Биографии Характеристики Анализ

В белоруссии 5 бальная система. В беларуси обсудят возвращение пятибалльной системы оценки знаний

В четверг, 24 августа, на Республиканский педагогический совет приедет президент. Накануне он заявил , что давно не был на таком мероприятии, поэтому пришло время посоветоваться с педагогами, выслушать их мнение. TUT.BY собрал актуальные вопросы о школе, которые поднимались с высоких трибун в последнее время.


В президиуме педсовета вместе с Александром Лукашенко будет и министр образования Игорь Карпенко .

Еще 15 августа во время рабочей встречи с Карпенко и вице-премьером Василием Жарко президент потребовал «сделать мероприятие неформализованным, чтобы можно было обсудить и вычленить проблемы, которые необходимо решать». На педсовет приедет 800 800 человек, будет работать открытый микрофон. Учителя определятся, как будет развиваться школа вплоть до 2030 года. Но самое важное - обсудить предстоящий учебный 2017/2018 год.

Десятибалльную систему заменят на пятибалльную?

Десять лет как в стране введена десятибалльная система обучения. Много вопросов стоит по десятибалльной системе. Это, и иногда бывает субъективизм в оценке. И у нас нет неудовлетворительной оценки. Потому что один балл - это тоже оценка знаний. Раньше понимали - единица, двойка - это неудовлетворительные оценки. Поэтому надо вынести на обсуждение общественности. Может быть, и вернуться к пятибалльной системе , - заявил 15 августа вице-премьер Василий Жарко. - Чтобы каждый понимал: четыре, значит, четыре. Пять, значит - отличник. (…) Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?

Выслушав предложение вице-премьера, президент предложил тщательно обсудить этот вопрос прежде, чем принимать какое-либо решение.

Система образования находится в кризисе, поэтому чтобы не ввели, ничего глобально не изменится, - комментирует TUT.BY учитель Анна Северинец . - Лично мне больше нравится 10-бальная система. Мои некоторые коллеги радуются возвращению пятибалльной. Сегодня оценка - это не шкала, которая определяется уровень знаний, это какой-то предмет манипуляции со стороны родителей, детей и учителей. Так какая разница, сколько баллов будет в этой системе: 5, 10 или 100? Но любой человек, имеющий дело с точными приборами, понимает: чем больше на ней делений, тем она точнее. Я не очень понимаю, зачем убирать десятибалльную систему и возвращаться к пятибалльной, если она менее точна.

Анна Северинец уверена: с 1 сентября вряд ли школы перейдут на 5-бальную систему, ведь нормативные акты остались прежними. Чтобы их изменить, нужно время.


Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Учебники снова перепишут?

В этом плане также вопрос первостепенной важности - обновление учебных программ и учебники, - отмечал Лукашенко во время рабочей встречи с Жарко и Карпенко. - Никакой проблемы в этом не вижу. Даже в сроках. Мы ведь не заново создаем учебники, учебные программы. В основном это нормальные учебные программы и учебники. Но некоторые темы, как обнаружилось не только в гуманитарной сфере, но и в учебниках физики, математики, до дури доходят. Эти темы надо корректировать.

Известный репетитор Евгений Ливянт говорит, чтобы написать хороший учебник нужно три−четыре года. Затем еще год, чтобы протестировать в отдельных школах и только после этого массово вводить. Но у нас все иначе: школьные учебники пишутся за три месяца, и сразу же все дети страны начинают по ним учиться.

Есть нормативные документы, как пишется учебник. Сначала несколько лет пишется программа, обсуждается в экспертных кругах, лицензируется, апробируется. Затем под эту программу пишется учебник. За все эти годы ни один школьный учебник не проходил реальную апробацию, не обкатывался на учениках, а сразу массово отдавали в тираж, - комментирует Евгений Ливянт. - Но сейчас в школе другая проблема: через неделю начнется новый учебный год, учебников по многим предметам нет. Ни в магазине, ни в интернете. К примеру, нет физики 7 класса, математики 5−6 класс. Даже, если 1 сентября их завезут в школу, что будет делать учитель? Ответственный педагог всегда берет новый учебник на летние каникулы, прорабатывает его, читает, определяет как он будет по нему работать в соответствии с календарно-тематическим планированием (КТП). Кстати, по многим предметам (математика, физика, химия, русский язык, белорусский язык, история Беларуси) календарно-тематическое планирование есть только на первую четверть! Я с таким сталкиваюсь впервые, ведь планирование учебного процесса всегда происходило на весь учебный год.

Учитель Анна Северинец считает, что проблема сегодняшних учебников не в том, что они написаны сложным языком, а в том, что в составлении тем отсутствует логика.

Учебники по русскому языку 9−11 классов абсолютно не соответствуют ни потребностям детей, ни тем итоговым испытаниям, которые они должны будут проходить. Построение учебного курса не учитывает логики, русский язык - это язык, основанный на морфемном принципе правописания, а у нас вся морфемика сжата в одну четверть 6 класса, когда дети еще не в состоянии все это воспринять. У детей плохо усвоено словообразование, поэтому они безграмотно пишут, потому что эта тема кратко и скромно изложена. Вот в чем проблема учебников. Поэтому их начинают просто сокращать - и выходит катастрофа.

Еще 21 апреля президент потребовал написать новые учебники за лето.

Но мы можем и книжки написать быстро и оперативно. Надо выделить эти средства, небольшие, и попросить, чтобы написали новые учебники (…) Думал, что мы не то сотворили в гуманитарной сфере. Но мы наломали дров в математике и физике в школе столько, что страшно смотреть на учебники. Кого вы готовите? - говорил тогда Лукашенко.


Фотография используется в качестве иллюстрации. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

К 1 сентября в Беларуси выпустят 30 новых учебников, до конца года еще 11.

В программах уже есть изменения, и они в худшую сторону. К примеру, из белорусской литературы убрали Нила Гилевича «Родные дзецi», из истории Беларуси - «Письма из-под виселицы» Кастуся Калиновского, «Направления национального Возрождения 1920-х годов», «Направления национальной политики КП (б) Б», «коренизация» (тема «Политика белорусизации»), - отмечает учитель Анна Северинец.

Уроки будут начинаться в 9 утра?

Надо нам менять график работы школ. Раньше девяти часов уроки начинать не надо, - заявлял президент. И в качестве примера привел сына Николая. Рассказал, что у ребенка было семь уроков, «ребенок просыпается в полседьмого…» «Надо еще разобраться Карпенко: с 9 часов надо начинать учебу! И не смотреть на то, что родителям сложно в школу отправить ребенка, потому что они раньше идут на работу. Час утром ребенку поспать - это что стоит!».

Возврат к пятибалльной системе оценки знаний предлагается обсудить в Беларуси.

Об этом заявил журналистам вице-премьер Василий Жарко по итогам рабочей встречи с главой государства Александром Лукашенко.

«Десять лет как в стране введена десятибалльная система обучения. Много вопросов стоит по десятибалльной системе. Это и иногда бывает субъективизм в оценке. И у нас нет неудовлетворительной оценки. Потому что один балл — это тоже оценка знаний. Раньше (при пятибалльной системе. — Прим. авт.) понимали — единица, двойка — это неудовлетворительные оценки. Поэтому надо вынести на обсуждение общественности. Может быть, и вернуться к пятибалльной системе», — сказал вице-премьер.

«Чтобы каждый понимал: четыре, значит, четыре. Пять, значит — отличник. Нет субъективизма, — привел пример Василий Жарко. — Что такое 4 с минусом, 4 и 4 с плюсом (по старой системе. — Прим. авт.) — 6, 7, 8. Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?»

Вице-премьер отметил, что для перевода на бюджетную форму обучения кроме участия в общественной жизни и других критериев нужны оценки как минимум в 7 баллов. «Один преподаватель поставил 6, другой поставил 7. Но и там четыре, и там четыре (по пятибалльной системе. — Прим. авт.)», — добавил он.

Александр Лукашенко, выслушав предложение, подчеркнул, что этот вопрос, прежде чем принимать какое-либо решение, необходимо очень хорошо обсудить

Пятибалльная система оценки знаний: за и против — мнения

Вопросы реформирования системы образования рассмотрены 15 августа на рабочей встрече Президента Беларуси Александра Лукашенко с заместителем премьер-министра Василием Жарко. В качестве одного из предложений, озвученных на встрече, прозвучала инициатива по возврату к пятибалльной системе оценки знаний. Данный вопрос предложено вынести на общественное обсуждение. О том, стоит ли отказываться от десятибалльной системы, мы спросили у экспертов, депутатов, спортсменов, артистов и самих учеников.

Директор лицея БГУ Макар Шнип:

— Если говорить о том, какая система оценки знаний лучше — пятибалльная или десятибалльная, то в каждой есть плюсы и минусы. Десятибалльная уже устоялась, дети к ней привыкли. Такую модель применяют во многих странах. Существует множество систем оценки качества образовательного процесса. Мне больше импонирует десятибалльная система, поскольку она позволяет более точно ранжировать знания по учебным предметам.

Проректор по учебной работе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Борис Никульшин:

— Я за возвращение к пятибалльной системе оценки знаний. Все-таки она более конкретная. Десятибалльная система более размытая, о чем сегодня и сказал вице-премьер Василий Жарко. Преподавателю иногда очень тяжело решить, что поставить ученику — семь или восемь, например. Возможно, мы зря в свое время последовали западной моде, не все у них хорошо.

Певица, ведущая, многодетная мама Лариса Грибалева:

— Я училась в советское время и мне, конечно, проще и привычнее пятибалльная система. И если говорить об учителях, то для них возврат к ней — заполнение многих бумаг, им снова нужно перестраиваться. Они и так очень много занимаются, для них это в определенной степени дополнительные хлопоты. На мой взгляд, на общую успеваемость система оценки знаний все равно не влияет. Действительно, в школе могут кому-то поставить десятку, а кому-то за такой же ответ девятку. Но в целом важно уделять внимание знаниям, а не оценкам. Что касается моего старшего ребенка, а ему 14 лет, то для него не имела значения система оценок знаний, не было предметов для каких-то вопросов. Гораздо серьезнее то, что в школе не профильно-ориентированное обучение. В старших классах нужно ориентировать детей, куда им пойти учиться после школы, с какой профессией хотят связать свою жизнь. Дети должны тратить много времени зачастую на предметы, которые им не потребуются в таком объеме. А ведь кому-то нужна гораздо больше математика, а другому — литература.

Трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Медведь:

— Раньше у нас была пятибалльная система, и я считаю ее лучшей. Сразу понятно, когда поставили неуд, а когда отлично. Потом появилась десятибалльная система. И у преподавателей зачастую вопросы: что поставить — семь, восемь, девять. Что там считать? Пятибалльная система наиболее объективная, простая и действенная.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Николай Улахович:

— Когда я учился в школе, была пятибалльная система оценки знаний, поэтому мне сравнивать особо не с чем. Естественно, я за пятибалльную. Эта система обкатанная, более конкретная, и она ближе лично мне. Когда ребенок приходит домой и приносит семерку, для меня эта оценка знаний непонятная — слабая пятерка или крепкая четверка, если переводить на старую систему. Трудно понять. По-старому, если школьник учится на тройки, то он троечник, а значит, учится посредственно. В десятибалльной системе не поймешь — сразу три оценки тянут на ту же тройку. Да и самому ребенку бывает сложно объяснить, как он учится — удовлетворительно, хорошо, почти отлично или отлично. Получаются отметки «где-то между». Есть такая растянутость. При пятибаллке четко определено, кто учится и как. Всего лишь несколько категорий — очень плохо, плохо, посредственно, хорошо и отлично. Вообще эта тема должна широко обсуждаться в нашей стране, родителям нужно принять в этом непосредственное участие. Думаю, у бабушек-дедушек на этот вопрос тоже есть своя точка зрения.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Оксана Нехайчик:

— Вопрос, конечно, неоднозначный. Я заканчивала советскую школу, когда была пятибалльная система, и меня она устраивала. Современные дети, которые не знают старой системы и не первый год учатся по десятибаллке, понимают и принимают эту систему, адаптировались к ней. В то же время, когда происходил переход от пятибалльной системы к десятибалльной, это было болезненно, скорее, для родителей и педагогов, потому что это то поколение, которое привыкло работать только с пятибаллкой. Ученикам, наверное, в этом плане было несколько проще.

На сегодня и дети, и педагоги полностью адаптировались к десятибалльной системе, которая, на мой субъективный взгляд, все-таки дает больше вариаций для оценки знаний. Эта система вполне приемлема для работы. Хотя, конечно, на эту тему можно дискутировать, послушать общественное мнение. Как мне кажется, ответ будет неоднозначный. Может быть, стоит подключить к этому вопросу не только родителей, педагогов и специалистов, вовлеченных в систему образования, но также психологов и ученых, которые в состоянии в полной мере оценить остроту возможного перехода. Плюрализм мнений должен быть обеспечен.

Серебряный призер чемпионата мира по физике, выпускник лицея №1 имени А.С.Пушкина Бреста Никита Игнатюк:

— Пятибалльная шкала, по моему мнению, лучше, хотя в ней тоже есть свои плюсы и минусы. Я не учился в то время, когда была пятибалльная система оценки знаний. По мнению моих родителей, тогда было меньше субъективизма. Я еду учиться в Московский физико-технический институт (МФТИ). Там используется десятибалльная система оценки знаний, причем ее ввели в МФТИ самостоятельно и целенаправленно, хотя во всей России действует пятибалльная система. Решение о том, оставлять в Беларуси десятибалльную систему или вернуться к пятибалльной, нужно принимать взвешенно, после масштабного обсуждения.

Полина Тумаш, выпускница СШ №5 Сморгони, обладатель бронзовой медали XXVIII Международной олимпиады по биологии IBO-2017, проходившей в конце июля в Северной Ирландии:

— Считаю, что десятибалльная система позволяет более адекватно оценить знания ученика, так как у учителя появляется больше критериев для этого. Согласитесь, в пятибалльной системе мы имеем лишь три оценки — это тройка, четверка и пятерка. В принятой ныне системе вариантов гораздо больше. Субъективизм в оценке знаний школьника возможен в любом случае. Для того чтобы его исключить, надо выработать четкие нормы. Например, 9 — это отличные знания, но не идеальные, а 10 — идеал, а порой и уровень подготовки, превышающий требования школьной программы.

Егор Фатыхов, выпускник СШ №165:

— Я сторонник десятибалльной системы оценки знаний. Считаю, она более объективная. К тому же переход на пятибалльную систему потребует времени, чтобы привыкнуть к новым подходам. Мне кажется, лучше сконцентрировать внимание на совершенствовании образовательных программ. В школе и так проводится много реформ.

Возврат к пятибалльной системе оценки знаний предлагается обсудить в Беларуси. Об этом заявил журналистам вице-премьер Василий Жарко по итогам рабочей встречи с главой государства Александром Лукашенко. Также сегодня рассказали о том, что в Беларуси слишком много вузов и их выпускников.

- Десять лет как в стране введена десятибалльная система обучения. Много вопросов стоит по десятибалльной системе. Это и иногда бывает субъективизм в оценке. И у нас нет неудовлетворительной оценки. Потому что один балл - это тоже оценка знаний. Раньше (при пятибалльной системе. - Прим. БЕЛТА) понимали - единица, двойка - это неудовлетворительные оценки. Поэтому надо вынести на обсуждение общественности. Может быть, и вернуться к пятибалльной системе, - сказал вице-премьер.

- Чтобы каждый понимал: четыре - значит четыре. Пять - значит отличник. Нет субъективизма, - привел пример Василий Жарко. - Что такое 4 с минусом, 4 и 4 с плюсом (по старой системе. - Прим. БЕЛТА) - 6, 7, 8. Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?

Вице-премьер отметил, что для перевода на бюджетную форму обучения, кроме участия в общественной жизни и других критериев, нужны оценки как минимум в 7 баллов.

- Один преподаватель поставил 6, другой поставил 7. Но и там четыре, и там четыре, - добавил он.

Александр Лукашенко, выслушав предложение, подчеркнул, что этот вопрос, прежде чем принимать какое-либо решение, необходимо очень хорошо обсудить.

Также на встрече речь шла о переводе заочного обучения на преимущественно платную платформу.

- Государственная комиссия внесла предложение, что заочное обучение в основном должно быть платное. Для выпускников средних школ - только через год стажа работы, чтобы выпускник имел навыки и понимал, на кого он идет, чтобы какая-то специальность уже была выбрана. По некоторым специальностям заочное обучение может быть также на бюджетной форме, - рассказал Василий Жарко. - На заочное отделение, я считаю, должны идти осознанно те, кто прошел ступени или ПТУ, или среднего специального учебного заведения, колледжа.

Речь шла и о том, что необходимо постепенно снижать набор на обучение в высших учебных заведениях.

- Нам необходимо выстраивать правильную пирамиду обучения. Она у нас немного перевернутая, - отметил Василий Жарко. Он пояснил, что на сегодняшний день в стране выпускников вузов в два раза больше, чем тех, кто завершил обучение в учреждениях, предоставляющих среднее специальное и профессионально-техническое образование. - Надо наоборот выстраивать, чтобы в вуз шел человек наиболее грамотный, подготовленный. Поэтому мы, наверное, будем потихоньку уменьшать количество поступающих в вузы, а давать больше мест для поступления на профессионально-техническое и среднее специальное образование. Чтобы человек, когда завершил обучение в колледже, понимал, куда идет, и поступал в вуз даже пусть на заочную, но сокращенную форму обучения.

Василий Жарко также заявил о необходимости провести аттестацию и проверить на соответствие лицензируемым требованиям все вузы Беларуси.

- В стране 51 вуз. Из них 9 - частной формы собственности и 42 государственных. И я понимаю, что их, наверное, для нашей небольшой страны и много.

Возврат к пятибалльной системе оценки знаний предлагается обсудить в Беларуси. Об этом заявил журналистам вице-премьер Василий Жарко по итогам рабочей встречи с главой государства Александром Лукашенко.

- Десять лет как в стране введена десятибалльная система обучения. Много вопросов стоит по десятибалльной системе. Это и иногда бывает субъективизм в оценке. И у нас нет неудовлетворительной оценки. Потому что один балл - это тоже оценка знаний. Раньше (при пятибалльной системе. - Прим. БЕЛТА) понимали - единица, двойка - это неудовлетворительные оценки. Поэтому надо вынести на обсуждение общественности. Может быть, и вернуться к пятибалльной системе, - сказал вице-премьер.

- Чтобы каждый понимал: четыре - значит четыре. Пять - значит отличник. Нет субъективизма, - привел пример Василий Жарко. - Что такое 4 с минусом, 4 и 4 с плюсом (по старой системе. - Прим. БЕЛТА) - 6, 7, 8. Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?

Вице-премьер отметил, что для перевода на бюджетную форму обучения, кроме участия в общественной жизни и других критериев, нужны оценки как минимум в 7 баллов.

- Один преподаватель поставил 6, другой поставил 7. Но и там четыре, и там четыре, - добавил он.

Александр Лукашенко, выслушав предложение, подчеркнул, что этот вопрос, прежде чем принимать какое-либо решение, необходимо очень хорошо обсудить. Также на встрече речь шла о переводе заочного обучения на преимущественно платную платформу.

- Государственная комиссия внесла предложение, что заочное обучение в основном должно быть платное. Для выпускников средних школ - только через год стажа работы, чтобы выпускник имел навыки и понимал, на кого он идет, чтобы какая-то специальность уже была выбрана. По некоторым специальностям заочное обучение может быть также на бюджетной форме, - рассказал Василий Жарко. - На заочное отделение, я считаю, должны идти осознанно те, кто прошел ступени или ПТУ, или среднего специального учебного заведения, колледжа.

Как подчеркнул глава государства, учебники и программы надо откорректировать быстро, как и было намечено - закончить издание новых учебников и доработать учебные программы.

- Я проблем не вижу в том, что по каждому учебнику можно создать группу, к этому надо привлечь больше практиков, а не академиков. Но и от академиков отказываться нельзя, потому что это люди, которые находятся наверху знаний , - заявил Лукашенко. - Никакой проблемы в этом не вижу, даже в сроках, потому что мы ведь не заново создаем учебники и программы. В основном, это нормальные учебники и учебные программы, но есть темы, как обнаружилось не только в гуманитарной сфере, но и в учебниках физики, математики, до дури некоторые доходят, эти темы надо корректировать. И вы знаете мои подходы.

Возврат к 5-балльной системе оценки знаний предлагается обсудить в Беларуси. Об этом заявил журналистам вице-премьер Василий Жарко по итогам рабочей встречи с главой государства Александром Лукашенко.

«Много вопросов стоит по 10- балльной системе. Это и иногда бывает субъективизм в оценке. И у нас нет неудовлетворительной оценки. Потому что один балл – это тоже оценка знаний. Раньше (при 5-балльной системе – прим. авт. ) понимали: единица, двойка – это неудовлетворительные оценки. Поэтому надо вынести на обсуждение общественности. Может быть, и вернуться к 5- балльной системе» , – сказал вице-премьер.

«Чтобы каждый понимал: четыре значит четыре. Пять значит отличник. Нет субъективизма , – привел пример Василий Жарко. – Что такое 4 с минусом, 4 и 4 с плюсом (по старой системе – прим. авт. ) – 6, 7, 8 ? Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?»

Вице-премьер отметил, что для перевода на бюджетную форму обучения кроме участия в общественной жизни и других критериев нужны оценки как минимум в 7 баллов. «Один преподаватель поставил 6, другой поставил 7. Но и там четыре, и там четыре (по 5-балльной системе – прим. авт. )» , – добавил он.

10-балльная система была введена в Беларуси в 2002 году. Тогда специалисты считали, что она позволит дифференцировать знания учащихся, исходя из особенностей их индивидуальности, а также стимулировать учебную деятельность школьников. Спустя какое-то время после внедрения новой системы оценок эксперты отмечали, что введение 10-балльной системы оценок не повлияло на качество обучения, однако улучшило психологическую обстановку в школах: дети перестали бояться оценок.

Александр Лукашенко , выслушав предложение, подчеркнул, что этот вопрос, прежде чем принимать какое-либо решение, необходимо очень хорошо обсудить.

Мнение. Учитель vs. Ученик

Владимир Красько, учитель информатики:

Отметка – это усредненное выражение в баллах некоего уровня знаний учащегося. На мой взгляд, 10-балльная шкала имеет более расширенный вариант, чем 5-балльная. Она уже 15 лет существует, она апробирована. Под нее уже выросло целое поколение учеников, учителя под нее заточены. У нее больше возможностей показать дифференцированность знаний учащегося. Что есть 3 балла в 5-балльной системе? Ученик удовлетворительно ориентируется в предмете. На следующий урок он подготовился чуть лучше, но до четырех он еще не дотягивает, а 3 уже не очень удобно ставить. 10-балльная же система лучше может продемонстрировать шаг ученика вперед либо назад в знаниях.

Арина Крох, учащаяся 9-го класса:

– Мне кажется, что большинство школьников, в том числе и я, будут не очень рады таким изменениям. Ведь все уже привыкли к 10-бальной системе, а тут опять придется перестраиваться. Конечно, наши родители с этим не согласны, так как они учились по 5-балльной системе и иногда не понимают, какую отметку получил их ребенок (хорошую или плохую). Думаю, что 10-балльная система точнее оценивает знания. Ну и для меня она намного понятнее, чем 5-балльная система, ведь все то время, что я хожу в школу, была 10-балльная система оценок.