Биографии Характеристики Анализ

Как образуются родственные слова. Какие слова не являются родственными

Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.

Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными .

Род ственные - род ственники - род ители - род ные - сород ичи - род

Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и общую часть - род .

Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.

Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.

Примеры однокоренных слов

Вот пример цепочек однокоренных слов:

    • лист - листик - листочек - листать
    • висит - виснет - зависнет - провис
    • С корнем -кот-: кот , кот ёнок.
    • С корнем -дуб-: дуб , дуб ок.
    • С корнем -лес-: лес , лес ной, перелес ок, лес ник, лес очек.
    • С корнем -свет-: свет , свет ить, свет лый, посвет ить, рассвет , свет ильник, свет лячок.
    • С корнем -дар-: дар , дар ить, подар очный, подар ок.
    • С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
    • С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
    • С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
    • С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
    • С корнем -мор-: мор е, мор ской, приморский, мор як, морячка.
    • С корнем -рос-: рос а, рос истый, рос ы.
    • Слон, слоновый, слониха
    • Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
    • Кормить, кормушка, корм.
    • Летать — лётчик, лётный.
    • Город, городской.
    • Дом — домашний.
    • -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
    • -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
    • -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
    • -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
    • -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
    • гриб - гриб ник - гриб ок - гриб ной - гриб ница - гриб очек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть - гриб) .
    • лис ичка - лис а - лис онька - лис ка - лис - лис ята - лис ий (слова имеют общий смысл у всех эти слов - небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть - лис ).
    • Груш а - груш ка - груш евый - груш ища - груш ечка - груш енька (все слова имеют общий смысл - фрукт, и общую часть - груш ).
    • Плод — бесплод ие — бесплод ный -выплод — оплод отворение — оплод отворить — оплод отворять — плод ик — плод ить —
      плод иться — плод ный — плод овитый — плод овый — плод оносный — плод ородие — приплод — расплод ить — расплод иться.

Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.

Корень - это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.

Как найти корень в слове?

  1. Подберите к слову как можно больше родственных слов.
  2. Найдите общую часть родственных слов, близких по написанию и значению Это корень слова.

Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.

Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.

  • снег — снега — снеговик
  • мороз — морозы — морозить
  • ложка — ложечка
  • рукавчик — рукава
  • гриб — грибок
  • рыбка — рыба
  • куст — кусты
  • холод — холода
  • дождь — дожди
  • шубка — шуба
  • берёзка — береза
  • травка — трава.

Какие однокоренные слова у слова «ветка»?

Найдем однокоренные слова к слову ветка. Прежде всего, выделим корень. Корень у слова ветка: -вет-
Однокоренные слова к слову «ветка»:

  • веточка, ветвистость, ветвь, ветвление, разветвление, ответвление;
  • веточный, ветвистый, ветвяной;
  • ветвисто;
  • ветвиться, ответвить, разветвить, ответвиться, ответвлять, ответвляться, разветвиться, разветвляться, разветвлять, ветвиться, заветвиться, разветвлять.

P.S. Cлова ветка и ветвь — однокоренные, имеющие одно значение. В этих словах наблюдается чередование согласных тв и т.

Тест на тему «Однокоренные слова»


водитель, водный, водица, вода, водяной

Правильно!

Неправильно!

Определи, какое слово в цепочке лишнее:
свист, свисток, свистун, светлый

Правильно!

Неправильно!

Найди общий корень в цепочке однокоренных слов:
леса, лесной, лесник, лесовик

Родственными называют слова, имеющие одинаковый корень, но не всегда относящиеся к одной части речи. В качестве примера можно назвать слова «белый», «белеть», белизна» – у всех трёх слов один и тот же корень. При определении родственных слов следует учитывать ряд особенностей. Об этом пойдёт речь далее.

Как происходит образование родственных слов?

Родственные слова образуются за счёт определённого набора приставок и суффиксов (или так называемых постфиксов). Если слова с одним общим корнем отличаются друг от друга лишь окончаниями (флексиями), то относить их к родственным неправильно. Например, «река» и «реку» – не родственные слова, а форма одного и того же слова.

В русском языке наиболее распространённые методы словообразования – суффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный. При первом методе слово образуется посредством добавления суффикса, втором – префикса. Префиксально-суффиксальный способ соответственно подразумевает использование совместно этих двух методов. Создавать родственные слова префиксальным способом нецелесообразно. Ведь, например, слова «убегать», «побегать» и «бегать» не особо отличаются друг от друга в плане смысла.

Не родственные слова

Стоит обратить внимание и на омонимичные корни. К примеру, слова «водить» и «водяной» не могут считаться родственными, т.к. значения их корней различаются.

Помимо всего вышесказанного, стоит упомянуть и об исторически родственных словах. Например, слова «победа» и «беда» ранее были родственными, однако в современном русском языке таковыми быть перестали. Поэтому их следует относить именно к исторически родственным словам.

Как подбирать родственные слова?

Правильному подбору родственных (однокоренных) слов учат ещё с начальной школы. Благодаря этому умению школьники проверяют написание слов. Как научиться правильно подбирать родственные слова?

Основные правила при подборе родственных слов:

1) У однокоренных слов всегда один и тот же корень. Корень представляет собой главную значимую часть слова, в которую заключается его основное лексическое значение, эта же часть является общей для родственных (однокоренных) слов.

2) Однокоренные слова можно спутать с формой одного и того же слова. Чтобы не ошибаться в будущем, попробуйте сейчас потренироваться, составляя цепочки из однокоренных слов и параллельно с грамматическими формами. К примеру:

садовник – сад – садовый (цепочка, состоящая из однокоренных слов);

садовник – садовники – садовникам (формы одного слова).

3) Однокоренные слова не во всех случаях относятся к одной части речи. К примеру:

водить (глагол) – водитель (существительное) – водительский (прилагательное).

Вместе со статьёй «Что такое родственные слова?» читают:

Тема: Родственные слова.

Цель: сформировать понятие родственных слов, ввести понятие корень, развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, находить в слове корень.

Задачи:

  • наблюдение за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;
  • сочетание орфографической и речевой подготовки;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Оборудование: компьютер, мультимедийная программа, магнитофон с кассетой для физкультминутки, плакаты с деревом, корзиной, ёлкой, фигурки грибов и листьев, ёлочные игрушки, учебник М.Соловейчик «К тайнам нашего языка»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).

II. Минутка чистописания

– Какую букву будем писать? (Букву Бб ) Приложение 1 Слайд 1. (Данное приложение превышает разрешенный размер. Ссылку можно взять у автора статьи – прим. ред. )
– Постарайтесь написать красиво и правильно.

III. Словарная работа

– Запишите словарные слова. Слайды 2–10

IV. Введение в тему урока

Сценка.

У: Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Встретились однажды корень куста и корень слова.

– Здравствуй, я корень, а ты кто?
– Я тоже корень.
– Я в земле живу. А ты где живёшь?
– А я в словах живу.
– Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
– Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:

ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК

– Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать-то нельзя!

У: Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.

V. Объявление темы урока

Слайд 11

– Сегодня мы с вами узнаем, какие слова называются родственными и что такое корень. Если люди происходят от одного предка, то они похожи друг на друга и их называют родственниками. Слова тоже бывают похожими. Чем похожи слова на кусте? (ГОРА, ГОРКА, ГОРНЫЙ, ГОРИСТЫЙ, ГОРНЯК)
– Они имеют одинаковую часть, они также называются родственными. А я знаю ещё одно слово с такой е частью – гореть. Будет ли оно родственником? (Нет у него другое значение). Значит давайте сформулируем определение родственных слов. Какие слова называются родственными? (Ответы детей)
– Проверим, правильно ли мы сказали определение родственных слов. Слайд 12

VI . Физкультминутка. Упражнения на дыхание

Во время физминутки звучит тихая приятная музыка.

– Я прошу выполнить мою просьбу: делать тихо и с желанием, чтобы было слышно только ваше дыхание.
– Сделать полный и глубокий вдох. Задержав дыхание, представить круг (нарисовать глазками) и медленно выдохнуть в него воздух. 2 раза.
– Вдохнуть. Вообразить (нарисовать глазками) треугольник и выдохнуть в него. 2 раза.

VII. Первичное закрепление

– Открыли учебник на стр.7, упр.283. Соберите всех родственников в столбик. Проверяем.

Рыба
Рыбка
Рыбачить
рыбный

– Какая часть у этих слов общая? (рыб- ) Вот общую часть всех родственных слов принято выделять дугой. Почему эту часть называют главной? (От этой части зависят новые слова) Т.е. от этой части вырастают новые слова, поэтому эту часть называют корнем. Слайд 13
– Какие слова записали во второй столбик? (Ловить, улов.)
– В третий столбик? (Окунь, окунёк.)
– Какие слова остались? (Окунул, ловкий)

VIII. Физкультминутка

IХ. Закрепление

– Давайте ещё раз прочитаем в учебнике на стр. 8. Что называется корнем? Как найти корень?
– Нужно подобрать родственные слова.
– Выделить общую часть в родственных словах.

Работа по вариантам. Один вариант собирает листья на дерево, а другой вариант – грибы в корзинку.

– Найдите листочки с вашего дерева, для этого подберите родственные слова с корнем Лист – листик, листочек, листок, листва, безлистный, листопад. Гриб – грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной.

По мере называния дети прикрепляют слова-листики к дереву, грибочки кладут в корзинку.

X. Повторение

Игра “Закончи предложение”, употребив однокоренное слово

В столовой стоит большой круглый … (стол).
В голубятню принесли нового … (голубя).
Садовник ухаживает за … (садом).
Лесник бережёт... (лес).
В солонку насыпали … (соль) .
В кормушке был … (корм) .
Из конюшни вышел … (конь) .

ХI. Итог урока

– С чем мы сегодня познакомились?
– Какие слова называются родственными? Что называется корнем?
– Сейчас вы выберете игрушку, которая соответствует вашему впечатлению от урока и прикрепите на ёлку, чем лучше настроение, тем выше крепится игрушка.

ХII. Домашнее задание: выучить правило, упр. 285.

(лексемы), имеющие один и тот же корень, но относящиеся к различным частям речи (белый – белизна – белеть).

Чтобы подобрать однокоренное слово, не обязательно хорошо знать словообразование, тем более что элементарные сведения по этому разделу русского языка преподаются еще в начальной школе. Однако не лишним будет помнить, что родственных слов состоит в определенном наборе постфиксов (приставок) и постфиксов (только суффиксов). Слова, имеющие один корень, но отличающиеся только флексиями (окончаниями), родственными словами не являются, это форма одного и того же слова: рек-а, рек-у.

Объясните детям однокоренных слов. Для этого им необходимо вспомнить и такие части слова , как приставка и . Попросите ребят при помощи этих морфем однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем "бег". У них должна получиться подобная слов:- бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.

Работа учащихся по образованию однокоренных слов важна. Это умение позволяет легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

словообразование , знает, на самом деле, каждый. По крайней мере, этим процессом носители того или иного языка занимаются автоматически, не задумываясь, что произнесенные лексические единицы являются результатом словообразования. Что такое словообразование ?

Инструкция

Чтобы понять, , следует для начала разобраться в морфологических тонкостях, присущих каждому слову. Не секрет, что оно представляет собой набор , каждая из которых выполняет свою функцию. Корень, суффикс, окончание, основа, приставка. Все они являются морфемами и, так или иначе, участвуют в словообразовании. Однако основными средствами, обеспечивающими словообразовательный процесс, являются и приставки. Именно их

Понятие родственных слов является тождественным понятию однокоренных слов. Такие слова произведены от одной начальной формы и имеют единый корень. Это обстоятельство обуславливает то, что все родственные слова имеют сходное значение. При этом формы их могут сильно меняться и дополняться предлогами, суффиксами, окончаниями.

Примеры родственных слов

Чтобы разобраться с понятием родственных слов и научиться их выделять среди прочих слов, необходимо привести несколько примеров:

  • слова «кружева, кружиться, круг» являются родственными друг другу. Они все содержат основную форму «круг, круж». В данном случае буквы «ж, г» меняются, но смысл и значение слов остается неизменным. При этом слово «круг» является начальным словом, которое обозначает форму. Это собственно круг. Поэтому, слово «кружка» тоже будет родственным, поскольку образовано от слова «круг» из-за круглой формы;
  • слова «стена, настенный, застенок, стеновой» тоже являются родственными. Их основной частью является форма «стен». То есть, начальным словом будет слово «стена», которое обозначает основное понятие, сам предмет. Уже от него образованы все остальные слова. К ним добавлены приставки, окончания, за счет которых и созданы новые формы слов;
  • «движение, задвижка, двигаться, передвигать». В данном случае речь идет о совершении действий, то есть о «движении». Это основное слово, которое обозначает базовое понятие. Затем, образованы производные формы. Например, слово «задвижка» означает запорное устройство, способное перемещаться. За счет этого оно и запирает дверь. Поэтому, все перечисленные слова являются родственными друг другу.

Таким образом, все родственные слова имеют единый корень. Именно он и делает их родственными. Поэтому, важно выделить такой корень и понимать его смысловое значение.

Родственные слова и синонимы

Родственные слова имеют одинаковый корень и являются производными формами от начального слова. Синонимы представляют собой слова, имеющие сходный смысл. Но корень у синонимов будет различный. Так, слова «яркий» и «блестящий» являются синонимами. Но они не родственны друг другу.