Биографии Характеристики Анализ

Немецкая зига. От сердца к Солнцу или Хайль Гитлер

Но широко использовалось и неофициально.

Фраза Heil Hitler! широко употреблялась и в письменном виде, обычно в конце писем (в том числе частных), объявлений, приказов .

История

Нацистское приветствие часто путают с так называемым «римским салютом » - приветственным жестом итальянских фашистов , позже заимствованным национал-социалистами . Однако при римском салюте рука идёт к приветственному жесту от сердца, в то время как в нацистском приветствии она идёт сразу вверх от любого положения руки .

Согласно нацистским идеологам, поднятие руки и восклицание Heil! было принято у древних германцев при избрании королей; жест трактовался как приветствие поднятым копьём . Как официальное название часто использовался термин «немецкое приветствие».

23 июля 1944 года, через три дня после попытки переворота , в которой участвовало много военных, нацистское приветствие стало обязательным в вермахте . До этого оно было факультативным, и большинство военных использовало стандартное воинское приветствие , употребляя гитлеровское приветствие только в ответ на такое же обращение со стороны чинов партии или СС.

Зиг хайль!

Преследования за отказ произносить нацистское приветствие

Нацисты требовали от жителей Германии произносить нацистское приветствие . Но, по мнению свидетелей Иеговы , произносить выражение «Heil Hitler!» означало бы выражать упование на то, что спасение придёт от Гитлера , что прямо противоречит основному положению веры свидетелей Иеговы в то, что единственным Спасителем , посланным Иеговой , является Иисус Христос (Луки ; 1 Иоанна ) .

После Второй мировой войны

Нацистское приветствие употребляется неонацистами в историческом или видоизменённом облике; как замена для Heil Hitler многими ультраправыми используется буквосочетание hh или число 14/88 .

См. также

Напишите отзыв о статье "Нацистское приветствие"

Примечания

Комментарии

Сноски

  1. , p. 184–185.
  2. , p. 2.
  3. , p. 46.
  4. , p. 40, 51.
  5. // Воропаев С. Энциклопедия Третьего рейха. - М.: Локид-Миф, 1996. - 589 с. 5-320-00069-3
  6. .
  7. Johannes Steyer: - Center for Holocaust and Genocide Studies, University of Minnesota, Minneapolis, MN
  8. King, Christine. “Leadership Lessons from History: Jehovah’s Witnesses.” The International Journal of Leadership in Public Services 7, no. 2 (2011): 178–185. doi:ezproxy.arcadia.edu:2075/10.1108/17479881111160168.
  9. - , Освенцим
  10. . - Энциклопедия Холокоста. - United States Holocaust Memorial Museum
  11. . - Энциклопедия Холокоста. - United States Holocaust Memorial Museum
  12. Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.
  13. Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.
  14. 1998. Zeugen Jehovas: Vergessene Opfer des Nationalsozialismus. , Vienna. (Referate und Berichte der vom Dokumentationsarchiv des österreichischen Widerstandes (DÖW) und dem Institut für Wissenschaft und Kunst (IWK) am 29. Jänner 1998 veranstalteten wissenschaftlichen Tagung
  15. // Lenta.ru . - 15.11.2012. из первоисточника 8 февраля 2013.
  16. // Известия . - 15.11.2012. из первоисточника 11 февраля 2013.

Источники

  • Allert, Tilman. The Hitler Salute: On the Meaning of a Gesture / Translated by Jefferson Chase. - Picador, 2009. - ISBN 0312428308 .
  • Boime, Albert. Art in an age of Bonapartism, 1800-1815. - Chicago: University of Chicago Press (англ.) русск. , 1993. - Vol. 2. - (Social history of modern art).
  • Evans, Richard J. The Rize of Nazism // The Coming of the Third Reich. - Penguin Group (англ.) русск. , 2005. - ISBN 0-14-303469-3 .
  • Kershaw, Ian . 1936-45 - Nemesis. - W. W. Norton & Company (англ.) русск. , 2000. - ISBN 0393049949 .
  • Kershaw, Ian . The "Hitler myth": image and reality in the Third Reich. - 2, reissue. - Oxford: Oxford University Press , 2001. - ISBN 0192802062 .
  • Winkler, Martin M. The Roman Salute: Cinema, History, Ideology. - Columbus: Ohio State University Press (англ.) русск. , 2009. - ISBN 0814208649 .

Отрывок, характеризующий Нацистское приветствие

В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ.
Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.
– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.
– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.
Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча.
– Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.
– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.

В вопросе смысловой нагрузки рунической оккультной символики и приветствий существует определенная путаница. Огромный негативный опыт, накопленный человечеством за всю его историю, и в особенности за XX век, наложил своеобразное табу на многие жесты и знаки. Не только их применение, но и любые разговоры о них во многих странах под запретом. Однако то там, то тут на стене изображается свастика, а в качестве приветствия используется зига. Это всегда вызывает протесты большей части общества. Может быть, все дело в том, что жест толкуется неверно? Или его неправильно исполняют?

Исторические первоисточники зиги

В Древнем Риме и легионеры, и обычные граждане часто приветствовали друг друга поднятием правой руки, приложив ее предварительно к сердцу. Изначальный смысл - пожелание здоровья, благополучия и выказывание уважение путем направления к солнцу от самого сердца. При этом люди заурядные жестикулировали энергично, а высокопоставлены «патроны» отвечали менее старательно, лишь приподнимая ладонь на полусогнутой деснице. Традиционное древнеримское приветствие можно видеть запечатлённым в статуе Марка Аврелия. Славянские народы тоже здоровались сходным образом. К примеру, полуопущенная рука Дмитрия Долгорукого (памятник в Москве) - возможно, тоже своеобразная зига. Это вовсе не означает, что в жесте присутствует какой-то намек на нацизм, национализм или фашизм. Кстати, на многочисленных советских памятниках и Ленин, и другие видные деятели коммунистической партии тоже вытягивали правую верхнюю конечность.

Зига и фашисты

Третий рейх задумывался как продолжатель предыдущих империй с древнеримскими традициями. Его официальная символика включала свастику (искаженную, с противоположным направлением вращения) и имперского орла, держащего в когтях упомянутый знак. Вместо обычных «гутен морген» или «гутен таг» членами НСДАП, а позже и всем населением Германии использовалась зига. Это приветствие, как и символ вечности - свастика - также претерпело изменения. Теперь ладонь не прикладывалась к сердцу, а шла прямо от бедра. Кроме этого отличия, существовала и определенная смысловая нагрузка, несвойственная древнеримским традициям. Жест «зига» выражал высшую степень личной преданности ему, «великому и непогрешимому» Адольфу Гитлеру, всенародному фюреру. Об этом всему населению Германии напоминал вербальный довесок к приветствию: «Зиг хайль - хайль Гитлер!» Чтобы всегда помнили, в честь кого зигуют. К пожеланию благоденствия жест больше никакого отношения не имел.

Зиги разные бывают

Как в Древнем Риме, так и в фашистской Италии, и в нацистской Германии субординация существовала, и весьма четкая, проявляющаяся, в частности, и в приветствиях. Если рядовой член партии должен был тянуть руку изо всех сил под углом 45 градусов, то бонза, в зависимости от ранга, для приветствия мог использовать длинный, средний или короткий жест. В последнем случае он лишь слегка приподнимал ладонь, как бы отмахиваясь от чересчур назойливых поклонников собственной гениальности. Средняя - для фельдмаршалов, генералов и высокопоставленных чиновников рейха. Длинная зига - это удел плебеев, будь они хоть трижды представителями высшей расы.

Кто зигует сегодня

Поднятая вверх рука в современную эпоху вызывает однозначные ассоциации с нацистским приветствием. Во многих странах здороваться таким или сходным образом законодательно запрещено: слишком много бед принес народам Европы гитлеризм. Однако существуют ультраправые организации, использующие символику и жесты (иногда слегка измененные «для блезиру»), позаимствованные в страшном прошлом. Порой члены неонацистских структур даже делают вид, что понятия не имеют о том, что значит зига, и напирают на древнеримский или древнеславянский смысл жеста. На деле же они являются приверженцами гитлеровских методов «ограничения популяции» мигрантов и инородцев. Им следует помнить, что все люди имеют равное право на жизнь просто в силу факта своего рождения, и убивать их нельзя. Такое уже было и повлекло весьма прискорбные последствия.

К тому же психологи утверждают, что поднятая выше головы рука свидетельствует о том, что оратор обещает заведомо больше, чем может исполнить, и сам прекрасно об этом знает.

Значение ЗИГ ХАЙЛЬ! в Энциклопедии третьего рейха

ЗИГ ХАЙЛЬ!

("Sieg Heil!" - "Да здравствует победа!"), одно из нацистских приветствий. Впервые вошло в обиход на Нюрнбергских партийных съездах. После одного из выступлений перед огромной аудиторией Гитлер на какое-то мгновение задумчиво замолчал, и в этот момент стоявший рядом с ним Рудольф Гесс, находясь под впечатлением от речи фюрера, начал скандировать: "Зиг хайль!". Многотысячная толпа тут же подхватила этот лозунг.

Энциклопедия третьего рейха. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗИГ ХАЙЛЬ! в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗИГ
    СК-46 — швейцарская шести- и двенадцати зарядная автоматическая винтовка калибра 7, 5 мм и 7, 92 мм. Длина 1110 мм. …
  • ЗИГ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    АМ-55 — швейцарская двадцатичетырех- и тридцатизарядная автоматическая винтовка калибра 7, 5 мм. Длина 1050 …
  • ЗИГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sieg), река в западной части ФРГ, правый приток Рейна. Длина 131 км, площадь бассейна 3300 км2. Течёт в извилистой долине …
  • ЗИГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Sieg) — прав. приток Рейна; исток — Эгеркопф в Вестфалии; устье — ниже Бонна; длина 130 км. Очень извилист, судоходен …
  • ЗИГ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Sieg) ? правый приток Рейна; исток? Эгеркопф в Вестфалии; устье? ниже Бонна; длина 130 км. Очень извилист, судоходен …
  • ХАЙЛЬ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЗИГ
    зиг, …
  • ХАЙЛЬ
    хайль, межд. (фашистское …
  • ЗИГ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    зиг, …
  • ХАЙЛЬ в Орфографическом словаре:
    хайль, межд. (фашистское …
  • ЗИГ в Орфографическом словаре:
    зиг, …
  • ЗИГ-ЗАУЭР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    Р 220 — девятизарядный автоматический пистолет калибра 9 и 7, 65 мм. Длина 198 мм. Вес 730-765 …
  • ЗИГ-ЗАУЭР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    П-230 — швейцарский автоматический пистолет 22 калибра и калибра 7, 65 мм и 9 …
  • ЗИГ-ЗАУЭР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    П-225 — модификация ЗИГ-зауэра …
  • ЗИГ-ЗАУЭР в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    П-220 — швейцарский семи-, девяти- и десятизарядный автоматический пистолет 22 и 45 калибра и калибра 9 мм и 7, 65 …
  • ЗИГ-47/8 в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — швейцарский автоматический …
  • ЗИГ-47/16 в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — см. ЗИГ …
  • ЗИГ-44/16 в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — швейцарский шестнадцатизарядный автоматический пистолет армейского …
  • ТРИУМФ ВОЛИ
    (Triumph des Willens), документальный полнометражный фильм кинорежиссера и продюсера Лени Рифеншталь, посвященный торжествам, проходившим в сентябре 1934 на ежегодном съезде …
  • ЗИГ-МАШИНА в Словаре русского языка Лопатина:
    зиг-маш`ина, …
  • ЗИГ-МАШИНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    зиг-машина, …
  • ЗИГ-МАШИНА в Орфографическом словаре:
    зиг-маш`ина, …
  • СУХОРУКОВ, ЛЕОНИД СЕМЁНОВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-23 Time: 13:56:17: ""Эту статью необходимо объединить со статьёй Леонид Семёнович Сухоруков. Пожалуйста, дополните ту страницу недостающими …
  • СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ в Цитатнике Wiki.
  • НЕ ЛЮБЛЮ НАРОД в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 04:48:12 Цитаты из произведения "Не люблю народ" (автор Виктор Шендерович) * Индивид в принципе способен на …
  • ЛЕОНИД СЕМЁНОВИЧ СУХОРУКОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-23 Time: 13:56:55: ""Эту статью необходимо объединить со статьёй Сухоруков, Леонид Семёнович. Пожалуйста, дополните эту страницу недостающими …
  • П-210-6 в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — спортивный вариант ЗИГ-47/8 22 …
  • П-210-5 в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — спортивный вариант ЗИГ-47/8 калибра 9 …
  • П-210-2 в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — см. ЗИГ …
  • П-210-1 в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — см. ЗИГ …
  • ЮСТИЦИЯ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ в Энциклопедии третьего рейха:
    Юридическая система Третьего рейха полностью отвечала личным представлениям фюрера о юстиции. Гитлер испытывал презрительное отношение к традиционной юридической системе буржуазного …
  • ШТРАЙХЕР, ЮЛИУС в Энциклопедии третьего рейха:
    Штрейхер (Streicher), (1885-1946), нацистский политический деятель, ярый антисемит. Родился 12 февраля 1885 в деревне Флейнхаузен, Верхняя Бавария; девятый ребенок в …
  • ШИКЛЬГРУБЕР, АЛОИС в Энциклопедии третьего рейха:
    (Schickelgruber), (1837-1903), отец Адольфа Гитлера. Родился 7 июня 1837 в Штронесе, Нижняя Австрия. Внебрачный сын сезонного рабочего Иоганна Георга Гидлера …
  • ФЮРЕРА, КУЛЬТ в Энциклопедии третьего рейха:
    Существовавшая в Третьем рейхе практика создания образа вождя, наделенного сверхчеловеческими качествами. Нацистская пропаганда постоянно внушала немецкому народу, что его фюрер …
  • СИМВОЛЫ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА в Энциклопедии третьего рейха:
    Национал-социализм, как и любое другое движение, основанное на принципах тоталитаризма, придавал символическому языку огромное значение. Тщательно разработанный символический ряд должен …
  • РЕЛИГИЯ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ в Энциклопедии третьего рейха.
  • НОЧЬ ДЛИННЫХ НОЖЕЙ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Nacht der langen Messer), "Кровавая чистка", развязанная Гитлером 30 июля 1934 кровавая резня с целью пресечь растущее влияние своих политических …
  • ДИТРИХ, ЙОЗЕФ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Dietrich), (1892-1966), Зепп, видный политический и военный руководитель Третьего Рейха, которого Вильгельм Л. Ширер называл одним из наиболее жестоких людей. …

Утверждается, что фашистское приветствие берёт своё начало чуть ли не от Древнего Рима. Дескать, гладиаторы, приветствовавшие цезаря, вскидывали руки вверх, и поэтому этот жест стал называться saluto romano - «римским салютом». Сторонники этой легенды обычно ссылаются на два источника. Первый - изображения на Колонне Траяна. Данная колонна - памятник архитектуры, находящийся в Риме, на Капитолийском холме - была создана архитектором Апполодором Дамасским в 113 году н. э. в честь победы римского императора Траяна над древними румынскими племенами (даками).

Http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/1.jpg http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/2.jpg

Считался ли этот жест римлянами воинской вежливостью - доподлинно не известно. Возможно - это более позднее значение жеста. Было ли приветствие римской республике - не известно. Но в имперскую эпоху изображений подобных жестов множество общения римских начальников с войском. У начальников поднята рука в риторическом жесте На нескольких изображениях некоторые легионеры показаны тоже с поднятой рукой.

Второй источник «доисторического» происхождения saluto romano - рассказ древнеримского писателя-историка Тита Ливия про трёх братьев, отправляющихся сражаться и приносящих своему отцу клятву типа «ни шагу назад». Данный волнующий момент воспроизвёл на своей картине «Клятва Горациев» (такая у братьев была фамилия) французский художник 18-го века Жак Луи Давид

Http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/3.jpg

Многие считают, что братья таким образом приносят клятву - вытягивая руки. Некоторые утверждают, что это и есть «римский салют».
Но если присмотреться, то мы увидим занятную вещь: только один из братьев (тот, что спереди) протягивает правую руку, остальные двое выбросили вперёд левые. Согласитесь, если бы это был формально принятый обычай, традиция, то все делали бы этот жест единообразно - правой (или левой) рукой. Так что на какое-то «римское приветствие» это тоже не похоже.

Http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/5.jpg

Не прокатывает так же взятие за основу приветственный жест римских гладиаторов, на смерть идущих.

Http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/4.jpg

Идем далее. Французская революция оказала огромное влияние на последующие революционные движения, а потому могли заимствоваться и жесты. В качестве примера картина Ж.-Л.Давид "Присяга зала для игры в мяч" (The Tennis Court Oath 1792). Т.к. Ж.-Л.Давид был основателем французской академической школы искусств, ему подражали многие художники 19 века. Подражали в частности и в изображении жеста прямой рукой в исторических сценах римской империи.

Http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/8.jpg

К концу 19 века этот жест стал общим выражением одобрения (откуда, очевидно, и коммунистическая традиция голосовать поднятием руки - вот вам и зиги в школах и на обочинах дорог) и использовался как символ верности в нескольких движениях. Версия римского салюта (как на картине "Клятва Горациев") была принята как олимпийский салют

Переходим к временам, более близким к нам. Но опять вернемся в Италию. Здесь, в 1883 году, в семье сельской учительницы и кузнеца, родился мальчик, ставший впоследствии одной из наиболее одиозных фигур 20-го века - Бенито Муссолини.

Http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/9.jpg

В 36 лет он огранизовал «Итальянский союз борьбы» («Фаши итальяни ди комбаттименто»; Fasci italiani di combattimento) и стал «отцом» известного термина «фашизм». Его партия захватила власть в Италии, а Муссолини стал диктатором («дуче»), почти на десятилетие опередив своего германского «коллегу» Адольфа Гитлера.

Распространена байка, что однажды Бенито Муссолини смотрел кинофильм одного итальянского режиссёра о Древнем Риме. Неизвестно, изучал ли тот режиссёр Колонну Траяна или был поклонником живописи Жака Луи Давида, но римские легионеры в его фильме, якобы, вовсю салютовали друг другу «римским приветствием». Говорят, что это произвело на Муссолини такое впечатление, что он ввёл жест в повсеместный оборот. (Наверное, чувствовал себя при этом, как минимум, цезарем.) А уже от «дуче» saluto romano переняли немецкие фашисты.

Другую версию высказывает в своей книге «Бенито Муссолини: Биография» историк Кристофер Хибберт. Он пишет, что таки да, именно у итальянской армии «нацисты переняли римское приветствие вскидыванием руки, сделав его собственным салютом». Но считает, что данный жест «дуче» скопировал у известного итальянского писателя и авантюриста Габриеле д’Аннунцио. С Хиббертом согласен историк Ричард Колье, который в своей книге «Дуче. Взлет и падение Бенито Муссолини» сообщает, что итальянский фюрер позаимствовал у д’Аннунцио также идею чёрных рубашек, сделав их униформой фашистов. Впрочем, Колье тоже считает этот жест приветствием римских легионеров.

Однако, данная версия кажется не вполне проработанной историками. Если рассматривать фотографии Муссолини до встречи с Гитлером, то на них saluto romano мы не видим - даже в тех ситуациях, где «корпоративное» приветствие, казалось бы, необходимо. А вот на совместных парадах с Гитлером «римское приветствие» используется вовсю.

Http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/10.jpg

Может быть, вовсе не Гитлер скопировал у «дуче» saluto romano, а наоборот - Муссолини у Гитлера? Но где тогда этому жесту научился бесноватый фюрер? Кто был его вдохновителем?

Перенесемся за океан. В 1892 году, на американском празднике Дне Колумба (12 октября) баптист Эдвард Беллами выступил с предложением сопровождать поднятие государственного флага США чем-то вроде молитвы, которую он назвал «Торжественной клятвой верности» («Pledge of Allegiance»). В ней были такие слова: «я обещаю преданность своему Флагу и республике, которую он символизирует». А вместе с клятвой Эдвард Беллами предложил использовать такой жест: правая рука поднимается вверх и направляется прямо на флаг. Откуда он взял это, история умалчивает. Но про древних римлян не было ни слова. Жест тут же прозвали «салютом Беллами» (Bellamy salute) и стали использовать в скаутских лагерях, школах, садах и на массовых мероприятиях.

«Салют Беллами» в США просуществовал аж до 1942 года, когда президент Рузвельт, под давлением антифашистской общественности, заменил этот жест на сокращённую версию - «рука-над-сердцем» (hand-over-the-heart).

Http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/12.jpg http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/15.jpg
http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/13a.jpg http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/14a.jpg

Причем тут нацисты? Читаем далее. Едва Гитлер пришёл к власти и начал устанавливать свой «новый порядок», как американцы смекнули: с таким решительным негодяем лучше дружить, чем воевать. Но в отличие от Советского Союза, который ограничился подписанием договора о ненападении, в США решили «дружить активно».

В 1933 году в Штатах создаётся организация «Германо-американский союз» (German American Bund), объявившей, что американцы и немцы - друзья, товарищи и братья навек. Первые отделения ГАС были открыты в Чикаго, Иллинойсе, и вскоре деятельность Союза приобрела национальный масштаб.

Http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/16.jpg

Германо-американский союз проводил многолюдные собрания по всей стране, выпускал журналы и газеты, устраивал летние лагеря для американской молодёжи. В лагерях, естественно, поднимали флаг США. А флаг американцы ещё с конца 19-го века приветствовали - чем? правильно! - «салютом Беллами». Вот, полюбуйтесь, это - лагерь «Зигфрид» под Нью-Йорком (1937 год)

Http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/17.jpg

Фашисты, правда, подвели под это свою собственную философию. Согласно нацистским идеологам, поднятие руки и восклицание Heil! было принято у древних германцев при избрании королей; жест трактовался как приветствие поднятым копьём.Так как фюрер был помешан на оккультизме и потустороннем мире, то и Bellamy salute стал почти религиозным жестом с мистическим смыслом и загадочностью.

Http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/18.jpg

Жест получил официальное название - Deutscher Gruß (Немецкое приветствие) и стал использоваться вместе с фразой «Heil Hitler!» («Слава Гитлеру!»), на которое было положено отвечать фразой «Sieg Heil!» («Зиг хайль!» - «Да здравствует победа!»). Отсюда, кстати, современное просторечное название данного жеста - «зига».

Лозунг был придуман Рудольфом Гессом: на одном из съездов НСДАП в Нюрнберге после речи Гитлера он начал его выкрикивать; лозунг был сразу подхвачен многотысячной толпой, слушавшей фюрера. На фото Гесс третий слева.

Http://fx.snc.ru/download/gorigo/1/zig/19.jpg

23 июля 1944 года, через три дня после попытки переворота, в которой участвовало много военных, нацистское приветствие стало обязательным в вермахте. До этого оно было необязательным, и большинство военных использовали стандартное отдание чести, употребляя гитлеровское приветствие только в ответ на такое же обращение со стороны чинов партии или СС.

Зиг хайль

Нацистское приветствие , Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß ) в Третьем рейхе состояло из поднятия правой руки под углом примерно в 45 градусов с распрямлённой ладонью (среди больших чинов - полусогнутой, рядовых или перед старшими по званию - полностью выпрямленной) и восклицания нем. Heil Hitler! - «да здравствует Гитлер , слава Гитлеру» (обычно передаётся по-русски как Хайль Гитлер ) или просто нем. Heil! . При приветствии, обращённом к самому фюреру , он обычно в третьем лице не назывался, а говорилось Heil! или Heil, mein Führer! . Являлось частью культа личности Гитлера. Было принято в государственных учреждениях, НСДАП , СС , но широко использовалось и неофициально.

Фраза Heil Hitler! широко употреблялась и в письменном виде, обычно в конце писем (в том числе частных), объявлений, приказов.

История

Нацистское приветствие часто путают с римским салютом, поскольку оно было заимствовано нацистами из Италии , где использовалось как приветствие фашистов и называлось римским салютом. Однако при римском салюте рука идёт к приветственному жесту от сердца, в то время как в нацистском приветствии она идёт сразу от земли. В фашистском приветствии соединялись исторический древнеримский салют и торжественный жест христиан , восходящий к ветхозаветным временам (Быт. 14:22).

Согласно нацистским идеологам, поднятие руки и восклицание Heil! было принято у древних германцев при избрании королей; жест трактовался как приветствие поднятым копьём . Как официальное название часто использовался термин «Немецкое приветствие». В Древнем Риме аналогичный жест изначально использовался клиентами в качестве приветствия и пожелания здоровья своему патрону (существует версия, что исходно этим жестом указывали на холм, на котором располагался храм бога здоровья), позже, когда император сделался «патроном всех римлян» - для приветствия императора.

23 июля 1944 года, через три дня после попытки переворота , в которой участвовало много военных, нацистское приветствие стало обязательным в вермахте . До этого оно было факультативным, и большинство военных использовали стандарное отдание чести, употребляя гитлеровское приветствие только в ответ на такое же обращение со стороны чинов партии или СС.

Зиг хайль!

Запрет

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Зиг хайль" в других словарях:

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Зиг хайль! - (Sieg Heil! Да здравствует победа!), одно из нацистских приветствий. Впервые вошло в обиход на Нюрнбергских партийных съездах. После одного из выступлений перед огромной аудиторией Гитлер на какое то мгновение задумчиво замолчал, и в этот… … Энциклопедия Третьего рейха

    - (нем. Heil) с немецкого благодать, также удача, счастье, благополучие, в церковной среде подразумевает спасение. Антоним унхайль (нем. Unheil) беда, несчастье. Употребляется в составе разнообразных немецких приветствий … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия

    Призыв гауляйтера Тюрингии Фрица Заукеля использовать «немецкое приветствие» Heil Hitler в знак благодарности Нацистское приветствие, Гитлеровское приветствие, Немецкое приветствие (нем. Deutscher Gruß, Hitlergruß) в Третьем рейхе состояло из… … Википедия