Биографии Характеристики Анализ

Обучение полётам на параплане, парамоторе и паралете; Парапланеризм, Параглайдинг. Цена парапланерного обучения

Параплан — это сверхлегкая, тряпочная, но все же авиация. И требует очень ответственного, методичного подхода в обучении и единых стандартов подготовки пилотов. Такие методики разрабатываются и утверждаются на государственном уровне. Единственный официальный документ, касающийся обучения на параплане, был выпущен в 1987 году, еще в СССР — КУЛП-СД 87 (курс учебно-летной подготовки спортсмена-дельтапланериста 87). Этот курс был разработан в те времена, когда парапланеризм только-только появился и рассматривался как подвид дельтаплана, что отражено в его названии. Сейчас этот документ безнадежно устарел, а некоторые его рекомендации откровенно опасны, так как не учитывают специфики параплана в сравнении с дельтапланом. Парапланы сильно изменились, поменялись техника обеспечения полетов. С другой стороны, по закону для полетов на параплане и парамоторе не требуется свидетельство пилота. Они выведены из категории лицензируемых, так как имеют массу конструкции менее 115 кг. Можно сказать, что параплан и парамотор в авиации это аналог велосипеда в ПДД. И обучение на них так же не является лицензируемой деятельностью. Поэтому большинство парапланерных школ выработали более менее единый стандарт программы обучения, который с какими то нюансами используется везде.

Наш клуб СпортАвиаСервис — один из старейших в Санкт-Петербурге. Мы помогаем подняться в небо пилотам на параплане с 2000 года. Курс начальной подготовки, который мы создали и отшлифовали за время нашей деятельности, позволяет практически любому человеку научиться летать с нуля.

Полеты нашего клуба проходят на лебедке, на поле у поселка Углово. Буксировка дает возможность эффективно и безопасно получить навыки пилотирования, отработать маневрирование в воздухе, закрепить старт и приземление. С начальным запасом высоты 300-400 метров после окончания затяжки, пилот успевает качественно выполнить полетное задание и построить заход на посадку.

Парапланеризм в СПб

Пилоты в нашем городе летают в Можайском, с небольшого склона, и на буксировке, с помощью лебедки. Мы практикуем полеты на лебедке, поскольку это значительнее эффективнее и качественнее подготовки на маленьком склоне.

1800 руб/день

500 руб/день

250 руб/день

100 руб/день

4000 руб/день

12000 руб/день

бесплатно

Учебная литература

Книга для тех, кто мечтает, словно птица, парить в небе, кто хочет научиться летать с помощью сверхлегкого летательного аппарата — параплана. Пособие состоит из курса лекций по начальной теоретической подготовке и постановок упражнений летной подготовки.

Бумажный тираж книжки полностью разошелся. Ее электронная версия выложена в клубную библиотеку в открытый и бесплатный доступ . Просьба ко всем читателям сообщать автору о случаях коммерческих продаж электронной версии книжки.

Обучение полетам на парапланах

Этап 1. Наземные тренажи
и начальная летная подготовка — 2400 руб/день

Этап 2. Посадка в цель, основы сложного пилотажа
и начало парящих полетов — 1800 руб/день

Этап 3. Парящие и маршрутные полеты в динамических
и термических восходящих потоках — 1200 руб/день

Аренда летной техники
в процессе обучения

Параплан-комплект — 1800 руб/день

параплан, подвесная система, защитный шлем . При полетах на высоте более 100 м подвесная система комплектуется спасательным парашютом и, при необходимости, радиостанцией. При полетах с использованием буксировочной лебедки на подвесную систему устанавливается отцепное устройство. По решению инструктора на одном параплане допускается одновременное обучение до двух курсантов.

Подвесная система — 500 руб/день

Если у курсанта есть свой параплан, но нет подвесной системы, она может быть предоставлена клубом. При планировании полетов на высотах более 100 м и на буксировочной лебедке, подвесная система комплектуется спасательным парашютом.

В случае повреждения летного оборудования, курсант полностью оплачивает его ремонт.

Радиостанция — 250 руб/день

При необходимости, главным образом на "дальних" выездах, клуб может предоставить курсантам компактные радиостанции и обеспечить их зарядку после полетов (в том числе в "полевых" условиях).

В случае повреждения или утери радиостанции, курсант полностью оплачивает ее ремонт или обеспечивает покупку равноценной : частотный диапазон 144 Мгц, максимальная выходная мощность не менее 5 Вт.

Отцепное устройство (для полетов на буксировке) — 100 руб/день

При полетах на буксировочной лебедке необходимо специальное устройство для отцепки от троса. При необходимости оно может быть предоставлено клубом.

В случае повреждения или утери отцепного устройства, курсант полностью оплачивает его ремонт или обеспечивает покупку равноценного .

Обучение полетам на парамоторах

Курс обучения полетам на парамоторе — 4000 руб/день

Школа "Первый шаг" также рекомендует всем курсантам-мотористам пройти курс парящих полетов в рамках задачи II по КУЛП-СД-88 (полеты на парение в потоках обтекания) и набрать общий налет на свободном крыле не менее 8-10 часов. Полученные при этом знания и накопленный летный опыт не только облегчат процесс моторного обучения, но и обезопасят начинающего пилота от неприятностей, связанных с непреднамеренными попаданиями парамотора в условия атмосферной турбулентности и термической активности при выполнении маршрутных полетов с существенным удалением от стартовой площадки.

Аренда парамотора и параплана
в процессе обучения — 12000 руб

В предоставляемый клубом комплект снаряжения входят: параплан, парамотор, защитный шлем, радиостанция . В стоимость аренды парамотора включена заправка топливом из расчета на 30 мин полета.

Перед началом практических занятий курсант вносит страховочный взнос 150000 руб в качестве гарантии компенсации возможных расходов клуба на восстановление техники в случае ее поломки курсантом. По окончании обучения страховочный взнос возвращается.

В случае повреждения летного оборудования, курсант полностью оплачивает его ремонт.

Помощь членам клуба
в приобретении летной техники

По окончании обучения некоторые курсанты стремятся приобрести параплан как бы "на вырост ". Замысел прост — спортивные парапланы летают лучше учебных, а начинающему пилоту или пилотессе хочется как можно скорее выпарить под облака. Но при этом забывается, что спортивные парапланы не только летают лучше, но и требуют от пилота существенно более высокой техники пилотирования. Они, в отличие от учебных, не склонны прощать новичкам ошибки, которые те обязательно и неоднократно совершат в своих первых самостоятельных полетах.

Зная летные характеристики и особенности эксплуатации множества парапланов, наши инструкторы помогут курсантам подобрать крылья, которые будут точно соответствовать их летной квалификации и обеспечат, таким образом, начинающим пилотам, при максимально возможных летных характеристиках приобретаемого параплана, должный уровень безопасности .

Рекомендуя производителей парапланерного снаряжения , Школа ориентируется прежде всего на фирмы, работающие в Московском регионе. Ассортимент выпускаемых ими парапланов, парамоторов и подвесных систем достаточно широк, чтобы удовлетворить запросы самого взыскательного покупателя, а близость производителей к Школе существенно облегчает и ускоряет послепродажное обслуживание и, при необходимости, ремонт приобретенной курсантами техники.

Парапланеризм - это развивающийся вид спорта, в котором нужно управлять парапланом, приобрел среди любителей новых ощущений широкую популярность. Параплан - представляет собой очень легкий безмоторный пилотируемый летательный аппарат, планер с мягким 2-х болочковым крылом, надуваемым через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Полеты на параплане может совершать любой человек, так как это не требует специальной спортивной подготовки, но привлекает многих своей зрелищностью и возможностью парить над землей. Обучаться парапланеризму необходимо в профессиональных школах, используя при этом качественное снаряжение.

Техника полета парапланериста

Параплан расходует высоту непрерывно (планирует), чтобы лететь. Любой пилот желал бы освоить технику полета, которая позволяет не терять быстро высоту, а лететь намного дольше. Используя восходящие потоки воздуха, можно добиться такого результата. Парапланеристы используют два вида восходящего потока: динамик и термик.

«Динамик» (восходящий динамический поток) преобладает, если ветер дует в склон и тем самым изменяется горизонтальное направление ветра на вертикальное вверх. При этом пилот может подняться на высоту в 2 раза большую вершины склона. Достоинством этого вида является то, что он не зависит от времени года и солнечной активности, является предсказуемым и простым в освоении полета. Недостатком является то, что он зависит от направления ветра, образуется при сильном ветре, высота полета зависит от высота склона, а также то, что пилот привязан к самому склону.

«Термик» (восходящий термический поток) образуется при большем прогреве поверхности земли в солнечную активность. При этом теплый воздух поднимается наверх и пропорционален солнечной активности. При этом пилот может подняться на высоту облаков и выше. Накопленная высота тратиться на маршрутные полеты к следующему термику. Достоинством термика является то, что высота полета намного выше, пилот не привязан к склону, и он возникает при солнечной активности. Недостатком является то, что данный вид термика у нас возникает обычно в период с мая по сентябрь, термическая активность сопровождается повышенной турбулентностью, а также возникновение термика носит вероятностный характер.

Три способа научиться парапланеризму

Научиться летать не так просто, как может казаться со стороны. А если Вам не повезет при самостоятельном обучении, то в лучшем случае Вы просто этого не будете делать. Есть несколько способов научиться:

Учиться самостоятельно (дорого для здоровья и довольно дороговато по деньгам. Нужно иметь много свободного времени, большое количество литературы, быть очень упорным и вдумчивым. Сами не учитесь - это опасно);

Учиться с помощью знакомого или друга (даже если друг опытный пилот, и он запускает Вас в полет без объяснений и без оборудования защиты, то быстро прекращайте такое обучение);

Учиться в клубе или школе парапланеризма (это самый надежный и проверенный способ. Лучше довериться профессиональным инструкторам).

У нас существуют детские парапланерные клубы и школы, даже проводятся чемпионаты среди детей. Летать можно с 18 лет без согласия родителей, а возрастной верх не определен.

Оборудование для парапланеризма

Занятия парапланеризмом связаны с риском для жизни и здоровья, поэтому увлекаясь полетами на параплане, прежде всего, необходимо выбрать правильное оборудование.

Самое главное, что понадобиться это параплан , который можно будет подобрать в клубе парапланеризма. Парапланы бывают трех групп: класса Standard (для начинающих или пилотов летающих без стресса - не самые лучшие летные качества, но высокая стабильность), класса Performance (переходная модель, высокие летные качества, умеренная стабильность), класса Competition (для опытных спортсменов, используются для соревнований). В зависимости от назначения парапланы подразделяются на виды: учебные («школьные») - первоначальное обучение пилотов; «акро» - выполнение фигур высшего пилотажа (аэробатика); тандем - двухместные (находятся инструктор с учеником); моторизованные полеты - парапланы с моторами.

Современный новый параплан стоит порядка 1200 - 4500 евро, что зависит от фирмы производителя. Имеется множество дешевых и дорогих отечественных парапланов, которые сшиты в подвалах. Их качество очень сомнительно, так как их никто не тестировал. Так же имеется обширный рынок парапланов бывших в употреблении. Их стоимость варьирует от 200 до 1200 евро (скорее всего не летающие или импортные почти новые модели).

Для комфорта и безопасности необходимо выбирать подвесную систему - кресло, в котором находятся во время полета. Оно изготавливается из прочных тканей и лент, и крепиться с помощью карабинов к параплану. Стоимость на подвеску колеблется от 140 до 600 евро и выше в зависимости от выполненного варианта. В среднем, подвесная система стоит 300-350 евро.

Шлем следует выбирать такой, который является наиболее прочным, легким, обеспечивает хорошую слышимость, свободный поворот головы и имеет надежный страховочный ремень. Форма шлема должна быть обтекаемой.

Запасной парашют является необходимой частью оборудования, особенно если полет проходит на высоте более 50 метров (на соревнованиях запасной парашют обязателен). Стоит он от 180 до 500 евро.

Парапланерный комбинезон позволяет защитить Вас не только от холода, но и от царапин. Желательно, чтобы он был прочный, водонепроницаемый и дышащий.

Парапланерный прибор или мини бортовой компьютер , который выдает различную информацию: высота полета, подъемная скорость, скорость снижения, температура воздуха, время полета, текущее время. Имеет память нескольких полетов. Стоит он от 80 до 1000 евро.

Перчатки обеспечивают теплоту рук во время полетов на длительные расстояния и на определенной высоте.

Специальные парапланерные ботинки обеспечивают защиту ног от возможных повреждений. Имеют небольшой вес, высокий подъем, не позволяют зацепиться за стропы, протектор для разбега и клин для погашения ударов.

Рюкзак , помещающийся в карман подвесной системы, позволяет вместить в себя все необходимое оборудование.

Кроме того, может пригодиться дополнительное оборудование :

Анемометр - прибор для измерения силы ветра;

Акселератор - устройство для повышения скорости полета;

GPS - навигационный прибор;

Очки - защита от солнечных лучей и ветра;

Подшлемник - согревает голову при низкой температуре и не засаливает шлем изнутри;

Отцепка - устройство, отцепляющее пилота от троса лебедки после затяжки.

Сегодня разработкой и производством новых моделей парапланов и сопутствующего снаряжения занимается множество зарубежных и российских фирм. Рынок парапланерного оборудования большой и Вам будет очень трудно сориентироваться в огромном количестве этой информации.

В интернете Вы можете узнать о производителях и снаряжении и тем самым сделать самостоятельный выбор. Рекомендуем Вам проконсультироваться предварительно у людей более знающих.

У дилеров можно приобрести импортные парапланы с процентной надбавкой следующих надежных и известных фирм: австрийская «Nova» (на сайте www.nova-wings.ru), японская «Up» (на сайте www.paraavis.com), английская «Airwave» (на сайте www.paravia.ru). Их стоимость составляет от 2000 до 5000 долларов. Чуть дешевле обойдутся чешские парапланы «Gradient» (на сайте www.extreme-style.ru). Выпуском отечественных парапланов занимается производитель (магазин «Крылья» на сайте http://krilyev.net). В зависимости от класса стоимость отечественных парапланов из импортной ткани с сертификатом составляет 1100-1700 долларов, а из ткани российского производства - намного дешевле. Российский параплан б/у стоит порядка 100-800 долларов, а импортный б/у - дороже в несколько раз.

Параплан российского производства можно приобрести у понравившейся фирмы, а параплан импортной разработки необходимо заказывать у дилера или в конкретном зарубежном магазине. В Германии магазин по продаже оборудования для парапланеризма находится по адресу: skywalk GmbH & Co. KG | Bahnhofstraße 110 | 83224 GRASSAU - GERMANY (сайт www.skywalk.info).

Главное чтобы оборудование для парапланеризма было безопасно и радовало своих владельцев, помогая им наращивать свое летное мастерство, как на равнине, так и в горах.

Документы парапланериста

Если Вы решили заниматься парапланеризмом, то вообще надо знать, что для пилотов-парапланеристов существуют некоторые требования по сдаче экзаменов, чтобы получить определенные категории:

«A» - студент (тот, кто в летной школе проходит обучение);

«B» - пилот клуба (может летать только под присмотром более опытных пилотов);

«C» - пилот (тот, кто имеет опыт полетов в горах и является самостоятельным пилотом);

«D» - XC-пилот (разбирается в навигации и летает маршруты);

«E» - пилот мотопараплана (летает безопасно на парамоторе);

«T» - тандем-пилот (имеет право совместного полета на тандеме с пассажиром);

«I» - инструктор (имеет опыт и квалификацию для самостоятельного обучения пилотов).

Через руководителя клуба парапланеризма можно заказать карту IPPI (международная карта идентификации пилота), которая позволит Вам осуществлять легальный полет на параплане в странах Европы, а также за рубежом.

Для Вашего участия в летных соревнованиях, необходимо получить спортивные дополнительные лицензии. Лицензия будет являться документом, который подтверждает Ваши летные знания и умения, а также дает право летать в других клубах парапланеризма, участвовать в соревнованиях и летать за рубежом и в Европе.

Выбор клуба или школы парапланеризма

Научиться летать на параплане можно в специальных школах, где все навыки и умения, необходимые для совершения полета, предоставят опытные инструкторы. Как правило, базовый наземный курс парапланеризма занимает несколько часов, после которых можно сделать первый полет совместно с инструктором или самостоятельно.

По количеству занятий можно пройти курс обучения, а научиться летать можно только успешно выполнив летные задачи. Найдите свой клуб или свою школу парапланеризма, которая поможет Вам приобретать знания для базового освоения умений парапланеризма (для начала Вашего развития), а также приобщит Вас к радостному открытию полета.

Прежде, чем выбрать клуб или школу, поговорите с учениками и узнайте их настроение. Поинтересуйтесь обязательно квалификацией инструкторов и узнайте, достаточно ли учебных парапланов. Программа обучения в школе не должна быть менее 4-х дней.

Заниматься парапланеризмом в Москве можно в следующих клубах и школах:

Подумайте в выборе о том, в каком клубе или в какой парапланерной школе было бы лучше учиться. Тем более что выбор сейчас огромный. Поговорите со знакомыми и инструкторами, изучите программы обучения. Желательно, чтобы устные занятия проходили не на поле, а в помещении. Узнайте, что включается в теоретическую подготовку и осуществляются ли выездные курсы. Узнайте у руководства парапланерного клуба, на каких классах и видах парапланов они учат, а тем более сертифицированы ли они. Гарантию безопасности парапланов дает только наличие у них таких сертификатов как DHV и AFNOR. Все парапланерные школы и клубы организованы при различных фирмах, которые торгуют парапланами, а значит, клуб имеет заинтересованность в том, чтобы приобрести в Вас не только ученика, но и потенциального покупателя. Если обучение проходит без рации, то не появляйтесь там даже и близко. Будьте очень внимательны при выборе парапланерного клуба и находите наилучшее решение.

Если серьезно заниматься парапланеризмом, то можно научиться на параплане обрабатывать восходящие потоки и успешно летать на большие расстояния.

Для одних парапланеризм, это спортивная жизнь, для других - любимая работа, для третьих - развлечение и отдых, для четвертых - способ самоутверждения. Каждый выбирает то, что ему нравится. Даже такой простой элемент на параплане, как тугая спираль вызывает у начинающего пилота море адреналина.

Если Вам нравится состояние полета, и оно доставляет большое удовольствие, то скорее выбирайте парапланеризм.

Параплан - это летательный аппарат, состоящий из мягкого надувного крыла и подвесной системы. Поскольку параплан тяжелее воздуха после старта он переходит в снижение. При этом создаётся набегающий поток воздуха. За счёт аэродинамики крыла образуется подъёмная сила, которая уменьшает скорость снижения.

Аэродинамическое качество лучших парапланов не превышает 10. Это означает, что снизившись на 1 метр, параплан пролетит не больше 10 метров по горизонтали. Из всех безмоторных летательных аппаратов тяжелее воздуха аэродинамическое качество у параплана хуже всех. Однако из летательных аппаратов своего семейства аэродинамическое качество параплана выше, чем у парамотора , паралёта и аэрошюта .

Однако опытные пилоты умудряются выполнять маршрутные полёты длиной в несколько десятков километров. Происходит это благодаря существованию восходящих потоков нагретого воздуха над определёнными участками земной поверхности. Чем лучше поглощает солнечный свет земля (например, свежая пашня), тем сильнее она нагревается. От неё нагревается воздух. Нагреваясь, воздух расширяется и поднимается вверх с определённой скоростью. Если эта скорость превысит вертикальную скорость снижения попавшего в такой поток параплана, то параплан будет набирать высоту!

Взлёт на параплане возможен двумя способами: с горки и с лебёдки. В первом случае парапланерист выбирает склон, по направлению на который дует ветер. Парапланерист разбегается, ветер подхватывает купол и начинается полёт. В центральной чатси России горы отсутствуют, используются склоны холмов высотой 30-50 метров. Этого хватает для первоначального обучения, но недостаточно для маршрутных полётов, так как за 1-2 минуты полёта найти восходящий термический поток можно только случайно. Лебёдка затягивает парапланериста на высоту 300-500 метров. В этом случае у него в 10 раз больше времени на поиск восходящего потока.

Поскольку подходящих склонов и работающих лебёдок не так уж и много, сказать о том, что на параплане можно летать где угодно нельзя. Однако по сравнению с другими безмоторными летательными аппаратами параплан даёт пилоту наибольшую свободу.

Приземление на параплане не требует никаких особенных условий - достаточно ровного участка местности. Пробег при посадке на параплане отсутствует.

Обучение полётам на параплане широко распространено по всему миру, в том числе и в России. Это обусловлено низкой стоимостью обучения - начальный курс стоит всего от 20000 рублей. После его прохождения уже можно покупать собственный параплан, который будет стоить всего от 50000 рублей.

Споры о том, с чего начинать обучение - со склона или с лебёдки не утихают до сих пор, однозначного ответа здесь нет. Склон безопаснее, но не позволяет производить длительные полёты, навыки дольше усваиваются. Лебёдка позволяет сразу почувствовать полёт и не торопясь обучаться управлению парапланом. Но если у пилота есть желание выехать за границу и полетать на параплане с гор, то навыка старта с лебёдки будет явно недостаточно, придётся подучиться.

После завершения начального обучения возможно постепенное повышение квалификации. Пилоты обучаются парению, маршрутным полётам. Также существуют курсы выхода из экстремальных ситуаций и курсы высшего пилотажа.

Эксплуатация собственного параплана не представляет никаких сложностей. Полный комплекс весит 20-30 кг и умещается в рюкзак, поэтому к месту старта можно добраться даже не имея собственного автомобиля. Подготовить параплан к полёту можно за 10-15 минут. Крыло и подвесная система служат 3-5 лет (в случае активных полётов), после чего должны быть полностью заменены.

Параплан - один из самых безопасных летательных аппаратов. Обусловлено это тем, что летая на нём достаточно сложно войти в опасный режим полёта. Во время начального обучения полёты всегда проходят в условиях спокойной атмосферы, поэтому опасности никакой не представляют.

Иногда в условиях турбулентной атмосферы или в случае ошибки во время выполнения сложных пилотажных фигур крыло параплана может сложиться. В этом случае полностью или частично теряется подъёмная сила, что приводит к падению. Однако современные парапланы производятся таким образом, что в большинстве случаев крыло самостоятельно способно раскрыться и предотвратить падение.

Пилот параплана всегда может надеть на себя запасной парашют. В этом случае риск складывания купола практически исключается.