Биографии Характеристики Анализ

Прозвучало над ясной рекою фет. Анализ стихотворения вечер афанасия фета

5 января 1820 года родился один из самых лирических поэтов России - Афанасий Фет. Среди величайших талантов девятнадцатого века его имя не затерялось. Его маленькие шедевры величиной в 8-12 строк, такие как «Летний вечер» или «Вечер» запоминаются в силу глубины и самобытности образов и их выражения.

Вечера и ночи

В этот цикл А. Фет включил два «вечерних» стихотворения. Написанные в разные годы они удивительно разнятся. В первом, более раннем, поэту еще требуется собеседник. Во втором - он тихо наслаждается сумерками, наступающей ночью, которая всему живому подарит покой.

Только он один, только затихающая красота вселенной, которую для нашего наслажденья создал Господь.

Маленький шедевр

В 1847 году, будучи двадцатисемилетним офицером, он служит на Украине и уединяется на берегу речушки с другом или подругой. Простые слова, что вечер ясен и тих, призывает спутника вглядеться в трепет таинственной дремы ив над рекой, в бледно-красный закат, чуть приглушенный, в блеск прихотливых извивов реки - это анализ стихотворения «Летний вечер». Фет видит, как колышет ветер кроны над лесом, и хочет, чтобы это заметил невидимый нам собеседник.

Эту безмятежность нарушает только топот табуна и ржанье лошадей. Но это милые привычные звуки. Из цвета, блеска и звуков складывается симфония, которая не угаснет, когда на небе появятся звезды. Так и видишь двух офицеров после учений на плацу, спешившихся и прилегших на берегу и грызущих травинки. Крупным планом они рассматривают то, что днем могут увидеть только мельком, а то и вовсе не заметить. Спокойный, окрашенный закатными красками пейзаж, наполняется звуками. Он готов объять и вместить в себя всю гармонию мира. Таков Фета « Летний вечер». Эта миниатюра способна заменить целую повесть.

Одиночество вечером

Недлинное, всего 12 строф, стихотворение Фета «Вечер». Анализ, точнее наслаждение меркнущим вечером, далекими неясными звуками за рекой. Герой внимательно вслушивается. Что-то прокатилось в тишине над рощей - об этом говорит стихотворение Фета «Вечер». Анализ простой повседневности - это и есть тема стихотворения. Неброская красота божьего мира объемлет поэта целиком. Но как лирический герой пристально вглядывается в детали! Анализ стихотворения Фета «Вечер» - это тонкая фиксация минутного прихотливого настроения. Изгибами бежит на запад речушка, прогорев на солнце, дымом растворяются облака.

Из этих визуальных и музыкальных подробностей, из этой зоркости складывается стихотворение Фета «Вечер». Анализ уходящего дня, его вздохи, затеплившаяся, голубым и зеленым, яркая зарница, веющий влагой теплом пригорок - ничего не пропустил внимательный любовный взгляд. Сегодня ему и спутника не надо - требуется только дать всему миру войти в его душу и наполнить ее. Внутренние связи тщательно подобранных деталей передают Из этих подробностей складывается стихотворение Фета «Вечер». Анализ своих акварельных переживаний он передает читателю. Как он близок к тому, что видит взгляд и слышит ухо. Его искренние песни учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

Поэт и эпический прозаик

Л.Н. Толстой одним из первых оценил во всей полноте лирическую дерзость своего современника, соседа и друга.

Будучи крепким хозяином поместья, Фет часто наезжал в хлебосольный и открытый дом Льва Николаевича в Ясной Поляне. А тот удивлялся, откуда у такого хозяйственного, добродушного и толстого человека способность передать самые тонкие движения души, заполнить мир красотой.

Поэт бежит от рассудочности, и мысли возникают у него неожиданно и ослепительно. подобна трепетанью изменчивой жизни.

К середине 1850-х годов музыкант русской поэзии Афанасий Фет выпустил 3 книги стихов. На 35-ом году жизни он создает несравненное по художественной точности стихотворение «Вечер».

Главной темой стихотворения является таинственное очарование природы. В своем пейзажно-лирическом стихотворении автор воспевает красоту перехода от дня к ночи. При этом использует не только богатую палитру красок: «ясной рекою» , «в померкшем лугу» , «в полумраке» , «засветилось» , «золотыми каймами» , «теплится ярко» , «голубым и зеленым огнем» , но и звуки: «прозвучало» , «прозвенело» , «рощей немою» . Музыка и живопись гармонично сливаются, и в этом уникальная особенность поэзии А. А. Фета. Красота неуловима, однако художник слова останавливает время и раскрывает загадки мельчайших изменений природного мира.

Следует отметить особую роль анафоры. Не случайно в первой строфе каждый стих начинается с глагола, так как каждый из них описывает движение солнца.

«Прозвучало над ясной рекою» . Здесь - жаркое солнце в зените. Словно звуки аккорда, свет разливается по всему необъятному простору.

«Прозвенело в померкшем лугу» . В этих строчках можно увидеть прощальные лучи солнца, звенящие издали светло и радостно, как будто колокольчики, но не так торжественно, как «прозвучало».

«Прокатилось над рощей немою» . В этом стихе угадывается солнышко, которое, быть может, торопится уехать на тройке лошадей с бубенцами, а немая роща, словно провожая гостя, не решается печально крикнуть ему вслед, чтобы остановить. Здесь присутствует художественный образ закона природы.

«Засветилось на том берегу» - конечно же, это закат!

Лирический герой - это сам поэт. Его образ передает глубокая чувственность при помощи метафор : «вздохи дня», «в дыханье ночном», и категории состояния: «сыро», «жарко» . Благодаря олицетворению природа предстает живым существом: «река убегает» . Необычайно точно использовано сравнение «разлетелись, как дым, облака» . Великолепие вечернего пейзажа помогают изобразить эпитеты : «ясной рекою», «померкшем лугу», «золотыми каймами», «дыханье ночном», «теплится ярко», «голубым и зелёным» .

В стихотворении используется перекрестная рифма : созвучие стихов, первый с третьим и второй с четвертым. Форма стихотворного ритма последовательно выражена на протяжении всего произведения, образует метр стиха, или размер. В данном случае трехсложный размер - анапест , в котором ударение падает на третий слог. Стихотворение состоит из трех строф.

Сюжет прост и сложен одновременно. После первого четверостишия, показавшего динамику солнца, второе тоже характеризует движение, но уже реки и облаков. Заканчивается сюжетная линия описанием подступающей грозы.

В период создания стихотворения в русской литературе уже образовалось 2 течения: это чистое искусство, направлению которого следовал А. А. Фет, и реалистическое, народное искусство, представителем которого являлся Н.А. Некрасов .

Мало кто знает, что еще совсем юный поэт учился играть на скрипке, этим объясняется музыкальность и образность его стихотворений. Первая любовь писателя была одаренной пианисткой, о смерти которой он со светлой грустью вспоминает в своих произведениях. Поэзия русского гения одухотворена возвышенными идеалами. Современники А. А. Фета называли его произведения елейно-чистыми, юношественно-благоговейными.

Лирическая поэзия Афанасия Фета олицетворяет саму душу писателя, который ищет красоту и находит ее повсюду, куда бы не пал его задумчивый взор.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

Стихотворение "Вечер" было впервые опубликовано в журнале в 1855 году. Произведение Афанасия Фета относится к пейзажной лирике и основной его темой было изображение необыкновенности русской природы.
Благодаря своему таланта, автору точно подмечает состояния, которые казалось бы не особо важны, например новые звуки или оттенки. Для Фета природа была источником вдохновения, так как она таила все новые открытия и философию.

В понятных читателю красках описан пейзаж, так например, мы видим, что река "ясная", а луг "померкший". Казалось бы, Фет относится к природе, как к чему-то реальному и существующему, но отличающееся нестабильностью и текучестью.

Название стихотворения пошло от времени суток-вечер. Так как было сказано ранее, вечер являлся переходом между сменой явлений. Фет хотел запечатлеть каждый проходящий миг и момент.

Стихотворение "Вечер" отличается светлыми мотивами, жизнерадостностью. Поэтом была подчеркнута гармония природы, которую хотелось бы видеть и в человеческой жизни.

Анализ стихотворения А.А. Фета "Вечер"

Стихотворение написано в 1855 году. «Природы праздный соглядатай» - так сам поэт полуиро­нически определил свое отношение к одной из главных тем своего творчества. Афанасий Афанасье­вич Фет (1820-1892) - без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Пейзаж стихотворения «Вечер» очень конкретен, детально выписан: «ясная река», «померкший луг», «роща немая». В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью - это мир «сопричастий», зеркальных отраже­ний, соприкосновений и мимолетностей. Вечер у Фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения, и череда этих изменений и есть вечер. Глаголы первого безличного предложения сразу же задают динамику: «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось», «засве­тилось». Дальше - «Убегает на запад река», «Разлетелись, как дым, облака». О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки: «На пригорке то сыро, то жарко, / Вздохи дня есть в дыханьи ночном, - / Но зарница уж теплится ярко / Голубым и зеленым огнем». Вечер - это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти преходящие моменты, «миги» бытия, видения предмета таким, каким он предстал в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точ­ках соприкосновения лирики А. А. Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.

У Фета была очень сложная судьба: он был незаконнорожденным ребенком, в будущем он много лет пытался восстановить свою фамилию. Возможно, тяжелая жизнь повлияла на то, что А.Фет видел настоящую красоту природы, даже любая, почти незаметная деталь была в глазах поэта истинно прекрасной.
В стихотворении «Вечер» А.А.Фет описывает один промежуток времени – между днем и ночью. Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично и едино слито умелой рукой мастера.
Очень ярко поэт описывает образ солнца:

Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

В одном предложении сразу два сравнения: «как дым, облака», а образ солнца метафоричен, солнце прячется за горизонтом, оставляя свой след на «небесной перине».
Стихотворение «живое», оно наполнено звуками природы, солнца:

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Будто природа говорит: «Посмотрите, какая я красивая! Я внушаю людям только добро и радость! Я не могу причинить никому зла, потому что я – это истинное счастье»
У Фета река – это «живое существо», она «луками убегает на запад», любое препятствие ее не помеха, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.
Вечер – переходное состояние между днем и ночью, союзник, который объединяет их:

Вздохи дня есть в дыханье ночном.

Здесь это время суток олицетворено Фетом, за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим является вечер.
Стихотворение «Вечер» - это описание одного мгновенья, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая любому человеку.

26197 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Фета А.А. «Вечер»

Написанное в 1855 году стихотворение «Вечер» пополнило коллекцию пейзажной лирики А.А. Фета. В узком понимании произведение автора не имеет главного героя, лишь его ощущения, которые передаются с тонким намеком на то, что природа жива. Она может «прозвучать», «прозвенеть», «прокатиться» и «засветиться». А вместе с этим, все в ней подчинено своим законам, и каждый день переходит в вечер, после чего наступает ночь, предвестницей которой служит зарница.

Такое любование природой, каждым ее штрихом, очаровывает. Вместе с автором читатель наблюдает угасание дня. Ведь еще совсем недавно шумела роща, река была ясной, и луг манил свежестью. А уже на облаках каймой отражается вечернее низкое солнце. Да и этого предвестника ночи не осталось, тучки разлетелись, словно дым дрогнул на ветру. Оставшееся тепло отдает земля на пригорке, согревая влажный вечерний воздух. Последние огни горящего неба возвестили о скором приходе ночи. Фет искусно, штрих за штрихом дополняет картину уходящего дня, ночь у него диктует свои правила.

Точно выписанные детали конкретны. Время идет, оно не может остановиться и замереть. Сначала медленно, словно нехотя, но день уступает свои права. Об этом свидетельствуют глаголы, что стоят в начале каждой строчки первой строфы. Сравнения помогают оживить эстетическую картину засыпающего дня. Автор словно хочет заставить воображение каждого читателя почувствовать самому контрасты и переливы вечера, и метафоры в этом помогают. Эпитеты делают все признаки вечера более яркими. День еще может подарить свои очаровательные звуки и неповторяющиеся картины.

Размер стихотворения – трехстопный анапест, рифма перекрестная. Это определяет темп, настроение и мелодичность произведения. Оно легкое, живое, «дышащее». Каждая деталь плавно сменяет другую.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке. луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись. как дым. облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном. -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
(1855 г.)

1. Стихотворение написано в 1855 году. Первая публикация - журнал " Отечественные записки" №5 за 1855 год. При издании в сборнике 1856 года стихотворение было помещено в состав цикла " Разные стихотворения", в составе это же цикла опубликовано в сборнике 1863 года. В плане издания 1892 года стихотворение было помещено Фетом в составе цикла " Вечера и ночи" (перед ним следует стихотворение " Степь вечером", отделяющее от " Вечера" стихотворением " Шепот, робкое дыханье. ")

Благодаря этому стихотворение вступает в поэтический диалог с другими текстами цикла - как пейзажными (" Вдали огонек за рекою. ", 1842; " Летний вечер тих и ясен. ", 1847; " Что за вечер! А ручей. ", 1847; " Степь вечером", 1854; " Благовонная ночь, благодатная ночь. ", 1853 ;) и пейзажно - философскими (" Я люблю многое, близкое сердце. ", 1842; " Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый. ", 1843; " Заря прощается с землею. ", 1858; " Молятся звезды, мерцают и редеют. ", 1884; ) и любовными (" Я жду. Соловьиное эхо. ", 1842; " Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь", 1842;, " Шепот, робкое дыханье. ", 1850; " Сегодня все звезды так пышно. ", 1888 ). В этом соседстве, казалось бы, чисто пейзажное стихотворение " Вечер" приобретает и философский (день и ночь как два лика природы и бытия - мотив, характерный для поэзии Ф. И. Тютчева, таящееся в глубине природы хаотическое, грозовое начало, проявлением которого оказываются неназванный гром и " зарница"), и любовный (гроза чувств, зарождающаяся " зарница" страсти) подтексты.

2. Стихотворение относится к пейзажной лирике Фета . в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как художник - пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа - источник неожиданных открытий, философского оптимизма. Стихотворение можно сравнить с картинами импрессионистов: то же желание показать субъективность мировосприятия и формы выражения.

Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан: " ясная река", " померкший луг", " роща немая", " пригорок" . В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью - это мир " сопричастий", зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей.

3. В стихотворении " Вечер" описывается один промежуток времени - между ясным днем и ночью. Вечер - не только переходное состояние между днем и ночью, но и союзник, который объединяет их в одно целое.

Вздохи дня есть в дыханье ночном.

Здесь это время суток олицетворяется Фетом: за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим звеном является вечер. Данное стихотворение - это описание одного мгновения, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая человеку.

4. Вечер у фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения. Глаголы первого безличного предложения сразу дают динамику: " прозвучало", " прозвенело", " прокатилось", " засветилось" . Дальше - " убегает на запад река", " разлетелись облака". О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки: " На пригорке то сыро, то жарко. "

Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично иедино слито умелой рукой мастера.
А. А. Фет использует интересные описания и метафоры. Кроме этого автор использует и сравнения: например, облака он сравнивает с дымом (" Разлетелись, как дым, облака" ). Образ солнца метафоричен. Солнце у Фета, как живое существо, спряталось за горизонтом, оставив за собою след на небе (" Погорев золотыми каймами. " ). Река - это тоже " живое существо", она " луками убегает на запад" . для нее нет помех и препятствий, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.

Стихотворение " живое", оно наполнено жизнью, красотою, звуками природы. Природа, как живая, прозвенела, прозвучала, засветилась . Природа словно говорит нам о красоте, мире, счастье, добре и радости, которые она нам несет. Все в природе наполнено гармонией и красотой. Все живое, и несомненно движется вперед.

" Вечер" - стихотворение об одном мгновении, о его красоте, и эта красота откроется любому, стоит только захотеть ее увидеть.

5. Смысл названия стихотворения.

Вечер - это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти переходящие моменты, " миги" бытия, видение предмета таким, каким он предстает в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точках соприкосновения лирики Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.

6. Композиция.

Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ.

Первая строфа показывает картину наступающего грозового вечера, наплывающей тени от тучи и яркого света (не ясно, от чего этот свет - от далекой молнии - зарницы или от закатного солнца). Первая строка заключает в себе звуковой образ (" прозвучало" ) и зрительный (" ясная река" ). Вторая строка симметрична первой, она также членится на два образа - звуковой (" прозвенело" ) и зрительный (" померкший луг" ). Однако не менее отчетливо и смысловое различие: если в первом стихе пейзаж светлый (" ясная" ), то во втором - теневой (" померкший" ). В третьей строке зрительный образ полностью вытесняется звуковым - " прокатилось" . а цветовой эпитет заменен звуковым " немая" . Четвертый стих передает только зрительное впечатление: " засветилось". Одновременно появляется и наблюдатель - " на том берегу" (на другом по отношению к человеку, созерцающему картину природы)

Во второй строфе также присутствует взгляд наблюдателя, как и в концовке первой: река убегает " далеко", " на запад" по отношению к его положению в пространстве.

Контраст света и темноты сменяется своеобразным синтезом " полумрак". Вводится мотив движения (" река убегает" ), излучины, извивы (" луки") реки - своеобразное соответствие " извивам", колебаниям, поворотам света и темноты, звука и беззвучия. Предложения во второй строфе противостоят по синтаксису первой: первая строфа - 4 безличных предложений, совпадающих с границами четырех стихов. Во второй строфе только два предложения, занимающие каждое по две строки. Благодаря этому происходит замедление интонации: для первой строфы в сравнении со второй характерно быстрое интонационное движение, которому соответствует смена " кадров" пейзажа (река, луг, роща, тот берег), подобие киномонтажа. Во второй строфе даны лишь два пейзажных кадра, образ реки дан посредством не монтажа, а скольжения взгляда - наподобие движения камеры, именуемого в кинематографии -трэвелингом.

В третьей строфе контрастная поэтика переведена в план температурных ощущений, отражающих присутствие лирического "я" (" то сыро, то жарко" ). Пригорок, который упоминается в третьей строфе, явное указание на местонахождение " я" в пространстве: с этого пригорка он видит реку, луг, рощу, облака. Контрастам света (цвета) и темноты, звука и безмолвия соответствует соединение противоположностей дня и ночи, объединенных вместе посредством метафоры " вздохи - дыханье". Завершает строфу свето - цветовая вспышка - " голубым и зеленым огнем" (мотивы огня и воды - главные в творчестве Фета)

Последние строки всех трех четверостиший связывает образ яркого света: " засветилось", " погорев золотыми каймами", " зарница уже теплится ярко. огнем". Так. в композиции, в структуре стихотворения как бы отражен образ грозового эха, которым текст открывается, а в концовке текста повторяет упоминание о вспышках, сполохах молний, содержащееся в первой строфе. Противительный союз но, которым вводится строка - " но зарница уж теплится ярко", противопоставляет приближающуюся грозу одновременно и уходящему дню, и наступающей ночи.

7. Образная структура.

Стихотворение строится на сочетании образов света (и яркого цвета) и темноты. Название " Вечер", традиционное для русской поэтической традиции (" Вечер" - стихотворение В. А. Жуковского, одна из первых элегий с пейзажными элементами), формирует ожидание встретить в тексте упоминание об обычных признаках этого времени суток: о смене дневного, солнечного света ночной темнотой, о закате, о появлении луны на небе. Однако Фет заменяет эти ожидаемые признаки вечера упоминанием о грозе или о грозовом эхе; игра, переливы света и темноты объясняются скорее не приближением ночи, а подступающей грозой. Вопреки традиции вечернего пейзажа стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света - образом молнии - " зарницы". Традиционен, почти цитатен в своей основе образ горящих в закатных лучах облаков, напоминающий строки из " Вечера" Жуковского: " Уж вечер. облаков померкнули края. " и отчасти из его же " Невыразимого": " сей пламень облаков, по небу тихому летящих. "
Образ " зарницы" - молнии появляется только в конце, объясняя природу раскатов и звона, упоминаемых в начале стихотворения. В первых строках появления грозы еще не названо, дано лишь впечатление от него в форме безличных предложений (что - то " прозвучало", " прозвенело"). Сходный прием встречается в стихотворении " Весенний дождь", в котором не упомянутый прямо дождь замене неопределенно - личным местоимением что - то: " И что - то к саду подошло, по свежим листьям барабанит"
8. Стихотворение написано трехстопным анапестом - самым популярным и " заметным" трехсложным размером в русской поэзии, начиная с середины XIX века.

9. Звуковой строй.

Аллитерация на -р- в тексте стихотворения - подражание раскатам грома: скопление звуков -р- отличительно для первой строфы, изображающей гром: причем этот звук встречается во всех четырех строках четверостишия. Другой сонорный звук -л- ассоциируется с семантикой пространства: л уг, да л еко, л уками. Акустические и пространственные ассоциации, характерные для этих звуков, объединены в глаголах звучания и движения (п р озвуча л о, п р озвене л о, п р окати л ось, р аз л ете л ись), а также в существительных и прилагательных с цветовой и звуковой семантикой (по л ум р аке, зо л отыми, за р ница, го л убыми, зе л еными). В стихотворении также выделен звук -з- . ассоциирующийся одновременно и со " звоном", со звуком, со светом и с предметами, воспринимаемыми зрением: про з вучало, про з венело, з асветилось, ра з летелись, з апад, з олотыми, з арница, з елеными.
Так благодаря звуковому строению текста происходит своеобразное " примирение" и " слияние" звука и пространства в свете и цвете, создается целостное восприятие звука, света и цвета.
10. В лирическом произведении преобладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которую ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние - эстетическая восторженность.

Анализ стихотворения Фета «Вечер»

Смена дня и ночи - объект пристального внимания фетовского героя-созерцателя, награжденного даром видеть прекрасное в повседневности. Если утро ассоциируется с пробуждением прекрасной природы и образом зари-невесты, то трактовки окончания дня лишены подобной целостности. Образ вечера связан с познанием скрытых сущностей, космическим началом, меняющимися характеристиками взаимоотношений человека и природы.

Поэтический текст 1855 г. начинается с описания звуковых и зрительных ощущений, источник которых не понятен, загадочен. Для передачи неясных явлений автор избирает форму безличного предложения, выражая реакцию героя при помощи череды однородных сказуемых. Звуки на реке, звон на лугу, рокот над верхушками деревьев «разбавляются» визуальным образом - отдаленной вспышкой света. Природные объекты, связанные преимущественно акустическими доминантами, характеризуются спокойствием, абсолютное значение которого порождает коннотации замирания и угасания. Последние сближают фетовскую картину с мифологическими представлениями о вечере как смерти дня, восходящими к древним славянским представлениям о закате.

Взгляд лирического героя, привлеченный внезапным всполохом, останавливается на вечерней панораме. В перспективе отображаются изгибы реки, уходящей на запад, а затем - редкие облака. Обе детали динамичны, наделены свойствами к стремительному передвижению. В описании неба появляется первая колористическая доминанта - золотая, будто обгоревшая кайма легких туч.

В финальной части проясняется место нахождения лирического «я». Он наблюдает за наступающими сумерками с пригорка. Перемена осязательных ощущений, сырости и жары, обнаруживает связь между двумя отрезками суток, метафорически обозначенную однокоренными лексемами «вздохи» и «дыхание». Художественный троп, дополненный олицетворениями, оживляет природное пространство, окружающее героя.

Неторопливый и плавный темп, музыкальное звучание стиха поддерживаются при помощи трехстопного анапеста с перекрестным чередованием женских и мужских рифм.

Завершающее двустишие фиксирует внимание на игре света, которая предзнаменует приход ночи. Загадочную трансформацию завершает смена колористических признаков: вместо позолоченных облаков появляются чистые оттенки голубого и зеленого.

Атмосфера спокойствия наполняет и поэтический мир, изображенный в произведении «Летний вечер тих и ясен …», появившемся на 8 лет раньше анализируемого текста. «Реки извивы», дремлющие деревья, закатное небо, тишина, нарушаемая лишь конским ржанием и легким ветром, - близкие образные системы двух стихотворений передают ощущения умиротворения, спокойной радости и причастности к естественному ходу жизни, охватившие наблюдателя.

В поздней лирике «вечерняя» тема осложняется философскими размышлениями о незначительной сущности человеческого бытия. Эмоции, даже самые сильные и искренние, кажутся «робкими и бедными» по сравнению с великолепием «нетленного заката», отраженного в тихих водах залива.

Задушевность, музыкальность и таинственность фетовского лиризма ощущается в ранних блоковских творениях. В стихотворении «Летний вечер» читатель встречает акустические и визуальные образы, навеянные фетовскими традициями: закатные лучи солнца, «дремота» природы, отдаленные звуки крестьянской песни. Финальный призыв вполне по-фетовски приглашает лирического адресата отрешиться от забот и насладиться красотой теплой ночи, умчавшись на коне в туманные луговые дали.

Послушайте стихотворение Фета Вечер

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Вечер

ВЕЧЕР.

Прозвучало над ясной рекою ,
Прозвенело в померкшем лугу ,
Прокатилось над рощей немою ,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке , луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами ,
Разлетелись , как дым , облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном , -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем .
(1855 г.)

1. Стихотворение написано в 1855 году. Первая публикация - журнал " Отечественные записки" №5 за 1855 год. При издании в сборнике 1856 года стихотворение было помещено в состав цикла " Разные стихотворения", в составе это же цикла опубликовано в сборнике 1863 года. В плане издания 1892 года стихотворение было помещено Фетом в составе цикла " Вечера и ночи" (перед ним следует стихотворение " Степь вечером", отделяющее от " Вечера" стихотворением " Шепот, робкое дыханье...")

Благодаря этому стихотворение вступает в поэтический диалог с другими текстами цикла - как пейзажными (" Вдали огонек за рекою...", 1842; " Летний вечер тих и ясен...", 1847; " Что за вечер! А ручей...", 1847; " Степь вечером", 1854; " Благовонная ночь, благодатная ночь...", 1853 ;) и пейзажно - философскими (" Я люблю многое, близкое сердце...", 1842; " Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый...", 1843; " Заря прощается с землею...", 1858; " Молятся звезды, мерцают и редеют...", 1884; ) и любовными (" Я жду... Соловьиное эхо...", 1842; " Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь", 1842;, " Шепот, робкое дыханье...", 1850; " Сегодня все звезды так пышно...", 1888 ). В этом соседстве, казалось бы, чисто пейзажное стихотворение " Вечер" приобретает и философский (день и ночь как два лика природы и бытия - мотив, характерный для поэзии Ф. И. Тютчева, таящееся в глубине природы хаотическое, грозовое начало, проявлением которого оказываются неназванный гром и " зарница"), и любовный (гроза чувств, зарождающаяся " зарница" страсти) подтексты.
2. Стихотворение относится к пейзажной лирике Фета : в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как художник - пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа - источник неожиданных открытий, философского оптимизма. Стихотворение можно сравнить с картинами импрессионистов: то же желание показать субъективность мировосприятия и формы выражения.
Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан: " ясная река", " померкший луг", " роща немая", " пригорок" . В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью - это мир " сопричастий", зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей.
3. В стихотворении " Вечер" описывается один промежуток времени - между ясным днем и ночью. Вечер - не только переходное состояние между днем и ночью, но и союзник, который объединяет их в одно целое.

Вздохи дня есть в дыханье ночном.

Здесь это время суток олицетворяется Фетом: за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим звеном является вечер. Данное стихотворение - это описание одного мгновения, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая человеку.

4. Вечер у фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения. Глаголы первого безличного предложения сразу дают динамику: " прозвучало", " прозвенело", " прокатилось", " засветилось" . Дальше - " убегает на запад река", " разлетелись облака". О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки: " На пригорке то сыро, то жарко..."
Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично иедино слито умелой рукой мастера.
А. А. Фет использует интересные описания и метафоры. Кроме этого автор использует и сравнения: например, облака он сравнивает с дымом (" Разлетелись, как дым, облака" ). Образ солнца метафоричен. Солнце у Фета, как живое существо, спряталось за горизонтом, оставив за собою след на небе (" Погорев золотыми каймами..." ). Река - это тоже " живое существо", она " луками убегает на запад" , для нее нет помех и препятствий, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.
Стихотворение " живое", оно наполнено жизнью, красотою, звуками природы. Природа, как живая, прозвенела, прозвучала, засветилась . Природа словно говорит нам о красоте, мире, счастье, добре и радости, которые она нам несет. Все в природе наполнено гармонией и красотой. Все живое, и несомненно движется вперед.
" Вечер" - стихотворение об одном мгновении, о его красоте, и эта красота откроется любому, стоит только захотеть ее увидеть.
5. Смысл названия стихотворения.
Вечер - это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти переходящие моменты, " миги" бытия, видение предмета таким, каким он предстает в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точках соприкосновения лирики Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.
6. Композиция.
Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ.
Первая строфа показывает картину наступающего грозового вечера, наплывающей тени от тучи и яркого света (не ясно, от чего этот свет - от далекой молнии - зарницы или от закатного солнца). Первая строка заключает в себе звуковой образ (" прозвучало" ) и зрительный (" ясная река" ). Вторая строка симметрична первой, она также членится на два образа - звуковой (" прозвенело" ) и зрительный (" померкший луг" ). Однако не менее отчетливо и смысловое различие: если в первом стихе пейзаж светлый (" ясная" ), то во втором - теневой (" померкший" ). В третьей строке зрительный образ полностью вытесняется звуковым - " прокатилось" , а цветовой эпитет заменен звуковым " немая" . Четвертый стих передает только зрительное впечатление: " засветилось". Одновременно появляется и наблюдатель - " на том берегу" (на другом по отношению к человеку, созерцающему картину природы)
Во второй строфе также присутствует взгляд наблюдателя, как и в концовке первой: река убегает " далеко", " на запад" по отношению к его положению в пространстве.
Контраст света и темноты сменяется своеобразным синтезом " полумрак". Вводится мотив движения (" река убегает" ), излучины, извивы (" луки") реки - своеобразное соответствие " извивам", колебаниям, поворотам света и темноты, звука и беззвучия. Предложения во второй строфе противостоят по синтаксису первой: первая строфа - 4 безличных предложений, совпадающих с границами четырех стихов. Во второй строфе только два предложения, занимающие каждое по две строки. Благодаря этому происходит замедление интонации: для первой строфы в сравнении со второй характерно быстрое интонационное движение, которому соответствует смена " кадров" пейзажа (река, луг, роща, тот берег), подобие киномонтажа. Во второй строфе даны лишь два пейзажных кадра, образ реки дан посредством не монтажа, а скольжения взгляда - наподобие движения камеры, именуемого в кинематографии -трэвелингом.
В третьей строфе контрастная поэтика переведена в план температурных ощущений, отражающих присутствие лирического "я" (" то сыро, то жарко" ). Пригорок, который упоминается в третьей строфе, явное указание на местонахождение " я" в пространстве: с этого пригорка он видит реку, луг, рощу, облака. Контрастам света (цвета) и темноты, звука и безмолвия соответствует соединение противоположностей дня и ночи, объединенных вместе посредством метафоры " вздохи - дыханье". Завершает строфу свето - цветовая вспышка - " голубым и зеленым огнем" (мотивы огня и воды - главные в творчестве Фета)
Последние строки всех трех четверостиший связывает образ яркого света: " засветилось", " погорев золотыми каймами", " зарница уже теплится ярко... огнем" . Так, в композиции, в структуре стихотворения как бы отражен образ грозового эха, которым текст открывается, а в концовке текста повторяет упоминание о вспышках, сполохах молний, содержащееся в первой строфе. Противительный союз но, которым вводится строка - " но зарница уж теплится ярко", противопоставляет приближающуюся грозу одновременно и уходящему дню, и наступающей ночи.
7. Образная структура.
Стихотворение строится на сочетании образов света (и яркого цвета) и темноты. Название " Вечер", традиционное для русской поэтической традиции (" Вечер" - стихотворение В. А. Жуковского, одна из первых элегий с пейзажными элементами), формирует ожидание встретить в тексте упоминание об обычных признаках этого времени суток: о смене дневного, солнечного света ночной темнотой, о закате, о появлении луны на небе. Однако Фет заменяет эти ожидаемые признаки вечера упоминанием о грозе или о грозовом эхе; игра, переливы света и темноты объясняются скорее не приближением ночи, а подступающей грозой. Вопреки традиции вечернего пейзажа стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света - образом молнии - " зарницы". Традиционен, почти цитатен в своей основе образ горящих в закатных лучах облаков, напоминающий строки из " Вечера" Жуковского: " Уж вечер... облаков померкнули края..." и отчасти из его же " Невыразимого": " сей пламень облаков, по небу тихому летящих..."
Образ " зарницы" - молнии появляется только в конце, объясняя природу раскатов и звона, упоминаемых в начале стихотворения. В первых строках появления грозы еще не названо, дано лишь впечатление от него в форме безличных предложений (что - то " прозвучало", " прозвенело"). Сходный прием встречается в стихотворении " Весенний дождь", в котором не упомянутый прямо дождь замене неопределенно - личным местоимением что - то: " И что - то к саду подошло, по свежим листьям барабанит"
8. Стихотворение написано трехстопным анапестом - самым популярным и " заметным" трехсложным размером в русской поэзии, начиная с середины XIX века.
9. Звуковой строй.
Аллитерация на -р- в тексте стихотворения - подражание раскатам грома: скопление звуков -р- отличительно для первой строфы, изображающей гром: причем этот звук встречается во всех четырех строках четверостишия. Другой сонорный звук -л- ассоциируется с семантикой пространства: л уг, дал еко, л уками. Акустические и пространственные ассоциации, характерные для этих звуков, объединены в глаголах звучания и движения (пр озвучал о, пр озвенел о, пр окатил ось, р азл етел ись), а также в существительных и прилагательных с цветовой и звуковой семантикой (пол умр аке, зол отыми, зар ница, гол убыми, зел еными). В стихотворении также выделен звук -з- , ассоциирующийся одновременно и со " звоном", со звуком, со светом и с предметами, воспринимаемыми зрением: проз вучало, проз венело, з асветилось, раз летелись, з апад, з олотыми, з арница, з елеными.
Так благодаря звуковому строению текста происходит своеобразное " примирение" и " слияние" звука и пространства в свете и цвете, создается целостное восприятие звука, света и цвета.
10. В лирическом произведении преобладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которую ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние - эстетическая восторженность.


«Вечер» Афанасий Фет

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Анализ стихотворения Фета «Вечер»

Смена дня и ночи - объект пристального внимания фетовского героя-созерцателя, награжденного даром видеть прекрасное в повседневности. Если утро ассоциируется с пробуждением прекрасной природы и образом зари-невесты, то трактовки окончания дня лишены подобной целостности. Образ вечера связан с познанием скрытых сущностей, космическим началом, меняющимися характеристиками взаимоотношений человека и природы.

Поэтический текст 1855 г. начинается с описания звуковых и зрительных ощущений, источник которых не понятен, загадочен. Для передачи неясных явлений автор избирает форму безличного предложения, выражая реакцию героя при помощи череды однородных сказуемых. Звуки на реке, звон на лугу, рокот над верхушками деревьев «разбавляются» визуальным образом - отдаленной вспышкой света. Природные объекты, связанные преимущественно акустическими доминантами, характеризуются спокойствием, абсолютное значение которого порождает коннотации замирания и угасания. Последние сближают фетовскую картину с мифологическими представлениями о вечере как смерти дня, восходящими к древним славянским представлениям о закате.

Взгляд лирического героя, привлеченный внезапным всполохом, останавливается на вечерней панораме. В перспективе отображаются изгибы реки, уходящей на запад, а затем - редкие облака. Обе детали динамичны, наделены свойствами к стремительному передвижению. В описании неба появляется первая колористическая доминанта - золотая, будто обгоревшая кайма легких туч.

В финальной части проясняется место нахождения лирического «я». Он наблюдает за наступающими сумерками с пригорка. Перемена осязательных ощущений, сырости и жары, обнаруживает связь между двумя отрезками суток, метафорически обозначенную однокоренными лексемами «вздохи» и «дыхание». Художественный троп, дополненный олицетворениями, оживляет природное пространство, окружающее героя.

Неторопливый и плавный темп, музыкальное звучание стиха поддерживаются при помощи трехстопного анапеста с перекрестным чередованием женских и мужских рифм.

Завершающее двустишие фиксирует внимание на игре света, которая предзнаменует приход ночи. Загадочную трансформацию завершает смена колористических признаков: вместо позолоченных облаков появляются чистые оттенки голубого и зеленого.

Атмосфера спокойствия наполняет и поэтический мир, изображенный в произведении « …», появившемся на 8 лет раньше анализируемого текста. «Реки извивы», дремлющие деревья, закатное небо, тишина, нарушаемая лишь конским ржанием и легким ветром, - близкие образные системы двух стихотворений передают ощущения умиротворения, спокойной радости и причастности к естественному ходу жизни, охватившие наблюдателя.

В поздней лирике «вечерняя» тема осложняется философскими размышлениями о незначительной сущности человеческого бытия. Эмоции, даже самые сильные и искренние, кажутся «робкими и бедными» по сравнению с великолепием «нетленного заката», отраженного в тихих водах залива.

Задушевность, музыкальность и таинственность фетовского лиризма ощущается в ранних блоковских творениях. В стихотворении «Летний вечер» читатель встречает акустические и визуальные образы, навеянные фетовскими традициями: закатные лучи солнца, «дремота» природы, отдаленные звуки крестьянской песни. Финальный призыв вполне по-фетовски приглашает лирического адресата отрешиться от забот и насладиться красотой теплой ночи, умчавшись на коне в туманные луговые дали.