Биографии Характеристики Анализ

Ложное эго и истинное я. Как найти себя? Сердце и ум

Вопрос: Как отличить ложное эго от настоящего?

Ответ: Под воздействием Ложного Эго, человек мыслит в категории «я» и «мое». Под воздействием своего истинного Эго, человек мыслит в катеогрии «Все вокруг — энергии Кришны, и мой долг служить Ему».

Человек под сильным влиянием Ложного Эго отождествляет себя с материальным телом, смысл его жизни и сам путь — это получение различных материальных чувственных наслаждений. Тот кто освободился от влияния Ложного Эго видит себя составной частью Кришны, а самого Кришну видит через Его проявления в каждом живом и не живом существе. Таким человеком движет желание доставить удовольствие Кришне, и тем самым принести благо всему творению. Это изначальная, присущая нам от природы духовная конституция. Это тот облик, который имеет каждый из нас в «очищенном» от материи состоянии.

Два типа ложных представлений о жизни — «я» и «мое» — присущи двум категориям людей. На низшей ступени преобладает концепция «мое», а на более высокой — ложная концепция «я». В животном мире ложные представления о «моем» есть даже у кошек и собак, которых это заблуждение заставляет драться друг с другом. То же заблуждение преобладает и на низшей ступени человеческой жизни, где оно принимает форму представлений типа «это мое тело», «это мой дом», «это моя семья», «это моя каста», «это моя нация», «это моя страна» и так далее. На более высокой ступени, на этапе умозрительного постижения мира, ложная концепция «мое» преобразуется в такие представления, как «я есть» или «всё есть я» и т.д. Все люди разделяют одни и те же ложные представления «я» и «мое», которые у разных категорий людей принимают разные формы. Однако по-настоящему понять природу своего «я» можно, только до конца осознав: «Я есть вечный слуга Господа». Такова формула чистого сознания, и именно такому пониманию жизни учат нас все ведические писания.

Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады на Шримад Бхагаватам 2.9.3

Интересным образом исследует Ложное Эго в Шримад Бхагаватам сам Кришна в образе :

Материальное эго появляется из махат-таттвы, которая образуется из личной энергии Господа. Материальное эго прежде всего наделено созидательной энергией трех видов: благостной, страстной и невежественной. Эти три вида материального эго порождают ум, органы чувственного восприятия, органы действия и грубые материальные элементы. Троякая аханкара (ложное эго проявляет себя как деятель, орудие деятельности и ее результат), источник грубых элементов, чувств и ума, — не отлична от них самих, ибо служит их причиной . При этом ложное эго может быть умиротворенным, деятельным или пассивным, в зависимости от того, какая из гун — благость, страсть или невежество — оказывает на него свое влияние. Аханкару называют Санкаршаной, который является не кем иным, как тысячеголовым Господом Анантой.

Шримад Бхагаватам 3.26.23-26

Шри Шукадева подтверждает источник влияния Ложного Эго на обусловленные души от Господа Санкаршаны в 5 песни Шримад Бхагаватам:

Господь Ананта управляет материальной гуной невежества, а также ложным эго всех обусловленных душ. Когда обусловленное живое существо думает: «Я - наслаждающийся, этот мир существует лишь для моего удовольствия», эти представления внушает ему Санкаршана. Так падшая, обусловленная душа мнит себя Верховным Господом.

Шримад Бхагаватам 5.25.1

Однако самым главным и самым ярким фактором, который может говорить о силе Ложного Эго в человеке, является степень его зависимости от Кришны, или степень смирения . Человек с сильным Ложным Эго не может чувствовать свою полную зависимость от Кришны, в следствие этого он не может искренне положиться на него и от всего сердца обратиться к нему за помощью. Такой человек думает, что всего сможет добиться сам — это и есть ловушка. Самостоятельно действовать может только Ложное Эго, истинное же Эго полностью полагается на Кришну и целиком зависит от Его воли.

Понедельник, 13 Авг. 2012

Для того, чтобы можно было жить для себя, в материальном мире существует самый тонкий материальный элемент, тоньше его не бывает. Этот материальный элемент называется ложное эго, или ощущение себя как личности, которая хочет жить для себя. Ложное эго пропитывает и ум, и разум, и чувства человека. Все духовные атрибуты, все атрибуты души, кроме самой души, вся ее деятельность пропитывается этим элементом, этой тонкой материальной структурой.

Ложное эго

Ложное эго (АХАНКАРА) - субстанция (не физическая), которая обволакивает наше «подлинное Я» - душу, для того что бы мы могли воспринять материальный мир и действовать в нем.

Можно привести такой пример, вы спите и видите сон, в котором связываете себя с другой личностью, возможно даже противоположного пола, а может быть и биологического вида - птицей например. События сна увлекают вас, вы радуетесь или страдаете, переживая сюжет сна и полностью отождествляя себя с героем. До момента пробуждения вы и герой это одно целое.

Вы считаете себя им, а во всё, что происходит во сне, вы верите так, словно это объективная реальность. Но пробуждение всё расставляет на свои места, вы снова Вы, а не герой сна. Герой сна был просто наложенная поверх вас личность со своими воспоминаниями и переживаниями.

Внимание вопрос! А то, что проснулось - это точно вы? Проснулись ли вы окончательно или снова на вас наложена ложное понимание о себе?

“Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы”
/БГ 3.27 /

Истинное умиротворение обретает лишь тот, кто полностью изжил в себе стремление к чувственным удовольствиям, свободен от желаний, не считает себя обладателем чего-либо и избавился от ложного эго.
/БГ 2.71 /

Живое существо, попавшее под влияние ложного эго, отождествляет себя с телом и материальным миром и так оказывается в ловушке майи, но, как только оно осознает свое качественное духовное тождество с Верховным Господом и поймет, что является вечным слугой Всевышнего, оно достигнет атма-даршанам и хридайа грантхи-бхеданам - ступени самоосознания.
/ШБ 3.26.2 /

Когда душа попадает под влияние чар материальной природы и ложного эго, она, отождествляя себя с телом, целиком отдается материальной деятельности и под влиянием ложного эго начинает считать, что ей принадлежат все плоды ее труда.
/ШБ 3.27.2 /

Под влиянием ложного эго живое существо до конца своих дней сохраняет желание наслаждаться материальным миром, и, когда оно лишается этой возможности, его охватывает тоска.
/ШБ 4.28.17 /

«Гордость порожденная образованием, гордость порожденная богатством, гордость порожденная аскезами происходит из ложного эго, которое является источником всего неблагоприятного.
/Чайтанья-Бхагавата, 6.168-170/

Подобно этому, когда человек отождествляет себя с изменчивым материальным миром, его истинное духовное сияние скрыто за тучами иллюзии, и перемены в его материальной деятельности представляются ему перемещением в различных сферах жизни. Это результат воздействия ложного эго, которое образует рубеж между духовным и материальным бытием, точно так же, как движущаяся туча - рубеж между лунным светом и темнотой.
/ Источник вечного наслаждения, Глава 20, Описание осени/

В «Мадхурья Кадамбини» Вишванатх Чакраварти Тхакур перечисляет пять клеш и разбирает анатомию причин, порождающих наши страдания, анатомию кармы. Он начинает свое объяснение с того, что корнем любого страдания является невежество, причина которого — отсутствие желания служить Кришне и, соответственно, в жажде материальных наслаждений. Чтобы живое существо могло отождествить себя с материей, Кришна наделил его ложным эго, поскольку дух не может наслаждаться материей. Отождествляя себя с ложным эго, душа проецирует свое сознание на материю. После получения материального тела, у нее сразу же развивается привязанность к нему, и желания, которые она может реализовать.
/Нектар преданности, глава ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ /

Авидйя, непонимание человеком своей духовной природы, составляет основу аханкары, ложного эго в его сердце. Настоящая болезнь коренится в сердце. Однако, если ум человека, его сознание чисто, ему не страшна материальная болезнь. Чтобы очистить ум от всякого рода заблуждений, необходимо повторять Харе Кршна маха-мантру. Это столь же легко, сколь и благотворно. Повторение святого имени Господа мгновенно гасит бушующий пожар материального существования.
/Нектар наставлений/

Само слово аханкара означает: Я делаю то, я делаю это. Когда мы так думаем, то начинаем мнить себя великими.
/ЕЩЁ ОДИН ШАНС, Ослепленный вожделением /

Господь Ананта управляет материальной гуной невежества, а также ложным эго всех обусловленных душ. Когда обусловленное живое существо думает: «Я — наслаждающийся, этот мир существует лишь для моего удовольствия», эти представления внушает ему Санкаршана. Так падшая, обусловленная душа мнит себя Верховным Господом.
/ШБ 5.25.1 /

Живые существа — рабы материальной природы, но каждый из них самодовольно мнит себя ее господином, или мужем.
/ШБ 6.5.15 /

Хираньякашипу был зол на Господа Вишну до самой смерти. Другие, придерживаясь телесных представлений о жизни, гневаются лишь из-за ложного эго и сильного влияния невежества.
/ШБ 8.19.13 /

Я — царь полубогов, которые всегда пребывают в благости, и все же я возгордился своим ничтожным богатством и осквернился ложным эго.
/ШБ 6.7.12 /

О мой Господь, подобно солнцу, Ты рассеиваешь тьму обусловленной жизни, поглотившую живые существа. Око их мудрости закрыто, и потому они вечно спят во тьме неведения, лишенные пристанища под сенью Твоих лотосных стоп. Невежественные и заблудшие, они погрязли в призрачной материальной деятельности и ее последствиях, и потому выглядят такими изнуренными.
/ШБ 3.29.5 /

Основная функция ложного эго - укоренять безбожие. Деятельность человека, который забыл, что по своей природе является вечно подчиненной неотъемлемой частицей Верховной Личности бога, и пытается обрести счастье независимо от Господа, развивается в основном в двух направлениях. Сначала он пытается добиться успеха в кармической деятельности в надежде обрести личное благополучие или чувственные удовольствия, но, потратив на эти занятия немало времени и отчаявшись найти счастье, человек начинает философствовать и приходит к выводу о том, что равен Богу.

Эта ложная идея единства живого существа с Богом - последняя ловушка иллюзорной энергии, и попавшее в нее живое существо, находящееся под гипнозом ложного эго, запутывается в сетях забвения.

Лучший способ освободиться от оков ложного эго - это изжить в себе склонность к спекулятивным рассуждениям об Абсолюте и Истине. Необходимо понять, что с помощью философских размышлений далекий от совершенства эгоист никогда не сможет постичь Абсолютную Истину.

Постичь Абсолютную Истину - Верховную Личность Бога - способен только тот, кто со смирением и любовью слушает повествования о Нем в изложении человека, обладающего знанием и являющегося представителем двенадцати великих авторитетов, список которых приводится в «Шримад-Бхагаватам». Только такой человек может одержать верх над иллюзорной энергией Господа, никто другой, как утверждается в «Бхагавад-гите», не в состоянии одолеть ее.
/ШБ 3.5.31 /

Затем, отделившись, возникло материальное эго вселенской формы, куда, вместе со способностью к деятельности, вошел Рудра, повелитель ложного эго. Так живые существа обрели способность целенаправленно действовать.

КОММЕНТАРИЙ: Ложное эго, которое заставляет живое существо отождествлять себя с материей, находится во власти полубога Рудры, являющегося воплощением Господа Шивы.Рудра - это воплощение Верховного Господа, которое отвечает в материальном мире за гуну невежества. Деятельность ложного эго направлена на удовлетворение потребностей тела и ума.Большинство людей, руководствующихся в своей жизни ложным эго, подвластны Господу Шиве. Когда невежество человека принимает более утонченные формы, он начинает мнить себя Верховным Господом. Это убеждение обусловленной души, также продиктованное ложным эго, - последняя западня, которую расставляет для нее иллюзорная энергия, держащая в своей власти весь материальный мир.
/ШБ 3.6.25 /

Ложное эго, которое заставляет живое существо отождествлять себя со своим телом и считать себя собственником всего, что связано с телом, называют майей. Когда живое существо забывает о том, что является вечным слугой Господа, и вместо того, чтобы служить Ему, хочет наслаждаться, удовлетворяя собственные чувства, оно оказывается в плену майи. Господь милостиво позволяет нам наслаждаться материальным миром, но рано или поздно нас постигает разочарование, и чувственные удовольствия начинают вызывать у нас отвращение. Если такой разочаровавшийся человек припадает к лотосным стопам Всевышнего и отдает себя на Его волю, Господь милостиво освобождает его из материального плена. Поэтому в «Бхагавад-гите» Кршна говорит: «Сначала предайся Мне, и тогда Я позабочусь о тебе, избавив от всех последствий твоих греховных поступков». В материальном мире даже так называемая благочестивая деятельность тоже является греховной, поскольку люди занимаются ею ради удовлетворения своих чувств. (пожертвования с расчетом в будущем получить больше).
/ШБ 3.25.10 /

Это ложное эго проявляет себя как деятель, орудие деятельности и ее результат. При этом ложное эго может быть умиротворенным, деятельным или пассивным, в зависимости от того, какая из гун - благость, страсть или невежество - оказывает на него свое влияние.
КОММЕНТАРИЙ: Аханкара, или ложное эго, трансформируется в полубогов, управляющих деятельностью материальной вселенной.
Как инструмент ложное эго проявляет себя в виде различных чувств и органов чувств; полубоги и чувства, соединяясь друг с другом, производят материальные объекты.
/ШБ 3.26.26 /

Из тьмы ложного эго возникает первый из пяти элементов небо. Его тонкая форма - звук, который связан с ним так же, как объект наблюдения - с наблюдателем.
КОММЕНТАРИЙ: Пять элементов: небо, воздух, огонь, вода и земля - не что иное, как различные проявления тьмы ложного эго. Это значит, что ложное эго в махат-таттве (совокупной материальной энергии) является порождением пограничной энергии Господа, и это ложное эгоистическое стремление господствовать над материальным творением, в свою очередь, порождает материальные элементы, необходимые для иллюзорных наслаждений живого существа.
/ШБ 2.5.25 /

Любая вселенная покрыта семью оболочками, состоящими из земли, воды, огня, воздуха, эфира, совокупной энергии и ложного эго.
/ШБ 6.16.37 /

Ум вместе со всеми материальными желаниями надо погрузить в бога Луны. Разум и все, с чем он имеет дело, следует поместить в Господа Брахму. Ложное эго, которое находится под влиянием гун материальной природы и побуждает нас думать: «Я — тело, и все, что связано с этим телом, принадлежит мне», нужно вместе с материальной деятельностью погрузить в Рудру, божество, управляющее ложным эго. Материальное сознание вместе с предметом размышлений следует погрузить в индивидуальную душу, а полубогов, действующих под влиянием гун природы, надо вместе с оскверненным живым существом погрузить в Верховное Существо. Землю следует погрузить в воду, воду — в солнечное сияние, солнечное сияние — в воздух, воздух — в эфир, эфир — в ложное эго (материалистические представления о жизни), ложное эго — в совокупную материальную энергию, совокупную материальную энергию — в непроявленную материю [прадхану] и, наконец, материю в ее непроявленном состоянии следует погрузить в Сверхдушу.
/ШБ 7.12.29-30 /

Грубое тело состоит из земли, воды, огня, воздуха и эфира, а тонкое тело включает в себя ум, разум и ложное эго. Но живое существо трансцендентно к этим восьми элементам низшей энергии Бога описанным в “Бхагавад-гите”.
/Учение царицы Кунти/

В «Бхагавад-гите» объясняется, что пять стихий — земля, вода, огонь, воздух и эфир — составляют грубую материальную энергию Абсолютной Истины и что помимо этого существуют три тонкие энергии: ум, разум и ложное эго, или ложное самоотождествление с материей. Таким образом, материальный мир состоит из восьми низших энергий. Далее в «Бхагавад-гите» говорится, что низшая энергия, майя, настолько сильна, что живое существо (джива-бхута), хотя и не является ее частью, под ее влиянием забывает о своем истинном положении и отождествляет себя с этой низшей энергией. Кришна ясно говорит, что помимо материальной энергии существует энергия высшая — джива-бхуты, живые существа. Соприкасаясь с материальной энергией, эта высшая энергия приводит в движение весь проявленный материальный мир.
/ЧЧ Ади 7.118 /

Материя и дух связаны друг с другом узлом ложного эго. Отождествление себя с материей, которое называют хридайа-грантхи, присуще всем обусловленным душам, и чем сильнее живое существо привязано к половой жизни, тем туже затягивается узел в его сердце.
/ШБ 3.24.4 /

“По своей природе ты являешься чистой живой душой”, - сказал Господь Санатане. “Это материальное тело нельзя отождествлять с твоей истинной сущностью; ни твой ум, ни твой разум, ни твое ложное эго не есть твое подлинное “я”. По своей сущности ты - вечный слуга Верховного господа Кришны. Твое истинное положение трансцендентально. Высшая энергия Кришны духовны по своей природе, а низшая, подчиненная энергия - материальна. Поскольку ты находишься между духовной и материальной энергией, ты занимаешь пограничное положение. Принадлежа к пограничной потенции Кришны, ты в одно и то же время един с Кришной и отличен от Него. Поскольку ты духовен, ты не отличаешься от Кришны, но поскольку ты всего лишь крошечная частица Кришны, ты отличен от Него”.
/УЧЕНИЕ ШРИ ЧАЙТАНЬИ, Наставления Санатане Госвами/

«Дорогой царь, ложное эго человека так сильно, что заставляет его влачить материальное существование, как будто он привязан к нему крепкой веревкой. Только преданные, занятые деятельностью в сознании Кришны, могут без труда разрубить этот тугой узел. Это недоступно ни тем, кто пытается стать великим мистиком, ни тем, кто хочет добиться успеха с помощью исполнения ритуалов. Следовательно, все должны заниматься деятельностью в сознании Кришны, чтобы избавиться от тугого узла ложного эго и прекратить материальную деятельность».
/ШБ 4.22.39 /

Под влиянием ложного эго живое существо, во-первых, отождествляет себя с материальным телом (аханта) и, во-вторых, начинает считать себя собственником всего, что связано с телом (мамата).
/ШБ 4.26.1-3 /

Профессор Дюркхейм: Вы говорили о ложном эго. Не хотели ли Вы этим подчеркнуть, что истинное эго есть душа?”

Шрила Прабхупада: Да, это чистое эго. Например, у меня тело семидесятивосьмилетнего старого индийца, и у меня есть это ложное эго, которое думает: “Я - индиец”, “Я есть это тело”. Это заблуждение. Когда-нибудь это временное тело исчезнет и я получу другое временное тело. Это просто иллюзия. Реальность состоит в том, что душа, согласно своим желаниям и деяниям, переселяется из одного тела в другое.
/Back To Godhed, Смена тела/

Шрила Прабхупада. Материя — это сочетание пяти грубых элементов — земли, воды, огня, воздуха и эфира — и трех тонких: ума, интеллекта и ложного эго.
Карандхара. Согласно ведической науке, материальная энергия начинается с ложного эго, которое затем преобразуется в интеллект, потом в ум, а следом за этим в грубые элементы: эфир, воздух, огонь и так далее. Получается, что вся материя состоит из одних и тех же первоэлементов. Правильно?
Шрила Прабхупада. Да.
/Жизнь происходит из жизни, Вселенная в атоме/

Здесь особо подчеркивается, что ум необходимо приучить действовать так, чтобы он смог вытащить обусловленную душу из трясины неведения. В материальном мире живое существо находится во власти собственного ума и чувств. По сути дела, чистая душа остается в этом мире только потому, что ее ум находится под влиянием ложного эго, которое стремится господствовать над материальной природой.
/БГ 6.5 /

17. Те (личности), которые не имеют никакого желания о личном удовлетворении, чьи умы всегда привязаны ко Мне, которые умиротворены, не имеют ложного эго и милостивы ко всем живым существам, и чье сознание никогда не затрагивается удобными случаями для удовлетворения чувств, - такие личности наслаждаются во Мне счастьем, которое не может быть познано или достигнуто теми, кто лишены такого отречения от материального мира.
/ШБ 11.14.17 /

Хотя обусловленным душам нелегко познать Меня, тебе удалось постичь Меня сегодня, ибо ты осознал, что во Мне нет ни грана материи, в частности пяти грубых и трех тонких элементов.
/ШБ 3.9.36 /

“Чтобы практиковать йогу, человек должен обладать неуклонной решимостью и верой. Избавившись от материальных желаний во всех их проявлениях, порождаемых ложным эго, он должен обрести полную власть над деятельностью чувств, поставив их под контроль ума”.
/БГ 6.24 /

Обусловленная душа словно закована в железные кандалы. Она закована в кандалы ложного эго, и главной силой, направляющей ее действия в материальном мире, является ум. Когда ум находится в гуне благости, действия живого существа благотворны для него, ум в гуне страсти заставляет его действовать, навлекая на себя беспокойства, а ум в гуне невежества приводит к деградации в низшие формы жизни.
/БГ 15.7 /

Свобода. Если у нас есть духовное тело, которое не покрыто материальным телом. У нас есть духовное тело в этом материальном теле, оно очень маленькое, вот это и есть наше истинное лицо. Но сейчас я покрыт двумя материальными телами. Первое это тонкое тело, а второе это грубое тело. Тонкое тело создано из ума, разума и эго, ложного эго. А грубое тело состоит из земли воды огня воздуха и эфира, смешанных вместе. У нас есть два вида тела. Мы меняем эти тела.
/Речь, прочитанная Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 31 августа 1972 года, в Новом Вриндаване/

О Кешава! О Господь, принявший удивительный образ карлика- брахмана! О Джагадиша! О Харе, сокрушающий ложное эго Своих преданных! Слава Тебе! Отмеряя три шага земли, Ты Своими гигантскими шагами обманываешь Махараджу Бали, а водами Ганги, стекающими с Твоих лотосных стоп, очищаешь всех жителей этого мира.
/ШРИ ДАША-АВАТАРА-СТОТРА, Шри Джаядева Госвами/

Преданный, достигший совершенства с помощью регулярных занятий преданным служением, описывается в Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (15.25): человек, освободившийся от ложного эго, порожденного материальным существованием, достигший совершенства мистик получает право войти в царство Бога, называемое Ваикунтхой.
/Нектар преданности, 8/

Мы тоже до некоторой степени принадлежим к школе санкхьи, потому что анализируем материальные элементы: это земля, это вода, это огонь, это воздух, это эфир. Кроме того, к этому списку можно добавить свой ум, интеллект и эго. Но дальше своего эго я считать уже не могу. Однако Кришна говорит, что есть нечто выше эго, а именно жизненная сила
/Жизнь происходит из жизни, 4-ая утренняя прогулка/

Поскольку Верховный Господь управляет десятью органами тела, пятью элементами грубой материи, пятью объектами чувств, умом, разумом, ложным эго и душой, Его называют панча-вимшей, «двадцать пятым элементом».
/ШБ 7.8.52 /

Вслед за тем махат-таттва, как источник всех будущих существ, начинает дробиться на множество различных форм. Махат-таттва находится под преобладающим влиянием гуны невежества и дает начало ложному эго. Она представляет собой полную экспансию Личности Бога и в совершенстве знает принципы творения и сроки его созревания.
/ШБ 3.5.28 /

11. От возбуждения изначальных гун в непроявленной материальной природе возникает махат-таттва. Из махат-таттвы исходит элементарное ложное эго, которое подразделяется на три аспекта. Это тройственное ложное эго в дальнейшем проявляется, как тонкие формы восприятия, как чувства и как грубые объекты чувств. Возникновение всего этого называют творением.
/ШБ 12.7.11 /

Элемент эфира отберет качество прикосновения у воздуха, и воздух войдет в эфир.
Затем, О Царь, ложное эго в гуне невежества овладеет звуком, качеством эфира, после чего сам эфир вольется в ложное эго. Ложное эго в гуне страсти заберет способности чувств, и ложное эго в гуне благости поглотит покровителей частей тела. Затем совокупная махат-таттва поглотит ложное эго вместе с его различными функциями, и эта махат сольется с благостью, страстью и невежеством.
/ШБ 12.4.15-19 /

На первом из девяти этапов творения создается махат-таттва - совокупность всех материальных элементов, в которой, благодаря присутствию Верховного Господа, происходит взаимодействие гун материальной природы. На втором этапе возникает ложное эго и в нем формируются материальные элементы, материальное знание и материальная деятельность.
/ШБ 3.10.15 /

Приведенная в движение судьбами джив, махат-таттва, в которой превалирует раджас, породила ложное эго, существующее в трех формах. Из эго, в свою очередь, возникло несколько групп, состоящих из пяти элементов.
/ШБ 3.20.13 /

Махараджа Бали вместе со всеми жрецами, ачарьями и другими людьми взирал на вселенское тело Верховной Личности Бога, исполненное шести достояний. Оно заключало в себе все, что есть во вселенной, в том числе все стихии, чувства, объекты чувств, ум, интеллект и ложное эго, все многообразие живых существ и разные виды взаимодействия трех гун материальной природы.
/ШБ 8.20.22 /

В Бхагавад-гите сказано: ахам критснасйа джагатах прабхавах - космос есть проявление энергии Верховного Господа. Материальные составляющие мироздания (земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго) относятся к Его низшей энергии, а живые существа - к высшей. Энергия Господа неотлична от Него Самого и потому все сущее - это Кришна в Его безличном аспекте.
/ЧЧ Ади 1.53 /

Объекты материального наслаждения [звук, форма, вкус, прикосновение и запах], деятельность органов чувств, те, кто управляет этой деятельностью [полубоги], материальное тело, вечное время и эго — все это порождения Твоей материальной энергии. Те, кто, достигнув совершенства в практике мистической йоги, укрепили свой разум, понимают это. Они также видят, что за всем этим стоишь Ты в Своем трансцендентном образе Сверхдуши. Поэтому мы снова и снова приносим Тебе свои смиренные поклоны.
/ШБ 5.18.37 /

Материальное тело, погруженное в круговорот материальной деятельности, подобно колесу на колеснице ума. Десять чувств [пять для совершения действий и пять для обретения знаний], а также пять воздушных потоков в теле образуют пятнадцать спиц этого колеса. Три гуны природы [благость, страсть и невежество] — это ступица, а восемь первоэлементов творения [земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, рассудок и ложное эго] составляют обод этого колеса. Внешняя, или материальная, энергия, словно электричество, приводит его в движение. Так колесо материального тела быстро вращается вокруг оси — главной своей опоры. Его осью является Сам Господь — Высшая Душа и Абсолютная Истина. Мы в почтении склоняемся перед этим Господом.
/ШБ 8.5.28 /

Что такое ложное эго? Это отождествление души (сознания) с материальным телом. Душа является нематериальной субстанцией, которая обладает сознанием; она осознает, в том числе осознает материальное тело.
Благодаря ложному эго, душа связывается с телом, и образуется узел между материей и духом. Но такое отождествление души с материальным телом ложно , так как на самом деле душа никогда не становится телом. При рождении тела душа не рождается, во время болезней тела душа не болеет, в момент смерти тела душа не умирает; потому что душа не является частью материи, подверженной рождению (возникновению), изменению и смерти (исчезновению).
Именно ложное эго не дает душе осознавать себя чистым сознанием, так как привязанность к материи затмевает истинное положение вещей.
Проявления ложного эго и последствия
Ложное эго проявляется через «я», «мне», «мое» - человек сосредотачивается на себе, хочет жить для себя, стремится к обладанию материальными вещами, что только способствует забыванию своей истинной природы.
Из-за влияния ложного эго, человек целиком погружается в материальную деятельность, пытаясь добыть себе как можно больше счастья. Он пытается получить как можно больше удовольствия от материальной жизни, и избежать страданий. Однако со временем он понимает, что такие поиски никогда не дадут ему полного удовлетворения, так как счастье в материальном мире призрачно, оно каждый раз ускользает, оставляя после себя проблемы, разочарования, депрессии и болезни.Ложные концепции, приносящие страдания
Все ложные концепции произрастают из отождествленности с материальным телом, то есть из ложного эго.
- я являюсь причиной
- я действую
- это мое (я владею)
- нужно жить для себя
И так далее.
Эти концепции являются ложными, так как душа по определению является чистым воспринимающим сознанием . В Бхагавад-Гите подробно описана природа души, в частности, ясно сказано, что душа ничего не делает в этом мире (все действия совершают гуны (энергии) материальной природы). Многие люди, кто познал свою истинную природу, подтверждают этот факт. Поэтому считать себя причиной - это заблуждение. Тело действует, но действует только под влиянием гун (благость, страсть и невежество), поэтому не является причиной своих действий.
Концепция владения тоже является ложной, так как на самом деле всё принадлежит Богу. Настоящее владение или обладание - это когда мы не можем потерять что-то, никогда. Но такого не бывает, все материальные вещи преходящи, и то, чем мы обладаем, Жизнь может забрать у нас в любой миг, даже не спрашивая. Какое же это обладание? Это постоянный страх потерять то, что имеем. Чего стоит такое владение?
А ложная концепция «жить для себя» создает человеку массу проблем, так как он притягивает в свою жизнь людей с точно таким же настроем, и тогда начинается война за обладание - вещами, обстоятельствами, положением, удовольствиями и т.д. - обладание тем, что в любом случае приносит массу неприятностей.
Эти и другие ложные концепции не дают человеку осознать себя, познать свои истинную природу, заставляя его крутиться как белка в колесе, обеспечивая ему следующие инкарнации (так как неосуществленные желания привязывают человека к материальному миру, заставляя воплощаться снова и снова).
Это большая шутка жизни - человек возомнил себя причиной, автором, владельцем, и это притом что он сам целиком и полностью является марионеткой в руках материальной природы. Истинное эго
Ни ум, ни разум, ни ложное эго не является истинным я, или истинным эго.
Истинное эго - это осознание себя вечной духовной частицей Всевышнего, неотъемлемой частью Бога, Его духовной искрой.
По природе своей (качественно) душа не отлична от Бога, но отлична количественно, так как является всего лишь крохотной частицей сознания Бога.
Природой души, так как она неотъемлемая часть Бога, является служение Ему. Это естественная природа души, как частицы Единого Сознания - служить Целому. Ничего другого душа делать не может, так как это ее единственная функция. Это как орган физического тела, который естественным образом служит всему телу; он не работает сам для себя.
Человек, как составное существо, в любом случае служит Богу, в каждый момент своей жизни, будь то служение духовной энергии Бога, или энергиям материального мира (благости, страсти или невежеству). Разница только в том, какие результаты он получает - как складывается его будущее. Всё в этом мире служит Богу - всегда, в каждый момент времени.
Согласно Ведам, истинное эго проявляется, когда человек занимается самопознанием и постепенно осознаёт свою природу: он избавляется от ложных концепций «я есть тело», «хочу себе…», «это мое», «я должен жить для себя» и т.д. Он видит, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не происходит случайно, все подчиняется Законам Жизни, или Законам Бога. У него естественным образом возникает желание делать что-то полезное не только для себя, но чтобы это приносило пользу всем. Это называется жить для Бога, потому что есть только Бог, всё проявленное - это проявление Бога. Принося пользу Целому, человек получает всё, что ему нужно, поэтому желание жить только для себя отпадает автоматически. Это проявление истинного эго.Освобождение - как обрести вечность, знание, блаженство
В Ведах говорится, что истинное эго приносит человеку истинное счастье, а не временные удовольствия, которые неизбежно сменяются страданиями.
Душа свободна по природе своей, так как, по сути, она даже не имеет отношения к материальному миру, кроме иллюзорных привязанностей.
Веды утверждают, что природой души является вечность (неподвластность времени), знание (истинное знание о природе вещей) и блаженство, то есть настоящее духовное счастье. И чтобы познать свою природу, человек должен изучать духовную литературу (священные писания), пытаться разобраться в сложных моментах, работать над собой, заниматься самопознанием - тем или иным образом. Так он обретает освобождение и достигает вечности, знания и блаженства (сат, чит, ананда ).
Для нашей эпохи самым быстрым методом освобождения и самопознания Веды называют бхакти-йогу, то есть путь преданного служения Богу. Этот путь очень быстро показывает человеку его истинное положение, как души, так и тела. Однако, сложность в том, что концепция жизни современного человека (жить для себя) прямо противоположна пути бхакти (жить для Бога), из-за чего этот путь неприемлем для людей, которые слишком сильно отождествлены с материальным телом. Для таких людей существуют другие разделы Вед, и каждый может выбрать тот путь, который на данный момент ему больше всего нравится.
Все пути ведут к Богу, потому что нет ничего, кроме Бога. Так или иначе, каждый человек когда-то осознает свою истинную природу, избавится от ложного эго и обретет вечность, знание и блаженство. Вопрос только в том, сколько времени займет путешествие души домой, и что ей повстречается на пути.
Пусть для всех этот путь будет легким, увлекательным и приятным!

Поговорим о душе, ложном и истинном эго, а также о ложных концепциях, которые приносят человеку страдания, депрессии и болезни. Поговорим также о самопознании и духовном освобождении.

Что такое ложное эго

Ложные концепции, приносящие страдания

Все ложные концепции произрастают из отождествленности с материальным телом, то есть из ложного эго.
- я являюсь причиной
- я действую
- это мое (я владею)
- нужно жить для себя
И так далее.

Эти концепции являются ложными, так как душа по определению является чистым воспринимающим сознанием. В Бхагавад-Гите подробно описана природа души, в частности, ясно сказано, что душа ничего не делает в этом мире (все действия совершают гуны (энергии) материальной природы). Многие люди, кто познал свою истинную природу, подтверждают этот факт. Поэтому считать себя причиной – это заблуждение. Тело действует, но действует только под влиянием гун (благость, страсть и невежество), поэтому не является причиной своих действий.

Концепция владения тоже является ложной, так как на самом деле . Настоящее владение или обладание – это когда мы не можем потерять что-то, никогда. Но такого не бывает, все материальные вещи преходящи, и то, чем мы обладаем, Жизнь может забрать у нас в любой миг, даже не спрашивая. Какое же это обладание? Это постоянный страх потерять то, что имеем. Чего стоит такое владение?

А ложная концепция «жить для себя» создает человеку массу проблем, так как он притягивает в свою жизнь людей с точно таким же настроем, и тогда начинается война за обладание – вещами, обстоятельствами, положением, удовольствиями и т.д. – обладание тем, что в любом случае приносит массу неприятностей.

Эти и другие ложные концепции не дают человеку осознать себя, познать свои истинную природу, заставляя его крутиться как белка в колесе, обеспечивая ему следующие инкарнации (так как неосуществленные желания привязывают человека к материальному миру, заставляя воплощаться снова и снова).

Это большая шутка жизни – человек возомнил себя причиной, автором, владельцем, и это притом что он сам целиком и полностью является марионеткой в руках материальной природы.

Истинное эго

Ни , ни разум, ни ложное эго не является истинным я, или истинным эго.

Истинное эго – это осознание себя вечной духовной частицей Всевышнего, неотъемлемой частью Бога, Его духовной искрой.

По природе своей (качественно) душа не отлична от Бога, но отлична количественно, так как является всего лишь крохотной частицей сознания Бога.

Природой души, так как она неотъемлемая часть Бога, является служение Ему. Это естественная души, как частицы Единого Сознания – служить Целому. Ничего другого душа делать не может, так как это ее единственная функция. Это как орган физического тела, который естественным образом служит всему телу; он не работает сам для себя.

Человек, как составное существо, в любом случае служит Богу, в каждый момент своей жизни, будь то служение духовной энергии Бога, или энергиям материального мира (благости, страсти или невежеству). Разница только в том, какие результаты он получает - как складывается его будущее. Всё в этом мире служит Богу – всегда, в каждый момент времени.

Согласно Ведам, истинное эго проявляется, когда человек занимается и постепенно осознаёт свою природу: он избавляется от ложных концепций «я есть тело», «хочу себе…», «это мое», «я должен жить для себя» и т.д. Он видит, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не происходит случайно, все подчиняется Законам Жизни, или Законам Бога. У него естественным образом возникает желание делать что-то полезное не только для себя, но чтобы это приносило пользу всем. Это называется жить для Бога, потому что есть только Бог, всё проявленное – это проявление Бога. Принося пользу Целому, человек получает всё, что ему нужно, поэтому желание жить только для себя отпадает автоматически. Это проявление истинного эго.

Освобождение – как обрести вечность, знание, блаженство

В Ведах говорится, что истинное эго приносит человеку истинное счастье, а не временные удовольствия, которые неизбежно сменяются страданиями.

Душа свободна по природе своей, так как, по сути, она даже не имеет отношения к материальному миру, кроме иллюзорных привязанностей.

Утверждают, что природой души является вечность (неподвластность времени), знание (истинное знание о природе вещей) и блаженство, то есть настоящее духовное счастье. И чтобы познать свою природу, человек должен изучать духовную литературу (священные писания), пытаться разобраться в сложных моментах, работать над собой, заниматься самопознанием – тем или иным образом. Так он обретает освобождение и достигает вечности, знания и блаженства.

Для нашей эпохи самым быстрым методом освобождения и Веды называют бхакти-йогу, то есть путь преданного служения Богу. Этот путь очень быстро показывает человеку его истинное положение, как души, так и тела. Однако, сложность в том, что концепция жизни современного человека (жить для себя) прямо противоположна пути бхакти (жить для Бога), из-за чего этот путь неприемлем для людей, которые слишком сильно отождествлены с материальным телом. Для таких людей существуют другие разделы Вед, и каждый может выбрать тот путь, который на данный момент ему больше всего нравится.

Все пути ведут к , потому что нет ничего, кроме Бога. Так или иначе, каждый человек когда-то осознает свою истинную природу, избавится от ложного эго и обретет вечность, знание и блаженство. Вопрос только в том, сколько времени займет путешествие души домой, и что ей повстречается на пути.

Пусть для всех этот путь будет легким, увлекательным и приятным!


Статья написана по Ведическим материалам. Возможны неточности, изучайте оригиналы.


Обсудить на форуме эзотерики :