Биографии Характеристики Анализ

Процедура остракизма в афинах. Что означает остракизм? История термина

На протяжении столетия (конец VI-V вв. до п. э.) в Афинах существовал еще один, своеобразный тип тайного голосования, получивший название «остракизм» («остракофория») или «суд черепков» (от греческого «остракон» - черепок, обломок глиняного сосуда). По инициативе Клисфена (предположительно, в 506/505 г. до п. э.) община получила право официально изгонять из пределов полиса па десять лет любого общественного деятеля, чья популярность могла привести к узурпации власти и угрожала основам народовластия. Узаконенное изгнание па основании «суда черепков» не являлось наказанием за какое-либо конкретное преступление или проступок, его целыо было устранение отдельного гражданина, чье присутствие в пределах полиса считалось опасным, нежелательным1".

Данный способ изгнания, скорее всего, не был изобретением Клисфена. Учеными высказывались предположения, что к остракизму прибегали еще во времена наследников тирана Писистрата, но тогда прерогатива в этом вопросе принадлежала Совету четырехсот1.

Этой мере воздействия подвергались знатные граждане; таким образом, остракизм можно рассматривать и как признание полисом значительности авторитета того лица, против которого он применялся.

Характер остракизма подчеркивает верховенство власти полиса над его гражданами. Подвергнутые «суду черепков» не могли оспорить приговор народа, предоставить доказательства своей лояльности.

Один раз в году народное собрание рассматривало вопрос о том, имеется ли необходимость применения остракизма. В случае положительного ответа на этот вопрос, созывалось специальное собрание. О том, как оно проходило, рассказывают сочинения античных авторов Филохора и Плутарха: «Площадь огораживалась досками, причем оставлялось десять входов; через них входили по филам и подавали черепки, поворачивая книзу написанное. Председательствовали при этом девять архонтов и Совет»41; «Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем пес к определенному месту і га площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали несостоявшимся. Затем все имена раскладывались порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущества»42.

Видимо, следует понимать сообщение античных авторов таким образом, что 6 ООО черепков составляли миннмалыюе количество острака, обрекающее на изгнание того кандидата, чье имя в них содержалось. Общее число голосующих, безусловно, было значительно большим.

В разные годы путем остракизма из Афин были изгнаны такие известные политики как Кимон, Аристид, Фемистокл, Дамой (учитель Перикла).

Наиболее часто этот электорально-политический инструмент применялся в 480-х гг. до н. э. Последний известный случаи относится к 416 или 415 гг. до н. э.

В нашем распоряжении имеется слишком мало данных для того, чтобы точно указать обстоятельства, при которых остракизм был исключен из числа действующих политических институтов афинского государства. По сообщению Плутарха, народное собрание приняло постановление, навсегда упраздняющее остракофорию: «Возмущенный тем, что остракизм сделался предметом издевательства и поношения, парод упразднил его навсегда»43.

Острака. V в. до н. э. (Афины, музей Агоры), (фото)

Рассматривая формальную сторону процедуры остракизма, мы обнаруживаем в ней ряд черт, родственных современным выборам. Разумеется, не следует забывать о том, что целыо остракизма было понижение в правах, а не предоставление полномочий. Существовал узаконенный кворум «избирателей», имели место своеобразные «бюллетени» с именами - обломки глиняных сосудов. Порой граждане не ограничивались простой фиксацией имени потенциального изгнанника, они добавляли к нему карикатурные изображения, стихотворные строки, нелестные эпитеты, показывая тем самым свое негативное отношение к данному политику («бесчестный», «развратник», «мидянин»). Подобные проявления экспрессии электората свойственны и для практики новейшего времени.

В Афинах существовала еще одна политическая процедура, схожая с остракизмом. Совет пятисот мог исключить из своих рядов лицо, не соответствующее высокому статусу булевта. В таком случае применялась «экфил- лофория» - голосование листьями, па которых члены Совета писали имя своего коллеги, подлежащего исключению: «Совет приступил к голосованию. И сначала, при подаче голосов масличными листьями, он исключил Тимарха из своих списков, однако затем, при голосовании камешками, вновь принял его в свои ряды»44.

Завершая рассмотрение избирательных процедур, применявшихся в древних Афинах, необходимо отметить их важное значение для дальнейшего развития традиций демократии и народовластия. Политическое устройство афинского полиса, особенности функционирования этого типа государства начали пристально изучать еще в эпоху античности. Фукидид, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Цицерон и многие другие мыслители древности внимательно рассматривали достоинства и недостатки прямого народовластия.

Античные идеалы гражданской свободы, равенства и сопутствующие им избирательные процедуры стали частью теоретического фундамента политических доктрин и концепций нового времени.

В современной психологии остракизм - это игнорирование или неприятие человека окружающими. В общем-то, такое определение уже достаточно полно отражает сущность явления. Сегодня остракизм - это достаточно широкое понятие, которое можно применить ко всему спектру социальных отношений. Везде, где есть взаимоотношения между людьми, существует в какой-либо мере и игнорирование или изгнание отдельных личностей. Таким образом, остракизм - это то, что превращает человека в общественного изгоя, маргинала. Вместе с тем это понятие имеет корни,

Которые совершенно четко прослеживаются.

Античный остракизм

Значения многих терминов пришли в современные европейские языки из древнегреческого. Античные полисы-государства дали современному миру множество политических идей и концепций. К этой области относится и изначальный остракизм. Это понятие на заре своего существования также относилось сугубо к и являлось инструментом сохранения демократического правления в полисах. Традиционно целый ряд городов-государств имел всенародную систему управления, когда самые важные вопросы в жизни города решались всенародным собранием его граждан (исключая женщин, чужеземцев и рабов) - эклессией. Тем же народным собранием избирались своеобразные временные органы правления. Эта процедура являлась превентивным инструментом для избегания узурпации власти со

стороны какого-либо гражданина или группы людей. Подвергнуть остракизму могли любого гражданина, популярность или политическое могущество которого начинало угрожать устройства полиса. Проводилась процедура в январе каждого года. Председатели из Совета пятисот (своего рода парламента) регулярно ставили на рассмотрение общественности вопрос о необходимости остракизма. Если решение одобрялось, то сама процедура проводилась весной этого же года. В определенный назначенный день каждый из имеющих право граждан приносил с собой черепок (отсюда и название), где было написано имя человека, который, по его мнению, является угрозой, и которого следует изгнать. Голосование было тайным. Каждый гражданин заходил в подготовленное огражденное от посторонних глаз пространство с черепком, зажатым в руке, и клал его в специальную коробку. По итогам

Дня проводился подсчет голосов. Тот, чье имя наиболее часто упоминалось в надписях, должен был в десятидневный срок уладить все свои дела в полисе и покинуть его. Изгнание продолжалось, как правило, десять лет, хотя срок мог быть изменен в зависимости от того, насколько сильной представлялась угроза со стороны этого человека. Считалось, что за этот период влиятельная особа растеряет свою популярность, и по возвращении уже не будет угрожать демократическим основам города. Вместе с тем изгнанники не лишались ни прав гражданства, ни земельного надела (который обязательно имел каждый член общины), ни собственности. Изгнание они, как правило, проводили в других полисах полуострова, будучи там негражданами - метеками. Вернувшись в родной город, они восстанавливались во всех правах и обратно получали собственность.

«В 510 г. Гиппий был изгнан из Афин. Нового вождя и реформатора звали Клисфен . Аристократ по рождению, но, видимо, последовательный демократ по убеждениям, Клисфен нанёс тяжкий удар афинской родовой аристократии.

Наиболее важным пунктом в его реформе 508 года было изменение административного деления Аттики. Некогда (легенда утверждала, что при мифическом царе Ионе) вокруг Афин объединилось четыре соседних племени - филы. Вся система выборов и представительства, созданная Солоном , базировалась на этих четырёх филах.

Естественно, что родовая аристократия сохраняла в них свое традиционное влияние. Клисфен же разбил Аттику на 10 фил, причём в состав каждой из них были включены жители разных мест: из города, с побережья и из внутренней части страны. Новые филы стали безликими единицами административного деления, тяготеющими к городу: Роды в них перемешались, аристократы утратили своё влияние. 50 человек от каждой филы по жребию избирали в совет пятисот (вместо прежнего Совета четырёхсот). По филам - тоже по жребию - выбирали в гелиею, формировали отряды тяжеловооружённых пехотинцев («гоплитов»). По одному человеку от каждой филы Народное собрание выбирало на учреждённые Клисфеном новые должности высших военачальников - «стратегов».

Избрание в стратеги не было ограничено имущественным цензом. Кроме того, их действительно выбирали открытым голосованием, а не назначали по жребию. Наконец, хотя стратеги отчитывались и переизбирались ежегодно, на эту должность можно было быть избранным неограниченное число раз.

Необходимость ответственного выбора военачальников диктовалась сложностью задач, которые им теперь приходилось решать. В сражениях участвовало намного большее (чем во времена Солона ) число воинов - различно вооружённых, пеших и конных. Исход боя теперь в немалой степени зависел от опыта и искусства стратега. Полагаться при его избрании на слепой жребий было бы опасно. Неразумно было и ежегодно менять командующих. Со временем, когда Афины станут во главе союза греческих городов, практика ежегодной замены по жребию гражданской администрации тоже выявит свою несостоятельность. В обход её будут, расширяться полномочия стратегов, а у Народного собрания появятся неформальные лидеры. Но до этого ещё далеко.

Важным нововведением Клисфена была процедура «остракизма», направленная против угрозы возобновления тирании. Народное собрание решало вопрос о том, имеются ли основания опасаться попытки узурпации государственной власти. Если такая опасность признавалась, народ в назначенный день сходился на рыночную площадь для остракизма. Каждый гражданин на глиняном черепке («остраконе») писал имя того, кто по его мнению намеревался посягнуть на демократию. Потом черепки сортировали и подсчитывали.

Названный большинством голосов должен был удалиться из Афин на 10 лет. Имущество его при этом не конфисковывали, а по возвращении в Афины он полностью восстанавливался в гражданских правах. Остракизм был задуман не как мера наказания, а для предупреждения возможности ущемления демократии. Хотя, как и следовало ожидать, в последующей истории Афин он не раз использовался совсем в других целях.

Реформы Клисфена поставили Афины на путь последовательного развития демократии, так что некоторые исследователи именно Клисфена считают её родоначальником. Кстати говоря, отметим, что рабов в Афинах всё ещё было очень мало».

Остерман Л.А., О, Солон! История афинской демократии, М., «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина», 2001 г., с. 22-23.

Многие термины, используемые в современном мире, раньше имели другое значение, но спустя время они стали охватывать больше сфер. К ним можно отнести такое понятие, как «остракизм», который впервые начали использовать в Древней Греции.

Что это остракизм?

Изначально слово «остракизм» обозначало скорлупу или черепок, который использовали для голосования в древних Афинах. Чтобы лучше понять, что это остракизм, стоит заглянуть немного в историю. В те времена греки проводили голосования по любому поводу и если какой-то политик, по мнению общества, был опасен для демократии, то народ решал его судьбу. Люди писали на черепках (остракизмах) имя общественного деятеля, поведение которого не устраивало. Если набиралось минимум 6 тыс. голосов, то человека подвергали остракизму и выгоняли из государства на 10 лет.

Остракизм – психология

Специалисты в области психологии тщательно изучают тему остракизма, поскольку он имеет серьезные последствия. Под этим термином понимают неприятие или полное игнорирование человека окружающими людьми. В результате «жертва» не может реализовать свою потребность в принадлежности к определенной группе. Остракизм в психологии является средством регулирования социального поведения.

При проявлении игнорирования у человека наблюдается плохое настроение и раздражительность. Он либо предпринимает попытки восстановить контакт с людьми, или же прекращает общение полностью. Выясняя, что означает остракизм, стоит отметить, что самым распространенным способом его проявления является молчание. Еще в пример можно привести неприятие человека, попавшего в новую компанию, или оставшееся без ответа письмо.


Социальный остракизм

Если рассматривать это понятие со стороны социальных норм, то можно сказать, что остракизм может проявиться во всех областях, где люди взаимодействуют друг с другом. Предать остракизму могут школьника, который чем-то отличается от большинства учеников или сделал что-то постыдное. Игнорирование проявляется на работе, когда сотрудники не принимают нового работника или же перестают общаться с человеком, который лучше себя проявил или рассказал начальнику о промахе коллег. Остракизм отчетливо виден в тюрьме между заключенными или в армии.

Остракизм в современном обществе

К сожалению, современное общество часто выказывает свою жестокость по отношению к людям, которые проявляют «слабину». Остракизм в наше время кроет в себе серьезную опасность, поскольку для некоторых людей со слабым характером игнорирование является страшным наказанием, которое может толкнуть их на необдуманные поступки и даже привести к . В некоторых случаях остракизм сочетается с жесткостью.

Остракизм – истоки моббинга

Неприятие и игнорирование человека обществом стало основой появления , под которым понимают враждебное отношение человека или группы людей к другому индивиду в трудовом коллективе. Цель «травли» заключается в том, чтобы довести человека до добровольного увольнения. Распространенные методы моббинга: насмешки, придирки, оскорбления, дезинформация, бойкот, порча вещей и так далее. Стоит заметить, что моббинг опасен не только для психологического, но и для физического здоровья.

Подвергнуть остракизму могут по разным причинам, но в большинстве случаев всему виной жесткая конкуренция. Исследователи провели эксперимент и установили, что чаще игнорированию подвергаются люди со слабым характером или одиночки. Моббинг имеет серьезные последствия, поэтому, например, в Швеции он официально запрещен. Ученые доказали, что в 76% случаев люди, которых унижали на работе, страдали от сильного стресса и его последствий. Печальная статистика показывает, что 10% самоубийств происходит из-за моббинга.

Остракизм (от греч. ostracon - черепок буквально «голосование че­репками», изгнание отдельных граждан по решению Народного собрания (обычно на 10 лет. Введенная Клисфеном мера, направленная против возмож­ности тирании в Афинах. Каждый обладавший правом голоса гражданин пи­сал на черепке имя того, кто опасен для народа. Остракизм имел место в VI V вв. до н. э. в Афинах, в Артосе. По Плутарху (Аристид, 1), «остракизм никогда не применялся к бедным, но лишь к людям знатным и могущественным, чья сила была ненавистна согражданам».

Аристотель. «Афинская полития»

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) древнегреческий философ и уче­ный -энциклопедист.

22. В результате этих изменений государственный строй стал го­раздо более демократичным, чем солоновский. Это и понятно: законы Со­лона упразднила тирания, оставляя их без применения; между тем, изда­вая другие, новые законы, Клисфен имел в виду интересы народа. В их числе издан был и закон об остракизме.

Аристотель. Афинская полития.

М.- Л., 1936. - С. 51.

Плутарх. «Аристид»

Остракизм не был наказанием за какой-нибудь низкий поступок; бла­гопристойности ради он назывался «усмирением и обузданием гордыни и чрезмерного могущества», но, по сути дела, оказывался средством утишить ненависть, и средством довольно милосердным: чувство недоброжелательст­ва находило себе выход не в чем-либо непоправимом, но лишь в десятилет­нем изгнании того, кто это чувство вызвал...

Обыкновенно суд происходил так. Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали несостоявшимся. Затем все имена раскладывались порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущест­ва.

Рассказывают, что когда надписывали черепки, какой-то неграмот­ный, неотесанный крестьянин протянул Аристиду 1 - первому, кто попался ему навстречу, - черепок и попросил написать имя Аристида. Тот удивился и спросил, не обидел ли его каким-нибудь образом Аристид. «Нет, - отве­тил крестьянин, - я даже не знаю этого человека, но мне надоело слышать на каждом шагу «Справедливый» да «Справедливый»... Аристид ничего не ответил, написал свое имя и вернул черепок.

Плутарх. Указ. соч. - Т. 1.

Филохор2. Фрагмент № 30

Народ производил предварительное голосование перед восьмой пританией по вопросу, находит ли он нужным «подавать черепок». Если это признавалось нужным, рыночная площадь (агора) огораживалась досками, причем оставляли десять входов; через них входила каждая фила отдельно, а черепки подавали, поворачивая их надписью вниз. Наблюдали за этим де­вять архонтов и Совет. Затем черепки подсчитывали, и тот, против кого было подано больше всего голосов, и притом не менее шести тысяч, должен был удалиться из города на десять лет (впоследствии на пять). Перед этим он должен был в течение десяти дней дать другим и сам получить удовле­творение по своим личным делам; он сохранял право пользоваться дохо­дами, но не имел права приближаться к черте Гереста, мыса на Эвбее...

Из людей малоизвестных один только Гипербол был изгнан посред­ством остракизма за свою нечестность, а не потому, что его подозревали в стремлении к тирании. После него прекратился этот обычай, который вел свое начало от законодательства Клисфена, когда этот последний из­гнал тиранов и хотел также изгнать их друзей.

Хрестоматия по истории древнего мира/

под ред. В. Г. Боруховича. -

Саратов, 1973. - С. 127.