Биографии Характеристики Анализ

Примеры рационального и нерационального использования.  География Рациональное и нерациональное природопользование

  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.

    1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    Вся история человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует её в своих хозяйственных целях: охота, собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов.

    На протяжении нескольких тысячелетий характер связей человечества с окружающей средой претерпел большие изменения.

    Этапы влияния общества на природную среду:

    1) около 30 тысяч лет назад - собирательство, охота и рыболовство. Человек приспосабливался к природе, а не изменял её.

    2) 6-8 тысяч лет назад - сельскохозяйственная революция: переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; происходило слабое преобразование естественных ландшафтов.

    3) средние века - увеличение нагрузки на землю, развитие ремёсел; потребовалось более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов.

    4) 300 лет назад - промышленная революция: быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду.

    5) с середины XX века - современный этап научно-технической революции: коренные сдвиги в технической базе производства; наблюдаются резкие сдвиги в системе «общество - природная среда».

    В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла своё отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.

    Природопользование - совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

    Виды природопользования:

    1) рациональное;

    2) нерациональное.

    Рациональное природопользование - отношение к природе, которое означает прежде всего заботу о сохранении экологического равновесия в окружающей среде и полностью исключает восприятие природы в качестве неисчерпаемой кладовой.

    Данное понятие предполагает интенсивное развитие экономики - «вглубь», за счёт более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходных технологий, создания культурных ландшафтов, охраны видов животных и растений, создания заповедников и т.п.

    К сведению:

    · В мире насчитывается более 2.5 тысяч крупных заповедников, резерватов, природных и национальных парков, которые вместе занимают площадь 2.7 % земной суши. Крупнейшие по площади национальные парки находятся в Гренландии, Ботсване, Канаде, на Аляске.

    · В наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве чёрных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70 % и более.

    Нерациональное природопользование - отношение к природе, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, её улучшения (потребительское отношение к природе).

    Такой подход предполагает экстенсивный путь развития экономики, т.е. «вширь», благодаря вовлечению в хозяйственный оборот всё новых и новых географических районов и природных ресурсов.

    Примеры такого отношения:

    Уничтожение лесов;

    Процесс опустынивания из-за неумеренного выпаса скота;

    Истребление некоторых видов растений и животных;

    Загрязнение вод, почв, атмосферы и т.п.

    К сведению:

    · Подсчитано, что один человек за свою жизнь «изводит» около 200 деревьев: на жилище, мебель, игрушки, тетради, спички и т.д. Только в виде спичек жители нашей планеты ежегодно сжигают 1.5 млн. кубометров древесины.

    · На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-320 кг мусора, в странах Западной Европы - по 150-300 кг, в США - по 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок.

    В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования; созданы специальные органы охраны окружающей среды; разрабатываются природоохранные программы и законы, различные международные проекты.

    И самое главное, что человек должен усвоить при своём взаимодействии с природной средой, это то, что все континенты планеты взаимосвязаны, нарушая равновесие на одном из них, изменяется и другой. Лозунг «Природа - мастерская, а человек в ней - работник» сегодня потерял смысл.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    Западная Европа - это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием.

    Наиболее крупные страны региона: ФРГ, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Швеция и др.

    Характеристики региона Западной Европы:

    1) Экономико-географическое положение:

    а) регион расположен на материке Евразия, на западе части света Европы;

    б) большая часть стран имеет выход к морям, которые являются главными районами мировых морских перевозок (Атлантический океан связывает Европу с Америкой, Средиземное море - Африкой и Азией, Балтийское море - со странами Европы);

    в) рассматриваемый регион граничит с другими экономически развитыми регионами, что положительно влияет на развитие его экономики;

    г) регион находится в относительной близости ко многим развивающимся странам, что означает близость к источникам сырья и дешёвой рабочей силы.

    2) Природные условия и ресурсы:

    · рельеф: сочетание равнинного и горного рельефа;

    · минеральные ресурсы: размещены неравномерно, часть месторождений истощены.

    Промышленные запасы: нефти и газа (Франция, Нидерланды); угля (Рурский бассейн в ФРГ, Уэльский и Ньюкаслинский - в Великобритании и др.); железной руды (Великобритания, Швеция); руды цветных металлов (ФРГ, Испания, Италия); калийных солей (ФРГ, Франция). В целом обеспечение данного региона хуже, чем Северной Америки и др. регионов.

    · почвы: весьма плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);

    · земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни и пастбища.

    · климат: преобладание умеренного климатического пояса, на юге - субтропического, на севере - субарктического; температуры лета (8-24 градуса выше нуля) и зимы (от минус 8 до плюс 8 градусов); количество осадков колеблется от 250 до 2000 мм в год;

    · агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания таких сельскохозяйственных культур, как рожь, пшеница, лён, картофель, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, виноград, цитрусовые (на юге) и др. В итоге можно сказать, что регион хорошо обеспечен теплом и влагой, кроме южной части.

    · воды: реки (Рейн, Дунай, Сена, Луара и др.); озёра (Женевское и др.); ледники (в горах);

    · водные ресурсы: обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения составляет 2.5-50 тыс. кубометров за год, что свидетельствует о хорошем, но неравномерном обеспечении.

    · леса: смешанные, широколиственные и хвойные;

    · лесные ресурсы: леса занимают 30 % территории, большая часть из них вырублена; наибольшие запасы в Швеции и Финляндии.

    · ресурсы Мирового океана: в районе Северного моря и шельфовой зоны Бискайского залива добывают нефть и газ; большая часть морей обладает значительными рыбными ресурсами.

    · ресурсы нетрадиционной энергетики: геотермальные источники в Исландии и Италии; перспективно использование энергии ветра во Франции и Дании.

    · рекреационные ресурсы:

    · Западная Европа - центр мирового туризма, 65 % туристов земного шара - во Франции, Испании, Италии и т.п.

    3) Население:

    а) численность - свыше 300 млн. человек;

    б) плотность населения - от 10 до 200 чел./квадр.км;

    в) II тип воспроизводства; рождаемость, смертность и естественный прирост низкие;

    г) преобладание женского населения;

    д) старение населения;

    е) индоевропейская языковая семья:

    · языковые группы и народы: германская (немцы, англичане), романская (французы, итальянцы);

    · межнациональные проблемы в странах: Испания (баски), Франция (корсиканцы), Великобритания (северная часть Ирландии);

    · религии: протестантизм, католицизм;

    ж) уровень урбанизации около 80 %; крупнейшие города: Роттердам, Париж, Рим, Мадрид и т.д.

    з) регион Западной Европы является мировым очагом трудовой миграции (въезд рабочей силы);

    и) трудовые ресурсы: (высококвалифицированные)

    40-60 % - заняты в сфере услуг и торговли;

    30-35 % - в промышленности и строительстве;

    5-10 % - в сельском хозяйстве.

    4) Экономика:

    Западная Европа - один из экономических и финансовых центров мира; по темпам экономического развития в последнее время регион стал отставать от США и Японии.

    Условия, влияющие на развитие:

    Высокий технологический уровень;

    Высококвалифицированный персонал;

    Наличие уникальных природных ресурсов;

    Большая гибкость и приспособленность производственной структуры малых и средних фирм к потребностям мирового рынка.

    Отрасли промышленности:

    а) энергетика базируется на собственных и привозимых ресурсах. В странах севера и юга Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует геотермальную энергию. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики.

    б) чёрная металлургия:

    Районы старых разработок: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции;

    Ориентация на импорт жёлтой руды привела к сдвигу предприятий к морю: Таранто в Италии, Бремен в ФРГ.

    в) цветная металлургия: использует концентраты руд из Африки и Азии (Германия, Бельгия).

    г) машиностроение определяет индустриальное лицо Западной Европы. Регион производит всё: от простых металлоизделий до самолётов. Особенно хорошо развито автомобилестроение: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция).

    д) химическая промышленность: ФРГ - производство красителей и пластмассы, Франция - синтетического каучука, Бельгия - химических удобрений и соды, Швеция и Норвегия - лесохимии, Швейцария - фармацевтики.

    Сельское хозяйство характеризуется высокой производительностью и разнообразием. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Преобладает животноводство (крупный рогатый скот, овцеводство, свиноводство, птицеводство). Используемые культуры в растениеводстве: пшеница, ячмень, кукуруза, картофель, сахарная свекла (Франция, ФРГ), виноград, маслины, оливки (Италия, Испания).

    Транспорт высокоразвит. Велика роль автомобильного, морского транспорта (порты: Роттердам, Марсель, Гавр и т.д.). Увеличивается доля трубопроводного и авиационного транспорта. Развита густая транспортная сеть.

    5) Внутренние различия региона:

    Высокоразвитые: ФРГ, Франция, Великобритания, Италия;

    Среднеразвитые: Швеция, Испания и т.д.;

    Менее развитые: Португалия, Греция.

    6) Внешние экономические связи: страны объединены в Европейский союз; наблюдается высокий уровень региональной интеграции в рамках Единого европейского экономического пространства.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин.

    Возьмём к примеру - Алжир и Францию, и сравним их показатели.

    · неравномерная плотность населения:

    От 200 до 600 чел./квадратный метр (на побережье);

    От 1 чел./кв.метр и менее (остальная часть);

    · факторы, повлиявшие на подобное распределение людей по территории:

    1) природные: сухой, жаркий климат, малое количество вод, неплодородные почвы на преобладающей территории Алжира не способствуют большой плотности в данных континентальных условиях северной части Африканского материка; значительное увеличение плотности на Средиземноморском побережье (север страны), является следствием более мягкого климата, больших запасов питьевой воды и т.д.;

    2) исторические: издавна большая часть Алжира - район кочевого проживания населения.

    · плотность населения высокая, его размещение более равномерное, чем в Алжире:

    От 50 до 200 чел./кв.метр (в среднем по стране);

    До 600 чел./кв.метр и более (в районе Парижа);

    · факторы, повлиявшие на такое распределение:

    1) природные: благоприятный климат, достаточное количество осадков, нет резких перепадов температур, как в пустынях Алжира; плодородные почвы; обилие рек, озёр; выходы к морям;

    2) исторические: давность освоения этой территории;

    3) экономические: промышленно развитый регион.

    3-ий вопрос в билете нагляднее всего рассматривать на примерах довольно контрастных по всем показателям (природным, экономическим, историческим, социальным и т.д.) стран - таких, как страны Африки, Азии в сравнении с государствами Западной Европы.

    Билет № 5

    С раннего детства родители возили меня отдыхать к небольшому родниковому озеру. Я любила это озеро, его чистую и прохладную воду. Но, внезапно для нас, оно начало пропадать и почти исчезло. Оказалось, что местный фермер стал орошать свою землю водой из этого озера, и его нерациональная деятельность осушила водоем буквально за три года, оставив всю округу без воды, а нас - без озера.

    Природопользование

    Использование природных богатств влечет за собой определенные последствия, и мне бы хотелось, чтобы эти действия были направлены на созидание, а не на разрушение. С развитием техники люди все активнее пользуются природными ресурсами, используют их для своих личных потребностей и обогащения. Причем, такая деятельность может быть как рациональной, так и нерациональной. Первая не вредит природе, не изменяет ее вид и свойства, тогда как вторая приводит к истощению месторождений и загрязнению атмосферы.

    Примеры рационального природопользования

    Рациональное использование ресурсов подразумевает их максимально возможное разумное потребление. Для промышленности это может быть использование замкнутого цикла воды, использование альтернативных видов энергии, переработка вторсырья.


    Таким примером также есть создание парков и заповедников, использование новых технологий, которые не загрязняют воздух, почву и воду.

    Примеры нерационального природопользования

    Неразумные и халатные примеры природопользования можно наблюдать на каждом шагу, и все мы уже расплачиваемся за такое небрежное отношение к природе. Вот некоторые из таких примеров:


    В своей жизни я довольно редко наблюдаю рациональное использование ресурсов, начиная от отдельно взятых людей до масштабов корпораций и стран. А хотелось бы, чтобы люди больше ценили нашу планету и разумно использовали ее дары.

    Нерациональное природопользование

    Нерациональное природопользование - это система производства, при которой широкомасштабно осваиваются легкодоступные природные ресурсы, при этом происходит их быстрое истощение ввиду не полной переработки. Таким образом, распространяется большое количество отходов и происходит загрязнение окружающей среды.

    Такое природопользование характерно для быстрого развития хозяйства при отсутствии достаточно развитого научно-технического потенциала, и, хотя поначалу такая деятельность может давать неплохие результаты, впоследствии она всё же приводит к пагубным последствиям по отношении к экологической среде.

    Примером нерационального природопользования может служить кампания по освоению целины в СССР в 1955-1965 годы. Причинами провала этой компании послужил ряд факторов: освоение целины началось без подготовки при отсутствии инфраструктуры - не было ни дорог, ни зернохранилищ, ни квалифицированных кадров. Природные условия степей также не принимались во внимание: не учитывались песчаные бури и суховей, не были способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых.

    Стоит отметить, что распашка земель производилась форсированными темпами и при огромных затратах. Благодаря такому колоссальному сосредоточению средств и людей, а также природным факторам новые земли в первые годы давали сверхвысокие урожаи, а с середины 1950-х годов - от половины до трети всего производимого в СССР хлеба. Однако стабильности добиться так и не удалось: в неурожайные годы на целине едва ли могли собрать посевной фонд. Помимо этого из-за нарушения экологического равновесия и эрозии почв в 1962-1963 гг. появились пыльные бури. Так или иначе, освоение целины вступило в стадию кризиса, а эффективность возделывания снизилась на 65 %.

    Все эти данные говорят лишь о том, что освоение почв происходило экстенсивным путём, но к эффективному результату, тем не менее, этот путь так и не привёл. Напротив, структура почв начала разрушаться, уровень урожая заметно уменьшился, а средства так и не оправдали своего вложения. Всё это, безусловно, свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов в попытке быстро и сразу решить все сельскохозяйственные проблемы, не имея в качестве твёрдой опоры ни науки, ни высококачественных технологий, ни соответствующего уровня инфраструктуры, благодаря чему исход мог бы быть совсем иной.

    Различия между рациональным и нерациональным природопользованием

    Сравнив предварительно два понятия рациональное и нерациональное природопользование и проиллюстрировав их на примерах, мы можем соотнести их значения, сравнить и выявить фундаментальные различия между ними. Эти различия можно существенно обозначить в качестве двух путей развития: интенсивного и экстенсивного.

    Первый путь полностью соответствует рациональному природопользованию. Он указывает на эффективное расходование ресурсов, которое вносит ощутимый вклад как в производство в целом, так и в высококлассные безотходные технологии, делая тем самым производство экологически безопасным и не несущим вреда природе. Кроме того интенсивный путь зачастую в полном объёме удовлетворяет культурные и материальные потребности общества.

    Второй же путь, напротив, применим к нерациональному природопользованию. Его основными признаками являются непропорциональное соотношение между затраченными ресурсами и результатом, ориентирование на пространственное (количественное), а не на высокотехнологичное (качественное) значение, а также чаще всего несостоятельность в удовлетворении общественных потребностей. И, наконец, экстенсивный путь наносит колоссальный ущерб по природе посредством действий, не опирающихся на какие-либо научные разработки или технологии, выбросов химически вредных и опасных веществ, прочих отходов производства в окружающую среду. В том числе иногда этот урон может достигать экологической катастрофы и быть причинами отрицательных глобальных процессов и явлений, протекающих по всему миру.

    рациональное нерациональное природопользование

    Рациональное и нерациональное природопользование

    Выполнила: студентка 212 группы

    Нищета Наталья Игоревна

    Научный руководитель: к.ф.н.,ст. преподаватель

    Павлова Наталья Владимировна

    Шадринск 2013

    Введение…………………………………………….........................3

    Глава 1. Рациональное и нерациональное природопользование..5

    1.1. Рациональное природопользование…………………………6

    1.2. Нерациональное природопользование……………………...8

    Глава 2. Рекрационное природопользование……………………..9

    Заключение………………………………………………………...16

    Список использованных источников…………………………….17


    ВВЕДЕНИЕ

    Природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности. Человек – часть природы, её порождение, он может производить, только используя её ресурсы, и жить только в тех природных условиях (температура, давление, влажность, состав атмосферы и др.), к которым он генетически приспособлен. Много лет стремясь покорить природу и господствовать над ней, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. «Парниковый эффект», «озоновая дыра», «кислотные дожди», нехватка чистой воды и продуктов питания, сырьевые и энергетические кризисы, загрязнение Мирового океана – все эти проблемы встали перед человеком, грозя гибелью и требуя немедленного решения. Едва ли можно назвать в наши дни более важную глобальную проблему, чем рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Её

    решение возможно только на основе экологических знаний. Этой проблеме посвящен реферат, так как она актуальна в наше время. Природопользование – это использование природных ресурсов, поэтому для понимания поставленной проблемы, первоначально остановимся на самих природных ресурсах.

    Многие ученые (Ю.К. Ефремов, В.А. Анучин, И.Я. Блехмин, В.А. Минаев, Н.Ф. Реймерс и др.) считают, что термин «природопользование» включает в себя освоение, использование, преобразование, воспроизводство и охрану природных условий и ресурсов человечеством. Необходимо отметить, что понятия «освоение», «использование», «преобразование», «воспроизводство» означают не просто механические процессы, а их сложное единство и являются следствием глубокого взаимопроникновения и взаимодействия. Таким образом, природопользование предусматривает не только экономически и экологически эффективное вовлечение природно-территориальных комплексов в процесс общественного производства, но и их преобразование, восстановление и охрану.

    Человечество не может существовать, не используя природные ресурсы, не влияя на их количество и качество, а следовательно, не внося изменений в окружающую его природную среду. Эти изменения, связанные с деятельностью человека, называются антропогенными. Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных икультурных потребностей общества называется природопользованием. Оно может быть рациональным (разумным) и нерациональным. Само понятие рациональности предполагает опору на разум и знания. Поэтому под природопользованием принимают также науку, разрабатывающую общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые помогут избежать экологической катастрофы.

    В основе природопользования должны лежать экология и открываемые ею законы взаимодействия различных природных систем. Под рациональным природопользованием понимается изучение природных ресурсов, их бережная эксплуатация, охрана и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих интересов развития народного хозяйства и сохранения здоровья людей. К сожалению, современное состояние природопользования в большинстве случаев может быть охарактеризовано как нерациональное, ведущее к истощению (вплоть до исчезновения) природных ресурсов, даже восстановимых; загрязнению окружающей среды. Причин здесь много. Это и недостаточное познание законов экологии, и слабая материальная заинтересованность производителей, и низкая экологическая культура населения и др.

    ГЛАВА 1. РАЦИОНАЛЬНОЕ И НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

    Воздействие человека на окружающую среду может быть как осознанным, так и стихийным, случайным. Прямое воздействие связано с непосредственным влиянием человека на природу и природные компоненты в процессе природопользования. К нему относятся промыслы (охота, рыбная ловля, сбор дикорастущих ягод, грибов), промышленное и сельскохозяйственное производство (осушение, орошение, создание искусственных водоемов и др.). Понятие и виды природопользования

    Косвенное воздействие обусловлено взаимодействием компонентов и элементов природы. Например, вырубая леса (прямое воздействие), человек влияет на изменение глубины залегания грунтовых вод, климата, ухудшает условия жизни для многих видов растений и животных, содействует развитию эрозии почвы и т.д. Чаще всего встречается комбинированное воздействие человека на природу. В зависимости от форм воздействия возникают разной степени сложности проблемы защиты того или другого ресурса природы (при прямом воздействии ресурс защитить легче).
    Различают рациональное и нерациональное природопользование. Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных ресурсов, предупреждение потенциально вредных воздействий человеческой деятельности, поддержание и повышение продуктивности труда и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов. При рациональном природопользовании улучшаются условия жизни людей. В Законе Республики Беларусь «О защите окружающей среды» сказано, что «рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды, необходимости обновления природных ресурсов и недопущения необратимых результатов для окружающей среды и здоровья» является одним из основных принципов охраны окружающей среды. К важнейшим принципам рационального природопользования относятся:

    а) соответствие характера и способа использования природных ресурсов конкретным местным условиям;

    б) предвидение и предотвращение негативных последствий природопользования;

    в) повышение интенсивности и комплексности использования природных ресурсов;

    г) сохранение научной и эстетической ценности природы;
    д) уменьшение потерь природных ресурсов;

    е) всемирная «экологизация» общественного производства.

    Являясь частью природы, человек на протяжении многих столетий использовал ее дары для развития технологий и во благо людской цивилизации, нанося при этом колоссальный и непоправимый вред окружающему пространству. Современные факты ученых свидетельствуют о том, что пора задуматься о разумном использовании природы, потому что бездумная растрата земных ресурсов может привести к необратимой экологической катастрофе.

    Система природопользования

    Современная система природопользования - это целостная структура, охватывающая все области деятельности человека на современном этапе, включая общественное потребление природных ресурсов.

    Наука рассматривает природопользование, как комплекс мер по рациональному использованию природных ресурсов, направленных не только на переработку, но и на восстановление, с помощью усовершенствованных способов и технологий. Кроме того, это дисциплина, дающая теоретические знания и практические умения по сохранению и приумножению природного разнообразия и богатства всего мирового пространства.

    Классификация природных ресурсов

    По происхождению природные ресурсы делят на:

    По производственному использованию выделяют:

    • Мировой земельный фонд.
    • Лесной фонд - часть земельных ресурсов, на которых произрастают деревья, кустарники, травы.
    • Гидроресурсы - это энергия и ископаемые озер, рек, морей, океанов.

    По степени истощаемости:

    Рациональное и нерациональное природопользование

    Рациональное природопользование - это непрерывное воздействие человека на окружающее пространство, где он умеет управлять взаимоотношениями с природой на основе ее сохранения и защиты от нежелательных последствий в процессе своей деятельности.

    Признаки рационального природопользования:

    • Восстановление и воспроизводство ресурсов природы.
    • Сохранение земли, воды, животных и растительного мира.
    • Бережное извлечение полезных ископаемых и безвредная переработка.
    • Сохранение природной среды для жизни человека, животных и растений.
    • Поддержание экологического баланса природной системы.
    • Регулирование рождаемости и численности населения.

    Рациональное природопользование подразумевает взаимодействие всей природной системы на основе поддержания законов экологии, рационализации в использовании, сохранении и приумножении имеющихся ресурсов. В основе сущности природопользования лежат первичные законы взаимного синтеза различных природных систем. Таким образом, под рациональным природопользованием понимают анализ биосистемы, ее бережная эксплуатация, охрана и воспроизводство с учётом не только текущих, но и будущих интересов развития отраслей экономики и сохранения здоровья людей.

    Примерами рационального природопользования является:

    Текущее положение природопользования показывает нерациональный подход, который приводит к разрушению экологического баланса и весьма тяжелому восстановлению от воздействия человека. Помимо этого, экстенсивная эксплуатация на базе старых технологий обусловила ситуацию, при которой окружающая среда находится в загрязнённом и угнетенном состоянии.

    Признаки нерационального природопользования:

    Существует довольно большое количество примеров нерационального природопользования, которое, к сожалению, превалирует в хозяйственной деятельности и характерно для интенсивного производства.

    Примеры нерационального природопользования:

    • Подсечно-огневое земледелие, распашка склонов на возвышенностях, что приводит к образованию оврагов, эрозии почвы и уничтожению плодородного слоя земли (гумуса).
    • Изменение гидрологического режима.
    • Вырубка леса, уничтожение заповедных зон, избыточный выпас скота.
    • Сброс отходов и сточных вод в реки, озера, моря.
    • Загрязнение атмосферы химическими веществами.
    • Истребление ценных видов растений, животных и рыб.
    • Открытый способ добычи полезных ископаемых.

    Принципы рационального природопользования

    Деятельность человека, в рамках поиска путей по рациональному использованию природных богатств и совершенствования методов экологической безопасности основывается на следующих принципах:

    Пути реализации принципов

    На современном этапе многие страны реализуют политические программы и проекты в области применения рациональных методов использования природных ресурсов, которые касаются:

    Кроме того, в рамках отдельного государства, ведутся работы, направленные на разработку и внедрение региональных планов и мероприятий окружающей среды, а руководство и контроль деятельности в данной области должны осуществлять и государственные и общественные организации. Эти меры позволят:

    • обеспечить население экологически безопасной работой на производстве;
    • создать здоровую среду для жителей городов и сел;
    • уменьшить опасное воздействие от природных катаклизмов и катастроф;
    • сохранить экосистему в неблагополучных регионах;
    • внедрить современные технологии для обеспечения экологических норм;
    • регулировать акты природоохранного законодательства.

    Проблема рационального использования природных ресурсов гораздо шире и сложнее, чем может показаться, на первый взгляд. Нужно помнить, что в природе все тесно взаимосвязано и ни один ее компонент не может существовать изолированно друг от друга.

    Ущерб, нанесенный в ходе вековой хозяйственной деятельности поправим лишь в том случае, если общество будет осознанно подходить к решению проблем по глобальной экологической ситуации. А это каждодневная работа для отдельной личности, государства и мирового сообщества.

    Кроме того, прежде чем сохранять какой-либо биологический субъект, необходимо досконально изучить всю агробиологическую систему, овладеть знаниями и понять суть ее существования. И только познав природу и ее законы, человек сможет рационально пользоваться всеми ее благами и ресурсами, а также приумножить и сберечь для будущего поколения людей.