Биографии Характеристики Анализ

Речевая защита. Учимся управлять агрессией

Тема: Учимся спорить и доказывать.
Цели:

Повторить уже известные детям правила речевого этикета.

Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.

Учить дискутировать.

Оформление:
Спор - не ссора,
бойся ложного задора!
(Пословица)

В споре побеждает не тот,
кто горячится,
а тот, кто думает.
(Народная мудрость)

Ход занятия.

Вступительное слово учителя .
На этом занятии мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.

Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.
- Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).
-Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?
-Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре. (Ссора - состояние взаимной вражды, перебранка).

Задание: Прочитайте тексты. В каком из них собеседники ведут спор, а в каком - происходит ссора? Почему ты так решил?

Проходящий мальчик задевает плечом другого.

Не цепляйся!

Кто цепляется?

Ты цепляешься!

Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!

Я цепляюсь?

Да знаешь… Знаешь ты кто? - толкает его.

Да та сам… - и тоже толкает.

Стоящая рядом девочка громко говорит:

Наталия Борисовна, а мальчики дерутся!

Учитель. Ребята, может ли предложение быть одновременно восклицательным и вопросительным?

Коля. Я думаю, что нет. И вот почему. Вопросительное предложение употребляется, когда мы спрашиваем, чтобы получить ответ. А восклицательное - когда хотим выразить какие-то чувства: радость, удивление, восхищение, страх.

Таня. Твоё суждение интересное, но я не согласна. Ведь мы можем спрашивать и радоваться, спрашивать и бояться. Вот в сказке Козлята Волка спрашивают с большим страхом: «Кто там?!». Значит, твоё утверждение, Коля, не является правильным, и предложение может быть восклицательным и вопросительным одновременно.

Определите вид спора. Можно ли назвать данный спор публичным? Если да, то какой форме организации публичного спора он соответствует? Обоснуй свой ответ.

Вывод:
Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение. Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника,

употребляют специальные слова и обороты речи.

Задание: Какие речевые обороты не следует употреблять в дискуссии? Как возразить, чтобы не оскорбить и не обидеть собеседника? Рассмотрите левый столбик и сформулируйте противоположные по значению речевые клише для правого столбика. Помните о том, что выражения несогласия должны быть вежливыми.

Речевые обороты согласия и несогласия.

Согласие Несогласие

Правильно

Это само собой разумеется

Это нельзя отрицать

Я согласен с…

Могу согласиться

Я уверен, что это так

Я разделяю ваше мнение

Придерживаюсь того же мнения

Не возражаю против этого

3. Знакомство с правилами ведения спора.
Давайте познакомимся с секретами талантливого спора.

Известный философ Сократ - один из основателей Школы риторической
грамоты - ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог - уважительный и доказательный.

Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.
4. Упражнение в ведении дискуссии.

Примите участие в дискуссии на тему «Человек - друг или враг природы?», используя на каждом этапе речевые обороты, допустимые в дискуссии.

Для этого класс делится на 4 группы, каждая получает индивидуальное задание - готовит текст высказывания для одной из частей дискуссии (вступление, заключение, позиция «человек-друг», позиция «человек-враг»). Далее происходит коллективное обсуждение в рамках учебной дискуссии.

5. Итог занятия.

Для чего необходимо знать речевые обороты ведения дискуссии? Как помогают

они сформулировать свою мысль?

Как проходила работа твоей группы по подготовке дискуссии? Насколько

участники были активны в процессе обсуждения, вежливы, внимательны друг

Было ли тебе интересно участвовать в дискуссии? Почему?

6. Домашнее задание .
- Сочините небольшой диалог - спор любых персонажей. Спор должен

быть вежливым. Запишите диалог в тетрадь, правильно оформив.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • формировать навыки публичного выступления, учить грамотно и аргументировано высказывать свое мнение, защищать его, вести общественное обсуждение,
  • развивать готовность и способность учащихся к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность в речевом самосовершенствовании.

Цели:

  • рассмотреть психологический и этический аспекты спора,
  • познакомить учащихся с правилами поведения во время спора, дискуссии,
  • пополнять словарный запас детей, развивать кругозор.

Ход мероприятия

I. Спор «Нужна ли школьная форма?»

(2-й слайд: Одна ученица делает другой замечание по внешнему виду, пытается убедить, что в школу надо приходить в одежде делового стиля. Вторая считает, что школьная форма не нужна, делает всех одинаковыми. Вместо видео можно заранее подготовить диалог двух учениц, по-разному относящихся к проблеме школьной формы).

– Каким тоном разговаривали девочки друг с другом?

– На что больше похож их разговор: на спор или на ссору? Умеют ли они спорить?

– Чем, по-вашему, закончился это разговор?

– Действительно, споры часто превращаются в ссоры, а иногда даже в драки, несмотря на то, что люди пытаются говорить друг другу правду. По этому поводу существует еще меткое замечание:

II. Нужны ли споры?

– Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни был участником спора. Значит, каждый может высказать свое мнение по этому поводу.

Сегодня мы будем говорить об искусстве спора и познакомимся с правилами поведения во время него. Сначала выясним, как толковый словарь трактует нам слова «спор», «дискуссия» (3-й слайд).

– Что же такое спор? Дискуссия? А ссора? (Спор – словесное обсуждение какого-либо вопроса, где каждый отстаивает свое мнение; дискуссия – то же, что и спор. Ссора – состояние взаимной вражды, перепалка, перебранка).

III. Правила спора .

– Итак, раз мы вступаем в спор, то необходимо знать основные правила культурного человека, ведущего спор. Мудрецы древности утверждали, что лучше уступить дорогу собаке, чем дать ей возможность укусить себя, настаивая на своих правах, ведь даже, если вы убьете собаку, укус останется укусом. Известный философ Сократ ввел для своих учеников специальные уроки, которые назвал «Уроками эристики», то есть праведного, честного спора, одно из правил которого:

Не спорь по пустякам. (4-й слайд).

– Проблема только в том, что не всегда возможно и не всегда необходимо уклониться от спора. Что же делать, если спор неизбежен? Обратите внимание на фотографии (5-й слайд). Что бросается в глаза? (Как некрасиво выглядят ссорящиеся люди.)

– Сформулируем 2-е правило спора:

Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение.

Вежливый, культурный человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит

другого. (6-й слайд).

Третье правило:

Не оскорбляйте своего противника, какие бы мысли он не отстаивал. (7-й слайд).

Очень хорошо об этом сказал М. Матусовский (8-й слайд):

(Стихотворение читает подготовленный ученик).

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.

– Чтобы высказать свою точку зрения и при этом не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи (9й слайд).

Уберите те из оборотов, которые культурный человек не может использовать во время спора, дискуссии:

Я думаю, ты прав (не прав)… Ты говоришь чепухуМне кажется, что ты Ты думаешь, когда говоришь? Ну что ты говоришь? Я согласен ошибаешься (не согласен) с тобойТы что, с приветомИзвини, я не могу с тобой согласитьсяДавай подумаем вместеЭто каждый дурак знает

(Школьники называют : Ты говоришь чепухуТы думаешь, когда говоришь? Ну что ты говоришь? Ты что, с приветомЭто каждый дурак знает…)

– Когда вежливый человек спорит, что-то доказывает, он нередко употребляет слова «я думаю», «мне кажется», «по-моему». Почему? (Чтобы высказать свою точку зрения, ненавязывая ее собеседнику, не обижая его).

Помогут вам речевые стереотипы возражения (10-й слайд):

Категорическое (грубое) Более вежливое (мягкое)
Я совершенно с вами (с тобой) не согласен Не могу согласиться с вами (с тобой)
Я не разделяю вашей (твоей) точки зрения. Мне так не кажется
Я возражаю Хотелось бы выразить свое несогласие
Я думаю иначе У меня другая точка зрения
Я придерживаюсь другого мнения Позволю себе не согласиться с вами (с тобой)
Это не так Моя точка зрения иная
Это далеко не так Мне кажется, здесь вы не правы
Нет, это абсолютно неправильно Извините, тут вы (ты) заблуждаетесь

Четвёртое правило спора (11-й слайд):

Имей всегда в споре примеры и доказательства.

– Чтобы спор получился настоящим, необходимо строить аргументацию, структуру которой можно представить в виде схемы (слайд 12):

  • Тезис
  • Аргументы:
    1. факты (научные, из жизни, из литературы, из истории)
    2. ссылки на авторитеты, на заведомо истинные суждения (пословицы, законы, крылатые выражения, правила)
  • Вывод.

IV. Какие правила спора нарушены?

– Каких людей вам напоминают герои этих стихотворений, притчи?Какие правила спора они нарушили? (Исполняют заранее подготовленные ученики).

1. Сергей Михалков «Бараны» (13-й слайд).

По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
"Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути."
Черный брат ответил: "Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!"
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

2. Притча про слона и слепцов (14-15-й слайды).

Автор детской книги «Слепые и слон» Лилиан Квигли пересказывает древнюю индийскую притчу о шестерых слепых, которые приходят во дворец раджи и там впервые в жизни встречаются со слоном. Каждый из них ощупывает животное руками и рассказывает о своих впечатлениях:
«Первый слепой протянул руку и коснулся бока слона: «Какой гладкий! Слон похож на стену». Второй слепой протянул руку и коснулся хобота слона: «Какой круглый! Слон похож на змею». Третий слепой протянул руку и коснулся бивня слона: «Какой острый! Слон похож на копье». Четвертый слепой протянул руку и коснулся ноги слона: «Какой высокий! Слон похож на дерево». Пятый слепой протянул руку и коснулся уха слона: «Какой широкий! Слон похож на опахало». Шестой слепой протянул руку и коснулся хвоста слона: «Какой тонкий! Слон похож на веревку».
Завязался спор, поскольку каждый слепой считал свое описание слона правильным. Раджа, разбуженный шумом, вышел на балкон. «Слон - это большое животное», - сказал он. - «Каждый из вас прикоснулся лишь к одной его части. Вам придется сложить все части вместе, чтобы узнать, на что похож слон».
Просветленные мудростью раджи, слепые пришли к согласию: «Каждый из нас знает только часть истины. Чтобы найти истину целиком, мы должны сложить все части вместе».

3. Басня Сергея Михалкова «Лягушка и Аист» (17-й слайд). Читают по ролям заранее подготовленные ученики.

Поспорила Лягушка с Аистом:
- Кто красивее?
- Я! - уверенно сказал Аист. - Посмотри, какие у меня красивые ноги!
- Зато у меня их четыре, а у тебя только две! - возразила Лягушка.
- Да, у меня только две ноги, - сказал Аист, - но они у меня длинные!
- А я квакать умею, а ты нет!
- А я летаю, а ты только прыгаешь!
- Летаешь, а нырять не можешь!
- А у меня есть клюв!
- Подумаешь, клюв! На что он нужен?!
- А вот на что! - рассердился Аист и… проглотил Лягушку.
Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

4. Сказка Кривина «Сила убеждения» (18-19-й слайды).

– Помещение должно быть открыто, – глубокомысленно замечает Дверная Ручка, когда открывают дверь.
– Помещение должно быть закрыто, – философски заключает она, когда дверь закрывают.
Убеждение Дверной Ручки зависит от того, кто на нее нажимает.

Сказка Кривина «Сильный аргумент»

Мелок трудился вовсю. Он что-то писал, чертил, подсчитывал, а когда заполнил всю доску, отошел в сторону, спрашивая:
– Ну, теперь понятно?
Тряпке было непонятно, поэтому ей захотелось спорить. А так как иных доводов она не нашла, то просто взяла и стерла с доски все написанное. Против такого аргумента трудно было возражать: Тряпка явно использовала свое служебное положение. Но Мелок и не думал сдаваться. Он принялся доказывать все с самого начала – подробно, обстоятельно, на всю доску. Мысли его были достаточно убедительны, но – что поделаешь! – Тряпка опять ничего не поняла. И когда Мелок окончил, она лениво и небрежно снова стерла с доски все написанное.
Все, что так вдохновенно доказывал Мелок, чему он отдал себя без остатка...

V. Спорим в соответствии с правилами.

– Школьная форма, нужна ли она?

Участниками спора будут 2 группы по 3 человека, остальные – эксперты: следят, чтобы правила не были нарушены (одна группа подбирает аргументы к тезису «школьная форма нужна», вторая – к тезису «школьная форма не нужна»). Не забывайте о речевых стереотипах, используйте их в споре. (20й слайд).

VI. Как не допустить ссоры?

Известный американский психолог Дейл Карнеги в третьей части своей книги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” предлагает очень интересные суждения по поводу спорных ситуаций. «В споре нельзя одержать верх. Нельзя потому, что, если Вы проиграли в споре, значит, вы проиграли, если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему? Предположим, что вы одержали победу над собеседником, разбили его доводы в пух и прах. Ну и что? Вы будете чувствовать себя прекрасно. А он? Вы задели его самолюбие. Он будет огорчен Вашей победой. Можно дать понять человеку, что он не прав, и взглядом, и интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если сказать ему, что он не прав, то можно ли заставить его тем самым согласиться с Вами? Никогда, потому что тогда Вы нанесете прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. И это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, а вовсе не изменить свое мнение. Никогда не начинайте с заявления типа: “Я Вам докажу то-то и то-то”. Это плохо. Это все равно что сказать: “Я умнее Вас. Я собираюсь кое-что Вам сказать и заставить изменить свое мнение”. Это вызов. Это порождает у Вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с Вами прежде, чем вы начали спор. “Переубедить людей трудно даже при самых благоприятных условиях,– говорит Карнеги,– Так зачем же создавать себе излишние трудности? Зачем ставить себя в невыгодное положение? Если вы намерены что-то доказать, пусть об этом никто не знает. Сделайте это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал”.

VII. Ролевая игра. Компьютеры – это благо или зло 21 века?

– А сейчас представим ситуацию, с которой часто сталкиваемся дома: родителей возмущает то, что вы целый день сидите у компьютера, в очередной раз вам предстоит разговор с родителями: Компьютеры – это благо или зло 21 века? Одна группа: мамы и папы, вторая – дети. За 3 минуты подготовьте аргументы, а самые смелые проговорят их всем.

VIII. Тренинги: коммуникативные упражнения .

Для отработки умений и навыков сглаживания конфликтов в споре, для развития убедительной речи, развития интуиции в общении, формирования установки на взаимопонимание, совершенствования коммуникативной культуры есть специальные коммуникативные упражнения.

"Дар убеждения". (Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи).

Вызываются два участника. Каждому из них дается шкатулка, в одной из них лежит красная ленточка. Оба участника заглядывают в свою шкатулку, только один из них видит ленточку, но ведь остальные не знают, у кого она. Задача участников: доказать "публике", что именно у него в шкатулке лежит ленточка. А публика должна решить, у кого же именно лежит ленточка. Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

«Разговор сквозь стекло»

– Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вы все равно друг друга не услышите.

IX. Итог. Рефлексия.

(21-й слайд)

Хочется напомнить вам замечательное изречение великого ученого математика Пифагора, жившего в Древней Греции. Он говорил « Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями». Пусть никакие споры не помешают вам в этом.

Представьте себе, что вы вышли в чистое поле, там травка – зеленая, шелковистая. На листиках, которые вы получили, нарисуйте ее. Это та информация, которую вы сегодня получили на диспуте. А если вы услышали для себя много полезного, нового, нарисуйте на травке цветочки. Чем больше новой информации вы сегодня для себя получили, тем больше цветочков будет у вас на травке.

Список литературы:

  1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991.
  2. Бадлиев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. –М., 1999.
  3. Дейл Карнеги. Собрание сочинений в трех томах. Том 1 – Азбука, 1998
  4. Школьная риторика. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1998.
  5. Ожегов И.С., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994.
  6. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. №3.

Сергей Иванов. «Спор про вежливость»
После полдника у нас был разговор про вежливость:

– Вот, например, если я сижу в автобусе, а входит старушка – я ей сразу место уступлю!

– Это каждый дурак знает! А еще надо сказать: «Садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?

– Ты что, с приветом? Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны, садитесь, пожалуйста!» Понятно? А так она и не захочет садиться на твое дурацкое место!

– Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса!

– Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья… Сам скачет, а на других сваливает.

Спорили, спорили, и без конца по разговору «пробегали» то осел, то козел, то ворона, то баран.
Вопросы и задания

1. О чем поспорили ребята? Как они разговаривали между собой? Докажите (примерами из текста), что их речь была невежливой, грубой.

2. Как вы понимаете смысл следующих выражений: «распускать язык», «перегнуть палку», «затыкать рот»? Какое отношение имеют эти выражения к героям рассказа?

3. Можно ли назвать разговор ребят ссорой? Почему?

4. Нарисуйте иллюстрацию к этому короткому рассказу. Как вы отразите на рисунке, что «спор про вежливость» на самом деле был обидным разговором, ссорой?

5. «Исправьте» речь ребят, исключив из него грубые слова и заменив их на вежливые высказывания. Прочитайте (послушайте) и инсценируйте получившийся диалог.

6. Закончите фразы.

Говорить вежливо – это значит…

Вежливый человек никогда не должен…

Вежливость – это не только…, но и…

Грубый человек не сможет…

7. Подберите слова, близкие по значению (синонимы) к слову «вежливость». Составьте предложения с этими словами.

8. Составьте и оформите памятку «Правила спора».
К заданию 4. Атмосферу обидного общения, ссоры можно передать на рисунке с помощью изображения жестов (размахивают руками, грозят кулаками и т. п.) и выражений лиц ребят (злятся, раздражаются, зло смеются друг над другом).

К заданию 5. Цели выполнения этого задания – научить детей употреблять в речи эвфемизмы и этикетные формы выражения несогласия (см. ч. II).

Возможные варианты эвфемистических замен в данном тексте: «Это каждый дурак знает» = это всем известно, а еще надо не забыть…; я об этом знаю и хочу также напомнить…; согласен с тобой, но надо добавить…; «Ты что, с приветом?» = Да, но неужели ты забыл…; Но разве ты не помнишь…; «говорить свои длинные ослиные речи» = эта фраза звучит слишком длинно; правильно, но очень много слов и т. п.

Возможные способы выражения несогласия: Извини, но я не могу согласиться с тобой; Прости, пожалуйста, но я думаю по-другому (у меня другое мнение об этом); Боюсь, это не совсем точно; Необходимо все-таки уточнить…; Позволь возразить тебе…

К заданию 6. Пример выполнения задания: Грубый человек никогда не сможет… добиться своей цели… считаться по-настоящему добрым… иметь много друзей…. заслужить уважение и т. д.

К заданию 7. Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый; учтивый – почтительно-вежливый; корректный – 1) вежливый и тактичный, учтивый, 2) правильный, точный; предупредительный – всегда готовый оказать услугу (в одном из знач.), внимательный, любезный; обходительный – вежливый и приветливый; любезный – обходительный, предупредительный, учтивый; галантный – изысканно-вежливый, любезный; воспитанный – отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо себя вести; культурный – находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему (в одном из знач.).

К заданию 8. Вариант памятки.

1. Слушай внимательно собеседника, не перебивай его.

2. Будь вежлив, не превращай спор в ссору.

3. Ищи то, с чем можно согласиться в речи собеседника.

4. Приводи убедительные доказательства.

5. Следи за своими жестами, выражением лица, тоном речи.

Не начинай свой спор, пока не будешь
знать позиции оппонента.

Правило спора в Древнем Риме и Древней Греции

Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля. А как же без спора? Ведь для того чтобы высказывание, пусть даже и великого Коперника, было признано истиной, надо испытать его прочность в жарком споре.

К счастью, нам сегодня не приходится устанавливать законы Вселенной. Спасибо учёным древности! Но споры повседневно возникают и в XXI веке. Дискуссий невозможно избежать, ведь каждый человек на всё имеет свою точку зрения, иногда кардинально противоположную взглядам других людей. А свои убеждения надо отстаивать. Вот и рождаются споры.

Однако в современном цивилизованном мире приоритеты в искусстве ведения спора немного изменились. Если в Античности искусство спора заключалось в мастерстве отстаивать собственную точку зрения, то в настоящее время правила ведения спора направлены на то, чтобы в жаркой полемике не упустить истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия.

Искусство вести спор базируется на трёх простых заветах:

  1. расспрашивать своего оппонента;
  2. вести с ним беседу;
  3. внимательно выслушивать его доводы.

Вступающий в спор человек должен знать, что его убеждения могут быть ошибочными. Поэтому во время ведения полемики важнее не доказывать свою правоту, а внимательно выслушивать и анализировать доводы оппонента.

Если во время монолога Вашего собеседника он затронул вопрос, по которому Вам крайне необходимо что-то уточнить, Вы можете прервать его речь, но только извинившись. Затем вкратце Вы можете перечислить свои доводы на затронутую Вашим оппонентом тему или попросить его кое-что подробнее Вам разъяснить. Конечно, перебивать, некрасиво, но, как говорил Сократ, «истина дороже». Ваш собеседник простит Вас за небольшую неучтивость, если увидит Ваше уважение к нему и искреннее желание установить истину. После того, как Вы выскажетесь, следует напомнить оппоненту, о чём он говорил до того, как Вы его перебили.

Искусство вести спор заключается также и в умении выбирать правильный тон дискуссии. Интонация Вашего голоса во время ведения полемики может быть самой разной: решительной, нежной, уверенной, мягкой. Но при этом она ни в коем случае не должна обижать Вашего оппонента, унижать его. Невежливо повышать тон, и просто неприемлемо переходить на крик.

Правила ведения спора:


Прежде чем вступить в полемику
  • Перед тем как вступить в спор, необходимо точно установить тему полемики, её смысл и цель. Если пренебречь данным правилом, Вы потратите время впустую: поспорите ни о чём и не придёте ни к какому выводу.
  • Прежде чем начать спорить на научную тему, надо разузнать значения всех терминов, которые потенциально могут использоваться в речи Вашего оппонента. Также полезно будет уточнить понятия, о которых будет вестись речь в полемике. Соблюдение данного правила позволяет избегать нелепых ситуаций, когда спор возникает из-за того, что двое по-разному понимают значение одного и того же слова.

Во время спора


В завершение спора

  • Если в ходе спора было доказано, что Ваше мнение ошибочно, Вам необходимо показать себя справедливым человеком и признать своё заблуждение по поводу предмета спора.
  • Если в ходе полемики была доказана Ваша правота, Вы должны вести себя достойно, не демонстрировать гордость и радость победы. Ни в коем случае нельзя произносить фраз, подобных следующей: «Я же говорил, что Вы неправы!». Не понижайте самооценку своего оппонента и не заставляйте его злиться или обижаться.
  • В заключение полемики подведите итоги и огласите выводы, к которым Вы пришли вместе с Вашим собеседником.
  • Будет замечательно, если двое оппонентов после завершения дискуссии пожмут друг другу руки и выразят взаимную благодарность за хорошо проведённое время.

Безусловно, интернет оказывает огромное влияние на все сферы нашей жизни, которое бывает как положительным, так и отрицательным. Правильно используя ресурсы интернета можно расширить свой кругозор, многому научиться и вывести свой уровень интеллекта на новый уровень. Но в тоже время интернет отнимает массу нашего свободного времени, а социальные сети затягивают нас в свою паутину подобно пауку. Далее вы найдёте порядка 30 вещей, которые были убиты интернетом, начиная от продуктов и бизнес-моделей и заканчивая жизненным опытом и привычками.

Вежливый спор

Анонимность интернет-пользователей, как оказалось, страшная вещь. Благодяря ей градус спора на форумах, в чатах и комментариях не опускается ниже той отметки, где люди могут допускать, что человека, не согласного с тобой, можно оставить в живых.

Прослушивание музыкального альбома от начала до конца

Зачем слушать занудные 11 песен на пластинке только ради того, чтобы добраться до идущего 12-м хита. Можно сразу скачать хит!

Репутация и политическое будущее

Если политик имел неосторожность ляпнуть глупость, у него нет шансов это скрыть. Сара Пейлин, например, сказала несколько неосторожных фраз и поставила на своей карьере крест.

Пунктуальность

Приходить на встречу вовремя? Зачем, ведь всегда можно отправить сообщение, что задерживаешься.

Волнующий опыт первой покупки журнала для взрослых

Теперь, чтобы приобщиться к тайнам взрослой жизни, подросткам уже нет нужды робеть перед киоском. С одной стороны, хорошо, а с другой - и вспомнить нечего.

Телефонные справочники

Вам нужно узнать, как позвонить в паспортный стол? «Яндекс» и «Гугл» давно похоронили толстые книги с быстро устаревающими номерами.

Миф о разумности котов

Гордые животные стали мишенью: в Интернете куча картинок с унижающими их достоинство подписями.

Часы

Теперь часы нужны только любителям похвастаться своим благосостоянием. Остальные узнают время с помощью компьютера, мобильника и еще ста устройств с таймером.

Музыкальные магазины

Отдать 1000 рублей за новый альбом любимой группы или бесплатно скачать его у интернет-пиратов? Выбор вроде бы очевиден, да?

Бумажные письма

Еще чуть-чуть, и электронная почта окончательно добьет традиционную даже в самых отдаленных уголках России. Почтальоны окончательно превратятся в разносчиков пенсии.

Хорошая память

Запоминать даты и очередность президентов и царей с появлением «Википедии» перестало быть однозначным достоинством. Минута за компьютером, и вы знаете о Бородинском сражении даже больше, чем его участники.

Свободное время

Свободное время стало синонимом времени, проведенного в Интернете. Ну а куда его еще тратить? В окно смотреть?

Фотоальбомы и слайды

Facebook и «ВКонтакте» давно заменили семейные альбомы. Так фотки из Египта и друзьям показывать удобнее, и места в доме они не занимают.

Совместный просмотр телепередач

Времена, когда во время показа очередной серии «Места встречи изменить нельзя» пустели улицы, уже не вернутся. Сейчас в Интернете можно любую телепрограмму посмотреть в любое время.

Энциклопедии

Похоронены рядом с телефонными справочниками.

Запоздалые новости о футбольных матчах

Онлайн-трансляции вовсю спорят с телевидением: не только счет, но и ход матча можно узнать в любой момент.

Слухи

«Словно мухи тут и там» слухи больше не ходят по домам. Для них созданы специальные сайты, где слухи собирают, множат, а иногда и опровергают.

Уважение к врачам и другим профессионалам

К врачам на прием люди, конечно, еще ходят, но перед этим обычно хорошенько прошерстят онлайн-консультации, медицинские форумы и архивы сайтов о здоровье. И в больницу являются уже с собственным диагнозом и скептицизмом по поводу квалификации доктора.

Загадочные иностранные языки

Текст на непонятном языке уже никого не пугает. Онлайн-переводчики хоть и выдают еще не вполне пушкинский текст, но смысл перетолмачивают вполне отчетливо.

Тайна частной жизни

Репутация Чака Норриса

Список шуток про Чака Норриса разбух уже за тысячу пунктов. Понятно, что ничего подобного с ним не происходило, но как в это поверить всерьез.

Игры с карандашом и бумагой

Морской бой, крестики-нолики, виселица и прочие милые развлечения на скучных школьных уроках тоже перекочевали в Интернет и телефон. Хочешь - с компьютером бейся, хочешь - с живым человеком на другом краю света.

Традиционные СМИ

Интернет-версия сегодня есть у любой уважающей себя газеты. А у очень хорошей газеты на сайте можно найти массу всего интересного, что в бумажную версию просто не поместилось.

Концентрация

Можно ли дописать до конца текст, ни разу не слазив на новостной сайт и не проверив почту? В том-то и проблема, работать в Интернете и не отвлекаться - это надо иметь волю легендарного Овода.

Географические знания

С помощью системы GPS, распространенной повсеместно - от автомобилей до смартфонов, позволяющей узнать путь от А до Б, знание географии теперь не является ценным навыком.

Неоткрытые таланты

«Приехал из глубинки, долго обивал пороги, через десять лет его заметили, но было уже поздно». Сегодня путь гения наверх гораздо короче. Достаточно выложить свою песню на Youtube, и назавтра ты знаменит. Пример Петра Налича подтверждает это на сто процентов.

Волнение перед встречей выпускников

Какой смысл готовиться к встрече выпускников да и вообще идти туда, если всех, кого хотел, ты уже нашел в «Одноклассниках», много раз выпил с одними и пару раз воскресил эмоции школьной любви с другими.

Пасьянс «Косынка»

Да, раньше от нечего делать приходилось раскладывать эти глупые карты. Теперь о них кто-нибудь вспоминает, если только отключен Интернет, ведь в Сети игр куда больше.

Толпы у букмекеров во время крупных состязаний

Чтобы сделать ставку на матч «Челси» - «Арсенал», никуда идти уже не надо. Три клика на специальном сайте - и останется ли твоя квартира в твоей собственности, теперь зависит от исхода матча.

Ваши завтрак, обед и ужин

Есть свой бутерброд намного интереснее, просматривая сайт с анекдотами, не так ли?