Биографии Характеристики Анализ

Сделайте разбор предложения с деепричастиями. Морфологический разбор деепричастия

План разбора:

I . Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (добавочное действие). П. Морфологические признаки.

    Начальная форма (неопределенная форма глагола).

    Постоянные признаки:

б) неизменяемость.

Образец устного разбора:

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пёстро раскрашенной будочке... (М.А.Булгаков)

I. Попав - деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие (попали и бросились).

II. Морфологические признаки.

    Начальная форма - попасть.

    Постоянные признаки:

а) совершенный вид,

б) не изменяется.

III. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства времени, выраженного деепричастным оборотом.

Морфологический разбор наречия

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки.

    Неизменяемое слово.

    Разряд но значению.

    Степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

Образец устного разбора:

... как часто я бываю...

I. Часто - наречие, обозначает признак действия. П. Морфологические признаки.

1,Неизменяемое слово.

2.Обстоятельственное, наречие меры и степени.

III. В предложении является обстоятельством меры и степени.

Морфологический разбор категории состояния

    Часть речи. Общее значение.

    Морфологические признаки: разряд по значению; степень сравнения (если есть). Неизменяемость.

    Синтаксическая роль.

Образец устного разбора:

I. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

II. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

Морфологический разбор предлога

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки:

а) простой или составной

б) производный или непроизводный

в) неизменяемость

Образец разбора:

Над - предлог

I. Вставал над землёй

П. Морф призн.: прост., непроизв., неимзм.

Морфологический разбор союза

План разбора:

П. Морфологические признаки:

а) сочинительный или подчинительный

б) простой или несоставной

в) неизменяемость

Образец разбора:

I.Оглянулась иувидела

II. Морф призн.: сочинит., прост., неимзм.

Морфологический разбор частицы

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Разряд

Образец разбора:

Же - частица

I. Доп.знач.усиления

Синтаксический разбор словосочетания

План разбора:

1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости).

2. Указать главное и зависимое слово.

3. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами соединены.

3. Определить вид словосочетания по главному слову.

4. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

Образец разбора:

Шелестя, падали с тополей сухие листья.

Синтаксический разбор простого предложения

План разбора:

          Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

          Вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: восклицательное, невосклицательное.

          Грамматическая основа (грамматические основы).

          Строение предложения: распространенное, нераспространенное.

          Главные члены предложения.

          Второстепенные члены предложения (если есть).

          Однородные члены предложения (если есть).

          Обращение (если есть).

Образец разбора:

нар. мест. гл. обращ.

Как тебя зовут , душа моя?

(Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением).

вв.сл. гл. сущ. сущ. сущ.

Кажется, шепчут колосья друг другу .

(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом)

Сущ прич. оборот гл. нар. нар.

Солнце , ещё не вошедшее в силу , греет бережно и ласково .

(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)

Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.

Как сделать морфологический разбор деепричастия?

Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.

План морфологического разбора деепричастия как части речи:

I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.

II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные ).

  • Вид (совершенный, несовершенный );
  • Возвратность (возвратное, невозвратное );
  • Переходность (переходное, непереходное );
  • Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Примеры морфологического разбора деепричастий

Накормив детей, мама пошла в магазин.

что сделав?

II. Н. ф. - накормив . Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (пошла - когда? - накормив ).

Гуляя , дети увидели выбежавшего из леса зайца.

I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?

II. Н. ф. - гуляя . Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (увидели - когда? - гуляя ).

Радуясь , он приветствовал друга.

I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?

II. Н. ф. - радуясь . Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (приветствовал - как? - радуясь ).

Морфемный разбор деепричастия

В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются - -а/-я, -в/-вши/-ши .

Примеры морфемного разбора деепричастий

Назвавшись другом . На-зв-а-вши-сь - производное от глагола «назваться»; основа - назвавшись , приставка - на- , корень - -зв- , суффиксы - -а-, -вши- , постфикс - –сь .

Читая книгу . Чит-а-я - производное от глагола «читать»; основа - читая , корень - -чит- , суффиксы - -а-, -я .

В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.

Часть речи

Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».

Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.

Признаки

Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.

Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.

Например: говорить - говоря.

Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.

Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».

Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.

Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).

Синтаксические особенности

Деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.

Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.

Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.

Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.

План разбора

Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.

  • Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
  • Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
  • Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
  • Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.

Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.

Примеры

Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.

Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.

В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».

  • Что делая? - Журча (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
  • Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.

Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.

Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».

  • Что делая? - шелестя (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
  • В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».

Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.

Заключение

В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!

27 мая 2016

В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят морфологический разбор деепричастия. Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.

Часть речи

Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя морфологический разбор причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».

Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.

Признаки

Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.

Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.

Например: говорить - говоря.

Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.

Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».

Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.

Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).

Видео по теме

Синтаксические особенности

Морфологический разбор деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к синтаксической роли, которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.

Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.

Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.

Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится обособленное обстоятельство. В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.

План разбора

Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.

  • Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
  • Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
  • Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
  • Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.

Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.

Примеры

Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.

Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.

В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».

  • Что делая? - Журча (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
  • Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.

Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.

Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».

  • Что делая? - шелестя (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
  • В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».

Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами деепричастный оборот. Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.

Заключение

В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!