Биографии Характеристики Анализ

Расстояние между буквами в архитектурном шрифте. Архитектурные шрифты: разновидности и сфера применения

Оценка предприятия изначально зависит от того, в расчете на какой сценарий его развития, т.е. на какой вариант решения по поводу его дальнейшей судьбы, она делается. Поэтому грамотный подход к предприятию однозначно требует, чтобы любая его оценка делалась в расчете на изначально указываемые определения стоимости предприятия, которых в принципе может быть два (с учетом промежуточных решений):

1) оценка предприятия как действующего (on - going - concern );

2) оценка ликвидационной стоимости предприятия (в расчете на его ликвидацию, подразумевающую прекращение предприятия).

Существуют следующие подходы к оценке предприятия, в разной мере соответствующие тому или иному определению стоимости предприятия:

доходный;

рыночный;

имущественный (затратный).

Если предприятие оценивается как действующее (сохраняющее рабочие места), то его естественно оценивать в рамках так называемого доходного подхода. Этот подход предполагает, что рыночная стоимость предприятия определяется будущими доходами, которые можно получить, продолжая бизнес. При этом на оценку рыночной стоимости предприятия не должна влиять (не должна в ней учитываться) стоимость того имущества, которое имеется на предприятии и является необходимым для продолжения предприятия и жизни предприятия как действующего. В случае продажи такого имущества (подобная перспектива позволила бы включить его рыночную стоимость в оценку стоимости предприятия) продолжение предприятия, который на нем основан, станет невозможным и исключит изначальное предположение об оценке предприятия как действующего.

Оценка предприятия как действующего реализуется и в рамках так называемого рыночного подхода. Он сводится к тому, что для оценки рыночной стоимости закрытой или не имеющей размещенных на фондовом рынке акции открытой компании среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями находят компанию-аналог (той же отрасли, тою же размера, использующую ту же систему бухгалтерского учета в части методов учета товарно-материальных ценностей и методов амортизации, того же «возраста» и пр.), которую оценивает сам фондовый рынок, и, с соответствующими корректировками, переносят эту оценку на рассматриваемое предприятие.

Ликвидационная стоимость предприятия оценивается преимущественно в рамках так называемого имущественного (затратного) подхода. Его содержание заключается в оценке рыночной стоимости чистых, за вычетом задолженности, активов предприятия. Оно отталкивается от оценки рыночной стоимости всех активов (имущества) предприятия – материальных (реальных и финансовых) и нематериальных, независимо от того, как они отражены (и отражены ли вообще, что касается нематериальных активов) в бухгалтерском балансе предприятия.

Грубой ошибкой в оценке предприятия является применение к оценке подхода, неадекватного определению стоимости, которое вытекает из сложившейся конкретной социально-экономической ситуации с рассматриваемым предприятием.

Так, если предприятие является градообразующим (монопсонистом на местных рынках труда, который также содержит местную инженерную и социальную инфраструктуру небольшого отдаленного города или поселка), то естественным определением его стоимости (целью оценки) будет, как правило, оценка предприятия как действующего. Но тогда, если предприятие является, например, промышленным, нельзя его оценивать и рамках имущественного (затратного) подхода, который разумен для случая, когда предполагают, что имущество предприятия будет распродаваться и именно таким образом будет для инвестора оправдана цена предприятия, которая исчислена по сумме рыночных стоимостей его активов за вычетом кредиторской задолженности предприятия.

Имущественный (затратный) подход может быть адекватен определению стоимости предприятия как действующего только в случаях, если оцениваемое предприятие:

Относится к категории финансовых компаний с преобладающей долей финансовых активов, рыночная стоимость которых тогда в свою очередь либо берется с фондового рынка (когда финансовый актив является ликвидным или хотя бы регулярно котируемым), либо специально оценивается исходя из ожидаемых по активу (ценной бумаге) доходов (ситуация «матрешки в матрешке», предполагающая для реализации имущественного подхода использование доходного подхода);

Имеет повышенную долю нематериальных активов, которые ценны лишь тогда, когда они используются, т.е. когда предприятие будет действовать.

Оценка предприятия как действующего применительно к оценке имущественного комплекса предполагает, что весь имущественный комплекс останется в одних руках и будет продолжать использоваться для выпуска продукции определенного типа (возможно, обновленной). Тогда сохранятся рабочие места и источники поступлений в местный, региональный и федеральный бюджеты. При этом для оценки несущественно, в чьих руках окажется имущественный комплекс, если он сохраняется как действующий.

Стоимость имущественного комплекса как действующего не обязательно должна совпадать со стоимостью компании, обладающей этим имущественным комплексом и рассматриваемой как действующая, так как:

В компании могут иметься так называемые избыточные активы, которые не нужны для имущественного комплекса по выпуску и сбыту определенной продукции, но которые могут быть проданы и способны, следовательно, увеличить стоимость компании как действующей;

Стоимость имущественною комплекса как действующего, понимаемая в качестве вероятной выручки о г ею продажи в расчете на разумное время по поиску заинтересованных покупателей, не равна ценности этого комплекса для обладающей им предприятия в силу необходимости уменьшать эту величину при его продаже на сумму издержек трансакций по подготовке и осуществлению продажи комплекса.

В конкретных случаях могут существовать и иные причины.

Ликвидационная стоимость предприятия как имущественного комплекса представляет собой величину вероятной выручки от срочной распродажи входящих в этот комплекс активов, прав собственности и контрактных прав (в увязке с обязательствами по тем же контрактам) по частям. При такой распродаже многие активы и права не смогут быть проданы в силу их низкой ликвидности, т.е. отсутствия по ним активной торговли и наличия лишь узкого круга заинтересованных в подобных специальных активах и правах покупателей (за короткое время распродажи их, возможно, вообще не удастся отыскать). Следовательно, ликвидационная стоимость имущественного комплекса, как правило, ниже стоимости имущественного комплекса как действующего.

Основные приведенные в этой главе понятия систематизируются в схеме на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Схема соподчиненности понятий при определении целей оценки предприятия

Итак, повторим, что основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товара сформировались в течении XVII-XIX вв., и сегодня можно выделить три основных подхода к определению стоимости. Опишем их немного подробнее.

Первый подход основан на использовании теории трудовой стоимости К. Маркса . В соответствии с этим направлением производство и обмен товаров совершаются на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. В этом случае товаропроизводители должны исходить из следующего закономерного положения: если индивидуальные затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается. При этом в основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. Отсюда стоимость определяется как воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей.

По К. Марксу стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условии производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Использование косвенных измерителей через сопоставление с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производства и реализации.

Второй подход основан на использовании теории предельной полезности . Эта теория нашла широкое применение у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого направления считают, что последовательное приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага. Полезность единицы запаса, или предельная полезность блага, определяет величину стоимости данного товара.

При этом теоретики маржинализма, в частности представители австрийской школы, выделяют два вида ценности материальных благ - субъективную и объективную. Под субъективной ценностью понимают ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью - рыночную цену товара. Определяющую роль представители австрийской школы отводят субъективной ценности, которая была заложена ими в теорию цен. Последняя рассматривается как результат столкновения на рынке субъектов оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.

Третий подход был сформулирован А. Маршаллом (неоклассик). Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействий рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства.

Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность рассматривал, как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.

При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства. Он считал, что цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения.

На рынке под воздействием изменений, происходящих в спросе и предложении, имеют место постоянные колебания рыночных цен. В соответствии с теорией трудовой стоимости такие колебания объясняются как отклонение цен от стоимости товаров. На этой основе производители товаров при их обмене вынуждены считаться общественной трудовой стоимостью товара, последняя служит базой цены. Равновесное состояние наступает при совпадении спроса и предложения. При определении стоимости блага на основе теории предельной полезности колебаниями цен происходят вокруг ценности «предельного продукта». Равновесная рыночная цена товара является результатом столкновения на рынке субъективной оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.

В итоге можно сделать вывод, что теория трудовой стоимости по К. Марксу и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то второй - теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства - труда, капитала, земли и т.д.

Введение………………………………………………………………………….….…..3

1 История возникновения искусства шрифта…………………………….….………..4

1.1 Пиктографическое письмо……………………………………………..……..…..4

1.2 Идеографическое письмо………………………………………...………….…....5

1.2 Слоговое письмо…………………………………………………………………..5

1.4 Буквенно-звуковое письмо…………………………………….…..……………..6

2 Шрифтовая композиция в архитектуре…...…………………………..……………..8

3 Взаимосвязь памятников архитектуры различных эпох с текстовыми

компонентами.………………….. ……………………….………..….……………10

4 Построение шрифта зодчего на основе метода построения букв

Жоффруа Тори……………………….……………………………….……………..11

Заключение…………………………………………….………………………………..13

Список литературы……………………………………….…………………………….14

Введение

В декоративно-оформительском искусстве значительное место занимают графические работы - написание шрифтовых плакатов, оформление стенных газет, пригласительных билетов, афиш и др. Современное оформительское искусство невозможно представить себе без применения шрифта. Чем разнообразнее его употребление, тем больше внимания необходимо уделять его качеству, что невозможно без серьезного изучения его структуры, классификации и истории развития.

Общение людей при помощи письменных знаков – шрифта - одно из величайших достижений человечества. Слово «шрифт» - (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве.

1 История возникновения искусства шрифта

Одно из величайших и важных достижений человечества - это общение при помощи письменных знаков: шрифта. Слово "шрифт" в переводе с немецкого означает - начертание букв, письмо. Шрифт - это алфавит с четким определением закономерности построения изображений букв, цифр и других письменных знаков, объединенный в единый стиль. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь, как самостоятельно, так и вместе с остальным искусством своего времени. Шрифт необходим нам для передачи письменной информации во времени и пространстве.

Не зная истории письменности, сложно вникнуть в сущность искусства шрифта. Письменность является общей культурой каждого народа и частью мировой культуры. История ее возникновения уходит в глубокую древность. Очень длительный и сложный путь прошел рисунок знаков, прежде чем он стал алфавитом. Всего четыре вида письма удалось разгадать:

1. пиктографическое

2. идеографическое

3. слоговое

4. буквенно-звуковое

1.1 Пиктографическое письмо

К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма.

У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Возможно, что эти рисунки сочинялись заново по мере необходимости для каждой записи в процессе работы над изображением. Многие рисунки, дошедшие до нас, остались еще не разгаданными.

1.2 Идеографическое письмо

Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, т. е. письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д.

1.3 Слоговое письмо

Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе - писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии - Японии, Китае, Корее.

1.4 Буквенно-звуковое письмо

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н. э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение. Появившаяся буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного.

В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв, например: в современном итальянском - 21, в русском - 33, в чешском - 39, в армянском - 39. Каждый алфавит (шрифт) представляет собой систему графем и имеет свои закономерности в построении и развитии.

Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI века до н. э. Он был создан финикийцами и явился прообразом многих алфавитов мира. От финикийцев алфавитное письмо перешло к грекам (VII - VIII вв. до н. э.) Предполагается, что структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается также исходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита.

2 Шрифтовая композиция в архитектуре

«Шрифтовая композиция» - это гармонично связанные между собой набор букв, блоков текста и прочих участников текстового пространства, из которых составляется композиция.

Самыми наглядными примерами шрифтовых композиций в рассматриваемом контексте являются мемориальные доски, надгробия, памятные и въездные знаки. В этих художественных объектах шрифт присутствует всегда, или почти всегда, т. к. они есть не только знаковые объекты, но и информационные, т. е. содержат указания на персоналии, события, даты и географические точки.

Включение изображения/пластики в шрифтовую композицию - частая и совсем непростая задача. Ведь шрифт - это очень своеобразное искусство. Во-первых, он носит условный, знаковый, а не изобразительный характер. Во-вторых, шрифтовая композиция не только рассматривается целиком, но и читается в определенном порядке, строка за строкой, сверху вниз и слева направо.

Любая надпись имеет определенную динамику и последовательность, развернута не только в пространстве, но и, если так можно выразиться, во времени.

Все это делает композицию шрифта с изображением очень специфичной, отличает ее от большинства видов декоративного и изобразительного искусства. А между тем эти искусства постоянно сталкиваются, соединяются в композициях синтетического характера, где шрифт и предметное изображение оказываются частями одного целого, и должны сосуществовать не только не мешая друг другу, но и объединяясь в единый художественный замысел.

Важно помнить, что в контексте любого проекта, где есть шрифты, и тем более их сочетание с графикой/изображением/пластикой, шрифтовые конструкции вместе с этими элементами должны восприниматься как одно целое.

Шрифтовые конструкции должны гармонично вписываться в структуру решения в целом, тем самым, раскрывать общую идею проекта. Шрифты и изображения не должны жить самостоятельно. Для достижения успешного результата не следует создавать элементы, одинаковые по массам. Чем внятней считывается разница и контраст размеров в композиции, тем она интересней.

Приоритеты могут быть разные, это зависит от цели и техники исполнения проекта.

Иногда по приоритетам текстовые блоки должны быть выражены более явно, чем графические элементы, иногда напротив - текст может быть дополнением к графике, но также возможны исключительно шрифтовые композиции.

Разумеется, у изобразительной и шрифтовой композиции есть не только различия, но и общие черты. Они и помогают приводить их к «единому знаменателю». Изображение и шрифт могут быть подчинены общему пространственному ритму, близким пластическим принципам. Признаки художественного стиля, художественные особенности того или иного времени одинаково проявляются в начертаниях шрифта и рисунка. Для этого есть различные способы зрительного подчинения шрифта изображению или наоборот изображения - шрифту.

Кстати, композиционное единство шрифта и изображения может основываться не только на их сближении, но и на осмысленном, умело примененном контрасте, противопоставлении объема и плоскости, статики и динамики и т.п.

В подобных работах не стоит, сделав графику, «пришивать» потом к ней шрифт. В этом случае шрифт всегда будет «чужим». Если композиция уже в сознании автора представляется разделенной на две части, то одного этого достаточно для минимального, но все же заметного искусственного разъединения надписи и изображения. Поэтому работу над композицией, включающей шрифтовые и изобразительные элементы, нужно обязательно начинать и вести одновременно по всем элементам. Надо постоянно помнить, что надпись и изображение - это части одного организма.

Изображение и шрифт должны обязательно находиться в исторической соподчиненности и стилевом соответствии той или иной эпохе. Это касается не только исторических тематик, но и современных. Ведь современность находится не вне истории. Это всего лишь звено в непрерывном историческом процессе.

Как правильно скомпоновать надпись и изображение в композицию? В соответствии с пластикой изображения (первый признак единства). Ведь изображение на какую-либо историческую тему может быть выполнено по-разному. Так и шрифт к этому изображению должен ему соответствовать. Но необходимо помнить, что не рекомендуется просто реставрировать тот или иной исторический шрифт. Нужно иметь в виду, что при всем своем историческом характере композиция служит современности и должна говорить современным языком. То есть черты современности должны неизбежно присутствовать в работе.

3 Взаимосвязь памятников архитектуры различных эпох

с текстовым компонентом

С древних времен шрифт и архитектура были неотделимы. Шрифт был частью архитектурных сооружений Древнего Египта, Шумера, Вавилона, Греции, Рима. Архитектурный шрифт в то время определял форму всех остальных видов шрифта. В Средние века главным формообразующим шрифтом стал рукописный, а с эпохи Возрождения - наборный, но все это время архитектурный шрифт продолжал влиять на другие виды шрифта и сам подвергался их влиянию.

Шрифт, как и архитектура, тесно связан с господствующим в современном ему искусстве большим стилем и вместе с тем подвержен колебаниям моды. Формы шрифта в каждый период находятся в странном взаимоотношении с архитектурными формами. Иногда они взаимно повторяют друг друга, иногда расходятся и противодействуют, но никогда не развиваются совершенно независимо.

Шрифт, как и архитектура, формирует окружающую нас рукотворную среду. Все цивилизованное пространство - от городских улиц и федеральных трасс до наших с вами квартир - заполнено потоками информации, материальным носителем которой выступает шрифт.

Шрифт, как и архитектура, выполняет важную социальную функцию. Именно они, окружая нас с самого рождения, служат мерой прекрасного или привычного, задают ритм нашей жизни, во многом определяют наши взгляды на окружающий мир. С каждым большим стилем в искусстве и архитектуре ассоциируются определенные шрифты.

4 Построение шрифта зодчего на основе метода построения букв

Жоффруа Тори

В эпоху Возрождения искусству шрифта уделялось большое внимание. Во

второй половине 15 века нача-лось активное изучение римского монументального письма. Исследования показали, что многие трактаты по искусству шрифта базировались на утерянном тру-де Леонардо да Винчи (1452-1519), сохранились два знака, дотируемые 1500 годом, которые, с большой вероятностью, современные исследователи приписы-вают Леонардо да Винчи. По сложности построения и методике графического анализа шрифтовой формы эти два знака являются классическим образцом шриф-тового искусства. Все последующие трактаты в доста-точной степени поверхностны и ограничиваются ана-лизом только внешних пропорций знаков. В 1509 году издал свой трактат ученик Леонардо да Винчи Лука Пачоли "О Божественной пропорции".

В этом трактате знаки строились на основе квадрата и круга. Толщина вертикального элемента знака "Н" была рав-на 1:8 квадрата, толщина горизонтального элемента была равна 1:3 вертикального. Все знаки отличает со-вершенство внешних и внутренних пропорций.

В 1525 году Альбрехт Дюрер издает свой знаменитый труд "Правила измерения...", предназначавшийся для архи-текторов, значительная часть которого была посвяще-на построению шрифтов. Дюрер конструировал латин-ский алфавит на основе квадрата, уделяя большое внимание построению овалов. Толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:10 квадрата, толщи-на горизонтального элемента была равна 1:3 верти-кального. Дюрер первый дал для отдельных знаков ал-фавита несколько вариантов построения. В 1529 году вышел трактат французского мастера Жоффруа Тори (1480-1533) "цветущий луг". В своем трактате Жоффруа Тори сопоставляет пропорции знаков с пропорци-ями человеческого тела на основе круга и квадрата. Квадрат был разделен на 10 частей по горизонтали и вертикали, толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:10 квадрата. Горизонтальный эле-мент располагался в горизонтальном зрительном цен-тре, в других трактатах он ставился в геометрическом центре (оптический, зрительный центр всегда несколь-ко выше геометрического).

Шрифт зодчего состоит из прописных, строчных букв и цифр. В зависимости от формы букв этот шрифт имеет несколько вариантов.

Рассмотрим построение букв и цифр наиболее легкого варианта этого шрифта.

Прописные буквы шрифта зодчего строятся в квадрате, сторона которого равна b. Сторона квадрата делится на девять частей, 1/3 часть принимают за модуль т, одновременно модуль является и шириной основной стойки. Ширина тонких элементов прописных букв принимается равной 1/3 модуля т. Полукружия букв в местах соединения со стойкой имеют ширину 1/3 m, а в широкой своей части они должны равняться модулю. Центры дуг можно легко найти при помощи дополнительно нанесенных горизонтальных и вертикальных линий.

Заключение

Архитектурный шрифт, или шрифт зодчего, отличается строгостью и изящностью букв и цифр. Его применяют при выполнении надписей на инженерных или архитектурных проектах (чертежах). Тексты, написанные архитектурным шрифтом, можно встретить так же на архитектурных памятниках (например, название станций метро, на мемориальных досках и др.).

Правильно подобранный шрифт может быть более выразителен, чем любая картинка. Им можно передать необходимую атмосферу, настроение. Шрифт перестал быть только носителем информации, он сам теперь информация. Возможности шрифта безграничны, нужно только определить, какое впечатление вы хотите произвести и выбрать подходящий для этого шрифт.

Список литературы

Безухова Л. Н., Юмагулова Л. А., «Шрифт в работе архитектора, учебное пособие.» М.: Архитектура-С, 2007

Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр. Основой прописных букв шрифта зодчего является квадрат, размер стороны которого выбирается в зависимости от необходимой для надписи высоты букв. Условно обозначим ее b. Размер стороны квадрата (b) делится на 9 частей и 1/9 часть принимается за модуль m. Например, вы хотите сделать надпись или букву высотой 25мм, значит b= 25мм, а m = 25: 9=2,8мм. Модуль m одновременно является и шириной основной стойки. Ширина тонких элементов прописных букв принимается равной 1/3 модуля m. Полукружия букв в местах соединения со стойкой имеют ширину 1/3 m, а в широкой своей части они должны равняться модулю. Центры дуг можно найти при помощи дополнительно нанесенных горизонтальных и вертикальных линий.

На рис.16 (а,б,в,г,д) даны построения прописных букв шрифта зодчего. Необходимо помнить, что не все буквы имеют ширину, равную b, такие буквы как Б, В, Г, Е, З, Р имеют ширину 2/3 b, а буквы Ж, Ш, Щ, Ю на 2 – 2,5 модуля больше основного размера b.

На рис.17 дано построение строчных букв шрифта зодчего. Для простоты построения применена линейная сетка, которая показывает, что вся высота буквы с выступом делится на пять частей, причем высота основной части буквы принимается равной трем частям. Половина одного деления принимается за ширину основной стойки. Ширина тонкого элемента принимается равной ½ ширины основной стойки.

На рис.18 показано построение цифр данного шрифта. Здесь также применена линейная сетка, которая облегчает понимание построение каждой цифры. Основой является квадратная форма с размером стороны, равной b. Модуль m (ширина основной стойки, самых широких частей цифр) также равна b / 9. Тонкие части цифр имеют размер m/3. Переход от утолщения к утонению в элементах цифр происходит плавно при тщательном подборе необходимых радиусов.

Рис. 16 а Прописные буквы шрифта зодчего

Рис. 16 б Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

Рис. 16 в Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

Рис. 16 г Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

Рис. 16 д Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

Рис.17 Строчные буквы шрифта зодчего

Рис. 18. Цифры шрифта зодчего

Упражнение №4

«Обмер архитектурной детали»

Практическое ознакомление с техникой проведения архитектурных обмеров является необходимой ступенью в подготовке специалиста-архитектора. Попутно с приобретением профессиональных навыков, закрепления восприятия архитектурного объекта по его изображениям, конкретного ознакомления с архитектурным сооружением, его элементами и структурой в их взаимосвязи, упражнение по обмеру архитектурной детали способствует подготовке студентов к обмерной практике, а также выработке умений и навыков научно-исследовательской работы.



Целью упражнения является знакомство с методами изображения объемной формы в ортогональных проекциях (план, фасад, разрез), изучение деталей и архитектурных профилей (обломов), закономерностей их построения на примерах классической архитектуры.

· Работа начинается с выполнения эскизных чертежей, которые называются кроками ; эскиз делается от руки на глаз без применения чертежных инструментов с соблюдением основных пропорций. На чертеж наносятся размерные линии и проставляются все необходимые размеры. Для того, чтобы кроки точнее воспроизводили пропорции обмеряемой детали, допускаются предварительные промеры основных габаритов.

· Кроки оформляются в виде альбома и сдаются вместе с окончательной подачей упражнения.

· Обмеры осуществляются в зависимости от характера детали одним из способов: а) способ координат; б) способ засечек, система треугольников.

· Размерные линии располагаются в виде цепочек, не загромождая чертеж, начиная от мелких, более детальных, кончая общими размерами и проставляются в миллиметрах.

· При выборе нестандартного масштаба необходимо применение масштабной линейки.

· Обмерные чертежи в окончательном виде оформляются на планшете размером 75х50см., обтянутого ватманом (рис.22)

Материалы и оборудование:

1. Архитектурная деталь.

1. Линейка, треугольники, транспортир, мягкая проволока, карандаши, ластик, рапидографы, циркуль.

При обмере простых архитектурных деталей пользуются системой координат (рис.19), наметив на эскизе характерные точки; затем определяют их координаты по отношению выбранных осей х, у, z.

Рис. 19. Измерение детали с помощью метода системы координат

Полученные координаты заносят в таблицу.

№ п/п Х У Z
Точка 1
Точка 2
Точка 3 и т.д.

При обмере деталей, имеющих сложную форму, используют так называемый способ засечек или триангуляции (от франц. «triangle» - треугольник). Для этого намечают опорные точки А и Б, измеряют расстояние между ними и из каждой делают промеры до характерных точек. При помощи засечек получают систему треугольников, которая позволяет изобразить обмеряемую деталь (рис. 20, 21).

Рис. 20. Измерение детали способом засечек или треугольников

Рис. 21.Измерение валюты ионической капители с помощью треугольника и линейки

Рис. 22. Примеры выполнения упражнения

Упражнение № 5

«Композиция из профилей классических ордеров. Архитектурные обломы»

Ордер (от лат. «ordo» - порядок) – это порядок расположения конструктивных частей сооружения, при котором рациональное распределение и взаимодействие несомых и несущих частей получило определенную форму, отвечающую практическому и художественному назначению сооружения. В своих отдельных деталях ордер обрабатывается пластическими формами, которые носят название обломов или элементов профилей.

Обломы - это элементарные пластические формы, различающиеся по очертаниям своего профиля (поперечного сечения) и являющиеся простейшими составными частями деталей архитектурных ордеров (рис. 23, 24).

Виньола (Vignola) – настоящая фамилия Бароцци (Barozzi) Джакомо (1507-1573), итальянский архитектор, теоретик и практик, составитель сборника «Правила пяти ордеров архитектуры» (1562 г.).

Палладио (Palladio) – настоящая фамилия ди Пьетро (di Pietro) Андреа (1508-1580), итальянский архитектор, представитель позднего Возрождения. Творчески осмыслил ордерную систему, написал трактат «Четыре книги об архитектуре» в 1570 г.

Обломы ордеров Виньолы и Палладио по геометрическим признакам разделяются на:

1. Прямолинейные - полочка, полка, пояс , плинт.

2. Криволинейные простые (описанные из одного круга) - валик, вал (торус), четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная).

3. Криволинейные сложные (имеющие две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны) – гусёк (прямой и обратный), каблучок (прямой и обратный), скоция (элемент, представляющий собой выгнутость различной кривизны и встречающийся в базах колонн ионического и коринфского ордера).

Облом принято называть прямым ,если он расширяется кверху, обратным – если он расширяется книзу.

Существуют сочетания из 2-х соединенных элементов. Одно из таких, состоящее из валика и полочки , получило название астрагал ; другое сочетание – полочка и каблучок , хотя и встречается часто, но специального названия не имеет. Во всех ордерах главные элементы чередуются с второстепенными,широкие с узкими, криволинейные с прямолинейными – это основное правило профилирования.

Необходимо отметить, что, если в римской версии в ордерах криволинейные профили составлялись из частей окружности, то в греческой архитектуре они, как правило, представляли собой кривые второго порядка – эллипсы, гиперболы, параболы.

Наряду с обычным набором криволинейных профилей – киматиями (гусек и каблучок), выкружками и валиками – существовали специальные профили, учитывающие в своем рисунке их положение в теневых местах, как, например, профиль так называемого «вороньего клюва».

В деталях ордеров обломы выполняют различные композиционные функции:

1. Поддерживающие.

2.Поддерживаемые или венчающие.

3. Связующие.

4. Разделяющие.

Каблук и четвертной вал , имеющие сильные, упругие очертания, чаще применяются как поддерживающие формы, гусёк с его облегчающимися снизу вверх формами является завершающим элементом, выкружка несет в себе функцию связующего элемента.

Обычно обломы украшались живописным орнаментом в дорическом ордере и рельефным – в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом: гусёк – орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты; каблучок – сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними; четвертной вал , обращенный выпуклостью книзу и другие выпуклые профили – иониками; астрагал – бусами, жемчужником. В том случае, когда профили украшались орнаментами, последние всегда соответствовали очертанию профиля и положению его в общей композиции.

Цель работы: изучение архитектурных ордеров, усвоение знаний об архитектурных обломах. Освоение графического изображения обломов, навыков композиции, повышение мастерства студентов по освоению архитектурной графики.

Шрифт – важная составляющая любого чертежа, он помогает передать информацию, которую другими способами донести невозможно. Это своеобразный скелет, основа для дальнейшей работы. Поэтому пока студенты-медики штудируют учебники по анатомии, учащимся архитектурно-строительных вузов приходится по косточкам разбирать каждую буковку.

Шрифты в архитектурно-строительных чертежах

Существует много разновидностей шрифтов и вариантов оформления чертежных работ. Нужно понимать, где именно тот или иной стиль лучше применить. В архитектурно-строительном черчении это особенно важно, потому что шрифт дополняет любое изображение.

Узкий архитектурный шрифт


Простой и сдержанный узкий архитектурный шрифт отлично вписывается в любой проект. В нем нет деления на прописные и строчные буквы, кроме того, элементы не имеют наклона. Этот тип шрифта самый элементарный в написании, что и объясняет его популярность. Строго установленных размеров у него нет, зато есть определенные пропорции, которые необходимо соблюдать:

  • отношение ширины букв к ее высоте должно быть равно 1/4÷1/6;
  • между соседними элементами расстояние должно быть не меньше их ширины;
  • промежуток между словами как минимум в два раза больше ширины букв;
  • символы: Ж, Ю, Ш, М, Щ, Ы – шире остальных в полтора раза.

Рукописный шрифт


Это еще один тип шрифта, который иногда применяют в работах. Для его изображения не нужно использовать специальных инструментов, то есть вычерчивается он от руки. Рукописный шрифт рекомендуют применять, когда нужно написать маленькие цифры или буквы (высотой менее 7 мм), тогда использование линейки просто нецелесообразно и отнимает много времени.

Шрифт зодчего


В отличие от рукописного, шрифт зодчего выполняется с помощью чертежных инструментов. Его используют для надписей на архитектурных чертежах, он считается самым красивым и несет, помимо всего прочего, декоративную функцию.

Шрифт зодчего содержит как прописные, так и строчные буквы. Для удобства построения символы вписывают в квадрат, а потом уже строят их по пропорциям. Высота букв обычно принимается равной 1/20 – 1/30 размера изображения: детали или конструкции.

Как выполнить надпись на чертеже?


Чтобы надпись на чертеже смотрелась органично, надо выбрать место для ее размещения и размер шрифта. Необходимо учесть масштаб изображения, характер чертежа, тип и толщину линий. Надписи не должны доминировать и привлекать к себе излишнее внимание, они только дополняют работу.

Шрифт – это палочка-выручалочка для инженеров, строителей и архитекторов. Он облегчает понимание чертежа и позволяет передать об объекте всю необходимую информацию.