Биографии Характеристики Анализ

Работа в дистанционной системе moodle. Совместное решение учебных задач

  • Что такое Moodle?

    Что такое Moodle?

    Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle - это пакет, который обычно определяют как CMS или LMS. Эти абревиатуры можно расшифровать следующим образом:

    • CMS - course managment system - система управления курсами
    • LMS - learning managment system - система управления обучением

    Moodle написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом и переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира.

    Широкую популярность ей обеспечили простота использования и открытый исходный код. Сама система распространяется по лиценции GNU GPL и вам не придется производиться лицензионные отчисления в пользу разработчика.

    Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках такого курса можно организовать:

    1. Взаимодействие учеников между собой и с учителем. Для этого могут использоваться такие элементы как: форумы, чаты
    2. Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций.
    3. Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий. Результаты работы ученики могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов.
    4. Совместную работу учебную и исследовательскую работу учеников по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр.
  • Moodle в современном образовании

    Современный мир стремительно меняется. Развитие компьютерной техники и средств связи кардинально меняют образ жизни человека. Не осталось в стороне от этих изменений и образование. Прошли те времена, когда для осуществления процесса обучения было необходим личный контакт учителя и ученика. Cуществуют способы интенсифицировать процесс обучения используя методы и средства электронного обучения. Мы предлагаем использовать возможности электронного обучения, или как его еще называют e-learning, на основе системы управления электронными курсами Moodle .

    Moodle можно использовать для организации:

    1. Дистанционного обучения - при котором преподаватель и ученик большую часть времени не встречаются лично друг с другом.
    2. Дистанционной поддрержки очного образования - используя средства электронного обучения учащийся может получать задания и отправлять их на проверку используя систему Moodle
    3. Поддержки очного образования - выполнение отдельных практических заданий, тестов проходит во время учебных занятий в системе электронного обучения Moodle .

    Система Moodle может обеспечить:

    1. Выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для ученика
    2. Прочное усвоение знаний
    3. Контакт преподавателем с учеником по мере необходимости. Если ученик работает он контактирует с преподавателем.
    4. Индивидуализацию обучения
    5. Экономию времени и денег - отпадает необходимость тратить время и деньги на учебные занятия
  • Проблемы применения Moodle

    Проблемы применения Moodle

    Одной из первых проблем, с которой могут столкнуться желающие организовать электронное обучение, является решение технических вопросов связанных с этой системой.

    Это объясняется, в первую очередь, отсутствием доступных и грамотно составленных инструкций и рекомендации по работе с системой на русском языке. А также очень широко распространенным мнением, что Moodle - это очень сложно и доступно лишь специалистам с IT-образованием.

    На самом деле Moodle может успешно применяться для дистанционного обучения и поддержки очного образования практически любым педагогом, обладающим базовыми навыками работы на компьютере.

    Этот сайт посвящен как раз решению этой основной проблемы, препятствующей более широкому распространению Moodle и дистанционного обучения в целом, в русскоязычном секторе сети интернет.

Обучающая среда Moodle

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - это свободная система управления обучением, ориентированая прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Ипользуя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может высталять оценки и давать комментарии. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и русский.

Основной сайт проекта: http://moodle.org/ .

Сайт с русскоязычной документацией: http://docs.moodle.org/ru/ .

Системные требования

Moodle является web-ориентированной средой. Для его работы требуется:

web-сервер с поддержкой PHP (например Apache2);

сервер баз данных (по умолчанию используется MySQL).

Настройка Moodle в среде Школьный Сервер

Обучающая среда Moodle устанавливается при установке дистрибутива Школьный Сервер автоматически и сразу готова к использованию. Так как Moodle использует для своей работы Web-сервер Apache2 и базу MySQL, надо убедиться, что соответствующие этим серверам службы запущены. Сделать это можно в модуле «Системные службы» Центра управления системой. Необходимо проконтролировать состояние и при необходимости запустить службы httpd2 и mysqld.

После того, как Apache2 и MySQL запущены можно сразу обращаться на стартовую страничку Moodle, расположенную по адресу: http://ip-адрес/moodle/.

Например, если ip-адрес вашего сервера 192.168.0.1, то адрес, по которому будет доступен Moodle такой: http://192.168.0.1/moodle/.

Естественно, при использовании в вашей сети DNS-сервера, ip-адрес может быть заменён на имя, например http://www.school-server.localnet/moodle/.

Использование нестандартной базы данных

По умолчанию Moodle настраивается на использование БД MySQL, работающей на той же машине, что и сам Moodle. Это является рекомендуемым вариантом, при котором все настройки могут управляться централизованно из "Центра управления системой".

Однако, при необходимости, вы можете использовать и другую поддерживаемую БД, например PostgreSQL. При этом следуем учесть, что PostgreSQL придётся доустановить с установочного диска, т.к. по умолчанию он не устанавливается, а создание самой базы, необходимой для работы Moodle, необходимо будет произвести самостоятельно.

Другой возможной случай - это использование уже существующей БД, расположенной на отдельной машине в сети. Для использования такой внешней БД, неоходимо будет указать её при первоначальной настройке Moodle.

Note: Для выполнения подобных операций вам может потребоваться доступ к консоли настраиваемой системы: локальный или удалённый (например по SSH).

Некоторые вопросы администрирования Moodle

Мы коснемся только тех параметров настройки системы, которые необходимы для управления учебным процессом.

Администрирование выполняется при помощи команд блока Администрирование, расположенного на главной странице системы (доступен только администратору). По названиям пунктов меню этого блока, вы можете определить круг административных возможностей.

Поскольку в справочной документации достаточно подробно освещаются вопросы администрирования, остановимся лишь на некоторых задачах администрирования системы.

Создание учетных записей. Работа со списком пользователей

В блоке Администрирование выбираем Пользователи - Учетные записи - Работа со списком пользователей. Открывается страница «Редактирование списка пользователей».

Здесь можно добавлять (регистрировать), удалять и редактировать учетные записи пользователей системы. Щелчок по имени пользователя открывает форму, в которой хранятся личные данные этого пользователя, его блог, полные отчеты о деятельности, его сообщения на всех форумах, в которых участвует пользователь. Здесь же можно назначить роль (права) пользователю, причем эта роль будет глобальная, на уровне системы, т.е. пользователь будет иметь назначенные ему права во всех курсах системы. Локальные роли назначаются на уровне курса (Управление - Назначить роли).

В Moodle используются следующие роли:

    Администратор (может делать все на сайте и в любом курсе);

    Создатель курса (может создать курс и учить в нем);

    Учитель (может многое делать внутри курса, редактировать материалы курса);

    Учитель без права редактировать (может учить студентов, оценивать их);

    Студент (имеет доступ к материалам курса)

    Гость (может иметь доступ к каким-либо курсам при разрешении гостевого доступа).

Резервное копирование курсов

Moodle позволяет делать резервные копии курсов (Администрирование - Курсы - Резервные копии). Вы можете выбрать какие файлы и какую служебную информацию резервировать. Можно назначить автоматическое копирование через определенный промежуток времени.

Кроме того, резервное копирование курса можно осуществлять и на уровне курса (если вы не администратор) через блок Управление - Резервное копирование.

Настройка элементов курса

На уровне системы производится настройка всех модулей Moodle (элементов курса, блоков, фильтров). Эти настройки являются настройками по умолчанию для всех используемых в курсах элементов.

Внешний вид

Оформление образовательного сайта имеет большое значение. Мы использовали стандартное оформление. Однако, можно очень быстро сменить его и преобразить сайт, придать какие-то индивидуальные черты. Нужно просто поменять тему оформления (Администрирование - Внешний вид - Темы - Выбор темы). В Интернете можно найти много свободных тем, разработанных для Moodle. Конечно, предварительно нужно загрузить тему на сервер.

Так выглядит созданный нами курс в новом оформлении.

Настройки главной страницы

Очень важно правильно оформить главную страницу сайта (Администрирование - Главная страница - Настройки главной страницы). Именно здесь вы даете имя сайту (в нашем случае - WEB–Учеба), определяете, какие элементы будут на этой странице, что увидит пользователь, еще не прошедший авторизацию.

Возможности LMS Moodle

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) - систем управления обучением. В нашей стране подобное программное обеспечение чаще называют системами дистанционного обучения (СДО), так как именно при помощи подобных систем во многих вузах организовано дистанционное обучение. Moodle - это свободное программное обеспечение с лицензией GPL, что дает возможность бесплатного использования системы, а также ее безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами. Moodle - аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Благодаря своим функциональным возможностям система приобрела большую популярность и успешно конкурирует с коммерческими LMS. Moodle используется более чем в 30 000 учебных заведений по всему миру и переведена почти на 80 языков, в том числе и на русский. Более подробную информацию о Moodle можно узнать на официальном сайте проекта (http://www.moodle.org/).

Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Интерфейс системы изначально был ориентирован на работу учителей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Практически во всех ресурсах и элементах курса в качестве полей ввода используется удобный WYSIWYG HTML редактор, кроме того, существует возможность ввода формул в формате TeX или Algebra. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Используя удобный механизм настройки, составитель курса может, даже не обладая знанием языка HTML, легко выбрать цветовую гамму и другие элементы оформления учебного материала.

Учитель может по своему усмотрению использовать как тематическую, так календарную структуризацию курса. При тематической структуризации курс разделяется на секции по темам. При календарной структуризации каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией, такая структуризация удобна при дистанционной организации обучения и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу.

Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе.

Таким образом, LMS Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности школьников как индивидуальной, так и групповой.

Администрирование учебного процесса достаточно хорошо продумано. Учитель, имеющий права администратора, может регистрировать других учителей и учащихся, назначая им соответствующие роли (создатель курса, учитель с правом редактирования и без него, студент, гость), распределять права, объединять учащихся в виртуальные группы, получать сводную информацию о работе каждого ученика. С помощью встроенного календаря определять даты начала и окончания курса, сдачи определенных заданий, сроки тестирования. Используя инструмент Пояснение и Форум, публиковать информацию о курсе и новости.

Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.

Moodle имеет не только многофункциональный тестовый модуль, но и предоставляет возможность оценивания работы обучающихся в таких элементах курса как Задание, Форум, Wiki, Глоссарий и т.д., причем оценивание может происходить и по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Существует возможность оценивания статей Wiki, глоссария, ответов на форуме другими участниками курса. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок.

Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.

Система управления обучением Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в учебном процессе традиционной школы и вуза.

Общие принципы работы в Moodle

Интерфейс системы

Работа с системой начинается с инициализации. Вызов диалога «Вход в систему ДО» осуществляется с помощью ссылки «Вход», расположенной в строке «Вы не прошли идентификацию (Вход)», как правило, расположенную в верхнем правом углу окна.

Вы вводите свой логин и пароль и входите в систему. Если вы еще не зарегистрированы в системе (не имеете логина и пароля), то, в зависимости от настроек системы, вы можете самостоятельно зарегистрироваться или войти гостем. Если ни то, ни другое не возможно, то необходимо обратиться к администратору.

При входе в систему, открывается главная страница СДО. В центре страницы содержится список доступных электронных курсов, а по краям расположены функциональные блоки, позволяющие настраивать работу системы и производить определенные действия, и информационные блоки, содержащие дополнительную информацию для учителей и учащихся. Количество и содержание блоков зависит от настроек системы, а также определяется правами пользователя. Так, например, блок «Администрирование» присутствует только у администраторов системы. При необходимости можно свернуть блок, нажав на кнопку «-» в верхнем правом углу блока.

Название курса в списке курсов является гиперссылкой, щелчок по которой открывает главную страницу курса.

Так выглядит типичная главная страница курса. В центральном блоке страницы представлено содержание данного курса, выделены тематические разделы курса, а по бокам - функциональные и информационные блоки, часть которых доступна и видна только пользователям с правами администратора и учителям курса. В стандартном оформлении Moodle используются маленькие пиктограммы, связанные с определенными объектами или действиями. Посмотрите, например, в блоке «Элементы курса» с какими пиктограммами связаны элементы Moodle, используемые в данном курсе. Теперь вы без труда сможете определить, просмотрев содержание курса, где форум, где лекция, а где задание для студентов.

Режим редактирования

Обратите внимание на кнопку «Редактировать» в правом верхнем углу на главной странице или на странице курса. Эта кнопка доступна только тем пользователям, у которых есть права редактировать и изменять материалы курса (администратору, создателю курса, учителю с правом редактирования). При нажатии на кнопку «Редактировать» меняется интерфейс, в каждом блоке у объектов, которые можно редактировать, появляются кнопки инструментов, позволяющих изменять содержание и вид этого объекта (блока, ресурса, элемента курса, темы и т.д.). В режим редактирования можно перейти и с помощью пункта меню Редактировать в блоке «Управление».

Нажатие на кнопку «Закончить редактирование» соответственно закрывает этот режим.

Рассмотрим назначение каждой кнопки

    «Помощь» контекстная, т.е. выводится справочная информация именно по нужному объекту.

    «Переместить вправо», «переместить влево», т.е. передвинуть объект вправо (влево).

    «Переместить вверх», «переместить вниз».

    «Перенести», т.е. переместить элементы и ресурсы выше или ниже по курсу.

    «Перенести сюда», появляется при попытке перенести элемент или ресурс курса (после нажатия). Этим знаком помечаются места, куда возможно переместить объект, щелчок по одному из них поместит перемещаемый элемент в данное место.

    «Открытый глаз» означает, что объект виден студентам. Нажатие на него сделает этот объект невидимым и изменит пиктограмму на "Закрытый глаз".

    «Закрытый глаз» означает, что объект скрыт от студентов. Нажатие на него сделает элемент видимым для студентов («Открытый глаз»).

    «Удалить» удаляет объект.

    Выделение темы как текущей.

    Скрыть все остальные разделы и показывать только текущий.

    Показывать все разделы курса.

    Редактировать, открывается страница, содержащая настройки для данного объекта, в том числе и окно встроенного текстового редактора, в котором можно редактировать и форматировать текст, относящийся к объекту.

Встроенный текстовый редактор имеет интуитивно понятный интерфейс. При желании можно увеличить размер окна редактора. Редактор поддерживает все основные операции форматирования текста, позволяет вставлять таблицы, рисунки (предварительно должны быть загружены на сервер), гипертекстовые ссылки и др.

Выход со страницы редактирования текущего объекта, как правило, осуществляется нажатием на кнопку «Save and return to course», расположенную в самом низу страницы редактирования объекта.

Управление файлами

Для каждого курса система Moodle создает отдельный каталог, в который можно загружать файлы, сохранять созданные в системе ресурсы курса (текстовые и веб-страницы) и т.д.

Доступ к корневой папке курса осуществляется с главной страницы данного курса. Для этого в блоке «Управление» нужно выбрать пункт меню «Файлы».

Пока корневой каталог курса пуст.

Создать каталог

    Войти в каталог, в котором планируется создать новый каталог (подкаталог).

    Нажать кнопку «Создать каталог».

    Ввести имя каталога.

Переименовать каталог, файл

    Для соответствующего каталога (файла) выбрать действие «Переименовать»

    Ввести новое имя каталога (файла).

Удалить каталоги, файлы

    Рядом с именем удаляемых каталогов и файлов поставить галочку

    В списке «С выбранными файлами» выделить «Полное удаление».

    Подтвердить удаление.

Переместить каталог, файл в другой каталог

    Рядом с именем перемещаемого каталога, файла поставить галочку

    В списке «С выбранными файлами» выделить «Переместить в другой каталог».

    Войти в нужный каталог.

    Нажать кнопку «Переместить сюда».

Закачать файл

    Войти в каталог, в который предполагается сохранить файл.

    Нажать кнопку «Закачать файл».

    С помощью кнопки «Обзор» открыть окно файлового менеджера и выбрать нужный файл.

    Нажать кнопку «Отправить».

Распаковать архив

    Поместить архив в каталог, в котором предполагается его распаковать.

    Для файла-архива выбрать действие «Распаковать».

    Нажать «ОК».

Действие «Список» для архивного файла выводит оглавление архива.

Создание архива

    Отметить галочкой файлы, подлежащие архивации.

    В списке «С выбранными файлами» выделить «Создать zip архив».

    Ввести имя архива и подтвердить создание.

Создание электронного учебного курса в Moodle

Создадим небольшой курс, иллюстрирующий основные возможности Moodle по созданию курса и его управлению. Пусть это будет курс, знакомящий с гуманно-личностным подходом в образовании.

Для удобства ориентации в большом количестве создаваемых курсов, в Moodle предусмотрена структуризация их по категориям и подкатегориям. Поэтому при создании курса следует указать, к какой категории (подкатегории) будет относиться данный курс, если подходящей категории не существует - создать ее.

Вы должны войти в Moodle как Администратор.

    В открывшейся странице «Категории курсов» перечислены все имеющиеся категории, по умолчанию в Moodle создана только одна категория - «Разное».

Нажмите кнопку «Добавить категорию»

    В открывшейся странице «Добавить категорию» введите название категории в поле «Имя категории» («Category name»).

Для создаваемого нами курса в поле «Имя категории» запишем - «Педагогика».

Можно (но не обязательно) создать краткое описание категории в окне текстового редактора. Нажатие на кнопку «Сохранить» завершает процесс создания категории.

В дальнейшем с помощью кнопок инструментов, расположенных в колонке «Редактировать» на странице «Категории курсов» можно вносить изменения, удалять, переименовывать категории, делать их подкатегориями других категорий, передвигать категорию выше/ниже в списке категорий, делать название категории невидимым для студентов.

Создание курса

    В блоке Администрирование выберите пункт меню «Курсы - Добавить/редактировать курсы».

    В открывшейся странице «Категории курсов» выберите категорию, в которой предполагается создать курс (в нашем случае - «Педагогика»).

    Нажмите на кнопку «Добавить курс»

    На странице «Редактировать настройки курса» заполните обязательные поля («Полное имя курса» и «Короткое имя курса») и выберите подходящие для вашего курса настройки.

Полное имя курса

название курса, которое будет отображаться в перечне курсов. Нашему курсу дадим полное имя, например, «Гуманная педагогика».

Короткое имя курса

имя, которое используется для сокращенного обозначения курса, в частности, в верхней части окна в строке, показывающий «путь».

Присвоим короткое имя нашему курсу - «ГП».

Заполнение остальных полей не обязательно, Moodle по умолчанию присваивает наиболее подходящие значения всем параметрам курса.

Рассмотрим наиболее важные их них.

если до создания курса вы не выбрали категорию, то можно сделать это теперь. Из выпадающего списка нужно выбрать подходящую категорию курса.

Краткое описание

краткое описание содержания курса.

Для нашего курса можно написать следующее: «Краткое изложение идей гуманной педагогики». Формат курса:: форма организации курса. Moodle предлагает следующие форматы:

Календарь (CSS)

календарная организация расписания курса (неделя за неделей) с точным сроком начала и окончания.

Структура

организация курса по темам.

Сообщество (форум)

курс организуется на основе одного большого форума. Может использоваться не только как курс, но и как одна большая доска сообщений.

Для создаваемого нами курса используем тематическую организацию (Формат курса - Структура).

Количество тем/недель

этот параметр определяет, сколько секций нужно создать на главной странице курса (для каждой темы/недели - отдельная секция). В нашем случае будет достаточно 3 тем.

Группы

использование групповых режимов работы в курсе.

Нет групп

ученики не делятся на группы, каждый является частью одного большого сообщества.

Отдельные группы

группы изолированы друг от друга, работа учеников одной группы не видна для других групп.

Доступные группы

ученики каждой группы могут видеть, что происходит в других группах.

Примечание: Если групповой режим определен здесь, на уровне курса, то он является режимом по умолчанию для всех элементов, создаваемых в курсе. Если предполагается только для некоторых элементов курса организовать групповую работу, то группой режим лучше установить на уровне элементов курса.

О значении остальных настроек курса вы можете узнать, используя кнопку помощи (знак вопроса), относящуюся к соответствующему элементу.

Moodle на равных соперничает с мировыми флагманами рынка СДО. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Благодаря этому, Moodle сочетает в себе богатство функционала, гибкость, надежность и простоту использования.
Система широко известна в мире, имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей.
СДО Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов.

Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта:

  • интегрировать с другими информационными системами;
  • дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;
  • установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности).

Внедрение и сопровождение Moodle с помощью компании Открытых Технологии

Мы готовы провести для вас демонстрацию продукта по Skype, на вашей площадке или у нас в офисе.

Возможности Moodle

Все ресурсы – собраны в единое целое

В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара.

Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.

Совместное решение учебных задач

Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары.

Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

Учитель – на связи с учениками

Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle.

В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.

Качество обучения – под контролем

Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети.

В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

Moodle для пользователя

Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:

  1. Ученики
    • учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе,
    • тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем,
    • знания лучше усваиваются.
  2. Преподаватели
    • поддерживают курс в актуальном состоянии,
    • меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы,
    • тратят больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить СДО,
    • поддерживают обратную связь с учениками, в том числе и после окончания учебы.
  3. Администрация
    • эффективно распределяет нагрузку на преподавателей,
    • анализирует результаты обучения,
    • снижает затраты на управление учебным процессом.

В Moodle есть решения для всех возможных задач управления учебным процесса. Если же готового решения пока нет или оно несовершенно, функционал системы можно легко расширить.

Что такое Moodle? Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Так E-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE).


Возможности Moodle Сайт администрируется пользователем admin, который определен по умолчанию. Moodle имеет простой, эффективный, совместимый с разными web-браузерами интерфейс (модуль "themes" позволяет администратору изменить дизайн сайта, включая цвета, шрифты, разметку и т.д. в соответствии с нуждами). Модули различных видов могут быть добавлены к существующей инсталляции Moodle для расширения возможностей системы (например, модуль языковых пакетов позволяет локализовать Moodle для любого языка, на текущий момент доступно 40 языковых пакетов). Список курсов содержит описание каждого курса на сервере, предоставляя доступ к этой информации, в том числе и гостю. Курсы разбиваются на категории. Имеется механизм поиска курсов по ключевому слову. Moodle может поддерживать тысячи курсов.




Права доступа Пользователь с правами администратора контролирует создание курсов и назначает преподавателей курсов, а так же студентов. Пользователь с правами создателя курса может создавать курс и назначать преподавателей курса. Для преподавателей, работающих неполный день (на полставки), можно отменить право на редактирование курса. Учителя могут добавить "кодовое слово" для доступа к курсу, чтобы ограничить доступ лицам, не являющимся студентами курса. Кодовое слово они могут передать студентам при личной встрече или отправив по электронной почте. Преподаватель может исключить пользователя из числа студентов курса, если это необходимо.


Права доступа Преподаватель может исключить пользователя из числа студентов курса, если это необходимо. Если студент не посещает курс в течение определенного периода времени (настраивается администратором), то он автоматически исключается из курса. Студенты могут настраивать свой профиль, включая фотографии и описание. Адрес электронной почты студента другим студентам курса или пользователям системы в целом может не показываться, если это необходимо. Каждый пользователь может указать свою временную зону и каждый день Moodle будет корректировать для этой зоны даты отправки заданий, сдачи тестов и т.д. Каждый пользователь может выбрать язык интерфейса Moodle, если это разрешено администратором системы. Преподаватель может назначить определенный язык для конкретного курса. Пользователи, использующие гостевой вход не имеют возможности проходить тесты, отвечать на задания и т.д.




Ресурсы системы Moodle "Текст" "HTML-текст" "Wiki-текст" "Каталог" (список файлов для загрузки) "Web-ссылка" "Программа" (ссылка на загрузку программы) "Ссылка" "Файл"-изображение "Файл" в формате MP3 "Файл" в формате Flash "Файл" в формате Windows Media "Файл" MS Office "Файл" в формате PDF "Файл" в формате Quicktime "Web-страница"


Фильтры системы Moodle В системе Moodle широко применяется система фильтров. Каждый фильтр изменяет входящую информацию и на выходе представляет ее же, но в качественно новом виде. Фильтр Автоссылка Фильтр внедрения мультимедиа файлов Фильтр конструкций TeX Алгебраический фильтр


Фильтр Автоссылка Некоторые модули Moodle поддерживают фильтр Автоссылка. Вы видите автоматическую ссылку на ресурс каждый раз, когда имя этого ресурса упоминается, или на термин из словаря там, где он указывается. Автоссылку можно не создавать, для этого необходимо текст заключить в тег (выполняется в режиме HTML, но не в визуальном редакторе).




Фильтр конструкций TeX Этот фильтр позволяет ввести любой фрагмент текста в формате TeX, используя символы доллар, в любой части Moodle (включая форумы), например, введя: $$\Bigsum_{i=\1}^{n-\1}\frac1{\Del~x} \Bigint_{x_i}^{x_{i+\1}}\{\frac1{\Del~x}\ big[(x_{i+1}-x)y_i^{5$\star}\big]-f(x)\}^\2dx$$ получим:


Алгебраический фильтр Алгебраический фильтр очень похож на предыдущий, позволяет вводить формулы с использованием стандартных функций внутри символов:






Модуль «Чат» Позволяет участникам принять участие в обсуждении в реальном времени. Это хороший способ узнать друг друга и познакомиться с обсуждаемой темой. Режим работы чата отличается от режима работы форума. Данный модуль содержит ряд возможностей для администрирования и просмотра обсуждений чата.


Модуль «Опроса» Учитель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответа. Этот вид задания может быть очень полезен в качестве голосования, чтобы стимулировать размышления над темой, чтобы позволить классу выбрать направление изучения курса или для другого исследования. (Опросы могут проходить анонимно).


Модуль «Форума» Этот модуль может быть достаточно важным, так как, используя его, может проводиться большое число дискуссий. Форумы могут быть разной структуры и могут включать оценку (рейтинг) сообщений. Сообщения могут просматриваться в различных форматах и могут содержать вложения. Подписавшись на форум, участники будут получать копии сообщений на свой адрес электронной почты. Учитель может подписать всех студентов курса, если это необходимо.




Модуль «Учебная работа» (Семинар). Данный модуль позволяет давать задания студентам в удобной форме. Он состоит из определяемого количества страниц. Каждая страница заканчивается вопросом и определяемым количеством ответов на него. В зависимости от выбора ответа студентом он переходит на следующую страницу (в случае правильного ответа) или на ту же самую (в случае неправильного ответа). Навигация по данному модулю может быть поступательной или смешанной, в зависимости от структуры представляемого материала.


Модуль «Тесты» Этот модуль позволяет учителю создавать тесты, состоящие из вопросов с несколькими ответами, ответами "Да"/"Нет" и кратким ответом. Эти вопросы сохраняются в базе данных по определенным темам и могут быть использованы в нескольких курсах и между курсами. Для сдачи тестов может быть определено несколько попыток. Каждая попытка автоматически отмечается, и учитель может выбрать дать комментарий или показать правильные ответы. Этот модуль включает систему для оценивания. Модуль «Анкетирование» Обеспечивает ряд проверенных вариантов опросников, которые могут быть полезны в оценке качества и стимулировании обучения в онлайновых системах обучения. Учителя могут использовать их, чтобы собрать информацию о своих студентах. Данная информация может быть полезна им, чтобы узнать больше о студентах и влиять на их обучение.


Основные функциональные возможности Автоматический контроль результатов тестирования. Возможность корректировки и оценивания выполненных заданий, упражнений, рефератов, эссе, проектов. Обеспечение быстрой обратной связью. Анализ учета потребностей обучающихся, основанных на результатах анкет и опросов. Формирование протоколов-отчетов об выполненных заданиях, практических работах.


Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) Реализация данного проекта будет осуществляться на базе созданных в рамках проекта «Информатизация системы образования» Межшкольных методических центров, Региональных координационных центров и образовательных учреждений, расположенных на территории Ставропольского края, Калужской области и Республики Карелия.

И web-сайты, базирующиеся в internet. Это постоянно развивающийся проект, основанный на теории социального конструктивизма.

Moodle распространяется бесплатно в качестве программного обеспечения с открытым кодом (Open Source) под лицензией GNU Public License. Это значит, что Moodle охраняется авторскими правами, но и Вам доступны некоторые права. Вы можете копировать, использовать и изменять программный код по своему усмотрению в том случае если вы согласны: предоставлять код другим, не изменять и не удалять изначальные лицензии и авторские права и использовать такую же лицензию на всю производную работу.


Слово Moolde – это аббревиатура от понятия Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда, которая наиболее полезна для программистов и теоретиков. Это также может быть и глаголом, который означает процесс медленного прорываться сквозь дебри, изучения чего-либо по мере его появления, исправление своих ошибок, которое впоследствии ведет к развитию интуиции, сообразительности и творческих способностей. По существу обе эти трактовки подходят, учитывая то, как разрабатывался этот проект и то, что учителя и студенты смотрят на вопрос он-лайн образования по-разному. Все, кто используют проект Moodle(Мудл) – Moodlers (Мудлеры).

Moodle (Мудл) может быть установлен на любом компьютере, поддерживающем PHP, а также базы данных типа SQL (например, MySQL).

Философия

Дизайн и разработка Moodle направляются особой философией обучения, на которую можно вкратце назвать "педагогика социального конструкционизма" (social constructionist pedagogy). Некоторые из вас, возможно, уже подумали: "очередная бессмыслица про образование из области разработки программного обеспечения" и потянулись к мышке, но пожалуйста, прочитайте - это может пригодится!
Эта страница пытается объяснить в простых словах что же эта фраза обозначает, разворачивая её смысл в "Четырёх основных концепциях". Имейте ввиду, что каждая из них основана на итогах огромного количества разнообразнейших исследований, и если вы уже сталкивались с некоторыми из них, они могут показаться очевидными.
Однако, если эти концепции для вас являются новыми, они могут оказаться сложны для понимания с первого прочтения. Всё, что я могу сделать для вас - посоветовать читать их внимательно, соотнося читаемое со всем вашим опытом попыток изучать что-либо.

Конструктивизм

Люди "конструируют" для себя новые знания в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Всё, что вы читаете, видите, слышите, ощущаете и трогаете, сравнивается с ранее полученным знанием. Если это как-то с вашим знанием соотносится, могут быть достроены новые фрагменты знания, которые и останутся с вами. Знание укрепляется, если его удаётся успешно применять и в других ситуациях. Вы не просто хранилище памяти, пассивно впитывающее информацию, и знание не может быть получено непосредственно чтением или прослушиванием.
Это не значит, что Вы не можете узнать что-либо, почитав веб-страницу или послушав лекцию. Конечно можете. Просто хочу подчеркнуть, что при обучении имеет место больше интерпретация, нежели простая передача информации от одного мозга к другому.

Конструкционизм

Конструкционизм утверждает, что обучение особенно эффективно, когда учащийся в процессе обучения формирует что-то для других. Это может быть что угодно, от высказывания утверждения или написания сообщения в до более комплексных произведений, таких как картина, дом или пакет программ.
Например, вы можете прочесть эту страницу несколько раз, и всё равно на завтра ничего не помнить. Но если вы попытаетесь объяснить эти идеи кому-нибудь другому своими словами или изготовить слайд-презентацию, объясняющую эти концепции, могу гарантировать, Вы лучше поймёте их и лучше интегрируете в свои собственные идеи. Вот почему люди делают конспекты во время лекций, даже если никогда не читают их потом.

Социальный конструктивизм

Это понятие расширяет вышепредставленные идеи до группы, члены которой формируют что-то для других, работая совместно, и создавая тем самым "малую культуру" разделяемых участниками группы предметов и смыслов. Когда кто-то погружается в подобную культуру, он попадает в непрерывный и многоплановый процесс обучения тому, как "быть" в этой культуре.
Возьмём в качестве простого примера такой объект, как чашка. Этот предмет может использоваться для тысячи разных целей, но его форма сама по себе уже даёт некоторого рода "знание" об удержании жидкостей. Более сложный пример – онлайн-курс. Здесь не только "формы" инструментария указывают на то, как должен работать такой курс, но и тексты, созданные группой, и сама происходящая деятельность, в целом будут помогать формированию того, как каждый участник курса действует внутри группы.

Вовлечённое и отвлечённое

Эта концепция - чуть более глубокое исследование мотивации поведения участников в дискуссиях. "Отвлечённое" поведение – это когда кто-то старается оставаться "объективным" и "опираться на факты". Он имеет склонность защищать собственные соображения, используя логику для нахождения слабых мест в суждениях оппонента. "Вовлечённое" поведение представляет собой более эмоциональный подход, допускающий субъективность. При этом человек старается слушать и задавать вопросы для понимания других точек зрения. "Сконструированное" поведение – это когда человек способен использовать оба подхода, и выберает какой-либо из них в зависимости от текущей ситуации.
В целом, здоровое количество вовлечённого поведения внутри сообщества учащихся – это мощный стимул обучению, поскольку оно не только объединяет людей, но способствует возникновению более глубоких реакций и переоценке ранее сформировавшихся убеждений.

Заключение

Обдумывание этих вопросов поможет вам больше обращать внимание на то, какой опыт мог бы быть полезен для учебы с точки зрения учащегося, и меньше зацикливаться на обычной публикации материалов, которыми ученики должны овладеть, и последующим проставлении оценок. Также это поможет вам понять, как каждый участник курса может быть столь же учителем, сколь и учащимся. Как учитель, вы сможете перестать быть просто "источником знаний" и превратитесь во вдохновителя, ролевую модель культуры класса, связываясь с учащимися в индивидуальном порядке и работая с их личными потребностями, одновременно с этим направляя дискуссии и деятельность всей группы учащихся к достижению ваших общих учебных целей.
Безусловно, Moodle не навязывает такой тип поведения, но всё же именно этот тип поведения Moodle поддерживает лучше всего. Это то, на что Moodle нацелен. В будущем, по мере стабилизации технической инфраструктуры Moodle, дальнейшие нововведения в области "педагогической поддержки" станут основным направлением в развитии системы Moodle.

  • Официальный сайт: www.moodle.org
  • Поддержка: IMS/SCORM спецификаций
  • Платформа: PHP, MySQL, PostgreSQL
  • Лицензия: GNU General Public License (GPL), прочитать можно
  • Поддержка русского языка: есть
  • Ссылка для скачивания: Moodle

Вместе с тем система Moodle оказалась уязвим для взлома.

Уязвимые версии: Moodle 2.0.10, возможно более ранние версии.
Moodle 2.1.7, возможно более ранние версии.
Moodle 2.2.4, возможно более ранние версии.
Moodle 2.3.1, возможно более ранние версии.

Описание:
Уязвимость позволяет удаленному пользователю выполнить произвольные SQL команды в базе данных приложения:

1. Уязвимость существует из-за того, что приложение не правильно проверяет ссылки. Удаленный пользователь может обойти ограничения размеров файла.

2. Уязвимость существует из-за ошибки при проверке возможности кэшировать пользователей в функции "is_enrolled()" в файле lib/accesslib.php. Удаленный пользователь может обойти некоторые ограничения безопасности.

3. Уязвимость существует из-за недостаточной обработки входных данных в модуле LTI (External tool). Удаленный пользователь может с помощью специально сформированного запроса выполнить произвольный код сценария в браузере жертвы в контексте безопасности уязвимого сайта.

4. Уязвимость существует из-за того, что приложение не ограничивает доступ к файлам, встроенным, к примеру, в HTML-блок. Удаленный пользователь может получить доступ к защищенным файлам.

5. Уязвимость существует из-за ошибки при обработке публикаций Q&A форума через RSS каналы. Удаленный пользователь может раскрыть информацию с ограниченным доступом.

6. Уязвимость существует из-за ошибки при проверке возможности подписки на . Удаленный пользователь может отписаться от форума, с установленной защитой от отписки.

7. Уязвимость существует из-за ошибки при обработке перенаправлений во время процесса входа в систему через LDAP. Удаленный пользователь может сделать переадресовать пользователя с HTTPS на HTTP протокол.

8. Уязвимость существует из-за недостаточной обработки входных данных в administration of cohorts. Удаленный пользователь может с помощью специально сформированного запроса выполнить произвольный код сценария в браузере жертвы в контексте безопасности уязвимого сайта.

9. Уязвимость существует из-за ошибки при обработке параметра "Restrict Access". Удаленный пользователь может раскрыть данные об активности закрытой группы.

10. Уязвимость существует из-за недостаточной обработки входных данных в модуле Feedback. Удаленный пользователь может с помощью специально сформированного запроса выполнить произвольные SQL команды в базе данных приложения.

Оставьте свой комментарий!