем, психика ребенка такова, что отражение известия о потере на общем состоянии может проявится сразу после смерти или спустя достаточно длительное время.
  • Малыш не должен быть огражден от посещения кладбища. Уход за могилой мамы и знакомство с могилами давно усопших родственников, рассказ о них – все это мощнейшие воспитательные стимулы, помогающие воспитать гордость за свою семью и ее прошлое. Светлая память предков и любовь к ним помогут воспитать чувство долга в отношении кладбищ и необходимости ухода за ними. Переключение с ненужного напряжения и настрой на конструктивный лад – вот то что именно сейчас нужно вашему ребенку. Обрядовые действия помогают в этом очень хорошо. Кроме того, данные действия способствуют закрепления ребенка в мнении, о том, что он часть семьи, важная ее часть. И что делить горе на всех подобно частичному его погашению. Эта сопричастность помогает перенести тяжелую утрату, помогает учить сопереживанию людям и учит умению дорожить жизнью, как самой великой ценностью.
  • Привлечение малыша к подготовке и проведения поминок по усопшему близкому. Данный обычай помогает высказать собственное уважение к умершему. Зачастую осознание обязанности живых родственников похоронить покойного происходит только через проводы усопшего в последний путь. Поэтому подключив малыша к подготовке проводов вы дадите ему не только посильную работу, но и поможете ему немного успокоится и отвлечься от тяжких мыслей. Пусть ваш малыш поможет готовить еду или пусть выберет цветы для прощания, поможет украсить венок и т.п.
  • Родителям и всем близким стоит помнить, дошкольники уже могут воспринимать смерть, как факт и умалчивать о смерти или акцентировать внимание на ней при их воспитании не стоит.

    Другие статьи по этой теме:

    Нужно ли покупать ребенку много игрушек Физические наказания детей Как воспитывать детей после развода Ошибки молодых родителей Почему происходят ссоры детей Почему ребенок не хочет идти в детский сад? Агрессивный ребенок Если Ваш ребёнок не хочет ходить в школу

Примерно к 5 годам дети неизбежно начинают задавать вопросы о смерти, на которые порой тяжело ответить даже взрослому. Но несчастье приходит, не спросив разрешения, и вот кошмар наяву: как сказать ребенку о смерти отца, матери или другого близкого человека? Сначала разберемся, как говорить с ребенком о смерти, если он сам об этом спросил.

Почему люди должны умирать?

Вопросы о смерти дети задают в самый неподходящий момент, и подготовиться к ним сложно. Даже если взрослые много раз прокручивали в голове ответы, в то самое время они могут впасть в ступор и замяться. Непонятные отговорки и откладывание разговора «на потом» связаны с личными страхами родителей, и это неудивительно: мало кому охота задумываться о смерти в свободное время и рассуждать на эту тему.

Дети проще, они задают вопрос и хотят услышать на него конкретный ответ. Поэтому неуместно будет придумывать истории про то, что люди надолго засыпают или куда-то уезжают, ведь это неправда. Определитесь для себя, во что верите вы, и поделитесь этим с ребенком.

«Да, все люди когда-нибудь умирают. Как и все живое на планете, люди имеют свой срок жизни. Все мы сначала рождаемся маленькими, потом растем, учимся, взрослеем, заводим свои семьи, рожаем детей, а потом уже не растем, а стареем. И когда мы станем совсем дряхлыми старичками и нам будет даже тяжело передвигаться, мы умрем. Но внутри нашего тела живет душа. Это то, чем мы чувствуем любовь к своим близким, и душа никогда не умирает. Умирает только тело, потому что оно износилось и постарело». У вас может быть свой вариант, главное, чтобы вы смогли объяснить это ребенку понятными словами.

Этого может быть достаточно, чтобы долго не возвращаться к этой теме. Но потом ребенок может спросить, почему некоторые люди умирают молодыми, а совсем не старыми, как вы говорили. Этот вопрос сложнее, и вы можете сказать, что все мы живем в мире, где много опасностей, можно заболеть или попасть под машину, и как бы нам ни хотелось дожить до старости, иногда случается беда. Но болезнь или авария необязательно заканчивается смертью, такое случается редко.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Если ребенок боится смерти близкого человека

Бывает такое, что, заговорив один раз о возможной смерти матери или отца, ребенок не может отпустить эту тему и всерьез беспокоится, возвращаясь к ней снова и снова. Особо мнительные малыши с богатой фантазией могут остро воспринимать вопрос даже гипотетической смерти родного человека. С такими детьми лучше не разговаривать на тяжелые темы перед сном, потому что ребенок придумает себе страшную историю, а потом будет просыпаться в слезах от ночного кошмара. Если малыш задал вопрос в момент укладывания, попробуйте отвлечь его ответом вроде: «Да, все люди умирают, но сначала они проживают долгую и счастливую жизнь», – а потом переведите тему.

Повторяйте малышу каждый раз, что вы будете очень стараться побыть с ним как можно дольше, ведь у вас впереди столько дел! Нужно собрать его в школу, переделать с ним все уроки, сходить на все соревнования, встретить выпускной, а потом надо помочь ему поступить в институт, погулять на его свадьбе, понянчить его детишек. И хоть маленькому ребенку сложно представить такое далекое будущее, его это успокоит.

Несмотря на то, что проговаривание страха помогает с ним бороться, одних только разговоров бывает недостаточно. Можно предложить ребенку нарисовать страх, а потом его уничтожить – порвать, сжечь, расстрелять из пистолета с пульками или с помощью дротиков. В конце концов, можно убить страх смехом – нарисовать всякие смешные штуки этому страху и посмеяться над его нелепостью и беспомощностью. Конечно, нельзя просить ребенка рисовать умирающим любимого дедушку, а вот изобразить страх в виде какого-то чудища или кляксы – нужно. Хорошо помогает бороться со страхами . Вы можете поискать такие занятия в своем городе и ходить туда с ребенком.

Главное, что требуется от близких, – давать ребенку уверенность в защите и в том, что они понимают его. Не закатывайте в ужасе глаза, не одергивайте малыша фразой «Как ты можешь об этом думать!», иначе он точно зациклится на своем страхе. Говорите с ним спокойно, как будто в этом нет ничего ужасного. Заодно преодолеете свои страхи, если они имеются.

В семье случилось горе: как быть?

Если в семье случилась трагедия и нужно сказать ребенку о смерти матери, отца или другого близкого родственника, сделать это должен тот, с кем у малыша доверительные отношения.

  • Не делайте вид, что ничего не произошло , даже из благих побуждений. Дети чувствуют эмоции без слов, и если малыш ощущает напряжение, а ему ни о чем не говорят, его это пугает: вдруг это он сделал что-то плохое?
  • Не придумывайте объяснения , почему все члены семьи имеют растерянный вид или плачут навзрыд. В доме все поменялось: никто не смеется, зачем-то завесили полотенцами зеркала в квартире, кто-то из членов семьи постоянно плачет в телефонную трубку. Скажите правду. Папа не уехал в длительную командировку, или бабушки нет дома не потому, что она отправилась в путешествие вокруг света. Если вы сейчас не сможете рассказать все как есть, то лишите ребенка воспоминаний, чтобы пережить утрату позже. Даже если он пока мал, через годы он все равно осознает, что произошло, и сможет отгоревать.
  • Наладьте контакт с ребенком, поймайте его взгляд. Будьте спокойны и смотрите ему в глаза, держите за руку. Возможно, этот момент он будет вспоминать еще много раз, и он должен ощущать доверие и поддержку.
  • Не заставайте ребенка врасплох. Выберете для разговора удобный момент, когда малыш сытый, выспавшийся, в хорошем настроении, но не говорите с ним в его комнате. Не нужно, чтобы подобные вещи он слышал у себя в детской. Держите себя в руках. Не впадайте в истерику и рыдания, отдаваясь своему горю, подумайте о ребенке: вы — взрослый человек, а перед вами беззащитное дитя, которое осталось без близкого ему человека. Ребенку неизвестно, какая жизнь его ждет. Кому из вас тяжелее?
  • Говорите ясно и понятно. Не надо усложнять разговор фразами типа: «Понимаешь, случилась беда, безвременно ушел твой дедушка». Говорите понятно: «В семье случилось горе. Дедушка умер». Сделайте паузу, а затем повторите: «Твой любимый дедушка умер».
  • Вы должны поддержать и успокоить малыша. Его реакция непредсказуема: он может переспросить, убежать, расплакаться, начать кричать или испугаться. Если ребенок захочет побыть один — пусть, подойдите к нему позже. Может, он вообще никак не отреагирует, или вдруг пригласит вас играть – это нормально, у него шоковое состояние. Даже некоторые взрослые в шоковой ситуации ведут себя странно или так, будто ничего не произошло. Организм пытается защититься от стресса.
  • Не заключайте ребенка в «вакуум», ограждая его от любой информации, напоминающей о смерти. Наоборот, говорите с ним, если он спрашивает. Будет лишним перегружать детский мозг подробностями про рай и ад, про Божью волю, иначе малыш может возненавидеть Бога, забравшего любимого человека. Ему достаточно объяснения, что папа (мама, бабушка, дедушка) превратился в невидимого ангела, будет теперь наблюдать за ним с облаков, а иногда может приходить во сне.
  • Дайте уверенность в завтрашнем дне , в том, что дальше все будет происходить так же, как раньше. Соблюдайте режим, посещайте занятия, если ребенок куда-то ходит. Продолжайте водить его в детский сад – ему не нужно наблюдать круглосуточные рыдания и стенания членов семьи. Если ребенок начнет бояться темноты или засыпать один, будьте с ним, пока он не уснет. Если дела совсем плохи, то возьмите его к себе на ночь, но только в порядке исключения, иначе привыкнет спать с вами.

Нужно ли ребенку быть на похоронах?

В первую очередь, это зависит от возраста. Совсем маленькому не стоит присутствовать на погребении или кремации — это тяжелый процесс даже для взрослого человека. После 7 лет можно спросить у самого ребенка, хочет ли он отправиться на похороны, обязательно переспросив еще раз чуть позже. Если ответ утвердительный, то нужно решить, кто из близких людей возьмет на себя обязанность все время быть рядом с ребенком, не отвлекаясь на свои собственные эмоции.

Если ребенок сам хочет присутствовать на погребении, не отговаривайте, но заранее объясните, что некоторые картины на похоронах могут его шокировать и показаться страшными (могила, опускание гроба в землю или в печь крематория), но это закономерный процесс, и теперь уже не стоит беспокоиться об умершем. Ему не будет там темно, холодно, горячо, страшно или одиноко, потому что его душа покинула тело. Невидимый призрак летает где-то рядом в ожидании, когда мы попрощаемся и отпустим его на небо.

После похорон постарайтесь скорее вернуться к обычному ритму жизни, но не ждите от ребенка скорого смирения с отсутствием любимого члена семьи. По мнению психологов, боль утраты утихает спустя 8 недель. Если после этого ребенок не может вернуться к нормальной жизни (его мучают кошмары, ночной энурез, тема смерти прослеживается в его играх и рисунках), стоит обратиться к детскому психологу.

Если умерло домашнее животное

Дети сильно привязываются к питомцам, которые растут вместе с ними. Поэтому смерть любимой собаки, кота или даже хомячка – это потеря друга детства. Если пушистый любимчик семьи умер, не надо скрывать это от ребенка или говорить, что он ушел погулять и не вернулся. Когда животное убегает, всегда есть надежда, что оно вернется домой. Малыш будет искать его глазами, прислушиваться к каждому шороху и понапрасну ждать питомца.

Если вам дорога память о животном, которое было частью семьи, ни в коем случае нельзя просто избавиться от него. Проводите животное достойно. Вы можете вызвать специальную службу, к вам приедет человек и заберет тело. В некоторых городах есть организации, которые забирают животных для кремации, а хозяева могут размещать фото и несколько теплых слов о питомце на электронном кладбище. В таком случае, оставьте запись вместе с ребенком, пусть он выразит свои чувства — как он будет скучать по нему, как будет не хватать ласки любимчика. Дайте ему понять, что оплакивать умерших, даже животных, тосковать по ним – это абсолютно нормально, этих слез не нужно стесняться.

Вы можете похоронить животное сами. Проведите ритуал вместе с ребенком, пусть он попрощается с питомцем, поможет закопать могилку землей. Можно положить на холмик букет полевых цветов. Похороны дают возможность осознать переход существа из одного состояния в другое. Вот любимый питомец был частью семьи и находился рядом, а теперь в доме стало пусто. Он остался там, в земле, и это никак не изменить.

Детские книги на взрослую тему

Некоторые дети не задают вопросов о смерти, но это не значит, что они об этом не думают. Ребенок может не расспрашивать об этом по разным причинам ни в 5, ни в 7 лет, но ответ он все равно найдет. Современные мультфильмы, передачи, игры искажают представление детей о природе многих вещей, поэтому родителям лучше самим позаботиться о том, что смотрит и читает их чадо.

Вот книги, которые можно читать вместе с ребенком или давать ему для самостоятельного чтения. Некоторые из них могут показаться странными, пугающими, а иногда даже циничными. Это взгляд взрослого человека, который уже слишком много знает о жизни и смерти. Дети мыслят иначе, поэтому им подойдет такая литература:

  1. «Звезда по имени Аякс», У. Старк, С. Вирсен. Трогательная история о мальчике, которому пришлось пережить смерть друга – любимого пса. Книга, которую нужно читать даже тем, у кого нет питомцев, потому что она — не о смерти, а о любви. О любви после смерти, о вечной памяти и о том, что любовь помогает пережить все.
  2. «Как дедушка стал привидением», К. Ф. Окесон, Э. Эриксон. Теплая и печальная история о мальчике, у которого умер любимый дедушка, но пришел к нему в образе привидения. Книга ситуационная, обладающая терапевтическим эффектом, она подойдет для детей, которые начали спрашивать родителей о смерти.
  3. «А дедушка в костюме?», А. Фрид, Дж. Гляйх. Слегка мрачная, но очень честная книга о похоронах. Маленький мальчик переживает смерть дедушки, но родные скрывают от него правду и говорят, что он еще ничего не поймет.
  4. «Самые добрые в мире», У. Нильсон, Э. Эриксон. Книга о смерти, написанная детским языком, с присущей детям наивностью. История о детях, которые в шутку решили поиграть в похоронное агентство и хоронили всех животных, которых находили, а потом к ним пришло осознание настоящей потери питомца.
  5. «Книга о смерти», П. Стальфельт. Книга, которая вызывает много споров среди родителей, поэтому вам решать, подойдет она вашему ребенку или нет. Иллюстрации о смерти и о похоронах, которые понравятся не каждому.

Если книги о смерти кажутся слишком откровенными и эту тему не хочется обсуждать в картинках, тогда читайте ребенку рассказы, сказки и истории, которые заставляют его самого задумываться и находить отклик, например:

  1. «Что бы ни случилось», Д. Глиори. Эта книга подойдет самым маленьким, она вовсе не о смерти, а о любви. О вечной любви родителей к своим детям, которая не угаснет, даже когда их не станет.
  2. «Девочка со спичками», «Ромашка», Г.-Х. Андерсон. Грустные сказки для детей о детях.
  3. «Садако и тысяча бумажных журавликов», Э. Корр. Книга о маленькой японской девочке, которую поразила лучевая болезнь после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Книга подойдет для младших школьников.

Не отказывайте ребенку в разговорах о смерти, если он спрашивает, и тем более — если утрата родного человека случилась в семье. Не говорите ему: «Ты еще ничего не поймешь», – нельзя оставлять малыша наедине с собой и неизвестностью. Даже если он молчит, не расспрашивает, он все равно чувствует настроение близких и напряженную атмосферу в семье.