Биографии Характеристики Анализ

Синтаксическая норма. Согласование сказуемого и подлежащего

Синтаксическая позиция.

Синтаксическая позиция - позиция в предложении, определяющая роль и назначение словоформ в предложении.
Пример:
Мальдонадо разбил болид. (подлежащее + сказуемое + прямое дополнение)

Нулевая синтаксическая позиция.

Она же синтаксический ноль, она же «незанятая синтаксическая позиция».

Что разбил? (нулевая синтаксическая позиция подлежащего)

Болид! (вместо «Я разбил болид» - нулевые синтаксические позиции подлежащего и сказуемого)

Основные единицы синтаксиса (словоформа, синтагма, предложение, текст).

Синтаксис – учение о принципах построения предложения. Цель синтаксического исследования – выявление механизмов, порождающих предложение. (Хомский)

Словоформа - данное слово в данной грамматической форме. В словосочетаниях здание школы, идти в школу учиться в школе представлены словоформы школы, школу, школе.

Синтагшма – группа слов, обладающих признаками смысловой и грамматической целостности. Интонационно-смысловая конструкция. Часто представлена словосочетаниями. (80 дней, мой барабан)

4. Морфологическая зависимость.[i]

Такая зависимость, при которой одно слово вызывает определенную грамматическую форму у другого слова. Характерна для флективных языков (как русский). Например: болид хромированный (согласование в роде, числе, падеже), разбил вазочку (глагол «разбил» требует винительпый падеж), this book, these books. При морфологической зависимости зависимое слово может стоять в любой части предложения, а главное слово навязывает ему некоторый грамматический показатель (рода, числа, падежа и так далее).

5. Семантическая зависимость. Семантические валентности.

Возникает между словом (предикатом) и его актантом (участником ситуации). Семантическая зависимость описывает потенциальную сочетаемость . Пример: глагол «арендовать». Актанты глагола арендовать: агенс (тот, кто совершает действие (лось)), объект действия (тот, над кем совершается действие (квартиру)), контрагент (равноправный соучастник действия (например, тот, у кого арендуют квартиру)), срок, плата. Итого имеет пять актантов. Такие актанты называются валентностями. У глагола арендовать 5 валентностей, ибо у него пять актантов.

В определении числа валентностей надо понимать, что подразумеваются только те семантические штуки, без которых смысл слова неполный. Т.е., у глагола «ехать» нет валентности «срок», хотя действие также происходит во времени.

Линейная зависимость.

В линейной зависимости зависимое слово занимает фиксированную пре/пост-позицию по отношению к главному.

Ex. A man saw a dog. VS A dog saw a man.

Ex.2 Врача вашего сына. Сына вашего врача. Вашего сына-врача. Бытие определяет сознание.

Согласование, аномалии при согласовании.

Согласование - одна из трех разновидностей подчинительной синтаксической связи, при которой зависимый компонент согласуется с господствующим в роде, числе и падеже, и изменение господствующего слова влечет изменение зависимого.

Пример согласования: пушистый лось. При изменении слова «лось» получаем: пушистые лоси; пушистая лося; пушистой лосе, пушистому лосю. Прилагательное «пушистый» зависит от существительного «лось»; при изменении любой грамматической характеристики слова «лось» приходится изменять прилагательное, согласуя его в роде, числе или падеже.

Примеры согласования:

Нормальное согласованиме. Лучший друг, пушистый лось. Полное согласование по всем грамматическим категориям.

Неполное согласование. Город Москва. (передается только падеж, род не согласуется, число постоянно). Другой пример: «Это был город, в котором всегда светило солноце. (передается только род и число, падеж не передается)

Условное согласование. Пример: Грянуло громкое ура. Что такое осень?

Смысловое согласование. Наша врач. (хотя врач – мужского рода, но наша тётя – врач, поэтому она наша врач)

Дистактное согласование. Согласование, при котором слово зависит от нескольких господствующих. Например: Он помнил Катю маленькой . (Глагол «помню» навязывает прилагательному падеж, «Катю» согласуется в роде и числе»).

К аномалиям относятся все виды согласования, которые не являются нормальным. ><

8. Управление. Модель управления слова.

Управление - вид синтаксической связи, при которой управляющий элемент требует постановки управляемого в конкретной словоизменительной форме, НЕ совпадающей с формой управляющего (в отличие от, например, согласования).

хотеть исполнения желания

мечтать о каникулах

Модель управления слова - схема, наглядно отражающая актанты лексемы и способы их морфосинтаксического оформления.

Пример модели управления:

Мы плыли на пароходе из Углича на Мадейру.

А (агенс, выражен И.п.) плыли на В (средство передвижения, выражено «на + Пр.п.» или Т.п.) из С (начальная точка, выражена «из. + Р.п.» или «от + Р.п.») в Ы (конечная точка, выражена «в + В.п.», или «на + В.п.», или «к + П.п.»).

Писать несогласованные предложения – это общая грамматическая ошибка. Несогласованное предложение – это два полных предложения, которые объединены без надлежащей пунктуации или союзов. Если вы делаете записи с конкретной целью и обеспокоены тем, что у вас могут быть несогласованные предложения, сначала вам нужно научиться распознавать распространенные ошибки, которые приводят к несогласованным предложениям.

Шаги

Понимание независимых предложений, для определения несогласованных предложений

    Различение между независимыми и зависимыми предложениями. Независимое предложение имеет подлежащее и сказуемое. Оно может быть самостоятельным и формирует законченную мысль. Например, «Я ем мороженое». Является полным независимым предложением (законченное предложение), потому что в нем есть подлежащее «Я» и сказуемое «съесть».

    • Независимое предложение противоположно зависимому предложению. Зависимое предложение также имеет подлежащее и сказуемое, но в нем должно быть независимое предложение, чтобы оно считалось полным. Например, «Потому что я ем мороженое» является зависимым, так как не имеет смысла само по себе; слова «потому что» требуют больше информации.
  1. Найдите подлежащее в независимом предложении. Когда вы смотрите на набор слов, которые считаете независимым предложением, сначала найдите подлежащее. Подлежащее это то, что исполняет действие. Это существительное, которым является человек, место, вещь или идея.

    • Рассмотрим предложение «Собака лизнула миску» Кто исполняет действие? Собака выполняет действие. Это означает, что собака является существительным в предложении.
  2. Найдите сказуемое. Сказуемое это действие в предложении. Оно показывает, что делает подлежащее. В приведенном выше предложении, какое действие? Что собака делает? Она облизывает. «Лизнула» это сказуемое.

    Определите, или предложение имеет законченную мысль. Спросите себя, этот набор слов звучит как завершенная мысль? В этом наборе есть такие слова, как «потому что», которые лишают предложения самостоятельного смысла (например, «в то время», «когда», «что» и так далее)? Предложение «Собака лизнула миску» не имеет подобных слов, поэтому считается независимым.

    Поймите, что вы должны разделить независимые предложения знаками препинания. Независимые предложения нуждаются в особой пунктуации. Поставьте в конце точку, точку с запятой или запятую и союз, отделяющие их от другого предложения.

    Находите несогласованные предложения, когда перечитываете записи. Медленно прочитайте текст. Прочитайте его вслух. Думайте над каждым предложением. Есть ли в нем больше, чем одно независимое предложение? Есть ли в нем два подлежащих и два сказуемых без надлежащих знаков препинания? Если вы нашли несогласованные предложения, исправьте их с помощью следующих разделов.

    • Убедитесь, что вы правильно употребили каждую используемую запятую, поскольку неверная запятая может создать несогласованные предложения. Этот вопрос будет обсуждаться в следующем разделе.

    Распознание и исправление соединительных запятых

    1. Следите за соединительными запятыми в письме. Соединительная запятая это когда два независимых предложения разделяются запятой. Посмотрите на два предложения: «Собака лизнула миску, ей понравилось мороженое». Мы уже установили, что «Собака лизнула миску» является независимым предложением.

      • А как насчет «Ей понравилось мороженое»? Кто выполняет действие? В этом случае, это «Ей». Ей является местоимением, которое заменяет существительное. Какое действие в предложении? В этом предложении немного сложнее определить действие, но ей «понравилось» мороженое, так что «понравилось» это сказуемое. Есть ли слово, которое делает это предложение зависимым? Нет, ни одного. Поэтому, «Ей понравилось мороженое» также является независимым предложением.
    2. Исправьте соединительные запятые, добавив точку. У вас есть три основные приемы, которые можно использовать для коррекции соединительных запятых. Первый – просто изменить запятую на точку и первую букву из следующего предложения: «Собака лизнула миску. Ей понравилось мороженое».

    3. Измените запятую на точку с запятой. Еще один вариант для коррекции соединительных запятых это использовать точку с запятой между двумя предложениями. Давайте посмотрим на нашем примере:

      • «Собака лизнула миску; ей понравилось мороженое».
    4. Добавьте союз, чтобы превратить часть несогласованного предложения в зависимое предложение. Еще один способ исправить несогласование это добавить союзы, такие как «и», «но», «ни», «тем не менее», «таким образом» или «или», в зависимости от соотношения между двумя предложениями. «И» соединяет дополнительные предложения; «но» соединяет противоречивые предложения. «Ни» показывает, что ни один вариант не подходит. «Или» дает два варианта. «Тем не менее» также противоречивое. «Таким образом» в основном означает «поэтому».

      • В нашем примере, предложения взаимодополняющие, хотя, если вы выбираете этот метод, имеет больше смысла поменять предложения местами: «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску».
        • Вы также можете использовать «потому что» в нашем примере: «Собака лизнула миску, потому что ей понравилось мороженое». «Потому что» создает зависимое предложение и теперь целое предложение будет состоять из зависимого и независимого, что вполне приемлемо.
    5. Выбирайте метод коррекции, в зависимости от типов предложений, с которыми имеете дело. Метод, который вы используете для разделения предложений, зависит от того, как они связаны. Скорее всего, точка с запятой, или запятая и союз хорошо подойдут, потому что, если вы уже разделяли предложения запятыми, то предложения, скорее всего, тесно связаны между собой.

      • Точка подходит для самостоятельных предложений.

    Коррекция других видов несогласованных предложений

    1. Найдите предложения, где есть более двух независимых предложений в одной строчке. Еще один вид несогласованных предложений, когда есть больше чем два независимых предложения в строке, соединенных союзами. Например, посмотрите на следующие предложения:

      • «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску, но она не закончила его». Мы уже установили первые два раздела этого текста независимых предложений. А как насчет последнего? Что за вопрос? «Она» является подлежащим, как и местоимение. Сказуемое здесь немного сложнее, потому что состоит из нескольких слов. Но что показывает действие? «Не закончила» это сказуемый грамматический оборот в этом предложении. Таким образом, этот текст имеет три независимых предложения. Это слишком много для одной строки.
    2. Исправьте несогласование более чем двумя независимыми предложениями. Чтобы исправить это несогласование, используйте те же методы из предыдущего раздела, по крайней мере, в одном из независимых предложений. Например:

      • «Собаке понравилось мороженое. Она облизала миску, но она не закончила его».
      • Конечно, у вас есть и другие варианты исправления этого несогласования, например, «Собаке понравилось мороженое, и она облизала миску. Тем не менее, она не закончила его». Или «Собаке понравилось мороженое. Она облизала миску; тем не менее, она не закончила его». В основном, вы не используете союз, чтобы начать предложение (хотя это правило ослабили), так что нужно изменить «но» на «тем не менее», когда оно в начале предложения.
    3. Добавьте разделительные знаки в несогласованные предложения без пунктуации. Другой вид несогласованных предложений это два предложения, которые соединили вместе без знаков препинания. Например:

      • «Собаке понравилось мороженое она облизала миску». Вы можете использовать те же самые методы, описанные в предыдущем разделе, чтобы отделить их: «Собаке понравилось мороженое, поэтому она облизала миску».
    • Главное, помните, что в основном предложение может иметь только два независимых предложения, и они должны иметь надлежащие знаки препинания. Никогда не объединяйте два независимых предложения только с помощью запятой; всегда используйте точку, точку с запятой или запятую с союзом.
    • Соединительные запятые это когда два полных предложения разделены только запятой, а не точкой или точкой с запятой.
    • Находите сложные соединительные запятые. Соединительная запятая может быть немного запутанной, например «Собака хотела съесть шоколад, тем не менее, шоколад не очень полезен для нее». У вас есть два полных предложения здесь, и «тем не менее» не считается союзом для разделения двух предложений.

Проверка слова:

Письмовник

Грамматика

Единственное и множественное число сказуемого

Выбор правильной формы числа сказуемого – трудная задача, если в составе подлежащего имеются слова, указывающие на количество или совокупность предметов. Среди таких слов:

    собирательные существительные (напр. большинство ),

    количественные числительные (пять, двадцать ),

    собирательные числительные (двое, трое, пятеро ),

    счетные существительные (тысяча, миллион, миллиард ),

    слова, обозначающие приблизительное количество (более десятка, менее пятидесяти, несколько ),

    счетные местоименные наречия (много, столько, сколько ),

    существительные со значением определенного (тройка, пара, сотня ) и неопределенного (масса, уйма ) количества, существительные с первой частью пол- (полгода, полдома) ,

    сочетания типа брат с сестрой .

Каждая из этих групп имеет свои особенности согласования со сказуемым.

Согласование сказуемого со словами «ряд, большинство, меньшинство, часть, множество»

Выбор правильной формы сказуемого осложняется тем, что опорное слово подлежащего (ряд, большинство, множество и т. п.), представляя собой существительное в форме единственного числа, фактически означает множество предметов или явлений как совокупность. В этой связи появляются две возможности для согласования сказуемого:

    формально-грамматическое согласование : сказуемое принимает такую же грамматическую форму, как и подлежащее; большинство граждан проголосовало за нового президента («большинство» и «проголосовало» – единственное число, средний род); ряд пользователей отказался от платной услуги («ряд» и «отказался» – единственное число, мужской род);

    согласование по смыслу : сказуемое принимает форму множественного числа, поскольку подлежащее обозначает множество предметов или явлений: большинство граждан проголосовали за нового президента, ряд пользователей отказались от платной услуги .

В современном русском языке формально-грамматическое согласование сказуемого и согласование по смыслу конкурируют, и в большинстве случаев (но не всегда!) формы единственного и множественного числа сказуемого взаимозаменяемы.

Формальное согласование рода и числа сказуемого требуется , если собирательное существительное не имеет при себе зависимых слов, а также если в составе подлежащего нет существительных в форме множественного числа: За принятие постановления проголосовало большинство, меньшинство было против ; Подавляющее большинство парламента проголосовало против принятия закона; Часть населения безграмотна .

Согласование по смыслу предпочтительно:

1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: Множество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;

2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;

3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.

4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.

5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными .

Согласование сказуемого с числительными

Имя числительное, в отличие от других имен (существительного и прилагательного), лишено признаков числа. Иными словами, если существительные могут иметь формы единственного и множественного числа (книга – книги ), то числительные не имеют таких форм (ср.: два, пятеро, сто пятьдесят ). По этой причине с числительным собственно «согласование» сказуемого по форме числа принципиально невозможно. Форма сказуемого единственного или множественного числа выбирается говорящим произвольно. При постановке сказуемого в ед. ч. прошедшего времени сказуемое принимает форму среднего рода: пятьдесят человек пришло на лекцию, в ДТП погибло два человека; открылось десять новых магазинов и т. п.

Хотя форма сказуемого не регламентируется жестко, существует ряд факторов, способствующих употреблению формы единственного или множественного числа.

На постановку сказуемого в форму единственного числа влияет стремление автора текста обратить внимание читателей на пассивность подлежащего, совместность действия действующих лиц, а также на количество, названное в подлежащем. Пассивность подлежащего может подчеркиваться употреблением в качестве сказуемых глаголов со значением бытия, наличия: быть существовать, иметься и др.

В результате урагана упало двадцать деревьев. На лекцию пришло именно пятьдесят человек, а не пятьдесят два. У существительного имеется двенадцать падежных форм.

Факторы, способствующие употреблению формы множественного числа сказуемого, противоположны: значение раздельности действия, акцент на активности лиц, названных в подлежащем, стремление автора обратить внимание на действие (характеристику), а не на количество.

Восемь студентов уже защитили дипломные работы. Сто аспирантов пишут диссертации (т. е. каждый пишет собственную работу).

Кроме этого следует запомнить, что:

    Числительные, оканчивающиеся на один , обычно требуют формы единственного числа сказуемого: В институт поступил пятьдесят один абитуриент . Но: Пятьдесят один участник обсудили проблему на круглом столе (глагол обсудить означает совместное действие и не может быть употреблен в форме ед. ч.).

    Форма множественного числа сказуемого используется, если подлежащее конкретизируется определением в форме множественного числа, например словами все, эти, данные, любые и др. Все пятьдесят восемь абитуриентов поступили в институт . Васины пятьдесят рублей были немедленно потрачены . Эти двое явились с опозданием, остальные пятеро прибыли вовремя.

    Если числительное употребляется в качестве подлежащего без зависимых слов (обозначая число как математическое понятие), то оно согласуется со сказуемым в форме единственного числа: Сто пятьдесят делится на тридцать без остатка .

Согласование сказуемого со словами «тысяча, миллион, миллиард»

Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Согласование сказуемого при обозначении подлежащим приблизительного количества

При подлежащем – количественном сочетании со значением приблизительности предпочитается форма единственного числа сказуемого: Откроется несколько новых школ . На земле живет более трех миллиардов людей . Но: Лишь несколько студентов смогли решить эту задачу; форма множественного числа сказуемого обусловлена «активностью» действующих лиц, названных подлежащим.

Согласование сказуемого со словами «много, столько, немало»

Счетные местоименные наречия столько, сколько, много, немного, мало, немало согласуются иключительно со сказуемым в форме единственного числа: Столько долгов накопилось! Довольно много народу пришло на лекцию. Немало знаменательных событий предшествовало этому дню. Такое требование содержится в академической «Русской грамматике».

Д. Э. Розенталь в «Справочнике по правописанию и литературной правке» отмечает, что в последнее время форма множественного числа в подобных конструкциях «…встречавшаяся в прошлом редко, находит все большее распространение»: Сколько замученных работой калек помирают с голоду (М. Горький).

Согласование сказуемого с существительными со значением определенного («тройка, пара, сотня») и неопределенного («масса, уйма») количества, а также с числительным «пол-»

Существительные со значением определенного и неопределенного количества, а также слова с первой частью пол- (полчаса, полгода ) обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа: Пара ботинок была куплена за бесценок. Уйма времени ушла впустую . Масса ненужных вещей захламила квартиру. Полчаса прошло незаметно (но с определением: Первые полчаса прошли незаметно ).

Согласование сказуемого с сочетаниями типа «брат с сестрой»

Сказуемое может стоять как в форме множественного, так и в форме единственного числа. Форма множественного числа сказуемого показывает, что действие, обозначаемое сказуемым, в равной мере приписывается обоим действующим лицам, которые названы подлежащим. Форма единственного числа сказуемого показывает, что обозначаемое сказуемым действие приписывается первому из названных действующих лиц. Ср.: Шарик с Матроскиным делят избу. Вася с мамой пошел в школу.

Академическая «Русская грамматика» отмечает, что «если в группу со значением совместности входит местоимение 1-го или 2-го лица, то глагол в сказуемом, уподобляясь числовому значению местоимения, имеет ту же личную форму, что и это местоимение: Я с отцом (с сестрами) пойду; Мы с отцом (с сестрами) пойдем; Ты с матерью (с сестрами) останешься; Вы с матерью (с сестрами) останетесь».

Данная статья написана по следам наиболее частых вопросов «Справочного бюро» ГРАМОТЫ.РУ и не претендует на полноту изложения. Подробные сведения о колебаниях в форме числа сказуемого читатели могут найти в «Русской грамматике» (М., 1980), параграфы 2244–2248.

Связь согласующихся слов с субстантивным именем (словом с предметным значением) заключается в том, что из суммы окончаний, присущих слову (имеются в виду все формоизмене­ния данного слова - вся его парадигма), в каждом случае вы­бирается то, которое своим значением воспроизводит соответ­ствующие категории главного слова - имени существительного. Необходимость той, а не иной формы зависимого слова дикту­ется определенной формой главного слова, т. е. при согласова­нии в соединение вступают определенная форма главного слова и определенная форма зависимого слова <…>

Поскольку связь согласования передается зависимым словом и специфика согласования в первую очередь зависит от зави­симого слова, характеристика согласования должна идти от за­висимого слова. Следует выделить три основные группы слов, различающиеся спецификой согласования.

Первая группа. К этой группе относятся слова, у кото­рых в согласовании участвуют формы рода, числа и па­дежа (красный флаг, зеленая трава, чистое небо) или фор­мы числа и падежа (красные флаги, зеленые травы, глу­бокие озера). Слова этой группы характеризуются тем, что все формы словоизменения выполняют функцию связи данного сло­ва с главным. Эту группу составляют имена прилагательные и причастия в полной форме, порядковые числительные, местои­менные прилагательные, числительное один. Эти слова согласуются с именами существительными (или другими субстантив­ными словами) и в словосочетании, и в предложении - ср.: тем­ная ночь и Ночь темная.

Вторая группа. В нее входят слова, у которых в согла­совании участвуют формы лица и числа или только числа, т. е. личные формы глаголов настоящего и будущего вре­мени изъявительного наклонения и формы глаголов повели­тельного наклонения. Эта связь возможна только в пределах предложения при согласовании сказуемого с подлежащим.

В сфере согласования сказуемого с подлежащим принято выделять особый вид связи - координацию. Координация, по мнению акад. В. В. Виноградова, имеет место при связи глаго­лов 1-го и 2-го лица с личными местоимениями: Я пишу; Ты едешь; Мы читаем; Вы поете. «Трудно сказать, что с чем со­гласуется в подобных случаях - форма глагола с местоимением или наоборот». Специфика подобного типа согласования заклю­чается, на наш взгляд, в том, что сказуемое предсказывает не только грамматическую форму подлежащего, но и его лексическую характеристику, т. е. пред­сказывает конкретное слово, которое одно только может быть в этих случаях подлежащим: при глаголах пою, сплю, работаю и т. п. подлежащим может быть только слово я; при глаголах спим, работаем, едем - только слово мы; при глаголах спишь, сидишь и т. п.- только слово ты; при глаголах читаете, гуляете и т. п.- только вы. Значение лица в таких предложениях дуб­лируется, поэтому подлежащее при подобных сказуемых может не употребляться без ущерба для смысла: Люблю голубой хру­сталь Черного моря в штилевую погоду... (Лавренев); При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин). <…>

Третья группа. Слова, у которых в согласовании участ­вуют формы числа и рода или только числа. В эту груп­пу объединяются: краткие формы имен прилагательных и при­частий, а также личные формы глагола прошедшего времени изъявительного наклонения и глагольные формы сослагатель­ного наклонения. И хотя по лексико-грамматическому значению данные формы относятся к разным частям речи, однако все они в современном русском языке способны согласовываться только с именем существительным (или заменяющим его местоимени­ем), являющимся подлежащим, и выполнять функцию сказуе­мого. Если подлежащее имеет форму единственного числа, то в согласовании участвуют категории рода и числа зависимого слова (ночь темна; ребенок здоров; ветер шумел; ученица чита­ла бы...); если подлежащее имеет форму множественного числа, то в согласовании участвует только категория числа зависимо­го слова (ночи темны; дети здоровы; шли дожди; дома строи­лись бы...).<…>

УПРАВЛЕНИЕ

С точки зрения формальной классификации связей слов управление определяется как такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово, обязательно или факультатив­но определяющее главное, употребляется в форме косвенного падежа без предлога или с предлогом ". Одновременно предла­гается и иное основание для определения управления - признак обязательности зависимого слова: управление - это такой спо­соб подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже. При таком под­ходе связь в сочетаниях типа купить хлеба, любоваться морем квалифицируется как управление, а идти лесом, плыть к бере­гу, домик в лесу, бледный от испуга - как именное примыкание (именное примыкание - это то, что в традиционной грамматике определялось, как слабое управление). <…>

Управление как особый формальный способ связи слов вы­деляется на базе падежного изменения слов с предметным значением. К группе управляемых слов, относятся имена сущест­вительные, местоимения-существительные, количественные чис­лительные, так как основным способом, каким данные слова включаются в текст, является постановка их в определенном падеже. Средствами выражения падежного значения при управ-, лении являются либо окончание (читаю книгу), либо предлог и окончание (забочусь о сыне), либо только предлог (иду без пальто, сижу в кафе). <…>

Однако в современном русском языке есть ряд семантиче­ских групп глаголов (со значением соединения, разделения, со­поставления), которые требуют (именно требуют) не только определенной падежной формы зависимого слова, но и опреде­ленной формы числа, т. е. в реализации связи управления участ­вуют формы падежа и формы числа зависимого слова. К глаго­лам, требующим определенной падежной формы и определен­ной формы числа, относятся:

1) глаголы поссорить, помирить и т. п. (помирить братьев; поссорить соседей);

2) глаголы сложить, соединить, объединить и т. п. (сложить цифры; соединить руки; объединить усилия);

3) глаголы сравнивать, сопоставлять и т. п. (сравнивать по­купки; сопоставлять выводы).

Эти глаголы обозначают действия, которые направлены одновременно на несколько предметов, поэтому эти глаголы тре­буют, чтобы зависимые слова не только называли предметы, но и указывали на то, что их несколько, т. е. выражали значение множественного числа. Поэтому названные глаголы требуют постановки зависимого слова не только в определенном падеже, но и в определенном (множественном) числе. <…>

Управление с предлогом между (меж) также нуждается в форме множественного числа зависимого слова (или ее эквивалентах): Поселок находился между гор; Меж высоких хле­бов затерялося небогатое наше село (Некрасов), но Между небом и землей песня раздается. <…>

ПРИМЫКАНИЕ

Примыкание - это такой способ соединения слов, который осуществляется не за счет словоизменения зависимого слова (зависимое слово не имеет форм словоизменения), а за счет лексико-грамматического значения зависимого слова, за счет его зависимой грамматической функции, его смысла, несамо­стоятельного характера выражаемого им грамматического отно­шения. <…> в примыкании вся связь осуществляется только за счет смысла. <…>

Иногда считают, что такая связь, как примыкание, устанав­ливается на основе внешнего соположения словоформ и возни­кающих при этом отношений. Но соположение словоформ (если понимать термин «соположение» как расположение рядом) не обязательный признак примыкания. Только наличие синтаксиче­ских отношений между двумя словами, из которых зависимое не имеет форм словоизменения, позволяет говорить о связи при­мыкания независимо от того, являются ли эти слова соположенными или нет. Так, в предложении Отвечал он по литера­туре уверенно, не заглядывал в записи соположенными явля­ются наречие уверенно и глагол не заглядывал. Однако синтак­сическое отношение - качественная характеристика действия устанавливается между отстоящими друг от друга словами отвечал и уверенно, именно поэтому мы констатируем между ними связь примыкания <…>Соположенность, или дистантное располо­жение слов (словоформ), при примыкании, так же как и при других способах связи,- чисто внешний, необязательный при­знак, который хотя и может быть в речевых условиях частот­ным, однако наличия связи и ее характера не определяет <…>

Лексико-грамматическое значение наречий как части речи состоит в выражении признака признака, т. е. признака дейст­вия и признака некоторого качества (отрывисто говорит, едет верхом, чересчур громкий, очень ярко ит. п.). Для употребле­ния наречий в речи необходимо их сочетание с глаголами, при­лагательными, наречиями же, т. е. с названиями действий и свойств, чьи признаки выражает наречие. Следовательно, зави­симость наречия обусловливается его лексико-грамматическим значением. Наречие не имеет специального аффикса, который выполнял бы функцию связи наречия с другими словами. <…>

Деепричастие, так же как и наречие, не имея форм словоизменения, функционирует только как зависимое, примыкающее к глаголу слово. Зависимость деепричастия также обусловливается его лексико-грамматическим значением и особым мор­фологическим строением. <…>

Зависимость деепричастия имеет специфическую особен­ность: наличие общего действующего лица для деепричастия и глагола, к которому это деепричастие примыкает, стало непреложным законом употребления деепричастия в современном русском языке. И эта особенность дает основание говорить о двойной зависимости деепричастия: от глагола, с одной сто­роны, и от имени-подлежащего - с другой (см. раздел «Двой­ные связи»).

Инфинитив, или неопределенная форма глагола, в предло­жении может использоваться как в независимой, так и в зави­симой позиции. Поскольку инфинитив - неизменяемая форма, связь его с главным словом осуществляется только за счет смыс­ла, т. е. является примыканием (дайте поесть, еду учиться, же­лание петь).<…>

Особую группу примыкающих слов составляют неизменяе­мые слова иноязычного происхождения, являющиеся по своей семантике именами прилагательными (беж, само, хаки, морзе, брутто, нетто и др.). Выражая признак в отвлечении от форм рода, числа и падежа, такие прилагательные свою отнесенность с именем и зависимость от него передают примыканием. Соче­тательные возможности слов типа хаки, беж, мокко, электрик ограниченны: каждое из них может сочетаться только с неко­торым, сравнительно небольшим количеством слов. Например: брутто и нетто сочетаются только со словом вес, и нельзя ска­зать «ящик брутто», «ящик нетто», морзе - со словом азбука; слова со значением цвета - беж, маренго, электрик, хаки - в . литературном языке сочетаются обычно со словом цвет: пальто цвета беж, платье цвета маренго, костюм цвета хаки, однако в практике разговорной речи сфера сочетаемости этих слов рас­ширилась за счет пропуска слова цвет: пальто беж, платье ма­ренго, костюм хаки, хотя такое употребление не является рас­пространенным <…>

Если считать, что примыкание - это связь слов только по смыслу, без участия специальных средств для ее выражения, а управление - это такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, то возникает вопрос: как квалифицировать связь формально неизменяемых существительных типа пальто, какао, ООН и др. (нет пальто, пришел без пальто, выпил какао, положи в какао сахару, выступил в ООН и т. п.)? С одной стороны, эти слова не имеют словоизменительных аффиксов, т. е. включаются в текст, казалось бы, только по смыслу; с другой - в определенных случаях исполь­зуют предлоги (примыкающие слова предлогов не используют). Но прежде всего следует обратить внимание на тот факт, что неизменяемые существительные, в отличие от других примыкающих слов, включаются в текст только в значении определенного падежа, т. е. в одном случае - в значении родительного падежа, в другом - в значении винительного, в третьем - творительного и т. п.: нет какао, пью какао, дово­лен какао и т. д. Поэтому при беспредложном употреблении неизменяемость подобных существительных касается только их формы. Что же касается содержания, то подобные существительные способны передавать в составе определенных словосо­четаний все падежные значения, т. е., по существу, способны участвовать в склонении, что делает возможным отнести эту связь к разновидностям управления.

    Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:

    Детвора благодарны шефам за подарок.

    Детвора - существительное единственного числа, следовательно, благодарна , но дети - благодарны .

    При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

    Единственное число употребляется в том случае, если
    - существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял... );
    - не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало ).

    Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены ).

    При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек... ), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

    Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).

    Форма единственного числа сказуемого употребляется:

    При подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне ;

    Если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное : Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);

    При составном числительном , оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят , а тридцать один богатырь - выходит ).

    Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь : Уже много учеников посетило эту выставку .

    Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).

    Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное : Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).

    При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом : На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым . Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание .

    Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.

    При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих .

    Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты . и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).