Биографии Характеристики Анализ

Контролируем эмоции: техника «Я наблюдатель. Неосознанное внутреннее наблюдение

Практики самонаблюдения которые я использую.

Если в общем охарактеризовать практику самонаблюдения, то наверное, надо рассматривать ее как технику переноса внимания с себя как «участника» событий, на себя как «наблюдателя» за собой «участником». Такой перенос внимания и отождествление себя с «наблюдателем» помогает изучить «участника», увидеть его таким, какой он есть на самом деле, многое в себе осознать и попытаться что-то в себе сознательно изменить.

Ум постоянно ищет себе занятие.

Так почему бы ему не стать помощником человека на пути самопостижения? Почему бы уму не заняться изучением внутренних ощущений, которых будет в избытке при внутреннем наблюдении своего собственного сознания?

Для того, чтобы начать практику самонаблюдения ничего особого не требуется - только умение внутренне сосредотачиваться, да еще наверное внутренний настрой - не бояться увидеть правду о себе настоящем.

Первое, что нужно сделать - найти в себе «внутреннего наблюдателя». «Наблюдатель» есть внутри каждого человека. Это часть сознания, которая всегда наблюдает за происходящим, присутствует и свидетельствует все, что происходит с «участником». Она не вмешивается ни во что, никак не реагирует, никак не оценивает, просто бесстрастно наблюдает.

Мы всегда как бы течем за событиями внешней жизни, за своими эмоциями, чувствами, переживаниями – мы участники. А чтобы стать исследователем себя самого, надо разотождествиться с «участником» и уйти в «наблюдателя». И затем из новой позиции наблюдать за собой «участником», ничего пока в нем не меняя. (Собирать информацию, так сказать).

Пока ты «участник», а не «наблюдатель», очень сложно в себе что-то осознать, еще сложнее осознанно изменить. Надо сперва научиться становиться «наблюдателем» и делать это осознанно.

Нахождение внутри собственного сознания наблюдающей части – первый шаг, который надо пройти, чтобы двигаться дальше. Внутренний наблюдатель есть у каждого человека. Уход в него и выход из него очень часто осуществляется неосознанно, не регистрируется сознанием.

Но если стать внимательнее к себе, можно заметить, что даже в разгаре очень сильных эмоций и душевных переживаний, в момент активных занятий какой-либо деятельностью, в момент обдумывания или наслаждения, всегда в сознании присутствует что-то, как бы отстраненное от этой внутренней и внешней деятельности. Оно безмолвно наблюдает, не давая оценок, не выражая эмоций, просто созерцает все, что человек делает.

«Наблюдателя» легче обнаружить во время спокойной деятельности, на едине с собой, во время размышлений или чтения. Надо просто один раз ощутить его присутствие и запомнить это внутреннее ощущение «наблюдения». А потом постараться выделять его в себе во время повседневных занятий. Если получится, можно продолжать свои обычные занятия из «наблюдателя».

Тогда можно заметить, что в сознании появится некая внутренняя отстраненность, а внешние реакции станут более осознанными, поведение более спокойным, разумным, менее эмоциональным. Еще можно заметить, что ощущение «наблюдателя» очень легко теряется. Об этом не стоит беспокоится.

Главное найти в сознании ощущение «внутреннего наблюдателя», попытаться вспоминать о нем время от времени и в него иногда уходить.

Вот и весь первый шаг.

Если сразу не удается выделить «наблюдателя» в сознании, можно создать внутреннее намерение его обнаружить, помня о том, что он есть внутри каждого человека без исключения. Время от времени надо сосредоточено обращать внимание внутрь себя. Или же просто осознанно понаблюдать за собой как бы со стороны.

Это упражнение может помочь «разбудить» внутреннего наблюдателя, выделить в себе ощущение «наблюдения» за самим собой, сделать его осознанным.

Внутренний наблюдатель рано или поздно будет замечен сознанием, поскольку до этого он проявлялся неосознанно уже множество раз. Но сознание, теперь осведомленное о нем и вооруженное намерением его найти, обязательно даст о нем знать и тогда ум тоже рано или поздно сможет его обнаружить, а вы осознать.

P.S. Буду благодарна всем, кто поделится со мной своими практическими методами внутренней работы, или даст оценку моим собственным.

Я отвечу на все конкретные вопросы, если кого-то заинтересует практика самонаблюдения.

http://natashapo.livejournal.com/11460.html

*****

"Есть три способа справиться с соблазном:

1) Буддистский: понять что желания (соблазны) порождают страдания и отречься от них.

2) Библейский: понять, что соблазны - это искушения, ниспосланные тьмой, и противостоять им.

3) Уайльдовский: понять, что единственный способ противостоять соблазну - поддаться ему " (с).

*

По мере того как мы приобретаем опыт присутствия в Настоя­щем и наблюдения за собой, мы начинаем ощущать развитие, ка­залось бы, нового аспекта своей осознанности - глубокой способ­ности быть более объективным «свидетелем» своего жизненного опыта. Как мы уже отмечали, это качество осознанности получило название внутренний наблюдатель. Внутренний наблюдатель позволяет нам наблюдать за всем, что происходит внутри и вокруг
нас одновременно, без осуждения и комментариев.

Внутренний наблюдатель необходим для нашей трансформа­ции потому, что в нас есть такой психологический механизм, ко­торый Гурджиев назвал «идентификацией» и который является главным способом, каким наша личность формирует и поддержи­вает свою картину мира. Личность может идентифицироваться с чем угодно - идеей,
нашим телом, зудом, закатом, ребенком или песней. Это озна­чает, ЧТО В любой момент, когда МЫ не совсем бодрствуем, наша самоидентификация возникает из всего, на что мы обратили свое
внимание. Например, когда мы волнуемся, концентрируя свое внимание на предстоящей встрече, мы как бы присутствуем на этой встрече (даже воображаемой), мы это делаем вместо того, чтобы воспринимать то, что реально происходит с нами в данный момент. И ли когда мы идентифицируем себя с эмоциональной ре­акцией - например, влечение к другом у человеку, - это выглядит так, будто мы становимся этим влечением. И ли когда мы слышим
настойчивый голос критики в своей голове, мы не можем отделить себя от этого голоса.
Если мы хоть немного успокоим свой разум, то почувствуем, как наши состояния меняются от мгновения к мгновению. В одно мгновение мы думаем о своей работе, а в следующее - наблюда­ем, как кто -то переходит дорогу, и этот кто -то напоминает нам о человеке, с которым мы встречались много лет назад. Мгновени­ем позже мы вспоминаем песенку из школьного детства, пока нас не обливает из луж и проезжающая мимо машина. Мгновенно мы начинаем ругать дурака, управляющего машиной, и больше ни о чем не можем думать, пока не поймем, что хотим конфету, ко­торая заставит нас почувствовать себя лучше. И так далее. Един­ственно последовательная вещь - это тенденция нашей личности идентифицироваться с каждым последующим состоянием.

Осознанность расширяется и сжимается, как воздушный шарик, но идентификация всегда приводит к ее сжатию. Мы мо­жем заметить, что при идентификации с чем-либо мы явно мень­ше осознаем все, что нас окружает. Мы меньше осознаем других людей, окружающую нас среду и наше собственное внутреннее состояние. Проще говоря, чем больше мы идентифицированы, тем меньше наша осознанность, тем больше мы оторваны от ре­альности.

Со временем наша идентификация с определенным набором качеств (таких как сила, сочувствие, миролюбие или спонтанность, к примеру) закрепляется, и появляется характерное для того или иного типа ощущение себя. Чувства и состояния, которые состав­ляют наше ощущение себя, - это чувства и состояния, которые, как нам кажется, необходимы для достижения нашего . Чем больше мы идентифицируемся с нашим ощущени­ем себя, тем больше мы становимся его заложниками, тем больше забываем о других доступных нам возможностях и моделях пове­дения. Мы начинаем верить в то, что мы и есть этот образец. Мы фокусируемся только на одном определенном качестве из огром­ного разнообразия нашего человеческого потенциала, будто бы говоря: «Эти качества и есть “Я ”, а эти - нет. Я именно такой, а нетакой». Таким образом, мы формируем свой собственный образ, определяем сами себя - это и есть предсказуемый тип личности.
Например, Основная Боязнь Восьмерок - пострадать от других людей или быть контролируемыми другим и людьми или жизнью,а их Основное Желание - защитить себя. Желания себя защитить и полагаться на себя являются базовыми человеческими потреб­ностями, поэтому мы, даже не являясь Восьмерками, испытываем потребность в физической и эмоциональной защите. Юные Вось­мерки, однако, начинаю т фокусироваться на тех обнаруженных в себе качествах, которые помогут им защититься. Они понимают, что они сильны, настойчивы, имеют силу воли и могут постоять за
себя, и начинают использовать эти возможности для развития и укрепления своей Эго-идентификации

Внутренний наблюдатель. Практики самонаблюдения которые я использую.

Если в общем охарактеризовать практику самонаблюдения, то наверное, надо рассматривать ее как технику переноса внимания с себя как «участника» событий, на себя как «наблюдателя» за собой «участником». Такой перенос внимания и отождествление себя с «наблюдателем» помогает изучить «участника», увидеть его таким, какой он есть на самом деле, многое в себе осознать и попытаться что-то в себе сознательно изменить.

Ум постоянно ищет себе занятие. Так почему бы ему не стать помощником человека на пути самопостижения? Почему бы уму не заняться изучением внутренних ощущений, которых будет в избытке при внутреннем наблюдении своего собственного сознания?

Для того, чтобы начать практику самонаблюдения ничего особого не требуется - только умение внутренне сосредотачиваться, да еще наверное внутренний настрой - не бояться увидеть правду о себе настоящем.

Первое, что нужно сделать - найти в себе «внутреннего наблюдателя». «Наблюдатель» есть внутри каждого человека. Это часть сознания, которая всегда наблюдает за происходящим, присутствует и свидетельствует все, что происходит с «участником». Она не вмешивается ни во что, никак не реагирует, никак не оценивает, просто бесстрастно наблюдает.

Мы всегда как бы течем за событиями внешней жизни, за своими эмоциями, чувствами, переживаниями – мы участники. А чтобы стать исследователем себя самого, надо разотождествиться с «участником» и уйти в «наблюдателя». И затем из новой позиции наблюдать за собой «участником», ничего пока в нем не меняя. (Собирать информацию, так сказать). Пока ты «участник», а не «наблюдатель», очень сложно в себе что-то осознать, еще сложнее осознанно изменить. Надо сперва научиться становиться «наблюдателем» и делать это осознанно.

Нахождение внутри собственного сознания наблюдающей части – первый шаг, который надо пройти, чтобы двигаться дальше. Внутренний наблюдатель есть у каждого человека. Уход в него и выход из него очень часто осуществляется неосознанно, не регистрируется сознанием. Но если стать внимательнее к себе, можно заметить, что даже в разгаре очень сильных эмоций и душевных переживаний, в момент активных занятий какой-либо деятельностью, в момент обдумывания или наслаждения, всегда в сознании присутствует что-то, как бы отстраненное от этой внутренней и внешней деятельности. Оно безмолвно наблюдает, не давая оценок, не выражая эмоций, просто созерцает все, что человек делает.

«Наблюдателя» легче обнаружить во время спокойной деятельности, на едине с собой, во время размышлений или чтения. Надо просто один раз ощутить его присутствие и запомнить это внутреннее ощущение «наблюдения». А потом постараться выделять его в себе во время повседневных занятий. Если получится, можно продолжать свои обычные занятия из «наблюдателя». Тогда можно заметить, что в сознании появится некая внутренняя отстраненность, а внешние реакции станут более осознанными, поведение более спокойным, разумным, менее эмоциональным. Еще можно заметить, что ощущение «наблюдателя» очень легко теряется. Об этом не стоит беспокоится. Главное найти в сознании ощущение «внутреннего наблюдателя», попытаться вспоминать о нем время от времени и в него иногда уходить. Вот и весь первый шаг.

Если сразу не удается выделить «наблюдателя» в сознании, можно создать внутреннее намерение его обнаружить, помня о том, что он есть внутри каждого человека без исключения. Время от времени надо сосредоточено обращать внимание внутрь себя. Или же просто осознанно понаблюдать за собой как бы со стороны. Это упражнение может помочь «разбудить» внутреннего наблюдателя, выделить в себе ощущение «наблюдения» за самим собой, сделать его осознанным. Внутренний наблюдатель рано или поздно будет замечен сознанием, поскольку до этого он проявлялся неосознанно уже множество раз. Но сознание, теперь осведомленное о нем и вооруженное намерением его найти, обязательно даст о нем знать и тогда ум тоже рано или поздно сможет его обнаружить, а вы осознать.

Человек начавший практику «внутреннего наблюдения» очень быстро может столкнуться с тем, что находиться во «внутреннем наблюдателе» постоянно довольно сложно. Любое внешнее событие, сильная эмоция или просто повседневные дела «заглушают» состояние наблюдения и человек становится вновь только участником событий. Можно попытаться удерживаться во «внутреннем наблюдателе» двумя путями. Первый путь довольно прост – это вспоминание о «внутреннем наблюдателе». В разгар обыкновенной деятельности, переживаний, или размышлений надо просто постараться вспомнить об ощущении внутреннего наблюдения. Обычно уход в наблюдение при воспоминании о нем происходит автоматически.

Но здесь практикующий поначалу может столкнуться с такой проблемой – невозможностью одновременно заниматься обыкновенной деятельностью и находиться в состоянии внутреннего наблюдения. Со временем, при продолжении практики это проходит, состояние внутреннего наблюдения становится преобладающим, а вся внешняя и внутренняя деятельность начинает все больше течь как бы на его фоне и больше не прерывается. Наоборот, осознанность, и внешняя, и внутренняя становится только глубже. Однако надо заметить, что метод "вспоминания" довольно внешний и не может перевести сознание в постоянный режим «внутреннего наблюдения».

Наиболее эффективным, мне кажется, является метод «внутреннего исследования» из «внутреннего наблюдателя» своего собственного сознания. Если Вам удается выделить в себе ощущение внутреннего наблюдения, можно постараться, находясь в «наблюдателе» обратить взор внутрь себя - перенаправить внимание на свое собственное сознание и начать исследовать его изнутри. Наблюдать уже не за внешней жизнью, которой живет сознание, а за внутренними процессами, которые происходят внутри самого сознания.

Например (самое простое), выделить в себе эмоции, чувства, мысли, постараться увидеть черты своего характера и т.п. Причем, надо реально ощутить их, найти и обнаружить, отделить друг от друга и запомнить внутреннее ощущение от каждого найденного внутреннего объекта, а не просто представить в уме их «образы». Можно заметить, что это еще не так-то просто сделать. Однако, такое перенаправление внимания вовнутрь способствует тому, что состояние «внутреннего наблюдения» становится более концентрированным, более стойким, более глубоким и затем как бы по инерции продолжает распространяться и во внешнюю жизнь сознания. И тогда не надо постоянно о нем вспоминать, «внутренний наблюдатель» сам прорастает все больше и больше во внешней жизни, становясь естественным состоянием.

Здесь надо отметить, что хоть «внутренний наблюдатель» и способствует осознанности, он еще не гарантирует ее, просто помогает обнаруживать «проблемные моменты». Иногда правда уже одного этого достаточно для осознания.

Однако, нахождение во «внутреннем наблюдателе» не гарантирует и того, что человек будет все время поступать осознанно и разумно. Чтобы не поступать «неправильно» нужно проделать очень много серьезной внутренней работы.
Человек поступает так или иначе, согласно своим внутренним качествам, а они не поменяются только потому, что человеку удалось стать «наблюдателем». Я однажды была свидетелем того, как человек, обнаруживший с помощью техники «внутреннего наблюдения» свой собственный эгоизм и осознав его, отказался, и от самой техники, и от дальнейшего осознания своей внутренней структуры, чтобы только не потерять то состояние сознания в котором до этого находился. Так что сама техника не дает гарантии полной осознанности и пребывания «в сознании» постоянно. Хотя несомненно помогает очень многое увидеть в себе, в реальности, осознать и изменить.

Длительная и целенаправленная работа с техниками самонаблюдения, может помочь добиться внутренней трансформации сознания на таком уровне, что вернуться к своему «старому» состоянию сознания будет невозможно. Многих людей это пугает, поэтому думаю, об этом нужно знать. Но само по себе нахождение во «внутреннем наблюдателе» кардинальных изменений состоянию сознания не принесет. Одна только техника без осознанной целенаправленной работы над своей внутренней структурой и духовными качествами не приведет к глубинным изменениям состония сознания. Достичь реальных глубоких изменений в своей внутренней структуре можно только осознанно принимая внутренние решения и сознательно реализовывая их, сознательно изменяя себя.

1. Что представляет собой состояние Наблюдателя

«Познакомьтесь, это вы!» - говорит хирург пациенту после успешной пластической операции на лице. Пациент с удивлением и удовольствием смотрит на себя в зеркало. Наблюдая за своим новым обликом, он оценивает результат работы профессионалов, сравнивая его с той целью, которую он поставил перед хирургами. Смотрясь в зеркало, пациент наблюдает за собой в привычном понимании слова «наблюдать». Однако понятие «состояние Наблюдателя» имеет более сложный и глубокий смысл, чем визуальное восприятие с последующей оценкой. Состояние Наблюдателя - это психическое состояние, своеобразная настройка восприятия на оценку куда более сложного комплекса явлений, чем просто новой формы носа или рта. Наблюдение за собой в зеркало и наблюдение себя, своей личности, имеют огромную разницу. Разглядывая себя в зеркало, мы делаем выводы с помощью зрительной системы и поверхностных суждений «красиво-некрасиво», «худой-полный», «светлый-темный». Но если мы хотим узнать, что за личность руководит этим телом, мы прибегаем к наблюдению иного рода. Мы учимся осознавать причины, следствия и особенности своих психических реакций. Эти осознания помогают нам принимать решение: в данной ситуации быть вовлеченным участником и исполнителем тех или иных своих переживаний и умозаключений или все-таки посмотреть на них со стороны и сознательно сменить точку зрения и самоощущение. Так мы знакомимся с собой «настоящими»: узнаем свои достоинства и недостатки, учимся развивать первые и работать над вторыми с помощью состояния Наблюдателя.

С понятием состояния Наблюдателя знакомы многие интересующиеся саморазвитием люди. Состояние Наблюдателя интенсивно развивается в медитативных практиках. Однако оно имеет свои особенности в рамках разнообразных техник самосовершенствования. Практикуемая в Центрах Интеллекта и Альтруизма методика Айфааровского самоанализа также опирается на воспитание в человеке состояния Наблюдателя. Состояние Наблюдателя - это умение человека всегда смотреть на себя «со стороны», наблюдать за окружающим миром и его личным взаимодействием с этим миром. «Наблюдать» с большой буквы означает быть осознанным, то есть понимать свои скрытые интересы через наблюдение за внешними обстоятельствами и определение взаимосвязи своих психизмов с теми обстоятельствами. Зачастую пребывать в состоянии Наблюдателя означает «вступить в диалог с самим собой и понять свои истинные потребности и желания» (1). Но Наблюдатель не только понимает - он вырабатывает новые решения наперекор страхам, обидам, сомнениям, и тому подобному. В этом состоянии человек может успешно отслеживать и определять свои психические реакции, трансформируя непозитивные и негативные черты характера в добрые, разумные, интеллектуально-альтруистичные . В этом и состоит работа над собой, которая помогает человеку

  • во-первых, укрепиться в доброжелательных, конструктивных и счастливых отношениях с людьми и… с самим собой, прежде всего!
  • во-вторых, повышать эффективность труда, совершенствуя свою интуицию и восприятие, творчества и исследований, принося еще больше пользы в свою жизнь и жизнь других людей;
  • в-третьих, обрести внутреннюю гармонию и стабильность, наработать стрессоустойчивость и способность быстро преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Если вам интересно узнать о том, как с помощью состояния Наблюдателя достигаются эти цели, эта статья для вас. Здесь мы рассмотрим отличительные черты этого состояния и постараемся разобраться в том, за какими психическими реакциями и моделями поведения стоит научиться наблюдать и какие из них важно трансформировать, стараясь постепенно, шаг за шагом создать интеллектуально-альтруистичный, позитивный образ жизни для себя (и вокруг себя J). Если вас заинтересует более глубокое исследование этих вопросов по работе над собой, - развернутые обсуждения предлагаются на занятиях по Айфааровскому самоанализу, проводимых в Центрах Интеллекта и Альтруизма.

2. Осознанность и другие психоэмоциональные навыки, свойственные состоянию Наблюдателя

Любая система самосовершенствования обучает характерному для нее состоянию Наблюдателя. Отправной точкой в определении того, как себя развивать (и какую систему развития выбрать), являются цели, которые ставит перед собой человек. Например, если человек хочет научиться знакомиться и флиртовать с противоположным полом, ему необходимо начать отслеживать свою застенчивость и развивать уверенность в себе. Посетители курсов для создания крепких семейных отношений развивают в себе Наблюдателя за своими недостатками и достоинствами, влияющими на создание семьи. А некий молодой человек, будущая биржевая «акула», не станет так активно интересоваться вопросами создания семьи и своих способностей к этому, пока его главной целью будет оставаться карьерный рост. Также, интуитивное стремление к саморазвитию не чуждо тем людям, которые хотят мира и любви во всем мире. Таким образом, специфика самоанализа и состояния Наблюдателя определяется главными жизненными приоритетами и ценностями человека.

Айфааровский самоанализ также ведёт к определенной цели. Он является способом развития способностей к интеллектуально-альтруистичному мышлению, формирования соответствующих отношений с другими людьми, а также между человеком и окружающим миром. Развиваясь таким способом, человек вполне может достигнуть глобальной и долгосрочной цели, которая ранее казалась недостижимой - меняя свои собственные качества и способствуя позитивным изменениям окружающих, прийти таким образом к обществу, полному любви и взаимопонимания, свободному, прежде всего, от эгоистичных уловок, лжи и насилия.

Подобные цели стимулируют человека на осознание того, что изменение мира к лучшему начинается с себя, с качества своего мышления, чувствования и поведения. На эти перемены, порою нелегкие, человека побуждает сначала его духовное честолюбие. Оно побуждает быть лучше, чтобы быть не таким, «как все». При отсутствии полноценного развития добросердечности, человек рискует перейти из честолюбия в «игру в духовность», когда чувство собственной важности и непохожести на обывателей становится важнее искреннего трудоемкого саморазвития. Немного удовлетворив свое честолюбие, с которого начинается осознанное саморазвитие, человек развивает в себе совесть , которая стимулирует его меняться дальше не напоказ, а чтобы быть самому уверенным, что он приближается к своей цели. Осознанность позволяет поддерживать уверенный «голос» совести . Так формируется айфааровское состояние Наблюдателя, которое поддерживается сопутствующими характеристиками предусмотрительности, самоуважения, небезразличия и многого другого, что было описано ранее.

Наработка айфааровского состояния Наблюдателя актуальна, когда человек всеми силами стремится создать счастливую жизнь для себя и как можно большего количества людей вокруг, когда он заинтересован жить в бесконфликтных уважительных отношениях и оставлять каждый день после себя добро, любовь и пользу. Можно сказать, что к такому образу жизни - интеллектуально-альтруистичному - человек и подходит, развивая своего Наблюдателя с помощью методик Айфааровского самоанализа. Однако, для этого очень важно представлять как можно конкретнее, каким человеком хочется и стоит становиться, чтобы добиться этих целей. Что развивает в себе человек, преследующий эти цели, и от чего старается избавиться? Иными словами, на что направлено отслеживание и работа в состоянии Наблюдателя? Об этом - следующая глава.

4. Что позволяет развить в себе состояние Наблюдателя.

Большинство понятий Айфааровского самоанализа основываются на теории ииссиидиологии. В ней подробно объяснено, почему те или иные критерии (мотивации, ориентиры) человеческого развития приводят к событиям разного рода. Эти критерии представляют собой психические качества, которые культивирует в себе человек и которые приводят его к определенному образу жизни. В этой главе мы постараемся раскрыть смысл тех критериев, которые позволяют приблизиться к созданию интеллектуально-альтруистичных отношений и способа существования.

Этими главными критериями и жизненными ориентирами являются Высокочувственный Интеллект (ВЧИ) и Высокоинтеллектуальный Альтруизм (ВИА) . В повседневности эти критерии человеческого (ллууввумического) пути развития проявляются в реализации таких человеческих качеств, как ответственность, честность, инициативность и открытость. Безусловно, их воплощение неотделимо от проявления множества других качеств, выходящих за рамки эгоизма и примитивных инстинктов. Осознанно развиваясь в этом направлении, человек учится проверять процессы в своей психике и свое поведение на присутствие в них этих двух критериев и впоследствии корректирует саморазвитие, реализуя эти критерии и качества все чаще (4).

Качества, критерии, психоэмоциональные навыки, которыми пользуется Наблюдатель (см. главу 2) - все это мы перечисляем, чтобы представить себе и описать многогранность удивительного состояния Наблюдателя. В этом состоянии человек также удерживает цели, которых он собирается достигнуть с помощью практик самоанализа. О целях, которых можно достигнуть с помощью Айфааровского самоанализа, мы поговорим чуть позже, в 5-ой главе. А пока, прямо сейчас, нам важно в принципе окинуть взглядом состояние Наблюдателя и увидеть его «общую перспективу». Представим себе всеобщее многообразие переживаний и намерений, которые составляют это состояние, в пяти блоках:

Зачем важно удерживать в сознании, осмысливать и реализовывать практически столько нюансов? Правда ли состояние Наблюдателя такое насыщенное и «громоздкое»? Согласитесь, осознанный подход человека к своему настоящему и будущему состоит в том, чтобы он понимал, кем он хочет себя считать сегодня, в каком состоянии он хочет проснуться завтра, и как он желает себе ощущать себя через 5, 10 лет. Жизнь, безусловно, внесет свои поправки, как бы мы ни планировали свое будущее. Но куда легче с пользой использовать жизненные неожиданности и «не прогибаться под гнетом проблем», если почаще быть самому себе Наблюдателем. Это значит самому определять свою позицию и мировосприятие в каждой ситуации, осознанно идя на некоторые неудобства, но тем самым не ожидая пассивно, пока жизнь сама заставит напрягаться психоментально, да еще неожиданно и в куда большей степени.

Смысл развития состояния Наблюдателя с помощью медитаций, разных упражнений состоит в том, чтобы сделать его естественной реакцией на любое жизненное событие. Например. В душной, переполненной людьми маршрутке, пока водитель совершал лихой поворот, вам наступили на ногу/пролили нечто вкусное и липкое на брюки (а вы едете на важное собеседование по работе или на экзамен!). Одновременно в разных концах маршрутки начали плакать маленькие дети, которых никак не могут успокоить мамы и бабушки. Разозлитесь ли вы или поймете всех этих людей? Предпримете ли что-то, чтобы вам и людям было удобнее держаться или чтобы отвлеклись дети и перестали шуметь? Или позволите своему настроению испортиться вслед за брюками, начнете возмущаться и испортите день остальным пассажирам? Подумаете ли, что для вас в жизни важнее и перспективнее, переключитесь ли на решение проблемы, или будете ее переживать? Останетесь ли полноценным неосознанным участником реализации худшего, что в вас есть, или станете Наблюдателем, чтобы успокоиться/успокоить других, отнестись доброжелательно к людям и выработать конструктивное решение возникших трудностей?

В таких обыденных ситуациях нас либо «спасает» наше состояние Наблюдателя: продуманные цели, выстроенный образ себя, которым хотим быть и которого хотим в себе уважать, критерии мышления, чувствования и поступков, которыми мы приближаем и умножаем свое счастье. Либо мы сами мучаем себя неосознанным «наступанием на одни и те же грабли» грубой эмоциональности и непродуманных поступков. Решать каждый раз нам.

Зачастую можно услышать от людей: «Чтобы жить в мире и любви с людьми, достаточно быть искренним в своих лучших побуждениях. Зачем нужны еще какие-то критерии, системы, усложнения? Важно быть умными и добрыми, и все будет хорошо! » И хочется согласиться, но… если бы всё было так просто! Здесь важно отметить, что в искренность зачастую вмешиваются завуалированные эгоистичные намерения и ожидание выгоды. И к искренности добрых побуждений могут примешиваться бездумные или манипулятивные тенденции, которые человек совсем не замечает за собой. Праведный гнев того, кому отдавили ногу в маршрутке и облили брюки, - яркий пример достаточно искреннего переживания, которое, однако, не приводит к позитивному разрешению конфликта и делает человека несчастным. Поэтому Айфааровский самоанализ учит критически подходить даже к чувствам собственной справедливости и искренности. В таком состоянии Наблюдателя человек переключается с оценки собственной выгоды на оценку опыта. Он оценивает любую ситуацию как систему, в которой всегда может что-то изменить к лучшему, начиная с собственного самоощущения, таким образом активируя свои навыки: ответственность, честность, инициативность, открытость, а также осознанность, предусмотрительность, самоуважение и небезразличие. Такое состояние Наблюдателя способствует выходу на системное мышление («я - хозяин своей жизни, а не жертва обстоятельств. Даже в душной маршрутке, где, казалось бы, мало поводов для радости»).

Выходит, что наши добрые и светлые мечты о благополучии для всех людей, о любвеобильных и доброжелательных отношениях требуют методичного подхода, который представлен в схеме. Не получится поспособствовать миру во всем мире, пока человек не Наблюдает и не трансформирует собственную конфликтность. Не удастся договориться по душам с людьми разных взглядов, возрастов, рас, если выбирать быть «правым» везде и всюду и игнорировать критическую оценку собственной правоты и опыта. Не выйдет «заразить» других своей мечтой, если человек не может определить главного и второстепенного в саморазвитии на пути к мечте. А если он лавирует от выгоды и удовольствий к ситуативному и удобному проявлению добродетелей, будучи нечестным с самим собой, то и вовсе встает вопрос: понимает ли сам человек, какова его жизненная цель и на что ему стоит тратить свою энергию?

Поэтому есть смысл учиться распознавать в себе черты и склонности, делающие нас как по-настоящему счастливыми, так и несчастными, чтобы последние как можно меньше влияли на сценарий жизни. Итак, какие черты, мешающие развитию ВЧИ, ВИА и позитивных качеств личности, позволяют в себе отследить состояние Наблюдателя? Дополним последний блок нашей схемы.

5. Что отслеживает человек в состоянии Наблюдателя.

Что отслеживает человек в состоянии Наблюдателя? А точнее, что отслеживает человек, пользуясь системой Айфааровского самоанализа? Ведь мы помним из третьей главы, что состояния Наблюдателя бывают разными и направленными на отслеживание различных групп личностных качеств. Рассмотрим объекты отслеживания в рамках Айфааровского самоанализа.

Группа непозитивных и негативных психоэмоциональных проявлений. Отследить их - не такая уж сложная задача, если человек глубоко заинтересован в саморазвитии. Подробнее о конкретике этой группы проявлений можно поговорить на занятиях «Практикума углубленного изучения непозитивизмов», проводимых в Центрах Интеллекта и Альтруизма. Эту группу составляют:

  • Деструктивные внутренние диалоги с гневной, осуждающей реакцией возмущения: «Ты что это делаешь?! », «А почему это я должен?! », «Проучить бы его! »
  • Внутренние образы или внешние символы. Картина усугубления конфликта перед внутренним взором, иногда с применением оружия или травмирующих предметов. Те же предметы могут оказаться внешними символами, когда человек получает ушиб, порез, травму, вследствие пребывания в неосознанных непозитивных состояниях.
  • Поведенческие. Психическое напряжение и отчуждение от людей-«раздражителей», либо излишняя эмоциональность - как средство эгоистичной манипуляции. «Не хочу с ним здороваться. Сделаю вид, что занят », нарочитая любезность и лицемерие: «Не хочу выслушивать критику моей работы от начальника. Попробую предложить ему билеты на игру его любимой команды и притвориться, что я тоже являюсь ее болельщиком» .
  • Психосоматические. К ним могут относиться напряжение в теле, «ком в горле», наворачивающиеся слёзы, срывающийся голос, шум в ушах, «остолбенение», сбивающееся дыхание, нервный тик, неосознанные автоматические движения (постукивание пальцами, махание ногой и т.д.). Казалось бы, достаточно просто подавить эту физиологическую реакцию, но не все так просто. Важно обратить внимание на сопутствующее этой реакции психоэмоциональное самоощущение и постараться разобраться с ним. Эти признаки являются особенно ценными для выявления тех непозитивных черт, которые человек привык не замечать в себе.

Есть множество способов трансформации вышеперечисленных непозитивизмов. Айфааровский самоанализ предлагает методы аналитического подхода к оценке внутреннего самоощущения на предмет присутствия в них признаков Высокочувственного Интеллекта (ВЧИ), Высокоинтеллектуального Альтруизма (ВИА), а также позитивных качеств (открытости, честности и т.д.); методы вербального разотождествления с непозитивными шаблонами мышления; практику прощения; правило 2-х минутного выхода из непозитивных самоощущений; практику «Солнечных Дней».

Другую группу психизмов, которые отслеживаются в состоянии Наблюдателя, составляют нейтральные психические проявления:

  • Эйфория.
  • Флирт.
  • Нарочитая самопожертвенность, сверхзабота, чрезмерная опека.
  • Оптимизм, базирующийся на отрицании/поверхностности рассмотрения проблем - легкомыслие.

Они представляют собой пограничную зону между устойчивыми позитивными и непозитивными переживаниями. Отследить их влияние на развитие человека и ситуаций вокруг него - куда более сложная задача. С этих проявлений начинают развиваться примитивные зачатки позитивизма, альтруизма, рассудительности - поэтому так сложно их поставить под сомнение в своем мышлении. Тем не менее, за какие-то мгновения из них можно перейти к гневным, агрессивным и прочим безрассудным психизмам. В общем-то, это и происходит, когда подобные состояния лишены совести и еще одного важного стимула в сознании человека - принципа «не навреди». То есть в состоянии Наблюдателя есть смысл обратить внимание и на эту группу собственных нейтральных психических проявлений и спросить себя: «А не наврежу ли я в будущем кому-либо и себе этими текущими переживаниями? Не придется ли мне потом стыдиться за них и исправлять последствия наскоро полученного удовлетворения? »

Важный критерий, который делает такой позитив очень условным - зацикленность на удовольствии, получаемом вышеперечисленными способами. Фанатизм, безответственность, пристрастие, «жизнь ради удовольствия» - вот другие признаки пагубности долгого пребывания в этих переживаниях. Очень важно отметить, что самоанализ не призывает к волевому и бездумному подавлению своей чувственности. Все вышеупомянутые нейтральные проявления «вредны», только если доведены до преобладания над человечностью и исключают такое отношение к людям и миру, как с позиции принципа «не навреди». Ведь в жизни есть масса ситуаций, где сбалансированный флирт, легкость настроения, умение «отпускать ситуацию» и доверять жизни улучшают жизнь и отношения, не говоря уже о заботе и помощи в нужное время в нужном месте.

Работа с эгоистичной составляющей этих проявлений должна быть комплексной и включать разные практики. Поэтому на занятиях «Интеллектуально-альтруистичный образ жизни» и «Айфааровский самоанализ» в Крымском Центре Интеллекта и Альтруизма "Айфаар" эти темы рассматриваются глубоко и всесторонне. А что же человек получает вследствие работы Наблюдателя в нем самом?

6. Награда за труд самосовершенствования. Заключение.

Безусловно, только работать и работать с собой - дело изнурительное. Важен еще и результат - новые позитивные модели мышления, счастливые переживания, озарения и наконец-то разрешающиеся конфликты! Это, пожалуй, и есть награда за труд саморазвития. Поверьте, описать все позитивные переживания не хватит и целой книги, но упомянуть о них просто необходимо. В конце концов, ради чего воспитывать в себе Наблюдателя и как понять, что приближаешься к цели? Это становится понятно, если человек чаще осознает и искренне испытывает, конечно же, субъективно каждый по-своему, следующие переживания:

  • Искренняя дружба и любовь в отношениях со все большим количеством людей.
  • Сотрудничество, лишенное затянутых конфликтов.
  • Стрессоустойчивость, как результат осознания принципа «Все во благо».
  • Своевременность и точность интуитивного предчувствования.
  • Вдохновение, как в любимом творчестве, так и в выполнении обязанностей (пусть и не вполне любимых).
  • Понимание причинно-следственных связей в событиях, которые ранее казались хаотичными и непредсказуемыми.
  • Счастье, которое устойчиво к любым неожиданностям и провокациям.
  • Способность найти радость в любом деле и любой ситуации.
  • И многое другое!

Устойчивость в этих прекрасных состояниях помогают обрести мотивации, которые можно сформировать на основе идей ииссиидиологии о многовариантности сценариев судьбы, о многообразии наших личностных интерпретаций, о единстве всего в мире и о многом другом, что позволяет шире и смелее посмотреть на свою жизнь. Иными словами, состояние Наблюдателя, поддерживаемое мотивациями на базе ииссиидиологических представлений, позволяет человеку приблизиться к таким целям, которые включают осознание себя в гармоничных отношениях с людьми, с окружающим миром в целом и в условиях жизни, благоприятствующих развитию интеллектуально-альтруистичного образа жизни для него и для многих других людей.

Не стоит бояться смотреть на себя со стороны и задумываться о «темных» и «светлых» моментах своей жизни. Не бойтесь знакомиться с самим собой! Да, вас может многое удивить в себе и расстроить, но если бояться увидеть нечто неприятное, то можно так и не увидеть попутно что-то лучшее и перспективное в себе и в жизни, можно так и «ходить по кругу» рутины и безысходности. Представьте, что вы - винодел. Ваш первый урожай винограда наконец-то готов к употреблению в виде вина. Конечно же, волнительно откупоривать бутылку с вином самого первого урожая, и вы можете колебаться перед пробой, переживая, что результат ваших трудов окажется неутешительным. Но бутылка вина никогда не сможет быть оценена по достоинству, если не разлить ее по бокалам и не рискнуть оценить ее содержимое. Вкус может оказаться настолько восхитительным, что запомнится на всю жизнь! А если окажется прогорклым, то вы сможете извлечь опыт, усовершенствовать технологию производства или решить, что виноделие не стоит ваших усилий, и найти другое подходящее вам дело.

Очень радостно наблюдать за тем, как в мире появляется все больше способов саморазвития для достижения гармонии и взаимопонимания между людьми, а также между людьми и природой нашей прекрасной планеты. В поддержание этих тенденций, вся деятельность Центров Интеллекта и Альтруизма и методики саморазвития, практикуемые в Центрах, направлены на то, чтобы в мире становилось все больше людей, которые раскрывают свой потенциал любви и добра в содружестве с разумностью и конструктивизмом; людей, которые смело знакомятся со своими недостатками и преобразуют их в любовь и мудрость, не боясь любых сложностей на пути саморазвития. Остается добавить, что люди, умеющие критически относиться к себе, в первую очередь, быть осознанными Наблюдателями и смелыми Реформаторами своего эгоизма, безусловно смогут создать общество, где миром в действительности будет править ЛЮБОВЬ.

Центры Интеллекта и Альтруизма. На сегодняшний день Центры функционируют в России и Германии. В Центрахпрактикуются методики самосовершенствования, в частности Айфааровского самоанализа, в развитие и поддержание интеллектуально-альтруистичного образа жизни.

Айфааровский самоанализ - система самоанализа, разработанная на основе концепции о взаимосвязи человека с окружающим миром под названием «Ииссиидиология». Позволяет трансформировать непозитивные, грубоэгоистичные и неосознанные психические проявления в интеллектуально-альтруистичные. Является важнейшим способом-методикой формирования человеком интеллектуально-альтруистичного образа жизни.

Интеллектуально-альтруистичное мышление и чувствование предполагает объединение и развитие в человеке его позитивных черт характера. Достигаются путем осознанного сбалансирования «ментальности» и рациональности позитивной «чувственностью» и привнесения разумной осознанной «ментальности» в эмоциональность личности. Упоминаются в 4-ой главе статьи.

Критерии человеческого пути развития - Высокочувственный Интеллект (ВЧИ) и Высокоинтеллектуальный Альтруизм (ВИА) - в ииссиидиологии пишутся с заглавных букв, чтобы подчеркнуть их отличие от всех существующих в психологии представлений об интеллекте и альтруизме.

Ллууввумический путь развития - жизненный путь личности и социума, при котором становятся всё более активными уровни гармоничного, сбалансированного чувственно-ментального творчества, лишённого каких-либо аспектов деструкции и агрессии, предвосхищающего созидательные инициативы во благо человеческого сообщества. Эти психические состояния активно развиваются людьми, выбирающими такой жизненный путь.

Что отличает человека, живущего бессознательно по отношению к себе, от человека, приучившего себя к внутреннему вниманию? Мы уже с вами знаем: активизация энергии жизни по сути является единственным, что объединяет фитнес, физкультуру и спорт с восточными системами здоровья и гармонии человека с самим собой. Дальше идут принципиальные отличия, из-за непонимания которых массовые системы здоровья не дают по настоящему ни здоровья, ни долголетия, ни гармонии жизни.

Первое отличие – это отношение к роли внутреннего внимания. На первый взгляд, ничего нового в этом нет. Что бы мы не хотели понять, изучить, или сделать, — на все это мы направляем свое внимание. Внимание переориентирует энергию вашего тела, души, духа и сознания на то, что вы хотите понять, изучить, сделать. Внимание – способ мобилизации внутренних ресурсов. Почему –то этот факт упускается, когда речь идет о самом человеке. Внутреннее внимание – это внимание к тому, что происходит внутри нас. Ведь единственный человек, который может исследовать нас – это мы сами! И нет другого способа, как сделать себя предметом своего внимания.

Что же происходит в человеке при повороте внимания от мира внешнего к миру внутреннему? На биохимическом уровне – почти ничего. И кардинально новое возникает именно на электромагнитном уровне. Внимание переориентирует всю электромагнитную матрицу человека в точку, на которую направлено наше внимание. И не играет роли, куда именно – внутренние органы, функциональные системы, душа, сердце, мозг или ваше собственное сознание. В точке внимания электромагнитная матрица «встречается» сама с собой. Так возникает резонансный генератор, выделяющий «энергию из ниоткуда», благодаря чему в этой точке и появляется ощущение. Достаточно всего несколько минут зафиксировать внимание в любой точке боли для того, чтобы убедиться: боль начинает растворяться, отдавая свою энергию человеку. Точно так же с состояниями депрессии и угнетения. Иногда достаточно просто понаблюдать за ними, чтобы получить облегчение.

Все было бы ничего, если бы не один странный факт. Когда вы наблюдаете мир внешний, у вас не возникает вопроса о том, кто наблюдает (субъект наблюдения) и на что направлено наблюдение (объект наблюдения). Когда вы повернули внимание к себе, понятно, вы сами стали объектом наблюдения. Кто же тогда субъект, который наблюдает за вами? Конечно, скажете вы, это снова мы сами! Не сомневаюсь! Вы, наблюдающий свое тело, душу, мозг и сознание, свой собственный дух… Вы, осознающий всего себя в процессе наблюдения…Чувствуете неувязку? На биохимическом уровне эту ситуацию невозможно описать. Психология, описывая внимание как функцию психики, все сводит к нейрофизиологии. И…все. Нейрофизиологии нечем описать факт появления «энергии из ниоткуда». Психолог может сказать что-нибудь про раздвоение личности, но снова мимо. Ибо в состоянии раздвоения, человек теряет цельность сознания, при наблюдении себя наоборот, — обретает чувство этой самой цельности! Возникает впечатление, что вы как Наблюдатель – можете исследовать всего себя как бы со стороны, при этом не будучи ни телом, ни душой или духом, ни вашим сознанием! Но ведь именно вы как Наблюдатель организуете резонанс электромагнитной матрицы на самого себя! Чем дольше наблюдение, тем сильнее в резонансе производится энергия. Мною этот факт установлен в сотнях исследований. Раздвоение личности, рождающее чувство цельности! На самом деле тут никакой тайны нет. Нет, если вспомним, что у человека обычного электромагнитная матрица имеет расплывчатую (колеблющуюся) форму нашего тела. При наблюдении энергоматрица перестраивается, создавая резонансный генератор (точка, генерирующая энергию). Приобретая опыт наблюдения, и научившись расширять поле внимания, мы уже обнаруживаем себя работающим как трансформатор, сердечником которого становимся мы сами. Многочисленные сознательные опыты людей обнаруживают этот феномен всегда!

Кто же тогда Наблюдатель, благодаря которому мы можем исследовать и осознавать себя? Это – виртуальная Личность, которую наша разумная электромагнитная матрица создает сама исходя из задач наблюдения. Тем самым, к наличию от природы четырем своим аспектом (тело, душа, дух и сознание), вставший на путь осознания себя человек приводит в действие пятый аспект (Пятый элемент), — за которым открываются перспективы эволюции человека просто космического масштаба!