Биографии Характеристики Анализ

Сколько стран образовалось после распада югославии. Конспект лекций по истории южных и западных славян в средние века и новое время

Стоит отметить, что население Югославии отличалось большой пестротой. На ее территории проживали словенцы, сербы, хорваты, македонцы, венгры, румыны, турки, боснийцы, албанцы, черногорцы. Все они были неравномерно распределены по 6-ти республикам Югославии: Боснии и Герцеговине (одна республика), Македонии, Словении, Черногории, Хорватии, Сербии.

Начало продолжительным боевым действиям положила так называемая «10-дневная война в Словении», развязанная в 1991-ом. Словенцы потребовали признания независимости своей республики. В ходе вооруженных действий с югославской стороны погибло 45 человек, 1,5 сотни ранены. Со словенской – 19 убитых, около 2-х сотен раненых. 5 тысяч военнослужащих югославской армии попали в плен.

Вслед за этим началась более длительная (1991-1995) война за независимость Хорватии. За ее выходом из состава Югославии последовали вооруженные конфликты уже внутри новой независимой республики между сербским и хорватским населением. Хорватская война унесла жизни более 20 тысяч человек. 12 тысяч – с хорватской стороны (причем, 4,5 тысячи – мирные граждане). Было разрушено сотни тысяч зданий, а весь материальный ущерб исчисляется 27-ю млрд долларов.

Практически параллельно с этим внутри разваливающейся на составляющие Югославии вспыхнула еще одна гражданская война – Боснийская (1992-1995). В ней участвовало сразу несколько этнических групп: сербы, хорваты, боснийские мусульмане и так называемые мусульмане-автономисты, проживающие на западе Боснии. За 3 года было уничтожено более 100 тысяч человек. Материальный ущерб - колоссальный: взорваны 2 тысячи км дорог, снесено 70 мостов. Железнодорожное сообщение уничтожено полностью. 2/3 зданий разрушены и не пригодны для использования.

На объятых войной территориях были открыты концлагеря (с обеих сторон). В ходе военных действий происходили вопиющие случаи террора: массовые изнасилования мусульманок, этнические чистки, в ходе которых было убито несколько тысяч боснийских мусульман. Все убитые принадлежали к гражданскому населению. Хорватские боевики расстреливали даже 3-х месячных детей.

Город разделился на три части: мусульмане окопались в центре, под мечетями, хорваты - на околице, ближе к своей церкви, сербы прорвались со стороны реки. Всюду вповалку лежали трупы. Нельзя было пройти, чтобы не наступить на чью-то руку или ногу, кровь потоком залила всю мостовую. Убивали подряд женщин, детей, стариков просто за то, что одни крестятся, а другие молятся Аллаху. Не осталось ни единого целого здания - они либо горели, либо рухнули. Старый мост взорвали, он упал в воду.

«Мы купались в крови»

Таксист Азиз ведёт меня по Мостару - городу в Боснии, на его улицах в 1992-1995 гг. бывшие граждане бывшей Югославии дрались за каждый квартал. Часть домов отреставрирована (привинчены таблички «Дар Евросоюза»), но те, что в стороне от троп туристов, до сих пор несут на стенах следы пуль и осколков. Мост тоже восстановили, и теперь он как новый. Азиз показывает на окно, откуда стрелял в своего соседа-хорвата.

Но я не попал. Он более умелый, и у него хороший автомат. Ранил меня в плечо.

А зачем ты в него стрелял-то вообще? Отношения были плохие?

Почему? Отличный мужик, водку вместе пили. Просто, понимаешь, мы раньше были югославы, а потом как-то резко начали страну делить. И вчерашний сосед - враг. Веришь ли, я сам не понимаю, с чего мы вдруг схватились за ножи, чтобы резать друг друга.

…Теперь Азиз вечерами опять пьёт водку - с тем самым соседом, когда-то удачно всадившим в него пулю. Оба стараются не вспоминать прошлого. Следует заметить, что в бывшей Югославии вообще не любят говорить о войне. Ни один человек внятно не смог объяснить мне причину, почему он пошёл убивать соседей, друзей, знакомых, что всегда жили с ним рядом бок о бок. Мусульмане против сербов и хорватов. Хорваты против сербов и мусульман. Сербы против всех. «Мы купались в крови и не могли остановиться, - говорит мне хорват Станко Миланович . - Это было массовое сумасше-ствие - мы пожирали человеческую плоть, как зомби». Во время боёв в экс-Югославии погибло 250 тысяч человек (из 20-миллионного населения), 4 миллиона сбежали за границу. Экс-столица Белград (вместе с десятками других городов) подверглась бомбардировкам авиации НАТО, а Югославия распалась на десять государств: шесть «официальных» и четыре никем не признанных. Горстка слабосильных стран-карликов - всё, что осталось от мощной державы, боровшейся с Гитлером , не боявшейся враждовать со Сталиным и обладавшей 600-тысячной армией. Её величие обратилось в пыль: одни республики выживают за счёт пляжного туризма, другие нищенствуют и просят денег у Запада, а войска НАТО с удобствами разместились на территории Боснии, Сербии и Македонии.

«Русский? Вали отсюда!»

Все мы куда-то бежали, - вспоминает Мария Кралич , хозяйка кафе в боснийском городе Требинье. - Я жила в хорватском Дубровнике, наш дом подожгли. Муж и я выпрыгнули в окно - он в трусах, я в домашнем халате. Нас хотели убить только за то, что мы сербы. Теперь прячемся здесь и ясно, что домой больше никогда не вернёмся.

В самом Требинье пустует старый центр с османскими мечетями - сербы выгнали из города жителей-мусульман. Дубровник, откуда сбежала Мария, - сейчас роскошный морской курорт, цены на отели выше, чем в Москве. На окраинах, вдали от туристов, таятся пустые сербские церкви - закопчённые огнём, с выбитыми окнами, расписанные граффити. Стоит навести фотокамеру - появляются доброхоты: «Русский? Это вы сербов поддерживали. Вали отсюда, пока цел!» Это ещё неплохо - в Косове православные храмы просто взрывают. В столице Боснии Сараеве, когда в 1995 г. город разделили на две части, сербскую и мусульман-скую, сербы ушли на «свою» сторону, забрав даже гробы отцов и дедов с кладбищ, чтобы их кости не осквернили иноверцы. Война закончилась, и соседи, в одночасье ставшие врагами, с трудом помирились, но не простили друг другу резню. Ад, где погасло пламя, всё равно остаётся адом… пусть там теперь и прохладно.

Не подскажете, как пройти на бульвар Билла Клинтона?

Да это же в самом центре…видите вон того истукана? Памятник бывшему любовнику Моники Левински в Приштине трудно не заметить. Албан-ские сепаратисты в Косове крайне признательны президенту США за решение бомбить Югославию весной 1999 г. Два миллиона сербов бежали на север республики и ютятся там в обшарпанных домах. Проходя по улице, мы беседуем с водителем-черногорцем шёпотом: за разговор по-сербски в Косове могут убить - просто так, без причины. Хозяйка гостиницы в Пече рассматривает мой паспорт с двуглавым орлом (такой же - на гербе Сербии) и тихо говорит: «Будь вы сам дьявол, мне нужны постояльцы. Заселяйтесь, только нигде не говорите, что вы русский».

…Пожалуй, единственное, что объединяет сейчас жителей растерзанной в клочья страны, - это страстная любовь к её основателю маршалу Иосипу Броз Тито . «Никогда мы не будем жить так классно, как жили при Тито», - вздыхает албанец Хасан , подвозя меня к блокпосту сербских пограничников. «Вам в Советском Союзе такое и не снилось», - вторит ему босниец Яско . «Это был настоящий рай: магазины ломятся от еды, в Германию и Францию можно ездить без визы, почти нет преступности». «В Европе нас уважали, а теперь считают за нищих родственников, - плюётся хорват Стефан . - Тито был великий человек». Согласно опросам, пожелай умерший в 1980 г. лидер Югославии стать сейчас главой государства, за него проголосовали бы 65 (!) процентов населения. Вот только мёртвым в президенты баллотироваться запрещено - да и сама страна уже мертва…

«Сценарий распада Югославии готовился и для СССР, а сейчас планируется для России».

  • 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Тема V. Латинская америка
  • Тема VI. Австралия и океания
  • 8. Распад Югославии и его последствия

    Независимое государство южнославянских народов образовалось в Европе в 1918 г. С 1929 г. оно стало называться Югославией, в 1945 г., после освобождения страны от фашистской оккупации, было провозглашено Федеративной Народной Республикой Югославией, а в 1963 г. получило наименование Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В ее состав вошли союзные республики Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония и Черногория. Кроме того, в составе Сербии были выделены два автономных края – Воеводина (со значительным венгерским населением) и Косово и Метохия (с преобладанием албанского населения).

    Несмотря на родство всех южнославянских народов, между ними сохранялись и существенные религиозные и этнолингвистические различия. Так, сербы, черногорцы и македонцы исповедуют православную религию, хорваты и словенцы – католическую, а албанцы и славяне-мусульмане – ислам. Сербы, хорваты, черногорцы и славяне-мусульмане говорят на сербохорватском, словенцы – на словенском, а македонцы – на македонском языках. В СФРЮ применялись две письменности – на основе кириллицы (Сербия, Черногория и Македония) и латиницы (Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина). Важно подчеркнуть, что к этим этнолингвистическим особенностям добавлялись и очень существенные различия социально-экономического характера, прежде всего между более развитыми Хорватией и Словенией и менее развитыми остальными частями СФРЮ, которые обостряли и многие социальные противоречия. Например, православные и католики считали, что одной из главных причин высокого уровня безработицы в стране является высокий прирост населения в ее мусульманских областях.

    До поры до времени властям СФРЮ удавалось не допускать крайних проявлений национализма и сепаратизма. Однако в 1991–1992 гг. этническая нетерпимость, усугублявшаяся тем, что многие границы между союзными республиками были изначально проведены без должного учета национально-этнического состава населения, приобрела очень большой размах, и многие политические партии стали выступать под откровенно националистическими лозунгами. В результате именно в эти годы произошел распад СФРЮ: в 1991 г. из нее выделились Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, а в 1992 г. сформировалась новая югославская федерация – Союзная Республика Югославия (СРЮ), в которую вошли Сербия и Черногория (рис. 10). Этот быстротечный распад СФРЮ протекал в различных формах – как относительно мирных (Словения, Македония), так и крайне ожесточенных (Хорватия, Босния и Герцеговина).

    Наиболее мирный характер носило отделение Словении, в ходе которого хотя и не удалось избежать небольшого вооруженного конфликта, но он оказался лишь эпизодом в этом довольно спокойном «бракоразводном» процессе. Да и в дальнейшем каких-либо серьезных политических и тем более военно-политических осложнений здесь не возникало.

    Выделение из состава СФРЮ Македонии сопровождалось не военным, а дипломатическим конфликтом. После провозглашения независимости этого государства соседняя Греция отказалась его признать. Дело здесь в том, что до 1912 г. Македония входила в состав Османской империи, а после освобождения от турецкого владычества ее территория была разделена между Грецией, Сербией, Болгарией и Албанией. Следовательно, независимая Македония, выделившаяся из состава СФРЮ, охватывала только одну из четырех частей этой исторической области, и Греция опасалась, что новое государство предъявит свои права и на ее греческую часть. Поэтому в конечном счете Македония была принята в ООН с формулировкой «Прежняя Югославская Республика Македония».

    Рис. 10. Независимые государства, возникшие на месте бывшей СФРЮ

    Гораздо более крупными военно-политическими осложнениями сопровождалось отделение от бывшей СФРЮ Хорватии, в населении которой в начале 1990-х гг. доля сербов превышала 12 %, причем некоторые ее области издавна считались исконно сербскими. В первую очередь это относится к так называемой Военной Крайне – пограничной области, созданной еще в XVI–XVIII вв. Австрией и сохранившейся в XIX в. после образования Австро-Венгрии вдоль границы с Османской империей. Именно здесь осело много православных сербов, бежавших от преследований турок. Исходя из своего количественного перевеса, эти сербы еще в период существования СФРЮ объявили о создании в пределах Союзной Республики Хорватия своей автономной области Крайна, а после выхода Хорватии из состава СФРЮ в конце 1991 г. провозгласили образование независимой Республики Сербская Крайна с центром в г. Книн, объявив об отделении ее от Хорватии. Однако эта самопровозглашенная республика не была признана ООН, которая направила в Хорватию миротворческий контингент, чтобы предотвратить военное развитие конфликта. А в 1995 г. Хорватия, выбрав момент, когда Союзная Республика Югославия была экономически сильно ослаблена жестким эмбарго со стороны стран Запада, ввела в Крайну свои войска, и через несколько дней республика хорватских сербов перестала существовать. В 1998 г. Хорватия возвратила себе и территорию Восточной Славонии, захваченную сербами еще в 1991 г. в результате кровопролитной военной операции. Такое развитие событий дало повод сербским радикалам обвинить тогдашнего президента СРЮ Слободана Милошевича в «предательстве Крайны».

    Рис. 11. Расселение народов Боснии и Герцеговины

    Ареной еще более непримиримого военно-политического и этнорелигиозного противостояния стала бывшая союзная республика СФРЮ Босния и Герцеговина, которая отличалась самым многонациональным составом населения, что на протяжении многих веков служило первопричиной разного рода этнических конфликтов. Согласно переписи 1991 г., сербы составляли 31 % ее жителей, мусульмане – 44, хорваты – 17 %, а остальное приходилось на другие этнические группы. После провозглашения независимости Боснии и Герцеговины оказалось, что сербы составляют большинство в ее северных и восточных районах, мусульмане – в центральных, а хорваты– в западных (рис. 11).

    Нежелание сербов и хорватов оказаться в мусульманском государстве, а мусульман – в христианском с самого начала независимого существования Боснии и Герцеговины привело к конфронтации между ними, которая весной 1992 г. переросла в гражданскую войну. На первом ее этапе победу одержали боснийские сербы, которые, опираясь на дислоцированные в республике силы югославской армии, захватили почти 3 / 4 всей ее территории, начав «этнические чистки» в мусульманских районах и фактически превратив мусульманские города в анклавы, со всех сторон окруженные сербскими войсками. Наиболее яркий пример такого рода – столица Боснии и Герцеговины Сараево, осада которой сербами длилась более трех лет и стоила жизни десяткам тысяч ее жителей. В результате национально-религиозного размежевания на территории с преобладанием сербского населения была провозглашена Боснийская Республика Сербская. Хорваты и мусульмане сначала также образовали свои республики, но в 1994 г. на основе антисербского союза создали единую Боснийскую мусульмано-хорватскую федерацию.

    В это же время в ходе войны наступил перелом не в пользу сербов, который объясняется несколькими причинами. Во-первых, против правительства СРЮ, обвиненного во вмешательстве в дела соседнего государства и вооруженной поддержке борьбы боснийских сербов, Совет Безопасности ООН ввел строгие международные санкции. Во-вторых, лидер непризнанной Боснийской Республики Сербской Радован Караджич был обвинен в организации «этнических чисток» и объявлен военным преступником. В-третьих, западные союзники и многие мусульманские государства начали вооружать армию боснийских мусульман, боеспособность которой благодаря этому заметно возросла. Наконец, в-четвертых, американские, британские и французские самолеты начали наносить бомбовые удары по позициям боснийских сербов.

    Боснийская война завершилась поздней осенью 1995 г. По мирному соглашению Босния и Герцеговина формально сохранила статус независимого государства с единым президентом, парламентом, центральным правительством и другими органами власти. Но фактически она была разделена на две части. Одну из них образовала мусульмано-хорватская федерация с территорией 26 тыс. км 2 , населением 2,3 млн человек и столицей в г. Сараево, которая имеет своего президента, парламент и правительство. На другой части образовалась Республика Сербская с территорией 25 тыс. км 2 , населением более 1 млн человек и столицей в г. Баня-Лука. Конфигурация территории Республики Сербской очень причудлива: следуя расселению боснийских сербов, она как бы окаймляет с северной и восточной сторон более компактную территорию мусульмано-хорватской федерации. Республика Сербская также имеет своего президента, свои парламент и правительство.

    И мусульмано-хорватская федерация, и Республика Сербская относятся к числу самопровозглашенных государств, поскольку ни та, ни другая не признаны ООН. Между ними сохраняются и многие прежние противоречия, в особенности с учетом недостаточно четко определенной пограничной линии. Так что новых вооруженных конфликтов здесь удается избежать в основном благодаря тому, что еще в конце 1995 г. в Боснию и Герцеговину под флагом миротворчества были введены войска НАТО, а затем и миротворческий контингент ООН; его мандат уже неоднократно продлевался. В состав международных миротворческих сил входят и российские войска.

    Однако все это – только видимая стабилизация обстановки, которая не решила главных спорных вопросов. Например, миротворческие силы не смогли обеспечить возвращение беженцев к местам их прежнего проживания. А ведь это едва ли не главная задача демократизации жизни в Боснии и Герцеговине. По данным ООН, численность беженцев на территории всей бывшей СФРЮ составила 2,3 млн человек, причем подавляющее большинство из них приходится как раз на Боснию и Герцеговину (рис. 12). А вернулось из них всего около 400 тыс., в том числе в Боснию и Герцеговину немногим более 200 тыс. Можно добавить, что массовый исход сербов из Сараево привел к тому, что этот некогда многонациональный город фактически превратился в моноэтнический, где доля сербов сократилась до нескольких процентов.

    Рис. 12. Потоки беженцев на территории бывшей СФРЮ

    Следующий акт югославской драмы разыгрался уже в конце 1990-х гг. и был связан с проблемами исторической области Косово и Метохия, расположенной в южной части Сербии. Эта область занимает 11 тыс. км 2 , а население ее, 9 / 10 которого составляют албанцы-мусульмане, составляет 1,9 млн человек.

    Историческая область Косово и Метохия (Косово занимает ее восточную равнинную, а Метохия – западную гористую часть) сыграла огромную роль в становлении сербской государственности. Об этом свидетельствуют и многочисленные историко-архитектурные памятники, дошедшие до наших дней. Однако в XIV в. ранний расцвет Косово был прерван нашествием турок-османов. Именно здесь, на знаменитом с тех пор Косовом Поле, произошло решающее сражение между войском турецкого султана Мурада I и сербским ополчением, которое было разбито турками. С этого времени земли Косово и Метохии стали приходить в запустение и одновременно заселяться албанцами, принявшими мусульманскую веру. Постепенно албанцев здесь становилось все больше, и после того как Турция лишилась своих владений в Европе и в 1912 г. была образована независимая Албания, косовские албанцы стали предпринимать попытки воссоединить свои земли с нею. В какой-то мере они реализовались только в 1941 г., когда фашистская Германия, оккупировав Югославию, создала «Великую Албанию» в составе Албании, большей части Косово и Метохии и части македонских и черногорских земель с албанским населением.

    После Второй мировой войны историческая область Косово и Метохия в составе сначала народной, а затем социалистической федеративной Югославии с самого начала получила довольно широкую автономию, а по конституции 1974 г. этот автономный край фактически стал самостоятельным субъектом федерации с очень широкими правами (за исключением права выйти из состава Сербии). Однако в начале 1980-х гг., после смерти руководителя страны маршала Тито, албанские национализм и сепаратизм снова усилились, в Косово начались антисербские выступления. В ответ на это в 1989 г. сербские центральные власти фактически упразднили автономию Косово и Метохии. Однако эта акция еще более обострила обстановку в крае, а она усугублялась и тем, что по всем основным экономическим показателям Косово занимало в стране последнее место: его доля в национальном доходе и промышленном производстве составляла всего 2 %. Зато по количеству безработных и доле неграмотных Косово занимало первое место.

    Когда начался распад СФРЮ, косовские албанцы также провозгласили независимость и создали Республику Косово. Поскольку власти Сербии эту республику, естественно, не признали, в крае фактически возникло двоевластие. Готовясь к войне, косовские албанцы создали свою военную организациюОсвободительную армию Косово (ОАК). Начались нелегальные поставки в Косово оружия из Албании, оттуда же прибывали боевики.

    Обстановка особенно обострилась в 1998 г., когда югославские власти попытались ликвидировать базы ОАК. Западные страны фактически поддержали албанских сепаратистов, открыто заявлявших о своем намерении выйти из состава СРЮ. Начались переговоры с участием разного рода посредников, которые, однако, ни к чему не привели. В результате сербы оказались перед выбором: либо отдать Косово, либо вступить в неравную борьбу с НАТО. Они предпочли второй путь, и тогда без санкции Совета Безопасности ООН страны НАТО начали массированные бомбардировки Югославии, а военные контингенты этого блока фактически оккупировали Косово, разделив территорию края на сферы ответственности. Так Косово фактически превратилось в протекторат западных стран, находящийся под управлением миссии ООН (УНМИК) и контролем НАТО. Но албанские националисты продолжали настаивать на полной независимости края, несмотря на резолюцию Совета Безопасности ООН о сохранении территориальной целостности Сербии. При этом они опирались на поддержку США и стран Евросоюза, вмешавшихся в этот, по существу, внутрисербский конфликт, доказывая, что Косово представляет собой уникальный случай и не приведет к цепной реакции в других самопровозглашенных государствах. Сербия, Россия и многие другие страны выступали против такой политики, нарушающей принцип территориальной целостности государств. Длительные переговоры не дали результатов, и в феврале 2008 г. парламент Косово в одностороннем порядке принял декларацию о суверенитете. Но ее не приняли Сербия, не желающая терять 15 % своей территории, Россия, Китай и десятки других стран мира. Из-за позиции постоянных членов СБ России и Китая у Косово нет шансов на вступление в ООН.

    В 2000–2002 гг. на территории бывшей СФРЮ произошло новое обострение внутри– и внешнеполитической обстановки. На этот раз оно было связано с Македонией и Черногорией.

    Обострение обстановки в Македонии также напрямую связано с Косово.

    Примерно треть населения Македонии составляют албанцы-мусульмане, компактно проживающие в районах, примыкающих к территориям Албании и Косово. При этом численность и доля албанцев в населении этой страны постепенно возрастают благодаря более высоким темпам естественного прироста, характерным для этой этнической общности, и возросшему в последнее время миграционному притоку. События, происшедшие здесь весной 2001 г., когда большие группы албанских боевиков вторглись из Косово в пределы Македонии и стали обстреливать ее населенные пункты, по существу, представляли собой еще одну попытку осуществить старую идею создания «Великой Албании». Эти действия внесли разлад во взаимоотношения македонских албанцев и этнических македонцев, которые раньше всегда сосуществовали относительно мирно. Не только этническое, но и экономическое размежевание между ними усилилось. Местные албанцы также стали требовать самоопределения. Перемирия между албанцами и македонцами заключались и нарушались много раз. В результате НАТО ввела в Македонию свой миротворческий контингент.

    Обострение отношений между двумя составными частями Союзной Республики Югославии – Сербией и Черногорией – назревало уже давно. Руководство Черногории стало настаивать даже не на преобразовании федерации в конфедерацию, а на выходе из состава СРЮ и получении полной независимости. Готовился референдум по этому вопросу. Только благодаря усилиям западной дипломатии в начале 2002 г. удалось добиться более или менее компромиссного решения – о преобразовании СРЮ в новое государство под названием Сербия и Черногория. Окончательное оформление конфедерации Сербии и Черногории произошло в конце 2002 г., а в начале 2003 г. она стала 45-м членом Совета Европы. Однако новое государство просуществовало только до мая 2008 г., новое правительство Черногории провело референдум о полном суверенитете, за который проголосовало 55 % всех жителей. Так на карте Европы появилось новое государство, а распад Югославии полностью завершился.

    Одну из своих работ, посвященных проблемам бывшей СФРЮ, профессор МГУ Э. Б. Валев – крупнейший специалист по географии Балканских стран – назвал «Югославский клубок». Действительно, такое словосочетание, пожалуй, более всего подходит для характеристики геополитической и национально-религиозной обстановки, сложившейся в последнее десятилетие в этой части Европы.

    Потрясения в Советском Союзе происходили параллельно с острейшим кризисом государственности в Югославии, которая, подобно СССР, стала разрушаться. «Особый путь» И.Б.Тито, не избавил эту страну от слабостей, которые были свойственны «реальному социализму». Система управления страной постепенно вела к экономической и политической автаркии республик и краев, усиливала неравномерность их развития. От распада страну спасали только авторитет личной власти И.Б.Тито и жесткая организационная структура коммунистической партии.

    Но к началу 70-х годов в республиках и краях сформировалось новое поколение руководителей, которые не разделяли революционно-интернационалистских взглядов И.Б.Тито и были подвержены влиянию националистических настроений. В первую очередь это относилось к руководителям Хорватии, история вхождения которой в состав единой Югославии была предельно противоречивой (см. т. 1 наст, изд.). Очагом этнической напряженности был и автономный край Косово и Метохия (с 1974 г. – Косово) в составе Социалистической Республики Сербии, большинство населения которого после окончания Второй мировой войны стали составлять албанцы, мигрировавшие туда из Албании при нацистской оккупации. Пытаясь предупредить сепаратизм, федеральные власти шли на уступки косовским албанцам, в результате чего местное сербское и черногорское население подвергалось негласной дискриминации со стороны местных албанских властей и постепенно покидало Косово. Демографические соотношения менялись еще больше в пользу албанцев.

    После смерти И.Б.Тито в мае 1980 г. президентская власть перешла к институту коллективного руководства – федеральному президиуму. При соблюдении принципа ежегодной ротации его председателем выбирался представитель одной из республик и краев. Экономическая ситуация в стране была сложной. После распада СССР {♦} произошла девальвация «особой» роли, которую играла Югославия в геополитических расчетах Востока и Запада. Сократилась помощь из внешних источников. Экономические трудности, рост внешней задолженности обострили противоречия между частями федерации.

    Попытку вывести экономику страны из пропасти предприняло в 1989 г. по диктуемым МВФ канонам «шоковой терапии» правительство, возглавляемое хорватом Анте Марковичем. Ему удалось сбить инфляцию ценой роста безработицы, банкротств и бедности. Но как только реформа коснулась сферы приватизации, ее проведение натолкнулось на сопротивление разных политических группировок. Прежде всего реформой были недовольны экономические и управленческие элиты отдельных республик, стремившиеся захватить наиболее рентабельные объекты приватизации. Это было легче сделать, вступив в союз с республиканскими властями против федеральных, на чем и сосредоточились представители бизнеса в большинстве республик Югославии. Это стимулировало сепаратизм. Реформы А.Марковича, требовавшие унификации существовавших в республиках экономических систем, спровоцировали дополнительную межнациональную напряженность.



    Она усугублялась религиозными и историческими факторами – большинство населения Словении и Хорватии составляли католики, сербы, черногорцы и македонцы были православными, в Боснии и Герцеговине имелось значительное число славян-мусульман, которые считались отдельной этнической группой по признаку религиозной принадлежности. Мусульманами были и албанцы, населявшие автономный край Косово.

    27 сентября 1989 г. парламент югославской республики Словении принял поправки к своей конституции, провозгласившие право республики выйти из состава СФРЮ. Это был первый шаг к разрушению единой Югославии.

    В том же 1989 г. албанское большинство Косово выступило с требованиями повысить статус этого края, объявив его республикой. Сербское население края было напугано этими настроениями. По всей Сербии стали разрастаться антиалбанские настроения. На их волне 9 января 1990 г. на первых многопартийных выборах в Сербии президентом стал Слободан Милошевич – руководитель сербской организации коммунистов, которые преобразовали свою партию в социалистическую. С.Милошевич выступал под лозунгами сохранения территориального единства Югославии и необходимости борьбы с сепаратизмом. 28 сентября 1990 г. сербский республиканский парламент принял решение о ликвидации автономии Косово, в край были направлены войска.

    Националистические движения под воинственно патриотическими лозунгами победили в том же 1990 г. и на выборах в Хорватии и Словении. При этом на исход выборов в Хорватии большое влияние оказала финансовая помощь, которую из-за рубежа оказали националистически настроенному кандидату отставному генералу (и сорат-{♦}нику И.Б.Тито) Франьо Туджману эмигранты-усташи, покинувшие Югославию после Второй мировой войны. Идея усташей о восстановлении независимости Хорватии встретила понимание Ф.Туджмана.

    23 декабря 1990 г. в Словении был проведен референдум, участники которого высказались за независимость Словении. Немедленно вслед за тем такой же референдум был проведен в Хорватии, которая тоже приняла решение о выходе из Югославии. В декабре 1990 г. в Хорватии была принята новая конституция, объявлявшая ее «государством хорватского народа». Между тем, 30% населения Хорватии в тех административных границах, которые она имела в составе СФРЮ, составляли сербы.

    Хорватские сербы проживали компактно. Это было связано с тем, что после Второй мировой войны, когда формировались административные границы югославских республик, в состав Социалистической Республики Хорватии по настоянию И.Б.Тито (который по национальности был хорватом) были включены земли с преобладанием сербского населения. Тогда же в состав Хорватии было передано все населенное мусульманами боснийское побережье Адриатики – что вскоре вызвало конфликт Хорватии с Боснией и Герцеговиной.

    Опасаясь дискриминации после принятия новой конституции, сербское население Хорватии провозгласило на преимущественно сербских территориях создание собственного государственного образования – Республики Сербская Крайна (РСК). Она провозгласила свою независимость, включив в свой состав и все преимущественно сербские по составу населения исторические области и территории – Восточную и Западную Славонию, Баранью, Западный Срем и Книнскую Крайну. Республика Сербская Крайна стала добиваться объединения с Сербией. Помощь РСК фактически стали оказывать имевшиеся на территории Хорватии части Югославской народной армии.

    В апреле 1991 г. парламент самопровозглашенной РСК обратился к Сербии с просьбой принять ее в свой состав, но сербский парламент эту просьбу отклонил. Президент Сербии С.Милошевич, конечно, сочувствовал хорватским сербам. Но он опасался открыто высказываться за объединение Сербской Крайны с Сербией, настаивая на нерушимости всех существующих границ Югославии. Его план состоял в том, чтобы удержать Хорватию в составе единой Югославии, сохранив при этом в составе Хорватии входившие в нее сербские территории.

    Благодаря этой осмотрительной позиции С.Милошевичу удавалось в тот момент сохранять конструктивные отношений с США и другими западными странами, хотя последние требовали от него согласиться пойти на уступки этническим меньшинствам, в том числе – албанскому населению Косово.

    В Югославии развивался политический кризис. Деятельность института коллективного руководства Югославии была парализована. В марте 1991 г. прошла серия встреч руководителей югославских республик с целью определить будущий путь развития федерации. {♦} Выработать общее видение не удавалось. В мае 1991 г., когда подошло время избрать на пост председателя президиума Югославии кандидата от Хорватии Стефана Месима, делегаты Сербии и Черногории заблокировали эту процедуру. Это было нарушением закона и традиции, легитимность единой верховной федеральной власти в стране была поставлена под сомнение. Федеральный президиум фактически перестал функционировать. С этого времени федеральное правительство в Белграде уже выражало интересы прежде всего Сербии, и представители Хорватии и Словении перестали в нем участвовать.

    В такой обстановке 9 мая 1991 г. правительство в Белграде приняло решение предоставить особые полномочия Югославской народной армии для проведения операций в Хорватии – формально для того, чтобы не допустить захвата хорватскими властями армейского имущества и федеральной собственности. Это только усугубило ситуацию. 26 июня 1991 г. Словения и Хорватия заявили о выходе из состава СРФЮ.

    Федеральные власти в Белграде не признали эти акты. Конфликт федеральной и республиканских властей вылился в кровавые столкновения с участием частей регулярной армии. Начались вооруженные столкновения отрядов хорватских правых и формирований сербов Республики Сербской Крайны. В Югославии началась гражданская война.

    Она мало затронула Словению, относительно однородную в этническом отношении и отделенную от Сербии территорией Хорватии. Федеральные войска были выведены из Словении спустя две недели после их ввода в результате компромисса между словенским правительством и федеральными властями в Белграде при посредничестве Европейского сообщества, убедившего сначала Словению, а затем и Хорватию объявить «мораторий на независимость» сроком на три месяца.

    Поразительно бескровно от единой Югославии отделилась и Македония, которая провозгласила себя независимой 18 сентября 1991 г.

    Но внутри Хорватии война стала протекать в крайне жестоких формах – прежде всего из-за упорного сопротивления новым хорватским властям со стороны сербов в Сербской Крайне. Война на первых порах характеризовалась победами сербской стороны, которая при поддержке регулярной югославской армии овладела третью территории Хорватии. Хорватским силам пришлось отойти со всех территорий, населенных сербами. В октябре 1991 г. федеральные силы под давлением международного сообщества были выведены из Хорватии, оставив контроль над сербскими территориями властям непризнанной РСК. Конфликт остался неурегулированным, а сепаратистские тенденции продолжали развиваться.

    В ноябре 1991 г. свою независимость от единой Югославии провозгласила республика Босния и Герцеговина. Македонские власти постановили провести в марте 1992 г. референдум, который должен {♦} был определить, вступит ли в силу принятая македонским парламентом декларация о независимости.

    Международное сообщество пыталось содействовать прекращению военных действий в Югославии. В 1991 г. ООН ввела эмбарго на поставки оружия в любой район Югославии (резолюция Совета безопасности № 713 от 25 сентября 1991 г.) и начала оказывать населению пострадавших районов гуманитарную помощь. Для охраны гуманитарных конвоев ООН на территорию Югославии были введены небольшие контингенты сил ООН (резолюция № 724 от 25 декабря 1991 г.).

    СССР был вторым мировым полюсом, определявшим ход международных отношений после окончания Второй мировой войны, поэтому роспуск Советского Союза стал окончанием продолжительного периода биполярного развития мира. Российская Федерация, ставшая государством-правопреемником и правопродолжателем СССР, не могла выполнять присущие Советскому Союзу функции одной из опор биполярности, потому что не обладала для этого необходимыми ресурсами.

    Исчезновение СССР как одного из двух определяющих элементов системы международных отношений периода 1945-1991 гг. можно считать завершающим событием послевоенной эпохи. Биполярная структура международных отношений разрушилась. Ялтинско-потсдамский порядок перестал существовать. Это не вызвало глобального катаклизма. Стабильность международной системы в целом сохранилась.

    В международных отношениях начали развиваться тенденции к унификации и сближению бывших социалистических и капиталистических стран, а международная система в целом стала развивать в себе черты «глобального общества». Это процесс был сопряжен с новыми острыми проблемами и противоречиями.

    Источники и литература

    Горбачев М.С.Размышления о прошлом и будущем. М.: Терра, 1998.

    Bush G., Scowcroft В. A World Transformed. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1998.

    Shultz С.Р. Turmoil and Triumph. My Years as Secretary of State. N.Y.: Charles Scribners Sons, 1993.

    Горбачев-Ельцин: 1500 дней политического противостояния. М., 1992.

    Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М., 1994.

    Garthoff R.L. The Great Transition. American-Soviet Relations and the End of the Cold War. Washington, D.C.: The Brookings Institution, 1994.

    Gates R.M. Through the Shadows. The Ultimate Insider"s Story of Five Presidents and How They Won the Cold War. N.Y.: Simon and Schuster, 1996.

    РАЗДЕЛ IV. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

    Самоуничтожение Советского Союза полностью изменило характер международного взаимодействия. Исчез водораздел между двумя противостоявшими блоками. Перестала существовать подсистема международных отношений, основой которой был «социалистический лагерь». Особенностью этой грандиозной трансформации был ее преимущественно мирный характер. Распад СССР сопровождался конфликтами, но ни один из них не вылился в крупную войну, способную угрожать общему миру в Европе или Азии. Глобальная стабильность сохранилась, хотя интересам национальной безопасности многих стран (СССР, СФРЮ, Азербайджана, Грузии, Таджикистана и др.) был нанесен сокрушительный или очень существенный ущерб. Всеобщий мир и преодоление полувекового раскола международной системы были обеспечены ценой разрушения многонациональных государств.

    Трагедии государственного распада оборачивались обнадеживающей тенденцией к восстановлению политического единства мира. В начале 90-х годов эта тенденция воспринималась в бывших социалистических странах через призму наивных ожиданий лучшей жизни, освобождения личности и роста благосостояния. Горечь утраты государственности сопрягалась с надеждами на обретение свободы через демократизацию. Общественное сознание во многих частях бывшего «социалистического мира» стремилось переключить внимание с раздумий о потерях на поиск новых возможностей, которые давало странам и народом прекращение конфронтации. Демократизация большой группы бывших социалистических стран почти на десятилетие стала важнейшей чертой международных отношений.

    Но другой их характеристикой оказалось падение управляемости международной системы, которое вылилось в кризис миросистемного регулирования первой половины 90-х годов. Старые механизмы международного управления опирались на «конфронтацию по правилам» между СССР и США и соблюдение их союзниками «блоковой дисциплины» – регламентов поведения по принципу «равнения на старшего» в рамках НАТО и Варшавского договора. Прекращение конфронтации и распад ОВД подорвали эффективность такой системы.

    Регулирование на базе ООН, и прежде не отличавшееся эффективностью, в новых условиях справлялось с задачами обеспечения мира еще менее успешно. ООН, в том виде, в котором она сформировалась, была приспособлена главным образом для того, чтобы не допустить войны между великими державами – Советским Союзом {♦} и Соединенными Штатами. В этом состоял ее, так сказать, запретительный «мандат», с которым ООН во второй половине XX в. превосходно справилась.

    Но конструирующий «мандат» ООН на практике, в сущности, не был реализован. Ее редкие попытки заниматься миротворчеством либо заканчивались неудачами, либо имели вспомогательное значение по отношению к результатам, которых могли добиваться великие державы посредством прямого диалога друг с другом. Предстояло заново сформулировать стоящие перед ООН задачи, по возможности сделав ее не формальной, а реальной основой международного регулирования. Для этого требовалось провести реформу ООН. Тогда можно было бы рассчитывать на гармонизацию международных отношений и их упорядочение с учетом интересов всех стран мира.

    Но сильные державы в силу разных причин недоверчиво относились к ООН. Соединенные Штаты ощущали себя после прекращения конфронтации победившей стороной. Укрепление ООН могло ограничить свободу действий США на международной арене и поэтому было им не выгодно. США относились в реформе ООН настороженно. Российская Федерация, ставшая правопреемницей и правопродолжательницей Союза ССР, тоже опасалась реформы ООН. Россия не обладала потенциалом СССР. Привилегированный статус в Совете безопасности ООН, который она от него унаследовала, позволял компенсировать слабости положения, в котором она оказалась после разрушения Советского Союза. Реформа ООН, которая, согласно большинству предлагавшихся проектов, должна была расширить круг постоянных членов Совета безопасности и ограничить практику применения права вето, могла бы еще больше девальвировать «голос» Москвы в международных делах.

    Возник негласный консенсус между Россией и США в вопросе торможения реформы ООН. Международное регулирование после 1991 г. «стихийно» продолжило осуществляться на базе имевшихся механизмов. Поскольку они были построены и сбалансированы между собой таким образом, чтобы не мешать двум сверхдержавам использовать преимущества своих национальных потенциалов, то в новых условиях более весомая роль в международном управлении была автоматически гарантирована более сильной стороне. В этом состояла организационная предпосылка усиления роли США в международной политике.

    Глава 12. РАСПАД БИПОЛЯРНОЙ СТРУКТУРЫ


    Внимание! Косово до сих пор остаётся лишь частично признанным государством, а Россия не признаёт его. Но поскольку фактически это государство существует (как и ДНР, Нагорный Карабах, Тайвань или Сомалиленд), осуществляет погранконтроль и устанавливает свой порядок на определённой территории, удобнее его называть отдельным государством.

    Краткий обзор

    Югославию любят сравнивать с Советским Союзом, а её развал - с развалом СССР. Возьму это сравнение за основу и расскажу вкратце об основных народах бывшей Югославии по аналогии с народами бывшего Союза.

    Сербы - это типа русские, имперскообразующий православный народ, который всех объединил, а потом не захотел отпускать. Сербы тоже считали, что весь мир их ненавидит, что они оплот истинной веры и форпост против тлетворного влияния Запада. Но после десятилетия кровавых войн с соседями они как-то успокоились, перестали считать, что главное в жизни - это величие Сербии и защита сербского народа, и занялись устройством своей страны. В 2000-м году был свергнут сербский диктатор Слободан Милошевич, к власти пришло вменяемое правительство, и с тех пор Сербия развивается, как все нормальные страны.

    Сербский священник и его приятель. Окрестности города Мокра-Гора (Сербия)

    Черногорцы - это типа белорусы. Более спокойный и менее озабоченные великой миссией народ, близкий к сербам настолько, что даже сложно сказать, в чём между ними разница. Только у черногорцев (в отличие от белорусов) есть море, но зато (опять же в отличие от белорусов) нет своего языка. Черногорцы дольше остальных были с сербами. Даже когда сербы окончательно признали, что Югославия развалилась, черногорцы образовали с ними конфедеративное государство - Государственный Союз Сербии и Черногории. И только в 2006 г. на референдуме чуть более половины черногорцев решили выйти из конфедерации и образовать новое государство.


    Черногорский дальнобойщик. По пути из Цетине в Котор (Черногория).

    Хорваты - это типа украинцы, точнее даже западноукраинцы. Хотя хорваты близки по языку и культуре к сербам и черногорцам, они давно приняли католичество, полагали себя частью Европы и всегда считали себя выше всякого православного быдла. У них даже был свой аналог «бандеровцев» - это так называемые «усташи» (хорватские фашисты, помогавшие Гитлеры) и свой аналог «Новороссии» (так называемая Сербская Краина - регион Хорватии, населённый сербами и провозгласивший независимость в начале 1990-х гг.). Однако хорваты быстрее и успешнее, чем украинцы, задавили сепаратизм и двинулись в Европу. Хорватия уже стала членом Евросоюза и выглядит достаточно зажиточной и цивилизованной страной.


    Хорватские полицейские и продавщица. Загреб (Хорватия)

    Словенцы - это типа наших прибалтов. Среди югославов они всегда были более развитым, цивилизованным и европейски ориентированным народом. С этим, кажется, даже сербы были согласны, поэтому относительно легко дали им независимость. Словенцы давно находятся в Евросоюзе и еврозоне, у них чистенькая, приятная, развитая и безопасная страна.


    Бывший мэр словенского городка Канал и директор музея автостопа в городе Блед (Словения)

    Боснию и Герцеговину сложно с чем-то сравнивать, потому что в истории СССР похожего конфликта не происходило. Тем не менее, такое можно вообразить. Представьте чисто гипотетически, что в начале 1990-х в Казахстане русское население севера страны провозгласило независимую республику и начало войну с югом, населённым преимущественно казахами. Одновременно жившие в Казахстане украинцы вспомнили о своей самостийности и в местах своего компактного проживания начали бороться как с казахами, так и с русскими. Позже страну поделили бы на две автономных части - русскую и казахско-украинскую, причём в русской части никто бы по-прежнему не признавал правительство Казахстана, развешивал российские флаги и ждал бы повода окончательно отделиться. Примерно такая история произошла в Боснии: вначале - взаимная война между сербами, боснийскими мусульманами и хорватами, а потом - разделение страны на две части - сербскую и мусульмано-хорватскую.


    Пассажиры городского трамвая. Сараево (Босния и Герцеговина)

    Македонцы - это даже не знаю что. Можно было бы сравнить их с молдаванами или грузинами - тоже православными народами, живущими в небольших и небогатых странах. Но Молдавия и Грузия распались на несколько частей, а Македония всё-таки сохранила свою целостность. Поэтому скажем, что Македония - это типа Киргизии, только православной. Сербы здесь даже не воевали: отделилась Македония - и бог с ней. Югославская война докатилась сюда в начале 2000-х годов: в 2001 г. в стране произошли столкновения между македонским большинством и албанским меньшинством, которое требовало большей автономии. Ну примерно как в Киргизии несколько раз происходили столкновения между узбеками и киргизами.


    Наш знакомый - албанец из македонского города Тетово (справа) и его приятель

    Ну и Косово - это очевидно Чечня. Регион, который официально не мог отделиться от Сербии, но который тем не менее долго и упорно сопротивлялся. Результат получился формально разный (Косово добилось фактической независимости, а Чечня - нет), но и там, и там установились мир и спокойствие и туда можно совершенно безбоязненно съездить.


    Уличный торговец кукурузой в Приштине (Косово)

    Албания к Югославии не относится, но всегда была близка к этому региону. Иосип Броз Тито, лидер социалистической Югославии, хотел даже присоединить Албанию к Югославии в качестве ещё одной союзной республики. Есть версия, что албанцев он пустил жить в Косово, чтобы показать им выгоды жизни в своей стране, после чего вся Албания в едином порыве должна была войти в Югославию. В итоге Албания так никогда и не побывала в составе Югославии , но всегда считалась близким по духу и вечно бедным соседом. В общем, Албания для Югославии - это примерно как Монголия для Советского Союза.


    Албанская девушка. Город Дуррес (Албания)

    Для более глубокого погружения в историю Югославии и югославского рекомендую замечательный документальный фильм Леонида Млечина «Югославская трагедия». Фильм без уклонов в просербскую или антисербскую сторону, никого не рисует белым и пушистым и достаточно честно пытается рассказать о том времени, когда в бывшей Югославии люди массово рехнулись и начали убивать друг друга.

    Отношение к прошлому

    Югославия была по социалистическим меркам очень развитой страной. Здесь был самый высокий уровень жизни среди соцстран, не считая ГДР. В России старшее поколение ещё может помнить, что поездка в Югославию почти приравнивалась к поездке в капиталистическую страну.

    Потом в начале 90-х годов были война, экономический спад и безработица. Поэтому многие люди к социалистическому прошлому до сих пор относятся нормально и даже с ностальгией. Понятно, что социализм вспоминают теплее в менее развитых странах (Босния, Сербия и др.), а в более развитых странах (Словения и Хорватия) к нему скорее относятся негативно.


    Граффити на стене в городе Цетине (Черногория)

    Ещё до поездки я слышал, что балканские народы по-прежнему с уважением относятся к Иосипу Брозу Тито, лидеру Югославии в 1945-1980 гг., несмотря на то, что в начале 1990-х гг. так активно дербанили его наследство. Это действительно так - во многих городах на территории бывшей Югославии, в том числе в хорватских, македонских и боснийских, есть улицы и площади Тито.

    Тито хоть и был диктатором, но мягким по меркам XX века. Он проводил репрессии только против своих политических противников, а не против целых этносов или социальных групп. В этом плане Тито больше похож на Брежнева или Франко, чем на Гитлера и Сталина. Поэтому в народной памяти его образ скорее позитивный.


    Могила Иосипа Броза Тито в Музее истории Югославии в Белграде (Сербия)

    Интересно, что Тито - сын хорвата и словенки - активно смешивал население, поощрял межнациональные браки и совместное проживание разных народов. Его целью было создать новую нацию - «югославов». Мы несколько раз встречали таких людей - тех, кто родился от смешанных браков или состоит в браке с представителем другого народа. Но завершить дело ему не удалось. При распаде страны выяснилось, что югославов не существует, так же как не существовало «советского народа», а есть разные народы.


    Город Травник (Босния и Герцеговина)

    Потом произошла «Югославская война» - серия вооружённых конфликтов в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Косово и Македонии. Это была самая кровавая война на европейском континенте со времён Второй Мировой, в ней погибли более 100 тыс. человек. Уровень взаимной ненависти народов, незадолго до этого мирно живших друг рядом с другом, возрос до крайней степени. Удивительное всё-таки, насколько быстро люди способны делиться на «своих» и «чужих» и яростно уничтожать друг друга. К сожалению, всегда находятся гопники, которые будут только рады, что появилась возможно убивать, грабить и насиловать, да ещё и не просто так, а за высокую идею - скажем, за Аллаха или за православную веру.

    Люди на Балканах помешались на почве национальной и религиозной ненависти очень быстро, но, к счастью, столь же быстро они пришли в себя. Конфликт не превратился в вечно тлеющий, как в какой-нибудь Палестине или Нагорном Карабахе. Когда основные людоеды-троглодиты ушли от власти, новые правительства достаточно быстро настроились на конструктивное сотрудничество. Например, в 2003 г. президенты Хорватии и Сербии официально принесли друг другу извинения за то, что совершили их предшественники.


    Город Мостар (Босния и Герцеговина)

    И это больше всего радует при путешествии по бывшей Югославии - былая вражда уже почти забыта и люди постепенно привыкли к тому, что рядом живут не враги, а точно такие же люди. Сегодня сербы, хорваты, боснийские мусульмане спокойно сосуществуют и ездят друг другу в гости, по делам, навещать родственников. Самое страшное, что мне рассказывали - это то, что какой-то машине с сербскими номерами в Хорватии могут поцарапать дверь.

    Наверное, те же ощущения были бы в Западной Европе в 1960-х годах. Война вроде бы была совсем недавно, но взаимной ненависти нет и людей волнуют уже совсем другие вопросы.

    Правда, до сих пор чувствуется некоторая напряжённость в сербских районах за пределами Сербии. Живущие в Косово и в Боснии и Герцеговине сербы, кажется, до сих пор не смирились, что стали национальным меньшинством в чужом государстве. Возможно, то же самое происходит с сербами в Хорватии. Эти свои новые государства они не любят и не признают, повсюду вешают сербские флаги и ругают как правительство своих нынешних государств, так и сербское правительство (мол, Сербия их предала и забыла). Но даже в этих местах сейчас безопасно - например, сербы спокойно могут ездить в албанские районы и наоборот. Так что будем надеяться, что рано или поздно все эти противоречия будут разрешены.


    Мост через сербскую и албанскую части города Митровица (Косово)

    Экономика и уровень развития

    Что больше всего удивляет в Югославии - насколько хорошо выглядят составлявшие её страны. Конечно, им далеко до западной Европы, но всё же они и заметно опередили страны бывшего Союза. Здесь очень хорошие дороги, в том числе скоростные автобаны, в деревнях возвышаются хорошие и красивые дома, все поля засеяны, по городам ходят новые трамваи и автобусы, в городах чистые и благоустроенные улицы.


    Спальный район города Нови-Сад (Сербия)

    Характерная особенность - в бывшей Югославии почти везде очень чисто. В городах на разных поверхностях не лежит, как у нас, слой грязи или пыли, почти всегда можно присесть на бордюр или ступеньки, не опасаясь за чистоту штанов. От проезжающих машин не поднимаются клубы пыли, а на загородных трассах нет грязной обочины, так что можно безбоязненно поставить рюкзак, когда ловишь машину.

    Короче, хотя югославы тоже славяне и тоже пережили социализм, но почему-то знают простые правила, благодаря которым города остаются чистыми. Интересующиеся данной темой могут почитать пост Варламова «Как правильно делать тротуары » и пост Лебедева «Русский дрист »; там подробно и наглядно расписано, почему наши города грязные, а европейские - нет.


    Центр города Берат (Албания)

    По балканскому интернету гуляет вот такая картинка.

    Перевод: «В этом треугольнике пропадают корабли и самолёты. А в этом треугольнике пропадают молодые люди, инвестиции, счастье и будущее»

    Мне кажется, что балканцы (если это они рисовали картинку) чересчур самокритичны. Все эти страны развиваются и выглядят вполне неплохо. Особенно если сравнить с нашим славянским треугольником Россия - Украина - Белоруссия, где последние несколько лет вот уж действительно пропадают инвестиции и будущее.

    Самая бедная страна в регионе - это Албания, но и она выглядит сравнительно неплохо. Глубинка тамошняя так вообще значительно лучше российской. Несколько лучше дела обстоят в Боснии и Герцеговине, Македонии, Сербии и Косово. Ещё получше - в Хорватии, и совсем хорошо - в Словении.


    Деревня на востоке Сербии

    Люди и менталитет

    На Балканах живут в основном славяне, пережившие несколько десятилетий социализма. Поэтому в их характере можно найти много общего с нами. Как я уже сказал, люди здесь не особо религиозны, а увлечение православием, католичеством и исламом стало скорее модой, чем глубоко осознанным выбором. Албанец, у которого мы остановились в Приштине, убеждал нас, что все проблемы в Европе от мусульман, и будь его воля, он бы всех мусульман из Европы выгнал. На мой вопрос: «А албанцы разве не мусульмане?» он ответил: «Да ладно, это же европейские мусульмане! Мы совсем другие, у нас никакого религиозного фанатизма нет!»


    Правила поведения в мечети. Мостар (Босния и Герцеговина)

    Люди здесь несколько более наплевательски относятся к закону, чем западноевропейцы. В этом, конечно, есть свои плюс для путешественника - например, машина может остановиться и подобрать вас в том месте, где остановка запрещена. Но есть и минусы - например, та же машина в городе припаркуется на тротуаре и будет мешать пешеходам.

    Наш белградский знакомый, вполне прозападный парень с европейским складом мышления, тем не менее, говорил, что в автобусе за проезд можно не платить, «а если зайдут проверять билеты, подойдите к дверям, встаньте спиной к контролёрам и не реагируйте на их замечания - они, скорее всего, быстро отстанут». Очень знакомое отношение к установленным правилам.

    Печалит, что многие начинают ругать Америку (мол, она всех на Балканах рассорила) и хвалить Путина (вот, мол, нормальный лидер, нам такой нужен). Такое инфантильное отношение к политике немного раздражает - типа один большой дядя пришёл и всё испортил, но должен прийти другой большой дядя и всё наладить, а мы тут вообще не при делах.

    Путина, как водится, здесь любят значительно больше, чем в самой России - причём не только сербы, но даже некоторые хорваты, албанцы и представители других народностей. Можно было бы подумать, что они говорят это из вежливости, но нет - когда мы отвечали, что сами к Путину относимся прохладно, то люди удивлялись. Как его можно не любить, он же так отважно борется с Америкой? Правда, футболки с Путиным продаются только там, где живут сербы, в других местах это как-то не принято демонстрировать.


    Продажа футболок в городе Баня-Лука (Босния и Герцеговина)

    В целом с югославами почти всегда находится общий язык и темы для разговоров. Пусть даже у людей совершенно другие политические взгляды, но, так сказать, культурный код всё равно общий: им понятны наши проблем, а нам - их проблемы. По бывшей Югославии едешь, почти как по родной земле, но которая выглядит и развивается куда лучше.


    -