Биографии Характеристики Анализ

Какие страны относятся к славянским народам. Что такое панславизм? Ученые спорят и об этническом происхождении Само

Территория современных Венгрии, Чехии, Словакии и Румынии была населена еще в период древнего палеолита, о чем свидетельствуют данные археологии. Первыми людьми на этой территории, о которой сохранились письменные источники, были кельты, пришедшие сюда в IV-II вв.

до н.э. Одно из этих племен - бои - заняло северную часть Чехии и Моравии, а впоследствии проникло и на юг. В южной части Словакии осело другое кельтское племя - котини. На заре нашей эры кельтов вытеснили германцы, пришедшие с севера и запада. С I по IV вв. н.э. в Подунавье располагались римские легионы. Они вели постоянные войны с германцами. Через Чехию прошли в Италию лангобарды, а через Словакию - готы. В конце V и в VI в. на эту территорию пришло славянское население. По существу это была земледельческая колонизация почти опустевших удобных земель. Главным занятием славян было земледелие и разведение скота, они занимали ранее обжитые территории, а также расширяли их корчеванием лесов. Земледельческая техника славян была достаточно развита для обеспечения жизни и некоторого роста популяции. Славяне выращивали пшеницу и просо, а также рожь, горох, чечевицу, коноплю, овощи, собирали и дикорастущие плоды. Они разводили преимущественно рогатый скот, знали обработку дерева, глины, кости и рога, элементарное текстильное производство. Довольно высокого уровня достигла обработка металла. Славяне жили преимущественно в селениях деревенского типа, но по истощении почвы (15-20 лет) перемещались на другие участки. Что касается общественного строя, то славяне, видимо, переживали период перехода от родового строя к военной демократии. Основной ячейкой общества являлась община из нескольких семей, всего 50-60 человек.

В начале VI в. в Центральную Европу проникли кочевники авары (обры в "Повести временных лет"). Во второй половине века они заняли римскую провинцию Паннонию, откуда напали на франков, Византию и особенно на славян, с которых брали дань, вынуждали их принимать участие в своих военных акциях и т.д. В 623-624 г. славяне восстали. К ним присоединился франкский купец Само со своей дружиной. Единственный источник об этих событиях - хроника Фредегара (ок. 660 года) повествует о поражении аваров и избрании Само вождем славян. В 631 г. возник конфликт между Само и франкским королем Дагобертом I (629-638), в результате которого славяне разгромили франков и их союзников лангобардов и алеманов, вторглись во франкское королевство и привлекли на свою сторону князя лужицких сербов Древана. Держава Само , располагавшаяся частично на территории Чехии а также лужицких сербов, представляла собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей. Судя по хронике Фредегара, Само правил в течение 35 лет. В настоящее время высказывается мнение, что ядром территории державы была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии. Вопрос пока остается открытым.

В течение VIII и IX в. область расселения славян расширяется. Наиболее развитой становится Южная Моравия, где создаются укрепленные грады и целые округи. Округа с центром в Микульчицах была, вероятно, княжеским центром, важна была также округа Нитры в Словакии. Между территориями Чехии и Словакии имелся широкий пояс незаселенных земель. В чешской области тоже возникали укрепленные грады, в частности Пражское укрепленное городище в IX в. Это свидетельствует о стабилизации заселения территории и дальнейшем развитии производительных сил. Судя по данным археологии, в VIII-IX в. высокого уровня достигло земледелие, что обеспечивалось и развитием ремесла, вышедшего на европейский уровень. Археологи обнаружили 24 печи для выплавки стали, в градах развивалось кузнечное ремесло и обработка дерева, из которого уже строились жилища. Получили распространение бондарное и гончарное производство. Существовало также производство украшений из золота, серебра, стекла, сосредоточенное в основных центрах. Украшения и мелкие предметы бытового назначения делались из кости и рога, ткани - из льна, конопли, шерсти. В IX в. развилось строительное дело. Известно 18 каменных церквей той эпохи.

Все это предполагает значительную имущественную дифференциацию общества, о которой свидетельствует и развитие внутреннего обмена и торговли. Предметами ввоза были драгоценные металлы, янтарь, дорогие ткани, оружие - для богатых слоев общества. Ввозилась также соль. Деньги уже использовались, но нерегулярно, а цена выражалась, вероятно, в весовых единицах драгоценного металла (солид). Главная торговая магистраль р.Дунай соединяла арабский Кордовский халифат через Франкскую империю с землями Азии.

О политической истории общества на указанной территории после исчезновения племенного союза Само сведений нет. Славяне этих регионов принадлежали к одной этнической группе, но, расселившись в различных местах, развивали общественные отношения с некоторыми различиями. Наиболее благоприятны были условия в Моравии . В письменных источниках IX в. мораване всегда выступают под единым именем и во главе с единым князем, власть которого была наследственной. Правил род Моймировцев (по князю Моймиру, ок. 830-846 г.). В 822 г. моравские и чешские вельможи участвовали уже во Франкфуртском сейме, находясь, однако, еще в зависимости от Франкской империи. В Западной Словакии возникло княжество Прибины в Нитре. В результате борьбы Моймира и Прибины Нитранское княжество ок. 833 - 836 г. было присоединено к владениям Моймира, и Прибина изгнан из Нитры. Это завершило интеграцию владений к северу от среднего течения Дуная. Началась кристаллизация государства, названного позже Великой Моравией .

VIII век — это время, когда процесс складывания первых государственных объединений происходит на территории всего славянского мира. В IX в. оно завершается возникновением первых славянских государств. К первым десятилетиям IX века относятся сведения о княжестве Людевита в посавской Хорватии, которое своими действиями создало серьезные затруднения крупнейшей европейской державе того времени — Каролингской империи. Тогда же складывается княжество Борны в далматинской Хорватии, которое положило начало образованию здесь Хорватского государства.

К началу IX века относятся и первые сведения о сербских князьях. Первые государственные объединения сербов возникли одновременно в нескольких областях: в Рашке, Дукле, Травунии, Хуме. С конца IX до начала XI веков крупнейшим среди них была Рашка. Ее жупаны, стоявшие во главе межплеменных объединений (жуп), признавали власть Болгарии. В 931 году жупан Чес лав освободился от болгарского господства и подчинил себе соседние сербские земли. Однако, в конце X века это государство распалось. Сербские земли были поглощены Западно-Болгарским государством. После завоевании его Византией сербские жупаны стали вассалами Империи.

С начала IX века стало складываться новое большое государственное объединение западных славян с центром в Моравии. В это время славянам приходилось отстаивать свою независимость в борьбе с Восточнофранкским (Германским) государством. В правление князя Моймира I (умер ок. 846 г.) мораване приняли христианство из Баварии по латинскому обряду. Своего расцвета Великоморавское государство достигло при преемнике Моймира Ростиславе (846-870 гг.). Он энергично противостоял немецкому вторжению и добился значительного внешнеполитического могущества своего государства. В поисках союзников он обратился к Византии.

Стремясь сделать страну независимой от связанной с Каролингским государством Баварской церкви, Ростислав просил императора Михаила III прислать из Константинополя проповедника и епископа, который встал бы во главе Моравской церкви. Посланные императором миссионеры Константин и Мефодий ввели в Великой Моравии христианское богослужение на славянском языке и написали при помощи только что созданного алфавита первые славянские книги. Создание славянского богослужения и письменности укрепило политическую самостоятельность Великоморавского государства. Используя противоречия между Франкской церковью и папством, Ростислав добился в 869 году создания для Великой Моравии и соседних славянских земель архиепископства, подчиненного непосредственно Риму, во главе которого был поставлен Мефодий.

Быстрый рост политического влияния и расширение границ государства продолжался и в правление племянника Ростислава — Святополка (870-894 гг.). Однако сложившееся при нем большое государственное образование было очень непрочным, и со смертью Святополка значительная часть земель отпала от Великой Моравии. Оставшиеся земли распались на уделы, поделенные между его сыновьями. В 895 году Чехия стала самостоятельным княжеством. Чуть позже, в 906 году, венгры нанесли поражение Моравии и захватили восточные словацкие земли. Великоморавское государство перестало существовать.

Просветительская деятельность Мефодия проходила вопреки желанию князя Святополка и немецкого духовенства, которые оказывали открытое сопротивление распространению славянской письменности и богослужения. После смерти Мефодия (885 г.) его ученики подверглись преследованиям и были изгнаны из Моравии. Они обосновались в Болгарии, которая стала в дальнейшем крупнейшим центром славянской письменной культуры. В Моравии утвердились немецкое духовенство и обряды на латинском языке.

Во время нахождения в составе Великоморавского государства на территории Чехии сложились два княжества: одно — с центром в Праге во главе с князем из рода Пржемысловичей, другое — с центром в Либице, возглавляемое зличанскими князьями Славниковичами. Вплоть до десятого века между ними шла борьба за главенство. Первые шаги к образованию единого государства были сделаны в 80-е гг. IX в. Тогда князь племени чехов Борживой из рода Пржемысловичей, принявший крещение при дворе моравского князя Святополка, сумел при его поддержке стать главным среди племенных князей Чешской долины. Окончательное объединение племенных княжеств под властью чешских князей со столицей в Праге относится к правлению князя Болеслава I (935-972 гг.)- В Праге было создано чешское епископство. Обширная держава, однако, была непрочной. Часть ее земель впоследствии отошла к Польскому государству.

Почти все польские земли были объединены в конце X века династией Пястов в относительно единое Польское государство. Первым достоверно известным польским князем был Мешко I (969-992 гг.). Молодому государству приходилось постоянно отстаивать свою самостоятельность от посягательств германских королей, пытавшихся превратить польского князя в своего вассала. В 966 году Мешко I со своими приближенными принял христианство по латинскому обряду. В стране распространилась латинская письменность. В 1000 году в Гнезно была учреждена польская архиепископия. К началу XI века Польша превратилась в одно из крупных государств Восточной Европы.

Болеслав I Храбрый (992-1025 гг.) вел активную и успешную внешнюю политику. Однако после его смерти международное положение Польши осложнилось. Германия вновь начинает войну, против Польши выступает также Чехия и Русь. Страна терпит поражение, а после большого народного восстания 1037 года, подавленного при помощи немецких феодалов, она временно попадает в вассальную зависимость от Германской империи.

В первой половине века IX Болгария расширила свои владения и стала одним из крупных европейских государств. В середине столетия хан Борис (852-889 гг.) принял решение о христианизации страны. Он долгое время колебался в вопросе о том, с чьей помощью это сделать, пытаясь играть на противоречиях между римским папой и византийским патриархом. Воспользовавшись жестоким голодом в Болгарии византийцы вторглись в ее пределы. Уступив их давлению, в 865 году Борис и его приближенные приняли христианство по византийскому обряду. Одновременно с этим Борис добился учреждения в Болгарии архиепископии. Двадцатью годами позже именно у него нашли защиту и покровительство преследуемые в Моравии ученики Мефодия. В 893 г. славянский язык был объявлен официальным языком Болгарского государства и церкви. С этого момента все документы и тексты должны были записываться славянской азбукой.

В конце IX века часть болгарской знати предприняла попытку помешать укреплению центральной власти. В 889 году сын и преемник ушедшего в монастырь Бориса Владимир пытался восстановить язычество. Однако, это встретило мощное сопротивление. Владимир был свергнут и ослеплен. Трон занял другой сын Бориса — Симеон (893-927 гг.), один из наиболее выдающихся правителей Болгарии. Высокообразованный, талантливый и честолюбивый, он мечтал об основании единого славяно-византийского государства на Балканах с центром в Константинополе.

В это время отношения с Византией обострились. В 894 году болгарам было запрещено торговать в Константинополе. Это послужило поводом для Симеона начать военные действия, которые длились 30 лет и закончились его полной победой. Он присвоил себе титул «царя болгар и греков», который до этого не носил ни один из болгарских князей, и заставил византийцев платить дань. Симеон готовился к осаде Константинополя, но она не состоялась, и преемник Симеона Петр (927-969 гг.) заключил с Византией мир.

В 931 году при поддержке Империи от Болгарии отделились сербы. Спустя треть века император Никифор II Фока отказался платить дань и стал готовиться к войне. В 971 году северная часть Болгарии была захвачена Византией. Западная Болгария продолжала существовать как самостоятельное государство еще почти 50 лет. Однако в 1018 году при императоре Василии II Болгаробойце Первое Болгарское царство пало и вошло в состав Византии.

Возникновение средневековых государств в европе, первые славянские государства. Полоцкое и туровское княжествы.

Средневековая цивилизация Европы развивалась достаточно бурно. В ранний период сформировалось множество мелких и крупных государств.

Самым большим было франкийское. Римская область Италии также стала независимым государством. Остальная Средневековая Европа разбилась на множество крупных и мелких княжеств, находившихся лишь в формальном подчинении королей более обширных образований.

Это, в частности, относится к Британским островам, Скандинавии и прочим землям, не вошедшим в состав больших государств. В восточной части мира также проходили аналогичные процессы. Так, к примеру, на территории Китая в разное время существовало порядка 140 государств. Вместе с императорской существовала и феодальная власть – владельцы феодов имели, кроме прочего, администрацию, войско и в некоторых случаях даже собственные деньги.

В результате этой раздробленности частыми были войны, отчетливо проявлялось своеволие, а государство было в целом ослабленным. Средневековым называют период между Новым временем и Древним. Хронологически этот период помещают в границы конца 5 — 6 вв. до 16 в. (или включая его). Этот период в свою очередь делят на: — раннее Средневековье (6-10 вв.), — высокое или середину Средневековья (11-13 вв.), — и позднее или эпоху Возрождения (14-16 вв.).

На территории Западной Европы в период раннего Средневековья возникло множество крупных и мелких государств, среди них крупным было государство франков. Стала независимым государством римская область Италии. На других территориях (Скандинавия, Британские острова, на землях, не вошедших в более крупные государства в Западной и Восточной Европе) образовалось множество мелких и крупных княжеств, лишь формально подчинявшихся королям более крупных образований. В отдельные периоды во Франции насчитывалось до30, Британских островах — 7 и т.д.

государств. Сходный процесс имел место и на Востоке. В разное время на территории Китая существовало до 140 государств. Поэтому наряду с императорской властью на местах существовала власть множества феодалов, имевших в своем распоряжении все атрибуты власти: войско, суд и администрацию, а часто и собственные деньги.

Это порождало своеволие, частые военные столкновения феодалов, слабость государства в целом.

Средневековая культура была не однородна и с точки зрения социальных стран. В ней различают субкультуры: городскую (бюргерскую), к которой следует отнести купцов и ремесленников, феодальную (рыцарскую) и крестьянскую.Вопрос возникновения государственности у славян вот уже много лет волнует ученых.

Выдвинуто довольно много теорий, каждая из которых, возможно, не лишена логики. Но для того чтобы составить об этом свое мнение, нужно ознакомиться хотя бы с основными. Если говорить об истории появления государственности у древних славян на этих территориях, то ученые обычно опираются на несколько теорий, которые и хотелось бы рассмотреть.

Самой распространённой на сегодняшний день версией того, когда возникли первые славянские государства, считается норманнская или варяжская теория. Она возникла в конце XVIII века в Германии. Основоположниками и идейными вдохновителями стали два немецких ученых: Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герхард Фридрих Миллер (1705-1783). По их мнению, история славянских государств имеет нордические или варяжские корни.

Такой вывод ученые мужи сделали, досконально изучив «Повесть временных лет» — древнейший опус, созданный монахом Нестором. Там действительно есть ссылка, датированная 862-м годом, на то, что древние славянские племена (кривичи, словены и чудь) призывали в свои земли на княжения варяжских князей. Якобы, устав от бесконечных междоусобных распрей и вражеских набегов извне, несколько славянских племен решили объединиться под руководством норманнов, считавшихся в то время наиболее опытными и успешными на территории Европы.

История Полоцкого княжества начинается одновременно с созданием города Полоцка. Первое официальное упоминание о городе относится к 862 году. Однако историки утверждают, что появился он гораздо раньше.

Так, еще в недатированной части «Повести временных лет» (древнейший летописный свод на славянских землях) упоминается название «полочане» одновременно с «кривичами». Отсюда можно сделать вывод, что еще во времена кривичей выделилось отдельное государство со столицей в Полоцке. Задолго до того, как первые варяги появились на тех землях и образовалось Древнерусское государство. Свое название город получил благодаря реке, на берегах которой расположен. Как уже говорилось, недалеко от данного поселения река Полота впадала в Западную Березину.

Полоцкое и Туровское княжества располагались на крайне неплодородных землях. Однако Полоцк имел одно важное преимущество. Именно здесь находилось пересечение значимых торговых путей по Березине, Двине и Неману. То есть водный путь «из варяг в греки». Это способствовало не только развитию торговли и экономики в государстве, но и вызвало массовое переселение других народов и племен на полоцкие земли. Да и территории княжества были окружены непроходимыми лесами, которые служили надежной защитой от врагов.

А врагов полочане наживали с каждым годом все больше и больше. Так как контроль княжества за торговыми путями не нравился соседним государствам – Киеву и Новгороду. Что в итоге привело к территориальным спорам и массовому кровопролитию. Полоцкое княжество включало в себя не только полоцкие земли, но и часть территории дреговичей, литовских и финских племен. Полочане расселились по всей Западной Двине, Полоте, а также в бассейнах Березины, Свислочи и Немана.

В состав княжества входили такие крупные города, как Минск, Витебск, Орша, Борисов, Логойск, Заславль, Друцк, Лукомль и другие. Таким образом, на протяжении IX-XIII веков это было крупное и сильное европейское государство. Первое упоминание о государе, объединившем Полоцкое княжество, относится ко второй половине X века. Как гласят летописи, «валадарыу, трымау i княжыу Рагвалод Полацкаю зямлею».

Норманн Рогволод «пришел из-за моря» и правил с 972 по 978 год. Этот период и считается завершающим этапом становления Полоцкого княжества. У государства появились свои границы, утвердились политическая и управленческая системы, образовалось сильное войско, начали налаживаться торговые связи. Историческим ядром и центром стал город Полоцк. История Полоцкого княжества – это история борьбы за независимость, которая в итоге была проиграна.

Так, уже в 980 году земли числились в составе Древнерусского государства. Княжество стало разменной монетой между враждовавшими тогда Новгородом и Киевом. Как гласят летописи, в 978 году князь Рогволод, чтобы укрепить границы своего государства, решил выдать дочь Рогнеду за киевского князя Ярополка, отказав при этом Владимиру Святославичу (государю Новгородскому из династии Рюриковичей). Не стерпев оскорбления, Владимир взял штурмом Полоцк, убил Рогволода и двух его сыновей, а Рогнеду насильно сделал своей женой, дав ей имя Горислава.

Затем новгородский князь захватил Киев и ввел на полоцких землях новую религию – христианство. Согласно «Повести временных лет», у Рогнеды и Владимира было четыре сына: Изяслав (князь Полоцкий), Ярослав Мудрый (князь Киевский и Новгородский), Всеволод (князь Владимир-Волынский) и Мстислав (князь Черниговский). А также две дочери: Премислава, которая впоследствии вышла замуж за Ласло Лысого (угорского короля), и Предслава, ставшая женой Болеслава III Рыжего (чешского князя). После того как Рогнеда пыталась убить Владимира, ее вместе с сыном Изяславом (заступившимся перед отцом за мать) выслали в Полоцкие земли, в город Изяславль.

Княжна постриглась в монахини и взяла третье имя – Анастасия. В 988 году жители Изяславля пригласили сына Рогнеды и Владимира Изяслава на княжение. Он прославился как государь-книжник и распространитель нового верования, христианства, на полоцкой земле. Именно с Изяслава начинается новая ветвь в династии Рюриковичей – Изяславичи (Полоцкие). Потомки Изяслава, в отличие от детей его братьев, подчеркивали свою родственную связь с Рогволодом (по материнской линии).

И называли себя Рогволодовичами. Князь Изяслав скончался молодым (в 1001 году), пережив свою мать Рогнеду всего на один год. Полоцким княжеством стал править его младший сын Брячислав Изяславич.

До 1044 года государь вел собственную политику, направленную на расширение земель. Воспользовавшись междоусобицами и ослаблением Руси, Брячислав захватил Великий Новгород и пять лет держал власть вместе со своим дядей Ярославом Мудрым. Тогда же был построен и город Брячиславль (современный Браслав). Вершины своего могущества Полоцкое княжество достигло в 1044–1101 гг., во время правления Всеслава Вещего, сына князя Брячислава. Зная, что ему предстоят сражения не на жизнь, а на смерть, князь до середины 60-х годов XI века готовился к войне – укреплял города, собирал армию.

Так, Полоцк был перенесен на правый берег Западной Двины, к устью реки Полоты.Всеслав начал расширять полоцкие земли далеко на север, подчинил себе племена латгалов и ливов. Однако в 1067 году, когда его походы в Новгород закончились неудачно, князь вместе с сыновьями попал в плен к Изяславу Ярославичу, а государство было захвачено.

Но уже через год восставший народ освободил Всеслава, и ему удалось вернуть потерянные земли. С 1069 по 1072 год Полоцкое княжество вело неустанную и кровопролитную войну с киевскими государями. Было захвачено Смоленское княжество, а также часть черниговских земель на севере. В те годы население столицы княжества составляло более двадцати тысяч человек. После смерти Всеслава в 1101 году его сыновья разделили княжество на уделы: Витебский, Минский, Полоцкий, Логойский и другие.

А уже в 1127 году сын Владимира Мономаха, воспользовавшись разногласиями между князьями, захватил и разграбил Полоцкую землю. Изяславичи были взяты в плен, а затем и вовсе высланы в далекую Византию.

Так, к концу XII века авторитет Полоцкого княжества на международной арене окончательно упал, а часть территорий захватили новгородцы и черниговцы.В XIII веке на полоцкие земли обрушилась новая беда – Орден меченосцев, ставший позднее Ливонским.

Держава Само -

Правивший тогда князь Владимир Полоцкий воевал с крестоносцами на протяжении более чем двадцати лет, однако остановить их ему было не под силу.

Это стало началом конца независимости. А в 1307 году Полоцк вошел в состав Великого княжества Литовского. Именно данное княжество стало местом, где зародилась белорусская государственность, а также культура и письменность.

С Полоцком связаны такие имена, как Евфросиния Полоцкая, Лазарь Богша, Франциск Скорина, Кирилл Туровский и Симеон Полоцкий. Они составляют гордость белорусской нации.

С появлением на Полоцких землях христианства начала развиваться архитектура. Так, первым монументальным сооружением из камня стал Полоцкий Софийский собор, построенный в 1050-е годы. А в 1161 году ювелиром Лазарем Богшей был создан шедевр прикладного искусства восточных славян – уникальный крест Евфросинии Полоцкой.

XIII век стал временем, когда появился белорусский язык.

§ 12. Образование славянских государств.

Вопросы и задания.

1. Изучите первую карту параграфа и назовите славянские племена, вошедшие в первые славянские государства.

Названия каких племен вы можете объяснить?

В состав Болгарского государства вошли: болгары, сербы, валахи.
В состав Великой Моравии вошли: лужицкие сербы, чехи, моравы, словаки.
В состав Руси вошли: дреговичи, тиверцы, волыняне.
Поморяне – те, кто живут у моря. Поляки – те, кто живет в полях.

2. Почему государства славян образовались позже, чем государства германцев?

Германские государства образовались раньше, потому что этому способствовало объединение всех германских земель под властью Карла Великого.

После распада его империи территории, населявшиеся германцами, образовали Восточно-Франкское королевство. А на территории Руси племенные союзы славян достаточно долго сохраняли независимость, и каждому новому киевскому князю приходилось заново покорять их.

3. Заполните таблицу «Образование славянских государств».

Таблица «Образование славянских государств»

Название государства Век образования государства Правитель, при котором наступил расцвет государства Причины ослабления государства
Болгарское царство VII век князь Борис внутренние раздоры, нападения венгров, кочевников-печенегов, византийской армии
княжество Само VII век князь Само союз нескольких западнославянских племен оказался непрочным, и государство вскоре распалось на отдельные княжества
Великая моравия IX век Святополк после смерти Святополка государство было разделено между его сыновьями, затем кочевники-венгры захватили большую часть территории государства и оно прекратило свое существование
княжество Чехия IX век Вацлав I Чехия признала власть германского императора и стала частью Римской империи
Польша X век Болеслав I Храбрый сын Болеслава Мешко II, вынужденный воевать одновременно с Германией, Чехией и Русью, потерял почти все завоевания своего отца, включая и королевский титул, от которого он отказался в 1033 году

Очень важным источником по истории Чехии является письменный источник «Чешская хроника» Козьмы Пражского. Он собирал предания, легенды, грамоты и составил хронику Чехии.

Первое славянское государство

Хроника записана на латыни. Объясните, почему чех записал историю своей страны на чужом языке.

В 11 веке Чехия официально приняла христианство по западнохристианскому, католическому, образцу и вошла в состав Священной Римской империи, где основным языком был латинский.

Кроме того, все письменные документы в Западной Европе составлялись на латинском языке, который был общеупотребительным.

Первое славянское государство

Огромное пространство между двумя крупнейшими державами раннего средневековья - империей Карла Великого и Византией - было занято варварскими племенами славян.

В начале нашей эры славяне, как считает большинство ученых, жили между Вислой и Днепром, прежде всего в области Карпат (праславянская территория, или территория древних славян).

Оттуда они начали расселяться по Европе. Одна часть славян направилась на Запад - к реке Эльбе, другая двинулась на земли нынешней России, вытесняя племена финно-угров, а третья подошла вплотную к границам Византийской империи на Дунае.

Вторжения славян в Византию

В конце V в. начинаются вторжения южных славян в Византийскую империю через ее дунайскую границу.

Императору Юстиниану удалось остановить славян и не допустить их на Балканы. Для этого он выстроил по дунайской границе множество крепостей. Однако южные славяне становились все более грозной силой. В последующие века они не только отвоевали у Византии северные области Балканского полуострова, но и большими группами расселились в центральной и южной частях Балкан, в сердце Византии. От этих славянских племен произошли южно-славянские народы: болгары, сербы, хорваты и др.

Древние славяне, как и все варвары, были язычники.

Франки и греки нередко спорили за влияние на эти племена. Между Римом и Константинополем даже началось соперничество за то, кто раньше обратит славян в христианство. Та церковь, которая в миссионерстве среди славян опередит соперницу, получит власть над огромными землями.

Соперничество Запада и Востока за влияние на славянский мир во многом определило судьбы славянских народов и их государств.

Княжество Само?

Первым славянским государством историки нередко называют княжество Само на земле нынешней Чехии и Моравии.

Сведения о нем крайне скудны и неопределенны. В скупых словах хронист сообщает, что некий человек по имени Само сплотил славянские племена и поднял их на борьбу сначала с аварами, а затем и с франками. В 627 г. Само избрали князем, и он правил 35 лет. По-видимому, сразу после его смерти созданное им государство распалось. Скорее всего, это было еще не настоящее государство, а неустойчивый союз племен.

Не вполне ясно, был ли Само славянином. По некоторым сведениям, он родом франк, по какой-то причине покинувший родину. Второе крупное политическое образование у славян возникло в том же веке, но уже на юге.

Первое Болгарское царство VII-XI вв.

В 681 г. хан Аспарух из тюркского племени болгар, переселившегося незадолго до того из Поволжья на Дунай, объединил придунайских славян и создал мощное государство, так называемое Первое Болгарское царство. Очень скоро пришлые тюрки растворились среди многочисленных славян, название же «болгары» перешло к славянскому народу.

Соседство с Византией весьма способствовало их культурному развитию. В 864 г. царь Борис принял от византийцев христианство. Константинопольский патриарх не настаивал, чтобы языком богослужения и христианской литературы в Болгарии был непременно греческий.

Поэтому вся христианская литература переводилась с греческого языка на славянский, понятный и знатным и простым болгарам. Древнеболгарская литература расцвела в царствование Симеона, сына Бориса.

Царь всячески поощрял богословов, поэтов, историков, писавших на славянском языке.

Во внешней политике болгарские цари долго соперничали с Византией. Но в 1018 г. византийский василевс из Македонской династии Василий II Болгаробойца одержал полную победу над болгарами и присоединил Болгарское царство к Византии.

Василий II очень жестоко обошелся с пленными болгарскими воинами - 15 тыс. воинов он ослепил, оставив на каждую сотню слепцов одного поводыря, зрячего на один глаз.

Это был конец Первого Болгарского царства.

Святые Кирилл и Мефодий. Великая Моравия

В IX в. севернее Болгарского царства, примерно там, где было легендарное княжество Само, возникла еще одна славянская держава - Великая Моравия. Моравский князь Ростислав сильно опасался своего соседа - Восточно-Франкского королевства, а потому искал поддержки у византийцев. Ростислав просил прислать в Моравию духовного наставника из Византии: он думал, что греческие учителя помогут ослабить влияние Восточно-Франкской церкви в его землях.

В ответ на просьбу Ростислава в 865 г.

в Моравию прибыли два брата - Константин и Мефодий. Надо сказать, что Константин известен больше под именем Кирилл, которое он принял перед самой смертью при пострижении в монахи. Кирилл (Константин) и Мефодий происходили из города Солунь (по-гречески - Фессалоники).

Оба получили очень хорошее образование в Константинополе. Хотя они были греками, оба брата с детства прекрасно владели славянским языком. Чтобы успешнее распространять христианство среди славян, они создали славянский алфавит. Кирилл и Мефодий первыми перевели на славянский язык Библию, записав перевод новым славянским письмом. Первая славянская азбука получила название глаголица.

Часть букв глаголицы братья взяли из греческого алфавита, часть из семитских языков, а несколько знаков были новыми.

Впоследствии ученики Кирилла создали еще одну славянскую азбуку, теперь уже исключительно на основе греческого алфавита с добавлением немногих новых знаков. В честь своего учителя они назвали ее кириллицей. Этой азбукой мы пользуемся до сих пор. Она распространена также в Болгарии, Сербии, Беларуси, на Украине и в некоторых других странах.

Деятельность братьев Кирилла и Мефодия имеет огромное значение для всей славянской культуры.

Привезенные ими в Моравию славянская письменность и перевод Библии быстро разошлись по всем славянским землям. Поэтому Кирилл и Мефодий считаются просветителями славян, принесшими им христианство, и родоначальниками их литературы.

В славянских странах их почитают «равноапостольными» святыми, т. е. равными самим апостолам.

Византия и Русь

Язычники русы с IX в.

устраивали разбойничьи походы на Византию.

Одно из таких нападений русов на Константинополь оказалось столь внезапным, что не готовые к обороне жители византийской столицы уже не надеялись спасти город.

Отчаявшиеся ромеи с мольбами пронесли вокруг стен города главную святыню Константинополя - покров, принадлежавший когда-то, как полагали, Богородице. Сразу после этого варварское воинство сняло осаду с города. Необъяснимый уход русов византийцы посчитали чудом, совершившимся благодаря заступничеству Богоматери.

Русы не только воевали, но и торговали с ромеями. Через земли восточных славян проходил важный торговый путь «из варяг в греки», который соединял северные области Руси и Скандинавию с Византией.

Варяги - выходцы из Руси, а также сами русы служили наемниками в византийском войске и даже спасли однажды василевса от мятежников. Однако в правление императора Василия II Болгаробойцы отношения между ромеями и русами ухудшились. В 988 г. киевский князь Владимир осадил византийскую крепость Херсон в Крыму. Хотя византийцы и пошли на уступки славянам, выдав за Владимира сестру императора Анну, однако и византийцам удалось достичь своих целей.

Владимир принял от них христианство и распространил новую религию на Руси.

У истоков славянской письменности

Теперь киевский князь стал верным союзником Византии.

Значение Византии в истории славян

Византия оказала самое сильное влияние на культуру южных и восточных славянских народов. Они восприняли из Византии христианство, приобщились к высокой и утонченной греко-римской культуре. Архитектура, изобразительное искусство, литература, многие обычаи пришли к славянам из Византии.

Византия, сама постепенно угасая, как бы отдавала силы славянским народам. В этом смысле история Византии тесно связана с историей всех южных и восточных славян, в частности, с историей народов России.

Из «Стратегикона» («Стратегикон» - наставление по военному делу) неизвестного автора (Псевдо-Маврикия) о славянах

Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране.

Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар и холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности…

У них большое количество разного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие встречающихся им, что и естественно, опасностей.

Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую…

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим, если раненый не примет раньше противоядия, или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет крутом место ранения, чтобы яд не распространился по телу.

Византийский хронист о встрече византийского василевса Романа I и болгарского царя Симеона

В сентябре (924)…

Симеон со своим войском двинулся на Константинополь. Он опустошил Фракию и Македонию, все пожег, порушил, повырубил деревья, а подойдя к Влахернам, попросил прислать к нему патриарха Николая и некоторых вельмож для переговоров о мире.

Стороны обменялись заложниками, и первым отправился к Симеону патриарх Николай (а за ним другие посланцы)… Они принялись было беседовать с Симеоном о мире, но тот их отослал и попросил встречи с самим царем (Романом), поскольку, как утверждал, много слышал о его разумности, мужестве и уме.

Царь этому весьма обрадовался, ибо жаждал мира и желал прекратить это ежедневное кровопролитие. Он отправил людей на берег… соорудить в море надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера. Он велел обнести пристань со всех сторон стенами, в середине соорудить перегородку, где бы они могли беседовать друг с другом. Симеон же тем временем послал воинов и спалил храм Пресвятой Богородицы, показав этим, что не мира хочет, а морочит царя пустыми надеждами.

Царь же, прибыв во Влахерны вместе с патриархом Николаем, вошел в святую усыпальницу, простер руки в молитве… просил Всеславную и Непорочную Богородицу смягчить несогбенное и неумолимое сердце гордого Симеона и убедить его согласиться на мир. И вот открыли они святой кивот, (Кивот (киот) - особый шкафчик для икон и реликвий ) где хранился святочтимый омофор (т.

е. покров) Святой Богородицы, и, накинув его, царь словно укрыл себя непробиваемым шитом, а вместо шлема водрузил свою веру в Непорочную Богородицу и так вышел из храма, обороненный надежным оружием. Снабдив свою свиту оружием и щитами, он явился в назначенное место для переговоров с Симеоном… Царь первым явился к упомянутой пристани и остановился в ожидании Симеона.

Стороны обменялись заложниками, и болгары. Тщательно обыскали пристань: нет ли там какой хитрости или засады, лишь после этого спрыгнул Симеон с коня и вошел к царю. Поприветствовав друг друга, они приступили к переговорам о мире. Говорят, царь сказал Симеону: «Слышал я, что ты человек благочестивый и истинный христианин, однако, как вижу, слова с делами не сходятся.

Ведь благочестивый человек и христианин радуется миру и любви… а нечестивец и неверный - наслаждается убийствами и неправедно пролитой кровью… Какой отчет дашь Богу, отойдя в иной мир, за неправедные-свои убийства? С каким, лицом, будешь взирать на грозного и справедливого Судью?

Если творишь такое из любви к богатству, я накормлю тебя им досыта, только попридержи свою десницу. Возрадуйся миру, возлюби согласие, дабы и сам зажил жизнью мирной, бескровной и спокойной, и христиане избавятся от несчастий и прекратят убивать христиан, ибо негоже им поднимать меч на единоверцев».

Молвил так царь и замолчал. Устыдился Симеон и смирения и речей его и согласился заключить мир. Поприветствовав друг друга, они разошлись, и царь ублажил Симеона роскошными дарами.

История утверждает, что первые славянские государства возникли в период, датированный V веком нашей эры. Приблизительно в это время славяне мигрировали на берега реки Днепр. Именно здесь они разделились на две исторические ветви: восточную и балканскую. Восточные племена расселились вдоль Днепра, а балканские - заняли Славянские государства в современном мире занимают огромную территорию в Европе и Азии. Народы, которые в них проживают, становятся все меньше похожими друг на друга, но единые корни просматриваются во всем - от традиций и языка до такого модного сейчас термина, как менталитет.

Вопрос возникновения государственности у славян вот уже много лет волнует ученых. Выдвинуто довольно много теорий, каждая из которых, возможно, не лишена логики. Но для того чтобы составить об этом свое мнение, нужно ознакомиться хотя бы с основными.

Как возникали государства у славян: предположения о варягах

Если говорить об истории появления государственности у древних славян на этих территориях, то ученые обычно опираются на несколько теорий, которые и хотелось бы рассмотреть. Самой распространённой на сегодняшний день версией того, когда возникли первые славянские государства, считается норманнская или варяжская теория. Она возникла в конце XVIII века в Германии. Основоположниками и идейными вдохновителями стали два немецких ученых: Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герхард Фридрих Миллер (1705-1783).

По их мнению, история славянских государств имеет нордические или варяжские корни. Такой вывод ученые мужи сделали, досконально изучив «Повесть временных лет» - древнейший опус, созданный монахом Нестором. Там действительно есть ссылка, датированная 862-м годом, на то, что древние (кривичи, словены и чудь) призывали в свои земли на княжения варяжских князей. Якобы, устав от бесконечных междоусобных распрей и вражеских набегов извне, несколько славянских племен решили объединиться под руководством норманнов, считавшихся в то время наиболее опытными и успешными на территории Европы.

В былые времена в становлении любого государственного опыт его руководства был в большем приоритете, нежели хозяйственный. А в мощи и опытности северных варваров никто не сомневался. Их боевые подразделения совершали набеги практически по всей обитаемой части Европы. Наверное, исходя в первую очередь из военных успехов, согласно норманнской теории, древние славяне и приняли решение о приглашении на царство варяжских князей.

Кстати, и само название - Русь, якобы принесли именно норманнские князья. У Нестора-летописца этот момент довольно четко выражен в строке «... и выбрались три брата с родами своими, и с собою взяли всю русь». Однако последнее слово в данном контексте, по мнению многих историков, скорее обозначает боевую дружину, иными словами - профессиональных военных. Здесь также стоит отметить, что у норманнских вождей, как правило, существовало четкое разделение между гражданским родом и военным родовым отрядом, который иногда именовался «кирх». Иными словами, можно предположить, что три князья перебрались на земли славян не только с боевыми дружинами, но и с полноценными семьями. Так как в обычный боевой поход семью брать не будут ни при каких обстоятельствах, становится понятной статусность этого мероприятия. Варяжские князья приняли просьбу племен со всей серьёзностью и основали ранние славянские государства.

«Откуда есть пошла земля русская»

Еще одна любопытная теория гласит о том, что само понятие «варяги» означало в Древней Руси именно профессиональных военных. Это лишний раз свидетельствует в пользу того, что древние славяне сделали ставку именно на милитаризированных вождей. Согласно теории немецких ученых, которая основывается на летописи Нестора, один варяжский князь осел вблизи озера Ладога, второй обосновался на берегу Белого озера, третий - в городе Изоборск. Именно после этих действий, по мнению летописца, и образовались ранние славянские государства, а земли в совокупности стали называться Русская земля.

Дальше в своей летописи Нестор пересказывает легенду возникновения последующего царского рода Рюриковичей. Именно Рюрики, правители славянских государств, и были потомками тех самых легендарных трех князей. Их же можно отнести к первой «политической руководящей элите» древних славянских государств. После смерти условного «отца-основателя», власть перешла к его ближайшему родственнику Олегу, который путем интриг и подкупов захватил Киев, а затем объединил Северную и Южную Русь в одно государство. По мнению Нестора это случилось в 882-м году. Как видно из летописи, становление государства произошло благодаря успешному «внешнему управлению» варягов.

Русские - это кто?

Однако ученые до сих пор спорят о реальной национальности людей, которых так называли. Приверженцы норманнской теории считают, что само слово «русь» пошло от финского слова «руотси», которым финны называли шведов в IX веке. Интересным также является факт, что большинство русских послов, которые находились в Византии, имели скандинавские имена: Карл, Иенгелд, Фарлоф, Веремунд. Эти имена были зафиксированы в договорах с Византией, датированных 911- 944 гг. Да и первые правители Руси носили исключительно скандинавские имена - Игорь, Ольга, Рюрик.

Одним из серьёзнейших аргументов в пользу норманнской теории о том, какие государства славянские, считается упоминание о русских в западноевропейских «Бертинских анналах». Там в частности отмечено, что в 839-м году Византийский император отправил посольство своему франкскому коллеге Людовику I. В составе делегации были представители «народа рос». Суть в том, что Людовик Благочестивый решил, что «россы» - это шведы.

В 950-м году византийский император в своей книге «Об управлении Империей» отметил, что некоторые названия знаменитых днепровских порогов имеют исключительно скандинавские корни. Ну и наконец, множество исламских путешественников и географов в своих опусах, относящихся к IX-X векам, четко отделяют «русов» от славян «сакалиба». Все эти факты, собранные воедино, помогли немецким ученым выстроить так называемую норманнскую теорию о том, как возникли славянские государства.

Патриотическая теория возникновения государства

Главным идеологом второй теории является русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Славянская теория еще называется «автохтонной теорией». Изучая норманнскую теорию, Ломоносов усмотрел ущербность в рассуждениях немецких ученых о неспособности славян к самоорганизации, которая привела к внешнему управлению со стороны Европы. Истинный патриот своего отечества, М.В. Ломоносов поставил под сомнение всю теорию, решив заняться изучением этой исторической загадки самолично. Со временем образовалась так называемая славянская теория происхождения государства, основанная на полном отрицании фактов «норманнской».

Итак, какие же основные контраргументы привели защитники славян? Главным доводом является утверждение о том, что само название «Русь» этимологически не связано ни с Древним Новгородом, ни с Ладогой. Относится оно, скорее, к Украине (в частности, Среднему Поднепровью). Как доказательство приводятся древние названия водоёмов, находящихся в этой местности - Рось, Руса, Роставица. Изучая сирийскую «Церковную Историю», переведенную Захарием Ритором, приверженцы славянской теории обнаружили упоминания о народе, который называется Hros или «Русь». Племена эти селились немного южнее Киева. Рукопись создана в 555-м году. Иными словами, события, которые в ней описаны, были задолго до прихода скандинавов.

Вторым серьёзным контраргументом рассматривается и отсутствие упоминания о Руси в древних скандинавских сагах. Их было сложено довольно много, и на них, собственно, базируется весь фольклорный этнос современных скандинавских стран. Трудно не согласиться с заявлениями тех историков, которые говорят, что хотя бы в ранней временной части исторических саг должно быть минимальное освещение тех событий. Скандинавские имена послов, на которые уповают сторонники норманнской теории, тоже на сто процентов не определяют национальности их носителей. По мнению историков, шведские делегаты вполне могли представлять русских князей в далёком зарубежье.

Критика норманнской теории

Сомнительны и представления скандинавов о государственности. Дело в том, что в описываемый период, скандинавских государств как таковых не существовало. Именно этот факт вызывает изрядную долю скептицизма в том, что варяги - это первые правители славянских государств. Вряд ли приезжие скандинавские вожди, не разобравшись в построении собственной державы, стали бы устраивать нечто такое в чужих землях.

Академик Б. Рыбаков, рассуждая о происхождении норманнской теории, выразил мнение об общей слабой компетентности тогдашних историков, считавших, к примеру, что переход нескольких племен на другие земли создает предпосылки для развития государственности, причем за каких-то несколько десятков лет. На самом деле процесс образования и становления государственности может длиться веками. Основной исторический базис, на который опираются немецкие историки, грешит довольно странными неточностями.

Славянские государства, по мнению Нестора-летописца, образовались за несколько десятков лет. Зачастую он приравнивает основателей и державу, подменяя эти понятия. Эксперты предполагают, что такие неточности объясняются мифологическим мышлением самого Нестора. Поэтому безапелляционное толкование его летописи весьма сомнительно.

Разнообразие теорий

Еще одна заслуживающая внимания теория появления государственности в древней Руси называется ирано-славянской. Согласно ей, на момент образования первого государства существовало две ветви славян. Одна, которая называлась русы-ободриты, или руги, проживала на землях нынешней Балтии. Другая расселилась в Причерноморье и брала свое начало из иранских и славянских племен. Сближение этих двух «разновидностей» одного народа, согласно теории, позволило создать единое славянское государство Русь.

Интересную гипотезу, которая позже выдвинулась в теорию, предложил академик НАН Украины В. Г. Скляренко. По его мнению, новгородцы обратились за помощью к варягам-прибалтам, которые назывались рутенами или русами. Термин «рутены» происходит от народа одного из кельтских племен, принявших участите в формировании этнической группы славян на острове Рюген. Кроме того, по версии академика, именно в тот временной период уже существовали причерноморские славянские племена, потомками которых являлись запорожские казаки. Эта теория получила название — кельтско-славянская.

Поиск компромисса

Нужно отметить, что время от времени появляются компромиссные теории образования славянской государственности. Именно такую версию предложил русский историк В. Ключевский. По его мнению, славянские государства составляли наиболее укреплённые на то время города. Именно в них закладывались основы торговых, промышленных и политических образований. Более того, по мнению историка, существовали целые «городские области», которые являлись маленькими государствами.

Второй политической и государственной формой того времени являлись те самые воинственные варяжские княжества, о которых говорится в норманнской теории. По мнению Ключевского, именно слияние мощных городских конгломератов и военных формирований варягов повлекли за собой образование славянских государств (6 класс школы называет такое государство Киевской Русью). Эта теория, на которой настаивали и украинские историки А. Ефименко и И. Крипьякевич, получила название славяно-варяжской. Она несколько примирила ортодоксальных представителей обоих направлений.

В свою очередь академик Вернадский также усомнился в норманнском происхождении славян. По его мнению, образование славянских государств восточных племен следует рассматривать на территории «русов» - современной Кубани. Академик считал, что славяне получили такое имя от древнего названия «роксоланы» или светлые аланы. В 60-е годы XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил считать русами аланское население Поддонья. Сегодня именно эту гипотезу также рассматривает и украинская академия наук.

Нет такого этноса - славяне

Американский профессор О. Прицак предложил совершенно иную версию того, какие государства славянские, а какие - нет. Она не основывается ни на одной из вышеперечисленных гипотез и имеет собственный логический базис. По мнению Прицака, славян как таковых вообще не существовало по этническим и государственным признакам. Территория, на которой образовалась Киевская Русь, была перекрестком торгово-коммерческих путей между Востоком и Западом. Населявшие эти места люди были своего рода воинами-купцами, которые обеспечивали безопасность торговых караванов других торговцев, а также снаряжали в путь свои обозы.

Иными словами, история славянских государств базируется на некой торгово-военной общности интересов представителей разных народов. Именно синтез кочевников и морских разбойников составил впоследствии этническую основу будущего государства. Довольно спорная теория, особенно если учесть, что выдвинувший ее ученый жил в государстве, история которого насчитывает едва ли 200 лет.

Против нее с резкой критикой выступили многие российские и украинские историки, которых покоробило даже само название - «Волжско - Русский каганат». По мнению американца, это было первое образование славянских государств (6 класс вряд ли должен знакомиться со столь противоречивой теорией). Тем не менее, она имеет право на существование и получила название Хазарской.

Коротко о Киевской Руси

После рассмотрения всех теорий становится понятным, что первым серьезным славянским государством была Киевская Русь, образованная приблизительно в IX веке. Становление этой державы проходило поэтапно. До 882 года происходит слияние и объединение под единой властью полян, древлян, словен, дреговечей и полочан. Союз славянских государств знаменуется слиянием Киева и Новгорода.

После захвата власти в Киеве Олегом начался второй, раннефеодальный этап развития Киевской Руси. Проходит активное присоединение ранее неизвестных областей. Так, в 981 году государство расширилось по восточнославянским землям вплоть до реки Сан. В 992-м были завоеваны и хорватские земли, лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. К 1054 году власть Киева распространилась практически на все а сам город стал именоваться в документах «Матерью городов Русских».

Интересно, что уже ко второй половине XI века государство начало распадаться на отдельные княжества. Однако этот период продлился недолго, и перед общей опасностью в лице половцев эти тенденции прекратились. Но позже, ввиду усиления феодальных центров и возрастающей мощи боевого дворянства, Киевская Русь все же распадается на удельные княжества. В 1132 году начался период феодальной раздробленности. Такое положение вещей, как мы знаем, существовало вплоть до Крещения всея Руси. Идея единого государства стала востребованной именно тогда.

Символика славянских государств

Современные славянские государства очень разнообразны. Их отличает не только национальность или язык, но и государственная политика, и уровень патриотизма, и степень экономической развитости. Тем не менее, славянам легче понять друг друга - все-таки уходящие в глубину веков корни формируют тот самый менталитет, который отрицают все известные «рациональные» ученые, но о котором уверенно говорят социологи и психологи.

Ведь даже если рассматривать флаги славянских государств, можно увидеть некоторую закономерность и схожесть цветовой палитры. Существует такое понятие - панславянские цвета. Впервые о них заговорили в конце XIX века на Первом Славянском конгрессе в Праге. Сторонники идеи объединения всех славян предложили принять триколор с равновеликими горизонтальными полосами синего, белого и красного цветов в качестве своего флага. Поговаривают, что образцом послужил стяг российского торгового флота. Так ли это на самом деле - доказать очень сложно, но флаги славянских государств зачастую отличаются мельчайшими деталями, а не цветовой гаммой.

В конце VII века (681 – 1018 годы) на Балканском полуострове возникает еще одно славянское государственное объединение - Первое Болгарское царство. В основе его лежат три этнических компонента: фракийцы – сербы, одрисы, бессы, астисы, мизийцы, геты, трибалы – коренные жители Фракии, одной из самых больших и богатых провинций Римской империи, которая уже к III веку н.э. утратила свое влияние на Балканах; славяне – северы, смолене, драгувиты, ринхиты , с конца V века н.э. освоившие Родоп, Македонию, северную Болгарию; протоболгары (1) – тюркские племена, пришедшие на Балканы в VII веке н.э. из Центральной Азии.

Карта 6 . Территория Первого Болгарского царства на разных исторических этапах: а - при хане Аспарухе; 6 - при Тервеле; в - при Круме (803-814 гг.) и Омуртаге (814-831гг.); г - при князе Борисе (852-889 гг.); д - при Симеоне (893-927 гг.)


Подчинение славян протоболгарам обошлось, очевидно, без столкновений. Славяне Западного Причерноморья, по всей вероятности, еще не создали военно-политического образования, которое могло бы выступить против войска Аспаруха . Существовавшее до прихода болгар славянское объединение «Семь родов» Аспарух расформировал, переселив часть населения на запад для защиты от Аварского каганата, часть - на юг для защиты от вторжений византийцев. Некоторые славянские формирования сами признали верховную власть Аспаруха.

Первое упоминание о Болгарском царстве относится к 681 году, когда византийский император Константин IV Погонат, разгромленный войсками хана Аспаруха , подписал договор, по которому был вынужден платить годовой налог болгарскому хану. Позднее византийские императоры еще не один раз будут признавать законность Первого Болгарского царства и его правителей. Первой столицей этого государства стала Плиска . Это было военизированное государственное объединение, высшая власть в котором принадлежала пришлому кочевому тюркоязычному племени, а подчиненное земледельческое население составляли славяне и ранее ассимилировавшиеся им фракийцы (следы воздействия фракийской культуры на славян выявляются в этнографии - в элементах праздничных обрядов, свадебных и похоронных ритуалах, религиозных представлениях, а также в деталях одежды и украшений - и некоторых фольклорных особенностях). Археологические данные показывают, что до IX века на территории Первого Болгарского царства существуют два самостоятельных этноса – тюрков и славян, но с IX века болгары восприняли культуру более многочисленного славянского населения. Болгарский хан Крум (803-814 годы) в изданных им законоположениях уже не делает никаких различий по этническому признаку. В составе администрации Болгарского царства присутствуют не только тюрки, но и славяне, и роль их постепенно возрастает. Так, при Круме послом Болгарии в Константинополе был славянин Драгомир, среди приближенных хана находились лица со славянскими именами. В результате смешения славян и протоболгар сформировалась новая этническая общность, за которой закрепилось название «болгары ». Процесс этногенеза окончательно завершился только в Х веке. Став славянской этнической группой, болгары унаследовали от славян сельскую общину, а от протоболгар – военную организацию. Проникновение тюркизмов в язык славян на этом этапе было незначительным: славяне усвоили некоторые военные термины, наименования титулов, специфически протоболгарских вещей, единицы счета и времени.

Болгары жили в основном в неукрепленных поселениях, которые обычно располагались среди плодородных земель, на склонах речных долин. Жилища – прямоугольные полуземляночные постройки срубной или плетнево-столбовой конструкции. Они имеют двускатные крыши и продолжают традиции славянского домостроительства. Отапливались жилища каменными или глиняными печами, в некоторых постройках находят очаги. Интерьер жилищ типично славянский: печь или очаг размещается в одном из углов. Возле домов нередко располагаются отдельно поставленные глинобитные хлебные печи и хозяйственные ямы.

На протяжении VII – начала ХI веков, всего периода существования Первого Болгарского царства, болгары с переменным успехом ведут войны с разными славянскими племенами и Византией. В то же время VIII – IX века становятся «золотым веком» болгарской архитектуры и литературы. При активном содействии государственной власти болгарская архитектура впитывает византийские традиции и на их основе развивает новые, собственно болгарские.

В 865 году царь Борис I (852–889), чтобы повысить международный престиж Болгарского царства, принимает христианство, а с 870 года болгарская церковь признается независимой. Позиции христианства в Болгарии еще более упрочились после прибытия сюда Климента и Наума, учеников славянских просветителей Кирилла и Мефодия, которые перевели основные части текста Библии и некоторые византийские религиозные труды на староболгарский язык, заложив тем самым основы славянской литературы. Государство процветало и при сыне Бориса, Симеоне (893–927 годы), который получил образование в Константинополе и считается величайшим из болгарских правителей. Он расширил территорию Болгарского царства от Адриатического моря на западе до Черного – на востоке, создал в междуречье рек Лим и Ибар зависимое от него государство сербов, которое через несколько лет после смерти Симеона отделилось от Болгарии. Столица Болгарского государства при Симеоне перемещается из Плиски – военно-административного поселения – в Преслав – собственно городской центр, обустроенный по образцу византийских городов. В 927 году Симеон объявил себя «царем болгар и греков». В период его правления превратилась в крупный центр просвещения и София (Средец). При Симеоне многие византийские книги по праву и теологии переводились на староболгарский язык, был составлен первый свод славянских судебных законов.

Примечания :
1. Первые упоминания о протоболгарах относятся к IV веку н.э., когда они, переселившись из Центральной Азии, проживали на Северном Кавказе. В последних десятилетиях VI и в начале VII века болгарские племена были подвластны Западнотюркскому каганату, от власти которого освободились в 30-е годы VII века. Вождь племени гунногундур Кубрат объединил разрозненные болгарские орды и создал военно-политическое объединение, известное у византийцев под названием "Великая Болгария" . После смерти Курбата в середине VII века объединение распалось, во главе отдельных частей его встали сыновья Курбата. Воспользовавшись этим, на разрозненные орды болгар стали наступать хазары и, одержав победу, принудили восточноприазовскую орду болгар, возглавляемую Батбаяном , выплачивать им дань. Другая болгарская орда во главе с Котрагом под напором Хазарского каганата ушла на среднюю Волгу (волжские болгары). Дольше всех сопротивлялась хазарам болгарская орда Аспаруха . Не пожелав покориться, она в 70-х годах оставила степи Северного Приазовья и переселилась на запад. Хан Аспарух с ордой, как сообщает "Хроника " Феофана, «переправившись через Днепр и Днестр и достигнув Онгла, более северных по отношению к Дунаю рек, поселился между ним и ими». В войнах с Византией болгарыдостигли окрестностей Варны. Они осели в этих землях, постепенно распространившись на широкой территории между поречьем Дуная и Балканскими горами.

Имя славян созвучно с корнем «слава»; может быть, славяне, подобно индийским арийцам, сами звали себя «знаменитыми», «благородными». Для народов западноевропейских имя славян однако получило прямо противоположный смысль.— «рабов». Это произошло потому, что впервые оно появилось у византийских писателей, узнавших славян в качестве приниженных, жалких невольников при воинственных кочевниках (у византийцев произносилось склавинй, отсюда итальянское schiavi, французск. esclaves, герм. Sklaven).

По языку славяне родственны иранцам, грекам, германцам, т. е. народам арийским, или индоевропейским; всего ближе к ним по наречию их северные соседи, племена латвийско-литовские. Неизвестно, когда славяне впервые появились в Европе; византийцы застали их живущими по склонам Карпат и по рекам Черноморского бассейна. Сравнительно с другими индоевропейскими народами славяне заняли самое невыгодное положение на восточной окраине большой европейской низменности, открытой к широкой степной полосе, по которой передвигались бесконечной вереницей воинственные кочевые племена; будучи народом земледельческим, оседлым, они постоянно терпели от опустошительных набегов подвижной конницы скотоводов. Но и на другой, западной своей границе, славяне не имели покоя: их утесняли германские народы, устремлявшиеся в просторные края восточной Европы тем более охотно, что на западе им некуда было податься: в странах бывшей римской империи сами они встречались с населением плотным и давно осевшим.

Великое переселение V века сильно потрясло славянский мир. Готы со своих старых мест поселения у Балтийского моря прошли к Черноморью, прорезавши славянские племена посредине; в состав государства Эрманриха вошли юговосточные славяне, жившие по рекам Черноморского склона. Следом за этим завоеванием, славян подчинили себе гунны, оттеснившие готов. С гуннов начинается прилив из Азии народов турецкого или у р а -л о а л т а й-с к о г о происхождения. Когда разрушилась гуннская орда, южнославянские племена подчинились их преемникам, аварам и болгарам.

И гунны, и авары, и болгары, оставаясь среди земледельческого населения кочевыми стадовладельцами, разделили между отдельными воителями оседлых жителей деревень, которые сделались их крепостными, подобно колонам римской империи: каждый всадник имел в своем распоряжении несколько земледельческих дворов; начальникам принадлежали целые села или несколько сел: у южных славян долго оставались от времени господства кочевников названия жуп и жупанов, т. е. сельских округов и их начальников, управлявших работой крестьян я живших на их приношения. На войне господская конница гнала перед собой крепостных, вооруженных пращами и дрекольем. Если этой толпе слабых воинов удавалось опрокинуть врага, всадники бросались его преследовать и забирать добычу; в случае неудачи передовых воинов они имели достаточно времени, чтобы спастись отступлением.

Скоро после Юстиниана аварский каган Баян (от имени его происходит титул б а н а, т. е. воеводы, до XX века сохранившийся у хорватов, или кроатов в нынешней Югославии) своеобразно устроил большое разбойничье государство, имевшее средоточие в равнинах нынешней Венгрии: на западе против саксов, баварцев и лангобардов он всюду выдвинул славянских поселенцев, которые заняли обширную полосу земель от Балтийского моря до Адриатического; обеспечив себе таким образом западную границу от нападений германцев, он с тем большею смелостью обрушивался на владения Византии, при чем и тут у него впереди шли славянские воины.

Так, под давлением кочевников расширился в разные стороны круг славянских колоний: на западе они дошли до Эльбы, до верхнего Дуная, проникли в долины восточных Альп; на юге заняли равнины среднего и южного Дуная, перешли эту реку и распространились по всему Балканскому полуострову; к востоку от низовьев Днепра достигли Дона и Кубани. У славян был ещё свободный выход на север в лесистые края нынешней средней и северной России; уходя от кочевников, они в свою очередь оттесняли здесь более слабые туземные племена финского, или угорского происхождения.

Славян, когда они пребывали в вечном страхе от нападения кочевников, нам описывают византийцы, между прочим Прокопий, современник Юстиниана. Их жилища расположены на берегу рек и озер, среди лесов и болот, где они стараются укрыться от врага. Они живут в грязных, разбросанных хижинах и часто меняют свое местопребывание. В своих домах они делают несколько выходов, чтобы можно было ускользнуть на всякий случай от опасности. Все свое имущество они зарывают в землю; снаружи не видно ничего излишнего, чтобы не привлекать неприятельских набегов. В бою они нападают на врагов пешие, без панцырей и плащей, вооруженные только копьями и щитами. Они отличаются мягким характером и уступчивостью; нет в них ни жадности, ни лживости; напротив, они радушны и гостеприимны.

Замеченные византийцами черты быта дольше всего удержались у тех славян, которые укрылись в лесных дебрях, простиравшихся на северо-восток от Карпат между Вислой и Днепром особенно по реке Припяти, з нынешнем белорусском Полесье. Эти древляне (от древа — «жители лесов») имели одинаковую участь с литовцами, жившими еще дальше от степей, по Неману и Западной Двине: они жили бедно, в дикости, «звериным образом», как говорит про них потом (в XI в.) киевский летописец. В противоположность им, главные массы славян, оставшиеся среди кочевников, хотя испытали тяжелые превратности судьбы, но зато закалились в боях, вышли на большую дорогу культурных сношений с другими народами, стали сами соединяться в крупные государства.

Из времен подчинения славян кочевникам киевский летописец сохранил лишь предание о том, как угнетали обры (т. е. авары) племя дулебов-(в нын. Волыни): «когда нужно было обрину ехать, он впрягал не коня и не вола, а по 3, 4, 5 (славянских) женщин в телегу.» Три века спустя о самой борьбе с аварами уже никто не помнил, и Летописец отмечает только конец страшных повелителей: «Были обры телом велики, а умом горды, и Бог истребил их и умерли все и не осталось ни единого обрина; поэтому есть поговорка до сих пор на Руси: погибли как обры, от которых нет ни племени, ни наследства.»

После разрушения аварской державы, в IX веке стали подниматься славянские государства в трех местах: 1) между Судетами и средним течением Дуная чехи и моравы соединились в великоморавское государство; из всех славянских племен чехи всего дальше продвинулись на запад, занявши по верхней Эльбе и ее притокам Богемию (или Бойогемию, т. е. страну б о й е в, народа кельтического племени, родственных галлам); в IX в", у них уже есть большой город П р а г а; 2) на нижнем Дунае и прилегающей к нему части Балканского полуострова, между Карпатами и Балканами, образовалось государство болгарское из смешения югославянских племен с пришлым турецким воинством болгар, при чем последние скоро забыли свой азиатский язык, передавши туземному населению свое имя и свой неукротимый нрав; 3) на среднем Днепре ближайшие соседи древлян поляне, воинство которых называлось Русь (у византийцев Р о с), образовалось государство русское; у полян-руси было несколько городов, т. е. укрепленных поселений, между которыми выдавался большой, оживленный по торговле Киев.

Расселившись сначала под давлением кочевников, а потом силой своего собственного оружия, славяне заняли около % всей Европы. В IX в. их поселения простирались от Балтийского моря до морей Адриатического, Эгейского и Черного, от Альп, от Эльбы до верхней Волги, Оки и Дона. Вследствия смешения в различных областях с турецкими народами, германцами, кельтами, иллирийцами и финнами, славяне в последующее время уже не представляли внешнего однообразия. Там, где они соединились с азиатскими кочевниками или с кельтами и южноевропейскими расами, преобладают черноволосые и темноглазые с резкими чертами лица: таковы сербы и кроаты в северозападной части Балканского полуострова, (между Дунаем и Адриатическим морем), болгары, украинцы (потомки полян). Там, где они перемешались с германцами, литовцами, финнами, скандинавами, у Балтийского моря, в нынешней средней и северной России, перевешивают белокурые.и рыжеволосые, светлоглазые; таковы поляки (по р. Висле), белорусе ы (от племен дреговичей и древлян) и великороссы (от кривичей, радимичей и вятичей по Западной Двине, в области великих озер, по Волге, Оке и верхнему Днепру).

То же самое надо сказать и о характере славян, который ело жился далеко не одинаково в различных странах в зависимости от судьбы и условий жизни. Там, где им приходилось бороться с упорными врагами,у них выработалисьбоевыекачества.непохожие на мягкость и устойчивость нрава, о которой писал Прокопий византийский. Саксонец Видукинд говорит о западных славянах, сражавшихся на Эльбе против германцев: «славяне—народ неподатливый, в работе упорный; они привыкли к самой простой пище, и что для нас, германцев, кажется тяжелым бременем, они почитают чуть не за удовольствие. Дороже всего на свете им свобода, поэтому, несмотря на все поражения, они снова и снова берутся" за оружие. Между тем как саксы сражаются из-за славы и ради расширения границ, славяне бьются исключительно за независимость.»