Биографии Характеристики Анализ

Какие существуют знаки переводческой скорописи в таблицах. Универсальная переводческая скоропись

Как особая система скоростной фиксации информации при переводе переводческая скоропись имеет на сегодняшний день почти вековую историю, которая достаточно подробно изложена в лингвистической литературе, в частности, в работах И.С. Алексеевой, Е.В. Аликиной, А.П. Чужакина и др. В этой связи находим целесообразным перечислить здесь лишь основные вехи в развитии систем переводческой скорописи, оставляя их более подробное рассмотрение и изучение на самостоятельную проработку.

Как отмечают исследователи, в начале 20-го века использование или не использование записи при переводе считалось личным делом каждого переводчика.

Как осознанно и профессионально используемый приема письменной фиксации информации при осуществлении устного перевода переводческая скоропись появляется в 30-х годах 20-го века, что связано с работой Лиги Наций. На заседаниях Лиги Наций предусматривались выступления на двух языках: французском и английском, причем перевод не прерывал выступление, а осуществлялся сразу после его окончания. В результате такой организации заседаний повысились требования к объему устно переводимых текстов, с одной стороны, и к точности перевода, с другой стороны. В 1941 году при Женевском университете создается профессиональная школа переводчиков, представителями которой разрабатываются основные правила ведения переводческой записи. Развитие данной школы связано в истории перевода с именами Ж. Эрбера и Ж.Ф. Розана, М. Ледерер, Д. Селескович. Обучение переводческой скорописи при последовательном переводе осталось профилирующим направлением работы этой школы подготовки переводчиков и по сей день.

Наиболее известная русская версия системы переводческой скорописи была предложена Р.К. Миньяр-Белоручевым в 1969 году.

В Германии развитие техники переводческой скорописи связано в первую очередь с именем Х. Матиссека (университет г. Гейдельберг), также предложившего в 70-е годы 20-го столетия свою комплексную систему переводческой записи.

Как показывает последовательное изучение и сравнение этих и некоторых других систем ведения переводческой записи, каждая последующая из них была своего рода усовершенствованной версией предыдущей. Каждая последующая система, с одной стороны, основывалась

на ведущих принципах предыдущей, с другой стороны, – предлагала новые способы и стратегии фиксации информации, основанные на новых научных достижениях в области лингвистики, психологии и теории информации.

Так, Ж. Эрбер предложил заимствовать знаки и символы для ведения переводческой скорописи из других областей науки, а также сформулировал следующие правила ведения записи:

 начинать фиксацию с момента начала выступления;

 осуществлять логический анализ речи с помощью выделения главного, подчеркивания, заключения в скобки;

 использовать в записи язык перевода;

 использовать аббревиатуры, сокращенно записывать многозначные числа;

 перечеркивать при отрицании.

В 1956 году Ж.-Ф. Розан, последователь Ж. Эрбера, проиллюстрировал эти принципы в своей книге на конкретных примерах, предложил свои символы для обозначения отдельных грамматических категорий, в частности, времени и залога у глагола, рода и числа у существительного, а также сформулировал принцип вертикального расположения записи на бумаге.

Р.К. Миньяр-Белоручев, основываясь на уже существующих к тому времени системах знаковой записи, разработал функциональную классификацию знаков переводческой скорописи, а именно, выделил предикативные, модальные символы, символы времени, символы качества и др.

В 80-е годы во Франции ученый-переводчик Д. Селескович описала с психолингвистических позиций мнемоническую функцию переводческой записи, т.е. роль записи в процессах запоминания, актуализации в сознании и последующего воспроизведения информации при устном переводе.

А.П. Чужакин усовершенствовал принцип вертикализма, предложив ступенчато-диагональное расположение знаков на бумаге. В соответствии с его концепцией сначала следует записывать группу подлежащего, под ней правее – группу сказуемого, под ней правее – прямое дополнение, под ней правее – косвенное дополнение. Однородные члены предложения следует фиксировать на бумаге столбиком, один под другим в порядке их следования в речи.

Е.Н. Сладковская продолжила совершенствование принципа вертикализма, предложив опираться при ступенчато-диагональном расположении символов на бумаге не на синтаксическую, а на семантическую сторону высказывания, а именно: вначале фиксируется семантический субъект, под ним правее – действие, под ним правее – семантический объект [по: Аликина, 2006: 12-18].

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный факультет

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

Курсовая работа на тему:

ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ СКОРОПИСЬ

Руководитель:

К.ф.н., доцент кафедры ЛиМК Красильникова Е.А.

Выполнил:

Студент гр. ГПА-31

Дьячкова Д.Ю.

Введение

Выводы по главе 1

2.1 Начальный этап

2.3 Язык ведения записей

Информация, отображаемая на бумаге

Выводы по главе 2

Выводы по главе 3

Выводы по главе 4

Заключение

Список использованной литературы:

Приложение 1

Введение

Современный устный последовательный перевод - это сложный процесс, требующий от специалиста-переводчика, работающего в данной сфере специальных навыков и подготовки. Для успешного проведения такого вида перевода требуется изучить и овладеть такой техникой, как универсальная переводческая скоропись, которая позволяет зафиксировать и воспроизвести речь любой продолжительности. Сейчас эту технику можно определить, как систему вспомогательных записей, используемую переводчиком при осуществлении перевода.

Разработка и изучение скорописи ведется с начала прошлого века. Появление данной техники было связано с возросшей потребностью в устном последовательном переводе при проведении международных коммуникаций на базе таких площадок как Лига Наций.

В дальнейшем скоропись интенсивно развивалась, включая в себя все новые методы и подходы для оптимизации работы переводчика, работающего с таким сложным и требующим особой ответственности видом перевода.

На сегодняшний день данный метод фиксации и воспроизведения устных выступлений рассматривается комплексно, с применением таких отраслей науки как экспериментальная психология, нейропсихология и сравнительная лингвистика.

Актуальность темы заключается в том, на сегодняшний день универсальная переводческая скоропись не только не утратила своего прикладного значения, а еще более укрепила свои позиции важнейшего инструмента специалиста, работающего в такой ответственной и непростой сфере как устный последовательный перевод.

Кроме того, сегодня данная техника фиксирования и воспроизведения информации удостоилась внимания целого спектра других наук, таких как: как экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика. Объясняется тем, что с каждым годом значение устного последовательного перевода в процессах межкультурной коммуникации, международных переговорах и выступлениях на базе многочисленных интернациональных объединений только растет.

Выступления ораторов на таких площадках как, к примеру ООН, требует интенсивной работы переводчика, именно поэтому развитие техники универсальной переводческой скорописи - это постоянный процесс, в котором принимают участие как специалисты-переводчики, так и ученые занимающиеся психологией, семантографией и другими отраслями науки. Весь этот объем работы направлен на выполнение одной цели - разработку такой системы фиксации информации, которая будет способствовать максимально эффективность и удобству работы переводчика.

Задачами данной работы являются:

1. Ознакомление с историей формирования и развития техники универсальной переводческой скоропись

2. Изучение основных методов скорописи, используемых и описанных признанными специалистами устного последовательного перевода

3. Выявление современных тенденций развития универсальной переводческой скорописи

4. Описание основных практических элементов переводческой скорописи

Объектом исследования является исследование техники универсальной переводческой скорописи при устном последовательном переводе

Предмет данной курсовой работы - основные методы и элементы универсальной переводческой скорописи, рассмотрение их основного применения

При написании данной курсовой работы мною были использованы: монография отечественного специалиста Рюрика Константиновича Миньяр-Белоручева - Общая теория перевода и устный перевод, а также различная научная литература и учебные пособия по универсальной переводческой скорописи и устному последовательному переводу (Аликина Е.В. Переводческая семантография. Запись при устном переводе, Бурляй С.А. Переводческая запись: Учебное пособие (для студентов IV курса переводческого факультета, Миньяр-Белоручев Р.К. Как стать переводчиком?, Миньяр-Белоручев, Записи в последовательном переводе и т.д.)

переводчик символ лингвистика

Глава 1. История становления и развития переводческой скорописи

1.1 Начальный этап развития скорописи. Женевская школа переводчиков

В современном мире, характеризующимся интенсификацией процессов глобализации и повсеместной интеграции все большее внимание уделяется вопросам межкультурной коммуникации, а это в свою очередь усиливает интерес к переводческой деятельности.

С начала прошлого века возрастает роль устного последовательного перевода, а одной из составляющих переводческой компетенции в данной сфере является владение специальным видом записи, позволяющим зафиксировать и в дальнейшем воспроизвести выступление любой продолжительности.

Эта запись относится к числу «профессиональных тайн великих асов последовательного перевода».

Также стоит отметить, что в литературе можно встретить разнообразные термины, обозначающие профессиональные записи переводчика. Среди них «переводческая запись» (Е. Н. Сладковская, С.А. Бурляй) , «краткая запись» (В.Н. Комиссаров) , «скоропись» (Р.К. Миньяр-Белоручев) .

В иностранной литературе прослеживается единство терминологии: «notes-taking» в английском языке и «Notizentechnik fur Dolmetscher» - в немецком.

Используемый франкоговорящими авторами термин «la prise de notes» в широком смысле означает «запись с целью с целью сохранения главного от услышанного или прочитанного».

Возникновение переводческой записи приходится на 30-е годы XX в. - время расцвета устного последовательного перевода, связанного с деятельностью Лиги Наций, на заседаниях которой предусматривались выступления на двух языках: английском и французском, - и речи ораторов не прерывались переводом, а чередовались с ним.

Данное положение выдвинуло требование точного и полного перевода достаточно продолжительного отрезка речи (до 30 - 40 минут), что породило необходимость сжато и ярко фиксировать поступающую информацию, изобретая разнообразные правила, знаки, символы, и явилось толчком к развитию систем записи и концепций ее теоретического обоснования.

Первые теоретические положения, связанные с переводческой записью, встречаются в работах представителя знаменитой Женевской школы переводчиков - Ж. Эрбера.

Он называет запись основным фактором в технике последовательного перевода, что в свою очередь защищает переводчика от забывания текста. При этом, как отмечает Ж. Эрбер, записи предназначены для немедленного использования в качестве ориентиров в высказывании, воспоминание о котором еще свежо в памяти.

В 1956 г. В Женеве Ж.-Ф. Розан, последователь и коллега Эрбера, выпустил отдельную книгу, посвященную записи, в которой систематизировал и проиллюстрировал на примерах семь основных принципов фиксации (вычленение идей, использование сокращений, связывание стрелками, отрицание перечеркиванием, усиление подчеркиванием, вертикальное расположение «ступенчатость»). Розан ввел способы обозначения некоторых парадигмальных категорий: времени, рода, числа.

Дальнейшее развитие скоропись получила в работах А. ван Хоофа, в том числе в “Theorie et pratiique de l"interpretation”, Munich, 1962.

1.2 Отечественные и современные исследования скорописи

В нашей стране строится система переводческой скорописи на основе русского языка, которая впервые была изложена в книге Р. Миньяр-Белоручева «Пособие по устному переводу (записи в последовательном переводе)», появившейся в 1969 г.

Миньяр-Белоручев разработал свой метод записи, в котором он использует собственную функциональная классификация символов.

В основе данной классификации лежит деление символов по способу обозначения понятий на буквенные, ассоциативные, производные и по главному назначению на предикативные, модальные, символы времени и символы качества. Все предложенные автором символы отвечают трем требованиям: экономичности, наглядности, универсальности.

Расположение записей, согласно Миньяр-Белоручеву строится согласно синтаксическому принципу, то есть фиксируются основные элементы синтаксиса предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение).

Р.К. Миньяр-Белоручеву, по признанию многих исследователей удалось дать наиболее развернутое теоретическое обоснование записи, основанное на данных фонологии и синтаксиса, а также методики обучения записи, показав важность применения записей в процессе устного последовательного перевода.

В 1980-е годы традиции научной Женевской школы продолжили французские учение и переводчики-практики М. Ледерер и Д. Селескович. Последняя, в частности, занималась изучением профессиональной записи с позиции психолингвистики и гносеологии с целью выявления закономерности речи, языка и памяти.

Д. Селескович указала на необходимость объединения данных различных научных дисциплин, таких как экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика, и наблюдений из практики перевода - для проникновения в суть процесса перевода, в том числе и с использованием записи. Д. Селескович удалось в основном описать мнемоническую функцию последней, наметив при этом перспективу развития данной проблемы в гносеологическом русле, на стыке теории и мышления. Итак, Д. Селескович впервые поставила проблему комплексного изучения записи.

А.П. Чужакин усовершенствовал принцип вертикализма, предложив ступенчато-диагональное расположение знаков на бумаге.

В соответствии с его концепцией сначала следует записывать группу подлежащего, под ней правее - группу сказуемого, под ней правее - прямое дополнение, под ней правее - косвенное дополнение.

Однородные члены предложения следует фиксировать на бумаге столбиком, один под другим в порядке их следования в речи.

Е.Н. Сладковская выдвинула идею совершенствования принципа вертикализма, предложив опираться при ступенчато-диагональном расположении символов на бумаге не на синтаксическую, а на семантическую сторону высказывания, а именно: сначала фиксируется семантический субъект, под ним правее - действие, под ним правее - семантический объект.

Выводы по главе 1

Таким образом, анализируя историю развития переводческой скорописи, стоит отметить вклад основоположников данного метода фиксации информации - представителей знаменитой Женевской школы переводчиков: Ж. Эрбера и Ж.-Ф. Розана.

На базе их работ, описывающих основные элементы скорописи, такие как: вычленение идей, использование сокращений, связывание стрелками, отрицание перечеркиванием, усиление подчеркиванием, вертикальное расположение «ступенчатость», современными учеными (Р.К. Миньяр-Белоручев, Д.Селескович, Е.Н. Сладковская) были проведены дальнейшие разработки с применением целого комплекса дисциплин: экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика и других.

Это позволило вывести изучение универсальной переводческой скорописи на совершенно новый уровень и оптимизировать переводческую семантографию для наибольшего удобства переводчика при устном последовательном переводе.

Глава 2. Основные этапы подготовки и организации записи при устном последовательном переводе

2.1 Начальный этап

По мнению Миньяр-Белоручева, автора системы скорописи на основе русского языка, главными ее достоинством является то, что с помощью скорописи переводчик может кратко зафиксировать основную мысль высказывания, а затем по опорным пунктам на бумаге воспроизвести максимально близко к оригиналу.

Перед тем, как перейти непосредственно к изучению системы записей, следует тщательно подготовиться к ней, собрав подручные средства и проанализировав обстановку. Исследователи предлагают различные варианты организации записей, рассмотрим один из них, предложенный Аликиной Е.В.

Переводческая скоропись используется при устном последовательном переводе, а также двустороннем переводе. Примеры таких ситуаций: выступления на конференциях, презентации, лекции (для монологического последовательного перевода); официальные беседы, интервью, переговоры (для двустороннего перевода).

Начинать запись рекомендуется вместе с началом звучания речи, но, при этом не запрещается сделать паузу в начале, чтобы поймать идею говорящего.

Главное, чтобы высказывание и запись закончились в один и тот же момент, и переводчик озвучил зафиксированную на бумаге мысль во время паузы.

Что касается объема, рекомендуется особое внимание уделить первым фразам, так как именно они содержат наибольшее количество информации. Подробно записав первую часть высказывания, переводчик получает возможность записывать следующие фразы короче, так как многое уже будет понятно.

2.2 Необходимые для переводческой записи инструменты.

Нельзя оставить без внимания подручные средства. Поначалу этот вопрос не является первостепенным. Однако следует помнить, что при записи важна каждая деталь, и следует использовать любые средства, рационализирующие работу переводчика.

В условиях двустороннего перевода, когда у переводчика есть возможность сидеть за столом, стоит использовать лист формата А4, положенный горизонтально и заранее разделенный на три равные части. Такое расположение позволит записать довольно длинное высказывание, легко найти любой момент записанной речи и избежать перелистывания. Здесь Е.В. Аликина рекомендует делать фиксировать информацию на одной стороне листа, чтобы записи на перекликались между собой.

В ситуации, когда переводчик стоит перед микрофоном и у него нет возможности делать записи, опираясь на стол, подойдет блокнот меньшего формата, но обязательно в твердой обложке, чтобы удобно было писать на весу. Также Е.В. Аликина советует взять блокнот на пружине, чтобы ускорить перелистывание.

Что касается самого инструмента записи, лучше всего для этого подойдут карандаши с ластиком (для возможной корректировки информации) или легкая ручка.

2.3 Язык ведения записей

Это один из наиболее спорных вопросов. Существует несколько противоречивых точек зрения. Одни авторы считают, что запись должна вестись на языке источника, другие - на языке, на который производится перевод. По мнению третьих - на языке, на котором изучалась система записи, и по мнению четвертых - на английском как наиболее распространенном языке, имеющем большое количество общепринятых сокращений. Пятые считали, что смешанный язык - это самый подходящий вариант. Но в этом вопросе, безусловно, все зависит от предпочтений переводчика.

2.4 Информация, отображаемая на бумаге

Для того, чтобы воссоздать максимально полную картину при переводе, необходимо отказаться от записи «пустых» слов, значение которых понятно из контекста или легко воспроизводится памятью. Для переводчика при записи имеют значение слова, передающие основную мысль высказывания, прецизионная лексика (имена собственные, названия дней недели и месяцев, числительные). Также важно передать модальность и логические связи между элементами. При записи для переводчика примером для подражания является телеграфный стиль, лаконичный и понятный. Необходимо помнить о временной последовательности событий (смысловые вехи).

Выводы по главе 2

Процесс записи при переводе требует тщательной подготовки. При этом следует отметить сразу несколько факторов, среди которых: подручные средства, язык, на котором будет вестись запись, а также функциональность и удобство для восприятия информации, изложенной на бумаге. Когда подготовка к записи закончена, можно переходить к основному этапу - изучению приемов скорописи.

Глава 3. Основные приемы скорописи

Основные приемы скорописи представляют собой:

1) Смысловой анализ

Смысловой анализ представляет собой выделение главной мысли данного текста, ее «экономной» формулировки , которая составляется из опорных пунктов памяти. Для создания опорных пунктов памяти существует три метода:

1) Выбор слов с наибольшей семантической нагрузкой (иностранные имена и фамилии, географические названия и другие имена собственные, а также числительные)

2) Метод трансформации (преобразование безличных предложений в определенно-личные, замена сложных слов и конструкций более простыми синонимами)

3) Выбор рельефных слов (упор на слова с особой эмоциональной окраской или реалии).

2) Сокращенная буквенная запись

«Экономная» формулировка состоит из слов, которые в свою очередь могут быть сокращены. Из-за этого создается впечатление, что во многих словах (особенно длинных) есть лишние буквы. Благодаря этому предлагается записывать не все буквы в слове. При этом специфика русского языка не позволяет обходиться без первых букв, которые являются отправными пунктами для получения информации. Например, слов, начинающихся с пр- в русском языке более 2500. Вместо этого можно отказаться, например, от гласных букв в середине слова, что позволяет воспроизвести все слово при переводе. Также можно исключить двойные согласные, а наиболее часто встречающиеся приставки и суффиксы заменить одним символом (такие как -tion и -ция, -logy и логия, philo- и фило, psyho- и психо-).

Сократить записи можно с помощью телескопических названий. Например, страница - стр., может быть - м.б. и другие.

Аббревиатура - еще один известный способ сокращения записей. Например, США, МЧС, МВД и многие другие.

Важный пункт экономной записи - это цифры. Умело записывая цифры, можно сократить запись в несколько раз. Например:

1) числительные:

15" = 15 тысяч

15” = 15 миллионов

15""" = 15 миллиардов

2) порядковые:

1) = первый

Б) "03 = начало 2003 года

0"3 = середина 2003 года

03" = конец 2003 года

4) названия месяцев:

I - Январь, II - Февраль, III - Март, IV - Апрель и т.д.

5) названия дней недели:

Понедельник, ? - Вторник, ? - Среда и т.д.

3) Принцип вертикального расположения записей

Записи представляют собой зрительную опору памяти. Именно поэтому важно найти такой опорный пункт, который бы бросался в глаза и не затруднял зрительное восприятие. Вертикальную запись можно считать эффективной, так как такой вид записи значительно экономит время (не нужно водить рукой слева направо и обратно) и позволяет объединить мысли в группы в их лексической связи. Также вертикальной записи добавляет эффективности лингвистическая вероятность. Лингвистической вероятностью называют вероятность появления в речи того или иного явления, той или иной языковой единицы. В этом случае для переводчика наиболее важен порядок слов, выполняющий ключевые синтаксические функции. Прямой порядок слов предполагает, что в большинстве случаев на первом месте будет стоять группа подлежащего, а за ней группа сказуемого. Анализ и обработка предложения проходят не только с рассмотрения ее грамматической основы, но и с целью поиска более краткой формулировки. Это особенно полезно для длинных предложений, так как такой метод позволяет выделить главную мысль и пошагово расписать цепь событий в предложении. Р.К. Миньяр-Белоручев предлагает ставить на первое место группу подлежащего, а на второе место (строкой ниже и чуть правее) группу сказуемого. Что касается второстепенных членов предложения, они располагаются справа от слова, к которому они относятся (если это не согласованное определение). Если к одному и тому же слову относятся несколько слов, они записываются одно под другим, не зависимо от того, являются они однородными или нет. Обособленные члены предложения предлагается указывать в скобках.

Сложносочиненные предложения можно рассматривать как два и более простых предложения. Соответственно каждое из этих простых предложений записывается одно под другим с начала строки.

Наибольшую сложность представляет запись сложноподчиненных предложений. Р. К. Миньяр-Белоручев обращает внимание на следующие особенности записи сложноподчиненного предложения:

1) Функции двоеточия. Двоеточие в предложении является связующим звеном между частями предложения (вводной частью и продолжением, раскрывающим ее). Двоеточие позволяет отказаться от записи союзных и некоторых знаменательных слов.

2) Причинно-следственные отношение. Они выражают последовательность действий и обычно обозначаются союзами (потому что, в результате этого, и др.) В переводческих записях они выражаются наклонной чертой.

3) Относительные подчинения. В речи иногда встречаются два разных предложения, при это в одном из них подводится итог второго. Такие предложения называются относительно зависимыми. Они легко превращаются в сложноподчиненное предложение с помощью подчинительных союзов. В переводческих записях их рекомендуется отделять друг от друга горизонтальной чертой. В случае, если во втором предложении есть составное сказуемое, под чертой ставится знак равенства.

4) Сопоставление. В широком плане - это идея сопоставления и сравнения статистических данных, а также средство выразительности. На бумаге фиксируются двумя вертикальными линиями.

5) Указатель цели. Считается, что продвижение к цели сопровождается движением. Именно поэтому в записях предлагается обозначать это движение «стрелками».

6) Условные конструкции. В речи обычно такие конструкции обозначаются союзом «если» или оборотами «в случае если», «при условии» и т.п., которые на бумаге заменяются английским союзом if или французским si для экономии места.

7) Уступительность. Грамматика особенно выделяет отношение между действием и специальным условием, т.е. условием, которое будучи препятствием не создает помехи. Такая «уступка» породила термин «уступительность». Идея уступительности противоположна идее причинности, тем самым она аннулирует причинно-следственные связи. Таким образом появилось специальное обозначение - дважды перечеркнутая наклонная черта.

8) Вопросительные предложения. Для записи вопросительного предложения рекомендуется использовать перевернутый вопросительный знак (испанский вопросительный знак), который ставится в начале предложения. Это способствует достижению сразу двух целей. Во-первых, на начальном этапе анализа предложения, становится ясно, что предложение содержит в себе вопрос. Во-вторых, это позволит отказаться от записи вопросительных членов предложения (вопросительные слова и выражения: Что? Откуда? Каким образом? Разве? С какой целью? и т.д.)

9) Побудительные предложения. По аналогии с вопросительными предложениями, чтобы заранее обнаружить восклицание, перевернутый восклицательный знак ставится в начале предложения. Также в восклицательных предложениях предлагается использовать «стрелки», заменяя слова-цели. «Стрелки» делятся на две группы: позитивные и негативные. Позитивные «стрелки» стоят перед словом-целью («да здравствует», «вперед» и т.д.), а негативные перечеркивают эти слова («долой», «против» и т.д.).

10) Отрицательные предложения. Отрицательное предложение выражает отсутствие связи между высказываниями. А отсутствие имеет свой символ - перечеркивание того члена предложения, перед которым стоит частица «не».

11) Линии-сноски. При вертикальном расположении записей слово, употребляющееся несколько раз, может быть вынесено специальными линиями-сносками, чтобы избежать повторения слова и сэкономить время.

Выводы по главе 3

Основными методами переводческой записи являются смысловой анализ, сокращенная буквенная запись и система вертикальной записи. Смысловой анализ позволяет выделить ключевые моменты в записи и экономит время, позволяя не обращать внимания на «пустые» слова. Что касается сокращенной буквенной записи, ее достоинство состоит в том, что она исключает «лишние» и повторяющиеся буквы, отсутствие которых не мешает понять смысл слова. Система вертикальной записи сохраняет синтаксические и логические связи в тексте, не занимая при этом много места.

Глава 4. Символы в переводческой записи

4.1 Характеристика символа и его грамматическая избыточность

Слово как знак является обозначением не одного конкретного предмета, действия или явления, а целой группы предметов, имеющих похожее значение. Слова различаются между собой по способности обобщать. Так, например, в группе «имена собственные» куда меньше слов, чем в группе «имена нарицательные». Степень обобщения вторых, в свою очередь, неодинакова: слово «фрукты» обобщает намного больше, чем слово «яблоки». Но даже слова с высокой степенью обобщения (например: отношения, средство) не экономны.

Для того, чтобы ускорить процесс записи было решено создать систему символов - экономных и легко узнаваемых знаков, обобщающих наиболее часто встречающиеся понятия. (См. Приложение 1)

Основной характеристикой символа являются его экономичность, наглядность и универсальность. Отсутствие одного из вышеперечисленных пунктов ставит под сомнение правомочность использования символа переводчиком для ведения записей.

1) Экономичностью символа служат одновременно простота исполнения и большое количество понятий, которые он обозначает. Например, знакомый всем символ «О» может быть встречей, съездом, собранием и т.д.

2) Наглядность символа заключается в его узнаваемости, частота употребления в обычной жизни, а также и в том, что он должен производить множество ассоциации при упоминании.

3) Универсальность символа в том, что они являются носителями лексического значения, проявляя в грамматическом отношении чрезвычайную гибкость и индифферентность. Кроме того, одни и тот же символ моет быть использован носителями разных языков без потери смысла.

По мнению В.П. Беркова, значительная часть грамматической информации избыточна. Практика переводческих записей подтверждает этот вывод. Наиболее важными для переводчика являются синтаксические связи, которые отображаются с помощью вертикальной записи. «Классификационная информация» записями не учитывается, как явно избыточная, она вытекает из контекста или несущественна для данной ситуации, и поэтому может не обозначаться.

Основные синтаксические связи выражены порядком расположения символов и слов. Необязательно при этом обозначать число глаголов, род существительных и другие признаки слов, так как это легко воспроизвести при помощи памяти и контекста. Если в сложившейся ситуации необходимо указать, например, на множественное число того или иного существительного, над ним ставится «двойка». Обозначение категорий предметов и модальных значений глаголов в записях не является грамматической информацией.

4.2 Классификация символов по способу обозначения понятий

Символ для обозначения того или иного понятия выбирает сам переводчик, только в этом случае он станет для него эффективным вспомогательным средством. Для символов не изобретаются абсолютно новые знаки. Р.К. Миньяр-Белоручев рекомендует использовать такие знаки, с которыми переводчик сталкивается ежедневно и сможет без труда узнать и «расшифровать». По такому принципу символы разделены на три основные группы:

1) Буквенные символы. Буквенные символы используются в тех случаях, когда слово не вызывает ярких ассоциаций. Обычно для обозначения этого слова в дальнейшем берется первая буква (или две-три первые буквы, чтобы избежать ошибки в понимании). Например, GB - Великобритания, TN - Теннесси и т.д. Недостаток буквенных символов заключается в их смысловой ограниченности.

2) Ассоциативные символы. Это - самая многочисленная группа символов, отвечающим наилучшим образом требованиям экономичности, наглядности и универсальности. Символы этой группы выбираются по некоторым признакам, характерным для целого ряда понятий, объединенных по образу или ассоциациям, которые они вызывают.

Ярким примером ассоциативного символа является стрелка. Стрелка может обозначать «движение», «переход из одного состояния в другое». Изменяя направление стрелки, переводчик может обозначить понятия «передавать», «получать», «поставлять» и многие другие.

3) Производные символы. Есть несколько способов образования производных символов:

А) Расширение символа, взятого за основу. Например, в переводческих записях символ «-» значит «говорить», «вещать». При обведении этого символа в круг, переводчик расширяет его значение до «печать», «радио».

Б) Конкретизация общего значения с помощью знака возведения в степень.

В) Антонимический подход или отрицание значения исходного символа(перечеркивание).

Г) Сочетание нескольких исходных символов. Сочетание, как правило, имеет более конкретное значение, чем значение составляющих его символов.

Д) Переосмысление смысла предикативного символа. Так, если снова обратиться к стрелкам, стрелка, направленная вверх, обозначает «рост», двойная стрелка, направленная вверх, обозначает радость, успех, процветание и т.д.

Таким образом, к группе производных символов относятся символы, в основе которых лежат уже знакомые символы.

4.3 Классификация символов по их главному значению

Существует четыре группы символов, выделенных по их главному значению:

1) Предикативные символы. Большая часть символов, входящих в эту группу, обозначает действие и, соответственно, является сказуемым в предложении.

Основным символом данной группы является стрелка, имеющая большое количество лексических значений, зависящих от ее направления и контекста.

Еще одним часто употребляемым символом являются кавычки. По мнению Ж.-Ф. Розана, кавычки - это символ слова. Он также пишет: «Когда приводятся чьи-либо слова, они ставятся в кавычки. Следовательно, естественным символом слова будут кавычки».

2) Символы времени. Несколько временных символов, использующихся наиболее часто могут быть определены в одну группу. Временные отношения в данном случае воспринимаются в их общем понимании, а не в связи с категорией времени.

3) Модальные символы. Для выражения отношения говорящего к ситуации используются специальные модальные символы. Они обозначают «(не)возможность», «необходимость», «(не)уверенность» и т.д.

4) Символы качества. Значение многих слов в речи усиливается или ослабляется. Например, маленькая страна, слабый противник и т.д.

Для обозначения различных характеристик слова используются символы качества. При этом совсем необязательно символы качества заменяют только имена прилагательные. В ряде случаев они могут заменять и другие части речи, которые усиливают или ослабляют значение слова.

Следует отметить, что символы, включенные в вышеперечисленные группы - это далеко не все существующие символы. Остальные символы, не описанные в классификации, являются предметными символами общего назначения. Их количество и обозначение целиком зависит от автор записи и сферы, в которой он работает.

Выводы по главе 4

Символы представляют собой разделенные на группы по значению знаки, помогающие экономно оформить переводческую запись. Они могут передавать лексическое значение независимо от языка источника. Для символов используются знакомые знаки, буквы или сокращения.

По способу обозначения символы делятся на буквенные, ассоциативные и производные. По своему главному значению символы делятся на предикативные символы, символы времени, модальные символы и символы качества. Остальные символы входят в большую группу предметных символов общего назначения.

Заключение

Устный последовательный перевод является одним из самых сложных видов перевода, это подтверждается и тем, что в его сфере работают специалисты самого высокого класса, особенно если дело касается деятельности на международном уровне. Именно поэтому интенсивно развивается и инструментарий переводчиков, важным элементом которого является техника универсальной переводческой скорописи. С одной стороны способы фиксации и воспроизведения информации имеют сугубо индивидуальный характер, с другой, за годы подготовки специалистов в данной области они подверглись систематизации и научному обоснованию со стороны ученых в самых разных сферах науки.

Это видно и из истории развития универсальной переводческой скорописи. Анализируя ее, стоит отметить вклад основоположников данного метода фиксации информации - представителей знаменитой Женевской школы переводчиков: Ж. Эрбера и Ж.-Ф. Розана. На базе их работ, описывающих основные элементы скорописи, такие как: вычленение идей, использование сокращений, связывание стрелками, отрицание перечеркиванием, усиление подчеркиванием, вертикальное расположение «ступенчатость», современными учеными (Р.К. Миньяр-Белоручев, Д.Селескович, Е.Н. Сладковская) были проведены дальнейшие разработки с применением целого комплекса дисциплин: экспериментальная психология, нейропсихология, сравнительная лингвистика и других. Это позволило вывести изучение универсальной переводческой скорописи на совершенно новый уровень и оптимизировать переводческую семантографию для наибольшего удобства переводчика при устном последовательном переводе.

Процесс подготовки к самому процессу записи также немаловажен, тут же стоит отметить и основные методы, применяемые при скорописи: смысловой анализ, сокращенная буквенная запись и система вертикальной записи. Смысловой анализ позволяет выделить ключевые моменты в записи и экономит время, позволяя не обращать внимания на «пустые» слова. Что касается сокращенной буквенной записи, ее достоинство состоит в том, что она исключает «лишние» и повторяющиеся буквы, отсутствие которых не мешает понять смысл слова. Система вертикальной записи сохраняет синтаксические и логические связи в тексте, не занимая при это много места.

Анализируя основы разработанных приемов переводческой скорописи особое внимание стоит уделить системе символов, которая несомненно не универсальна для всех и каждый специалист приспосабливает ее под свою манеру перевода и вводит собственные символы, все же является некой базой для подготовки и упрощения процесса скорописи. Разработана специальная семантография была такими специалистами как, к примеру, Р.К. Миньяр-Белоручев и на данный момент является неотъемлемой частью обучения данной технике.

Символы в данной системе представляют собой разделенные на группы по значению знаки, помогающие экономно оформить переводческую запись. Символы могут передавать лексическое значение независимо от языка источника. Для символов используются знакомые знаки, буквы или сокращения.

По способу обозначения символы делятся на буквенные, ассоциативные и производные. По своему главному значению символы делятся на предикативные символы, символы времени, модальные символы и символы качества. Остальные символы входят в большую группу предметных символов общего назначения.

Рассмотрев и усвоив систему переводческой записи, переводчик должен довести до автоматизма навык экономного фиксирования текста на бумаге с помощью специальных упражнений. По мнению Р.К. Миньяр-Белоручева, можно полностью усвоить предложенную систему за 2 месяца ежедневных тренировок.

Список использованной литературы

1. Миньяр-Белоручев Р.К. Общая теория перевода и устный перевод. - М.: Воениздат, 1980 - 237 с.

2. Бурляй С.А. Переводческая запись: Учебное пособие (для студентов IV курса переводческого факультета). - М.: Р-Валент, 2001 - 160 с.

3. Комиссаров В.Н. Теоретические основы методики обучения переводу. - М.: Рема, 1997 - 244 с.

4. Миньяр-Белоручев Р.К. Общая теория перевода и устный перевод. - М.: Воениздат, 1980 - 237 стр.

5. Аликина Е.В. Переводческая семантография. Запись при устном переводе. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2006 - 160 c.

6. Миньяр-Белоручев Р.К. Как стать переводчиком? - М.: Готика, 1999 - 237 c.

7. Чужакин А.П. Устный перевод ХХI: теория+практика, переводческая скоропись. - М.: Мир Перевода, 2000 - 256 стр.

8. Миньяр-Белоручев, Записи в последовательном переводе. - М.: Проспект-АП, 1969 - 176 c.

9. Сачава О.С. Переводческая скоропись: Теория и практика. Учебное пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2011 - 321 с.

10. Миньяр-Белоручев Р.К. Последовательный перевод. - М.: Воениздат, 1969 - 288 c.

11. Зиндер Л.Ф. О лингвистической вероятности. В сб.: «Вопросы статистики речи», ЛГУ, 1958 -576 с.

12. Сборник 11 «Материалы по математической лингвистике и машинному переводу», МГУ 1963 - 199 стр.

13. J.-F. Rozan. La prise de notes ein interpretation consecutive. Geneve, 1959 - 71 p.

14. Сборник 11 «Материалы по математической лингвистике и машинному переводу», МГУ 1963 - 199 стр.

Приложение

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение истории возникновения и этапов развития скорописи или вида письма, в котором появляются петли и росчерки, и в котором, ярче, чем в полууставе выражена индивидуальность почерка. Выносные буквы, сокращения в документах и книгах, знаки препинания.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2013

    Возникновение и развитие скорописи. Русская система стенографии. Скоростное письмо особыми знаками. Выбор значков и распространенность стенографии в мире. Система Габельсбергера в обработке Ольхина. Словоначертание, словосокращение и словоусечение.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    История возникновения перевода и переводческой деятельности, профессиональных объединений переводчиков в различных странах. Деятельность и главные цели международной (Federation internationale des traducteurs) и российской организаций переводчиков (СПР).

    курсовая работа , добавлен 22.06.2013

    Возникновение перевода и переводческой деятельности. Предпосылки и этапы развития профессиональных объединений переводчиков в различных странах. Деятельность международных и всероссийских организаций переводчиков: союз России и международная федерация.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2012

    Подходы к определению понятия "стратегия перевода". Соответствие определений понятия "переводческая стратегия" и слова "стратегия". Определение понятия "стратегия перевода" В.В. Сдобникова. Классификация переводческих стратегий и коммуникативных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2014

    Теоретические основы обучения переводчиков в языковом вузе. Перевод как деятельность. Определение понятия перевод. Общие принципы организации и содержание обучения. Формирование составляющей переводческой компетенции. Упражнения в процессе обучения.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2009

    Сравнительно-историческое языкознание в России конца XIX - начала XX века. Состояния развития советской лингвистики в период до 60-х годов XX века. Роль и место Ф.Ф. Фортунатова в истории лингвистических учений. Московская лингвистическая школа.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2010

    Понятие и классификация переводческой трансформации. Выявление мест использования комплексных трансформаций в текстах, представляющих затруднения при переводе. Приём смыслового развития и лексических опущений. Антонимический и описательный перевод.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2010

    Развитие делового языка в Московском государстве. Особенности языка, материальной и духовной культуры великороссов. Скоропись - сложная и своеобразная графико-орфографическая системы. Система нового литературного языка.

    реферат , добавлен 18.11.2006

    Понятие переводческой и грамматической трансформации, причины их возникновения, классификация. Практическое сравнительное исследование использования грамматических трансформаций на материале устных, письменных переводов русского текста на английский язык.

Переводческая скоропись - полезный инструмент при последовательном переводе или ненужная блажь?

Переводческая скоропись - это система ускоренной записи речи оратора с помощью различных заранее выработанных переводчиком сокращений, условных значков и т.д. для облегчения переводчику последующего воспроизведения всего этого на языке перевода.

Переводческая скоропись в известных пределах полезна при регулярном последовательном переводе больших пассажей текста, когда нет возможности остановить оратора.

Лично мое отношение к переводческой скорописи достаточно скептическое.

Переводческая скоропись востребована разве что при дипломатическом переводе и при любом другом протокольном переводе "на публику". Но это настолько узкая ниша : от силы несколько десятков переводчиков из многотысячного отряда тех, кому приходится заниматься устным последовательным переводом . Поэтому не стоит искусственно "набивать себе цену" и учиться тому, что вряд ли когда пригодится в реальной переводческой деятельности .

Конечно, если Вы молоды и только учитесь переводу, у Вас хорошая физическая форма и прекрасная память, то Вы можете чисто из спортивного интереса попробовать освоить переводческую скоропись. Когда Вы закончите учебу и станете работать переводчиком, Вам будет уже не до этих упражнений.

Конечно, скоропись это не такой "мрак", как стенография : для расшифровки стенограммы даже самой опытной стенографистке, как известно, требуется уйма времени и умственных усилий. У переводчика в боевых условиях этого времени нет. В этом смысле различные системы переводческой нотации это нечто среднее между ускоренной словесной записью звучащего текста и стенографией.

Но минусов и подводных камней у переводческой скорописи оказывается настолько много, что эффективно воспользоваться теми преимуществами, которые она сулит устному переводчику, не так просто.

Начнем с того, что известные системы переводческой скорописи дают на вооружение переводчику лишь определенный начальный набор сокращений и значков . А дальше, уяснив принцип, переводчик должен уже вырабатывать свою собственную систему скорописи , исходя из своих индивидуальных потребностей и предпочтений. Причем, не только вырабатывать, но и постоянно поддерживать и совершенствовать .

Однако даже освоение этого начального джентльменского набора требует времени и напряженных усилий. В некоторых источниках говорится о том, что при условии каждодневных интенсивных занятий систему скорописи можно освоить буквально за 10-12 дней. Но точно так же на всевозможных курсах нам обещают, что благодаря очередной уникальной методике каждый желающий сможет выучить любой иностранный язык за несколько недель или месяц. А в результате, даже закончив Инъяз, мы учим этот самый язык всю оставшуюся жизнь.

В любом виде деятельности важно четко определить приоритеты. И надо сказать, что освоение переводческой скорописи никак нельзя отнести к приоритетным задачам и навыкам при подготовке будущих переводчиков.

Если вы переводите по складам и с трудом понимаете смысл иностранного текста, то Вам рано думать о переводческой скорописи. Переводческой скорописью можно заняться, когда Вы уже овладели всеми остальными элементами переводческого процесса, перевод сам льется из Вас как по-писаному, и у Вас есть кураж блеснуть чем-то еще.

Существующие системы скорописи в плане лексики ориентированы в основном на общие общественно-политические или военные тексты. Они вырабатывались в те времена, когда тематика переводимых международных встреч и переговоров не была такой многообразной и насыщенной терминами и смысловыми оттенками, как в последние годы. "Делегация", "визит". "оратор", "сказал", "приветствовал", "поблагодарил", "осудил", "партия", "борьба за мир". "разоружение", "ракеты" и т.д.

Сегодня не только заметно повысилась тематическая сложность и терминологическая насыщенность мероприятий, идущих через перевод , но и выросла интенсивность самого процесса перевода и требования к его качеству .

Соответственно, чем больше тематика реального перевода отличается от той, для которой Вы наработали свои условные значки и сокращения, тем ниже будет эффективность применения приемов переводческой скорописи - даже если Вы ими владеете. Если сегодня Вы переводите строительство, завтра медицину , а послезавтра банковскую или биржевую тематику, то здесь Вас сможет спасти только глубокое знание предмета и терминологии, хорошая физическая форма, максимальная концентрация и ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ.

Да, и не стоит "баловать" ораторов тем, что переводчик готов по памяти переводить их получасовые пассажи. Со скорописью или без скорописи - это всегда колоссальная нагрузка на переводчика. Перевод таких сверхбольших кусков текста должен быть скорее исключением, чем правилом, и в основном ограничиваться теми случаями, когда у переводчика имеется заранее переведенный текст выступления или, по крайней мере, текст оригинала в бумажном виде . Тогда переводчик сможет переводить с листа . И что самое главное - точность и эффективность такого перевода с листа будет почти во всех случаях на порядок выше, чем точность перевода с использованием скорописи. И соответственно будет ниже вероятность переводческих ошибок, ляпов и пропусков.

Скоропись, как и стенография, широко применялась в то время, когда еще не было такого количества всевозможных технических средств и гаджетов. А в наш мультимедийный век это уже некий анахронизм: все равно, что продолжать пользоваться пейджерами, когда есть сотовые телефоны и эсэмэски.

Позаботьтесь о том, чтобы были правильно расставлены микрофоны и канализован звук - и не потребуется никакой скорописи! Не нужно ничего усложнять! Ведь чем больше начало перевода по времени отстоит от момента произнесения оригинального текста, тем выше риск переводческого брака.

Уже не говоря о том, что в условиях реального перевода далеко не всегда есть возможность, слушая оратора, делать по ходу записи . Переводчику удобнее всего делать себе пометки, когда он сидит за столом и при этом хорошо слышит говорящего. Но в любом случае потом ему еще надо быстро разобрать свои каракули в условиях стресса, множества внешних помех и не всегда идеальной освещенности.

Как и кто переводит сегодня президентов и премьер-министров и пользуется ли он при этом скорописью или какими-то другими приемами - тема, выходящая за пределы моей компетенции.

© Юрий Новиков, 2009

Символы, как и ПС в целом, индивидуальны, т.е. каждый переводчик сам подбирает себе рабочий набор условных обозначений. Как показывает практика, на первом этапе обучения целесообразно усвоить 150-200 базовых символов, при необходимости пополняя свой банк новыми значками. Для того чтобы знак стал символом в ПС он должен быть образным (отражать смысл предметов и явлений действительности, восприниматься легче, чем слова в тексте); мотивированным (символизация должна обладать высокой степенью обобщенности); многозначным (возможность обозначать одним знаком множество близких понятий); универсальным (отражать понятия независимо от языка, передавать лексическое, а не грамматическое значение, обозначать слова, относящиеся к разным частям речи) и конвенциональным (переводчику должна быть ясна связь, ассоциация между данным значком и понятиями, которые он может обозначать).

По способу обозначения понятий символы могут быть буквенными, ассоциативными и производными. По назначению они бывают общие, предикативные, модальные, выражающие временны́е отношения, качество и количество, а по структуре – базовые и комбинированные.

Основные символы, необходимые для работы начинающего переводчика, систематизированы в таблицах 4–7. Подробнее вопросы символизации в ПС изложены в книгах Е.В. Аликиной, 2006; Р.К. Миньяр-Белоручева, 1969; С.К. Фомина, 2006.

Общие символы

Общие символы (табл. 4) предназначены для выражения широкого круга понятий, чаще всего имеющих значение предметности и действий или признаков, связанных с основной функцией этих предметов. В ПС широко используется круг для генерализации понятий. Так, любой символ, обозначающий конкретный предмет при заключении его в круг получает более обобщенное или абстрактное значение. Например:

Удобны для запоминания и начертания производные общие символы – символы, образованные на основе одного базового значка с дополнительными пометами для расширения понятий. См., например, в таблице 4 производные от символа «деньги».


Таблица 4

Общие символы

Символ Значение
аспект, сфера, область, направление, момент
% процент, интерес, быть заинтересованным
Ω договор, контракт, соглашение, договоренность, сделка
быть связанным, иметь отношение к…
Î принадлежать
неравенство, разногласие, различие, различаться
с одной стороны
с другой стороны
беспокойство, переживание, беспокоиться, переживать
радость, радоваться, счастье, быть счастливым
горе, огорчаться
опасность, опасаться
риск, рисковать
OK согласие, соглашаться
верить, вера, убеждение, полагать, считать, быть уверенным
ограничение, лимит, предел
игнорировать
§ судить
точка зрения, позиция, взгляд
ʘ встреча, переговоры, обсуждение, конференция, совещание
? вопрос, проблема, задача, спрашивать
? решать, разрешать (вопрос, проблему)
сила, мощь, мощность, могущество, прочность
ɱ меры, принимать меры
φ мир, планета, земля, глобус, земной шар
страна, государство
нация, национальность, национальный, отечественный
человек
народ, население
деревня, село, поселок, населенный пункт и т.п.
группа, команда, компания, орган, предприятие, фирма, подразделение, учреждение
место, дислокация, расположение, пункт, объект, штаб
деньги, капитал
инвестиции, вложения
долг (денежный)
банк
зарабатывать
кредит
платить
тратить
субсидия
убытки
прибыль
каждый
женщина
мужчина
президент, глава, руководитель, начальник, представитель, лицо
правительство, руководство
@ цель, целиться, для того чтобы и т.п.
® ответственность, обязанность, долг
количество, номер, число
быстрый, срочный, сразу / связь, коммуникация
→← противоборство, столкновение, противостояние, оборона, защита, конфликт
! очень, особенно, важность, значение
М война, битва
ǣ изменение, перемена, пересмотр, поворот, революция
методы, способы, пути (решения)
V объем, круг, охват
около, приблизительно, примерно
сумма, совокупность, в совокупности, вместе с, суммарный
˄или┌┐ основа, основание, фундамент, база, базис, обоснование
Ш промышленность, индустрия
+ прибавить, прирост, кроме того
¦ функция, роль
| | Параллельный(о), одновременный(о), синхронный(о)
в среднем, среднестатистический, обычный, типичный
событие

Упражнение 17. Проанализируйте каждый символ, постарайтесь объяснить его мотивировку, переведите на английский язык все предложенные значения. Приведите примеры гипонимов и гиперонимов.

Упражнение 18. Запишите следующие слова и словосочетания, используя общие символы. Предложите собственные сокращения при необходимости. Воспроизведите лексические единицы на английском языке.

Аспект, база, банк, беспокойство, битва, быстрый, быть заинтересованным, быть связанным, быть счастливым, быть уверенным, в совокупности, в среднем, важность, вера, взгляд, вложения, вместе с, война, вопрос, все, встреча, глава, глобус, горе, государство, группа, деньги, деревня, дислокация, договор, долг, женщина, задача, зарабатывать, заседание, защита, земля, значение, игнорировать, изменение, иметь отношение к, инвестиции, индустрия, интерес, каждый, капитал, количество, команда, коммуникация, компания, контракт, конференция, конфликт, кредит, кроме того, круг, лимит, лицо, место, методы, мир, могущество, момент, мощность, базис, мощь, мужчина, направление, народ, населенный пункт, национальность, начальник, неравенство, номер, соглашаться, область, оборона, обоснование, обсуждение, договоренность, объект, объем, обычный, обязанность, огорчаться, ограничение, около, опасаться, орган (власти), основа, особенно, ответственность, отечественный, охват, очень, параллельно, переговоры, переживание, земной шар, перемена, платить, поворот, беспокоиться, подразделение, позиция, полагать, поселок, предел, предприятие, представитель, президент, прибавить, приблизительно, прибыль, примерно, принадлежать, принимать меры, нация, прирост, переживать, проблема, промышленность, противоборство, процент, прочность, пункт, пути (решения), радоваться, различаться, разногласие, разрешать (вопрос, проблему), расположение, революция, пересмотр, решать, риск, роль, руководитель, с другой стороны, связь, сделка, село, сила, событие, совещание, население, совокупность, основание, согласие, опасность, соглашение, способы, спрашивать, сразу, планета, противостояние, среднестатистический, срочный, столкновение, страна, субсидия, судить, сумма, рисковать, сфера, счастье, считать, съезд, национальный, типичный, точка зрения, тратить, убеждение, убытки, учреждение, фирма, форум, фундамент, функция, радость, цель, различие, человек, с одной стороны, число, суммарный, штаб.

Упражнение 19. Запишите любую статью (объемом около 1000 знаков) с помощью ПС, обязательно используя общие символы. Воспроизведите ее по записям. Обсудите возникшие трудности.

Упражнение 20. Индивидуализируйте общие символы, выучите их и подготовьтесь к быстрому диктанту.

Символы предикативности

Категория предикативности – категория, которая с помощью нескольких формальных синтаксических средств соотносит сообщение с определённым или неопределённым временны́м планом действительности. Главным средством формирования предикативности является категория наклонения. С помощью изъявительного наклонения сообщаемое предстает как реально осуществляющееся во времени. В ПС для его передачи используются символы времени (прошедшее, настоящее, будущее). Временна́я неопределённость передается с помощью сослагательного, условного, повелительного наклонений, т.е. действие трактуется как возможное, желаемое, должное или требуемое. В этом случае предикативность соотносится с модальностью, о которой речь пойдет в следующем разделе. Предикативность – неотъемлемый грамматический признак любой модели предложения, она обязательно должна быть зафиксирована в ПС. В таблице 5 представлены символы для фиксации наиболее распространенных предикатов. Их соотнесенность с реальной/ирреальной действительностью помечается в ПС с помощью временны́х или модальных символов.

Таблица 5

Предикативные символы

Символ Значение
¿или ed
® направлять, двигаться, стремиться
­ улучшать, усиливать, увеличивать, ускорять, возрастать, расти, совершенствовать, активизировать
¯ ухудшать, уменьшать, ослаблять, сокращать, снижать, падать, наносить удар
медленно, постепенно повышаться
медленно, постепенно понижаться
продолжить
= являться, составлять, равняться, быть равным
×или NO не, нет (отрицание) / ликвидировать, уничтожать, запрещать, разрушать, устранять, убирать, прекращать
рассматривать, глядеть, смотреть, видеть
, заставить, оказать давление
+ поддержать
говорить, заявить, выступать, сообщать
влиять
контролировать
сосредоточиться на чем-либо
оттолкнуться
¯¯ осуждать, критиковать, негодовать, возмущаться
­­ хвалить, радоваться, превозносить
отстать, проиграть
опередить, выиграть
действовать, применять меры, действия, меры, мероприятия
реагировать, реакция
стать
вводить, ввозить, вносить, доставлять, давать, поставлять, предоставлять, получать, импортировать, входить
присоединиться, прибывать, привлечь
выйти, покинуть, уехать, отступить, экспортировать
превысить, преодолеть
заменить, заместить, обмен, торговля, товарооборот
развивать(ся), совершенствовать(ся), развитие
[или< открывать, начинать, открытие, начало
]или> закрывать, завершать, закрытие, конец
или<> включать
][или > < исключать
основывать(ся)

Упражнение 21. Ознакомьтесь внимательно с каждым символом в таблице 5, постарайтесь объяснить его мотивировку, переведите на английский язык все предложенные значения. Приведите примеры гипонимов и гиперонимов.

Упражнение 22. Запишите словосочетания и предложения, обязательно используя предикативные и общие символы. Предложите собственные сокращения при необходимости. Воспроизведите высказывания на английском языке.

Открытие олимпиады назначено на завтра; экономика развивается; Иванов покинул заседание; цены стали расти; директор отреагировал быстро; участники преодолели второй этап; их опередили; я не люблю, когда меня контролируют и критикуют; его все поддержат; в магазин не привозят импортную колбасу; семинар начинается завтра; концерт превзошел все мои ожидания; надо сосредоточиться; рейтинги медленно растут; нападение было под контролем; это взаимоисключающие друг друга понятия; количество импортируемых товаров значительно уменьшается; представители Организации Объединенных Наций рассмотрели этот вопрос, основываясь на действиях организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и сообщили о своем решении.

Упражнение 23. Запишите с помощью ПС две статьи (каждая объемом около 1000 знаков): одну на русском языке, другую – на английском, обязательно используя общие и предикативные символы. Воспроизведите тексты по записям. Обсудите возникшие трудности.

Упражнение 24. Индивидуализируйте предикативные символы, выучите их и подготовьтесь к быстрому диктанту.

Символы модальности

Объективная модальность – обязательный признак любого высказывания, она выражает связь сообщения с действительностью в плане реальности и нереальности. Главное средство оформления объективной модальности – категория глагольного наклонения. Категория изъявительного наклонения заключает в себе объективно-модальные значения реальности , т. е. временно́й определённости: «Люди счастливы»; «Люди были счастливы»; «Люди будут счастливы». Ирреальные наклонения придают высказыванию временну́ю неопределённость. Так, в предложениях «Люди были бы счастливы»; «Пусть бы люди были счастливы»; «Пусть люди будут счастливы» при помощи глагольных форм и частиц сообщение отнесено в план желаемого, требуемого или необходимого.

Субъективная модальность (факультативный признак высказывания) отношение говорящего к сообщаемому – реализуется с помощью:

1) Вводных конструкций: к счастью, однако, тем не менее.

2) Специальных модальных частиц: вроде (неуверенность), разве что (предположение), якобы (недостоверность), ну и ну (удивление), чего доброго (опасение) и др.

3) Междометий: ах, ой-ой-ой, увы.

4) Интонационных средств для усиления удивления, сомнения, уверенности, недоверия, протеста, иронии и других эмоционально-экспрессивных оттенков субъективного отношения к тексту.

5) Порядка слов: Станет он тебя слушать! Хорош друг!

6) Специальных конструкций: Нет, чтобы подождать; Она возьми и скажи .

Таким образом, смысловую основу модальности образует понятие оценки, включающей не только логическую (интеллектуальную, рациональную) составляющую сообщения, но и разные виды эмоциональной реакции. Этот факт значительно затрудняет адекватное восприятие высказываний, а значит и передачу их на другом языке. Тем не менее, модальность оригинала обязательно должна быть сохранена в переводе, следовательно, ее надо зафиксировать с помощью ПС. В таблице 6 представлены символы для обозначения основных типов модальных отношений.

Таблица 6

Модальные символы

Упражнение 25. Запишите предложения, используя символы обозначения модальности и другие известные вам способы скорописи. Переведите предложения на английский язык по семантограммам.

1) Необходимо вкладывать средства в расширение производства. 2) Мы могли бы обсудить этот вопрос завтра. 3)Министр иностранных дел должен немедленно выехать в Лондон. 4) Стороны не могут пойти на компромисс. 5) В следующем году следует снизить таможенные пошлины. 6) Желательно принять этот документ как можно быстрее. 7) Вам необходимо принять участие в этой международной выставке. 8) Каждый гражданин обязан соблюдать конституцию своего государства. 9) Рабочие намерены продолжать забастовку. 10) Потребуется много усилий для решения этого вопроса. 11) На сегодняшний день город не в состоянии самостоятельно решить проблему утилизации отходов. 12) Инспекции не могут продолжаться бесконечно в отсутствие сотрудничества со стороны представителей власти этого государства. 13) Оборудование предприятия нуждается в частичном обновлении. 14) Увеличение количества дистрибуторов по отношению к производителям многих товаров широкого потребления заставляет нас обратиться к торговой логистике.15) Несмотря на то, что курс акций отражает мнение носителей информации относительно того или иного предприятия, некоторые операции требуют особого анализа. 16) На заседании Большой Восьмерки главы государств и правительств собираются рассмотреть вопрос о ратификации договора.17) Вероятно, эта партия выиграет. 18) Мы должны оказать давление. 19) Неизвестно, будет ли открыта выставка или нет. 20) Мы хотели бы подписать контракт.

Упражнение 26. Запишите английские предложения, используя приемы обозначения модальности и другие известные вам способы скорописи. Подумайте, на каком языке удобнее вести запись. Переведите предложения на русский язык на основе семантограмм.

1) In order to be successful in reality one must know reality. 2) I have to be in the office at 8 o’clock. 3) You needn’t come back if you don’t want to. 4) Do we have to speak English? 5) You must fasten the safety belt. 6) I should have handed in the essay yesterday. 7) You needn’t have paid. 8) She can’t be more than 30. 9) We should not have laughed at her. 10) They might have read the news. 11) He couldn’t take his eyes off you. 12) There must be some mistake here. 13) I can’t tell jokes, I never could. 14) There may be some truth in what you say. 15) You must have more rest. 16) We can give you a lift. 17) I must have left my notebook at home. 18) We needn’t hurry. 19) No one answered the phone. They might have been watching TV. 20) “It is never too late to be what you might have been.” – George Eliot. 21) This will be the street we are looking for. 22) Shall I buy you a drink? 23) The war could still have been avoided.

Упражнение 27. Прослушайте фрагменты приветственных речей. Замените синтаксические обороты краткими формулировками, сохраняя модальность высказываний, и запишите их, используя известные приемы ПС. Восстановите исходные тексты по записям.

Уважаемые участники! Для меня большая честь оказаться во главе делегации, направленной для проведения переговоров о заключении соглашения по поводу расширения научно-технического сотрудничества между нашими университетами, соглашения, которое, по причинам, отмеченным ранее, является насущной необходимостью. С большим удовольствием мы приняли приглашение посетить ваш город и ваше учебное заведение. Надеюсь, что после заключения соглашения подобные визиты станут традицией.

Упражнение 28. Запишите высказывания политиков с помощью ПС, понижая степень экспрессии и упрощая синтаксис. Какие пометы для отражения эмоций можно делать на полях? Воспроизведите тексты.

1) Я перечитал всего Достоевского и теперь к этому человеку не чувствую ничего, кроме физической ненависти. Когда я вижу в его книгах мысли, что русский народ – народ особый, богоизбранный, мне хочется порвать его на куски (А.Б. Чубайс). 2) Я форменный урод… Как только девочки меня любят! Вероятно, я очень умный (Е.Т. Гайдар). 3) Русских нельзя с правами пускать в европейскую цивилизацию. Их положили у параши, и правильно сделали. Жалкие, несостоятельные в духовном плане, трусливые спят у параши и никаких прав не имеют… Я лично правами человека накушалась досыта (В.И. Новодворская). 4) Я думаю, для того чтобы отобрать у нас атомное оружие, достаточно парашютно-десантной дивизии. Однажды высадить и забрать все эти ракеты к чертовой матери. Россия никому не нужна (смеется), не нужна Россия никому (смеется), как вы не поймете! Я не понимаю, чего такого особого в России? (А.Р. Кох)
5) Сначала 1917 год, потом сразу 1937-й. Два подряд уничтожения элиты привели к тому, что Россия стала страной генетического отребья. Я бы вообще запретила эту страну. Единственная здесь для меня отдушина – это картинные галереи. И цирк (К. А. Собчак). 6) Богомерзкий Сталин создал отвратительный культ Александра Невского (Ю. Пивоваров). http://forum.dmitrov.su/topic22440.html

Символы времени

Символы времени – индикаторы, позволяющие переводчику пометить форму изъявительного наклонения, обозначить временны́е рамки описываемого действия. Символы, представленные в таблице 7, могут быть дополнены индивидуальными условными обозначениями для периода времени, например, «эпоха», «век», «год», «месяц», «неделя» и др., а также наречиями времени (часто, редко, издавна, никогда и др.) и другими лексемами для выражения временны́х отношений в тексте.

Таблица 7

Символы времени

символ значение
¿или ed прошедшее время, было, в прошлом
будущее время, будет, в будущем
настоящее время, сейчас, в данный момент
вчера
завтра
или ↓с сегодня
≤ (<) начало действия
≥ (>) конец действия
период времени
1 0 впервые, в первый раз
в течение, пока, во время
или ᴂ всегда
завершать, заканчивать

Упражнение 29. Запишите отрывки из выступлений, используя символы времени и другие приемы ПС. Можно добавлять собственные символы или сокращения. Переведите тексты по семантограммам.

1) Прежде чем я отвечу на ваши вопросы, я хотел бы вкратце рассказать вам о выставке, которая будет впервые в этом выставочном центре. Мы решили приурочить эту выставку к 10-летию со дня подписания соглашения о культурном сотрудничестве между нашими городами. Связи в области культуры, искусства и науки всегда вносили большой вклад в сближение наших городов, они широко развиваются и по сей день. Выставка, организованная нами в прошлом году, имела огромный успех. Выставка, открываемая через два дня, позволит получить представление обо всем этом. Она завершит свою работу 12 марта, т.е. вы целый месяц сможете рассматривать все экспонаты.

2) Ladies and gentlemen, I am delighted to welcoming you to Frankfurt and open the next one and a half day’s Conference on “The safety and efficiency of post-trading arrangements in Europe”. This conference is organised jointly by the ECB and the European Commission. <…> This conference is distinctive in at least two ways. Firstly, it brings the main European decision makers and opinion-formers from various segments of the post-trading activity together, to foster the European debate in an open and visionary way. Secondly, <…> we have a unique opportunity to draw up concrete proposals and recommendations from each field of expertise. I look forward to learn from the discussions of today’s conference on how to enhance the safety and efficiency of the European post-trading market. (http://www.bis.org/review/r080422a.pdf)

3) Уважаемые коллеги, друзья! Дамы и господа!

Позвольте мне поприветствовать вас на очередном заседании международного клуба «Валдай». Действительно, вот уже более десяти лет на этой площадке проводятся дискуссии по самым актуальным проблемам, обсуждаются пути и перспективы развития России и всего мира. <…> Хочу поблагодарить всех российских и зарубежных политиков, экспертов, общественных деятелей, журналистов, которые участвуют в работе этого клуба. В этом году наша дискуссия сосредоточена на вопросах войны и мира. Эта тема, безусловно, волновала человечество на протяжении всей истории. Ещё во времена древнего мира, античности шли споры о природе, причинах конфликтов, о справедливом и несправедливом применении силы, о том, будут ли войны всегда сопровождать развитие цивилизации, чередуясь лишь перемириями, либо наступит время, когда споры и противоречия будут разрешаться без войны.

http://www.rg.ru/2015/10/22/stenogramma-site.html

Упражнение 30. Индивидуализируйте символы модальности и времени, выучите их и подготовьтесь к быстрому диктанту.

Ирина Сергеевна Вацковская

Десять уроков последовательного перевода с применением переводческой скорописи

Рецензенты:

Степанова Мария Михайловна , кандидат педагогических наук, доцент (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого);

Нечаева Наталья Викторовна , кандидат филологических наук, доцент (Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена)


© И. С. Вацковская, 2017

© ООО «Бук», 2017

Введение

В эпоху, когда межкультурная коммуникация приобретает невиданный до сей поры масштаб и размах, возрождается интерес к переводческой деятельности, все более четко разграничиваются понятия «обучение языку» и «обучение переводу». Последнее предполагает формирование переводческой компетенции, позволяющей оптимальным образом решать профессиональные задачи. Одной из составляющих переводческой компетенции в области устного последовательного перевода является владение переводческой записью, позволяющей зафиксировать и воспроизвести речь любой продолжительности.

Вид устного перевода, при котором речь переводится последовательно, т. е. переводчик воспринимает отрезок речи и через максимально короткое время воспроизводит его в переводе, называется последовательным. В последовательном переводе восприятие, анализ/синтез происходят одновременно с записью, что вызывает особые трудности по овладению приемами скорописи на первоначальном этапе, когда сознание словно «раздваивается» в необходимости одновременно и слушать, и записывать. Универсальная переводческая скоропись при устном переводе признана помогать, дополнять кратковременную память.

Для устного переводчика большое значение имеет также оперативная память – способность сохранять в памяти значительные отрезки услышанного текста. Упражнения в данном пособии помогают расширить объем оперативной памяти и освоить вспомогательные приемы запоминания. При этом развивается как качественная, так и позиционная память, т. е. оптимизируется запоминание большого объема информации и порядка следования единиц информации.

Переводчику часто приходится запоминать числа, даты, имена, названия (прецизионная информация), которые не восстанавливаются из контекста и требую предельно точной передачи. По определению Р. Миньяр-Белоручева, прецизионная информация, или прецизионные слова, – это «общеупотребительные единицы речи, не вызывающие конкретных ассоциаций и весьма сложные для запоминания». Именно прецизионная информация является главной информацией, которая требует особого внимания, искажение которой может привести к нежелательным последствиям. Поэтому предтекстовые задания и упражнения направлены на отработку и запись перевода прецизионной информации с использованием текстов, насыщенных цифрами и именами собственными.

Еще один навык, необходимый для успешного устного перевода – это умение быстро переключаться с одного языка на другой как в плане восприятия, так и в плане воспроизведения речи.

Фоновые знания, знание реалий, знание метаязыка обогащают долговременную память переводчика, приближают его речеязыковую деятельность к речеязыковым навыкам «носителя» языка, что в свою очередь помогает переводчику свободно ориентироваться в любой ситуации и сфере общения.

Для решения выше поставленных задач было создано данное учебно-методическое пособие.

После выполнения предтекстовых заданий, студенты приступают к работе над текстом при помощи переводческой записи. При этом в различных контекстах тренируются наиболее частотные, переводческие соответствия с целью выработки автоматизированного навыка их использования.

Выполнение качественного перевода невозможно без профессионального владения языком, что предполагает постоянное расширение лексического запаса, чтение свежих новостей на различную тематику из авторитетных источников, наличие клише из разных областей, развитие навыков публичной речи, всестороннее знание родного языка и изучение культурных традиций и национального характера языка перевода.

Этапы процесса устного последовательного перевода

Устный перевод представляет собой межъязыковое и межкультурное посредничество, которое обеспечивает понимание адресатом максимальной (или хотя бы оптимальной) доли суммарного смысла, заложенного в сообщение отправителем. Устный перевод – это деятельность, осуществляемая в условиях стресса, часто на пределе сил переводчика или близко к этому пределу. Нередко устному последовательному переводчику приходится иметь дело с отрезками, содержащими много сотен слов и звучащими несколько минут.

Использование переводческой скорописи позволяет разгрузить кратковременную память переводчика, освобождает его от вечного страха забыть содержание переводимого материала, а также позволяет работать с отрезками текста значительной длительности и сложности. Переводческой скорописью называют особую систему записи, позволяющую устному переводчику «в реальном времени» фиксировать на бумаге достаточное количество смысловых элементов речи оратора-источника, чтобы с опорой на них сформировать звучащий текст перевода. Переводческая скоропись, которую ведет переводчик, формируется на этапе анализа, а считывается на этапе синтеза.

В целях переводческого анализа важно различать поверхностную и смысловую структуру текста. Поверхность текста – это последовательность знаковых единиц, обладающая свойствами связности и цельности. Ввиду ограниченного объема краткосрочной памяти значительный объем текстовой информации никак не может быть запомнен переводчиком «напрямую», то есть на поверхностном уровне. Попытка запомнить каждое слово (удержать в памяти поверхностные формы) приводит к потере действительно важной информации.

Единственный способ воспринять, удержать в памяти и передать в переводе смысл исходного отрезка текста – это максимально глубокая смысловая переработка материала, что неизбежно предусматривает отход от поверхностных форм, структур и лексики. Целью является снижение избыточности информации (компрессия) без потери ее существенных элементов и создание системы смысловых связей различного уровня и вида, обеспечивающей сохранность материала на период синтеза и проговаривания переводящего отрезка текста. Переводческая скоропись как инструмент системы переводческого анализа предусматривает работу главным образом на уровне смысловой структуры текста. Смысловая структура текста – это сумма смыслов каждого отрезка текста. Под «смыслами» мы понимаем все элементы семантики, которые актуализованы в данном конкретном контексте говорящим.

Как же выглядит процесс перевода с точки зрения самого переводчика? Процесс перевода начинается для переводчика с восприятия на слух речи оратора, то есть аудирования (этап анализа). На начальном этапе переводчик получает всю совокупность информации, закодированной на «поверхностном уровне» текста оригинала. Поверхность исходного текста принадлежит исходному языку. Восприятие «поверхности» каждого отрезка оригинала протекает почти одновременно со смысловой переработкой его содержания, и разделение этих процессов, конечно, носит во многом условный характер. Еще на этапе восприятия оригинала грамотное использование переводческой скорописи дает переводчику дополнительную возможность глубже продумать смысловую структуру исходного текста, зафиксировать прецизионную информацию, принять некоторые переводческие решения, подготовиться к построению текста перевода.

Ключевым же этапом процесса устного перевода, в успешности которого проявляется весь профессионализм переводчика или отсутствие такового является этап девербализации (этап анализа). Смысловая переработка содержания исходного текста происходит на этапе девербализации, когда происходит высвобождение смыслов, заключенных в поверхностных формах исходного текста, из их языковой (вербальной) оболочки. Воспринимая и сохраняя в памяти или в записи смысловое содержание речи, переводчик отвлекается от информации о том, как именно это содержание было выражено автором оригинала, то есть какие именно слова, выражения синтаксические конструкции выбрал для этот автор.