Биографии Характеристики Анализ

Презентация на тему "прокариотическая клетка". Полученные знания могу применить на практике

Тема: «Строение и функции прокариотической клетки»

Цель : изучить царство Прокариот, его представителей, строение и функции, особенности жизнедеятельности и способы размножения прокариотических клеток.

Оборудование: Таблицы, рисунки в учебнике, ТСО (презентация)

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания:

    Рассказать о строении, функциях ДНК. (1 чел., устно);

    Рассказать о строении, функциях РНК. (1 чел., устно);

    Назовите азотистые основания, входящие в состав ДНК; РНК; Нарисуйте схемы строения; (1 чел.)

    Как достигается огромное разнообразие ДНК? (беседа)

2. Изучение новой темы.

Класс разбивается на группы, каждая из которых получает свое задание:

1) Cистематики.
2) Цитологи.
3) Практики.

На выполнение заданий дается 5-6 минут, после чего в классе организуется их обсуждение.

Первыми выступают “систематики”.

Антониван Левенгук в XVII веке.

Ученики в тетрадях записывают систематику прокариот.

Следующая группа дает информацию о строении прокариот на примере бактериальной клетки. (Слайд 2-6)

В цитоплазме мембран мало, и они представляют собой впячивания наружной цитоплазматической мембраны. Совсем нет органойдов, окруженных мембраной (митохондрии, пластиды и др.) Синтез белков осуществляется рибосомами, имеющими меньший размер, чем у эукариот. Все ферменты, обеспечивающие процессы жизнедеятельности, рассеяны в цитоплазме или прикреплены к внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.. Таким образом.

Вывод.

В бактериальной клетке митохондрий , ЭПС , аппарата Гольджи

Ученики в тетрадях выполняют рисунки, подписывают органоиды.

В подцарстве прокариот особое место занимают цианобактерии, нередко называемых синезелеными водорослями.

Большинство из них, будучи автотрофными организмами, могут синтезировать все вещества клетки за счет энергии света. Однако они способны к смешанному типу питания. Часто вступают в симбиоз с другими организмами, например с грибами.

После разбора вопроса строения бактериальной клетки учитель организует работу с заполнением сравнительной таблицы строения прокариотической и эукариотической клеток.

(Слайд 7-8)

Слово даем третьей группе. (Слайд 9-14)

Встречаются бактерии симбионты, например клубеньковые бактерии, поселяющиеся в корнях растений семейства бобовые, способны усваивать азот из воздуха и, таким образом снабжают эти растения азотом.

Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека.Наиболее опасны патогенные бактерии – источники различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.

Ученики в тетрадях записывают тезисы о значении бактерий в природе. Рассказ учеников учитель сопровождает слайдами из

Слова учителя: Бактерии размножаются делением надвое . После удвоения кольцевой хромосомы и удлинения клетки постепенно образуется поперечная перегородка, а затем дочерние клетки расходятся.

Многим бактериям свойственно спорообразование . Спорообразование возникает, когда ощущается недостаток в питательных веществах или когда в среде в избытке накапливаются продукты обмена. Споры бактерий в сухом состоянии очень устойчивы. В таком состоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет. Попадая в благоприятные условия, споры преобразуются в активную бактериальную клетку.

Споры болезнетворных бактерий, попадая в воду, могут служить причиной возникновения вспышек инфекционных заболеваний.

Таким образом, спорообразование у прокариот является этапом жизненного цикла, обеспечивающим переживание неблагоприятных условий окружающей среды.

Закрепление новой темы: просмотр презентации учителя «Прокариотическая клетка», обсуждение.

Д/з: конспект

Приложение №1

1) Cистематики.

Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антониван Левенгук в XVII веке.

Немного истории. Аристотель пытался все объекты природы систематизировать. У него была "лестница существ". Внизу наиболее примитивно организованные камни, потом растения, животные и человек. Стремление к линейной классификации довольно долго сохранялось, но потом его пришлось отвергнуть, так как объекты живой природы не выстраиваются в единую лестницу. Деление на растения и животные известно давно. Эти группы называют царствами: царство растений и царство животных. Потом были описаны простые одноклеточные растения и животные, о которых не всегда понятно, растения они или животные. Они были выделены в группу одноклеточные (Протисты). Затем открыли бактероий и выделили их в отдельное царство. Позже было в отдельное царство были выделены грибы. Для нас они кажутся похожими на растения, но, тем не менее, от растений они существенно отличаются, в частности, тем, что, как животные, запасают гликоген, а не крахмал. Итак, живые организмы разделили на царства Растений, Грибов, Животных и Простейших (одноклеточных), и царство бактерий, в которую входили все прокариоты.

Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий и сине-зелёных водорослей (строматолиты) относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.

Из-за возможности обмена генами между представителями различных видов и даже родов систематизировать прокариот довольно сложно. Удовлетворительная систематика прокариот не построена до сих пор; все существующие системы являются искусственными и классифицируют бактерии по какой-либо группе признаков, не учитывая их филогенетического родства. Ранее бактерии вместе с грибами и водорослями включались в подцарство низших растений. В настоящее время бактерии выделены в отдельное надцарство прокариот. На основе обмена веществ падразделяются на три подцарства: Архебактерии, Оксифотобактерии, Настоящие бактерии.

Приложение №2

2) Цитологи.

Рассмотрим особенности строения прокариот на примере представителей подцарства Настоящие бактерии.

Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии, вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии, спириллы – бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой

В цитоплазме мембран мало, и они представляют собой впячивания наружной цитоплазматической мембраны. Совсем нет органойдов, окруженных мембраной (митохондрии, пластиды и др.) Синтез белков осуществляется рибосомами, имеющими меньший размер, чем у эукариот. Все ферменты, обеспечивающие процессы жизнедеятельности, рассеяны в цитоплазме или прикреплены к внутренней поверхности цитоплазматической мембраны.. В бактериальной клетке отсутствует ядро, хромосомы не отделены от цитоплазмы оболочкой ядра, а свободно располагаются в ней. Кроме того, в клетке бактерии отсутствуют ряд органоидов: нет митохондрий , ЭПС , аппарата Гольджи и пр. Снаружи клеточная мембрана окружена клеточной стенкой.

Большинство бактерий передвигаются пассивно, с помощью водных или воздушных течений. Только некоторые из них имеют органеллы движения – жгутики. Жгутики прокариот очень просты по устройству и состоят из белка флагеллина, образующего полый цилиндр диаметром 10–20 нм. Они ввинчиваются в среду, продвигая клетку вперёд. По-видимому, это единственная известная в природе структура, использующая принцип колеса.

По способу дыхания бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для дыхания нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит. Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях). ДНК реплицируется, каждая дочерняя клетка получает по своей копии родительской ДНК. Возможна также передача ДНК между неделящимися клетками (посредством захвата “голой” ДНК, при помощи бактериофагов или путём конъюгации, когда бактерии соединяются между собой копуляционными фимбриями), однако увеличения количества особей при этом не происходит. Размножению препятствуют солнечные лучи и продукты их собственной жизнедеятельности.

Поведение бактерий не отличается особой сложностью. Химические рецепторы регистрируют изменения кислотности среды и концентрацию различных веществ: сахаров, аминокислот, кислорода. Многие бактерии реагируют на изменения температуры или освещенности, некоторые бактерии могут ощущать магнитное поле Земли.

При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут часами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С.

Приложение №3

3) Практики.

В природе роль бактерий велика. Они широко населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества. Возвращают химические элементы в биологический круговорот.

И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, а так же ферменты, спирты, лимонную кислоту.

Многие азотофиксирующие бактерии могут жить сами по себе. Некоторые виды также могут обитать в клубеньках бобовых растений. Как было сказано выше, эукариоты не способны к азотофиксации. Поэтому некоторые бактерии в симбиозе с высшими растениями обеспечивают их азотом. Симбиотические азотфиксирующие бактерии живут в клубеньках, которые образуются на корне растения в ответ на проникновение в него бактерий из почвы. На рисунке ниже показаны клубеньки на корнях бобового растения. Клетки такого клубенька набиты азотофиксирующими бактериями. Чтобы изолировать бактерии от кислорода растения синтезируют белок леггемоглобин, похожий по структуре на гемоглобин, который связывает кислород и защищает симбионтов от его действия.

Бактериальные симбионты человека составляют его нормальную микрофлору. Они живут в кишечнике, на коже, на слизистых, обеспечивая либо защиту (конкурентным способом не давая другим, зловредным, бактериям заселить эти участки), либо участвуя в переваривании пищи и синтезировании некоторых, необходимых человеку витаминов. Мы уже упоминали симбионта человека кишечную палочку . Всего к нормальной микрофлоре человека относится около 500 видов бактерий. Если убить всех бактерий на коже или в кишечнике человека, то ничего хорошего из этого не получится. Роль нормальной микрофлоры изучена на стерильных животных. В специальных условиях выращивают животных (крыс или мышей), и смотрят, что с ними происходит в отсутствии бактерий. Надо отметить, что живут они не очень хорошо. Таким образом, каждый реальный человек – это не просто представитель вида Homo sapiens , а целая коллекция различных организмов.

Возбудитель гонореи - гонококк - был открыт в 1879 году Нейсером (поэтому в честь открывателя латинское название этой бактерии - Neisseria gonorrhaea ). Гонококк относится к группе диплококков. Под микроскопом он выглядит как пара кофейных зерен, лежащих рядом.

Бактерия гарднерелла , вызывающее гарднереллез – воспалительное заболевание мочеполовых путей - была описана в середине двадцатого века. Гарднерелла немного крупнее гонококка, имеет характерное для прокариот строение.

Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. Наиболее опасны патогенные бактерии – источники различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки.

Задачи урока (2 слайд):

Образовательные:

  • сформировать представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.
  • познакомить учащихся с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной.
  • охарактеризовать строение цианобактерий как представителей прокариотических организмов.
  • познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности бактерий: способами питания, размножением, значением спорообразования в жизни бактерий.
  • вспомнить значение бактерий в природе и жизни человека.

Воспитательные:

  • формировать культуру биологической речи.
  • прививать интерес к предмету биология.
  • гигиеническое воспитание (гигиенические требования при борьбе с бактериями). Профилактика осложнений гриппа.

Развивающие:

  • развивать общеучебные умения и навыки: составлять план урока, делать биологические схемы и рисунки, заполнять таблицы, самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  • развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе конкретных примеров, проводить аналогии, сравнивать биологические объекты и процессы.
  • отвечать на проблемные вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения.
  • формировать навыки работы с тестами в рамках подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по биологии в формате ГИА.

Межпредметные связи:

ИКТ – создание презентаций в Power Point.

Оборудование:

  1. Программный продукт фирмы «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - Уроки биологии в 10 классе.
  2. Мультимедийное приложение к учебнику 9 класса «Биология. Общие закономерности.
  3. Презентация к уроку.
  4. Компьютер с мультимедиа, смарт-доска.
  5. Раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы и домашнего задания.
  6. Таблица «Царства живой природы».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний и мотивация).

Проводится в форме теста в рамках подготовки учащихся к ГИА по биологии. Вопросы для теста (приложение 1) , бланки ответов и ключи к тесту (приложение 2) .

3. Подготовка к восприятию нового материала. (Постановка учебной задачи.)

На доске записаны биологические термины: прокариоты и эукариоты.

По какому принципу живые организмы делят на две группы?

Какие царства живой природы относятся к каждой группе? (на II-ой вопрос учащиеся отвечают с использованием таблицы «Царства живой природы». (3,4 слайд)

4. Изучение нового материала.

Записываем тему урока в тетради.

  • Распространение бактерий, открытие, эволюция. (Сообщение учителя)
  • Строение прокариотической клетки.
    а) Формы клеток.

Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии, вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии, спириллы – бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой. (6 слайд)

б) Строение прокариотической клетки. (7 слайд).

На доске изображён рисунок бактериальной клетки. Один учащийся подписывает части клетки, остальные делают рисунок в тетради одновременно с ним (приложение 3) .

  1. Оболочка (клеточная стенка)
  2. Цитоплазматическая мембрана
  3. Кольцевая ДНК
  4. Впячивание наружной мембраны
  5. Запасные вещества
  6. Вырост наружной мембраны
  7. Фотосинтезирующие мембраны
  8. Рибосомы
  9. Жгутики

Вывод по строению прокариотической клетки. Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь особенности строения. Затем учитель проверяет правильность написания. (8 слайд)

  1. Нет ядерной оболочки.
  2. ДНК кольцевая, свободно лежит в цитоплазме.
  3. Нет настоящих хромосом.
  4. Нет органоидов клетки, кроме рибосом.
  5. Нет хлоропластов, есть фотосинтезирующие мембраны.
  • Особенности жизнедеятельности прокариотической клетки.

а) Питание: гетеротрофы и автотрофы.

Как питается каждая группа? Привести примеры бактерий, которые так питаются. (9 слайд)

б) Способ получения энергии: аэробные и анаэробные. (10 слайд)

По способу получения энергии бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для получения энергии нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит.

в) Размножение: деление клетки пополам, нет полового размножения. (11 слайд)

Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях).

г) Способ перенесения неблагоприятных условий среды: образование спор. (12,13 слайд)

При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут годами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С. Их находили невредимыми не только в почти кипящих источниках, но и внутри атомных реакторов. Споры сибирской язвы сохраняли жизнеспособность в почве десятки лет.

Работа со схемой «Образование спор у бактерий». (Приложение 4).

  • Значение бактерий в природе. Презентация ученика.

В природе роль бактерий велика. Они широко населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества. Возвращают химические элементы в биологический круговорот. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений (симбиоз) и цианобактерии усваивают атмосферный N2 и превращают его в органические соединения азота. Цианобактерии обогащают атмосферу Земли кислородом в ходе фотосинтеза. По-видимому, именно эти организмы в свое время наполнили атмосферу Земли кислородом при образовании жизни на Земле. Цианобактерии являются индикаторами загрязнения H2O в водоёмах. Они размножаются в водоёмах, загрязнённых органическими веществами, так как имеют 2 способа питания: автотрофный и гетеротрофный.

Почему бактерии называют санитарами нашей планеты?

  • Значение бактерий в жизни человека. Презентация ученика.

Профилактика осложнений гриппа.


СвойстваВиды прокариот 1. Происхождение 2. Среда обитания и распространенность 3. Размеры 4. Форма 5. Строение бактериальной клетки 6. Обмен веществ, отношение к кислороду 7. Питание 8. Размножение 9. Спорообразование 10. Роль в природе 11. Использование человеком






Размеры Размеры бактериальных клеток колеблются в пределах от 1 до мкм












Строение бактериальной клетки 1 клеточная стенка, 2 наружная цитоплазматическая мембрана, 3 хромосома (кольцевая молекула ДНК), 4 впячивание наружной цитоплазматической мембраны, 5 вакуоли, 6 мезосома (вырост наружной мембраны), 7 стопки мембран, в которых осуществляется фотосинтез, 8 рибосома, 9 жгутики.


Строение бактериальной клетки Клеточная стенка прокариот жесткая, содержит полисахариды и аминокислоты. Основной упрочняющий компонент – муреин Клеточная стенка многих бактерий сверху покрыта слоем слизи. Цитоплазма окружена мембраной, отделяющей ее изнутри от клеточной стенки.












Роль в природе А) Бактерии разрушают остатки органического вещества, производят минерализацию. Б) Бактерии – симбионты (кишечная палочка), поселяясь в пищеварительном тракте у животных, расщепляют целлюлозу до глюкозы, и обеспечивает усвоение этих веществ организмом животных, производят витамины и другие вещества. В) Азотфиксирующие (клубеньковые) бактерии способствуют усвоению почвенного азота корнями растений.




Отрицательная роль бактерий Различные виды гнилостных бактерий вызывают порчу пищевых продуктов. Сальмонеллез, ботулизм, холера дизентерия, являются заболеваниями, связанными с употреблением испорченных продуктов. Коклюш, туберкулез, чума, венерические заболевания, столбняк, воспаление легких и многие другие передаются воздушно – капельным или половым путем.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Прокариотическая клетка

Бактерии – «великие могильщики природы» Луи Пастер. Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека.

Свойства Виды прокариот 1. Происхождение 2. Среда обитания и распространенность 3. Размеры 4. Форма 5. Строение бактериальной клетки 6. Обмен веществ, отношение к кислороду 7. Питание 8. Размножение 9. Спорообразование 10. Роль в природе 11. Использование человеком

Происхождение прокариот Первоначально появились в бескислородной среде 2,5-3 млрд. лет назад в морях

Среда обитания прокариот Атмосфера Гидросфера Литосфера Внутри клеток

Размеры Размеры бактериальных клеток колеблются в пределах от 1 до 10-15 мкм

Форма Кокки Диплококки Тетракокки

Форма Стрептококки

Форма Сарцины Стафилококи Палочки (бациллы)

Форма Спириллы Спирохеты Вибрионы

Строение бактериальной клетки На поверхности бактерий часто заметны разного рода жгутики (пилли) и ворсинки (фимбии) – органоиды движения, с помощью которых они передвигаются путем скольжения.

Строение бактериальной клетки 1 - клеточная стенка, 2 - наружная цитоплазматическая мембрана, 3 - хромосома (кольцевая молекула ДНК), 4 - впячивание наружной цитоплазматической мембраны, 5 - вакуоли, 6 - мезосома (вырост наружной мембраны), 7 - стопки мембран, в которых осуществляется фотосинтез, 8 - рибосома, 9 - жгутики.

Строение бактериальной клетки Клеточная стенка прокариот жесткая, содержит полисахариды и аминокислоты. Основной упрочняющий компонент – муреин Клеточная стенка многих бактерий сверху покрыта слоем слизи. Цитоплазма окружена мембраной, отделяющей ее изнутри от клеточной стенки.

Строение бактериальной клетки Основная особенность – отсутствие ядра, ограниченного оболочкой. Наследственная информация у бактерий заключена в одной хромосоме. Рибосомы свободные меньше, чем у эукариотов; на них осуществляется биосинтез белка

Обмен веществ По отношению к кислороду прокариоты делятся на две группы: анаэробные (не нуждающиеся в кислороде); аэробные, (живущие в кислородной среде); некоторые бактерии могут жить как в бескислородной, так и в кислородной средах

Размножение У бактерий выделяют два способа размножения: путем деления клетки надвое и половой

Спорообразование Многим бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, когда ощущается недостаток в питательных веществах или когда в среде накапливаются продукты обмена, т.е. возникают неблагоприятные условия

Роль в природе А) Бактерии разрушают остатки органического вещества, производят минерализацию. Б) Бактерии – симбионты (кишечная палочка), поселяясь в пищеварительном тракте у животных, расщепляют целлюлозу до глюкозы, и обеспечивает усвоение этих веществ организмом животных, производят витамины и другие вещества. В) Азотфиксирующие (клубеньковые) бактерии способствуют усвоению почвенного азота корнями растений.

Использование человеком Получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий (на рис. бифидобактерии)

Отрицательная роль бактерий Различные виды гнилостных бактерий вызывают порчу пищевых продуктов. Сальмонеллез, ботулизм, холера дизентерия, являются заболеваниями, связанными с употреблением испорченных продуктов. Коклюш, туберкулез, чума, венерические заболевания, столбняк, воспаление легких и многие другие передаются воздушно – капельным или половым путем.

Почему Луи Пастер назвал прокариотические организмы – великими могильщиками в природе?

Какие ощущения вы испытываете при изучении этой темы?