Биографии Характеристики Анализ

Действие целеполагания относится к. Формулирование целей в стандарте smart

Социальная работа - это многофункциональная профессиональная деятельность. По своему организационно-формальному признаку ее можно представить как систему процедур, приемов и методов, осуществляемых в процессе решения сложных и слабоструктурированных социальных проблем. Однако владение процедурами и операциями не является еще владением технологией. Технология социальной работы тесно связана с искусством решения проблем. А это обстоятельство поднимает ее до уровня творчества, поскольку шаблон не допустим в работе с людьми.

1. Технология выработки цели социальной работы

Технология социальной работы как процесс включает:

    подготовительный этап

    целеполагание,

    сбор и анализ информации,

    формулирование программы действий,

    практические действия по реализации программы.

Необходимо отметить, что в этом процессе, который носит замкнутый характер, циклы могут повторяться до тех пор, пока не будет решена проблема.

Основополагающей среди всех процедур является процедура целеполагания. Целеполагание – это фундаментальное понятие в теории деятельности, оно широко используется в общественных науках.

Во-первых, целеполагание - это процесс выбора и реально го определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности.

В связи с этим целеполагание выполняет ряд важнейших методологических и методических функций и задач , а именно:

    выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель - средства достижения - результат конкретного вида деятельности»;

    предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

Центральной проблемой процедуры целеполагания является формулирование цели и оптимального средства ее достижения. Цель без определения средств ее достижения - это лишь длительный проект, мечта, не имеющая реальной опоры в действительности.

Во-вторых, целеполагание обусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности .

Цель - это понятие, которое выражает идеальное представление результата деятельности. Любую деятельность можно трактовать как процесс осуществления цели.

При формировании цели необходимо иметь в виду следующее:

    цель должна быть обоснованной и отражать требования законов развития объекта воздействия;

    цель должна быть ясной и достижимой;

    основная цель должна быть связана и соотнесена с целью ее высокого порядка.

Основные этапы формулирования цели:

    Выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности;

    Определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;

    Ограничение цели от желательных, но объективно не недостижимых результатов.

Различают несколько типов целей:

    конкретные и абстрактные

    стратегические и тактические;

    индивидуальные, групповые, общественные;

    поставленные субъектом деятельности и данные извне.

Конкретная цель - это идеальный образ продукта непосредственной деятельности.

Абстрактная цель - это общее представление некотором 1 ради достижения которого осуществляется человеческая деятельность.

Стратегические и тактические цели определяются и обусловливаются временными факторами их осуществления и соотносятся как целое и часть.

Цель, которую ставит субъект действия , вырабатывается в результате внутреннего развития его собственной активности, творческого отношения и ответственности за порученное дело.

Цель, заданную извне , можно определить как объективное требование или требующую решения задачу.

Любая организация создана для дости­жения определенных целей. Формулировать их, анализировать успешность действий, расставлять приоритеты помогает целеполагание. Поэтому оно является одной из важнейших составляющих управленческой деятельности и общего функционирования любой организации.

Что такое целеполагание

Вкратце, целеполагание – формулирование и постановка целей в определенной сфере деятельности. Но, что важно, целей правильных, обозначающих точное понимание желаемого результата. Это и есть основная задача целеполагания. Постановка правильных целей необходима для формирования, развития и функционирования компания единой целостной системой.

Виды целей в менеджменте

На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Отправной точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: миссия и ценности фирмы, принцип работы с партнерами, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.

В зависимости от функции цели подразделяют по определенным критериям, таким образом, существует несколько классификаций:

  1. По временному периоду:
    • Стратегические или долгосрочные. Определяются на срок 5-10 лет. Если внешняя среда компании динамичная и плохо прогнозируемая, то — около1-2 лет.
    • Тактические. От 1 года до 3-5 лет. В этих целях уже все больше фигурируют количественные показатели.
    • Оперативные или краткосрочные. Цели являются задачами, которые требуется выполнить за определенный срок от нескольких часов до года. Выражены, как правило, в четких количественных значениях.

2. По сущности самой цели:

  • экономические (прибыль, налоги, расходы),
  • социальные (например, материальная помощь сотрудникам),
  • организационные
  • научные
  • экологические и т.п.
    3. По дублированию:
  • периодически повторяющиеся
  • разово решаемые
  • регулярные
    4. По структуре фирмы:
  • глобальные цели организации
  • цели отдельных подразделений компании.

Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.

  1. По функциональности подразделений выделяют цели, которые устанавливают для маркетинговых, производственных, финансовых и других подразделений.
  2. По сферам, к которым применима цель: внешней среды (товар, покупатели, конкуренты) или внутренней (персонал, производство).

Целеполагание и планирование

Целеполагание в является одним из ключевых ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – стратегическое планирование. В нем выделяют три стадии:

  • Определение цели;
  • Распределение имеющихся ресурсов;
  • Информирование персонала о планах.

Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.

Этапы процесса целеполагания

Постановка цели подразделяется на несколько этапов:

  1. Разработка миссии предприятия. Она обозначает смысл функционирования, убеждения и ценности организации.
  2. Определение направления целеполагания. Определяется вектор направленности деятельности фирмы в текущий период времени.
  3. Составление комплекса целей. Используется модель «Древо целей», объединяющая в одно целое цели различных уровней.
  4. Схема целеполагания. Схематично обозначают главную общую цель, от нее расходятся цели верхнего уровня – по подсистемам компании, далее каждая такая цель дробится на несколько целей второго уровня, в зависимости от подцелей подсистем, и т.д.
  5. Анализ разногласия целей. Разногласия классифицируются на:
  • Внешние – если цели входят в противоборство с внешней средой.
  • Внутренние – противоречия между сотрудниками компании.
  • Временные – конфликт между долгосрочными, тактическими и краткосрочными целями.

Целеполагание по концепции SMART

Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:

  • Specific – четкая, конкретная. Необходимо точно обозначить саму цель и ее результаты. Цель может приносить один точный результат, если их больше, то цель должна быть разделена.
  • Measurable – измеримая. Цель должна быть выражена в конкретных показателях.
  • Achievable – достижимая. Определяется на основании имеющегося опыта, ресурсов и ограничений.
  • Realistic – реалистичная, актуальная. Следует удостовериться действительно ли выполнение этой цели необходимо.
  • Time bounded – имеет временные рамки. Цель должна быть реализуема в определенный промежуток времени, зафиксирован конечный срок.

Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.

Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.

Пример : Увеличить продажи Йогурта «Малыш» в Орловской области к декабрю 2017 на 15%.

Сегодня SMART можно приобрести в виде компьютерной программы для установки сотрудникам, посредством которой за каждым работником закрепляется четкий план со сроками.

Таким образом, становится понятно, что целеполагание играет одну из ключевых ролей в деятельности компании. Любое действие начинается с формулировки цели. И если цель поставлена верно, то Вы четко понимаете какой результат хотите получить. А значит, пути и методы получения этого результата будут выбраны правильно, что неминуемо приведет Вас к успеху.

Лариса Маланина
«Целеполагание». План-конспект урока в X классе

Тип урока : урок овладения учащимися новыми знаниями с элементами тренинга.

Цель : сформировать у учащихся представление о цели, потренировать ставить перед собой наиболее важные и достижимые цели.

Задачи :

1. Знакомство учащихся с понятием «цель» , «целеполагание » .

2. Формирование навыка построения жизненных целей и путей их достижения.

3. Развить у ребят умение делать правильный выбор между важными и срочными целями и всегда доводить до конца задуманное.

4. Воспитать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.

Средства обучения : по 10 маленьких листочков для каждого ученика для проведения элементов тренинга.

Форма работы на уроке : групповая

Первый этап – теоретическая часть (первичное ознакомление с материалом)

Второй этап – практическая часть (обобщение и систематизация знаний, упражнение по ранжированию жизненных целей , потренировать учащихся из множества целей выбирать наиболее важные и видеть пути их достижения).

План лекции :

1. Определение «цели» и близких к нему понятий

2. Виды целей

3. Процесс постановки целей – целеполагание

4. Изучение навыка целеполагания у учащихся

Ход урока:

Теоретическая часть :

1. Организационный этап (отметить в журнале отсутствующих, узнать причину их отсутствия) . Привлечь внимание учащихся к предстоящей теме. Сообщить тему и цель занятия. – 5 минут

2. Вводное слово – 5минут.

У многих ли людей есть цель в жизни? - Нет, у единиц. Почему? Потому что, в отличие от мечтаний, цель в жизни предполагает большой труд, ежедневную работу для движения к твоей цели. Если ты каждый день думаешь о том, что тебе важно, и делаешь для этого что-то - у тебя цель в жизни есть. Если ты не знаешь, что тебе на самом деле важно, или в разные дни ты думаешь об этом по-разному, либо много думаешь, но мало что делаешь - у тебя цели в жизни пока нет. Так что же такое цель?

Цель - желаемый результат (предмет стремления) . То, что человек намерен осуществить. Цель - то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Для развитого человека цель - чёткий конечный ориентир, для достижения которого осуществляется ряд действий. Наличие цели помогает человеку не сбиться с намеченного пути.

3. Основная часть – 30 минут

Цель можно связать с такими понятиями как :

Мотивы - внутреннее побуждение к действию на основе личного интереса. Мотив - это всегда внутреннее. Внешние побудители поведения называются стимулами или мотиваторами.

Интересы - это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним.

Мечта - Мысленный образ чего-нибудь сильно желаемого, манящего, предмет желаний, стремлений. (Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935-1940.) В США популярно клише «американская мечта» . Иногда мечте приписывают цвет - «голубая мечта» , «розовая мечта» .

Желанье - Внутреннее стремление к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо.

Стремленье – настойчивое желание чего-нибудь добиться, что-нибудь осуществить; решительная устремленность к чему-нибудь. Желание, укрепленное волей.

Намеренье - мотивационная - основа деятельности -, связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей - и при наличии достаточного личностного контроля.

Какие бывают цели. Несколько видов целей :

1. Долгосрочные цели;

2. Краткосрочные цели;

3. Усложненные цели;

4. Облегченные цели;

5. Заведомо невыполнимые цели;

6. Цели, которые не зависят от нас.

Долгосрочные цели

Цели, на выполнение которых должно уйти большое количество времени. Как правило, цели считаются долгосрочными, если срок их выполнения превышает 6 месяцев. (пример : стать дипломированным специалистом, выучить английский язык, выйти замуж и т. д.)

Краткосрочные цели – это цели, на выполнение которых требуется меньше 6 месяцев. Их, как правило, используют для того, чтобы разбить крупный план на более мелкие составляющие. (пример : стать дипломированным специалистом, но сначала – поступить в институт, пройти успешно обучение, написать диплом, защитить диплом – цель достигнута.)

Усложненные цели

Данный вид целей чаще всего ставят люди, которые любят преодолевать какие-либо препятствия или хотят добиться значительного результата за малый срок. От исполнителя требуется максимум его духовных и физических ресурсов. (пример : поступить в институт, усложнив цель выбирая более престижный, куда поступить сложнее, чем в остальные.)

Облегченные цели используют или ленивцы, или люди, у которых нет времени заниматься этой целью. Облегченные цели не бывают важными. Как правило, это задачи, которые могут улучшить что-то второстепенное. (пример : прочитаю до конца книгу «Война и мир» - это входит в обязательную программу по литературе, такая цель стоит у каждого ученика 10 – 11 класса .)

Заведомо невыполнимые цели

«Достану звезду с неба» . Это чисто физически невозможно, так как звезда находиться за много миллионов световых лет, весит неимоверно много и имеет собственную орбиту.

Цели, которые не зависят от нас

Выводы :

Итак, Цели связаны с желаниями, стремлениями.

Цели связаны с намереньем.

Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего.

Цели связаны с волей и сознанием.

Процесс постановки целей – целеполагание .

Целеполагание процесс творческий , и тем более творческий, чем выше уровень целей . Целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека. (википедия)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ- это определение , построение цели, обдумывание образа желаемого будущего. Собственные цели не всегда понятны человеку.

Чем лучше мы осознаем и понимаем себя, тем лучше мы понимаем свои цели. В то же время хорошее знание себя связано с эффективным целеполаганием и позволяет снизить вероятность постановки так называемой «плохой цели» .

Плохие цели - это те, которые отнимая много времени и усилий, остаются не достигнутыми (в глубине души человек ощущает дискомфорт и неприятие этих целей ).

Целями могут быть также сохранение или приобретение определенного состояния или качества (цель стать – свободным, быть уверенным, спокойным) .

4. Заключительная часть – 15 минут

Необходимые качества и способности для «хорошего» целеполагания это : хорошее знание себя, своих ведущих мотивов и ценностей, воля, креативность и воображение.

Смысл целеполагания :

1. Целеполагание снимает степень неопределенности и снижает тревожность;

2. Сама постановка цели изменяет вероятность достижения и меняет сценарий других событий.

Методы постановки целей и принципы целеполагания :

1. целеполагание должно начинаться с изучения и исследования себя, своих ценностей взаимосвязи и взаимовлияний имеющихся целей (с помощью свободных дискуссий в группе) ;

2. ключевые сферы жизни человека : Семья, Учеба, Я сам, Друзья и т. д. ;

Подобный анализ предоставляет возможности для коррекции и изменения.

На этапе анализа ценностей и базовых сфер жизни можно использовать создания текстовых описаний, что поможет четче зафиксировать и осознать свои ценности и основные направления жизни.

Практическая часть. -30 минут

Применение методики и упражнения с элементами тренинга на постановку жизненных целей .

Методика ранжирования ценностей разработанная М. Рокичем.

Цель исследования : получить информацию о системе целей жизни человека .

Упражнение с элементом тренинга «Построение жизненных целей »

Направлена на развитие навыка целеполагания .

Оборудование : Карандаш или ручка, 10 полосок бумаги на каждого учащегося.

Обсуждение : Какие обычно цели ставят перед собой люди? Связанные с деньгами, успехом, славой, семьёй…Для постановки целей хорошо помогает следующее упражнение.

Инструкция : Возьмите 10 полосок бумаги и на каждом напишите цели, которых хотели бы достичь в ближайшие пять лет. Затем перетасуйте бумажки, и разложите на столе надписями вверх. Возьмите первую в руки и расскажите как у вас получилось добиться выполнения этой цели. Перейдите на второй лист – и объясните выполнение следующей цели, причём, свяжите это с предыдущим рассказом, и так далее.

Итоги по проведённому упражнению :

В ходе упражнения девушки проявляли себя более активно, охотно рассказывали о своих целях и свободно находили пути их достижения. У 2х участниц были цели направленные не только на успехи в учёбе и карьере, но и на семейное благополучие. Также ученицам присуще самосознание, которое предполагает знание своих желаний и возможностей, умение их соотносить и согласовывать между собой для построения планов адекватных поставленным целям, то есть рациональность этих планов и их реалистичность . Что же касается мужской половины, то у них наблюдается большая закрытость, порою с применением защитных механизмов. Цели в основном относятся к ближайшему будущему : месяц, год. У юношей также хорошо развито определение ресурсов, которые есть для достижения цели и которые необходимо приобрести. В итоге можно предположить, что данное упражнение помогает проанализировать возможные пути достижения своих целей , но проводить его лучше с малознакомыми людьми (учащимися из разных школ, чтобы избежать смущения детей перед одноклассниками .

1. Правило первое : цель должна быть сформулирована позитивно. Пишите о том, чего хочется, что должно присутствовать в вашей жизни, а не наоборот;

2. Правило второе : цель должна быть конкретной. Представьте себе, что вы уже достигли желаемого, почувствуйте свои эмоции представьте себя в том времени, когда вы уже достигли своей цели. Здесь же определите для себя критерии, по которым вы сможете понять, что цель достигнута;

3. Правило третье : цель должна касаться вас, а не кого-то другого. Вы не можете управлять другими людьми, желая, чтобы они изменились или предприняли какие-либо действия. Объект вашего внимания – вы сами, поэтому все цели должны касаться вас и ваших действий;

4. Правило четвертое : цель должна быть экологична. Если вы хотите купить автомобиль и ездить за рулем, но боитесь сложных ситуаций на дороге, то велика вероятность, что автомобиль вы купите еще очень нескоро;

5. Правило пятое : вы должны верить в достижимость своей цели. От вас требуется немного – уверенность в успехе. Просто поверьте! И не забудьте воспользоваться теми возможностями, которые вскоре откроются перед вами, тем самым вы покажете, что цель важна для вас, и вы готовы предпринимать шаги к ее осуществлению.

Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. В менеджменте – один из важных этапов стратегического бизнес-планирования. Термин на английском языке: targeting . Цель – это четкое представление о требуемом результате. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет. Различают краткосрочные и долгосрочные цели, цели компании во внешней (продукция, клиенты, конкуренты) и во внутренней среде, связанные с производством, персоналом. Исходными пунктами для постановки той или иной цели могут выступать Миссия , Видение , ценности компании, принцип отношений с конкурентами, проблемы компании, потребности компании.

Определение видения и миссии компании предшествуют целеполаганию. Но отправной точкой в постановке целей является положение компании. Положение здесь и сейчас - для краткосрочных целей. Положение в будущем - для долгосрочных целей - которое не следует путать с видением и миссией. Анализ положения компании соединяет в одно целое представления о внутренних и внешних возможностях, учитывая их ограничения.

Принцип построения

Для построения целей в менеджменте используется известный принцип из общественных наук – так называемое дерево целей, схожее с пирамидой потребностей Маслоу. Вершина в данном случае – это общая цель компании. Формирование следующих уровней складывается таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня. Каждый такой уровень пирамиды-дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем. В любом случае, иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и с ее особенностями.

Также применяется методика ССП (Сбалансированная система показателей) Каплана – Нортона. Ее используют как мелкие предприятия, некоммерческие организации, так и целые города.

Пример успешной многолетней реализации метода ССП – город Шарлотт в штате Севеная Каролина (США)

В начале проекта стратегии здесь указаны цели, которые город Шарлот намерен достич:

Быть самым безопасным большим городом Америки

Самым процветающим городом для каждого его жителя

Стать городом впечатляющих небоскребов

Первым городом, интегрирующим использование пространства и альтернативы транспорту

Быть эко-городом.

Методы оценки эффективности

Правильность поставленных целей в проектном менеджменте проверяют методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely) и ССП-BSC (сбалансированная система показателей - Balanced Scorecard).

SMART – критерий точного определения целей в процессе целеполагания.

S Определенный. Цели должны быть точно определены, описаны.

M Измеримые. Цели должны поддаваться оценке (Критерии оценки целей).

A Принятие. Цели должны быть приняты теми, кто эти цели должен достигать (достижимость, привлекательность, взыскательность).

R Реализуемость. Цели должны быть достижимы (Варианты в английском языке: Result-oriented – ориентированные на результат, а не на усилия; Real – реальны, достижимы; Relevant – релевантные, адекватные текущим внешним и внутренним условиям).

T Ограниченность во времени. Цели должны относиться к конкретным временным рамкам (должен быть составлен план, когда, какая цель должна быть реализована).

ССП-BSC -концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения, механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании на их достижение. BSC разработана на основе выводов исследования, проведенного в начале 1990-х годов профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Dr. Robert S. Kaplan) и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions Дэвидом Нортоном (David P. Norton). На уровне бизнес-процессов контроль стратегической деятельности осуществляется через так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ), в английском варианте – Key Performance Indicator (KPI). KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Методология BSC позволяет перевести стратегию на уровень операциональной деятельности компании. Правильное применение методологии позволяет решить следующие задачи:

1. Установление конкретных параметров стратегических целей: стратегических показателей с их численными значениями – KPI (key performance indicators), причинно-следственных связей между целями, связей между стратегическими показателями, сроков достижения стратегических целей;

2. Распределение между должностными лицами компании ответственности за достижение стратегических целей;

3. Определение инструментов достижения стратегических целей.

Однако полновесное применение методологии требует существенных ресурсов. Разработка системы BSC при наличии в компании специализированного подразделения может занять более двух месяцев. При этом требуется серьезный контроль качества результатов. Трудоемкость и сложность разработки часто отталкивает руководство компаний от применения методологии BSC.

Когда менеджер решает, какие сферы должны охватывать цели, он не должен ограничиваться одной сферой, а направлять их сразу на несколько. Независимо от специфики сферы, для которой менеджер ставит цель, необходимо учитывать:

1. Цели затрагивают верхушку организации. Если высшее руководство не имеет ясных целей, нижние уровни организации теряют направление, и люди на этих уровнях могут предположить, что постановка целей сама по себе не важна.

2. Цели имеют ясную формулировку и все члены организации знакомы с ними. Подчиненные часто не имеют достаточного представления о целях, и это ведет к тому, что миссия, которая наполняет работу смыслом и значением, становится второстепенной. Менеджеры должны систематически напоминать людям ключевые цели организации, задавая вопросы: «Для чего мы работаем? Что является целью этой организации? На чем она фокусирует свое внимание?»

3. Каждый человек, рабочая группа или единица в организации имеют, по меньшей мере, одну ясную, понятную и регулярно контролируемую цель.

Не назначайте кому-либо больше, чем 6-9 целей одновременно. Перегрузка подчиненных слишком большим количеством целей рассеивает их усилия и подрывает их эффективность.

Мотивация в целеполагании

Люди всегда лучше мотивированы, когда они понимают свою роль в достижении значимых результатов». Поэтому ясное понимание миссии и смысла деятельности организации, ясный вектор стратегического развития (видение, намерения, приоритеты), понятная визуализация стратегии организации и ее бизнес-единиц, общий язык общения, а также своего вклада в общее дело являются вдохновляющим фактором. Но также не надо забывать о материальном и нематериальном поощрении, связанном с достижением поставленных целей.

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

У какого человека нет желаний? Пожалуй, способность ставить и достигать целей, которые направлены на то, чтобы улучшить жизнь человека, является наиболее популярной темой, которую изучают, рассматривают и пытаются понять. Целеполагание является одним из ведущих образов жизни, которого должны придерживаться люди. Здесь существуют свои технологии и процессы.

Интернет-журнал сайт делит людей условно на две категории. В мире существует много людей, и у каждого свой стиль жизни. Но условно все способы существования можно разделить на два вида: приспособленческий и целеориентированный. Есть люди, которые стараются приспособиться к жизни, и существуют те, кто живет своей целью и идет к ней.

Несомненно, в каждом из способов есть свои плюсы. Но минуса заставляют задуматься, какой жизнью лучше жить. Стоит рассмотреть эти два вида существования как с хорошей, так и с плохой стороны.

Люди-приспособленцы пытаются подчиниться современной жизни. Они своего рода плывут по течению, ничего не стараясь изменить, исправить. Они добрые и снисходительные, часто становятся зависимыми от чего-нибудь. Более пассивные и статичные, то есть любят стабильность и страдают из-за каких-то потерь. Когда случается нечто неприятное в жизни, они переживают, впадают в депрессию, переполняются различными страхами. Приспособленцы ничего не строят, а приходят уже туда, где все построено, чтобы научится там жить. Они хорошо усваивают различные законы и моральные правила, отчего руководствуются ими безоговорочно.

Целеустремленные люди обычно сами пытаются организовать свою систему. Они не плывут по течению, а стараются сделать свою жизнь такой, какой хотят ее видеть. Они мудрые, опытные, среди них находятся бизнесмены, успешные люди, профессионалы, специалисты. Они не просто хотят быть лучшими, а стремятся быть лидерами в том, что им интересно. Естественно, что своей активностью и динамичностью они не раз накликают на себя беду. Достигая целей, они сталкиваются с препятствиями любого рода. Решают проблемы они не слезами и обидами, а твердой позицией и желанием достичь цели. Зачастую такие люди не приспосабливаются, а стараются организовать свой мирок, в котором им будет комфортно жить.

Очевидно, что в каждом из способов жизни есть свои плюсы и минусы. Только вам выбирать, кем вы будете – приспособленцем или целеустремленным человеком. Нет смысла судить тех, кто выбрал путь приспособленца, поскольку такие люди тоже нужны. В то время как целеустремленные личности что-то формируют, приспособленцы идут за ними и принимают все, что те им дают.

Что такое целеполагание?

Целеполаганием называется первый этап достижения целей, когда человек ставит перед собой конкретную большую или несколько маленьких целей, рассматривает возможные варианты их достижений, способы реализации и решения трудностей. Это пока этап постановки целей, которые должны выполнить определенные задачи, решить трудности и улучшить качество жизни человека.

Что такое цель? У каждого свое определение:

  1. Это желаемый исход событий.
  2. Конечный результат деятельности.
  3. Индивидуальное будущее, которое желаемо.

Цель показывает результат, которого желает достичь человек. Почему так важно ставить цели? При целеполагании человек начинает регулировать свои действия или деятельность, которая подчиняется той цели, которую он желает достичь.

Нередко люди подменяют цели, когда они забывают о том, чего хотят достичь, ради того, чтобы просто наслаждаться процессом достижения. Бывает и такое, что люди расплывчато, нечетко и неясно ставят цели. Это тоже не способствует их достижению. Дело в том, что человек начинает в такой ситуации сомневаться в необходимости достижения, часто забывает, чего хочет, меняет свои предпочтения и желания.

Глобальные (или завышенные) цели имеют как минусы, так и плюсы. Завышенные цели могут быть расплывчатыми, что не помогает человеку ориентироваться, в каком направлении ему идти. При этом такие глобальные цели позволяют человеку определять свой смысл жизни.

Персональными целями называются те, которые стоят непосредственно перед отдельным человеком. Он может быть частью группы. При этом его деятельность будет эффективной, если он будет иметь свою цель, помимо общей, которая будет реализована, если он достигнет вместе с остальными общей цели.

Процесс целеполагания

Целеполагание часто используется в тренингах и рабочей сфере, где человек совершает конкретные действия. Чтобы определиться с действиями, нужны цели, которые достигаются этими действиями. Поэтому человек не может работать без целеполагания.

Выделяют основные 10 моментов в процессе целеполагания:

  1. В каждой цели могут лежать потребности человека, без которых невозможно его существование.
  2. В цели лежит мотив – осознаваемая потребность. Нередко человек сталкивается с борьбой мотивов, где необходимо выбрать что-то одно либо упорядочить мотивы, составить иерархию.
  3. Цель – это некая картина желаемого, которая искажает существующую реальность. На сегодняшний день человек не имеет желаемого. Однако он четко в своей голове представляет, чего хочет.
  4. Человек выбирает цель среди всех вероятных.
  5. Нередко результат расходится с тем, что человек достигает.
  6. Человек всегда планирует, как он будет достигать цели. Здесь тоже возможны ошибки в прогнозах.
  7. Самое идеальное планирование будет содержать ошибки, поскольку прогнозы могут не учитывать некоторых фактов, которые будут возникать в реальности.
  8. Чем четче цель, тем больше возникает мотивации у человека.
  9. Чем больше мотивации у человека, тем больше будет искажаться цель.
  10. Чем ближе человек становится к цели, тем больше его мотивация и больше сил для осуществления нужной деятельности.

Человеку нужно осознавать свои внутренние потребности, которые тоже будут влиять на поступки, совершаемые в процессе достижения осознаваемых целей. Также следует быть готовыми к смене плана действий, поскольку наверняка человек не сможет всего учесть и предвидеть в начале.

Цели и целеполагание

Цель – это конечный результат, который должен быть достигнуть после всех предпринятых человеком действий. Это картинка того будущего, которого желает человек достичь. Она включает все его пожелания, надежды и мечты. Также она зависит от возможностей человека, которые он в себе видит. Цель побуждает человека действовать, организует поступки, которые он будет совершать.

Цели бывают оперативными, тактическими и стратегическими, что зависит от времени, когда они должны реализоваться. Следует помнить о том, что со временем цели могут измениться, что вполне естественно. Это называется пластичностью, которая предусматривает смену настроения, ценностей, потребностей и даже жизненных обстоятельств человека, из-за чего он захочет скорректировать либо полностью изменить направление своего движения по жизни.

Если у человека есть много целей, они должны быть согласованными, не противоречить друг другу и не мешать в реализации. Целеполагание является процессом постановки цели, ее ярким представлением, планированием, то есть своеобразной творческой деятельностью, когда человек только рисует желаемое будущее и прогнозирует, как он к этому будущему будет идти.

Зачем нужно целеполагание? Помимо того, что человек четко формулирует свою цель, он должен соотнести свои ценности и уровень мотивации ее достижения. Если все согласовывается, тогда человек испытывает внутреннюю уверенность в необходимости достижения цели, а также чувствует энергию для совершения нужных действий. Если всего этого человек не ощущает, значит, процесс постановки целей был осуществлен неправильно. Например, человек желает того, в чем на самом деле не нуждается.

Планирование и целеполагание

Целеполагание включает в себя планирование – когда человек намерен достичь цели, и поэтому он планирует, какие действия будет совершать для этого. Успех – это результат, который возникает вследствие последовательных действий, совершенных в нужном месте и в нужное время. Планирование является достаточно условным, поскольку человек не может всего предвидеть. Однако оно является обязательным, поскольку это позволяет:

  1. Сконцентрироваться на том, что значимо.
  2. Определиться с действиями, которые нужно совершить, и направлениями, которых нужно придерживаться.
  3. Ликвидировать страхи, сомнения, тревогу.
  4. Мотивировать себя на совершение действий.
  5. Понимать, какие решения нужно принимать для достижения желаемого будущего.
  6. Эффективно использовать свои ресурсы и навыки.
  7. Определить свое место в этой жизни, обрести спокойствие.
  8. Обрести свободу и уверенность в том, что человек все делает правильно.

Следует учитывать, что человек вначале всегда реализовывает свои инстинктивные и физиологические потребности, лишь после них переходя к выполнению более духовных задач. Зная это, нужно сначала закрыть все свои потребности на уровне физиологии, чтобы быть способными сконцентрироваться на достижении материального, социального или личностного успеха.

Человек живет в постоянно меняющемся мире. Здесь вполне естественным становится то, что глобальные цели могут претерпевать изменения либо полностью убираться. Человек должен нормально относиться к тому, что постановка глобальной цели в 1 годик не будет конечной целью всей его жизни. По мере появления новых технологий и прочих возможностей человек будет еще лучше осознавать, чего он хочет.

Здесь самое главное оставаться гибкими, быстро корректировать цели и продолжать их достигать. Самый важный аспект – сохранение мотивации. При целеполагании человек должен быть вдохновленным собственной целью.

Технология целеполагания

Цель должна достигаться, что будет отличать ее от пустых мечтаний. Если человек действует и достигает цели, значит, он не просто мечтал. Чтобы цель была осуществимой, предлагается технология SMART, которая проверяет цель на реалистичность и способность быть достигнутой человеком, который может преувеличивать собственные возможности.

  • S – конкретная. Человек четко и ясно ее видит, определяет. Она имеет четкие границы, форму, цвет и пр.
  • M – измеримая. Цель можно определить по конкретным параметрам, например, по весу, по форме, по цвету, по запаху и пр.
  • A – достижимая. Существуют реальные примеры достижения подобной цели. При этом она не должна вызывать у человека дополнительного стресса, то есть должна идеально вписываться в жизнь человека, который будет получать удовольствие от ее возникновения.
  • R – ориентированная на результат. Человек должен ощущать определенные результаты, видеть их, чувствовать.
  • T – определенная во времени. Человек должен поставить конкретные временные рамки совершения каждого действия, а также даты достижения своей цели.

Итог

Каждый человек хочет жить счастливо и красиво. Однако многие рождаются не в тех условиях, которые ему бы приносили удовольствие. В итоге появляются желания, которые могут стать целями, если человек их четко сформулирует и начнет их достигать, действительно ощущая на себе, что они его радуют.