Биографии Характеристики Анализ

Почему психологам нельзя консультировать своих близких и знакомых. Десять мифов о психологической помощи

Это часто задаваемый вопрос, особенно теми потенциальными клиентами, у которых есть приятели психотерапевты или психологи-консультанты. С одной стороны пойти на сессию к знакомому – это безопасно. Хочется довериться не чужому человеку, которого в первый раз видишь. А идти к специалисту, да мало ли кто попадется? Но есть и другая сторона медали – это эмоциональная связь. Уже сформировавшиеся отношения, представление о человеке, которое сложилось, как раз и помешает честной и эффективной работе. Так в чем же загвоздка?

Некоторый процент новоиспеченных психологов имеют соблазн начать консультировать именно знакомых. Посудите сами: получили диплом, прошли практику и повышение квалификации, многие из круга знакомых знают об этом и норовят обратиться за помощью. И, потом, фраза: «Ну, ты ж психолог! Почему не можешь мне помочь?». Дескать, обязаны по профессиональному долгу! И невдомек подобным «клиентам», что эта помощь может оказаться не только малодейственной, но и травмирующей.

Подобно хирургу, который не оперирует близких (у него руки начинают дрожать) из-за эмоциональной связи с пациентами, психолог не консультирует знакомых и друзей. Это не дает возможности объективно и беспристрастно подойти к вопросу терапии. Ведь есть такая штука в психологии, как перенос. Во время сессии, скорее всего, возникнут чувства и переживания, причем отнюдь не позитивные, которые будут направлены на терапевта в результате сработавших психологических защит. Например: консультант что-то расскажет или подметит относительно родителя, мужа или ребенка клиента, выявит какую-то особенность взаимоотношений с ними. В свою очередь клиент разозлится, получив такую информацию, именно на психолога, не осознав, что причина агрессии или гнева – как раз в поведении значимых родственников или близких. Такой защитный механизм называется замещением. Ведь сложно встретиться со своей проблемой лицом к лицу. Гораздо проще «отыграть» накопившиеся эмоции на консультанте. Обратный процесс – недовольство клиентом со стороны терапевта, называемый контрпереносом (контртрансфером) возникнет вслед за переносом. Это несомненно нарушит приятельские отношения, либо, того хуже, приведет к их завершению. Обе стороны останутся недовольными друг другом.

Этический кодекс психологов не запрещает подобную терапию, но необходимо осознавать последствия, брать за это ответственность и понимать, какова будет цена вопроса. Стоит ли? При этом, для самых назойливых и настойчивых «клиентов» есть средство: техника «трех этапов отказа». Спокойно и уверенно отвечать: «Я не могу тебя взять в терапию». На шквал вопросов и доводов повторить свое утверждение: «Ты слышал (а), я только что сказал (а), что не могу тебя взять в терапию». Затем, финальный аккорд: «Мне жаль, что ты так и не услышал (а), что я не могу тебя взять в терапию». Удачи с клиентами!

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Внутренних проблем у каждого хватает, но обратиться к специалисту мало кто решается

В чем причина такого упорного игнорирования своих проблем? Отчасти в том, что мы привыкли решать их сами. Но еще и в том, что большинство наших соотечественников имеют очень смутное представление о психотерапии. Популярные мифы о психологической помощи мешают относиться к этой сфере по-настоящему серьезно.

Рассмотрев же некоторые из этих мифов более пристально, можно изменить свое мнение и затем, в случае необходимости, всё-таки обратиться за помощью к профессионалу.

Миф №1.
Психолог - маг и волшебник.

Мы приходим в кабинет, рассказываем о том, что нас беспокоит, говорим о том, как сильно нам не угодила собственная жизнь, а психолог предлагает «волшебную палочку» - ценный совет либо правильный рецепт того, как мгновенно исправить безнадежную ситуацию.

На самом деле психолог - обыкновенный человек. Конечно, хороший психолог наделен определенными знаниями и умениями. Для каждого клиента специалист обычно использует разные виды помощи. Это может быть поддержка для тех, кто находится в острой кризисной ситуации. Или же психолог может проконсультировать обратившегося к нему человека по каким-то вопросам относительно семейных кризисов и взаимоотношений. Еще один вид помощи - психотерапия, то есть помощь в поиске вариантов решения проблемы, нового места в жизни и тому подобное. Следует также понимать, что у каждого психолога есть собственный запас применяемых методик.

Миф № 2.
Психологические консультации и лечение предназначены только для «психов».

Психологическое консультирование может быть полезным для эффективного решения сложных повседневных задач, с которыми буквально любой из нас сталкивается в какой-то момент своей жизни. Это могут быть проблемы со сном, стресс на работе, плохие отношения с любимым человеком или просто беспричинное уныние. Любые изменения привычного уклада жизни, большие или маленькие, могут вызвать стресс. Поэтому даже у совершенно нормальных и психологически уравновешенных людей иногда возникает необходимость обрести душевную поддержку и услышать мнение профессионала.

Миф № 3.
Психолог просто слушает и жалеет, то есть он получает свою зарплату фактически «ни за что».

Психолог должен внимательно слушать клиента, иначе он не поймет детали ситуации и то, в какой именно помощи нуждается человек. Иногда клиенту действительно важно лишь, чтобы его просто выслушали. Ведь психологу можно сказать то, чего не скажешь даже близким людям, а порой и вообще тяжело произнести вслух. Очень непросто признаваться в своих слабостях или в чувствах, которые обычно находятся под запретом. С профессионалом на эти темы говорить действительно легче, нежели жаловаться на свои беды друзьям под обязательный аккомпанемент горячительных напитков.

В процессе разговора со специалистом человек начинает понимать и принимать себя. Именно в кабинете психолога чаще всего вскрываются застарелые душевные травмы. Ведь чаще всего он не просто слушает, а задает наводящие вопросы, которые приводят к осознанию многих ситуаций и проблем. Работа психолога иногда заключается лишь в том, чтобы задать человеку правильный вопрос, которого он сам себе не задавал. Бывает, что после этого клиент находит ответ и принимает верное решение. Поэтому считать, что психолог ничего не делает, нельзя.

Миф № 4.
Психологическое консультирование - выбор слабых.

Нужно быть сильной личностью, чтобы признать: мне необходима помощь. Обращение за помощью является признаком психического здоровья, а отнюдь не слабости. Оно показывает, что человек отвечает за свою жизнь сам и готов взять на себя контроль над тем, что происходит с ним плохого и хорошего.

Психолог поможет определить сильные стороны личности и поработать над более слабыми, то есть показать дорогу к самосовершенствованию, а уж идти по ней придется самостоятельно.

Миф № 5.
Психолог способен при помощи своих методик с легкостью переделать того, кого нужно.

Многие убеждены, что достаточно привести к психологу ребенка или партнера, и он сделает так, что тот станет «хорошим, правильным, таким как надо». Это очень распространенное заблуждение. В психологической практике особенно часто оно касается детей. Порой обеспокоенные родители ищут любой возможности переделать собственное чадо, сделав таким «как нужно» - для собственного удобства. Они порой готовы платить за это немалые деньги и даже положить ребенка в больницу. В этом случае психологическая помощь требуется не только детям, но и родителям Психологу придется попытаться полностью перестроить их отношения с ребенком, изменить правила в семье, продемонстрировать, что существуют совершенно иные, новые методы воспитания.

Чаще всего желание родителей, чтобы превращение ребенка из хулигана в паиньку случилось за один сеанс, не оправдывается. Ведь изменить то, что формировалось годами, всего за час-другой никому не под силу.

Миф № 6.
Всё не настолько плохо, чтобы обращаться к психологу.

Психологическая консультация бывает полезна, если у вас созрело внутреннее решение сделать что-то важное в жизни, но не хватает внешнего толчка. Либо просто если вы чувствуете себя одиноко, был тяжелый день на работе. А если у вас стресс или неотступное беспокойство, то это уже весомая причина для психологического консультирования. Если человек постоянно держит в голове что-то важное для него, это тоже делает предмет обдумывания и тревоги достаточным поводом для того, чтобы посетить психолога.

Миф № 7.
Психологи дают конкретные советы, как поступить в сложной ситуации.

Профессионал не может дать единственно правильный совет по двум причинам. Первая - никто не может быть более компетентным в жизни другого человека, нежели он сам. Для этого нужно прожить именно его жизнь, с ее перипетиями. Вторая причина, почему психолог не может советовать поступить именно так или иначе, - никто не может взять ответственность за выбор другого. Например, ни один психолог не может сказать человеку - необходим развод, и будет вам счастье. Потому что он не в праве принимать за человека глобальные решения его жизни. Специалист лишь помогает рассмотреть все варианты выхода из данной ситуации, обдумать последствия. А это уже немало! После консультации человек должен сам выбрать решение, которое подойдет только ему лично.

Миф №8.
Психолог учит манипулировать людьми.

Зачастую эти ожидания обратившихся к психологу людей выглядят примерно так: «Помогите мне повлиять на мужа (жену, мать, отца, детей и т.д, для того, чтобы они сделали то-то и то-то…»

Обучение таким психологическим манипуляциям невозможно, поскольку это противоречит этическому кодексу психолога. К тому же это обреченный способ отношений между людьми. Потому что как скрытая, так и откровенная манипуляция ведет к печальным последствиям - отношения, построенные на принципе «унижение-месть» и основанные на жажде власти, в любом случае будут недолговечными. Хороший специалист никогда не будет манипулировать вами и не станет учить манипулировать другими. Но он поможет увидеть, как поведение самого человека влияет на отношение между ним и близкими. Или укажет способы поменять отношение к проблеме, на которую повлиять трудно или даже невозможно.

Миф № 9.
Час в неделю, проведенный у психолога, не спасет ситуацию.

На первый взгляд, час в неделю - это действительно очень мало. Но дело в том, что ваша внутренняя работа не должна ограничиваться одним часом, проведенным в кабинете у специалиста. Беседа с ним лишь проясняет нюансы конкретной ситуации и задает направление, в котором нужно двигаться. Иногда специалист даже может дать вам «домашнее задание».

Если вы действительно хотите получить положительные изменения, то должны быть готовы все понятое в беседе с психологом реализовывать затем в реальной жизни. Потому что несколько разговоров по принципу: «Вышел из кабинета, и всё забыл» и в самом деле не помогут. Многие клиенты психологов желают, что бы им «вытирали сопли», а реально работать над проблемами не хотят. Если вы рассчитываете на позитивные изменения в жизни и конкретный результат, придется работать над собой.

Миф № 10.
Я уже обращался к психологу - не помогло!

Не каждый психолог хорошо подходит для любого клиента. Очень может быть, что ваш предыдущий специалист не подошел именно вам. Или же вы не были полностью открыты для внутренних изменений. В любом случае, если в жизнь пришла череда серьезных проблем, стоит попробовать еще раз решить их с помощью психолога, но уже другого. Потратьте время на то, чтобы больше узнать о нескольких профессионалах, прежде чем выбирать одного из них. Важно также найти консультанта, у которого уже есть опыт работы с проблемами, которые схожи с вашими.