Биографии Характеристики Анализ

Самые интересные дамбы. Значение слова «дамба

А также о практическом применении данного сооружения.

Что это такое

Под дамбой подразумевают искусственное возвышение в виде вала, которое сооружается из земли, камней. Сооружать ее можно и из подсобных материалов. Давайте подробнее познакомимся с понятием «дамба».

Значение слова в разных словарях одинаковое. Речь идет именно о возвышениях, которые строят в болотах, низинах, руслах крупных рек, вдоль морского побережья. Основным предназначением такого сооружения является проведение гидротехнических работ, сооружение над водою автомобильных и железнодорожных полотен.

Особенности

Так что такое дамба в настоящее время? В первую очередь это защитное сооружение, берегущее дорожное полотно от возможного затопления водой. Для того чтобы она выполняла функцию, возложенную на нее, в полном объеме, дамба должна возвышаться над поверхностью воды не менее чем на один метр. Есть определенные требования и к ширине возводимой защитной полосы.

Так, для автомобильных и железных дорог она должны быть шире самой дороги, а для морских дамб ширина зависит от устойчивости грунта. Кроме того, учитывается род материала, используемого для строительства.

Специфика создания

Как возводится дамба? Что означает ее крутизна? В зависимости от предназначения, при создании таких защитных полос, выбирают разный угол наклона. Для шоссейных и железных дорог выбирают грунт, который не впитывает воду.

В основном используют песчаные материалы, глину для дамб не применяют. Земляные откосы могут быть одиночного либо полуторного уклона, ширина рассчитывается исходя из одного метра на метр высоты.

Для повышения прочности сооружения, через 2-8 метров в высоких откосах делают уступы в форме горизонтальных площадок (берм), повышающих устойчивость создаваемой конструкции.

Отвечая на вопрос, что такое дамба, отметим, что она предполагает расположение песчаного грунта слоями. После укладки одного слоя обязательно уплотняется земля, только после этого продолжаются работы по созданию защитной полосы.

В тех случаях, когда грунт, применяемый для отсыпки дамбы, не подходит для засевания, откосы дернуют либо покрывают слоем земли в 15-20 сантиметров и засевают его растительностью. Речные дамбы засаживают кустарниками ивы, чтобы закрепить поверхность.

Те откосы, которые подвергаются постоянному напору воды либо волнам, дополнительно укрепляют камнем до уровня высоких вод. По новым технологиям, откосы дамб в сторону воды делают более пологими по сравнению с нагорными видами.

С целью укрепления возводимого сооружения применяют колья, которые забивают рядами, а также плетни из хвороста.

При возведении дамбы на болотистой местности, сначала в грунте выкапывают глубокий ров, утрамбовывают его глиной и только на полученном основании выполняют все последующие строительные работы.

Заключение

В поисках ответа на вопрос, что такое дамба, нам удалось выяснить предназначение этого сооружения. Без подобных насыпных полос нельзя было бы соединить между собой, например, Санкт-Петербург и Кронштадт.

Безусловно, стоимость подобных строительных работ, исчисляется миллиардами рублей, а также огромными временными затратами, но тот результат, который в итоге можно получить, полностью окупает все понесенные расходы.

Прежде чем приступать к возведению дамбы, над проектом работает огромное количество специалистов. Проводятся детальные исследования грунта, анализируется целесообразность и возможность создания дамбы. Затем проводятся расчеты по количеству необходимой насыпи, подбираются материалы для строительства, и только после этого утвержденный проект внедряется в реальность.

- (от нем. Damm плотина). Земляная насыпь, выводимая параллельно берегам, для предохранения их от разлива воды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДАМБА земляная насыпь. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Сооружение в виде насыпи, служащее для выправления (регулирования) течения реки. В зависимости от назначения различают Д. струенаправляюшие, струеотводные, защитные и заградительные. 1 шпоровидная струенаправляющая дамба; 2 струеотводная дамба; 3 … Технический железнодорожный словарь

См … Словарь синонимов

дамба - Гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от затопления, ограждения искусственных водоёмов и водотоков, направленного отклонения потока воды и других целей [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС… … Справочник технического переводчика

- [галл. dam] 1. Береговой естественный высокий прирусловый вал, преимущественно в нижней части крупных рек, текущих по аккумулятивной равнине, приуроченной к тект. прогибу (реки По, Миссисипи, Сырдарья, Терек, Кубань и др.). Образуется в… … Геологическая энциклопедия

ДАМБА, гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные, например ограждающие валы для защиты прибрежных низменностей от затопления, и безнапорные для регулирования русел рек, улучшения условий… … Современная энциклопедия

- (от голл. dam) гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные (ограждающие валы или защитные дамбы), предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских… … Большой Энциклопедический словарь

ДАМБА, барьер или прибрежная насыпь, которые служат для сдерживания или регулирования течения воды. Дамбы служат для осушения земель на побережье (как издавна делается в Нидерландах), а также для предотвращения наводнений … Научно-технический энциклопедический словарь

ДАМБА, дамбы, жен. (нем. Damm) (спец.). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДАМБА, ы, жен. Гидротехническое сооружение вал для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения водохранилища. Оградительная д. | прил. дамбовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Жен., нем. насыпь валом, от воды или для запруды; гать, гребля, запруда, оплот, плотина. Дамбовый, плотинный. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Книги

  • Поющая дамба , Евгений Евтушенко. Центральное место в новой книге Евгения Евтушенко занимает поэма "Под кожей статуи Свободы" - широкое, многоплановое произведение, воссоздающее живую картину современной Америки, ее…
  • Сказ о Баторе , Дамба Жалсараев. Поэтическое сказание о жизни бурятского сказителя (улигершина) Далая. Нелегкая судьба выпала на долю народного певца: с детских лет он голодал, пас стада богатея Баянхая. А когда Далай вырос,…

Дамба

да мба , дамбы, жен. (нем. Damm) (спец. ). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище.

Архитектурный словарь

Дамба

(земляной мост)

Земляная насыпь с дорогой поверху, защищающая местность от разлива воды либо разделяющая водоемы.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Словарь терминов МЧС

Дамба

1) гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоемов и водотоков, для направленного отклонения потока воды;

2) гидротехническое сооружение из намывного грунта (речного аллювия), земли, камня, бетона, предназначенное для защиты территории, инженерного объекта от затопления, разрушения водным потоком, занесения наносами (защитная Д.), для изменения направления течения воды в реке или стеснения потока при выправительных и регуляционных работах (струенаправляющая Д.), а также для образования подпора на водохранилищах. Д. могут перегораживать все русло и пойму (плотины водохранилищ), пойму (подходы к мостовым переходам), рукава реки, часть русла (полузапруды), быть вытянутыми вдоль русла (продольные Д.), представлять собой искусственные валы, возвышающиеся над максимальным уровнем половодья (Д. обвалования, возведенные для противопаводковой защиты). Высота струенаправляющих Д. (полузапруд, продольных Д.) зависит от регулирования русла в межень или половодье (Д, меженного или весеннего регулирования).

Геоморфологический словарь-справочник

Дамба

(от голл. dam), в геоморфологии - высокий естественный прирусловой вал. Высота над поймой до 6-8 м. Д. образуются обычно в долинах больших рек, текущих по аллювиальным равнинам и несущих много взвешенных наносов. Сооружаются и искусственные Д. - гидротехнические сооружения из земли, камня и бетона, предохраняющие берега рек от размыва и затопления или способствующие образованию подпора на водохранилищах.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Дамба

Ы, ж.

Насыпь, вал для предохранения местности от затопления, для ограждения водохранилищ и т.п.

* Бетонная дамба. *

Тезаурус русской деловой лексики

Дамба

‘сооружение’

Syn: плотина, запруда, перемычка, мол

Энциклопедический словарь

Дамба

(от голл. dam), гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные (ограждающие валы или защитные дамбы), предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления, и сопрягающие - для соединения сооружений гидроузла с берегами; безнапорные - для регулирования русел рек.

Словарь Ожегова

ДА МБА, ы, ж. Гидротехническое сооружение вал для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения водохранилища. Оградительная д.

| прил. дамбовый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Дамба

ж.
Гидротехническое сооружение, вал для предохранения низких мест от затопления,
для ограждения водохранилища, регулирования речного русла и т.п.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Дамба

Искусственное возвышение в виде вала, большею частью из земли, иногда же из фашин, камня или соединения этих материалов. Д. строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов, для проведения полотна дорог над водою или же для целей гидротехнических (см. Внешние портовые сооружения, Плотины). Высота Д., назначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокою водою (см. Горизонт воды в реках), причем полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м (для русских железных дорог установлено 0,6 саж.). Ширина Д. поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских Д. - условием устойчивости. Ширина основания Д. зависит от ширины ее гребня, высоты Д. и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных Д. предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна. Откосам земляных Д. придают уклон одиночный или полуторный, т. е. ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких Д. устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так наз. бермы, шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость Д. и затрудняют размыв откоса водою. Д. насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причем каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку Д., неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же Д. часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы Д., подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы Д. к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов Д. употребляются также фашины, колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если Д. строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием Д. и способствовать ее разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести Д. При постройке наших железных дорог в Полесье, искусственные основания для Д. в болотах устраивались из деревянных ростверков. При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение Д. значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками (см.). В недавнее время для увеличения устойчивости речных Д. стали делать ядро насыпи из камня или бетона (Д. нового Кротонского водопровода близ Нью-Йорка).

Краткие сведения

Высота дамбы, предназначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокой водой, причём полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м. Ширина дамбы поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских дамб - условием устойчивости. Ширина основания дамбы зависит от ширины её гребня, высоты дамбы и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных дамб предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна.

Откосам земляных дамб придают уклон одиночный или полуторный, то есть ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких дамб устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так называемые бермы , шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость дамб и затрудняют размыв откоса водою. Дамбы насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причём каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку дамбы, неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же дамбы часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы дамбы, подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы дамбы к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов дамб употребляются также фашины , колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если дамба строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием дамбы и способствовать её разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести сооружение. При постройке железных дорог в Полесье искусственные основания для дамбы в болотах устраивались из деревянных ростверков . При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение дамбы значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками . В недавнее время для увеличения устойчивости речных дамб стали делать ядро насыпи из камня или бетона.

Виды дамб

Различают дамбы:

  • напорные оградительные (ограждающие или защитные дамбы, предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления);
  • безнапорные (для регулирования русел рек).

По способу построения:

  • естественные (поток воды может наносить бревна или льдины и устраивать затор; бобры сооружают дамбы для создания заводей, в которых обитают);
  • рукотворные (созданные людьми).

По материалу дамбы:

  • грунтовые (по методу возведения подразделяются на намывные , насыпные и созданные с помощью направленного взрыва );
  • каменные ;
  • из каменной кладки ;
  • каменно-земляные ;
  • бетонные ;

По срокам, на которые возводятся:

  • постоянные ;
  • временные (например, дамбы из мешков с песком на время наводнений, для отведения водного потока на время проведения строительных работ в русле реки).

Примечания

См. также