Биографии Характеристики Анализ

Структура социальных инноваций. Носкова К.А

Введение

1. Основные понятия инноваций в социальной сфере

1.1 Инновации в социальной сфере

1.2 Инновационные процессы в социальной сфере

1.3 Механизмы реализации

2. Анализ инноваций в социальной сфере в РФ

2.1 Инновации в здравоохранении

2.2 Инновации в образовании

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность социальных отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Объектом работы является социальная сфера в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является инновации в социальной сфере.

В работе проводится анализ настоящего и будущего развития социальной сферы России.

Целью работы является исследование состояния и тенденций развития инноваций в социальной сфере Российской Федерации.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:

1.Рассмотреть основные понятия социальной сферы и инновации в социальной сфере.

2.Выявить механизмы реализации инноваций.

3.Проанализировать механизмы реализации инновации в социальной сфере РФ.

1. Основные понятия инноваций в социальной сфере

.1 Инновации в социальной сфере

Современное социально-экономическое развитие России показывает, что инновационный путь развития это единственный путь роста. Только инновации могут способствовать экономическому росту. В тоже время инновации всегда связаны с большими рисками. Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

На современном этапе развития экономической науки, в частности теории инноваций, происходит выделение таких направлений, как формирование новшеств, распространение (диффузия) нововведений, выработка инновационных решений, адаптация и приспособление инноваций к человеческим потребностям.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяется социальными инновациями, которые являются основным инструментом повышения качества жизни населения. В стране в настоящее время назрела необходимость поддержки социальной инновационной деятельности. Особенно актуальна их роль в сфере охраны здоровья, где сложилась очень неблагоприятная ситуация. На сегодняшний день широкое распространение получила платная медицина, но только 10-20% населения может себе позволить оплачивать медицинские услуги. В связи с этим, задача удвоения ВВП является вторичной, главной же задачей государства является повышения уровня и качества жизни человека.

Инновация представляет собой процесс развития с особыми характеристиками и закономерностями. Инновации стали восприниматься как метод ускоренного развития сложных систем социальных сфер.

Инновации - это процесс разработки новых подходов, технологий и способов работы. Данное понятие одинаково применимо как к средствам и технологиям работы, так и к тому, как организации или отдельные лица ведут себя, работают, действуют. Любая инновация начинается с хорошей идеи, но означает она гораздо большее. Инновация связана с процессом превращения хорошей идеи в нечто, что может быть использовано, реализовано или достигнуто.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в результате которых инновация превращается из идеи в конкретный продукт, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В инновационном процессе реализуются экономические отношения между создателями новшеств, собственниками ресурсов и потребителями новшеств. Эти отношения опосредуются движением венчурного капитала и информации.

Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К С.С. относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь)

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства , относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

1.2 Инновационные процессы в социальной сфере

инновация социальный здравоохранение образование

Инновационные процессы в социальной сфере.

Инновационный процесс можно представить в следующей очерёдности этапов:

.Идея. Более или менее осознанное решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономическую выгоду.

.Открытие. Установление существования ранее не известных явлений, материалов, зависимостей, связей и т.п.

.Исследование. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров.

.Разработка. Превращение результатов исследования и наблюдений в конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей.

.Изобретение. Выявление свойств и признаков нововведения, пригодных для патентирования или публикации.

.Внедрение. Продвижение нового продукта на рынок или новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке.

.Текущая реализация. Серийное производство, создание сбытовой сети.

Инновационный процесс должен охватывать, по крайней мере, все фазы до начала внедрения нового продукта на рынок или технологий в производство. Инновационный процесс всегда подвергается огромному риску. Степень риска при осуществлении различных инноваций различна.

Как показывает история многих стран, наиболее благоприятным периодом для появления инноваций является следующая за экономическим кризисом депрессия. Считается, что депрессия усиливает потребность в инновациях для выхода из кризиса. Если в периоды подъема экономики инновации могут способствовать дестабилизации относительно устойчивой экономики, то в периоды социально-экономического спада новые идеи призваны играть роль средства, способствующего выходу из кризиса.

Появлению инноваций в социальной сфере могут способствовать такие процессы, как:

- обострение социальных проблем, что требует новых подходов к их решению;

- отсутствие необходимых ресурсов для развития социальной сферы, что требует более действенных способов их поиска;

- тенденция ужесточения требований к качеству услуг учреждений социальной сферы и приведения их к международным стандартам.

Идентификация потребности социальной сферы в инновациях определяет необходимость более четкой и адекватной формулировки понятия «инновация» и смежных понятий с учетом особенностей социальной сферы. Это позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность деятельности социальных организаций и служб при удовлетворении социальных потребностей населения.

Как отмечают многие исследователи, в точном определении инноваций существует ряд методологических разногласий - инновации представляют как процесс, результат, идея, возможность. Проведенный нами анализ современных подходов, а также публикаций и изданий на эту тему выявил следующее общее определение инноваций: инновация - это реализованная творческая идея, создавшая новую ценность. Опираясь на это определение можно сформулировать определение инновационного процесса как процесса преобразования идеи в инновацию, включающего три этапа:

этап генерирования идеи (креативный этап),

этап воплощения идеи,

этап внедрения (коммерциализации) идеи.

Такое определение инновационного процесса позволяет взглянуть на задачу создания инноваций, в частности в социальной сфере, с точки зрения достижения целей каждого из этапов этого процесса. Поэтому рассмотрим этапы инновационного процесса более подробно и выделим их особенности применительно к социальной сфере.

Этап генерирования новых идей можно охарактеризовать как креативный аспект инновационного процесса. Некоторые исследователи определяют креативности ведущую роль, поскольку без идей не будет шансов на их реализацию. Процесс креативности, или творчества, «состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто». Данное определение отражает умение творческой личности рассматривать ситуацию «другими глазами» и видеть благоприятные возможности там, где другие видят лишь проблемы. Однако креативность важна не только на индивидуальном уровне: осознание того, что является допустимым в рамках определенной системы (группы, организации и т.п.), также влияет на уровень творческой деятельности.

Инновационные изменения станут тем успешнее, чем большая часть сотрудников будет вовлечена в выявление и решение ее проблем. Как показывает передовой опыт социальных служб и учреждений, участие работников в инновационном процессе - это важнейшая форма развития персонала организации. Успех в области управления инновациями в социальных организациях зависит от:

·организационной сплоченности;

·от степени включенности руководителя в управление инновациями;

·от постоянного контакта с сотрудниками, делегирования им права принимать ключевые решения и от готовности руководителя к снятию барьеров на пути нововведений.

Важное значение приобретает обучение специалистов по социальной работе методам управления инновационными процессами и развития креативности для профилактики эффекта «сопротивления персонала нововведениями». В том случае, когда служебная деятельность специалиста обеднена, стереотипна, жестко закреплена в одних и тех же действиях и результатах, наблюдаются различные проявления профессиональных деформаций, снижение эффективности работы, профессиональное выгорание.

С целью усиления новаторской деятельности персонала в организациях социального профиля и профилактики сопротивления персонала нововведениям необходимо применение различных мотивирующих действий, включая материальное и моральное поощрение сотрудников-новаторов, поддержание эффективных коммуникаций сотрудниками как внутри организации, так и за ее пределами. Персонал учреждений должен быть хорошо осведомлен о стратегических и практических задачах, которые необходимы для развития организации.

Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации.

На креативном этапе инновационного процесса очень важно использовать все возможные источники инновационных возможностей. Среди них можно выделить:

·поиск непредвиденных событий и учет их влияния;

·поиск несоответствия между желаемым и действительным;

·изменение в структуре рынка и законодательных ограничениях;

·новые знания и технологии;

·демографические изменения;

·насущная потребность клиентов.

Причем наиболее значимым с позиции достижения цели социальной работы является удовлетворение потребностей клиентов в социальных услугах. Оценка потребностей в таких услугах может осуществляться с точки зрения их объема, номенклатуры, имеющихся ресурсов государственных органов, организации или конкретного социального работника. Несмотря на то, что система социального обслуживания развивается в нашей стране уже полтора десятка лет, из всех видов услуг наиболее распространенными по-прежнему являются выдача денежной и вещевой помощи.

Опыт ряда стран показывает, что инновационная социальная работа должна строиться на опережающем, эвристическом предложении услуг, которое будет порождать осознанный спрос на них. В частности, инновации в социальной сфере могут касаться в большей степени:

занятости, доходов, качества жизни населения;

здравоохранения, материнства и детства, жизни сбережения людей;

всех видов и форм образования;

культуры и досуга;

социальной защиты;

обеспечения прав граждан на жилье;

общественной безопасности;

охраны окружающей среды;

работа с беженцами и вынужденными переселенцами;

общественного попечительства в отношении детей, инвалидов, стариков и малоимущих граждан.

Основным результатом креативного этапа инновационного процесса должны являться инновационные идеи. Но любая идея, какой бы она замечательной не была, требует усилий по ее воплощению. Воплощение инновационной идеи представляет собой четко организованные действия по ее превращению в продукт (товар, услугу, процесс, технологию). Этап воплощения предполагает оценку потенциала идеи, определение необходимого объема ресурсов на ее воплощение и разработку необходимой организационной модели.

Для расширения качественных социальных услуг социального сервиса требуется серьезная государственная поддержка социальных учреждений, выступающих центром по разработке и внедрению инновационных методов и технологий в работе с разными группами населения. Источники финансирования инновационной деятельности таких учреждений могут быть как внешние, так и внутренние.

Внешнее финансирование предполагает привлечение средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Внутренние источники финансирования инновационной деятельности социальных организаций могут включать в себя часть прибыли организации, часть амортизационных отчислений, акционерный капитал и т.д. Широкое распространение в ряде регионов России имеют также полное или частичное финансирование на конкурсной основе инновационных программ и проектов за счет средств бюджета региона; предоставление бюджетных ссуд на реализацию социальных инноваций. Важное значение приобретает разработка и внедрение в деятельность социальных служб нормативно-правовых документов, способствующих развитию инновационной деятельности в регионах.

В настоящее время процесс воплощения инновации достаточно хорошо разработан на теоретическом уровне, существует множество моделей, описывающих различные аспекты процесса воплощения инноваций. Одним из наиболее распространенных методов реализации инноваций в социальной сфере является проектный метод. Среди достоинств этого метода специалисты называют возможность в рамках проекта эффективно достигать поставленных целей в условиях заданных параметров: сроков, стоимости, качества и т.п.

Однако при реализации инноваций в социальной сфере необходимо учитывать особенности, связанные некоммерческим характером отношений. Как известно, модель финансирования некоммерческой организации основана на бюджете (внешние средства), а не прибыли (собственные средства). Кроме того, некоммерческая организация имеет большое количество заинтересованных сторон, что при социальной специфике деятельности снижает потенциал нововведений. Нацеленность деятельности некоммерческих организаций на достижение определенных идеалов затрудняет оценку их деятельности с точки зрения сопоставления затрат и результатов. Именно этими особенностями определяются трудности воплощения инноваций в социальной сфере.

Этап первый - создание инноваций, научные исследования и разработки, подготовка конструкторской, технологической документации.

Второй этап - внедрение (коммерциализация) инноваций. Поскольку инновация может считаться таковой только при условии, что ее внедрение принесло результат, полезный для целевой группы, основная цель инновационного процесса на этом этапе - получить ценность от внедрения инновационной идеи. Ценность может определяться качеством и уникальностью продукта, а также тем, насколько продукт удовлетворяет нужды целевой группы или решает ее проблемы. Ценностью могут также выступать дополнительные выгоды, связанные с реализацией инновации. Для организации, внедряющей инновацию, основной задачей является повышение до максимума ценности конечного продукта, получаемой от реализации креативной идеи. На практике ценность определяется по-разному: как финансовый выигрыш, увеличение качества, повышение удобства, сокращение затрат. В некоммерческих организациях возврат средств не может считаться критерием успеха инновации и поэтому ценность должна определяться другими критериями, связанными, прежде всего, с социальными установками и нормами общества.

Важным вопросом при внедрении инноваций является учет рисков этого процесса и использование наиболее подходящих организационных структур. Из-за сложности и комплексности процесса внедрения социальных инноваций, наличия большого количества заинтересованных сторон, высокого риска этого процесса возникает необходимость создания специализированных структур, задача которых состояла бы в объединении усилий и ресурсов участников взаимодействия для достижения взаимовыгодных целей. Эти структуры могут представлять собой технологические активные комплексы с интегрированной структурой организации, специализированные формы, научно-исследовательские центры, различные поддерживающие структуры. Данные комплексы должны быть направлены на обеспечение устойчивой взаимосвязи внутри обширной инновационной инфраструктуры, иметь развитые сети неформального обмена информацией для создания каналов внедрения социальных инноваций.

Поскольку для социальной сферы в большей степени характерны инновации эффективности (поддерживающие инновации), направленные на модификацию уже существующих механизмов и практик, усовершенствование или видоизменение в социальных услугах и социальных программах, возникает необходимость трансформации деятельности непосредственно социальных организаций.

Как показывает практика, потребность в инновациях в социальной сфере во многом обусловлена внутренней потребностью социальной организации в повышении своих ресурсов за счет инноваций. Главное отличие инновационных организаций заключается в ориентации на изменения, которые становятся нормой для их деятельности. Для деятельности таких социальных организаций характерны следующие особенности:

·постоянная деятельность по созданию инноваций;

·финансирование создания нововведений, осуществляемое отдельно от текущей деятельности.

Таким образом, результативность инновационного процесса определяется суммарным эффектом от внедрения инновационных идей, т.е. ценностью для целевой группы. Социальные инновации должны быть нацелены на решение наиболее актуальных проблем, стоящих перед государством и обществом в обеспечении социального благополучия и социальных прав населения.

В качестве перспективных направлений инновационной деятельности в социальной сфере можно выделить такие направления, как:

·расширение спектра социальных услуг по удовлетворению социальных потребностей разных групп населения (социальный сервис);

·увеличение субъектов инновационной деятельности, вовлечении их в процесс решения социальных проблем широких слоев населения (социальное партнерство);

·информатизация социальной сферы как основы современного научно-технического прогресса;

·внедрение в практику социальных учреждений, служб инновационных стратегий развития, связанных с разработкой новых, более качественных товаров и услуг для населения и т.д.

Устойчивое инновационное развитие предполагает осуществление социальной политики на новых принципах, включающих:

- взаимную солидарную ответственность всех субъектов социальной политики (государства, неправительственных организаций, бизнес - структур, социальных работников, непосредственно граждан за результаты социального развития);

- открытость социальной политики обществу;

- развитие традиционных форм социальной работы с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Миссия социальной работы как формы деятельности направлена на достижение позитивных изменений в различных сферах жизнедеятельности. Как особая технология управления интеграционными процессами в обществе, социальная работа призвана обеспечивать социальный мир и социальное благополучие в обществе. Поэтому поиск альтернативных путей обновления тесно связывается с внедрением инноваций во все сферы жизнедеятельности.

.3 Механизмы реализации

Формирование и функционирование механизма реализации и управления социальными процессами определяются объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов.

По своей сути, механизм реализации социальной политики представляет собой сложную систему институциональных и не институциональных субъектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить оформить социальные интересы граждан, социальных групп населения в целом, разработать социальную стратегию государства и социальные программы и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, граждан по их реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.

Механизм реализации социальной политики в России ориентирован на решение важнейших социальных проблем.

Механизм реализации социальной сферы имеет сложную структуру:

субъект сферы политики - государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

объект сферы политики - социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;

системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социальной сферы;

методы реализации социальной сферы:

предметно-политическая деятельность по решению задач социальной сферы на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.

2. Анализ инноваций в социальной сфере в РФ

Сегодня в России колоссальный голод на социальные инновации. В обновлении нуждаются все аспекты социальной сферы.

Традиционно считалось и считается, что социальная сфера очень консервативна. Люди привыкают жить в определённых условиях и опасаются перемен даже там, где они крайне необходимы. Во-вторых, практически все инновации в социальной сфере принимаются без учёта позиций самих граждан. Мы, к сожалению, так и не научились взаимодействовать с людьми, готовить их к инновационным изменениям.

Например, как трудно идёт процесс перехода на электронные носители. Просто потому, что многие, особенно пожилые люди, не владеют самыми простыми навыками работы за компьютером. Порой они даже не умеют его включать. Поэтому программа обучения пожилых людей компьютерной грамотности возникла неслучайно. Пока мы не научим граждан пользоваться благами инновационных достижений, мы так и будем встречать с их стороны отпор любым изменениям.

За последние три года через Центр социальных инноваций прошли порядка 200 проектов. Но одним из первых направлений, в котором начались инновационные изменения, стало здравоохранение.

2.1 Инновации в здравоохранении

Нововведения в сфере здравоохранения осуществляются в виде создания новых технологий, медицинских приборов, препаратов, лечебных методик, или организационных процессов, внедряемых в производство товаров или оказание услуг.

С позиции управления инновационной деятельностью целесообразно выделить следующие виды инноваций в области здравоохранения:

·Медицинские технологические инновации, которые связаны с появлением новых методов (способов, приемов) профилактики, диагностики и лечения на базе имеющихся препаратов (оборудования) или новых комбинаций их применения;

·Организационные инновации, реализующие эффективную реструктуризацию деятельности системы здравоохранения, совершенствование организации труда персонала и орг. структуры управления.

·Экономические инновации, обеспечивающие внедрение современных методов планирования, финансирования, стимулирования и анализа деятельности учреждений здравоохранения;

·Информационно-технологические инновации, направленные на автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа информационных потоков в отрасли;

·Медико-фармацевтические, медико-технические инновации, являющиеся разновидностью медицинских технологических инноваций, однако предполагающих, как императив, использование новых лекарственных средств (технических систем), конкурентоспособных по цене и основным параметрам медицинской эффективности.

К продуктовым и процессным инновациям в системе здравоохранения следует отнести те, которые охватывают как систему предупреждения и лечения заболевания, реабилитации больных, создания принципиально новых лекарственных препаратов, новой медицинской техники и оборудования, новых информационных, учетных, управленческих и других благ, способствующих повышению качества медицинских услуг и т.д.

В области инвестирования в медицинские инновации российская специфика такова, что основным инвестором в передовые медицинские технологии выступает государство.

Для успешного развития медицины необходимо правильное сочетание ясных государственных гарантий населению и равных прав всех участников рынка вне зависимости от форм собственности. Что касается возможности частичного инвестирования в инновационные технологии, то оно сдерживается, с одной стороны, недостаточным информационным обеспечением, а с другой - отсутствием чётких государственных гарантий и преференций.

Как отмечается в Национальном докладе «Инновационное развитие - основа модернизации экономики России», в России, осуществляющей переход на современную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности.

Новые цели, связанные со стимулированием и инфраструктурной поддержкой развития науки и инноваций, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же запаздывает или откладывается на неопределённые сроки.

Тревожит тот факт, что в масштабах страны эффект от инновационной деятельности почти незаметен, не налажены тесные, постоянные и продуктивные контакты между наукой и бизнесом, эффективное функционирование национальной инновационной системы в целом.

Устранение основных проблем в развитии науки, образования, инноваций требует существенных ресурсных и временных затрат. Однако затягивание их разрешения чревато не просто консервацией сложившейся ситуации, но и вполне вероятной деградацией всех базовых элементов инновационного цикла. Недостаточное финансирование тормозит реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике.

Следует отметить, что создаваемые отечественными предприятиями и вузами разработки востребованы незначительно. Это связано, прежде всего, с недостаточным финансированием здравоохранения и законодательной незащищённостью отечественных разработок. Дальнейшее развитие данной ситуации может привести, в частности, к систематическим закупкам крайне дорогостоящего иностранного оборудования, внедрению отечественных разработок через иностранные фирмы и, как следствие, повышению затратности отечественного здравоохранения.

Несмотря на рост инвестиций в здравоохранение, Россия заметно отстаёт от передовых стран по объёмам финансирования и показателям, определяющим уровень развития медицинской науки. В большинстве стран мира ассигнования на «науки о человеке» составляют не менее 30% от общих затрат на фундаментальные исследования.

Вопросы поддержания необходимого состояния медицинских изделий и использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направляемых на их производство, закупку, должную эксплуатацию и утилизацию, не решаются в достаточной мере. В настоящее время многие направления современной медицины требуют серьёзной технологической оснащенности. Реализация современных технологий в отечественных учреждениях практического здравоохранения сдерживается, в том числе, из-за отсутствия эффективных механизмов допуска этих технологий на рынок.

Таким образом, инновации могут быть техническими, подразумевать разработку или улучшение продуктов или процессов, либо административными, т.е. быть направленными на совершенствование организационной структуры и процессов управления и осуществления работы. Такие инновации часто могут осуществляться независимо друг от друга. Тем не менее, в некоторых случаях реализация инноваций в одной сфере может зависеть или даже требовать инноваций в другой.

Как следует из программных документов Правительства Российской Федерации, инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.

В настоящий момент в России есть компоненты, необходимые для развития инновационных медицинских технологий: инвесторы, компании, импортирующие зарубежные инновационные разработки, и изобретатели.

Единство науки, образования и практики должно обеспечить здравоохранение не только принципиально новыми способами диагностики и лечения самых различных заболеваний, но и современными методами управления качеством в здравоохранении.

Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий, обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения.

2.2 Инновации в образовании

Реформа образования должна проводиться с учетом принципа «не навреди». Главного внимания требуют организационно-технические условия осуществления образования, особенно это касается учреждений, обеспечивающих общую среднюю школьную подготовку на селе и в малых городах страны.

Нуждается в специальном внимании среднее профессиональное образование, которое должно готовить специалистов, способных встраиваться в новые и новейшие технологии. Реструктуризация высшего образования имеет своей целью готовить профессионалов высшей квалификации, совмещающих обучение с осуществлением научно-исследовательских работ. Финансирование образования должно иметь три источника: государственный бюджет (преимущественно регионального уровня), предприятия, которые готовят для себя рабочую силу необходимой квалификации, и граждане, выбирающие платные формы обучения .

Государство в лице своих законодательных органов определяет минимальную образовательную «корзину», доступ к которой имеет каждый гражданин страны.

Практическое претворение в жизнь социальных реформ определяет три особенности алгоритма их реализации:

главное условие успешности реформ - это системность и взаимосвязь с общей стратегией социальной политики;

корневой составляющей всех ее сегментов является трансформация модели заработной платы;

в условиях чудовищной поляризации идеология социальных реформ не может не иметь пере распределительного характера, реализуемого через налоги и социальное страхование.

Заключение

В завершение работы кратко подведем основные итоги, к которым мы пришли в процессе многоаспектного анализа инноваций в социальной сфере.

Мы пришли к пониманию социальной инновации как сознательно организуемого нововведения или нового явления в практике социальной работы, формирующегося на определённом этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющего целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приёмы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Сегодня практически нет ни одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными процессами. Динамика преобразований, происходящих в стране, практически не отразилась на учреждениях социального обслуживания. Даже о реальных перспективах зарождения и развития рынка социальных услуг говорить не приходится в то время, когда государство не торопится расстаться со своей ведущей ролью. Соответственно, такой консерватизм сдерживает инициативу как существующих государственных учреждений соц. обслуживания, так и не приветствует появления учреждений негосударственного сектора.

Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере является решение социальных проблем современного общества. Если предлагаемое нововведение позволяет хотя бы снизить остроту социальной проблемы, то им должна быть обеспечена поддержка государственных органов управления. Такие инновации являются результативными, поскольку они улучшают качество жизни населения.

Кроме достижения основной цели, инновации призваны решить следующие задачи:

повышения эффективности деятельности предприятий и организаций социальной сферы;

улучшения качества услуг социальной сферы за счет более полного соответствия меняющимся требованиям общества;

снижения социального неравноправия путем увеличения доступности оказываемых услуг.

Инновации в социальной сфере характеризуются следующими особенностями:

высокой неопределенностью последствий крупных инноваций;

сложностью оценки эффекта инновации;

комплексностью инновации: новая концепция образования порождает необходимость развития новых методов, изменения организационной структуры.

Кроме того, инновации в социальной сфере оказывают влияние на большие группы людей и зачастую имеют некоммерческий характер или предполагают долгий срок отдачи.

Основными направлениями инновационной деятельности в социальной работе сегодня являются:

Расширение круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения.

Информатизация социальной сферы. Под информатизацией социальной сферы здесь понимается социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства.

Увеличение разнообразия организационных форм и технологий удовлетворения социальных потребностей.

Социальная сфера, одна из тех сфер, где просто необходимы инновации. Ведь инновации это движение вперед, поиск новых более эффективных, рациональных путей решения поставленных вопросов, без новых технологий мы так и будем топтаться на месте, а вместе с тем жизнь не стоит на месте, решаемые вопросы усложняются и требуют новых подходов.

Список используемой литературы

1.<#"justify">2.Осипов Г.В. Москвичев Л.Н. Чернощек О.Е. Социологический словарь. М.: Норма, 2008

3.Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Экономика, 2006 - 518 с

4.Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2008. - с. 11.

5.Красникова Е.О., Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент - М.: Окей-книга, 2009 - 184 с.

.Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент - М.: Инфра-М, 2008 - 176 с.

.Жариков В.В. Управление инновационными процессами - Тамбов: ТГТУ, 2009 - 180 с.

.Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. 2-е изд. - СПб: Питер, 2006 - 384 с.

.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007 - 335 с.

.Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент - М.: Юнити-Дана, 2005 - 446 с.

.Попов В.Л. Управление инновационными проектами - М.: Инфра-М, 2009 - 336 с.

.Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями - М.: Эксмо, 2008 - 432 с.

. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. - 2009 г. - 216 с.

14.Сибурина Т.А. Управление здравоохранением: о путях перехода к инновационно - стратегической модели развития // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2007- №1.- С. 95-107, №2. - С. 63 - 69.

15.Российские инновации в медицинской технике. - 2010. - №4 (390). - Режим доступа: #"justify">16.Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. Антикризисное управление - М.: Юнити-Дана, 2006 - 287 с.

Мы с вами, уважаемые читатели, живем в очень интересное время, когда мировое сообщество находится в поисках новых решений, когда старые алгоритмы уже не работают, а новые еще не надежны, когда люди в некотором замешательстве, так как нельзя все менять радикально-это чревато последствиями. Наука подсказывает, что нужно адаптировать то, что имеется, под новые вызовы времени. Социальные инновации могут быть актуальной попыткой. Что это такое, и будет ли это работать? Эти вопросы мы рассмотрим в статье.

Автором термина считают Мухаммада Юнуса. Очень незаурядный профессор экономики из Бангладеш, а также пионер микрофинансовой деятельности и хитрый банкир, получивший Нобелевскую премию мира за развитие социальной и экономической модели «снизу».

В его работе социальные инновации характеризуются тремя основными критериями:

– новые идеи, технологии и различные стратегии,

– содействуют в решении социально-значимых задач,

– провоцируют социальные изменения.

Мухаммад Юнус, управляющий директор Банка “Грамин” в Бангладеш. World Economic Forum / flickr.com (CC BY-NC-SA 2.0)

При соблюдении всех трех критериев, определенная технология может называться социальной инновацией. Зачастую, к этому феномену относят современные системы здравоохранения, образования, социальные системы, а также коммуникационные системы и технологии, которые используют инновационные методы.

О таких системах и значении социальных перемен говорило немало ученых и общественных деятелей таких, как Бенджамин Франклин, Макс Вебер, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм и Йозеф Шумпетер.

Внимание ученых к этому вопросу говорит о необычайной актуальности этой темы еще в прошлом, но для нас самое важное понять: какова роль социальных инноваций в наше время.

Компания Frost & Sullivan, которая специализируется на консалтинге в области глобального развития совместно с японским гигантом Hitachi, производящем всевозможную технику, провела любопытное исследование.

Они прогнозируют, что половина населения мира будет жить в мегаполисах, а сами эти города будут «умными», будто мы к 2020 году шагнем в мир «Звездных Войн» и некоторые из нас будут иметь световые мечи.

Это социальный медиа проект, который вовлекает огромное количество канадцев в диалог о том, кто такие канадцы и кем они хотят быть.

Шутки шутками, но, тем не менее, данное исследование предлагает концепцию социальных инноваций, которая подразумевает технологии и новые бизнес модели, призванные помогать улучшать качество жизни и состояние инфраструктур с целью создания процесса устойчивого развития общества, где в равной мере удовлетворяются экологические и экономические потребности.

Дитер Реннерт (исполнительный директор Hitachi) свято верит в то, что бизнес призван помочь в этой непростой задаче. Но это исследование не учитывает уровень сознательности общества, такое возможно только там, где уверенное в себе гражданское общество управляет законами рынка. Однако давайте не будем забегать вперед, все это звучит слишком не конкретно, что бы делать какие-либо выводы.

Сперва необходимо, так сказать, «пощупать» это явление, а именно разобраться на существующих примерах.

Начнем с такой канадской организации, как Center for Social Innovation. Благодаря ее деятельности и деятельности ей подобных, Торонто стал одним из самых комфортных мест для жизни в мире по версии одного из рейтингов.

Зайдя на главную страничку их сайта socialinnovation.org, сразу бросается в глаза девиз: «Наше видение- это где мы ставим планету и людей на первое место». Это изречение очень емко определяет антропологическое отношение, так называемого, «западного мира» к современному миропорядку. На основе именно этого понимания строится современный социализм. Интересно, что одна фраза скрывает столько смыслов, что, кроме понимания мира, в ней еще заложена глубокая сознательность общества, а самое важное, предпринимателей -основных двигателей экономического развития.

– ставить людей и планету на первое место;

– быть решительным новатором;

– делать упор на взаимодействие и сотрудничество;

– быть собой;

– создавать социальные изменения и получать удовольствие от этого;

– быть оптимистом;

– быть открытым и приветливым;

– «взорви мозг людям» (в хорошем, творческом смысле этого выражения!);

– изменения происходят, когда люди решаются их сделать.

Премьер Онтарио Kathleen Wynne в Center for Social Innovation, Торонто, 2015. Jason Hargrove / flickr.com (CC BY 2.0)

Эти принципы дают нам возможность понять, что эта за организация. А именно: это сообщество людей с социальными задачами, активных предпринимателей, которые помогают друг другу. Но как?

Давайте перед ответом на этот вопрос рассмотрим несколько организаций, входящих в это сообщество, которое состоит из 1000 некоммерческих, благотворительных и социально направленных компаний, где работают более 2500 человек и имеют совокупный оборот $250 млн.

Одна из них называется «ZooShare», их основной слоган «Zoo and poo», что в переводе означает «зверинец и фекалии». Эта организация собрала $2,2 млн. с граждан, которые живут поблизости, для того что бы построить первый зоопарк, который будет создавать энергию из отходов жизнедеятельности животных, а за- одно и заработает приличную сумму для живущих вблизи инвесторов.

В России тоже имеются интересные примеры социальных инноваций.

Другая организация – «Challenge for Change» (С4С). Это социальный медиа проект, который вовлекает огромное количество канадцев в общественный диалог о том, кто такие канадцы и кем они хотят быть. Эта организация помогает мобилизовать гражданское общество для того, чтобы решения правительства были легитимными и основывались на мнении жителей страны.

Теперь пришло время разобраться, чем же помогает Center of Social Innovations своим членам. Существует три основных направления, ради которых компании готовы платить немалые членские взносы. Первое – это, так называемые, «Акселераторы бизнес модели», то есть – это постоянная обучающая программа, в основу которой положено большое количество работающих бизнес моделей.

Уже более 20 000 петиций победили в 196 странах мира.

Второе- это предоставление беспроцентных кредитов до $25 000, и, в завершении – предоставление рабочего пространства, где находится большое количество потенциальных партнеров, живущих совместной идеей добра и социальной справедливости, а также готовых работать, не жалея себя. По большому счету найти единомышленников не так уж и просто, а тут вам предлагают такое пространство.

Вообще, такие организации существуют по всему миру и создают определенное направление развития. К примеру, организация под названием B-Lab, которая сертифицирует различные бизнес модели, как «B-corporation». «В» понимается как benefit, таким образом, это корпорации, от которых можно получить пользу.

Это НКО старается создать международное движение людей, использующих коммерцию как силу добра. К числу Би-Корпораций относится сайт change.org, где вы можете создать петицию и найти единомышленников, готовых ее подписать. Уже более 20 000 петиций победили в 196 странах мира.

Что же с этим направлением происходит в нашей стране? У нас в стране существует федеральная программа для социальных предпринимателей – «социальные инновации», а также Агентство Социальных Инвестиций и Инноваций. Однако анализ сайтов вышеназванных команд дает возможность сделать вывод, что мировой тренд добра у нас немного исковеркан. Основной акцент сделан на предпринимательстве, а не на инновациях и социальной идее, тем не менее, так называемых «кейсов», конкретных примеров социальных предпринимателей на сайте практически невозможно найти.

Тем не менее, в России тоже имеются интересные примеры социальных инноваций. Одним из самых ярких является «Ecopad». Идейный вдохновитель компании Алексей Травин работал в типографии и быстро заметил, что множество бумаги не используется и выбрасывается. Он начал собирать ее, нанял штат молодых мам в декрете, которые не хотели сидеть без дела, и начал создавать оригинальные блокноты и тетради из этой бумаги.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что крайне оптимистично звучит мысль о том, что люди начали думать друг о друге, создавать условия и улучшать качество жизни. Однако не стоит забывать, что не желание социальных перемен движет этим процессом, а сознательное гражданское общество. Без этого общества нельзя достичь ни одной социально – значимой задачи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

По материалам Wikipedia

К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.

Данное понятие имеет множество пересекающихся значений. Социальные инновации могут быть связаны с инновационными социальными процессами, такими, как методы и технологии источников открытого доступа. С другой стороны, они ассоциируются с такими социально-ориентированными новшествами, как микрокредиты и дистанционное обучение. Концепция «социальные инновации» применима к социальному предпринимательству (предпринимательство не обязательно должно быть инновационным, но оно может быть проводником инноваций), имеет отношение к процессам модернизации государственной политики и управления. Социальные инновации могут иметь место в государственном секторе, в коммерческом, некоммерческом и общественном секторах, а также в сферах взаимодействия между ними. Большое количество исследований посвящено созданию условий для межсекторального сотрудничества, нацеленного на социальные преобразования. Социальные инновации приобретают все большую значимость в научно-образовательной среде.

Выдающимися примерами социального предпринимательства являются деятельность Мухаммеда Юнуса, основателя банка «Грамин», открывшего новый способ оказания поддержки развитию инноваций посредством предоставления микрокредитов населению целого ряда развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, и Стивена Голдсмита, бывшего мэра Индианополиса, которому удалось привлечь частный сектор к участию в работе городских служб.

Социальные инновации обсуждались в трудах таких деятелей, как Питер Друкер и Майкл Янг (основатель Открытого университета и десятка других организаций) в 1960-е годы. В 1970-е этот термин начали использовать французские авторы, в частности, Пьер Розанваллон, Жак Фурнье и Жак Аталли. Однако социальные инновации и их проявления возникли задолго до этого. Бенджамин Франклин, к примеру, предложил ряд модификаций, касающихся социальной организации общин, с помощью которых они могли бы решать свои повседневные задачи. Многие радикальные реформаторы 19 века, например Роберт Оуэн, которого считают основателем кооперативного движения, способствовали социальным преобразованиям, а великие социологи, Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм привлекли внимание к разнообразным процессам, связанным с социальными переменами.

Исследования социальных инноваций приобрели популярность в 20 веке. Джозеф Шумпетер, например, изучал инновационные процессы в свете созданной им теории «креативного разрушения» и предложил рассматривать деятельность предпринимателей как использование существующих вещей для создания новых продуктов и услуг новыми способами. Начиная с 1980-х годов, в трудах, посвященных технологическим изменениям, все больше внимания уделяется социальным факторам и их влиянию на распространение технологий.

Для периода 2000-х характерны такие проявления социальных инноваций, как блоги и веб-сайты, а также организации, ведущие свою деятельность на стыке академических исследований и практической реализации.

Основные направления социальных инноваций включают:

Инновации в сфере государственных услуг, впервые внедренные в ряде Скандинавских и Азиатских стран. Правительства все больше осознают необходимость модернизации в таких сферах, как здравоохранение, образование и развитие демократии.

Социальное предпринимательство, проявляющееся в создании новых социально-ориентированных организаций.

Бизнес – особенно в сфере оказания услуг.

Источники открытого доступа, благодаря которым интеллектуальная собственность становится всеобщим достоянием.

Комплексные адаптивные системы со встроенными механизмами, позволяющими адаптироваться к изменяющимся условиям.

Коллективный подход, позволяющий объединить усилия всех заинтересованных сторон, например, акционеры и менеджеры, совместно принимающие решения о развитии бизнеса, или бизнес, взаимодействующий с органами государственного регулирования в целях совершенствования законодательства.

Распространение (диффузия) инноваций, проявляющееся в открытии новых областей применения и совершенствовании инноваций, продолжающихся после их внедрения.

Локальные аспекты, создающие благоприятные местные условия для внедрения инноваций.

Институциональная поддержка: на правительственном уровне, политическими и общественными деятелями, фондами, партнерскими организациями, объединяющими средства, предоставляемые государственным, частным и корпоративным секторами.

Социально-экономическое явление это феномен современного развития общественных отношений, система жизнедеятельности, элементами которых являются взаимосвязанные и взаимодействующие между собой социальные и экономические институты. Социально-экономическое явление характеризует системные качества.

Социально-экономическое явление - явление, которое служит результатом совместной экономической деятельности людей. Инновации относятся к такой деятельности и включают в себя технологические, социальные, организационные, маркетинговые процессы. Инновации классифицируются по ряду признаков, характерных для социально-экономического явления. С точки зрения наблюдателя инновация как социально-экономическое явление может быть: постоянным, периодическим, эпизодическим.

Научно-исследовательская деятельность и инновации способствуют экономическому росту, конкурентоспособности и занятости населения страны. В инновациях государство играет свою роль путем создания инновационной политики и стимулов для поддержки научно-исследовательской деятельности, а организации и компании – развивают конкурентоспособность, занятость. Производительность компаний связана с их способностью пользоваться услугами, имеющими инновационную составляющую и компонент ноу-хау, делиться своими исследованиями, инновационным потенциалом, совместно работать с научно-исследовательскими центрами.

Инновационная политика

Инновационная политика может быть определена как любое вмешательство правительства, направленные на решение социально-экономических проблем путем содействия созданию или принятие нового решения, которое порождает новые экономические или социальные значения. Это определение предполагает, что дело уже сделано для государственного вмешательство и что существующий инновационный потенциал не может доставить необходимые решения без дальнейшего вмешательства в существующие системы инноваций. Инновационная политика имеет свой смысл в признании проблем, которые необходимо решить с помощью инноваций.

Системный подход к инновациям

Инновация как социально-экономическое явление в нашей стране еще не получила должного развития. До недавнего времени под инновациями понимались технологические изменения в выпуске продукции, сейчас инновации являются системными. Инновации возникают в результате сложных взаимодействий между многими людьми, организациями и средой. Инновации состоят из следующих взаимосвязанных областей: инновационные бизнес модели; инновационная организация; инновационные процессы; инновационные технологии; инновационный маркетинг; инновационные продукты. Системный подход к инновациям может быть использован для стимулирования и поддержки инноваций, а также преодоления ведомственных барьеров на пути интеграции.

Таким образом, инновация как система это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой человеческим капиталом, органами власти, потребителями и инновационным продуктом.

Технологические инновации стали одним из основных факторов прогресса. Инновации опирается на нематериальные активы, такие как творчество, знания и опыт. Эти нематериальные активы являются наиболее ценными ресурсами нашего времени, так же как сырье было в период индустриализации. Инновации рассматриваются как социально-экономическое явление. Социально-экономические инновации необходимы для удовлетворения насущных неудовлетворенных потребностей.

В инновационной деятельности для повышения производительности материальные ресурсы замещаются нематериальными активами, человеческим капиталом. Нематериальные активы стали социально-экономическими ресурсами в их собственном праве, принимая привилегированную роль, которую когда-то предоставляли сырьевые ресурсы.

Инновационная экономика включает в себя саму экономику, а также человеческий капитал, деятельность которого направлена на развитие современных, высокотехнологичных, высокопроизводительных конкурентоспособных производств по выпуску востребованной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Источником инноваций является человеческий капитал.

Социальные инновации

Термин «социальные инновации» в настоящее время является самым востребованным трендом в социологии, экономике, социальных и политических науках. Социальная инновация это новые идеи, которые работают для удовлетворения насущных неудовлетворенных потребностей и улучшения жизни людей. Социальные инновации это инновации, которые являются социальными в своих целях и средствах.

Социальная инновация представляет собой инициативу, сложный процесс внедрения новых высокотехнологических продуктов, процессов или программ, которые коренным образом изменяют основные процедуры, ресурсы, технологии производства, мировоззрение органов власти социальной системы или убеждения любой социальной системы (например, отдельные люди, организации, районы, общины, общества в целом). Социальная инновация является важным фактором общей социальной и экологической устойчивости. Социальные инновации являются благом для общества и побуждают общество к действиям.

Бедность, беспризорность, насилие все это примеры социальных проблем, которые нуждаются в специализированном решении. Социальная инновация решает эти задачи путем применения новых знаний и стратегий.

Инновации как социально-экономическое явление основываются на знаниях человеческого познания, психологии принятия решений, а также знаниях по математике социально-экономических явлений.

С экономической точки зрения социальные инновации относятся к инновационной деятельности и услуг, которые мотивированы в целях удовлетворения социальных потребностей и которые преимущественно распространяются через социальные организации.

Социальные инновации нельзя отожествлять с социальной экономикой, которая успешно измеряет экономические последствия.

Социально-экономическая инновация построена на некоммерческой составляющей социальной экономики и общественном экономическом развитии, которые сосредоточены на экономических последствиях инновации. Социально-экономические инновации исследуют новые подходы к сообществу и регионального развития, которые пересекают «социальные» и «экономические» области для создания нескольких результатов для сообществ и регионов. Развития знаний социально-экономических инноваций направлено на развитие инструментов, ресурсов и подходов, способных помочь практикам и политикам по-новому решать укоренившиеся проблемы.

В широком смысле социально-экономическое явление инноваций включает в себя политические, социальные, культурные, нормативные и переменные среды. Инновации можно охарактеризовать как взаимодействие социального прогресса и экономического успеха.

Sami Mahroum Innovation Policies and Socio-economic Goals: An Analytic-diagnostic Framework. INSEAD Abu Dhabi Campus P.O. Box 48049. 2012/35/IIPI [Электронный ресурс] URL: http://ssrn.com/abstract=2026444 (дата обращения: 28.10.2012).

Geoff Mulgan, The Process of Social Innovation, in «Innovations. Technology, Governance, Globalizations», Spring 2006, MITpress, Boston, p.146.

Отдел социальных инноваций

«Инновационное развитие отраслей социальной сферы».

Руководитель задания д. с.н.

Тема является продолжением предыдущих исследований «Социальные инновации – источник устойчивого развития белорусского общества: человеческий и организационный потенциал».

Общество понимаемое, как страна-государство, представляет собой целостную многоуровневую систему, структурированную по разным основаниям – территориально-административным, региональным, социально-классовым и др. С методологической точки зрения базовым является подразделение социальной системы на сфере общества, конституированные по их стратегическому назначению, характеру связей и способов взаимодействия с другими сферами, роли в поддержании целостности системы и ее перспективного развития. Основными сферами общества являются экономическая, политическая, социальная и духовная сферы. Социальная сфера отражает социально-классовое строение общества, дифференциацию и стратификацию индивидов по их социальному положению и объединению по данному критерию в определенные группы (классы, страты), с соответствующими отношениями между ними. Стратегическое предназначение социальной сферы состоит в создании оптимальных и эффективных условий жизнеобеспечения населения на основе рационального использования ресурсов других сфер: материальных – из сферы экономики, организационных – политики, интеллектуальных – духовной сферы. К основным экзистенциальным задачам социальной сферы относятся следующие:

недопущение избыточного и неоправданного (несправедливого) расслоения;

предотвращение социальных конфликтов на этой почве;

развитие человеческого и социального капиталов путем расширения доступа к образованию и повышению его качества в соответствии с общественными потребностями, а также созданием атмосферы доверия между людьми, социальными группами, конфессиями и в отношениях и в отношениях населении я к социальным институтам, органам власти;

формирование здорового образа жизни, повышение качества медицинской помощи, профилактики заболеваний и др.;

повышение уровня социального самочувствия за счет оптимизации социальных факторов, определяющих данный феномен;

поддержание и полное осуществление социальных стандартов обслуживания населения, особенно в сельской местности;

удовлетворение потребностей в рациональном питании, жилищно-коммунальных, транспортных и других услугах.

С учетом многообразия общих задач, социальная сфера, как подсистема общества, структурируется по отраслевому принципу. В ней выделяются такие отрасли, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство , общественный транспорт , общественное питание, бытовое обслуживание, спорт и туризм, пенсионное обеспечение , социальная защита , социально-трудовые отношения и безопасность труда. Важнейшим императивом перспективного движения общества, вытекающий из его целостного системного характера, является требование, чтобы инновационный курс развития страны не замыкался на экономике, но распространялся, включал и другие сферы, в том числе, социальную. Относительно социальной сферы это связано, во-первых, с социальной ориентированностью экономики, стратегическими целями повышения уровня и качества жизни людей, во-вторых, с дополнительностью данных сфер, а значит, потенциальным вкладом социальной сферы в экономический рост. Имеется в виду, повышение деловой и инновационной активности на основе отдельной программы, которую в настоящее время разрабатывает Правительство страны. Главное в ней – развитие человеческого капитала и стимулирование инновационной деятельности в народном хозяйстве. Таким образом, инновационное развитие отраслей социальной сферы ведет к росту человеческого и социального капитала, что является основой инновационной восприимчивости, настроенности и активности людей в их производственно-экономической деятельности на конкретных предприятиях (фирмах) и рабочих местах.

За постсоветский период существования суверенного независимого государства Беларусь в социальной сфере постепенно и неуклонно осуществлялись реформы, направленные на создание нормативно-законодательной базы и материально-технического обеспечения всех отраслей. В настоящее время социальная сфера как единый системный комплекс жизнеобеспечения людей включает семнадцать основных направлений (отраслей) – социальная защита, образование, здравоохранение, занятость, рекреация, физическая культура, спорт и туризм, экология, жилищно-коммунальное хозяйство, питание и др. Трудность состоит в том, что ни одно из указанных направлений не может быть оставлено без внимания, однако проводить реформы «широким фронтом», одновременно по всем направлениям представляется невозможным. Во-первых, по причине распыления средств; во-вторых, из-за риска возникновения негативных эффектов синергии в случае синхронизации процессов либерализации различных отраслей социальной сферы.

Стремительно нарастает потребность общества в инновационных подходах, поиске новых методов, приемов и технологий в усовершенствовании отраслей социальной сферы, решения назревших социальных задач местного уровня и других. Данная потребность вытекает из того, что, с одной стороны, ускоряются общественные процессы, с другой – становиться трудным или невозможным простое заимствование со стороны тех или иных приемов или методик в силу заметных культурных, экономических, исторических, психологических и иных различий. Проблемы существуют, но «чужие» схемы для их решения не подходят, необходимо искать свои оригинальные варианты, исходя из всей совокупности факторов и с учетом прогнозируемых результатов. Особенность социальных инноваций в том, что их нельзя, как технические изобретения, просто перенести из одной среды в другую и укоренить, невзирая на особую констелляцию (constellatio – стечение, расположение) обстоятельств. Самое большое, что можно взять, например, из пенсионной системы Чили, – которую признают обоснованной и прогрессивной, – это общую идею и опыт ошибок; собственно нововведение в этой области необходимо разрабатывать самостоятельно, учитывая не только финансовые возможности, но и психологию, историко-культурный контекст, состояние банковской системы , политическую стабильность и многое другое. Кроме того, возникают определенные противоречия и трудности в реализации любых социальных нововведений.

Необходима опора на собственный опыт социальных инноваций. Так, еще в 70-е годы Минск прославился как невиданными темпами роста населения (в целях получения союзного финансирования для строительства метро), так и высочайшей культурой пешеходного движения. Сегодня многие не верят, что люди стояли на перекрестке в ожидании зеленого сигнала светофора даже тогда, когда на расстоянии пятисот метров не было ни одной машины. И та, и другая инновация осуществлялась «сверху», но при несомненной поддержке населения, то есть фактически «всем миром». Сегодня на повестку дня поставлены такие задачи социетального уровня, как возрождение села, экологическая безопасность , преодоление последствий аварии на ЧАЭС, ресурсо - и энергосбережение (социально-психологические аспекты) и др. Их осуществление объективно требует не только новых технико-технологических решений, но и социальных инноваций.

Что касается гносеологической стороны проблемной ситуации, то здесь большое число неясностей и противоречий. Отметим некоторые из них. Во-первых, полиморфизм исходного термина «социальное» ведет к тому, что понятие социальных инноваций употребляется в разных, часто нестыкуемых друг с другом, значениях. В широком смысле под социальными инновациями понимают все, что по своим последствиям вызывает качественные преобразования общества и его институтов, в том числе демографические, политические, экономические и др.; в узком – это изменения в социальной сфере. Во-вторых, характер самого новшества: следует ли к социальным инновациям относить спонтанные изменения или только целенаправленные; локальные или всеобщие; конструктивные или/и деструктивные ; рациональные или/и нерациональные.

Инновационный поиск должен быть всегда направлен на решение актуальных проблем, он уместен и необходим там и тогда, где и когда прежние оправданные методы не применимы или не дают должного эффекта. С теоретико-методологической точки зрения крайне важно соблюсти должную меру социальных преобразований с тем, чтобы провести общество или его отдельные подсистемы и институты между такими онтологическими категориями как «устойчивость» и «изменчивость», «целостность» и «раздробленность», «порядок» и «хаос», «преемственность» и «обновление». Абстрактно такую меру указать невозможно, но поскольку предметом социальных инноваций выступают повседневные практики, стиль жизни, материальные условия и общественное положение индивидов и социальных групп, то в поисках меры инновационных изменений целесообразно идти от оценок и ожиданий людей. Так, «шоковая терапия» оказалась более или менее применимой в тех странах, где были сильны антисоциалистические настроения и ожидания, но в России ее пришлось серьезно корректировать, а Беларуси и вовсе отказаться.

Двойственное отношение к социальным инновациям – характерная черта умонастроений эпохи перемен. В это время они воспринимаются одновременно и как путь к новой жизни, способ преодоления «транзитивной» неопределенности, и как угроза разрушения смысловых опор того миропорядка, который хоть и не без недостатков, но все-таки был понятен, а главное – не только заставлял приспосабливаться к нему, но и позволял приспосабливать его к себе. Этим объясняется «текучесть» и амбивалентность массового сознания в первые годы после распада Советского Союза. Однако дальнейшая его динамика определяется в основном экспектациями и реакциями людей на те или иные управленческие изменения. Социогуманитарная наука не может ограничиваться констатацией «пост фактум», но должна прогнозировать и потребность в инновациях, и их последствия.

До настоящего времени социальные инновации изучались лишь фрагментарно, в качестве некоторых аспектов технико-технологических нововведений в сфере материального производства (товаров и услуг). Новизна предлагаемого исследования состоит, во-первых, в смене акцентов в основах теории инноватики и расширении предметного поля за счет включения нематериальной сферы (трансформация общественных отношений, упорядочение взаимоотношений , совершенствование повседневных практик поведения и деятельности). Во-вторых, социологический анализ ожиданий населения относительно инновационных решений назревших проблем в отраслях социальной сферы (здравоохранения, социальной защиты, ЖКХ и др.), а также на местном уровне. В-третьих, разработке специальных методик диагностики проблемной ситуации, требующих нововведений и экспертных оценок предлагаемых нововведений. В-четвертых, выявления влияния нововведений на социальный порядок как общесоциальный механизм поддержания динамического равновесия общества путем снижения социальной напряженности и повышения социальной мобилизованности.

Относительно определения понятий «инновация», «социальная инновация», можно сказать, что «новым» в общественной жизни и науке можно считать:

выявленные потенциальные возможности (эмерджентные свойства социума), существующие в самой социальной ткани в латентной форме;

результаты творческой реорганизации имеющегося опыта и достигнутого знания и формирование новых комбинаций;

творческие разработки (идеи, проекты и др.) футурологического характера, созданные поисковыми методами («идеального типа», моделирования, мозгового штурма и т. д.);

переосмысленное, обогащенное и активированное «старое» знание: в форме ремейка, ретро-стилей и т. д., выступающих в социально-инновационной деятельности в качестве «ретровведения»;

рационализированные современные практики, схемы отношений (паттерны), приемы, огранизационные структуры, нормы и др.

С учетом отмеченного, можно предложить следующее определение. Социальная инновация – есть процесс легитимных управляемых изменений, направленных на системное, целостное обновление общества, его отдельных сфер и институтов через преобразование и рационализацию сложившихся повседневных практик и схем отношений между людьми (группами, классами, общностями).

Прежде всего обратим внимание на цель социальных инноваций: обновление общества как социума (общего дома, общежительства людей), его отдельных сфер и институтов. Термин «обновление» синонимичен улучшению, усовершению, новым открывающимся перспективам, надеждам и ожиданиям. В силу системного характера общество перестраивается как целостность при изменении любого из системообразующих элементов. Однако, системность не существует изначально, ее необходимо еще создать. Только к системе «страна – государство» применим концепт «хорошее общество», «несущий в себе проектное начало, направленное на преобразование социальной реальности».

Что же тогда выступает средством обновления? Ответ кажется очевидным: сами новшества, т. е. новые социальные идеи, проекты, программы, воплощаемые в соответствующих законодательных актах и других решениях. В первом приближении такой ответ приемлем. Однако, с методологической точки зрения, важно избежать скрытой в нем опасности редукционизма, т. е. представлений об обществе как механической конструкции, обновлять которую можно путем замены деталей; или как о живом организме (в прямом биологическом смысле) улучшать который проще всего путем генетической модификации. К обществу – и в этом особенность социальной инноватики – ни то, ни другое не подходит. Сами по себе структурные модификации («замена деталей») не связаны причинно с обновлением, и могут даже тормозить прогрессивные изменения в силу того, что нарушается системный принцип единства структуры и функций: функция рождает орган, а не наоборот.

Таким образом, средством и источником обновления являются изменившиеся повседневные практики и отношения людей, а инновационный процесс выполняет роль механизма как системы мер, преобразующих волевое начало в целенаправленные формы активности масс. Следовательно, конечный результат определяется не только качественными характеристиками самого новшества, но и логикой инновационного процесса. Косыгинская реформа (1965) содержала, по общему признанию, весьма продуктивные творческие идеи, но ее результат оказался незначительным, – как раз в силу того, что не были созданы адекватные механизмы реализации, в том числе и преодоления скрытого саботажа «верхов» и рестрикционизма «низов».

На наш взгляд, к социальным инновациям следует относить не все изменения, а лишь управляемые, то есть те, которые осуществляются сверху как политическая или управленческая воля соответствующего уровня (страны, региона, предприятия, фирмы и т. д.). Необходимо, чтобы инновация была легитимизирована (одобрена общественным мнением) и легализована (разрешена законом), до тех пор - любые изменения остаются личным делом, а значит, не являются управляемыми изменениями, то есть социальными инновациями Легитимность связана с восприятием управленческих действий, в том числе и законов, с точки зрения интересов, ожиданий, ценностей тех, кому они адресованы для исполнения, то есть населения. То, что люди воспринимают по-разному те или иные управляемые изменения, очевидно. При социологическом анализе целесообразно учитывать как минимум семь вариантов (альтернатив): 1) категорическое неприятие в форме официального отказа выполнять новые требования; 2) формальное принятие; 3) индифферентность (меня это не трогает); 4) скрытый саботаж; 5) конъюнктурный активизм («пыль в глаза»); 6) критическая поддержка (с замечаниями и предложениями); 7) полная интериоризация новых идей как своих, т. е. имеющих прямой личностный смысл. Опросы населения позволяют выявить степень поддержки как осуществляемых, так и проектируемых нововведений. Важно учитывать, что именно общественная поддержка и делает управляемые изменения легитимными.

В рамках разработки методологической части программы эмпирико-социологических исследований по плановой теме проведен анализ феномена инновационной активности. Показано, что ее специфика состоит в особой универсальной форме человеческой самодеятельности как адаптации и/или преобразования средовых факторов и направлена на поиск нового (идей, практик, услуг и т. д.) с последующей его ассимиляции . На поведенческом уровне отношение человека к новому проявляется как предприимчивость, новаторство, инициативность, рационализация и изобретательство. Инновационность не является врожденной чертой некоторых людей, она формируется на основе биопсихологического качества любознательности под воздействием образования, воспитания и т. д.

Проведен анализ инноваций в сфере здравоохранения (законодательных, организационных, технологических) в их соотнесении с принципами социальной политики в области охраны здоровья: справедливости, равенства, эффективности и согласования интересов. Разработаны социологические методики, направленные на изучение мотивации самосохранительного поведения различных социальных групп и категорий населения Республики Беларусь, информированности о нововведениях в сфере здравоохранения, отношения к нововведениям, степени удовлетворенности услугами медицинских учреждений , выявление социальных ожиданий населения в сфере здравоохранения, изучение мнения населения относительно перспектив развития отрасли и необходимости усовершенствования тех или иных сторон их деятельности. Для анализа выбраны те инновации, которые существенным образом повлияли на социальные отношения в сфере здравоохранения, связаны с изменением статуса человека в сфере здравоохранения - пациента, медицинского работника, и возможностями улучшения здоровья и повышения качества жизни конкретных социальных групп.

Обоснована актуальность социологического изучения социальных проблем формирования здорового образа жизни детей. Социализация современных белорусских детей происходит в сложных социально-экономических условиях, что негативно сказывается на процессе взросления подрастающего поколения. По сравнению с 2000 годом численность детей в возрасте до 18 лет уменьшилась на 27,4%. Подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми. Отмечается значительное увеличение общей заболеваемости детей всех возрастов. Прежде всего, следует отметить рост численности детей с хронической патологией, ее доля в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время превышает 30%. Ухудшение здоровья детей влечет за собой последующее снижение человеческого капитала, сказывается на воспроизводстве поколений, наносит значительный социально-экономический ущерб обществу.

Совместно с Республиканским комитетом белорусского профсоюза работников здравоохранения проведен республиканский социологический опрос «Профессиональная адаптация, трудовая мотивация и социальная защищенность молодого врача» (гг.). Опрошено 1268 молодых практикующих врачей, представляющих различные регионы республики и типы медицинских учреждений. Выявлены социальные ожидания молодых врачей относительно перспектив развития отрасли и мнение о возможностях повышения эффективности ее функционирования.

Обоснована необходимость инноваций в системе социальной поддержки в сфере трудовых отношений, направленных на повышение уровня занятости населения, удержания регистрируемой безработицы в пределах социально допустимого уровня, интеграции трудоспособного не занятого населения в общественный сектор экономики с помощью разработки инновационных подходов и введения нестандартных форм занятости. Рассматриваются такие направления, как создание системы непрерывного профессионального образования ; развитие системы опережающих мер по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения; оказание поддержки безработным в развитии малого предпринимательства , стимулирование самозанятости, переселение безработных и пр.

Совместно с Республиканским комитетом белорусского профсоюза работников здравоохранения проведено социологическое исследование «Профессиональная адаптация, трудовая мотивация и социальная защищенность молодого врача». Опрошено 1268 практикующих молодых врачей, представляющих различные регионы республики и типы медицинских учреждений. Создана база данных , отражающая отношение молодых врачей к инновационным процессам в системе здравоохранения, социальные ожидания относительно перспектив развития отрасли, мнение о возможностях повышения эффективности работы отрасли. Подготовлен аналитический отчет, разработаны предложения по повышению профессиональной адаптации, трудовой мотивации и социальной защищенности молодых врачей РБ.

Проведен анализ проблемной ситуации в области жилищно-коммунального хозяйства РБ. Отмечается, что социальной потребности в реформировании системы ЖКХ нет, т. к. нет социальной напряженности при существующей государственной организации и управлении. Вместе с тем, в условиях кризиса в отрасли резко обостряется проблема экономической неэффективности и нерентабельности, вызывая существенные и все возрастающие потребности в государственных дотациях. Увеличение государственных тарифов на услуги ЖКХ с сентября 2011 года для населения экономически недостаточно даже для выхода на докризисный уровень. Все это может «подстегнуть» к ускорению процесса реформирования как раз в тот момент, когда это социально неоправданно.

Гендерный аспект в изучении социального потенциала предприимчивости приобретает особое значение, поскольку женщина (как и женщина-предприниматель) в условиях развития постиндустриального общества становится особенно востребованной благодаря не только своим профессиональным, но и социально-психологическим «женским» качествам: способность вызывать доверие у клиентов, развитая интуиция, повышенная наблюдательность, положительная комплиментарность. Актуальность проблемы женского бизнеса в Беларуси заключается в том, что существующие условия социально-экономического и социокультурного характера значительно ограничивают потенциальные возможности белорусских женщин проявлять предприимчивость, инициативность, находчивость в целях получения прибыли или иной выгоды. Выявлена эмпирическая зависимость в формировании качества предприимчивости у представителей гендерных групп населения Республики Беларусь. А именно: белорусские женщины считают себя менее предприимчивыми, чем мужчины. При этом, наблюдаемое различие в самооценках степени предприимчивости, связанное с полом, является значимым.