Биографии Характеристики Анализ

Природа в стихах А. Пушкина: анализ стихотворения "Зимняя дорога"

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» - одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные русские пейзажи.Сергей Есенин – известный и многими любимый российский поэт, воспевший красоту родного края, ее природу и бескрайние просторы.

Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Пороша» с приведенным ниже

стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»?

Стихотворения С.А. Есенина и А.С. Пушкина сближает прежде всего тема пути, образ дороги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога"

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» - одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные русские пейзажи. « Пробирается луна», « на печальные поляны льет печально свет она». Эти слова передают именно тот пейзаж, который видит Пушкин, проезжая мимо. Наверное, он специально повторяет слова « печальный», « печально», чтобы усилить грусть и уныние. В стихотворении «Зимняя дорога», написанном в 1826 году, звучит традиционная для лирики Пушкина тема дороги.

Даже дорогу поэт называет « скучной», и утомительное звучание колокольчика только еще больше увеличивает печаль автора. Лишь только борзая тройка нарушает всеобщее природное уныние. Пушкин наедине с природой, зимней, уснувшей до весны. Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны. Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.

Однако, в отличие от стихотворений романтического периода, здесь она осмысливается иначе. Романтический герой - вечный скиталец, вся его жизнь - в пути, в дороге, и любая остановка означает для него потерю свободы. В романтической поэзии тема свободы с темой дороги связана очень тесно. Здесь же тема дороги соединяется не со стремлением к свободе, а наоборот - герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной».

Главное, что хотел передать поэт – это грусть и скуку, которая поджидает любого путника на зимней дороге. Природа спит, тишина вокруг, вокруг ни души, от этого становится даже немного жутко. Ведь вокруг ни домов, ни огонька, который бы указывал на присутствие человека. Мрачные мысли роятся в голове, холодно. Одна радость – награда в конце пути: посиделки у камина с дорогим сердцу человеком. Это и придает силы, желание двигаться дальше, ожидать...

А пока что тишина, грусть и тоска, белая гладь и только звенит колокольчик. Даже ямщик, утомившись от песен, задремал и, как будто, слился с безмолвной и зловещей зимней природой. Кажется, безмолвность луны и полей перешла и на него. А мимо только столбы проносятся, которые хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается, конечная цель приближается. Только чем чаще они мелькают, тем бесконечной кажется зимняя дорога.

Стихотворение А. С. Пушкина словно разделено на две части, в первой описывается пейзаж, и чувствуется внутренняя тревога, тоска и уныние писателя, а во второй части автор разговаривает с Ниной, наверное, своей знакомой. Пушкин говорит, что завтра, когда вернется домой, даже встреча с любимой не заставит исчезнуть ту тоску, впечатление от которой еще долго будет жить в его душе. Чтобы передать такое грустное, унылое настроение, автор использует художественно-изобразительные средства: эпитеты (« печальные», « скучный», « однозвучный», « волнистый» и другие).

Эти слова придают стихотворению тревогу и печаль. Присутствуют здесь и олицетворения (« пробирается луна», « льет печальный свет»), эти выражения придают нотку тайны. Когда дочитываешь стихотворение, кажется, будто тихий звон колокольчика затихает вдали…

И последняя деталь – туман, закрывший « лунный лик», придает стихотворению еще большую тревогу и тайну.

А. С. Пушкин любил, понимал и тонко чувствовал русскую природу. Поэт никогда не изображал пейзаж отдельно от человека: состояние его души всегда находится в гармонии с природой.
В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Сергей Есенин – известный и многими любимый российский поэт, воспевший красоту родного края, ее природу и бескрайние просторы. Строки его произведений легко запоминаются и вызывают самые яркие чувства. В стихотворении «Пороша», автор очень искусно описывает зимнее время года: деревья, покрытые белым одеянием, зимнюю дорогу, устланную, как шалью сухим и свежим, легким снегом.

Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства . Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют собой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.

«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», - в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота . Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Есенин искренне, как ребенок, милуется зимним пейзажем в лесу. Он очень нежно и трепетно передает в своем стихотворении картину зимнего леса. Зиму он называет невидимкой, которая очень хорошо постаралась и приодела все вокруг в белый наряд. Она повязала на сосну косынку, от чего та согнулась и стала похожа на старушку, опершуюся

на клюку. А дорогу превратила в белую ленту, звенящую под копытами. Все вокруг окутано белым снегом и мило уснуло прелестным сном, очутившись в прекрасной сказке.

Для придания зимнему пейзажу необычности и загадочности, автор использует необычные звуки, которые нарушают первоначальную тишину. Прислушавшись к тишине, поэт подмечает, что треск снега под копытами лошадей настолько громкий, что его слышно очень далеко, кажется «словно серые вороны раскричались на лугу». А дятел, усевшись под «самою макушкой» елки, словно старушки, очень громко стучит, выискивая что-то важное.

Как приятно надеть теплую шубу, валенки, шапку, закутать руки в теплые рукавицы и отправиться в дорогу по лесу, полям и лугам. Сесть в сани, запряженные тройкой лошадей с бубенцами и проехать по укатанной дороге под песни ямщика. Как прекрасны просторы родной земли зимой, как все торжественно и красиво.

Вот и лирический герой Есенина милуется зимой в лесу. Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу - повязала на сосну косынку, отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. Заложник этого сна весь лес. И валит снег, он застилает все белой шалью, окутывает всю землю. Как радостно и весело на душе в такую пору.

Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо,- это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов, где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны.

Все мы ездим по дорогам, однако не все так замечают окружающие нас вещи. Лирического героя Есенина не утомляет одиночество в пути, он не погружается в себя и раздумья. Поэт открыт природе, наверное, поэтому и она показывает ему в дороге свои самые красивые пейзажи.

Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму. И то, как он описывает зимний пейзаж, вызывает непреодолимое желание влюбиться в нее самому. От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега, так и хочется прокатиться на санях или поиграть в снежки, слепить снежную бабу.

Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны.

Есенин сумел увидеть в обычной картине зимней дороги, настолько интересные и загадочные вещи и очень непринужденно и легко передать это в стихах. Чтобы так чувственно и красочно описать обычную зимнюю природу, нужно действительно пропустить эту красоту через себя, проникнуться ее прелестью и излить всю глубину очарования в стихах, подобрав к каждому элементу пейзажа замечательные слова.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1400 Светкина Ольга Анатольевна.

Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Пороша» с приведенным ниже

стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»?

Стихотворения С.А. Есенина и А.С. Пушкина сближает прежде всего тема пути, образ дороги. Лирический герой Есенина так же, как у Пушкина, зимой созерцает мир, двигаясь в конной повозке. Там и там есть мотив звона. У Есенина звон доносится из-под копыт коня, у Пушкина «колокольчик однозвучный / Утомительно гремит». Стихи Есенина так же, как у

Пушкина, написаны одним размером – двухсложным хореем. Эффект протяжности, напевности у того и другого поэта придают многочисленные пиррихии. Состояние лирических героев разное, но восприятие дороги как чего-то сложного, зовущего, таинственного, манящего - как ощущение проживаемой жизни - характерно для этих стихотворений русской

философской лирики.

1.2.1. Какой предстает в стихотворении природа, преображенная порошей? Удивительной, одухотворенной и прекрасной предстает природа в стихотворении С.А. Есенина. Это живой, олицетворенный мир, в котором лирический герой слышит звуки: звоны из-под копыт коня, шум ворон, стук дятла. Он видит заколдованный лес с дремлющей старой сосной и долбящим дятлом. А главное – это расширяющееся вдоль и вверх пространство: от звука из-под копыт коня, через дятла под макушкой сосны – и переход к бесконечному простору впереди, потому что «дорога убегает лентой вдаль». И возникает чудная картина мира, манящая лирического героя вперед, в бесконечную даль.

1.2.2.Стихотворение С.А. Есенина начинается и заканчивается образом дороги. Какой смысл приобретает этот образ в стихотворении.

Образ дороги – ключевой в мировой литературе. Под дорогой в прямом смысле мы понимаем географический путь из конкретного пункта А в пункт Б, даже если это дорога из дома в школу. Другая «дорога» – путь человека и человечества – имеет переносное значение, обретает философский смысл. Так и в стихотворении Есенина конкретный образ дороги, в которую устремился лирический герой, созерцающий дивный мир вокруг, преобразуется в образ бесконечной дороги жизни, той дороги, что «убегает лентой вдаль». Тогда этот образ мы воспринимаем как философский.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1400 Светкина Ольга Анатольевна.


Пейзажи А. С. Пушкина - не только воплощенные в художественную форму образы природы, но и инструмент для передачи собственных переживаний. Стихотворение, о котором рассказывается в статье, изучается в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимняя дорога» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1826 г., впервые появилось в печати в журнале «Московский вестник» за 1828 г.

Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «сердечная тоска».

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».

Эпитеты «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты».

История создания

Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора - Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе, под образом таинственной Нины скрывается София.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту свое покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряженным.

Впервые «Зимний вечер» увидел мир в 1828 г. в журнале «Московский вестник».

Тема

В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы - красоты зимней природы и «сердечной тоски». В центре произведения лирический герой, второстепенные образы - Нина и ямщик.

Лирический герой едет по зимней дороге, наблюдая за природой. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется мужчине скучной и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничего не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты» . Глушь еще больше угнетает героя.

Скука героя немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что мужчина влюблен в нее, ведь говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь» . Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.

В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: даже веселые зимние пейзажи могут превратиться в унылые картины, если рядом нет близкого человека; природа способна отражать все чувства человека.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи катренов. Разбор формальной и смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.

Жанр

Жанр произведения - элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая свою печаль, в стихах, обращенных к Нине, вместе с радостными нотками чувствуется тоска. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Зимний пейзаж создается помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты : «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты» . Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры : «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик» . Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы , например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: « То разгулье удалое, то сердечная тоска» .

Для того чтобы передать печаль героя А. С. Пушкин в трех катренах использует оборванные предложения.

Проанализируйте композицию стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен

Дремля, смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Композиция сюжета стихотворения «Зимняя дорога» состоит из нескольких частей. Особенности монтажной композиции таковы, что вначале мы видим автора едущего «По дороге зимней, скучной». Монотонный звук колокольчика, и однообразный пейзаж, и бег борзой тройки, и песни ямщика утомляют путника, навевают ему скуку, грусть. И мысли его уносятся вдаль, туда, где ждет его милая, добрая женщина по имени Нина, жарко пылающий камин, стрелка часов, отсчитывающая минуты и часы приятного общения.

Скучно, грустно... Завтра, Нина

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

И вновь путник возвращается к зимней дороге. Но сюжет уже сменятся. Та же луна, та же дорога, тот же монотонный колокольчик, но стало еще более грустно и скучно, т.к. даже ямщик, утомленный дорогой, морозом, уже не поет, он дремлет на облучке. Грустно, дремотно. Только одна радость - ожидание близкого свидания.

Повествовательная композиция имеет также свои особенности, выражающиеся эпическими чертами. Она как бы охватывает большие, неопределенные в границах временные и пространственные отрезки. Зимняя дорога пропускается через всю жизнь автора, она как бы соединяет его с прошлыми воспоминаниями, с ощущением предстоящей встречи с милой женщиной.

Предметная композиция стихотворения. Четкими выверенными мазками он рисует и «волнистые туманы», и печальный свет луны, и снежные просторы сколько видит глаз («Ни огня, ни черной хаты», «только версты полосаты»). Но уже с этих первых строк мы воображаем и зимний пейзаж, и получаем представление о самом авторе. По всему видно, что он часто путешествует, с самого детства ему знакомы долгие песни ямщика. И здесь сюжет стихотворения приобретает краски ретроспективного сюжета:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Только запахи, звуки образа детства становятся родными и близкими.

Интересны и речевые средства сюжета. Все стихотворение построено на внутреннем диалоге автора, то он размышляет, погружен в свои мысли, в свои воспоминания, то обращается к Нине, как бы жалуясь ей на скуку, усталость от дороги и ожидания встречи.

Мало кому из поэтов удавалось гармонично переплетать личные чувства и мысли с описаниями природы. Если читать стих “Зимняя дорога” Пушкина Александра Сергеевича вдумчиво, можно понять, что тоскливые нотки связаны не только с личными переживаниями автора.

Стихотворение было написано в 1826 году. С момента восстания декабристов прошел год. Среди революционеров было немало друзей Александра Сергеевича. Многие из них были казнены, некоторые – сосланы на рудники. Примерно в это время поэт сватается к своей дальней родственнице, С.П. Пушкиной, но получает отказ.

Это лирическое произведение, которое проходят на уроке литературы в четвертом классе, можно назвать философским. Уже с первых строк понятно, что автор пребывает отнюдь не в радужном настроении. Пушкин любил зиму, но дорога, по которой ему приходится ехать сейчас, безрадостна. Печальная луна озаряет своим тусклым светом печальные поляны. Лирический герой не замечает прелести уснувшей природы, мертвая зимняя тишина кажется ему зловещей. Его ничто не радует, звук колокольчика кажется унылым, в песне ямщика слышится созвучная мрачному настроению путника тоска.

Несмотря на грустные мотивы, текст стихотворения Пушкина “Зимняя дорога” нельзя назвать полностью меланхоличным. По мнению исследователей творчества поэта, Нина, к которой мысленно обращается лирический герой – это избранница сердца Александра Сергеевича, Софья Пушкина. Несмотря на ее отказ, влюбленный поэт не теряет надежды. Ведь отказ Софьи Павловны был связан только со страхом перед нищенским существованием. Желание увидеть любимую, посидеть рядом с ней у камина придает герою силы продолжать свое безрадостное путешествие. Минуя “версты полосаты”, напоминающие ему о переменчивости судьбы, он надеется, что вскоре его жизнь изменится к лучшему.

Учить стихотворение очень легко. Скачать его или читать онлайн можно на нашем сайте.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Александра Сергеевича Пушкина недаром считают гениальным поэтом, ведь в своих произведениях он, как ни кто другой, мог связывать свои чувства и переживания с происходящими событиями или картинами природы. Ярким подтверждением этих слов является невероятно лирическое и романтическое стихотворение «Зимняя дорога».

Данная работа была написана Пушкиным в 1826 году. Многие литературные критики сходятся на мысли о том, что данная лирическая работа была посвящена Софье Пушкиной. Софья Федоровна была дальней родственницей Александра Сергеевича.

Стихотворение «Зимняя дорога» имеет довольно печальную предысторию. Говорят, что Пушкина испытывал к Софье довольно пылкие чувства. Александр Сергеевич даже сделал ей предложение руки и сердца, но был отвергнут. Именно поэтому исследователи считают, что образ Нины в данном стихотворении является прообразом Софьи Федоровны.

Первые строки стихотворения «Зимняя дорога» передают нам душевное состояние Пушкина. Мы понимаем, что Александр Сергеевич находится в унынье. Лирическая работа наполнена темными, печальными красками. Так, про поляны поэт говорит, что они «печальные», луна также печально льет свой свет, сама дорога является «скучной». И только «колокольчик однозвучный» и «долгие песни ямщика» вносят некое разнообразие.

Возможно, такое настроение Пушкина можно объяснить тем, что поэт понимал неизбежность поражения в своей задумке о женитьбе, но верил, что Софья ответит согласием. Поэт мечтает, что уже в скором времени увидит любимую и «забудется у камина». Он верит, что долгая зимняя дорога оправдает себя.

В стихотворении «Зимняя дорога» Александр Сергеевич проводит параллели со своей собственной жизнью, которая казалась поэту такой же серой, грустной, холодной.

К моменту написания данного стихотворения, Пушкин был уже состоявшимся поэтом. Он мечтал о всеобщем признании и славе. Но высшее общество холодно относилось к нему. Виной всему было пристрастие Пушкина к азартным играм. К тому времени Александр Сергеевич успел промотать все отцовское наследство. Возможно, именно эта пагубная привычка стала причиной негативного ответа Софьи Федоровны на предложение о бракосочетании.

Несмотря на все это, Александру Сергеевичу удалось создать невероятно чувственное и романтическое стихотворение «Зимнее утро».