Биографии Характеристики Анализ

Максим горький старуха изергиль анализ. Описание главных героев

Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Они освещают две концепции жизни, два представления о ней. Ларра – гордец, себялюбец, эгоист. Он утверждает право на господство сильной личности, противопоставляет себя массе, но люди не принимают его. Ларра ценит только себя и свою свободу, Данко стремится добыть свободу для всех. Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», а Данко отдает всего себя.

Образ Изергиль противоречив. Героиня рассказывает о себе лишь то, что лучше всего запомнилось. Юная Изергиль – воплощение стихийного вольнолюбия. Девушка не хотела быть ничьей рабой и жила, не зная забот о других. Впрочем, она была умна и наблюдательна, ценя людей за их личные качества, а не за положение в обществе (предпочла пана с изрубленным лицом, готового к подвигам, вельможе, осыпавшему ее с головы до ног золотом). История шляхтича Аркадэка является связующим звеном между преданиями и реальной жизнью.

Романтические рассказы: Макар Чудра. Старуха Изергиль.

Творческий путь писателя начался в 1892 году, когда в газете «Кавказ» (А.М.Пешков в это время находился в Тифлисе, куда его привели странствия по Руси) был опубликован его первый рассказ «Макар Чудра». Тогда же родился псевдоним – М.Горький.

А в 1895 году три апрельские номера «Самарской газеты» познакомили читателей с рассказом «Старуха Изергиль». Стало очевидно, что в литературу пришел новый яркий писатель. Горький начал свой литературный путь как романтик. Его первые произведения вполне вписывались в философию и поэтику романтизма как творческого метода. Герой в произведениях романтиков – исключительная личность, вступающая в борьбу с целым миром. Он подходит к действительности с позиции своего идеала. Люди, окружающие романтического героя, не понимают его. Герой-романтик одинок. Равное себе начало он видит лишь в стихийных силах природы. Поэтому огромную роль в романтическом произведении играет пейзаж, передающий таинственную могучую и неукротимую силу природы. Только она может быть адекватна романтическому сознанию. Романтический герой не соотносим с реальными жизненными обстоятельствами. Он отторгает реальность, живя в мире своих идеальных устремлений. Этот принцип романтического художественного мира называется принципом романтического двоемирия. Противостояние героя и действительности – одна из важнейших черт романтизма как литературного метода. Герои вышеназванных рассказов писателя именно романтические. Все художественные средства подчинены раскрытию романтического характера.

И Макар Чудра, и Изергиль (их именами названы оба произведения) не случайно в центре авторского внимания. Они герои-рассказчики. Из их уст мы слышим удивительные легенды о красивых людях Лойко Зобаре и красавице Радде («Макар Чудра»), о герое, спасшем свой народ, Данко («Старуха Изергиль»). Но, пожалуй, эти рассказы в рассказе (использование легенд, преданий, былей, сказочных элементов – характерный прием в творчестве писателей-романтиков) прежде всего выражают представления об идеальном и антиидеальном в человеке самих рассказчиков и автора.

Макар Чудра и Изергиль как романтические герои устремлены к одной цели, они носители одной мечты, страсти. Д ля Макара Чудры – это безудержное стремление к свободе, воле; Изергиль подчинила всю свою жизнь любви. И герои рассказанных ими легенд также носители единственного начала, доведенного до максимальной степени. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям. Ларра – его романтический антипод – крайний индивидуализм, эгоцентризм (по представлениям автора – антиидеал).

Романтический герой – цельная натура, ни при каких обстоятельствах не способная к компромиссу. Когда жизнь искушает, «провоцирует», в его сознании возникает неразрешимое противоречие. Так происходит с Лойко и Раддой. Они не в силах сделать выбор между гордостью, вольнолюбием и любовью. Верные своему идеалу, они предпочитают смерть. И герой-рассказчик, Макар Чудра, сам романтик, воспринимает такое разрешение как естественное и единственно возможное. По представлению Макара, только таким образом можно было сохранить свою свободу, дороже которой для Лойко и Радды нет ничего. Закономерен вывод рассказчика из романтической истории о гордых цыганах: «Ну, сокол, ...век свой будешь свободной птицей»– но при одном условии – надо запомнить историю молодых цыган на всю жизнь. Таким образом, можно сказать, что идеал героев и рассказчика единый. Композиция повествования – вставные легенды и были – помогает раскрыть представления о ценностях жизни, идеалы автора и рассказчика.

Немаловажную роль играет композиция в создании образа Изергиль. Две легенды, рассказанные ею, – о Данко и Ларе – как два выражения идеала и антиидеала. Между ними автор помещает рассказ Изергиль о своей мятежной жизни, в которой главным началом была любовь. Изергиль полагает, что сама она близка Данко силой любви, но в ее рассказе о бывших возлюбленных читатель видит эгоистический характер любви героини. Она совершенно равнодушно отвечает на расспросы повествователя о судьбе ее возлюбленных. Даже о смерти их говорит безразлично. Это сближает Изергиль с Ларрой. Ее любовь, действительно всепоглощающая, не несла в себе света ни тем, кого она любила, ни ей самой. Не случайно, в старости она показана как испепеленная и опустошенная, она даже напоминает тень. Как мы помним, и Ларра вечной тенью бродит по свету. В портрете, данном глазами повествователя, оценка личности Изергиль дается средствами поэтической образности, которые подчеркивают ее близость с Ларрой: «...Сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень». Антиэстетичные детали портрета «тусклые черные глаза», «черные ямы щек» говорят об отношении автора к героине. Он не считает ее жизнь служением идеалу любви. Напротив, Изергиль так же эгоистична, как и Ларра. И потому одинока, далека от людей.

Очевидно, что представление об идеале повествователя в этом рассказе связано с образом Данко. Именно такой герой, любовь которого к людям ведет его к подвигу самопожертвования, близок автору. Свет его подвига из древних времен дошел до наших дней. Его сердце рассыпалось искрами по степи, и эти голубые искры, как живые, являются людям перед грозой.

Кроме композиции повествования, особую роль, как уже отмечалось, в горьковских романтических рассказах играет пейзаж. Природа у Горького одушевлена. Она дышит свободой и тайной. Старый цыган Макар показан во «мгле осенней ночи». Ночь, как живая, «вздрагивала и пугливо отодвигалась, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море» (подчеркнутые нами глаголы передают одушевленность природы. – И.С.). Еще более торжествен и выразителен пейзаж в рассказе «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными». Пейзаж кроме того играет роль фона для героя.

Важнейшим средством создания образа и необычной атмосферы у Горького является язык. Язык и стиль повествования экспрессивен, насыщен изобразительно-выразительными средствами. То же относится и к языку героя-рассказчика. Прием инверсии (в данном случае расположение эпитета после определяемого слова) усиливает выразительность тропов: «Их волосы, шелковые и черные», «ветер, теплый и ласковый». Сравнения характеризует тенденция к гиперболизации, выявлению исключительного; «Сильнее грома крикнул Данко»; сердце «пылало так ярко, как солнце». Нередко портрет персонажа строится на сравнении: «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка целое солнце... стоит весь, как в огне крови, в огне костра» (портрет Лойко Зобара в рассказе «Макар Чудра»).

Необходимо отметить и роль синтаксиса: повтор однотипных синтаксических конструкций делает повествование ритмичным, усиливает эмоциональное воздействие на читателя всего произведения.

Романтическое творчество Горького, его мечта о свободном человеке, воспетый им герой, совершающий подвиг самопожертвования во имя любви к людям, оказали определенное революционизирующее влияние на русское общество того времени, хотя автор не вкладывал прямой революционный смысл в образ своего Данко.

Романтический период в творчестве Горького был достаточно коротким, но цельным в содержательном и стилевом отношении. Горьковский идеал свободной, активной, созидающей личности нашел воплощение в романтически приподнятом стиле его рассказов. Для них характерна обобщенно-лирическая характеристика героев, использование сказочно-легендарных образов и сюжетов, торжественная лексика, усложненный синтаксис, эмоционально окрашенные изобразительно-выразительные средства языка.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям русского писателя и продолжает романтические мотивы его творчества.

Горький написал это произведение под впечатлениям от путешествия по южной Бессарабии в 1891 году. Сам же писатель считал этот рассказ одним из самых лучших и красивых в своем творчестве.

Композиция «Старухи Изергиль»

Рассказ состоит из трех новелл, которые соединены между собой общей идеей. Подобная композиция «Старуха Изергиль» довольно сложна, так как новеллы представлены как самостоятельные произведения, которые повествуют о историях, которые лишь отчасти связаны между собой.

Но новеллы пронизаны единой идеей, которая заключается в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни. С помощью трех разных легенд, Горький полноценно раскрывает образ главных героев и их представлений о жизни.

Писатель создает интересную и сложную систему образов, которая представляет собой основное средство для раскрытия темы «Старухи Изергиль» - человеческой свободы и несвободы.

Образы героев – ключевого к смыслу произведения

Основной образ первой новеллы – это эгоистичный индивидуалист Ларра , навлекший на себя бремя одиночества. Горький показывает героя в наихудшем свете. У людей Ларра вызывает страх и гнев.

Его натуру писатель использует для того, чтобы продемонстрировать к чему может привести непомерное желание свободы, полностью исключающее понятие справедливости и любви. Ларра знает только собственное «я», считает себя самым сильным и волевым, и отвергает все остальное, в том числе и людей.

Второй образ, созданный Горьким, противоположен Ларе, это милосердный Данко-альтруист . Он любит людей больше всего на свете и самопожертвование ради них - норма жизни для Данко.

Таким образом, Горький показывает истинную силу, что может быть в человеке – не ту, которая давит своей волей всех вокруг, а та, которая способна не только любить, но и полноценно выражать любовь, не страшась последствий и жертв.

Наиболее сложным для анализа представляет собой третий образ рассказа – старуха Изергиль . Она не является персонажем легенды, как два других героя, она – реальный человек, и ее история больше всего напоминает действительность

Она рассказывает историю любви, показывая какой гордой и непримеримой с самой собой она была. Она рассказывает о тех, кого она любила, но нет ощущения того, что любовь старухи Изергиль была наполнена светом и искренностью.

Тем не менее, она совершала поступки, которые были близки именно ей, чувствуется, что она поступала так, как ей указывало сердце. Ее история больше напоминает образ Ларра, и именно новелла о ней помогает лучше понять ключевую тему первого отрывка рассказа.

Образ старухи Изергиль дополняет образ двух других героев, делая их более доступными для понимания и более определенными. И истории трех героев приводятся к одной мысли, к извечному для литературы вопросу о смысле человеческой жизни, к тому, во имя чего человек проживает целую жизнь.

Прежде чем провести небольшой анализ "Старухи Изергиль" - произведения Максима Горького, коротко рассмотрим основные факты об этом рассказе. Максим Горький путешествует по Бессарабии, и по возвращению домой сразу пишет этот замечательный рассказ. Год написания рассказа "Старуха Изергиль" - 1891 год.

По мнению литературоведов это произведение относится к раннему творчеству Горького, но уже хорошо прослеживается стилистика автора и нотки романтизма. Немаловажно, что сам автор полагал, что именно этот рассказ стал наиболее удачным из всех остальных. Благодаря анализу "Старуха Изергиль" можно глубже понять идею и ход рассуждений Горького.

Главные герои рассказа "Старуха Изергиль"

В рассказе три новеллы, сюжет которых не связан между собой, но вместо этого у них есть ярко выраженная общая идея. Используя три совершенно непохожих сюжета, Максим Горький доносит до читателей, насколько поистине ценна жизнь человека. Разумеется, донести эту идею помогут главные герои рассказа "Старуха Изергиль" - это Данко, Ларра, старуха Изергиль. Сделав анализ образа каждого из этих героев, мы увидим, что под настоящей свободой подразумевает автор.

Сначала проведем анализ первой новеллы рассказа "Старуха Изергиль", где повествуется о Ларре. Его натура пропитана эгоизмом, он думает только о себе, поэтому читатель видит Ларру в неприглядном свете. Другие, смотря на поведение Ларры, тоже испытывают лишь разочарования - кто-то его просто боится, а кто-то даже ненавидит. У Ларры отец - орел, а мать - женщина, и хотя внешне он выглядит, как человек, своими поступками он раскрывает свою сущность животного. Чтобы добиться своего, Ларра идет на всё и по всем, у него нет ценностей.

Анализ "Старухи Изергиль" был бы не точным, если упустить такого персонажа, как Данко. Горький полностью противопоставляет его Ларре. Какие главные качества в Данко? Он милосерден, сострадателен и добр. Данко ставит других выше себя, и собственное достоинство других он ценит намного выше своего. Он готов идти на жертвы, и не видит другого пути в жизни.

Образ Данко в рассказе "Старуха Изергиль" передает ход рассуждений Горького о том, что любому человеку под силу развить в себе горячую и самоотверженную любовь, даже не размышляя о последствиях.

Теперь поговорим о третьем персонаже - старухе Изергиль. Очень неоднозначно можно проанализировать этого героя рассказа. От Ларры и Данко Изергиль отличается тем, что ее нет в границах легенды, она выходит из реальности. Когда старуха Изергиль повествует о своей истории любви, читателю не верится, что она с искренностью испытала чувства, о которых рассказывает. Хотя, надо сказать, что эта женщина действовала по велению своего сердца. Новелла об этой старой женщине очень похожа на часть рассказа, где главным персонажем выступил Ларра.

Максим Горький не решает за читателя, как именно стоит трактовать поступки главной героини, что наталкивает на мысль: а в реальной жизни ведь поведение человека тоже зачастую неоднозначно. Приняв во внимание всех трех персонажей рассказа "Старуха Изергиль", мы понимаем, какую тему хотел обсудить Горький - это тема смысла человеческой жизни.

Это произведение Максим Горький написал после возвращения из путешествия по Бессарабии в 1891 году. Литературоведы относят его к ранним произведениям. Однако уже здесь просматривается стиль автора и романтический мотив в его творчестве. Сам же Горький считал лучшим из написанного им именно рассказ «Старуха Изергиль». Анализ этого произведения поможет нам лучше понять ход авторских мыслей.

Композиция

Рассказ состоит из трех новелл, которые по сюжету друг с другом никак не связаны. Зато они объединены общей идеей. С помощью трех разных историй, Максим Горький пытается показать читателю настоящую ценность жизни человека. И в этом ему, конечно помогают, основные персонажи - Данко, Ларра и старуха Изергиль. Анализ этих трех образов поможет нам понять, какой в сознании писателя предстает человеческая свобода.

Необузданная свобода

Первая новелла рассказа - «Старуха Изергиль» - анализ которой мы проведем, повествует нам о Ларре. Горький описывает его как эгоиста и индивидуалиста, показывает его читателю в худшем свете. У окружающих Ларра вызывает лишь отрицательные эмоции - одни его боятся, другие ненавидят. На самом деле это сын орла и женщины. Внешне он похож на человека, но вот поступки обличают в нем настоящее животное - ведь ради цели он готов на все, он не ценит ни прошлого, ни будущего.

Этот образ - свидетельство того, как может повлиять на человека вседозволенность и полная свобода. Здесь нет места любви, справедливости и доброте. Слишком свободный Ларра ценит лишь свое «Я», не задумываясь о других людях.

Милосердие и доброта

Анализ произведения «Старуха Изергиль» будет неполным, если не упомянуть о таком персонаже, как Данко. Он полностью противопоставляется Ларре. Данко в своей жизни выбирает такие качества, как альтруизм и милосердие. Другие люди для него важнее собственного достоинства. Он готов жертвовать собой, и для него это единственный правильный

С помощью этого образа Горький показывает, что человек может разбудить в себе мощную силу, способную любить, не задумываясь о последствиях.

Старуха Изергиль, анализ персонажа

Третий персонаж, который вводит писатель - это и есть старуха Изергиль. Анализ этого образа наиболее неоднозначен. В отличие от двух предыдущих героев, она уже в пределах легенды. Она - порождение нашей реальности.

Старуха Изергиль рассказывает историю своей любви. Однако читатель вряд ли верит, что все описанные ею чувства она испытывала искренне. Впрочем, старая женщина поступала так, как велело ее сердце. Новелла о ней все-таки больше напоминает первый отрывок, главным персонажем которого является Ларра. Наверное, Горький оставляет выбор за читателем, каким же образом все-таки воспринимать поведение героини. Ведь человеческие поступки в настоящей жизни тоже не всегда однозначны.

Идеальное дополнение двух персонажей, Ларра и Данко, как считает Горький, старуха Изергиль. Анализ этого персонажа приводит нас к тому, чтобы определить основную тему произведения. А ею является смысл человеческой жизни.

Знакомил читателей со своими странствиями по Руси, так и назвав сборник очерков. Однако больше внимания уделял он не личности рассказика, из чьих уст слышится повествование, а встреченным им людям. Они знакомили его с историей своей жизни, рассказывали легенды, которые живы в памяти народа. Получалось, что в произведении звучали голоса двух рассказчиков. Этот принцип сохранен был и в рассказе «Макар Чудра» , таким же образом построена и «Старуха Изергиль» .

Однако композиция этого произведения сложнее. Даже сам Горький говорил: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Повествование много видевшей на своем веку Изергиль, старой цыганки, можно разделить на три главы: легенда о сыне орла Ларре, рассказ цыганки о своей долгой жизни и легенда о Данко. При этом все три части образуют единый текст, проникнутый общей идеей – желанием автора понять истинную ценность жизни человека.

Так как представление о жизни весьма романтично, в романтическом ореоле предстает и сама героиня рассказа «Старуха Изергиль». Только в приморском, ночном, таинственном пейзаже она может по-настоящему проявить себя. А в героях ее легенд – Данко и Ларре – воплощены образцы «одной, но пламенной страсти» : в Ларре – крайнего индивидуализма, а в Данко – высшей степени самопожертвования из любви к людям. Таким образом, они раскрывают две противоположные ипостаси жизни.

В чем же смысл этой антитезы ? Ларра – гордец, не любивший никого, кроме себя. Недаром он похож на дикого зверя: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу» . Этот сын орла и простой женщины не имел сердца: когда он хотел вонзить себе в сердце нож, тот сломался, «точно в камень ударили им» . По сути, в образе этого героя воплощена античеловеческая сущность. Конечно, мотивировка его характера обусловлена тем, что он был сыном орла, а орел - гордая птица, символизирующая всегда идеал воли и силы. На этом основании Ларра считал себя не просто выше остальных людей – он был уверен, что ему все позволено, а для него дороже всего была личная свобода.

Данко же – воплощение неиссякаемой любви к тем, кто обвиняет его же во всех бедах. Одно желание двигало юношей – вытеснить из сердца страх перед темной чащей, откуда смотрело на людей «что-то страшное, темное и холодное» . Сердце Данко, которое он вырвал из своей груди, загорелось, чтобы рассеять темноту, и лесную, и душевную. Однако оно догорело, но никто этого не заметил, и только один «осторожный человек» увидел это и наступил «на гордое сердце ногой» . Что же испугало столь осторожного человека? Возможно, боязнь того, что подвиг Данко мог воодушевить новых молодых людей в их постоянном стремлении к свободе.

Старинные легенды поучительны, и старуха Изергиль своим скрипучим голосом, который звучал так, «как будто это роптали все забытые века» , передает их юному поколению. В круг повествований включается и ее рассказ о своей молодости.

Образ старой цыганки до конца неясен, даже противоречив. Красавица Изергиль была воплощением стихийного вольнолюбия. Она жила ярко, наслаждалась своей юностью, красотой и беспечностью. Она не желала быть ничьей рабой и жила, ни о ком не заботясь. Однако, встречая на пути свободолюбивых людей, она стала понимать героизм: изрубленный в сражениях поляк оказался ей милее, чем богатый пан. А когда она полюбила по-настоящему, даже оказалась способной на самоотверженный поступок – спасла из плена любимого Артадэка. Когда же тот предложил свою любовь в благодарность за спасение, она отказалась, ведь подневольная любовь ей не нужна. Так ее наблюдения за жизнью привели Изергиль к выводу о том, что «красивые всегда смелы» , а «в жизни всегда есть место подвигам» .

Действие легенд происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – как будто перед началом истории, во времена хаоса. Но есть в настоящем времени, времени старухи Изергиль, следы, связанные с той фантастической эпохой. Отвергнувшего людей Ларру напоминает теперь темная тень, заметная лишь рассказчице. А о подвиге Данко, пожертвовавшего своей жизнью ради людей, сохранилась долгая память: перед приближающейся в степи грозою как будто вспыхивали голубоватые искры его горящего, но растоптанного сердца.

  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
  • Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»