Биографии Характеристики Анализ

Социальные конфликты бывают скрытыми и явными. Сущность и теория

История говорит о том, что человеческая цивилизация всегда сопровождалась враждой. Некоторые виды социальных конфликтов затрагивали отдельный народ, город, страну или даже континент. Менее масштабными были разногласия между людьми, но каждый вид был народной проблемой. Так, уже древние люди стремились жить в мире, где такие понятия как социальный конфликт, виды и причины их, были бы неизвестны. Народ делал всё для воплощения мечтаний об обществе без конфликтов.

В результате кропотливой и трудоемкой работы начало создаваться государство, которое должно было гасить различные виды социальных конфликтов. С этой целью было издано большое количество регулирующих законов. Шли годы, и учёные дальше продолжали придумывать модели идеального общества без конфликтов. Конечно, все эти открытия были только теорией, потому как все попытки были обречены на провал, а иногда становились причинами еще больших агрессий.

Социальный конфликт как часть учения

Разногласия между людьми, как часть социальных отношений, были выделены Адамом Смитом. По его мнению, именно социальный конфликт был причиной, по которой население стало разделяться на социальные классы. Но была и положительная сторона. Ведь благодаря возникшим конфликтам население могло открыть для себя много чего нового и найти пути, которые помогут выйти из возникшей ситуации.

Немецкие социологи были уверены, что конфликты характерны всем народам и национальностям. Ведь в каждом обществе находятся индивиды, желающие возвысить себя и свои интересы над своей социальной средой. Поэтому возникает разделение уровня человеческой заинтересованности в том или ином вопросе, а также возникает классовое неравенство.

А вот американские социологи в своих работах упоминали о том, что без конфликтов общественная жизнь будет однообразной, лишенной межличностного взаимодействия. При этом только сами участники социума способны разжечь вражду, контролировать ее и точно также ее потушить.

Конфликт и современный мир

Сегодня ни один день человеческой жизни практически не обходится без столкновения интересов. Такие стычки могут затрагивать абсолютно любую сферу жизнедеятельности. В результате чего возникают разнообразные виды и формы социального конфликта.

Так, социальный конфликт - последняя стадия столкновения разных взглядов на одну ситуацию. Социальный конфликт, виды которого будут рассмотрены нами далее, может стать масштабной проблемой. Так, из-за не разделения интересов или мнения окружающих появляются семейные, и даже народные противоречия. В результате чего может меняться вид конфликта, в зависимости от масштабов действия.

Если пытаться расшифровать понятие и виды социальных конфликтов, то можно четко видеть, что значение этого термина гораздо шире, чем кажется изначально. Существует множество толкований одного термина, ведь каждая национальность понимает его по-своему. Но в основу положено одно и то же значение, а именно столкновение интересов, мнений и даже целей людей. Для лучшего восприятия можно считать, что любые виды социальных конфликтов - это очередная форма человеческих отношений в социуме.

Функции социального конфликта

Как видим, понятие социального конфликта и его составляющие были определены задолго до современного времени. Именно тогда же конфликт наделили определёнными функциями, благодаря которым отлично видно его значение для социального общества.

Так выделяют несколько важных функций:

  1. Сигнальная.
  2. Информационная.
  3. Дифференцирующая.
  4. Динамическая.

На значение первой сразу же указывает ее название. Поэтому понятно, что благодаря характеру конфликта можно определить, в каком состоянии находится общество и чего оно хочет. Социологи уверены, что если люди начинают конфликт, значит, есть определенные причины и нерешенные проблемы. Поэтому расценивается как своеобразный сигнал о том, что необходимо срочно действовать и что-то предпринимать.

Информационная - имеет значение, подобное предыдущей функции. Информация о конфликте имеет большое значение на пути к определению причин возникновения. Обрабатывая подобные данные, правительство изучает суть всех происходящих в социуме событий.

Благодаря третьей функции, общество приобретает определенную структуру. Так, при возникновении конфликта, затрагивающего общественные интересы, в нем принимают участие даже те, кто ранее предпочёл бы не вмешиваться. Происходит деление населения на определенные социальные группы.

Четвертая функция была открыта во время поклонения учениям марксизма. Считается, что именно она играет роль двигателя во всех социальных процессах.

Причины, по которым возникают конфликты

Причины вполне очевидны и понятны, даже если рассматривать только определение социальных конфликтов. Все таится именно в разных взглядах на действия. Ведь часто одни пытаются, во что бы то ни стало навязать свои идеи, даже если они наносят ущерб окружающим. Так случается, когда для применения одного предмета есть несколько вариантов.

Виды социальных конфликтов различаются, в зависимости от многих факторов, таких как масштабность, тема, характер и многое другое. Так, даже семейные разногласия имеют характер социального конфликта. Ведь когда муж и жена делят телевизор, пытаясь посмотреть разные каналы, возникает спор на почве столкновения интересов. Для решения такой проблемы необходимо два телевизора, тогда и конфликта могло не быть.

По мнению социологов, конфликтов в социуме невозможно избежать, потому как доказывать свою точку зрения - природное стремление человека, а значит, ничто не сможет это изменить. Ими же был сделан вывод о том, что социальный конфликт, виды которого не несут опасности, может быть даже полезным для общества. Ведь так люди учатся не воспринимать окружающих в качестве врагов, становятся ближе и начинают уважать интересы друг друга.

Составляющие конфликта

Любой конфликт включает в себя две обязательных составляющих:

  • причина, по которой возникло разногласие, именуется объектом;
  • люди, интересы которых столкнулись в споре, - они же субъекты.

Ограничений в количестве участников спора никаких нет;

Повод, по которому возник конфликт, в литературе может значиться как инцидент.

К слову, возникший конфликт не всегда имеет открытую форму. Случается и так, что столкновение разных идей стало причиной обид, которые являются частью происходящего. Так возникают различные виды социально-психологических конфликтов, которые имеют скрытую форму и могут называться «замороженными» конфликтами.

Виды социальных конфликтов

Зная, что такое конфликт, каковы его причины и составляющие, можно выделить основные виды социальных конфликтов. Они определяются по:

1. Длительности и характеру развития:

  • временные;
  • длительные;
  • случайно возникшие;
  • специально организованные.

2. Масштабам захвата:

  • глобальные - касающиеся всего мира;
  • локальные - затрагивающие отдельную часть мира;
  • региональные - между ближними странами;
  • групповые - между определёнными группами;
  • личные - семейный конфликт, спор с соседями или друзьями.

3. Целям конфликта и способам разрешения:

  • жестокая уличная драка, нецензурный скандал;
  • борьба по правилам, культурная беседа.

4. Числу участников:

  • личностные (возникают у душевно больных людей);
  • межличностные (столкновение интересов разных людей, к примеру, брат и сестра);
  • межгрупповые (противоречие в интересах разных социальных объединений);.
  • людьми одного уровня;
  • людьми разных социальных уровней, должностей;
  • теми и другими.

Есть много различных классификаций и разделений, которые считаются условными. Так, первые 3 вида социальных конфликтов можно считать ключевыми.

Решение проблем, вызывающих социальный конфликт

Примирение враждебно настроенных сторон - основная задача государственного законодательного органа. Понятное дело, что невозможно избежать всех конфликтов, но необходимо пытаться избегать хотя бы самых серьезных: глобальных, локальных и региональных. Учитывая виды конфликтов, социальные отношения между враждующими сторонами можно наладить несколькими способами.

Способы решения конфликтных ситуаций:

1. Попытка уйти от скандала - один из участников может отгородиться от конфликта, переведя его в «замороженное» состояние.

2. Беседа - необходимо обговорить возникшую проблему и совместно найти ее решение.

3. Вовлечь третью сторону.

4. Отложить спор на некоторое время. Чаще всего это делается, когда заканчиваются факты. Противник уступает интересам временно, чтобы собрать больше доказательств своей правоты. Скорее всего, конфликт возобновится.

5. Разрешение возникших конфликтов через суд, согласно законодательной базе.

Чтобы примирить стороны конфликта, необходимо выяснить причину, цель и заинтересованность сторон. Также важным является обоюдное желание сторон прийти к мирному разрешению возникшей ситуации. После чего можно искать способы, которыми можно преодолеть конфликт.

Стадии возникновения конфликтов

Как и любой другой процесс, конфликт имеет определенные стадии развития. Первым этапом считается время непосредственно перед конфликтом. Именно в этот момент происходит столкновение субъектов. Возникают споры из-за разных мнений по поводу одного предмета или ситуации, но на этой стадии можно не допустить разжигания непосредственного конфликта.

Если кто-то из сторон не уступит сопернику, то следом пойдет вторая стадия, которая имеет характер дебатов. Здесь каждая из сторон яростно пытается доказать свою правоту. Из-за большого напряжения обстановка накаляется и через определенное время переходит в стадию непосредственного конфликта.

Примеры социальных конфликтов в мировой истории

Основные три вида социальных конфликтов можно продемонстрировать на примерах давних событий, которые наложили отпечаток на жизнь населения тогда и повлияли на современную жизнь.

Так, одним из самых ярких и известных примеров глобального социального конфликта считаются Первая и Вторая мировые войны. В этом конфликте принимали участие почти все существующие страны, в истории эти события остались самыми масштабными военно-политическими столкновениями интересов. Потому как война велась на трех континентах и четырех океанах. Только в этом конфликте применилось самое страшное ядерное оружие.

Это самый сильный, а главное известный пример глобальных социальных конфликтов. Ведь в нем друг против друга боролись народы, которые ранее считались братскими. Больше таких страшных примеров в мировой истории не зафиксировано.

Куда больше имеется информации непосредственно о межрегиональных и групповых конфликтах. Так, во времена перехода власти к царям менялись и условия жизни населения. С каждым годом всё больше и больше росло недовольство общества, появлялись протесты и политическое напряжение. Людей не устраивали многие моменты, без выяснения которых нельзя было придушить народное восстание. Чем больше в царской России власть пыталась задавить интересы населения, тем больше активизировались конфликтные ситуации со стороны недовольных жителей страны.

Со временем все больше людей убеждались в ущемлении их интересов, так социальный конфликт набирал обороты и менял мнение окружающих. Чем больше люди разочаровывались во власти, тем ближе подходил массовый конфликт. Именно с таких действий начиналась большая часть гражданских войн против политических интересов руководства страны.

Уже во времена правления царей были предпосылки начала социальных конфликтов на почве недовольства политической работой. Именно такие ситуации являются подтверждением существования проблем, которые были вызваны неудовлетворением существующих стандартов жизни. И именно социальный конфликт был тем поводом двигаться дальше, развиваться и совершенствовать политику, законы и правительские способности.

Подводим итог

Социальные конфликты являются неотъемлемой частью современного общества. Разногласия, возникшие ещё при царской власти, являются необходимой частью нашей нынешней жизни, ведь, возможно, именно благодаря тем событиям мы имеем возможность, может и не достаточно, но всё же лучше жить. Только благодаря нашим предкам общество перешло от рабовладения к демократии.

Сегодня за основу лучше брать личные и групповые виды социальных конфликтов, примеры которых очень часто встречаются нам в жизни. Мы сталкиваемся с противоречиями в семейной жизни, смотря на простые бытовые вопросы с разной точки зрения, отстаиваем свое мнение, и все эти события кажутся простыми, обыденными вещами. Именно поэтому социальный конфликт настолько многогранный. Поэтому все, что его касается, необходимо изучать всё больше и подробнее.

Конечно, все твердят о том, что конфликт - это плохо, что нельзя соперничать и жить по своим правилам. Но, с другой стороны, разногласия - это не так уж и плохо, особенно если они решаются еще на начальных стадиях. Ведь именно из-за возникновения конфликтов общество развивается, двигается вперед и стремится менять существующие порядки. Даже если результат приводит к материальным и моральным потерям.


Лекция:


Социальный конфликт


Несмотря на то, что конфликты оставляют неприятные воспоминания, избежать их полностью невозможно, потому что это один из способов взаимодействия людей. В процессе своей жизнедеятельности человек оказывается в различных конфликтных ситуациях, возникающих даже по незначительному поводу.

Социальный конфликт – это способ социального взаимодействия, заключающийся в столкновении и противоборстве противоположных интересов, целей и способов действий индивидов или групп .

По своему отношению к конфликту люди разделились на две группы. Одни воспринимают его как стресс и стремятся к ликвидации причин конфликта. Другие считают естественной и неизбежной формой человеческих отношений и убеждены в том, что человек должен уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.

Субъектами конфликта являются не только сами противоборствующие стороны, но и

  • подстрекатели, побуждающие людей конфликтовать,
  • пособники, подталкивающие участников своими советами, технической помощью к конфликтным действиям,
  • посредники, стремящиеся предотвратить, остановить или разрешить конфликт,
  • свидетели, наблюдающие за происходящими событиями со стороны.

Предметом социального конфликта является какой - либо вопрос или благо (деньги, власть, правовой статус и пр.). А причины лежат в социальных обстоятельствах. К примеру, причиной конфликта между работником и работодателем могут стать неблагоприятные условия работы. В основе конфликта лежат объективные или субъективные противоречия . Первые, в отличие от вторых, обусловлены процессами, не зависящими от воли и сознания сторон. Возникновению конфликта способствует какой - либо незначительный повод , возникающий случайно или созданный специально.

Последствия социального конфликта

Несмотря на нежелательность конфликтов, они всё же выполняют необходимые для общества функции. Социальные конфликты являются позитивными если

  • информируют о болезненности какой-либо части общественной системы, о существовании социального напряжения и мобилизуют на решение имеющихся проблем;
  • стимулируют изменения и обновления общественных отношений, социальных институтов или всей общественной системы в целом;
  • усиливают групповую сплочённость или побуждают субъектов конфликта к сотрудничеству.

Негативными сторонами конфликта являются

    создание стрессовых ситуаций;

    дестабилизация социальной жизни;

    отвлечение от решения своих должностных задач.

Виды социального конфликта
Виды социальных конфликтов
По продолжительности
кратковременный, долговременный и затяжной
По частоте
разовый и повторяющийся
По уровню организации
индивидуальный, групповой, региональный, локальный и глобальный
По типу отношений
внутриличностный, межличностный, межгрупповой и межнациональный
По содержанию
экономический, политический, правовой, трудовой, семейный, идеологический, религиозный и др.
По факторам
рациональный и эмоциональный
По степени открытости
скрытый и явный
По форме внутренний (с самим собой) и внешний (с другими людьми)

Этапы социального конфликта


В своём развитии социальный конфликт проходит четыре этапа или стадии:

    Начинается конфликт с предконфликтной ситуации , состоящей из двух фаз. На скрытой (латентной) фазе конфликтная ситуация только формируется, а на открытой фазе стороны осознают возникновение конфликтной ситуации и чувствуют напряжение.

    Далее следует этап собственно конфликта . Это основная стадия конфликта, которая также состоит из двух фаз. На первой фазе у сторон формируется психологическая установка на борьбу, они открыто отстаивают свою правоту и стремятся подавить противника. А окружающие люди (подстрекатели, пособники, посредники, свидетели) своими действиями формируют условия протекания конфликта. Они могут обострять, сдерживать конфликт или оставаться нейтральными. На второй фазе возникает перелом и переоценка ценностей. На данной фазе существует несколько вариантов поведения сторон конфликта: доведение его до пика напряжения, взаимные уступки, либо полное разрешение.

    Выбор третьего варианта поведения свидетельствует о переходе конфликта на этап завершения противоборства.

    Послеконфликтый этап характеризуется окончательным урегулированием противоречий и мирным взаимодействием сторон конфликта.

Способы урегулирования социальных конфликтов

Какие же существуют способы урегулирования конфликта? Их несколько:

  • Избегание - уклонение от конфликта, замалчивание проблемы (данный способ не разрешает конфликт, а лишь временно смягчает или задерживает его).
  • Компромисс - решение пробле­мы путём взаимных уступок, удовлетворяющих все противоборствующие стороны.
  • Переговоры - мирный обмен предложениями, мнениями, аргументами, направленными на поиск совместного решения существующей проблемы.
  • Посредничество - привлечение третьей стороны для урегулирования конфликта.
  • Арбитраж - обращение к авторитетному органу власти, наделённому специальными полномочиями и соблюдающему законодательные нормы (к примеру, администрация учреждения, суд).

Социальная неоднородность общества, различие в уровнях доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводит к социальным конфликтам.

Они являются неотъемлемой частью общественной жизни и всегда связаны с субъективным сознанием людей, противоречивости их интересов тех или иных социальных групп. Обострения противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми и осознаются как несовместимость целей и интересов.

Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия.

Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой.

Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «под социальным конфликтом я понимаю реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы источники этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой стороной».

Конфликт – это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержена конфликтам.

В науке существует специальная отрасль социологического знания, изучающая непосредственно это социальное явление – конфликтология.

Основными субъектами конфликтов являются социальные группы, поскольку их потребности, притязания, цели могут реализовываться только через использование власти. Именно поэтому в конфликтах принимают участие такие политические силы, как государственный аппарат, политические партии, парламентские группы, фракции, «группы влияния» и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов.

В конфликтологии большое внимание уделяется понятию сила участников социального конфликта.

Сила – это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнообразных компонентов:

1) физическую силу, включая и технические средства, применяемые как инструмент насилия;

2) информационно-цивилизационную форму применения социальной силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих соперника, и т. д.;

3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.);

4) прочие ресурсы – деньги, территория, лимит времени, психологический ресурс и т. д.

Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участниками конфликта, применением всех имеющихся в их распоряжении средств. Значительное влияние на развитие конфликта оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекает социальный конфликт.

Она может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Социальный конфликт, как правило, проходит через основные этапы.

В конфликтологии принято выделять следующие стадии протекания конфликта:

1) скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта еще не осознаются и проявляются лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией;

2) формирование конфликта – четкое осознание претензий, которые, как правило, высказываются противоположной стороне в виде требований;

3) инцидент – событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий;

4) активные действия сторон, которые способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль;

5) завершение конфликта, причем оно не всегда осуществляется путем удовлетворения притязаний сторон.

Также необходимо помнить, что на любой из указанных стадий конфликт может прекратиться либо самостоятельно, либо по соглашению сторон, либо с участием третьей стороны.

2. Виды конфликтов

В современной социологической литературе существует множество классификаций видов конфликтов по различным основаниям.

С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов:

1) внутриличностный (может иметь следующие формы: ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями);

2) межличностный (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным);

3) между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы);

4) межгрупповой.

Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедеятельности на политические, социально-экономические, национально-этнические и другие.

Политические – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из столкновения различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти.

Политические конфликты связаны с сознательно формулируемыми целями, направленными на завоевание ведущих позиций в институтах в структурах политической власти. К основным политическим относятся конфликты:

1) между ветвями власти;

2) внутри парламента;

3) между политическими партиями и движениями;

4) между различными звеньями управленческого аппарата.

Социально-экономические – это конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Согласно классификации Д. Катца конфликты бывают:

1) между косвенно конкурирующими подгруппами;

2) между непосредственно конкурирующими подгруппами;

3) внутри иерархии и по поводу вознаграждения.

Исследователь конфликтов К. Боулдинг выделяет следующие типы конфликтов:

1) действительные (существующие объективно в определенной социальной подсистеме;

2) случайные (зависящие от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызывающим конфликт);

3) заместительные (являющиеся видимым проявлением скрытых конфликтов);

4) основанные на плохом знании (результат неумелого управления);

5) скрытые, латентные (участники по разным причинам не могут бороться открыто);

6) фальшивые (создающие только видимость).

В настоящее время получила распространение точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными.

В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов:

1) конфликт считается функциональным, если он ведет к повышению эффективности организации;

2) конфликт также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

3. Компромисс и консенсус как формы завершения социального конфликта

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента.

Устранение инцидента необходимо, но это недостаточное условие для разрешения конфликта. Полное разрешение конфликтной ситуации возможно лишь при изменении конфликтной ситуации.

Это изменение может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной стороны: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

В современной конфликтологии можно выделить два типа успешного завершения конфликта: компромисс и консенсус.

Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях. Нетрудно увидеть, что именно в стадии разрешения конфликта при определенных условиях возможна такая ситуация.

М. Вебер рассматривает консенсус как неотъемлемую характеристику любого человеческого сообщества, коль скоро оно существует и не распадается.

Он противопоставляет консенсус солидарности, утверждая, что поведение, основанное на консенсусе, не предполагает ее в качестве условия.

При этом необходимо помнить, что консенсус не исключает полностью борьбу интересов между сторонами. Также консенсус не исключает полностью возможность разгорания нового конфликта.

По М. Веберу консенсус – это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для них самих. Таким образом, консенсус не всегда связан с конфликтным поведением.

Нетрудно увидеть, что интерпретация Вебера рассматривает это социальное явление в широком смысле слова.

Отсюда можно сделать вывод, что консенсус не всегда порожден конфликтом, также как и конфликт не всегда заканчивается консенсусом.

При таком понимании консенсуса поведение основывается на согласии, отличается от поведения, основанного на договоре. При этом консенсус выступает первичной формой – он возникает в сознании людей.

Договор же вторичен, так как он есть нормативное закрепление консенсуса.

Достижение консенсуса в обществе предполагает достижение консенсуса политического.

Под ним обычно понимается состояние согласия в отношении того или иного политического курса в целом либо отдельных его аспектов.

При этом подобное согласие не тождественно совместным действиям и вовсе не обязательно должно подразумевать сотрудничество в реализации соответствующих целей и задач. Сама степень согласия при консенсусе может быть различной, хотя подразумевается, что его должно поддерживать если не преобладающее, то по крайней мере значительное большинство.

Варьируясь от проблемы к проблеме, степень консенсуса обычно бывает выше во взглядах на положения более общего, абстрактного характера.

Именно поэтому конфликтующим сторонам для более успешных переговоров необходимо начинать их именно с таких тем, так как это даст им больше шансов для нахождения общего консенсуса.

Для поддержания консенсуса в обществе необходимо учитывать три обстоятельства.

Во-первых, естественная готовность большинства следовать действующим законам, установлениям, нормам.

Во-вторых, позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления.

В-третьих, ощущение принадлежности к некой общности, что способствует определенному нивелированию роли различий.

– столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Существует несколько точек зрения на конфликт в общественных отношениях, крайние позиции сводятся к следующим:
1) конфликт в общественных отношениях присутствует всегда (в разных формах). Конфликт между отдельными элементами социальной структурынормальное состояние общества. Опасными являются только конфликты в острой стадии развития. Задача участников конфликта – понять противоположную сторону и сблизить позиции сторон путем поиска компромисса. Эта точка зрения характерна для конфликтологического подхода;
2) конфликт опасен для общества. Его необходимо гасить всеми возможными методами и любой ценой необходимо достигать компромисса. Компромисс, соглашение между противоположными, различными позициями, мнениями, направлениями и т.д., достигнутый путем взаимоуступок. После достижения компромисса необходимо переходить от конфликта к сотрудничеству. (Сотрудничество - взаимовыгодное развитие процесса.). Эту точку зрения условно можно обозначить функционалистской.
Между этими крайними точками зрения существует ряд других.
Исходя из разного понимания роли конфликта в обществе, эти два подхода по-разному рассматривают взаимовлияние сотрудничества и конфликта. С точки зрения конфликтологического подхода сотрудничество возникает непосредственно из структуры конфликта. Успешное разрешение конфликта в любом случае ведет к сотрудничеству, в той или иной форме. С точки зрения функционального подхода сотрудничество совсем не вытекает из структуры конфликта. Сотрудничество возникает только в случае его успешного разрешения, в противном случае конфликт переходит в латентную (скрытую) фазу и затихает, при этом никакого сотрудничества сторон не возникает.
Большинство социальных конфликтов возникает из-за того или иного основания социального неравенства или, если точнее, из-за социальной дифференциации в этих основаниях.
Основные признаки конфликта:
1) наличие ситуации, которая воспринимается противоположными сторонами как конфликтная;
2) наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;
3) взаимодействие конфликтующих сторон и результаты этого взаимодействия;
4) использование давления и силы.
Основные причины конфликта:
1) распределение ресурсов;
2) взаимозависимость людей и организаций;
3) различия в целях и задачах;
4) различия в представлениях и ценностях;
5) коммуникативные различия (различия в способах и методах взаимного общения).
Структура конфликта и этапы его развития. Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.
Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу с ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.
В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила - способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов: 1) физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия; 2) информационную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т. д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т. п.; 3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.); 4) прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т.д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором. ,
Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы “переоценка ценностей”. Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т.д. Именно этот образ, т.е. идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза “переоценки ценностей” является вместе с тем и фазой “выбора”.
Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта - стадия разрешения.
Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Вообще возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае “образ врага” трансформируется в “образ партнера”, а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.
Функции конфликта (по Л.Козеру)
1. Установление четких границ конкретной группы.
2. Централизация принятия решений в группе.
3. Интеграция группы.
4. Мягкие конфликты предотвращают более жесткие.
5. Мягкие конфликты позволяют легче измениться всей социальной системе, заменить старые отжившие и создать новые необходимые социальные нормы.
Единая типологизация конфликтов в социологии отсутствует. Выделение отдельных типов зависит от критериев, на которых они строятся.
В зависимости от направленности конфликтов их подразделяют на горизонтальные, происходящие между объектами, находящимися на одном уровне социального пространства, и вертикальные, возникающие между участниками, занимающими разные статусные позиции.
Ситуация конфликта может завершиться либо победой одной из сторон в конфликте, либо достижением определенного компромисса. В том случае, если в конфликте победила одна из сторон, не исключено, что конфликт просто перейдет в скрытую (латентную) фазу. Как правило, у проигравшей стороны возникает жажда реванша, что чревато переходом через некоторое время конфликта вновь в открытую фазу.
Универсальные способы разрешения конфликтов
1. Институализация и структурирование конфликта, т.е. установление норм регулирования, правил, которые могут предусматривать запрет на применение насильственных действий и на привлечение новых участников, а также привлечение для разрешения конфликта авторитетных лиц, которым доверяют обе стороны.
2. Легитимация процедуры разрешения конфликта, т.е. признание всеми сторонами правомерности и справедливости порядка действий по разрешению конфликта.
3 Редукция конфликта, т.е. его ослабление путем перевода на более мягкий уровень противоборства.
Экстремизм, компромисс, толерантность. При разрешении конфликта необходимо стремиться найти определенный компромисс. При этом немалое значение имеет толерантное отношение сторон конфликта друг к другу. Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Заметные трудности в урегулировании конфликта возникают в том случае, когда по крайней мере одна из сторон занимает экстремистскую позицию – крайнюю позицию в каком-либо вопросе, заключающуюся в нежелании идти даже на малейшие компромиссы
Социальное законодательство и в целом социальная политика государства должны стремиться к локализации существующих конфликтов и недопущению возникновения их острых очагов, так как в подобных случаях возникает общественная нестабильность.
Социальные конфликты в России, как и в других странах мира, достаточно разнообразны. Их можно разделить, на глобальные и локальные по интенсивности и площади распространения. Глобальные конфликты, как правило, более интенсивны, затрагивают значительную долю населения страны, протекают на значительной площади.

Впервые на конфликт, как на социальную проблему указал Адам Смит. Он считал, что причины социальных конфликтов связаны с противоречием интересов классов и экономической борьбой.

Есть несколько путей решения конфликтов. Они характеризуются поведением участников.

Стороны могут выбрать одну из следующих тактик:

  1. Уклонение. Участник не хочет конфликтовать и устраняется.
  2. Приспособление. Стороны готовы к сотрудничеству, но соблюдают собственные интересы.
  3. Конфронтация. Каждый из участников стремится к достижению своих целей, не учитывая интересы другой стороны.
  4. Сотрудничество. Участники готовы к поиску решения в команде.
  5. Компромисс. Подразумевает уступки сторон друг другу.

Итог конфликта – полное или частичное решение. В первом случае причины полностью устраняются, во втором – часть проблем может проявиться позднее.

Социальный конфликт: виды и причины

Существуют различные виды споров и типы причин социальных конфликтов. Рассмотрим, какие классификаторы наиболее распространены.

Виды соцконфликтов

Выделяют множество видов соцконфликтов, которые определяются по:

  • длительности и характеру возникновения – временные, продолжительные, случайные и специально организованные;
  • масштабам – глобальные (мировые), локальные (в конкретной части мира), региональные (между соседними странами), групповые, личные (к примеру, семейные споры);
  • целям и способам разрешения – драка, скандал с нецензурной бранью, культурная беседа;
  • количеству участников – личностные (у психически больных людей), межличностные, межгрупповые;
  • направлению – возникают между людьми одного социального уровня или разных.

Это не исчерпывающий список. Существуют и другие классификации. Первые три вида социальных конфликтов являются ключевыми.

Причины соцконфликтов

В целом, причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства. Они могут быть явными или скрытыми. Чаще всего предпосылки кроются в социальном неравенстве и различии в ценностных ориентирах.

Основные причины для возникновения споров:

  1. Идеологические. Различия в системе идей и ценностей, определяющих субординацию и доминирование.
  2. Различия в ценностных ориентирах. Набор ценностей может быть противоположен набору другого участника.
  3. Социальные и экономические причины. Сопряжены с вопросами распределения богатства и власти.

Третья группа причин наиболее распространена. Кроме того, основаниями для развития конфликта могут стать различия в поставленных задачах, соперничество, нововведения и т.д.

Примеры

Наиболее яркий и известный пример глобального социального конфликта – Вторая мировая война. В этом конфликте участвовали многие страны, а события тех лет наложили отпечаток на жизнь большей части населения.

В качестве примера конфликта, возникшего по причине несовпадения систем ценностей, можно привести студенческую забастовку во Франции в 1968 году. Это стало началом череды восстаний с участием рабочих, инженеров и служащих. Конфликт был решен частично, благодаря деятельности президента. Таким образом, общество реформировалось и прогрессировало.