Биографии Характеристики Анализ

Лев Пономарев: «Я считаю Шестуна героем. Лев хегай

Апокалипсис Юнга

Лев Хегай

"Меня не интересуете Вы, меня интересует Ваша бессмертная Душа", - слова К.Г. Юнга своей пациентке

Завтра не наступит никогда

Американский триллер "Телефонная будка" начинается замечанием про обладателей мобильных телефонов: раньше, если бы человек разговаривал сам с собой на улице, его бы приняли за сумасшедшего, но теперь это, скорее, признак благополучия. По сюжету фильма, главного героя терроризирует голос из телефонной трубки. Зритель не может понять истинные причины или мотивы невидимого злодея. То он представляется суровым моральным судьей, наказывающим главного героя за проступки, то религиозным фанатиком, очищающим человечество от скверны, то ветераном войны, мстящим властям за невнимание к своим солдатам, то садистом-маньяком, наслаждающимся страданиями другого, потому что на самом деле обижен на свою мать, то психиатром, испытывающим на пациенте какой-то метод, то даже пособником жертвы в ее подсознательном желании прославиться. Весь фильм мы видим только разговаривающего как бы с самим собой человека и не знаем, разворачивается ли драма между ним и кем-то или всего лишь внутри него самого. А может быть, это голос совести или даже голос свыше - кого-то всеведущего и всемогущего? Разрядка наступает, когда у главного героя не выдерживают нервы и он признает, что построил всю жизнь на лжи, что он - пустышка, фальшивое прикрытие для всепоглощающего страха перед жизнью, для отчаяния и ненависти. Финал фильма как будто задает нам вопрос: в современном мегаполисе несколько миллионов телефонных номеров, но что мы в действительности хотим сказать друг другу, что мы можем сказать друг другу, и что нам есть сказать другому?

Для психоаналитика, однако, это больше чем просто вопросы о явном и скрытом содержании в межличностном общении. Фильм отражает проблему прогрессирующего исчезновения идентичности у современного человека, с которой мы ежедневно сталкиваемся в работе с нашими пациентами. Человек фрейдовской эпохи мечтал быть чопорным аристократом и упорно отказывался признавать в себе сексуально-озабоченное животное. Человек современности способен изобразить лишь скучную мину при упоминаниях наркотиков, жестокого насилия или сексуальных извращений, которые градом сыплются на нас ежедневно из средств массовой информации. Он не знает, каким он хочет стать, и не знает, кем он является. Он ведет безумный диалог с самим собой, запертый в телефонной будке собственного ума. Выражаясь терминами теории Лакана, мир современного человека - это "мир без Другого". Т.е. в его мире нет зеркала, способного собрать воедино собственный образ, нет той точки отсчета, которая придала бы цельность и завершенность всей картине, или же нет Закона, который позволил бы определить свои координаты. Мы видим в зеркале только ничто, вакуум, вселенную разбегающихся галактик - пугающий призрак собственного отсутствия. И наши разговоры ведутся с бесплотными тенями, наподобие разговоров сумасшедшего с самим собой. Есть характерная особенность переписки людей, например, в XIX веке, которую невозможно не заметить - их письма полны присутствия автора. Его стиль, детальные описания, попытка передать нюансы своих чувств и переживаний дают возможность реконструировать его индивидуальность со всеми присущими ей противоречиями, желаниями и страстями. Современное общение в Интернете навечно похоронило эпистолярный жанр. Мы никогда не знаем, кто пишет: мужчина или женщина, какого возраста, характера и местонахождения. Что он имеет в виду? Какие чувства выражают поставленные в тексте "смайлики"? А может быть, это мы сами себе шлем послания или просто галлюцинируем? Мы не в состоянии понять другого, как и не в состоянии понять самих себя, потому что Другого у нас больше нет.

Что хочет этот потерявший Другого пациент психоаналитического сеанса? Он сетует на детские обиды, которые все равно останутся в прошлом. Он боится социальных неурядиц, которые вряд ли ему грозят в реальности в обществе "бесконечного супермаркета". Он говорит о любви и ненависти к значимым людям, хотя не в состоянии по-настоящему пережить ни любовь, ни ненависть. Возможно, он хотел бы внимания и заботы, но не умеет ими воспользоваться, потому что не слушает ни психоаналитика, ни себя. Мир современного пациента - это мир радикального отказа от индивидуальности, а значит, все послания здесь не имеют адресата и не производят эффекта. Мир без Другого - это мир психоза (в лакановском понимании), мир примитивных аутистически-шизоидных форм, которые возникают как пузыри на воде и, лопаясь, исчезают без следа. Герой популярного сегодня японского писателя Мураками спит, умывается, пьет пиво, вступает в ничего не значащие короткие отношения, слоняется и бесконечно ждет, пока что-нибудь необычное не развлечет его хотя бы на время. Он не понимает "зачем" и даже не знает "как", жить для него означает существовать почти на растительном уровне, колеблясь между автоматизмом и ауто-эротической галлюцинацией. Призраки других людей пересекают поле нашего сознания, не задерживаясь и не оставляя следа. У современного человека слишком много внутренних персонажей и голосов, и поэтому внутри всегда слишком пусто. Он не может сказать про что-то, что он "за", но может сказать, что он "против" - против всего. Против культуры, цивилизации, любого порядка, жизни вообще - против всего, неотъемлемой частью которого он сам и является.

В XIX веке социальный протест выражался в стремлении убить царя - уникальную персонификацию несправедливой власти и очевидное прямое выражение Эдипова комплекса. В XX веке люди стали выходить на стачки и демонстрации, борясь с многоглавой гидрой бюрократизированной системы. А в веке новом символом протеста стали выходки антиглобалистов, экстремистов и всевозможных фанатиков. Их отличительным признаком является ненаправленность, уничтожение не власти, а самой жизни в любых ее формах. Если предыдущие формы выражения агрессии могли содержать потенциальное разрешение Эдипова комплекса - замену плохой фигуры власти на хорошую, обеспечивающую символическую смену поколений и эволюционное развитие системы, - то нынешняя хаотическая агрессия ни к чему не ведет. Она бессмысленна, и именно эта предельная бессмысленность делает ее столь привлекательной, потому что отражает состояние души современного человека. Этому человеку не хочется уничтожить себя - он уже давно себя уничтожил, стерев границы между внешним и внутренним, добром и злом, смыслом и бессмыслицей, "я" и "не-я".

Проводя параллели с мифом об Эдипе, можно сказать, что современный человек не дорос до того этапа, когда герою предстоит ответить перед чудовищем Сфинксом на вопрос, кто он есть, чтобы, открыв свое истинное я, победить своего отца и овладеть своей матерью. Он словно все еще лежит на поле с покалеченными ногами ("Эдип" означает "хромые ноги"), брошенный своими родителями, безнадежно предаваясь галлюцинациям. Трагедия современного пациента - это трагедия младенца (инфанта - букв. "не говорящего"), которому не суждено ни встать на ноги, ни обрести убежище на родительских руках, ни даже научиться различать иллюзии и реальность. Его мир ограничен искусственной люлькой цивилизации и пустотой неба. Он не говорит, потому что нет Другого, с которым он мог бы говорить. И он не способен принимать решения и действовать, потому что у него нет ничего, что бы ему принадлежало, ибо нет той территории, которую он мог бы пометить местоимением "я".

Я помню сновидение одного молодого человека, у которого после конфликта с отцом образовалась фобия. Ему снится, что "наши" проводят испытания ракеты, однако американцы принимают этот учебный запуск за нападение, и вот уже в ответ запущены баллистические ракеты. За его спиной поднимается ядерный гриб, и он понимает, что "это конец". Надо сказать, что этот человек относится к тому поколению, которое родилось во времена мирных отношений между странами, когда о ядерном дамокловом мече было практически забыто. Но дело даже не в том, что из его коллективного бессознательного могла подняться память и страхи предыдущих поколений. Это типичный сон с мотивом апокалипсиса, и подобные сны, описывающие конец света, приносят практически все пациенты. Во времена Фрейда этот сон представлялся бы отражением кастрационной тревоги, реакцией на проигрыш в фаллическом соревновании с отцом или выражением страха возмездия за запретные эдипальные желания. Возможно, все это действительно актуально для данного молодого человека, переживающего отдаление от семьи и первые шаги во взрослой жизни. Но насколько душная атмосфера патриархальной семьи XIX века, полная условностей и предрассудков, не похожа на поражающую воображение величественную и ужасную картину ядерного "конца света". Преступление и наказание не носят во сне личного адресного характера, сновидение подчеркивает абсурдность, нелепость и случайность произошедшей катастрофы. Эдип в этом своевременном сюжете не приходит к какому-либо важному осознанию и не раскаивается. Его смерть бессмысленна, за ней не следует никакого развития, она приводит лишь к уничтожению всего космоса.

Во всех сценариях апокалипсиса, которые проигрывались недавно на рубеже веков, заметен тот же элемент нелепости и тотальности уничтожения: падение кометы или астероида, эпидемия неизвестной болезни, компьютерная ошибка. Английский психоаналитик Винникотт говорил, что страх катастрофы является воспоминанием о катастрофе, которая уже произошла. Главным образом, он имел в виду катастрофу сепарации, преждевременного отделения от матери в раннем детстве. Но его собственный сон-катастрофа, заставивший его проснуться среди ночи от головной боли, подвиг его к более глубоким размышлениям. Он понял, что в мотиве катастрофы помимо отыгрывания садистских и мазохистских импульсов есть что-то еще. Деструктивность осуществляет связь между субъективной и объективной реальностью. Мы не сможем обнаружить реальность предмета или объекта, если не попытаемся его разрушить. Этот простой тест на реальность позволяет различить независимо существующие вещи и наши собственные иллюзии. Наша врожденная творческая активность изобретает деструктивные инструменты, чтобы с их помощью нащупать связь с реальностью. Фактически, это общепринятое в современном психоанализе положение означает, что чем хуже у нас связь с реальностью, тем агрессивнее мы будем. Образ предельной тотальной аннигиляции, часто появляющийся во снах и фантазиях современных людей, с этой точки зрения означает, что мы отчаялись найти реальность, мы лишены любых опор и ориентиров. Мы потеряли границы собственного мира, и поэтому крушим все подряд в надежде обнаружить наконец Другого, который нас остановит.

Поэтому нам снится катастрофа, которая уже произошла. "Конец Света", если под светом иметь в виду порядок, ясность и оптимизм в наших душах, уже произошел. Неудивительно, что если мы видим в фильме черное небо, разрушенные города, отравленную воду и уродливых людей, то это наверняка фильм про будущее. Этот образ настолько часто появляется в творчестве современных людей, что создается впечатление, что другого будущего мы и не ждем. Даже простые ситуации исчезновения света, вроде отключения электричества или солнечного затмения, обнаруживают огромную притягательную силу.

«Ночь, небывалая, внезапная ночь неожиданно настала посреди дня. Луна, что еще мгновенье до того оставалась незримой, вырвалась на небо - черная, стремительная. Безмерно могучая. Луна порвала ночные швартовы и устремилась против течения широких токов пурпурных облаков и мертвенной синевы, обыкновенно обрамляющих ворота, сквозь которые она всплывает. Она сломила ход времени, порушив порядок и установления. Луна чернильного цвета - цвета войты и безумия - идет на штурм солнца.

Луна наползает на солнце, и корона его плавится. Солнце щетинится длинными раскаленными перьями, выбрасывает - белый спрут - по окружности лунного щита извивающиеся щупальца. Безмерная тень опускается на землю и расползается по ней. И кажется, будто все - земля, стены, крыши - трепещут, будто по ним разбегается рябь, серый озноб вод.

Внезапно спускается холод и охватывает живых тварей, деревья и камни. Птицы смолкли, они сидят на ветвях, и сердца их лихорадочно бьются. И ни одна не взлетит, потому что невозможно взлететь в это темное, пустынное небо, ни одна не запоет, ибо нет такой песни. Чтобы прозвучала в этом безмолвии. Во дворах и домах скулят собаки, прижавшись к земле. Они недвижно напряжены, бока у них запавшие. Собаки пронзительно, жалобно воют, словно чуют в воздухе запах волка. Запах огромного, небесного пепельно-серого волка. Маленьким детям тоже страшно, некоторые даже плачут. Небесный волк пожирает свет...

Это не день, но и не ночь. Это какая-то иная пора, зыбкая точка соприкосновения минут и вечности, восторга и ужаса. Явление обнаженного сердца мира темного сердца во славе ». (из книги Сильви Жермен «Взгляд Медузы»)

Пожалуй, К. Юнг как никто другой был чувствителен к этому темному сердцу мира. Его интуиция не только безошибочно предсказывала мировые войны. Он посвятил свои работы наступающей смене эпох в коллективном бессознательном человечества. По версии Винникотта, который внимательно вчитывался в автобиографическую книгу Юнга "Воспоминания, сновидения, размышления", депрессивное расстройство его матери и переживания одиночества в раннем детстве заперли Юнга в нарциссически-психотическом мире младенческого всемогущества, крайне заряженном деструктивностью. Поэтому Юнг не только хотел разрушить психоанализ Фрейда, но и предрекал гибель всему Западному сознанию. Он чувствовал возвращение так называемого четвертого начала, которое он ассоциировал с женским, материальным, дьявольским или хтоническим. Он видел себя живым свидетелем и пророком апокалипсиса, на одном полюсе которого была канонизация Девы Марии, а на другом - фашистские марши по Европе с символикой древнегерманских божеств. В "Попытке психологического истолкования догмата о Троице" он пишет: "Архетип - это то, «во что верят всегда, повсюду и все», и если он не распознается сознательно, то появляется сзади, в своем «гневном» обличье, как «Сын хаоса», аки тать в нощи: вместо Спасителя является Антихрист".

Бог подземного мира

Рогатый и хвостатый, в облаках серы, "несущий свет" (значение имени "Люцифер"), но обреченный руководить тьмою, вечно гонимый, проклинаемый и обвиняемый во всех наших собственных грехах, он является одним из главных действующих лиц апокалипсиса. Мы помним из Библии: "И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый Диаволом или Сатаной, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним". Средневековый образ дьявола был списан с козлоногого древнегреческого Пана - бога веселья и экстаза. Этот бог ассоциировался с раскрепощением инстинктов, а также с чрезмерностью или эксцессивностью, которые проявлялись в дионисийских оргиях. Не случайно его имя намекает на нечто всеохватное и тотальное. Избыточность либидо может принести не только творчество и свободу. Если оно встретит сильное подавление, то способно повернуться своей темной стороной. Отсюда всевозможные невротические расстройства и особенно паника - состояние шока и ужаса, навлекаемое Паном.

Психоаналитик Джеймс Гротштейн объясняет:

"Происхождение Сатаны, ранее сидевшего по правую руку от Бога в качестве архангела, восходит к проективной идентификации человеческой зависти и проступков. Бог, являющийся абсолютом и поэтому неспособный совершить ошибку (т.е. негативный перенос невозможен), должен быть расщеплен (поделен) на хорошего и плохого. Поэтому когда люди завидуют Богу, эта зависть отщепляется и проецируется соответственно на отщепленный аспект Бога, который затем отпадает от милости в виде дьявольского завистливого суперэго внутри нас. Ад - это духовно-религиозная область, управляемая теперь этим падшим богом-ангелом, который когда-то в прошлом царствовал в обличии козлоногого Пана, сидящего по правую руку от Диониса

Нам известно из Святого Писания, что когда Авраам клялся в верности невыразимому неописуемому Единому Богу Яхве (Адонаю), он предлагал доказать свою преданность жертвоприношением своего сына Исаака. Когда Авраам намеревался сделать это, Бог отказался принять жертву и дал человеку Завет pars pro toto , что достаточно обрезания и жертвования ягнёнка для доказательства своей преданности. Таким образом, эта жертва невинного младенца, ранее свойственная религиозным ритуалам евреев во времена патриархов и другие дикие обычаи подвергались квазигуманной заменяющей трансформации в жертву невинного ягнёнка или козленка. По мере того, как невинный ягнёнок или козленок могли нести и таким образом трансформировать проективные идентификации прихожан, ягнёнок стал невинным Агнцем, Христом, чьё воскрешение символизировало духовную трансценденцию - и, следовательно, прощение и спасение от человеческих страданий. По мере того как жертва трансформировалась проективными страданиями, однако, она стала дьяволом, альтер-эго Христа. Таким образом, человеческая невинность стала заложником внутри божества презрения, самого дьявола, который в своём падшем, самом низком положении парадоксальным образом символизирует самый святой аспект нас самих, невинную самость, которую мы продаём в рабство, как Иосиф, и оставляем в объятьях тёмного демона, которого мы же создаём. Другими словами, Сатана - это укреплённая тюрьма для нашей самой невинной и всё ещё презираемой и жертвенной, сделанной козлом отпущения самости. Так что она может пытаться возвратиться благодаря неумолимому «возвращению вытесненного», она ищет возвращения в нас, а также возмездия за изгнание ".

Будучи последовательным сторонником теорий Кляйн и Биона, Джеймс Гротштейн прослеживает происхождение образа дьявола от ощущения младенческой беспомощности, зависимости от внешних сил, неумения совладать с импульсами примитивной зависти и жадности. Мы изобретаем этого козла отпущения, чтобы наша паранойя не повредила образ хорошей матери/всемогущего Бога. Теперь можно дать имя тому, кто соблазняет нас портить то, в чем мы отчаянно нуждаемся (самоуважение и любовь других людей). Разоблачив и наказав этого лукавого саботажника, отправив его в ссылку в огненные Адские пропасти (символ неразрешимого конфликта), можно обрести временное освобождение от невыносимого бремени собственной деструктивности. Пока она не вернется к нам голосом в телефонной трубке, астероидом или ядерным грибом во сне.

Наверное, механизм клеветы, заключения в темницу или предания анафеме стар как мир. Мы сталкиваемся с ним на каждой психологической консультации. Тираны и дьяволы в виде плохих мужей или жен, сварливых тещ или свекровей, завистников и конкурентов на работе рисуются нашими пациентами, как главная причина несчастий. Далеко не каждый из них способен подняться до признания собственной злобности, страха и бессилия. Но даже такое достижение редко приносит трансформацию деструктивности в осмысленную и цельную жизненную позицию. В конце тоннеля свет больше не предусмотрен. Бесконечное продление жизни, за которое борется современная медицина, означает лишь бесконечность страданий и заблуждений. И круг - былой символ гипотетической целостности и совершенства - теперь становится порочным кругом бессмыслицы, за пределы которого невозможно вырваться. Лишь апокалипсис, мифический час Х способен прервать то гипнотическое наваждение, в котором мы бьемся в стенки этого невидимого круга.

Мелани Кляйн была весьма конфликтной личностью и плохой матерью, поэтому корнем всех бед ей представлялся вредный эгоистичный ребенок. Ее интеллектуальный радар был целиком настроен на одну волну - на злобные выходки гипотетического младенца. Даже либидо и сексуальность - краеугольный камень фрейдистской крепости - она видела, как проявления все той же примитивной зависти и жадности, обращенных теперь на возмещение однажды испорченного. Вслед за героем одного современного романа она вероятно могла бы провозгласить, перефразируя знаменитую декартовскую максиму "мыслю - следовательно, существую": "Порчу - следовательно, существую". Таков экзистенциальный крик нового человека. Ребенок - милый ангелочек сентиментальных мамаш - превращен у нее в "Ребенка Розмари", исчадие ада, грядущего Антихриста, навязчивый кошмар материнской усталости и совести. Этот ребенок апокалипсиса является зеркальным антиподом младенца Христа. Если последний начал "нашу эру", то первый приведет ее к концу. Вероятно, именно эти тысячелетние эсхатологические ожидания стоят за той популярностью, которой пользуются теории М. Кляйн у современных психологов. Только упомянутые выше работы Винникотта - кляйнианского аналитика, который больше всего на свете стеснялся называть себя "кляйнианцем" - помогли понять истинное назначение этой дьявольской деструктивности.

Юнг также хорошо понимал, зачем этот древний Змий проникает в бессознательное современного человека, живущего в беззаботном обществе всеобщего благосостояния, заставляя его думать об апокалипсисе. Сознание апокалипсиса - это сознание предела, последней грани бытия и небытия, где у нас появляется шанс для выхода из тупика. Вот несколько цитат из его работы "Попытка психологического истолкования догмата о Троице":

"Дьявол выступает противником-партнером Христа: заразив наших прародителей первородным грехом, он открыл процесс порчи и разложения творения, сделав необходимой инкарнацию Бога, которая есть условие спасения...

Князь мира сего - это, как известно, дьявол , который в «мире сем» способен даже одолеть Богочеловека, хотя тем самым он, как считается, открывает путь к собственному поражению и роет собственную могилу. Согласно одному древнему представлению, Христос - «приманка на крючке» (кресте), при помощи которой Бог вылавливает Левиафана (дьявола)... Начиная с «Тимея» четвертое означает «реализацию», т.е. переход в, по сути своей, иное состояние - а именно в состояние мирской материальности, которая, как это авторитетно утверждается, подчинена «князю мира сего». Ведь материя - диаметральная противоположность духу. Это подлинное гнездилище дьявола, чьи адские печи полыхают в недрах земли, тогда как светлый дух, освободившись от оков тяготения, воспаряет в эфир... Поэтому противник - лукавый - совершенно логично понимается как душа материи , поскольку подобно материи являет собой то сопротивление, без которого относительная автономия индивидуального существования была бы немыслима. Желание отличаться и идти наперекор характеризует дьявола, так же как неповиновение - первородный грех вообще... Воплощенному в Сыне акту любви противостоит люциферовское отрицание...

Люцифер, по-видимому, лучше кого бы то ни было понимал волю Божью, направленную на сотворение мира, и самым точным образом исполнил ее, восстав против Бога и превратившись в результате в активный принцип такого создания, которое противопоставляет Богу собственную, отличную от его, волю. Поскольку Бог хотел этого, он, согласно Быт. 3, вложил в человека способность иметь иную, отличную от его собственной, волю. "

Дьявольский дух противоречия ("Сатана" означает "противоречащий"), таким образом, нужен нам, чтобы противопоставить свою волю чужой и тем самым открыть собственную индивидуальность. В "Песни о жемчужине" из апокрифического "Евангелия от Иуды Фомы" герой должен опуститься в страну греха, уподобиться дьяволу-дракону, воплощению греховности, охраняющему жемчужину. Лишь так можно получить этот символ сокровенного знания. В деструктивности и бунтарстве, в атмосфере, заряженной насилием, рождается жемчужина индивидуального я. "Кажется, в намерения Бога в принципе не входило избавление человека от конфликта, а, стало быть, от лукавого... - пишет Юнг в книге "Ответ Иову", - Отец хочет стать Сыном, Бог - человеком, аморальное - исключительным благим, а бессознательное - ответственно-сознательным... Бессознательно хочет того и другого зараз - и разделять и сопрягать. ...Бессознательное хочет влиться в сознание, чтобы попасть под свет , но и в то же время тормозит себя, потому что предпочитает оставаться во тьме (бессознательным)".

Больше чем психоанализ

Апокалипсис, конец эона, крах культуры западного рационализма - не только центральный образ в религиозно-философских работах Юнга, но и суть нового метода психотерапии, который он разрабатывал. Современный человек никогда не вернется в реальность и не обретет утраченной идентичности, если не заручится поддержкой божества границ, переходов и трансформаций - Гермеса мистиков, хтонического Меркурия алхимиков или дракона-дьявола гностиков. Именно этот неугомонный дух противоречия нужно вызвать из забвения, на которое его обрекла христианская мораль и западный рационализм. Оклеветанный и проклятый, он явится сначала в своем гневном обличии, как хаос, психический конфликт, распад системы ценностей и идеалов, как Тьма, наводящая ужас. В этот период психоаналитику надо верить, что это "часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла". Процесс освобождения света, плененного в материи, происходит на каждой встрече с пациентом. Это не победа разума над материей - идеал эпохи Просвещения, которым был так одержим Фрейд - свет, рассеивающий тьму. Это процесс прямо противоположный, когда материя сама рождает дух, а тьма - свет. Герметическое и демоническое при должном обращении приносит развитие и перемену.

Но наивно думать, что это лишь оборот речи, метафора, приукрашенное описание любых обычных изменений, происходящих в психотерапии. Аналитик должен стать воплощением Гермеса, подобно тому, как в шамана вселяется дух леса, через медиума говорит умерший, а йогин трансформируется в просветленное божество, которому он поклоняется. Мастерство аналитика состоит в поиске контакта с Гермесом-Люцифером, предоставлении ему своего тела и ума. Но божества - это не автономные сущности, подобные, скажем, стулу или столу, которые согласно законам материального мира, не зависят от нас. В терминологии Юнга это автономные психические комплексы - психосоматические образования, сотканные из архетипов коллективного бессознательного в своем ядре и нитей наших потребностей, эмоций, фантазий и прошлого опыта. Они живы в том смысле, в котором для Ницше был жив Заратустра - выражение его комплекса мана-личности. Юнг считал, что книга о Заратустре была буквально написана кровью Ницше. Наша кровь, жизненная энергия дает силу комплексам, они являются формами выражения этой энергии.

В психическом космосе вообще нет объектов, подобных независимо существующим объектам ньютоновской вселенной. Пациент, с которым мы работаем, это не просто реальный человек во плоти и крови, в пространстве и во времени. Мы видим его через призму наших комплексов, через "всегда тусклое стекло". Он является лишь зеркалом, в котором мы имеем шанс разглядеть свои собственные проблемы, и только те из них, которые наши защиты и бессознательное сегодня позволят нам увидеть. Психоанализ - это интроспективная и субъективная практика. Психоанализ для тех, кто ищет Истины, которая обжигает, которая заставляет быть страстным, пристрастным и предвзятым. Лучшие фрейдистские аналитики прошлого века доказывали вслед за Юнгом, что личная эмоциональная вовлеченность психотерапевта является важнейшим условием исцеления. Фактически, психоанализ является сплошной апологией субъективизма. Ситуация классического научного эксперимента - неподвижный объект и познающий субъект - здесь невозможна. Объект здесь сам является переменчивым субъектом, а познающий субъект несовершенен и откровенно не стремится к объективности. Пациент говорит не то, что он хочет сказать, а аналитик слышит не то, что ему говорят, а то, что подсознательно хочет или не хочет услышать. Аналитик искажает, творчески изобретает, лепит заново образ своего пациента из материи своего собственного бессознательного посредством механизма проективной идентификации. Пациент поселяется внутри него подобно тем же автономным комплексам. Вот почему в психоаналитическом обучении основной вес отводится тому, чтобы посредством опыта личной терапии научить будущего аналитика помогать самому себе. Если у аналитика есть стремление к самопознанию, способность постигать свои комплексы и находить с ними общий язык, чтобы они превращались в выражение его индивидуальности, а не в ее врагов, чтобы темное и демоническое в нас само рождало свет, то, безусловно, у него появляется возможность помочь и другому человеку.

По-настоящему дьявольским соблазном представляется изображение психоанализа как обычной врачебной процедуры, для которой достаточно хорошей теоретической подготовки и тщательного соблюдения техники. Стоит нам согласится с этим, как психоанализ постигнет та же судьба, что и другие институты западной культуры - религию, философию, искусство, науку. Опус Юнга, Мирча Илиаде, Джозефа Кемпбелла, Рене Генона и других символистов состоял в спасении для современного человека сакрального измерения, без которого невозможно его духовное выживание во времена апокалипсиса. Мы видим, как на место сакрального приходят всевозможные профанические квази-религиозные образования - различные античеловеческие политические движения и режимы, наркомания, технократический утопизм, "нью-эйджевская" пародия на духовность. Спасение сакрального - это не только спасение себя от тотального порабощения обезличивающей машиной апокалипсиса, "Матрицей", но и спасение мировой души. "Анима мунди - душа мира, - пишет Юнг в "Ответе Иову", - это женский вариант прачеловека, в ее тьме содержится солнце мужского сознания, младенцем выходящего из моря ночи бессознательного и старцем погружающегося в него снова. Она сопрягает темное со светлым; она означает иерогамию противоположностей и примиряет природу и дух".

Полем этой последней битвы являются души людей, а оружием - наши психические конфликты. Далеко не все аналитики-юнгианцы сегодня демонстрируют понимание этих идей. Некоторые воспринимают их как, в сущности, безвредный романтический довесок к более полезным, с их точки зрения, прагматическим идеям Юнга в отношении психоаналитического лечения. Они ценят в Юнге прежде всего то, что в некоторых областях типа терапии психозов и роли матери в развитии ребенка он на много лет опередил эволюцию психоанализа. Другие видят преимущества стиля Юнга, использующего сильные эмоционально-заряженные образы, что открывает новые возможности литературного и эстетического самовыражения. Они предпочитают размышлять о его философско-религиозных идеях, как искусствовед размышляет о разнице между голубым и розовым периодами в творчестве Пикассо. Третьи на манер священников буквально хотят спасти вашу душу через нравоучительные наставления, приправленные цитатами из Библии Бессознательного. Психоаналитический протестантизм последних еще более изощренным образом профанирует задачу спасения мировой души. Все они, на словах придерживаясь теории Юнга, на деле боятся Тьмы, как черт ладана, и спасаются от нее в тех же институтах Западного Разума, которые привели его к катастрофе.

Гитлер сжигал книги Фрейда, потому что был очень на него похож. И не только одержимостью своими комплексами. Он вернул к жизни древнее хтоническое божество войны, так же как Фрейд освободил хтоническое божество сексуальности. Но они оба вступили в союз с Тьмою в своих интересах, чтобы поставить ее под контроль разума и воли. Тем самым первоначальные результаты прорыва были аннулированы и лишь усугубили пропасть между материей и духом, ускорив тем самым приближение Конца. Юнг же видел свою задачу в построении мостов. "По сути, - пишет он, - человек - это мостик, перекинутый через бездну, разделяющую «мир сей», царство темного Трикефала, и небесную Троицу". Через поиск Истины и борьбу за индивидуацию, происходящие ежесекундно в каждой душе, строится мостик примирения. Вот почему стремление к Истине, не абстрактной умозрительной истине, а Истине, воплощенной в жизни и собственной личности, т.е. в стремлении к индивидуации, Юнг видел глубочайший, самый основной инстинкт (основными не являются агрессия или секс как у Гитлера и Фрейда), заложенный в человеческой природе. Это способность Тьмы порождать Свет, подобно тому, как в нашей научной мифологии неорганическая материя однажды породила жизнь, а жизнь произвела сознание.

На каждом психоаналитическом сеансе мы, аналитики, погружаемся в пучину человеческих страданий. И трубят ангелы, и восходит "жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна, а на голове венец из двенадцати звезд", и против нее ополчается "большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем". Пятьдесят минут сеанса ангелы и демоны тянут нас вверх и вниз, пророки и лжепророки шепчут нам на ухо, воинства света и тьмы сходятся в смертельной схватке. Именно сознание Апокалипсиса (впервые напишу это греческое слово, означающее "Откровение", с большой буквы) привносит тот элемент сакрального, на фундаменте которого единственно возможен тот мостик смысла над пропастью цинизма, который мы ищем вместе с нашими пациентами.

Резюме

В статье освещается тема Апокалипсиса в сознании древних и современных людей, а также в материале пациентов психоаналитических сеансов. Эсхатологическое сознание, порождающее культуру сакрального и традицию духовно-психической трансформации, является альтернативой эпидемическому распространению потребительской идеологии. Образ дьявола как и других хтонических божеств может символизировать для современного человека скрытый потенциал творческого раскрытия его индивидуальности. Юнгианский анализ должен строиться на понимании сложной диалектики бессознательных процессов.

Литература

  1. Булгаков, С., Апокалипсис Иоанна, М.: пбт. "Отрада и Утешение", 1991
  2. Юнг, К.Г., Ответ Иову, М.: "Канон", 1995
  3. Делез, Ж., "Мишель Турнье и мир без Другого" в кн. М. Турнье "Пятница", СПб.: "Амфора", 1999
  4. Сацел, Р., Извращения любви и ненависти, М.: ХЖ., 2000
  5. Жермен, С., Взгляд Медузы, СПб.: "Амфора", 2002
  6. Мещерская, Е.Н., Деяния Иуды Фомы, М.: "Наука", 1990
  7. Винникотт, Д.В., "Психоаналитическое исследование", неопубл. пер. с англ. Е.Замфир, 1999
  8. Grotstein, G., "Internal objects or chimerical monsters?", Journal of Analytical Psychology, v. 42, № 1, 1997

Хегай Л.А., 2003г.

Недавно, Хегай Лев Аркадьевич посетил Казахстан. Являясь юнгианским психотерапевтом и членом Международной Ассоциации Аналитической Психологии (IAAP) Лев Аркадьевич помогает развитию психоанализа в Казахстане, а в частности поддерживает и способствует развитию «Общества развития аналитической психологии» (юнгианская группа), которое существует в Алматы с 2006 года во главе c Круговой Светланой Кузьминичной. В октябре этого года планируется, что после приезда Кристьяна Гальярда и Георга Максимильяна Августа Роше, юнгианская группа, г. Алматы, приобретет официальный статус двадцатой психоаналитической группы (в мире), что для психологии в Казахстане будет еще одним большим шагом.

Таким образом, пользуясь случаем, администрация взяла у Льва Аркадьевича интервью:

- Какова Ваша цель приезда и как Вы оцениваете развитие психоанализа в Казахстане?

В 2000 году мы, вместе с Кудияровой Анной Мергенбаевной, начали проект для института психоанализа в Казахстане. За эти годы была проделана очень большая работа. На данный момент я вижу общую тенденцию, которая, наверное, состоит в том, что проходит этап дифференциации школ и это естественно. То есть, определились свои фрейдисты, кандидаты Фрейдистской ассоциации, это Кудиярова А.М. и Нина Рамм. Также определилась и юнгианская группа. Надеюсь, что в октябре она тоже формализуется и тогда возникнет некое равновесие сил.

Интересно то, что фрейдистских аналитиков всегда больше, и они как-то всегда быстрее и слаженнее действуют, причем так, происходит во всем мире. Моя же задача заключается в том, чтобы сейчас, на этом этапе, поддержать именно юнгианскую группу. Тем более что, перспектива в Казахстане есть. Конечно в Казахстане не столько людей, сколько в России, но у вас достаточно много психологов и соответственно должны быть свои аналитики. Постепенно популярность психоанализа растет, и я вижу, что все больше людей приходит именно в это направление психологии. Что касается студентов юнгианской аналитической группы, то я вижу, что они прошли процесс дифференциации. Кто – то, понял что психоанализ это “не его”, и пошел своим путем. Некоторые выбрали психологическое консультирование более активного плана, сочетая краткосрочные методы. Но это естественный процесс, все это мы в России уже проходили, поэтому к этому привыкли и относимся спокойно.

По нашим наблюдениям, сейчас в Казахстане, в частности в Алматы психоанализом стали, как-то больше интересоваться. Как Вы считаете, в чем все-таки выгодное отличие психоанализа от других направлений?

Самой сильной стороной психоанализа является, конечно, то, что он не замыкается только на клинической задаче лечения симптома, а адресуется к пониманию всей личности, процессов происходящих в личности, и не только личности, но и в социуме, человечестве в целом. Поэтому, в отличие от тех краткосрочных методов, которые больше ориентированы на какой-то один способ терапии, психоанализ больше про терапию, проблемы человека, про развитие человека в целом. В этом сильная сторона. Это дает связь со всеми другими гуманитарными областями: с философией, социологией, с кино, с искусством. Психоанализ – это возможность в принципе понять и себя, и мир в котором мы живем. Это его самая сильная сторона. А что касается клинической стороны, то благодаря тому, что существовала своя рефлексивная традиция, было написано много статей, книг, проведено большое количество исследований. Конечно, клиническая сторона тоже самая сильная в психоанализе, так что тут как не крути любой уважающий себя, психотерапевт рано или поздно приходит в психоанализ. И это закономерное развитие. Так что, можно сказать, что психоанализ конечная вершина эволюции любого психолога, даже если в своей повседневной практике он не практикует длительную терапию. Я беседовал со студентами, фрейдистами, и некоторые из них считают, что надо объяснять нашим пациентам, что для качественного лечения нужно три года. На самом деле это не так. Психоаналитик может работать краткосрочно. И часто так приходится работать, несколько сеансов. Другой вопрос в том, что краткосрочный терапевт не умеет работать долгосрочно. Как раз таки понимание человеческой природы и позволяет выбрать, что необходимо в данной ситуации, краткосрочная или длительная терапия. Подобный подход позволяет быть более гибким.

- Как бы Вы объяснили человеку, который не является психологом кто такой психоаналитик.

Я думаю, что сейчас практически не осталось людей, которые совсем не знают это слово. Благодаря Голливуду, несмотря на множество скорее карикатурных фильмов про психоаналитиков, люди понимают, что психоаналитик, это тот к которому приходишь, ложишься на кушетку, «душу свою выворачиваешь», рассказываешь о своих проблемах и потом как-то от этого всего должно им стать легче. В целом, все так это и понимают. То есть смысл психологической работы в том, что если есть психологические сложности и ты не знаешь от кого получить какую-то подсказку или как, и что вообще с этим делать – надо идти к психологу, который, безусловно, всё про это знает.

В чем отличие других методов психотерапии, от психоанализа, об этом люди, не являющиеся психологами, мало знают. И тут уж кому как повезет, кто к гештальтисту попадет, кто еще куда. Ко мне недавно пришли люди, выбравшие основным видом деятельности танцевально-двигательную терапию. Почему они ко мне пришли – не знаю! Вероятно, там им не хватает только «танцевать, по поводу своей проблемы», хочется и головой подумать тоже – и это нормально!

- Как вы пришли в психологию? И почему Вы выбрали именно психологию?

Психология наиболее понятный для современного человека способ самопознания. Способ, который, безусловно, более естественный, чем какие-то формы сект, групп, занимающихся странными практиками. Наверное, для тех, кто хочет иметь развитое критическое мышление, кто верит в научный подход, то есть ищет для всего доказательства, для тех лучше подходит психология. Кто любит какие-то просто интересные, новые для себя ощущения, те выберут другие направления, может религию или еще что-то, чтобы просто получать переживания. Психология для тех, кто любит еще и умом работать, проверять все, искать доказательства.

Продолжение серии публикаций «7 книг для первого знакомства с психологией». На этот раз свой список составил психотерапевт Лев Хегай. Эти книги написаны легким, доступным языком и подойдут для чтения даже тем, кто не собирается глубоко изучать психологию.

Наши эксперты составили списки на свой вкус таким образом, чтобы в них были представлены книги по саморазвитию, по детской и/или семейной психологии, по вопросам социальных отношений и проблемам отношений в паре.

1. «Воспоминания, сновидения, размышления». Карл Густав Юнг
Биографическая книга – живая история личных и научных поисков Юнга, в которой каждый найдет что-то близкое. 80-летний мэтр психоанализа диктовал ее своей ученице и единомышленнице Аниэле Яффе, постепенно погружаясь в атмосферу внутренней жизни, в переживания детства и юности, анализируя свои сновидения и события внешней жизни. Я бы не советовал читать с целью самопознания многочисленные «наставления» на эту тему, ибо сколько личностей, столько и путей. Искренняя автобиография поисков реального человека даст больше любого авторитетного учения. (Харвест, 2003) 2. «Мы. Психология романтической любви». Роберт Джонсон
Американский юнгианский психолог Роберт Джонсон предлагает посмотреть не только на прелести и возможности романтической любви, но и на противоречия и иллюзии, которые существуют у нас на бессознательном уровне. В частности, он поднимает фундаментальный вопрос, охватывающий все проблемы отношений в паре: как совместить внутренние душевные романтические потребности, стоящие за влюбленностью, с неидеальностью партнера – реального человека. Роберт Джонсон исследует природу любви на примере мифа о Тристане и Изольде – первой легенды в западной литературе, в которой описана романтическая любовь. Книга показывает истоки романтических иллюзий и подлинность зрелой любви. (Когито-Центр, 2009) 3. «Маленькие дети и их матери». Дональд Вудс Винникотт
Обычно психоаналитики пишут сложным языком и адресуют свои книги профессионалам. Но здесь собраны лекции великого детского психолога Винникотта об отношениях матери и новорожденного ребенка, которые предназначены для широкой аудитории. Автор переходит от психологии к педиатрии и педагогике. Книга поможет женщинам в размышлениях о том, что значит быть «плохой» и «достаточно хорошей» матерью, а в каких случаях можно стать «слишком хорошей». Хотя некоторые высказывания Винникотта кажутся сегодня устаревшими, здесь важна личность автора. По книге можно проследить, как устроено мышление психоаналитика. (Класс, 2016) 4. «Эффект Люцифера». Филип Зимбардо
Социальный психолог рассказывает о знаменитом «тюремном эксперименте» 1971 года, в ходе которого стэнфордские студенты, разделенные на «тюремщиков» и «заключенных», буквально за несколько дней воспроизвели худшие образцы отношений в местах лишения свободы и открыли в себе качества, о которых не знали и предпочли бы не узнать никогда. Теперь, 45 лет спустя, Филип Зимбардо переходит от конкретного случая к самым масштабным обобщениям. Он размышляет над тем, как порочная социальная система с ее принуждением и насилием стимулирует нас к совершению порочных поступков. И способен ли отдельный человек противостоять этому давлению? (Альпина нон-фикшн, 2016) 5. «Перевал в середине пути». Джеймс Холлис
Это лучшая книга о возрастных кризисах, сочетающая экзистенциальную грусть с юнгианским оптимизмом. И прежде всего она – о кризисе среднего возраста, одной из главных тем аналитической психологии. Джеймс Холлис утверждает, что переломный момент неизбежен в жизни каждого человека, хотя может быть и не связан с физическим средним возрастом. И наше самоощущение во второй половине жизни во многом зависит от того, как мы сумеем использовать дарованную нам уникальную возможность пересмотреть устоявшееся представление о самих себе, «проснуться» и обрести новую идентичность. (Когито-Центр, 2008) 6. «Завтра я всегда бывала львом». Арнхильд Лаувенг
Большую часть своей жизни норвежка Арнхильд Лаувенг живет с диагнозом «шизофрения». Болезнь не помешала ей стать практикующим клиническим психологом и уже в состоянии устойчивой ремиссии написать о себе книгу. Арнхильд подробно описывает свои переживания – ощущения тяжелобольного человека, анализируя их с позиции профессионального психолога. Спокойно и чуть отстраненно рассказывает о действиях врачей, объясняя их ошибки и заблуждения, но при этом не теряет в душе связи с той самой пациенткой, которую вязали ремнями и которая так нуждалась в поддержке и понимании. Исповедальная книга Арнхильд Лаувенг поможет читателю понять, что такое психическая болезнь. Возможно, для многих будет открытием, что психические болезни не являются фатальными и необратимыми и что внутри больного живет борющийся за смысл человек. (Бахрах-М, 2015) 7. «Хлыст: Секты, литература и революция». Александр Эткинд
На мой взгляд, это лучшая книга (из недавно изданных) о психологии современной России – автор показывает, как философские поиски Серебряного века, модернизм в искусстве и коммунизм в политике выросли из религиозного сектантства XIX века, породив все трагические процессы века XX. В сегодняшней ситуации так называемого пост-постмодернизма, которым мы обозначаем адскую смесь разнородных брожений в умах и сердцах современников, можно разобраться, только принимая в расчет историческую преемственность происходящих процессов. Стоит оглянуться назад, чтобы уверенно смотреть вперед. (НЛО, 2013)

Об эксперте
Лев Хегай, юнгианский аналитик, психотерапевт, индивидуальный член Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP), обучающий аналитик и супервизор Московской ассоциации аналитической психологии (МААП).

С каких книг лучше начинать свое знакомство с психологией тому, кто не собирается посвящать этой науке жизнь? Тому, кто открывает для себя мир человеческих отношений и хочет лучше понимать себя и своих близких? Эксперт Psychologies называет работы, которые считает самыми важными. 7 книг для первого знакомства с психологией. Выбор Дмитрия Леонтьева.

Свою подборку книг для знакомства c практической психологией предлагает детский психолог, преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий специалист Московского психологического центра поддержки семьи «Контакт» Галия Нигметжанова в статье 7 книг для первого знакомства с психологией. Выбор Галии Нигметжановой.

Мы попросили наших экспертов составить списки таким образом, чтобы в них были представлены книги по саморазвитию, по детской и/или семейной психологии, по вопросам социальных отношений и проблемам отношений в паре. Удивительно, но совпадений почти не было. 7 книг для первого знакомства с психологией. Выбор Екатерины Михайловой.

Системный семейный психотерапевт, директор Центра системной семейной терапии Инна Хамитова составила для нас список лучших, по ее мнению, книг для знакомства с психологией. Ознакомиться со списком можно в статье 7 книг для первого знакомства с психологией. Выбор Инны Хамитовой.

аналитический психолог

Психотерапевтическая позиция:

Я уважаю коллег за желание помогать людям, но считаю, что большинство психологов и психотерапевтов скорее вредят, чем помогают своим пациентам. Усиление уверенности в себе, самоконтроля и независимости или улучшение навыков общения принесут пользу только, если человек хорошо понимает «кто я», «чего я хочу от жизни», «каково мое место в мире». А чтобы помогать другим искать ответы на эти ключевые вопросы бытия, психолог сам должен пройти долгий и нелегкий путь духовного развития. Иначе «слепой будет вести слепого».

Психотерапевтический стиль:

Я не согласен с бытующим мнением, что «психоанализ – это долго, дорого и множество правил». Психотерапия – это совместное творчество с пациентом, поэтому нашей задачей является найти оптимальную для него форму работы.

Членство в обществах:

  • Индивидуальный член Международной Ассоциации Аналитической Психологии (IAAP) с 2004 года
  • Член Российского общества аналитической психологии, первый вице-президент 2004-2007
  • Обучающий аналитик и супервизор Московской Ассоциации Аналитической психологии (МААП)
  • Член Русского психологического общества

Преподает

Образование

Высшее химическое и психологическое (МГУ им. М.В. Ломоносова).

Юнгианское образование:

  • Первая программа IAAP в России 1991-1997
  • Программа IAAP и Института К.Г.Юнга (Цюрих) в Москве, 1998-2000
  • Супервизорская программа IAAP и SAP в Санкт-Петербурге, 2001-2003
  • Школа для супервизоров IAAP в Лондоне, 2009

Сфера научных интересов

  • преподавание аналитической психологии
  • психология постмодернизма

Должность:

  • Старший преподаватель Московского института психоанализа
  • Зав. отделением повышения квалификации Московского института аналитической психологии и психоанализа

Научно-организационная работа:

  • Один из основателей МААП и РОАП, член Методического совета МААП
  • Участие в создании дочерних МААП юнгианских групп в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Кемерово, а также в Молдавии, Белоруссии и Казахстане.
  • Член оргкомитета международных конференций МААП

Научная позиция:

Аналитическая психология – открытая система. Она непрерывно развивается, интегрируя самые последние достижения в экспериментальной психологии, когнитивных исследованиях и нейронауках, в современной физике и биологии. Но самый значительный потенциал юнгианцы обнаруживают в гуманитарных областях: философия, мифология и религиоведение, социология, политология, литературная критика.

В пестром юнгианском мире сегодня только аналитики классической (цюрихской) и архетипической (хиллманианской) школ реализуют эти сильные стороны нашего подхода. Что касается аналитиков школы развития (лондонской), которая сделала много в 1980-е для диалога с фрейдистами, то, к сожалению, многие из них застряли в устаревших и ошибочных теориях объектных отношений и больше не соответствуют духу времени.

Преподавательская работа:

  • Преподаватель курса «Техника юнгианского анализа: современное развитие»
  • Преподаватель базового курса МААП по юнгианской психотерапии

(темы основных семинаров: «Анамнез, история жизни, реконструкция, психоистория», «12 архетипов», «Символ и интерпретация», «Юнгианское толкование сновидений», «Аналитический ритуал», «Диалектика аналитических отношений», «Введение в юнгианскую психопатологию», «Мазохизм и психология жертвы», «Меланхолия», «Тело и душа: юнгианский подход к психосоматике», «Современный психоанализ о любви и гендерных отношениях»).

Клиническая работа:

Частнопрактикующий психоаналитик и супервизор, прием в районе ст. м.Коломенская

Прикладной психоанализ:

Опыт бизнес-консультирования международных компаний, сотрудничества с политологами и журналистами, участия в различных гуманитарных проектах.

Публикации

Книги:

  • Л.Хегай «Уроки аналитической психологии», 2005

Учебные пособия:

  • С.Раевский, Л.Хегай «Методы в аналитической психологии» в сб. «Основные направления современной психотерапии» под ред. А.М.Боковикова, 2000

Главный редактор проекта МААП «Юнг и современный психоанализ», в рамках которого вышли книги и сборники:

  1. Хрестоматия по глубинной психологии, 1 часть, 1996
  2. Хрестоматия по глубинной психологии, 2 часть, 1997
  3. Дж. Хендерсон, Психологический анализ культурных установок, 1997 (переизд. 2007)
  4. Г. Джексон, Мужчина и мужчина: психоанализ отношений, 1998
  5. Кембриджское руководство по аналитической психологии, 2000
  6. М. Якоби, Стыд и истоки самоуважения, 2000
  7. Х. Дикман, Методы в аналитической психологии, 2002
  8. Д. Сэджвик, Раненный целитель, 2007
  9. Л. Зойя, Наркомания. Патология или поиск инициации?, 2007
  10. Юнг, Уилрайт, Нойман, «Анима и Анимус», 2008
  11. Винникотт и аналитическая психология, 2009
  12. М.Стайн, Л.Хегай, О.Телемский «К.Г.Юнг и психология мистицизма», 2010
  13. Глубинная психология и мифология, 2011

Доклады на международных конференциях:

  • Инцестуозные констелляции в клиническом взаимодействии , 2006
  • Юнгианский подход к нарциссизму, 2009
  • Гипноэротомахия Юнга, 2010
  • Психоанализ будущего, 2010
  • Психоанализ иконы, 2010
  • Человек XXI века в поисках созидательной мифологии, 2011
  • Древние мистерии и юнгианский анализ, 2011
  • Архетипическая психология и трансформации визуальности в XXI веке, 2011

Наиболее важные интернет-публикации:

  • Юнгианский бар. Вина и коктейли для личностного роста, 2008

Авторские проекты

Интернет-портал «Навигатор грез»

Предназначен для помощи в выборе оптимального стиля жизни на основе адаптированной методики «12 архетипов» юнгианского аналитика К.Пирсон (США)

Кинолекторий Мистико-философские аспекты теории К.Г. Юнга: современное переосмысление (2009-2012)

Аналитическая психология родилась из синтеза двух течений: научной психиатрии и психоанализа XIX века и универсальной духовной традиции. На идеи К.Юнга сильно повлияли легендарный Гермес Трисмегист, древнегреческие философы и орфики, раннехристианские гностики, средневековые алхимики, масоны и розенкрейцеры, спиритуалисты и теософы, а также восточные религии, с которыми Запад познакомился уже в XX веке.

В сложившейся структуре юнгианского обучения мы слишком много концентрируемся на терапевтической практике и отдельных постъюнгианских аналитических теориях, и упускаем богатый философский и мировоззренческий потенциал юнговской психологии. Без знания древних мистических учений – важнейшего источника творческого вдохновения Юнга – невозможно адекватное понимание его трудов. Для освоения этого ресурса необходим другой формат встреч: не лекции, не тренинг и не терапевтическая группа, а философский коллоквиум. Участники будут иметь возможность выступлений на заранее сформулированные темы, причем часть дискуссии будет вынесена на форум до и после встречи, а позже возможна публикация на сайте и в юнгианских изданиях.

Кинолекторий №1

Духовные поиски древних греков

Философии Платона, Пифагора и неоплатоников. Мифология, культы и мистерии. Легенда об Орфее. Путь миста, путь поэта. Орфизм и истоки христианства. Орфические корни глубинной психологии. Орфей и орфизм в искусстве постмодернизма.

Фильм «Орфей» Ж. Кокто

Кинолекторий №2

Дионис и дионисийство

Миф и мистерии Диониса. Аполлонический и дионисийский пути. К.Кереньи: Дионис и миф неуничтожимой жизни. Ницше, психоанализ и постмодернизм – вокруг дионисийского.

Фильм «Когда Ницше плакал» (2007)

Кинолекторий №3

Комплекс Прометея

Человек, технология, техногнозис в XXI веке: от триумфа к кризису. Прометей и Эпиметей как психологические типы. Прометей и Люцифер как романтические герои. Комплекс Прометея в психопатологии современного человека.

Видеофрагменты: сравнение образов Прометея в советской революционной пропаганде и современной поп-культуре.

Кинолекторий №4

Гностицизм и глубинная психология

Духовные поиски ранних христиан, ессеев и гностиков. Сенсационное Евангелие Иуды, обнародованное только в 2006. Кодекс Юнга. Вклад Юнга в психологическое понимание гностицизма. Психоанализ как гностический путь.

Знаменитый фильм Луиса Бунюэля «Симон пустынник» о сирийском святом V века.

Кинолекторий №5

Тайна химический свадьбы

Парацельс, алхимия и розенкрейцеры как предшественники глубинной психологии. Психологическое понимание текста основоположника ордена розенкрейцеров Валентина Андреа «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в 1459г». Статьи Юнга о Парацельсе. Психологический смысл алхимии. Почему Парацельс дружил с розенкрейцерами, но не примкнул к ним? Путь мистика и путь алхимика по Р.Штайнеру.

Фрагменты фильма: «Парацельс» (1943, Германия, Реж.: Георг Вильгельм Пабст) – биографический фильм, парадоксально получивший одобрение фашистского режима.

Кинолекторий №6

Чаша Грааля: в поисках психологического истолкования

Через 2000 лет после евангельских событий легендарная Чаша Грааля со святой кровью Спасителя снова в центре внимания человечества благодаря бестселлеру Дэна Брауна «Код да Винчи». Архетипический образ возвращается из забвения в самые критические моменты истории.

Что ищут в Граале современные люди? Способен ли Грааль исцелить глобальный кризис?

Обладает ли своим Граалем психология и психоанализ? Как мы сегодня понимаем древние символы из мифов о Граале? Как тема Грааля, рыцаря Парцифаля, Короля-рыбака проходит через жизнь отдельного человека?

Документальный фильм: «Святой Грааль» (Италия, 2006)

Кинолекторий №7

Мировая Душа в мистике Франциска Ассизского и Дж. Бруно

У двух великих итальянских мистиков Св. Франциска Ассизского (XIII век) и Джордано Бруно (XVI век) были очень схожие воззрения, но противоположная судьба. Первый основал монашеский орден и был канонизирован церковью, а второй сожжен на костре и оправдан только в XXI веке совокупно с другими еретиками.

С позиции аналитической психологии К.Г. Юнга мы рассмотрим мистико-психологический опыт этих двух великих личностей в свете архетипа Мировой Души (Anima Mundi) и его роли в духовной истории Европы.

Фрагменты фильмов:

«Франциск – шут божий» (Италия, 1950), реж.Р. Росселини по сцен. Ф.Феллини

«Джордано Бруно» (Италия, 1973), реж. Дж.Монтальдо

Кинолекторий №8

Якоб Беме и Эммануил Сведенборг как предшественники глубинной психологии

Якоб Беме (XVII век) – этот знаменитый «тевтонский философ», почитаемый, по мнению Н. Бердяева, как «величайший из мистиков», считался К.Юнгом предшественником глубинной психологии. Гениальный шведский ученый и политик Э.Сведенборг (XVIII век) посвятил вторую половину жизни постижению духовного мира, оставив 50 томов сочинений. Ученый или мистик? Шизофреник или пророк? О его загадке писали Э.Кант и К.Ясперс, Х.Л.Борхес и Вл.Соловьев и многие другие.

Фильм «Привидение» (США, 1990)

Кинолекторий №9

К.Г.Юнг и великие традиционалисты Р.Генон и Ю.Эвола

Рене Генон (1886-1951) и Юлиус Эвола (1898-1974) – известные философы-эзотерики, писатели и культурологи, основатели традиционализма. Генон активно выступал против материализма, гуманизма, демократии и технического прогресса, предрекая гибель Западному миру. Будучи епископом гностической церкви, а в конце жизни суфием, он ратовал за возвращение к древней духовной Традиции, дарованной самой Софией – Премудростью Божией. Сегодня это учение имеет немало сторонников в России, ищущих его политического воплощения.

Почему Генон не принял психоанализ, назвав его анти-традицией? Как психоаналитики и философы-традиционалисты видят решение проблем современной цивилизации? Возможен ли диалог или синтез? Является ли глубинная психология духовным учением, и помогает ли она в духовных поисках? Кто победит в схватке за будущее: фундаменталисты или модернисты?

Отрывки из фильма «У нас есть Папа» (2011, реж.Н.Моретти, Италия - Франция). В этой трагикомедии новоизбранный Папа Римский нуждается в помощи психоаналитика. Это знаковый фильм для нашего века: религиозная традиция сталкивается с психоанализом.

Цикл: Восточные учения и глубинная психология

Кинолекторий №10

Психоанализ и дзэн-буддизм

Фильм «Смерть мастера чайной церемонии» (1989, Япония)

Это один из лучших художественных фильмов, посвященных дзен-буддизму. Знаменитый дзэн-мастер XVI века Рикю, основавший школу чайной церемонии, действующую в Японии и поныне, сделал из своего самоубийства загадку (коан), постичь которую пытаются его ученики. Путь чая ведет к Просветлению, выводящему за пределы жизни и смерти…

Как глубинная психология понимает опыт медитации и Просветления? Совместим ли дзэн и психоанализ? На какие актуальные вопросы современности отвечает ставший популярным во второй половине XX века на Западе дзэн-буддизм?

Кинолекторий №11

Психоанализ и йога. Евангелие Рамакришны

Совместимы ли йога и психоанализ? Как фрейдисты и юнгианцы понимают психологию мистического опыта йогов? Какую роль оказала йога на Юнга и других психологов? Какую роль играет йога в духовных поисках современного человека? В чем секрет ее популярности? Отличие мистического экстаза от истерии и психоза. Кому йога противопоказана?

Эти и другие вопросы мы рассмотрим на примере истории Шри Рамакришны (1836-1886). Это один из самых почитаемых индийских святых, реформатор индуизма, основатель действующих по сей день монашеского Ордена и Миссии Рамакришны, оказавших большое влияние на открытие Западом йоги и индийской философии.

Фрагмент фильма: Tenali Ramakrishna (Индия) с переводом на рус.

Кинолекторий №12

Тибетский буддизм и психология К.Г.Юнга

Чем объясняется огромный интерес западных людей к Тибету? Комментарии К.Юнга на священный текст тибетского буддизма «Бардо Тходрол». Параллели между аналитической психологией и тантрическим буддизмом.

Фрагмент фильма: «Тибетская книга мертвых» (1994, Канада, Франция, Япония)

Отдельная дополнительная лекция «Психоанализ веры», посвященная концепции М.Эйгена, 2009

Один из самых известных и непреклонных российских правозащитников - о собственном недавнем аресте, взаимоотношениях с ФСБ и истории народного главы Серпуховского района.

Лев Пономарев - личность без преувеличения легендарная. Первую половину своей жизни он отдал математике и физике и заслужил ученую степень доктора наук. Вторая посвящена борьбе за права униженных, обиженных, несправедливо обвиненных. В свои 77 лет Пономарев не только в курсе самых острых дел современности, но и в авангарде борьбы. Недавно он был арестован по обвинению в организации митинга и провел в СИЗО 16 суток. Мы связались со Львом Александровичем, и он рассказал о пребывании по ту сторону решетки, а также высказал свое отношение к обвинениям в адрес Александра Шестуна.

- Лев Александрович, что дал вам этот новый опыт?

Вообще, это была моя четвертая «посадка», я уже сидел по двое-трое суток. Действительно, на этот раз довольно долго - 16 дней. Это новое испытание. К тому же, в последний раз я сидел лет десять назад, так что возраст тоже не в мою пользу. Сначала в камере было очень накурено, камера переполненная, кормили плохо. Но тут же пришла проверка в лице моего друга правозащитника Андрея Бабушкина. Кормить стали гораздо лучше, причем всех. Очевидно, до этого воровали еду, и будут сейчас воровать так же. Расселили немного камеру. Мне неудобно было говорить, мол, не курите, но все поняли и стали дымить в форточку. Одно могу точно сказать - контакты со всеми людьми, кто там сидел, были абсолютно комфортными. Мои «соседи» сидели, в основном, по административным делам. Были пару жуликов таких реальных. Были вполне образованные люди, но были и неблагополучные, даже один бомж. А еще с нами сидел псих. У него началась «белочка», стал ночью бредить, пацаны быстро сообразили, вызвали дежурного - и его забрали. По возрасту я, конечно, был старшиной, патриархом, и со мной советовались по своим вопросам.

- Вас узнали?

Кое-кто узнал. Но это неважно. Самое главное достижение - что я двух чеченцев выручил, реально помог избежать уголовного дела. Два парня из Чечни - но не такие мажоры, как обычно говорят. Обычные сельские ребята приехали в Москву искать работу, что-то у них не задалось, они в магазине сперли что-то из продуктов. Возбудили административное дело, но угрожало уголовное, потому что раз вдвоем - значит, в организованной преступной группе. Я адвоката своего попросил приехать, и им изменили меру пресечения. Еще одно дело, которым я занимался в СИЗО, очень сложное. Там человека обвиняют в терроризме, а я уверен, что он никакой не террорист, а они это делают «для палки». Вот, собственно, что я сделал за время своей отсидки. А посадили меня из-за того, что я очень много занимаюсь двумя делами, в которых есть интересы ФСБ. Одно из них я вообще считаю провокацией ФСБ. Так получилось, что я разбираюсь с этим почти в одиночку. Я никого не обвиняю, работы у всех правозащитников хватает. Мне удалось многого добиться, в частности, того, что фигурантов этих дел больше не пытают. А так как я подал заявку на митинг 16 декабря, меня посадили. Очень они не хотели митингов, ну и наказать меня за все сделанное думали таким образом.

- Но получилось, что ваш арест вызвал еще больший резонанс, чем возможный митинг...

Абсолютно верно! Вот это правда. Они идиоты. Они сделали еще больший резонанс. В этом смысле я не грущу о своем аресте, для меня никакой потери не было, я, во-первых, занимался своим делом даже за решеткой, во-вторых, окунулся в новую среду - мне интересно было посмотреть, в третьих, я отоспался, хотя сначала было жестко.

- Свидания с адвокатами, с близкими вам давали?

С близкими всего один раз. Но ко мне такое количество официальных лиц ходило! Пришла сенатор Нарусова, с которой я был немного знаком. Спустилась с небес! Потом неожиданно появилась девочка, которая работала на НТВ - Марьяна Максимовская. Я ее лет пятнадцать не видел, даже не узнал. А она, оказывается, входит в общественный совет при МВД. Вот такие приятные гости, не считая кучи знакомых адвокатов, которые сочли своим долгом поддержать меня.

Но наверняка у вас остался осадок от того, что вы не попали на похороны вашей подруги, известной правозащитницы Людмилы Алексеевой?

Да, увы, на похороны меня не пустили. Но, опять же, они себе хуже сделали. Опять все говорили, какая аморальная власть - не пустили попрощаться. Вы понимаете, почему так произошло? Я не должен был оказаться на фото рядом с Путиным, потому что ситуация была бы нелепая: меня посадили - и вдруг я в кадре рядом с президентом. Еще вдруг руку пожмет. Я же член Хельсинской группы, у нас места были прямо рядом с гробом Людмилы. Представляете, скандал какой! И когда стратеги, которые планируют все его походы, подумали, что такое может произойти, конечно, поручили судам не допустить меня.

Вы всегда живо интересовались делом экс-главы Серпуховского района Александра Шестуна. Что можете сказать о последних громких обвинениях прокуратуры?

Вы имеете в виду эти миллиарды? Конечно, я в это не верю. Да, Шестун занимался бизнесом до своей карьеры во власти, поэтому естественно, что он устроен. Но я уверен, что он не переходил границ. Иначе ему сразу бы предъявили эти десять миллиардов. Почему только сейчас? Его обвиняют в том, что он аффелированно контролирует некие базы отдыха. Допустим, владельцами этих домов даже являются его знакомые. Но это же глупость! Однако большую ложь, как известно, сложнее опровергнуть, чем малую. Тем более, Александр уже длительное время находится за решеткой, и они могут рассчитывать на то, что он беспомощен. Но это не так. Он продолжает бороться. Я видел, что близкие Александра записали очередное обращение к Президенту, и сразу опубликовал его на своей странице в соцсети. Там я написал свое мнение об этой истории, и для вас повторю. Вы знаете, я ведь, можно сказать, ваш земляк. Я свое детство провел на Оке, в Кашире, там пошел в первый класс. И мне больно видеть, что происходит сейчас с Подмосковьем. Контора роет под одного из немногих представителей власти, который нашел в себе силы встать на сторону населения в вопросе ликвидации мусорного полигона. Более того, в тех обстоятельствах, в которых находился Александр Шестун, его обращение к Президенту с разоблачением высоких чинов ФСБ и руководства администрации президента - поистине героический поступок. Да, я считаю его героем, пусть близко я с ним не знаком. Ему есть, что терять - у него были и достаток, и общественное положение, и большая семья. Ему говорили прямо: «Пойдешь на выборы - посадим. Не пойдешь - останешься на свободе». И нынешнее его положение - лишнее подтверждение того, как все работает на самом деле.