Биографии Характеристики Анализ

Люди воздействуя на окружающую природную среду обеспечивают. Влияние деятельности человека на окружающую среду

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность и историческое развитие принципов налогообложения...5

1.1. Сущность принципов налогообложения …………………………...........5

1.2. Эволюция принципов налогообложения …………………………………6

Глава 2. Анализ современных принципов налогообложения ………………13

2.1. Сущность современных принципов налогообложения ……………….13

2.2. Основные принципы налогообложения в Российской Федерации……19

2.3. Реализация принципов налогообложения в современных условиях

в Российской Федерации ………………………………………………………24

Глава 3. Проблемы в налогообложении в современной России……………27

Заключение ……………………………………………………………………..30

Список использованной литературы …………………………………………32

Приложения ………………………………………………………………….…34

Расчетная часть …………………………………………………………..……36

ВВЕДЕНИЕ

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответству­ющую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

А. Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его русский последователь Н.И.Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источ­ника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Впослед­ствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения ут­верждались законодательными актами «задним числом», или имели «обратную силу».

В настоящее время в налогообложении существует множество пробелов и проблем, что свидетельствует об актуальности изучения принципов (основополагающих начал) налогообложения и их реализацию в современных условиях в Российской Федерации.

Объектом курсовой работы являются принципы налогообложения.

Предметом курсовой работы является история становления и современное состояние принципов налогообложения в Российской Федерации.

Цель курсовой работы – изучение принципов налогообложения и их реализацию в современных условиях в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Изучить сущность и историю становления принципов налогообложения;

Исследовать современные принципы налогообложения и их реализацию в Российской Федерации;

Выявить проблемы в налогообложении в современной России.

В ходе исследования необходимо использовать различные методы: метод классификации, систематизации, анализа научной литературы и законодательных актов, касающихся налогов и налогообложения.

Для написания курсовой работы использовалась различная литература. Полезными стали работы таких авторов, как Демин А., Тедеев А.А., Парыгина В.А., Ляпина Т.М., Кашин В.А., Пинская М.Р. и др. Широко применялись статьи Налогового кодекса РФ, Конституции РФ, а также практика Конституционного суда РФ.

Курсовая работа состоит из введения, основного содержания, включающего три главы, и заключения.

Глава 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Сущность принципов налогообложения

Проведение научно обоснованной, эффективной налоговой политики во многом определяется тем, как сформулированы цели и принципы налогообложения.

Длительное время финансовая наука была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы цели и принципы обложения, т.к. на первом этапе налоги в доходах казны носили второстепенный, даже чрезвычайный характер.

Поэтому государство взимало налоги произвольно, руководствуясь лишь потребностями текущего момента. На втором этапе налоги становятся главным источником государственных доходов, что определяет необходимость научных исследований в области налогов 1 .

Из анализа периодической литературы следует, что цели налогообложения бывают двух разновидностей: фискальные и нефискальные 2 .

Фискальная цель означает достижение как можно более высокой чистой доходности, определяемой как разница между валовыми налоговыми поступлениями и издержками на собирание налогов. Эта цель не должна быть явно доминирующей целью налогообложения.

К нефискальным целям относятся:

Конъюнктурная или определение величины влияния налогов на конъюнктурный цикл, а также установление, не препятствуют ли налоги инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

Распределительная, что предполагает исследование влияния налогов на распределение дохода и имущества налогоплательщиков;

Обеспечение заметности некоторых налогов (например, муниципальных).

Определение и четкое формулирование целей налогообложения во многом обеспечивает реализацию принципов налогообложения.

Само слово «принцип» переводится с латинского (principium) как основа, первоначало чего-либо 1 .

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения.

Принцип налогообложения может быть определён как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства. Цель принципов налогообложения – поставить препоны налоговому произволу, создать основы справедливого, соразмерного и умеренного налогообложения. Не случайно в Постановлении от 21.11.1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абз. 2 п. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» Конституционный суд РФ отметил: «Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина» 2 .

1.2. Эволюция принципов налогообложения

Принципы налогообложения привлекали особое внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов 3 . Например, Т.Гоббс критикует обложение имущества и доказывает, что косвенное обложение – самое равномерное и самое справедливое.

О.Мирабо полагал, что всякое обложение должно отвечать трем принципам:

1) быть основанным непосредственно на самом источнике доходов;

2) быть в известном постоянном соотношении с доходами;

3) оно не должно быть слишком обременено издержками взимания.

Ф.Кенэ, глава школы физиократов, указывал:

На плохую форму обложения;

На излишнее бремя налогов вследствие чрезмерных издержек по их взиманию;

На чрезмерные судебные расходы.

Заслуга физиократов состоит в том, что они первыми поставили вопрос о принципах налогообложения.

Затем история финансовой и налоговой науки по вопросам принципов налогообложения представлена именами А.Смита и А.Вагнера. Принципы налогообложения, разработанные ими, положены в основу современной налоговой системы.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определен­ность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классические принципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776г. книге «Исследование о Природе и причинах богатства народов» следующим образом:

«Подданные государства должны по возможности соответ­ственно своей способности и силам участвовать в содержании пра­вительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязы­вается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно оп­ределен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма пла­тежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, обла­гаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угро­зой такого отягощения подарок или взятку.

Неопределенность обложения развивает наглость и содейству­ет подкупности того разряда людей, которые и без того не пользу­ются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каж­дое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обло­жения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности.

Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими пу­тями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства кото­рых могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к суще­ствованию и работу множеству людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкос­тью. В-третьих, конфискациями, другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от упла­ты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов. Неразумный налог создает большое искушение для конт­рабанды, а кары за контрабанду должны усиливаться в соответ­ствии с искушением. Вопреки всем обычным принципам справед­ливости закон сперва создает искушение, а затем наказывает тех, кто поддается ему, и притом он усиливает наказание соответствен­но тому самому обстоятельству, которое, несомненно, должно было бы смягчать его, а именно соответственно искушению совершить преступление. Очевидная справедливость и польза этих положений обращали на себя большее или меньшее внимание всех народов» 1 .

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Принципы налогообложения - это основополагающие начала или идеи и положения, которые должны учитываться в налоговой сфере. Учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.

Так, можно условно выделить экономические и организационно-правовые принципы налогообложения.

Основными являются экономические принципы - сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Основополагающие принципы были сформулированы А. Смитом в 1776 г. в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов".

1. Принцип равномерности , или справедливости . Заключается в равной обязанности всех лиц принимать материальное участие в финансировании общегосударственных потребностей соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством государства. Вот как он изложен А. Смитом: "Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства... Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения...". Это не просто теоретическая посылка, а условие, необходимое для справедливого и эффективного сбора налогов. В нашей практике это условие, к сожалению, не всегда соблюдается. Например, исчисление отдельных видов налогов производится нарастающим итогом с начала года. Казалось бы, это делается обоснованно, но, учитывая, что налоги взимаются ежемесячно, такой подход приводит к тому, что не соблюдается единство момента получения дохода и взимания с него налога, в результате возможна ситуация, когда при наличии дохода за определенный период времени и соответствующем его налогообложении за этот же период отсутствие дохода (убыток) за последующий период приводит к возврату уже уплаченного налога. Такая система не стимулирует эффективной деятельности предприятий. О неполной реализации данного принципа свидетельствует также тот факт, что исправно платят налоги не более четверти всех налогоплательщиков.

2. Принцип определенности . Заключается в том, что "налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа - все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица...", т.е. этот принцип предполагает отсутствие произвольности в механизме налогообложения, действиях налоговых органов и налогоплательщиков, наличие ясных методов взимания и уплаты налогов. К сожалению, в настоящее время в РФ существует, помимо основных законов по налогам, масса подзаконных актов, методических рекомендаций, разъяснений, которые иногда даже противоречат друг другу, а это не вносит ясности в исчисление и взимание тех или иных налогов, т.е. налогоплательщики действуют фактически в состоянии неопределенности. К тому же внесение в течение года поправок в законодательные акты приводит к нарушению данного базового правила.

3. Принцип удобства платежа для налогоплательщика зафиксирован так: "Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его". Нельзя не согласиться с этим правилом, поскольку государство должно учитывать интересы того, на средства кого оно содержится. Оно говорит о необходимости устранения формальностей и упрощения акта уплаты налога, приурочивания налогового платежа ко времени получения дохода. Однако российским законодательством, например, по налогу на прибыль предусматривается внесение авансовых платежей, т.е. платежей до фактического получения дохода. Отрицательно сказываются на состоянии оборотных средств предприятия установленные сроки уплаты по основным видам налогов, поскольку они практически совпадают. Следовательно, и этот принцип реализуется в нашей практике не в полной мере.

4. Принцип дешевизны (экономности) : "Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства". Это требование рационализации системы обложения и сокращения издержек по взиманию налогов, которые должны быть меньше, чем сами налоговые поступления. Желательно, чтобы не было таких налогов, расходы по сбору которых превышают сумму собираемых налогов. Учитывая это требование, налогообложение не должно быть чрезмерным, у налогоплательщиков должны оставаться средства, позволяющие осуществлять расширенное воспроизводство. В налоговой системе не должно быть низкоэффективных налогов, затраты на сбор которых равны либо превышают сами поступления. И этот принцип пока еще не в полном объеме реализован в нашей налоговой практике.

Таким образом, все вышерассмотренные принципы не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Нарушение их имеет следствием обременительность налогов, тормозит инвестиционные процессы, ведет к серьезному расслоению общества.

Немецкий экономист А. Вагнер дополнил классические принципы налогообложения, предложив девять основных правил, которые объединил в четыре основные группы:

1) финансовые принципы обложения:

  • достаточность обложения. Объем денежных ресурсов должен быть достаточен для поддержания общественной хозяйственной системы;
  • эластичность (подвижность) обложения, т.е. использование в налоговой системе таких налогов, которые при увеличении государственных потребностей позволяют увеличить размер налоговых изъятий;

2) народнохозяйственные принципы:

  • надлежащий выбор источника обложения. В качестве источника обложения должен выступать не только доход, но и капитал;
  • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их переложения, т.е. наличие налогов, несущих, в большей мере, регулирующее начало либо фискальное;

3) этические принципы (принципы справедливости):

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность, т.е. равенство всех налогоплательщиков при уплате налогов;

4) административно-технические правила:

  • определенность обложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Рассмотренные выше принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего.

Современные зарубежные принципы налогообложения несколько интерпретируют вышеназванные.

Основным, базовым при построении налогообложения является принцип справедливости . В экономическом плане определяют, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя привилегии другим. В зарубежной науке различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.

Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. что с повышением дохода ставка налога увеличивается (принцип платежеспособности ).

Принцип горизонтальной справедливости предполагает наличие единой налоговой ставки для лиц с одинаковыми доходами (принцип выгод ). Реализация этого принципа на практике зависит от того, на что используются средства, мобилизуемые государством, т.е. их производительное использование.

С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, насколько обоснованно законодатель регулирует порядок изъятия собственности у плательщика, а также из того, каким образом соотносятся между собой государство, собирающее налоги, и лица, обязанные их платить. Следовательно, этот принцип предполагает, что при установлении налоговых изъятий государство не должно лишать граждан возможности реализации основных конституционных прав.

Методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение. Налогообложение считается прогрессивным, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается. Это, как правило, достигается посредством сложной прогрессии. Что касается шедулярного (классификационного, парциального) налогообложения, то подобная методика предполагает деление налогооблагаемого объекта (дохода) на части (шедулы) в зависимости от источника их поступления, к каждой из которых применяются свои правила и размеры налогообложения. Эта методика позволяет облагать каждый вид налога дифференцированно (доход от капитала по одной ставке, доход от основного вида деятельности - по другой).

Принцип справедливости предполагает, что налоговые органы и налогоплательщики должны иметь равные права при исчислении и уплате налога.

Вторым принципом налогообложения считают принцип соразмерности , который заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения, т.е. это принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государства. Данный принцип проиллюстрировал американский экономист Лаффер, который показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налогов и соотношения налоговых поступлений и налогового бремени. Налогообложение имеет свои пределы. Налоговый предел - это условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государства доля ВНП, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых выступают политические конфликты, бегство капитала, массовое уклонение от налогов и др.

Следующим является принцип определенности и удобства , получивший название принципа максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Он включает в себя знание налогоплательщика о происходящих изменениях, его информированность, простоту исчисления и уплаты налога, т.е. удобства для налогоплательщиков уплачивать налоговые суммы. И, наконец, принцип экономичности (эффективности) , который означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на сбор и обслуживание.

Основные организационно-правовые принципы налогообложения зафиксированы в Налоговом кодексе РФ. К ним, в частности, относятся:

1) принцип справедливости, который определяет, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах всеобщности и равенства налогообложения. Должна учитываться фактическая возможность налогоплательщика уплачивать налоги;

2) принцип универсализации - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессионных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференциальные ставки налогов и сборов и налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капиталов. Предусматривается возможность установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин;

3) принцип нейтральности - налогообложение должно быть таким, чтобы налоги и сборы не нарушали единого экономического пространства России и прямо или косвенно ограничивали перемещение товаров, работ, услуг или создавали препятствия законной деятельности налогоплательщика;

4) принцип экономической обоснованности - любые налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;

5) принцип определенности - законодательные акты должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;

6) принцип презумпции невиновности - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

Законность и четкие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, придают налогообложению долговременный характер действия.

1.2 Принципы налогообложения

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

Финансовые принципы:

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

Экономике-хозяйственные принципы:

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

Этические принципы:

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление - экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление - юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

В современных зарубежных принципах налогообложения преломляются названные выше принципы (глава 1, пункт 1.1).

Базовым при построении налогообложения является принцип справедливости. В экономическом плане определяют, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов с возложением бремени на одних людей и предоставлением привилегий другим. В зарубежной науке различают два основных разреза этого принципа: горизонтальный и вертикальный. Справедливость налогообложения в вертикальном, разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. с повышением дохода ставка налога увеличивается -- принцип платежеспособности. В горизонтальном разрезе предполагается наличие единой налоговой ставки для лиц с одинаковыми доходами -- принцип выгод. Реализация этого принципа на практике зависит от того, на что идут средства, мобилизуемые государством, т.е. их производительное использование. С юридической точки зрения принцип справедливости говорит о том, насколько обоснованно законодатель регулирует порядок изъятия собственности у плательщика, а также о том, каким образом соотносятся государство, собирающее налоги, и лица, обязанные их платить. Следовательно, этот принцип предполагает, что при установлении налоговых изъятий государство не должно лишать граждан возможности реализации основных конституционных прав. Методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное (классификационное, парциальное) налогообложение. Налогообложение считается прогрессивным, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается. Это, как правило, достигается посредством сложной прогрессии. Что касается шедулярного налогообложения, то подобная методика предполагает деление налогооблагаемого объекта (дохода) на части (шедулы) в зависимости от источника поступления дохода, к каждой из которых применяются свои правила и размеры ставок. Эта методика позволяет осуществлять налогообложение дифференцированно: доход от капитала по одной ставке, доход от основного вида деятельности -- по другой. Принцип справедливости предполагает, что налоговые органы и налогоплательщики должны иметь равные права при исчислении и уплате налога. Вторым принципом налогообложения считают принцип соразмерности, который заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения, т.е. это принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государства. Данный принцип проиллюстрировал американский экономист Лаффер, который показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налогов и соотношения налоговых поступлений и налогового бремени.. Налогообложение имеет свои пределы. Налоговый предел -- это условная точка в налогообложении, в которой, достигается оптимальная для плательщиков и государства доля ВНП, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых выступают политические конфликты, бегство капитала, массовое уклонение от налогов и др.

Принцип определенности и удобства получил название принципа максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков. Он предполагает знание налогоплательщиком происходящих изменений, его информированность, простоту исчисления и уплаты налога, т.е. удобство для налогоплательщиков уплачивать налоговые суммы, и наконец, принцип экономичности (эффективности), который означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на сбор и обслуживание.

Основные организационно-правовые принципы налогообложения зафиксированы в Налоговом кодексе Российской Федерации. К ним, в частности, относятся:

  • 1) принцип справедливости, который определяет, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах всеобщности и равенства налогообложения. Должна учитываться фактическая возможность налогоплательщика уплачивать налоги;
  • 2) принцип универсализации -- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться в зависимости от политических, идеологических, этнических, конгресс ионных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается устанавливать дифференциальные ставки налогов и сборов и Налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капиталов. Предусматривается возможность установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин; 3) принцип нейтральности -- налогообложение должно быть таким, чтобы налоги и сборы не нарушали единого экономического пространства России и прямо или косвенно не ограничивали перемещение товаров, работ, услуг или создавали препятствия законной деятельности налогоплательщика;
  • 4) принцип экономической обоснованности -- любые налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;
  • 5) принцип определенности -- законодательные акты должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;
  • 6) принцип презумпции невиновности -- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в законодательстве по налогообложению должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Законность и четкие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, придают действию налогообложения долговременный характер.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования

Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы

Факультет: Экономики и менеджмента

Специальность/Направление: «Менеджмент»

Курсовая работа

По дисциплине: «Налоги и налогообложение»

Тема: «Принципы налогообложения и их реализация в налоговой системе Российской Федерации»

Выполнил студент (ка)

Курсов И.М

Ярославль 2014

Введение

Заключение

Введение

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику -- экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства -- бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

А. Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его русский последователь Н.И.Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом», или имели «обратную силу».

В настоящее время в налогообложении существует множество пробелов и проблем, что свидетельствует об актуальности изучения принципов (основополагающих начал) налогообложения и их реализацию в современных условиях в Российской Федерации.

Объектом курсовой работы являются принципы налогообложения.

Предметом курсовой работы является история становления и современное состояние принципов налогообложения в Российской Федерации.

Цель курсовой работы - изучение принципов налогообложения и их реализацию в современных условиях в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Изучить сущность и историю становления принципов налогообложения;

Исследовать современные принципы налогообложения и их реализацию в Российской Федерации;

Выявить проблемы в налогообложении в современной России.

В ходе исследования необходимо использовать различные методы: метод классификации, систематизации, анализа научной литературы и законодательных актов, касающихся налогов и налогообложения.

Для написания курсовой работы использовалась различная литература. Полезными стали работы таких авторов, как Демин А., Тедеев А.А., Парыгина В.А., Ляпина Т.М., Кашин В.А., Пинская М.Р. и др. Широко применялись статьи Налогового кодекса РФ, Конституции РФ, а также практика Конституционного суда РФ.

Курсовая работа состоит из введения, основного содержания, включающего три главы, и заключения.

Глава 1. Анализ современных принципов налогообложения

налогообложение россия сбор

1.1 Сущность современных принципов налогообложения

В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

* налоговое законодательство должно быть стабильно;

* взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

* тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

* взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;

* способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;

* существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);

* издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

* нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

* доступность и открытость информации по налогообложению;

* соблюдение налоговой тайны.

Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.

Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах осуществляется. В соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких-либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу.

Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами.

Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права. Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.

Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному государству в мире. Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не менее, значительные диспропорции являются нежелательными.

Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести налогового бремени -- уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлении. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков -- важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика -- это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех странах мира. Однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

Каждый используемый термин должен иметь свое единственное значение, установленное законом;

Количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;

Законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг Другу;

Тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;

При изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.

Один из важнейших принципов построения налоговых систем -- принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие-либо преимущества, предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.

Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не вес поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты, в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков, приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат. Традиционно высокими издержками отличается система налогообложения доходов физических лиц, особенно в условиях относительно низкого уровня доходов среднего класса. С большими издержками связаны, как правило, все вновь вводимые налоги, а также существенные изменения, требующие замены старых форм отчетности.

Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции,

Оправданным является использование налогов для стимулирования притока капитала в передовые отрасли промышленности, создания благоприятных условий для национальных производителей товаров и услуг, для сдерживания перенаселения столиц или сверхкрупных городов, снижения потребления промышленными предприятиями энергетических и природных ресурсов. Налоги могут быть эффективным средством предотвращения переноса на территорию страны вредных производств и притока низкокачественных товаров. При этом налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла, Приобретение оборудования, сырья, материалов, иностранной валюты, привлечение кредитов, создание новых предприятий, подразделений, филиалов, учреждение различного рода объединений, ассоциаций и фондов предприятия должны осуществлять на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических требований налогового законодательства.

Об отсутствии нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности можно говорить в тех случаях, когда условия налогообложения индивидуальных, семейных предприятий и акционерных обществ существенно различаются. Основное внимание при создании предприятия должно уделяться распределению участия в капитале, увязке взаимных обязательств, учету специфики отрасли и условиям распределения дохода, а не расчетам того, сколько придется платить налогов при выборе ТОГО или иного варианта организационной формы предприятия.

Свидетельство грубого нарушения принципа нейтральности налогов в отношении форм и методов экономической деятельности -- быстрое распространение (часто в абсурдных количествах) банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями», т.е. таких предприятий, для которых установлены отличные от общих условия налогообложения (способы определения налоговой базы, специфические льготы, особые порядки уплаты налогов).

К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся; искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, а также возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране,

К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип.

1.2 Основные принципы налогообложения в Российской Федерации

В настоящее время принципы налогообложения в Российской Федерации имеют под собой конституционную основу, что выражено в Налоговом кодексе РФ таким образом: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, исходя из принципа справедливости».

Не вдаваясь в подробности предлагаемых различными авторами классификаций принципов налогообложения, отметим, что все принципы налогообложения можно отнести к двум группам: основные принципы налогообложения и специальные принципы налогообложения. К основным принципам налогообложения относятся принципы, непосредственно вытекающие из Конституции РФ и выступающие основными гарантиями реализации основных начал социального, государственного и национального устройства. Эти принципы по своей природе и происхождению являются основными по их значимости для правовой системы и отношению к Конституции РФ. При этом принципы, относящиеся к группе основных, существенны для налоговой системы в целом или для нескольких ее элементов. Иные принципы (специальные или принципы «второго уровня») не вытекают непосредственно из Конституции, хотя и приняты в соответствии с ней. Они не могут противоречить основным принципам, поскольку те закрепляют конституционные основы налогообложения. Принципы «второго уровня», как правило, лежат в основе правового регулирования конкретных элементов налоговой системы, развивая положения основных принципов. Некоторые авторы подменяют термин «основные принципы» термином «общие принципы». Анализ актов Конституционного суда РФ свидетельствует о том, что и в практике конституционного правосудия термин «общие принципы» применяется зачастую в качестве синонима «основных принципов». Вряд ли такую позицию можно признать верной. Различие между «основными» и «общими» принципами налогообложения наглядно проявляется в различии компетенции РФ и её субъектов в отношении «основных» и «общих» принципов. Установление общих принципов налогообложения и сборов в силу п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Федерации и её субъектов. В то же время Конституционный суд РФ в Постановлении № 5-П от 21 марта 1997г. указал, что «при отсутствии Федерального закона об общих принципах налогообложения и сборов признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объёме вопросов, касающихся данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя». В свою очередь Конституция РФ в п. «а» ст.71 определяет, что принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их применением находятся в компетенции РФ. Исходя из этого, Конституционный суд РФ определил, что основные принципы налогообложения, то есть принципы налогообложения в части непосредственно определяемой Конституцией РФ и имеющей универсальное значение как для федерального, так и для регионального законодателя, находятся в ведении РФ.

Будучи выражением конституционных норм, основные принципы налогообложения подлежат применению независимо от того, закреплены они в федеральном законе или нет. Законодательное закрепление указанных принципов лишь должным образом обеспечивает реализацию этих принципов, формализуя их. Природа основных принципов носит «надзаконный» характер. Это связано с тем, что основные принципы налогообложения служат воплощению и защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, основ федеративного устройства. Основные принципы налогообложения направляют и связывают законодательную власть, имея для неё «эталонное» значение. Поэтому закрепление этих принципов в федеральном законе является своего рода их констатацией, а не установлением законодательной воли.

В основной массе, при недостаточности законодательного регулирования основных принципов налогообложения, их формулирование и раскрытие нормативного содержания осуществляется Конституционным судом РФ. При этом правовые позиции Конституционного суда РФ, в которых формулируются основные принципы налогообложения, обязательны для всех органов государственной власти на территории РФ. Именно с соблюдением правовых позиций Конституционного суда РФ должна строиться законодательная работа федеральных, региональных и муниципальных представительных органов, нормотворческая работа и правоприменительная деятельности органов исполнительной власти, осуществление правосудия судебными органами. В основных принципах налогообложения находит выражение дух российской Конституции. Поэтому каждая норма налогового законодательства должна базироваться на фундаменте основных принципов и соответствовать им. Толкование норм налогового законодательства также должно осуществляться с учётом основных принципов налогообложения. Тем самым должна достигаться интерполяция конституционных норм в действующее налоговое законодательство, а, следовательно, и реализация принципа конституционности.

Новая налоговая система России формируется на следующих основных экономических началах (ст. 3 Налогового кодекса РФ):

1. Принцип всеобщности налогообложения: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данный принцип провозглашен Конституцией РФ (ст.57).

2. Принцип равенства налогообложения:

· налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

· не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Принцип платежеспособности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть сумма взимаемых налогов. должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.

4. Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле: допускается установление особых видов пошлин (например, защитных пошлин - специальных, антидемпинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и Таможенным законодательством РФ.

5. Принцип наличия экономического основания для взимания налогов и сборов: налоги и сборы не могут быть произвольными, они должны взиматься только при условии установления экономически оправданной налоговой базы.

6. Принцип единства экономического пространства России: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

7. Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов: федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено кодексом.

8. Принцип презумпции правоты налогоплательщика: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах необходимо формировать таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

1.3 Реализация принципов налогообложения в современных условиях в Российской Федерации

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под этим термином понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером налоговой базы. На сегодняшний момент известны четыре метода: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества. Этот способ характеризуется простотой исчисления и взимания налога, однако он считается «несправедливым», так как для малоимущих плательщиков такое налоговое бремя является крайне тяжелым, а для лиц с большими доходами незначительным. Равное обложение получило широкое распространение в средневековой Европе, но после перехода к капиталистическому способу хозяйствования используется все реже и реже. В Российской Федерации данный метод используется при построении некоторых местных налогов, например, в случаях, когда величина налоговой ставки определялась кратно установленному минимальному размеру оплаты труда.

Метод пропорционального налогообложения предусматривает одинаковый размер налоговой ставки для всех плательщиков, но в то же время отчисляемые в бюджет суммы будут различны ввиду того, что их величина зависит от размера базы обложения. Эту схему можно признать более справедливой, т.к. в ее рамках учитывается платежеспособность обязанного лица, однако и в данном случае налоговый гнет ослабляется по мере роста дохода плательщика. В настоящее время по пропорциональному методу построено большинство налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др.).

Суть метода прогрессивного налогообложения состоит в том, что размер ставки налога растет одновременно с увеличением дохода или стоимости имущества, т.е. плательщики отчисляют налоги по разным ставкам. В мировой финансовой практике используются три формы прогрессии: простая поразрядная, относительная поразрядная и сложная.

При простой поразрядной прогрессии доходы делятся на разряды. Для каждого из них указывается минимальная и максимальная величина доходов («вилка») и твердая сумма налогового оклада. При этом методе в пределах одного разряда размер суммы налога совпадает с налоговой ставкой и не зависит от величины дохода. Отличительной чертой такой прогрессии является резкий скачок суммы налога при переходе от одного уровня к другому, а внутри разряда нарушается принцип справедливости.

Относительная поразрядная прогрессия также предусматривает деления доходов на разряды, каждому разряду присваивается процентная ставка налога, которая применяется ко всей базе обложения.

При данной форме прогрессии внутри разряда сохраняется пропорциональность обложения, однако при переходе к следующему разряду, так же как и при простой прогрессии, происходит резкий скачок.

Кроме того, возможны случаи, когда у владельца высокого дохода после уплаты налога останется в распоряжении сумма меньшая, чем у лица с более низким доходом. Эта несправедливость устраняется применением сложной профессии.

Сложная поразрядная прогрессия считается наиболее полно удовлетворяющей требованию справедливости, особенно в отношении обложения физических лиц. При этом методе возросшая налоговая ставка применяется не ко всей налогооблагаемой базе, а только к той ее части, которая превышает предыдущий разряд. Элементы метода сложной поразрядной прогрессии были применены в налоговой системе России при установлении налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Метод регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов установлены пониженные ставки налогообложения. В явном виде регрессивное налогообложение сегодня не встречается.

Глава 2. Проблемы в налогообложении в современной России

Современное налоговое право РФ вряд ли можно рассматривать как сформировавшуюся, институционально оформленную, самостоятельную отрасль российского права. Дело в том, что с классических позиций отраслевой режим правового регулирования складывается из совокупности элементов: метода регулирования, юридического инструментария, принципов, наличия отрасли законодательства и кодифицированного акта. В тоже время эти элементы для налогового права России в настоящий момент характерны не в полном объёме. Его нормативный каркас, который составляют нормы, регулирующие правоотношения между государством, налогоплательщиками, налоговыми агентами, иными субъектами, связанные с исчислением, уплатой и контролем за поступлением обязательных платежей в централизованные фонды государства, заданный ч. 1 Налогового кодекса РФ, ещё весьма далёк от совершенства. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что за полтора года действия ч. 1 НК РФ, содержащиеся в нём нормы, были дважды подвергнуты ревизии федеральными законодателями.

Развитие налогового законодательства РФ во многом происходит в отрыве от теоретического осмысления и разработки налогово-правовых явлений. Большое влияние на становление налогового законодательства РФ оказывают идеологические и политические мотивы и это в условиях отсутствия продуманной экономической концепции налогообложения. Всё это породило явное несовершенство действующего законодательства, наличие в нём многочисленных несогласованностей, противоречий и пробелов. В этих условиях возрастает роль общепризнанных принципов налогообложения, определяющих некоторые устойчивые ориентиры развития налогового законодательства.

В нормативных актах скупо говорится о принципах налогообложения. Так, в Конституции РФ только в ст. 57 затрагивается вопрос об общих принципах налогообложения. В НК РФ принципы налогообложения сформулированы в отдельной, весьма небольшой по объему ст. 3. При этом, отсутствует системный подход к изложению этих принципов, их набор носит если не случайный, то, по крайней мере, хаотичный характер. В этих условиях особое значение приобретает судебно-арбитражная практика и практика Конституционного суда РФ.

Итак, в заключение, следует выделить основные проблемы в налогообложении Российской Федерации:

1. Фискальный крен в налогообложении, на первый план выдвигается только пополнение доходной части бюджетов, регулирующей функции не придается должного значения, хотя именно она дает толчок экономическому развитию.

2. Высокий уровень налогообложения предприятий и организаций и особенно налога на прибыль и НДС.

3. Нестабильность налогового законодательства и особенно по прибыли, НДС, акцизам.

4. Современная налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это ведет к лишним административным издержкам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов.

5. Существующее налогообложение заставляет предприятия пересматривать баланс не по экономическим причинам, а по налоговым.

6. Неудобство уплаты налогов: большое количество бумаг, расчётов, высокий бюрократизм.

Опыт стран, имеющих многовековую налоговую историю, говорит, что налогами может изыматься не более 40% доходов налогоплательщика. У нас же, как показывают расчёты, если честно платить все установленные законом налоги по установленным в этих законах правилам, то необходимо отдать в бюджет и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Это далеко превышает ту границу, за пределами которой теряется всякий смысл предпринимательской деятельности. Вот и вынуждены налогоплательщики искать пути минимизации своих платежей: кто в пределах правил, используя, имеющиеся в законах, возможности, кто, скрывая или свою деятельность, или часть своих доходов и имущества.

Заключение

Итак, согласно идеям А. Смита, при формировании налоговой системы необходимо руководствоваться следующими принципами:

Принципом справедливости, утверждающим всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального статуса человека, его политических взглядов. В приложении к современности применение данного правила означает, что налогоплательщики законодательно обязаны участвовать в финансировании общественных (государственных) структур и мероприятий, причем распределение налогового бремени производится с учетом уровня полученных доходов;

Принципом определенности, требующим, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. Неопределенность налогообложения, с одной стороны, приводит к тому, что плательщик может попасть под власть контролирующих инстанций, а с другой -- создает условия уклонения от налогообложения.

Со временем этот перечень был дополнен следующими позициями: учеными были сформулированы и обоснованы принципы однократности обложения, научного подхода к установлению величины ставок налога, стабильности налогообложения, доступности и открытости информации по налогообложению и др.

Особое внимание в условиях федеративного или конфедеративного устройства общества уделяется принципу строгого разделения налогов и сборов по уровням бюджета от низшего (населенный пункт или район) к высшему (общегосударственный). Выполнение данного правила должно регулироваться нормами как местного, так и федерального законодательства.

Для стимулирования развития предпринимательской деятельности и предотвращения социальной напряженности имеет большое значение применение принципа научного подхода к установлению конкретной величины ставки налога. Суть этого правила состоит в том, что масштаб налоговой нагрузки на плательщика должен позволить ему после изъятия всех установленных выплат иметь доход, обеспечивающий удовлетворение жизненных потребностей и сохраняющий возможность расширения воспроизводства. Недопустимо при установлении ставок налога исходить из сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщиков.

Суммируя вышесказанное, можно выделить основные черты налоговой системы, построенной с учетом как классических, так и новейших научных разработок:

Экономическая целесообразность всех элементов с точки зрения как государства, так и плательщика;

Отсутствие противоречий в нормативной базе; возможность быстрой адаптации к изменениям социальной, политической и экономической ситуации;

Простота и удобство исполнения наложенных обязательств;

Рациональность и экономичность системы в целом.

Большинство из перечисленных принципов учитывалось и при формировании налоговой системы в Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (по состоянию на 15 января 2005г.) // СПС Консультант плюс.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2004г.» от 23.12.2003г. № 186 - ФЗ // www.minfin.ru.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2005г.» от 23.12.2004г. № 173 - ФЗ // www.minfin.ru.

4. Брызгалин А. Налоги и налоговые право: Учебное пособие. - М., 2000. С. 66.

5. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель-налогоплательщик-государство. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. С. 103.

6. Глухов В.В., Дольдэ И.В., Некрасова Т.П. Налоги: теория и практика: Учебник. 2-е изд., испр., и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2002. - 448с.

7. Дёмин А. Общие принципы налогообложения (анализ судебно-арбитражной практики) // Хозяйство и право. - 1998. - № 2, 3.

8. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учебник. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 220с.

9. Кугаенко А.А., Белянкин М.П. Теория налогообложения: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовская книга, 1999. - 344с.

10. Ляпина Т.М. Теория и история налогообложения: Учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тменского государственного университета, 2004. - 232с.

11. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 348с.

12. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение. - М.: МЦФЭР, 2003. - 336с.

13. Паскачев А.Б., Кашин В.А. и др. // Под ред. Букаева Г.И. История налогов России: важнейшие даты, факты и события. - М.: Гелиос АРВ, 2002. - 240с.

14. Пинская М.Р. Цели и принципы налогообложения // Вестник Финансовой академии. - 1999. - № 1. - С. 48 - 56.

15. Поляк Г.Б., Романов А.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 399с.

16. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 256с.

17. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 544с.

18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1935. Т. 2. С. 341-343.

19. Соколов А.А. Теория налогов. - М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. - 506с.

20. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право Российской Федерации: Краткий курс. - М.: Эксмо, 2004. - 256с.

21. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадашев А.З., Князев В.Г., Морозов В.П. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 415с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение налоговой системы России. Этапы эволюции налогообложения в послереволюционный период. Развитие налогообложения в РФ. Федеральная служба налоговой полиции России. Расширение налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых сборов.

    реферат , добавлен 25.03.2015

    Классические принципы налогообложения, их характеристика. Основные направления современных принципов строения систем налогообложения: экономические, организационные, юридические. Объекты налогообложения НДС с учетом изменений и дополнений НК РФ.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2009

    Характеристика основных элементов налоговой системы Российской Федерации, пути повышения ее конкурентоспособности. Виды налогов и сборов, уплачиваемых юридическими лицами. Перспективы развития налогообложения предприятий в условиях налоговой реформы.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2013

    Эволюция возникновения и развития налогообложения физических лиц в России и за рубежом. Проблемы и недостатки налогообложения доходов физических лиц. Пути и способы совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2014

    Сущность и функции налогов. Характеристика налоговых платежей и отчислений. Оптимизация налогообложения как способ снижения налоговой нагрузки предприятия. Анализ и оценка системы налогообложения МУП ЖКХ "Южное", проблемы и перспективы ее оптимизации.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Основные нормативные документы в сфере налогообложения. Понятия сборов и пошлины. Объекты и субъекты налоговых отношений. Экономические, организационные и юридические принципы налогообложения. Классификация, элементы и функции налогов, способы их уплаты.

    презентация , добавлен 28.01.2014

    Исследование элементов системы налогообложения в Российской Федерации. Характеристика местного налогообложения. Анализ действий местной налоговой инспекции для решения проблем, связанных со сбором налогов. Направления совершенствования налоговой политики.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2015

    Концепции институциональной реформы налоговой системы в период кризиса. Развитие прямого налогообложения на основе обоснования специфики прямых налогов. Механизм функционирования прямого налогообложения, формы реализации в налоговой системе страны.

    Анализ системы налогообложения малых предприятий и принципов построения системы налогообложения на предприятии. Экономическая сущность и понятие системы налогообложения, функций и видов налогов. Особенности системы налогообложения коммерческих фирм.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Понятие налогов и их функции. Классификация налоговых платежей. Роль налогов в регулировании экономики. Становление и развитие системы налогообложения Республики Беларусь. Анализ налоговой нагрузки. Проблемы налогообложения и пути их преодоления.