Биографии Характеристики Анализ

Открыть левое меню нор-па-де-кале. Пролив Па-де-Кале.Автобусный тур "Великобритания и знаменитые города Европы"

Его, так сказать, прародитель. Ла-Манш для британцев - Английский канал, а чаще всего просто Канал, но в языковой традиции большинства европейских стран все же утвердились французские варианты названий: Ла-Манш и Па-де-Кале. Характерно, что и в древности, в I в. до н, э., римляне, первыми принесшие цивилизацию на берега по обе стороны пролива, называли его Британским (если находились на острове Великобритания) или Галльским (если пребывали на землях галлов).
Геологическая история пролива относительна молода. Он образовался в результате затопления обширной территории, включавшей в себя дельты и . Гипотеза о том, вследствие чего происходило опускание суши и образование пролива, современную трактовку обрела совсем недавно, в первом десятилетии нашего уже века - благодаря новейшим акустическим приборам с высоким разрешением, гидрографическим данным, полученным с кораблей, оборудованных системой GPS. И было установлено, что рельеф дна Па-де-Кале имеет такие характерные особенности, которые появляются на земной тверди после обширных наводнений, связанных с таянием ледников. Примерно 425 тыс. лет назад между нынешними Дувром и Кале проходил меловой хребет, служивший своего рода дамбой между морем и массивом ледника. Постепенно северо-восточнее Дувра тающие льдины образовали озеро. Однажды оно переполнилось, и мощный поток, перевалив через гребни меловых скал, смел хребет, а потом и его обломки, мел - самая рыхлая и рассыпчатая структура известняка. Через 200 тыс. лет, во время одного из относительно кратковременных оледенений, этот природный катаклизм повторился, распространившись и на юго-запад, и наводнение было еще сильнее первого. Но суша под условным названием Доггерленд, по теории, выдвинутой в 1990-х гг британскими учеными, существовала еще 8 тыс, лет назад. Эта теория носит гипотетический характер, но чрезвычайно логична и в последнее время подкреплена новыми исследованиями, Итак, по ней, эта суша представляла собой тундру, обитаемую людьми. Основание для таких предположений и само название Доггерленд дало открытие тщательное иссследование песчаной отмели Доггер-банка, в донных отложениях которой были найдены доисторические орудия охоты. В Доггерленде к тому же соединялись древние дельты Темзы и Рейна, В результате таяния ледников Доггерленд постепенно уходил под воду. Окончательное отделение Британских стровов от остальной Европы, и это уже не гипотеза, произошло примерно 6,5-6,2 тыс. лет назад. Образовавшийся пролив имел границы, приблизительно совпадавшие с нынешними. Разве что расстояние от материка до островов было еще меньше.
Невозможно точно сказать, когда люди стали плавать, или, как говорят моряки, «ходить», через пролив Па-де-Кале. Вероятно, тогда же, когда они вообще впервые сели в лодки или на плоты. Трудно себе представить, что их могло удержать от путешествия, когда в ясный день они видели с того места, где сейчас находится город Кале, белые скалы на горизонте. В конце доисторического периода территорию Британских островов населяли в основном кельтские племена. Солдаты Юлия Цезаря, высадившиеся в 43 г месте, где потом заложили крепость Дувра, находили вблизи него земляные сооружения, выдолбленные в скалах, и круги из камней, выложенные друидами-бельгами, а белый были одним из галльских племен. Характерно, что такие мегалитические постройки, располагались именно в этой части Британии, на берегу. Значит, сообщение через пролив между кельтами-бриттами и кельтами-галлами существовало как минимум с I тысячелетия до н. э. Французский город Кале вырос из рыбацкой деревушки, а она, в свою очередь, на месте поселений каменного века. И сегодня рыболовство - одно из основных занятий жителей деревень по обе стороны пролива. В Па-де-Кале водятся тарбет (палтус), камбала, скат, макрель (скумбрия), долгопер, мерлан и сельдь, осьминоги и омары. На отмелях собирают устриц, правда лучшие их разновидности (в гастрономическом смысле) водятся в других регионах Ла-Манша, в основном в Нормандии. Обилие фауны лучший показатель экологической ситуации в море. И судя по тому, что при чрезвычайно интенсивном судоходном трафике в проливе рыбаки без работы тоже не остаются, совместный экологический контроль Англия и Франция при поддержке Евросоюза осуществляют весьма эффективно.
Вряд ли такое положение вещей до второй половины XX в. представлялось кому-то даже теоретически возможным: с древности пролив был местом столкновения военно-стратегических интересов племен бриттов и галлов. С 1347 по 1558 г Капе принадлежал Англии. В том же XVI в. Англия и Франция воевали за обладание городом Булонь-сюр-Мер, ныне крупнейшим рыболовным портом во всей Франции, специализирующимся на ловле сельди в Северном море. В 1805 г Наполеон сконцентрировал в Булонь-сюр-Мер и Кале ударную группу своей Великой армии для вторжения в Англию, а на противоположном берегу, в Дувре, все было готово для отражения агрессии, но этим планам не суждено было сбыться. Во время Второй мировой войны в мае 1940 г британский экспедиционный корпус вместе с французскими военными и другими союзниками отступил из Дюнкерка, когда у его ворот уже стояли немецкие танки. Было эвакуировано 338 тыс. солдат в ходе спасательной операции «Динамо». В 1944 г немцы сделали весь французский берег пролива одним сплошным укреплением (Атлантический вал), но, как известно, это им не помогло, и выигранное в 1944 г в результате операции «Оверлорд» сражение стало одним из мощных факторов, приблизивших конец гитлеровской Германии. Немцы, и прежде всего генерал-фельдмаршал Роммель, командующий группой войск «В» в Северной Франции, не сомневались, что высадка союзников произойдет непременно на берег Па-де-Кале, но противник высадился у берегов Нормандии. В городе Кале располагалась крупная военно-морская база немцев, и в том же 1944 г он подвергся сильным бомбежкам авиации союзников.
Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем, а именно под дном Па-де-Кале, для поездок в каретах возникла еще в начале XIX в. Однако тогда она показалась слишком фантастической и дорогостоящей. Нельзя сказать, что эта идея канула в Лету: время от времени появлялись и другие, но в принципе аналогичные проекты, и даже начиналось строительство - в 1876 и 1922 гг. Но оба раза продолжить его мешали какие-то обстоятельства непреодолимой силы: и финансовые, и политические. К середине XX в. паромный флот пролива перестал справляться с перевозками пассажиров и грузов, и идея строительства тоннеля вновь оказалась актуальной. Начиная с 1957 г рассматривались различные проекты, и история повторялась: строительство начиналось, но по каким-то причинам замораживалось. В 1986 г правительства Великобритании и Франции подписали договор по строительству тоннеля между Кале и Фолкстоуном. В 1987 г Европейский инвестиционный банк и другие банки предоставили первый транш в 2 млрд фунтов стерлингов на осуществление проекта, всего же первоначальная смета расходов на строительство включала в себя 7,62 млрд евро. 6 мая 1994 г железнодорожное сообщение в тоннеле, названном «Евротоннелем», было открыто. Обошелся он в 15 млрд, это было превышение первоначальной сметы в два раза. За прошедшие годы тоннель пережил несколько пожаров и другие неприятности, и все же он действует практически бесперебойно, но пока еще не оправдал полностью финансовые затраты на него, однако 2011 г закончил с прибылью. Используются четыре типа поездов: высокоскоростные пассажирские, курсирующие между Лондоном и Парижем (время в пути 2 часа 15 минут), так называемые челночные, перевозящие автобусы, легковые автомобили и фургоны между Сан-гаттом и Фолкстоуном (пассажиры остаются внутри машин); грузовые, с открытыми вагонами, перевозящие грузовики (водители следуют в отдельном вагоне) и грузовые поезда, перевозящие контейнеры и другие массивные грузы.
Всего тоннелей три - два основных и один служебный, обеспечивающий технические возможности и безопасность всей этой подводно-подземной коммуникации - безусловно, одного из самых выдающихся инженерных сооружений нашего времени в Европе.

Общая информация

Часть пролива Ла-Манш, соединяющего Северное море с Атлантическим океаном , функционально (для судоходства) - вход в Ла-Манш со стороны Северного моря. В англоязычных странах носит название Дуврский пролив.
Принадлежность: прибрежные воды - Франция, Англия, основной фарватер охраняется Конвенцией ООН по морскому праву 1922 г.
Примыкающие регионы: департаменты Нор и Па-де-Кале региона Нор Па-де-Кале (Франция), графство Кент (Великобритания).
Важнейшие порты: во Франции - Кале, Булонь-сюр-Мер и Дюнкерк, в Великобритании - Дувр, Фолкстоун.
Крупнейшие прибрежные города: Франция - Булонь-сюр-Мер, Кале; Великобритания - Фолкстоун, Дувр, Рамсгейт.
Ближайшие к проливу международные аэропорты: Франция - Кале и Дюнкерк в Кале, Лилль в Лилле, Де Голль/Руасси и Орли в Париже; Англия - Кент в Менстоне, Хитроу и Гатвикв Лондоне.

Цифры

Длина: 37 км.
Максимальная ширина: 48 км.
Минимальная ширина: 32 км.
Максимальная глубина: 64 м.
Минимальная глубина: 21 м.

Экономика

Навигация - круглогодичная.
Морское судоходство.
Паромное пассажирское сообщение между Кале, Булонь-сюр-Мер, Дюнкерком и Дувром, Фолкстоуном, Рамсггейтом, а также бельгийским портом Остенде.
Железнодорожное сообщение («Евротоннель», проходящий под дном Па-де-Кале).
Рыболовство.
Сфера услуг : логистика, бизнес- и финансовые услуги: по обоим берегам Па-де-Кале работает множество крупных и мелких агентских, экспедиторских и стивидорных компаний, обеспечивающих перевалку, хранение, таможенное оформление и своевременную доставку грузов конечному потребителю в Европе.
Туризм (и на французском, и на английском побережье расположено множество небольших приморских курортов и яхтенных стоянок).

Климат и погода

Умеренный морской.
Средняя температура января: -4°С.
Средняя температура июля: -17°С.
Среднегодовое количество осадков: 670 мм.
Осенью и зимой - частые штормы и туманы.

Достопримечательности

Город Кале : Сторожевая башня (XIII в) на Оружейной площади, Кафедральный собор Нотр-Дам де Кале (готика, XIII в.). башня - XIV-XV вв., Цитадель (XVI в.); здание Мэрии (1911-1926 гг.), представляет собой точную копию снесенного в 1818 г. здания в стиле фламандского ренессанса. Башня-беффруа (вечевая башня) Мэрии - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других беффруа Франции и Бельгии; скульптура О. Родена «Граждане Кале» (1895 г.), Международный центр кружев и моды; Музей-мануфактура кружева.
Город Булонь-сюр-Мер : башня-беффруа (XI в.), часть Всемирного наследия ЮНЕСКО; замок графов Булонских (XII-XIII в.), крепостные стены Верхнего города (XIII в.). Кафедральный собор Нотр-Дам де Булонь (XIX в.), построен на месте разрушенного готического собора, крипта содержит подлинные элементы романской и готической архитектуры; отель Дезандруэн (неоклассицизм, XVIII в.); Национальный центр изучения моря (морской аквариум, выставка морской фауны и экспозиция, рассказывающая о современных методах управления ресурсами моря).
■ Город Дюнкерк : башня-беффруа (XIII в.) церковь Сент-Элуа (готика, XV в.), Мэрия (начало XX в.), Музей изящных искусств. Музей современного искусства с парком скульпгур и ориентированный на детей музей Портуар (история города);
Город Дувр : белые меловые скалы. Дуврский маяк и замок (крепость) Дувра, заложен около 50 г. до н. э. (в замке сохранились строения XI XII вв., но основная его часть сегодня - реконструкция XX в.); Коннот-парк, природный заповедник Коугейт, Музей Дувра, набережная.
Город Рамсггейт : викторианская архитектура. Морской музей. Королевская гавань.
Город Фолкстоун : вблизи от города - Железнодорожный музей (техника 1930-х гг.).

Любопытные факты

■ Замок Дувра, из-за его стратегического положения с древности называемый «ключом к Англии», - один из самых больших замков Англии, построенный на месте еще римских укреплений, возвышается над морем на 114 м. Он хранит немало легенд, в том числе связанных с королями и королевами, бывавшими и подолгу жившими здесь. Замок знаменит также своими тоннелями, прорытыми в меловых скалах на глубине 15 м во времена наполеоновских войн Общая длина их оставляет около 6,3 км. Тоннели стали казармами, в 1803 г. в них размещалось до 2000 солдат. Кроме того, был оборудован госпиталь. В 1826 г. тоннели были заброшены, во время Второй мировой войны служили бомбоубежищем, командным пунктом и снова госпиталем.
■ В 1580 г. у берегов Дувра произошло землетрясение, сопровождавшееся разрушением городских стен и цунами. Об этом землетрясении сообщают все хроники Англии, Франции и Фландрии XVI в Упомянуто оно и в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» устами кормилицы Джульетты. Вероятнее всего, автор сам его пережил. При строительстве «Евротоннеля» проводились специальные исследования и было установлено, что землетрясение 1580 г. имело силу до 5,9 балла.
■ Подвенечное платье Кейт Миддлтон, вышедшей замуж за английского принца Уильяма в 2011 г., было сшито из машинного кружева, созданного в Кале, признанном центре производства этого изысканного материала. Среди цветочных орнаментов на платье были вытканы символы Великобритании - роза, чертополох, нарцисс и клевер.
■ Скульптурная композиция Огюста Родена из шести фигур, установленная перед зданием Мэрии в городе Кале (1895 г.), связана с одним реальным событием 1347 г., описанным в хрониках Столетней войны. Осадив город, жители которого терпели голод и другие жестокие лишения, английский король Эдуард lit издевательски заявил, что прекратит осаду, если на поклон к нему с ключами от городских ворот придут шесть уважаемых граждан Кале Причем одеты они должны быть в холщовые рубашки, а на шее у них должны быть веревки. Шесть человек из числа самых знатных и состоятельных горожан добровольно вызвались исполнить это условие. Эдуард III все-таки не посмел умертвить этих достойных людей, как намеревался поначалу. Во Франции шесть граждан Кале и шедевр Родена - символ патриотизма. Реплики этого творения скульптора установлены в Базеле, в Лондоне, у здания парламента, в Вашингтоне и Лос-Анджелесе.
■ О высадке союзников фельдмаршал Роммель узнал только через три часа после ее начала; накануне он уехал в Берлин по личным делам Подвела «лиса пустыни», как прозвали Роммеля за хитро проведенные операции в Северной Африке, его хваленая интуиция, переродившаяся в слепую самоуверенность, из рук вон плохо сработала его разведка.

Дно пролива Ла-Манш постепенно понижается с востока на запад от обоих берегов к его середине. Посередине пролива Па-де-Кале, который является восточным входом в пролив Ла-Манш, наименьшая глубина 30 м. Почти на всем протяжении пролива Ла-Манш опасностей не обнаружено. Только посередине западной части пролива Па-де-Кале расположено несколько длинных мелководных банок. Грунт на банках – крупный песок и битая ракушка. Эти банки делят узкий пролив Па-де-Кале на два прохода, которые затрудняют плавание по нему. У северного берега пролива Ла-Манш дно довольно ровное, а у южного – неровное. Грунт в проливе – песок, гравий, камень, ракушка, мел и ил. Лоцманская проводка обязательна для всех транспортных судов. Гидрометеорологические условия для плавания судов в районе пролива Ла-Манш неблагоприятны с сентября по март и более благоприятны с мая по сентябрь.

Температурный режим довольно однороден. В самые холодные месяцы года средняя температура воздуха 6-8 градусов. В открытой части пролива Ла-Манш в течении всего года господствуют ветры с юго-запада и запада. Средняя скорость ветра в открытой части пролива в течении года 6-8 м/с, штили наблюдаются редко. Продолжительность туманов наблюдается от 4 до 7суток, иногда и более.

В течение всего года преобладает видимость более 5 миль. Средняя месячная облачность 6-7 баллов. Среднее годовое кол-во осадков в районе 645-1100 мм. Больше всего осадков выпадает с октября по январь.

Режим течений в проливе Ла-Манш формируется под влиянием постоянных и приливных течений, а также господствующих ветров. В течение года преобладают волны высотой менее 1.25 м. Лед у берегов пролива Ла-Манш не образуется. В проливе Па-де-Кале возможно медленное обледенение судов в очень суровые зимы. От мыса Антифер до залива Сен-Мало южный берег пролива Ла-Манш простирается на 82 мили к западу. Между мысами Антифер и Парфлер в берег вдается обширный залив Сены. Побережье залива Сены преимущественно холмистое и покрыто лесом в тех местах, где холмы близко подходят к береговой линии, берег сравнительно высокий и скалистый, а там, где они удалены от нее, берег низкий и песчаный. Глубины в заливе Сены около 50 метров. Лишь на подходе к устью реки Сена находится отмель.

Порты захода

Руан (Франция)

Суда, подходящие к порту должны обязательно связаться с лоцманским катером. Лоцманская проводка обязательна между устьями рек Сена и Руан для судов длиной 55 м и более.

Якорная стоянка осуществляется на внешнем рейде.

К помощи буксиров можно прибегнуть только в самом порту Руан. Буксиры могут быть доставлены к судну только в случае предварительной заявки.

В порту имеются 3 причала, приспособленных под обработку наливных судов. Здесь могут обрабатываться суда с осадкой до 101 м. Танкера могут также обрабатываться в коммерческих портах, где также имеются специализированные причалы для судов с осадкой 11 м, 9 м.

Пресная вода поставляется по трубопроводам или при необходимости баржой.

В порту можно получить все виды топлива также или у причала по трубопроводам или баржой.

Джидда (Саудовская Аравия)

Общие сведения: находится в северной части бухты Джидда, вдающейся в восточный берег Красного моря между мысом Рас-эль -Асвад и мысом Рас-Кахаз и является одним из крупнейших портов Красного моря.

Рельеф дна: на подходах к порту много рифов, банок и скал. В бухте рифы располагаются тремя почти параллельными цепями между мысами Рас-Кахаз и Рас -эль -Асвад.

Портовые сооружения: в порту имеется 12 основных причалов общей протяженностью 2360 м: глубины вдоль причалов 11 м. Есть несколько пирсов и три рейсовых причала для танкеров.

МИЛФОРД-ХЕЙВЕН, MLFORD HAVEN

Широта 51°42" сев.; долгота 5°0Г зап.

Население - 12 000.

Ввоз: рыба, нефть, лесные материалы, удобрения, корма, металлический лом, генеральные грузы.

Характеристика порта. Прикладной час порта - 06.04, а в районе входа - 05.56. Порт расположен в узком заливе. От м. Сент- Анс-Хед до Пемброкс-Феррн залив имеет длину 12 миль и ширину от 0,75 до 1,75 мили. Однако фарватер нз-за отмелей и банок значительно уже. Глубины в судоходной части залива достигают 9,1 - 27,4 м. Залив имеет легко доступный для судов вход и является одной из лучших естественных гаваней страны. От залива ответвляется большое число мелководных бухточек. С западной стороны входа на м. Сеит-Анс-Хед установлен мощный маяк. С северной стороны гавани в 4 милях к западу от Милфорда на м. Грейт- Касл-Хед установлены 2 постоянных створных огня, служащие для указания направления входящим в залив судам. Далее установлены другие створные огни, ведущие до самого порта Милфорд. Входной шлюз в док-бассейн имеет длину 167,6 м, ширину 21,3 и глубину на пороге 10,4 м в полную сизигийную воду. Акватория док-бассейна около 9,2 га.

Ворота шлюза открываются приблизительно за 2 час до наступления полной воды. Док-бассейн доступен для судов большого размера. Имеются краны грузоподъемностью до 20 г, а также 2 установки для погрузки угля производительностью по 200 тчас. На территории дока сооружены вместительные склады. Имеются -2 больших рыбных рынка, холодильники, 2 завода по производству льда и 8 рыбозаводов. Порт является важным пунктом по переработке продукции рыбной промышленности; связан с железнодорожной сетью страны. Вне док-бассейна сооружена пристань для швартовки рыбопромысловых и других судов.

Ремонт. Из док-бассейна имеется вход в сухой док длиной 182,9 м, доступный для судов шириной 19,5 м. Кроме того, имеется судоподъемный эллинг для судов водоизмещением до 600 т. Около дока находится современный судоремонтный завод.

В 3 милях от Милфорда находится Пемброк-док, принадлежащий частной фирме. Фирма выполняет судостроительные и- судоремонтные работы и производит докование торговых судов.

Сухой док имеет максимальную длину 139 м; предельная ширина судна, принимаемого в док, 16,5 м. Док оснащен краном грузоподъемностью 20 т. У причала Карр могут стоять суда, имеющие- осадку 9,1 м и длину до 160 м. На причале расположены.

Раве́нна(Ravenna)

Город и порт в Северной Италии, на Адриатическом море, административный центр провинции Равенна. 134 тыс. жителей (1994). Нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная промышленность, производство музыкальных инструментов. Национальный музей Равенны, Пинакотека Академии изящных искусств, Архиепископский музей. Сохранились украшенные мозаиками мавзолей Галлы Плацидии (V в.), христианские базилики (Сант-Аполлинаре Нуово), 8-гранная церковь Сан-Витале, мавзолей Теодориха - все VI в., остатки так называемого дворца Теодориха (VI-VIII вв.), гробница Данте (памятник XV в., П. Ломбардо).

Па-де-Кале́ (фр. Pas de Calais, в англоязычных странах называется Дуврский пролив, англ. Strait of Dover) - пролив между Великобританией и материковой частью Европы, служит входом в пролив зарегистрироваться ] со стороны Северного моря. Длина - 37 километров, ширина - от 29 до 32 километров, глубина - от 21 до 64 метров. Главные порты: в Великобритании - Дувр, во Франции - Кале, Булонь и [Для просмотра данной ссылки нужно зарегистрироваться ] . Под Па-де-Кале проходит Евротоннель. Пролив образовался в антропогене при опускании и затоплении суши между материком и Британскими островами.


Режим Дуврского пролива

Дуврский пролив (Па-де-Кале) имеет исключительно важное значение для мореплавания. Ежедневно через него направляется огромный поток судов как в сторону Атлантического океана, так и к берегам многих европейских государств. По подсчетам, ежегодно через Дуврский пролив проходит 300 тысяч судов, причём в любой момент в проливе находится одновременно не менее 40 судов. Свыше 90 процентов судов пользуются проходом шириной около 5 миль между банкой Варн и английским берегом.

Скопление большого числа судов в узком проливе, движущихся в разных направлениях, является причиной частых столкновений и аварий в этом районе. По подсчетам одного из норвежских страхователей, почти половина всех столкновений в мире приходится на район, простирающийся от Английского канала (Ла-Манш) до реки Эльба.
В связи с создавшимся положением в этом районе по инициативе прибрежных государств был поставлен вопрос о более чёткой регламентации плавания судов с установлением рекомендованных курсов и разделением движения судов через Дуврский пролив на два потока.

В этих целях еще в 1961 году в Лондоне, а затем в Париже и Гамбурге была образована группа специалистов, которой поручалось подготовить предложения по улучшению плавания, навигационного ограждения и по созданию специальной службы информации о движении судов в Дуврском проливе. Все предложения переданы на рассмотрение и обсуждение на заседаниях Комитета по безопасности на море Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) с тем, чтобы подготовить единые правила плавания судов в Дуврском проливе и принять их в международном масштабе.


Евротоннель

Под Дуврским проливом и под Ла-Маншем проходит железнодорожный тоннель, соединяющий континентальную Европу с Великобританией, открыт 6 мая 1994 года. Как символ объединяющейся Европы, одно время он удерживал звание самого протяжённого тоннеля в мире, в этом качестве его сменил Тоннель Сэйкан (соединяет острова Хонсю и Хоккайдо).

Тоннель имеет протяжённость около 51 километра, из них 39 - непосредственно на дне моря. Американское общество инженеров-строителей (American Society of Civil Engineers) объявило Евротоннель одним из семи чудес света современности.

По материалам Википедии, Большой советской энциклопедии, randewy.ru

Дуврский пролив, между побережьем Франции и о. Великобритания. Франц. Па-де-Кале (Pas de Calais) - "пролив Кале" (pas - "пролив, канал" . Кале - город на франц. берегу пролива). Англ, название Strait of Dover - "пролив Дувра" или "Дуврский пролив" (strait - "пролив" , Дувр - город на англ, стороне пролива). В древности назывался Галльский пролив по расположению на берегу Галлии.

Географические названия мира: Топонимический словарь. - М: АСТ.Поспелов Е.М.2001.

ПА-ДЕ-КАЛЕ см. Британские острова

Краткий географический словарь. EdwART. 2008.

Па-де-Кале́ (французское Pas de Calais , английское Дуврский канал ), пролив между сев. берегом Франции и юж. берегом Англии. Соединяет Северное море с прол. Ла-Манш. Длина 37 км, ширина 32–51 км, глубина судоходной ч. 21–64 м, преобладающая 25–40 м. В середине пролива опасные для судоходства отмели с глубинами до 1,5 м. Приливы до 3–5 м, приливные течения со скоростью до 3,5–5,0 км/ч. Постоянное течение направлено на В. со скоростью 1–2 км/ч. П.-де-К. имеет стратегическое значение как наиболее удобный и кратчайший путь из стран Сев. и Центр. Европы в Атлантический океан. Осн. французские порты: Булонь, Кале, Дюнкерк, английские: Дувр, Фолкстон. Под проливом проходит жел.-дор. туннель, соединяющий Британские о-ва с Европой.

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория. Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. 2006.

Па-де-Кале́ (Дуврский пролив), на западе Атлантического океана, между материковой частью Европы (Франция) и островом Великобритания, соединяет пролив Ла-Манш с Северным морем. Образовался в кон. четвертичного периода при затоплении речных долин в результате подъёма уровня океана. Один из самых интенсивных р-нов судоходства в Мировом океане, используется как кратчайший путь из Центр. и Сев. Европы в Атлантический океан. Дл. 37 км, шир. от 32 до 51 км, глубины: судоходной части 21–64 м, преобладают 25–40 м. В центр. части опасные для судоходства отмели (1,5 м). Постоянное течение следует на В. со скоростью 1–2 км/ч. Приливы до 5 м, с которыми связаны течения со скоростью до 5 км/ч. Гл. порты: в Великобритании – Дувр, Фолкстон; во Франции – Кале, Булонь-сюр-Мер и Дюнкерк. Под проливом проложен туннель, соединяющий континент с о. Великобритания.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

Па-де-Кале Па-де-Кале - департамент во Франции (см. Франция) , входит в регион Нор-Па-де-Кале (см. Нор-Па-де-Кале) . Административный центр департамента Па-де-Кале - Аррас (Arras, 79 тыс. жителей), город на реке Скарп, главный в исторической области Артуа. Аррас - один из красивейших городов Европы. Древняя столица племени атребатов, до 12 в. город принадлежавшая графам Фландрским, и прославился своими коврами. В городе сохранились римские укрепления, цитадель (бывшая штаб-квартира Тюренна). Собор (1773-1883 гг.) ранее предназначался для аббатства. Бывшее аббатство Сен-Ва (Saint-Vaast) - очень красивый ансамбль с двумя внутренними галереями. В настоящее время там размещаются библиотека и Музей изобразительных искусств (средневековая скульптура, живопись 17 в., а также фарфор и археологические находки). В городе множество домов в типично фламандском стиле. От здания ратуши с часовой башней начинается цепь подземных ходов, пронизывающих центр города.
В департаменте находятся такие старинные городки, как Кале, Булонь, Этапль, Монтрейль-сюр-Мер, Сент-Омер. Кале (Calais, 76 тыс. жит.), порт у пролива Па-де-Кале. Важный транспортный узел. Морской пассажирский паром в Дувр (Великобритания). Изо всех французских портов Кале наиболее близок к Англии: пролив между Францией и Великобританией имеет ширину всего лишь 31 км и является рукавом («Ла-Манш») Северного Моря, отстоящим на шаг от Кале («Па-де-Кале»). В Кале старинное производство кружев, тюля, вышивок. Уже в 14 в. являлся важным торговым портом. С именем города связано историческое событие времен короля Эдуарда III: чтобы избежать гибели жителей, группа «граждан Кале», возглавляемая Эсташем де Сен-Пьером, вынесла английскому королю ключи от города. Созданная в 1895 г. на эту тему скульптурная композиция Родена выставлена в Кале. С середины 14 по середину 16 в. городом владели англичане. Городская цитадель была укреплена Вобаном, но сохранила лишь детали прежних укреплений - руины двух башен. Цитадель сильно пострадала во время войны 1939-1945 гг. и потому подверглась реконструкции. Следует посмотреть башню Ге (Guet) 13 в., церковь Нотр-Дам 13-16 вв. и музей изящных искусств и Дентель (Dentelle).

Булонь (Булонь-сюр-Мер) (Boulogne-sur-Mer, 50 тыс. жителей), город и порт на западе Франции, у пролива Па-де-Кале. Пассажирское сообщение с Дувром и Фолкстоном (Великобритания). Булонь дает четверть национального улова рыбы. Цитадель 13 в. построена сыном Филиппа-Августа. Стоит посетить дворец-музей графов Булонских и колокольню 12 в. - часть донжона бывшего замка.
Рыболовецкий порт Этапль (Etaples), прошедший через многочисленные войны. Среди местных достопримечательностей музей Квентовик (Quentovic), Отель-де-Виль (Hotel de Ville) и «Дом Фауны и Флоры» (Maison de la Faune et de la Flore). Природоохранный заповедник Бэ-де-ла-Канш (de la Baie de la Canche) занимает территорию площадью в 500 га, где произрастают 420 видов растений, из которых 80 весьма редких.

Монтрейль-сюр-Мер (Montreuil-sur-Mer) - весьма популярный курорт. Цитадель 10 в. неоднократно перестраивалась (в 12, 14 и 16 вв.). Сохранились башни Рейн-Берт и Бланш (de la reine Berthe и de Blanche). Великолепная панорама, открывающаяся во время прогулки по остаткам укреплений, в свое время так потрясла Виктора Гюго, что он перенес сюда действие одного из эпизодов «Отверженных». В часовне бывшего сиротского дома располагается музей города.

Городок Сент-Омер (Saint-Omer), погруженный в гущу современной жизни, бережно хранит историческое наследие. Из памятников старины особенно интересны средневековые дома на Гран-Пляс (Grand-Place), готическая базилика Нотр-Дам (13-16 вв.), практически сохранившая первоначальный вид. В Отель-Санделен (Hotel Sandelin, 1776 г.) размещается музей изящных искусств, экспонирующий старинную мебель, гобелены, изделия из слоновой кости, картины, керамику и фаянс Севера и Дельфта, весьма ценную церковную утварь и оригинальную коллекцию трубок - 2 тыс. штук. Музей Анри-Депюи (Henri-Dupuis) располагается в частном доме 18 в.

Роскошный курорт Ле Туке («Парижский Пляж») (Le Touquet-Paris-Plage), расположенный на так называемом «Опаловом берегу» с великолепным пляжем и прославленным мототреком Л"Эндуро (l"Enduro). Роскошь скрытая и по-английски неброская, незаметная для любопытных глаз окружающих. В музее Туке (du Touquet) демонстрируется собрание картин «этапльской школы», а также работы современных художников (Ликатa, Ван Хеке). В Пале-де-Люроп (Palais de l"Europe) размещается музей кукол, где при помощи игрушек различных эпох рассказывается об истории города и региона вплоть до наших дней.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.

Синонимы :
    пролив

Суровая красота Северной Франции, и в частности Нор-Па-де-Кале (Nord-Pas-de-Calais), располагающегося на территории исторической области Французская Фландрия, доступна лишь тем, кто готов мириться с достаточно холодным влажным климатом (летом средняя температура не поднимается выше 20 градусов) и «скромностью», входящих в её состав регионов. Навряд ли эту часть страны можно назвать избалованной вниманием туристов. Большинство достопримечательностей было уничтожено во время Второй Мировой войны, а воды побережья, омываемого Ла-Маншем, скорее приспособлены для любителей виндсерфинга, чем для желающих понежиться на пляжах под жарким солнцем.

Нор-Па-де-Кале - один из трех северных регионов, территория которого имеет выход к проливу. Более того, протяженная береговая линия, со скалами и пляжами с золотистым песком, - достоинство этой не балующей яркостью красок части Франции. Опаловый берег или Кот-д’Опаль (Côte d’Opale) изобилует прекрасно оборудованными курортами, полюбившимися живущими через пролив англичанами.

Пролив Ла-Манш соединяет Северное море с Атлантическим океаном, его воды разделяют континентальную Европу, представленную Францией, и остров Великобритания . Самым узким местом пролива считается Па-де-Кале. В 90-е годы под Ла-Маншем построили знаменитый железнодорожный Евротоннель, соединяющий Англию и Францию, названный американским обществом инженеров-строителей одним из семи новых чудес света.

А вот это лишнее

    Бронируйте туры, подарите себе ! Самые популярные экскурсионные и горнолыжные предложения: — от 81 000 руб. за двоих. Цены от TEZ TOUR! Рассрочка 0%!
    Акции, подарки! Скидки детям до 30%. Успейте забронировать!
    Забронируйте сейчас и отель любой категории!

Департаменты и города Нор-Па-де-Кале

В состав региона входят два департамента: Па-де-Кале (Pas-de-Calais) и Нор (Nord). Административный центр Па-де-Кале - город Аррас (Arras). Региональная столица и главный город департамента Нор - Лилль (Lille). Крупные порты - Кале (Calais) и Булонь-сюр-Мер (Boulogne-sur-Mer), по совместительству являющийся курортом.

Другие большие города - Дуэ (Douai), Валансьен (Valenciennes), Дюнкерк (Dunkerque) и Бетюн (Béthune).

Земля Нор-Па-де-Кале богата на таланты. Именно здесь родился великий художник Анри Матисс, один из самых известных французских президентов Шарль де Голль и не менее известный, правда, своими «кровавыми» делами, деятель Великой французской революции Максимилиан Робеспьер.

Природа Нор-Па-де-Кале

История и культура

История региона Нор-Па-де-Кале уходит корнями еще в доисторическую эпоху. Уже тогда на этой территории жили люди, оставившие после себя каменные орудия. В дальнейшем вплоть до того момента, когда два автономных департамента были объединены в одну административную единицу в 1960 году, Нор и Па-де-Кале развивались отдельно друг друга, представляя огромный интерес для различных завоевателей, среди которых были и кельты, и римляне, и англичане, и испанцы. Лишь в 17 веке окончательно эти земли вошли в состав Франции.

В Средние века департамент Нор вместе с большей частью Бельгии и «куском» Нидерландов был ничем иным, как Фландрией. Сегодня жители всего региона гордятся своими фламандскими корнями, культурой и даже кухней, до сих пор живущими в их сердцах. Любовь проявляется и в языке, на котором говорят обитатели южной части Нора. Пикардийский диалект французского языка под названием «ш ’ти» (le ch’ti) - не менее интересная и любопытная достопримечательность, чем образцы фламандской архитектуры.

Как добраться до Нор-Па-де-Кале

Несколько международных и региональных аэропортов связывают Нор-Па-де-Кале с другими городами. Международный аэропорт города Лилля (Aéroport de Lille-Lesquin) расположен на расстоянии 10 км от центра города. Здесь приземляются регулярные внутренние (из Бордо, Марселя, Лиона, Рена, Ниццы, Нанта, Страсбурга и Тулузы) и международные рейсы: из Испании, Алжира, Марокко и Португалии. Прямого авиасообщения с городами России из Лилля нет. Региональный аэропорт в городе Ле-Туке (Aéroport du Touquet Côte d’Opale) располагается в юго-восточной части Опалового побережья и обслуживает регулярные и частные рейсы. Другой региональный аэропорт Кале-Дюнкерк (Aéroport de Calais - Dunkerque) находится в городе Марк в департаменте Па-де-Кале.

Поиск авиабилетов в город Париж (ближайший а/п к Нор-Па-де-Кале)

На поезде

Большинство поездов TGV из Парижа в сторону городов Нор-Па-де-Кале отправляется с Северного вокзала (Paris Nord). Путь до центра департамента Па-де-Кале города Арра́с займет 56 минут. Стоимость проезда вторым классом - от 36 EUR. Дорога в региональную столицу Лилль займет 1 час. Стоимость проезда вторым классом - от 43 EUR. Также в Лилль можно добраться из Брюсселя: французские TGV или поезда Eurostar доставят вас сюда всего за 35 минут и 29-68 EUR. Время в пути из Парижа до одного из крупных портов Кале в среднем занимает около двух часов (все зависит от маршрута). Стоимость проезда вторым классом - от 47 EUR. Существует и железнодорожное сообщение с Лондоном: поезд идёт по тоннелю под Ла-Маншем.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



На машине

Лилль - один из самых удобных для автомобилистов населенных пунктов. Здесь сходятся многие автомагистрали. Для того, чтобы попасть в столицу, из Парижа нужно ехать по автобану А1, который также соединяет с крупным городом Аррасом. А23 - связующее звено между Лиллем и Валансьеном. A25 соединяет Лилль, Дюнкерк и Кале.

Кухня и рестораны

Нор-Па-де-Кале имеет свою ярко выраженную кухню, многие блюда из которой фламандского происхождения. Первооснова любых рецептов - региональные продукты самого высокого качества: птица из Лика (volaille de Licques), картофель из Мельвиля (pomme de terre de Merville), фасоль Линго дю Нор (haricot lingot du Nord) и говядина Белль Блё (boeuf de race «belle Bleue»).

Характерные особенности гастрономии: прежде всего, наличие пива в составе многих блюд. Суп с пивом (soupe à la bière), петух в пиве (coq à la bière), кролик в пиве с черносливом (lapin à la bière et aux pruneaux), и даже десерт - блины с пивом (crêpes à la bière) - небольшой список «пивных» изысков. Другая особенность - верность проверенной веками рецептуре. Карбонад Фламанд (carbonade Flamande), ватерзои из курицы (waterzoï de volaille), ватерзои из рыбы (waterzoi de poisons), потжевлеш (potjevleesch) - наследие фламандской кухни.

Название «ватерзои» переводится как «кипящая вода», а странное слово «потжевлеш» означает всего лишь «мясное блюдо».

Блюда с морепродуктами также входят в меню жителей Нор-Па-де-Кале: салат из маринованной сельди в сидре (salade de rollmops au cidre), морские мидии (moules marinières) и многое другое.

Отдых на Опаловом берегу

Популярные отели Нор-Па-де-Кале

Развлечения и достопримечательности Нор-Па-де-Кале

Несмотря на колоссальные разрушения, которые принесла с собой Вторая мировая война, многие города Нор-Па-де-Кале сохранили некоторые из своих достопримечательностей. Это башня Беффруа и ратуша (beffroi et hôtel de Ville), охраняемые Юнеско и построенные в 15-16 веках, в Аррасе. Большая площадь (Grande Place), с 11 века служившая центром для городской торговли и располагающаяся в том же городе. Дворец Риур (palais Rihour) Старая Биржа (vieille bourse) и Цитадель (citadelle) в Лилле. Аббатство Мон-Сент-Элуа в 10 км к северо-западу от Арраса.

Музей изящных искусств (Palais des Beaux-Arts) в Лилле - один из первых музеев, которые открыли во Франции. Его богатейшая коллекция уступает только Лувру. График работы: понедельник - с 14:00 до 18:00, со среды по воскресенье - с 10:00 до 18:00. Вторник - выходной день. Стоимость билета: 8 EUR для взрослых, 4 EUR - для детей.