Биографии Характеристики Анализ

Предполагаемые места захоронения сокровищ капитана Кидда. Берджесс, Сэмюэль Саут

Пираты

Нападение флибустьеров на испанский корабль

Пира́ты - морские разбойники. Слово «пират» (лат. pirata ) происходит, в свою очередь, от греч. πειρατής , однокоренного со словом πειράω («пробовать, испытывать» ). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья» . Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата.

Слово вошло в обиход примерно в -III веках до н. э. , а до того применялось понятие «лэйстэс» , известное еще Гомеру и тесно связанное с такими понятиями, как грабёж, убийство, добыча.

Античное пиратство

Пиратство в своей примитивной форме - морских набегов появилось одновременно с мореплаванием и раньше морской торговли; такими набегами занимались все прибрежные племена, овладевшие основами мореплавания. С появлением цивилизации грань между пиратами и торговцами долгое время оставалась условной: мореплаватели торговали там, где не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы грабить и захватывать в плен. Особенно дурную славу снискали и самые искусные торговцы древнего мира - финикийцы . В поэме «Одиссея » упоминаются финикийские пираты, похищавшие людей с острова Сира и продававшие их в рабство. Античные пираты, в отличие от пиратов Нового времени, нападали не столько на суда, сколько на прибрежные поселки и отдельных путников, с целью захвата их и продажи в рабство (позднее также стали требовать выкуп за знатных пленников). Пиратство отражено в античной поэзии и мифологии (миф о захвате тирренскими (этрусскими) пиратами Диониса , изложенный в гомеровском гимне и поэме Овидия «Метаморфозы», а также некоторые эпизоды в поэмах Гомера). По мере развития торговых и правовых связей между странами и народами, пиратство стало осознаваться как одно из наиболее тяжких преступлений, и стали предприниматься попытки совместной борьбы с этим явлением. Расцвет античного пиратства приходится на эпоху анархии, вызванной Гражданскими войнами в Риме, причем базой пиратов была горная область Киликия с ее крепостями; базами пиратов служили также острова, особенно Крит . Римское пиратство особенно расцвело после того, как Митридат VI Евпатор заключил союз с киликийскими пиратами, направленный против Рима. В эту эпоху среди жертв пиратов оказался, в частности, молодой Юлий Цезарь . Дерзость пиратов возросла до того, что они нападали даже на порт Рима - Остию - и однажды захватили двух преторов вместе со свитой и знаками отличия. В 67 г до н. э. Гней Помпей получил чрезвычайные полномочия для борьбы с пиратами и флот в составе 500 кораблей; разделив Средиземное море на 30 районов и направив в каждый район эскадру, Помпей загнал пиратов в горные крепости Киликии, которые затем взял; в течение трех месяцев пиратство в Средиземном море было полностью ликвидировано. Оно возобновилось со следующим витком гражданских войн, причем на этот раз пиратов возглавил сын Помпея - Секст Помпей , который после убийства Цезаря укрепился на Сицилии и пытался блокировать Италию. С концом гражданских войн море стало безопасным.

Пиратов в Риме казнили, как и разбойников, распятием на кресте.

Весёлый Роджер

Идея ходить под собственным пиратским флагом, достаточно опасная и нерациональная, появилась, видимо, в целях морального воздействия на экипаж атакуемого корабля. С этой целью устрашения первоначально использовался кроваво-красный флаг, на котором часто изображали символы смерти: скелет или просто череп . Именно от этого флага, по наиболее распространенной версии, происходит выражение «Весёлый Роджер », (англ. Jolly Roger ) от фр. Joli Rouge , «Красивый Красный». Англичане, переняв его у французских флибустьеров Вест-Индии, переделали по-своему; затем, когда происхождение забылось, возникло объяснение из «весёлой ухмылки» изображенного на флаге черепа. Еще одно толкование исходит из факта, что дьявол иногда упоминается как «Старый Роджер», и флаг символизировал гнев дьявола. Некоторые авторы скоропалительно развенчивают саму возможность «пиратского флага» тем очевидным возражением, что, плавая под флагом с костями и черепом, пираты попросту «подставлялись» бы под пушки любых военных кораблей, а корабли, которые предназначались «в жертву», обращались бы в бегство, не дав пиратам подойти. Но разумеется, пираты не «плавали» под Веселым Рождером (или его вариацией), используя для маскировки любые другие флаги, а полотнище с черепом и костями (или другим похожим рисунком) поднималось перед самым боем с целью деморализовать противника и из простого «куража», вообще свойственного антисоциальным элементам. Изначально, флаг был международным, он показывал, что на борту корабля эпидемия.

Способ ведения боя

Самым распространенным способом ведения морского боя пиратов был абордаж (фр. abordage). Корабли противников сближались на максимально близкое расстояние, как правило борт в борт, после чего оба корабля крепко сцеплялись при помощи кошек и снастей. Затем на корабль противника высаживалась абордажная команда, поддерживаемая огнем с марсов .

Виды пиратов

Пират - морской разбойник вообще, любой национальности, во всякое время грабивший любые корабли по собственному желанию.

Тжекеры

Тжекеры - ближневосточные пираты в XV-XI веках до нашей эры. Встречается несколько различных латинских написаний тжекеров: Tjeker, Thekel, Djakaray, Zakkar, Zalkkar, Zakkaray .

Долопийцы

Примерно в 478 до н. э. разграбленные и проданные долопийцами в рабство греческие купцы бежали и попросили помощи у Симона, командующего афинским флотом. В 476 году солдаты Симона высадились на Скирос и захватили остров, продав самих скирийцев в рабство.

Ушкуйники

Ушкуйники - новгородские речные пираты, промышлявшие по всей Волге вплоть до Астрахани , главным образом в XIV веке. Разграбление ими Костромы привело к тому, что город был перенесён на нынешнее место.

Берберские пираты

Пираты Северной Африки курсировавшие на щебеках и других быстроходных судах в водах Средиземного моря , но нередко появлялись и в других морях. Помимо нападения на торговые корабли совершали рейды и на прибрежные земли с целью захвата рабов. Базировались в портах Алжира и Марокко , порой являясь их фактическими правителями. Представляли значительную проблему для ведения средиземноморской торговли. Особенно отличились в борьбе с ними мальтийцы , длительное время выполнявшие антипиратскую функцию.

Буканьеры

Буканьер (от фр.- boucanier) - это не профессиональный моряк, а охотник на одичавших коров и свиней на Больших Антильских островах (прежде всего на Гаити). Если буканьеров часто путают с пиратами, то это лишь потому, что англичане во второй половине XVII века нередко называли флибустьеров buccaneers («буканирами»). Буканьеры получили свое название от слова «букан» - решетки из сырого зеленого дерева, на которой они коптили мясо, долго не портившееся в условиях тропиков (мясо, приготовленное таким манером, также часто называли «букан»). А в шкурах животных они выпаривали на солнце морскую воду и таким способом добывали соль.

Голландские, французские и английские суда часто заходили в заливы острова Эспаньола (Гаити), на берегах которых жили буканьеры, чтобы выменять их букан и шкуры на ружья, порох и ром. Поскольку Сен-Доменг (французское название острова Гаити), где проживали буканьеры, был испанским островом, то хозяева не собирались мириться с несанкционированными поселенцами, и часто нападали на них. Однако, в отличие от местных индейцев араваков, которых испанцы полностью истребили за сто лет до этого, буканьеры были куда более грозными бойцами. Ими была выведена особая порода больших охотничьих собак, которая могла загрызть несколько испанских, а их ружья имели такой большой калибр, что могли одним выстрелом остановить бегущего быка. К тому же буканьеры были людьми вольными и смелыми, всегда отвечавшими нападением за нападение, и не только на суше. Вооруженные ружьем (4 фута), тесаком, двумя или более пистолетами и ножом, на утлых лодках и каноэ они бесстрашно нападали на испанские корабли и поселения.

Свои особенные модели ружей большого калибра буканьеры заказывали себе во Франции. Управлялись они с ними весьма ловко, быстро перезаряжая и производя по три выстрела, в то время как солдат колониальной армии делал только один. Порох у буканьеров также был особенный. Его делали на заказ только во французском Шербуре, где для этого были построены специальные фабрики. Этот порох так и назывался «poudre de boucanier». Буканьеры хранили его во флягах, сделанных из тыкв, или в трубках из бамбука, залепленных с обоих концов воском. Если в такую тыкву вставить фитиль, то получалась примитивная граната.

Буканиры

Буканир (от англ.- buccaneer) - это английское название флибустьера (во второй половине XVII века), а позже - синоним пирата, оперирующего в водах Америки. Данный термин широко использовал в своих записях английский "ученый пират" Уильям Дампир. Понятно, что термин буканир является искажением французского "буканьер" (boucanier); последний, однако, относился не к флибустьерам, а к бродячим охотникам, промышлявшим на Гаити, Тортуге, Ваше и других островах Антильского архипелага.

Флибустьеры

Флибустьер - морской разбойник XVII века, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от голландского «vrijbuiter» (по-английски - freebooter) - «вольный добытчик». Французские пираты, обосновавшиеся в первой половине XVII века на Антильских островах, трансформировали этот термин в «flibustier».

Флибустьер почти всегда был снабжен особой разрешительной грамотой. Она называлась «комиссией» (commission), или каперским свидетельством (letters of marque). Отсутствие комиссии делало флибустьера обыкновенным пиратом, поэтому флибустьеры всегда стремились ее раздобыть. Она жаловалась, как правило, во время войны, и в ней указывалось, на какие корабли и колонии имеет право нападать ее обладатель и в каком порту сбывать свои трофеи. Губернаторы английских и французских островов Вест-Индии, чьи колонии не получали достаточной военной помощи от метрополий, за деньги выдавали такие бумаги любому капитану.

Флибустьеры, представлявшие собой многонациональные сообщества изгоев, выходцев из различных социальных групп, придерживались своих собственных законов и обычаев. Перед походом они заключали между собой особое соглашение - по-английски agreement, по-французски - chasse-partie (шасс-парти, или охотничий договор), в котором предусматривались условия дележа будущей добычи и правила компенсации за полученные раны и увечья (своего рода страховой полис). На Тортуге или в Пти-Гоаве (на Гаити) они отдавали французскому губернатору 10% с добычи, на Ямайке (в 1658-1671 годах) - 1/10 часть в пользу верховного лорда-адмирала Англии и 1/15 часть - в пользу короля. Часто капитаны флибустьеров имели несколько комиссий от разных наций. Хотя основным объектом их набегов были испанские корабли и поселения в Новом Свете, нередко во время войн между Англией, Францией и Голландией они привлекались колониальной администрацией для походов против вражеских держав; в таком случае английские флибустьеры иногда нападали на французов и голландцев, а, к примеру, французские флибустьеры - на англичан и голландцев.

Корсар

Корсар - слово появилось в начале XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». Этим термином в странах романской языковой группы обозначался капер . В военное время корсар получал от властей своей (или иной) страны каперское свидетельство (корсарский патент) на право грабежа неприятельской собственности, а в мирное время мог использовать так называемую репрессальную грамоту (дававшую ему право на возмездие за нанесенный ему ущерб со стороны подданных другой державы). Корсарское судно снаряжалось арматором (частным судовладельцем), который, как правило, и покупал у властей корсарский патент или репрессальную грамоту. Капитаны и члены команд такого корабля именовались корсарами. В Европе слово «корсар» использовалось французами, итальянцами, испанцами и португальцами как в отношении своих "морских партизан", так и в отношении иностранных джентльменов удачи (например, берберийцев). В странах германской языковой группы синонимом корсара является капер , а в англоязычных странах - приватир (от латинского слова private - частный).

Каперы

Капер - частное лицо, получившее от государства лицензию (грамоту, патент, свидетельство, поручение) на захват и уничтожение судов неприятельских и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. Такая лицензия по-английски называлась Letters of Marque - каперское свидетельство. Слово «капер» возникло от голландского глагола kepen или немецкого kapern - захватывать. В странах романской языковой группы ему соответствует корсар , а в англоязычных странах - приватир.

Приватиры

Приватир (от англ.- privateer) - это английское название капера или корсара . Слово «приватир» не столь древнее, его первое задокументированное употребление относится к 1664 году.

Печелинги (флекселинги)

Печелинг или флекселинг - так в Европе и Новом Свете называли голландских каперов. Название пошло от основного порта их базирования - Флиссинген. Термин этот появился где-то с середины 1570-х годов, когда опытные и выносливые голландские моряки, которые называли себя «морскими плутами», начали завоевывать большую славу по всему миру, а крошечная Голландия стала одной из лидирующих морских стран.

Пираты современности

В международном праве пиратство - это преступление международного характера, состоящее в незаконном захвате, ограблении или потоплении торговых или гражданских судов, совершённое в открытом море. К пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных стран. Пиратские суда, летательные аппараты и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Независимо от флага пиратские суда могут быть захвачены кораблями или летательными аппаратами, состоящими на службе какой-либо страны и уполномоченными для этой цели.

Пиратство существует и по нынешний день, главным образом в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в некоторых водах Северо-Восточной и Западной Африки и в районе Бразилии. Самые известные современные пираты действуют около полуострова Сомали . В настоящее время самый популярный вид пиратства - захват танкера, или корабля с ценным грузом, например, оружием, c дальнейшей целью получения выкупа.

См. также

Литература

  • В. К. Губарев. Пираты Карибского моря: Жизнь знаменитых капитанов. - М.: Эксмо, Яуза, 2009.
  • В. К. Губарев. Буканьеры // Новая и новейшая история. - 1985. - № 1. - c. 205-209.
  • В. К. Губарев. Флибустьерский кодекс: образ жизни и обычаи пиратов Карибского моря (60-90-е годы XVII в.) // Наука. Релігія. Суспільство. - Донецк, 2005. - № 3. - С. 39-49.
  • В. К. Губарев. Братство «Весёлого Роджера» // Вокруг света. - 2008. - № 10. - С. 100-116.

Ссылки

  • Клан Корсары Проект, посвященный пиратской тематике и духу.
  • Весёлый роджер - история морского разбоя
  • Пиратское братство - самое справедливое общество в мире.
  • Клан Gamestorm - Крупнейший в Рунете проект, посвященный пиратской тематике.

Пират объявлен hostis humani generis (лат.), т.е. врагом рода человеческого, и потому подлежит суду и наказанию в любой стране. Международной практикой допускается уничтожение пиратов кем угодно без объявления войны. Однако пираты, взятые в плен, должны предстать перед надлежащим судебным органом, и их дело должно быть рассмотрено в соответствии с законом.

Античность.

Вероятно, пиратство возникло задолго до возникновения письменности. В Древней Греции пираты были вполне обыденным явлением, этим промыслом занималось население целых городов и местностей. Моряка, сошедшего с корабля на берег, могли запросто спросить: «Ты купец или пират?» Сохранились сведения о финикийских пиратах; морские разбойники упоминаются в Одиссее и у Геродота . Сколько можно судить, в гомеровские времена пиратство почиталось едва ли не почетным занятием, ему благоприятствовали социальные и политические условия, существовавшие в Средиземноморье в ранней античности,.

Пиратство было распространено по всему Средиземноморью и в римскую эпоху. В 78 до н.э. в Эгейском море пираты схватили молодого Юлия Цезаря и потребовали за него выкуп. Получив свободу, он вернулся с солдатами и распял пиратов всех до единого. Долгое время главным прибежищем пиратов служила Киликия на юге Малой Азии, пока в 67 до н.э. Помпей по поручению сената силами приданных ему армии и военно-морского флота не уничтожил это разбойничье гнездо. Затем он обрушился на прочие оплоты пиратства и за три месяца фактически очистил от разбойников Средиземное море. Созданные впоследствии императором Августом постоянные флоты обеспечивали беспрепятственное плавание в Средиземном море на протяжении трех веков. Однако с упадком Римской империи пираты здесь снова стали брать верх.

Европа.

Пиратские набеги викингов опустошали европейские берега более двух веков. В 13 в. в Балтике был создан Ганзейский союз городов – наряду с прочим и для защиты от пиратов. Еще в 17 в. даже такой общедоступный морской путь, как пролив Ла-Манш, кишел пиратами. Средиземноморские пираты-мусульмане столетиями наводили ужас на христиан. Только в 1816 объединенные военные силы европейских государств покончили с варварийскими пиратами и освободили из алжирского плена 3000 христиан (несколько попыток в этом направлении в предшествовавшие годы сделали США).

При Тюдорах в 16 в. чрезвычайно усилилось пиратство вблизи английских и валлийских берегов. Хотя королева Елизавета была, в общем и целом, беспощадна к пиратам в английских водах, она в то же время проявляла снисходительность к тем, кто орудовал за их пределами. По мере усиления враждебности в отношениях с Испанией английская королева не только смотрела сквозь пальцы на прямые нападения английских пиратов на испанские корабли, но, более того, не отказывалась от своей доли в добыче, как это было в случае с Ф.Дрейком. Если государства всегда в большей или меньшей степени допускали пиратство в случае войны, то Елизавета потворствовала морским разбойникам даже в мирные времена. Благодаря этому в нищую страну стекались изрядные богатства, и к тому же на английских судах взращивалось поколение искусных закаленных моряков, многие из которых участвовали потом, в 1588, в разгроме испанской Непобедимой Армады. Из-за того, что вблизи родных берегов условия для пиратов становились все более неблагоприятными, со временем этот промысел распространился на запад до Вест-Индии и на юго-восток до Мадагаскара, ставшего главным рынком нелегального оборота награбленных товаров.

Северная Америка.

К 17 в. пиратство распространилось вдоль всего побережья Новой Англии. Колонисты поддерживали тесные связи с пиратами, поскольку торговля с ними приносила немалые барыши. Только в начале 18 в. в Англии и ее колониях были приняты действенные законы, имевшие целью положить конец этому злу, но и тогда непросто было собрать такое жюри присяжных, которое бы осудило пирата, почитавшегося благодетелем общины. Патрулирование силами военно-морского флота тоже было связано с такими затруднениями, что в правление Карла I (1625–1649) возникла практика объявления амнистии всем пиратам, к определенному сроку бросившим свое ремесло. Хотя это средство широко применялось вплоть до эпохи Георга I (1714–1727), оно оказалась малоэффективным: пираты были склонны покориться властям в случае опасности расплаты или накопив немалые сокровища; но как только угроза миновала или кончались деньги, они тотчас принимались за старое. Самая массовая амнистия пиратам имела место на острове Нью-Провиденс (Багамы) в 1718, когда сюда прибыл капитан Вудз Роджерс, назначенный губернатором с задачей сокрушить пиратов, взявших в кольцо Северную Америку. Угрозами и убеждением бесстрашный губернатор вынудил к сдаче большинство местных пиратов (почти 2000 человек).

Позднейшая история.

Дольше всего пиратство продержалось в Средиземноморье – до тех времен, когда большинство цивилизованных государств давно с ними покончили. Дело в том, что значительная часть доходов государств Северной Африки – уникальный случай в истории – поступала именно от пиратства. В Новом Свете последняя вспышка пиратства произошла в 1815, после окончания войн в Европе и Северной Америке, когда оставшиеся не у дел моряки, многие из которых служили на каперских судах, нахлынули в Западную Атлантику, нападая на все суда подряд и опустошая испанские колонии. В конечном итоге британский и американский флоты объединенными усилиями покончили с морскими разбойниками.

В нескольких частях света, прежде всего в греческих водах, пиратство продолжало существовать до середины 19 в., а в китайском регионе – вплоть до Второй мировой войны. Здесь банды пиратов промышляли на старых торговых путях, но действовали по-новому. Они проникали на корабль под видом пассажиров, по заранее условленному сигналу нейтрализовали офицеров и приказывали им вести судно на базу в заливе Биас (Тайя, на северо-востоке от Гонконга), где и удерживали пассажиров до тех пор, пока не будет уплачен выкуп. В 1990-е годы участились сообщения о пиратских нападениях в морях Юго-Восточной Азии. Здесь, как в старину, немалая часть населения живет доходами с преступного пиратского бизнеса. Оснащенные быстроходными катерами и новейшим стрелковым оружием, а также гранатометами, современные пираты догоняют пассажирские и грузовые корабли, чаще всего ночью, незаметно поднимаются на них и, в зависимости от поставленной задачи и обстановки, грабят членов экипажа и судовую кассу или пытаются захватить корабль. По оценкам, убытки мировой торговли от пиратства составляли в конце 1990-х годов 15 млрд. долларов в год.

Образ жизни пиратов.

Тяжелейшие условия морской службы и мизерное жалование побуждали моряков заниматься пиратством, поскольку оно давало шанс быстро разбогатеть. По завершении всякой европейской войны военные корабли оставались без дела, и многие моряки, чтобы не умереть с голода, шли туда, где не задавали лишних вопросов и рассчитывали на долю в общей добыче. Пираты жили по принципу: «Нет добычи – нет денег». Часто при захвате торгового судна пираты предлагали его команде к ним присоединиться. Особо ценились «корабельные виртуозы» – искусные штурманы, канониры, врачи, и чтобы их заполучить, посулов не жалели. Когда пиратов судили, чуть не всякий уверял судей, будто был принужден к пиратскому промыслу против своей воли.

Корабль становился пиратским по ряду причин. Иногда капер, не дождавшись «законного» приза, становился пиратом, поскольку награбленное составляло жалованье офицеров и команды. Нередко искры недовольства вспыхивали на торговом судне, где уже было двое-трое природных бунтарей. Если недовольство достигало такого градуса, что зачинщикам удавалось подбить команду на бунт, мятежники хватали вахтенного офицера, а капитана запирали в его каюте. В считанные минуты все было кончено: тех, кто отказывался присоединиться к пиратам, убивали на месте или вышвыривали за борт, хотя в редких случаях пользовавшимся популярностью офицерам или членам команды могли позволить уплыть на шлюпке. Затем команда выбирала себе нового капитана.

Бывало, что несколько отчаянных голов шли вдоль побережья на краденой лодке, пока не натыкались на небольшой корабль, стоящий на якоре, и ночью его захватывали. С этим судном они отправлялись на поиски большего судна. Такие пиратские команды быстро распадались, если не имели во главе властного человека или не брали в ближайшее же время приз. Почти полное отсутствие дисциплины на большинстве пиратских кораблей рано или поздно неизбежно приводило к осложнениям. Немногим капитанам удавалось продержаться сколько-нибудь значительный срок, как, например, Бартоломью Робертсу, который стоял во главе одной и той же команды в течение трех лет.

Чтобы пиратский промысел мог существовать, было необходимо выполнение ряда условий, прежде всего – наличие изрезанной береговой линии с естественными укрытиями для кораблей и скупщиков краденого на берегу, ибо, подобно своему сухопутному собрату, морской разбойник нуждался в рынке сбыта для своего товара. Нередко пираты создавали «береговые братства» и держали на суше гарнизоны с согласованным уставом и выборными офицерами. Таким пиратским государством была Либертация, небывалая в своем роде разношерстная толпа бандитов, сделавшихся в конце 17 в. на Мадагаскаре гражданами «идеальной» республики, во главе которой стоял капитан Мишен, принявший титул «Защитника». Эта колония головорезов была столь велика и, по слухам, столь богата, что Даниэль Дефо как-то предложил погасить внешний долг Англии, амнистировав пиратов на том условии, что они передадут свои сокровища в казну.

Внутренняя организация.

Как только команда подбиралась, она первым делом утверждала судовой устав. Вот образчик подобного документа, который был заимствован у капитана Джона Филипса с корабля «Ривендж», в прошлом рыборезчика на Ньюфаундленде. Обращает на себя внимание демократический и в то же время возвышенный тон документа.

«1. Каждый член Компании обязан исполнять учтивые приказания. Капитану причитается полторы доли всей добычи.

2. Если кто задумает бежать или что утаит от Компании, да будет высажен на пустынном берегу с флягой пороха, флягой воды, одним ружьем и пулями.

3. Если кто украдет или утаит от Компании вещь, стоимостью превышающую пиастр, да будет высажен на пустынном берегу или застрелен.

4. На спине того, кто поднимет руку на другого, пока этот устав действует, да будут высечены Скрижали Моисеевы (т.е. он получит 40 без одного ударов линьком по голой спине).

5. Ко всякому, кто приведет свое оружие в негодность, закурит в трюме трубку без крышки или понесет зажженный светильник без кожуха, да будет применено то же наказание, что в предыдущей статье.

6. У всякого, кто не содержит свое оружие в чистоте, готовым к бою или пренебрегает своими обязанностями, да будет урезана доля, а кроме того пусть он подвергнется наказанию, какое сочтут нужным капитан и Компания.

7. Если кто лишится в бою сустава, тому полагается дополнительно 400 пиастров, если потеряет конечность – 800.

8. Если когда придется повстречать порядочную женщину, то кто предложит ей сожительствовать без ее на то согласия тут же претерпит смерть».

После того, как устав записали, каждый член команды должен был, держа руку на Библии, поклясться, что будет его соблюдать. Если Библии не оказывалось в наличии, ее заменяли следующим по значимости предметом – абордажной саблей.

Далее экипаж выбирал себе флаг. На заре американского пиратства наиболее распространенным был простой красный флаг, затем появился черный, а позже на черном фоне стали изображать белые череп со скрещенными костями или скелет с саблей либо кинжалом в одной руке и чашей пунша – в другой.

ЗНАМЕНИТЫЕ ПИРАТЫ

Анстис, Томас

(упом. 1718), Вест-Индия. Командовал несколькими кораблями. После поражения от английского военного корабля «Винчестер» бежал и укрылся на острове Тобаго. Застрелен спящим в гамаке.

Барбаросса,

прозвище знаменитого варварийского пирата Хайраддина, или Хизра. Его брат Арудж совершал набеги на испанское побережье, захватил Тунис и Алжир, где провозгласил себя султаном. Погиб в битве с испанцами в 1518. Сам Хизр, больше известный как Хайраддин Барбаросса, стал вассалом турецкого султана (1518), который сделал его алжирским пашой (1519). После многолетней борьбы с соперниками за господство над Средиземноморьем Барбаросса захватил Тунис (1534), потерпел поражение от флота Карла V (1535), однако разгромил испанский флот при Превезе (1538) и впоследствии контролировал значительную часть Средиземного моря. Умер в своем дворце в Константинополе в 1546. Награбившие огромные богатства братья Арудж и Хайраддин отличались жестокостью и наводили ужас на христиан, у мусульман же почитались героями.

Беллами, Чарльз

(ум. 1726), из Уэльса. Прирожденный краснобай, проповедовал утопические учения. Грабил суда у берегов Каролины, Новой Англии и Ньюфаундленда. Потерпел кораблекрушение в заливе Массачусетс. Предан суду и повешен в Бостоне.

Берджесс, Сэмюэль Саут

(18 в.), из Нью-Йорка. Морскую карьеру начинал капитаном торгового судна, затем стал пиратом. Своей базой избрал Мадагаскар. Умер, отравленный вождем местного племени.

Боннет, Стид

(ум. 1718), с Барбадоса. Отставной армейский офицер в звании майора, землевладелец. Подался в пираты, спасаясь от несносного нрава жены. Его краткая, но яркая карьера завершилась на виселице в Чарлстоне (шт. Южная Каролина).

Бонни, Анна

(упом. 1720), из Ирландии. Внебрачная дочь адвоката, воспитывалась в Каролине. После многочисленных любовных похождений стала сожительницей известного вест-индского пирата Джона Ракема. В октябре 1720 Ракем и Бонни попали в плен, были доставлены на Ямайку и приговорены к смерти. Анне, которая была беременна, удалось добиться отсрочки исполнения приговора. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Боуэн, Джон

(упом. 1701), из Уэльса. Курсировал в Индийском океане между Красным морем и Бенгальским заливом, имея базу на Мадагаскаре. Обогатившись, оставил пиратскую карьеру и поселился на острове Маврикий.

Брэйкс, Хайрэм

(упом. 1745), голландский пират с острова Саба в Вест-Индии. Кровожадный головорез, разбойничал в Атлантическом океане и Средиземном море. Разбогатев, поселился в Голландии. В черной меланхолии покончил с собой.

Гоу, Джон,

он же Смит, он же Гофф (ум. 1725), из Терсо в Шотландии. Командовал судном «Ривендж». Пиратствовал у испанских берегов, грабил дома на восточном побережье Шотландии. Повешен в Лондоне.

Дэвис, Хауэл

(ум. 1719), из Уэльса. Примкнул к пиратам, попав в плен к капитану Ингленду. Грабил суда в Вест-Индии и у западного побережья Африки. Во время экспедиции в глубь африканского материка был убит в схватке с местным населением. Отличался приветливым нравом и добродушием.

Ингленд

(1718–1720), из Англии. Курсировал вдоль западного побережья Африки с французским пиратом Ла-Бушем. Свергнут командой за мягкосердечие и высажен на острове Маврикий.

Куэлш, Джон

(ум. 1704), из Массачусетса. Захватил девять португальских кораблей с огромной добычей, с которой прибыл в Марблхед (близ Бостона), где и был арестован. Повешен в Бостоне 30 июня 1704.

Кондент,

или Конгдон (упом. 1718), из Плимута в Англии. Успешно разбойничал в Северной и Южной Атлантике, нападая преимущественно на португальские суда. Разбогатев, поселился на острове Маврикий.

Лоу, Эдвард

(упом. 1722–1724), из Вестминстера в Англии. В детстве был карманником. Добрался до Бостона, где примкнул к североамериканским пиратам. Трусливый и жестокий, он ненавидел колонистов из Новой Англии и, когда они попадались ему в руки, имел обыкновение отрезать у них уши.

Норт, Натаниэль

(упом. 1770), с Бермудских островов. Приключения этого незаурядного человека, бывшего адвоката, могли бы составить целую книгу. Грабил суда Ост-Индской компании, имея базу на Мадагаскаре. Нажив состояние, оставил пиратскую карьеру, однако был убит туземцами.

Ракем, Джон

по кличке Калико Джек (ум. 1720), с Ямайки. Захватил множество судов. Имел большой успех у женщин, был «мужем» пиратки Анны Бонни. Повешен на Ямайке 17 ноября 1720.

Рид, Мэри

(ум. 1720), из Лондона. Воспитанная как мальчик, она поступила на военную службу переодетой в мужскую одежду, проявила незаурядную удаль, затем нанялась матросом, попала в плен к Ракему и вместе с Анной Бонни стала пираткой. Приговорена к смертной казни на Ямайке в 1720. Умерла в тюрьме от лихорадки.

Робертс, Бартоломью

(1682?–1722), из Уэльса. Начал пиратскую карьеру в 1719, попав в плен к Хауэлу Дэвису. За три года взял свыше 400 судов. Сам убежденный трезвенник, ввел на кораблях, которыми командовал, строжайшую дисциплину, запретил на борту пьянство, азартные игры и присутствие женщин. Погиб в бою с английским королевским фрегатом.

Тич, Эдвард,

или Тэч по прозвищу Черная Борода (ум. 1718), из Бристоля. Начал пиратствовать в Вест-Индии в 1716. Действуя в районе Чарлстона, наводил ужас на побережье Каролины. Захватил три вооруженных корабля, множество ограбил. Убит на реке Джеймс карательной экспедицией, посланной против него губернатором Виргинии.

Халси, Джон

(1670–1716), из Бостона в Массачусетсе. Разбойничал в Индийском океане и в Красном море. Умер на Мадагаскаре.

Эйвори, Джон,

или Эври, по кличке Долговязый Бен (ок. 1653 – после 1696), из Девона в Англии. Нанялся матросом на торговый корабль, шедший из Бристоля в Кадис, подбил команду к бунту, был избран капитаном. Разбойничал у берегов Гвинеи, в Вест-Индии и Красном море. Рассказывают, что он якобы захватил корабль Великого Могола с несметными ценностями и дочерью индийского царя, на которой женился. Решив покончить с пиратской карьерой, пытался осесть в Бостоне, затем в Англии. Ограбленный бристольскими коммерсантами, умер в нищете в Бидефорде (графство Девон).

ФЛИБУСТЬЕРЫ

Пираты Карибского моря, известные как флибустьеры и буканьеры, отличались от прочих тем, что действовали в водах испанской Америки и потому грабили преимущественно испанские суда. Кроме того, они устраивали мощные сухопутные экспедиции, тогда как прочие пираты предпочитали морской разбой. Основную массу буканьеров и флибустьеров составляли французы, англичане, португальцы и голландцы, многие из них были протестантами. В 17–18 вв. пираты Карибского моря создали на суше особые дисциплинированные сообщества, получившие название «береговых братств».

Буканьеры появились на острове Эспаньола (совр. Гаити) в Карибском море. Здесь находилась перевалочная база конкистадоров, отправлявшихся в поисках богатств в Мексику и Перу. Испанцы полностью уничтожили местных туземцев, но оставили после себя громадные стада размножившегося и одичавшего скота. На острове осели французские, затем английские охотники. Они заготавливали мясо на продажу, высушивая его на деревянных решетках, которые на языке местных индейцев назывались «буканами». Отсюда и произошло слово «буканьер». Впоследствии (в английской традиции) это название распространилось на всех пиратов Карибского моря. Более употребительное «флибустьер» происходит по различным версиям от англ. flyboat (легкие суда, на которых пираты совершали набеги) либо от freebooters (свободные мореплаватели).

В 1630 испанцы безуспешно попытались вытеснить буканьеров с острова, и тогда часть буканьеров захватила и укрепила небольшой соседний островок Тортугу (совр. Тортю напротив Порт-де-Пе), сделав его своей базой. Одновременно другая их часть, в основном англичане, основали другое поселение на небольшом острове Олд-Провиденс у побережья Новой Гранады (нынешней Колумбии). Поскольку испанские колониальные власти запрещали соотечественникам торговать с иностранцами, буканьеры, бывшие опытными моряками, развернули подпольную хорошо организованную и процветающую торговлю.

В 1641 испанские власти послали на Тортугу и Олд-Провиденс военный флот. Изгнанные оттуда англичане занялись морским разбоем. Со временем к пиратам присоединились буканьеры, против которых испанцы продолжали вести жестокую войну. Так в Карибском море началась эпоха флибустьеров. В 1655 фортуна улыбнулась пиратам, когда английский флот при поддержке флибустьеров овладел Ямайкой, где пираты обрели надежное убежище. Здесь, в Порт-Ройяле, они могли сбыть награбленное, прогулять свои деньги, а затем пристроиться на корабль и отправиться за новой добычей.

Знаменитые набеги.

Среди флибустьеров одним из первых о себе заявил Пьер Легран, который на небольшом беспалубном кораблике с командой в 28 человек подплыл к испанскому галеону и захватил как сам корабль, так и командовавшего им адмирала. Затем на сцену явились другие отчаянные головы: Бартоломео Португалец, Рок Бразилец, наводивший ужас Шевалье Монбар по кличке Истребитель и многие другие. Англичанин Льюис Скотт первым попытал удачу в континентальных владениях Испании, когда он взял приступом и разграбил город Кампече в Мексике. Кровожадный Франсуа Лолонуа (иначе д"Олонэ) организовал крупную экспедицию в Венесуэльский залив и после трехчасовой ожесточенной битвы овладел городом Маракайбо, вырезав всех оказавших сопротивление. Из города пираты вывезли 260 000 пиастров и огромное количество ценностей, включая золото, серебро и драгоценные камни.

Самую продуманную и хорошо организованную грабительскую экспедицию провел знаменитый Генри Морган, захвативший в 1671 Панаму. Морган был избран «адмиралом» пиратской флотилии вместо умершего Эдуарда Мансфилда. Губернатор Ямайки Томас Модифорд выдал Моргану каперскую грамоту, после чего тот снарядил к Панамскому перешейку пиратское войско в 1800 человек. Испанцы транспортировали драгоценные металлы в слитках из копей Южной Америки до Панамы морем, а оттуда переправляли их через перешеек до Портобело, где грузили на корабли и отвозили в Испанию. Захватив форт Сан-Лоренсо в устье реки Чагрес, Морган повел свое войско к Панаме – по суше, а где возможно на лодках по внутренним рекам и озерам, пока не вышел к Тихому океану. Изнуренные пираты приняли бой с испанской кавалерией и пехотой, ворвались в город, разграбили и сожгли его. Добычу пираты поделили между собой, но есть подозрение, что Морган взял больше, чем ему полагалось.

В результате сильного дипломатического давления Испании на Англию губернатор Модифорд был отозван в Англию, а Морган в 1672 отправился в Англию, где началось следствие по обвинению его в пиратстве. Дело завершилось оправдательным приговором, поскольку никто не осмеливался осудить почти национального героя. Кончилось тем, что Карл II возвел его в дворянское звание и отправил на Ямайку заместителем губернатора. Тем самым перед флибустьерами открылись обширнейшие области Тихого океана, до тех пор ими совершенно не освоенные.

В 1680 300 хорошо вооруженных головорезов под командованием несгибаемого Джона Коксона высадились на побережье залива Дарьен и направились через Панамский перешеек. Проводниками им служили индейцы, которые ненавидели испанских поработителей и были рады им отомстить. Через 9 дней экспедиция достигла побережья Тихого океана, где ей удалось захватить 4 испанских корабля. Из-за возникших между пиратами разногласий Коксон с 70-ю сторонниками отправился в обратный путь через перешеек, а другие под началом капитанов Соукинса, Уотлинга и Шарпа принялись грабить испанские суда и прибрежные города Перу. Добра набралось столько, что пираты не рискнули пересекать Панамский перешеек с таким грузом и решили обогнуть Америку с юга. Они объединились на самом большом из кораблей под командованием Бартоломью Шарпа и после долгого и опасного путешествия 1 января 1682 высадились на острове Антигуа.

В 1683 Джон Кук на голландском судне, захваченном в Сьерра-Леоне, обогнул мыс Горн и вошел в Тихий океан. Вскоре он умер, и на капитанском мостике его сменил рулевой Эдуард Дэвис. По пути им встретились другие пиратские суда под командованием Суона, Хэрриса, Итона, Найта, Тоунли и прочих. Флибустьеры объединились и начали грабить испанские суда и города на побережье Перу и Центральной Америки. Если в городе не оказывалось ничего ценного, они сжигали его дотла. Как-то, заблудившись в джунглях, они на свое счастье повстречали отряд из более 200 французов и англичан, предводитель которых, некий Франсуа Гроне, предложил Дэвису и Суону от имени губернатора Пти-Гоав на Гаити промышлять тем же и впредь, но уже на основании официального разрешения. Как вспоминает находившийся в составе отряда Вильям Дампьер, такова была обычная практика губернатора: выдавать капитанам бланки разрешений на выход в море, с тем чтобы те распорядились ими так, как сочтут нужным. Подразумевалось, что эти разрешения касаются лова рыбы и охоты на Эспаньоле, однако французы использовали их расширительно, прикрывая ими разбой в любой части Америки, будь то на море или на суше.

В мае 1685 флотилия небольших судов под командованием Дэвиса и Суона бросила якорь в Панамском заливе, дожидаясь испанского «серебряного каравана» из Лимы. Испанскими военными кораблями пираты были рассеяны, но вскоре они вновь объединились и пошли на юг вдоль побережья, зайдя на острова Хуан-Фернандес. Здесь Дэвис и Суон расстались, поскольку первый решил возвращаться через Магелланов пролив. Часть проигравшихся пиратов из его экипажа пересела на другой пиратский корабль. В 1688 Дэвис вернулся в Вест-Индию, принял амнистию, которую предложил пиратам король Англии Яков II, после чего поселился в Виргинии.

В 1697 мощный французский флот под командованием адмирала де Пуанти предпринял осаду Картахены в Новой Гранаде. При этом в качестве наемников использовались значительные силы французских пиратов. После падения Картахены между адмиралом и флибустьерами возникли крупные разногласия по поводу дележа добычи, что в конечном счете привело к распаду «берегового братства».

Главным результатом деятельности флибустьеров явилось то, что она открыла всей Европе глаза на слабость испанского колониального правления и способствовала развитию международной торговли в Америке. Еще в эпоху флибустьеров началась английская, французская и голландская колониальная экспансия в Новом Свете.

ЗНАМЕНИТЫЕ ФЛИБУСТЬЕРЫ

Граммон, Сьер де

(упом. 1678), из Парижа. Один из самых прославленных флибустьеров. Морскую службу начинал офицером французского королевского флота. Захватил огромное количество испанских судов. Разграбил ряд городов на материковом побережье испанской Америки.

Джекман

(упом. 1665). С Моррисом и Морганом грабил города в Гондурасе и Никарагуа. Пользуясь поддержкой туземного населения, совершал набеги на побережье Панамы.

Дэвис, Эдуард

(упом. 1683–1702), из Уэльса. Знаменитый пират, разграбил побережье Перу и Чили. Стоял во главе команды рекордный срок – 4 года.

Кокс, Джон

(упом. 1680), из Новой Англии. Помощник капитана Бартоломью Шарпа, который в течение двух лет грабил западное побережье Южной Америки.

Коксон, Джон

(упом. 1672–1680). В 1677 разграбил Санта-Марту в Новой Гранаде; захватил в плен и отвез на Ямайку местных губернатора и епископа. В 1680 взял Портобело, при этом добыча рядовых пиратов составила по 100 пиастров на каждого.

Легран, Пьер

(первоначальное имя Пьер Франсуа) (упом. 1670), из Франции. Флибустьер с острова Эспаньола. Ночью на небольшом паруснике с командой в 28 человек захватил испанский галеон с несметными сокровищами, что принесло ему широкую славу. Продал галеон во Франции и обосновался в Дьеппе, где прожил в достатке до конца жизни.

Лолонуа (д"Олонэ), Франсуа

(упом. 1670), из Франции. Отличался непомерной жестокостью. Разграбил и сжег город Маракайбо в Венесуэле. Погиб ужасной смертью в Панаме, растерзанный индейцами.

Мансфилд (Мансвельт) Эдуард

(ум. 1665), голландец с острова Кюрасао, адмирал флибустьеров. Блестящий командир, пользовался большим авторитетом у подчиненных. Первым из пиратов пересек Панамский перешеек. Умер на Тортуге своей смертью. На адмиральском посту его сменил Морган.

Рингроуз, Бэзил

(ум. 1686), из Англии. В 1680–1681 плавал вместе с Шарпом. Автор книги Путешествия и приключения Бартоломью Шарпа (1684). В 1684 пиратствовал в южных морях с Суоном. Убит в Мексике.

Соукинс, Ричард

(ум. 1679), из Англии. Прирожденный вожак, участвовал в первом переходе пиратов через Панамский перешеек. Убит в бою 22 мая 1679.

Шарп, Бартоломью

(упом. 1679–1682), из Англии. В 1680 участвовал в переходе пиратов через Панамский перешеек. Захватил испанский военный корабль «Св. Троица». В 1681 вернулся из Панамы в Вест-Индию через Магелланов пролив. В 1682 высадился в Дартмуте, после чего предстал перед судом, но был оправдан.

ПИРАТСКИЕ КЛАДЫ

Пиратство имело чрезвычайно широкое распространение на протяжении всей истории человечества, оно резко пошло на убыль лишь в последние 200–250 лет, и потому в фольклоре многих народов в изобилии сохраняются увлекательные предания и легенды о закопанных пиратами сокровищах. Флибустьеры и каперы, опустошавшие испанские суда и города в Новом Свете в 17–18 вв., привозили в свои порты тонны сокровищ в виде золотых и серебряных слитков и монет, драгоценных камней, ценных товаров. Свою долю с награбленного получали колониальные власти, а иногда и власти метрополий. Поэтому в английских, французских и голландских колониях Нового Света флибустьеров встречали с распростертыми объятиями. Некоторые пиратские вожаки становились чуть ли не национальными героями и доживали век в почете и достатке. А рядовой пират, если ему удавалось вернуться из набега живым, быстро спускал свои деньги в портовых притонах. Не существует никаких документированных свидетельств о том, чтобы флибустьеры прятали свои сокровища.

Общепринятые представления куда более романтичны и далеки от реальности. Можно подумать, будто в 18 в. американские пираты только и делали, что закапывали сокровища на пустынных берегах и необитаемых островах. В художественной литературе о пиратах мы сплошь и рядом встречаем расхожий сюжет, когда бывший пират на смертном одре передает кому-либо карту с указанием клада. Как правило, место клада отмечено крестиком, однако координаты либо зашифрованы, либо широта и долгота указаны весьма неопределенно. О пиратских кладах писали Вашингтон Ирвинг, Вальтер Скотт, Фенимор Купер, Эдгар По, Роберт Луис Стивенсон и многие другие писатели. На самом деле мало кому (если такие случаи вообще бывали) удавалось найти клады, в частности пиратские, на основании указаний, полученных из пожелтевших от времени планов. Однако кладоискатели выбросили на ветер миллионы долларов, и каждый из них был уверен, что знает, где копать. В наше время металлоискатели и прочие технические приспособления позволяют заниматься кладоискательством как любителям, так и профессионалам. Нередки случаи, когда из недр земли или с морского дна действительно извлекаются сокровища. Археологи, музейные работники, историки прилагают немалые усилия, чтобы обнаружить утерянные сокровища.

Предполагаемые места захоронения сокровищ капитана Кидда.

Сокровища капитана Кидда искали на острове Блок вблизи берегов Род-Айленда, острове Гардинерз в штате Нью-Йорк, Дир в штате Мэн и многих других – словом, почти на всех островах вдоль Атлантического побережья Америки от Новой Шотландии до Карибского моря. Согласно сохранившимся архивным свидетельствам, награбленные Киддом ценности были конфискованы губернатором Нью-Йорка и Массачусетса, который отправил их в Лондон, где они были проданы с аукциона 13 ноября 1701. Вырученные средства поступили в королевский госпиталь в Гринвиче в пользу престарелых моряков. Однако этот факт не останавливает охотников за сокровищами Кидда, начавших погоню за ними еще в 1700.

Предполагаемые места захоронения сокровищ капитана Эдварда Тича по прозвищу Черная Борода.

Эти сокровища также ищут вдоль всего Атлантического побережья, в частности, на островах Шоулз штата Мэн, в Виргинии вдоль рек Джеймс и Йорк и на острове Малберри в Каролине.

Остров Мона между Пуэрто-Рико и Гаити.

Ходят слухи, будто в пещерах этого острова капитан Дженнингс спрятал полмиллиона пиастров. Говорят, что как-то в 1935 на одном из пляжей острова бродяга нашел ценности на сумму в 40 000 долларов.

Остров Кокос в Тихом океане.

Этот остров, принадлежащий Коста-Рике, более прочих прославился как место захоронения пиратских кладов. Сотни экспедиций перепахали весь остров, в том числе с использованием взрывчатых веществ, в поисках ценностей, которые награбил в Лиме пират по прозвищу Бенито Красавчик Кровавый Палаш, а также золота капитана Эдуарда Дэвиса, оцениваемого в 65 млн. долларов. Некто Огюст Гисслер, проживший на острове 20 лет, однажды нашел золотой дублон чеканки 1788.

Остров Оук в заливе Махоун полуострова Новая Шотландия (близ Галифакса).

Здесь была обнаружена загадочная шахта. Предположение о том, что в шахте спрятан клад (по различным версиям, то ли викингов, то ли французов либо пиратов), впервые возникло в 1795. Сокровища пытались отыскать вплоть до глубины 46 м, но безуспешно, общие затраты на поиски клада составили не меньше 1 млн. долларов.

Острова Дезерташ к югу от Мадейры.

Рассказывают, что в 1804 испанские взбунтовавшиеся матросы закопали на этих островах ценностей на 2 млн. долларов, а сверху на сундуки с деньгами бросили труп убитого ими капитана. Призрак капитана, говорят, и поныне бродит по острову.

Остров Триндади в Южной Атлантике.

По одной из версий, именно здесь пират Бонито спрятал сокровища, награбленные в церквах Лимы. Однако существование этих сокровищ представляется чрезвычайно сомнительным.

Острова Найтингейл и Тристан-да-Кунья в Южной Атлантике.

На этих островах искали клад североамериканского пирата Джонатана Ламберта по прозвищу Брат Джонатан. Предположительно сокровища зарыты в 1810 в медном котле.

Побережье Мексиканского залива.

Считается, что на побережье Мексиканского залива от Флориды до Техаса прятали свои сокровища Черный Цезарь, Билли Роджерс Кривоногий, Гаспарилья и Жан Лаффит. Среди охотников за пиратскими сокровищами были и знаменитые пираты 19 в. Кладоискатели неоднократно пытались обнаружить сокровища Роджерса в бассейне реки Сувонна в Джорджии и Флориде. В недавнем прошлом у западного побережья Флориды были найдены испанские галеоны, потопленные ураганами в 1714 и 1733. Поднятые на поверхность предметы переданы в Смитсоновский институт в Вашингтоне и в Форт Маккиз Затонувших Сокровищ на островах Флорида-Кис.

Слово пират происходит от латинского pirata, что значит испытывать, пробовать. Стало быть, пират - это бандит, пытающий счастья в море, готовый ограбить кого угодно и где угодно. Причем вопреки устойчивому стереотипу пираты грабили не только на море, но и на суше, пускаясь в рискованные сухопутные экспедиции в поисках богатой добычи, на долгие недели.

Корсар в отличие от пирата, не был «человеком вне закона». Пользуясь, как охранной грамотой, патентом, полученным от своего правительства, корсары имели возможность атаковать противника и на суше и на море, не боясь, в случае поимки, попасть как пираты на виселицу. Этот правовой аспект является единственным, что отличает корсаров от пиратов. В остальном разницы никакой – цели, и способы достижения этих целей, мало чем отличались.

Черная повязка на глазу - лайфхак от корсаров

Бытует мнение, что пираты носили повязку на глазу только с той целью, чтобы скрыть своё увечье, - отсутствующий глаз. Конечно, потерять глаз в драке с опасным противником, - вещь благородная и немного романтичная, но мнение о предназначении черной повязки ошибочно, как и заявления о том, что Земля плоская.

На самом деле пираты носили на одном глазу черную повязку исключительно из практических соображений. И вот в чем заключается правда: беря корабль на абордаж, корсары дрались и искали добычу одновременно как на верхней палубе, так и на нижней.

Общеизвестно, что к темноте человеческий глаз привыкает в течении нескольких минут, поэтому пират, опускаясь на нижнюю палубу, где темно, становился уязвимой мишенью. Но если за несколько минут до битвы перевязать один глаз, тогда, опустившись в трюм и быстро переместив повязку с одного глаза на другой, пират мог так же оперативно вести бой и искать драгоценности.

Череп и кости на пиратском флаге - Голливудское клише

Когда в кинофильме появляются пираты, на их корабле обязательно будет «красоваться» черный флаг с белым черепом и костями. Это стало своего рода визитной карточкой корсаров.

Но исторический факт гласит, что флаг с черепом развивался в том случае, когда пираты были в хорошем расположении духа и не собирались никого атаковать. А вот паниковать стоило, если на пиратском судне развивался красный флаг; он предвещал начало битвы.

Но вернемся к черепу и костям. На самом деле пираты были достаточно оригинальными и творческими личностями, поэтому на каждом судне был флаг собственного производства, сшитый по наброскам капитана или всей команды.

Пиратами становились завербованные моряки

Многие мужчины становились морскими разбойниками, потому что им нравилось грабить и бесчинствовать, это правда. Но большинство пиратов того времени - это завербованные моряки, озлобившиеся на всех и вся.

Средневековье - время, когда права простых людей попирались куда сильнее, чем в наши дни. Возьмем для примера Британскую империю. Отпетые головорезы, по заказу правительства, угрозами и пытками вербовали в Королевские ВМС тех, кто не желал становиться моряком добровольно (и тех, кто не мог от такой участи откупиться).

Вербовка в жизни завербованного моряка романтикой и не пахло: ребят часто били, плохо кормили и им редко платили зарплату. Когда корабль останавливался в порту, на моряков надевали кандалы, как на рабов, чтобы те не сбежали.

Из-за бесчеловечного обращения примерно 75% людей, состоящих на принудительной службе, умирали в течение двух лет.

Так что, когда пираты захватывали корабль и предлагали морякам перейти на Темную сторону Силы, многие, озлобившись, соглашались, начиная грабить корабли Британской империи, которая так с ними обошлась.

Сокровища пиратов существовали

Романы о пиратах утверждают, что чуть ли не каждый второй корсар закапывал награбленное им добро, рисовал карту сокровищ, а потом, вместо того, чтобы пропивать своё богатство, поглядывал на ту самую карту, гордясь своей расторопностью и изобретательностью.

Но правда выглядит иначе. Да, пираты закапывали клады, но история документально может подтвердить лишь три таких случая:

В 1573 году Фрэнсис Дрейк ограбил испанский караван, но добычи оказалось так много, что разбойник не смог всё унести за один раз. Зарыв часть добычи у дороги, Дрейк планировал вернуться за ней позже, однако в спешке сокровище было плохо спрятано и его раскопали испанцы.

Испанская инквизиция была способна разговорить даже самого скрытного и замкнутого человека. Вот и известный пират Рок Бразилиано, под пытками «святой» инквизиции признался, что закопал более 8 000 песо неподалёку от Кубы.

В 1699 году капитан Уильям Кидд закопал своё сокровище где-то в районе Лонг-Айленда, но оно было найдено властями и использовано на суде как улика против Кидда.

Золото для пирата - не главное

Пираты очень любили золото, но не ставили его во главу угла. Ведь, оставшись посреди океана без пищи и медикаментов, без инструментов и материалов для починки судна, всю команду ожидала верная смерть. Или вспышка каннибализма.

Как бы там ни было, правда заключается в том, что золото не было главной целью бандитских набегов, это скорее приятный бонус. Корсаров разыскивали по всей стране, они не могли сойти на берег и спокойно сходить в местную лавку или на рынок.

Так что, во время набегов или морских баталий пираты обчищали захваченный корабль подчистую, забирая всё, что могло бы пригодиться в будущем.



Пиратство появилось, как только человек начал использовать плавательные средства для перевозки грузов. В разных странах и в разные эпохи пиратов называли флибустьерами, ушкуйниками, корсарами, каперами.

Самые известные пираты в истории оставили после себя значительный след: при жизни они внушали страх, после смерти их авантюры продолжают вызывать неослабевающий интерес. Пиратство оказало большое влияние на культуру: морские разбойники стали центральными фигурами многих знаменитых литературных произведений, современных кинофильмов и сериалов.

10 Джек Рэкхем

К самым известным пиратам в истории относится Джек Рэкхем, живший в XVIII веке. Он интересен тем, что в его команде были две женщины. За любовь к рубашкам из индийского ситца (калико) ярких расцветок он получил прозвище Калико Джек. На флоте оказался в раннем возрасте из-за нужды. Долгое время служил старшим рулевым под командованием знаменитого пирата Чарльза Вейна. После того как последний пытался отказаться от боя с преследовавшим пиратское судно французским военным кораблем, Рэкхем поднял бунт и был избран новым капитаном согласно порядку пиратского кодекса. Калико Джек отличался от остальных морских разбойников мягким обращением со своими жертвами, что, впрочем, не спасло его от виселицы. Пират был казнен 17 ноября 1720 года в Порт-Рояле, а тело его вывесили в назидание остальным разбойникам у входа в гавань.

9 Уильям Кидд

История одного из самых известных пиратов в истории, Уильяма Кидда, до сих пор вызывает споры среди исследователей его жизни. Часть историков уверена, что он не был пиратом и действовал строго в рамках каперского патента. Тем не менее его признали виновным в нападении на 5 кораблей и убийстве. Несмотря на то, что он пытался получить освобождение в обмен на информацию о месте, где спрятаны ценности, Кидд был приговорен к повешению. После казни тело пирата и его сообщников было вывешено на всеобщее обозрение над Темзой, где и провисело 3 года.

Легенда о спрятанных сокровищах Кидда долгое время будоражила умы. Убеждение в том, что сокровище действительно существует поддерживали литературные произведения, в которых упоминался пиратский клад. Спрятанные богатства Кидда искали на многих островах, но безуспешно. О том, что клад все-таки не миф, свидетельствует тот факт, что в 2015 году британские водолазы нашли у берегов Мадагаскара обломки пиратского судна и под ним 50-килограммовый слиток, который, по оценке экспертов, принадлежал капитану Кидду.

8 Мадам Ши

Мадам Ши, или госпожа Чжэн - одна из самых известных в мире женщин-пиратов. После смерти мужа унаследовала его пиратскую флотилию и поставила морской разбой на широкую ногу. Под ее началом находилось две тысячи судов и семьдесят тысяч людей. Командовать целой армией ей помогала жесточайшая дисциплина. Например, за самовольную отлучку с корабля провинившийся лишался уха. Не все подчиненные мадам Ши были довольны таким положением дел, и один из капитанов однажды поднял бунт и перешел на сторону властей. После того как могущество мадам Ши было ослаблено, она пошла согласилась на перемирие с императором и впоследствии дожила до преклонных лет на свободе, управляя публичным домом.

7 Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк - один из самых известных пиратов в мире. Собственно, он был не пиратом, а корсаром, действовавшим на морях и океанах против вражеских кораблей по специальному разрешению королевы Елизаветы. Опустошая побережья Центральной и Южной Америки, он несметно разбогател. Дрейк совершил немало великих деяний: открыл пролив, который назвал в свою честь, под его командованием британский флот разгромил Великую Армаду. С тех самых пор один из кораблей английского военно-морского флота носит имя знаменитого мореплавателя и корсара Фрэнсиса Дрейка.

6 Генри Моргана

Список самых знаменитых пиратов будет неполным без имени Генри Моргана. Несмотря на то что родился он в зажиточной семье английского землевладельца, с юности Морган связал свою жизнь с морем. Он нанялся на один из кораблей юнгой и вскоре был продан в рабство на Барбадосе. Ему удалось перебраться на Ямайку, где Морган присоединился к шайке пиратов. Несколько удачных походов позволили ему с товарищами приобрести судно. Моргана выбрали капитаном, и это было удачным решением. Через несколько лет под его началом находилось 35 кораблей. С таким флотом ему удалось за день захватить Панаму и сжечь весь город. Поскольку действовал Морган в основном против испанских кораблей и проводил активную английскую колониальную политику, после его ареста пират не был казнен. Напротив, за оказанные Британии услуги в борьбе против Испании Генри Морган получил должность вице-губернатора Ямайки. Умер знаменитый корсар в возрасте 53 лет от цирроза печени.

5 Бартоломью Робертс

Бартоломью Робертс, он же Черный Барт - один из самых ярких пиратов в истории, хотя он не так известен, как Черная борода или Генри Морган. Черный Барт стал самым успешным флибустьером за всю историю пиратства. За свою недолгую пиратскую карьеру (3 года) он захватил 456 кораблей. Его добыча оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов. Считается, что он создал знаменитый «Кодекс пиратов». Был убит в бою с британским военным кораблем. Тело пирата согласно его воле было сброшено в воду, и останки одного из самых великих пиратов так и не были найдены.

4 Эдвард Тич

Эдвард Тич, или Черная Борода - один из самых известных пиратов в мире. Его имя слышал практически каждый. Жил и занимался морским разбоем Тич в самый расцвет золотого века пиратства. Поступив на службу в возрасте 12 лет, он получил ценный опыт, который затем пригодился ему в будущем. По мнению историков, Тич участвовал в войне за испанское наследство, а после ее окончания сознательно решил стать пиратом. Слава безжалостного флибустьера помогала Черной Бороде захватывать судна без применения оружия - увидев его флаг, жертва сдавалась без боя. Веселая жизнь пирата продолжалась недолго - Тич погиб в ходе абордажного боя с преследовавшим его британским военным судном.

3 Генри Эвери

К самым известным пиратам в истории относится Генри Эвери по прозвищу Долговязый Бен. Отец будущего знаменитого буканьера был капитаном британского флота. С детства Эвери грезил морскими путешествиями. Свою карьеру на флоте он начал юнгой. Затем Эвери получил назначение первым помощником на корсарский фрегат. Команда корабля вскоре подняла восстание, и первый помощник был провозглашен капитаном пиратского судна. Так Эвери стал на путь пиратства. Прославился тем, что захватил корабли индийских паломников, направляющихся в Мекку. Добыча пиратов была неслыханной по тем временам: 600 тысяч фунтов и дочь Великого Могола, на которой впоследствии Эвери официально женился. Как закончилась жизнь знаменитого флибустьера, неизвестно.

2 Амаро Парго

Амаро Парго - один из самых знаменитых флибустьеров золотого века пиратства. Парго занимался перевозкой рабов и заработал на этом состояние. Богатство позволяло ему заниматься благотворительностью. Дожил до почтенного возраста.

1 Сэмюэль Беллами

В число самых знаменитых морских разбойников входит Сэмюэль Беллами, известный как Черный Сэм. Подался в пираты ради женитьбы на Марии Халлет. Беллами отчаянно не хватало средств, чтобы обеспечить будущую семью, и он присоединился к команде пиратов Бенджамина Хорниголда. Через год он стал капитаном разбойников, разрешив Хорниголду мирно уйти. Благодаря целой сети осведомителей и шпионов Беллами смог захватить одно из самых быстроходных суден того времени, фрегат «Вайда». Беллами погиб, когда плыл к своей возлюбленной. «Вайда» попала в шторм, судно было выброшено на мель и команда, включая Черного Сэма, погибла. Карьера Беллами в качестве пирата продолжалась всего год.