Сделайте разбор предложения с деепричастиями. Морфологический разбор деепричастия
План разбора:
I . Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (добавочное действие). П. Морфологические признаки.
Начальная форма (неопределенная форма глагола).
Постоянные признаки:
б) неизменяемость.
Образец устного разбора:
Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пёстро раскрашенной будочке... (М.А.Булгаков)
I. Попав - деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие (попали и бросились).
II. Морфологические признаки.
Начальная форма - попасть.
Постоянные признаки:
а) совершенный вид,
б) не изменяется.
III. В предложении входит в состав обособленного обстоятельства времени, выраженного деепричастным оборотом.
Морфологический разбор наречия
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки.
Неизменяемое слово.
Разряд но значению.
Степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец устного разбора:
... как часто я бываю...
I. Часто - наречие, обозначает признак действия. П. Морфологические признаки.
1,Неизменяемое слово.
2.Обстоятельственное, наречие меры и степени.
III. В предложении является обстоятельством меры и степени.
Морфологический разбор категории состояния
Часть речи. Общее значение.
Морфологические признаки: разряд по значению; степень сравнения (если есть). Неизменяемость.
Синтаксическая роль.
Образец устного разбора:
I. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.
II. Морфологические признаки:
1) качественное;
2) грустнее, грустнее всего;
3) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.
Морфологический разбор предлога
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
П. Морфологические признаки:
а) простой или составной
б) производный или непроизводный
в) неизменяемость
Образец разбора:
Над - предлог
I. Вставал над землёй
П. Морф призн.: прост., непроизв., неимзм.
Морфологический разбор союза
План разбора:
П. Морфологические признаки:
а) сочинительный или подчинительный
б) простой или несоставной
в) неизменяемость
Образец разбора:
I.Оглянулась иувидела
II. Морф призн.: сочинит., прост., неимзм.
Морфологический разбор частицы
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение.
II. Разряд
Образец разбора:
Же - частица
I. Доп.знач.усиления
Синтаксический разбор словосочетания
План разбора:
1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости).
2. Указать главное и зависимое слово.
3. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами соединены.
3. Определить вид словосочетания по главному слову.
4. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)
Образец разбора:
Шелестя, падали с тополей сухие листья.
Синтаксический разбор простого предложения
План разбора:
Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
Вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: восклицательное, невосклицательное.
Грамматическая основа (грамматические основы).
Строение предложения: распространенное, нераспространенное.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения (если есть).
Однородные члены предложения (если есть).
Обращение (если есть).
Образец разбора:
нар. мест. гл. обращ.
Как тебя зовут , душа моя?
(Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением).
вв.сл. гл. сущ. сущ. сущ.
Кажется, шепчут колосья друг другу .
(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом)
Сущ прич. оборот гл. нар. нар.
Солнце , ещё не вошедшее в силу , греет бережно и ласково .
(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)
Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.
Как сделать морфологический разбор деепричастия?
Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.
План морфологического разбора деепричастия как части речи:
I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.
II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные ).
- Вид (совершенный, несовершенный );
- Возвратность (возвратное, невозвратное );
- Переходность (переходное, непереходное );
- Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
ТОП-1 статья которые читают вместе с этой
Примеры морфологического разбора деепричастий
Накормив детей, мама пошла в магазин.
что сделав?
II. Н. ф. - накормив . Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (пошла - когда? - накормив ).
Гуляя , дети увидели выбежавшего из леса зайца.
I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?
II. Н. ф. - гуляя . Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (увидели - когда? - гуляя ).
Радуясь , он приветствовал друга.
I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?
II. Н. ф. - радуясь . Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (приветствовал - как? - радуясь ).
Морфемный разбор деепричастия
В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются - -а/-я, -в/-вши/-ши .
Примеры морфемного разбора деепричастий
Назвавшись другом . На-зв-а-вши-сь - производное от глагола «назваться»; основа - назвавшись , приставка - на- , корень - -зв- , суффиксы - -а-, -вши- , постфикс - –сь .
Читая книгу . Чит-а-я - производное от глагола «читать»; основа - читая , корень - -чит- , суффиксы - -а-, -я .
В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.
Часть речи
Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».
Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.
Признаки
Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.
Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.
Например: говорить - говоря.
Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.
Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».
Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.
Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).
Синтаксические особенности
Деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.
Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.
Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.
Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.
План разбора
Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.
- Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
- Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
- Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
- Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.
Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.
Примеры
Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.
Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.
В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».
- Что делая? - Журча (деепричастие).
- Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
- Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.
Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.
Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».
- Что делая? - шелестя (деепричастие).
- Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
- В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».
Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.
Заключение
В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!
27 мая 2016В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят морфологический разбор деепричастия. Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.
Часть речи
Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя морфологический разбор причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».
Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.
Признаки
Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.
Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.
Например: говорить - говоря.
Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.
Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».
Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.
Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).
Видео по теме
Синтаксические особенности
Морфологический разбор деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к синтаксической роли, которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.
Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.
Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.
Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится обособленное обстоятельство. В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.
План разбора
Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.
- Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
- Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
- Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
- Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.
Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.
Примеры
Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.
Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.
В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».
- Что делая? - Журча (деепричастие).
- Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
- Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.
Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.
Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».
- Что делая? - шелестя (деепричастие).
- Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
- В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».
Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами деепричастный оборот. Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.
Заключение
В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!