Биографии Характеристики Анализ

Говорить правильно и говорить красиво не одно и то же (Школьные сочинения). Сценарий мероприятия на тему: «Говори правильно

САМЫЕ СМЕРТОНОСНЫЕ ОШИБКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Научиться правильно говорить можно в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше. Дети как губка с рождения впитывают в себя все, что говорят их родители. Поэтому предлагаем вам вспомнить элементарные правила русского языка и проверить – всё ли правильно вы говорите.

1. В русском языке НЕ СУЩЕСТВУЕТ слова «ЛОЖИТЬ»! С приставками - пожалуйста: ПОложить, ЗАложить, ПЕРЕложить. Есть слово "класть", но ни в коем случае не "покласть" или "поклади"!

2. Вы все ещё «звОните»? Тогда мы идём к вам! Образованные люди говорят: «тебе мама звонИт», «позвонИшь маме».

3. Сколько можно сомневаться: «приЙТи» или «приДТи»? Запомните раз и навсегда, правильно - «приЙТи». НО в будущем: ПРИДУ, ПРИДЁШЬ, ПРИДУТ.

4. Как известно, в России две беды: «-ТСЯ» и «-ТЬСЯ». Так почему бы их не исправить ещё в пятом классе? Задайте вопрос глаголу: «Что (с)делает?» или «Что (с)делать?» Если в вопросе есть «Ь», то и в глаголе есть, если нет - в глаголе тоже НЕТ!

5. Можете смело убивать кондукторов, которые говорят «ОПЛАТИТЕ ЗА ПРОЕЗД»! Можно или «оплатить проезд», или «заплатить за проезд»!

6. Не существует слов «вообщем» и «вобщем»! Есть слова «ВООБЩЕ» и «В ОБЩЕМ». И точка.

7. За написание «извЕни» вместо «извИни» пора вводить денежные штрафы.

8. Как можно в слово «будущий» запихнуть букву «Ю», чтобы получилось «будуЮщий»? Страдающих манией впихивания лишних букв - бить орфографическим словарём и повторять: «буду» - «будущий», «следую» - «следуЮщий».

9. Заказали «экспрессо»? Чтобы быстрее приготовили? Кофе называется «ЭСПРЕССО»! А есть ещё «лАтте» (ударение на «А», две «Т») и «капуЧино» (одна «Ч»).

10. Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Иду (куда?) на день (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ.

Никаких «иду на день рожденИЕ», «поздравляю, с днем рожденИЕм» и подобной ереси! Особенно пугает "мое день рождение"...

11.Девушки, если парень пишет «симпОтичная девчЁнка» и «хорошо выглЕдиШ» ставьте на нём жирный крест! Зачем вам такой грамотей?!

12. Имейте в виду, что «ИМЕТЬ В ВИДУ» пишется раздельно, т.к. "вид" здесь существительное! Слитно же пишется только когда "ввиду" - это предлог (ввиду новых обстоятельств, ввиду предстоящих расходов).

13. Все, кто ещё говорит «ИХНИЙ», будут гореть в аду!

14. Как правильно: «едь» или «ехай»? Или «езжай»? Никак! Повелительная форма от глаголов «поехать» и «ехать» будет только «ПОезжай», «ЗАезжай» или «ПРИезжай». Употребление слова «езжай» без приставки считается допустимым, но нежелательным в разговорной речи.

15. Как правильно: «ПОБЕДЮ» или «ПОБЕЖДУ»? Никак! У глагола «победить» нет формы 1-го лица ед. числа в будущем времени. «Одержу победу», «Сумею победить» вполне себе заменяют эту форму.

16. В документах стоит «ПОДПИСЬ», а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене - «РОСПИСЬ». Не путаем, друзья, не путаем!

17. С точки зрения лексической сочетаемости выражение «самый лучший» звучит так же нелепо, как «более красивейший». Большой привет режиссёрам «Самого лучшего фильма»!

18. «Занять» - это взять взаймы! «Займи мне денег» - неверно. Нельзя занять КОМУ-ТО, можно только У КОГО-ТО. «Одолжи мне денег», «Можно мне занять у тебя?» - правильно.

19. «В_течениЕ» (какого-то времени, в продолжение), но «в_течениИ» (например, реки, течение как направление в искусстве). Обратите внимание, всегда раздельно!

20. АДронный коллайдер! Но никак не «АНдронный»! Кто такой этот «Андрон»? Адроны - это элементарные частицы, в их честь и был назван коллайдер. «Коллайдер», кстати, с двумя «л».

21. ВыИграть! Не выЙграть!!! Искренне непонятно, что движет людьми, которые ставят туда «Й». Проверочное слово - ИГРА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

Проект

по русскому языку «Говори правильно»

ученик 4 класса

МБОУ «Сугровская оош»

Щербаков Даниил.

Руководитель проекта:

Реброва Елена Вячеславовна.


Культура речи - один из главных показателей общей культуры человека.

Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и умение слушать и понимать собеседника.


Наша жизнь - это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.


Проблема.

Нормы ударения литературного языка нарушаются людьми из-за их незнания, и потому, что школа и семья не придают должного значения правильности произношения слов.


Цель исследования.

Формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.

Объект исследования .

Культура речи учащихся школы, членов их семей.


Предмет исследования.

Правильность произношения слов относительно употребления некоторых форм имен существительных множественного числа И. и Р. падежей.

Гипотеза исследования.

Уровень культуры речи учащихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования различными словарями.


  • На основе анализа литературы и тест-опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы.
  • Определить пути повышения культуры речи.
  • Способствовать активному включению в изучение норм литературного языка.
  • Создать индивидуальные памятки «Мой акцентологический минимум».

  • Изучение литературы по данной проблеме.
  • Составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам (части речи).
  • Социальное исследование (тест-опросы среди учащихся школы, знакомых, в семье).
  • Обобщение исследований.
  • Составление памятки «Акцентологический минимум», проведение акции «Говори правильно!».
  • Презентация. Защита проекта.

Специфика русского ударения.

По данной проблеме мы изучили СПЕЦИФИКУ РУССКОГО УДАРЕНИЯ и вот что заметили:

  • - разноместность (ударение в русском языке может быть на любом слоге);
  • - подвижность (ударение может менять свое место в разных формах одного слова: нач А ть, н А чал)
  • - ударение может меняться с течением времени: раньше называли тв О рог, а теперь твор О г;
  • - иногда существует несколько вариантов произношения одного и того же слова: занялс Я – основной вариант, зан Я лся – дополнительный литературный вариант, з А нялся – употребляется в просторечии;
  • - постановка ударения зависит от значения слова: занят О й человек, но з А нятое место;
  • - не принято ставить знак ударения над буквой Ё;
  • - некоторые слова в разных словарях имеют разное значение.

Следующим этапом нашей работы было наблюдение за речью среди нас, учащихся нашей школы, наших родителей, знакомых. Вот как выглядел диагностический лист для тест – опроса:

  • Напиши в форме И.п. множественного числа и поставь ударение.
  • Торт, герб, адрес, шофёр, трактор, слесарь, столяр, директор, доктор, договор
  • Вставь правильно окончания в словах.
  • В магазине мы купили 5 килограмм… ябло…, апельси…, две пары ботин…, туф…, сап…., вареж… , сок из виш… и абрикос… .
  • Мы раздавали карточки и предлагали употребить данные существительные во множественном числе в И. и Р.падежах.


Социологическое исследование.

Из диаграммы видно, что самое большое количество ошибок делают в словах: договоры, столяры, гербы, торты. Поэтому мы посоветовали посмотреть орфоэпический, толковый, орфографический словари, и впоследствии, исправить свои ошибки. Почему у учащихся меньше ошибок, чем у родителей? Во-первых, мы изучаем словарные слова и запоминаем их; учителя правильно произносят эти слова, и мы их тоже запоминаем; в – третьих, мы умеем пользоваться словарями.


  • После получения таких результатов мы решили выпустить небольшой стенд о результатах и показать, как правильно употребляются эти слова, т.е. провести небольшую акцию «Говорите правильно».
  • Еще мы решили найти в орфоэпическом словаре слова, которые интересны произношением и составить памятку «Мой акцентологический минимум». Данные памятки мы решили подарить знакомым, родителям, ребятам. Мы надеемся, что они включатся в процесс изучения норм произношения русского языка и чаще будут заглядывать в орфоэпический словарь, в словарь ударений русского языка, можно использовать орфографический и толковый словари русского языка.

Памятка «Мой акцентологический минимум»

существительные

прилагательные

бАнты, шАрфы,

глаголы

тОрты, гербЫ,

слИвовый, оптОвый склад

началсЯ,

адресА, шофЁры,

тракторА, слЕсари,

облегчИт,

столярЫ, директорА,

вручИт,

докторА, договОры,

включИт,

склАды, обеспЕчение, танцОвщица, сирОты,

насорИт, позвонИт, баловАться, кАшлянуть, отдалА,

договОр, каталОг,

в тУфлях, свЁкла,

щавЕль, жалюзИ,


Заключение.

Нарушение норм литературного языка – одна из проблем разговорной речи. Часто неправильно произнесённые слова в повседневной речи мы слышим не только у школьников, но и у взрослых людей.

В процессе работы над проектом мы попытались повысить уровень культуры нашей речи и речи окружающих нас людей.


Вывод.

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека.

Следует не допускать ошибок в произношении и активно изучать нормы литературного языка.

Постоянно обращаться к словарям русского языка с орфоэпическими нормами.


По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить

не только о его культурном уровне, но и о его

гражданской ценности.

К.Паустовский


Спасибо

за внимание!

Когда говорят о качествах хорошей речи, отмечают ее правильность, чистоту, богатство, точность, логичность, выразительность и уместность. Уже в этой разделяемой всеми лингвистами классификации можно увидеть, что говорить правильно и говорить красиво не одно и то же.

Говорить правильно - значит строить речь так, чтобы она отвечала требованию правильности. Другими словами, соблюдать нормы литературного языка на разных уровнях. Орфоэпические нормы, к примеру, подразумевают правильную постановку ударения. Так, нужно говорить: звонИт, щавЕль, договОр. Грамматические нормы подразумевают верное согласование слов. Нельзя говорить: черное кофе или вкусный какао, поскольку первое существительное - мужского рода, а второе - среднего. Лексические нормы подразумевают употребление слов в соответствии с их значением и сочетаемость.

К примеру, нередко люди в речи допускают плеоназм, употребляя словосочетания типа памятный сувенир или в мае месяце.

Что значит говорить красиво? Вероятно, это прежде всего соотносится сразу с двумя качествами речи: выразительностью и богатством. Говорить красиво - значит употреблять в речи средства выразительности, использовать лексическое, грамматическое, фонетическое богатство языка. Например, сколько красоты и грусти в этих строках есенинского стихотворения:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Можно было бы подумать, что красота и правильность речи - хоть и не тождественные, но взаимодополняющие понятие. Между тем иногда то, что красиво, не отвечает нормам, и наоборот.

Вот отрывок из сказки С.Г. Писахова «Северно сияние»: «Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим. День работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно сияние сушим». Хотя автор здесь и использует диалектные формы слов, находящиеся за пределами литературного языка, нас очаровывает музыка народной речи.

Таким образом, мы убеждаемся, что речь правильная и речь красивая - совсем не одно и то же.

Екатерина Агафонова
Конспект викторины «Говори правильно»

План-конспект викторины (занятие по развитию речи в старшей группе) к Международному дню родного языка

Выполнила : воспитатель Агафонова Е. И.

Тема : Учимся говорить правильно

Цель : познакомить детей с таким понятием, как родной язык и рассказать о богатстве и выразительности русского языка.

Задачи :

1. Закреплять умение давать толкование уже известных слов, подбирать рифму к словам и обобщать наименования.

2. Учить строить предложения правильной грамматической структуры.

3. Развивать умение использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы для образования новых слов, развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат детей, логическое мышление, связную речь, кругозор и фантазию. Развивать интерес к познанию иностранных языков.

4. Воспитывать интерес к родному языку, чувство патриотизма, умение слушать рассказ воспитателя и отвечать на заданные вопросы.

Оборудование : политическая карта мира, фишки для игр, словари (орфографический, орфоэпический, толковый, изображение (свекла, торты, звонок, окно с жалюзи, добрый слон) . Карточки для «толкования» слов.

Ход занятия

1. Вступительная беседа о том, что такое речь и какие бывают языки.

Ребята, как вы думаете, что такое речь? (ответы детей)

А для чего люди говорят , разговаривают? (ответы детей)

Да, вы правы , мы говорим , чтобы кому-то передать какую-либо информацию. А все ли люди на нашей планете говорят на одном языке ? (ответы детей)

Оказывается, что почти в каждой стране говорят на своем языке . Посмотрите на карту. Здесь изображены разные страны и почти в каждой стране люди говорят на определенном языке. Кто знает, как называется наш язык? (ответы детей)

Правильно . Мы говорим на русском языке . Если мы захотим кого-то поблагодарить за что-то, что вы ему скажете? (ответы детей : спасибо)

А в такой стране, как Испания «спасибо» звучит совсем по-другому : «Gracias» , а в такой стране, как Англия «Тhank you» . В других странах это слово будет звучать по-другому.

2. Легенда о Вавилонской башне.

А сейчас я прочитаю вам одну легенду - сказку. Помните, мы с вами на прошлых занятиях говорили о том , что раньше люди верили в разных богов? Когда не было ученых, и никто не мог объяснить некоторые явления природы, люди думали, что это боги.

Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди жили в городе Вавилоне и говорили на одном языке и все друг друга понимали.

Давайте соберемся все вместе и выстроим высокую башню! - сказал один.

Все обрадовались и закричали :

Мы выстроим башню, мы выстроим башню до самого неба!

Выбрали высокую гору - и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из нее кирпичи, третьи кирпичи эти в печах обжигают, четвертые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню.

Все работают, всем весело, все поют.

Башня строилась не год и не два. На горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица башня; внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет; в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо.

И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской. Но вдруг, откуда ни возьмись, появляется среди людей сам бог. Не понравилась ему их затея - выстроить башню до самого неба. Не захотел он, чтобы люди добрались до неба.

"Это оттого они умудрились свою башню выстроить,- подумал он,- что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились !"

И наслал этот бог на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить .

Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они еще не знали, какая беда их постигла.

Во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.

Маляр кричит;

Краска кончилась!

А другой маляр ничего не понимал, что ему сказали.

Кузнец говорит :

Несите еще железо!

А его никто не понимает.

И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные другим.

И стали люди собираться кучками - кто с кем говорит одинаково , тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.

И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону - строить свои города. А башня стала мало - помалу разваливаться. Вот такая легенда.

Вопросы на понимание текста :

Что решили построить люди?

Почему они не смогли построить башню?

А сейчас люди изучают иностранные языки?

Для чего они это делают?

Какой иностранный язык мы с вами изучаем?

3. Речевая игра «Кто на каком языке говорит » .

Предлагаю вам поиграть в игру «Кто на каком языке говорит » .

Я называю вам страну, а вы говорите , на каком языке там разговаривают.

Англия – (английский)

Испания – (испанский)

Россия – (русский)

Китай – (китайский)

Япония – (японский)

Италия – (итальянский)

4. Беседа о родном языке.

Как мы уже сказали, наш родной язык – русский. Это очень интересный язык. Иностранцам бывает очень сложно его изучать. Чтобы понять какой он интересный, предлагаю поиграть в игру «Назови ласково» .

мяч – (мячик,

кукла - (куколка)

кот – (котик)

матрешка – (матрешечка)

собака – (собачка)

медведь – (медведка, медвежонок, медвежка)

заяц – (зайчик, зайка, заюшка)

лиса – (лисонька, лисичка) .

5. Речевая игра «Подбери рифму» .

Я называю вам слово, а вы подбираете рифму.

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,

Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,

Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,

Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,

Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет) .

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

6. Речевая игра «Назови слово наоборот» .

Скажу я слово «высоко» ,

а ты ответишь (низко) (отвечают хором)

Скажу я слово «далеко» ,

а ты ответишь (близко)

Скажу я слово «потолок» ,

а ты ответишь (пол)

Скажу я слово «потерял» ,

и скажешь ты (нашёл)

Теперь начало я скажу, –

Ну, отвечай (конец) .

7. Физминутка «Пантомима»

Дети без слов показывают какое-то животное, а остальные отгадывают. (Слон, лиса, черепаха, медведь, корова, коза, бабочка, динозавр.)

8. Знакомство со словарями (орфографический словарь, орфоэпический словарь, толковый) .

Посмотрите на первый стол, как вы думаете, что это за книги? (ответы детей)

Эти книги называются словари. Как вы думаете, это обычные книги? (ответы детей) . У каждой из этих книг свое предназначение. Это книги-помощники. Например, этот словарь помогает людям правильно писать слова . Называется он орфографический.

Слова здесь расположены в алфавитном порядке, чтобы человек очень быстро смог найти нужное ему слово.

9. Игра-соревнование «Кто знает больше слов на определенную букву» .

Я называю вам звук, а вы придумываете слова, которые начинаются с этого звука. За правильные ответы получаете фишку.

Буквы : Б, З, У, Ф, Я.

В конце игры подводится итог у кого больше фишек и распределяются 1, 2, и 3 место.

10. Беседа об орфоэпическом словаре. Подойдите ко второму столу. Здесь стоят словари, в которых записаны слова с обозначением, как их надо произносить. Называются они словари правильного произношения . Откройте, посмотрите, как расположены здесь слова? (ответы детей)

11. Знакомство с «хитрыми» словами.

А теперь я прочитаю вам стихи про хитрые слова, которые надо произносить правильно .

Свёкла плакать начала,

До корней намокла :

– Я, ребята не свекла,

Я, ребята, свЁкла. (с)

Сперва –

Их на кусочки режьте.

А следом –

Открывайте рты –

И с наслажденьем

ТОрты ешьте!

Ошибкой будет

Есть тортЫ! (с)

Солнце. Жарко. Привези

Нам для окон жалюзИ. (с)

ЗвонИт звонарь,

ЗвонИт в звонок,

Чтобы ты запомнить верно смог.

12. Беседа о толковом словаре.

Подойдите к третьему столу. Здесь стоит самый интересный словарь. В нем написаны слова и что обозначает каждое слово. Например. Жираф – это млекопитающее семейства жирафовых. Является самым высоким наземным животным планеты. Ботинки – обувь, закрывающая ногу.

13. Игра «Объясни что это?» .

Предлагаю вам дать толкование некоторых слов. У меня есть карточки с изображение чего-то. Вы должны назвать то, что нарисовано и сказать что это такое. (На карточках изображены : сумка, звонок, книга, слон, сапоги, варежки, ложка и т. д).

14. Итог занятия

Как называется наш родной язык? (ответы детей)

Какие еще иностранные языки мы узнали? (ответы детей)

Как называются книги, с которыми мы с вами познакомились? (ответы детей)

Для чего они нужны людям? Что в них особенного? (ответы детей)

Что вам понравилось на занятии?

Спасибо, наше занятие закончилось.

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Критерии, определяющие грамотность речи

Речевая культура:

  • уместность;
  • грамотность озвучиваемой информации;
  • доступность высказывания;
  • использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
  • разнообразие речи без тавтологии;
  • эстетичность.

Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

Как улучшить речь

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Как правильно развить речь

Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».

Помощь профессионалов

Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.